Фольклорные традиции русской народной сказки в повести а с пушкина капитанская дочка

Золотая коллекция сочинений по русской и зарубежной литературе 5 - 11 класс 8 класс сочинения по русской литературе мотивы народного

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

8 класс

Сочинения по русской литературе

МОТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Вклад Александра Сергеевича Пушкина в русскую литературу по-настоящему бесценен. Трудно найти другого такого писателя или поэта, который с невероятной точностью нарисовал бы полные и правдивые картины народной жизни, высветил великие исторические события, передал быт и нравы русского народа. Пушкин обладал особым, неповторимым поэтическим языком, который придавал еще большую яркость всем его произведениям — и поэзии, и прозе. Выдающейся заслугой великого мастера слова было широкое использование в его произведениях народного стиля, фольклорных мотивов, изображение народных традиций.

«Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая…» — писал А. М. Горький. Действительно, творчество А. С. Пушкина тесно связано с фольклором, наполнено мотивами народной поэзии. Писатель высоко ценил народное творчество — песни, русские сказки, пословицы, поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото!» — восхищался он. Потому Пушкин настойчиво призывал прозаиков и поэтов изучать фольклор, язык народной поэзии. Сам он глубоко изучал творчество русского народа и постоянно опирался на него в своих произведениях. В повести «Капитанская дочка» от каждой строчки, от каждого образа веет неприукрашенной народной традицией.

Национальный принцип, народность входят у писателя в сам метод художественного изображения, отражаются в характеристиках его персонажей, в их внешнем облике, в манере говорить, в поведении. Следуя народным сказаниям, рисует Пушкин в повести Емельяна Пугачева. Только в народных источниках предводитель крестьян воспринимался как «отец», заступник угнетенных; в народе его называли «красным солнышком» и чтили память о своем герое. Широко отразился в творчестве писателя также мир русских сказок. В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рисует образ Пугачева — русского богатыря, образ, своими корнями уходящий в многочисленные фольклорные персонажи. Здесь обращают на себя внимание и его пиры, и пословицы, широко используемые Пугачевым: «Долг платежом красен», говорит он Гриневу. Народна и сама его речь, полностью построенная на фольклорных элементах: «Уж не зазноба ли сердцу молодецкому?..»

На народных традициях созданы и другие образы повести: крепостного Савельича, с его исконно народной речью («Батюшка Петр Андреич… Свет ты мой»; «Вот тебе и государев кум! Из огня дав полымя…»), или Маша Миронова, строго соблюдающая все старинные традиции. Пушкин широко использует лексику и обороты народной разговорной речи, старинные изречения и языковое своеобразие культурной части русского общества своего времени. Его литературный язык отличается богатством словаря, простотой и доходчивостью, ясностью и точностью. По справедливому замечанию М. Горького, «Пушкин первый показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его».

Но больше всего народную атмосферу повести создают широко используемые писателем народные песни. Гармонично вплетается в дорожные размышления Гринева старинная песня:

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез…

Народные песни часто поются и в окружении самого Пугачева. Так, перед походом он просит своих товарищей затянуть его любимую песню. И в собрании звучит старинный бурлацкий напев:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя…

Большинство эпиграфов к главам повести также являются пословицами, словами и куплетами из народных лирических или солдатских песен, например:

Береги честь смолоду (пословица — эпиграф ко всему произведению);

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

(свадебная песня — эпиграф к главе «Сирота»).

Характеризуя художественную манеру А. С. Пушкина, академик В. В. Виноградов отмечал: «Пушкин стремился к созданию демократического национально-литературного языка на основе синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью, с формами народнопоэтического творчества… В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование».

Благодаря произведениям великого писателя народные традиции, народное творчество, русский фольклор долго будут жить в русской литературе.




1. Пушкин,- новатор литературной системы.
2. Близость Пушкина к русским народным произведением.
3. «Казак» — стихотворение, основанное на русской народной песне.
4. Органичность произведений писателя.
Там русский дух!
Там Русью пахнет!
А. С. Пушкин
Для поэзии пушкинской эпохи было не характерно сочетание разных литературных стилей. Для каждого произведения существовал свой строго регламентированный стиль. Для од и элегий — высокий, с большим количеством старославянизмов и слов церковного происхождения, для повестей

или поэм — средний стиль. Низкий стиль и разговорные слова — только для уличного театра. И уж чего точно быть не могло — так это введение в произведение словоизъяснения крестьян. Логично было бы предположить, что крестьяне редко понимали всю красоту и возвышенность од, в которых многое было иностранным — из французского, английского и немецкого языков. Дворянству и просвещенному люду не по чину было слушать крестьянское пение.
Однако А. С. Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие

русского народа включалось поэтом в произведения. От этого стихотворения и повести не теряли своей возвышенности и утонченности, напротив, они многое приобретали от такого влияния.

Во многих своих произведениях поэт часто обращается к фольклорным традициям, активно использует их в «Руслане и Людмиле», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине».
Писателя интересуют не только русские народные традиции и обычаи, но также и фольклорные традиции других народов — украинского, грузинского, черкесского. Тема фольклора, народных традиций и мотивов в творчестве Пушкина интересна и актуальна, так как авторское и народное начало в произведениях писателя органически сливаются в единое целое, при этом и авторское и фольклорное начало получают новое видение, звучание, осмысление.
Многие произведения Пушкина, в том числе те, которые основывались на народных сюжетах, мотивах, сами фольклоризировались и получали широкое распространение среди простого народа.

Некоторые его произведения основываются на сказаниях и легендах русского народа. В текстах пушкинских сказок: о золотой рыбке, о попе и его работнике балде, о царе Салтане, — многое взято из русского народного творчества. Да это и неслучайно — няня поэта Арина Родионовна славилась как сказительница и мудрая, знающая женщина. В других произведениях, таких как «Повести Белкина», «Капитанская дочка» фольклорные мотивы скрыты, напрямую их вычленить нельзя. Однако во многом они угадываются. В частности, эпиграфы к каждой из глав «Капитанской дочки» — русские народные пословицы, а каждая из «повестей Белкина» имеет в своей основе легенду или предание, которые рассказывают долгими зимними вечерами в крестьянских избах. Да и само описание быта крестьян — без грубости, без топорных выражений — становится ярким и зримым за счет постоянного использования художником их лексикона. Интересным в этом плане становится стихотворение «Казак», в котором многое взято Пушкиным из русского и украинского фольклора. Однако вскоре «Казак» вновь вернулся в лоно народной поэзии — его перестали считать авторским произведением. Не в этом ли мастерство Пушкина-фольклориста? Ведь не каждому дается умение настолько точно изображать народные мотивы и традиции, что и сам народ впоследствии принимает произведение за устное народное творчество, созданное им самим же.
«Казак» — лицейское стихотворение Пушкина, к тому же одно из первых, которые со временем получили распространение в русской народной культуре, фольклоризовались.
Стихотворение написано в 1814 году во время обучения А. С. Пушкина в Царскосельском лицее. Однако следует отметить, что в апреле этого года в Петербурге было получено известие о взятии французскими войсками Парижа. Также к этому году относится окончание Отечественной войны 1812 года. Стихотворение получило распространение в кругу близких друзей Пушкина в виде списков и переписанных копий. Текст произведения в различных списках мог несколько варьироваться, однако варианты не затрагивали основной сюжет произведения.
В стихотворении рассказывается обычный для народных песен случай — молодой лихой казак, «Черна шапка на бекрене; / Весь жупан в пыли; / Пистолеты при колене; / Сабля до земли», едет мимо хутора. Его видит молодая селянка, задержавшаяся допоздна в своей светелке, к которой красавец обращается с просьбой:
Выдь, коханочка, из дому!
Коню дай воды!
На что девушка отказывается, под предлогом запрета матери. Но казак настойчив и красив, а сердце девичье так трепетно и непостоянно, так что:
Что же девица? — случилось,
Что предвидит всяк.
Дева робко согласилась,
Счастлив стал Козак.
На коня поспешно сели,
Дружку друг любил…
Финал стихотворения предсказуем — через короткое время молодец просил девушку, повстречав другую, более красивую.

Казалось бы, простое, ничем не примечательное стихотворение поэта, но как хорошо оно иллюстрирует близость мастерства Пушкина к народному творчеству. Ведь не только сюжет, но и выражения, использованные автором в песне, взяты из устного народного творчества. Коханочка (по-украински — любимая, милая), девица, молодец, жупан — эти слова редко используются в современной речи, чаще слышим мы их из песен и сказок, поговорок и загадок. В дальнейшем фольклорные, народные начала будут еще изящнее сочетаться с современными поэту приемами стихосложениями — тексты будут более органичными и лаконичными. И недаром через много лет Пушкин станет не просто одним из ведущих поэтов России XVIII века, а Солнцем русской поэзии, пробудившим интерес к культуре русского народа не только у соотечественников, но и у зарубежных писателей.

Произведения Пушкина нельзя расчленить на составляющие: это — авторское, а это — народное. Органически сочетая собственное мастерство с богатейшим наследием предков, поэт создавал гениальные произведения, которые понимали все сословия — и просвещенное образованное дворянство, и разночинцы, и крестьяне. Для каждого находилось то, что могло проникнуть в сердце, дать пищу для ума или просто порадовать и утешить в трудную минуту.
После Пушкина многие писатели вводили в свои произведения элементы фольклора и народного творчества, но так оригинально использовать традиции нар

Анализ стиха июль макушка лет.
Народные традиции и фольклор в лирике А. С. Пушкина

Categories: Литература

Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной (фольклорной), представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие.

Как следует из предыдущего параграфа, настоящей работы, ситуация с трактовкой понятия «литературная сказка» может быть кратко представлена так: сказки бывают разные, «но в науке до сих пор не создано единой классификации». Уже в течение долгого времени многие исследователи обращают внимание на данную проблему и пытаются разрешить ее различными способами.

Существует большое количество определений литературной сказки как жанра в которых авторы дают понятие исходя из отличий сказки литературной от народной. Условно их можно поделить на два типа. Первый тип определений представляет собой перечисление отдельных характеристик, которые обычно присущи литературной сказке, но в конкретных произведениях данные характеристики могут частично отсутствовать. Такого рода определения довольно громоздки и неприменимы ко всем литературным сказкам. Второй тип — это попытка обобщенного универсального определения. Но такой формулировки, которая устроила бы всех исследователей, пока нет. Вот примеры:

1) Литературная сказка — авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей [34, с.6].

2) Литературная сказка — такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-поэтические или эстетические проблемы [45, с.177].

Данные определения лишь частично отражают отличительные черты жанра литературной сказки от фольклорной.

Как было выяснено в предыдущем параграфе, литературная сказка — жанр синтетический, впитавший в себя как черты народного фольклора, так и элементы литературных жанров, поэтому тезис «литературная сказка восприняла народную в совокупности, во всех ее жанровых разновидностях» не вызывает сомнения. Более того, все что есть сказочное в литературе берет начало в фольклорной сказке.

Игнорирование этого факта приводит к искажению сущности жанра литературной сказки как такового: «современная сказка оторвалась от своих фольклорных корней, и все-таки они могут быть прослежены, без них нет сказочного жанра» [18, с.169].

Приведем в качестве примера одно из предложенных определений литературной сказки: «литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в волшебный, «вторичный» мир» [44, с.34]. И именно этот «вторичный», или сказочный, мир «формирует основу волшебной сказки, которая, в свою очередь, передала ее более молодым фантастическим жанрам, таким, как литературная сказка, научная фантастика или фэнтези. В волшебной сказке необычайное не выводится за рамки системы — оно эти рамки образует. Сравним: одна из самых специфических черт современной литературной сказки — атмосфера «сказочной реальности», то есть растворенности «чуда», его нормативности при полной ирреальности, поддерживаемой художественными приемами, создающими «иллюзию достоверности». Так, Дж.К. Роулинг использует конкретные географические места, чтобы подчеркнуть реальность происходящего. Она перетасовывает мир реальности и мир волшебства, чтобы убедить читателя в том, что события, описываемые в ее произведении, действительно происходят вокруг нас. Посредством главного героя — обыкновенного мальчика, живущего недалеко от Лондона — читатель погружается в волшебный мир и вместе с ним начинаем верить в реальность того, что на первый взгляд кажется невероятным.

Зачастую авторы сказок изначально применяют традиционные, иногда несколько видоизмененные «штампы» зачина сказки, например: «В старину было дело: и тогда жили люди»; «жила в одной деревне крестьянка, вдова», то есть с первых строчек произведений в права вступает волшебный ирреальный мир. Хотя это совсем не обязательно, и действие сказки может начинаться совершенно обыденно, как, например, в «Песочных часах» В. Каверина: «В пионерском лагере появился новый воспитатель». Однако уже в следующем предложении автор начинает интриговать читателя, говоря: «Ничего особенного, обыкновенный воспитатель». Подчеркнутая «обыкновенность» героя незамедлительно делает его необыкновенным, и читатель уже настроен на то, что речь пойдет не об обычном летнем лагере, а о чем-то особенном. К этому конкретному случаю можно было бы применить формулу «определенного приема» [33, с.32].

Таким образом, приведенное выше определение литературной сказки не отражает специфических жанровых особенностей авторской сказки и не обозначает ее онтологической связи с предшественницей народной сказкой.

С другой стороны, неверным будет и такой подход, при котором определяя жанр литературной сказки, ее почти полностью отождествляют с фольклорной сказкой: «При жанровой дифференциации, которая свойственна в одинаковой мере фольклору и литературе, есть некоторые жанры, общие для той и другой разновидности поэтического искусства. Различие зафиксировано терминологически лишь добавлением слова «литературная». В качестве квинтэссенции такого подхода можно привести пример, сформулированный. М.Н. Липовецким: «Литературная сказка — это в принципе то же самое, что фольклорная сказка, но в отличие от народной литературная сказка создана писателем и поэтому несет на себе печать неповторимой творческой индивидуальности автора» [38, с.34].

Такое упрощение представляется недопустимым, в связи с тем, что литературная сказка как авторское произведение имеет ряд структурных отличительных особенностей, не свойственных фольклору, а также несет индивидуальную смысловую и поэтическую нагрузку, созданную конкретным автором, что в совокупности дает ей полное право на самостоятельное существование и приводит к необходимости искать другой путь определения ее как отдельного жанра, помня в то же время, где ее первоначальный источник. [36, с.35]

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [39, с.13].

М.Н. Липовецкий развивает эту идею, считая, что «важнее пытаться найти типологическое сходство между литературной и народной волшебной сказкой», чем искать точные соответствия между текстами фольклорных и литературных произведений. Таким образом, он предлагает вместо традиционного сравнительного анализа применить анализ типологический и ориентирует свое исследование на использование понятия «память жанра» [38, с.33].

Как известно, фольклорная и особенно волшебная, сказка имеет строгую форму. Герой ее схематичен, отсутствуют психологические рассуждения и подробное описание деталей, природа отображается только для развития действии и, главным образом, в виде традиционных формул (темный лес, море — окиян и т.д.), она обращена в неопределенное прошлое время, события ее развиваются в «тридевятом царстве», наличествует четкий антагонизм добра и зла [38, с.34]. Но бесспорно доказано еще в работах В.Я. Проппа, который «открыл инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределенных между конкретными персонажами и соотнесенных с функциями» [46, с.91].

Современная же авторская сказка «весьма свободна и в выборе материала, и в выборе формы». Что касается «материала», то нужно сказать, что любое литературное произведение должно быть актуально, соответственно, оно несет на себе отпечаток своего времени, а «приближение сказки к современности, перенесение действия в наши дни изменяет и поведение героя, и саму идею сказки» [38, с.34].

Например, в уже упоминавшейся, в настоящем параграфе, сказке Дж. Роулинг «Гарри Поттер» присутствует много приемов фольклорной сказки: Гарри Поттер в детстве потерял своих родителей, их убили (сирота). Его отдают на воспитание тете и ее семье (мачеха). Однажды Гарри Поттер стал обладателем волшебной палочки, совы, волшебных книг и стал учеником в школе магов «Хогвардс». При этом действие сказки происходит в наши дни. Ученики школы «Хогвардса» добираются до места учебы на поезде, управляют автомобилем и т.д.

Кроме того, перенесение самого действия в новое время совсем не обязательно. Изменяется мировоззрение и мироощущение человека, и «современная литературная сказка не может оставаться во власти прежних представлений о мире».

Также фольклорная сказка исторически сформировала строгий набор образов, без которых ее существование невозможно, «в литературной же сказке, использующей эти образы, они отрываются от своей подпочвы, от историко-генетической обусловленности и подчиняются воле писателя» [60, с.32].

На основе изложенных материалов можно сделать промежуточный вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе», и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их».

Так, И.Г. Минералова в своей работе, посвященной детской литературе, говорит о сказке А. С Пушкина «О рыбаке и рыбке»: «Внутренняя форма не просто стихотворной, но именно поэтической сказки создается и комплексом собственно стиховых ритмических повторов, и повторяющейся и одновременно всякий раз меняющейся картиной одушевленного (а не просто олицетворенного) моря, и градацией живописных или даже драматургически точно выписанных сцен земного «восхождения» (или, напротив, всё боле тяжкого духовного падения?) старухи.

Таким образом, Пушкинское произведение — это и стилизация народной сказки, где волшебное и сатирическое сосуществуют, где наказуемы человеческие пороки, а добродетели возвращено status qwo, но это и глубоко философская, опирающаяся на мудрость устной народной словесности афористически точная, кажущаяся простой чрезвычайно, поэма великого русского гения (если вдуматься в смысл заглавия) о человеке и его счастье, о пути к нему (рыбак, ловец, «охотник» — и его «добыча»), о «промысле человеческом и Промысле Божьем, — о месте русского человека и его души в беспредельной жизни «от корыта» (быта) до бескрайнего моря-окияна-мироздания (бытия)» [42, с.85].

В условиях активного наступления массовой литературы неизбежно проявилась некоторая графомания, и последовало разрушение канонов традиционной сказки, но все же, в общем и целом можно скорее говорить о развитии этого жанра, а не о его деградации. Недаром некоторые критики говорят о процветании «сказок для взрослых», т.е. сегодня бытуют уже разнообразные формы литературной сказки: сказки, предназначенные специально для детей, сказки, аккумулирующие информацию об обрядовых и фольклорных традициях прошлого, сказки универсальные, интересные и детям, и взрослым, и т.д. Кроме того, литературная сказка может не только бытовать в форме отдельного произведения, но и интегрироваться в структуру текста другого жанра.

Таким образом, литературная сказка всегда сказка своего времени, и даже у одного и того же автора направление и структура сказки может значительно различаться, в отличие от строгой по форме сказки народной.

В школьной программе для начальной школы, в хрестоматии обязательно входят литературные сказки, которые, без сомнения, являются одним из наиболее любимых литературных жанров младших школьников. При этом из хрестоматии в хрестоматию переходят тексты одних и тех же классических произведений этого жанра. И это не случайно.

В круг школьного чтения включены произведения А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, В.А. Жуковского, вошедшие в золотой фонд отечественной литературы для детей. Их изучение способствует формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, общую культуру. Кроме этого, сказочные произведения писателей-классиков способствуют развитию нешаблонного мышления, воображения, творческих способностей юного читателя.

Однако на уроке литературного чтения основное внимание учителя должно быть сосредоточено на аналитической работе. Можно порекомендовать в первую очередь обратить внимание учащихся на фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Исследование фольклорных традиций дает читателю представление о народных корнях литературной сказки.

Хотелось бы напомнить, что расцвет европейской (в том числе и отечественной) литературной сказки произошел в начале ХIХ века в связи с открытием писателями-романтиками художественной и духовной значимости народного творчества. Именно с этого времени начинается активное собирание и изучение фольклорного наследия.

Большую роль в этом сыграли научные работы немецких писателей и ученых-филологов братьев Гримм. Поэтому необходимо учить детей видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок.

B своей монографии Поэтика литературной сказки» М.Н. Липовецкий пишет: «Невозможно переоценить роль романтической традиции в истории становления и развития литературной сказки. Лишь романтизм не только активно обратился к художественной семантике народной волшебной сказки, но и на столько существенно обновил этот жанр, что, собственно, лишь с эпохи романтизма можно говорить в полной мере в литературной сказке как о полноправном элементе системы литературного сознания своей эпохи. Главное художественное открытие романтизма…означающее рождение жанра литературной сказки, состояло в том, что романтики впервые сделали саму сказочность, ее жанровую семантику осознанным, самоценным, «обнаженным» приемом» [37, с.38].

Таким образом, одного человека, одну сказку нельзя считать создателями жанра, т.к. жанр — это не один художественный текст, а «ряд или совокупность памятников», объединенных «общностью поэтической системы».

Подводя итог исследуемому вопросу об определении жанра литературной сказки, автор делает следующие выводы на основе рассмотренного материала.

Во-первых, фольклорные традиции литературной сказки проявляются в:

1. В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т.д.).

2. В использовании традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.

3. Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соответствии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).

4. В использовании народных средств поэтической речи:

постоянные эпитеты (добрый молодец),

троекратные повторы (у Пушкина: трижды закидывает старик невод в море, «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),

словесные формулы,

фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т.д.

Во-вторых, специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:

1. В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

2. В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Приведем пример из «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина, в тексте которого выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка: «И царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо, И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой израсцовой…» [48, с.45].

3. Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т.е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Приведем лишь один пример из пушкинской «Сказки о царе Салтане», где ярко описываются переживания царя Салтана при встрече с женой и сыном (выделены психологические детали): «Царь глядит — и узнает… В нем забилось ретивое!»Что я вижу? Что такое? Как?» — и дух в нем занялся Царь слезами залился…» [48, с.54].

4. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером: «Вот море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь…» [48, с.109].

5. Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: авторское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность:

Сказка о царе Салтане — светлая, благородная, чистая.

Сказка о мертвой царевне — грустная, изящная, женственно-нежная.

Сказка о Балде — насмешливая, балагурная.

Сказка о золотой рыбке — печальная, ироничная. Так, Л.А. Сапченко в статье «Рыбак и море в поэзии А.С. Пушкина» раскрывает отношение писателя к своему герою следующим образом: «В «Сказке о рыбаке и рыбке», рыбак олицетворяет верность своей бедной, независимой участи, неведение горделивых притязаний, а потому и незнание утрат. Он был и остается простым крестьянином-рыбаком. Отказавшись извлечь для себя пользу из улова, отпустив рыбку, старик рыбак на протяжении всей сказки остается самим собой, сохраняет свой мир, тогда как со старухой происходит ряд превращений, влекущих ее к полному краху». С чем невозможно не согласиться.

6. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Итак, можно сказать, что классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.

На чтение 25 мин. Просмотров 256 Опубликовано

illjustracija-kapitanskaja-dochka-masha-grinev-a-itkin.jpg

Исторический роман «Капитанская дочка» — это одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе. В этой статье представлена таблица с описанием всех героев романа «Капитанская дочка»: характеристика главных и второстепенных персонажей (список).Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по «Капитанской дочке»

Все герои романа «Капитанская дочка»: краткая характеристика главных и второстепенных персонажей в таблице

Главными героями романа «Капитанская дочка» являются Петр Гринев, Маша Миронова и Емельян Пугачев. Их можно называть центральными персонажами.Второстепенные герои романа — это такие яркие фигуры, как капитанша Василиса Егоровна, офицер Швабрин, учитель Бопре и др.

Герои романа «Капитанская дочка» (краткая характеристика в таблице)<o>
Петр Гринев<o> Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Поступает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову. <o>Характеристика Петра Гринева >>
Маша Миронова<o> Марья Ивановна Миронова, капитанская дочка. 18-летняя дочь капитана Миронова. Умная и добрая  девушка, бедная дворянка. Маша и Петр Гринев влюбляются друг в друга. Они преодолевают много трудностей на пути к счастью.<o>Характеристика Маши Мироновой >>
Емельян Пугачев<o> Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II). Он нападает на Белогорскую крепость, где служит Гринев. У Пугачева складываются приятельские отношения с Гриневым несмотря на то, что тот – жестокий разбойник.<o>Характеристика Емельяна Пугачева >>
Швабрин<o> Алексей Иванович Швабрин — молодой офицер, дворянин из хорошей семьи. Служит вместе с Гриневым в Белогорской крепости. Подлый и лживый человек. Во время Пугачевского бунта он переходит на сторону самозванца Пугачева. <o>Характеристика Швабрина >>
Савельич<o> Архип Савельев, или Савельич – старый слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит «читать проповеди» своему хозяину, но всегда желает ему добра. <o>Характеристика Савельича >>
Капитан Миронов<o> Иван Кузьмич Миронов – старый офицер, комендант (начальник) Белогорской крепости. Добрый и гостеприимный человек. Опытный воин, около 40 лет на военной службе. «Подкаблучник» и плохой руководитель. Характеристика Миронова>>
Капитанша Василиса Егоровна Василиса Егоровна Миронова – старушка-жена капитана Миронова, «капитанша», «комендантша». Добрая, гостеприимная хозяйка. Бойкая и храбрая женщина. Управляет и своим мужем, и всей крепостью.<o>Характеристика Василисы Егоровны>>
Иван Игнатьич<o> Старый офицер, поручик. Служит в Белогорской крепости и дружит с семьей Мироновых. Опытный воин. В боях он лишился одного глаза. Добрый одинокий старик. <o>Характеристика Ивана Игнатьича >>
Зурин<o> Иван Иванович Зурин, 35-летний офицер, приятель Гринева. Зурин знакомится с Гриневым в Симбирске за игрой в бильярд. Зурин  любит выпить, играть в карты и в бильярд. При этом Зурин – хороший, честный офицер.  <o>Характеристика Зурина >>
Бопре<o> Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин. Научил Гринева фехтованию.<o>Характеристика Бопре >>
Екатерина II<o> Императрица Екатерина IIВеликая. Маша Миронова однажды знакомится с императрицей лично в саду. Екатерина IIпомогает Маше. Императрица решает помиловать Гринева, арестованного за «дружбу» с Пугачевым.<o>Характеристика Екатерины II >>
Генерал Андрей Карлович<o> Андрей Карлович Р. — старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию.<o>Характеристика Андрея Карловича >>
Отец Петра Гринева<o> Андрей Петрович Гринев – бывший офицер, премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин. Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер. <o>Характеристика отца Гринева >>
Мать Петра Гринева<o> Авдотья Васильевна Ю. – добрая женщина, вышла из бедной дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена.<o>Характеристика матери Гриневе >>
Попадья<o> Попадья Акулина Памфиловна — жена священника (отца Герасима), который служит в Белогорской крепости. Она дружит с Василисой Егоровной Мироновой. Попадья является доброй женщиной: она спасает Машу Миронову, когда на крепость нападает Пугачев.<o>Характеристика попадьи >>
Юлай<o> Юлай — один из военных, служащих в Белогорской крепости. Он является верным помощником капитана Миронова.<o>Характеристика Юлая >>
Палашка<o> Палашка — служанка и единственная крепостная крестьянка семьи Мироновых. Палашка — бойкая девушка.<o>Характеристика Палашки >>

Это была таблица с краткой характеристикой главных и второстепенных героев романа «Капитанская дочка» Пушкина: список персонажей.Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

Каждый его герой играет особую роль в повествовании. Автор показывает сложные характеры, переплетение судеб. Особое место в произведении занимает народное восстание (Крестьянская война), предводитель которого – Емельян Пугачев. Ниже приведена краткая характеристика всех персонажей романа.

 Kapitanskaya-dochka.-Geroi-romana-Pushkina.jpg

Имя героя Краткая его характеристика Роль в повести
Петр Гринев Молодой человек дворянского происхождения. Он отправлен на службу в Белогородскую крепость. По пути к месту службы Гринев сбивается с пути и встречается с Е. Пугачевым – эта встреча впоследствии становится решающей для Гринева. Гринев не отличается яркими качествами характера, по мнению большинства критиков, он «бесцветный». Главный герой повести
Емельян Пугачев Казак по происхождению. В 18 лет начал службу в армии,  впоследствии стал предводителем народного восстания, которое переросло в  Крестьянскую войну 1773-1775 годов. С Петром Гриневым его связывают дружеские отношения, несмотря на то, что во время бунта они находятся по разные стороны баррикад. Пугачев был схвачен властями  и публично казнен. Главный герой повести. По мнению многих литературных деятелей – единственный главный герой повести.
Марья Ивановна Миронова Дочка капитана крепости. Умная и добропорядочная девушка, дворянка по происхождению. На момент действия повести, ее семья переживает затруднительную финансовую ситуацию. Возлюбленная Петра Гринева. Отличается типичными чертами характера. Готова бороться за свое счастье и идти для этого на крайние меры. Главная героиня повести
Алексей Иванович Швабрин Дворянин по происхождению. Служит с Петром Гриневым в одной крепости. Отличается скверным и сложным характером. Умеет играть на два фронта. Во время народного бунта переходит на сторону Пугачева. После захвата Пугачевым Белогородской крепости становится ее начальником. Главный герой повести
Иван Кузьмич Миронов Начальник военной крепости. Он 40 лет находится на военной службе, из них 22 года служит в Белогородской крепости. Миронов добрый человек с мягким характером. Он опытный офицер, но плохой руководитель – слишком многое прощает своим служащим. Его казнит Пугачев, после отказа перейти на сторону бунтовщиков. Второстепенный герой повести
Василиса Егоровна Миронова Жена Ивана Кузьмича, комендантша Белогородской крепости. Любознательная по своей натуре, старается быть в курсе всех дел в крепости, но, между тем, не умеет хранить тайны. Она добрая и порядочная женщина. Любит своего мужа и дочь. Второстепенный персонаж повести
Архип Савальев Крепостной крестьянин. В повести его часто называют Савельичем или Архипом Савельичем.  Он слуга Петра Гринева. На момент повествования это человек преклонного возраста. Он добрый, спокойный и хозяйственный человек, верно служит своему хозяину. Когда Петра пленяет Пугачев, он уговаривает бунтовщика не казнить молодого человека, а помиловать. Второстепенный персонаж повести
Иван Игнатьич Опытный офицер, его отец также был солдатом. Специального образования Иван Игнатьич не получил. Он дружит с капитаном Мироновым и часто помогает им. Иван Игнатьич ярый противник дуэлей, он препятствует дуэли Швабрина и Гринева. Был убит Пугачевым, так как отказался признавать его власть и переходить на его сторону. Второстепенный персонаж повести
Иван Иванович Зурин 35-летний ротмистр, его полк находится в Симбирске. Здесь он знакомиться с Гриневым и обыгрывает его в бильярд. Несмотря на такой поступок,  Гринев и Зурин остаются друзьями. Во время восстания Пугачева, Зурин получает повышение до майора. Второстепенный персонаж повести
Екатерина II Всероссийская императрица, реальный исторический персонаж. К ней обращается с просьбой Марья Миронова – ее возлюбленного Петра Гринева хотят наказать за содействие Пугачеву, однако это неправда. Императрица рассматривает просьбу Марьи и освобождает Петра. Второстепенный персонаж повести
Андрей Петрович Гринев Отец Петра Гринева. Он офицер в отставке. Андрей Петрович отличается твердым и стойким характером. Он довольно состоятельный человек, своего сына он не содержит в роскоши, но снабжает всем необходимым. Второстепенный персонаж повести
Авдотья Васильевна Гринева (в девичестве Ю.) Мать Петра Гринева. Добропорядочная женщина, любящая мать и верная жена. На досуге, она, подобно большинству женщин занимается рукоделием. Второстепенный персонаж повести
Бопре Учитель Петра Гринева. До приезда в Россию он работал парикмахером, а еще ранее был солдатом. Из него получился плохой учитель. Он дал мало знаний Гриневу, но зато научил его фехтованию Второстепенный персонаж повести
Андрей Карлович Р. Почтенный офицер, пользующийся бесспорным авторитетом у окружающих. Он старый друг  Андрея Петровича Гринева. Слабостью Андрея Карловича является садоводство. Он нерешительный человек, ему не хватает смелости одержать план Гринева по освобождению крепости. Второстепенный персонаж повести

“Капитанская дочка” – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина в прозе. Сам писатель по жанровой принадлежности отнес свое произведение к повести, но, тем не менее, “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведение охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, в книге много второстепенных героев, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственным  и духовным эволюционированием персонажей.

+

План

  1. Характеристика героев “Капитанской дочки”
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев “Капитанской дочки”

Главные герои

Петр Гринев

Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину.

Марья Миронова

Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу.  

Савельич

В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта  и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра.

Емельян Пугачев

Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа. 

Алексей Швабрин

На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева.

Второстепенные персонажи

Екатерина Вторая

Императрица вначале предстает перед читателями обычной женщиной в домашнем халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как само самодержавие, владычицу. Но все же, она вняла просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

Капитан Миронов

Начальник Белогорской крепости, где проходил службу Гринев, Иван Кузьмич Миронов – добрый и гостеприимный человек, служивый офицер, но непригодный к руководящему посту коменданта, несмотря на 40 лет “в мундире”. Казнен по приказу Пугачева.

Василиса Миронова

Капитанша, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, которая с легкостью управлялась не только с домашним хозяйством, но и с управлением всей Белогорской крепости. Была казнена по приказу Пугачева.

Иван Игнатьич

Поручик, служит в Белогорской крепости и водит дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, который лишился одного глаза в боях. Добрый и бесхитростный старик.

Бопре

Второстепенный персонаж. Учитель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал цирюльником во Франции. Выпивоха и любитель женщин. Обучал Гринева фехтованию.

Зурин

Ивану Ивановичу Зурину, офицеру, с которым Гринев знакомится в Симбирске, 35 лет. Он и Петр гринев – приятели. Картежник и бильярдист, азартный человек, охочий до выпивки и женщин, но, при этом, честный офицер.

Отец Петра Гринева

Андрей Петрович – офицер в отставке, премьер-майор. Очень состоятельный дворянин. Имеет гордый и непреклонный характер, при воспитании сына проявляет твердость, стремиться воспитать из него “настоящего мужчину”.

Мать Петра Гринева

Авдотья Васильевна – добрая и сердечная женщина из обедневшей дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно опекающая сына.

Генерал Андрей Карлович

Приятель Андрея Петровича Гринева. Руководит войсками всей Оренбургской губернии, немец по происхождению. Одинокий, экономный старик, ценящий порядок. Добрый и очень умный человек.

Это был основной  список главных героев “Капитанской дочки”, в котором собраны краткие характеристики положительных и отрицательных героев. Данный материал можно использовать при написании сочинения на тему к уроку литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?</h3>

    • <label>В Оренбургской губернии;</label>
    • <label>В Орловской губернии;</label>
    • <label>В Московской губернии;</label>
    • <label>В Ярославской губернии.</label>

(новая вкладка)

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» повествует о событиях второй половины XVIII века. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Данное историческое событие называют одним из масштабнейших и кровопролитнейших народных войн. В «Капитанской дочке» Пушкин наглядно демонстрирует читателю, сколько страданий приносит «бессмысленный и беспощадный русский бунт» не только «врагам народа» — дворянам, но и самим бунтовщикам. В произведении раскрываются истории героев таким образом, что мы можем им сопереживать, изучая новые стороны этого конфликта.  Предлагаем вам список главных героев «Капитанской дочки» с харктеристиками.

Петр Гринев — главный герой, от лица которого ведется повествование. Сын богатого помещика. С самого рождения готовился к военной службе в Петербурге, но, к своему разочарованию, в 16 лет был отправлен отцом в Оренбург, в Белгородскую крепость. Здесь начинается его новая жизнь, наполненная значимыми встречами, пугающими событиями и утратами.

Петруша Гринев — человек добрый и умеющий помогать. Эта черта характера раскрывается в эпизоде с заячьим тулупом, который он дарит Пугачеву. Гринев становится хорошо исполняет свой военный долг (командиры хвалят его за заслуги), увлекается поэзией, и легко сходится с людьми.

Маша Миронова — персонаж заглавный. Это и есть та самая капитанская дочка, 18-ти лет от роду. В нее влюбляется Гринев по приезду в крепость, она же отвечает ему взаимностью. Маша, в отличие от Петра, несостоятельная дворянка, «девка без приданого».  Одевается «просто и мило». Гринев отмечает наличие у нее ангельского голоска. Она умна, добра и обладает завидным мужеством (эпизод с прошением у Екатерины). Крестьянский бунт отнимает у нее родителей — Пугачев убивает их во время захвата крепости.

Емельян Пугачев — реальная историческая личность, донской казак, главный зачинщик бунта. В романе он представлен одновременно и как кровавый разбойник, беспощадный злодей и мошенник, и как смекалистый, умный, свободолюбивый человек. Его отношение к жизни представлено в эпизоде с орлом и вороном: «чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». В конце романа его казнят.

Алексей Швабрин — второстепенный персонаж. Молодой человек из состоятельной семьи. В начале романа сходится с Гриневым, последний считает его своим другом. Разжалованный гвардеец, за убийство сослуживца оказался переведен в Белгородскую крепость. В ходе действия романа сходится с Пугачевым, предав тем самым русскую армию, а в конце становится арестантом. Швабрин привлекает Гринева своим умом, но отталкивает тягой к клевете и злобным насмешкам.

Швабрин —  персонаж больше отрицательный, чем положительный. В его характере больше дурного: он наделен бесстыдством и жестокостью. Он зол, самовлюблен и подл: «…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж <…> Он обходится со мною очень жестоко…» (слова Маши).

Архип Савельев (Савельич) — слуга Петра Гринева, отправленный вместе со своим барином в Белгородскую крепость. Этот старик верой и правдой служит Гриневым уже много лет. Он типичный крепостной, добрый, привыкший слушаться приказаний и подчиняться хозяевам. Савельич  пытается учить Петра жизни, иногда спорит с ним, но всегда прощает.

Основываясь на характеристику основных персонажей романа, можно составить более менее полное представление о Крестьянской войне. Безусловно, все это авторская интерпретация, а не документальная хроника, поэтому слепо верить в правдивость нельзя. Но созданная Пушкиным атмосфера, переданное настроение эпохи и человеческие чувства справедливы и верны. Возможно, прочитав «Капитанскую дочку», читателям будет проще понять мотивы действий крестьян, организовавших столь беспощадную войну.

kapitanskaya-doch.jpg

«Капитанская дочка» — одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, роман А. С. Пушкина, посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Главные герои произведения «Капитанская дочка» проживают в воображении каждого читателя необычную жизнь.

Главные герои «Капитанская дочка»

Главный герой «Капитанской дочки» — Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Пугачев один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.   При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.

Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Мария Ивановна Миронова – главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название. Маша — это девушка лет восемнадцати, миловидная, скромная, способная горячо и преданно любить.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Иван Кузмич Миронов — капитан крепости, в которой разворачиваются события повести Пушкина «Капитанская дочка». Это второстепенный персонаж, отец главной героини. По сюжету его крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева. Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости, добрый, честный, глубоко порядочный человек, верный служака, не нарушивший присягу даже перед лицом смерти.

Василиса Егоровна – жена капитана Миронова, добрая, хозяйственная, горячо любящая мужа и дочь. Женщина, которая в курс всех событий в крепости.

Андрей Петрович Гринёв – отец Петруши, в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. Для своего единственного сына не ищет лёгких путей, поэтому отправляет его на службу не в Петербург, где расквартирован полк, к которому Петруша был приписан, а в глубинку, в армию, в Белогорскую крепость.

Авдотья Васильевна Гринёва – мать Петруши, женина, родившая 9 детей, 8 из которых умерли во младенчестве, так что Петруша оказался единственным сыном четы Гринёвых.

Бопре – гувернёр Петруши, который во Франции был парикмахером.

Савельич – дядька Петруши, то есть крепостной Гринёвых, который воспитывал Петрушу, следил за ребёнком, пока тот подрастал. отправлен вместе с Петром в крепость. Благодаря Савельичу Пётр Гринёв не был казнён Пугачёвым.

Иван Иванович Зурин – ротмистр, обыгравший Петрушу в Симбирске. В конце повести будет способствовать поимке беглого Швабрина.

Главные герои романа «Капитанская дочка» — Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями. Еще до того как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева. Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина. Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева. О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такие главные герои повести «Капитанская дочка» в изображении автора.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки« поможет понять их внутрений мир и причины повступков.

 Теперь вы знаете кто главные герои рассказа «Капитанская дочка», которых вы и так должны прекрасно помнить если читали произведение полностью.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/09/glavnye-i-vtorostepennye-geroi-kapitanskaja-dochka-tablica-spisok.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka-geroi-romana.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/geroi-kapitanskoj-dochki.html
  • https://ktoikak.com/glavnyie-geroi-kapitanskaya-dochka/

В предлагаемом разделе темы исследовательских работ и проектов по русской литературе для 8 класса посвящены творчеству Ахматовой Анны Андреевны, Булгакова Михаила Афанасьевича, Гоголя Николая Васильевича, Лермонтова Михаила Юрьевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тургенева Ивана Сергеевича, Уильяма Шекспира и др.

На данной страничке школьникам предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 8 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы, лицея или гимназии.

Представленные темы проектов по литературе 8 класса будут интересны учащимся, а также позволят провести увлекательную самостоятельную исследовательскую деятельность и лучше изучить выбранную тему, в процессе чего открыть для себя новое.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 8 класса можно видоизменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.

Темы проектов по литературе 8 класс

Примерные темы исследовательских проектов по литературе для учащихся 8 класса:

Ахматова Анна Андреевна

Образ Воронежа в стихотворениях О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.

Гоголь Николай Васильевич

Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль мистики в творчестве великого Н.В. Гоголя
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
«Ревизор» на сцене и в кино.
Трагическое и комическое в пьесах Д.И. Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор».
Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Жуковский Василий Андреевич

В.А. Жуковский – один из ярких представителей русского романтизма.
В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Некрасов Николай Алексеевич

Судьба русской крестьянки (по произведениям Н.А. Некрасова).
Н.А. Некрасов в музыке.
Н.А. Некрасов в изобразительном искусстве.

Карамзин Николай Михайлович

Русская сентиментальная повесть «Бедная Лиза» — европейская новелла второй половины XIX века.
Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Островский Александр Николаевич

«Снегурочка» А.Н. Островского и устное народное творчество.
Романтические традиции в «Снегурочке» А.Н. Островского.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве.

Пушкин Александр Сергеевич

Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
Кроссворды по произведениям А.С. Пушкина.
Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.
Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.
Образы-символы в романе Пушкина.
Пугачёвщина и Пучачёв на страницах «Капитанской дочки»: восстание или бунт?
Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки».
Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка».

Тургенев Иван Сергеевич

Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.
Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

Уильям Шекспир

Осмысление Гамлетом бренности и скоротечности человеческой жизни.
Шекспир — кто он?
Быт и нравы Вероны и Мантуи (по страницам пьесы Шекспира).
«Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.

Максим Горький

Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).
Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.

Маяковский Владимир Владимирович

Маяковский — художник.
Маяковский и футуризм.
Художественные особенности поэзии В. Маяковского.

Надежда Тэффи

Н. Тэффи и А. Аверченко.
«Маленький человек» в рассказах Н. Тэффи.
Виды комического в творчестве Н. Тэффи.

Темы исследовательских работ по литературе 8 класс

Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 8 класса:

Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
Баллада – один из жанров романтической поэзии.
Бардовская песня сегодня
«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.
Деревенька моя…
Дорогами Гринёва и Пугачёва (путешествие по страницам пушкинского романа и географическому атласу).
Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.
Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.
История в рассказе «После бала» Л. Толстого.
Мой Высоцкий
Мудрость слова
Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе.
Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе.
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
Одиссея и русские народные сказки
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Отношение к памяти Александра Невского в истории России.
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого.
Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Пугачёвщина и Пучачёв на страницах «Капитанской дочки»: восстание или бунт?
Размышления о языке
Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ.
Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.
Русские писатели «первой волны» эмиграции.
Символика поэмы «Медный всадник».
Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством» и т.п.).
Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Фронтовые письма
Чтение – вот лучшее учение
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу Темы исследовательских работ по литературе:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/1109″ target=»_blank»>Темы исследовательских работ по литературе для 8 класса</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1109]Темы исследовательских работ по литературе для 8 класса[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Фон для математической сказки
  • Фон для презентации сказка о потерянном времени
  • Фон для презентации про сказки
  • Фон для презентации сказка о рыбаке и рыбке
  • Фольклорная сказка лиса и журавль является сказкой о