итоговое сочинение на егэ по литературе 2021-2017

ФИПИ подготовил материалы на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений прошлых лет, которые содержат примеры работ участников с анализом сильных и слабых сторон работ выпускников, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

→ Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению: скачать

→ Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения): скачать

→ Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению: скачать

Особенности жанра сочинения

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему. Более 200 лет сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся.

Успешность формирования у обучающихся умения создавать связный письменный и устный текст в соответствии с поставленной задачей обеспечивается последовательной, целенаправленной работой, в которой принимают участие учителя всех предметов, с учетом специфики предмета обогащая опыт обучающихся в написании связных текстов. Вместе с тем очевидно, что умение писать сочинение формируется в первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо и для контроля уровня усвоения разных учебных предметов (прежде всего дисциплин гуманитарного цикла).

Для создания развернутых письменных ответов на вопросы, написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией своих мыслей, логико-композиционными способами построения рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста.

Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно:

— умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;

— готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

— владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

— готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

ФИПИ подготовил материалы на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений прошлых лет, которые содержат примеры работ участников с анализом сильных и слабых сторон работ выпускников, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

→ Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению: скачать

→ Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения): скачать

→ Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению: скачать

Особенности жанра сочинения

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему. Более 200 лет сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся.

Успешность формирования у обучающихся умения создавать связный письменный и устный текст в соответствии с поставленной задачей обеспечивается последовательной, целенаправленной работой, в которой принимают участие учителя всех предметов, с учетом специфики предмета обогащая опыт обучающихся в написании связных текстов. Вместе с тем очевидно, что умение писать сочинение формируется в первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо и для контроля уровня усвоения разных учебных предметов (прежде всего дисциплин гуманитарного цикла).

Для создания развернутых письменных ответов на вопросы, написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией своих мыслей, логико-композиционными способами построения рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста.

Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно:

— умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;

— готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

— владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

→ Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению: скачать

— готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;.

Vpr-ege. ru

16.12.2017 7:51:14

2017-12-16 07:51:14

1. Вступление

Вот тут вы можете пустить в ход все свои знания по произведению: написать краткую историю создания, рассказать о героях по теме!, о произведении в целом. Но при этом не отходим от вопроса.

Вступление не должно получиться очень большим, как и само сочинение. Во время «полёта фантазии» не забываем, что нам его еще переписывать на бланк.

ПРИМЕР: «Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» затрагивает многие темы, одна из которых связана с дорогой. Она развивается в основном в лирических отступлениях.» — не могу сказать, что это является идеальным примером, но лучшее, что смогла найти в данный момент

2. Три тезиса.

Пока писала сочинения, поняла, что для 17 сочинения идеально будет написать три тезиса, то есть раскрыть вопрос с трех точек зрения. Если вопрос по лирике, то три стихотворения. Можно взять два стих-я и одну поэму. Если вопрос по прозе, то пишем три тезиса, которые будут связаны с вопросом.

В ЛИРИКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРИ СТИХ-Я! МОЖНО ВЗЯТЬ ДВА СТИХ-Я И ОДНУ ПОЭМУ.

Например, «Нужна ли героям М. Горького правда в пьесе «На дне»?»

1 тезис — правда Сатина
2 тезис — правда Луки
3 тезис — можно написать правду Бубнова, если помним; Если не помним, то отвечаем на поставленный вопрос, характеризуя самих людей, которые «на дне».

Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.

Или, например, символический образ дороги в «Мёртвых душах»:

1. что такое дорога вообще
2. на чем путешествует чичиков и что обозначает данный символ
3. образ героя-путешественника

По негласному правилу должно быть 5-7 терминов для максимального балла по критерию (герой, роман и тд)

3. Вывод, в котором мы снова отвечаем на поставленный вопрос, но кратко!, не вдаваясь в подробный анализ, как сделали это в 3 тезисе.

Пример: «Таким образом, символический смысл дороги в поэме «мертвые души» — это символ человеческой души, жизненного пути человека.»

Рекомендации (написала их не я, однако в свое время они мне очень помогли):

1) используешь тезисную структуру. То есть всё должно быть чётко.
Ты выражаешь какую-то конкретную (!) мысль, а потом её доказываешь цитатами или пересказом. Желательно в одной работе органично сочетать и то, и то)
Если абстрактно, то это выглядит так:

Вася Пупкин — плохой ученик. Подтверждение этому можно найти там-то там-то (ссылаемся на пруфы). Таким образом, можно понять, что его поведение на уроках и успеваемость оставляют желать лучшего.

2) следишь за абзацами. Каждый тезис — новый абзац. Следишь за их размерами, за переходами, так ты не скатишься с мысли

3) постоянно смотришь на тему и думаешь, ответила ли ты на конкретно заданный вопрос в достаточной мере. Это очень важно)

4)следишь за речью

5) не забываешь про термины. Не только их упоминаешь, но и органично используешь. Пример:

С помощью эпитета «такого-то» автор передаёт такие-то ощущения, эмоции и тд. Это помогает в лучшей мере понять то-то.

Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.

1. Вступление

Вот тут вы можете пустить в ход все свои знания по произведению: написать краткую историю создания, рассказать о героях по теме!, о произведении в целом. Но при этом не отходим от вопроса.

Вступление не должно получиться очень большим, как и само сочинение. Во время «полёта фантазии» не забываем, что нам его еще переписывать на бланк.

ПРИМЕР: «Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» затрагивает многие темы, одна из которых связана с дорогой. Она развивается в основном в лирических отступлениях.» — не могу сказать, что это является идеальным примером, но лучшее, что смогла найти в данный момент

2. Три тезиса.

Пока писала сочинения, поняла, что для 17 сочинения идеально будет написать три тезиса, то есть раскрыть вопрос с трех точек зрения. Если вопрос по лирике, то три стихотворения. Можно взять два стих-я и одну поэму. Если вопрос по прозе, то пишем три тезиса, которые будут связаны с вопросом.

В ЛИРИКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРИ СТИХ-Я! МОЖНО ВЗЯТЬ ДВА СТИХ-Я И ОДНУ ПОЭМУ.

Например, «Нужна ли героям М. Горького правда в пьесе «На дне»?»

1 тезис — правда Сатина
2 тезис — правда Луки
3 тезис — можно написать правду Бубнова, если помним; Если не помним, то отвечаем на поставленный вопрос, характеризуя самих людей, которые «на дне».

Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.

Или, например, символический образ дороги в «Мёртвых душах»:

1. что такое дорога вообще
2. на чем путешествует чичиков и что обозначает данный символ
3. образ героя-путешественника

По негласному правилу должно быть 5-7 терминов для максимального балла по критерию (герой, роман и тд)

3. Вывод, в котором мы снова отвечаем на поставленный вопрос, но кратко!, не вдаваясь в подробный анализ, как сделали это в 3 тезисе.

Пример: «Таким образом, символический смысл дороги в поэме «мертвые души» — это символ человеческой души, жизненного пути человека.»

Рекомендации (написала их не я, однако в свое время они мне очень помогли):

1) используешь тезисную структуру. То есть всё должно быть чётко.
Ты выражаешь какую-то конкретную (!) мысль, а потом её доказываешь цитатами или пересказом. Желательно в одной работе органично сочетать и то, и то)
Если абстрактно, то это выглядит так:

Вася Пупкин — плохой ученик. Подтверждение этому можно найти там-то там-то (ссылаемся на пруфы). Таким образом, можно понять, что его поведение на уроках и успеваемость оставляют желать лучшего.

2) следишь за абзацами. Каждый тезис — новый абзац. Следишь за их размерами, за переходами, так ты не скатишься с мысли

3) постоянно смотришь на тему и думаешь, ответила ли ты на конкретно заданный вопрос в достаточной мере. Это очень важно)

4)следишь за речью

5) не забываешь про термины. Не только их упоминаешь, но и органично используешь. Пример:

С помощью эпитета «такого-то» автор передаёт такие-то ощущения, эмоции и тд. Это помогает в лучшей мере понять то-то.

4)следишь за речью

Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.

4ege. ru

23.02.2020 4:19:54

2020-02-23 04:19:54

Вторая тренировочная работа №2 по литературе в формате ЕГЭ 2021 года. Работа проводилась 28 сентября 2020 года для выпускников 11 классов в добровольном порядке ?

При составлении варианта использовались кодификатор и спецификация официальной демоверсии ЕГЭ 2021 по общствознанию от ФИПИ. Поэтому КИМ полностью соответствует грядущему реальному ЕГЭ по литературе в 2021 году.

Составители варианта — проект ЕГЭ 100 БАЛЛОВ http://vk. com/ege100ballov

Что ещё важного:

Пишите свои варианты ответов или вопросы в комментариях ниже!

Примеры некоторых заданий из варианта №2

Задание 9

В каких произведениях русской литературы представлены герои с разными жизненными позициями и в чем их можно сопоставить с Чацким и Молчалиным?

Стихотворение:

Был я столько раз так больно ранен,
Добираясь до дому ползком,
Но не только злобой протаранен —
Можно ранить даже лепестком.
Ранил я и сам — совсем невольно
Нежностью небрежной на ходу,
А кому-то после было больно,
Словно босиком ходить по льду.
Почему иду я по руинам
Самых моих близких, дорогих,
Я, так больно и легко ранимый
И так просто ранящий других?
(Е. А. Евтушенко)

Задание 10

К какому роду литературы относится приведенное стихотворение Е. Евтушенко?

Задание 13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Е. А. Евтушенко в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. эпифора
2. риторический вопрос
3. сравнение
4. инверсия
5. ирония

Стихотворение:

Примеры некоторых заданий из варианта №2

Задание 9

В каких произведениях русской литературы представлены герои с разными жизненными позициями и в чем их можно сопоставить с Чацким и Молчалиным?

Стихотворение:

Был я столько раз так больно ранен,
Добираясь до дому ползком,
Но не только злобой протаранен —
Можно ранить даже лепестком.
Ранил я и сам — совсем невольно
Нежностью небрежной на ходу,
А кому-то после было больно,
Словно босиком ходить по льду.
Почему иду я по руинам
Самых моих близких, дорогих,
Я, так больно и легко ранимый
И так просто ранящий других?
(Е. А. Евтушенко)

Задание 10

К какому роду литературы относится приведенное стихотворение Е. Евтушенко?

Задание 13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Е. А. Евтушенко в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. эпифора
2. риторический вопрос
3. сравнение
4. инверсия
5. ирония

Вторая тренировочная работа №2 по литературе в формате ЕГЭ 2021 года. Работа проводилась 28 сентября 2020 года для выпускников 11 классов в добровольном порядке ?

Задание 9

Ранил я и сам совсем невольно нежностью небрежной на ходу, а кому-то после было больно, словно босиком ходить по льду.

Ctege. info

02.07.2019 5:45:39

2019-07-02 05:45:39

Источники:

Https://4ege. ru/materials_podgotovka/52633-attestaciya-uchiteley-russkogo-yazyka-i-literatury. html

Https://vpr-ege. ru/ege/itogovoe-sochinenie/825-metodicheskie-materialy-po-itogovomu-sochineniyu-2021-ot-fipi

Https://4ege. ru/literatura/56298-sochinenie-17-v-ege-po-literature. html

Https://ctege. info/ege-po-literature/trenirovochnaya-rabota-ege-2021-po-literature-2.html