Финно угорские народные сказки

Успешная реализация российско-германского проекта северный поток 2 заставляет недругов россии прибегать к нестандартным методам борьбы с ним. один из

Финно угорские народные сказки

Успешная реализация российско-германского проекта «Северный поток – 2» заставляет недругов России прибегать к нестандартным методам борьбы с ним. Один из таких методов – раскручивание Украиной в информационном поле дискурса о нарушении Москвой прав финно-угорских народов, в регионах проживания которых есть залежи полезных ископаемых (коми, ханты, манси и др.).

Киев стремится привязать эту тему к ежегодной Неделе порабощённых народов (Captive Nations Week), которую по распоряжению президента США Джо Байдена отмечали в этом году с 18 по 24 июля. Цель киевского режима видна невооружённым глазом – под предлогом защиты прав малочисленных финно-угорских народов спровоцировать в газоносных и нефтеносных районах России этнические и социальные протесты, чтобы парализовать экспортно-добывающую отрасль российской экономики.

В мире проживают 24 финно-угорских народа, из них 17 – на территории Российской Федерации. Самый крупный – мордва (850 тыс.), самый малочисленный – ижора (около 1 тыс.). Такие народы, как сету и саамы живут на российско-эстонском и российско-норвежском пограничье. Из 10 тыс. сету в России проживают всего несколько сотен, остальные – в Эстонии. Из 80 тыс. саамов в РФ живут около 1,8 тыс. Всего же в России проживает около 4 млн финно-угров.

На Украине исследованиями в области финно-угристики займётся Нежинский госуниверситет, где учреждают соответствующий центр. «Пока идёт обсуждение на уровне концепции, решение примем в ближайшие несколько недель. Нужно понимать, каков запрос на информацию о культурах финно-угорских народов, нужна поддержка зарубежных государств», – заявил ректор Александр Самойленко.

Пока из зарубежных государств прямой интерес к подрывной антироссийской деятельности Нежинского госуниверситета проявляет Эстония, её дипломаты уже побывали в данном вузе с визитом. Наверняка за проектом скрываются игроки и «потяжелее».

Самойленко заявляет о планах организовать в вузе изучение языков финно-угорских народов России. «Разумеется, Россия не станет поддерживать изучение у нас языков финно-угров Поволжья. Но для этих народов такой центр может стать поддержкой в нынешних условиях давления со стороны российских властей», – многозначительно указывает он.

Где сей ректор нашёл давление российских властей на финно-угорские народы, сложно понять. Под таковым он подразумевает, видимо, сокращение территории охвата финно-угорских языков, игнорируя общеизвестный факт, что языки могут уступать в популярности друг другу из-за процесса ассимиляции.

Если Москва намеренно уничтожает финно-угорские языки, а киевский режим утверждает именно так, тогда Москва должна уничтожать языки всех нерусских народов, а не только финно-угров. Ведь российская власть, по словам Киева, авторитарна, а авторитаризм одинаково враждебен всем, кто от него отличается.

Украинские спекулянты на финно-угорской тематике заявляют, что финно-угорские и другие народы России в корне отличаются от русских и вместе им лучше не жить. Следовательно, по их логике, Москва должна с одинаковым запалом искоренять языки Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа. Однако мы видим совсем другую ситуацию. Например, в Дагестане такие малочисленные народы, как рутульцы, цахуры и другие в полной мере сохраняют родной язык.

Представители финно-угорских народов гораздо быстрее переходят на русский. Дело не в политике Москвы, а в культурной специфике каждого отдельного народа. И если за всю историю российской государственности насильственно не исчез ни один из населявших её народов, о какой враждебности Москвы к национальным культурам можно говорить?

Россия потому не поддержит проект изучения финно-угорских языков в Нежинском госуниверситете, что это проект антироссийской направленности. Изучать финно-угорские языки в Нежине хотят через голову как центральных, так и региональных властей России. То есть удмуртский, марийский и т. д. будут учить без взаимодействия с властями Удмуртии и Марий Эл.

Очень странно, ведь общепринятой педагогической практикой считается изучение языка в тесном контакте со страной его происхождения. В Нежинском госуниверситете изучают польский и греческий при содействии посольств Польши и Греции, а финно-угорские языки при содействии кадров из финно-угорских регионов изучать не хотят.

Всё потому, что это проект – повторимся – не научный, а пропагандистско-политический, да еще с антироссийской подкладкой. Изучение языков – всего лишь прикрытие, цель – создать параллельный идеологический центр для дестабилизации обстановки в финно-угорских регионах России. Вместе с культурной тематикой Киев запускает тему несоответствия централизованного характера российской государственности интересам финно-угорских народов.

Дескать, каждый финно-угорский регион должен иметь своего президента и свои силовые структуры. Но федеративный статус России позволяет учитывать интересы всех её народов, а централизованный надрегиональный характер Российского государства позволяет усилить её внешние границы и скрепить евразийское пространство от Брянска до Курил.

Отметим: вопрос сохранения национальных культур актуален не только для России. В Эстонии власти не особо заморачиваются с сохранением культуры и языка сету, тем более что сету – православные. Их язык Таллин называет диалектом эстонского и отказывает ему в самостоятельном статусе.

В Норвегии, Финляндии и Швеции саамский язык и культура не могут похвастаться бурным ростом и процветанием, несмотря на анонсированные усилия Осло, Хельсинки и Стокгольма. Если в Нежинском госуниверситете так озабочены судьбой финно-угорских народов, отчего же не обращают внимания на ситуацию в этих странах? Ответ понятен.

Зато Хельсинки озабочен судьбой российских карелов и финнов-ингерманландцев. В Финляндии периодически проходят мероприятия и выпускаются книги на тему притеснения карелов и ингерманландцев в СССР и об их проблемах в современной России. Если финские власти так беспокоятся о судьбе ингерманландцев, почему разрешили им репатриироваться в Финляндию только в 1990-х? Чего ждали долгие десятки лет, если, по их словам, ингерманландцев Москва все эти годы постоянно унижала?

Центральной темой в рассказах об ингерманландцах в пропагандистском дискурсе Финляндии является тема сталинских репрессий. Но сталинские репрессии длились с десяток лет, а ингерманландцы жили в России веками. И что, нечего о них рассказать, кроме сталинских репрессий? Да и сталинские репрессии – вопрос идеологически сложный. Ингерманландцев при Сталине считали на фоне враждебного отношения Финляндии к СССР и нескольких попыток оттяпать Карелию в 1919-1920-х пятой колонной. Их выселяли в Сибирь, и сегодня Хельсинки утверждает, что репрессии были необоснованны.

Но вот что рассказывает о себе 93-летний ингерманландец Юхо Саволайнен в сборнике «Ингерманландцы – забытые финны», подготовленный Национальным музеем Финляндии на русском языке: «Я поступил добровольцем в финскую армию, поскольку был финном. И я был не один такой, в 6-м Отдельном Ингерманландском батальоне сражалось семьсот таких же ингерманландских парней, как и я». Финская армия воевала на стороне Гитлера, и советские власти подстраховались, перевезя ингерманландцев вглубь России. И как видно из признаний Саволайнена, очень предусмотрительно сделали.

Сегодня Финляндия пытается аккуратно использовать против России карельский вопрос, а вместе со Швецией и Норвегией – саамский. На просторах интернета орудует движение «Свободная Карелия» под лозунгом «Долой империю!». Существует информресурс «Меряния», пропагандирующий возрождение растворившегося ещё в старину финно-угорского народа меря.

Гражданское движение «Свободная Ингрия» призывает к отделению от России Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где компактно проживали финны-ингерманландцы. Окопавшееся на Украине движение «Свободный Идель-Урал» призывает к отделению от России Поволжья, Татарии и Башкирии. Как видим, недруги России всерьёз взялись за национальный вопрос, в т. ч. финно-угорский.

Россию хотят расколоть вдоль этнических границ и заставить потом образовавшиеся осколки конкурировать друг с другом. Так получилось после распада СССР, когда Азербайджан и Армения, Молдавия и Приднестровье, Грузия и Абхазия с Южной Осетией, Украина и Донбасс столкнулись с гражданскими и межнациональными войнами.

Запад и его клевреты в Киеве хотят швырнуть российских финно-угров в топку гибридной войны, развязанной против России. И от этого финно-угорская культура пострадает больше всего, ибо в запланированных для России западными стратегами конфликтах будут гибнуть дети отнюдь не этих поджигателей войны.

Владислав Макаров

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Главный редактор «Интертат.ру» Рамис Латыпов в своей авторской колонке, написанной для «Миллиард.Татар», полемизирует со сторонниками теории «чистых наций». Он считает, что неправильно не признавать или, тем более, стесняться финно-угорского компонента в этногенезе татарского народа. В «гонке наций» вперед выходит тот, чья идентичность более престижная и привлекательная, уверен наш постоянный автор.

Татары – имперский народ, а имперские народы не жили в изоляции

Публикация стенограммы круглого стола с участием историка Исмагила Гибадуллина в «Миллиард.Татар» вызвала определенный резонанс. Кому-то не понравились мнение о том, что татары, оказывается, ассимилировали марийцев.

Поскреби русского и… сами знаете, кого найдешь. То же самое можно сказать и о татарах. Но «ковыряющихся» в себе татар некоторые другие татары по каким-то причинам особенно недолюбливают. Почему-то все хотят считать татар автохтонным древним народом с «чистой» кровью (и совестью). Почему-то некоторых татар особенно бесит упоминание о наличии у них финно-угорских и чувашских корней.

Но посмотрите на происхождение татар — где они были, кто участвовал в их формировании, где жили древние булгары, древние татары… Да и территория Поволжья до появления татар никак не пустовала. Однако у марийцев отсутствуют сказки-легенды о народе-истребителе, который убивал всех подряд. Если бы поволжские тюрки так делали, такие легенды непременно существовали бы. А если такого явления не было, стало быть, финно-угорские народы просто ассимилировались.

Татары – имперский народ. А имперские народы не жили в изоляции, значит, и смешение народов происходило очень интенсивно.

Следы ассимиляции

Мне кажется очень забавным желание некоторых историков отрицать этот момент. Ну оглянитесь немного вокруг и увидите соответствующие следы.

Финно угорские народные сказки

Например, в моем родном Арском районе есть деревни, где некоторые жители до сих пор говорят о себе «без бит чирмешлэр» — «мы же черемисы». Нет, они не марийцы, они татары, разговаривают на татарском, слушают Салавата, устраивают Сабантуй, держат уразу, празднуют Курбан-байрам, любят чай. Если скажешь им, что они не татары, могут и обидеться. Как известно, татары немного горячий народ – могут «полезть на хлебную витрину», как говорят настоящие татары, то бишь дать по щам… Поэтому я название деревни не раскрою, вдруг кому-то из сельчан это покажется обидным. Но констатировать факт можно: следы недавно прошедшей ассимиляции есть, и они видны невооруженным глазом.

В одном из таких сел дома до сих пор строят, как в марийских деревнях. У татар перед домом принято обустраивать палисадник, а там этого нет. Не знаю где как, но марийцы в наших краях строят дома именно так. «Марийские» следы видны и в кухне, и в быту. Марийцы всегда ходили по грибы, тогда как у татар это было не принято.

Писатель Мухаммет Магдеев пишет в одном из своих произведений про голод. Есть там такой эпизод — в одном из татарских сел жители употребляют в пищу моллюски. «А почему нам нельзя?» — спрашивает голодный мальчик из соседней деревни. Ему отвечают: а мы татары. А им? Им-то можно… При том, что они тоже татары…

Знакомый составитель шежере рассказывал мне такой случай. К нему обратился известный кряшен, которого обижали слова о том, что кряшены появились в результате насильственного крещения. Он решил составить родословную и доказать, что крещенные татары (кряшены) существовали и до завоевания Казанского ханства. Но исследование показало, что кряшенская деревня была когда-то удмуртской… Узнав об этом, заказчик попросил изыскания не продолжать.

Когда татарское было престижным

Об этом нервно пишут и многие историки из финно-угорских народов: некоторые названия населенных пунктов прямо говорят о том, что здесь когда-то жили вовсе не татары… Эти названия деревень и рек понятны удмуртам или марийцам, а тюркам – нет… И такая же топонимика встречается в Удмуртии и Марий Эл. Да и наличие каких-то древних обрядов вроде бы доказывает древние корни жителей некоторых сел…

Есть и народные предания. Финно-угорские земли входили в состав Казанского ханства. Верхушка государства приняла ислам, разговаривать на татарском было престижно, «модно». То же самое происходит и сейчас практически с любым народом, исключая крупные – многие татары, чуваши, марийцы считают русский более престижным. Те историки, что бьют тревогу об этом, — почему они исключают такое явление в средние века и Новое время?

Финно угорские народные сказки

Не просто так же воевали марийцы за Казанское ханство — они считали это государство своим.

Татарско-марийское побоище

Но не надо думать, что все происходило очень гладко и массово. Сопротивление татарам, «очаги напряжения», как мы сейчас сказали бы, тоже были. Например, жители нашей деревни в свое время бежали на север Арского района, спасаясь от насильственного крещения, и поселились около маленькой речушки под названием Бужа. В преданиях народа осталась легенда, как из леса появилось много-много воинов, которые прогнали «басурман», то бишь наших предков… Пришлось оставить дома и переселиться южнее. Старики до сих пор помнят первоначальное место деревни, там до сих пор, говорят, растет крапива двудомная – вечный спутник человека, появляющийся там, где человек портит дерн. А говор жителей до сих пор отличается от местного.

Аксакалы показывали мне и место столкновения между деревнями Шоруньжа и Нижняя Ура. По преданиям, там, на речушке, произошла «битва» марийцев и татар – первые не хотели пускать вторых в свои земли. После побоища заключили перемирие и установили границу по реке: севернее татарам вход воспрещен! И в самом деле, севернее татарских сел в тех краях нет.

Татарин не перестанет быть татарином, если его прапрадед окажется марийцем, принявшим ислам

То есть это явление было. Странно его отрицать, считая татар народом без примесей.

Но не надо и преувеличить, как любят делать некоторые башкирские этномиссионеры, которые пишут о татарах как о марийцах, принявших ислам, вообще забывая о том, что «поскреби башкорта – найдешь угров и манси». Народ манси тоже когда-то жил на Южном Урале, но это тоже ничего не значит, было и было.

Финно угорские народные сказки

Поскреби татарина – выскребешь и черемиса, и удмурта, и мордвина, и чуваша, и, возможно, венгра. Это явление надо изучать, а не клевать историков, профессионально занимающихся этим направлением.

Да и татары должны спокойно реагировать на это, ровно так же, как и русские. Где жили русские в средние века и где они живут сейчас? А сколько народов просто растаяли внутри русского народа? Но русские от этого не перестают быть русскими. Мне это удивительно — не стыдятся же русские предков Пушкина из эфиопов или тюркского происхождения Колчака, а некоторые татары почему-то воспринимают такое в штыки. Татарин не перестанет быть татарином, если его прапрабабушка окажется удмуртской девушкой, вышедшей замуж за татарского джигита или прапрапрадед окажется марийцем, принявшим когда-то ислам.

Явление интересное, практически не изученное. И если мы хотим знать свою историю, надо его изучать.

Хвастаться своим «чистым» происхождением может только ущербный человек

Но, как у нас принято, закомплексованные люди начинают указывать другим на их «недостатки». Некоторые товарищи из интеллигенции еще не разучились посмеиваться даже над мишарским говором. Вот они и будут говорить: «Белэсенме, алар бит чирмешлэр…» (Знаешь, они же марийцы…»). При этом совершенно не понимая, что «поскреби» его – удивится сам.

Народы с малым количеством примесей можно, наверное, найти только в труднодоступных горных районах. Да и то, если посмотреть на более ранние периоды, то даже индейцы Америки вышли из Евразии. Да и в целом все люди братья.

Хвастаться своим «чистым» происхождением, пытаться унижать остальных может только ущербный человек, не знающий историю. Я считаю, что татары сильный народ, и большинство их восприняли информацию Исмагила Гибадуллина адекватно. То есть так, как следует – ученый-историк на то и ученый, чтобы говорить нам об истории. А устраивать из этого «большую политику» не стоит.

Финно угорские народные сказки

Почему нам надо это изучать? Во-первых, это наша история. Во-вторых, ассимиляция происходит и сейчас – но уже не в нашу пользу. Надо делать выводы. Даже завоеватели растворялись в народе с более высоким культурным уровнем. Посмотрите на китайцев, кого они только не переварили.

В истории ассимилировали народы с более высоким уровнем развития на тот период истории (на тот период!), здесь все решал интеллект, а не сила. Эти люди когда-то посчитали, что быть татарином круто, модно и престижно. И насколько мы знаем, татары, будучи «второсортным» народом империи, продолжали ассимилировать другие народы очень интенсивно — это явление прекратилось только после революции 1917 года.

Проявления нацизма

Значит, стать татарином в империи для этих народов было модно. Заниматься кузнечным делом татарам запрещали, но империя совершенно упускала при этом, что самая главная сила – интеллект. В битве на поле победить можно, а в такой «невидимой» войне – нет. Кстати, это доказали и евреи – сколько лет скитались по миру, но самосознание не потеряли.

Ровно так же стоит относиться и к выпадам горе-этномиссионеров из Башкортостана, которые пишут о татарах как о народе «из чувашей и финно-угров». Здесь несколько моментов. Презрение, сквозящее в этих усмешках, говорит о том, что мы имеем дело с проявлениями нацизма. Почему мы должны стыдиться того, что среди нас живут потомки марийцев, удмуртов, чуваш, мордвы? Татарский народ благодаря в том числе и этому имеет такую богатую и разнообразную культуру. Это не позорное явление, это похвала, признание, что татары оказались «привлекательным» народом.

Финно угорские народные сказки

«Спасибо деду»

Впрочем, звучат обвинения татар и в ассимиляции башкир в Башкортостане. Наверное, было такое. И здесь тот же ответ: если человек решил, что татарином быть престижно, что тут поделаешь?

Мы должны быть благодарны нашим дедам и бабушкам за то, что они сохранили наши язык, культуру, обычаи и донесли их до нас. А если среди них были люди других национальностей, то мы вдвойне им благодарны — они культурно обогатили нас и были такого высокого мнения о татарах, что решили воспитать татарами своих детей.

Ну и самое главное. Хвастаться можно только тем, чего ты сам лично добился. А если человек хвастается своим «чистокровным прошлым», «блестящим шежере» — значит, ему нечем больше гордиться. Свои достижения ничтожны, вот и хвастается чужими – то бишь своих дедов и прадедов, которые жили в изоляции и кроме представителей своего народа ни с кем не общались, не влюблялись, не изучали языки и прочее…

Удивительно, как мало нам иногда известно о собственной родине. Подробно изучая в школах историю чужих государств и потом совершая ежегодно десятки перелётов с одного континента на другой, о своей родной стране мы иногда знаем лишь какие-то обрывки. Так, объездив добрую часть мира, побывав более чем в шестидесяти странах и где-то глубже, где-то поверхностей погрузившись в их культуру, я до недавнего времени почему-то ничего не знал о Русском Севере. Нет, мне, конечно, было известно про Кижи, Вологду, Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, но этим мой багаж знаний в целом ограничивался. Поэтому, когда в 2018 году я начал подробно изучать историю этого региона, некоторые факты меня не просто удивили — шокировали. Например, именно на Русском Севере за полтора столетия до Петра I и его «окна в Европу» завязались дипломатические и торговые отношения России с Западом, а архангельский порт до основания Санкт-Петербурга давал почти две трети от всех поступлений в русскую казну. Впечатляет, правда?

Современный Русский Север — понятие этнокультурное. У него нет определённой географии, нет чётких границ. Но испокон веков всем своим естеством связанный с водой, озёрами — Онежским, Белым, Водлозером, Кенозером, реками — Онегой, Северной Двиной, Пинегой, Мезенью, и, конечно, «дышащим» Студёным морем, он всё же существует. Там, вдали от музеефицированных кижских деревень, широких вологодских проспектов и могучих каменных обителей, на озёрных и речных угорах высятся старинные деревни, те самые, про которые когда-то мне, тогда ещё мальчишке, рассказывали мои бабушка с прабабушкой, читая перед сном народные сказки. Мальчик вырос, и сказки оказались былью: оные деревни стоят и поныне. И теперь, посетив огромное их количество, я точно знаю, что именно там промеж вековых сосен и тёмно-бурых болот витает тот самый русский дух, а в окружении священных рощ, рядом с мрачными покосившимися от времени старинными часовнями и обвешанными тканью будто неведомые языческие святыни православными заветными крестами хранится культурный код русской нации. И главные его хранители — не изъеденные столетиями бревенчатые стены огромных северных изб-исполинов и не музейного вида амбары, мельницы и колодцы, а люди, удивительно открытые и невероятно добрые, такие какими когда-то были все мы, пока не заблудились и не очерствели в суетливых закоулках мегаполисов…

В древности весь север Европы от Ботнического залива до Уральских гор был густо заселён финно-угорскими племенами. В сагах викингов, совершавших набеги на своих дракарах в устье Северной Двины, этот край ассоциировался с несметными богатствами (читай: серебряными слитками и монетами) и назывался Бьярмией. Под этим же названием он, например, обозначен на Carta Marina, древнейшей карте Северной Европы, выпущенной в Венеции под началом шведского географа Магнуса Олафа в 1539 году.

Carta marina et descriptio septentrionalium terrarum

По одной из версий Бьярмия — не что иное как искажённое название Перми, средневекового полумифического финно-угорского государства, существовавшего в X-XI веках на стыке бассейнов Северной Двины и Камы и даже, возможно, имевшего своей столицей Холмогоры, а позднее разделившегося на Пермь Вычегодскую (Малую или Старую) с центром в Усть-Выми и Пермь Камскую (Великую) с центром в Чердыни. К слову, само слово «Пермь» — скорее всего тоже имеет финно-угорские корни, происходя от словосочетания perä mаа — «задняя (читай: дальняя) земля». Ну, то есть, если по нашему, — ебеня.

В X веке в поисках пушнины — куницы, соболя и прочих бобров — на эту землю пришли новгородцы. С тех пор началась тысячелетняя история освоения этого сурового края славянами, которая продолжается и в наши дни.

В то далёкое время дорог не было, а транспортными артериями выступали реки. Чтобы попасть из одной речной системы в другую суда приходилось волочить по земле. Такие сухопутные перемычки назывались перетасками или волоками. Проложенные через водоразделы речных систем кратчайшим маршрутом они имели среднюю протяжённость около 5-6 километров. А благодаря новгородским писцовым книгам мы даже знаем их древние названия: Гостин Немецкий — ведший из Вытегры в Ковжу и ныне переродившийся в Волго-Балт, Кенский и Ухтомский (известный так же как Красный) — позволявшие попасть соответственно из Онежского и Белого озёр в реку Онегу, и, конечно, знаменитый Славенский волок — много веков связывавший Шексну с бассейном Северной Двины, известный в наши дни как Северо-Двинский водный путь.

Традиционным транспортом новгородцев тогда были ушкуи — лёгкие и быстроходные сосновые лодки, адаптированные как для преодоления мелководных верховьев рек, так и для волочения по суше. Управляли ими ушкуйники, по сути — те же дружины викингов только русского разлива, в задачи которых входило изучение новых земель, сбор дани с уже известных и прочие опасные предприятия.

Справедливости ради замечу, что система северных волоков была изобретена не новгородцами: все эти пути существовали задолго до их прихода, что хорошо заметно по сохранившейся в их окрестностях финно-угорской «путевой» топонимике, основанной на древних корнях matk — «дорога, поход» и uht — «соединение, протока». Но всё-таки именно новгородские промысловики начали использовать волоковые маршруты по полной программе, попадая с их помощью, будто через сказочные порталы, в богатые пушным зверем северные леса. Так как край, который мы с вами теперь называем Русским Севером, для наших предков находился за волоками, они называли его Заволочьем. А встреченные ими финно-угорские племена, населявшие ту землю и говорившие на незнакомом языке, — чудью, в летописях — «заволочской», в легендах — «белоглазой».

«Повесть временных лет» отводит чуди (читай: финно-уграм) на карте Северо-Восточной Европы того времени одно из главенствующих положений. В летописи довольно однозначно сначала упоминаются «русь» и «чюдь», и лишь потом — все остальные (включая заволочскую чудь, выделенную в отдельный этнос):

Въ Афетовi же части сѣдить русь, чюдь и вси языцѣ: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, cѣтьгола, либь.

Лингвистически этноним «чудь» принято относить к славянскому слову tjudjь — «чужой», происходящему в свою очередь от готского Þiudа — «народ». Так Германский историк Иордан в своём трактате «О происхождении и деяниях гетов», созданном в VI веке, перечисляя завоевания жившего за два века до него короля Германариха, помимо явно финно-угорских aestorum (эстов), merens (мери), mordens (мордвы) и древнеславянских sclaveni (склавенов) и antes (антов) упоминал также venethi (венедов, давших современное название России на финском — Venäjä) и наконец thiudos (чудь). То есть этот народ уже существовал как минимум за пятьсот лет до призвания Рюрика. Перекликающееся с древнеславянской лексемой «чудити» — удивлять и родственной ей словом «кудесь» — колдовство (отсюда же — «кудесники», «чудеса» и «чудаки»), понятие «чудь» в дальнейшем заняло своё место и на этнографической карте России: так до 1917 года официально именовали вепсов и сету.

Первым русским городом на севере считается Белозерск (в прошлом — Белоозеро) — стратегический «транспортный хаб» Новгорода, основанный на пересечении сразу трёх важнейших волоковых путей — Гостин Немецкого, Красного и Славенского — и ещё в 862 году, если верить «Повести временных лет», отданный во владение легендарному брату Рюрика Синеусу:

И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю Русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ.

И хотя историчность Синеуса — вопрос дискуссионный, а появление Белозерска согласно археологическим исследованиям датируется лишь серединой X века, сути это не меняет: именно Белое озеро стало плацдармом, с которого в XI-XII веках продолжилась экспансия русских в Заволочье.

В церковном уставе князя Святослава Ольговича 1137 года упоминается почти два десятка новгородских погостов «за волоком», платящих дань в княжескую казну. А в договорной грамоте Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичем 1270 года Заволочье уже фигурирует как самостоятельная новгородская волость. Примерно в то же время формируются первые русские города к северу от водораздела бассейнов Белого, Балтийского и Каспийского морей — Каргополь и Вологда. Проживавшая в окружающих их лесах заволочская/белоглазая чудь была вовсе не в восторге от новых незваных соседей, которые к тому же время от времени пытались обложить её данью, поэтому встречала последних во всеоружии. Старики в некоторых деревнях до сих пор хранят легенды и о кровавых битвах между чудскими и новгородскими воинами, бывших обыденным делом лет эдак восемьсот назад, и о страшных набегах чуди на Белозерск и Каргополь, когда последняя сжигала на своём пути славянские селения, уводя женщин, убивая мужчин и поедая детей. Да, тысячу лет назад некоторые финно-угорские племена практиковали ритуальный языческий каннибализм, чем наводили ужас на первых новгородских переселенцев, хоть и бывших незадолго до этого точно такими же язычниками, но куролесивших в те славные время явно скромнее.

За несколько веков этнокультурный состав региона кардинально изменился. Одни финно-угры пали в битвах. Другие бежали от славянских колонизаторов, уйдя на запад и восток и став там прародителями современных карелов, вепсов, саамов и коми. Те, кто остались, смешивались с всё вновь прибывавшими новгородцами, и немного псковичами, а начиная с XIV века — с московитами, так что уже к XVIII веку полностью ассимилировались, превратившись в обособленные этнокультурные группы русских (как например: водлозёры). Хотя термин «чудь обруселая» всё же продолжал встречаться в различных исторических документах вплоть до начала 1900-х годов. Например, в церковной летописи Лёкшмозерского прихода ещё во второй половине XIX века отмечалось, что местные прихожане — «не чисто русского племени, а смесь русско-чудского, хотя элементы русского типа преобладают». И даже в ходе проведённой в 1949 году Академией наук СССР экспедиции было отмечено, что жители «обрусевшей» деревни Труфановой на Лёкшмозере «внешне более светлы по цвету волос и глаз», чем жители соседних деревень, причём у последних существовало особое прозвище для своих соседей — «казара некрещёная», в том смысле, что это какое-то особое «старинное племя».

Богатство Заволочья пушным зверем, бывшим «нефтью», а скорее даже «биткоином» того времени, вкупе с полными рыбы озёрами и реками привлекало сюда всё больше переселенцев. Особенно этот процесс ускорился в конце XIII века, когда в холодные, но безопасные северные края устремились земледельцы, пострадавшие от набегов Золотой Орды. Вдоль сложившихся водных путей и их ответвлений словно грибы после дождя росли новые и новые русские деревни свободные от монголо-татарского ига. В условиях сурового северного климата местные земледельцы были в состоянии кормить лишь собственные семьи, поэтому на Русском Севере никогда не существовало помещичьего крепостного права, хотя государственное с монастырским вполне себе процветали. Более того — церковные поборы в иной раз доводили некоторые поселения практически до разорения, однако жившие в них заволочские крестьяне оставались вольными как выбирать место своего проживания, так и род своей деятельности.

В XV веке Новгородская республика оказалась завоёвана Московским княжеством, став одним из столпов новообразованного Русского царства. Вместе с переносом политического центра из Великого Новгорода в Москву изменились и торговые пути: если раньше они пролегали по Онежскому озеру и рекам Водле и Вытегре, то с XV века их основной вектор сместился на Волгу и Северную Двину. Вместе с этим начался бурный рост городов, расположенных в Заволочье (всё так же остававшегося «за волоками», правда теперь относительно не Онежского озера, а Волги): Вологды, которую Иван Грозный в какой-то момент даже думал сделать столицей своей опричнины, пока в местном кафедральном соборе «нечто» не упало ему на голову, Тотьмы, Великого Устюга, Сольвычегодска, Холмогор. Этому способствовало развитие солеварных промыслов, сначала колодезных в Нёноксе и Луде, потом глубинных — в Тотьме и Сольвычегодске.

В 1553 году к Нёноксе подошёл английский корабль, возглавляемый капитаном Ричардом Ченслором, искавшим короткий путь из Англии в Китай. Предприимчивый англичанин быстро скумекал, что раз уж с Поднебесной ошибочка вышла, то можно и с «Государем, Царём и Великим Князем всея Руси» познакомиться — не возвращаться же домой с пустыми руками. Добравшись с Белого моря до самой Москвы, он не только смог добиться там аудиенции Ивана Грозного, но и выпросил у последнего право беспошлинной торговли для подданных английской короны во всех русских городах. В результате ещё за полтора века до Петра I и его «окна в Европу» англичане начали торговать с Россией через «дверь» — Новохолмогоры, которые с 1596 года стали известны как Архангельск. Разведанный Ричардом Ченслором северный торговый маршрут из Лондона в Москву всего за несколько десятилетий превратился в один из наиболее загруженных купеческих путей европейского континента, а основанный для его обслуживания Архангельск, на следующие полтора века ставший для европейцев парадным входом в Россию, вскоре стал главным источником доходов русской казны. В лучшие годы местный порт за сезон принимал свыше четырёхсот крупных торговых судов, а в самом городе действовали торговые представительства англичан и голландцев, которые в те годы знали про «Город доски, трески и тоски» гораздо больше чем про «Белокаменно-златоглавую».

Вторая половина XVII века — «золотой век» Заволочья. В расположенных на Северной Двине деревнях зарождаются народные промыслы, в городах развивается каменное строительство. В болотах под Сольвычегодском англичане разворачивают выплавку железной руды (которую, правда, у них в лучших российских традициях довольно быстро «отжимают» «новые русские» промышленники Строгановы). Тотьма и Великий Устюг — кузницы первооткрывателей. Отсюда начинаются исследовательские экспедиции сначала в Зауралье, потом в Сибирь, наконец — в Америку (например, Форт-Росс в Калифорнии был основан тотемским мещанином Иваном Кусковым).

В 1703 году уже упомянутый выше Пётр I основал Санкт-Петербург, ставший по сути Новым Архангельском, после чего царским указом вся торговля была принудительно перенесена в младшую столицу. Так Заволочье, бывшее до этого одним из важнейших экономикообразующих регионов, в одночасье оказалось на периферии российской истории. Молниеносно превратившись в медвежий угол, оно словно впало в спячку: все стороны жизни местного населения будто законсервировались. В немалой степени этому способствовали старообрядцы, не принявшие нововведений патриарха Никона и с начала XVIII века активно устремившиеся именно в Заволочье. Так очень скоро Русский Север превратился в живой заповедник исчезнувшей к тому времени в остальных регионах Российской империи старорусской допетровской культуры, вплоть до революции оставаясь примером свободного общества, основой жизни которого была крестьянская волость.

Сам термин «Русский Север» впервые был введён в обиход лишь в 1890-х годах. Считается, что первым его использовал архангельский губернатор Александр Энгельгардт. Однако и сейчас, полтора столетия спустя, этот регион, пропитанный с одной стороны отзвуками далёких языческих времён, с другой — философским аскетизмом православного средневековья, остаётся не только уникальнейшим заповедником русского деревянного зодчества, но и кладезью каким-то чудом доживших до наших дней древнеславянских традиций, обычаев и обрядов. Северные народные ремёсла и промыслы — от росписи, которой здесь насчитывается чуть ли не полтора десятка различных школ, до каргопольской глиняной игрушки, от вологодского кружева до мезенской резьбы по бересте, от великоустюжского чернения по серебру до холмогорской косторезной школы — на удивление не просто живы, но и бережно хранятся северными мастерами, передаваемые из поколения в поколение словно священные реликвии.

Если говорить о географии Русского Севера, то в современном понимании этот регион выглядит следующим образом. На востоке он граничит с заколдованным краем лесного народа — коми. На северо-востоке, где за Козьминым перелеском начинается бескрайная Канинская тундра, расположен таинственный мир шаманистов ненцев, посреди которого на одном из рукавов дельты Печоры в 1499 году был основан ныне почивший в бозе Пустозерск. А вот главный полуночный форпост православия — Соловецкий монастырь и в наши дни вполне себе здравствует, хотя ведшаяся некогда через «дышащее» Белое море торговля между поморами и норвежцами, от которой обитель неплохо так кормилась в былые времена, давно уже тоже сошла на нет. К северо-западу от Заволочья расположены древние земли саамов, кого последние полтора века неплохо так теснят пришлые с Печоры оленеводы коми-ижемцы. Западный рубеж Русского Севера проходит по бывшей границе Олонецкой губернии и Великого княжества Финляндского, где русский мир плавно перетекает в близкий к нему по культуре, но кардинально отличающийся по духу карельский. Юго-запад — бассейн реки Свирь, бывшая столица Олонецкой губернии город Олонец, и ладожские православные форпосты — Валаамский и Коневецкий монастыри. Южная граница Русского Севера проходит от Тихвина, с севера граничащего с мистическим Вепсским лесом, далее по Тихвинско-Соминскому волоковому пути, бассейнам Суды, Шексны, и верховьям Северной Двины — Сухоне, Югу и Лузе.

Карта-схема Русского Севера

Много веков местные крестьяне считали Русский Север центром своего мироустройства. Согласно поморским сказаниям, Земля, окружённая небом, покоится на семи больших и семи маленьких китах, которые когда шевелят хвостом или хребтом, вызывают землетрясения. На восточной её стороне находится тёплый край, населённый православными христианами. Их ближайшие соседи — язычники: финно-угры и ненцы. На периферии живут нехристи и иноверцы: на западе — англичане и немцы (так поморы называли всех жителей континентальной Европы), на юге — арабы. Край поморской ойкумены был заселён всякими сказочными существами — карликами и одноногими чудищами.

Если вспомнить про неславянское прошлое Русского Севера, то его и сегодня выдаёт местная топонимика: в названиях рек, озёр, поселений повсеместно встречаются финно-угорские корни и суффиксы, все эти чужеродные для русской культуры «ухт», «уфт», «ма», «ньга», «кса», «гда», «гра», «нема» и прочие. Причём некоторые исследователи разносят их на два независимых слоя: более древний — близкий саамскому, и более поздний — близкий вепсскому. И даже в типично славянских названиях — нет, нет да и проскочат отсылки к событиям давно минувших дней, как например в прилузской деревне Чучёры (где «чудь одержала победу над ратью») и мезенских деревнях Чуласа (где «чудь лагерем стояла») и Чучепала (где «чудь пала»).

С трудом отвоёванный православными миссионерами у финно-угорских колдунов этот край однако до наших дней сохраняет свою языческую сущность. С одной стороны жители Русского Севера испокон веков боялись вепсских, карельских, саамских и коми ведунов. С другой — всегда относились к ним с большим уважением, чтили их иноверную силу и даже пытались использовать её в своей жизни, приглашая тех на свои обряды — свадьбы и похороны.

Широко известные нам из русских сказок предания про домовых, дворовых, леших, водяных, а также явно языческие обычаи и ритуалы, веками не просто уживающиеся с христианством, но и дополняющие его — все они также перекочевали в русскую культуру от финно-угров. И в то время «как наши космические корабли бороздят просторы вселенной», жители некоторых северных деревень, в том числе молодёжь, знают, что нужно делать при встрече с «хранителем леса» или как задобрить капризных «озёрных духов», а когда захворают — идут не к доктору, а к поклонному кресту, на который подвязывают элемент одежды с больной части тела.

Лингвистическое наполнение Русского Севера не менее интересно, чем все остальные: так и не стёршиеся за века финно-угорские слова и выражения, где-то сохранившиеся в оригинале, где-то изменённые до неузнаваемости, также до сих пор используются в речи, превращая последнюю в какой-то таинственный шифр, смысл которого недоступен для непосвящённых.

Но, конечно, главная характерная черта Русского Севера — деревянное зодчество. Каждая постройка северной деревни, будь то изба или амбар, мельница или колодец, храм или кладбищенская ограда, каждая её деталь, изящная, сугубо функциональная и оттого аскетичная, хранит в себе саму суть пусть непритязательной внешне, однако духовно богатой крестьянской жизни, полной с одной стороны тяжёлого осознанного труда, с другой — радости самого земного существования, с третьей — гармонии с окружавшей природой.

Александр Викторович Ополовников, советский архитектор и реставратор, посвятивший изучению и сохранению северного зодчества всю свою жизнь, называл Русский Север «страной зодчих». Действительно, обычный топор в руках простых северных мужиков был не столько орудием производства, сколько инструментом творчества, словно резец скульптора или кисть художника. И поныне на Русском Севере можно встретить до сих пор используемые по назначению погосты-тройники, мосты — ряжевые и подвесные, колодцы — ступальные и журавли, ветряные мельницы — столбовки и шатровки, амбары, иногда составленные в целые амбарные улицы, и, конечно, бревенчатые дома — от небольших, с изысканной резьбой и росписями на фасадах, до огромных в несколько этажей, с просторными поветями и взвозами, по которым на второй этаж иногда могла заехать запряжённая парой лошадей гружёная телега.

Возможно, вы скажете, что для этого не надо ехать в глушь, всё это можно увидеть в музеях — в Кижах, в Малых Корелах, в Семёнково. Да, но нет. Деревянную архитектуру Русского Севера — будь то устремлённый к небу храм либо приземистая поморская изба — всегда нужно рассматривать исключительно в связке с опоясывающим её ландшафтом. Любой северный зодчий, создавая своё творение, всегда старался максимально гармонично вписать его в окружающий мир, поэтому ценность каждого отдельно взятого строения на севере — не только в его архитектурных решениях, но и в их гармонии с природой. И как раз эта гармония превращает зодчество Русского Севера в уникальный феномен, выделяя его на фон многочисленных сохранившихся деревянных памятников других регионов России и мира.

В то же время если эту едва уловимую связь нарушить, перенеся какое-нибудь здание в музей, единая композиционная ценность, заложенная при его строительстве мастером и включающая в себя в равной степени и архитектурную и ландшафтную составляющие, сразу окажется утеряна. Именно поэтому здания в музеях деревянного зодчества часто выглядят искусственно: пусть они и оригинальны, и им много-много лет, но построенные изначально в совершенно других местах и в окружении иных ландшафтов эти памятники деревянного зодчества без исходного природного дополнения теряют значительную часть своего смысла и значения, оставляя лишь архитектуру, пусть и гениальную, но без первозданного окружения будто осиротевшую.

Как раз поэтому я вот уже несколько лет подряд организовываю экспедиции по отдалённым уголкам Русского Севера: ведь только там, в затерянных среди бездорожья деревнях, где все эти почерневшие от времени избы, амбары, мельницы и церкви до сих пор стоят на своих исконных местах, можно отыскать то, чего не встретить ни в одном из современных музеев, — уникальную сформированную веками связь между северным зодчеством и северной же природой.

Деревня Чикинская

Прямо сейчас древнее Заволочье вымирает. Этот процесс начался не сегодня и даже не вчера, он тянется вот уже сто пятьдесят лет. Однако именно в последние годы его движение происходит такими семимильными шагами, что буквально через несколько десятилетий знакомиться с Русским Севером придётся либо в музеях, либо по книгам.

Каждый год с карты исчезает по несколько деревень. Старики — последние хранители древних традиций — умирают, молодёжь устремляется кто в областные центры — Архангельск, Вологду, Петрозаводск, кто — сразу в Санкт-Петербург и Москву, за тем, чтобы никогда больше не вернуться.

И их можно понять: в той же Архангельской области, крупнейшем лесозаготовительном регионе Европы, местные жители банально не могут достать себе на зиму дров. Весь лес идёт на экспорт, причём масштабы вырубок шокируют — они тянутся вглубь тайги на сотни километров. Взгляните на спутниковые снимки на картах в Яндексе или Гугле — и вы ужаснётесь: вся Карелия, значительная часть Вологодчины, Коми, Архангельская область — лес вырубается везде, иногда — заповедный, как, например, на Онежском полуострове или в Кенозерском национальном парке. А ведь та же Архангельская область — ещё и алмазная столица Европы: в Мезенском районе находятся крупнейшие в этой части света месторождения, и на них ведётся активная добыча алмазов карьерным способом.

И вот с одной стороны — лес, драгоценные камни, дары моря. Кажется — регион должен процветать. Но нет. Нет дорог: многие деревни Русского Севера большую часть года отрезаны от Большой земли, и добраться до них можно либо авиацией, либо по воде, либо в феврале-марте, когда накатываются зимники. Нет работы: чтобы прокормить свои семьи, мужчины из деревень вынуждены уезжать на вахты — кто поближе, на лесозаготовки, кто подальше — на нефтяные заработки в Харьягу. Люди здесь буквально выживают, и в этой ситуации, очевидно, что до сохранения культурного и архитектурного наследия дело доходит крайне редко. Одни мрази воруют из церквей каким-то чудом пережившие советскую власть старинные иконостасы, другие — эти самые церкви поджигают, третьим — вообще на всё наплевать. Многие из древних зданий, которым по 100–150 лет, — даже охранного статуса не имеют, хотя, если начистоту, толку от него всё равно никакого, скорее вред. Пока здание не признано памятником — его могут восстанавливать неравнодушные местные жители, или же волонтёры из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. А вот если вдруг какое-нибудь строение признаётся объектом культурного наследия, или, что обычно ещё хуже, передаётся в собственность РПЦ — пиши пропало, шансов на сохранение у него в большинстве случаев не остаётся.

Так и выживает Русский Север, брошенный, но не сломленный, поддерживаемый лишь своим небесным хранителем Святым Миколой да редкими энтузиастами, удивительной чистоты и искренности людьми, со многими из которых мне за последние несколько лет посчастливилось познакомиться. И в ближайшие месяцы я буду вам об этом удивительном крае ещё неоднократно  рассказывать. Ну а пока мои уже опубликованные статьи о нём можно посмотреть по тегу «Русский Север».

Не переключайтесь, будет интересно!

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа.

Племена из глубины веков

На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету. Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья.

Еще готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордвы), плативших дань вождю Германариху. Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те, и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины.

Конкуренция за ресурсы не была обострённой. Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена — гаплогруппой R1A, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство. Именно эти два этнических субстрата — балтский и финно-угорский — оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более, если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были по данным археологии либо наполовину, либо целиком балтскими.

Фактически, полностью славянскую идентичность можно увидеть лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре. Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские — это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового. Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке.

Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли. Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.

«Славяне — важнейшие из ее племен — принадлежат к Европе. Восток и юг ее наполнен еще и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, — отмечал Ушинский. — Оно так давно живет в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам ее севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это — какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские — все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Творчество этнофутуристов

Этнографы и художники, музыканты и поэты, интересующиеся темой этногенеза русского народа, объединились в культурное движение этнофутуристов. Этнофутуризм как целостное направление в искусстве возник в Эстонии в 80-х годах XX. Распространившись в России, в основном в регионах с финно-угорским населением (Удмуртия и Марий Эл), этнофутуризм сделал акцент на возрождение этнических особенностей регионов с ассимилированным мерянским, муромским, мещерским и чудским населением. Этнофутуристы пытаются связать миры финно-угорских предков русских с современными реалиями российского общества. Известный художник Андю Мерянь сделал многое для популяризации и актуализации русского фольклора, имеющего глубинные финно-угорские ментальные корни и культурные коды.

Финно-угры — одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 народов финно-угорского происхождения. Финская «Калевала» вдохновляла Толкиена, а ижорские сказки — Александра Пушкина.

Кто такие финно-угры?

Финно-угры — одна из самых крупных этно-языковых общностей на территории Европы. К ней относятся 24 народа, 17 из которых проживает в России. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами.
Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Общая их численность на сегодня оценивается в 25 миллионов человек. Из них венгоров около 19 миллионов, 5 миллионов финнов, около миллиона эстонцев, 843 тысячи мордвы, 647 тысяч удмуртов и 604 тысячи марийцев.

Где живут финно-угры в России?

Учитывая нынешнюю трудовую миграцию, можно сказать, что везде, однако самые многочисленные финно-угорские народы имеют в России свои республики. Это такие народы как мордва, удмурты, карелы и марийцы. Есть также автономные округа ханты, манси и ненцев.

Коми-Пермяцкий автономный округ, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У финно-угров вепсов в Карелии есть своя национальная волость. Ингерманландские финны, ижора и селькупы автономной территории не имеют.

Москва — финно-угорское название?

По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.

Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».

Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.

Такие разные финно-угры

Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отношении, ни в антропологическом. По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп. В Пермско-финскую подгруппу входят коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финская группа — это мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы.

К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует.

О чем говорят гаплогруппы

Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).

Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.

Какие сказки нам читали

Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.

Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе «Сказки о царе Салтане» — сказка «Чудесные дети» из вепсской традиции (вепсы — малочисленные финно-угорский народ).

Первое большое произведение Пушкина, поэма «Руслан и Людмила». Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги «Финский альбом» также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.

Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина — «nainen».

Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.

  • Финка национальность как пишется
  • Финно угорские сказки с картинками
  • Финист ясный сокол это сказка какая
  • Финист ясный сокол тип сказки
  • Финист ясный сокол сказка герои сказки