Фипи вебинар итоговое сочинение

Итоговое сочинение изложение утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года: 1. забвению не подлежит 2. я и другие 3.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ)

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

Письмо Рособрнадзора № 05−86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов Российской Федерации; использование результатов анализа итогового сочинения» для учителей русского языка и литературы (смотреть записьскачать записьскачать презентации); для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть записьскачать запись; скачать презентации). Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.

— Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
— Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.

Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512

Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

  • обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса .

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Регистрация лиц для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых регионом.

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Методические рекомендации по ИС(И) 2021 г.

  • Архив 2020
  • Архив 2019

Итоговое сочинение – это часть аттестации выпускников. Его одиннадцатиклассники традиционно пишут в первую среду декабря. От результатов этого испытания зависит допуск либо недопуск к ЕГЭ по всем предметам. Поэтому переоценить важность сочинения сложно. Рассказываем, на что следует обратить внимание, чтобы выполнить задание успешно.

Направления и темы итогового сочинения

Ежегодно в преддверии нового учебного года объявляют пять направлений для итоговых сочинений. В этом году они такие:

  • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • «Преступление и Наказание — вечная тема»
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  • «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Каждое направление включает несколько тем. Выглядеть они могут по-разному. Например, как утверждение, с которым нужно согласиться либо опровергнуть его, цитата или вопрос, требующий ответа.

Список тем по каждому из направлений разрабатывает Рособрнадзор. Объявляют их ученикам уже в аудитории непосредственно во время испытания. Выбрать можно из пяти предложенных вариантов.

067f627c2cc3441382755eeab9ecad89

Как проходит итоговое сочинение?

Во-первых, установлен лимит времени – на все про все 3 часа 55 минут. Во-вторых, определён минимум по объёму: 250 слов. Если нижний порог участником не пройден, он получает «незачет». Верхней границы нет — каждый сам решает, насколько объёмным должно быть сочинение.

Оценка

Сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт». В процессе проверки эксперты опираются на пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Два первых критерия (соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала) обязательны. Если по ним и хотя бы одному из оставшихся ученик получает «зачёт», то в целом сочинение считается успешным.

59ccfeea31d545379d5a18aaea02be22

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал методические рекомендации для проверяющих итоговое сочинение. Вот что написано о каждом из критериев оценки.

Соответствие теме

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

То есть для положительной оценки сочинения ученик должен писать строго по выбранной теме. Посторонние рассуждения лучше оставить при себе.

Аргументация с привлечением литературного материала

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

Каждое высказывание должно быть строго подтверждено примерами из произведений. Додумывать образы персонажей нельзя. Субъективное мнение о поступках или мотивах симпатичного вам героя произведения здесь может сыграть с вами злую шутку и привести к незачёту.

Помните, что литературные примеры – это иллюстрация вашего аргумента, а не аргумент. Примеры обязательно должны сопровождаться рассуждениями, в которых вы подчеркнёте связь иллюстрации с выбранной вами темой сочинения.

Композиция и логика рассуждения

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

Текст должен делиться по смыслу на абзацы. Мысль должна излагаться последовательно и логично, а выдвигаемые тезисы должны быть конструктивно доказаны.

Качество письменной речи

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Грамотность

Ученик рискует провалить итоговое сочинение, если допустил более 5 ошибок на каждую сотню слов. Но при подсчете ошибок есть нюансы. В некоторых случаях несколько ошибок приравниваются проверяющими к одной. Например:

  • Две негрубые ошибки. К ним относятся написание имен собственных и заглавных/строчных букв, а также дефисное-раздельное написание.
  • Первые три однотипные ошибки (то есть на одно правило русского языка) равны одной. На последующих «тариф» меняется, и каждая ошибка учитывается уже по отдельности.
  • Две и больше ошибок в словарных словах.

Важно! Такие правила подсчета не распространяются на пунктуационные ошибки.

d6678341ac0345eb9a3406863dab4251

Как работать над сочинением?

  • Ознакомьтесь с предложенными темами. Выберите одну и выделите в ней ключевые слова. Можно даже подчеркнуть или обвести их.
  • Продумайте вашу позицию и подберите примеры, которые будут подтверждать ее. Постоянно сверяйтесь с темой и ключевыми словами, чтобы не уйти от них.
  • Если вы выбрали тему-цитату, во вступлении формулируйте главный вопрос, на который будете искать ответ в вашем сочинении.
  • Объясните ключевые понятия по теме и сформулируйте ответ, который будет содержать ваше мнение.
  • Подберите аргументы, которые подтверждают ваше мнение, и к каждому из них сформулируйте выводы.
  • Сделайте общий вывод по предложенной теме на основе того, что вы написали. Вывод логически связан со вступлением. Он как бы «закольцовывает» сочинение и возвращает к поставленному вопросу, на который теперь есть ответ.
  • Проверьте ваше сочинение на наличие ошибок. Обращайте внимание и на возможность фактологических ошибок!
  • Напишите чистовой вариант вашего сочинения.

ФИПИ разработал также рекомендации по композиции итогового сочинения и регламентировал объем каждой составной части:

  • Вступление (2-3 предложения);
  • Комментарий вступления (4–6 предложений).
  • Аргумент из литературы № 1 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Аргумент из литературы № 2 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Заключение (75 слов. 3–5 предложений).

Что еще поможет успешно написать сочинение?

Чтение

Чем больше литературных произведений вы прочтете, тем легче вам будет подобрать примеры для аргументации. В этом году, к тому же, одно из направлений – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Чем не повод найти то самое произведение, о котором стоит написать, и заодно узнать себя получше?

Читая литературу, анализируйте поступки персонажей и ситуации, в которые они попадают. Обсуждайте прочитанное с семьёй и друзьями.

b93991ab41064e9bad869b2a8b668436

Тренировки

Полезно будет периодически давать себе задание написать сочинение. Попросите друзей или родных придумать для вас интересные темы. Поразмышляйте на них, следуя всем требованиям по написанию итогового сочинения. Таким образом вы научитесь правильно выстраивать ваш текст.

Практика поможет выявить ваши сильные и слабые стороны и покажет, над чем нужно поработать и какие правила, возможно, освежить в памяти. 

8f8d9748d6924d6eb127d205d1266bae

Сайт ФИПИ

Разбор типичных ошибок, методические рекомендации и подробные разъяснения – всё можно найти там. Изучите как можно больше информации об итоговом сочинении, чтобы четко понимать, что вы должны делать.

Забота о себе

Правильный режим дня, здоровое питание и отдых – немаловажный фактор вашего успеха. Не забывайте об этом!

Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок развития речи.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.

Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.

Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя. Слайд № 1.

Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.

Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.

Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя. Слайд № 2.

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде. Чтение определения. Слайд № 3.

Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.

В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом». Чтение направлений. Осмысление.

Слайд № 4.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?

Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».

Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Слово учителя. Слайд № 5.

Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?

Чтение. Осмысление.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.

Слово учителя. Слайд № 6.

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?

Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.

В значениях:

— форма материи;

— продолжительность;

— промежуток;

— момент;

— пора;

— период;

— эпоха;

— срок;

— грамматическая категория. Предполагаемый ответ: многозначное.

Работа со словарём: анализ, сравнение. Слово учителя. Слайд № 7.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.

Слово учителя. Слайд № 8.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени. Учащиеся объясняют. Слово учителя. Слайд № 9.

Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде. Учащиеся читают.

Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?

Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?

Предполагаемый ответ: «Человек и время».

Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».

V. Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слово учителя. Слайды № 10, 11.

Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина. Учащиеся слушают. Слово учителя. Слайд № 12.

Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.

1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?

2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?

3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?

4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека? Предположительные ответы:

1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.

Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.

3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры. Слово учителя. Слайд № 13.

Сделаем вывод из наших рассуждений:

Время проверяет наше право назваться Человеком.

Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик. Запись учащимися 1 тезиса. Слово учителя. Слайд № 14.

Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.

Слово учителя. Слайд № 15.

Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?

К уроку вы по группам перечитывали эти произведения. Чтение пунктов памятки 4, 5.

Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.

Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Сообщение подготовленного ученика.

Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».

О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?

Просмотр видеосюжета.

Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.

Слово учителя. Слайд № 19.

ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.

Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 20.

Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем. Предположительные ответы учащихся: Андрей Соколов во время войны полностью лишился семьи, родного крова, достойно прошёл немецкий концлагерь, но сердце его не очерствело. После войны он усыновляет беспризорника Ванюшку. Слайд № 21.

Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук. Просмотр видеосюжета. Слово учителя. Слайд № 22.

Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем. Запись 2-го тезиса сочинения учащимися.

Слайд № 23.

Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.

Слово учителя. Слайд № 24.

В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».

Сообщение подготовленного ученика. Поработаем с текстом романа. Слайд № 25.

Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).

Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.

Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?

Чтение учащихся.

Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.

Слово учителя. Слайд №26

Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 27.

Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.

Слово учителя. Слайд № 28.

Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»? Предполагаемые ответы учащихся.

Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.

Слово учителя.

Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.

Слово учителя. Слайд № 29.

Вернёмся к алгоритму написания сочинения.

Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».

Слайд № 30.

Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.

Просмотр видеосюжета.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.

Слово учителя. Слайд № 31

Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе. Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения. Слово учителя. Слайд № 32

Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения? Ответы учащихся.

Слово учителя. Слайд № 33

Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?

В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.

Ответы учащихся.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания

Слово учителя. Слайд № 34.

Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».

Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:

1). Что значит родиться не в своё время?

2). Что значит жить, опережая время?

3). Что значит «быть с веком наравне»?

4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?

5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?

6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).

7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.

VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд № 35.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Учащиеся заканчивают высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…

3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

Все мы, хоть раз в своей жизни совершали пусть и маленькое, но преступление. Например, равнодушно относились к другим людям, обижали своих родных и близких, ведь «Ð¿Ñ€ÐµÑÑ‚уплением» называется не только физическое, но и душевное преступление. И зная об этом, хочется спросить: «Ð’сегда ли и за каждое ли преступление следует наказание?» И в доказательство этому существует множество произведений, но я остановлюсь на тех, которые меня действительно зацепили.
Так, в произведении Андрея Платонова «Ð®ÑˆÐºÐ°» описывается герой по имени Ефим, который был милейшей души человек, который и мухи бы не обидел, всегда всем помогал и ни в чем не отказывал, но народ, выпуская всю свою злость, закидывали его песком и камнями, зная, что им ничего за это не будет.
В качестве второго аргумента обратимся к произведению Фёдора Михайловича Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание». Родион Раскольников бедный студент, который заложил ценную вещь старухе процентщице, собрался убить её, дабы избавить тысячи людей от страданий. После того как он убил старуху и её ни в чём не виновную сестру, начал чувствовать душевные боли, его терзали разные мысли, он не раз встречался со следователем Порфирием, который всё-таки подозревал Раскольникова в убийстве, но тот никак не хотел сознаваться. К чему это привело Раскольникова? А привело его к тому, что несмотря на все свои страдания, он решается признаться, после чего его ждало наказание.
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: что за каждым преступлением, неважно каким, душевным или физическим, не всегда, но бывает наказание. Вот только это наказание кто-то может избежать, а кого-то ждет очень коварное наказание, как, например, Раскольникова, которого отправили в сибирь на каторгу.

Здравствуйте, Nikita !

Вам удалось создать самостоятельную работу.  Ð’месте с тем следует обратить внимание на требование к объёму: ФИПИ рекомендует стремиться к 350 словам.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тема раскрыта поверхностно. Во вступлении ответ на вопрос не дан.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Рекомендация

Фёдора Михайловича Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание»

Ф.М.Достоевского

Попытка представить произведения в аналитическом ключе предпринята. Но Вы осложнили себе задачу сразу, не сформулировав основной тезис сочинения.

Анализа поверхностный, сумбурный.

Произведения подобрано верно.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов
Структура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД не выдержана.
Основной тезис не сформулирован. Микровыводов нет. Общий вывод повторяет вступление.

Ошибки

Все мы, хоть раз в своей жизни совершали пусть и маленькое, но преступление.

А как быть тому, кто не совершал?
Nikita, уходите от широких обобщений. Кто эти «Ð’Ð¡Ð• МЫ»? Кого Вы имеете в виду?

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: что за каждым преступлением, неважно каким, душевным или физическим, не всегда, но бывает наказание. Вот только это наказание кто-то может избежать, а кого-то ждет очень коварное наказание, как, например, Раскольникова, которого отправили в сибирь на каторгу.

А мне так не кажется: Вы не убедительны, потому что логику работы не продумали.
Фразу про Раскольникова нужно перенести во второй аргумент.

К 4 (речь)+ 0 баллов

Обоснование

Например, равнодушно относились к другим людям, обижали своих родных и близких, ведь «Ð¿Ñ€ÐµÑÑ‚уплением» называется не только физическое, но и душевное преступление. И зная об этом, хочется спросить: «Ð’сегда ли и за каждое ли преступление следует наказание?»

повторы

я остановлюсь на тех, которые меня действительно зацепили.

Стиль! Просторечное слово. Замените, например, на ТРОНУЛИ.

И зная об этом, хочется спросить: «Ð’сегда ли и за каждое ли преступление следует наказание?» И в доказательство этому существует множество произведений

ЭТОМУ-чему? Вы задаёте вопрос. Какой тезис собираетесь доказывать?

Так, в произведении Андрея Платонова «Ð®ÑˆÐºÐ°» описывается герой по имени Ефим, который был милейшей души человек, который и мухи бы не обидел, всегда всем помогал и ни в чем не отказывал, но народ, выпуская всю свою злость

Стиль!
Милейшей души человек (устар.)
Мухи не обидел (разг.)= кроткий, простодушный
выпуская всю свою злость- спускать злость
СВОЮ лишнее слово
Nikita, ошибок так много, что второй аргумент разберу в одном тексте.
Обозначу ошибки разными цветами:
Пунктуационные
Орфографичекие
Речевые
Фактические

Родион РаскольниковЗПТ бедный студент, который заложил ценную вещь старухе дефис процентщице, собрался убить её, дабы (устар.) избавить тысячи людей от страданий. После того как он убил старуху и её ни в чём не виновную сестру, начал чувствовать душевные боли, его терзали разные мысли, он  (повтор)не раз встречался со следователем Порфирием (ЭТИКЕТ! Героя зовут Порфирий Петрович), который всё-таки подозревал Раскольникова в убийстве, но тот (кто?) никак не хотел сознаваться. К чему это (ЧТО ИМЕННО? НА ЧТО УКАЗЫВАЕТ МЕСТ.?)) привело Раскольникова? А привело его к тому, чтоЗПТнесмотря на все свои страдания, он решается признаться, после чего его ждало наказание.

Вот только это наказание кто-то может избежать, а кого-то ждет очень коварное наказание, как, например, Раскольникова, которого отправили в сибирь на каторгу.

А в чём коварство этого наказания? Коварный= лукавый, злорадный, хитрый, скрытный, злобный

за каждым преступлением, неважно каким, душевным или физическим, не всегда, но бывает наказание. Вот только это наказание кто-то может избежать, а кого-то ждет очень коварное наказание

повторы

К5 (грамотность) + 1 балл
Всего ошибок 14

Пунктуация

Все мы, ЛИШНЯЯ ЗПТ хоть раз в своей жизни совершали пусть и маленькое, но преступление.

ведь «Ð¿Ñ€ÐµÑÑ‚уплением» называется не только физическое, но и душевное преступление.

С какой целью Вы используете кавычки? Слово употребляете в прямом значении.

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: что за каждым преступлением, неважно каким, душевным или физическим, не всегда, но бывает наказание.

Перед придаточным предложением ставится ЗАПЯТАЯ.

Грамматика

Все мы, хоть раз в своей жизни совершали пусть и маленькое, но преступление.

Нарушение построения предложения с однородными членами.

Все мы, хоть раз в своей жизни совершали пусть и маленькое, но преступление. Например, равнодушно относились к другим людям

Неоправданная парцелляция- это одно предложение.

И зная об этом, хочется спросить: «Ð’сегда ли и за каждое ли преступление следует наказание?» И в доказательство этому существует множество произведений, но я остановлюсь на тех, которые меня действительно зацепили.

Повтор И в начале предложений не анафора, средство выразительности, а неумение строить разнообразные синтаксические конструкции.

И в доказательство этому существует множество произведений,ТЧК но я остановлюсь на тех, которые меня действительно зацепили.

Нарушение границ предложения.

народ, выпуская всю свою злость, закидывали его песком, зная, что им ничего за это не будет.

Народ (ед.ч.) закидывал (ед.ч.)
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ЕМУ (народу) ничего не будет

Так, в произведении Андрея Платонова «Ð®ÑˆÐºÐ°» описывается герой по имени Ефим, который был милейшей души человек, который и мухи бы не обидел, всегда всем помогал и ни в чем не отказывал, но народ, выпуская всю свою злость, закидывали его песком и камнями, зная, что им ничего за это не будет.

Это несколько предложений- разделите на части.

Общий вывод по работе

Итак, Nikita, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой работы, построением, грамматикой, речью. Напишите на черновик- прочитайте вслух. Так Вы сможете услышать речевые и грамматичесие ошибки. Перескажите кратко написанное, понаблюдайте за тем, насколько легко или сложно получается это сделать. Добавьте объём за счёт анализа произведений, меньше пересказа (что делает герой).
Если Вы направите силы в оставшееся до экзамена время на ИС, то всё получится.

Удачи!

  • Фиолетовый или феолетовый как пишется правильно
  • Финист ясный сокол про что сказка
  • Философский смысл сказки курочка ряба
  • Финист ясный сокол где снимали сказку
  • Финист ясный сокол русская народная сказка слушать