Фон для сказки курочка ряба без героев

Содержание: показ настольного театра курочка ряба жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. снесла курочка яичко. яичко

Содержание:

Показ настольного театра «Курочка ряба»

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое». 

Дидактическая игра «Найди тень»

— Посмотрите на эту картинку.

— Куда-то ушли все герои сказки, остались только их тени. Давайте вернем всех на место: вот вам цветные картинки деда, бабы, яйца, курочки и мышки — разложите их на подходящие по форме тени.

Дидактическая игра «Сколько яиц?»

— Сосчитайте, сколько яиц в этом гнезде и обозначьте цифрой. А теперь сосчитайте яйца в другом гнезде и тоже обозначьте цифрой.

Изобразительная деятельность «Курочка Ряба»

— Сделаем курочке Рябе глаза и клюв: кусочек черного пластилина разделите на две части, скатайте шарики, приложите в нужное место и придавите пальчиком; из кусочка красного пластилина раскатайте короткую колбаску, пальчиком раскатайте один ее конец, чтобы он стал острым и прикладывайте на место клюва.

— Курочка Ряба хозяюшка. Давайте наденем ей фартук. Какого цвета фартук? Желтый фартук. А теперь приклейте его.

— Сделаем фартук нарядным — украсим его: отщипывайте кусочки пластилина, прикладывайте и прижимайте к фартуку. Какого цвета пятнышки на фартуке? Синего цвета.

Рисование кистью «Зернышки для курочки Рябы»

— Давайте накормим курочку Рябу — нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти правильно, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке. Какого цвета мы взяли краску для рисования зернышек? Желтую краску.

Конструирование «Курятник»

— Поставьте на пол один цилиндр так, чтобы дверь оказалась внизу. Сверху положите круг. Теперь строим второй этаж — ставим сверху еще один цилиндр

Обратите внимание на дверь — она должна быть внизу. Сверху снова кладем круг и делаем крышу из конуса

Двухэтажный курятник — дом для кур готов!

Рисование карандашами «Гнездо»

— Вот яйца, скоро из ним вылупятся цыплята, а гнезда нет.

— Давайте нарисуем гнездо. Возьмите карандаш и рисуйте вокруг яиц гнездо круговыми движениями руки. Посмотрите, одно яйцо отличается от других. Какое оно? Чем оно отличается?

Дидактическая игра «Расставь цыплят по росту»

— Собралась курочка Ряба своих ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту: первым поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше и самый маленький.

Чтение потешки и звукоподражание «Курочка Ряба по двору ходит»

Курочка Ряба по двору ходит, цыпляток водит.
Хохолок раздувает, малых деток потешает: «Ко-ко-ко!» (Дети повторяют).
Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
На речку!
Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой!
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить!
Курочка-рябушечка, как цыпляткт просят пить?
Пи-пи-пи! (Дети повторяют).

Дидактическая игра «Длинные и короткие червячки»

— Ребята, превращайтесь в цыплят и отправляйтесь гулять, червячков искать.
Много червячков вы насобирали. Какого цвета червячки? Красного. Посмотрите внимательно одинаковые червячки? Нет разные: короткие и длинные. Разложите червячков на две кучки — в одну кучку коротких. А в другую кучку длинных червячков.

— На картинке нарисовано яйцо — белое. Возьмите оранжевую краску и закрасьте его, чтобы оно стало золотое.

Игра-драматизация по сказке «Курочка Ряба»

Детям предлагается надеть фуражку, платок, шапочки мышки и курочки и показать сказку. Текст сказки говорит воспитатель.

Игра со счетными палочками «Дом для Петуха-папы»

— Вот какой домик нужно построить для папы Петуха.

— Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.

Лепка «Яичница на сковороде»

— Не из всякого яйца появляется цыпленок. Некоторые яйца попадают к нам в холодильник из них мама готовит яичницу. Вот и мы с вами сейчас возьмем сковородки и положим перед собой. Затем круговыми движениями раскатаем кусочек белого пластилина, чтобы получился шар, расплющим его в лепешку, приложим к сковороде и придавим — это яичный белок. Кусочек желтого пластилина круговыми движениями раскатаем в шар, приложим в середину белка и придавим. Вот какая яичница получилась у нас с вами!

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Курочка Ряба»

Цели:

Вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.
Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете.
Учить детей считать и обозначать цифрой результат счета.
Продолжать учить рисовать карандашом, кистью, пальчиком.
Закреплять приемы наклеивания и лепки (прямое и круговое раскатывание, сплющивание, отщипывание, придавливание).
Формировать интерес к сказкам, изобразительной деятельности.
Упражнять в сооружении постройки по образцу воспитателя.
Развивать мелкую моторику, звукоподражание, координацию движений, зрительное и слуховое сосредоточение, чувство ритма.

Оборудование:

Игрушки для настольного театра: дед, баба, курочка, мышка, яйца (простое и золотое).
Картинки-фоны с изображением гнезда и черных теней героев сказки, цветные силуэтные картинки героев сказки.
Карточки-цифры «1» и «2», картинки с изображением одного и двух яиц в гнезде.
Картинка-заготовка «Курочка Ряба», клеящие карандаши, вырезанные из желтой бумаги фартуки, пластилин черного, красного и синего цвета. Дощечки для лепки.
Желтая краска, кисти, непроливайки, бумажные одноразовые тарелки.
Картонные цилиндры, обклеенные оракалом с прорезанной дверью, круги и цилиндры.
Картинки-заготовки с нарисованными в центре яйцами, карандаши черного цвета.
Цветные силуэтные картинки цыплят четырех величин.
Шнур красного цвета, нарезанный на короткие и длинные отрезки.
Картинка-заготовка с изображением двух яиц, пальчиковые краски оранжевого цвета.
Платок, фуражка, золотое и простое яйцо, шапочки курочки и мышки.
Счетные палочки, картинка-фон с изображением петушка и схемы постройки дома из счетных палочек.
Ложки, яйца (пластиковые или деревянные)в корзинке, яичные клетки.
Вырезанные из черного картона сковородки, пластилин белого и желтого цветов.
Аудиозаписи: «Цып-цып, мои цыплятки», «Танец цыплят», «Воспитание».

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, перед ними воспитатель.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, когда сегодня утром я шла в детский сад, возле нашей группы я нашла корзиночку.

Сюрпризный момент

— Хотите посмотреть, что лежит в корзиночке? (Ответы детей)

Смотрите, здесь лежат перышки. Что это? Ребята. (Перышки). Посмотрите, какие перышки (Легкие, пушистые). Если на перышко подует ветерок, оно сможет полететь.

Давайте подуем на перышко и посмотрим, как оно полетит.

(Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко». Дети несколько раз дуют на перышко.)

Воспитатель: А кто потерял это перышко, мы сейчас с вами узнаем.

Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, про кого я говорю.

Загадка.

По двору гуляет,

Цыпляток созывает:

Ко-ко-ко-ко-коНе ходите далеко!

Дети кто это?

(Дети отвечают: — Курочка)Воспитатель: Конечно курочка. Посмотрите ребята, а курочка – красавица в гости к нам пришла.

Курица: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Давайте тоже скажем курочке «Здравствуй курочка»

Посмотрите, какая наша курочка большая, пестрая. А как курочка кричит? (Ко-ко-ко).

А еще у мамы курицы есть ребенок – желтый, маленький (Дети — цыпленок).

Правильно цыпленок.

А какой он цыпленок! – (Дети – маленький, желтый).

А как цыпленок кричит? – (Дети пи-пи-пи).

Правильно. Пи-пи-пи

Воспитатель: А как вы думаете, что любит клевать курочка с цыпленком? (Дети: зернышки, червячков, травку).

Правильно.

А давайте мы сейчас с вами их покормим.

Упражнение на развитие мелкой моторики – формирование пинцетного захвата.

«Покорми Курочку».

Перед каждым ребенком стоит тарелочка, в которой лежат червячки и зерно. Дети должны большим и указательным пальцами переложить зерно и червячков курочке и цыпленку на полянку.

Воспитатель: Давайте сложим угощение для курочки и цыпленка на полянку.

Курочка моя, умница моя.

Вот зерно, водичка! Дай ты нам яичко.

Игра «Собери яички»

Воспитатель: Ребята, курочка покушала и снесла целую корзинку яиц. Посмотрите, сколько здесь яиц? Возьмите себе в руку, по яйцу. Потрогайте яйца, какие они? (Гладкие). А на что похожи яйца курочки? На шарики! Мы с ними сейчас поиграем, их в ладошках покатаем

Только катать нужно осторожно, яичко хрупкое. Его можно раздавить, если сильно нажать

Какое яичко? (Ответы детей 2-3 человека).

Пальчиковая гимнастика «Яичко на ладони»

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпуская:

Очень хрупкое оно –

Так у кур заведено.

Воспитатель: Молодцы, складывайте яички обратно в корзинку.

Ребята, а курочка не просто так к вам в гости пришла, она принесла вам сказку. А какую сказку вы знаете про курочку?

— Давайте вспомним, что же случилось в этой сказке, и расскажем. Я начну, а вы мне помогайте.

Садитесь на стульчики удобнее, приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку.

Показ сказки «Курочка Ряба» куклами настольного театра.

(Стоит стол, на котором расставлены кукольные герои из сказки «Курочка Ряба»).

Дети следят за развертыванием содержания сказки в театре и договаривают фразы.

Жили – были (пауза) Дед и баба и была у них (пауза) курочка Ряба. Снесла курочка (что она снесла) яичко, не простое яичко (а) золотое. Дед (что делал) бил, бил – не разбил, баба (что делала) била, била – не разбила. (Кто бежал) мышка побежала, хвостиком махнула, яичко (что сделало)упало и разбилось. Дед (что делает) плачет, баба (что делает) плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь (пауза) дед, не плачь (пауза) баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, (а какое) простое!»

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто снес яичко? Кто разбил яичко? Как? Что курочка обещала деду с бабой?

Ребята, а сейчас курочка зовет вас поиграть в игру Подвижная игра «Цыплята и кошка».

Я буду курочкой, а вы мои цыплятки. Мы пойдем гулять, поклюем зернышки. Но только будьте осторожны, на скамейке у дорожки, прилегла и дремлет кошка. Если он проснется, убегайте от неё в домики. Наши домики будут стульчики.

(Кто то из гостей назначается котом, одевает шапочку кота и делает вид, что спит. Дети и воспитатели ходят вокруг кота).Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки,

Ко-ко-ко-ко не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Выпили водицы, полное корытце.

На скамейке у окошка, прилегла и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

(Дети убегают от кошки и прячутся в домики).

Вот молодцы ребятки – цыплятки. Никого кошка не поймала.

Итог занятия:

Ход занятия.

1.Вводно-мотивационная часть:

1. Организационный момент

«Круг дружбы»

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Слушай,

Что же это звенит?

Может быть, звенит и ползет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно-вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука,

Нет ни грома,

Ни гудка. (Р. Сеф)

Воспитатель:

Ребята, скажите, что же может так звенеть? (Ответы детей.)

«Вслушайся: звенит одна

В целом мире тишина!»

Ребята, но тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы

(Дети отворачиваются, и определяют звуки,которые создает воспитатель: шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол и т. д.).

2. Основная часть

Воспитатель:

Мы слышим шум дождя, пение птиц-это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова и мы понимаем друг друга.

А какие это звуки?

Затем воспитатель пропевает а-а-а, о-о-о, у-у-у.

Воспитатель:

Что же это за звуки:и,э,ы,е?

Дети:

Гласные звуки!

Воспитатель:

Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.

Д/и «Кто дольше протянет гласный звук».

Воспитатель:

Если вы будете внимательны, то узнаетепо губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.

Д/и «Угадай, что я сказала?»

Воспитатель:

Звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем?

Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.

Бак, мак, рак

Рог, нос, рот, сок

Кит, мир, пир

Суп, сук, лук

Сыр, рысь

Мэр, сэр.

Воспитатель:

А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют свои слова).

Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько,например: со-ба-ка, ры-ба, сказ-ка (зазвучала волшебная музыка)

Ой, ребята, я сказала слово «сказка»и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.

— Жи. бы. де. и ба.. И бы. у ни. Ку. Ря.. Сне. Ку. я. не про., а зо.. Де. би., би. – не раз.. Ба. би., би. – не разби.. Мыш. бе., хво. мах., я. упа. и разби. .

Дети называют сказку.

Воспитатель:

— Правильно, ребята. Это сказка- «Курочка Ряба».

— Давайте на столах полосками выложим название сказки.

— Сколько слов в этом предложении?

Дети:

2 слова

Воспитатель:

А теперь вспомните предложение из сказки из 3-х слов (2-х слов) и выложите на столе.

Снесла курочка яичко. -3 слова

Дед плачет — 2 слова

Курочка кудахчет-2 слова

Воспитатель:

Молодцы, ребята, справились с этим заданием!

А теперь мы поиграем с вами в игру «Живые слова».

Воспитатель вызывает 3-х детей.

Воспитатель:

Мы сейчас поиграем с вами с предложением «СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО

Воспитатель переставляет детей произвольно, а дети называют предложения,которые в результате этого получились:

Снесла курочка яичко.

Яичко снесла курочка.

Воспитатель:

Курочка яичко снесла.

На сказочной улице. Которая называется «Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.

Дед, баба, мышка, курочка.

(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)

На доске повесит таблица-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно.

Воспитатель:

Ребята. Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой, в названии которого 3 слога и т. д.

Дети расселяют на первом этаже-слово «ку-роч-ка». На втором этаже –слова «ба-ба», «мыш-ка». А на третьем- слово «дед».

Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».

Воспитатель:

Сколько слогов в этом слове?

Дети: 2 слога

Воспитатель:

А звуков?

Дети: 4 звука.

Воспитатель:

Фишками (красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверте на доске.

Ребята, а вы хотите угодать имена дедушки и бабушки?

Дети: Да!

Воспитатель:

Попробуйте! Воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки.

Карандаши-«к»

Очки-«о»

Лейка-«л»

Яблоко-«о» КОЛЯ

Мячь –«м»

Шар-«ш»

Автобус –«а» МАША

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!

А какими вы себе представляете героев сказки? (Дети описывают).

Дед-старый, высокий, худощавый.

Баба-старенькая, седая, добрая, приветливая.

Курочка-большая, рябая, пестрая.

Мышка- серенькая, маленькая, проворная.

Воспитатель:

А как по другому можно ласково заменить слово «баба»?

Дети: Бабушка, бабуличка.

Воспитатель:

А слово «дед»?

Дети: Дедушка, дедуся, дедуличка.

Воспитатель:

Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

«Покрутись, повертись, в детский садик возвратись».

Конспект
занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание
сказки «Курочка ряба» на новый лад»

Цель:  учить
детей творческому рассказыванию;  связывать в единую сюжетную линию
выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст; вспомнить
 с детьми значение  слова «сказка»,  какие  жанры
 сказок знакомы; учить  строить полные, распространённые
предложения, используя  языковые  средства для  соединения их
частей (чтобы, когда, потому что); продолжать  учить
 оценивать  рассказы  друг  друга; учить детей на
 основе  знакомого сюжета сказки придумывать  новую сказку,
содержательно и эмоционально  рассказывать  её, используя
  выразительные средства, традиции начала сказки и окончания; развивать
 речевое творчество  дошкольников; воспитывать  любовь к
сказкам, доброжелательное и корректное   отношение  друг  к
другу.

Предварительная работа: познакомить
 детей с новым словом «жанр»  и  его  значением (вид
художественных произведений, характеризующийся   теми  или иными
 сюжетными и стилистическими  признаками),   чтение  и
анализ  авторских и народных сказок,  загадок  о сказках,
 подбор музыкального сопровождения. Музыка Владимира Дашкевича.  Слова Юлия Кима  «Приходите
в гости к нам»,  изготовление плоскостного  театра для
 магнитной доски.

Ход занятия: звучит
песня «Приходите в гости к нам».  Дети сидят полукругом  перед ними
 магнитная доска, на которой  представлены  герои  из
 двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».

Если
сказка в дверь стучится,

Ты
скорей её впусти,

Потому
что сказка – птица,

Чуть
спугнёшь – и не найти.

Ты
за нею на порог,

А
её и нету …

Только
тысячи дорог

Разбрелись
по свету …

По
какой она пойдёт?

Где
она покажется?

Плыть
ли ей, или ходить,

Или
мчать откуда,

Только
там, где сказке быть,

Там
случится чудо …

У
неё чудес запас

И
всегда готово

Каждый
раз для всех для нас

Золотое
слово!

Воспитатель:

— Ребята,  сегодня  мы с вами
 вспомним  знакомые сказки.  Что  такое  сказка?

Сказка — это произведение  о
вымышленных  лицах  и событиях, с участием  волшебных,
фантастических   сил.  

Какие  жанры   сказок  вы
знаете?

Ответы детей:
  (Волшебные,  сказки о животных, растениях, неживой природе и
предметах, бытовые сказки.)

Воспитатель:

 — Кто  придумывает сказки?
 Ответы детей: ( Народ,  авторы).

Мы  знаем  сказки  
народные   и авторские.

Воспитатель:

 Прослушайте  внимательно
 и  отгадайте, что же  это за сказка:

1.Сказку
ты, дружок,  послушай.

Мышка
серая, Норушка, вышла в поле погулять,

Сладких
зёрен поискать.

Видит:
дом –домок

В
 чистом поле  одинок («Теремок»).

2.Дед
 Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной. Как-то раз
 пришли подружки,

В лес зелёный стали звать: грибы – ягоды
сбирать…(«Маша и медведь»).

3.Ни в каком
далёком царстве,  тридевятом государстве –

Дело  было на Руси… Стариков про то
спроси.

Жили-были  дед и баба, жили  
дома  с птицей  рядом

Баба  птицу ту   любила, её
 зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).

4.Уплетая
калачи,
     Ехал парень на печи.
     Прокатился по деревне.
     И женился на царевне. (Емеля)
    из русской народной сказки «По щучьему веленью».

Воспитатель:

—  Молодцы!  А  теперь
 посмотрите, герои  из каких  сказок  пришли к нам в гости?
( Рассматриваем  героев на магнитной   доске).

Ответы  детей:
( лиса, дед и баба, медведь, курочка,  мышка, волк, заяц, лягушка,
 золотое  яичко).

Воспитатель:


Мы  с вами вспомним повадки этих  животных.

Физкультминутка  « Покажи
 животное».

Воспитатель:

1.Эй, ребята, что вы спите нам животных
покажите!

( Показывают
 походку  лисы).

У
 лисички  острый нос, у неё пушистый  хвост,

Шуба
 рыжая лисы  несказанной красоты.

Лиса
павою похаживает,  шубу  пышную поглаживает.

2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе
искал.

Вдруг, у зайца на  макушке
 поднялись, как  стрелки, ушки  (подскоки на двух ногах).

Зайчик прыгнул, повернулся и под
 деревцем  согнулся   (подскоки с поворотом  в правую и
левую сторону,  присесть ).

3.Вылез мишка из берлоги, разминает
 Миша ноги (через стороны поднимают руки вверх). 

На  носочках  он пошёл, и на
пяточках потом  (ходьба   на носках, чередуемая ходьбой на
пятках).


Ребята,  вспомните,  какими словами  начинается   сказка
  « Курочка Ряба»?  

Воспитатель:

         Предлагаю
вам  сочинить  сказку « Курочка  Ряба»  на  новый лад.
   Что  произошло  бы в  вашей сказке, если бы в ней
 оказались новые герои?  

-Хочу  напомнить, что сказка
 начинается  с зачина – Жили-были…

Далее
 происходит   чудо…(Курочка  снесла золотое яичко).

Подумайте, что  могло случиться
 с золотым яичком,  если бы   ….(Появились  герои  из
 другой сказки  2-4  персонажа).

Ваша  сказка должна  быть
небольшой,   законченной.   В  сказке  всегда  добро
побеждает  зло. Мы должны  увидеть, что это  сказка  новая.

Самую  лучшую  сказку мы
 запишем вместе в альбом, который  оформим  рисунками к сказке.

— Вы  можете  немного
 подумать, выбрать  новых героев и поделиться  с нами своей  новой
сказкой!

Помогаю
 рассказать  сказку.  ( слушаем сказки 4-5детей
).

—  Мне  очень понравились ваши
новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?

— Молодцы!  Вот и сказочки конец, а
кто слушал молодец!

(Ïàðàäîêñû î÷åíü çíà÷èìûõ ñìûñëîâ, î÷åíü  êîðîòåíüêîé  ñêàçêè, íà ïåðâûé âçãëÿä, à òàê, î ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçÿõ è îá óñòðîéñòâå ìèðà, è î æèçíè è ñìåðòè.)

Æèëè-áûëè äåä äà áàáà. È áûëà ó íèõ Êóðî÷êà Ðÿáà.

Ñíåñëà êóðî÷êà ÿè÷êî, äà íå ïðîñòîå — çîëîòîå.

Äåä áèë — íå ðàçáèë. Áàáà áèëà — íå ðàçáèëà.

Ìûøêà áåæàëà, õâîñòèêîì ìàõíóëà, ÿè÷êî óïàëî è ðàçáèëîñü.

Ïëà÷åò äåä, ïëà÷åò áàáà. À êóðî÷êà Ðÿáà êóäàõ÷åò:

— Íå ïëà÷ü, äåä, íå ïëà÷ü, áàáà: ñíåñó âàì íîâîå ÿè÷êî íå çîëîòîå, à ïðîñòîå!

Ïðî÷èòàëè,  âñïîìíèëè.

Êîíå÷íî, ñêàçêà ìíîãîóðîâíåâàÿ è ýòî ñêîðåå âñåãî îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà è íå ðå÷üþ, à ñ ïîìîùüþ  ïîêàçà è ïåðåäà÷è îáðàçîâ.  Ìîæíî èñêàòü ñìûñë â ñêàçêå, à ìîæíî èñêàòü ñìûñë â ñàìîì äåéñòâèè.
Îäíîçíà÷íî, ÷òî â  ñêàçêå çàëîæåí èçíà÷àëüíûé  ëîãè÷åñêè îáîñíîâàííûé ãëóáîêèé ñìûñë.

À òåïåðü âñå ïîäóìàåì:

-Äëÿ êîãî ñêàçêà ïèñàíà, ÷òî îíà õîòåëà íàì ñêàçàòü, î ÷¸ì ïðåäóïðåäèòü?
Åñòü ðàçíûå òîëêîâàíèÿ ýòîé ñêàçêè. Âîò è ìî¸.(Åñëè ñìåþ ñêàçàòü, ìîÿ, ñî ìíîãèõ èñòî÷íèêîâ, ñîáèðàòåëüíàÿ ðåöåíçèÿ íà ñêàçêó).
 
Íî â íà÷àëå âàì ïîêàæó ðÿä ïàðàäîêñîâ ñêàçêè  è çàäàì ðÿä âîïðîñîâ:

-Ïåðâûé ïàðàäîêñ.
Ïî÷åìó ãëàâíûå ãåðîè ; íå Ìóæ÷èíà è Æåíùèíà, íå Þíîøà è Äåâóøêà, à èìåííî Äåä è Áàáêà.

-Âòîðîé ïàðàäîêñ.
Ïî÷åìó ñêàçà îáðàùåíà èìåííî ê ñòàðèêàì, à ïî ñóòè å¸ òî ÷èòàþò äåòÿì, çà÷åì ñòàðèêàì ñêàçêè,  ò. å. ïîæèëûì ëþäÿì, ãäå íåîòâðàòèìà ñòàðîñòü, êàê ãîâîðèòñÿ- íå äî ñêàçîê è ò.ä. È çà÷åì ñòàðèêàì íà çàêàòå æèçíè çîëîòî, çà÷åì îíà ñíåñëà èì çîëîòîå ÿè÷êî, èì áû çäîðîâüå, äà ñïîêîéíîå áåç ïðèêëþ÷åíèé äîëãîëåòèå.
È òåì íå ìåíåå, íå êàæäûé ðàç â ñòàðîñòè, â  êîíöå æèçíè ìîæíî ïîëó÷èòü òàêîé øàíñ/ïîäàðîê, êàê  ïîëó÷èòü îò ñóäüáû çîëîòîå ÿè÷êî.

-Òðåòèé ïàðàäîêñ.
À òî÷íåå, íà ïåðâûé âçãëÿä, ïîëíûé àáñóðä; ïî÷åìó âäðóã âçáðåëî â ãîëîâó áèòü/ðàçáèâàòü, äåäó è áàáå ïîäàðåííîå ñóäüáîé, çîëîòîå ÿè÷êî.? Ïîõîæå èì è â ãîëîâó íå ïðèõîäèëî, ÷òî ñëó÷èëîñü ÷óäî. Îíè íå ñîîáðàçèëè, íå áûëè ãîòîâû ê òàêîìó ñîáûòèþ, ê òàêîìó ïîäàðêó ñóäüáû, îíè íå âîñïðèíÿëè ÿéöî êàê çîëîòî-äðàãîöåííûé ìåòàëë èëè èì áû ïî ïðèâû÷êè ðàçáèòü ÿéöî ÷òî áû ïîêóøàòü, à íå êàê áîãàòñòâî.

À ìîæåò Äåò è Áàáêà âîâñå íà ñàìîì äåëå íå áèëè, à ïðîñòî çîëîòóþ ñêîðëóïó ÿéöà èñïûòûâàëè íà ïðî÷íîñòü, ò.å. íà ïðî÷íîñòü íå ñêîðëóïû, à òàê-ñêàçàòü, ïðî÷íîñòü ñâîåãî íåçûáëåìîãî-ìàòåðèàëüíîå ñ÷àñòüå. À òóò, ìàëåíüêàÿ ñåðàÿ ìûøêà- íåñ÷àñòíûé ñëó÷àé-ìàõíóëà õâîñòèêîì è ñ÷àñòüå Äåäà è Áàáêè ðóõíóëî…

-Âîïðîñ. ×òî ìîãëî áû èìåòü ó ñòàðèêîâ î÷åíü áîëüøóþ öåííîñòü (êîíå÷íî îêðîìÿ çäîðîâüÿ) è  èìåòü öåííîñòü  íà óðîâíå ÇÎËÎÒÀ?

Åù¸ ìîæíî  ðàññóæäàòü ïðèìåðíî òàê;
Âåäü ßéöî âñåãäà áûëî ñèìâîëîì æèçíè, ñèìâîëîì âîçðîæäåíèÿ, ñèìâîëîì ñ÷àñòüÿ. Íî, à òóò-  «çîëîòîå», à çîëîòî òî âåäü ñêîðåå ñèìâîë ñîáñòâåííîé ñìåðòè, íåæåëè æèçíè. Âîïðîñ, êàê â íåæèâîì, ìîæåò æèòü æèçíü. Ìîæåò áûòü ïî ýòîìó  Äåä è Áàáà ïûòàëèñü ðàçáèòü ÿéöî è óéòè òàê îò ñóäüáû.

Çîëîòî, ýòî ìèð ñ÷àñòëèâîé èëëþçèè ìàòåðèàëüíîãî ìèðà, à ýòî ñ÷àñòüå, êàê è ñàì ìàòåðèàëüíûé ìèð â êîòîðîì ìû æèâ¸ì íåóñòîé÷èâû. Âîò ÷òîá íàì ýòî ïîêàçàòü è ïîÿâèëàñü èç íåâèäèìîãî ñåðàÿ, ìàëåíüêàÿ ìûøêà, âîçìîæíî, êàê ñèìâîë, íî  âî ìíîãî êðàò ìîãóùåñòâåííåå ëþäñêèõ ñèë, è áåç òðóäà, êàê áû íåõîòÿ, ïðîñòî õâîñòèêîì ðàçáèëà çîëîòîå ÿè÷êî, è ñäåëàëà òî, ÷òî íåâîçìîæíî áûëî è îêàçàëîñü íå ïîä ñèëó Äåäó è  Áàáå.

Âñïîìíèë òóò ïðî äðóãóþ ìûøêó, â äðóãîé ñêàçêå «ÐÅÏÊÀ» ïðî äåäà, ãäå òà æå ìàëåíüêàÿ, åëå çàìåòíàÿ ñåðàÿ ìûøêà ðåøèëà ñóäüáó äåäà è ðåïêè.

È ïîõîæå, èìåííî ìàëåíüêàÿ ìûøêà è åñòü çäåñü â ñêàçêå, òà íåâèäèìàÿ äëÿ íàñ ëþäåé ñèëà! À ìûøêà ãäå æèâ¸ò? Ïîä çåìë¸é èëè â íåâèäèìûõ äëÿ ëþäñêîãî ãëàçà ìåñòàõ âîò âàì è âåñü ñêàç, êîòîðûé åù¸ ðàç íàì ãîâîðèò î òîì, ÷òî íàø ìàòåðèàëüíûé ìèð óñòóïàåò ïî ñèëå äðóãîìó ìèðó è òî, ÷òî äóõîâíîñòü, äóõ- ñèëüíåå ìàòåðèàëüíîãî.

Äóõîâíûé ìèð ìàñøòàáíåé è çíà÷èìåé íåæåëè ìàòåðèàëüíûé.

Êîíå÷íî, ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ñ÷àñòüå íå â çîëîòûõ ÿéöàõ, à â ïðîñòûõ. Êîãäà äåä ñ áàáêîé áèëè ÿéöî, îíè ïûòàëèñü ðàçîáðàòüñÿ â ñâî¸ì ñ÷àñòüå, íî ïîÿâèëàñü ìûøêà, êàê êðèçèñ, è íåò çîëîòà, è íåò ñ÷àñòüÿ. À âû õîòåëè áû èìåòü çîëîòûå çóáû, âìåñòî ñâîèõ îáûêíîâåííûõ?

Äà ìîæíî åù¸ ïîñìîòðåòü è òàê; êàê ãîâîðÿò â íàðîäå, «×òî ñòàð, ÷òî ìëàä» âåäóò ñåáÿ êàê äåòè è íå õîòåëè îíè åãî, ÿéöî ñúåñòü! Îíè õîòåëè ïîñìîòðåòü ÷òî âíóòðè. Âñå äåòè ëîìàþò èãðóøêè íå ÷òî áû èõ ñúåñòü, à ÷òî áû ïîñìîòðåòü ÷òî âíóòðè è ïîíÿòü êàê îíî ðàáîòàåò. (Íó ýòî ÿ òàê, — äëÿ ïîäíÿòèÿ íàñòðîåíèÿ.)

-Ìûøü- òóò, íà ïåðâûé âçãëÿä, êàê áû âñ¸ ïîíÿòíî, îíà êàê ìåäèàòîð ÿâíî, âûñòóïàåò «ïðîìûñëîì» ; ñëó÷àéíîñòüþ èëè ñóäüáîé. Çäåñü â ñêàçêå — ýòî, êàê ïðîâèäåíèå Áîæèå.

 ðóññêîì ñëàâÿíñêîì ÿçûêå ïîä ìûøêîé âñåãäà  ïîíèìàëè  ìûñëü. Îíè è ïî çâó÷àíèþ ñõîæè.  êîíòåêñòå ñêàçêè ýòî ñëó÷àéíàÿ ìûñëü. Êàê è ñëó÷àéíîå å¸ ïîÿâëåíèå è òàêîé íåïðåäâèäåííûé íå êåì îò äåéñòâèé ìûøêè ïëà÷åâíûé ðåçóëüòàò.

Âåäü ìûøêà òîæå íóæíà áûëà áàáêå è äåäó. Äëÿ ÷åãî, êàê âû ñ÷èòàåòå?
×òîáû ïîêàçàòü èì öåííîñòü òîé æèçíè, êîòîðóþ îíè ïîòåðÿëè?

Âîîáùå Ñëó÷àé ýòî èíñòðóìåíò â ðóêàõ Áîãà, à åìó âñå ïîäâëàñòíî. Çäåñü â ñêàçêå  ñëó÷àé- ýòî ïðîâèäåíèå Áîæèå. Äåä è Áàáà íå íàó÷èëèñü êîíòðîëèðîâàòü ñâîè íåõîðîøèå ìûñëè.  Ñëó÷àéíàÿ, îøèáî÷íàÿ ñåðàÿ ìûñëü ðàçáèâàåò, ðóøèò ñèìâîë áëàãîïîëó÷èÿ — çîëîòîå ÿéöî, óíè÷òîæàåò òî, çà ÷òî ëþäè óæå çàöåïèëèñü è ñòàëè óæå ïðèâûêàòü ê ñâîåìó íå÷àÿííîìó áîãàòñòâó è áëàãîïîëó÷èþ, ê ìûñëè î íåçûáëåìîñòè èõ áîãàòñòâà è íåçûáëåìîãî ïðî÷íîãî ñ÷àñòüÿ.

— Äàëåå, ïî ðàçáèòîìó çîëîòîìó ÿéöó;
È íå ñèëüíûì Äåäîì è íå ëîâêîé Áàáêîé, êîòîðàÿ âñþ æèçíü áèëà ÿéöà â êóëèíàðíûõ öåëÿõ, òàê ñêàçàòü èìåëà â ýòîì äåëå áîëüøîé æèçíåííûé îïûò, à èìåííî Ìûøêîé, äà íå ñïåöèàëüíî, è åù¸ òàê êàê áû íåîæèäàííî, íå÷àÿííî, áåç âñÿêèõ ñ å¸ ñòîðîíû óñèëèé.

Ïàðàäîêñ? Äà, à ìîæåò ñêîðåå âñåãî ýòî âîëÿ ñëó÷àÿ, è åù¸ ðàç ñäåëàþ àêöåíò, âåäü íå ñïåöèàëüíî ìûøêà  ïðèáåæàëà, â ñêàçêå ãîâîðèòñÿ- ìûøêà áåæàëà… ïðîñòî áåæàëà. ò.å. ïðîáåãàëà ðÿäîì, ñëó÷àéíî ïðîáåãàëà ðÿäîì, ñëó÷àéíî îêàçàëàñü ðÿäîì ñ ÿéöîì, ñëó÷àéíî çàöåïèëà õâîñòèêîì, à ìîæåò íå ñëó÷àéíî,!?
 ñêàçêå ãîâîðèòñÿ-çàöåïèëà õâîñòèêîì… è ñòàëà òåì ñàìûì  ýïèöåíòðîì ñêàçî÷íîãî ñîáûòèÿ è «ëåãåíäàðíîé/ãåðîåì», õîòÿ èìåííî ÎÍÀ, ñâîèì äåéñòâèåì, è ââåëà â íîâîå ñîñòîÿíèå ãîðåìûê Äåäà è Áàáêó.

À Êóðî÷êà, èìåííî Êóðî÷êà Ðÿáà, áûëà ó ÑÒÀÐÈÊÎÂ, è çàìåòüòå, Êóðî÷êó íå ïîäàðèëè ÑÒÀÐÈÊÀÌ, ïðîñòî áûëà è å¸ íå ïîêóïàëè, «ÎÍÀ» áûëà êàê âîçäóõ, êàê ñàìà æèçíü, êàê çäîðîâüå êîòîðîå íå êóïèøü íå âûïðîñèøü, êîòîðîå åñòü èëè åãî íåòó, òàê è êóðî÷êà Ðÿáà- áûëà è âñ¸ òóò, ïðîñòî áûëà, íó êàê áû Ñâûøå áûëà äàíà ÈÌ, ìîë íà òå Äåä è Áàáà, ïîëüçóéòåñü ñåáå íà çäîðîâüå, íà ðàäîñòü.(À ïî÷åìó è çà÷åì áûëà, ýòî óæå äðóãàÿ òåìà.)

È «ÎÍÀ», Êóðî÷êà Ðÿáà, ÷óòü ëè íå ãëàâíûé ãåðîé, ñèìâîë âñåïðîùåíèÿ è ñïàñåíèÿ — èáî «ÎÍÀ» îáåùàåò ñîçäàòü íîâóþ æèçíü,  «ÎÍÀ» íåñìîòðÿ íè íà ÷òî, ãîòîâà ñíåñòè åù¸ ÿè÷êî, íî óæå ïðîñòîå, è òåì ñàìûì ñïàñòè Äåäà è Áàáêó îò ýêçèñòåíöèàëüíûõ ìóê.

È âòîðîå ÷óäî, ýòî ñïîñîáíîñòü êóðèöû íå òîëüêî ñíåñòè ÿéöî è íàêîðìèòü, íî è ïðîÿâèòü ñîñòðàäàíèå ê ëþäÿì.  È òåì ñàìûì çàêëàäûâàëîñü óâàæåíèå ê æèâîòíûì íå êàê ê åäå, íî äóøå.

Âî ìíîãîì, ôóíêöèè Ðÿáû òóò äàæå ñõîæè ñ Áîæåñòâåííûìè, åñëè ñóäèòü î íåé ñ òî÷êè çðåíèÿ ðåëèãèè, è ïîÿâëåíèå ïðîñòîãî ÿéöà ïîñëå çîëîòîãî  , âñ¸ òàêè äàþò íàäåæäó íà  æèçíü.

Ïî êðàéíåé ìåðå êóðèöà ñíåñ¸ò ñòàðèêàì ïðîñòîå ÿè÷êî è óòåøèò òåì ñàìûì îáû÷íóþ ñòàð÷åñêóþ æèçíü , ìîë íå ñìîãëè ñîõðàíèòü òî, ÷òî ïðåäíàçíà÷àëîñü âàì ïî ïðàâó â çîëîòå, òåïåðü ïîïëàêàëè,  ïîêàÿëèñü,  áóäåò âàì è ïðîñòîå ÿè÷êî.

Èíòåðåñíî, ÷òî îáðàç ÿéöà, êàê ñèìâîëà âå÷íîé æèçíè èñïîëüçîâàëñÿ è â äðåâíåéøèå âðåìåíà è â ïîçäíåõðèñòèàíñêèå — âïëîòü äî íàøèõ äíåé.

ßéöî — îáùåêóëüòóðíûé ñèìâîë íà÷àëà è êîíöà æèçíè. Çîëîòîå ÿéöî — æèâîå â íåæèâîì? Ïîïûòêè ðàçáèòü åãî, ãîâîðÿò î áåçóñïåøíîé áîðüáå ñ íåèçáåæíûì, è âîëÿ Äåäà è áàáêè, íè÷òî, ïî ñðàâíåíèþ ñ âûñøåé âîëåé.

Íî ïî÷åìó â ñêàçêå èìåííî çîëîòîå ÿéöî?

È çäåñü åù¸ âàæíî ñêàçàòü, ÷òî õîòü çîëîòî è ÿâëÿåòñÿ ñèìâîëîì ñòàáèëüíîñòè ìàòåðèàëüíîé âå÷íîñòè, íî îíî íå óñòîÿëî ïåðåä äóõîâíûìè ñèëàìè è öåííîñòÿìè ïðîñòîãî ðóññêîãî íàðîäà, ÷òî êóëüò çîëîòà ÷óæä ïðîñòîìó ðóññêîìó íàðîäó, ó íåãî íåò ñòðåìëåíèÿ ê ðîñêîøè, áîãàòñòâó, íàæèâå.
×åì ìû îò çàïàäà è îòëè÷àåìñÿ, ÷òî íàì ÷óæäî ñòÿæàòåëüñòâî, è íå íàø òîò öàðü «êîùåé» êîòîðûé íàä çëàòîì ÷àõíåò è êîòîðûé íå äóìàåò î ñâî¸ì íàðîäå.

Íå çíàþ, ìîæíî òîëüêî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî çîëîòîå ÿéöî ìîæåò áûòü ýòî ëèøü è êàê  ñèìâîë çîëîòîãî ÷èñëà,  çîëîòîé ñåðåäèíû èëè çîëîòîãî ñå÷åíèÿ êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò çîëîòîå ÷èñëî 1.618 Õîòÿ â æèçíè ìû âñåãäà ïðîèçâîëüíî è áåññîçíàòåëüíî  âûáèðàåì çîëîòóþ ïðîïîðöèþ.

Âîò òà æå, çîëîòàÿ ñåðåäèíà, îíè æå åäèíèöà è íîëü, äåñÿòêà.
 íåé âñå íà÷èíàåòñÿ è çàêàí÷èâàåòñÿ.(Ïðîçà.ðó àâòîð Òàòàí-«Îêêóëüòèçì çîëîòîãî ñå÷åíèÿ»). 

Äà, Äåä è Áàáêà — Ñòàðèê è Ñòàðóõà — ñèìâîëèçèðóþò íåêóþ îáùóþ íàêîïëåííóþ ìóäðîñòü ïîêîëåíèé ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé äâà íà÷àëà — ìóæñêîå è æåíñêîå.
À êàê ñåãîäíÿ ÷åëîâåê ìîæåò ïðîäëèòü ñâîþ æèçíü?
Êîíå÷íî òîëüêî  â ñâî¸ì ïîòîìñòâå, ïîòîìñòâå äåòåé è âíóêîâ ïðîäëèòü ñåáÿ è ñâîé ðîä.

À âîò Êóðî÷êà åù¸ îëèöåòâîðÿåò Ìîêîøü (èëè Ìàêîøü) — ñëàâÿíñêóþ áîãèíþ, ñâÿçàííóþ ñ ðåìåñëàìè è ñóäüáîé.

Ìîêîøü — óïðàâëÿåò Âðåìåíåì è Ñóäüáîé, õðàíèò äîìàøíèé î÷àã è äàðèò èçîáèëèå. Åå îáðàç íåðàçðûâíî ñâÿçàí ñ âåðåòåíîì, íèòüþ, ïëåòåíèåì ñóäåá èëè ïîëîòíà ìèðîçäàíèÿ.

À ïî÷åìó Êóðî÷êà èìåííî Ðÿáà?

Ýïèòåò «ðÿáà»  òðàêòóåòñÿ â êîíòåêñòå ñëîâ «ðÿáü», «ðÿáàÿ» — òî åñòü ñ ïÿòíàìè äðóãîãî öâåòà íà îñíîâíîì ôîíå.  èòîãå ìû èìååì íåêóþ öåëîñòíîñòü (êîñìîñ) ñîñòîÿùóþ èç ìíîæåñòâà ýëåìåíòîâ (èíôîïîëå) — èìåííî ê òàêîìó ïîíèìàíèþ ñòðóêòóðû Âñåëåííîé ïðèáëèæàþòñÿ ñåãîäíÿ ó÷åíûå-ôèçèêè.

Åñëè îáðàòèòüñÿ ñ äðåâíåðóññêèì ñëîâàì, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî «ðÿáà» — «íå÷òî ÿðêîå, ìåðöàþùåå, êðàñèâîå, ñîñòîÿùåå èç íèòåé èëè ïåñòðîãî ïîâòîðÿþùåãîñÿ óçîðà» («ðÿñíî» — óêðàøåíèå; «ðÿñà» — íèòêà; «ðÿòü» — ÿñíîñòü èëè ÿðêîñòü) + ñóôôèêñ «áà» îçíà÷àþùèé «ïðîöåññ» (ãóëüáà, ìîëîòüáà, õîäüáà è ò. ä.).
 
Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî Ðÿáà — ýòî æèâîé ìåðöàþùèé êîñìîñ (âîçìîæíî, òåìíàÿ ìàòåðèÿ èëè íîîñôåðà â ñìûñëå íåêîãî ïîòåíöèàëà, ãîòîâîãî ê ðàñêðûòèþ), à Êóðî÷êà Ðÿáà — êîñìè÷åñêàÿ ÷àñòü Ìîêîøè, òî åñòü ðàçóìíàÿ è ñàìîóïðàâëÿåìàÿ êàíâà ìèðîçäàíèÿ, ñîçèäàþùàÿ è âå÷íî ðàçâèâàþùàÿñÿ Âñåëåííàÿ.

Ìûøü — ñàêðàëüíûé îáðàç, êîòîðûé òàê èëè èíà÷å èñïîëüçóåòñÿ â ïðåäàíèÿõ ïðàêòè÷åñêè âñåõ íàðîäîâ Çåìëè. Ëþáîïûòíî, ÷òî ÷àùå âñåãî ìûøü — ýòî íå ïîëîæèòåëüíûé è íå îòðèöàòåëüíûé ïåðñîíàæ, à ñêîðåå — íåêèé ïàðàäîêñàëüíûé ãåðîé, êîòîðûé âîçíèêàåò íåîæèäàííî íå äåéñòâóåò ïî êàêîìó-òî ñâîåìó ñîáñòâåííîìó ïëàíó/àëãîðèòìó, íå ñâÿçàííîìó ñ îáùåé ëîãèêîé ðàçâèòèÿ ñîáûòèé. Íåðåäêî îíà ñâÿçàíà è ñ òåìîé Ñìåðòè êàê ïåðåõîäà â íåêîå íîâîå ñîñòîÿíèå.

Íî âîò, â ñêàçêå íåèçâåñòíî îòêóäà  ïîÿâèëàñü ìûøêà- âîçìîæíî, êàê èç ò¸ìíîãî ìèðà íå÷èñòü- ðàçðóøèëà çîëîòîé ìèð è ,äåëàòü íå÷åãî, ïðèøëîñü Äåäó è Áàáå îñîçíàòü æèçíü â äðóãîé ðåàëüíîñòè.

Áîãèíè Ìîêîøè-èíòåðåñíàÿ ëîãè÷åñêàÿ öåïî÷êà îáíàðóæèâàåòñÿ ïðè èññëåäîâàíèè ðàçëè÷íûõ Ũ îáðàçîâ.  Îíà è ñîçäàòåëüíèöà (òà, ÷òî äåðæèò â ðóêàõ íèòè Ñóäüáû, ïëåòåò êàíâó ìèðîçäàíèÿ), è Äîëÿ, è Íåäîëÿ, è Ìàðà, è — íàêîíåö, îëèöåòâîðåíèå Êîíöà — òî åñòü Ìûøü (çàìåòèì ñîçâó÷èå ñëîâ ìûøü è Ìàêîøü)!

 ýòîì èçìåðåíèè áîãèíÿ âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ñìåðòü, à õâîñòèê, êîòîðûì ìûøü ðàçáèëà ÿéöî — ýòî è åñòü êîíåö äåéñòâèÿ, ñóäüáû èëè åñëè õîòèòå äàæå ýðû, ãäå «çîëîòàÿ» (çàêîñòåíåâøàÿ, óìèðàþùàÿ) æèçíü ïîãèáàåò, è âîçðîæäàåòñÿ íîâàÿ — ïðîñòàÿ, æèâàÿ, «íàñòîÿùàÿ».

ÎÁÙÈÉ ÑÀÊÐÀËÜÍÛÉ ÑÌÛÑË ÑÊÀÇÊÈ òàêîâ: âî âëàñòè Ìîêîøè è ðîæäåíèå ìèðà è åãî ñìåðòü. Ïðè ýòîì ïðîöåññû çàâåðøåíèÿ ñòàðîãî è ñîçäàíèÿ íîâîãî öèêëè÷íû — òî åñòü ñìåðòè êàê òàêîâîé íåò, âåäü çà íåé âñåãäà ñëåäóåò íîâàÿ æèçíü è ýòîò ïîñòîÿííûé êðóãîâîðîò ëèøü â ãàðìîíè÷íîé çàìêíóòîé ñèñòåìå  ïðèðîäû è íà ïðèìåðå Äåä, Áàáêà, Êóðî÷êà, Ìûøêà è åñòü ðàçâèòèå.

Êîñìè÷åñêèå óìèðàíèå è âîçðîæäåíèå íåïðåðûâíû, êàê äûõàíèå è íåîòâðàòèìû, êàê ñóäüáà.

Æåëàíèÿ ëþäåé â äàííîì ñëó÷àå ëèøü îòîáðàæàþò èõ âíóòðåííèé ìèð è íå èãðàþò áîëüøîé ðîëè â ïîïûòêå çàâåðøèòü öèêë ðàíüøå âðåìåíè(çîëîòîå ÿéöî ðàíüøå âðåìåíè íå ðàçáèëîñü) èëè åãî íà÷àòü  — îíè îêàçûâàþòñÿ áåññèëüíû.

Âåðîÿòíî, Äåä è Áàáêà, êàê îëèöåòâîðåíèå ÷åëîâå÷åñòâà, äîëæíû íàó÷èòüñÿ îñîçíàâàòü, öåíèòü òåêóùèé ìîìåíò è ïîíèìàòü, ÷òî çåìíàÿ æèçíü (ïðîñòîå ÿéöî) — âûñøàÿ íàãðàäà, â òî âðåìÿ êàê çîëîòàÿ îáîëî÷êà — íå ñòîëüêî ñìåðòü, ñêîëüêî ïåðåõîäíîå ñîñòîÿíèå ìåæäó çàâåðøåíèåì ìèðñêîãî ýòàïà è ýçîòåðè÷åñêèì âîçðîæäåíèåì âå÷íî æèâóùåé ÷åëîâå÷åñêîé Äóøè- ÷àñòè Äóõà Ñâÿòîãî, ýíåðãèè Âûñøåé Ñèëû.

P.S. È íàêîíåö, ìîé ëè÷íûé ïàðàäîêñ, ýòî òî, ÷òî òàêèå âåùè íàäî áû çíàòü è ïîíèìàòü íå ñåé÷àñ, êîãäà íàì  ñ æåíîé ïîä ñåìüäåñÿò ëåò è êîãäà òðè ãîäà íàçàä ïîòåðÿëè ñûíà è âíóêîâ íåò.  È òîëüêî ñåé÷àñ  ïîíÿòü, ÷òî è ÷åì  äëÿ íàñ áûëî «çîëîòîå ÿè÷êî» è ÷òî òàêîå ñåðàÿ ìûøêà ñóäüáû .

È ñòàðîñòü, è îïûò âåäóò çàîäíî
Ê ïîñëåäíåìó ÷àñó, êîãäà ñóæäåíî
Ïîíÿòü ïîñëå äîëãèõ çàáîò è ìó÷åíüÿ,
×òî â æèçíè áðåëè ìû ïóòåì çàáëóæäåíüÿ.

(À. Øîïåíãàóýð. Ãåòå.)

Âñåì ñ÷àñòüÿ æèçíè è ïîæåëàíèå- öåíèòå è óâàæàéòå ñâîèõ äåòåé,
ÎÍÈ ÇÎËÎÒÛÅ!!! Â íèõ íàøà æèçíü è ïðîäîëæåíèå íàøåé æèçíè!
 

 òåêñòå èñïîëüçîâàíî ôîòî è ìàòåðèàëû èç áëîã  æóðíàëà î Ðîññèè-«Ñåìèãåðèÿ»,âûñêàçûâàíèÿ Ì.Ñ. Êàçèíèêà, Ë. Êóëèíè÷, Ë. Åíàëèåâîé, Ñ.Í. Ëàçàðåâà, à òàêæå ðàáîòà Òàòüÿíû Äàíèëîâîé-(Ïðîçà.ðó  Òàòàí-«Îêêóëüòèçì çîëîòîãî ñå÷åíèÿ») è äð. 

В гости к сказке

Автор: Федорова Жанна Анатольевна

Организация: МАДОУ детский сад №369

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Цель: Формирование интереса к театральной игровой деятельности через создания совместного творчества детей и взрослых.

Задачи:

  • Вызвать положительный эмоциональный отклик детей на деятельность в процессе развлечения.
  • Закреплять представления детей о курице и ее пользе для человека.
  • Способствовать интересу к народному творчеству через знакомство с театрализацией сказки.

Возраст: дети младшей группы 3-4 года.

Атрибуты, оборудование:

  • Музыкальная колонка;
  • Звукозапись:

      • Фонограмма песни «Чок да чок!». Слова и музыка: Е. Макшанцевой в исполнении Е. Железновой.
      • Фонограмма (минус) песни «К нам гости пришли» Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен.
      • Фонограмма. Балалайка. Оркестр – плясовая (фоновая музыка для сказки «Курочка Ряба»).
      • Фонограмма (минус) песни «Пирожки». Музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской.
      • Фонограмма песни «В Мире Много сказок». Музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина.
  • Атрибуты к игре «Яйца»

      • Разноцветные яйца из бумаги, разрезанные на две половинки разными способами.
  • Атрибуты к сказке «Курочка Ряба»

      • Стол с макетом русской печки. (На столе сервиз чайный, чайник с заваренным охлажденным чаем, блюдце с сушками, сушки на веревочке, глиняный горшочек, скатерть).
      • Два стула для героев «Дед» и «Баба».
      • Кресло -мешок для гнезда курочки
      • Корзинка с золотым и простым яйцами.
      • Балалайка (муляж)
      • Шапочки мышки (для ребенка)

Герои:

  • Сказочница
  • Курочка
  • Бабушка
  • Дедушка
  • Мышка (ребенок)

В группу к детям приходит сказочница.

Сказочница: Здравствуйте ребята. Я пришла сегодня к Вам в гости. А знаете, как меня зовут?

Ответы детей.

Сказочница: Меня зовут Сказочница. Я очень люблю рассказывать сказки. А какие сказки знаете вы?

Ответы детей.

Сказочница: Сколько вы знаете сказок. Молодцы. А я сегодня хочу пригласить Вас тоже в одну сказку. Согласны.

Дети проходят за Сказочницей в музыкальный зал под фонограмму (минус) песни «К нам гости пришли».

Сказочница: Вот мы и попали в сказку. Посмотрите, как здесь красиво.

Дети рассматривают декорации.

Сказочница: Ребята, а нам пора позвать сказку.

Сказок много есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Ждём мы чуда впереди.

Сказка, в гости заходи!

Сказочница включает фоновую музыку.

Сказочница:

Жили –были дед, да баба

Выходят баба и дед. Имитируют действия сказочницы.

Жили хорошо, чай пили. Да не простой, а с вареньем, да с медом. Чай пили, сушки ели, которые баба пекла. Дружно жили. Дед любил на балалайке играть. Веселую плясовую, а баба плясать под нее любила.

И была у них курочка ряба.

Выходит, курочка. Имитирует слова ведущего, с голосовым сопровождением «Ко-Ко-Ко».

Сказочница: Курочка по двору ходила, зернышки собирала. Поклюет, да возвращается к себе в гнездышко.

Курочка садится в гнездышко.

Курочка: Я живу в тепле и ласке

Ну не жизнь, а просто сказка

Бабе с дедом удружу

Я им чудо покажу.

Ко-ко-ко…

Баба: Слышишь дед, кудахчет Ряба

Дед: Ты скорей сходи к ней Баба.

Пришла баба к курочке, а курочка отдаем им яичко.

Курочка: Я снесла Вам сегодня яичко не простое, а золотое.

Сказочница: Сказочница: взяла бабушка яичко и пошла дедушке показывать

Баба: Ой, снесла яичко Ряба

Золотое на обед.

Ну –ка, вот разбей — ка, Дед!

Дед: Постучу легонько ложкой

По яичку я немножко.

Не разбил…. Ударю с силой

(Разочарованно)

Ну никак…. Не тут-то было…

Баба: Тут, видать нужна смекалка:

Вот возьму я с полки скалку,

Изо всей ударю силы.

(Удивленно)

Что за диво?! Не разбила….

Кладет яйцо на стол.

Сказочница:

Сели дед, да баба дальше чай пьют.

В темном подполе избушки

Скучно Мышке жить, Норушке.

Мышка: Вот и вышла погулять

Хлебных крошек поискать.

Сказочница: Мышка мимо стола бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Мышка бежит мимо стола, смахивает яичко на пол и убегает.

Сказочница: Дед плачет. Баба плачет. А курочка кудахчет.

Курочка: Не плач дед, не плачь баба. (Жалеет). Снесу Вам другое, не золотое, простое.

Сказочница: Ушла курочка в гнездышко, посидела, и запела

Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

Баба: Иди, Дед посмотри.

Сказочница: Пришел дед

Курочка: Вот вам яичко простое, ну зачем Вам золотое.

Вернулся дед к бабе.

Дед: Держи баба яички простые. Испеки- ка мне пирог.

Баба. Дед, посмотри, сколько ребят у нас в гостях. Яиц больше надо.

Сказочница обращается к ребятам:

Я ребята к другим курочкам ходила, да яйца красивые, разноцветные принесла. Правда по дороге они рассыпались. Поможете их собрать, да после бабушки отдать.

Игра «Собери яйцо из двух половинок».

Сказочница: Помогли набрать яиц. Давайте поможем и пирожки испечь.

Ребята вставайте в кружок с нашими героями.

Музыкальная игра «Я пеку, пеку, пеку» с движениями.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

Сложить руки перед собой, переворачивать округленные кисти

А для милой мамочки

Положить ладошки на щечки и качать головой

Испеку два пряничка.

Вытянуть руки вперед, ладошки вверх. Качать ладошками

Кушай, кушай, мамочка,

Показываем движением, как едим

Вкусные два пряничка.

Вытянуть руки вперед, ладошки вверх. Качать ладошками

А ребяток позову,

кистями рук махать к себе,

Пирожками угощу.

Развести руки в стороны и поклониться

Сказочница:

Спасибо, ребята, что помогли бабушке и дедушке испечь пирожки.

Баба обращается к Курочке: Впрямь, не надо золотого.

Лучше нет яйца простого.

Вот спасибо, Рябушка,

И поклон от бабушки.

Дед: Что ж, спасибо и от Деда.

Ты кормилица наша.

А давайте, ка теперь все спляшем.

Танец. «Чок, да чок танцуют ножки».

Баба: Спасибо ребята, что пришли в нашу сказку в гости. А у меня уже и пирог из печи готов вам на угощение.

Дети и сказочница говорят спасибо, берут пирог и под песню «В Мире Много сказок», прощаются с героями.

Сказочница провожает детей до группы.

Сказочница:

Ребята мне с Вами было сегодня очень интересно. Вам понравилась моя сказка?

Ответы детей.

Сказочница: Мне пора возвращаться в сказку. Но я обязательно еще приду к вам в гости. А вы угощайтесь замечательным пирогом из сказки. До свидания.

Литература:

  1. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. / Л.Я. Поляк. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. -48с.
  2. Карелина Н.Н. Пирожки, с пылу с жару из печи. // Н.Н. Карелина// Музыкальный руководитель. 2017. №9 с. 33

Приложения:

  1. file0.docx.. 503,2 КБ

Опубликовано: 04.12.2021

Сказка про Курочку Рябу – одна из первых, которую рассказывают детям самого нежного возраста в силу ее простоты изложения и незатейливого сюжета. Но так ли уж проста эта житейская история про домашнюю птицу, ее хозяев, деда и бабу, и мышку-хулиганку? Существует ли некий тайный смысл Курочки Рябы, и можно ли признать это произведение достаточно метафоричным для наличия такового?

Альтернативные «куриные истории»

Начать следует с того, что существует несколько альтернативных вариантов этой сказки. Самым известным среди них является лаконичный текст Константина Ушинского. Тот самый, в котором «били-били-не разбили», «мышка бежала – хвостиком махнула» и «снесу вам яичко не золотое, а простое». Эти слова знают наизусть с детства, и в такой же интерпретации рассказывают их своим детям.

смысл курочки рябы

Реже эта сказка встречается в авторстве А. Толстого. Ее текст очень близок к версии К. Ушинского, но имеет альтернативную концовку. Согласно ей Ряба несет сначала простое яичко, а потом, после трагедии с ним, обещает золотое.

Удлиненные варианты

Сказка, принадлежащая авторству А. Н. Афанасьева, имеет более развернутый сюжет с наличием большого количества дополнительных одушевленных и неодушевленных героев, совершающих непредсказуемые поступки на фоне эмоционального стресса от разбитого яичка. Кроме привычных всем бабки, деда, мышки и собственно курицы в сказе присутствуют также:

  • девочка внучка, которая удавилась, не сумев пережить трагедии;
  • просвирня (служащая церкви, готовящая специальные хлебцы), которая все просвиры поломала и выбросила;
  • дьяк, перебивший все колокола на церковной колокольне;
  • поп, в клочья порвавший все церковные печатные издания.

Кроме этого, на историю с яйцом реагирует огонь в печи, разгораясь и пылая, и крыша на избе, дрожа и шатаясь.

сказка

На заметку! Смысл Курочки Рябы в этом случае отличается от общеизвестного варианта. Слишком бурная реакция на разбитое мышкой яйцо описывается, как комичная и нелепая ситуация. А обещание снести второе яичко в этой версии Ряба и вовсе не дает.

Среди более менее известных вариантов сказки, существует еще один, датируемый 1937 годом. Описываемая в нем история почти полностью повторяет сказку Афанасьева. Толпа народу совершает такие же несуразные поступки в связи с разрушением мышкой яичка. Трагедия свела с ума целое поповское семейство:

  • попова дочь, разбившая ведра и не доставившая воды домой;
  • попадья, выбросившая все пироги в окно;
  • поп, который разбежался, стукнулся об косяк и.. помер.

Кроме этого, на ситуацию бурно реагирует окружающая обстановка и представители флоры и фауны:

  • сорока поломала ножку;
  • тын расшатался, того гляди свалится;
  • дуб все листья с себя сбросил.

сказка

Смысл сказки Курочка Ряба

В поисках тайной сути тщательному анализу часто подвергаются разные произведения. Интересно искать второе дно в текстах, изобилующих образами, метафорами и иносказаниями. А можно ли найти какой-то сакральный смысл Курочки Рябы, довольно простой и незатейливой сказки? Оказывается, можно.

Философский смысл Курочки Рябы

При прочтении сказки у многих возникает вопрос: почему разревелись дед и баба? Ведь они сами хотели разбить яйцо. В чем беда, что это сделала мышка?

Оказывается, выбор главных героев в столь престарелом возрасте неслучаен. Дед и баба, приложив массу усилий, так и не смогли разбить золотое яйцо, щедро подаренное им несушкой.

Тот факт, что с данным действием справилась маленькая мышка, даже не вся мышка, а лишь ее хвостик, заставляет их задуматься о беспомощности перед надвигающейся старостью. Не по золотому яичку плачут они. И даже не по пропавшей возможности отведать яичницу.

Они плачут, сожалея о безвозвратно ушедшей молодости, о том времени, когда они были здоровы и сильны. Плачут о прошедших годах на пороге заката своей жизни.

Еще одна версия о плаче по приближающемся концу поддерживается тем фактом, что золото символизирует загробный мир. Вспомнить хотя бы Аида, владеющего золотом, или его славянского собрата Кащея, который «над златом чахнет».

То есть золотое яйцо является этакой «черной меткой», приветом оттуда. Приветом и приглашением. Попытки бабы и деда разбить золотое яйцо символизирует их борьбу с тем, что неминуемо должно случиться – со смертью.

И даже помощь мышки в этом вопросе не особо обнадеживает, ведь мыши также считались вестниками мира мертвых. То есть, как ни бейся – предначертанное не остановить.

Но пеструшка-несушка все же смогла закончить эту историю счастливо. Обещание снести не золотое яичко, а простое, будто отменяет наступающий конец. Ведь яйцо – символ жизни. Значит, дед и бабка еще поживут.

Сакральный смысл Курочки Рябы

По некоторым версиям яйцо – не просто яйцо, а символ потерянного рая. Дед и бабка – представители двух человеческих полов, символизируют Адама и Еву. Золотое яйцо – символ Рая, данного им Богом для обитания в нем.

Только парочка совершенно не ценит этот дар, обращается с ним безответственно, делая попытку за попыткой его разбить. Но данная попытка увенчается успехом только при воздействии некой сторонней силы – мышки, символизирующей змея-искусителя. При его непосредственном участии, бабка и дед теряют свой золотой Рай и горько плачут потом, изгнанные оттуда.

На заметку! Простое яйцо символизирует обычную жизнь на земле, которую в итоге обрели люди.

Поучительный смысл Курочки Рябы для детей

Если исключить из размышлений все сакральное и мифологическое, сказка может нести весьма логичную мораль.

Золотое яйцо, неожиданно свалившееся на пожилую чету, не принесло им радости. Ни продать его, ни попробовать на вкус у них не получилось. Наоборот, неожиданное обогащение, не заработанное честным трудом, этакая «халява», доставило лишь неприятности и переживания.

Кроме этого, надо быть готовым к тому, что богатство как появилось, так может и исчезнуть. Ведь от сумы не зарекайся. Поэтому целью жизни не должна становиться погоня за богатством, которого можно лишиться в любой момент. Важными навсегда останутся семейные ценности и простое (не золотое) человеческое счастье, что символизирует обычное яйцо, вернувшее покой в дом деда и бабки.

Иногда простые на вид вещи оказываются глубже и интереснее при более пристальном их рассмотрении. Простая детская сказка о Курочке Рябе может оказаться настолько метафоричной и образной, что превращается в рассказ о страхе смерти или о потерянном Рае.

  • Фон для рассказа стихотворения
  • Фон для сказки теремок без героев
  • Фон для афиши сказки
  • Фон для викторины по сказкам
  • Фон для презентации на тему сказки