Фольклорная сказка это определение

Автор андрей измаилов на чтение 27 мин. просмотров 1 опубликовано 16.07.2021 код для использования на сайте: ширина блока px

На чтение 27 мин. Просмотров 1 Опубликовано



Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

–> Скачать материал Скачать материал –> Скачать материал Получить код –>

Подписи к слайдам:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/html4/transitional.dtd”>Научная работа Сказ и сказка. Проблема определения жанра Выполнена ученицей 6 класса МОУ Октябрьская СОШ Гусевой Александрой. Научный руководитель учитель русского языка и литературы Белякова О.А.

VI11 муниципальная научно-практическая конференция школьников

Цель и задачи работы

Цель: раскрыть художественные особенности жанра сказа, которые сближают его с другими жанрами художественной литературы и отличают его от них.

Задачи:

  • узнать по словарю литературоведческих терминов определение жанров поговорки, сказа, сказки, рассказа;
  • определить различия художественных особенностей жанров сказа и сказки;
  • провести исследование литературного материала по текстам сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и волшебной народной сказки «Царевна – лягушка»;
  • доказать, что сказ как жанр литературы, хотя и имеет ряд общих черт, но существенно отличается от волшебной сказки.

Объект и предмет исследования

  • Объект исследования: тексты художественных произведений (сказа П.Бажова «Каменный цветок» и волшебной сказки «Царевна-Лягушка»).
  • Предмет исследования: художественные приемы и средства создания образов в указанных выше художественных произведениях.

Литературоведческие термины Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер. Рассказ– это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Писатели, создавшие произведения в сказовой манере

  • Н.С. Лесков «Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе).
  • П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • Б.В. Шергин «Поморские узоры».
  • С. Писахов «Сказы и сказки».
  • М.Х. Кочнев. Сборник “Время-полымя«(«Серебряная пряжа», «Березовый хозяин», «Горностайкин след», «Миткалевая метель» и др.).

Сказ и сказка. Общие черты

  • Понятия «сказ» и «сказка» имеют общий корень – сказ –, от слова «сказывать».
  • Оба термина относятся к устному народному творчеству, и объединяет их фольклорная основа.
  • Герои как сказа, так и сказки могут быть реальными или вымышленными, даже волшебными.

«Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ – в середочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай: сказ не сам по земле ходит – его жизнь за собой водит».«Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ – в середочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай: сказ не сам по земле ходит – его жизнь за собой водит». М.Х.Кочнев Литературное исследование

  • Исследовать тексты двух произведений, изученных по предмету «Литература» : волшебной сказки «Царевна –лягушка» и сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».
  • Цель исследования: найти отличительные особенности, позволяющие определить жанр сказа или сказки.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»Основные отличия (место действия)

сказ

сказка

Место действия реальное, конкретное.

Место действия очень отдаленное, фантастическое.

«На заводскую работу либо в гору всё-таки не отдали- шибко жидко место, на неделю не хватит, поставил его приказчик в подпаски».

«Рассказывал , как он в дворне был и за что его прогнали, как потом лето с коровьим стадом ходил, как под бой попал».

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Основные отличия (время действия)

сказ

сказка

Время рассказа приближено к моменту повествования.

Время между рассказом о событии и произошедшим очень отдалено.

Прокопьич « хоть крепостной был, а по оброку ходил , зарабатывал маленько».

«В старые годы у одного царя было три сына».

Основные отличия (образ рассказчика)

сказ

сказка

Свидетель или участник события.

Не свидетель и не участник события, рассказывает о давно происходившем.

«…тоже и в наших заводах ,сказывают , это мастерство имели . Та только различка , что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт-выше нет».

«Была, сказывают старушка такая . Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была…»

Повествование ведет рассказчик (автор).

Основные отличия (характер волшебства)

сказ

сказка

Волшебство – это источник вдохновения для мастера.

Превращения, волшебство – основа действия.

«Слыхал , что есть такой цветок . Видеть его нашему брату нельзя . Кто поглядит , тому белый свет не мил станет».

«Данилушко тут сел, задумался, в землю глядит, и всё цветок тот каменный из головы нейдёт. «Вот бы поглядеть!» Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка…»

«…подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо , достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает , а Кощей Бессмертный бьётся , мечется. Сколько ни бился , ни метался Кощей,- сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть».

Основные отличия (характеристика героев)

сказ

сказка

Характеры зависят от социального статуса героев.

Характеры не зависят от социального положения героя.

«…был в ту пору мастер Прокопьич . По этим делам первый . Лучше его никто не мог».

«Вот так-то и дошло до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко . Годов, поди, тогда двенадцати, а то и более».

Приказчик и говорит: «Не обманешь больше, а тому старому псу покажу, как потворствовать!»

«Было у царя три сына-все молодые, холостые, удальцы такие».

Основные отличия (язык)

сказ

сказка

Язык напоминает разговорную речь, образную, насыщенную устаревшими словами, поговорками.

Язык простой по лексике, есть постоянные эпитеты, сравнения, гиперболы.

«Ты спервоначалу по хозяйству помогать будешь. …Для первого разу сходи за калиной. Её иньями прихватило, – в самый раз она теперь на пироги…Хлеба возьми полишку, – естся в лесу-то, – да ещё к Митрофановне зайди…»

«Вдруг поднялся стук да гром , весь дворец затрясся; подлетела к царскому крыльцу золочёная карета о шести белых лошадях , и выходит оттуда Василиса Премудрая».

«Тут Иван-царевич залился горькими слезами…»

Выводы

  • Жанр сказа роднит с другими жанрами художественной литературы (поговорками, сказкой, рассказом) повествовательный характер и малый объем.
  • При проведении исследования текстов художественных произведений, изученных на уроках литературы (сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и волшебной народной сказки «Царевна – лягушка»), выяснила, что жанры сказ и сказка – это не одно и тоже.
  • Несмотря на похожие названия в терминах, есть существенные различия в художественных приемах повествования, которые позволяют отличить сказ от сказки.

Список использованных ресурсов

  • Г.С. Меркин « Литература» 5, 6 классов. – М., «Русское слово»,2014.
  • Литературные произведения: П.П. Бажов «Каменный цветок» и сказка «Царевна-лягушка».
  • Виноградов. В.В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. – М.: 1980. – С. 49-55.
  • Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928с.
  • Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. – М.: Высш. Шк., 1983. – 303 с.
  • Мущенко E. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. – Воронеж, 1978. – С. 34.
  • Чудаков А.П. Сказ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 382.
  • Энциклопедия отличий: http://thedb.ru/items/Chem_otlichaetsya_SKAZ_ot_SKAZKI/
  • Вопросы и ответы:
  • http://qq.by/13811-chem-otlichaetsya-skaz-ot-skazki-rasskaz-ot-povesti.html

Русский язык – еще материалы к урокам:

image

Сказ и сказка довольно похожие жанры, но в то же время они отличаются друг от друга. Глагол «сказывать» дал начало двум литературным терминам сказ и сказка. Что означают и как расшифровываются эти древние понятия? Которые с девства интересовали, и откладывали в нас первые впечатления о нашем реальном и выдуманном мире.

Две формы литературного жанра легко объясняются благодаря следующим глаголам «говорить», «извещать», «изъяснять», «молвить», «повествовать», «сообщать» и «баять». Эти слова имеют родовой корень – сказывать, и многие из нас не видят в них отличительные черты.

Сказ – появился немного позднее чем сказки. Этот термин был введен в литературную терминологию Н.С. Лесковым популярным как мастер в раскручивании жанров.

Такой жанр имеет существенное различие отличающее его от сказки. Он создан на известных данных довольно близких к настоящим фактам в которых описывается действия и определенные облики минувшего прошлого. Часто используется форма повествования в которой рассказчик описывает события от своего имени. Сказ появляется в том случае, когда происходит какое-то действие или поступок, в котором непосредственно участвовали люди…

image

Тематическое разнообразие сказов довольно широко распространилась, включая в себя исторический обстановку и труд людей, общепромышленный труд в Царской России до относительно недавнего времени конца 30-х годов 20 века.

Пред нами довольно похожие жанры, но в то же время отличающиеся определенными чертами:

  • Сказка – это увлекательный рассказ с существенным вымыслом, вносящим дополнительные действие и авантюры.
  • Сказ – это бесстрастное творчество со свойственной ей художественной формы, описывающая настоящие деяния, события указывающая на определенных людей не так давно произошедшего времени, довольно часто повествуется от своего имени.

В любом вымышленном творчестве четко отражается действия, обстановка и два измерения которые связывают воедино мир людей и мир фантастического вымысла – что-то что трудно вообразить умом – нечто такое, как таинственный мир умерших.

В сказках деяния зачастую совершаются в выдуманном сказочном пространстве, как например «тридевятое царство» которое находиться в непонятном для обычного человека месте и окутанное тайнами, загадками.

Сказочники жили не богато и постоянно трудились: пряли ткани, пахали, рыбачили надеясь на лучшие времена. В сказках рассматривается сюжет с таким же контекстом. Выдуманные сказочные сюжеты придавали людям надежду в победу над темными силами. Сказки учат быть сильными, твердыми и призывают бороться дабы победить зло.

В сказе все наоборот повествователь является или очевидцем, или соучастником некогда минувших лет о которых повествует сказатель.

Особенности сказки

Сказка – это сокровище этнических знаний. Её различает глубокий смысл, достояние самого содержания, поэтического языка и содержит в себе нравоучительный характер («сказка ложь, да в ней намек»). Сказка — один из наиболее знаменитых и обожаемых жанров фольклора, по следующим причинам в ней не исключительно увлекательный сюжетный смысл радует слушателей, не оттого что в ней поразительные герои, а потому, что в сказке ощущается чувство подлинной поэзии, которая раскрывает слушателю образы человеческих эмоций и отношений, признает доброту и справедливость, и еще роднит с русской культурой, а также к мудрому этническому опыту, к родному языку.

Сказкам свойственна своеобразное запоминающееся особое построение.

Присказка – характеризует сказку как отдельную форму литературного жанра. Присказка нужна для того чтобы привлечь как можно больше аудитории. Нередко употребляются шаловливые прибаутки, подобно данному манеру

После увлекательной поговорки последует зачин, переносящий слушателей в удивительный волшебный мир и создает фигуру пространства и определенного действия.

Довольно зачастую небылицы завершаются выводом, чтобы понять насколько нравоучительно заканчивается сказка.

Особенности сказов

Сказ – это форма повествования которая делает свой акцент на устном говоре рассказчика. Сказу характерны особенности, по которым сказ можно отнести к следующим жанром: сказание, повествование (если не обращать должного внимания на дивные порой невообразимые элементы содержания).

Сказовый стиль ориентирован на обиходный этнический говор: «и белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует».

Особенности слога сказов – довольно близко сопоставим этническим говором. В некоторых эпизодах сказитель использует фантастические элементы, чтобы украсить и заинтересовать своих слушателей.

Присутствие фантастических существ и порой не понятных помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную жизнь человека тем самым сближает жанры сказки и сказа. Неограниченная свобода воображения предоставлена сказочнику в его новых творениях. Они наполнены чудесами, такая форма присуща волшебным сказкам, украшенной разными чудесами и выдуманным местом действия.

Различия

Основные отличия между двумя фольклорными жанрами весьма немного, но все же они есть, они являются существенными. Ключевые различия:

Отличие сказа от сказки, в том, что сказ – это повествовательная форма рассказа в которой задействованы настоящие, живые люди. В повествовании рассказчик вносит в сказ много различных деталей, которые не соответствуют действительности. Сказатель добавляет реальные события чудеса и волшебство, делая ее более красочной для слушателей.

  1. В сказках рассказчиком в основном выступает сам автор, в сказе – рассказчиком является сам очевидец, но не автор.
  2. Большинство сказок имеют счастливый конец, а сказ – это жизненная история и конец порой может быть неожиданным.
  3. В сказочных сюжетах приветствуется вымысел и волшебство, в сказах реальные события чуточку приукрашиваются флером волшебства.

В научной литературе сказка определяется чаще всего как один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.

Анализ существующих определений показывает, что в них наряду с вымышленными событиями подчеркивается устный характер сказки как художественной литературы. Так, например, отечественная литературная он-лайн энциклопедия трактует понятие сказки следующим образом:

«Сказка (нем. Marchen, англ. tale, франи. conte, итал. fiaba, серб, и хоре, pripovijetka, болг. приказка, чешек. pohadka, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка) — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, то есть представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие “сказка”».

Стоит заметить, что если следовать этой логике, то все авторские сказки сюда не попадают.

Одно из принятых в Европе определений сказочного жанра принадлежит И. Больте и Г. Поливке (Bolte, Polivka, 1913—1932). Согласно ему, сказка представляет собой рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, что это история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят ее невероятной или недостоверной.

В этом представлении сформулированы три признака: поэтичность, вымысел, развлекательность. Но в нем не учитываются, например, социальная значимость сказки как культурного элемента, воспитательный и психологический потенциал.

В.Я. Пропп, критикуя подход названных исследователей, дал свое определение сказки в самом общем виде как «рассказ, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики» (Пропп, 1984, с. 35). Кроме того, он, как и Э.В. Померанцева (1985), определяет установку на вымысел в качестве главного жанрообразу-ющего признака сказки.

Еще В.Г. Белинский в свое время акцентировал внимание на признаке вымышленности: сказочник, по его словам, «не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы» (Белинский, 1954, с. 355).

К.С. Аксаков писал, что вымысел влияет и на содержание сказок, и на изображение места действия в них, и на характеры действующих лиц, и при этом самое характерное — направленность на сознательный вымысел.

А.Н. Афанасьев, напротив, утверждал, что сказка — не пустая складка, в ней нет нарочно сочиненной лжи, намеренного уклонения от действительного мира.

Академик Ю.М. Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера. При этом он указывает:

«Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, всеже самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра» (Соколов, 1941, с. 326).

Другой крупный исследователь, А.И. Никифоров, предложил следующее определение:

«Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» (Никифоров, 1930, с. 7).

При том, что здесь также выведено за рамки жанра наследие литературных сказок, классифицирующие признаки фактически сходны с позициями других ученых: вымысел и развлекательный характер. Правда, природа вымысла уточняется. Кроме того, представляется плодотворным дополнение «специального композиционно-стилистического построения», но оно не расшифровывается.

Развлекательность и занимательность считали отличительными признаками сказки и известные фольклористы братья Соколовы:

«Термин “сказка” мы употребляем здесь в самом широком значении — им мы обозначаем всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности» (Соколов Б., Соколов Ю., 1915, с. 6).

В.П. Аникин, соглашаясь с тезисом о вымысле как характеристике сказки, подчеркивает, что это не является ее главной чертой, и добавляет к критерию эстетического наслаждения «особое, осуществляемое с его помощью раскрытие реальных жизненных тем» (Аникин, 1977, с. 208).

Мнение Т.Г. Леоновой отражено в следующем высказывании:

«Сказка — это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью, устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования» (Леонова, 1982, с. 7).

В это определение, во-первых, «не укладываются» многие типы сказок, поскольку никоим образом не являются эпическими (например, бытовые или новеллистические). Во-вторых, в целом ряде сказок сюжет нельзя определить как фантастический, поскольку он представляет редкие, исключительные, смешные случаи (сказки о ворах, дураках, судьях и т.п.). В-третьих, сюжетно-композиционная устойчивость варьируется в разных типах сказки. Наконец, ориентированная на слушателя форма повествования присуща не только сказкам, но и песням, былинам и т.д.

Отсутствие единодушия у исследователей наводит на мысль о целесообразности продолжить изучение понятия сказки для выработки более конкретного определения, характеризующего ее сущность. Для этого необходимо в первую очередь рассмотреть жанровые особенности. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному.

Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. – М.: Генезис, 2011. – 336 с. – (Сказкотерапия: теория и практика).

Содержание

Что такое сказка?! Сказка — это наверно самое удивительное, что придумано нашими предками. Нет в мире человека, который бы не читал, хоть раз в жизни, сказок. Наша жизнь начинается со сказки — это первое в жизни, что мама рассказывает ребёнку.

Сказка это

Сказка это – один из жанров фольклора, либо литературы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие достоверности и ярко выраженный вымысел.

Сказка это — народный рассказ с элементами фантастики, магии, волшебных событий, который берет свое начало из мифа.

В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году. Большой вклад в собирание и организацию этого вида фольклора внесли такие личности как Авдеева, Даль. В истории собирания сказок заметный след оставил и этнограф-собиратель Шейн. Он выделил детский фольклор как особую область науки. Вклад в популяризацию и коллекционирование сказок внёс также украинский поэт Малкович.

Как появились сказки

Сказки имеет древнюю историю. Они появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их зарождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их первых авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых ситуаций, с честью выходить из испытаний, побеждать страх. Любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились, как кладези полезных и поучительных знаний.

«Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.»

Это то, что пишут учёные и исследователи. Мы же с вами пойдём другим путём — заглянем в древние источники.

  1. Для того, чтобы информация доходила до народа, Славяно-Арийские Жрецы все древние, Ведические знания, отдавали в народ в виде СКАЗов, где вся информация была построена для образного восприятия. Затем люди пересказывали эти сказы дальше, добавляли что-то своё — и они принимали уже форму сказок.
  2. Помните — во многих наших сказках — «Скоро сказ сказывается, да не скоро дело делается..» Получается — понятие сказка было у наших предков изначально. А не, как пишут учёные, — «не ранее XVII века».
  3. Обратимся к нашей древнеславянской буквице и найдём значения всех букв слова «сказ»:

С — слово — мысль произнесения, потокК — како — объём, система, объединение человека с ВселеннойА — азь — человек, начало, истокЗ — земля — форма жизни, всеобъемлющий свет знаний. Представляет собой понятие, за которым скрывается общность народа.

Вывод: СКАЗ — это произнесённая человеком мысль, несущая поток знаний. То есть изначально в сказы было вставлено знание. Простые люди передавали его дальше — и со временем оно превратилось в сказки. Если внимательно читать, в них можно найти сакральные знания. Так наши предки пытались передать информацию своим потомкам. Ведь сейчас уже все знают, что наша история — славянская — уничтожалась и знания все истреблялись. Кому и зачем это было нужно — разберём в следующих статьях.

Какие бывают сказки

Сегодня сказки условно делят на те, которые созданы самим народом – сказания, басни, присказки и те, которые написаны профессиональными сказочниками.

  1. Фольклёрные (народные) — сказки народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающая в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
  2.  Литературные (художественные) — вымысел, произведение, тесно связанное с народной сказкой. Но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (написана в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
  3. Специальные сказки — это группа познавательных, обучающих и лечебных сказок. Они создаются не писателями, а психологами, педагогами, психотерапевтами. Они тоже авторские.

Отдельным вниманием стоит выделить сюжет сказок — у каждого народа он свой. Имеют собственные уникальные черты и наши славянские  — в них особым образом связаны между собой особое единение человека и природы, окружающего мира. Давно ушедшие сказочники оставили массу дивных историй, где герои награждены за свою смелость и доброту. Злодей наказан по заслуге за собственную мстительность и жадность, свою черную натуру. В сказках герой всегда противостоит злу, даже если темные силы превосходят его по своей численности и силе.

Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. Архаические сказки выявляют четкую сюжетную связь с языческими мифами, ритуалами, племенными обычаями.

В рамках нашего сайта мы уделим особое внимание именно фольклёрным сказкам. Так как они и являются истинным наследием наших предков — древних славян.

Виды сказок

На сегодняшний день эту категорию сказок делят на несколько видов.

  1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах
  2. Волшебные сказки
  3. Легендарные сказки
  4. Новеллистические (бытовые) сказки
  5. Небылицы
  6. Кумулятивные сказки
  7. Докучные сказки
  8. Анекдотическая сказка
  9. Мифологическая сказка

Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах

Это совокупность сказок, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, растения, предметы и явления природы.

В них человек либо играет второстепенную роль — старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза». Либо занимает положение равноценное животному — мужик из сказки «Старая хлеб соль забывается».

Мотивы, характерные для тотемных мифов, тоже широко отображены в таких сказках. Очевидно мифологическое происхождение сюжета о чудесном браке героя с «тотемным» существом — «Сказка о царевне-лягушке», «Финист – ясный сокол». Чудесное существо помогает герою — приносит удачу и богатство, но покидает его, когда он нарушает «табу» (называет имя, ссорится, сжигает сброшенную шкурку и т. п.).

Эти сказки примечательны тем, что звери и птицы могут разговаривать. В сказках о животных одновременно присутствуют и правда, и неправда: повествуется о поведении животных, а воспроизводятся настоящие жизненные ситуации, человеческие действия, поступки.

Волшебная сказка

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

Мир волшебных сказок не знает бед и несчастий. В нем всегда торжествует справедливость: герои даже из безвыходных, казалось бы, ситуаций выходят победителями. А темные силы — чудовища, колдуны, злодеи и т.п. — обязательно будут наказаны. В волшебной сказке мертвого можно оживить, превратить человека в зверя, в рыбу, птицу или насекомое — «Морозко», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане» и др.. Волшебная сказка оправдывает свое название, околдовывает человека богатством красоты, справедливости, веры и любви.

Легендарные сказки

Легендарные сказки, или сказки-легенды — это волшебные повествования с религиозными сюжетами.

Как жанр фольклора они возникли достаточно поздно – в XIX веке. Их корни исследователи обнаруживают в сказаниях и мифах различных религий – христианства, буддизма, мусульманства, иудаизма.

Многие легендарные сказки произошли от былин и подобных эпических повествований. Встречаются истории-легенды о Боге, Иисусе Христе, Богородице, дьяволе, различных святых. Но в отличие от жития святых и былин, сказки-легенды рассматриваются как интересные, но недостоверные повествования.

Новеллистические сказки

Новеллистические сказки — это сказки, которые имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но и качественное с волшебными сказками различие.

В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке действует трикстер — человек-плут. Он из демократической среды, он борется за справедливость с власть держащими и добивается этого.

Небылицы

Небылицы — это сказки, построенные на абсурде.

Они небольшие по объёму и называются также формульными сказками, так как вставляются в текст больших сказок. Функция этих сказок является — увлечь зрителя предстоящей сказкой. Формульная сказка — это ритмизованная проза.

Кумулятивные сказки

Название происходит от латинского – «накоплять, нагромождать, увеличивать и отражает основной принцип построения: повторение одних и тех же или аналогичных действий» .

Многие кумулятивные сказки посвящены животным: «Колобок», «Коза-дереза».

Докучные сказки

Докучная сказка — это лаконичная шутливая пародия на «долгую» волшебную сказку.

Термин ввел А.Н. Афанасьев. Такая сказка рассказывалась для развлечения. В ответ на бесконечные приставания детей «рассказать сказочку», если у рассказчика по тем или иным соображениям нет желания это сделать. Одновременно рассказчик не только исполнял просьбу, но и подшучивал, подтрунивал над слушателями. Сибирская фольклористка М.В. Новоженова даже называла эти произведения «сказочками-издевками»:

На заборе висит мочало — начинай сказку с начала.

Тексты докучной сказки несложны. Построены на концовках или начальных формулах фантастических сказок с нагромождением фраз, слов, звукоподражаний.

Докучная сказка часто выстраивается на рифмовке и повторах одного и того же оборота. «У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Про белого бычка». Последние строки сцеплены с первыми словами, повторяющимися снова. «Бывало да живало, кулик да журавль, они пили да ели с одного стола и спать отходили с одного крыльца, сказка не долга, баран да овца, опять с конца: бывало да живало, кулик да журавль, они пили и ели с одного стола и т. д».

Издевка часто используется в докучных сказках как своего рода связка между отдельными частями, иногда носящая оценочный характер. О.И. Капица отмечала, что «докучная сказка сохраняет популярность среди детей благодаря звуковой организации стиха, обилию рифм и повторов»

Анекдотические сказки

Анекдотическая сказка, выделяемая А. Н. Афанасьевым, отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: «сатирические», «сатирико-комические», «бытовые», «социально-бытовые», «авантюрные».В их основе лежит универсальный смех, как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра — человек, униженный в семье или в обществе. Бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники — богатый мужик, поп, барин, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

Никто не принимает сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка — это веселый фарс. Логика развития ее сюжета — логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична

Мифологическая сказка

Это сказка отображающая сюжеты языческих мифов и обрядов.

Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф. Другим — как сказочное повествование, исключённое из ритуально-сакральной системы. Можно определить архаические сказки, как нестрогие мифы, учитывая, что они включают мифологические представления.

Русские сказки, хронологически возникшие гораздо позже мифов, также являются иносказательной формой освоения острых жизненных коллизий. Это завуалированная жизненная подсказка.

В мифах деяния персонажей, героев имеют коллективное значение, определяют космогонический процесс — творение мира, добывание огня. А в сказке действия героев направлены на достижение личной социально значимой цели. К примеру: герой добывает живую воду, чтобы спасти брата, убивает змея, чтобы освободить невесту. Герои демифологизируются, тотемные персонажи приобретают бытовое значение. Сказочный герой уже не имеет магических сил, которыми естественно обладает герой мифологический. В сказках герой приобретает магические качества от волшебников, духов, в результате инициации.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования

Никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда. В ней уживается и фантастическое и самое реальное. Там мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь…

  • Фольклор других народов в сказках андерсена
  • Фольклор и современная музыка сочинение
  • Фолиант подборка наиболее представительных сочинений чаще стихотворных разных авторов
  • Фоксфорд подготовка к итоговому сочинению
  • Фоксфорд итоговое сочинение 2022