Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его основные идеалистические и жизненные реалии, религиозные мировоззрения. Такое творчество создаётся целым народом и отражается в поэзии, народном театре, архитектуре, танце, а также в декоративно-прикладном и художественном творчестве.
Примеры фольклора обнаруживают себя во многих сферах современной человеческой жизни, начиная от напевания колыбельных и заканчивая созданием коллекций одежды.
Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, используемые людьми в бытовой сфере ежедневно.
Основные русские фольклорные жанры
Фольклор подразделяется на три вида, каждый из которых систематизирован соответственно своей субъективной и объективной направленности, а также способам художественного выражения.
Первым фольклорным типом является эпос, представляющий собой произведения, отражающие объективные оценки окружающего мира, обличённые в повествовательную форму. Стихотворные примеры фольклора данного рода — различные былины, баллады, исторические песни и духовные стихи.
Прозаический эпос разделяется на сказочную и несказочную прозу, к первой относятся сказки о животных и волшебстве, анекдоты; ко второй — былички, легенды и предания.
Второй тип — лирика, отражающая субъективные переживания и внутренний мир человека. Это произведения фольклора, примеры которого раскрываются в причитаниях, частушках и песнях. Все эти произведения могут быть разделены на обрядовые и необрядовые тексты по своему целевому предназначению.
Третий фольклорный тип представляет собой драматургические произведения, передающие отношение к действительности через игровые действия. Примерами могут быть театральные актёрские постановки, кукольный театр, театр картинок, обрядовые и драматические игрища.
Четвёртый тип представляет собой фольклор речевых ситуаций — поговорки, пословицы, проклятия, благожелания, дразнилки, скороговорки и загадки.
Русский обрядовый фольклор
Он разделяется на календарный и семейный. Календарный тип представляет собой огромный пласт традиционных практических ритуалов и верований, призванных помочь человеку, обеспечить выживаемость рода и селения, повысить урожайность в животноводстве и сельском хозяйстве. Календарный фольклор формировался и воспроизводился круглый год. Примером является Масленица, следование правилам которой занимало у русского человека неделю.
Примеры фольклора, ориентированного на семейный обрядовый тип, — причитания, заговорные песни, гадания, а также магические ритуальные действия, направленные на привлечение будущих супругов и любви. Любое действие, касавшееся свадьбы и венчания, также сопровождалось целым набором ритуальных фольклорных элементов — рукобитьем, сговором, сватовством и прочими.
Особенности фольклорного театра
Примеры русского фольклора можно привести и в области театра. Исследователи разделяют драматическое народное творчество по его временным эволюционным этапам на дотеатральное и театральное.
Яркие примеры русского фольклора можно увидеть в календарных обрядах и игрищах, например, в процессах ряжения, изготовления кукол Масленицы, Ярилы, Купалы, и отыгрывания действий с ними. Эти элементы дотеатральных действий также присутствуют в семейных свадебных обрядах, например, в выкупе невесты или отыгрывании подругами её роли.
Театральные формы народного искусства развились в России только к середине 17 века. Это, собственно, драматическое театральное творчество в его современном понимании.
К отдельной группе представителей народного творчества, являющейся частью дотеатрального игрового фольклора, следует отнести скоморохов — комедиантов, дрессировщиков, плясунов и музыкантов.
Характеристика фольклорной поэзии
Поэтические произведения фольклора, примеры которых многочисленны, включены в российскую школьную программу по литературе и родной речи. Такими народными произведениями являются былины, духовные стихи, исторические песни, литературные басни, баллады, частушки и детские стихотворные песни. Все эти примеры фольклора устного народного творчества, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу народной идеологии и мифологии. Например, в былинах описывается образ народного героя, в исторической песне раскрываются его стратегические и тактические таланты; частушки и детские песни формируют чувство юмора и ситуационную находчивость; в баснях в игровой и шуточной форме высмеиваются отрицательные качества героев.
Сказочная фольклорная проза
Данный жанр является письменной и устной формой прозы, выделившейся из мифа и повествующей о вымышленных событиях, происходивших с реальными героями. Фольклорные сказки имеются у всех народов мира. Они представляют несколько типовых линий — сказки о животных, о предметах и неживой природе, об одурачивании нечистой силы, о волшебстве. К этому фольклорному жанру также относятся небылицы, анекдоты и кумулятивные цепочные сказки. Стоит сказать, что сказочный жанр может как вытекать из жанра мифологической поэзии, так и трансформироваться в него обратно.
Примеры сказочного фольклора в устной речи более вариативны, чем в письменной, в силу субъективного восприятия рассказчика. Это варианты кумулятивной цепочной сказки «Колобок» и «Репка», «Лиса и Журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк». Среди сказок о нечистой силе можно вспомнить «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный».
Сказки, где главный герой — волшебник, с участием волшебных животных или предметов, — это, например, «Финист Ясен Сокол», «Иван Царевич и Серый Волк», «По щучьему веленью». Растения и явления природы, обладающие собственной магией, встречаются практически в каждой сказке — говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть главного героя от погони, спасти от смерти.
Фольклорная проза — ключ к русской демонологии
Второй пласт фольклорный прозы — несказочный. Он представлен историями или случаями из жизни, повествующими о контактах человека с представителями потусторонних сил — ведьмами, чертями, кикиморами, духами и так далее.
Следует отметить, что все эти существа пришли в современность бессознательными образами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.
В категорию несказочного прозаического фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых — здесь раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.
Прозаические примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, довольно разнообразны — это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.
Современный российский фольклор
Он состоит из двух пластов, сосуществующих и периодически перетекающих друг в друга.
Первый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются актуальные по сей день поговорки, религиозные и ежедневные обряды, приметы. Примеры русского фольклора, характерные для современной жизни, можно наблюдать как в обиходе (расположение веника метлой вверх для привлечения материальных благ), так и по праздникам. Ритуальными праздничными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.
Второй пласт современного городского фольклора значительно моложе и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человеческим убеждениям и страхам.
Современный городской фольклор
Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городах, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие жизненные условия и технический прогресс оказались наложенными на древний пласт старых русских верований.
Примеры фольклора, отражающего современные российские реалии, по большей своей части ориентированы на несколько типов человеческих страхов. Чаще всего это песни, обряды и жестикуляции, предназначенные для вызова потусторонних сил («Пиковой Дамы» гномов и т.п.): призраков, духов различных исторических личностей, а также для явления Божественного провидения и различных сущностей.
Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории индустриального характера.
Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, заполонили Интернет — это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с сопровождающими их историями о таинственных помещениях, аппаратах и живых существах.
Литературный фольклор — от летописей до современности
Русская литература, изобилующая фольклорными элементами, разделяется на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-либо поздних символических образов; созданная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в своих сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Рассмотрим наиболее известные из них ниже.
Примеры фольклора в «Слове о полку Игореве» заключаются в основном в метафорических сравнениях главных героев с языческими богами, например, Боян зовётся внуком Велеса, князья именуются внуками Даждьбога, а ветры — Стрибожьими внуками. Также зафиксировано обращение автора к Великому Хорсу.
В современной литературе фольклорные элементы используются главными героями в процессе их повседневной жизни.
Примеры фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо» исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки («хвали траву в стогу, а барина — в гробу»), обращение к народным приметам (глава «Крестьянка», где односельчане Матрёны видят причину неурожая в том, что она «…Рубаху чистую Надела в Рождество…»), а также вставки в текст народных русских песен («Барщинная», «Голодная») и использование сакральных цифровых символов (семь мужиков, семь филинов).
Малые фольклорные жанры
Выделают тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно наблюдать в общении матери с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся необходимый ритм движения тела и передаются простые сюжетные линии.
Первые в жизни человека фольклорные жанры
Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.
Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм.
Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда присутствуют элементы оберега, защищающего новорожденного от враждебных сил.
Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым древним пластом народного творчества.
Черти вредят людям
Черти чуть было не довели до смерти («допился до чертиков»)
603
Семь лет назад я сильно выпивал, дошло до того, что и жить не хотелось. Решил я покончить с собой и написать записку, чтобы в смерти никого не винили. Когда сел за стол, чтобы написать, вдруг увидел перед собой чертиху. Она была с маленькими рожками, вместо лица — рыло, на голове косынка, пальцы на руках тонкие и хвост. Чертиха села напротив меня и говорит: «Ну, что решил уйти из жизни? Давай я тебе помогу». Я не испугался, только обрадовался, что мне помогут свершить задуманное. Чертиха привела меня к колодцу, она прошла через колодец, а я прямо в него. В это время рядом были люди, прибежали, вытащили меня. С той поры я больше не пью.
Записано в В. Хаве Н-Усманский р-на Воронежской обл. от Денанова Дмитрия Ивановича, 1925 г.р. Запись Парамоновой О.В., 1997 г. АКТЛФ
Черт ночью душит, потом сжигает дом
604
Тетка рассказывала: «После войны это было. Убралась я по хозяйству, А вечер уже настал. Света в доме не было, и я спать легла и задремала. Вдруг чувствую — меня душат. Я отбиваться стала, хвать за руки — волосатые. У моего мужа были волосатые, ну я подумала, что он. Выше, выше руками веду, за голову схватила, а там что-то вроде шлема (муж-то мой летчиком был), опять, думаю, — он. А на самом деле не шлем, а лысина там была. Потом гляжу — рога. Значит, дьявол ко мне явился. Я скорей молитву читать: «О Господи…» — он и отступился. Да огненным комом от меня отпрянул и в землю ушел.
После этого уехала я в город. Месяца через три-четыре приезжаю, а дом-то мой дотла сгорел.
Записано в хуторе Предпустованово Хохольскогор-на Воронежской обл. от Шухмина Василия Николаевича, 1967 г. р. Запись Колпаковой А., Абрамовой С., Лисицыной Е., 1999 г.
Черти догоняют
605
Давно это было. Баба Наталья поехала в Казань с елками (продавать их). Дочь Дуся провожала её. Выехали они в полночь, а ночь была лунная, страшная. Доехала баба Наташа до ворот с дочкой, потом её отпустила и дальше отправилась одна. Только выехала за ворота, как сзади появился купец.
Баба Наталья и дорогу ему уступала, чтобы он её обогнал, а он всё ехал сзади и не хотел её обгонять. Поняла баба Наталья, что то силы злые, и поворотила сани свои к своему дому. Только пурга началась, ведь лютая зима была, и баба Наталья оставила сани, а сама быстрей к дому. Добежала до ворот и слышит сзади страшный хохот. Быстро добежала домой и рассказала всё дочке своей.
Наутро они пошли на то место, где баба Наталья оставила свои сани. Нашли они их, а следов других рядом никаких нет. Видно, то демон был.
Записано в с. Хреновое Бобровского р-на Воронежской обл. от Ганиной Зои Григорьевны, 1933 г. р. Запись Кретовой Е., Дудкиной С., 2000 г. АКТЛФ
Черт водит по лесу
606
Говаривал мне дед Мишка, ходил он в лес по грибы, по ягоды. Взял коробейку* и пошел. Лес знал хорошо, пошел по тропке, вошел в лес. Подсобрал грибов, все дальше и дальше от деревни. Стало, говорит, ему чудиться, будто идет кто за ним, он оборачивается -никого нет. Дед Мишка, было, развернулся, пошел домой.
Прошел уже порядочно, смотрит, а он все на том же месте ходит. Никак черт его путает, петляет и петляет. Он ходил, ходил, да все на то ж место возвращается. Тут увидал он за деревьями местного тракториста Лешку, он его и спас, помог выйти. А дед Мишка говорит, что попутал его черт, завести кудысь хотел, да не получилось.
Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от бабы Нюры 1927 г. р. Запись Тереховой А., Сионской А., 2007 г. АКТЛФ
607
Когда я был студентом, раз на лыжах я поехал покататься в лес. Погода была хорошая, ясная в этот день. Вокруг было тихо. Но вдруг я услышал музыку. Она играла очень тихо, так что приходилось прислушиваться. Я, как завороженный, слушал ее.
Но вдруг музыка стала удаляться. И я решил ехать в ту сторону, откуда она играла. Но чем ближе и хотел подобраться, тем дальше она удалялась. Вдруг я заметил, что заехал далеко в лес, в совсем незнакомые мне места и понял, что, наверное, нечистая сила хочет меня заманить в чащу. Вовремя одумавшись, я стал выбираться из лесу. Домой я попал только поздно вечером.
Записано в п. Терновка Терновского р-на Воронежской обл. от Ходыкина И.С., 47 лет, журналист. Запись Ходыкиной Ж.И. АКТЛФ
608
А бывает, что Нечистые сведут с дороги, люди заблудятся. Блуд на них нападает.
Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р., уроженки с. Сомовец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ
609
Эта история произошла с моей прабабушкой.
Однажды она пошла в другую деревню «чисать волны*» (овчинная шерсть — вовны). Когда вышла за огороды, заблудилась. Очень долго искала дорогу домой, и только к вечеру она нашла её. По поверью говорят, что это бесы (черти) водят человека, «закрывают» ему глаза, чтобы он не смог найти дорогу домой.
Записано в г. Воронеже от Разинковой Н.М., 1957г.р., уроженки с. Озерки Тербунского р-на Воронежской обл. Запись Крициной Н.В., 2003 г. АКТЛФ
Черти уводят
610
Легли муж с женой спать. Ночью жена просыпается, а мужа нет. Пошла она его искать, а он в сарае на перемете сидит и спит. Увели его видно. О, черти завели куда!
Записано в деревне Бехтеевка Задонского р-на Липецкой обл. со слов Лесниковой Александры Фроловны. Запись Квашниной М. И., 2002 г. АКТЛФ
Из-за чертей люди падают
611
Бабушка говорит, ночью чёртики бегают по дому, около дома, во дворе, злые. Чёртики делают так, чтобы все люди падали, разбивались.
Записано в с. Хреновое Бобровского р-на Воронежской обл.от Корнеева Андрея 1991 г. р. Запись Агейкина Н., Красикова Д., 2000 г. АКТЛФ
Стремятся довести до аварии
612
Я видел однажды черта. Скорее не черта, а чертика, потому что он очень маленький был. Ехал я домой на машине, в командировке был. Обычно я со сменщиком езжу, а тут один. Смеркаться начало, и дождь шел. Вдруг слышу в кабине — смешок. Думаю, все — «крыша съехала!». Смотрю, а рядом на сиденье маленькое существо сидит. Хвост у него есть и рожки, и все время смеется. Я глаза протер, смотрю, не пропал. Смешок у него ехидный такой. Я пока на него смотрел, чуть с трассы не съехал. Когда в окно глянул, машина одним колесом уже в кувете была. Как же в такое не поверишь?
Записано в г. Россошь Воронежской обл. от Таранцова П.А., 1944 г.р. Запись Андреевой И.В., 1997 г. АКТЛФ
Черт прыгает на плечи человеку
613
Пришёл я с армии домой, И первым делом, отправился с товарищем на пятачок (сходку молодёжи за деревней). Погулял на окраине села, а близко к рассвету отправился домой. Сначала шли вместе, но вскоре на развилке и расстались. Иду, чую: кто-то на плечи мне прыгнул. Я не из пугливых, но тут струхнул. Начал поднимать голову, вижу — чёртик: голова с кулачок, глазки блестят, весь лохматенький и с рожками, а копытца до уровня моей груди свисают. Я сильно перепугался и громко заругался матом. Чёртик спрыгнул куда-то. Была предрассветная мгла. Близ дороги росли кусты перекати-поле, я стал по ним шуровать. Но никого не нашёл.
Побежал домой и там лёг спать. Утром пришёл товарищ и сказал, что моя голова стала совсем седой. Он стал спрашивать, как я добрался до дома. После того, что я ему рассказал, он рассказал, что случилось с ним. С какой-то части дороги за ним бежала кошка и стала бросаться на спину. Но мой товарищ избил её палкой. Хотя после этого она долго волоклась за ним и даже царапалась в дверь. Позже мне мама сообщила, что живёт у них в деревне женщина, которая, по слухам, чертовщиной занимается. Как раз в это время она лежала дома вся побитая, забинтовали её соседи, как смогли. Но доказать её вину невозможно было.
Записано г. Новая Усмань Новоусманского р-на Воронежской обл. от Крыниной Валентины Васильевны, 1958 г. р., по рассказу Никулина Михаила. Запись Крынина О. В., 2004 г. АКТЛФ
Черти наказывают за грехи — за убийство
614
Жил у нас в Падлесном мужик адин. И мужик тот был вовсе уж пустяшный. Бяднющий, голь перекатная. И случись с ним иштория. Стали к няму черти в избёнку наведыватца. А изба у няво худая, никудышняя. И стояла-т на отшибу, аккурат у озера Ястребинова. Так они к няму в избу посигають и давай яму рёбры щатать, да в хате всё бить. Лавки яму поваляють, дверь с пятель сорвуть, што съястного есть-собакам павыкидають. Год тярпел мужик, два тярпел, три тярпел. А они яму печку ужразваратили. Так мужик попа кликнул. А поп пьянишший, пришёл и давай яму вместо «Отче наш» акалесицу плесть. А тут чертенята енти яво пад мышки да в Ястребинку. Да уж всем сялом выганяли мы ентих чертей. И веником избу мяли, и водой брызгали, и огонь разжигали, и «Отче наш» читали, а всё без толку. Совсем мужик отчаялси.
Тут яму хтой-то говорить, мол, черти худое место чують, потому в избе твоей живуть. Есть, мол, такие мяста, где их святая молитва не берёть, а они свою силу чують. Тады мужик хату свою запалил ночью-то. Пожар страшенный был! А мужик-то тот умом тронулся. У няво ж ни жаны, ни робят не було. Имушшество сгорело всё в том пожару. Так он суму через плечо да и побираца пошёл. И где он ходил, одному Богу известно. Да токмо сгинул он в лесах. А люди в хуторе говорили, что за грехи ет яму наказания. Ить он в хутор пришёл один и уж в лятах, а другие говорять, дескать за убивство яму такая кара. Так-то.
Записано в г. Лиски Воронежской обл. от Жемчужниковой Е. А., 1917 г.р., жительница бывш. х. Подлесное. Запись Кузнецовой Е., 1997 г. АКТЛФ
Обереги от черта
Молитва, крест
615
Когда я маленький был, с нами рядом жил кузнец. Вот он и рассказывал, что вот он, значит, шёл из Берёзовки, и ночью возвращался домой сюда (в Чесменку). Потом вышел на луг, который посредине села. Там Парк Победы сделали давно. А там стояло 15 мельниц. Он говорит: «»Ночь была лунной. Ни ветра, ни чего. Глянул, а все мельницы… работают.» А он, говорит, на гармошке шёл, играл. Едет управляющий отделением конного завода: «»Алексей Николаевич, поедем со мной. Поиграем». Ну, там у них беседа завязалась. Сели, говорит, едем. Он сидит, я рядом сижу, гармошку держу. Я глянул — у него не сапог, а копыто торчит из-под поддёвки. Ну, тут, говорит, на него страх нашёл. Начал креститься, молитву читать «»Отче наш.» Загудело всё. Лошадь пропала, кучер пропал, а он уже на берегу реки был.
Записано в с. Чесменка Бобровского р-на Воронежской обл.от Забродина Александра Александровича, 1927 г. р. Запись Бутина М., Ворониной М., Сарма А., 2001 г. АКТЛФ
616
Однажды я ночевала одна в комнате. Ночью я проснулась от того, что меня кружило. Когда я открыла глаза, я на потолке увидела лицо дьявола, было очень страшно. Я стала повторять «Отче наш» и всё прошло.
Записано в с. Листопадовка Грибановского р-на Воронежской обл. от Шилякиной Н.В., 1979 г. р., учитель. Запись Черенковой С.В., 2002 г. АКТЛФ
617
Когда я была молодая, со мной произошла следующая история. Мне было около 20 лет, но у меня как-то не складывалась жизнь, т.е. молодого человека не было, не получалось шить, готовить, вязать, все валилось из рук. Я очень часто говорила самой себе: «Поскорей бы мне умереть», «Когда же я умру». Однажды вечером я пошла в сарай, (меня мать попросила что-то принести) и, находясь там, услышала голос. Голос говорил «Ты готова?». Я, не оборачиваясь, спрашиваю «К чему?». Голос: «Как к чему, я пришел за тобой!». Тогда я обернулась и увидела черта, (с рогами, с хвостом, волосатый -как положено). Он продолжал: «Ты хотела умереть, меня послали за тобой, хватит тебе здесь мучаться!»
Я очень сильно испугалась, с криком выбежала из сарая и побежала в дом. Черт бежал за мной. Забежав, домой я закрыла двери на все замки и рассказала все родителям. Мать сначала не поверила, сказав, что я брешу. Но когда открыла двери и увидела черта, тоже очень испугалась. Черт сказал моей матери: «Я пришел за твоей дочкой, отдавай ее, она хочет умереть». Мать закрыла двери. И начала читать молитвы. Читала 2 дня — все это время черт стучал в дверь и кричал, чтобы они отдали меня ему. Два дня спустя черт исчез. Когда мы вышли на крыльцо, то мать сказала, что черт не мог зайти в дом только потому, что над дверью у нас висел крест.
Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Козловой Марии Федоровны, 1931 г.р. Запись Бражниковой И. В., 2003 г. АКТЛФ
618
Мамин дядя <…> Он такой работник был, валял валенки в старину, это ж почиталось, сундуки делал, кокошки*. <…> Вялял их, ночевал там.
Ляжить, подъезжають к окну на лошадях, тарантасик вот. «Кум Панькя, подь сюды». Он уже у кальсонах вышел, а осень была, грязно, ночь большая, дожжык моросил. Он выскочил на скорую, как был.
— Садись, поехали!
— Далёко?
— Табе говорят, садися! Он сел.
— И подалёко?
— Поехали, щас приедем! И мчатся на тройке.
— Далёко вы везете?
— Сиди, щас приедем.
Мчатся опять на тройке на этой. Он сидел, сидел, опускает на подножки в этом тарантасике и перекрестился:
— Господи, Иисусе Христе, сыне Божий. Да далеко ж вы меня везете?
И никого не стало. <…> Они почти до Плотавьего его довезли. И он заместо тарантаса сидить там у нас с километр цела, мне показывали место, овраг такой есть, обрывом овраг по задорожью окружають. И он уже опустил ноги у етот овраг. Тёмна ночь.
Его бесы вязли. Он перекрестился, они пропали. Он ишо б чуть-чуть, в овраг этот прыгнул бы. Он уже опустил ноги.
Сестра его говорит: «Вечером сидим всей семьёй, заходя у кальсонах, босиком, грязный, белый, как стена». А мать, отец его говорят:
— Панька (Павел звали его), откуда ты взялся? Что с тобой?
— Молчи, я тебе завтра всё расскажу. Пошёл спать, а назавтра всё рассказал.
Записано в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Сухининой Веры Егоровны, 1912 г.р., Хрячковой Анны Ивановны, 1929 г.р., 2006 г. АКТЛФ
619
Муж у меня в лесу раз заблудился зимой. Сани оставил и пошёл домой. А ветер снегом дорожку замёл. На следующий день пошли мы с ним сани искать. Я ходила, искала — искала, а потом запела молитву «Отче наш». Гляжу, стоят сани вдалеке. Мужу говорю: «Вон виднеются». А он не видит. Только когда близко подошли — увидел. А я мужу говорю: «Что ж ты в Бога веришь, а молитв не знаешь».
Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл.от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р., уроженки с. Самовец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ
620
Отец рассказывал, поехал он раз в поле. Поработал и домой собрался, а выехать не может. Заблудился он в поле-то, в полдень. Водили его, водили по полю кругами. То ли черт это был, то ли еще кто — в общем, сила нечистая. По полю его кругами гоняли, гоняли. Лошадь уж вся в поту, а выехать не может, никак места не найдет. Отец не верил никогда, а самому пришлось, и поверил. Правда-то было. А от нечистой силы только молитвой можно.
На то тоже быль есть. Купались как-то две девки, маленькие тогда еще они были-то, сестры двоюродные. И одна из них, Дуся-то, потопла. А сейчас она жива. А дело так было. Вот она потопла, а найти ее мы не можем — знать, утащил кто-то. Там глубоко было, где купались. Мы ее ловили — ловили, найти не можем. Деду одному сказали, а он богомольный был. Он на берег вышел, перекрестился три раза, и прям сразу поймал ее. Вытащили ее на берег. И она оживела.
Записано в с. Каширское Каширского р-на Воронежской обл. от Логуновой Марии Архиповны, 1930 г.р., уроженки с. Бирючинское. Запись Артамоновой С., Шутенниковой Е., Сапиной Д., 2004 г. АКТЛФ
Чертям дать карты
621
Шёл солдат со службы домой. Пришлось ему заночевать у одной старушки. Поужинали, легли спать.
В полночь солдат услышал со всех сторон стук и шорох. Старушка сказала ему, что это черти бесятся. Тогда попросил солдат у бабки колоду карт, в которые ещё ни разу не играли. Положил эти карты в подпол. Через некоторое время всё стихло.
Наутро открыли подпол, смотрят, а карты исчезли.
После этого бабку ничто не беспокоило. Черти не давали о себе знать.
Записано в г. Воронеже от Хрюкиной Ольги, 12 лет, школьницы. АКТЛФ
Нельзя говорить «черт тебя забери»
622
Жила в нашем селе женщина, очень сварливая и злая на язык. И был у нее сын Алешка, мальчик лет 3-х. Однажды летом решила она к сестре в соседнее село сходить. И чтобы укоротить путь, пошла через Чертов лес. Мы его Чертовым называем потому, что там часто слышны стоны и крики людей, которые заблудились в лесу. Тела их животные съели, а души неотпетые теперь маются.
Вот идет она с Алешкой по лесу. А мальчишка ее шаловливый был, идет и балуется. Ну, а мать не в настроении. Ну и крикнула на него: «Чтоб черт тебя забрал». И вдруг мальчик пропал. Мать сюда, туда — нет его. Только голос его слышен — плач. Так до сих пор Алешка не вернулся, только, когда идешь через Чертов лес, слышен детский плач.
Записано в п. Терновка Терновского р-на Воронежской обл. от Нестеровой М.А., 67 лет. Запись Ходыкиной Ж.И. АКТЛФ
623
Нельзя ногами болтать — чёртиков качаешь.
Записано в с. Хреновое Бобровского р-на Воронежской обл. от Корнеева Андрея 1991 г. р. Запись Агейкина Н., Красикова Д., 2000 г. АКТЛФ
Нельзя купаться в Ильин день
624
Эту историю мне рассказывала моя бабушка. Ей было восемь или девять лет. Это было в Ильин день. Деревенские мужчины мылись в бане. В деревне же бани все на берегу реки, за огородами. Они напаривались и выскакивали прямо в речку, ныряют ещё. Они, т. е. моя бабушка и другие ребятишки соседские, на берегу были, игрались. И выходит соседка Мария из своей бани, и к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит: «Это что же такое они вытворяют? Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья — пророк в воду … только черти в праздник этот купаются». Сказала так и ушла.
И вот они смотрят, ребятишки на той стороне реки, кто — то из воды появился — косматый, чёрный, и давай из воды выскакивать, вынырнет, занырнёт — снова выскочит. Сам он был волосатый, волосы длинные.
Ребятишки испугались и разбежались. Вспоминают теперь и думают: «Мог ли это быть человек? Кто же там мог быть?!»
Записано в с. Абрамовка Таловского р-на Воронежской обл. от Турцевой Анны Николаевны, 1929 г. р. Запись Пономарёвой Н. В., 1995 г. АКТЛФ
Когда черт водит, помогает вывернутая наизнанку одежда и молитва
625
Пошли мы как-то с подругами в лес. Далеко забрели. Стемнело. Стали нам всякие чудеса мерещиться: то ребёнок заплачет, то баба заголосит. Стали мы креститься да одежду наизнанку выворачивать. Скоро всё и прекратилось. И тропинку до дома мы нашли.
Записано в с. Ливенка Павловский р-на Воронежской обл. от Подколзиной М. Г. Запись Королёвой С. М., 1998 г. АКТЛФ
Бросить нож в середину вихря на дороге, тогда свадьба черта на утопленнице не состоится
626
Однажды к нам в гости пришел дедушка. Папа ушел на работу, а брат гулять, так мы остались с дедушкой вдвоем. И вот он стал рассказывать мне про свою жизнь, про то, чем занимался, когда был моего возраста. Но запомнилась мне одна его история.
Будучи еще маленьким, дедушка откуда-то услышал, что будто бы когда на дороге поднимается вихрь, вскручивая песок, сухую листву, придорожный мусор, значит, что черт на утопленнице женится. И если бросить нож и попасть в самую середину вихря, то можно ранить кого-нибудь из них и свадьба ни состоится. И вот они проходили вдоль дороги и заметили вихрь. Ребята очень обрадовались, а так как ножики были у них практически у всех, они стали по очереди кидать их. И видно кто-то из ребят действительно попал в середину, поскольку вихрь сразу же утих и исчез незаметно. Когда он подошел к тому месту, то увидел на земле капли крови. Но никто так никогда и не узнал, кому они принадлежали, и женился ли черт на утопленнице.
Записано в с. Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл.от Бородина Т.М., пенсионера. Запись Андрековой Л. АКТЛФ
«Чертовы» места
Черти водятся у кладбища
627
Ну, насколько я слышал, Чёртов мост, тут же кладбище недалеко, наше чесменское тут под горой. Вроде вот когда кто там ездил, припозднялся, то встречался там с нечистой, с сатаной там или с кем-то.
Около моста этого случается много аварий. Почему-то именно здесь вот разбиваются.
Записано в с. Чесменка Бобровского р-на Воронежской обл.от Забродина Александра Александровича, 1927 г. р. Запись БутинаМ., Ворониной М., Сарма А., 2001 г. АКТЛФ
628
Шёл дед ровно в полночь по курганам, там раньше находились могилы. Встретили его люди, вместо ступней ног у них находились копыта. Они подошли к нему ближе и говорят: «Степан Михайлович, дай закурить». Дед как увидел копыта, как кинулся бежать домой, даже двери выбил с испуга. Сам был белый, как полотно.
По словам Лидии Петровны, эта история случилась с её отцом.
Записано в с. Новоживотинном Рамонского р-на Воронежской обл. от Обертун Лидии Петровны, 1917 г.р. Запись Букреевой Е., 2005 г. АКТЛФ
Черти водятся в реке
629
А в Битюге черти водятся, с хвостами, как обезьяны. Они на берег выпрыгивают. Мне бабка рассказывала. Её позвала Лягучиха (колдунья) и сказала: «Пойдём, я свой век прожила, я тебя познакомлю кое с кем». Пошла к реке, похлопала в ладоши, в 12 часов это было, и они вышли. И сказали, что если ты сделаешь вот кое-чего, мы тебя к себе возьмём. А бабка-то моя ушла. Лягучиха почерпнула той воды, и вода уже заговорёна была, и Лягучиха этой водой облилась.
Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г. р., уроженки с. Самовец, Эртильского р-на, Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ
630
Я так и не видела близко никого. Раз только чертей довелось увидеть. Мы раньше с бабами после работы на речку белье ходили полоскать. Редко когда пропустим, а то обязательно. Ну вот, собрались мы раз так вечерком, еще и не сильно темно
было, смеркалось только. Подходим к речке, слышим: шум, гам, плеск. Ну, думаем, это наши девчата купаться надумали. Решили их напугать. Белье побросали, а сами бегом к берегу, раздеваемся на ходу. Вбегаем в воду, а тут передние бабы как заорут и обратно. Мы-то, что сзади были, мало что разглядели, а передние чертей увидели. Вот мы страху натерпелись. Долго потом на речку без мужиков не ходили.
Записано в с. Клеповка Бутурлиновскогор-на Воронежской обл. от Поздняковой А.Д., 1926 г.р. Запись ДорохинойЕ.В., 1997 г. АКТЛФ
Нечистая сила оборачивается В солдата в шинели и котомкой за плечами
631
Во время войны мой старший брат был на фронте. От него долго не было писем, мы с сестрами очень переживали за него, т.к. отца у нас не было, мать давно умерла, и он нам заменял обоих родителей.
Почти каждый вечер мы вспоминали о нем в разговорах с подругами.
Как-то наша старшая сестра Анна ушла на ночь к родственникам. Мы остались вдвоем с Веркой. Закрыли дверь на засов и начали бураки на борщ крошить. Вдруг смотрим, открывается дверь и входит Иван (брат наш). В шинели, с котомкой за плечами, выбрит чисто. Зашел, встал у порога, а дальше не идет. Я растерялась, не знаю, что сказать. А Верка у нас боевая, хоть и младшая, как крикнет на него: «Какого черта стоишь, не заходишь?!»
Тут Иван наш развернулся и за дверь вышел. А мы стоим ни живые, ни мертвые. Дошло до нас, что это черт в его виде к нам являлся. Я бегом дверь кинулась закрывать, уже хотела Верку за невнимательность отругать. А дверь-то оказалась закрыта.
А через день нам письмо пришло от брата, что он жив, только ранен был, но уже все хорошо.
Записано в с. Пузево Бутурлиновского р-на Воронежской обл. от Шальневой М.Ф., 1929 г. Запись Дорохиной Е.В., 1997 г.
В красных волков
632
Этой весной в лесу за Доном появились красные волки. Они нападали на людей, злые были много свирепей обычных волков. Пришли они оттуда, где идет война.
Собрались охотники, обложили волков флажками, начали облаву. Один охотник видит волка, стреляет, а волк стоит, стреляет второй раз, волк стоит, стреляет третий раз. Упал волк. Подбегает охотник к нему и вдруг, двух шагов не добегая, падает и ногу ломает.
Записано в с. В. Мамон В.Мамонского р-на Воронежской обл. от Каненкиной Марьи Петровны, 1915 г. р. Запись Штогрина, Колесникова, 1993 г. АКТЛФ
В белых волков с гривами и хвостами
633
Эта история, абсолютно достоверная, произошла с моей бабушкой. Так получилось, что им пришлось возвращаться с подругой из одного села в другое ночью. На перекрестке им встретились два странных животных. Абсолютно одинаковые, чисто белые, по виду и росту — волки. Бабушка читала всю дорогу молитву «Живые помощи». Близко эти твари к ним не подходили, кружили рядом всю дорогу до самого села, как бы провожали. Ещё у них были гривы и хвосты, как у лошадей. Бабушка, хоть и была молодая тогда, но все равно хорошо помнит эту историю, потому что очень сильно испугалась.
Записано в с. Семидесятное Хохольскогор-на Воронежской обл. от Поповой Людмилы, 1983 г.р. Запись Поблоцкой Н., 2002 г. АКТЛФ
В черную кошку
634
Работала я в молодости нянькой, нянчила чужого ребенка, семья которого жила на окраине села. Пришлось мне однажды возвращаться домой очень поздно.
Иду, а сама невольно оглядываюсь, будто кто- то шагает за мной, большой и черный. Я останавлюсь и оно остановится, стало мне страшно.
Я уже и бежать начала, а оно за мной бежит. Меня должен был отец встречать, вижу он идет мне навстречу. Тут я смелости набралась, как оглянулась, а там только черная кошка сидит и смотрит на меня, а потом взяла и убежала. Я стала отцу рассказывать, а он говорит, что это за мной нечистая сила увязалась.
Записано в с. Кулешовка Ольховатскогор-на Воронежской обл. от Кулишенко Марии Антоновны 1930 г.р. Запись Кулишечко Е. А., 2001г. АКТЛФ
В ягненка
635
Едет мужик на телеге. За ним бежит ягненок и прыгает на телегу. Оказалось, это черт ягненком обернулся. Мужик сначала его и не приметил и все протяжно завывал: «Отстал, отста-ал, отста-ал, мамочки моя, не успею». А сзади ему ягненок вторит: « Отстал, отстал…» Мужик услыхал, да смекнул сразу, в чем дело — оглушил окаянного и скинул с телеги.
Записано в х. Предпустованово близ с. Семидесятного Хохольского р-на Воронежской обл. от Шухминой Екатерины Сергеевны, 1926 г. р. Запись Колпаковой А., Лисицыной Е., Абрамовой С., 1999 г. АКТЛФ.
В руку человека
636
Мама всегда говорила мне, что после 12-00 ночи на улицу выходит не надо, так как там нечистая сила бродит. А я все это пропускала мимо ушей и думала, что это шуточки.
Однажды, выхожу ночью во двор, включила свет во дворе и направляюсь к калитке. Вдруг вижу, как через калитку рука просовывается к защелке, я испугалась, закричала и стою, как вкопанная. А «оно» исчезло, и даже шагов не слышно было. Потом выбежала мама и помогла мне прийти в себя.
Записано селе Великомихайловка Новооскольскогор-на Белгородской обл. от Малибога М.П., 1960 г.р. Запись Молибога Т. АКТЛФ
В светящегося человека
637
Со мной даже было, знаете что. Шел я с улицы, с клуба. Мы что-то засиделись долго, где-то на улице, а жил я через речку, по ту сторону, дом угловой был. Ну, вот я иду и только на мост: смотрю -человек, т.е. не человек, а форма человека, точно прям ноги, руки, только фосфор прям светится. И я назад. Ужасно было. Недолго я просидел, ну и пошел, смотрю: нет уже ничего.
Записано в с. Каширское Каширского р-на Воронежской обл.от Мудрова М.П., 1929 г.р. Запись Артамоновой С., Шутенниковой Е., Сапиной Д., 2004 г. АКТЛФ
Четверку коней с людьми
638
Нет, вот и в наше время такие вещи происходят. Мой дядя — он вообще в такие вещи не верит. Ну вот, он под Новый год шел домой через кладбище. Ночь, луна светит, полная, снег такой белый. Тишина вокруг, кресты стоят. И, вдруг, он видит — по небу кони скачут. Четверка, вроде, знаете, как свадьбы ездят, и в ней, вроде, люди сидят. Дядя перекрестился и упал лицом в снег. Поднялся — никого нет. Так он всю дорогу домой крестился. А могли и забрать. Запросто забирают. Думаете, почему люди без вести пропадают?
Записано в г. Воронеже от Полкановой Марии Петровны, 1884 г. р., уроженки г. Павловска. Запись Карасевой Н.В., 2005 г. АКТЛФ
Чьи-то шаги
639
В нашем совхозе построили клуб на том месте, где стоял монашеский монастырь. Там, на первом этаже, раньше играли мальчики в карты. И тот, кто оставался «в дураках» шёл на второй этаж, там, где у нас сейчас библиотека, и сидел там. Но никто больше пяти минут там не выдерживал, потому что, когда человек сидит, к нему кто-то идет, слышно, но никого не видно. Шаги подходят всё ближе и ближе. И каждый выбегает оттуда, не выдерживает.
Записано в с. Монастырщина Богучарского р-на Воронежской обл. от Шевченко Ольги, 1987 г.р. Запись Шеменевой Е., Ходяковой В., 1998 г. АКТЛФ
Введение
Посвящается памяти Петра Григорьевича Богатырёва
Общеизвестно, что черты древних суеверий, утраченных верований сплошь и рядом сохраняются и фольклоре.
Народные верования – понятие очень широкое, а их значение для народной поэзии велико и многообразно. В фольклоре отразились различные комплексы этих верований – земледельческие, скотоводческие, промысловые и пр. В разных фольклорных жанрах несомненны черты семейно-родовых, эротических и других суеверий. В народных песнях и сказаниях мы находим в той или другой форме пережитки культа солнца, земли, воды, растений, животных и т.д.
Ещё А.С. Кайсаров в своей книге «Славянская и российская мифология» указывал на то, что народные песни и сказки – «сокровища для нашей мифологии»[1].
Изучение народных суеверных рассказов и элементов мифологических представлений в других жанрах фольклора действительно имеет существенное значение для этнографов и историков. Фольклористы, изучая генезис ряда жанров, анализируя происхождение многих популярных образов фольклора, таких, как Баба-яга, Кощей бессмертный, Морозко, не могут не учитывать народных верований, лежащих в их основе[2].
Однако этим не исчерпываются возможные аспекты изучения суеверных представлений, нашедших выражение в народном поэтическом творчестве.
Народные верования отразились в произведениях фольклора по-разному, в зависимости от особенностей того или иного жанра, его направленности, его функций. Нечистая сила, к которой обращен заговор, леший, которого якобы встретил рассказчик, домовой, который заботится о лошадях соседа, русалка, приворожившая односельчанина, существенно отличаются от чёрта, пытающегося рассорить супругов в бытовой сказке, или пасующего перед кузнецом и молотобойцем в рабочих рассказах, от лешего, на котором солдат летит в Питер. Соотношение с верованием образов чёрта, водяного, русалки, лешего в разных жанрах фольклора разнообразно и разнокачественно. Общность этих образов в разных жанрах объясняется тем, что в конечном счете все они генетически восходят к верованию, разница же определяется степенью удаленности от него, а также структурой, всем строем того произведения, в которое, они вошли, установкой на «быль» или «небыль». Доминантная функция произведения создает его внутреннюю форму, значимость и существо которой убедительно раскрыты А.В. Чичериным: «Итак, внутренняя форма, – пишет он, – сказывается и в особо характерном для произведения слове, и в строе его речи, и в образах, и в идеях, и в главном, всё образующем строе произведения в целом. Это смысловая категория, которая разъясняет композицию, предотвращает формалистическое её понимание»[3].
Именно этой «внутренней» формой суеверной былички, т.е. её смыслом, её функцией, тем, что она со всей серьезностью повествует о встрече с представителем потустороннего мира, в отличие от волшебной сказки, упивающейся игрой фантазии, или бытового анекдота, шутливо трактующего чёрта как трикстера, определяется степень близости их к мифу или же, наоборот, отдаленности мифологического образа от его первоосновы.
Глубоко различная, а иногда прямо противоположная доминантная функция разных фольклорных жанров (например, сказки и былички) определяет и разницу трактовки в них одних и тех же мифологических персонажей.
Ещё перед Великой Отечественной войной в работе, посвященной западноукраинским преданиям об опришках, П.Г. Богатырёв писал: «Одним из актуальных заданий современной фольклористики является определение и изучение каждого жанра устных рассказов»[4]. Однако эта актуальная задача до сих пор стоит перед нами. Одним из своеобразных жанров русской устной прозы, в котором с наибольшей полнотой и яркостью отразились народные представления о мифических существах, являются былички – суеверные рассказы о сверхъестественных существах и явлениях. Рассказы эти теснейшим образом связаны с так называемой низшей мифологией – с народными верованиями. Они возникли на их основе, поддерживали и утверждали их в сознании народа[5].
Рассказы о мифологических существах в силу своей занимательности пережили верование и продолжали бытовать наряду с преданиями, легендами и сказками как особый, своеобразный жанр фольклорной прозы.
К настоящему времени, поскольку сами верования безвозвратно ушли из народных представлений, былички и бывальщины или исчезли, или подвергаются трансформации: из меморатов, сообщающих о «действительных» встречах с нечистой силой, они превращаются в сказки, вопрос о достоверности которых не существен ни для рассказчика, ни для его аудитории, или даже в анекдоты, высмеивающие верование и пародирующие жанр суеверного мемората. Лишь кое-где они продолжают жить в памяти людей преклонного возраста.
Поскольку рассказы, связанные с русскими народными верованиями, до сих пор изучались лишь этнографически, т.е. только как источник познания народных верований, но не как явление народного искусства, игнорировались как особый жанр устной прозы, их специфика до сих пор не раскрыта, не рассмотрены, в частности, роль и характер мифических существ в качестве персонажей несказочной прозы.
Русская устная несказочная проза в жанровом отношении очень разнообразна, в неё входят исторические предания, легенды, бывальщины, былички, разного рода рассказы.
Каждый из этих жанров имеет свой круг тем, сюжетов, отличается своей системой образов. Вместе с тем их объединяет одна общая черта, отличающая от сказки, – установка на правду, на истинность повествования, независимо от характера их содержания. Некоторые из них чрезвычайно близки друг к другу, легко переходят из одной жанровой категории в другую. Таковы, например, былички (суеверные мемораты) и бывальщины (суеверные фабулаты). Установка на истинность повествования особенно ярко проявляется в быличках, являющихся как бы свидетельским показанием о странном, необычном, таинственном случае. Былички, т.е. суеверные мемораты, в свою очередь, распадаются на ряд тематических циклов: это рассказы о кладах, о мертвецах, о привидениях, о колдунах, о нечистой силе.
Былички и бывальщины, как и остальные фольклорные жанры, живут в динамике, постоянно изменяются, с течением времени меняют свои основные тенденции и свою функцию, поэтому мы вынуждены постоянно учитывать их перманентную трансформацию. Тексты на один и тот же сюжет, рассказанные в XIX в. в глухой деревне или же записанные в наше время, обнаруживают разное отношение к персонажам, фабуле, «факту», о котором идёт речь, как самого рассказчика, так и его аудитории.
Значительные изменения социальных и культурных условий естественно влекут за собой и изменения в народном поэтическом творчестве, в его репертуаре, системе образов, функции.
Изменение функции рассказа приводит к трансформации жанра – суеверная быличка или бывальщина превращается в сказку или даже в анекдот. Изучение трансформации жанра, вызванной изменением представлений народа, даёт очень существенный материал для суждений о миросозерцании народа, эволюции его мировоззрения. Естественно, что произведения, не созвучные представлениям и понятиям современного человека, стремительно исчезают из его обихода.
В данной работе мифологические рассказы, повествующие о духах природы (лешем, водяном, русалках), о домашних духах (домовом, баннике, овиннике) и о чёрте, рассматриваются прежде всего как факт фольклорной прозы, как особый жанр её, т.е. как произведения народного устно-поэтического творчества. Изучение этих рассказов ведется по отдельным тематическим группам. Анализу их предшествует глава, определяющая жанровые особенности суеверных рассказов. Заключают исследование наблюдения над трансформацией рассказов о мифических существах в современном фольклоре.
В «Указателе» сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах», который составлен под наблюдением автора книги, представлены русские фольклорные рассказы о духах природы, о домашних духах и о чёрте.
Читайте также
Введение.
Введение.
Борьба веры и неверия.
1. Борьба веры и неверия проходит через всю историю христианства. Так было уже тогда, когда сам Господь был на земле и всей своей жизнью и личностью светил миру, но как раз этот свет, исходивший от Христа, и возбуждал у людей, возлюбивших
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Автор этой книги Сэкида Кацуки родился в 1893 году на юго-западе Японии, в городе Коти. Он начал изучать и практиковать дзэн вскоре после того, как ему исполнилось двадцать лет (обстоятельства этого частично описаны в 16-й главе книги), и с тех пор без перерыва
Введение.
Введение.
I. Вопрос о смысле вообще, и вопрос о смысле жизни
Попытке ответить на вопрос о смысле жизни должна предшествовать ясная и точная его постановка. Мы должны прежде всего сказать, что мы разумеем под тем «смыслом», о котором мы спрашиваем.Спрашивать о смысле —
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена истории становления буддизма в Тибете, охватывающей период протяженностью более чем в тысячу лет — с середины VII по XVII в. Опираясь на исторические, религиеведческие, социально-антропологические исследования и
Введение
Введение
Прежде чем приступить к описанию жизни и изложению содержания творений святителя Тихона Задонского, находим уместным остановить наше внимание на некоторых основных событиях, относящихся к XVII веку, т. е. к тому периоду истории Русской Церкви, и в частности,
Введение
Введение
«А когда пойдете на войну в стране вашей на
притеснителя, творящего вам беды, то трубите в трубы, и пробудит это память о
вас пред Г-сподом, вашим Б-гом, и будете вы спасены от ваших врагов».
(Бемидбар 10:9)»Когда небо замкнется и не будет дождя за то, что
будут грешить
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Еврейское название книги Бытие — «Берешит» («В начале»). Собственно названием выступает первое слово книги. Русское название «Бытие» представляет собой перевод греческого названия этой книги по Септуагинте (древнегреческому переводу Ветхого Завета,
I. ВВЕДЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
С последней четверти прошлого столетия всем образованным людям стало знакомо одно имя, бывшее ранее почти неизвестным за пределами тесного круга санскритологов и исследователей религий, — имя человека, которого мы привыкли называть по его церковному имени
Введение
Введение
Церковь постоянно призывает христиан к умеренности, в том числе и в еде. Пост является неизменной составляющей жизни православных христиан. Ограничивая себя в еде, верующие показывают свое почтение к Богу и благоговение перед ним.Христианский пост существенно
Введение
Введение
Действующие лица и героя Танаха[1], несомненно, являются самыми известными образами человеческой истории. Даже людям, не очень сведущим в Священном Писании, знакомы, по крайней мере, имена его главных персонажей. Мы то и дело встречаемся с ними в искусстве и
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Никогда за всю свою тысячелетнюю историю мусульманское сообщество России не переживало столько знаменательных событий, сколько пришлось на его долю за последние 20 лет. Крах господствовавшей в Советском Союзе безбожной идеологии вызвал необычайно мощный
Введение
Введение
Вещи говорят за себя. Что?то мешает нам услышать тему язык философии так, словно при философии, кроме философии есть еще и язык, что?то вроде ящика с инструментами или, может быть, материала для критики и обработки. Наша задача не в том чтобы обслужить со стороны
Введение
Введение
Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Православное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными
Введение
Введение
Книга Начало служит вступлением ко всему Священному Писанию. Эта книга оправдывает своё имя, ведь в ней рассказывается о самом начале мира и человечества, сотворённых Всевышним совершенными (гл. 1–2); о начале греха, который вошёл в мир вследствие непослушания
Введение
Введение
Книга Неемии изначально была объединена с книгой Узайра в один свиток и вместе с ней является продолжением Летописей. Даты в этой книге можно сопоставить с датами сохранившихся древних персидских записей и точно соотнести с современным календарём. В 586 г. до