Финист ясный сокол тип сказки

Инфоурок литература презентациипрезентация символика волшебной сказки финист ясный сокол 5 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ» 5 класс

Финист ясный сокол тип сказки

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Финист ясный сокол тип сказки

  • 2 слайд

    РАЗМИНКА

    Описание слайда:

    РАЗМИНКА

  • 3 слайд

    Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели

    Описание слайда:

    Героиня какой сказки принесла
    хозяевам драгоценный предмет,
    но они не сумели его сберечь?
    Курочка ряба

  • 4 слайд

    В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и об

    Описание слайда:

    В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено
    и жестоко наказано?
    «Волк и семеро козлят»

  • 5 слайд

    Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные гор

    Описание слайда:

    Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну. 
    Яблоко

  • 6 слайд

    СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ»Сказка ложь,да в ней наме

    Описание слайда:

    СИМВОЛИКА
    ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
    «ФИНИСТ
    ЯСНЫЙ – СОКОЛ»
    Сказка ложь,
    да в ней намек —
    добрым молодцам — урок.
    Пусть намеков в сказке много,
    Не судите ее строго.
    Сказка учит всех людей
    Быть мудрее и добрей.
    Сказка — не обман, а тайна,
    Не напутайте случайно.
    Сказка – кладезь, ясный свет,
    На любой вопрос ответ.
    Добрый молодец, давай,
    Книгу сказок открывай!
    Ты получишь наслажденье
    За волшебным этим чтеньем!

  • 7 слайд

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКАЛетят три пичужки через три пусты избушки.Какие рабоч

    Описание слайда:

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
    Летят три пичужки через три пусты избушки.
    Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке?
    [З С Ш]
    Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой?
    В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3

  • 8 слайд

    Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они

    Описание слайда:

    Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они бы хотели. Две старшие дочери попросили новые шарфы и украшения, в то время как добрая и скромная дочь по имени
    Мария попросила его принести
    перо Финиста сокола.
    Торговец в конце концов выполнил все их желания, и в комнате младшей дочери перо
    волшебным образом превратилось в прекрасного принца, и они влюбились друг в друга.

  • 9 слайд

    Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но одн

    Описание слайда:

    Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но однажды ее ревнивые сестры увидели его и вонзили острые ножи и шипы в оконную раму. Марья спала и ничего не слышала. Финист повредил крылья, не мог прийти в свою комнату и должен был улететь далеко в другое королевство. Марья плакала
    и решила найти его. Три
    добрые старушки помогли
    ей и дали ей серебряную
    тарелку, золотое яйцо,
    золотую иглу, но
    предупредили, чтобы она
    не продавала эти подарки.

  • 10 слайд

    Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса

    Описание слайда:

    Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса хотела, чтобы он женился на ней. Днем Марья начала работать во дворце, а ночью играла с подарками от старушек. Принцесса хотела их купить, но Марья отказалась продавать. Вместо этого она предложила их принцессе в обмен на свидание с Финистом ночью.
    Хитрая принцесса согласилась, но добавила немного снотворного в еду Фениста.

  • 11 слайд

    Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось тольк

    Описание слайда:

    Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось только в третий раз, когда ее слеза упала на его щеку и обожгла его.
    Они обнялись и поцеловали друг друга, и покинули дворец. Они вернулись в ее родной город, простили сестер Марии и поженились.

  • 12 слайд

    Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?

    Описание слайда:

    Какие события повторялись
    в сказке о Финисте по 3 раза?

  • 13 слайд

    Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулс

    Описание слайда:

    Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:
    — Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину.
    Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.
    Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.
    Тогда Финист — ясный сокол говорит:
    — Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?
    Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.
    И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
    Какие эмоции вы ощущаете?
    Чем вызваны эмоции?

  • 14 слайд

    ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ? Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либ

    Описание слайда:

    ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?
    Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, какую-то идею, объект, животное, признак.
    Символика – совокупность символов.
    Какие ещё символы
    вы знаете?

  • 15 слайд

    С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Яс

    Описание слайда:

    С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»?
    Что они обозначают?
    Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы
    для всех людей.

  • 16 слайд

    ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧ

    Описание слайда:

    ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?
    Первый символ – это
    пёрышко Финиста
    Ясна – сокола.
    ЧТО ЖЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЁРЫШКО?

  • 17 слайд

    А алмазная булавка в косе Марьюшки? «Три пары башмаков железных», «три посох

    Описание слайда:

    А алмазная булавка
    в косе Марьюшки?
    «Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных»,
    «три хлеба каменных»?

  • 18 слайд

    ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТАВечером прилетел

    Описание слайда:

    ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТА
    Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары
    железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует.
    Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» 

  • 19 слайд

    ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИ

    Описание слайда:

    ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮБИМОГО?. ПОЧЕМУ РАЗБУДИТЬ ЕГО СМОГЛА ТОЛЬКО «ГОРЮЧАЯ СЛЕЗА»? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?
    Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.

  • 20 слайд

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же м

    Описание слайда:

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
    Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же мы черпаем из сказки мысль о том, что своей цели надо всегда добиваться.
    За свою любовь нужно бороться до конца, не замечать преград на своем пути, не отступать и поддаваться страху.
    Любовь не купишь за деньги, она не продается. Только верное сердце заслуживает настоящей любви.

  • 21 слайд

    Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка

    Описание слайда:

    Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка
    очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы».
    Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

В презентации рассматривается вопрос символики русских народных сказок на примере волшебной сказки «ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ». Работа на уроке начинается с повторения (небольшой тест). Учащиеся учатся анализировать, рассуждать. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь . Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.В основе презентации лежит урок Матвеевой Оксаны Михайловны, г. Благовещенск.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Тема:
Русские народные сказки

Похожие материалы

  • Статья «Нестандартные приемы начала урока как средство создания устойчивой мотивации на уроках русского языка и литературы»

  • Выступление на педагогических чтениях «Истоки духовного мужества»

  • Урок литературы в 5 классе на тему «В. Астафьев » Васюткино озеро» Пучкова Наталья Александровна МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина Пензенской области Белинского района

  • М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звуча¬ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде¬ленной любви в лермонтовской поэзии. 10 класс

  • Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». 10 класс

  • «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина. 10 класс

  • Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по¬этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

  • Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по¬этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). 10 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454851 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

На чтение 9 мин. Просмотров 22 Опубликовано

Русская народная сказка «Финист — ясный сокол» в обработке А. Платонова Жанр: волшебная народная сказкаГлавные герои сказки «Финист — ясный сокол» и их характеристика 

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист — ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные

План пересказа сказки «Финист — ясный сокол»

  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста — ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Финист — ясный сокол» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки «Финист — ясный сокол» Любовь не купишь и не продашь.Чему учит сказка «Финист — ясный сокол» Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.Отзыв на сказку «Финист — ясный сокол» Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.Пословицы к сказке «Финист — ясный сокол» Дорогу осилит идущий. Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.Краткое содержание, пересказ сказки «Финист — ясный сокол» Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые. Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола. Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули. Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь. Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет. Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет. Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала. Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают. Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот. Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа — баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце

Рисунки и иллюстрации к сказке «Финист — ясный сокол»

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако,  Марьюшка  отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся. 

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста — ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи,  никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь.  Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист — ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный.  Но не хочет отдавать колдунья Финиста — ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Оцените произведение: Голосов: 263

Читать краткое содержание Финист — ясный сокол. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Финист — ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Принц и нищий Марк Твен

    В романе рассказывается про двух личностей, одна из которых – принц, а другая – нищий. Пути обоих мальчиков пересекаются, и они меняются как бы своими именами и положениями в обществе

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь

    Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_27.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/finist-yasnyj-sokol-skazka

ЧОУ ОШ «Светлые Горы»

        Познавательно – исследовательский проект 2 А класса

                    Тема проекта: «Баба Яга – злая или добрая?»

Работу выполняли: учащиеся 2 А класса

   Руководитель проекта: Голосова И.А.

2021 г

                       Паспорт проектной работы по теме:

«Баба Яга – злая или добрая?»

Название проекта

 «Баба Яга – злая или добрая?»

Руководитель проекта  

 Голосова И. А.

Состав проектной группы

Обучающиеся2-А класса

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Литературное чтение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

   Изобразительное искусство, технология.

  Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

8 – 9 лет

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся

Познавательно — исследовательский

Актуальность

Попытались исследовать образ Бабы — Яги как интересного сказочного персонажа, так как в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма, а иногда «гостеприимная» хозяйка

Гипотеза

Баба Яга – на просто сказочный персонаж, а герой с безграничными возможностями.

Мы предположили, что, Баба Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге все думают  как об плохом герое.

Тип проекта по предметно-содержательной области

Выполняется на уроках и во внеурочное время

По продолжительности выполнения

Средней продолжительности (12 недель)

Цель проекта (для учеников):

Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках. Доказать, что образ Бабы – Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла.

Задачи проекта:

1.Узнать значение имени Бабы – Яги в разных словарях и научных трудах.

2.Проанализировать поступки, которые совершает Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.

3.Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.

4.Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования.

Объект исследования

 Образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла.

Предмет исследования

Русские народные сказки, мифы.

Результат работы

Данная работа будет полезна и интересна тем, что мы научимся: анализировать сказки;

 давать характеристики главным героям произведения;

 находить полезную информацию;

 учиться делать выводы;

расширим свой кругозор.

Этапы работы над проектом

1.Изучение информации по теме (чтение народных сказок, мифов, научной литературы)

2.Систематизация полученных знаний.

3.Изготовление и создание художественных портретов Бабы – Яги, макета «Избушка на курьих ножках», сказок про Бабу – Ягу и книжки-самоделки, оберегов, костюмов Бабы – Яги.

4. Экскурсия в “Музей сказок”.

5. Поиск песен и стихотворений про Бабу -Ягу.

6.Описание исследовательской работы.

7.Защита работы.

Аннотация

В процессе работы над проектом ребята должны были не только прочитать большое количество сказок и узнать о происхождении образа Бабы Яги, но и систематизировать полученную информацию. Научиться работать с различными источниками информации, делать выводы, то есть использовать в своей работе знания о строении  типов речи – повествование и рассуждение.

В проекте были использованы элементы исследования, анализа и обобщения. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстовыми и электронными  источниками информации. В процессе поиска исторических фактов, их анализа, логическом выстраивании формировалось критическое мышление детей. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию речевой и коммуникативной компетенциям.  Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки слайдовой презентации.

Часто одним из героев сказок является Баба Яга.

Дети воспринимают её, как отрицательного героя, олицетворяющего зло.

Мы долгое время думали так же, пока не прочитали сказки с её участием.

Гипотеза: Баба Яга в русских народных сказках не всегда является злой колдуньей. Эта старушка не так уж и проста. Ее злобность  зачастую только видимость. Баба Яга может быть и доброй.

Целью работы стало: изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках.

Задачи исследования:

      1. По литературным и интернет — источникам выяснить, как появился образ Бабы Яги.

      2. Проанализировать поступки, которые совершает                    Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.

    3. Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.

    4. Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследова

Что мы знаем о Бабе Яге:

Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает в ступе, заметая следы метлою.

Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Что мы узнали о Бабе -Яге.

Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Подземного царства, а также богини плодородия- Макошь.

Баба Яга – мифологическое существо.

Ягиня —  Матушка– очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, покровительница детей- сирот и домашнего хозяйства. Ягиня – главная из всех славянских берегинь.

   Мы узнали, что в те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. Обута в золотые сапожки, косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – по современным меркам – спортивная.

Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.

Не удивительно, что Велес – Бог Мудрости сразу же влюбился в девушку — уж очень хороша она собою была. Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж за самого Велеса, который волею судеб, сразился с нею и победил.

Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах и железными зубами. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, образ которой закрепился в русском фольклоре.

Привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Таким образом древние славяне спасали своё жилище от разливов рек, зверей, мышей, змей. Курьи ноги, потому что столбы, на которых стоял постройка, окуривали специальным дымом, защищающим от гниения.

Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» есть конкретный ответ.

Родина Яги – село Кукобой в Ярославской области, где среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы.

Свой день рождения Баба Яга отмечает 26 июня.

Прочитав немало сказок, мы узнали, что Баба-Яга может быть воительницей.

Сражается  с героями и побеждает многих из них.

 «Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны»

      (сказка «Баба Яга и Заморышек»)

Баба-Яга – похитительница.

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их, съесть.

     «В избушке старая Баба Яга прядет кудель.

       А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками…»

      (сказка «Гуси-Лебеди»)

Баба-Яга – дарительница.
Одаривает героев подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной.

     «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая»

      (сказка «Финист — ясный сокол»)

Баба Яга – советчица

Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому нужно обратиться за помощью, дает советы.

     «Послушай же, ступай по тропинке. Дойдешь до   пруда, спрячься за дерево и выжидай время…».

       (Сказка «Василиса Премудрая»).

Баба Яга – повелительница.
Повелевает силами природы и   животного мира.

Анализ прочитанных сказок.

Мы  проанализировали образ Бабы Яги, для чего  было прочитано 11 русских народных сказок, одним из главных героев которых была Баба Яга.

сказка

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

1

«Гуси-Лебеди»

похищает детей, чтобы съесть

2

«Царевна-лягушка»

дает совет, как одолеть противника (Кощея)

3

«Баба Яга»

хотела съесть девочку

4

«Василиса Прекрасная»

помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

5

«Марья Моревна»

хотела убить Ивана-царевича

6

«Иван-царевич и Белый Полянин»

билась с богатырями

7

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

помогла Андрею-стрелку

8

«Заколдованная королевна»

помогла найти королевну

9

«Финист – ясный сокол»

все трое помогли найти Марьюшку

10

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

дала совет, как найти воду и яблоки

11

«Баба Яга и Заморышек»

хотела погубить всех братьев

  Мы узнали, что Баба Яга встречается не только в русских сказках. Этот персонаж известен у разных народов, только имена у неё везде разные:

в Польше – Ендзу;

в Словакии – Ежибаба

в Чехии – Езинка

в Индии — Дхумавати

в Греции – Геката

в Германии – Перхту

Вывод: эта старушка не так уж проста.

    Баба Яга всегда разная, в связи с чем эмоции, испытываемые к ней, варьируют от страха до уважения и благодарности.

     Она не надоедает своей однообразностью. С ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая и в чем-то наивная.

     Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания.

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.

Русские литературные сказки

skaz23

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). 
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.

Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила  в себе различные стили, от утопии до памфлета.

Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки,  в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки

▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

ss196tr

70 лучших сказок русских и советских писателей

1 Александр Пушкин — Руслан и Людмила
2 Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
3 Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
4 Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
5 Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
6 Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7 Василий Жуковский —  Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
8 Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке
9 Иван Крылов — Ворона и Лисица
10 Иван Крылов — Мартышка и очки
11 Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука
12 Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
13 Иван Крылов — Слон и Моська
14 Сергей Аксаков — Аленький цветочек
15 Петр Ершов — Конёк-Горбунок
16 Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
17 Алексей Толстой — Прожорливый башмак
18 Александр Островский — Снегурочка
19 Павел Бажов — Уральские сказы
20 Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
21 Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
22 Николай Гоголь — Вий
23 Александр Грин — Бегущая по волнам
24 Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
25 Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
26 Николай Носов — Незнайка на Луне
27 Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
28 Алан Александр Милн — Винни-Пух
29 Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
30 Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
31 Корней Чуковский — Мойдодыр
32 Корней Чуковский — Доктор Айболит
33 Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
34 Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
35 Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
36 Виталий Бианки — Рассказы и сказки
37 Юрий Олеша — Три толстяка
38 Константин Паустовский — Сказки
39 Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
40 Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
41 Виталий Бианки — Синичкин календарь
42 Евгений Шварц — Голый король
43 Валентин Катаев — Цветик-семицветик
44 Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
45 Александр Волков — Жёлтый Туман
46 Александр Волков — Огненный бог Марранов
47 Александр Волков — Семь подземных королей
48 Борис Шергин — Волшебное кольцо
49 Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
50 Юрий Томин — Шёл по городу волшебник
51 Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
52 Сергей Абрамов — Выше радуги
53 Кир Булычев — Сто лет тому вперёд
54 Владимир Одоевский — Городок в табакерке
55 Владимир Одоевский — Мороз Иванович
56 Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих
57 Вениамин Каверин — Песочные часы
58 Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы)
59 Всеволод Гаршин — Attalea princeps
60 Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав
61 Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты?
62 Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки
63 Андрей Малышев — Елена Прекрасная
64 Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей
65 Виталий Губарев — В Тридевятом царстве
66 Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты»
67 Тамара Крюкова — Кот на счастье
68 Елена Данько — Побеждённый Карабас
69 Степан Григорьевич Писахов —  Соломбальска бывальщина
70 Ованес Туманян.  Умный и глупый

BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ


Русские народные сказки

Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).

Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

65 лучших русских народных сказок

1 Гуси-лебеди 33 Два Ивана — солдатских сына
2 Иван-царевич и серый волк 34 Два Мороза
3 Сестрица Аленушка и братец Иванушка 35 Елена Премудрая
4 Василиса Прекрасная 36 Золотая рыбка
5 Царевна-Лягушка 37 Иван Бесталанный и Елена Премудрая
6 Иванушка-дурачок 38 Иван — коровий сын
7 Колобок 39 Казак и ведьма
8 Репка 40 Как лиса шила волку шубу
9 Курочка Ряба 41 Кашица из топора
10 Петушок – золотой гребешок 42 Коза — дереза
11 Баба-Яга 43 Кот — серый лоб, козел да баран
12 Сивка-Бурка 44 Кривая уточка
13 Теремок 45 Мальчик с пальчик
14 Морозко 46 Маша и медведь
15 Иван — крестьянский сын и чудо-юдо 47 Медведь и лиса
16 Финист — ясный сокол 48 Морской царь и Василиса Премудрая
17 Волк и коза 49 Мужик и медведь
18 Белая уточка 50 Никита Кожемяка
19 Бобовое зернышко 51 О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
20 Волшебное кольцо 52 О молодильных яблоках и живой воде
21 Журавль и цапля 53 Пастушья дудочка
22 Зимовье зверей 54 По щучьему веленью
23 Каша из топора 55 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
24 Летучий корабль 56 Поп и батрак
25 Кот и лиса 57 Правда и Кривда
26 Лиса и волк 58 Семь Симеонов
27 Лиса и журавль 59 Фома и Ерема
28 Лиса и кувшин 60 Хаврошечка
29 Мужик и медведь 61 Хрустальная гора
30 Никита Кожемяка 62 Царевна — змея
31 Хаврошечка 63 Чернушка
32 Марья Моревна 64 Чудесная рубашка
    65 Яичко

Сказки. Купить книги


Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru 

Почитать русские народные сказки 


Детская электронная библиотека «Пескарь»

peskarlib.ru/skazki

Сайт «Сказки»

l-skazki.ru 

Мульфильмы по руским сказкам


А

А в этой сказке было так…

Алёнушка и солдат (мультфильм)

Б

Баба Яга. Начало (мультфильм)

Бабка Ёжка и другие

Бурёнушка

В

Вернулся служивый домой

Волк и семеро козлят (мультфильм)

Волк и семеро козлят на новый лад

В некотором царстве…

Василиса Прекрасная (мультфильм)

Верлиока (мультфильм)

Вершки и корешки

Волчище — серый хвостище

Волшебная птица (мультфильм)

Г

Горе — не беда

Гуси-лебеди (мультфильм)

Д

Двенадцать месяцев (аниме)

Девочка и медведь

Дереза (мультфильм)

Ж

Жар-птица (мультфильм)

Жил у бабушки козёл

Жихарка (мультфильм, 2006)

З

Зимовье зверей (мультфильм, 1981)

И

Ивашко и Баба-Яга

К

Как поймать перо Жар-Птицы

Как старик наседкой был

Колобок (мультфильм, 1936)

Краса ненаглядная

Крылатый, мохнатый да масленый

Как грибы с горохом воевали

Каша из топора

Колобок (мультфильм, 1956)

Кот и лиса (мультфильм)

Кот Котофеевич (мультфильм)

Л

Лиса и дрозд (мультфильм)

Летучий корабль (мультфильм)

Лиса и Волк (мультфильм, 1936)

Лиса и волк (мультфильм, 1958)

Лиса и заяц

Лиса и медведь (мультфильм)

Лиса Патрикеевна (мультфильм)

Лиса, заяц и петух (мультфильм)

М

Машенька (мультфильм)

Межа (мультфильм)

Мороз Иванович (мультфильм)

Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)

Машенька и медведь (мультфильм)

Медведь — липовая нога

Молодильные яблоки (мультфильм)

П

Петушок — золотой гребешок (мультфильм)

Поди туда, не знаю куда (мультфильм)

Последняя невеста Змея Горыныча

Про деда, бабу и курочку Рябу

Петух и боярин

По щучьему велению (мультфильм, 1984)

По щучьему велению (фильм, 1970)

С

Синеглазка (мультфильм)

Сказка о солдате (мультфильм)

Сказка сказывается

Снегурочка (мультфильм, 2006)

Старик и журавль (мультфильм)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)

Сказка о глупом муже (мультфильм)

Сказка о Снегурочке (мультфильм)

Сказка про Емелю

Снегурка (мультфильм)

Т

Теремок (мультфильм, 1937)

Теремок (мультфильм, 1945)

Терем-теремок (мультфильм)

Три дровосека

У

Уважаемый леший

У страха глаза велики

Ц

Цапля и журавль (мультфильм)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)

Царь Дурандай

Ч

Чудесный колодец

Чудесный колокольчик

Чудо-мельница

ВИДЕО


Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок

www.ivi.ru

Советские и российские фильмы по мотивам сказок

www.youtube.com

60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок

kino.mail.ru

Ради этой роли один пошел на радикальные меры, а другой сигал в прорубь и раскачивался на трапеции. А все потому, что – Гоголь.

1.jpg
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фрагмент. Иллюстратор – Олег Коминарец. Издательство «Махаон», 2009. Ист. фото — pinterest.ru

Когда в 1960 году режиссер Александр Роу подал заявку на экранизацию гоголевской «Ночи перед Рождеством», ответственный чиновник из Госкино скривился: дескать, Гоголь, конечно, классик авторитетный, но фильму, в названии которого поминается Рождество, в наших атеистических рядах — не место. Александр Артурович был готов к подобной реакции и сходу предложил альтернативный вариант – «Вечера на хуторе близ Диканьки», по общему названию сборника рассказов. «А вот это — совсем другое дело», — согласился столоначальник.  

К слову, фильм по этой рождественской повести Гоголя ранее уже снимали. Полвека назад, еще при царе-батюшке. Фильм был, разумеется, немым, а его режиссер Владислав Старевич – именитым. В историю мировой кинематографии он вошел как создатель первых в мире мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и как мастер комбинированных съемок, технике которых у него в будущем учились киношники Франции и США.

«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — впоследствии скажет о Старевиче не менее авторитетный Уолт Дисней. 

2.jpg
Режиссер Владислав Александрович Старевич (1882, Москва – 1965, Париж) со своими анимационными куклами. Ист. фото — fotostrana.ru

В начале 1910-х параллельно с анимацией Старевич взялся за постановку игровых фильмов, дебютировав экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» (1912). В том же году он продолжил гоголевскую тематику, приступив к «Ночи перед Рождеством». Роль чёрта очень хотел получить невероятно популярный актер Иван Мозжухин. Но режиссер воспротивился – по его задумке, чёрт на экране должен был выглядеть так, чтобы его пугались не только дети, но и взрослые. Тогда как Мозжухин слыл исключительным красавчиком и добряком.

Как-то вечером в дверь квартиры режиссера постучали. Открыв, Старевич едва не лишился дара речи: перед ним стояло отвратительное косматое чудовище. Выждав несколько секунд паузы чудовище невинно поинтересовалось: может ли оно получить роль чёрта? Ошеломленный Старевич пролепетал: «Да…».

В ходе съемок Старевич усовершенствовал грим — теперь его накладывали Мозжухину полдня, и эксцентричный, мерзкий чёрт стал одной из главных фишек фильма. В «Ночи перед Рождеством» Старевич в очередной раз выступил новатором, соединив графическую мультипликацию с натурным изображением: в одном из эпизодов Чёрт уменьшается в размерах и попадает в карман к Вакуле. Были в этом 40-минутном фильме и другие спецэффекты: Пацюку и Вакуле в рот залетают вареники, Солоха с чертом летят на метле.  Единственное, чего не смог сделать Старевич – это показать на экране императрицу, поскольку в дореволюционной России существовал запрет на изображение в фильмах особ из царствующей династии. Так что в киноверсии Старевича вместо Екатерины царские черевички Вакуле отдает ее фаворит Потёмкин.

3.jpg
Черт в изображении Ивана Мозжухина (1913). В 2010 году лента «Ночь перед Рождеством» была включена в сотню лучших мировых немых фильмов. Ист. фото – Р. Соболев, «Люди и фильмы русского дореволюционного кино». М., 1961

После революции Старевич с Мозжухиным эмигрировали во Францию, где стали классиками не только русского, но и французского кино. Ну а тогда, в 1913-м, фильм с Мозжухиным-чёртом посмотрел 10-летний Жора де Мильё. Пацаненок был полукровкой: отец — марсельский француз, мостостроитель, мать — иркутская сибирячка, дочь золотопромышленника. В советское время Жоре суждено было стать Георгием Милляром —  популярным киноактером и своего рода талисманом режиссера Александра Роу, только до 1960 года он снялся в семи фильмах-сказках Роу («По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок» и т.д.). По словам Милляра, он «представлял нечистую силу в кинематографе» (непревзойденная Баба-Яга, лягушки, кикиморы, водяные, Кощеи…). Неудивительно, что в новом фильме Роу именно ему доверил роль чёрта.

Вот только чёрт в итоге получился не по-мозжухински страшным, а по-миллярски смешным. А ведь любому другом исполнителю, наверняка, было бы не до смеха. Виной тому сложнейший грим (гумоза, пластикаты) и костюм чёрта: все прочие персонажи – в тулупах да полушубках, а на Милляре – тоненькое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Больше того — в -30°С чёрт согласился залезть в прорубь, причем несколько раз кряду — после каждого дубля актера закутывали в тулуп и отпаивали водкой. А еще на него дважды падали 100-килограммовые декорации. Но Милляру – все нипочем.

К тому же 58-летний Милляр был человеком глубоко верующим. По этой причине каждый раз, надевая костюм чёрта, артист крестился и просил у Бога прощения, «за хулиганство». Кстати, как признавался артист в своей автобиографической книге, при подготовке к съемкам он обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. При всем при этом Милляр был не чужд солёного словца и похабной шутки, и за этот свой грешок самокритично называл себя «Стариком Похабычем».

4.jpg
Чёрт и кузнец Вакула (Юрий Тавров). Судьба актера Юрия Таврова сложилась печально: после роли Вакулы он играл мало, в последние годы жизни работал строителем в Одессе, из-за глаукомы ослеп на один глаз. Точную дату смерти и место его захоронения не знают даже коллеги по цеху… Ист. фото — kino-teatr.ru

Для съемок технически сложного эпизода — полет чёрта — Милляру пригласили дублера, циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и далее возрастному актеру пришлось исполнять трюк самому. Несмотря на боязнь высоты, Георгий Францевич вошел во вкус и с удовольствием исполнял воздушные кульбиты даже при выключенной камере. По сюжету, летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку. В качестве звезд использовались елочные игрушки, подвешенные на черных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвет нитки с видимым усилием. Кстати сказать, 30-летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени уже была настоящей советский кинозвездой, взяли на эту роль безо всяких проб.

Рассказывает Людмила Хитяева (1930, народная артистка РСФСР): «Я тогда молоденькая была, тоненькая, а нужно было играть женщину в самом соку, мать взрослого сына Вакулы. Поэтому меня слегка состарили и «уплотнили». Чтобы получился настоящий украинский зад, надели несколько юбок. А я, стараясь выглядеть постарше, голову наклоняла — и появлялся второй подбородок. Правда, несмотря на все ухищрения, глаза у Солохи все равно остались молодыми, задорными».

(ист. – «Вечернiй Харькiв», 10.01.2015)

5.jpg
Чёрт и Солоха запанибратски общались как в кадре, так и вне его. По воспоминаниям членов съемочной бригады, Милляр и Хитяева устраивали застолья и конкурсы украинской песни в перерыве между съемками. Ист. фото – kino-teatr.ru

Расположенное в 27 км севернее Полтавы украинское село Диканька лишь за несколько лет до начала съемок получило статус поселка городского типа. То бишь, какой-никакой инфраструктурой и цивилизацией обзавелось. И, казалось, сам Бог велел снимать натуру в подлинных, гоголевских декорациях. Но зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине теплая, малоснежная. И хотя Роу слыл мастером по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег все равно не сможет, как это описано у Гоголя, «загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами». И тогда Александр Артурович принял решение снимать натуру в тех краях, где он снимал свою дебютную киносказку про Емелю – на Кольском полуострове, в Хибинах. Киноэкспедицию снарядили в марте. В поселке «13-й километр» под городом Кировском за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов – лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, зритель не учуял подвоха. Поселян для массовки — гарных парубков и колядующих девчат, набирали в Кировске, по объявлению, в основном, среди студентов-медичек и рабочих-горняков.

6.jpg
Афиша фильма. Ист. фото – wiki.org

В качестве благодарности местным жителям за помощь в съемках премьерный показ «Диканек» провели в декабре 1961 года в Кировске, в зале Дворца культуры комбината «Апатит». Саму церемонию превратили в чуждый по тем временам перформанс – перед началом показа по фойе ДК бегали черти, забрасывая зрителей снежками. Северная публика приняла фильм на ура. А общесоюзная премьера картины состоялась 8 января 1962 года – запустить фильм в канонический церковный день не дозволили. И все же Александр Роу перехитрил чиновника из Госкино, в начале фильма слово «Рождество» всё равно появляется: титры сделаны в виде книги, страницы которой перелистываются и притормаживают на авторском названии повести.

Режиссером Старевичем восхищался Дисней, а фильмы Александра Артуровича Роу приводили в священный трепет самого Спилберга. Цит.: «Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!» Александр Роу умер в 1973 году, а два года спустя вышла киносказка «Финист — ясный сокол», которую по его сценарию и режиссерским черновикам снял Геннадий Васильев. В память об ушедшем друге в «Финисте» снялся Георгий Милляр. В отрицательной, разумеется, роли оборотня Кастрюка. 

7.jpeg
Георгий Милляр в фильме «Финист – Ясный сокол» (1975). Ист. фото – kino-teatr.ru

Талисман пережил своего режиссера на 20 лет. Родившийся в Москве в будущий красный день календаря Милляр, намекая на свое французское происхождение по линии отца, жалел, что дата его рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, а не на День взятия Бастилии, каковой праздник он никогда «не пропускал». Помимо огромного количества ролей в кино, актер оставил после себя «Занимательную азбуку Милляра» — своего рода литературно-кинематографический раритет, который массово переписывали от руки, перепечатывали, но Милляр постоянно добавлял туда что-нибудь новенькое. Например, на «Б»: «Богиня кинематографа – Хмельпомена». Или на «В»: «Валидол — аристократическая закуска к коньяку». Или на «О»: «Объективный критерий – не пустили в метро». К слову, с зеленым змием Георгий Францевич был на «ты», а любимым напитком называл «тройной одеколон». Этой своей слабости актер потакал до последних дней жизни. Милляр скончался в июне 1993-го, совсем немного недотянув до 90-летия.

Игорь Шушарин,
47news

P.S. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» увидела свет 190 лет назад. Именно тогда вышло издание «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка». Цензурное разрешение книга получила 31 января 1832 года.

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

  • Финист ясный сокол сказка герои сказки
  • Финист ясный сокол сказка полный текст
  • Финист ясный сокол сказка ютуб
  • Финист ясный сокол читать русская народная сказка распечатать
  • Финист ясный сокол сказка рисунки