Физика за чашкой чая сочинение

694 слова одним из главных произведений ивана александровича гончарова является социально-психологический роман обломов. в нем писатель рассказывает судьбу русского дворянина

(694 слова) Одним из главных произведений Ивана Александровича Гончарова является социально-психологический роман «Обломов». В нем писатель рассказывает судьбу русского дворянина Ильи Обломова. Этого героя можно отнести к типу «лишних людей», ведь он не смог найти себе места в быстро меняющейся России. Особое значение в раскрытии идеи романа играет образ природы. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт пейзаж в произведении Гончарова «Обломов».

Природа тихой Обломовки, описываемая писателем сквозь сон главного персонажа, является наиболее запоминающимся пейзажем. Это место автор называет «благословенный уголок», «чудный край» и т.д. Писатель изображает тихую, беззаботную и отдалённую от города деревню, где царят спокойствие и безмятежность. Здесь нельзя встретить беспокойных морей, дремучих лесов, ветреных степей, высоких гор. Природа Обломовки является максимально простой и тихой. Это средняя полоса России, автор чаще всего описывает летнюю пору. Для Обломова в деревне было «вечное лето, вечное веселье». 

«солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».

Ленным настроением пропитаны овраги и поля. Так, веками над обрывом нависает изба, где живут крестьяне Сусловы, и никто ничего не предпринимает: жизнь течет «на авось». В Обломовке преобладает размеренное течение времени — не линейное, а циклическое, которое люди мерили только лишь сменами времён года или церковными праздниками. Дни были похожи один на другой, как и пейзажи родной деревни. Глухая деревня была изолирована от внешнего мира, поэтому могла похвастаться девственными лесами и нетронутыми полями:

«крестьяне <…> возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами <…> и более никаких сношений ни с кем не имели»

Для Обломова с раннего возраста идеальный мир состоял из красоты пейзажей родной деревни. Будучи мальчиком, главный персонаж желал поподробнее узнать всю прелесть окружающего его мира. Однако все стремления главного героя разрушились под воздействием чрезмерной опеки родителей. Впоследствии Обломов впитал в себя тот ленный и размеренный жизненный ритм, который присущ родной деревне. Повзрослев, персонаж осознал, что этот темп для него является самым комфортным. Его идеалы воплощены в описаниях досуга на природе:

Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…».

Картины природы в произведении выполняют и другие смысловые функции. Так, состояние природы олицетворяет эмоциональное состояние главного героя. Читатель видит, что хрупкая ветка сирени становится символом любви между Обломовым и Ольгой. Когда героиня даёт эту ветку герою, он заявляет в ответ, что больше предпочитает ландыши. Ольга расстраивается и роняет ветку. Однако, осознав чувства девушки, персонаж приходит на следующее свидание с той же веткой. Ветка сирени в романе символизирует весну и зарождение новой жизни, нового Обломова, готового на активные действия ради Ольги. Тихая летняя природа олицетворяет расцвет отношений двух героев.

Совсем другие картины природы вырисовываются, когда к Обломову приходят сомнения. Автор описывает дождливую погоду, серое небо, холод и сырость. Героиня видит, что сирень уже отцвела, словно завяла и их любовь. Таким образом, осенний пейзаж показывает отдаление персонажей. Облетевшие листья и кричащие вороны символизируют печальное расставание. Герои больше не в состоянии прятаться за свежей зелёной листвой. Также символом расставания становится снегопад, под который попадает главный герой. Светлое чувство, которое символизировала ветка сирени, погибает под воздействием снежного покрывала холода. Можно заметить, что любовь двух героев, которая началась весной и закончилась осенью, совпадает с естественным течением времени картин природы. Смена времени года символизирует рождение новых чувств — Ольги — к Штольцу и Обломова — к Агафье. В конце произведения читатель видит пейзаж на кладбище, где похоронен главный герой. Весьма символично то, что рядом с могилой Обломова растет сирень, будто напоминание о весне сердца, которую он пережил.

Можно утверждать, что картины природы в романе Ивана Гончарова «Обломов» выполняют важные смысловые функции. Они раскрывают характеры людей. Илья и Ольга умеют тонко чувствовать красоту природы и восхищаться ее каждым проявлением. Читатель видит, что, выйдя замуж за Штольца, Ольга теряет прекрасную способность чувствовать каждое явление природы, которая у него была в период любовных отношений с Обломовым. Кроме того, пейзаж олицетворяет внутреннее состояние главных персонажей в конкретный момент времени. Также природа родного края определяет и объясняет ментальность главного героя. Видя Обломовку, читатель понимает, почему Илья стал таким.

Автор: Виктория Комарова

ПОДЕЛИТЬСЯ

Контрольная мониторинговая работа ОГЭ 2022 по математике 9 класс 2 варианта заданий с ответами за 1 полугодие 56 регион Оренбургская область, официальная дата проведения работы 8 декабря 2021 год.

  • Скачать задания 1 варианта

  • Скачать задания 2 варианта

  • Скачать ответы для 1 варианта

  • Скачать ответы для 2 варианта

  • Скачать критерии

Контрольная работа ОГЭ 2022 по математике 9 класс за 1 полугодие вариант №1

Вариант №2

Сложные задания и ответы из 1 варианта:

На плане изображена схема квартиры (сторона каждой клетки на схеме равна 1 м). Вход и выход осуществляются через единственную дверь. При входе в квартиру расположен коридор, отмеченный цифрой 1. Напротив входа расположена туалетная комната, а справа от нее — ванная комната. Гостиная занимает наибольшую площадь в квартире, а справа от неё находится кухня. Прямо перед гостиной находится детская. Из детской можно попасть на балкон, отмеченный цифрой 6.

1)Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.

Ответ: 2457

2)Краска продаётся в банках по 3 л. Сколько банок краски требуется купить, чтобы покрасить потолок в гостиной?

Ответ: 4

3)Найдите площадь, которую занимают детская и балкон. Ответ дайте в квадратных метрах.

Ответ: 48

5)Хозяин квартиры планирует установить в квартире счётчик. Он рассматривает два варианта: однотарифный или двухтарифный счётчики. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о потребляемой мощности, и тарифах оплаты даны в таблице. Обдумав оба варианта, хозяин решил установить двухтарифный электросчётчик. Через сколько дней непрерывного использования электричества экономия от использования двухтарифного счётчика вместо однотарифного компенсирует разность в стоимости установки двухтарифного счётчика и однотарифного?

Ответ: 100

10)У бабушки 20 чашек: 15 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.

Ответ: 0,25

14)Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр он заплатит им 4200 рублей, а за каждый следующий метр — на 1300 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько рублей хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 11 метров?

Ответ: 117700

16)В окружности с центром O AC и BD — диаметры. Центральный угол AOD равен 136°. Найдите вписанный угол ACB. Ответ дайте в градусах.

Ответ: 22

17)Основания равнобедренной трапеции равны 15 и 25, а её боковые стороны равны 13. Найдите площадь трапеции.

Ответ: 240

19)Укажите номера верных утверждений. 1) Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой. 2) Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует. 3) Если в ромбе один из углов равен 90°, то такой ромб — квадрат. 4) В любом параллелограмме диагонали равны.

Ответ: 13

21)Первые 425 км автомобиль ехал со скоростью 85 км/ч, следующие 325 км — со скоростью 65 км/ч, а последние 300 км — со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.

Ответ: 70

23)Найдите угол АСО, если его сторона СА касается окружности, О — центр окружности, а дуга AD окружности, заключённая внутри этого угла, равна 140° .

Ответ: 50

24)Дан правильный восьмиугольник. Докажите, что если его вершины последовательно соединить отрезками через одну, то получится квадрат.

25)Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 20, а площадь равна 50 корень из 2.

Ответ: 22,5 и 67,5 градусов

Сложные задания и ответы из 2 варианта:

2)Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 45 штук. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить площадку перед гаражом?

Ответ: 54

3)Найдите площадь, которую занимает одна клумба. Ответ дайте в квадратных метрах.

Ответ: 4

4)Во сколько раз площадь бассейна больше площади беседки?

Ответ: 2,25

5)Хозяин участка хочет обновить газон к новому дачному сезону. Для этого он планирует купить семена газонной травы у одного из поставщиков. Цена одной упаковки семян, её масса и рекомендуемый расход указаны в таблице. Территорию, занятую бассейном и беседкой, засевать не предполагается. Клумбы планируется убрать и на их месте тоже засеять газонную траву. Число π возьмите равным 3. Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант?

Ответ: 2000

10)В среднем из 100 карманных фонариков, поступивших в продажу, восемь неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен.

Ответ: 0,92

12)Закон Менделеева-Клапейрона можно записать в виде PV = νRT, где P — давление (в паскалях), V — объём (в м3 ), ν — количество вещества (в молях), T — температура (в градусах Кельвина), а R — универсальная газовая постоянная, равная 8,31 Дж/(К⋅моль). Пользуясь этой формулой, найдите температуру T (в градусах Кельвина), если P = 77698,5 Па, ν = 28,9 моль, V = 1,7 м3 .

Ответ: 550

14)Футбольный мяч катится так, что за первую секунду он проходит путь 0,6 м, а в каждую следующую секунду путь увеличивается на 0,6 м по сравнению с предыдущей. Сколько секунд будет катиться мяч по горке длиной 6 метров?

Ответ: 4

15)В параллелограмме ABCD диагональ AC в 2 раза больше стороны AB и ∠ACD = 173°. Найдите угол между диагоналями параллелограмма. Ответ дайте в градусах

Ответ: 3,5

16)Радиус OB окружности с центром в точке O пересекает хорду MN в её середине — точке K. Найдите длину хорды MN, если  KB = 1 см, а радиус окружности равен 13 см.

Ответ: 10

19)Какие из следующих утверждений верны? 1) Если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. 2) Средняя линия трапеции параллельна её основаниям. 3) Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов.

Ответ: 23

21)Два человека одновременно отправляются из одного и того же места по одной дороге на прогулку до опушки леса, находящейся в 4 км от места отправления. Один идёт со скоростью 2,7 км/ч, а другой — со скоростью 4,5 км/ч. Дойдя до опушки, второй с той же скоростью возвращается обратно. На каком расстоянии от точки отправления произойдёт их встреча?

Ответ: 3 км

24)В равностороннем треугольнике ABC точки M, N, K — середины сторон АВ, ВС, СА соответственно. Докажите, что АMNK — ромб

25)В равнобедренную трапецию, периметр которой равен 160, а площадь равна 1280, можно вписать окружность. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей трапеции до её меньшего основания.

Ответ: 6,4

Тренировочные варианты ОГЭ 2022 по математике 9 класс:

  • Тренировочный вариант №29 ОГЭ 2022 по математике 9 класс с ответами

  • Математика 9 класс работа статград ОГЭ 2022 варианты МА2190201-МА2190204

Если посмотреть на фото, которое я сделала с одноклассниками в начале учебного года, вы увидите улыбчивых, отдохнувших и полных сил ребят. Но если вы взглянёте на нас сейчас, картина будет совершенно другой. Перед вами будут замученные ЕГЭ ученики с расшатанной нервной системой, которые вечно хотят спать. Честно говоря, мы не были к такому готовы. Чтобы поддержать нынешних и будущих выпускников, подготовили 11 советов, как выжить в последний год учебы в школе. 

1. Учитесь правильно распределять время

В одиннадцатом классе важно уметь планировать день, чтобы успеть подготовиться к ЕГЭ, сделать школьное домашнее задание, а также отдохнуть от суеты за чашкой чая. В этом поможет тайм-менеджмент. Постарайтесь каждый вечер записывать в блокнот или в заметки телефона планы на следующий день. Так вы точно не забудете о важных делах, например о дедлайне сочинения по литературе или о пробнике по обществознанию. 

2. Начинайте готовиться к ЕГЭ уже с сентября 

Некоторые ученики, которые приходят в 11 класс, наивно полагают, что экзамены можно сдать успешно, если начать готовиться к ним за три месяца. Такое, конечно, бывает, но редко. Чаще всего выпускник способен получить высокий балл на ЕГЭ только при системной подготовке. 

Начать уделять внимание ей необходимо с сентября, а еще лучше — с первого полугодия 10 класса. Все потому, что КИМ по каждому предмету имеет свои особенности и предполагает изучение большого количества информации.

1619481363

3. Не забывайте про сон и еду

С этим пунктом проблемы возникают практически у каждого выпускника. В погоне за высокими баллами, медалями и подготовкой к ДВИ многие ребята забывают о приеме пищи и нормальном сне. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем: снижению иммунитета, ухудшению памяти, болезням сердечно-сосудистой системы и повышению давлению.

4. Старайтесь уделять больше внимания подготовке к ЕГЭ, чем «неважным» предметам

Безусловно, те, кто учится на «отлично» и идёт на золотую медаль, — молодцы. Но ребята, которым не важен цвет аттестата, могут чуть спокойнее относиться к оценкам в школе. «Забивать» на учёбу, конечно, не стоит, однако бОльшую часть времени я бы советовала уделять тем предметам, которые необходимы вам для поступления. Иногда лучше порешать пробный вариант по литературе, которую вы собираетесь сдавать, чем перечерчивать в тетрадь по химии таблицу Д. И. Менделеева, о которой вы вскоре забудете. 

5. Учитесь не принимать всё «близко к сердцу» 

Я помню тот день, когда пришли баллы за первый пробник по литературе — 32. Эти цифры повергли меня в шок. Тогда я уже мысленно «поставила крест» на успешной сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз мечты. Однако сейчас я понимаю, как это было глупо. Да, страшно увидеть такой результат, но если есть время на то, чтобы всё исправить нужно собраться с силами и продолжать идти к мечте. 

1619481364

6. Старайтесь больше взаимодействовать с одноклассниками — это ваш последний год вместе

Со многими из ребят, с которыми учусь в 11 классе, я знакома практически с первого класса. Когда вспоминаю то беззаботное время, на глазах наворачиваются слёзы. Никак не могу смириться с мыслью, что буквально через два месяца мы разъедемся по разным уголкам нашей Родины и, возможно, больше никогда не увидимся. Чтобы потом, во взрослой жизни, не жалеть о напрасно потраченном времени в школе, старайтесь как можно чаще собираться с одноклассниками. Например, на пикник, квест, поход в кино, прогулку в парке и игру в «UNO» на перемене. Поверьте, эти занятия помогут вам сплотиться и сделать оставшееся время обучения запоминающимся.

7. Заранее обсудите с родителями затраты на 11 класс

Современным выпускникам повезло: есть возможность заниматься не только с местными преподавателями, но и со столичными учителями. На просторах интернета можно найти огромное количество онлайн-школ, которые дадут всю необходимую информацию для сдачи ЕГЭ. Стоимость обучения везде разная: где-то вы заплатите две тысячи за занятие, а в некоторых местах вам потребуется отдать сумму в два или три раза больше. При этом иногда большой ценник — не показатель качества. Прежде чем начать занятия с преподавателем онлайн, обсудите этот момент с родителями, потому что качественная подготовка длится не один месяц, а, как минимум, девять. Также поговорите с уже выпустившимися ребятами из вашей школы: узнайте о стоимости выпускного, сумме, которую они потратили на покупку платья или костюма. Кроме того, девочкам не помешает обзавестись контактами бьюти-специалистов в городе и узнать у них о стоимости услуг. Некоторые мастера в сезон выпускных увеличивают прайс. И вот, когда вы получите всю необходимую информацию, на семейном совете примите решение: стоит ли того этот праздник, или лучше потратить деньги на обучение в вузе и жилье. 

8. Не забывайте про жизнь вне школы и подготовки к ЕГЭ

БОльшую часть времени вы будете проводить за столом, разбирая КИМы, написывая сочинения и решая задачи. Однако необходимо уметь отдыхать от учёбы. Вспомните про первый пункт — тайм-менеджмент — именно он поможет находить время на себя. Выделите хотя бы один день в неделю, который вы будете проводить не в компании сборника Цыбулько. Старайтесь почаще выходить гулять с друзьями, разговаривать с родными, а также находиться наедине с собой. В период обучения в одиннадцатом классе важно находить время на жизнь вне подготовки к ЕГЭ и поступлению, чтобы под конец года не сойти с ума и не прийти в вуз с «букетом» заболеваний.

1619481365

9. Проводите меньше времени в социальных сетях 

Ох уж эти TikTok, Instagram и YouTube — зайдёшь на минуту, а выйдешь через час. Если вы проследите в телефоне за тем, сколько времени проводите в соцсетях — ужаснётесь. Например, у меня за день уходит часа два или три на «развлекательный контент». Хотя я могла бы в этот момент что-то учить или решать варианты. Мой вам совет: если вы жить не можете без телефона, старайтесь использовать его с умом. Смотрите видеоразборы сложных задач, вебинары по творчеству писателей, слушайте аудиокниги, чтобы быстрее и комфортнее получать необходимую информацию.

10. Не откладывайте дела на завтра и не ленитесь 

Откладывать что-то на следующий день не стоит, если вы в силах выполнить всё сегодня. Порой ребята из-за лени придумывают отговорки, чтобы не работать над сложными заданиями — так делать не стоит. Лучше раньше начать разбираться с делами, чтобы потом впопыхах не писать одновременно десять сочинений, чтобы успеть сдать их до дедлайна. 

11. Заранее определитесь с вузами и предметами, по которым вам необходимо сдавать ЕГЭ 

К началу обучения в 11 классе стоит знать, в какой университет и на какой факультет вы хотите поступить. Это необходимо для того, чтобы знать проходные баллы, предметы, которые нужно сдавать на ЕГЭ, а также начать подготовку к ДВИ. Найти информацию вы можете на сайте вуза и на специализированных платформах, например: “Поступи онлайн”, “Vuzopedia” и “Навигатор поступления”. Поверьте, такая процедура сэкономит нервы, которые и так к концу года будут находиться на грани вымирания.

Да, одиннадцатый класс — это серьёзное испытание для многих учеников. Но поверьте, если подходить к обучению и подготовке с умом, то проблем не возникнет вовсе. Главное — не переставайте верить в себя и собственные силы при первой неудаче. Всё обязательно получится — я в вас верю! 

4

          … Но если жизнь я начал бы сначала,

 Все повторил бы, как закон
судьбы:

 От пыли серпуховского вокзала

 До звезд дрожащих золотой резьбы.

 Рюрик Ивнев

23 февраля исполнилось 130
лет со дня рождения Рюрика Ивнева. Рюрик Ивнев – фигура неоднозначная в русской
поэзии. С одной стороны – в любом учебнике по истории русской литературы есть
упоминание его имени, но ни слова больше. На протяжении всей своей долгой
жизни, а это – 90 лет, он писал стихи, прозу, делал переводы, их даже печатали,
но советские критики его практически не замечали. Когда советская идеология
рухнула и писать стали обо всем и обо всех, вспомнили и о Рюрике Ивневе – не
самом громком и не самом удачливом представителе Серебряного века. В справочных
изданиях появились небольшие статьи, посвященные его жизни и творчеству.

Рюрик Ивнев – это
псевдоним писателя. Родился же он 23 (11) февраля 1891 года в городе Тифлисе в
дворянской семье под именем Михаил Ковалев. Отец был военным юристом, умер
спустя 3 года после рождения сына. Мать – из семьи военных, ее предки были выходцами
из Голландии. После смерти мужа она вынуждена была работать, служила
начальником женской гимназии в маленьком грузинском городке Карс. Михаил учился
в Тифлисском военном корпусе, но военным стать не захотел, поступил в
Петербургский университет на юридический факультет, а затем перевелся в
Московский университет.

Писать стихи начал в 10-11
лет. Первая публикация появилась в 1909 году в студенческом сборнике. Затем
отдельные стихи печатались в разных периодических изданиях, в том числе
большевистской газете «Звезда».

Молодой человек был,
безусловно, амбициозным, бредил поэзией, мечтал о славе. Еще будучи студентом,
он познакомился со многими известными писателями – А. Блоком, В. Брюсовым, В. Ивановым,
Д. Мережковским, М. Кузминым Ф. Сологубом. Общался с ними, показывал свои
сочинения. Однако, вначале, его мало кто принимал всерьез.

16

Для А. Блока он был всего
лишь «студентиком с честными, но
пустоватыми глазами, жалующийся на редакторов, со стихами и прозой
». Тем ни
менее он удостоил его личного письма, которое вряд ли доставило радость
молодому автору. Неизвестно, по поводу, какого сочинения оно было написано, но
в 1911 году А.Блок счел нужным сообщить: «Михаил
Александрович. Прочтя написанное Вами, я убедился, что Вы не обладаете никакой
ценностью, которая могла бы углубить, оплодотворить или хотя бы указать путь
Вашим смутным и слишком модным в наше время «исканиям» «отравленных мгновений»….
Все это устарело, лучше сказать было вечно старо и ненужно. То, что Вы мне
вчера рассказывали, живое и простое, неизмеримо лучше того, что Вы пишите. Это
не только мое личное мнение, по-моему, и другие должны так думать, желая Вам
добра.

Кто прозорлив хоть немного, должен знать, что в трудный писательский
путь нельзя пускаться налегке, а нужно иметь хоть в зачатке «Во имя», которое
бы освещало путь и питало творчество. У Вас я не увидел этого «Во имя», этой
неразменной ценности. Потому, я думаю, не стоит говорить о частностях…Только не
советовал бы Вам печататься ни в коем случае: могу сказать с уверенностью, что
лучшие из этих стихов пройдут незамеченными, в них не за что ухватиться.

Вы можете, разумеется, не поверить мне, но, право, у меня есть и
внимание к Вам, и некоторый опыт, и любовь к литературе. Искренно желаю Вам
добра, желаю, чтобы тревоги Ваши стали глубже и открыли Вам пути к воплощению.
Александр Блок
».

В связи с другим текстом Вячеслав
Иванов заметил, «чтобы написать один
настоящий сонет, вам нужно написать еще сто
». Да и Федор Сологуб не
советовал торопиться с публикациями: «Ваше
время придет, и вы это почувствуете…
».

А юноша, конечно, не
поверив, продолжал писать стихи, прозу.

В 1912 году он издает
эпатажный роман о геях «Юность».

13

Годом позже вышла первая
часть сборника стихов «Самосожжение», подписанного впервые псевдонимом Рюрик
Ивнев. В своих воспоминаниях он пояснял, что ему это имя приснилось, горящим на
обложке книги.

О, если бы я только мог,

Хотя частицею ничтожной,

К Тебе приблизиться, мой
Бог,

В тиши или во мгле дорожной,

Я все бы громкое забыл,

Я все бы жадное оставил,

И язвы пышные раскрыл, —

И в Палестину путь
направил.

Стихи были похожи на
молитвы, в которых звучала надежда на раскаяние и очищение души.

В рецензии на книгу было
сказано: «Еще один поэт появился, и,
конечно футурист. Нынче мода пошла на славянские имена. Новорожденный поэт Рюрик
Ивнев, очевидно чувствуя, что лавры его не ожидают, назвал свою книгу
«Самосожжение». Надо отдать справедливость, что эпиграф из Библии все же
удачен. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»
».

Но не все и не всегда были
так категоричны. Рецензент ошибся – впереди была долгая жизнь. А звездочка
поэта светила не только на небосклоне Серебряного века, но и последующих лет.

15

В том же 1913 году Ивнев
издает еще один сборник стихов «Пламя пышет», а в 1916 году увидела свет книга
«Золото смерти», полная отчаяния и безнадежности. К молодому автору приходит
некая известность.

Черный вечер. Русская
судьба.

Скрип повозок. Голоса
степные.

Вот коснулись пламенного
лба

Ледяные губы Византии.

Я смотрю на желтые виски

Той луны, что стала
восходящей.

Черный вечер. Берега реки.

Кто-то сети спутанные
тащит.

Точно рыба круглая в
тисках,

Бьется темная планета наша.

Черный вечер. Черная река.

А над ними – золотая чаша.

По воспоминания современников
Рюрик Ивнев был высоким, щуплым молодым человеком, с бледным лицом и голубоватыми
близорукими глазами. Он был очень рассеян, ходил с каким-то растерянным видом и
такой же растерянной улыбкой.

Его приятель В.Пастухов
вспоминает: «Два имени – два человека.
Михаил Ковалев был аккуратным, благоразумным чиновником, который каждый день
ходил на службу, был воспитанным молодым человеком, не без склонности к мелкому
разврату. Он резко отличался от поэтической богемы… Был корректен и бережлив.
Но иногда на несколько дней он бросал службу: не для пьянства или в «опьянении
страсти», а для поездок по монастырям, «на богомолье». Вся его комната была
заставлена какими-то иконами, ладанками и другими «сувенирами» из монастырей.
На улице он снимал шляпу и крестился (торопливо и смущенно) перед каждой
церковью. Но его религиозность была какая-то сектантская, истерическая, хотя он
считал себя тогда вполне православным.

Рюрик Ивнев был «полоумным» и «исступленным» поэтом. Стремился к
жертвенности, к страннической жизни
».

2

Он был постоянным
посетителем «Бродячей собаки». Сидел обычно один и оставался до 5 утра. Вина не
пил, иногда поднимался на эстраду и читал стихи.

Под свист, улюлюканье,
адский хохот

Белоснежных зубов и ртов
озорных

Пой, не боясь прослыть
скоморохом,

О самых первых чувствах
своих.

Пой о щенках с перебитыми
лапами,

О любви поруганной
когортой самцов,

О покинутых девушках,
любивших свято,

О младенцах, оторванных от
грудных сосцов.

Пой о простых слезах
человеческих,

О судорогах тоски вековой.

Пой о четырежды
изувеченных,

О лежащих на каменной
мостовой.

И чем горячей будет песня
эта,

Тем холодней ее примет
мир.

И первыми тебя осмеют
поэты,

Превратив твою горькую
песню в тир.

Иногда он устраивал
собрания в своей маленькой квартире. Здесь можно было встретить Г.Иванова,
М.Кузмина, Н.Клюева, С.Есенина.

М. Кузмин считал Рюрика
Ивнева талантливым молодым поэтом и находил в его стихах много неожиданного. М.
Кузмин ненавидел трафареты и считал, что именно острый взгляд на мир создает
настоящую поэзию. У Ивнева он видел остроту и новизну, несмотря на частые
срывы.

18

С Сергеем Есениным Ивнев
познакомился в 1915 году, когда Есенин еще не был так известен. Их связывали
теплые, дружеские отношения до последних дней жизни Есенина. Они посвятили друг
другу несколько стихотворений.

В разное время Рюрик Ивнев
состоял в различных литературных группировках: «Мезонин поэзии», «Центрифуга»,
«Орден имажинистов». «Вездесущим» назвал его В.Марков. Но ни в одном из объединений
он не стал безоговорочно своим.

19

В 1919 году организационно
оформилась группа имажинистов, основателями которой стали друзья-поэты А.Мариенгоф,
В.Шершеневич, Р.Ивнев. Позднее в нее вошли С.Есенин, И.Грузинов и др. Хотя Ивнев
был в числе тех, кто подписал манифест имажинистов, критики отмечали, что его
поэзия не отвечает заявленным принципам. В. Брюсов в статье «Вчера, сегодня и
завтра русской поэзии» заметил: «
По
какому-то недоразумению, в списках имажинистов значится Рюрик Ивнев, стоящий на
полпути от акмеизма к футуризму
».

А авторитетный критик
Д.П.Святополк-Мирский в книге «Поэты и Россия» в статье, посвященной «главным
героям кофеен» – имажинистам пишет: «Поэзия
их малопривлекательна. Это истерика, канонизированная и вогнанная в русло
футуристического «нео-маринизма». В генетической связи с этими имажинистами
стоит Рюрик Ивнев, но его надрыв и его истерика и подлинней, и глубже, и
искусство его самостоятельней и самозаконней – в лучших своих вещах он подает
руку уже не Мариенгофу, а Анне Ахматовой
».

Поэт шел туда, где его
печатали, где начиналось что-то новое, но в результате оказался «вне групп». Однако
эти поиски не сделали его поэтом оригинальным, непохожим на других, он не смог
выработать свой неповторимый стиль и окончательно пришел к традиционному
стихосложению.

1

Октябрьскую революцию и
новую власть поэт принял сразу и безоговорочно. После обращения наркома
просвещения А.В. Луначарского к интеллигенции с призывом о сотрудничестве,
Ивнев вместе с А.Блоком, В.Маяковским пришел в Смольный и заявил:

Довольно! Довольно!
Довольно

Истошно кликушами выть!

Весь твой я, клокочущий
Смольный

С другими – постыдно мне
быть.

Некоторое время он работал
секретарем у А. В. Луначарского, с которым познакомился на одном из митингов
еще во время Февральской революции. В качестве корреспондента газеты «Известия»
принимал участие в работе IV Всероссийского съезда Советов, ратифицировавшего
Брестский мир. Его политические статьи публиковались в центральной прессе. В
1919 году в составе агитационного поезда Ивнев в качестве лектора отправляется
в поездку в южные районы страны. В январе 1920 он читает лекцию «Ленин и
Россия» в своем родном Тифлисе, за что меньшевистское правительство высылает
его за пределы Грузии.

После возвращения в Москву
Рюрик Ивнев избирается председателем Всероссийского союза поэтов.

512

При этом Ивнев не
оставляет и творческую деятельность, печатается в журнале имажинистов
«Гостиница для путешествующих в прекрасном». Принимает участие в сборнике «Мы»,
составленном из стихов «беспартийных» поэтов: К.Бальмонта, Вяч. Иванова, В.Шершеневича,
А.Кусикова и др. В 1921 году издает критическую книгу «Четыре выстрела в
Есенина, Кусикова, Мариенгофа и Шершеневича» и сборник стихов «Солнце во гробе»
с ярко выраженными темами одиночества, любви и смерти. Любовь он ассоциирует с
рабством, пыткой, мукой.

Со своими стихами Ивнев неоднократно
участвует в поэтических вечерах в Политехническом музее, который в те годы
называли «цитаделью поэзии».

Канатной плясуньей плясала

Судьба на тонком льду

И казала мне черные зубы

Полоумной и дикой любви.

И душа моя вся трепетала,

Точно бабочка в пышном
саду.

И гремели военные трубы

В раззолоченных сгустках,
в крови.

Так любовь моя нисходила

В удручающих язвах ко мне,

И кивала мне черепом
голым,

Будто сам одуванчик легка.

В 1922 году Рюрик Ивнев
неожиданно оставляет все свои должности и занимается только литературным
трудом. Что послужило причиной такого поступка, неизвестно, но поэт решил
впредь не иметь с властью никаких дел. В качестве корреспондента журналов
«Огонек», «Эхо» и газеты «Известия» он побывал на Дальнем Востоке, в Германии,
Японии.

В конце 20-х он написал
романы «Любовь без любви», «Открытый дом» и «Герой романа», составившие
трилогию «Жизнь актрисы» и не имевшие большого успеха. В годы войны жил в
Тбилиси, занимался переводами восточной литературы. Перевел поэму Низами «Семь
красавиц», осетинский эпос «Нарты».

911

14

После войны Рюрик Ивнев вернулся
в Москву. В 1973 году закончил роман «У подножия Мтацминды» о меньшевистской
Грузии, написал несколько исторических хроник, продолжил работу над мемуарами
«Жар прожитых лет». Богатейший жизненный материал в сочетании с литературными
способностями и наблюдательностью сделали его воспоминания о времени и о людях,
с которыми ему довелось общаться, интересным и достоверным. С.Есенин,
В.Хлебников, Н.Судейкин, Н.Клюев, В Маяковский – целая галерея портретов
представлена в книге. Но рассказав о других, почти ничего не рассказал о себе

Незадолго до смерти Рюрик
Ивнев закончил роман «Богема» о жизни художественной интеллигенции в 1918 году.

173

810

И, конечно, до конца своей
жизни он писал стихи. Творчество Ивнева не запрещали, но и не пропагандировали.
В 50-70-е годы он издает многочисленные сборники. Стихи его изменились. Они
стали светлыми, ясными, понятными и без налета декадентства.

Публичным поэтом он не
стал. И в советское время он оставался на втором плане, в тени более удачливых
или более талантливых собратьев по перу. Он не писал о великих стройках,
пятилетних планах. В его стихах нашли отражение его многочисленные путешествия,
размышления о жизни, поэзии, дружбе. Но основными темами стали природа и
любовь.

Ещё до рожденья звездой
путеводной

Нам служат горячие гроздья
любви.

На торжищах людных, в
пустыне безводной,

На дне подсознанья, в душе
и в крови.

И мы, повинуясь магической
силе,

Несёмся песчинками, словно
самум,

Становимся сами мифической
пылью,

Не мысля опомниться,
взяться за ум.

Несёмся мы бурей и буре подобны.

Никто мы и всё. Нет для
нас аксиом.

Мы солнце Вселенной и хаос
загробный,

Но гроздьям любви мы
послушны во всём.

И в этом чудовищно—быстром
движенье,

Медлительно—долгом,
спокойном на вид,

Быть может, мы только твоё
отраженье,

Звезда путеводная первой
любви.

Последние в своей жизни
строки он написал 19 февраля 1981 года за несколько часов до смерти, не дожив
трех дней до своего 90-летия.

Из под ног уплывает земля,

Это плохо и хорошо,

Это значит, что мысленно я

От нее далеко отошел.

Это значит, что сердцу в
груди

Стало тесно, как в темном
углу.

Это значит, что все
впереди, —

Но уже на том берегу.

 фото 6

Как заметил Е. Евтушенко:
«Наследие Рюрика Ивнева неравноценно, но
блестки поэзии рассыпаны по его слишком, может быть, раздутым книгам. В лучших
своих вещах Ивнев преодолевает сладко – мелодраматическую «романсовость»,
поднимаясь до высокого романса
».

Предлагаю Вам небольшую
подборку стихов, написанных Рюриком Ивневым, в разные годы жизни.

Мне страшно оттого, что
есть на свете горе,

Мне страшно оттого, что
где—то плачет мать.

Мне страшно оттого, что
даже волны моря

Умеют по—звериному рычать.

И в час, когда встревожена
стихия,

Они, играя пеной
кружевной,

Уничтожают жизни молодые,

Смотря на них с улыбкой
ледяной.

Мне страшно оттого, что
даже солнце счастья

Таит в себе потенциальный
мрак.

Мне страшно оттого, что
рвется ум на части,

Но смысла жизни не поймет
никак.

 1907

***

Толпа весёлой лентой
вьётся,

Прозрачен воздух, даль его
ясна,

И улица волнением полна,

Гортанный говор над Курой
несётся.

Поёт грузин — ему легко
поётся,

И песнь его шумлива и
хмельна.

Весёлый люд собрался у
окна,

И только перс конфетчик не
смеётся.

Куда ни глянь — живая
бронза лиц,

Здесь солнце со всего
земного шара.

Духан открыт. Звенят вино
и тара.

Хмельная речь, как крылья
небылиц,

Летит ко мне беспечной
стаей птиц,

Лаская слух симфонией
базара.

1911

***

Рассказать о многом не
смогу,

Этот зимний вечер прост и
тих.

Никогда мне не увидеть
этих губ

Близко, очень близко от
моих.

За окном снега и тишина.

Ничего теперь не надо мне,

У полузамёрзшего окна

Так сидеть в дремотном
полусне.

И сквозь дрёму о тебе
мечтать —

Старомодно, глупо и
смешно,

А потом, стыдясь,
отогревать

Жарким ртом замёрзшее
окно.

 1913

***

Я надену колпак дурацкий

И пойду колесить по Руси,

Вдыхая запах кабацкий…

Будет в поле дождь
моросить.

Будут ночи сырые, как
баржи,

Затерявшиеся на реке.

Так идти бы все дальше.
Даже

Забыть про хлеб в узелке.

Не услышу я хохот звонкий.

Ах! Как сладок шум веток и
трав,

Будут выть голодные волки,

Всю добычу свою сожрав.

И корявой и страшной
дорогой

Буду дальше идти и идти…

Много радостей сладких,
много

Можно в горьком блужданьи
найти.

1914

Пёс

Откуда ты взялся — черный,
кудлатый,

Неимоверно славный пес?

Жил ты бедно или богато,

Где ты воспитывался и рос?

На мои вопросы не отвечая,

Ты только помахиваешь
хвостом.

В безлюдном кафе, за
чашкой чая,

Я раздумыаю о житье твоем.

Как человек, я тебя жалею,

Общепринята жалость к
бездомным псам.

За окном — черноморский
ветер веет

И волны подкатываются к
берегам.

Об этом подумал я не
сразу,

Но вдруг предо мной встал
вопрос:

Возможен ведь, правда,
этакий казус,

Что ты жалеешь меня, как
пес.

И вот мы сидим — родные до
боли,

Один — за столом, другой —
под столом.

Я о твоей вздыхаю доле,

Ты — о житье бытье моем.

 1915

***

Смотрю на кудри светлые,
крутые

Как будто изгнанных из рая
облаков.

Тот не поймет живой души
России,

Кто не читал есенинских
стихов.

Рязанский день я встречу у
вокзала:

Мы дальше, друг мой,
вместе держим путь.

Вот ты идешь — и светлый и
усталый,

Блестя глазами,
сгорбленный чуть-чуть.

А в час, когда пыланьем
утомленный,

Ложится день, чтоб завтра
утром встать,

Тебя таким притихшим и
влюбленным

Душа моя хотела б
созерцать

 1916

***

Как все пустынно!
Пламенная медь.

Тугих колоколов
язвительное жало.

Как мне хотелось бы
внезапно умереть,

Как Анненский у
Царскосельского вокзала!

И чтоб не видеть больше
никогда

Ни этих язв на человечьей
коже,

Ни эти мертвые пустынные
года,

Что на шары замерзшие
похожи.

Какая боль! Какая тишина!

Где ж этот шум, когда-то
теплокровный?

И льется час мой, как из
кувшина,

На голову — холодный,
мертвый, ровный.

1918

***

Опускаюсь всё ниже и ниже,

Ползаю по сорной мостовой

Ничего не знаю и не вижу,

Слышу только ровный голос
твой.

Может быть, он мучает и
губит,

Может быть, спасает он
меня,

Топором куда попало рубит,

Сталью синеватою звеня.

Может быть, он исполняет
волю

Высшую, не зная даже сам,

Так сухую ветку ветер в
поле

Гонит по болотам и холмам.

И она, хрустя, ломаясь,
плача,

Раздирая кожу о плетень,

Скачет, как кузнечик, на
удачу

Разными путями каждый
день.

И целует этот ветер зыбкий

Клочьями изодранного рта,

Принимая тихую улыбку —

Каждой кочки, каждого
куста.

Кто не любит — тот не
знает боли,

Тот не знает радости и
слёз.

Эта горечь слаще ветра в
поле,

Слаще яблонь, сена и
берёз.

 1924

***

Свой мир особенный в
крови,

Там — невозможное бывает.

Не уходи, я говорю любви,

Она всё дальше уплывает.

И не угнаться мне за ней,

Как за пахучим ветром в
поле.

Лежит сухая связка дней

Моей томительной неволи.

Я потерял бы душу вновь,

Когда б она была живая.

Смотрю на мёртвую любовь

И только головой киваю.

 1926

 Старый Тифлис

***

Неужели песня спета?

Я не знаю, как мне быть.

Нет сильнее боли этой —

Потерять, но не забыть.

Клён! Не мне ли он кивает,

По листам проходит дрожь,

То же море омывает

Берега, где ты живёшь.

Разделяет нас пространство

Голубых, глубоких вод,

И осеннее убранство

Хризантемами цветёт.

Неужели песня спета?

Я не знаю, как мне быть.

Нет сильнее боли этой —

Потерять, но не забыть.

1927

В пути

Я шел и полз. Всего мне
было мало,

Глазами все хотелось
зачерпнуть –

И хризолит безмолвного
Байкала,

И ручейков серебряную
ртуть.

Как тешится порой судьба
над нами,

Я все забыл за несколько
минут

И всматривался жадными
глазами

В Иркутск, запеленованный
снегами,

И в Ангары кипящий
изумруд.

 1928

***

Ничего не понимая,

Остаюсь я в стороне,

Машинально обнимая

Тень в светящемся огне.

И опять твои ресницы,

Как и много лет назад,

Будут мне ночами сниться

И колоть мои глаза.

И опять в изнеможенье

Буду падать в бездну я,

Находя освобожденье

В ледниках небытия.

 1929

***

Карточки времени дальнего

Спят в перламутровых
ящиках.

Все они были реальными,

Знавшими явь настоящую.

Смотришь на них, и не
верится,

Что прикасался к их
платьям,

Что пробегал сквозь
метелицу,

Чтоб заключить их в
объятья.

Эти глаза обжигающие,

Словно и ныне живущие,

К прошлой любви
призывающие,

Кем-то когда-то зовущие.

Кто же дал нам это
счастье,

С болью крутой
перемешанное,

Нашею собственной властью

Давние радости взвешивать.

Снимки, как духи
бессмертные,

К нам вылетают из ящиков,

Чтобы любовь беззаветную

Снова вернуть в настоящее.

Карточки времени дальнего

Вновь ощущаем мы близкими.

Снова их тёплым дыханием

Все наши чувства
пронизаны.

1933

***

Руки ломай. Не поможет.

И на душе темнота.

Из’язвленным белком
слепого

Смотрит ночь на меня.

Этот белок, будто стены

Мокрой и липкой тюрьмы.

Что же мне делать над
трупом

Шумно зеленой реки?

Руки ломай. Не поможет.

Хруст отгоревших костей.

Вечер. Широкое небо.

Люди. Луна. Паруса.

***

Не посещай сгоревших
очагов,

Не спрашивай о прошлом
первых встречных.

Там, где ты бродишь, нет
уже снегов,

Раскинутых в просторах
бесконечных.

Что «все пройдет»,
известно с давних пор,

И все же память каждый
лист тревожит.

И все-таки видений ищет
взор,

Которых нет и в жизни быть
не может.

1937

Бездна

И пламя страсти, острой,
как кинжал,

И полуисступлённые
объятья,

Которые с восторгом
принимал,

Теперь воспринимаю, как
проклятье.

На пламя губ я не хочу
смотреть

И задыхаться не хочу в
угаре.

За золото как мог принять
я медь

И за алмаз — плевок на
тротуаре.

Но отойдя от тёмной бездны
прочь,

Я к этой бездне снова
возвращаюсь,

Как за рассветом вновь
приходит ночь,

Я той же страсти молча
покоряюсь.

 1941

***

Пусть мне ответят тысячи
учёных

На головокружительный
вопрос:

Откуда эти чувства у
влюблённых,

С каких созвездий ветер их
принёс?

Откуда эти странные
порывы,

Огонь палящий средь
полярных льдов?

Каким путём к нам этот
стон счастливый

Доносится из глубины
веков?

Где пламя чувств берёт
свои истоки,

Какой волшбою опьяняет
нас,

Рождая потрясающие строки

О блеске чьих-то
незнакомых глаз?

Кто разгадает все
противоречья

И объяснит с предельной
простотой,

Живою человеческою речью

Порыв души, рождённый
красотой?

24 октября 1951

***

Как ни покажется нелепым:

От всех моих тревог и
встреч

Осталась только груда
пепла,

Меня покрывшая до плеч.

Десятки лет промчались
тенью,

Как пыль, развеяны
судьбой.

Я начал летоисчисленье

Со дня сближения с тобой.

Дошло ль до твоего
сознанья,

Что, как бы ни был мир
широк,

Без твоего существованья

Существовать бы я не мог?

1959

***

Есть слова, которые не
скажешь.

Их гораздо легче
проглотить,

Не произносить совсем и
даже

Постараться навсегда
забыть.

Но слова живут, не умирая,

Не произнесенные слова.

Как молитва, как дыханье
мая,

Как небес далёких синева.

Но они нас окрыляют снова

И возносят вновь до
облаков.

Ты одно несказанное слово

Иногда в молчании суровом

Скажешь больше высказанных
слов.

1966

***

У каждой мысли есть свои
оттенки,

У ощущений — собственные
гаммы.

И, как мы ни стараемся
упрямо

Поймать их магнетические
стрелки,

Они таятся за двойною
рамой.

Ни сочетанье опыта и
знанья,

Ни поступь торжествующей
науки

Не помогают нашему
сознанью

Любовь слепую отделить от
муки.

А иногда, вне всяких
ожиданий,

Какие—то неведомые токи

Сквозь лес души
проносятся, как лани,

Ломая все понятия и сроки.

По—прежнему себя не
понимая,

Слова и звуки пропуская
мимо,

Мы чьи—то руки мысленно
сжимаем

С волненье, никак не
объяснимым.

 1967

***

Наедине с природой,
независимо

От всех философских
препон,

Магический я слышу
перезвон

Высоких сосен и деревьев
лиственных.

Я и природа. Никаких
посредников!

И хоть все горы на меня
обрушь,

Я не приму назойливых
серебренников

За то, чтобы покинуть эту
глушь.

Ослепшие становятся здесь
зрячими,

Оглохшие здесь обретают слух,

Как будто мы впервые
мыслить начали

Вне тесных пут свиданий и
разлук.

 1967

***

В глухих горах, под
облаками,

Вдруг невзначай у самых
ног

Увидел я замшелый камень

И на груди его цветок.

Для глаз людских почти
незримый,

Он был так скромно
величав,

Что я прошёл в волнение
мимо,

Его не тронув, не сорвав.

Но он к себе неудержимо

Манил меня, и в тот же миг

Я пал пред ним, тоской
томимый,

И, чтоб не смять цветок
любимый,

Губами к камню я приник.

 1975

***

Казалось бы, что все —
одно и то же,

Как совершенно точный
механизм.

Но как мы ошибаемся,- о,
боже!

На самом деле все
разнообразно

И каждый день наполнен
новизной.

По-разному горят в ночи
алмазы

Бездонных звезд — зимою и
весной.

По-разному мы ощущаем лето

И ненасытной осени настой.

Мы знаем все вопросы и
ответы,

И все ж кричим мы времени:
«Постой!»

***

Ах, с судьбою мы вечно
спорим,

Надоели мне эти игры.

Чередуется счастье с горем,

Точно полосы на шкуре
тигра.

Серых глаз ворожба и тайна,

Ну совсем как
средневековье.

Неужели они случайно

На любовь отвечали любовью?

Что мне солнце с его
участьем,

Эти пригоршни жёлтой соли.

Я вчера задыхался от
счастья,

А сегодня кричу от боли.

Ах, с судьбою мы вечно
спорим,

Надоели мне эти игры.

Чередуется счастье с горем,

Точно полосы на шкуре
тигра.

***

Пусть мечут громы и молнии

Все, кому только не лень.

Я стою, любовью
наполненный,

Как наполненный солнцем
день.

Нет ни прошлого, ни
настоящего,

И не знаю я, как назвать

Это пламя во мне горящее,

Словно чувств пятьдесят, а
не пять.

Растворившись в тебе,
исчезаю я,

И не знаю, вернусь ли
назад,

Предо мною неповторимые,

Ослепительные глаза.

Но откуда все эти шорохи,

Эти звуки? С небес иль с
земли?

Помнишь звёзд золотистые
ворохи

И вечерний Амурский залив?

Я впервые (пойми,
Вселенная)

Вдруг понял, что такое
любовь.

О, сгорай же дотла, моя
пленная,

Моя ненасытная кровь!

Пусть мечут громы и молнии

Все, кому только не лень.

Я стою, любовью
наполненный,

Как наполненный солнцем
день

***

Ах, как жаль мне, что
сентиментальность

Чуть ли не в порок
возведена,

Как приятны иногда
банальность,

Сладкий вздох и жёлтая
луна

Тополь тонкий серебром
окутан;

Словно птица в воздухе
ночном,

Имена, которые в минуты

Нежности друг другу мы
даём!

С настоящими они не схожи,

В святцах не ищи — не
найдёшь,

Их рождает тёплый запах
кожи

И неосязаемая дрожь.

Только мы с тобою
понимаем,

Что любовь сильнее всех
оков,

И когда друг друга
обнимаем,

Не боимся самых нежных
слов.

Даже если полчища поэтов

Окружили бы меня кольцом,

Говоря: мы испытали это, —

Я бы рассмеялся им в лицо.

 1981

Использованные источники:

Безелянский Ю. 99 имен
Серебряного века / Юрий Безелянский. – М.: Эксмо, 2007. – 640 с.

Жизнь Есенина:
Рассказывают современники. – М.: Правда, 1988. – 608 с.

Ивнев Р. Стихотворения / Р.Ивнев.
– М.: Современник, 1982. – 157 с.

Леонтьев Н.П. Ивнев //
БРЭ. Т. 10. – М.: Науч.изд «БРЭ», 2008. – С.667.

Пастухов В. Страна
воспоминаний // Воспоминания о серебряном веке. – М.: Республика, 1993. – С.456-464.

Русские поэты XX века:
Собрание биографий. – Челябинск: Изд. «Урал Л.Т.Д.», 2001. – 425 с.

Людмила Давыдова, библиотека №32 им.М.Горького

Писатели по всему миру говорят как о конкретных зданиях, так и о целой местности, описывая их преимущества, сильные стороны, то, что они даруют посетителю. Скучать точно никому не придется! Если читателем будет ребенок, у него будут заложены ключевые жизненные ценности, а может, появится осознание своей принадлежности к Родине. Малыши же просто весело и забавно проведут время!

Стихи про родной дом

Стихи про родной дом

О чем я печалюсь

О чем я думаю, печалюсь,
о чем я радуюсь, смеюсь.
о чем грущу за чашкой чая,
чего не знаю и боюсь.

Все в этом мире преходяще,
живем от лета до зимы,
но только с возрастом все чаще,
назад оглядываемся мы.

И взором мысленным пытаясь,
пронзить всю эту толщу лет,
умом мы все же понимаем,
назад дороги больше нет.

Но вот душа, она как прежде,
все также юности верна,
и только вечер чуть забрезжит,
несет нас памяти волна.

По тихим улочкам деревни,
по речкам малым и большим,
и этой памяти доверясь,
мы нашим прошлым дорожим.

И уносясь все дальше дальше,
хотя б на час, хотя б на миг,
мы улыбаемся печально,
душою сдерживая крик.

Застрявший в горле сухим комом
в глазу не прошенной слезой,
и по родительскому дому,
неубывающей тоской.

Ведь это было наше детство,
нам не забыть его никак,
оно закончилось тем летом,
как нам вручили аттестат.
Пётр Доржиев

Родное окно

Я приеду — разлукой измучена —
В ненаглядный родительский дом.
По морозцу приеду трескучему,
Чтобы дым из трубы — столбом!

Я приеду в родную метелицу,
Чтобы ветер калитку рвал!
Обнимая меня, изменницу,
Как когда-то давно обнимал…

Постою на крылечке проваленном,
Выдыхая удушливый ком…
Ни отец не спешит в новых валенках,
И ни мама, прикрывшись платком…

Я с повинной вернусь к милой родине,
Да не к «малой» (не знаю такой!),
Если листья сибирской смородины
На чужбине мне пахнут тоской.

Я из чашки из маминой — с горечью
Пригублю за свиданье вина…
И на пару с завьюженной полночью
Буду выть у родного окна.
Людмила Козлова

Родительский дом — это место из Рая…

Родительский дом — это место из Рая…
Где время застыло на стрелках часов…
И мама, всем сердцем ошибки прощая,
подарит тебе теплоту и любовь!

Когда уходишь в мир воспоминаний

Когда уходишь в мир воспоминаний,
Туда, где детство, мама, старый дом,
Где жизнь не знала разочерований,
Оттуда возвращаешься с трудом.
Родные лица, улица и школа,
Речушка под горою и поля,
И скрип телег на улице веселый,
И чудный запах отдает земля.
Дорога по деревне не в ухабах.
А средь травы две колеи легли.
Со смехом едут на телеге бабы,
Все молоды, беспечны и легки.
И жизнь была не сладкая, и бедно
Мы жили в нашем доме впятером,
Но нет на свете радостней, наверно,
Светлее места, чем тот старый дом.
Людмила Куликова

Ностальгия

Вот и выросли, повзрослели,
Поразъехались, кто куда.
Но всё больше с годами хочется
Нам вернуться в родные места.
Отчий дом, по тебе я соскучилась,
Отчий дом, ты роднее всего.
Босоногое детство в деревне —
Никогда не забуду его.
Речка быстрая, вода чистая
И песчаные берега.
Не сравнить их ни с Ялтой, ни с Сочи:
Экология ведь не та.
Но года идут за годами,
Жизнь — привычная колея.
Только чаще с грустинкой мечтаю,
Как приеду в родные края.
Здесь прошли мои годы лучшие,
Их уже не вернуть мне вспять,
И под ивой плакучей у речки
Буду с грустью я вспоминать:
Как когда-то у русской печки
Хлопотала заботливо мать,
Как отец брал меня на покосы,
В луговой разноцветный хмель.
И как ночью я тихо слушала
Соловьиную сладкую трель.
Как ждала звездопад часами я,
Чтоб желание загадать.
Ведь тогда мне очень хотелось,
В незнакомых местах побывать.
И желанье сбылось — побывала,
Но подумать могла ли я,
Что с такой неуёмной силой
Буду рваться в родные края….
Зоя Храмцова

Стихи про дом в деревне

Стихи про дом в деревне

Домик в деревне

Соленое , липкое тело,
Слонялось в квартире без дела,
Без дела совсем нелегко.

Заняться практически не чем,
Достали по ящику речи,
А солнце уже высоко.

Скажи мне моя дорогая,
Как жизнь в выходной убегает,
В квартире в четыре стены.

Уж скоро ли волком завою,
Нам жарко в квартире с тобою,
Да нету на небе луны.

И молится тело в надежде,
Что скинуться вскоре одежды,
И ступит нога на песок.

Иль может быть,всяк,на природу,
Почуять от дома свободу,
Метнуться в косматый лесок…

Znachok70

Домик в деревне

Тьма растворилась в лунным переливе,
Травы и листьев стелется дурман.
Поют-визжат коты на старой сливе,
В ночи колдует бликами лиман.

Завис паук на проводе незримом,
Его к цветущей ветке подключив…
Под хор сверчков, причудливым экстримом,
Ищу тропинку, шагом вперерыв.

Шуршат ежи в траве. А может, мышки.
Лягушка булькает лирическим нутром.
А я пытаюсь, сняв с колодца крышку,
Начерпать звёзды скошенным ведром.
Olga_Bagaeva

Домик в деревне

Каждое утро такая картинка:
Котик, собака и козочка Зинка.
Масса вопросов, да мало ответов;
Поиск решений и поиск советов.

Песик — разбойник заливисто лает.
Побегать хозяйку с собой приглашает.
Сначала на горку; кубарем вниз,
Ну а потом… Куры, держись!

Грустная козочка явно скучает:
«Вот ведь хозяйка какая дурная!
Не понимает: при всякой погоде
Лучшее место всегда в огороде!»

Кот развалился у печки вальяжно,
Щурит глаза и мурлычет протяжно.
Бьется мыслишка меж рыжих ушей…
shitukhina2011

Домик в три окошка

Домик в три окошка
На краю села.
Лунная дорожка
К домику легла.

Вот крыльцо и сени,
Рядом палисад,
Где цветы сирени
Гроздьями висят.

Тихий шелест слышен
Средь листвы густой.
Светит из за крыши
Месяц молодой.

Ах, как чуден вечер,
Как прозрачна тьма.
Грусть мою излечит
Эта тишь сама.

Не рванётся ветер,
Не пролает пёс.
Только месяц светит
Сквозь сирени гроздь
Автор: Brineva

Домик в деревне

Тебе цветов не подарил,
Решил порадовать без фарса.
Тебе продуктов я купил,
Простых,
без пальмового масла.

Твой гнев домашний отдыхал,
Другие не стояли рядом.
Ведь, аромат такой вдыхал,
Последний раз в восьмидесятом.

P.S.
И сыто ел и сладко пил,
Феноменально вкусно.
Да,- не нашел к отказу сил,
В деревне захолустной…
Znachok70

Стихи про дом красивые

Красивые стихи про дом

Мой дом… , мой замок, моя крепость

Мой дом… , мой замок, моя крепость,
Моя отрада, мой покой,
Моё богатство, моя бедность
Всецело связана с тобой.
Мой дом… , коробка из бетона,
Четыре стенки, потолок.
Как всё до боли здесь знакомо, –
Души заблудшей уголок.
Мой дом… , хранитель сновидений,
Всех тайн, секретов, очага.
Ты видел таинство рождений
Детей… , и первого стиха.
Мой дом… , защитник от ненастья.
Ты гасишь ссоры добротой.
В сердца несёшь уют и счастье,
Душевной грея теплотой.
Мой дом… , мой храм… , обитель веры
Средь грешных нас, один святой…
Как хорошо, когда есть стены
И крыша есть над головой!

Пусть в вашем доме будет всё

Пусть в вашем доме будет всё:
Любовь, покой, уют, богатство,
Пусть будет в нём всегда тепло,
Чтобы хотелось возвращаться.
Чтоб в доме вашем свет не гас,
Чтоб радость и надежда грели,
И столько было б сил у вас,
Чтоб вы всё-всё преодолели.
Чтоб добрый дом вас много лет
Заботливо оберегал,
Xранил от слёз, проблем и бед
И самым лучшим в мире стал.
Чтобы всегда в руке рука,
Глаза в глаза, к плечу плечо.
Спасательный свет маяка —
Ваш дом. А надо ли ещё?

Старый дом

Я зайду в старый дом,
Где все двери открыты.
И увижу, что в нём,
Окна в дребезг разбиты.
Шелуха старых стен,
Упадёт на ботинки.
Страшный факт перемен,
Дом роняет слезинки.
Скрип иссохших полов,
С толстым пыльным налётом.
Словно песня без слов,
Стонут под моим гнётом.
Запустение и мрак,
Вижу, стен я коснувшись.
Жаль, что всё это так,
Я увидел вернувшись.
Олег Нимин

Мой любимый, светлый дом

Мой любимый, светлый дом,
В нем мы счастливо живем!
Утром рано я проснусь,
Очень сладко потянусь,
Маме нежно улыбнусь,
С братом крепко обнимусь.
Папа мультик нам включает,
Мама завтрак накрывает…
Вкусно пахнет в нашем доме:
Счастьем, Радостью, Любовью!!!
У каждого есть свой дом…
У каждого есть свой дом…
У дождь и у солнца тоже,
Когда ветер покидает свой дом,
Слышно, как хлопают ставни окон,

У каждого есть свой дом…

И по-разному каждому дорог —
Дом, в котором ты был рожден
И в котором был счастлив очень.
У каждого есть свой дом…
Покидая его на рассвете,
Оставляешь дыхание в нем,
Знакомое всем навеки.
На лугах высыхает роса,
Словно слезы твои на щёках
И уносит тебя судьба
Далеко от него далеко…
Только в сердце таится печаль,
Как к любимому человеку
И разлуку несут поезда,
Уносящие вдаль для дела.
У меня, у тебя и у вас дом один —
Это слово вечно.
У каждого есть свой дом
И забыть невозможно это.
DarkLady

  • Фидеризм рассказы с иллюстрациями
  • Фигль мигль рассказы о диковинках
  • Физико технический как пишется
  • Фиди рассказы вика идет
  • Феофан затворник собрание сочинений