Карты – многоликий реквизит, который можно использовать в бесчисленном количестве представлений. В этой статье раскрывается очередной забавный фокус, который можно демонстрировать и в уличных, и в сценических условиях.
Итак, как заставить появиться даму между двумя выбранными картами?
В чем фокус?
В трюке участвует лишь обыкновенная колода карт. Заранее фокусник вынимает две карты одинакового номинала. Лучше брать иллюстрированную пару типа двух тузов, двух королей или валетов. В нашем примере – это пиковый и трефовый тузы.
Трюкач делает щелчок пальцами и отлистывает верхний туз, под которым оказывается дама лицом к зрителю. Второй раз тузы переворачиваются и кладутся уже лицом наверх колоды. Снова щелчок – и снова дама между картами.
И так трижды: между двумя верхними тузами после щелчка появляется очередная «красавица». В четвертый раз перевернутый туз фокусник просто проводит над дамами, и он превращается в аналогичную карту.
Инструкция к выполнению иллюзии
Начинаем с того, что помимо пары тузов, надо вынуть из колоды и все 4 дамы. Кладем дам сверху колоды поочередно: черную (пики или трефы – неважно) – лицом к себе, далее красную – вниз лицом, потом снова черную «лицом» и красную – «рубашкой». Разумеется, зрителю это не показываем.
- Даём зрителю проверить отобранные тузы. Остальные карты в колоде находятся у нас в руке. Пока человек проверяет, мы незаметно мизинцем отделяем две верхних карты в колоде и придерживаем пальцем небольшой зазор.
- Теперь по очереди кладем тузы наверх отмеченной мизинцем пары дам. Первый туз кладется в обычном положении, а второй надо сместить чуть выше, чем предыдущий.
- Теперь нужно перевернуть все 4 карты (2 туза и 2 дамы) и задвинуть выступающего туза внутрь колоды. Делаем щелчок пальцами.
- Отлистываем карты, а одна дама в перевернутом виде уже лежит между 1-ой и 3-ей картой. Подвох в том, что дама у нас, если внимательно представить все шаги, оказывается не между тузами, а между одним тузом и другой дамой. Но зритель то этого не видит, поскольку это карты перевернуты к нему рубашкой.
- Вынимаем проявившуюся карту-даму и показываем зрителю. Пока он её осматриваем, верхнюю карту в колоде – даму – слистываем в колоду. То есть нужно незаметно поменять её с лежащим за ней тузом.
- Теперь туз сверху – его нужно перевернуть, показать зрителю, и снова положить лицом вниз. За ним лежит дама (рубашкой вверх), а за дамой – снова туз.
- Теперь незаметно отделяем 3 верхние карты и оставляем зазор мизинцем. Аккуратно переворачиваем их, как 1 карту. Теперь на зрителя смотрит туз. А следующие две карты – тоже лежат лицом вверх. Щелкаем пальцами. Показываем 3 верхние карты: туз, дама, туз.
- Даму снова откладываем. Теперь ситуация, как при первом шаге. Тузы – наверх. 4 карты переворачиваем. Щелчок. Показываем третью даму между двумя картами (тузом и последней дамой – она сверху). Скидываем её на стол или отдаем зрителю.
- Далее говорим, что нужно проявить последнюю даму. Поскольку она лежит сверху – этот шаг простой. Зритель считает, что сверху у нас туз. Мы просто берем карту и проводим над всеми дамами, переворачиваем и отдаем последнюю четвертую даму зрителю.
Совет! Не забывайте про мелкие, но важные детали в фокусе – жесты, типа щелчков, фразы, мимику, чтобы расслабить зрителя, отвлечь его и привнести магии в представление.
Приветствую друзья и гости блога фокусников.
Сейчас я вам расскажу секреты одного ну ОЧЕНЬ простого фокуса с картами. Называется он «История про двух королей». Уверен, что каждый из вас вспомнит детство, своих друзей, которым вы показывали этот простой фокус!
Вообщем продолжаем рассматривать простые фокусы с картами. Есть несколько модификаций этого фокуса. Я же расскажу то, что проделывал сам.
Итак, для выполнения данного фокуса нам понадобится 18 карт. Из них 2 короля, 4 валета, 4 дамы, 4 десятки и 4 туза! Их необходимо разложить в определённой последовательности. При этом рассказывая басню. Её необходимо выучить заранее.
«Жили-были 2 короля. Были у них дети. У одного 4 красавицы дочки, а у другого 4 парня-богатыря. И вот собрались как то короли на важные переговоры.»
Выкладываем карты следующим образом: КВВВВ
Чтобы ночью не дай Боже что-то случилось, короли с детьми решили лечь в разные комнаты.
И повесить на каждую комнату по замку! Теперь вам необходимо положить на каждую комнату по десятке. Кроме комнаты с королями естественно. Хотя….Может и нужно?
И поставили у каждой комнаты по охраннику! На каждую стопку с валетами, дамами и десятками положим по тузу.
И вот наступила ночь! Теперь берём все стопки по очереди, кроме королей. Берём и кладём одну на другую. Теперь можно дать зрителям сдвинуть получившуюся стопку несколько раз.
Но не мешать!!! Так вы собьёте всю последовательность. Именно сдвинуть несколько раз.
После этого разложите карты рубашкой вверх в каждую стопку, отсчитывая по одной сверху колоды.
хххх хххх
хххх хххх
И вот наступило свежее утро! Короли открыли комнаты и обомлели от увиденного.
ТТТТ 10-10-10-10
ВДВД ВДВД
Охранники спали в одной комнате. Замки были свалены в кучу в другой комнате. А сыновья и дочери разбрелись по остальным комнатам.
Эту басню следует рассказывать в такт выкладыванию карт. Ложите карты и рассказывате басню. На этом данный простой фокус с картами логически завершается. Всем спасибо, все свободны.
Для исполнения данного фокуса Вам понадобятся следующие
карты: 2 короля, 4 туза, 4 валета, 4 дамы, 4 десятки. Начинаете с того, что
рассказываете зрителю сказку, при этом раскладывая карты на столе: «Жили были 2
короля, у одного было 4 сына, а другого было 4 дочери. И вот однажды собрались 2
короля в одном замке вместе с сыновьями и дочерями на важные переговоры
КВВВВ
КДДДД
Чтобы
ночью ничего не произошло, короли со своими детьми решили
лечь в разные комнаты (положите карты попарно в стопку).
ВВ ВВ
КК
ДД ДД
На каждую дверь повесили
по замку (на стопки с дамами и валетами положите сверху по десятке).
10 10
КК
10 10
И поставили они по
охраннику (на стопки с десятками, валетами, дамами положите сверху по одному
тузу).
ТТ
КК
ТТ
Наступила
ночь.» Не трогая королей, сложите в одну колоду
по очереди все 4 стопки карт. Затем предложите зрителям сдвинуть карты, можно
сдвинуть несколько раз. Далее разложите карты рубашкой вверх последовательно по
одной карте в каждую из четырех стопок.
хххх хххх
КК
хххх хххх
«Наступило утро. Когда короли проснулись и открыли свои
комнаты. Удивлению королей не было предела». После этого открываете карты.
ТТТТ 10-10-10-10
КК
ВДВД ВДВД
«Все охранники спали в одной комнате, замки были свалены в
одну кучу, а сыновья и дочери…».
Данный фокус показывает наглядно, как при помощи карт можно
рассказать сказку, причем карты будут лежать в порядке рассказывания сказки.
Когда мы были еще совсем юными, и знать не знали про специальные карты для фокусов, с которыми можно творить буквально невозможное — например такие, как , жажда удивлять уже не покидала нас. И фокусы показывали везде — и в школе, и в лагере, и даже в пути на морское побережье. Конечно, освоить сложные трюки не хватало усидчивости, да и найти информацию о них было не так просто, как сейчас. Поэтому на помощь приходили совсем простые карточные фокусы – сказки, для которых не нужна специальная подготовка и ловкость рук.
Особой популярностью среди таких фокусов для детей пользовалась — «Сказка про короля и четырех дочерей
«. Для того, чтобы выполнить этот простенький трюк, выберите из колоды одного короля, всех тузов, дам, валетов и любые числовые карты (обычно использовались все шестерки).
При том в стопках гарантированно будет их содержание. Связано это с тем, что при подснятиях они все сдвинутся и при этом попадут каждый к своей паре. Так что этот фокус можно показывать без подготовки, потратив все силы на артистизм и тренировку общения со зрителями.
Есть и чуть более упрощенная версия — «Сказка о четырех королях и четырех дочерях
«, однако, по нашему мнению, в ней эффект значительно более скромный. Для показа этого фокуса понадобятся все тузы, короли, дамы и валеты. То есть на руках у вас должно остаться 16 карт, полностью лишенных каких-либо числовых значений. Сказка звучит примерно так:
- «В далекой стране жило 4 короля» — положите 4 карты королей на стол перед зрителями;
- «У каждого из них была дочь» — выложите 4 дамы так, чтобы масти короля и дамы совпали;
- «А у дочерей были женихи» — положите на дам 4 карты валетов, так же чтобы было соответствие мастей;
- «А у женихов — охрана» — положите тузы соответствующих мастей.
- «И отправились они в путь. Доедут ли они?» — сложите все четыре стопки и попросите одного из зрителей подснять их. Можно несколько раз.
- «А теперь посмотрим, как они добрались» — выложите перед собой карты, по одной складывая их в 4 стопки. Как только вы вскроете карты, то увидите, что все они по-прежнему лежат в том же порядке мастей, что и были раньше.
Как бы карты не подснимались, они все равно попадут в нужные стопки после того, как вы выложите их 4 раза по одной в разные стопки.
Часть первая. МАК и всё, всё, всё
Воображение — синоним способности к открытиям.
Федерико Гарсиа Лорка
Прямая дорога в бессознательное
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок с различными сюжетами или абстрактными цветовыми пятнами, иногда со словами или выражениями. Самое ценное и важное свойство метафорических карт заключается в возможности заглянуть вглубь себя, осознать свои неосознанные убеждения и найти ответы на вопросы. Иными словами, МАК — это прямая дорога в наше бессознательное.
Почему? Представьте себе, что вы находитесь в огромной пещере без источника света. В ней множество различных предметов, но вы не можете их увидеть и понять, что это. Да и не всё можете почувствовать. В вашем кармане оказался маленький фонарик, который может осветить пространство вокруг диаметром не более одного метра. Остальное остаётся во тьме.
Пещера — это наша с вами психика, в большинстве своём неосознанная. В бессознательном есть множество полезного и важного: наши убеждения и ценности, наши привычки и программы поведения, наши знания и навыки, всё, что мы когда-то узнали, прочитали, осознали, почувствовали, увидели или услышали. Это сокровищница нашего опыта, начиная с момента зачатия и до этого самого момента.
В нашем бессознательном есть ответы на все вопросы, есть решения всех проблем, есть множество способов достижения целей. Но зачастую мы просто не знаем, как найти нужное. Можно очень долго блуждать во тьме, ведь каталога нет.
Да, у нас есть фонарик — наше сознание. И внимание, позволяющее перемещать луч в разные стороны. Но это больше похоже на судорожное метание. То, чем мы пользуемся очень часто, находится легко. А вот то, что давно не доставалось из пыльного угла, найти бывает очень сложно.
Вот тут-то и приходят на помощь метафорические ассоциативные карты. Они, как магниты, притягивают луч фонарика именно в тот уголок пещеры, который нужен в данный момент.
Когда человек вытягивает метафорическую карту, у него сразу возникает целый набор чувств, мыслей, ассоциаций, воспоминаний, фантазий, озарений. Здесь нет и не может быть правильных или неправильных ответов и интерпретаций. Каждый видит нечто своё, сугубо личное. Ведь никто другой не проживал ваши ситуации, не принимал такие решения, как вы, не испытывал те чувства, что были у вас. И если вы найдёте свои правильные решения и ответы, не факт, что они будут правильными для других.
Кроме того, в разные периоды жизни, в разных ситуациях и с разными вопросами у одного и того же человека одна и та же карта может вызывать различные ассоциации.
Свет мой, зеркальце, скажи… Почему карты отвечают?
Часто у людей, получающих ответ или подсказку от метафорических ассоциативных карт, возникает вопрос: «Почему карты отвечают?» Самым простым и в то же время самым точным ответом будет их метафоричность.
Метафора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос») — иносказание, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Мы все пользуемся метафорами. «Устал как собака» или «кручусь как белка в колесе», «ты сияешь как солнышко» или «здоров как бык». Всё это метафоры.
Наш мозг устроен так, что мы способны во всём увидеть всё. Найти что-то, что объединяет два на первый взгляд не связанных друг с другом предмета или явления. Попробуйте поэкспериментировать. Возьмите два существительных, одно из которых является предметом (например, стул, чашка или лампа), а второе — неконкретным словом, состоянием или чувством (любовь, скука, надежда). А теперь задумайтесь, что между этими словами общего. Чем одно похоже на другое?
Вот несколько примеров:
Любовь похожа на стул тем, что должна иметь минимум три точки опоры: симпатия, доверие и верность.
Скука часто напоминает пустую чашку. Кофе уже закончился, и больше нечем заняться, а счёт всё ещё не несут.
Основная задача лампы — осветить то, что в тени. Так и надежда освещает нам путь к цели.
Метафора — образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы, описать ярко и ёмко состояния и чувства, которые сложно описать обычным языком.
Подумайте, что значит почувствовать себя «победителем», «хозяином положения» или «ребёнком»? И если бы вы захотели расшифровать эти состояния, то понадобилось бы очень много слов. А возможно, их бы и вовсе не хватило. Не зря говорят, что «слов не хватает» описать эти чувства. А вот через метафору сделать это очень легко.
Метафора — это общий язык сознания и бессознательного. Метафора — это тропинка, которая связывает нас с нашим опытом. Именно поэтому МАК является универсальным переводчиком с языка бессознательного на язык нашего сознания. С помощью метафорических карт мы можем легко перевести свой многогранный опыт в доступный и понятный язык сознательного.
Что хранится в пыльных подвалах бессознательного
У каждого в жизни бывают случаи, что не только рассказать, но даже думать об этом бывает страшно, больно или стыдно. Мы привыкли держать в себе всё самое неприятное или интимное. А вдруг об этом узнают и осудят или будут смеяться?
Эти опасения частенько заставляют запихивать свои проблемы в самый дальний и пыльный угол. Но нередко это приводит к ещё большим проблемам.
Что же делать? Брать в руки метафорические ассоциативные карты. Ведь они снижают уровень тревожности, помогают преодолеть внутреннюю защиту и помогают отыскать ответы на волнующие вопросы. А специалисту, использующему МАК как инструмент своей работы, дают возможность создать безопасную обстановку для самораскрытия клиента и «растопить лёд» даже на начальных стадиях работы.
В работе психолога, тренера, коуча метафорические карты помогают переступить через стыд, страх и сильные негативные эмоции клиента и выйти непосредственно к ресурсному решению и желаемому результату.
Являясь визуальной метафорой, карты открывают перспективу и возможность решения. Человек может проанализировать свою жизнь. Причём сделать это безопасно, не прикасаясь к сильным эмоциям. Карты создают некий игровой момент в работе с самим собой. Неудивительно, что дети познают мир во время игры. Играя, перебирая красивые картинки или читая мудрые высказывания известных людей, человек способен разобраться со своими страхами, проблемами и задачами.
Метафорические ассоциативные карты помогают вывести на поверхность глубинные переживания и тем самым способствуют самопознанию и самопринятию. Это возможно благодаря творческой, иррациональной части личности и работе правого полушария головного мозга.
В современном техногенном мире люди привыкли думать рационально. Нас приучают к правильным и логичным поступкам. Обилие цифр, графиков, схем активно развивает левополушарное мышление и программирует мозг на чёткое и структурированное восприятие действительности. Но в то же время подавляет творческую, интуитивную и образную часть.
Метафорические карты способны вернуть радость и спонтанность в нашу жизнь. Научить мыслить креативно, прислушиваться к своей интуиции и сделать жизнь более яркой и насыщенной позитивными эмоциями.
МАК — это трамплин для проявления фантазии, запускающий необычные ассоциации, приводящие к инсайтам, неожиданным открытиям и нестандартным решениям. С помощью этого инструмента можно творить, придумывать, создавать то, чего ещё не существует.
Где мои крылья? Когда метафорические карты могут помочь
Как уже говорилось, метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, унять живущего внутри критика. Ведь часто человек не разрешает или даже запрещает себе мечтать, чувствовать некоторые эмоции или делать что-либо неподобающее.
Мы легко «подрубаем крылья» своим надеждам и «зарываем в землю» свои идеи. Ведь так нельзя, некрасиво, неправильно, «всё равно не получится», «не лезь», «не твоё». Всё это защита и сопротивление, которые мешают создать условия для конструктивного диалога между своим внешним и внутренним миром, между сознательным и бессознательным.
Метафорические карты, наоборот, помогают этому взаимодействию и расширяют возможности и перспективы. Они помогают реконструировать травматическое событие в безопасной метафорической среде, сформулировать и выразить его словами. Только возможность высказать свои тайные желания и запреты сама по себе уже даёт терапевтический эффект.
А если добавить к этому поиск решения и изменение внутренних ограничений на ресурс, то вы получите мощный инструмент внутренней трансформации. Именно поэтому метафорические карты могут применяться практически во всех областях жизни человека:
— межличностные отношения (личные, дружеские, рабочие, супружеские, семейные, детско-родительские и др.);
— разрешение конфликтов (внешних или внутренних);
— исследование семейных и родовых систем, построение генограммы;
— исследование любых процессов в прошлом и моделирование их в будущем;
— формирование позитивного мышления;
— самоанализ и саморазвитие, повышение самооценки;
— личностный и духовный рост;
— проработка психологических травм;
— преодоление стрессов;
— работа со страхами и многое другое.
У МАК практически нет ограничений. Они подходят для работы детям с трёх лет, подросткам и взрослым, мужчинам и женщинам, большинству людей с ограниченными возможностями. Но есть и несколько ограничений:
— тяжёлые соматические заболевания;
— некоторые психиатрические заболевания;
— сниженный уровень интеллекта (глубокая умственная отсталость);
— ограничения физиологического или психологического характера на представление образов и работу с воображением.
Вопросы надо ставить своевременно
Для того чтобы получить ответ или подсказку от метафорической карты, мало выбрать её из колоды. Надо задать правильный вопрос.
Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать себе по поводу карты:
• Что изображено на картинке? Что именно вы видите: людей, животных, предметы, природные явления, объекты, вещи и так далее. Описываете подробно и в деталях.
• Какое действие происходит? Опишите подробно, что именно происходит на карте. Кто с кем в отношениях, кто что делает, даже если это неживые объекты.
• Опишите героев картинки. Какие они? Как выглядят? Во что одеты? Кто главный герой? Кто второстепенный?
• Что происходит с персонажами карты здесь и сейчас? Что они чувствуют? Чего хотят и о чём мечтают? Если изображён неживой объект (стул, стол, дерево и т. д.), опишите его чувства.
• О чём персонажи думают? Как оценивают обстановку, ситуацию? Чего они хотят?
• Куда персонаж смотрит? Что видит? Какая картина открывается с его точки зрения?
• Что происходило с персонажем (персонажами) до того и что будет после? Откуда и куда направляются персонажи?
• Что привлекает вас на этой картинке больше всего? Что вам нравится? А на что смотреть не хочется?
• Что вы чувствуете по поводу того, что на ней изображено? Опишите эти эмоции и переживания подробнее.
• Что на карте самого плохого и самого хорошего? Почему?
• Посмотрите на карту. Чего вы на ней не заметили, а оно есть?!
• Где вы на этой карте? Что вы там чувствуете? Что в этом месте вам хочется сделать?
• Как то, что изображено на карте, соотносится с вашей жизнью (с ситуацией, вопросом, проблемой)?
• Какое послание несёт эта карта в ответ на ваш вопрос? Какой совет, рекомендацию она даёт вам?
• Каким образом карта, её герои и события перекликаются с вашей реальной жизнью?
• Что бы вам хотелось сделать, глядя на карту? Что может помочь это сделать?
• Какие препятствия вы видите на карте? Какие препятствия есть на карте, но вы их не увидели сразу?
• Какие ресурсы есть на карте? Какие ресурсы вы видите? Какие ресурсы есть на карте, но вы их не увидели сразу?
• Чему вас учат герои этой карты? Чему учит карта?
• Какие ресурсы можно взять себе на этой карте? Что это за ресурсы? Как вы ощущаете их в своём теле? В своих чувствах?
• Что на карте даёт вам чувство безопасности и опоры? Что добавляет уверенности в том, что всё будет хорошо?
Это далеко не полный список вопросов, но он достаточен для начала работы с метафорическими картинками. По мере работы вы легко дополните его вопросами, полезными для вас или ваших клиентов.
***
Практика всегда дает пинка теории.
Тимур Гагин
Вот вы и подошли к первой практической части книги. Обязательно выполните все техники, и если возникнут вопросы, то вы всегда можете связаться с автором в социальных сетях или написать электронное письмо. Все координаты вы легко найдёте в конце книги.
Техника «Одна карта»
Колода: любая, содержащая картинки (сюжетная колода).
Цель: получение ответа на актуальный вопрос.
1. Сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ. Запишите его у себя в тетради.
2. Выберите карту (можно осознанно выбрать понравившуюся карту, а можно довериться своей интуиции и выбрать карту вслепую).
3. Внимательно рассмотрите карту. Как то, что изображено на ней, соотносится с вашим вопросом? Задайте себе вспомогательные вопросы из списка в начале этой главы и сформулируйте ответ.
Техника «Карта в рамочке»
Колода: любая, содержащая как карты-картинки, так и карты-слова (фразы, цитаты и т. д.).
Цель: получение ответа на актуальный вопрос.
1. Сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ. Запишите его у себя в тетради.
2. Выберите карту-слово (можно осознанно выбрать понравившуюся карту, а можно довериться своей интуиции и выбрать карту вслепую).
3. Как это слово соотносится с вашим вопросом? Запишите ответ.
4. Выберите карту-картинку (можно осознанно выбрать понравившуюся карту, а можно довериться своей интуиции и выбрать карту вслепую).
5. Внимательно рассмотрите карту. Как то, что изображено на ней, соотносится с вашим вопросом? Задайте себе вспомогательные вопросы из списка в начале этой главы и сформулируйте ответ.
6. Соедините карту-картинку и карту-слово.
5. Внимательно рассмотрите полученную комбинацию. Как она соотносится с вашим вопросом? Сделайте вывод.
Техника «Триединство»
Колода: любая, содержащая картинки (сюжетная колода).
Цель: получение ответа на актуальный вопрос.
1. Сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ. Запишите его у себя в тетради.
2. Выберите карту, которая будет символизировать причину возникновения вопроса или проблемы (можно осознанно выбрать понравившуюся карту, а можно довериться своей интуиции и выбрать карту вслепую).
3. Внимательно рассмотрите карту и запишите все возникшие мысли? Задайте себе вспомогательные вопросы из списка в начале этой главы и сформулируйте ответ.
4. Выберите карту, которая будет символизировать те ресурсы, которые необходимы для решения данного вопроса или проблемы.
5. Внимательно рассмотрите карту и запишите все возникшие мысли? Задайте себе вспомогательные вопросы и сформулируйте ответ.
6. Выберите карту, которая будет символизировать те действия, которые необходимо совершить для решения данного вопроса или проблемы.
7. Внимательно рассмотрите карту и запишите все возникшие мысли. Задайте себе дополнительные вопросы и запишите ответ.
8. Сделайте вывод, объединив ответы, полученные с помощью всех трёх карт.
Когда деревья были большими… Немного истории
Первые метафорические карты появились в 1975 году. Канадский искусствовед Эли Раман очень хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. По его мнению, художественные произведения не должны быть только предметом пассивного созерцания. Они должны стать доступными для любого человека, попасть ему в руки и заставлять думать. Поэтому он нарисовал колоду картинок, а терапевт Джо Шлихтер помог в разработке правил игры.
Так появилась не только игра, но и некий психологический инструмент для гештальт-терапии. Блестящая идея Эли состояла в том, что сочетание ярких картинок, вызывающих ассоциации, со словами-стимулами даёт удивительный эффект. Игра поражала своей атмосферой, возникающей за счёт комбинирования слов и изображений.
Первое издание колоды «Oh» датировано 1985 годом. Именно тогда Эли Раман и немецкий издатель Моритц Эгетмейер впервые представили игру широкой публике в городе Эссен, когда там проходили дни игр.
Затем за несколько лет появились ещё четыре игры: «Сага», «Экко», «Среда обитания» и «Персона». Кэт и Моритц Эгетмейер перевели карты на датский, норвежский, итальянский, польский, португальский, японский, русский языки, иврит и ещё 13 языков. И в настоящий момент немецкое семейство МАК насчитывает 20 колод.
В России и странах бывшего СССР метафорические ассоциативные карты появились относительно недавно. Первыми русскоязычными специалистами, которые начали использовать МАК как инструмент психологической практики, были Любовь Мошинская (Израиль), Леонид Тальпис и Татьяна Колошина (Россия).
Что выросло, то выросло… Попытка классификации
В настоящий момент создано огромное количество колод, и разобраться в этом изобилии не так просто. Существует несколько категорий, с помощью которых можно классифицировать метафорические ассоциативные карты.
По школе (стране издания):
• Немецкая школа (20 колод: «Oh», «Habitat», «Cope», «Persona», «Saga», «Mythos», «Personita», «Ecco», «Morena», «TanDoo», «1001», «Lydia Jacob Story», «Beauregard», «Bosch», «Tahiti», «Shen Hua», «Resilio» и другие).
• Израильская школа (более 60 узкоспециализированных колод: «Дуэт» и «Ани-би» (И. Шмулевич), «Ключевая фигура» (Т. Стон) и «В ритме сердца» (И. Баркоз), карты «Самокоучинг» (И. Айзенберг), «Картинка, слово и вопрос» (Э. Шани и Я. Голана) и др.).
• Украинская школа («Ёжкины сказки», «Семейный альбом», «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать», «Хасидская мудрость», «Тёмная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо» (Е. Морозовская), «Колесо жизни» (Е. Тарарина), «Сила времени», «Травмы, кризисы, ресурсы», «Времена года» (Н. Верникова) и др.).
• Российская школа («Из сундука прошлого», «Пути-дороги», «Границы и убежища», «Дерево как образ человека» (Г. Кац, Е. Мухаматулина), «Про тебя» (Г. Батищева), «Кнуты и пряники» (Т. Ушакова), «Она» (К. Крюгер), «Мастер сказок» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева), «Музыка Хокку», «Ресурсы мира» (Е. Елисеева) и многие другие).
По исполнению:
• Рисованные (сюжетные, созданные художниками и иллюстраторами). Например, «Morena».
• Абстрактные (содержащие вместо конкретных образов линии, цветовые пятна, фигуры и т. д.). Например, «Beauregard».
• Фотоколоды (фотографии реальных людей, предметов, пейзажей). Например, «Дерево как образ человека».
• Коллаж и инсталляция (фотографии композиций из различных материалов природного и искусственного происхождения). Например, «Спроси у своего рода» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
По содержанию:
• Картинки (например, «Saga»).
• Картинки и слова или фразы (например, «Oh»).
• Картинки и символы (например, «Personita»).
• Только слова или фразы (например, «Совет и Предупреждение»).
По возможности применения:
1. Универсальные, для широкого круга запросов («Дерево как символ человека», «Oh», «Диксит», «Эмоции судьбы», «Быть, действовать, обладать», «Сила времени», «Возможности и ограничения» и др.).
2. Портретные, архетипические («Персона», «Персонита», «Субличности», «Лица», «Характер и личность», «Тотемные животные», «Архетипы и Тени», «Фейсбук», «Альтер-Эго» и др.).
3. Ресурсные («Жизнь как чудо», «Она», «Маленькие радости», «Морена», «Хабитат», «Ресурсы и силы», «Ресурсы мира», «Пять стихий» и др.).
4. Специальные (тематические):
• Для работы с семьёй и парами («Семейные ценности», «Семейные истории», «Тан Ду», «7Я», «Мужчина и женщина», «Дом», «Секреты отношений» и др.)
• Для работы с детьми («Ёжкины сказки», «Роботы», «Сага», «Персонита», «Я и все-все-все», «Люди и звери», «Мастер сказок» и др.).
• Для работы с травмой («Соре» («Преодоление»), «Кнуты и пряники», «Зонтики», «Из сундука прошлого», «Проститься, чтобы жить», «Танго со страхами», «Тёмная сторона», «Lydia Jacob story», «Фотопамять» и др.).
• Женские («Она», «Анима», «Про тебя», «Яга», «Большая маленькая Я», «Образ Женщины», «Тайны моей души» и др.).
• Мужские («Образ Мужчины», «Мир мужчин», «Это всё о нём» и др.).
• Коучинговые («Как», «Колесо Жизни», «Быть, действовать, обладать», «Возможности и ограничения», «Пути-дороги», «Сила времени», «Конфликты» и др.).
• Сказочные («Сага», «Мифы», «1001 ночь», «Мерлин», «Мастер сказок», «Шкатулка доброго волшебника», «Сказочные истории» и др.).
• Прочие («Ecco», «Beauregard», «Реки», «Интуити», «Границы и убежища», «Окна и двери», «О природе и погоде», «Краски моей души», «Музыка Хокку», «Советы Мудрых», «Петроглифы» и др.).
Так какие же колоды выбрать для работы с собой или с клиентами?
Есть три базовых принципа выбора колод:
1. Изображения в колоде должны нравиться. Конечно, они не должны быть полностью позитивными, но и неприязни вызывать тоже не должны.
2. Карты приятны вам на ощупь (и даже на запах).
3. Смотрите на качество полиграфии и упаковку. Карты не должны пачкать руки и быть слишком тонкими.
Подержите колоду в руках, переберите изображения (или как минимум просмотрите их в интернете в нескольких источниках). Картинки могут быть страшными, весёлыми, странными. Но общее впечатление от колоды должно быть положительным и эмоциональным. Только в этом случае вы будете пользоваться этой колодой.
Для работы специалистам помогающих профессий полезно иметь 3—4 колоды:
• Универсальную колоду. Именно её следует покупать в первую очередь. Она будет работать со всеми категориями клиентов и вопросов.
• Портретную колоду полезно иметь для работы с личностными и межличностными вопросами.
• Ресурсную колоду рекомендуется иметь на случай поиска способов и возможностей решения проблем и задач.
• Специальную колоду стоит выбирать только после того, как вы приобрели свои первые три колоды. И тут полезно рассматривать колоды, которые наилучшим образом будут подходить к специфике вашей работы.
Многие специалисты приобретают несколько специальных колод для работы с различными ситуациями.
А вот для работы с собой достаточно трёх первых колод. В этой книге вы найдёте рекомендации использовать универсальные, портретные, ресурсные и абстрактные колоды. Последние полезно иметь для развития творческого потенциала и поиска нестандартных решений.
***
Час работы научит больше, чем день объяснения.
Жан Жак Руссо
Техника «Расскажи историю»
Колода: универсальная.
Цель: изменение отношения к неприятной ситуации и поиск альтернативного способа реагирования.
1. Подумайте о ситуации, которая вас беспокоит.
2. Выберите карту (можно осознанно выбрать понравившуюся карту, а можно довериться своей интуиции и выбрать карту вслепую).
3. Внимательно рассмотрите карту. Ответьте на пять вопросов. Обязательно запишите ответы.
• Что вы видите на карте? Как она связана с вашей ситуацией?
• Что происходило на карте некоторое время назад? Как это связано с вашей ситуацией?
• Что произойдёт на карте через некоторое время? Как это связано с вашей ситуацией?
• Что ещё изображено на карте, на что вы раньше не обратили внимание? Как это связано с разрешением вашей ситуации?
• Кто главный персонаж карты? Если бы он мог говорить, какой совет или рекомендацию он бы дал в этой ситуации?
Техника «Переверни карту»
Колода: абстрактная.
Цель: поиск новых, нестандартных способов решения сложной ситуации или ответов на вопрос.
1. Подумайте о вопросе, ответ на который вы хотите получить.
2. Внимательно рассмотрите карту и найдите 3—5 узнаваемых образов, на что похоже изображение. Обязательно запишите их.
3. Переверните карту вверх ногами, затем положите на правый и левый бок поочерёдно.
4. Найдите ещё минимум 10 новых ассоциаций.
5. Прочитайте все те ассоциации, что вы написали. Найдите в них ответ на свой вопрос.
МАКи и маки. В чём сходство?
Вам нравятся маки — яркие красные цветы с нежными лепестками? Они так и притягивают взгляд, а семена часто используют в выпечке. Ещё опиумный мак испокон веков использовался в медицине как обезболивающее средство.
Вот только есть множество правил и принципов его использования, для того чтобы не навредить и не вызвать привыкания к этому коварному средству. При чём тут метафорические карты?
Есть несколько принципов работы с метафорическими ассоциативными картами, чтобы из привлекательных карточек-картинок они превратились в мощный инструмент работы с собой и своими клиентами и ни в коем случае не навредили.
И первый из них заключается в использовании карт как метафоры. Метафоричность заключается в том, что изображение является аналогией, сравнением того, что нарисовано на карте, с реальной жизнью человека. Карта — это дверь во внутреннее пространство души человеческой, обеспечивающая быстрый контакт с бессознательным. А изображение — некий ключик, открывающий эту волшебную дверь. Ведь именно за ней прячется истинный смысл происходящего.
Второй принцип работы с метафорическими картами — это символизм. Наша психика очень легко может связать практически несвязуемые вещи и во всём увидеть всё.
Обычно выделяют три уровня символизма: индивидуальный (личные смыслы), культуральный (эпоха, вероисповедание, национальность) и архетипический (общечеловеческие смыслы). Например, круг на индивидуальном уровне может означать «линия без начала и конца, обручальное кольцо», на культуральном уровне — «божественное начало, Бог, солнце, колесо судьбы», а на архетипическом — «защищённость, материнская утроба».
Опираясь на индивидуальный слой бессознательного, человек видит в символе определённый, значимый только для него смысл, возникающий в результате полученных знаний, способностей и жизненного опыта. Именно индивидуальный символизм проявляется при первом контакте с картой.
Но часто можно заметить, что более внимательное рассматривание изображения выносит на поверхность более глубинные смыслы, связанные с культурой, национальностью, вероисповеданием, или даже архетипические образы, присущие всему человечеству в целом. Помните, каждый человек находит в изображении свои смыслы! И они могут не совпадать с вашими.
Третий принцип метафорических карт заключается в их универсальности. Как инструмент арт-терапии они используются специалистами помогающих профессий различных школ и направлений в работе с клиентами любого возраста (от трёх лет), любого пола и гендерной идентификации, любого уровня образования и профессии, любого социального уровня, национальности и вероисповедания.
Принцип однозначности и точности работы с МАК подразумевает правильное с точки зрения клиента, корректное и точное формулирование вопросов, задаваемых картам. Чем точнее и конкретнее будет вопрос, тем более чётким и полноценным будет ответ.
Так как карты универсальны и способны работать практически со всеми, важно следить, чтобы обращённая к клиенту речь была ему ясна, понятна и совпадала с его уровнем развития и образования. Именно в этом заключается принцип доступности. Помните, что с клиентом полезно говорить на «его языке». Не используйте профессиональную терминологию, сленг или сложные иностранные и заимствованные слова. Только в этом случае эффект от работы с метафорическими картами будет максимальным.
Когда вы работаете с ассоциативными картинками, необходимо создавать или использовать уже готовые алгоритмы работы: разнообразные модели, техники и стратегии. От последовательности предъявления карт и сопровождающих их вопросов зависит результат. Все техники работы с МАК строятся исходя из поставленной цели, изначальной проблемы или задачи.
Отклонение или изменение последовательности работы может кардинально изменить состояние клиента. Это может иметь как позитивный, так и негативный эффект. Поэтому на начальных этапах полезно придерживаться уже готовых техник и стратегий. А уже потом, с опытом приходит понимание того, как можно изменить, подкорректировать или создать собственные.
Седьмой принцип работы с МАК заключается в проверяемости и адекватности этих самых алгоритмов, техник и методик. А также в одинаковом понимании используемых терминов, категорий и понятий клиентом и консультантом. Ведь такие слова, как, например, «развитие», «счастье», «успех», могут иметь множество значений. Каждый вкладывает в них свой собственный смысл. И разночтение этих понятий может помешать эффективной работе.
Поэтому не стесняйтесь задать «глупый» вопрос: «А что для вас значит… (развитие, счастье или успех)?» Он только добавит глубокого понимания и, возможно, прояснит важные моменты в работе. Этот вопрос полезно задавать не только своим клиентам, но и себе. Ведь, по мнению Радислава Гандапаса, «осознание есть продукт говорения».
Беспристрастность как восьмой принцип работы с метафорическими ассоциативными картами гласит: не существует «правильной» и «неправильной», «истинной» или «ложной» интерпретации карт, так же как не бывает правильного и неправильного способа выбора карты. Специалист не должен навязывать свою оценку на ответ клиента, интерпретацию карты и собственное мнение о наличии того или иного симптома. Иначе мы сталкиваемся с феноменом «переноса» и «контрпереноса», если выражаться языком психоанализа. Задача консультанта задать вопрос: «Что это значит для вас?» И любой ответ клиента на него будет правильным!
Девятый принцип — ассоциативность — актуализирует проблему с помощью возникающих ассоциаций, позволяющих заново пережить некоторые ситуации своей жизни. Чем больше ассоциаций создаётся, тем эффективнее и продуктивнее работа с МАК.
Метафорические карты отличаются комплексностью воздействия на психику человека. Несмотря на то что возможными целями работы могут стать духовный, когнитивный (разум), эмотивный (эмоции и чувства), телесный и поведенческий уровни, следует помнить, что главной задачей является воздействие на эмотивный и телесный уровни, так как именно в них чаще всего скапливается «отрицательный заряд». Ведь именно боль, дискомфорт и негативные эмоции являются наиболее сильными сигналами, на которые мы реагируем.
А вот состояния, когда «всё хорошо», мы часто принимаем как должное, как норму и не уделяем этому много внимания. Именно поэтому полезно задавать карте вопросы, связанные с эмоциями, чувствами и их телесными проявлениями. Если вы работаете сами с собой, обязательно спросите себя: «Что я чувствую по отношению к этой карте?» и «Где и как это проявляется в моём теле?»
Очень полезным принципом работы является медиативность. Карта является посредником между спрашивающим специалистом и отвечающим клиентом. Она позволяет создать то самое состояние, которое американский гипнотерапевт доктор Милтон Эриксон называл «Мы-пространство».
Задача МАКоучинга заключается в том, чтобы создать контакт и безопасное пространство для творческой и глубокой работы клиента с полем метафорических карт.
Принцип безопасности заключается, во-первых, в том, что карту в процессе работы можно заменить, перевернуть, убрать, отложить, переместить на безопасное расстояние.
Во-вторых, когда человек рассказывает о карте, создаётся впечатление, что он говорит не про себя, а про карты. Это проще, легче и не так эмоционально.
Такая работа позволяет диссоциировать человека от его проблемы, посмотреть на неё со стороны, как бы «с балкона», и найти новые, ранее неизвестные и не рассматриваемые пути решения.
И, наконец, в-третьих, клиент сам выбирает степень самораскрытия и глубину погружения в бессознательное.
Тринадцатый принцип — экспрессивность — показывает возможность выражать актуальное состояние, эмоции и чувства непосредственно здесь и сейчас. Ведь иногда так полезно «вылить» всё, что накопилось в душе, очистить внутреннее пространство от негатива и заполнить его позитивными и продуктивными решениями.
Крайне важным является принцип экологичности. Здесь полезно говорить о двух аспектах внутренней экологии:
1. Не стоит хотеть больше того, что хочет клиент. То есть ваша задача исключить доминирование, авторитарность и любое психологическое давление на клиента. Кроме того, важно следить за исполнением этого принципа в групповой работе, когда другие участники начинают навязывать свою точку зрения и давать «полезные», с их точки зрения, советы и рекомендации.
2. Нельзя навязывать клиенту тот выбор, от которого он отказывается. Если клиент уверен, что это не та карта и с ней не стоит работать, так тому и быть. Помните правило: клиент всегда прав. Даже в своём заблуждении. ☺
Так как карты обеспечивают доступ сознания к множеству посланий, хранящихся в бессознательном, то важным принципом работы можно считать информативность. Причём информация эта может собираться на разных уровнях: телесном, эмоциональном, поведенческом, когнитивном или духовном.
Выбранная клиентом карта позволяет быстро проникнуть в глубины бессознательного. При этом человек не осознаёт, что выбранное изображение «говорит» о проблеме намного больше того, что он хочет сообщить. Поэтому иногда полезно пойти на конфронтацию и задать вопросы, которые помогают не только рассказать о том, что происходит на картинке, выяснить причину проблемы, но и «столкнуть» клиента с теми мыслями, ощущениями, чувствами и переживаниями, которых он избегает. Тем самым выйти на внутренний конфликт, частенько являющийся корнем проблемной ситуации.
Возникающие в момент конфронтации спонтанные и неожиданные образы проявляют детали травмы, проблемы или задачи. Метафорические карты позволяют в безопасной форме встретиться со своими страхами, в особенности со страхом увидеть себя реального, без социально и личностно одобряемых масок и украшений.
Семнадцатым принципом работы с картами является креативность. Ассоциативные карты являются очень хорошим пусковым моментом, триггером для начала работы креативного центра. В каждом из нас живёт творческая часть, которая способна генерировать множество идей и способов. С помощью фантазий и нестандартных ассоциаций креативной части мы способны найти новые возможности и ресурсы и получить внезапные инсайты.
И последний, восемнадцатый принцип работы с метафорическими ассоциативными картами — эффективность. МАК выводят на поверхность глубинные конфликты, комплексы, переживания, помогают их не только осознать, отрефлексировать, облегчая саморазвитие и самопознание, но и трансформировать во что-то полезное и ценное, найти ресурсы для благополучного разрешения сложной ситуации.
Сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Правила и способы формулирования вопросов
Задумывались ли вы о том, как часто мы получаем на свои вопросы бесполезные ответы? А может, мы просто задаём не те вопросы?
Прав был Кеви Андерсон: «Вопросы куда важнее ответов». И чтобы получить полезный ответ от метафорических карт, надо применить три простых правила, которыми, кстати, пользуются все почтовые отделения мира.
1. Правило открытой двери. Используйте только открытые вопросы, или, иначе, вопросы, которые подразумевают развёрнутый ответ: «что?», «как?», «каким образом?», «что делать?», «что важно?», «почему важно?» и т. д.
В противовес открытым существуют закрытые вопросы. Ответить на них легко, используя слова «да» или «нет». К закрытым относятся и такие вопросы, которые подразумевают однозначные ответ. Например: «Сколько букв в слове „карта“?»
Зачем пользоваться открытыми вопросами? Для того чтобы выяснить как можно больше информации о событиях, происходящих на карте. О чувствах и эмоциях, которые испытывает человек по проводу этой карты. О важности этих событий, эмоций и выводов.
2. Правило точного адреса. Во время работы с МАК все вопросы должны относиться или к карте, или к ситуации, с которой работает клиент. Или вы сами. Посторонний вопрос, даже случайный, может увести человека от истинного запроса и исказить ответ.
3. Правило доступности адресата. Задавайте такие вопросы, которые будут понятны клиенту. Говорите с клиентом на его языке. Исходя из его уровня образования, возраста, национальности и т. д. Не используйте специфические термины и сложные слова. Кроме того, чем короче вопрос, тем точнее будет ответ.
Сюда просится ещё одно правило — правило образности и креативности. Жаль, что почтальоны им не пользуются. Чем более образным будет язык вопроса, тем больше ассоциаций проявит ответ. Вопросы должны стимулировать творческое, ассоциативное мышление клиента, вызывать множество визуальных картинок, звуков и ощущений.
Есть три основных уровня, с которых полезно задавать вопросы метафорическим картам: диссоциированный, метафорический и реальный. Рассмотрим примеры вопросов на одной из карт из колоды «Oh». Клиент ассоциирует себя с человеком, который занёс нож для удара за спиной у другого.
Карта из колоды «Oh»
1. Диссоциированный. Вопросы о том, что происходит с образами (героями) на карте, а не с самим клиентом. Это самое безопасное исследование актуальных для человека событий и переживаний. Здесь важно сфокусироваться на персонажах и образах карты и максимально полно описать происходящее. Вопрос как бы разделяет события и ощущения по поводу них.
Что чувствует человек на карте, занёсший нож за спиной у другого?
2. Метафорический. Это вопросы о том, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью. Этот уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте. Они помогают прояснить чувства, мысли, позывы к действию. С помощью таких вопросов можно достаточно легко расшифровать основную метафору карты.
Что вы чувствуете, когда смотрите на эту карту?
3. Реальный уровень демонстрирует то, что происходит с клиентом в реальной жизни. Он позволяет держать в фокусе актуальные события и переживания клиента. Об этом человек мог сказать и без работы с метафорическими картами.
Как то, что изображено на карте, отражает вашу реальную ситуацию?
Существуют и другие способы задать вопросы карте:
1. Вопросы на классификацию наилучшим образом помогают прояснить позиции и отношения, проранжировать имеющиеся образы, расставить приоритеты.
Какой из этих людей больше всего влияет на ситуацию и может её изменить?
Какой из этих персонажей вызывает более положительные эмоции, а какой — отрицательные?
2. Вопросы о процентах служат для уточнения различий между предложениями, убеждениями, чувствами, концепциями, представлениями и т. д.
Сколько процентов злости содержится в этой карте?
3. Вопросы об исключениях из проблемы помогают раскрыть важные отличия периодов, когда проблема беспокоит и когда её нет.
Как часто (как давно, когда, где) эти эмоции не появляются? Как вам удаётся сделать так, чтобы злости не было? Что вы испытываете в эти моменты вместо злости?
4. Вопросы на изменение контекста позволяют рассмотреть проблему с неожиданной стороны.
Если бы мы заглянули в будущее на три года вперёд, как изменилось бы ваше отношение к этой ситуации?
Как мог бы описать ситуацию нож? Как выглядит эта ситуация с его точки зрения?
5. Фокусировка на ресурсах и возможностях позволяет снять напряжение и сместить акцент на поиск решения.
В чём сила персонажа, изображённого на карте? Какие у него есть альтернативы?
6. Вопросы о цели и способах решения проблемной ситуации.
Как может выглядеть карта, где герой смог решить свою проблему и перестать злиться?
Какие способы решения вы уже видите на карте?
7. Предложение альтернативы.
Как изменилась бы ситуация, если бы главный герой смог взять себя в руки и просто поговорить с другим героем?
Как бы изменился смысл карты, если бы в руках у героя вместо ножа была роза?
При работе с метафорическими ассоциативными картами в основном используется два способа выбора карты:
1. В открытую, когда к клиенту предлагают выбрать карту из колоды, хаотично разложенной на столе изображениями вверх. Такой способ является наиболее безопасным для клиентов, так как снижает тревогу. Рассматривая изображения, человек выбирает картинки, вызвавшие самые сильные эмоции (как позитивные, так и негативные).
Выбор карты в открытую является более осознанным и контролируемым. Поэтому часто клиент выбирает те изображения, которые, по его мнению, наиболее социально одобряемые и ожидаемые консультантом или обществом.
2. Вслепую. При этом способе карты раскладываются рубашкой вверх. Человек выбирает любую случайную карту. Такой способ позволяет установить более тесный контакт с бессознательным. Здесь клиент самостоятельно ищет интерпретацию выпавшей карты и связывает её содержимое с актуальной ситуацией.
3. Кроме этих двух способов, можно использовать комбинированный выбор. В этом случае вначале предлагается сделать выбор карты в открытую (осознанное отношение к своей проблеме), затем извлечь несколько картинок вслепую. Также можно предложить клиенту вслепую выбрать изображение, а в открытую — слово (или наоборот).
Полезно предоставить клиенту возможность самому выбрать уровень работы с метафорическими картами, то есть выбирать более сознательно (в открытую) или доверится своей интуиции (в слепую).
***
Практика без теории ценнее, чем теория без практики.
Марк Фабий Квинтилиан
Техника «Наоборот»
Колода: сюжетная (универсальная, специальная или ресурсная).
Цель: поиск новых, нестандартных способов решения сложной ситуации или ответов на вопрос.
1. Подумайте о ситуации, которая вас беспокоит.
2. Вытащите карту вслепую. Внимательно рассмотрите её и ответьте на пять вопросов. Обязательно запишите ответы.
• Что вы видите на карте? Как она связана с вашей ситуацией?
• Чего на карте не хватает? Как это связано с вашей ситуацией?
• Что на карте лишнее? Как это связано с вашей ситуацией?
• Какой элемент на карте самый незначительный? Как это связано с вашей ситуацией?
• Какой элемент, кажущийся значительным, является неважным? Как это связано с вашей ситуацией?
Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.
Эпидемиологическая ситуация в Саратове остается напряженной. Учреждения культуры по-прежнему работают в условиях строгих ограничений.
ИА «Регион 64» подготовило афишу мероприятий на 10-12 декабря, которые жители старше 18 лет могут посетить при наличии QR-кода, свидетельствующего о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции.
Тем, кому прививка от COVID-19 противопоказана, необходимо иметь справку о наличии медотвода, выданную врачебной комиссией лечебной организации, где наблюдается пациент.
Концерты
10 и 11 декабря в 18:00 — консерватория имени Собинова — органный концерт. Стоимость билета от 300 рублей.
11 декабря в 18:00 — филармония имени Шнитке — концерт к 100-летию Тимофея Докшицера «Певец на трубе». Стоимость билета 300-500 рублей.
12 декабря в 11:00 — филармония имени Шнитке — концерт ансамбля народных инструментов «Парафраз». Стоимость билета 250-300 рублей.
12 декабря в 14:00 — театр оперы и балета (новая сцена) — инструментальные и вокальные сочинения композиторов-романтиков «В бархатных тонах». Стоимость билета 200 рублей.
12 декабря в 16:00 — филармония имени Шнитке — концерт «Брызги шампанского» к 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы. Стоимость билета 250-350 рублей.
12 декабря в 16:00 — консерватория имени Собинова — концертно-образовательный проект «Брандт Брасс ансамбля» совместно с кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов «МагияМеди». Стоимость от 150 рублей.
12 декабря в 17:00 — филармония имени Шнитке — концерт академического симфонического оркестра к 115-летию Дмитрия Шостаковича. Стоимость билета 300-400 рублей.
Спектакли и представления
11 декабря в 11:00 — филармония имени Шнитке — детский спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Стоимость билета 250 рублей.
Театр драмы имени Слонова:
— «Моцарт и Сальери» (10 декабря в 18:30, малая сцена);
— «Па-Де-Де» (10 декабря в 18:30, большая сцена);
— «С любимыми не расставайтесь» (11 и 12 декабря в 15:00, малая сцена);
— «Что делать?» (11 и 12 декабря в 17:00, большая сцена).
Театр оперы и балета (новая сцена):
— балет в 2-х действиях «Раймонда» (10 декабря в 18:30);
— опера в 2-х действиях «Мадам Баттерфляй» (11 декабря в 17:00);
— балет в 2-х действиях «Тысяча и одна ночь» (12 декабря в 17:00).
ТЮЗ им. Киселева:
— «Шекспир. Диалоги» (10 декабря в 18:00, малая сцена);
— «Оруженосец Кашка» (10 декабря в 18:00, большая сцена);
— «Золотой ключик» (11 декабря в 11:00, большая сцена);
— «Алиса в Стране чудес» (11 и 12 декабря в 11:00, камерная сцена);
— «Приключения Тома Сойера» (11 и 12 декабря в 17:00, историческая сцена);
— «Маленькая Баба-Яга» (12 декабря в 11:00, большая сцена).
Театр «Версия»:
— «Браво, Лауренсия!» (11 декабря в 18:00);
— «Считаю до пяти» (12 декабря в 11:00).
Театр магии и фокусов «Самокат»:
— иллюзионное представление «Фокус-покус Тру-ля-ля» (11 декабря в 11:00);
— иллюзионное представление «Чудеса наяву» (11 декабря в 13:00).
Театр кукол «Теремок»:
— «Котенок по имени Гав» (10 декабря в 18:00 и 11 декабря в 11:00);
— «По щучьему велению» (11 декабря в 16:00);
— «Волк и семеро козлят» (12 декабря в 11:00 и 14:00).
Саратовский областной театр оперетты:
— музыкальный фарс в 2-х действиях «Дорогая Памела, или как бы нам пришить старушку?» (10 декабря в 18:00);
— музыкальная сказка «Кошкин дом» (11 декабря в 11:00);
— мюзикл в 2-х действиях «Вечера на хуторе близ Диканьки» (11 декабря в 17:00);
— мюзикл для всей семьи в 2-х действиях «Волшебная лампа Аладдина» (12 декабря в 14:00 и 17:00).
Выставки
Радищевский музей:
— «Шедевры коллекции Радищевского музея»;
— «Старик & MORE»;
— «Ноев ковчег. Человек и животные в зеркале искусства»;
— «Достоевский город. Иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского. К 200-летию со дня рождения писателя»;
— «Шедевры на мольберте». «Игра в карты» неизвестного художника XIX века — загадка атрибуции»;
— Н. В. Неврев. Святитель Николай Мирликийский. Из цикла «Неслучайные связи»;
— «Дар бесценный. Коллекция керамики Англии и Дании XIX-XXI веков».
Саратовский областной музей краеведения:
— «Живые драконы»;
— выставочный проект Саратовской епархии;
— «Театр и остальная жизнь»;
— «Птица года»;
— «Помнить. Нельзя забыть»;
— «Защитившим от атома».
Историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»
Постоянные экспозиции:
— «Трагедия и подвиг. Век XX»;
— «Трудовая слава Саратовской области»;
— «Поезд милосердия».
Выставки:
— «Судьба истребителя»;
— «В тылу и на фронте всегда начеку!»;
— «Триумф саратовского спорта»;
— «Предупреждение. Спасение. Помощь».
Новые выставки:
— «Вся жизнь — служение науке»;
— «Генералы: судьба и долг»;
— «Унылая пора! Очей очарование!»;
— «СОБР — спецназ действий»;
— «Мы память бережно храним»;
— «Птицы в синей вышине»;
— «На службе Родины»;
— «Артиллеристы, зовет Отчизна нас!»;
— «В металле память сохраняем»;
— «Миротворцы XXI века».
Музей-усадьба Чернышевского:
— «Озарена тобою жизнь моя»;
— «Отечества достойный сын»;
— «Волжская симфония»;
— «Рассказывают книжные знаки…».
Энгельсская картинная галерея:
— «Шедевры русской живописи XX века»;
— «Павел Кузнецов. Возвращение»;
— Юрий Машков. Живопись из собрания Радищевского музея;
— «Путешествуя с этюдником. Юбилейная выставка Ирины Швечихиной»;
— «Время учиться и время творить» (выставка-конкурс детского рисунка);
— «Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко»;
— «С любовью к природе». Графика и книги XIX-XX веков из собрания Радищевского музея;
— выставка советских ёлочных игрушек;
— «Виктор Чудин. Живопись» к 85-летию художника;
— выставка одной картины. Ольга Розанова «Натюрморт» 1912-1913 гг.;
— «Но и краски ведь тоже слово, и узоры линий — ритм» (выставка работ Дарьи Гужвы и Ольги Кочетковой);
— выставка одной картины. Ф.В. Сычков «Подружки» 1930-ее гг.