ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ)
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года: |
1. Забвению не подлежит |
2. Я и другие |
3. Время перемен |
4. Разговор с собой |
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения |
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
Письмо Рособрнадзора № 05−86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов Российской Федерации; использование результатов анализа итогового сочинения» для учителей русского языка и литературы (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации); для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации). Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.
— Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
— Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).
ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:
- обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья;
- дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса .
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Регистрация лиц для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых регионом.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Методические рекомендации по ИС(И) 2021 г.
- Архив 2020
- Архив 2019
Итоговое сочинение – это часть аттестации выпускников. Его одиннадцатиклассники традиционно пишут в первую среду декабря. От результатов этого испытания зависит допуск либо недопуск к ЕГЭ по всем предметам. Поэтому переоценить важность сочинения сложно. Рассказываем, на что следует обратить внимание, чтобы выполнить задание успешно.
Направления и темы итогового сочинения
Ежегодно в преддверии нового учебного года объявляют пять направлений для итоговых сочинений. В этом году они такие:
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- «Преступление и Наказание — вечная тема»
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Каждое направление включает несколько тем. Выглядеть они могут по-разному. Например, как утверждение, с которым нужно согласиться либо опровергнуть его, цитата или вопрос, требующий ответа.
Список тем по каждому из направлений разрабатывает Рособрнадзор. Объявляют их ученикам уже в аудитории непосредственно во время испытания. Выбрать можно из пяти предложенных вариантов.
Как проходит итоговое сочинение?
Во-первых, установлен лимит времени – на все про все 3 часа 55 минут. Во-вторых, определён минимум по объёму: 250 слов. Если нижний порог участником не пройден, он получает «незачет». Верхней границы нет — каждый сам решает, насколько объёмным должно быть сочинение.
Оценка
Сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт». В процессе проверки эксперты опираются на пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.
Два первых критерия (соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала) обязательны. Если по ним и хотя бы одному из оставшихся ученик получает «зачёт», то в целом сочинение считается успешным.
ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал методические рекомендации для проверяющих итоговое сочинение. Вот что написано о каждом из критериев оценки.
Соответствие теме
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
То есть для положительной оценки сочинения ученик должен писать строго по выбранной теме. Посторонние рассуждения лучше оставить при себе.
Аргументация с привлечением литературного материала
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
Каждое высказывание должно быть строго подтверждено примерами из произведений. Додумывать образы персонажей нельзя. Субъективное мнение о поступках или мотивах симпатичного вам героя произведения здесь может сыграть с вами злую шутку и привести к незачёту.
Помните, что литературные примеры – это иллюстрация вашего аргумента, а не аргумент. Примеры обязательно должны сопровождаться рассуждениями, в которых вы подчеркнёте связь иллюстрации с выбранной вами темой сочинения.
Композиция и логика рассуждения
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
Текст должен делиться по смыслу на абзацы. Мысль должна излагаться последовательно и логично, а выдвигаемые тезисы должны быть конструктивно доказаны.
Качество письменной речи
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Грамотность
Ученик рискует провалить итоговое сочинение, если допустил более 5 ошибок на каждую сотню слов. Но при подсчете ошибок есть нюансы. В некоторых случаях несколько ошибок приравниваются проверяющими к одной. Например:
- Две негрубые ошибки. К ним относятся написание имен собственных и заглавных/строчных букв, а также дефисное-раздельное написание.
- Первые три однотипные ошибки (то есть на одно правило русского языка) равны одной. На последующих «тариф» меняется, и каждая ошибка учитывается уже по отдельности.
- Две и больше ошибок в словарных словах.
Важно! Такие правила подсчета не распространяются на пунктуационные ошибки.
Как работать над сочинением?
- Ознакомьтесь с предложенными темами. Выберите одну и выделите в ней ключевые слова. Можно даже подчеркнуть или обвести их.
- Продумайте вашу позицию и подберите примеры, которые будут подтверждать ее. Постоянно сверяйтесь с темой и ключевыми словами, чтобы не уйти от них.
- Если вы выбрали тему-цитату, во вступлении формулируйте главный вопрос, на который будете искать ответ в вашем сочинении.
- Объясните ключевые понятия по теме и сформулируйте ответ, который будет содержать ваше мнение.
- Подберите аргументы, которые подтверждают ваше мнение, и к каждому из них сформулируйте выводы.
- Сделайте общий вывод по предложенной теме на основе того, что вы написали. Вывод логически связан со вступлением. Он как бы «закольцовывает» сочинение и возвращает к поставленному вопросу, на который теперь есть ответ.
- Проверьте ваше сочинение на наличие ошибок. Обращайте внимание и на возможность фактологических ошибок!
- Напишите чистовой вариант вашего сочинения.
ФИПИ разработал также рекомендации по композиции итогового сочинения и регламентировал объем каждой составной части:
- Вступление (2-3 предложения);
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов. 6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов. 6–8 предложений).
- Заключение (75 слов. 3–5 предложений).
Что еще поможет успешно написать сочинение?
Чтение
Чем больше литературных произведений вы прочтете, тем легче вам будет подобрать примеры для аргументации. В этом году, к тому же, одно из направлений – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Чем не повод найти то самое произведение, о котором стоит написать, и заодно узнать себя получше?
Читая литературу, анализируйте поступки персонажей и ситуации, в которые они попадают. Обсуждайте прочитанное с семьёй и друзьями.
Тренировки
Полезно будет периодически давать себе задание написать сочинение. Попросите друзей или родных придумать для вас интересные темы. Поразмышляйте на них, следуя всем требованиям по написанию итогового сочинения. Таким образом вы научитесь правильно выстраивать ваш текст.
Практика поможет выявить ваши сильные и слабые стороны и покажет, над чем нужно поработать и какие правила, возможно, освежить в памяти.
Сайт ФИПИ
Разбор типичных ошибок, методические рекомендации и подробные разъяснения – всё можно найти там. Изучите как можно больше информации об итоговом сочинении, чтобы четко понимать, что вы должны делать.
Забота о себе
Правильный режим дня, здоровое питание и отдых – немаловажный фактор вашего успеха. Не забывайте об этом!
Удачи!
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Форма проведения урока: урок-семинар.
Тип урока: урок развития речи.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.
Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.
Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.
Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слово учителя. Слайд № 1.
Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.
Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.
Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.
Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока
Цель: мотивация учащихся.
Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде.
Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.
В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом».
Слайд № 4.
Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?
Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».
Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.
Предполагаемый ответ: история, обществознание.
III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.
Слово учителя. Слайд № 5.
Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?
Чтение. Осмысление.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.
Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?
Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.
В значениях:
— форма материи;
— продолжительность;
— промежуток;
— момент;
— пора;
— период;
— эпоха;
— срок;
— грамматическая категория.
Работа со словарём: анализ, сравнение.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.
Слово учителя. Слайд № 8.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени.
Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде.
Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?
Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?
Предполагаемый ответ: «Человек и время».
Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».
V. Включение нового знания в систему понятий учащихся
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина.
Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.
1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?
2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?
3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?
4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека?
1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.
Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.
3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры.
Сделаем вывод из наших рассуждений:
Время проверяет наше право назваться Человеком.
Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик.
Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.
Слово учителя. Слайд № 15.
Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?
К уроку вы по группам перечитывали эти произведения.
Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.
Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Сообщение подготовленного ученика.
Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».
О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?
Просмотр видеосюжета.
Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.
ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.
Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе.
Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем.
Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук.
Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем.
Слайд № 23.
Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.
Слово учителя. Слайд № 24.
В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».
Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).
Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.
Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?
Чтение учащихся.
Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.
Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие.
Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.
Слово учителя. Слайд № 28.
Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»?
Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.
Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.
Слово учителя.
Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.
Слово учителя. Слайд № 29.
Вернёмся к алгоритму написания сочинения.
Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».
Слайд № 30.
Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.
Просмотр видеосюжета.
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.
Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе.
Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения?
Слово учителя. Слайд № 33
Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?
В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.
Ответы учащихся.
VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания
Слово учителя. Слайд № 34.
Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».
Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:
1). Что значит родиться не в своё время?
2). Что значит жить, опережая время?
3). Что значит «быть с веком наравне»?
4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?
5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?
6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).
7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.
VIII. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.
Слово учителя. Слайд № 35.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.
Учащиеся заканчивают высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…
3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
ÐÑе мÑ, Ñ
оÑÑ Ñаз в Ñвоей жизни ÑовеÑÑали пÑÑÑÑ Ð¸ маленÑкое, но пÑеÑÑÑпление. ÐапÑимеÑ, ÑавнодÑÑно оÑноÑилиÑÑ Ðº дÑÑгим лÑдÑм, обижали ÑвоиÑ
ÑоднÑÑ
и близкиÑ
, Ð²ÐµÐ´Ñ «Ð¿ÑеÑÑÑплением» назÑваеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое, но и дÑÑевное пÑеÑÑÑпление. Ð Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑом, Ñ
оÑеÑÑÑ ÑпÑоÑиÑÑ: «ÐÑегда ли и за каждое ли пÑеÑÑÑпление ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ?» Рв доказаÑелÑÑÑво ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво пÑоизведений, но Ñ Ð¾ÑÑановлÑÑÑ Ð½Ð° ÑеÑ
, коÑоÑÑе Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно заÑепили.
Так, в пÑоизведении ÐндÑÐµÑ ÐлаÑонова «Ð®Ñка» опиÑÑваеÑÑÑ Ð³ÐµÑой по имени ÐÑим, коÑоÑÑй бÑл милейÑей дÑÑи Ñеловек, коÑоÑÑй и мÑÑ
и Ð±Ñ Ð½Ðµ обидел, вÑегда вÑем помогал и ни в Ñем не оÑказÑвал, но наÑод, вÑпÑÑÐºÐ°Ñ Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑÑ, закидÑвали его пеÑком и камнÑми, знаÑ, ÑÑо им ниÑего за ÑÑо не бÑдеÑ.
РкаÑеÑÑве вÑоÑого аÑгÑменÑа обÑаÑимÑÑ Ðº пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¤ÑдоÑа ÐиÑ
айловиÑа ÐоÑÑоевÑкого «ÐÑеÑÑÑпление и наказание». Родион РаÑколÑников беднÑй ÑÑÑденÑ, коÑоÑÑй заложил ÑеннÑÑ Ð²ÐµÑÑ ÑÑаÑÑÑ
е пÑоÑенÑÑиÑе, ÑобÑалÑÑ ÑбиÑÑ ÐµÑ, Ð´Ð°Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð¸ÑÑ ÑÑÑÑÑи лÑдей Ð¾Ñ ÑÑÑаданий. ÐоÑле Ñого как он Ñбил ÑÑаÑÑÑ
Ñ Ð¸ ÐµÑ Ð½Ð¸ в ÑÑм не виновнÑÑ ÑеÑÑÑÑ, наÑал ÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑевнÑе боли, его ÑеÑзали ÑазнÑе мÑÑли, он не Ñаз вÑÑÑеÑалÑÑ Ñо ÑледоваÑелем ÐоÑÑиÑием, коÑоÑÑй вÑÑ-Ñаки подозÑевал РаÑколÑникова в ÑбийÑÑве, но ÑÐ¾Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ°Ðº не Ñ
оÑел ÑознаваÑÑÑÑ. Ð ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑо пÑивело РаÑколÑникова? РпÑивело его к ÑомÑ, ÑÑо неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° вÑе Ñвои ÑÑÑаданиÑ, он ÑеÑаеÑÑÑ Ð¿ÑизнаÑÑÑÑ, поÑле Ñего его ждало наказание.
ÐÑиведеннÑÑ
аÑгÑменÑов, как мне кажеÑÑÑ, Ñже доÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑвеÑждаÑÑ: ÑÑо за каждÑм пÑеÑÑÑплением, неважно каким, дÑÑевнÑм или ÑизиÑеÑким, не вÑегда, но бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ. ÐÐ¾Ñ ÑолÑко ÑÑо наказание кÑо-Ñо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ, а кого-Ñо Ð¶Ð´ÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñное наказание, как, напÑимеÑ, РаÑколÑникова, коÑоÑого оÑпÑавили в ÑибиÑÑ Ð½Ð° каÑоÑгÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, Nikita !
Ðам ÑдалоÑÑ ÑоздаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ ÑабоÑÑ. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑÑебование к обÑÑмÑ: ФÐÐÐ ÑекомендÑÐµÑ ÑÑÑемиÑÑÑÑ Ðº 350 Ñловам.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Тема ÑаÑкÑÑÑа повеÑÑ
ноÑÑно. Ðо вÑÑÑплении оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ дан.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
РекомендаÑиÑ
ФÑдоÑа ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ñа ÐоÑÑоевÑкого «ÐÑеÑÑÑпление и наказание»
Ф.Ð.ÐоÑÑоевÑкого
ÐопÑÑка пÑедÑÑавиÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² аналиÑиÑеÑком клÑÑе пÑедпÑинÑÑа. Ðо ÐÑ Ð¾Ñложнили Ñебе задаÑÑ ÑÑазÑ, не ÑÑоÑмÑлиÑовав оÑновной ÑÐµÐ·Ð¸Ñ ÑоÑинениÑ.
Ðнализа повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнÑй, ÑÑмбÑÑнÑй.
ÐÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ñано веÑно.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
СÑÑÑкÑÑÑа Ñиллогизма ТÐÐÐС-ÐÐÐÐÐ-ÐЫÐÐРне вÑдеÑжана.
ÐÑновной ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑÑоÑмÑлиÑован. ÐикÑовÑводов неÑ. ÐбÑий вÑвод повÑоÑÑÐµÑ Ð²ÑÑÑпление.
ÐÑибки
ÐÑе мÑ, Ñ Ð¾ÑÑ Ñаз в Ñвоей жизни ÑовеÑÑали пÑÑÑÑ Ð¸ маленÑкое, но пÑеÑÑÑпление.
Ркак бÑÑÑ ÑомÑ, кÑо не ÑовеÑÑал?
Nikita, ÑÑ
одиÑе Ð¾Ñ ÑиÑокиÑ
обобÑений. ÐÑо ÑÑи «ÐСРÐЫ»? Ðого ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе в видÑ?
ÐÑиведеннÑÑ Ð°ÑгÑменÑов, как мне кажеÑÑÑ, Ñже доÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑвеÑждаÑÑ: ÑÑо за каждÑм пÑеÑÑÑплением, неважно каким, дÑÑевнÑм или ÑизиÑеÑким, не вÑегда, но бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ. ÐÐ¾Ñ ÑолÑко ÑÑо наказание кÑо-Ñо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ, а кого-Ñо Ð¶Ð´ÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñное наказание, как, напÑимеÑ, РаÑколÑникова, коÑоÑого оÑпÑавили в ÑибиÑÑ Ð½Ð° каÑоÑгÑ.
Рмне Ñак не кажеÑÑÑ: ÐÑ Ð½Ðµ ÑбедиÑелÑнÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ ÑабоÑÑ Ð½Ðµ пÑодÑмали.
ФÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ñо РаÑколÑникова нÑжно пеÑенеÑÑи во вÑоÑой аÑгÑменÑ.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 0 баллов
ÐбоÑнование
ÐапÑимеÑ, ÑавнодÑÑно оÑноÑилиÑÑ Ðº дÑÑгим лÑдÑм, обижали ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑоднÑÑ Ð¸ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ , Ð²ÐµÐ´Ñ «Ð¿ÑеÑÑÑплением» назÑваеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое, но и дÑÑевное пÑеÑÑÑпление. Ð Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑом, Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ ÑпÑоÑиÑÑ: «ÐÑегда ли и за каждое ли пÑеÑÑÑпление ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ?»
повÑоÑÑ
Ñ Ð¾ÑÑановлÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐµÑ , коÑоÑÑе Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно заÑепили.
СÑилÑ! ÐÑоÑÑоÑеÑное Ñлово. ÐамениÑе, напÑимеÑ, на ТРÐÐУÐÐ.
Ð Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑом, Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ ÑпÑоÑиÑÑ: «ÐÑегда ли и за каждое ли пÑеÑÑÑпление ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ?» Рв доказаÑелÑÑÑво ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво пÑоизведений
ÐТÐÐУ-ÑемÑ? ÐÑ Ð·Ð°Ð´Ð°ÑÑе вопÑоÑ. Ðакой ÑÐµÐ·Ð¸Ñ ÑобиÑаеÑеÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ?
Так, в пÑоизведении ÐндÑÐµÑ ÐлаÑонова «Ð®Ñка» опиÑÑваеÑÑÑ Ð³ÐµÑой по имени ÐÑим, коÑоÑÑй бÑл милейÑей дÑÑи Ñеловек, коÑоÑÑй и мÑÑ Ð¸ Ð±Ñ Ð½Ðµ обидел, вÑегда вÑем помогал и ни в Ñем не оÑказÑвал, но наÑод, вÑпÑÑÐºÐ°Ñ Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑÑ
СÑилÑ!
ÐилейÑей дÑÑи Ñеловек (ÑÑÑаÑ.)
ÐÑÑ
и не обидел (Ñазг.)= кÑоÑкий, пÑоÑÑодÑÑнÑй
вÑпÑÑÐºÐ°Ñ Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑÑ- ÑпÑÑкаÑÑ Ð·Ð»Ð¾ÑÑÑ
СÐÐЮ лиÑнее Ñлово
Nikita, оÑибок Ñак много, ÑÑо вÑоÑой аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑазбеÑÑ Ð² одном ÑекÑÑе.
ÐбознаÑÑ Ð¾Ñибки ÑазнÑми ÑвеÑами:
ÐÑнкÑÑаÑионнÑе
ÐÑÑогÑаÑиÑекие
РеÑевÑе
ФакÑиÑеÑкие
Родион РаÑколÑниковÐÐТ беднÑй ÑÑÑденÑ, коÑоÑÑй заложил ÑеннÑÑ Ð²ÐµÑÑ ÑÑаÑÑÑ Ðµ деÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑенÑÑиÑе, ÑобÑалÑÑ ÑбиÑÑ ÐµÑ, Ð´Ð°Ð±Ñ (ÑÑÑаÑ.) избавиÑÑ ÑÑÑÑÑи лÑдей Ð¾Ñ ÑÑÑаданий. ÐоÑле Ñого как он Ñбил ÑÑаÑÑÑ Ñ Ð¸ ÐµÑ Ð½Ð¸ в ÑÑм не виновнÑÑ ÑеÑÑÑÑ, наÑал ÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑевнÑе боли, его ÑеÑзали ÑазнÑе мÑÑли, он (повÑоÑ)не Ñаз вÑÑÑеÑалÑÑ Ñо ÑледоваÑелем ÐоÑÑиÑием (ÐТÐÐÐТ! ÐеÑÐ¾Ñ Ð·Ð¾Ð²ÑÑ ÐоÑÑиÑий ÐеÑÑовиÑ), коÑоÑÑй вÑÑ-Ñаки подозÑевал РаÑколÑникова в ÑбийÑÑве, но ÑÐ¾Ñ (кÑо?) никак не Ñ Ð¾Ñел ÑознаваÑÑÑÑ. Ð ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑо (ЧТРÐÐÐÐÐÐ? ÐРЧТРУÐÐÐЫÐÐÐТ ÐÐСТ.?)) пÑивело РаÑколÑникова? РпÑивело его к ÑомÑ, ÑÑоÐÐТнеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° вÑе Ñвои ÑÑÑаданиÑ, он ÑеÑаеÑÑÑ Ð¿ÑизнаÑÑÑÑ, поÑле Ñего его ждало наказание.
ÐÐ¾Ñ ÑолÑко ÑÑо наказание кÑо-Ñо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ, а кого-Ñо Ð¶Ð´ÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñное наказание, как, напÑимеÑ, РаÑколÑникова, коÑоÑого оÑпÑавили в ÑибиÑÑ Ð½Ð° каÑоÑгÑ.
Рв ÑÑм коваÑÑÑво ÑÑого наказаниÑ? ÐоваÑнÑй= лÑкавÑй, злоÑаднÑй, Ñ Ð¸ÑÑÑй, ÑкÑÑÑнÑй, злобнÑй
за каждÑм пÑеÑÑÑплением, неважно каким, дÑÑевнÑм или ÑизиÑеÑким, не вÑегда, но бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ. ÐÐ¾Ñ ÑолÑко ÑÑо наказание кÑо-Ñо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ, а кого-Ñо Ð¶Ð´ÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñное наказание
повÑоÑÑ
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл
ÐÑего оÑибок 14
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑе мÑ, ÐÐШÐЯЯ ÐÐТ Ñ Ð¾ÑÑ Ñаз в Ñвоей жизни ÑовеÑÑали пÑÑÑÑ Ð¸ маленÑкое, но пÑеÑÑÑпление.
Ð²ÐµÐ´Ñ «Ð¿ÑеÑÑÑплением» назÑваеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое, но и дÑÑевное пÑеÑÑÑпление.
С какой ÑелÑÑ ÐÑ Ð¸ÑполÑзÑеÑе кавÑÑки? Слово ÑпоÑÑеблÑеÑе в пÑÑмом знаÑении.
ÐÑиведеннÑÑ Ð°ÑгÑменÑов, как мне кажеÑÑÑ, Ñже доÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑвеÑждаÑÑ: ÑÑо за каждÑм пÑеÑÑÑплением, неважно каким, дÑÑевнÑм или ÑизиÑеÑким, не вÑегда, но бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ.
ÐеÑед пÑидаÑоÑнÑм пÑедложением ÑÑавиÑÑÑ ÐÐÐЯТÐЯ.
ÐÑаммаÑика
ÐÑе мÑ, Ñ Ð¾ÑÑ Ñаз в Ñвоей жизни ÑовеÑÑали пÑÑÑÑ Ð¸ маленÑкое, но пÑеÑÑÑпление.
ÐаÑÑÑение поÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑми Ñленами.
ÐÑе мÑ, Ñ Ð¾ÑÑ Ñаз в Ñвоей жизни ÑовеÑÑали пÑÑÑÑ Ð¸ маленÑкое, но пÑеÑÑÑпление. ÐапÑимеÑ, ÑавнодÑÑно оÑноÑилиÑÑ Ðº дÑÑгим лÑдÑм
ÐеопÑÐ°Ð²Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°ÑÑеллÑÑиÑ- ÑÑо одно пÑедложение.
Ð Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑом, Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ ÑпÑоÑиÑÑ: «ÐÑегда ли и за каждое ли пÑеÑÑÑпление ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ?» Рв доказаÑелÑÑÑво ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво пÑоизведений, но Ñ Ð¾ÑÑановлÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐµÑ , коÑоÑÑе Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно заÑепили.
ÐовÑÐ¾Ñ Ð Ð² наÑале пÑедложений не анаÑоÑа, ÑÑедÑÑво вÑÑазиÑелÑноÑÑи, а неÑмение ÑÑÑоиÑÑ ÑазнообÑазнÑе ÑинÑакÑиÑеÑкие конÑÑÑÑкÑии.
Рв доказаÑелÑÑÑво ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво пÑоизведений,ТЧРно Ñ Ð¾ÑÑановлÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐµÑ , коÑоÑÑе Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно заÑепили.
ÐаÑÑÑение гÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑедложениÑ.
наÑод, вÑпÑÑÐºÐ°Ñ Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑÑ, закидÑвали его пеÑком, знаÑ, ÑÑо им ниÑего за ÑÑо не бÑдеÑ.
ÐаÑод (ед.Ñ.) закидÑвал (ед.Ñ.)
ÐаÑÑÑение ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñим и ÑказÑемÑм
ÐÐУ (наÑодÑ) ниÑего не бÑдеÑ
Так, в пÑоизведении ÐндÑÐµÑ ÐлаÑонова «Ð®Ñка» опиÑÑваеÑÑÑ Ð³ÐµÑой по имени ÐÑим, коÑоÑÑй бÑл милейÑей дÑÑи Ñеловек, коÑоÑÑй и мÑÑ Ð¸ Ð±Ñ Ð½Ðµ обидел, вÑегда вÑем помогал и ни в Ñем не оÑказÑвал, но наÑод, вÑпÑÑÐºÐ°Ñ Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑÑ, закидÑвали его пеÑком и камнÑми, знаÑ, ÑÑо им ниÑего за ÑÑо не бÑдеÑ.
ÐÑо неÑколÑко пÑедложений- ÑазделиÑе на ÑаÑÑи.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, Nikita, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ логикой ÑабоÑÑ, поÑÑÑоением, гÑаммаÑикой, ÑеÑÑÑ. ÐапиÑиÑе на ÑеÑновик- пÑоÑиÑайÑе вÑлÑÑ
. Так ÐÑ ÑможеÑе ÑÑлÑÑаÑÑ ÑеÑевÑе и гÑаммаÑиÑеÑие оÑибки. ÐеÑеÑкажиÑе кÑаÑко напиÑанное, понаблÑдайÑе за Ñем, наÑколÑко легко или Ñложно полÑÑаеÑÑÑ ÑÑо ÑделаÑÑ. ÐобавÑÑе обÑÑм за ÑÑÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° пÑоизведений, менÑÑе пеÑеÑказа (ÑÑо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð³ÐµÑой).
ÐÑли ÐÑ Ð½Ð°Ð¿ÑавиÑе ÑÐ¸Ð»Ñ Ð² оÑÑавÑееÑÑ Ð´Ð¾ Ñкзамена вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° ÐС, Ñо вÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑÑ.
УдаÑи!