элективный курс по литературе 10 класс подготовка к егэ

сакал ольга борисовна

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Элективный курс по литературе 115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Нерюнгри РС (Я)

«Классика и современность»

Русской литературе для 10 -11 классов

(курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Учитель русского языка литературы

Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.

Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой. Программа курса составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература». Программа составлена на основе авторской программы Акопова Н. А., Иванова Е. А.

    Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий; Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций; Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей; Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; Содействие в области профессионального самоопределения;

Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.

Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Результатом изучения курса «Русская литература: классика и современность» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.

Тема1. Древнерусская литература.

Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.

Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины 19 века.

Элегия и баллада как жанры поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина – интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тем 4. литература второй половины 19 века.

И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. салтыков — Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 – начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А. П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

Тема 5. Литература 20 века.

Русская реалистическая проза начала 20 века. И. А. Бунин. А. И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия 20 века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А. А. Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А. А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в её творчестве. «реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В. В. Маяковский – поэт – бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии С. А. Есенина лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.

Тема 6.А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале 20 века в России и их отражение в произведениях писателя.

Литература революции и гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени.

Возвращённая литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А, Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Тема 7. литература о Великой Отечественной войне.

А. Т. Твардовский. М. А. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, Б. Васильева.

Тема 8. Поэзия и проза 70-90-х годов 20 века.

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В, Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова., Б. Окуджавы.

Предлагаемая программа рассчитана на 68 часов, по 1 часу в неделю для 10-11 классов.

Тема 6.А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале 20 века в России и их отражение в произведениях писателя.

сакал ольга борисовна

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе.

Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Скачать:

Люди дна в рассказах М.

picture 413424 1393922767Nsportal. ru

17.01.2020 17:00:46

2020-01-17 17:00:46

Рассмотрено

На заседании методического объединения учителей

Протокол № ______

От «___»________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

________Шляпкина Е. В.

«___»___________2016г.

___________Шальнова Е. В.

Приказ № _______

«___»_____________2016г

«Подготовка к ЕГЭ по литературе»

Составила : Салькова Л. Ю. ,

Учитель русского языка и

Литературы высшей категории

ГБОУ СОШ№8г. о. Октябрьск

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

Аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;

Ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);

Поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;

Написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово — родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов — разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.

Данная программа предназначена для учащихся 1 0- 11 классов и рассчитана на 68 часов.

Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

— воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

— выделять смысловые части художественного текста;

— понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

— характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

— анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

— применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

— соотносить художественное произведение с литературным направлением;

— выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

— давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

— сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

Методы и формы обучения : эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект

Содержание программы

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе (1 час).

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература (2 часа).

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

«Слово о полку Игореве» . Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова. ». Авторская позиция в «Слове. ». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения, метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос.

Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм (2 часа).

Классицизм как художественное направление. Литературные формы классицизма и его черты. Литературные роды и жанры.

Д. И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль». Драма как род литературы. Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д. И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13 часов).

Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.

В. А. Жуковский . Стихотворение «Море». Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих.

Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе. Нравственный идеал поэта.

А. С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал. Новаторство комедии А. С. Грибоедова. Язык произведения А. С. Грибоедова.

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье. »), «19октября» («Роняет лес багряный свой убор. »), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », «Я вас любил: любовь еще, быть может. », «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », «Погасло дневное светило. », «Свободы сеятель пустынный. », «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. ») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье. »), «. Вновь я посетил. ». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Мотивы и образы пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Реализм как художественное направление. Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Система персонажей. Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Роль эпиграфов в повести. Авторская позиция в произведении.

Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Язык поэмы и средства художественной изобразительности.

Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А. С. Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Художественные особенности авторских отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Литературный тип.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой. », «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски. », «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. »), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. ». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Традиции и новаторство в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Песня про. купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М. Ю. Лермонтова.

Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его создания. Роль пейзажа в поэме.

Роман «Герой нашего времени». Многообразие тематики и проблематики произведения. Особенности композиции романа и хронологическая последовательность. Сюжет и фабула. Приемы психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа.

Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система персонажей и средства их создания. Финал пьесы.

Повесть «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

Поэма « Мертвые души ». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Средства создания героев. Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в произведении Н. В. Гоголя.

Раздел 5. Литература второй половины XIX века (15 часов).

А. Н. Островский . Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социально — нравственная направленность драмы А. Н. Островского. Система персонажей и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе».

И. С. Тургенев . Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе. Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное содержание произведения. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И. С. Тургенева. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И. С. Тургенева. Критика о романе.

Ф. И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах. », «С поляны коршун поднялся. », «Есть в осени первоначальной. », «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять. », «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать. », «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое. »), «Природа — сфинкс. И тем она верней. ». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

И. А. Гончаров . Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе.

М. Е. Салтыков-Щедрин . Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Сарказм.

Н. А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. »,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом. »,«Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба. » Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

Ф. М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.

А. А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую. », «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы. », «Это утро, радость эта. », «Шепот, робкое дыханье. », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. », «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А. А. Фета.

Л. Н. Толстой . Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л. Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.

Учебно-тематическое планирование.

Содержание ЕГЭ по литературе

Фольклор и древнерусская литература. « Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения .

Литература XVIII века. Классицизм Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д. И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

Г. Р. Державин . Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении.

Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.

В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя.

Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Нравственный идеал поэта.

А. С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума». Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Новаторство комедии А. С. Грибоедова.

Лирика А. С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Реализм как художественное направление. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторская позиция в произведении.

Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме.

Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А. С. Пушкина. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора.

Лирика М. Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и новаторство в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Песня про. купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М. Ю. Лермонтова

Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Образ главного героя и способы его создания.

Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа

Н. В. Гоголь . Пьеса «Ревизор». Приемы создания комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в комедии. Система персонажей и средства их создания. Символика финала пьесы.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь «мертвая» и «живая» в поэме.

А. Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально — нравственная направленность драмы. Новаторство драматурга.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И. С. Тургенева.

Лирика Ф. И. Тютчева. Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов.

Лирика Н. А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа.

Лирика А. А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А. А. Фета.

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л. Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

Практикум по оцениванию заданий С1-С4, С5. Написание собственных творческих работ.

Агеносов В. В. Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч., М.: Дрофа, 2012.

Аристова М. А. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы. М.: Экзамен, 2012.

Ерохина Е. Л. Литература. Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2013.

Зинин С. А., Новикова Л. В. Литература. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2014.

Лебедев Ю. В. Литература. Учебник для 10 кл. В 2 ч., М.: Просвещение, 2012.

Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004.

Самойлова Е. А. Литература. Сборник заданий. М.: ЭКСМО, 2014.

Сахаров В. И. Русская литература XI – XIX в. в. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2006.

Скубачевская Л. А., Слаутина Н. В., Надозирная Т. В. Литература. Универсальный справочник. М.: ЭКСМО, 2010.

Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Готовимся к Единому государственному экзамену: литература. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

— давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

Рассмотрено

На заседании методического объединения учителей

Протокол № ______

От «___»________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

________Шляпкина Е. В.

«___»___________2016г.

___________Шальнова Е. В.

Приказ № _______

«___»_____________2016г

«Подготовка к ЕГЭ по литературе»

Составила : Салькова Л. Ю. ,

Учитель русского языка и

Литературы высшей категории

ГБОУ СОШ№8г. о. Октябрьск

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

Аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;

Ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);

Поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;

Написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово — родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов — разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.

Данная программа предназначена для учащихся 1 0- 11 классов и рассчитана на 68 часов.

Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

— воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

— выделять смысловые части художественного текста;

— понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

— характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

— анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

— применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

— соотносить художественное произведение с литературным направлением;

— выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

— давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

— сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

Методы и формы обучения : эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект

Содержание программы

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе (1 час).

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература (2 часа).

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

«Слово о полку Игореве» . Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова. ». Авторская позиция в «Слове. ». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения, метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос.

Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм (2 часа).

Классицизм как художественное направление. Литературные формы классицизма и его черты. Литературные роды и жанры.

Д. И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль». Драма как род литературы. Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д. И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13 часов).

Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.

В. А. Жуковский . Стихотворение «Море». Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих.

Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе. Нравственный идеал поэта.

А. С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал. Новаторство комедии А. С. Грибоедова. Язык произведения А. С. Грибоедова.

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье. »), «19октября» («Роняет лес багряный свой убор. »), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », «Я вас любил: любовь еще, быть может. », «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », «Погасло дневное светило. », «Свободы сеятель пустынный. », «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. ») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье. »), «. Вновь я посетил. ». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Мотивы и образы пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Реализм как художественное направление. Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Система персонажей. Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Роль эпиграфов в повести. Авторская позиция в произведении.

Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Язык поэмы и средства художественной изобразительности.

Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А. С. Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Художественные особенности авторских отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Литературный тип.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой. », «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски. », «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. »), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. ». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Традиции и новаторство в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Песня про. купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М. Ю. Лермонтова.

Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его создания. Роль пейзажа в поэме.

Роман «Герой нашего времени». Многообразие тематики и проблематики произведения. Особенности композиции романа и хронологическая последовательность. Сюжет и фабула. Приемы психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа.

Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система персонажей и средства их создания. Финал пьесы.

Повесть «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

Поэма « Мертвые души ». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Средства создания героев. Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в произведении Н. В. Гоголя.

Раздел 5. Литература второй половины XIX века (15 часов).

А. Н. Островский . Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социально — нравственная направленность драмы А. Н. Островского. Система персонажей и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе».

И. С. Тургенев . Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе. Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное содержание произведения. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И. С. Тургенева. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И. С. Тургенева. Критика о романе.

Ф. И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах. », «С поляны коршун поднялся. », «Есть в осени первоначальной. », «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять. », «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать. », «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое. »), «Природа — сфинкс. И тем она верней. ». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

И. А. Гончаров . Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе.

М. Е. Салтыков-Щедрин . Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Сарказм.

Н. А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. »,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом. »,«Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба. » Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

Ф. М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.

А. А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую. », «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы. », «Это утро, радость эта. », «Шепот, робкое дыханье. », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. », «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А. А. Фета.

Л. Н. Толстой . Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л. Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.

Учебно-тематическое планирование.

Содержание ЕГЭ по литературе

Фольклор и древнерусская литература. « Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения .

Литература XVIII века. Классицизм Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д. И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

Г. Р. Державин . Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении.

Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.

В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя.

Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Нравственный идеал поэта.

А. С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума». Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Новаторство комедии А. С. Грибоедова.

Лирика А. С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Реализм как художественное направление. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторская позиция в произведении.

Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме.

Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А. С. Пушкина. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора.

Лирика М. Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и новаторство в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Песня про. купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М. Ю. Лермонтова

Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Образ главного героя и способы его создания.

Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа

Н. В. Гоголь . Пьеса «Ревизор». Приемы создания комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в комедии. Система персонажей и средства их создания. Символика финала пьесы.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь «мертвая» и «живая» в поэме.

А. Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально — нравственная направленность драмы. Новаторство драматурга.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И. С. Тургенева.

Лирика Ф. И. Тютчева. Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов.

Лирика Н. А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа.

Лирика А. А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А. А. Фета.

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л. Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

Практикум по оцениванию заданий С1-С4, С5. Написание собственных творческих работ.

Агеносов В. В. Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч., М.: Дрофа, 2012.

Аристова М. А. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы. М.: Экзамен, 2012.

Ерохина Е. Л. Литература. Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2013.

Зинин С. А., Новикова Л. В. Литература. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2014.

Лебедев Ю. В. Литература. Учебник для 10 кл. В 2 ч., М.: Просвещение, 2012.

Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004.

Самойлова Е. А. Литература. Сборник заданий. М.: ЭКСМО, 2014.

Сахаров В. И. Русская литература XI – XIX в. в. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2006.

Скубачевская Л. А., Слаутина Н. В., Надозирная Т. В. Литература. Универсальный справочник. М.: ЭКСМО, 2010.

Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Готовимся к Единому государственному экзамену: литература. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

ГБОУ СОШ№8г. о. Октябрьск

Фольклор и древнерусская литература.

Infourok. ru

03.03.2017 8:32:22

2017-03-03 08:32:22

Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.

Программа элективного курса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ( от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;

Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию;

Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

Повышение предметной компетентности учеников;

Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

Краткое изложение и повторение курса обществознания;

Формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

Формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

Воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

Знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

Формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

Психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10 классе (35 часов)

Программа курса состоит из трех разделов:

Особенности ЕГЭ по обществознанию.

Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основное содержание

10 класс – 35 часов.

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.

Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 25 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Решение вариантов ЕГЭ.

Тест № 1.
Тест № 2.
Тест № 3.
Тест № 4.
Тест № 5.
Тест № 6.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

Биосоциальную сущность человека

Основные этапы и факторы социализации личности

Место и роль человека в системе общественных отношений

Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

Основные социальные институты и процессы

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

Особенности социально-гуманитарного познания

Характеризовать С научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

Анализировать Актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Объяснять Внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

Раскрывать на примерах Изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Осуществлять поиск Социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Сравнивать Социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

Оценивать Действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

Формулировать На основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Подготавливать Аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

Применять СОциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

Предвидения возможных последствий определенных социальных действий

Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2014.

ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т. Е. Лискова, О. А. Котова – М.: Астрель, 2014.

ЕГЭ-2015. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Т. Е. Лискова, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова – М.: Эксмо, 2014.

Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М: Русское слово, 2014.

ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М.: Экзамен, 2015.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2015. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Астрель, 2014.

Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2013.

Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е. Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2014.

ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т. Е. Лискова, О. А. Котова – М.: Астрель, 2015.

Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;

Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.

Программа элективного курса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ( от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;

Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию;

Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

Повышение предметной компетентности учеников;

Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

Краткое изложение и повторение курса обществознания;

Формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

Формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

Воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

Знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

Формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

Психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10 классе (35 часов)

Программа курса состоит из трех разделов:

Особенности ЕГЭ по обществознанию.

Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основное содержание

10 класс – 35 часов.

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.

Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 25 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Решение вариантов ЕГЭ.

Тест № 1.
Тест № 2.
Тест № 3.
Тест № 4.
Тест № 5.
Тест № 6.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

Биосоциальную сущность человека

Основные этапы и факторы социализации личности

Место и роль человека в системе общественных отношений

Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

Основные социальные институты и процессы

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

Особенности социально-гуманитарного познания

Характеризовать С научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

Анализировать Актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Объяснять Внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

Раскрывать на примерах Изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Осуществлять поиск Социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Сравнивать Социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

Оценивать Действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

Формулировать На основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Подготавливать Аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

Применять СОциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

Предвидения возможных последствий определенных социальных действий

Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2014.

ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т. Е. Лискова, О. А. Котова – М.: Астрель, 2014.

ЕГЭ-2015. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Т. Е. Лискова, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова – М.: Эксмо, 2014.

Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М: Русское слово, 2014.

ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М.: Экзамен, 2015.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2015. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Астрель, 2014.

Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2013.

Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е. Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2014.

ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т. Е. Лискова, О. А. Котова – М.: Астрель, 2015.

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию от 17 декабря 2010 г.

Infourok. ru

17.09.2018 6:26:47

2018-09-17 06:26:47

Источники:

Https://examer. ru/ege_po_literature/2021/perevod_ballov

Https://nashol. me/tag/marina/

Https://nsportal. ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature

Https://infourok. ru/programma-elektivnogo-kursa-podgotovka-k-ege-po-literature-klassi-2039270.html

Https://infourok. ru/elektivniy-kurs-dlya-klassa-podgotovka-k-ege-po-obschestvoznaniyu-837389.html