От солнечных панелей на крыше до «Манхэттена» на Волге: чем региональный застройщик удивил всю Россию
Визуализация #Суварстроит
Осветить придомовую территорию энергией солнца, превратить обычный двор в персональное «место силы», привнести в России атмосферу Нью-Йорка и даже продавать квартиры на маркетплейсе — #Суварстроит умеет производить впечатление. А еще умеет строить дома, глядя на которые хочется взять и переехать в Казань.
Рассказываем об удивительном региональном застройщике и не менее удивительных жилых комплексах, которые способны впечатлить всю Россию.
У сказки не в гостях, а дома: жилые комплексы с темой и стилем
При выборе квартиры зачастую оценивают два главных фактора: стоимость и расположение. Одни желают быть в центре событий и ищут дом там, где бьется сердце города, пролегают главные магистрали и кипит деловая и развлекательная жизнь. Другие мечтают оказаться подальше от суеты и, открывая окно, любоваться бескрайним лесным массивом. #Суварстроит задумались еще об одном факторе: что именно важно для жителей комплекса? Хотят ли они неспешно прогуливаться по зеленым аллеям или заниматься активными видами спорта прямо во дворе? А может быть, для полного счастья им не хватает атмосферы сказки и волшебства?
ЖК «Манхэттен»
(Фото: #Суварстроит)
В стремлении создавать дома, соответствующие самым разным вкусам и требованиям, застройщик запустил проекты нескольких комплексов, в которых все компоненты — от цвета зданий до специфики общественных пространств — подчиняются общему стилю и теме. Так, в Приволжском районе Казани заложили собственный «Манхэттен» — целый жилой квартал, вдохновленный Нью-Йорком. Сюда #Суварстроит включил три башни в нью-йоркском стиле высотой в 16, 19 и 23 этажа, которые объединил закрытой придомовой территорией. Из окон студий и пентхаусов открываются захватывающие панорамные виды на город.
Пока жители «Манхэттена» наслаждаются атмосферой современного мегаполиса, обладатели квартир в ЖК «Сказочный лес» оценивают плюсы жизни в волшебном мире. Во дворах у них обитают герои фольклора: здесь дети играют на площадках с антиударным покрытием, осваивая игровой комплекс, стилизованный под избушку на курьих ножках и крепость доблестных витязей.
ЖК «Сказочный лес». Визуализация #Суварстроит
ЖК «Сказочный лес». Визуализация #Суварстроит
Тем временем в ЖК «Станция спортивная» находят свой идеальный мир поклонники здорового образа жизни. У них во дворе спортивные площадки для волейбола и баскетбола, футбольное поле, велодорожки, лыжная трасса и каток зимой. И не нужно покупать абонемент в спортзал — все, что требуется для активного отдыха, уже есть в шаговой доступности.
Отталкиваясь от потребностей и возможностей потенциальных покупателей, девелопер создает жилые комплексы трех категорий: комфорт, бизнес и премиум. Комплекс класса комфорт под названием «Южный парк» встречает жителей большой лесопарковой зоной с бульварами и скверами, а также отдельными местами для барбекю. Просторные квартиры и загородный отдых прямо во дворе привлекают внимание тех, кто ценит домашний уют. При этом покупка жилья здесь, как и обещает класс ЖК, вполне комфортна — стоимость квартир стартует от 3,88 млн руб.
Другим запросам отвечают комплексы бизнес- и премиум-класса. Последний в списке амбициозных проектов #Суварстроит представлен комплексом «Август Астры», жители которого могут почувствовать себя членами закрытого клуба. ЖК в историческом центре Казани состоит из двух зданий пяти и семи этажей, где расположены 30 квартир с высокими потолками и увеличенным размером окон. Светлые большие квартиры, авторские лобби, собственные террасы, закрытая, хорошо охраняемая придомовая территория с четким зонированием — «Август Астры» задает тон «новому центру» города, поднимая планку для других застройщиков на новую высоту.
ЖК «Август Астры». Визуализация #Суварстроит
Жилой комплекс поразил не только жителей Казани, но и экспертов — «Август Астры» прошел сверку методологии стандарта о комплексном развитии территории «Дом.РФ». Проект получил 83% соответствия. При этом в среднем по России строительные проекты получают оценку соответствия на уровне 65−75%.
ЖК «Август Астры». Визуализация #Суварстроит
Парящий коворкинг, экологичность и комнаты без выступов
У #Суварстроит есть собственное проектное бюро, которое занимается разработкой необычной архитектуры. Изобретательный подход отражается не только в переменной этажности и ярких фасадах, но и в неожиданных находках. Одной из самых заметных стали закрытые панорамные галереи между домами в жилом комплексе «Столичный»: тот самый пешеходный мост, что соединяет два корпуса. Правда, если внимательно рассмотреть здание, окажется, что таких пешеходных мостов в «Столичном» несколько — и каждый выполняет собственную функцию.
ЖК «Столичный». Визуализация #Суварстроит
В закрытых отапливаемых галереях на разной высоте разместились четыре зоны общего пользования, доступ к которым есть у каждого жителя комплекса. На четвертом этаже — детская игровая зона с отдельными участками для рисования, активных игр и просмотра мультфильмов. Чуть выше, на уровне пятого этажа, жителей «Столичного» ждет коворкинг.
Местоположение в крытом переходе позволяет назвать такой коворкинг парящим. В то же время жителям достаточно выйти из квартиры, подняться или спуститься на лифте, чтобы оказаться на деловой территории. Пространство оснащено столами и креслами для работы и проведения встреч, а также проектором для презентаций. Отвлечься от рутины позволяют удобные гамаки и застекленные стены, открывающие эффектные виды на город.
17-й этаж — место коллективного отдыха с телевизорами и приставками, зонами для настольных и активных игр. Не забыли дизайнеры и о любителях снимать видео: в пространстве для отдыха нашлось место для уголка с отличным освещением, где желающие смогут снять новый хит TikTok. А еще выше, на 18-м этаже, можно заняться йогой или провести время с пользой на тренажерах в специально оборудованном фитнес-зале.
В #Суварстроит объясняют: «Столичный» расположен в центре деловой жизни города и благодаря переходным мостам между высотными зданиями становится уникальным предложением не только для Казани, но и для всей России.
Создавать новые тренды девелопер продолжил в ЖК «Манхэттен». Здесь впервые в истории высотного строительства Татарстана крыши зданий оснастили солнечными батареями высокого, четвертого класса безопасности и надежности. Панели обеспечивают электроэнергией места общего пользования и придомовые территории, а также позволяют экономить ресурсы и снижают стоимость коммунальных услуг.
Технологичность и прогрессивность в «Манхэттене» не обошла стороной и сами квартиры. Жителям доступна система «Умный дом», которую #Суварстроит внедрил совместно с компаниями-партнерами Rubetek и «Леруа Мерлен». Вернувшись в квартиру, достаточно сказать «Алиса, я дома», чтобы свет включился, а чайник начал подогревать воду.
За комфорт в повседневной жизни отвечают не только дополнительные технологии, но и основа каждой квартиры — ее планировка, которой застройщик уделяет особое значение. Жителям девяти комплексов, созданных #Суварстроит, доступны планировки с разными функциями, проектируя которые архитекторы исходили из понимания индивидуальных потребностей жителей.
В каталоге планировок есть небольшие и продуманные однушки, рассчитанные на одного человека или молодую семью. В квартирах для семей с детьми архитекторы увеличили места совместного отдыха, чтобы семья с комфортом проводила больше времени вместе. При этом оптимизируются площади спален, в которых задуманы зоны гардероба и отдельной ванной комнаты.
Застройщик делает акцент на комнатах достаточной ширины и правильной формы без лишних выступов, чтобы в них без труда расставлялась мебель. Но не обходится и без экспериментов: нестандартную планировку квартир представляет анфиладный тип размещения комнат для любителей нестандартных решений.
По каким принципам работает #Суварстроит
Одним из главных принципов создания новых домов #Суварстроит называет комфорт жителей. В полной мере этот принцип нашел отражение в ЖК «Залесный сити», окруженном лесами и озерами, а также в квартале «Времена года», построенном так, чтобы дом стал для своего обладателя главным ресурсным местом и источником счастливой жизни.
По сути, «Времена года» превратились в экоклуб, выросший в центре зеленой зоны. Девелопер уверен: малоэтажные дома натуральных цветов позволяют набираться энергии и обретать равновесие, а близость леса — заботиться не только о своем здоровье, но и о благополучии окружающего мира.
Принципиальными для застройщика стали факторы безопасности и развитой инфраструктуры. Жилые комплексы #Суварстроит оснащены вместительными подземными парковками или стоянками за пределами придомовой территории. И то и другое позволяет досконально соблюдать принцип двор без машин.
Во дворах установлены системы видеонаблюдения по программе «Безопасный город», а также система домофонов. Сами дома оснащены удобными бесшумными лифтами и помещениями для хранения колясок и велосипедов. Все жилые комплексы расположены поблизости от магазинов, аптек и спортивных клубов. Проще говоря, на территории двора или буквально за углом есть все или почти все, что нужно для жизни. Например, заметив возросшую в последние годы популярность маркетплейсов, #Суварстроит разместил пункты выдачи Ozon прямо в лобби — чтобы жители получали заказы не выходя из дома.
Застройщик не забывает, что именно в его домах многие жители сделают свои первые шаги, поэтому приоритетом становится не только наличие детских садов и школ в максимальной близости, но и возведение новых образовательных учреждений прямо на территории ЖК. К примеру, в жилом комплексе «Палитра» класса комфорт запланировано возведение шести детских садов и двух школ. На сегодняшний день здесь уже открыты многопрофильный лицей № 186, оснащенный собственным бассейном, и детский сад.
ЖК «Палитра». Визуализация #Суварстроит
Заботиться о покупателях девелопер не перестает и после продажи квартиры. Будущие жители могут заказать готовый ремонт под ключ с фиксированной ценой. Покупателям предлагают три варианта дизайна, самый популярный из которых выполнен в сдержанном скандинавском стиле. В чистовую отделку входит стяжка пола и ламинат, межкомнатные двери, обои под покраску, оборудованный санузел и все необходимое, чтобы сэкономить время и сразу поселиться в новой квартире.
ЖК «Палитра». Визуализация #Суварстроит
Такая возможность особенно важна для людей, переезжающих из других регионов. Причем ехать в Казань для осмотра квартиры вообще не придется: #Суварстроит стал первым региональным застройщиком, который продал квартиру на маркетплейсе. Однушку в ЖК «Палитра» стоимостью 3,9 млн руб. продали на Ozon в ноябре этого года, сделка прошла в формате онлайн.
На достигнутом останавливаться не планируют. Видеообзор комнат, панорамные фотографии, детальные планировки, а также онлайн-чат со специалистом компании — в интернет-формате клиенту доступно все необходимое, чтобы оценить квартиру и принять решение о том, какую выбрать для переезда в один из самых красивых и обустроенных городов России.
Проектные декларации указанных в тексте новостроек опубликованы на сайте «наш.дом.рф»
Выживая в пандемийной реальности и приспосабливаясь к новым потребностям посетителей, ТЦ вынуждены меняться
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Пандемия сильно затронула сегмент торговых центров: в первые месяцы ТЦ просто не работали, потом столкнулись с оттоком как арендаторов, так и посетителей. Первые не выдержали вынужденной остановки бизнеса и резкого падения оборотов, вторые все чаще отказываются от спонтанных походов в места скопления людей. Выяснили у экспертов рынка, что изменилось в сегменте и какими будут новые открытия 2022 года.
Объемы ввода растут, но ТЦ открываются полупустыми
По оценке международной консалтинговой компании Knight Frank, на 2022 год девелоперы заявляют ввод в Москве 448,2 тыс. кв. м торговых площадей. «Прогноз по открытию новых торговых центров на 24,7% превышает показатель 2021 года. Он также выше показателей 2020 и 2019 годов — на 71,3% и 91,3% соответственно», — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева.
170 тыс. торговых «квадратов» из заявленного на 2022 год объема — объекты со сроками ввода, перенесенными с 2021-го, говорит эксперт. «Существует вероятность корректировки даты ввода 30–40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2022 году, — отмечает Евгения Хакбердиева. — Но сокращение объемов ввода не будет существенным: часть объектов уже находится в высокой степени готовности, девелоперам невыгодно переносить дату ввода на финальной стадии реализации проекта».
Динамика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей
(Фото: Knight Frank Research, 2021)
О том, что сроки ввода части новых ТЦ могут быть перенесены еще на год, говорит и директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. «Доля свободных площадей по итогам 2022 года может составить 7–8%, увеличившись с текущих значений на 1–2 п.п. Рост возможен как за счет открытия новых объектов, где уровень вакантности обычно выше, чем у существующих объектов, так и за счет увеличения доли свободных площадей в устаревших торговых центрах», — отмечает эксперт. В торговых центрах, которые будут открываться в 2022 году, доля пустующих площадей будет достигать 40%, прогнозируют в JLL и Knight Frank.
«Открывать в текущих реалиях новый торговый центр — это уже подвиг, заслуживающий признания и уважения в любом случае, с каким бы процентом заполняемости он ни открывался, — подчеркивает Полина Жилкина. — Предположительно объекты, заявленные на 2022 год, будут открываться с вакантностью в диапазоне 20–40%, что для сегодняшнего рынка, к сожалению, является нормой. Но надо отметить, что в случаях, когда основной причиной высокой вакантности ТЦ является именно пандемия и связанные с ней ограничения (а не плохая локация, неэффективная концепция, сильная конкуренция и слабый состав «якорей» в самом проекте), после официального открытия он дозаполняется достаточно быстро и в течение двух-трех кварталов достигает 90–95% заполняемости».
10 торговых центров, которые рынок ждет в 2022 году
Почти 90% всех торговых площадей, намеченных к вводу на 2022 год (408,7 тыс. «квадратов»), придется на десять ТЦ, подсчитали в Knight Frank. Самая крупная из запланированных премьер — торговый центр в составе ТПУ «Селигерская», его площадь составит 168 тыс. кв. м. Топ-10 торговых центров, которые заявлены на 2022 год, по оценке компании, составили:
Торгово-развлекательный центр в составе ТПУ Селигерская
Адрес: пересечение Дмитровского и Коровинского шоссе
Общая / арендопригодная площадь: 168 тыс. кв. м / 145 тыс. кв. м
Девелопер: ГК «Ташир»
Фото: Москомархитектура
МФК «Солнце Москвы»
Адрес: проспект Мира, 119
Общая / арендопригодная площадь: 35 тыс. кв. м / 26,25 тыс. кв. м
Девелопер: «Солнце Москвы»
Фото: «Солнце Москвы»
ТЦ «Сказка» (ТПУ Рассказовка)
Адрес: пересечение Боровского шоссе и улицы Корнея Чуковского
Общая / арендопригодная площадь: 28,95 тыс. кв. м / 18,5 тыс. кв. м
Девелопер: ООО «СМС»
Фото: Стройкомплекс Москвы
ТЦ Discovery (ТПУ Ховрино)
Адрес: улица Дыбенко, 7
Общая / арендопригодная площадь: 25 тыс. кв. м / 17,5 тыс. кв. м
Девелопер: MR Group
Фото: MR Group
МФК West Mall
Адрес: Большая Очаковская улица, вл. 1, стр. 2
Общая / арендопригодная площадь: 28,5 тыс. кв. м / 15,83 тыс. кв. м
Девелопер: ФПК «Гарант-Инвест»
Фото: ФПК «Гарант-Инвест
МФК Chkalov
Адрес: улица Земляной Вал, 37, корп. 1
Общая / арендопригодная площадь: 60,4 тыс. кв. м / 15 тыс. кв. м
Девелопер: IKON Development
Фото: IKON Development
ТЦ «Эль-Портал» (ТПУ Рязанская)
Адрес: Рязанский проспект, 1, стр. 1
Общая / арендопригодная площадь: 20 тыс. кв. м / 14 тыс. кв. м
Девелопер: «Мосинжпроект»
Фото: Стройкомплекс Москвы
«Орион»
Адрес: улица Летчика Бабушкина, 26
Общая / арендопригодная площадь: 36,36 тыс. кв. м / 19,9 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Фото: ADG Group
«Киргизия»
Адрес: Зеленый проспект, 81
Общая / арендопригодная площадь: 26,1 тыс. кв. м / 13,6 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Фото: ADG Group
«Витязь»
Адрес: улица Миклухо-Маклая, 27а
Общая / арендопригодная площадь: 16,65 тыс. кв. м / 12,2 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Фото: ADG Group
Торговые центры меняются: курс на ЗОЖ и lifestyle-пространство
Новые ТЦ довольно сильно отличаются от своих допандемийных предшественников, говорят участники рынка. «В новых проектах уже изначально закладываются расширенные досуговые зоны — большая часть площадей отдается под развлечения, велнес и общепит, что делает ТЦ lifestyle-пространством, — говорит Евгения Хакбердиева. — Современный покупатель придает все больше значения возможностям по проведению свободного времени и досуга, а также эмоциональной составляющей в процессе шопинга. К тому же девелоперы торговых центров осознают возрастающую значимость размещения операторов с новыми концепциями в своих объектах из-за их способности к генерации трафика».
Торговым центрам приходится меняться и из-за конкуренции с онлайн-шопингом. Чем крупнее ТЦ, тем проще ему выдерживать такую конкуренцию, говорит Полина Жилкина. «Быть ближе к покупателю», полностью закрыть все базовые потребности, быть первым пунктом назначения, который приходит в голову при появлении запроса на покупку новых товаров или услуг — благодаря этому тренду мы видим в торговых центрах не только супермаркеты, химчистки и аптеки, но также «Мои документы», салоны красоты, отделения Сбербанка, пункты выдачи заказов, медицинские услуги и т. д.», — отмечает эксперт.
Распространение получила и практика по включению в состав ТЦ категорий арендаторов, ориентированных на ценности ЗОЖ и физического развития: фитнес-клубов, спортивных студий, танцклассов. Все чаще в составе торговых центров появляются расширенные фуд-концепции — стандартный ресторанный дворик во многих новых ТЦ своим разнообразием, скорее, напоминает гастрохолл. Это делается для привлечения и удержания посетителей — такие концепции многими сейчас воспринимаются как бюджетная альтернатива ресторанному досугу.
«На фоне перечисленных трендов жизненный цикл объектов торговой недвижимости стал сокращаться — сейчас он составляет в среднем 15 лет, после достижения конечной точки цикла собственник торгового центра должен комплексно разобрать внутренние и внешние факторы, влияющие на трафик и доходность объекта, например состав арендаторов, актуальность архитектурных и интерьерных решений, концепцию и направленность объекта, которые будут удовлетворять новые предпочтения потенциальных посетителей», — заключает Евгения Хакбердиева. По оценке Knight Frank, в ближайшие годы переформатирование ждет порядка 30% качественных торговых объектов Москвы.