Физкультурные сказки для дошкольников

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. воспитание сказкойещ недавно наше поколение, вдохновлнное победой дедов над фашизмом,

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этом возрастном периоде закладываются основные черты личности, основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Интерес к занятиям физической культуры при формировании сознательного отношения к здоровому образу жизни будет проходить наиболее эффективно, если воспитание и обучение дошкольников рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.

Самое первое правило, никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины. Влияя на двигательную активность и эмоциональный настрой, нужно вызвать у детей радость и оживление на физкультурных занятиях, разрешить им общаться между собой, но быть при этом внимательными и не мешать товарищам слушать и выполнять указания.

Одним из средств повышения интереса на занятии, является музыкальное сопровождение. Характер музыки подсказывает детям образ упражнений под музыку, они выполняют задания более чётко, ритмично-координированно, выразительно, дети больше следят за своей осанкой.

Утренняя гимнастика — это заряд бодрости на весь день. Детям нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость в движении, через различные виды утренней гимнастики, что способствует формированию интереса детей к ней:

оздоровительный (дозированный) бег;

упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры; гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; оздоровительная аэробика и упражнения йоги; гимнастика по интересам и игры по желанию детей. В конце утренней гимнастики можно собрать детей в кружок для межличностного общения: высказать  добрые пожелания или просто говорить  приветливые, хорошие слова своей подруге (другу); поздравить  друг друга с каким — нибудь событием.

Очень важно обеспечить непринуждённость такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.

Большое значение в обучении детей разнообразным видам движений и игровых упражнений имеют приёмы имитации и подражательные движения. При помощи подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяют свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.

Эффективность заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц.

Развитию движений способствует частая смена обстановки, это заставляет детей по-разному приспосабливаться к новому, применять различные варианты в каждом конкретном случае. Чем чаще меняется обстановка физкультурного оборудования, тем больший опыт (двигательный) приобретают дети. Нужно  разнообразить использование физкультурных пособий, что вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности. Чаще всего это нестандартное оборудование: поролоновые многофункциональные модули и использование карт-схем.

Нельзя представить жизнь ребенка без движения. А как предупредить травмы и несчастные случаи?! Как объяснить детям технику безопасности в доступной и понятной форме?! Лучше всего дети воспринимают стихи, картинки и сказки.

Для того,чтобы сохранить и поддержать интерес детей к занятиям по физической культуре. Можно использовать разные виды проведения физкультурных занятий:

  1. Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.
  2. Тренировочные занятия на закрепление основных видов движений
  3. Построенные на подвижных играх и на музыкально-ритмических движениях
  4. Занятия по карточкам.
  5. Диагностические во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению ОД на время, скорость, расстояние;
  6. Занятия на тренажерах
  7. Круговой тренировки или «Уголки»
  1. Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  2. Занятия серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказание первой помощи.
  3. Интегрированные занятия.

Для укрепления здоровья детей и развития их воображения, фантазии использую комплексы «Гимнастика маленьких волшебников», которая включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем, дети осваивают упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.

Для увеличения самостоятельности двигательной деятельности, интереса к занятиям физической культуры в старших группах можно создать  спортивный уголок с различным физкультурным инвентарём, где дети могут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движениями, повторять, сравнивать, избирать.

Формирование    интереса    к    занятиям    физической    культуры   способствует целесообразный двигательный режим, основу которого составляет и активный отдых, куда входят физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья.

При организации активного отдыха, для повышения эмоционального фона, можно красочно оформить  места его проведения (физкультурный зал, спортивная площадка)использовать  музыкальное сопровождение.

Содержание физкультурного досуга, составляют в основном, все знакомые детям подвижные игры и физкультурные упражнения, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции,  приглашать сказочных героев. В конце каждого праздника дети награждаются медалями, спортивными дипломами.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.

В начале года провести  анкетирование родителей, которое позволяет определить, как
они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом,
создать для этого условия, выявить интересы детей.        

В группе можно создать библиотеку по физическому воспитанию для семьи:

рассказы, статьи по физкультуре для семейного чтения. Родителям предложить просмотр видеокассет с рекомендациями как организовать ЗОЖ в семье.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе на тему: «Путешествие туристов»Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе на тему: «Путешествие туристов»

Составил: Воспитатель Данилова Э.П.

Организация непосредственно образовательной деятельности по физической культуре

Методы, приёмы Показ физических упражнений, имитация, описание, команды, распоряжения, сюжетный (тематический) рассказ (релаксация); беседа, игровая деятельность, итог НОД.

Предварительная работа Предварительная работа воспитателя: подготовить спортивный инвентарь для проведения занятия, дипломы юного туриста на сюрпризный момент

Словарная работа туристы

Материалы для занятия Оборудование: гимнастическая скамейка, гимнастические палки по количеству детей, обручи Аппаратное и программное обеспечение компьютер.

Образовательные ресурсы Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой; Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа»; Е.И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников».

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта Интеграция полученных умений и навыков ребенка через все образовательные области, применяемые в ДОУ; использование игровой ситуации; внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Дополнительные профессиональные навыки педагога Владение музыкальным репертуаром.

Ход занятия.

Организационный этап (5-6 мин)

В Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

-Ребята, вы бы хотели стать настоящими туристами?

— Да.

— Чтобы получить диплом юного туриста, нужно преодолеть все препятствия. — Вы готовы?

— За ведущим шагом марш!

Звучит музыкальная композиция «Марш».

  • Ходьба в колонне.

Кто шагает по дороге

Тот со скукой не знаком

Нас вперед ведут дороги

Наш девиз:

«Всегда вперед!»

  • Ходьба на носках, руки в стороны.

— По высокой траве на носках шагаем, руки выше поднимаем!

  • Ходьба, высоко поднимая колени;

Чтоб не сбиться в пути, через пеньки высоко поднимая колени необходимо пройти.

  • Ходьба в приседе, руки на колени.

— Кусты на пути, приседе необходимо пройти.

  • Ходьба с рывками рук. Прогоним стаю с комарами — разводим руки рывками.
  • Ходьба на высоких четвереньках В заросли густые зашли мы, на высоких четвереньках пошли.

-Ох, идти нам нелегко, потянулись высоко.

  • Бег в среднем темпе

-На тропинку вышли мы, поспешим сейчас в пути.

(Переходим на бег) звучит музыка «Не боимся мы дождя»

  • Бег с изменением темпа В гору, (в медленном темпе) с горы (в быстр. темпе)
  • Бег с пролезанием в обруч.

Препятствие на нашем пути его необходимо пройти.

  • Бег с подпрыгиванием до руки.

— В пути никто не отстал? Каждый рукой, мою

руку достал!

А сейчас задание на внимание.

  • Бег с изменением направления (По хлопку, повернуться и бегать в другую сторону)
  • Ходьба, упражнения на дыхание.

-Вот и вышли на дорожку, хоть устали мы немножко.

Восстанавливаем дыхание.

Основная часть (15-20 мин)

Общеукрепляющие упражнения с палками.

Туристы должны быть сильными и выносливыми и сейчас мы выполним упражнения с палками.

  1. И.п. –основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 2 – палку вверх, отставить прямую ногу назад на носок; 2 – исходное положение; 3-4 – тоже левой ногой (6 раз)
  2. И.п. – тоже. 1 – руки вперед; 2 – выпад вправо, палку вправо; 3- ногу приставить, палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево (6 раз).
  3. И.п. – основная стойка, палка в согнутых руках у груди. 1 – палку вперед; 2 – 3 –пружинистые приседания с разведением колен в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).
  4. И.п. – лежа на спине, палка за головой. 1 – 2 поднять ноги вперед – вверх; 3 – 4 – исходное положение (6 раз).
  5. И.п. – стойка на коленях, палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – поворот вправо; 3 – палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево. Повторить по три раза в каждую сторону.
  6. И.п. – основная стойка, палка на плечах, руки удерживают ее хватом сверху. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – ноги вместе. Серия из 8 прыжков в чередований с ходьбой на месте после каждой серий прыжков. Повторить 3-4 раза.

Основные виды движений (Полоса препятствий)

  1. Ходьба по гимнастической скамейке.
  2. Прыжки с высоты 40 см с приземлением на полусогнутые ноги.
  3. Прыжки через гимнастическую палку
  4. Лазание в обруч на четвереньках; лазание в обруч прямо и боком, не касаясь руками пола.

Ребята, мы пришли к месту привала, туристы на привале играют, отдыхают. Подвижная игра «Платочек».

Настало время отдохнуть. Релаксация «Сон на полянке»

Дети ложатся на коврик, «засыпают» под шум леса, голоса птиц.

Воспитатель: Сейчас вам всем снится один и тот же сон. В этом сне вы видите, как лучики солнца пробиваются сквозь молодую зелень деревьев и освещают лесную полянку. Бабочки порхают с цветка на цветок. Трудолюбивый муравей несёт прутик для своего домика. Полюбуйтесь просыпающимся лесом, как красив он в солнечных лучах. Послушайте пение птиц: синицы поют синие песни, малиновки – малиновые. Всё живое радуется новому дню, пробуждению. (пауза) На счёт 1, 2, 3 дети просыпаются и встают.

Заключительная часть (5 мин)

Игра малой подвижности «Туристята»

— Нам пора продолжать путь. Возьмитесь за руки.

Тропинка вьется словно змейка

Ты пройти по ней сумей-ка

Друг за другом мы шагаем

Только рук не разрываем.

Воспитанники, не разрывая рук, проходят за ведущим змейкой, садятся на скамейку.

Итог

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Что для вас оказалось самым трудным?

— А где вам может пригодиться умение преодолевать различные препятствия? Вручаются диплом юных туристов. Дети уходят из зала.

Возрастные особенности

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность (установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности)

Социально – коммуникативное развитие

Эмоционально-личностная сфера.

Ребенок говорит о себе самом в первом лице – «я», может рассказать о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол и т.д.) Эмоционально сопереживает героям сказок, рассказов и мультфильмов и проявляет сочувствие к сверстникам (пытается успокоить, если кто-то огорчен), способен определять и выражать словами чувства другого ребенка («Аня боится»). Ребенок проявляет чувство стыда и гордости (сделал что-то лучше всех). Формируется потребность действовать самостоятельно без помощи взрослого. Ребенок стремится подражать действиям взрослого. Проявляется настойчивость в достижении результата своих действий и способен возобновлять прерванные действия.

Сфера коммуникации.

К четырем годам у детей появляется интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознания своего положения среди них. Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками, а так же наблюдает за действиями сверстников и подражают им. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится общаться и играть. К четырем годам ребенок может инициировать взаимодействие со сверстниками («Давай играть в ..!», «Давай делать…!»)

Сфера жизненной практики.

Ребенок самостоятельно пользуется горшком (унитазом) и может контролировать свой мочевой пузырь и кишечник. Знает и называет части тела, а так же различает правую и левую руку. Самостоятельно пользуется столовыми приборами и обслуживает себя за столом (ест, пьет, берет хлеб, кладет сыр на хлеб). К 3-4 годам совершенствуются культурно-гигиенические навыки-хорошо освоен алгоритм умывания, одевания (расстегивает и застегивает пуговицы, пользуется расческой и носовым платком, самостоятельно раздевается-одевается, аккуратно складывает одежду). Так же убирает за собой игрушки. Ориентируется в помещении и на территории детского сада.

Познавательное развитие

В познавательном развитии 3-4 летних детей характерна мыслительная активность. Они проявляют интерес к новым предметам, пытаются установить их назначение и принцип действия. Проводят сравнения, распознают геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и формы (куб, шар). Умеетсортировать предметы по категориям (фрукты,посуда, цветы), а так же классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам. Ближе к четырем годам ребенок может устанавливать количественные связи (может раздать каждому в группе по две конфеты). Трехлетний ребенок знает названия времен года и главные различия между ними. Понимает ход времени в распорядке дня (утро-день-вечер-ночь).

Речевое развитие

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ребенок говорит, что видит на картинке, говорит предложениями из 3-5 слов и самостоятельно строит рассказы о каком либо событии. Начинает задавать вопросы, понимаетзаданные вопросы и отвечает на них. У ребенка появляется способность следить за сюжетом длинного рассказа, сказки, истории. Он может установить связь между текстом и иллюстрацией. Формируется способность устанавливать связь между историями и собственным опытом («Я тоже видел..», «И у нас было …»). По просьбе взрослого дети легко запоминают 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу года правильно употребляет имена прилагательные и местоимения, правильно употребляет множественное число. Отчетливо произносит слова и разделяет их в речи. Заучивает стихи и читает их перед зрителями.

Художественно – эстетическое развитие

Музыка и танец. На четвертом году жизни ребенок с удовольствием играет на доступных детских музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ксилофон), демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (прет вместе с другими детьми). Старательно выполняет заданные движения под музыку (притопывает, делает повороты туловища в такт), может произвольно двигаться под музыку. К концу года знает названия некоторых музыкальных инструментов, двигается под музыку, последовательно повторяя определенные движения. Эмоционально откликается на высоту звучания и динамику звука.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки отображают заданную тему. Появляется способность рисовать по собственному замыслу. Ребенок овладевает рисованием красками и подбирает подходящие цвета по образцу. Лепит из пластилина/глины простые заданные формы. Дети могут собирать простые пазлы из 6-8 частей. Самостоятельно складывать простую мозаику, подбирая цвета и формы. Собирать детали простого конструктора в предметы (домик, ёлочка, самолет) К концу года раскрашивает сложные изобразительные формы не выходя за контур и самостоятельно подбирает цвета, соответствующие изображениям. Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из нескольких частей. Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу.

Физическое развитие

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленней, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Ребенок точно выполняет заданные упражнения во время зарядки. В этом возрасте уже сформированы умения кататься на трехколесном велосипеде. Дети активно лазают по спортивной лестнице вверх- вниз.

К концу года у ребенка сформированы умения бросать и ловить мяч двумя руками, он может прыгать, отталкиваясь двумя ногами с продвижением вперед.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии мелкой моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды, нанизывает крупные бусины (10шт.) или пуговицы на толстую леску. Рисуют прямую линию и круг по образцу.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Физкультурная сказка развитие двигательных навыков детей младшей группы
  • Физкультминутка сказка о царе салтане
  • Фашистский как пишется правильно
  • Федоров по английски как пишется
  • Фанфик сказка на ночь импровизация
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии