Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»
Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.
Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.
Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этом возрастном периоде закладываются основные черты личности, основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Интерес к занятиям физической культуры при формировании сознательного отношения к здоровому образу жизни будет проходить наиболее эффективно, если воспитание и обучение дошкольников рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.
Самое первое правило, никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины. Влияя на двигательную активность и эмоциональный настрой, нужно вызвать у детей радость и оживление на физкультурных занятиях, разрешить им общаться между собой, но быть при этом внимательными и не мешать товарищам слушать и выполнять указания.
Одним из средств повышения интереса на занятии, является музыкальное сопровождение. Характер музыки подсказывает детям образ упражнений под музыку, они выполняют задания более чётко, ритмично-координированно, выразительно, дети больше следят за своей осанкой.
Утренняя гимнастика — это заряд бодрости на весь день. Детям нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость в движении, через различные виды утренней гимнастики, что способствует формированию интереса детей к ней:
оздоровительный (дозированный) бег;
упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры; гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; оздоровительная аэробика и упражнения йоги; гимнастика по интересам и игры по желанию детей. В конце утренней гимнастики можно собрать детей в кружок для межличностного общения: высказать добрые пожелания или просто говорить приветливые, хорошие слова своей подруге (другу); поздравить друг друга с каким — нибудь событием.
Очень важно обеспечить непринуждённость такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.
Большое значение в обучении детей разнообразным видам движений и игровых упражнений имеют приёмы имитации и подражательные движения. При помощи подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяют свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.
Эффективность заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц.
Развитию движений способствует частая смена обстановки, это заставляет детей по-разному приспосабливаться к новому, применять различные варианты в каждом конкретном случае. Чем чаще меняется обстановка физкультурного оборудования, тем больший опыт (двигательный) приобретают дети. Нужно разнообразить использование физкультурных пособий, что вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности. Чаще всего это нестандартное оборудование: поролоновые многофункциональные модули и использование карт-схем.
Нельзя представить жизнь ребенка без движения. А как предупредить травмы и несчастные случаи?! Как объяснить детям технику безопасности в доступной и понятной форме?! Лучше всего дети воспринимают стихи, картинки и сказки.
Для того,чтобы сохранить и поддержать интерес детей к занятиям по физической культуре. Можно использовать разные виды проведения физкультурных занятий:
- Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.
- Тренировочные занятия на закрепление основных видов движений
- Построенные на подвижных играх и на музыкально-ритмических движениях
- Занятия по карточкам.
- Диагностические во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению ОД на время, скорость, расстояние;
- Занятия на тренажерах
- Круговой тренировки или «Уголки»
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
- Занятия серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказание первой помощи.
- Интегрированные занятия.
Для укрепления здоровья детей и развития их воображения, фантазии использую комплексы «Гимнастика маленьких волшебников», которая включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем, дети осваивают упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.
Для увеличения самостоятельности двигательной деятельности, интереса к занятиям физической культуры в старших группах можно создать спортивный уголок с различным физкультурным инвентарём, где дети могут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движениями, повторять, сравнивать, избирать.
Формирование интереса к занятиям физической культуры способствует целесообразный двигательный режим, основу которого составляет и активный отдых, куда входят физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья.
При организации активного отдыха, для повышения эмоционального фона, можно красочно оформить места его проведения (физкультурный зал, спортивная площадка)использовать музыкальное сопровождение.
Содержание физкультурного досуга, составляют в основном, все знакомые детям подвижные игры и физкультурные упражнения, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции, приглашать сказочных героев. В конце каждого праздника дети награждаются медалями, спортивными дипломами.
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
В начале года провести анкетирование родителей, которое позволяет определить, как
они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом,
создать для этого условия, выявить интересы детей.
В группе можно создать библиотеку по физическому воспитанию для семьи:
рассказы, статьи по физкультуре для семейного чтения. Родителям предложить просмотр видеокассет с рекомендациями как организовать ЗОЖ в семье.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе на тему: «Путешествие туристов»
Составил: Воспитатель Данилова Э.П.
Организация непосредственно образовательной деятельности по физической культуре
Методы, приёмы Показ физических упражнений, имитация, описание, команды, распоряжения, сюжетный (тематический) рассказ (релаксация); беседа, игровая деятельность, итог НОД.
Предварительная работа Предварительная работа воспитателя: подготовить спортивный инвентарь для проведения занятия, дипломы юного туриста на сюрпризный момент
Словарная работа туристы
Материалы для занятия Оборудование: гимнастическая скамейка, гимнастические палки по количеству детей, обручи Аппаратное и программное обеспечение компьютер.
Образовательные ресурсы Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой; Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа»; Е.И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников».
Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта Интеграция полученных умений и навыков ребенка через все образовательные области, применяемые в ДОУ; использование игровой ситуации; внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Дополнительные профессиональные навыки педагога Владение музыкальным репертуаром.
Ход занятия.
Организационный этап (5-6 мин)
В Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
-Ребята, вы бы хотели стать настоящими туристами?
— Да.
— Чтобы получить диплом юного туриста, нужно преодолеть все препятствия. — Вы готовы?
— За ведущим шагом марш!
Звучит музыкальная композиция «Марш».
- Ходьба в колонне.
Кто шагает по дороге
Тот со скукой не знаком
Нас вперед ведут дороги
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
- Ходьба на носках, руки в стороны.
— По высокой траве на носках шагаем, руки выше поднимаем!
- Ходьба, высоко поднимая колени;
Чтоб не сбиться в пути, через пеньки высоко поднимая колени необходимо пройти.
- Ходьба в приседе, руки на колени.
— Кусты на пути, приседе необходимо пройти.
- Ходьба с рывками рук. Прогоним стаю с комарами — разводим руки рывками.
- Ходьба на высоких четвереньках В заросли густые зашли мы, на высоких четвереньках пошли.
-Ох, идти нам нелегко, потянулись высоко.
- Бег в среднем темпе
-На тропинку вышли мы, поспешим сейчас в пути.
(Переходим на бег) звучит музыка «Не боимся мы дождя»
- Бег с изменением темпа В гору, (в медленном темпе) с горы (в быстр. темпе)
- Бег с пролезанием в обруч.
Препятствие на нашем пути его необходимо пройти.
- Бег с подпрыгиванием до руки.
— В пути никто не отстал? Каждый рукой, мою
руку достал!
А сейчас задание на внимание.
- Бег с изменением направления (По хлопку, повернуться и бегать в другую сторону)
- Ходьба, упражнения на дыхание.
-Вот и вышли на дорожку, хоть устали мы немножко.
Восстанавливаем дыхание.
Основная часть (15-20 мин)
Общеукрепляющие упражнения с палками.
Туристы должны быть сильными и выносливыми и сейчас мы выполним упражнения с палками.
- И.п. –основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 2 – палку вверх, отставить прямую ногу назад на носок; 2 – исходное положение; 3-4 – тоже левой ногой (6 раз)
- И.п. – тоже. 1 – руки вперед; 2 – выпад вправо, палку вправо; 3- ногу приставить, палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево (6 раз).
- И.п. – основная стойка, палка в согнутых руках у груди. 1 – палку вперед; 2 – 3 –пружинистые приседания с разведением колен в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).
- И.п. – лежа на спине, палка за головой. 1 – 2 поднять ноги вперед – вверх; 3 – 4 – исходное положение (6 раз).
- И.п. – стойка на коленях, палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – поворот вправо; 3 – палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево. Повторить по три раза в каждую сторону.
- И.п. – основная стойка, палка на плечах, руки удерживают ее хватом сверху. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – ноги вместе. Серия из 8 прыжков в чередований с ходьбой на месте после каждой серий прыжков. Повторить 3-4 раза.
Основные виды движений (Полоса препятствий)
- Ходьба по гимнастической скамейке.
- Прыжки с высоты 40 см с приземлением на полусогнутые ноги.
- Прыжки через гимнастическую палку
- Лазание в обруч на четвереньках; лазание в обруч прямо и боком, не касаясь руками пола.
Ребята, мы пришли к месту привала, туристы на привале играют, отдыхают. Подвижная игра «Платочек».
Настало время отдохнуть. Релаксация «Сон на полянке»
Дети ложатся на коврик, «засыпают» под шум леса, голоса птиц.
Воспитатель: Сейчас вам всем снится один и тот же сон. В этом сне вы видите, как лучики солнца пробиваются сквозь молодую зелень деревьев и освещают лесную полянку. Бабочки порхают с цветка на цветок. Трудолюбивый муравей несёт прутик для своего домика. Полюбуйтесь просыпающимся лесом, как красив он в солнечных лучах. Послушайте пение птиц: синицы поют синие песни, малиновки – малиновые. Всё живое радуется новому дню, пробуждению. (пауза) На счёт 1, 2, 3 дети просыпаются и встают.
Заключительная часть (5 мин)
Игра малой подвижности «Туристята»
— Нам пора продолжать путь. Возьмитесь за руки.
Тропинка вьется словно змейка
Ты пройти по ней сумей-ка
Друг за другом мы шагаем
Только рук не разрываем.
Воспитанники, не разрывая рук, проходят за ведущим змейкой, садятся на скамейку.
Итог
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Что для вас оказалось самым трудным?
— А где вам может пригодиться умение преодолевать различные препятствия? Вручаются диплом юных туристов. Дети уходят из зала.
Возрастные особенности
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность (установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности)
Социально – коммуникативное развитие
Эмоционально-личностная сфера.
Ребенок говорит о себе самом в первом лице – «я», может рассказать о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол и т.д.) Эмоционально сопереживает героям сказок, рассказов и мультфильмов и проявляет сочувствие к сверстникам (пытается успокоить, если кто-то огорчен), способен определять и выражать словами чувства другого ребенка («Аня боится»). Ребенок проявляет чувство стыда и гордости (сделал что-то лучше всех). Формируется потребность действовать самостоятельно без помощи взрослого. Ребенок стремится подражать действиям взрослого. Проявляется настойчивость в достижении результата своих действий и способен возобновлять прерванные действия.
Сфера коммуникации.
К четырем годам у детей появляется интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознания своего положения среди них. Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками, а так же наблюдает за действиями сверстников и подражают им. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится общаться и играть. К четырем годам ребенок может инициировать взаимодействие со сверстниками («Давай играть в ..!», «Давай делать…!»)
Сфера жизненной практики.
Ребенок самостоятельно пользуется горшком (унитазом) и может контролировать свой мочевой пузырь и кишечник. Знает и называет части тела, а так же различает правую и левую руку. Самостоятельно пользуется столовыми приборами и обслуживает себя за столом (ест, пьет, берет хлеб, кладет сыр на хлеб). К 3-4 годам совершенствуются культурно-гигиенические навыки-хорошо освоен алгоритм умывания, одевания (расстегивает и застегивает пуговицы, пользуется расческой и носовым платком, самостоятельно раздевается-одевается, аккуратно складывает одежду). Так же убирает за собой игрушки. Ориентируется в помещении и на территории детского сада.
Познавательное развитие
В познавательном развитии 3-4 летних детей характерна мыслительная активность. Они проявляют интерес к новым предметам, пытаются установить их назначение и принцип действия. Проводят сравнения, распознают геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и формы (куб, шар). Умеетсортировать предметы по категориям (фрукты,посуда, цветы), а так же классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам. Ближе к четырем годам ребенок может устанавливать количественные связи (может раздать каждому в группе по две конфеты). Трехлетний ребенок знает названия времен года и главные различия между ними. Понимает ход времени в распорядке дня (утро-день-вечер-ночь).
Речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ребенок говорит, что видит на картинке, говорит предложениями из 3-5 слов и самостоятельно строит рассказы о каком либо событии. Начинает задавать вопросы, понимаетзаданные вопросы и отвечает на них. У ребенка появляется способность следить за сюжетом длинного рассказа, сказки, истории. Он может установить связь между текстом и иллюстрацией. Формируется способность устанавливать связь между историями и собственным опытом («Я тоже видел..», «И у нас было …»). По просьбе взрослого дети легко запоминают 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу года правильно употребляет имена прилагательные и местоимения, правильно употребляет множественное число. Отчетливо произносит слова и разделяет их в речи. Заучивает стихи и читает их перед зрителями.
Художественно – эстетическое развитие
Музыка и танец. На четвертом году жизни ребенок с удовольствием играет на доступных детских музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ксилофон), демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (прет вместе с другими детьми). Старательно выполняет заданные движения под музыку (притопывает, делает повороты туловища в такт), может произвольно двигаться под музыку. К концу года знает названия некоторых музыкальных инструментов, двигается под музыку, последовательно повторяя определенные движения. Эмоционально откликается на высоту звучания и динамику звука.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки отображают заданную тему. Появляется способность рисовать по собственному замыслу. Ребенок овладевает рисованием красками и подбирает подходящие цвета по образцу. Лепит из пластилина/глины простые заданные формы. Дети могут собирать простые пазлы из 6-8 частей. Самостоятельно складывать простую мозаику, подбирая цвета и формы. Собирать детали простого конструктора в предметы (домик, ёлочка, самолет) К концу года раскрашивает сложные изобразительные формы не выходя за контур и самостоятельно подбирает цвета, соответствующие изображениям. Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из нескольких частей. Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленней, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Ребенок точно выполняет заданные упражнения во время зарядки. В этом возрасте уже сформированы умения кататься на трехколесном велосипеде. Дети активно лазают по спортивной лестнице вверх- вниз.
К концу года у ребенка сформированы умения бросать и ловить мяч двумя руками, он может прыгать, отталкиваясь двумя ногами с продвижением вперед.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии мелкой моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды, нанизывает крупные бусины (10шт.) или пуговицы на толстую леску. Рисуют прямую линию и круг по образцу.