Физкультминутка по сказкам пушкина

Викторина по сказкам а.с. пушкинадля учащихся 5 классов.цель: привитие интереса к творчеству а.с.пушкина, желание заинтересовать его творчеством окружающихзадачи:образовательные: продолжить знакомство

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ.

Цель: Привитие интереса к творчеству А.С.Пушкина, желание заинтересовать его творчеством окружающих
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
бланки с кроссвордами;
портрет А. С. Пушкина;
Музыкальное сопровождение: песня Н.Королевой «Маленькая страна»
Ход мероприятия:
В.(ОБ) -1 Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне

Все ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

В.(ОБ) -2 Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он гений в этом спору нет!

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строчки?

Учитель: Есть имена, как солнце!

Имена – как музыка!

Как яблоня в рассвете!

Я говорю о Пушкине: поэте.

Учитель: С самого раннего детства знакомы нам стихи и сказки А.С. Пушкина.

Нет ни одного дома, ни одной семьи, где нет его книг, нет ни одного человека, который бы не знал его замечательных сказок. Поэт очень тонко видел красоту природы, выразительно и очень точно передавал её в стихах. В сказках оживали самые яркие, необычные образы и персонажи.

Учитель: Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его любимы русским народом. «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал поэт. Каждая есть поэма. Поэт обрызгал чернилами гусиное перо, торопливо записывая нянины сказки. И теперь кто же из нас не знает…

Уч: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот ученый;

Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: А теперь мы проверим, как вы знаете сказки А.С. Пушкина. Проведём с вами в викторину «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина (слайд 1)

Правила викторины: В игре участвуют две команды.

Задача каждой команды – поразить как можно больше бочонков.

Игровое поле разбито на 23 бочонка.

Команды по очереди выбирают бочонок на игровом поле.

После этого команда сможет ответить на вопрос.

Бочонки можно выбирать в произвольном порядке.

Чтобы вернуться на поле нажмите на домик.

Правильный ответ позволяет сделать ещё один ход.

В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команда, начинающая игру первой, определяется по жребию.

Игру выигрывает та команда, которая больше всего

набирает очков (слайд 2,3)

I Конкурс «Разминка».

Сколько лет прожил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года) – слайд 4;
Как звали царей в сказках А. С. Пушкина? (Салтан, Гвидон, Додон) – слайд 5;
Что могло делать зеркальце? (*говорить оно умело*) – слайд 6;
Какие три дива были у князя Гвидона? (белка, 33 богатыря, Царевна Лебедь) – слайд 7;
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок») – слайд 8;
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (муха, шмель, комар) – слайд 9;
Что кричал золотой петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!») – слайд 10;
Что бы сделала каждая девица, если бы она стала царицей? (наткала бы полотна, приготовила бы пир, родила богатыря) – слайд 11;
Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»? (королевич Елисей) – слайд 12;
Какой ориентир есть на пути в царство славного Салтана? (остров Буян) – слайд 13;
«Там русский дух, там Русью пахнет.». Где там? (Лукоморье) – слайд 14;
Какая сказка Пушкина первой появилась в печати? (Сказка о царе Салтане, о сынне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.) – слайд 15;

II Конкурс «Собери слова».

Из букв слова «Лукоморье» составить новые слова. (Какая команда составит больше слов, та получает бал) – слайд 16;

Физкультминутка.

Рыбка.

Изобразите:

— Волны на море;

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу;

— Царевну-лебедь – гордая осанка, красивая шея;

— Как лебедь превращается в царевну;

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона;

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. – слайд 27.

III Конкурс «Узнай сказку».

Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордочку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь. (Сказка о попе и работнике его Балде) – слайд17;

Ель в лесу,

под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд…. (Сказка о царе Салтане…) – слайд18;

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шлемов и без лат

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга. (Сказка о золотом петушке) – слайд 19;

Долго у моря ждал он ответа,

Не дожидался , к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке.) – слайд 20;

IV Конкурс «Назовите литературного персонажа

по его описанию».

Спит себе на сломе,

ест за четверых,

Работает за семерых,

до света все у него пляшет,

Лошадь запряжет,

полосу вспашет… (Балда) – слайд 21;

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит… (Царевна Лебедь) – слайд 22;

Белолица, черноброва,

нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

королевич Елисей… (Царевна из «Сказки о мертвой царевне…») – слайд 23;

V Конкурс «Шифровка».

Расшифруйте имена героев из сказок: ВИГОНД, ТАСНАЛ, АРЦНАВЕ, ЙЕЛСИЕ. (Гвидон, Салтан, Царевна, Елисей) – слайд 24;
Здесь зашифрованы названия животных из сказок А.С. Пушкина. Расшифруйте. (Рыбка, петушок, лебедь, белка) – слайд 24;

VI Конкурс «Кроссворды».

Каждой команде выдается бланк с кроссвордом. Какая команда первой отгадает кроссворд и назовет ключевое слово, та получает бал.-

1. 1 — В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха называет старика: «Дурачина,ты…».

2 — Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ в

одной из сказок А.С. Пушкина.

3 — Лесной зверек, живший в хрустальном дворце под елью.

4 — Пристают к заставке гости…

… Гвидон зовет их в гости.

5 — Глядь: опять пред ними землянка,

А пред нею разбитое … .

6 — И послушалась …..

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Ответы: 1-простофиля, 2-петушок, 3-белка, 4-князь, 5-корыто, 6-волна. Сказка.

2. 1 — Служитель церкви?

2 – Пожилая женщина, бабка, которой надоело её корыто?

3 – Что грызла белочка?

4 – Кто был пойман стариком в море?

5 – Как звали молодого человека, который поцелуем оживил мёртвую царевну?

6 – У кого спрашивал дорогу королевич Елисей, когда искал свою невесту?

Ответы: 1-поп, 2-старуха, 3-орешки, 4-рыбка, 5-Елисей, 6-солнце. Пушкин. – слайд 26.

Подведение итогов конкурсов и объявление результатов.

У-1 К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские глаза.

У-2 Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Рефлексия.

Учитель: Вот и заканчивается наш разговор о сказках А. С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

Образовательная область  «Познавательное
развитие» 

 Познавательно-творческий проект «Путешествие
по сказкам А.С. Пушкина»

Тема: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Срок реализации: краткосрочный

Вид проекта: познавательно -творческий.

Участники проекта: дети 3 лет, родители,
воспитатели

Материалы и средства для реализации проекта:

— Художественная литература

— Публицистическая литература

— Иллюстрации, портрет А. С. Пушкина;

— Просмотр мультфильмов, сказок, роликов и т.
д.

-Иллюстрации к сказкам Пушкина

Цель проекта:  формирование у детей интереса к
книгам, литературным произведениям

Задачи

Образовательные: Познакомить детей с
произведениями А.С. Пушкина; обогащать и расширять словарный запас детей;
формировать умение слушать сказки, понимать содержание сказки, правильно
оценивать действия и поступки героев;

Формировать интерес к театрализованным играм.

Развивающие: Развивать умения рассматривать
иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина,,  развивать творческие способности, мелкую
моторику, фантазию и образное мышление.

Воспитательные: Воспитывать умение внимательно
слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию;

Воспитывать бережное отношение  к книгам;
воспитывать чувства сопереживание героям, создавать эмоционально-положительное
настроение у детей.

Форма проведения: чтение сказок А. С. Пушкина,
беседы, выставки книг, детских рисунков, поделок на темы его сказок,
театрализованная деятельность, игровая деятельность.

 Актуальность проекта: Одним из самых ярких
творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр
Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей
развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Оно имеет
большое воспитательное, познавательное и эстетическое значение, благотворно
воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм
родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,
музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и
ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогают развить ребенку высокий уровень
культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных
сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового
богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Дети не имеют достаточно
знаний о А. С. Пушкине и его творчестве. Задача взрослых познакомить детей с
творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью
внутреннего мира ребенка.

Предполагаемый результат:

 — У детей развит интерес к творчеству А. С.
Пушкина, к русской литературе, интерес к чтению книг;

— Развита у детей мелкая моторика,
познавательная

активность, творческие способности,
коммуникативные

навыки;

— Усовершенствовались звукопроизношения,
выразительность

и связная речь детей;

— Развита самостоятельная
музыкально-художественная,

изобразительная и познавательная творческая
деятельность

детей;

— Гармонизированы отношения между взрослыми и
детьми.

Итоговое мероприятие:

— выставка творческих работ детей и родителей
«По дорогам сказок А.С. Пушкина»

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

Постановка цели и задач, определение
направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями,
выбор оборудования и материалов.

2 этап — практический.

Выполнение задач проекта, через практическую
деятельность детей.

Формы организации работы 2 этапа:

Формы работы с детьми            Формы работы
с родителями

Тематическая беседа

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Разучивание пальчиковых игр

Подвижные игры

                — создание в семье
благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного
в детском саду;

— развитие совместного творчества родителей и
детей;- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать
его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;- заинтересовать родителей
жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Образовательные

области             

Виды детской деятельности

Физическое развитие. Дыхательная гимнастика
«Петушок»;

— Физкультминутка «Рыбка».

Подвижная игра «Ручеёк»;

Социально- коммуникативное развитие.         Этическая
беседа по сказкам А.С. Пушкина « Что такое хорошо и что такое плохо в сказках
А.С. Пушкина»

Художественно- эстетическое развитие

Познавательное развитие        — Коллекции
раскрасок к сказкам;

-«Ель растет перед дворцом…»

-рассматривание портрета А.С. Пушкина.

-расширить знания детей о сказках А.С.
Пушкина;

— Рассматривание книг, иллюстраций к сказкам
А.С. Пушкина;

-просмотр мультфильмов по

сказкам А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне и интерес к

о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке», развивать

Речевое развитие         Чтение стихов и
сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой
царевне»,

Разгадывание загадок о героях сказок

— Дидактические игры: «угадай сказку по
иллюстрации», «Какой сказочный герой лишний?»

3 этап – обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных
знаний, формулировка выводов. К концу работы будут приобщены фотоматериалы

В ходе проектной деятельности у детей
повысился  интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к
чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской
культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор,
совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании,
умение преодолевать трудности в общении, у детей развивается эмоциональная
отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно
обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется
внимание к выразительным средствам языка. Игра-драматизация на основе
литературных произведений становится одним из средств развития детского
творчества. У родителей появляется стремление учиться быть родителями,
принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.

Итоговое мероприятие:

-выставка творческих работ детей и родителей
«По дорогам сказок А.С. Пушкина»

-оформление фотовыстави.

-оформление групповой библиотеки по творчеству
А.С.Пушкина

 Список литературы:

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском
саду»   — 2014г.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми
старшего дошкольного

возраста / И.В.Штанько // Управление
дошкольным образованием. — №4. — 2004.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
детском саду. Старшая

группа. М: ТЦ Сфера 2008г.

МБДОУ д/с № 5 «Ромашка» Презентация проектной деятельности Тема: «Сказки А....

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    МБДОУ д/с № 5 «Ромашка» Презентация проектной деятельности Тема: «Сказки А.

    Описание слайда:

    МБДОУ д/с № 5 «Ромашка»
    Презентация проектной деятельности
    Тема: «Сказки
    А.С. Пушкина»
    (Средняя группа)
    Выполнила: воспитатель
    Зенченкова Н.В.
    г. Ивантеевка,
    Московская обл.

  • 2 слайд

    Проектировочный компонентТип: практико-ориентированный, краткосрочный. Учас

    Описание слайда:

    Проектировочный компонент
    Тип: практико-ориентированный, краткосрочный.

    Участники: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

    Цель: Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина, развитие познавательного интереса, эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников через сказки А.С. Пушкина.

    Задачи:
    — создать условия для узнавания сказок и сказочных персонажей А.С. Пушкина;
    — развивать память, воображение;
    прививать любовь к творчеству поэта;
    развивать умение изображать героев сказок в рисовании, лепке, аппликации;
    формировать познавательный интерес к сказкам, обогащать и активизировать словарный запас детей;
    привлечь родителей к реализации проекта.

  • 3 слайд

    Проектировочный компонентАктуальность Для любого дошкольника сказки – это увл

    Описание слайда:

    Проектировочный компонент
    Актуальность
    Для любого дошкольника сказки – это увлекательный мир. Обычная сказка всегда может научить дошкольника доброте, милосердию, позволит узнать ценность дружбы, понять, что «хорошо» и что «плохо».
    Для детей именно сказки Александра Сергеевича Пушкина всегда познавательны и интересны. Они легки для их восприятия и понимания, потому как написаны в стихах. Все герои привлекают детей своей необычностью и запоминаются надолго, что не дает возможность долго оторваться от интересной сказки и дать волю своему воображению и творчеству.

    Риски: не желание родителей принять участие в реализации проекта; потеря интереса у детей; нет опыта у воспитателя в работе с детьми данного возраста.

  • 4 слайд

    Проектировочный компонентПредварительная работа: Методы и приемы: Методы: Н

    Описание слайда:

    Проектировочный компонент
    Предварительная работа:

    Методы и приемы:

    Методы:
    Наглядный, словесный, практический

    Приёмы:
    — беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
    — чтение литературных произведений;
    — рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
    — проведение дидактических игр;
    — организация продуктивной деятельности;
    консультация для родителей; «Значение сказок А.С. Пушкина в развитии детей».

  • 5 слайд

    Проектировочный компонентПлан

    Описание слайда:

    Проектировочный компонент
    План

  • 6 слайд

    Проектировочный компонент

    Описание слайда:

    Проектировочный компонент

  • 7 слайд

    Проектировочный компонентСписок литературы: 1. Андреев, Н.П. Открывая сказк

    Описание слайда:

    Проектировочный компонент
    Список литературы:

    1. Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина . Новый мир № 2, 2010 — 60 с.
    2. Бахтина, В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных. Изд-во Саратов. ун-та, 1972. — 52 с.
    3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина (под редакцией Е.Е. Зубаревой). — М.: Высшая школа, 2004. — 552 с.
    4. Кунин, В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. М.: Дрофа, 2007. — 561 с.
    5. Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке. Томск, 1982. — 210 с.
    6. Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 гг.). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 184 с.

  • 8 слайд

    Организационный компонентМотивация: Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете,

    Описание слайда:

    Организационный компонент
    Мотивация:
    Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, кто пишет сказки? Какие сказки вы знаете? (перечисляют). Молодцы, много сказок вы знаете! Но сегодня мы будем говорить не про все сказки, а про сказки, которые написал А.С.Пушкин. Какие сказки вы знаете, которые написал А.С.Пушкин? (перечисляют).
    Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Лукоморью.

    Структура проведения итогового мероприятия:

    Комплексное игровое занятие: «Путешествие по Лукоморью».

    1. Организационный момент:
    Создание игровой ситуации: Воспитатель «находит» записку, в которой сообщается, что злой Черномор утащил кота ученого и спасти его могут только дети, которые справятся со всеми заданиями. Что же делать? (предположения детей).
    Тогда отправляемся в волшебный мир сказок.

  • 9 слайд

    Организационный компонент2. Основная часть: Конструирование «Золотой петушок»

    Описание слайда:

    Организационный компонент
    2. Основная часть:
    Конструирование «Золотой петушок».

    3. Физкультминутка «Сказочная эстафета».

    4. Рефлексия:
    Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна и любима. В сказках – фантастические события, чудесные превращения. Сказки Пушкина останутся с вами на всю жизнь.

  • 10 слайд

    Организационный компонент

    Описание слайда:

    Организационный компонент

  • 11 слайд

    Организационный компонент

    Описание слайда:

    Организационный компонент

  • 12 слайд

    Рефлексивный компонентВ ходе реализации данного проекта у дошкольников происх

    Описание слайда:

    Рефлексивный компонент
    В ходе реализации данного проекта у дошкольников происходит совершенствование восприятия и осмысливания прослушанных сказок, стихотворений, обогащения чувств. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении.

  • 13 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо
    за
    внимание!

  • 14 слайд

    Используемые ресурсы:https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-0

    Описание слайда:

    Используемые ресурсы:
    https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613660415_17-p-fon-dlya-prezentatsii-narodnie-skazki-24.jpg
    https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/23/s_58fc1a232e2a9/img_s616346_1_1.jpg
    https://s.poembook.ru/user/4f/48/3e/dad26b016567ef101056def4aac3dddaa9533aa0.png
    https://урок.рф/library/proekt_puteshestvie_po_skazkam_pushkina_102722.html
    https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/03/proekt-dlya-detey-starshey-gruppy-puteshestvie-po-skazkam-a-s-pushkina
    https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/pedagogicheskii-proekt-o-pushkine-v-podgotovitelnoi-grupe-dou.html

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Физкультминутка по сказкам пушкина

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Физкультминутка по сказкам пушкина

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Физкультминутка по сказкам пушкина

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста «Садовые цветы детского сада»

  • Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Водные ресурсы Земли»

  • Планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе комбинированной направленности на неделю. Тема недели: «Животные севера и животные жарких стран»

  • «Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада»

  • Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

  • Планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе комбинированной направленности на неделю. Тема недели: «Насекомые»

  • Планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе комбинированной направленности на неделю. Тема недели: «Грибы.Ягоды»

  • Психологические особенности подготовительной группы

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

  • Физически сильные женщины рассказы
  • Физкультминутка на тему сказки
  • Фигурное печенье три кота сладкая сказка
  • Фиалка ле бабушкины сказки
  • Физико математический как пишется слитно или через дефис