Финалом какой сказки являются слова сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

Добро и зло всегда ходят рядом. иначе просто будет нарушено равновесие. представьте, что вы живте только в мире добра? можно

Добро и зло всегда ходят рядом. Иначе просто будет нарушено равновесие. Представьте, что вы живёте только в мире добра? Можно амёбой просто стать. А если только в мире зла? Это вообще будет неимоверность. В жизни люди стараются всё плохое быстрей забыть, а оставляют только память о хорошем. Вот и получается, что добро побеждает зло. Если кто в жизни видит только зло в основном. Дружеский совет. Повнимательней будьте. Пересмотрите своё отношение. Каждый живёт так, как хочет и к чему стремится. Добро и зло всегда относительны друг к другу 50% на 50%.
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
А. С. Пушкин писал: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! ” Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо. Cписывай без ошибок

Итак «добро и зло» – является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев – отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Сочинение “Добро и зло” в сказках.
Тема добра и зла затрагивается, как правило, во всех сказках.
Практически, в каждой сказке есть добрые герои, стоящие на светлой стороне бытия и злые герои, представители темного царства зла.
В качестве примеров можно привести добрую девушку Василису из сказки “Василиса Прекрасная”, Ивана – крестьянского сына, Крошечку-Хаврошечку, добрых и отважных принцев, которые спасают принцесс и царевен.
Злые же силы представлены Змеем-Горынычем, Бабой Ягой, злой мачехой и ее дочерьми (эти персонажи также присутствуют во многих сказках), злых волшебниц и волшебников, превращающих доверчивых добрых героинь то в лебедя, то в уточку, то в лягушку.
Но всегда во всех сказках на помощь добру приходят нужные люди, события или волшебные предметы, обстоятельства складываются так, что правда выходит наружу и зло обязательно получает свое наказание.
Удивительно то, что с представителями темных сил расправляются в сказках решительно и окончательно, они обычно погибают.
Так и должно быть, ведь сказки о добре и зле должны вселять людям уверенность в торжестве хорошего в жизни, вселять надежду в то, что справедливость существует.

Содержание статьи

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.

Видео на тему: Сочинение на тему сказка

Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9

Разработка внеурочного предметного мероприятия

Литературный час

 Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

        Подготовила

учитель нач. классов

Бреус И.Н.

ст.Нефтяная-2019г.

Цель: Обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи

 Образовательные: активизировать имеющиеся у
учащихся знания о сказке; прививать любовь к чтению; учить работать в команде;
развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к книге; воспитание
выдержки и умения выслушать других; способствовать установлению доброжелательных
взаимоотношений между учащимися; учить на примере сказки Пушкина правильно
оценивать поступки героев;

Развивающие: способствовать развитию творческого мышления; развитие
внимания, памяти, мышления;

Формирование коммуникативных УУД:

·       
Умения участвовать в 
диалоге и оформлять диалогическое высказывание (умение объяснять свой выбор, 
строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать;  дополнять
ответы учащихся; работать в группе);

·       
Умения строить
монологические высказывания  (описывать объект: передавать его внешние
характеристики, используя выразительные средства речи).

Оборудование:

Иллюстрации из сказки, презентация, книги со сказкой
А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, портрет писателя,  карточки с вопросами и
заданиями, толковые словари, иллюстрация дерева- успеха.

 Участники:

       Ученики 2-го класса.

Ход мероприятия

I.ФАЗА ВЫЗОВА

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы собрались вместе с вами для того, чтобы провести 
литературный час в виде групповой игры  и в этом вы будете мне помогать!

-Прежде, чем я перейду к мероприятию, я хочу спросить у вас, знаете ли
вы, почему мы решили провести это мероприятие? Чему оно посвящено?

На доске эпиграф .

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»

— Кто мог бы так сказать? Музыкант, поэт, или художник?

-Значить речь пойдёт о поэте.

-Представьте, что  перед вами  корзина, накидаем в неё разные идеи.

— Предположите, когда мог жить этот поэт, что он писал, какого он
возраста?

-Ребята,
перед вами ряд иллюстраций, ваша задача догадаться, кому принадлежат эти
предметы и  из какого они  произведения .

На доске иллюстрации:

невод, печатный пряник, море


Кто из вас догадался, о каком произведении пойдёт речь? А кто его автор?

-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.


Сегодня мы с вами войдем  в замечательный мир сказок А.С.Пушкина. Вы уже прочитали
сказку о рыбаке и рыбке, посмотрели мультфильм, а сегодня мы продолжим изучение
 этой сказки, внимательно проследим за её  сюжетом  и поговорим о главных
героях.

-Кто
сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? На  «3»? Спасибо…

II. ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ.

— Перед вами лежат листочки с высказываниями . Прочтите высказывания.
Напротив каждого поставьте   знак «+»  или «-«   в зависимости от того, верите
ли вы этому или нет.

Предложены высказывания

1.В этом году исполняется 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина.________

2. Произведения А.С. Пушкина  знакомы нам с самого раннего детства.____

3. Александр был любимцем матери.____

4. Мама научила его писать и читать по –русски.______

-Проверить правильность ваших предположений вы сможете, прочитав о
Пушкине небольшую статью.

Слайд 1, 2,3


Ребята, вначале мы свами высказали разные идеи, какие из них подтвердились?

 — Кто из вас сейчас может сказать, чему посвящен наш литературный
час?   (В этом году отмечается  220-лет со дня рождения великого русского
поэта А.С. Пушкина)

-Предлагаю вам разделиться на три группы, по количеству главных героев
сказки.  Каждый ряд –это группа. Напоминаем правила работы в группе.

 а) каждый должен слушать
своих товарищей,

б) каждый должен принимать участие в работе,

в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,

г)
каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят

         Сказка о рыбаке и рыбке написана Пушкиным  в 1833 году, то
есть 186 лет назад, и конечно многие слова,  встречающиеся в сказке, сейчас
считаются устаревшими.  Сейчас мы с вами поработаем над толкованием некоторых
слов. Каждая группа получает небольшой  фрагмент  сказки где встречаются
устаревшие слова. Ваша задача  найти устаревшее слово в тексте, найти его в
толковом словаре и прочитать его значение.  Распределите роли в группе: кто
читает фрагмент, кто находит устаревшие слова, кто работает с толковым словарём
и кто прочитает значения слов и ознакомит всех участников группы.

(Работа с толковым словарём)

1 группа.

Пошёл он ко своей землянке,

А землянке нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми , тесовыми вороты.

Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Светёлка- небольшая комнатка, обычно в верхней части жилья.

2 группа

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчёвая на маковке
кичка.

Душегрейка- женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по
талии.

Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми,
серебряными нитями.

Кичка- старинный праздничный головной убор замужней женщины.

 3 группа

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня  рыбка»

Пуще  прежнего
старуха  вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой.

Хочет быть столбовою дворянкой.

 Смилуйся-   сжалиться, проявить милосердие.

Пуще- больше, сильнее

Столбовой – дворянин, относящийся  к древнему потомственному
дворянскому роду, в 16 веке, заносившиеся в специальные столбцы(родословные
книги)

-Ребята, вы молодцы, соблюдая правила работы в группе справились с
заданием.

— А хорошо ли вы помните содержание сказки?

Предлагаю посоревноваться группам и поиграть в игру «Жокей и лошадь».

 — Каждая группа получит вопросы по содержанию  сказки, но ответы все
перемешались.  Вам нужно найти ответ на ваш вопрос. Каждая команда – это «жокей»,
а ответ на вопрос это его «лошадь».  Желаю каждой команде оседлать свою
«лошадь».

1 группа

1.С чем первый раз
пришел невод?  ( с одною тиной)

2.С чем второй раз
пришел невод?  ( с травою морскою)

3Что сделала старуха
в гневе, когда пожелала стать царицей?(ударила по щеке старика)

2 группа

1.    
Куда отправила
старуха-дворянка старика работать?(на конюшню)

2.    
Какое желание старухи
рыбка не исполнила?  ( стать владычицей морскою)

3.    
Каким было второе
желание старухи?   ( изба)

3 группа

1.    
Каким было первое желание
старухи?   (новое корыто)

2.    
Как бранила старика
старуха?   (Дурачина ты, простофиля!»)

3.    
Как старуха относилась к
своим слугам? (Она бъёт их, за чупрун таскает)

Проверим,  как справились группы со своим заданием.

— Как вы думаете,
почему старик не отказывался  ходить с просьбами к морю?

Давайте выясним,
какой характер у каждого героя.

— Вот сейчас вы будете
работать каждый  в своей команде. Вы устно обсудите характер вашего героя, а
затем обобщите свои ответы и один из вашей команды даст характеристику герою.

1 группа -старуха ( жадная, вредная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, плохая,
требовательная, жестокая)

2 группа- старик(добрый,
старый, послушный, исполнительный, работящий, хороший, безотказный.)

3 группа – рыбка(добрая,
послушная, исполнительная, вежливая, красивая, жалостливая, хорошая.)

-Напишите  групповой
синквеин о вашем герое (пятистрочие)

1 строчка-
(существительное)

2 строчка (два
прилагательных)

3 строчка (два
глагола)

4 строчка(одно
предложение)

5 строчка (слово
синоним)

 -Прочитайте, что у
вас получилось.

            
Рыбка                                                                       старик

Добрая.
Отзывчивая                                             безвольный, безотказный

Плавала, исполняла                                                    
выполнял, просил

Рыбка исполняла
желания старухи.             Старик боялся ослушаться старуху.

         Милосердие           
                                                    невежа

Физ. минутка

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку

Продолжаем работу по
сказке.

.- Кто из героев вам
больше всего нравится? Почему?

– Вы уже сказали, что
старуха за свою жадность была наказана. Она оказалась опять у разбитого корыта.

— Почему был наказан
старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Являются ли
положительными такие качества, как безвольность?

— Смиренность,
податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке  Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе,
возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее жадность. Он не смел ей
перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти.

— Случается ли такое
в жизни?

 – В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой
характер, твердо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят
тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

— Мы начали наше
занятие с эпиграфа

А.С.Пушкина «Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам  — урок»

– Какой же урок
преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее
точную формулировку:

Слайд 4

Как здорово
поймать волшебную рыбку.

Как плохо быть
сварливым и жадным.

Если ты сварливый
и жадный, ты можешь потерять свое счастье.

Есть ситуации, когда
необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.

— Ребята, вы молодцы
мне очень понравились ваши ответы.

III. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

На доске  нарисованное
дерево
.

– Ребята, как вы
думаете, что это такое.

 – Правильно, это
дерево, но это не простое дерево, а дерево-успеха.  Как вы думаете, чего ему не
хватает?

-Правильно листочков.

— У вас на столах
лежат конверты, а в них листья зеленые, красные и желтые. Если вам сегодня на
занятии все было понятно и интересно, вы должны повесить на дерево зеленые
листочки, если что-то было непонятно – желтые, а если вы вообще ничего не
поняли, вам было скучно и неинтересно – красные.

— За работу. Свой
выбор надо подтвердить словами, что понравилось, а что нет

— Ребята, посмотрите,
какое у нас получилось дерево.

— Проходят годы, но
во все времена дети будут с удовольствием читать и перечитывать сказки
А.С.Пушкина. Сегодня мы поработали только с одной сказкой, но осталось ещё
много не известного. Я думаю,  что у вас возникнет желание познакомиться и с
другими сказками этого великого писателя.

 -Спасибо за активную
работу.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 7 г. Шебекино Белгородской области»

Конспект мастер-класса по сказкотерапии  для родителей

«Сказка —  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

для муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

Шебекинского городского округа

Подготовил педагог-психолог МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида  № 7

г. Шебекино Белгородской области»

Белёнова Я. В.

2021

Цель: обучить родителей приемам работы со сказкой для использования их в   условиях семейного воспитания.

Задачи:

-повысить педагогическую культуру родителей;

-ознакомить с возможностями сказки  в плане влияния на развитие ребенка,      психоэмоциональное состояние детей и взрослых;

-развить  творческие способностей,   расширить  сознание и взаимодействие с окружающим миром посредством сказочной формы; 

— гармонизировать психоэмоциональное напряжение, внутреннее состояние.

Оборудование: аленький цветочек, сказка В. Сутеева «Яблоко»,  клубок,   муляж яблони, силуэты  яблок, волшебный сундук, деревянное яйцо.

План проведения мастер-класса:

1.Теоретическая часть.

2. Практическая часть.  

3. Рефлексия.

 Ход мероприятия:

      1.Теоретическая часть. Мини- лекция «Какие бывают сказки?».

 Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс «Сказка —  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А как Вы думаете,  нужны ли современным детям сказки? (Ответы участников).

     Педагог-психолог: Я хочу Вам рассказать сказку о Сказке. И Вы поймете, почему сказки так важны для наших детей.

   В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, помогала им в трудную минуту советом, ласковым словом, дети становились добрее, отзывчивей, уверенней. Дети подрастали и в их жизни начали, появляется умные механизмы — мобильные телефоны, компьютеры. Так у ребят появились «крутые» друзья. Сказка среди  друзей ребят не значилась, она была забыта. И вдруг родители стали замечать, что лица их детей становились хмурыми, злыми, глаза унылыми. Дети перестали играть со сверстниками, слушаться родителей. Они постоянно хотели быть со  своими «крутыми» друзьями, и никто им был не нужен. И вот мама одного мальчика вспомнила, как ей в детстве читали сказки.  Она сказала ласково своему сыну: « Я хочу  познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства – сказкой». Мама раскрыла книгу и тихонько продолжила «жили-были…..». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой лицо ее малыша становилось светлее, добрее, радостней. Лекарство для детской души было найдено!

   Сказку можно  с успехом использоваться как одно из направлений арт-терапии, т.е. терапии искусством.

   Сказку используют для решения  эмоционально-личностных и поведенческих проблем дошкольников. С большим успехом сказку используют в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказка направляет, подсказывает, учит  быть честными,  добрыми, справедливыми, отзывчивыми.

Педагог-психолог: существует 5 видов сказок:

-дидактические (когда в сказочную форму облекается какой-либо познавательный материал, например, математические представления, сведения об окружающем мире, об искусстве и т.п.).

-медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения).             Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Под эти сказки дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, и т.д.

-психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника). Дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли;

-психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Сюжет этой сказки не обсуждается с ребенком. Ему удается возможность побыть  наедине с самим собой и подумать;

-художественные (авторские истории, мудрые древние народные сказки).

В художественной сказке есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспект.

   В сказке всегда Добро побеждает Зло! Детям 3-4 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

  Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и т.п. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он воспринимает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

  Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

   Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Копилка полезных советов «Как читать детям».

   Педагог-психолог: Что бы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным перед прочтением рассмотрите иллюстрации,  побеседуйте, что малыш видит, пусть он догадается, о чем или ком эта сказка. Читайте ярко выразительно, четко, имитируя голоса животных и других героев сказки, обязательно нужно обсуждать по ходу прочтения поступки героев, анализируя их. После прочтения предложите ребенку самостоятельно рассказать сказку,  пользуясь иллюстрациями.

2. Практическая часть.  

Педагог-психолог: Итак, я приглашаю Вас в сказку. Поможет нам аленький цветочек.  Ведущий взмахивает аленьким цветочком.

Хором: раз, два, три сказка приходи.

Упражнение «Отгадай сказку».

Цель: помочь родителям вспомнить названия сказок.

Педагог-психолог: Я предлагаю отгадать названия сказок. Я начну,  а Вы продолжите:

Сивка… (Бурка),  Мороз…..(Иванович),  Гуси…..(лебеди),  Красная…… (шапочка),  Дюй…..(мовочка),  Аленький …..(цветочек),  Заюшкина …….. (избушка),  Курочка…. (ряба),  Гадкий….(утенок),  Крошечка…..(Хаврошечка), мальчик….  (с пальчик),  спящая …. (красавица).

Упражнение «Читаем сказку»

Цель: развивать способности эмоционально передавать голоса, настроения  героев, составлять  вопросы по сказке.

Педагог-психолог: Сейчас Вы будете читать сказку В. Сутеева «Яблоко» по ролям. После прочтения каждый из Вас придумает вопрос, какой он задал бы своему ребенку.

Участники читают эмоционально по ролям сказку, затем каждый придумывает  вопрос для осуждения.

Упражнение  «Мой любимый сказочный герой».

Цель: развивать способности выделять главную особенность героя, его черту характера.

Педагог-психолог: Выполнить это задание нам поможет  волшебный клубок, который мы будем передавать друг другу. Каждый, получая клубок, называет черты характера героя, которого указал предыдущий участник. ( Золушка – добрая, ласковая, трудолюбивая и т.д.)

Упражнение «Волшебный сундук».

Цель: развивать воображение, зрительное представление, восприятие.

Педагог-психолог: Уважаемые участники мастер-класса,  Вам нужно отгадать какой  предмет лежит в этом волшебном сундуке. Итак, внимание! Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества. Назовите это предмет и сказку.

Ответ: Яйцо, «Курочка Ряба».

4. Рефлексия. Подведение итогов.

Педагог-психолог: Я приглашаю  участников мастер-класса поделиться своими впечатлениями. Подойдите к нашей яблоньке и сорвите молодильное яблочко. Если Вам не понравилась наша встреча — зеленое яблоко. Если было интересно, вы узнали что новое, и будете это использовать в условиях семейного воспитания — красное яблочко.  Свое отношение  к нашей встрече,  напишите,  одним словом на выбранном яблочке.

    В сказке заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Наша встреча подошла к концу, помните: «Сказка —  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Список использованной литературы:

1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. — 214 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. — С 12 — 59.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога — Москва, «Владос», 1999. — с. 32 — 274.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.

5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия — М., 2001. — с 12 — 35.

Как сочинить сказку вместе с ребенком

Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.

Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?

Как рассказывать сказки?

При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность.

Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу. Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь.

Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы. Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.

Ход игры:

Педагогтихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук сердца — шаг вперед, стук сердца — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

В завершении — сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливый конец). А это,например: приобретение друзей,возвращение домой:

… Увидели Колобка дед с бабой, которым тоже было одиноко, обрадовались возвращению и стали жить — поживать да добра наживать. (Примечание: добра наживать – сказочное выражение, имеется ввиду наживать опыт, новые знания, а не материальные ценности.)

Не менее важен, как и в любом занятии, следующий этап,где решаются вопросы:

— Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

— С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

— Чему Вас учит эта сказка?

Слайд 13

5 этап. «Обобщение приобретенного опыта»

Вопросы:

— Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

— С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

— Чему Вас учит эта сказка?

И, конечно, этап выхода из сказки, возвращение к действительности!

Слайд 14

6 Этап. «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных

героев в простых людей).

Повторяем вместе: «Кручусь верчусь и в … превращусь».

Слайд 15

7 Этап. «Рефлексия»

Наше путешествие завершено, теперь мы знаем, что всё можно изменить вокруг себя и себя тоже возможно изменить, а сказка укажет нам путь.

Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы рассмотрели основные этапы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой. И это лишь малая часть из большой кропотливой педагогической работы, которая дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? Напишите свои отзывы…

Что же делать со сказками?

В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.

Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений

Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!

Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.

На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.

Как разобрать сказку с ребенком

Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:

1. Сказка – ложь, да в ней намек…

Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?

2. Баба-яга vs. красна девица

Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

3. Огонь, вода и медные трубы

Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.

4. …добрым молодцам урок!

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?

По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.

Кто женится на Вике?

У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает…

Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.

Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.

Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.

А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.

Сказка под микроскопом

Любая сказка — это путь приобщения ребенка определенного поколения к опыту всего народа, о котором идет речь в сказке, то есть социализация. Ребенок осознает, что он не «сам по себе мальчик», а частица народа, что до него тоже жили люди, что они чего-то боялись и чему-то удивлялись, радовались и огорчались.

Сказка развивает фантазию: ребенок, слушающий сказку, способен представлять и домысливать сюжет. Это позволяет малышу реализовывать свои способности мыслить абстрактно и освобождает от стереотипов. Одним словом, развивает творческие способности.

Не стоит забывать и о том, что родитель или педагог, старающийся воспитывать ребенка с помощью сказки, должен сам освободиться от резонерства и стандартизации подходов. Он должен дать ребенку почувствовать себя непосредственным участником сказочных событий.

Важно своевременно «подкидывать» нужные сказки. И, конечно, учитывать возраст ребенка

Еще одна немаловажная особенность сказки — ее способность объединять все сущее (живой и неживой мир, землю, воду, небо, их обитателей, общество в целом и временное пространство — прошлое, настоящее и будущее). Это позволяет ребенку увидеть мир объемно и многомерно, а это как нельзя лучше соответствует детской психике.

Сказка способна с помощью малого представлять большое, в крошечном сюжете отобразить огромную проблему, с помощью одного персонажа — изобразить силу зла или добродетель и непрекращающуюся борьбу этих сторон

Это очень важно на начальном этапе становления психики ребенка

О психотерапевтическом эффекте сказок, «сказкотерапии», известно давно. И ее активно пользуются наряду со способами лечения людей при помощи музыки, живописи и поэзии. Прикладное терапевтическое значение сказки состоит в профилактике — воспитании здорового образа жизни, восхвалении увлечений и способов, помогающих сохранять силы и здоровье, а также принижении привычек, пагубно влияющих на здоровье человека.

Сказка позволяет в игровой форме познакомить ребенка с культурой, бытом, традициями, историей не только своего народа, но и других народов. В маленьком сюжете учит увидеть многообразие и насыщенность культуры страны. Ощутить особенности речи, представить по описаниям наряды, узнать о ценностях того или иного народа, подвигах, победах и поражениях, горестях и радостях.

Слушание и чтение сказок формирует у ребенка словарный запас, языковую культуру и слуховую память. Совместное чтение и слушание сказок, совместное сопереживание любимым героям сближает воспитателя и воспитуемого..

Для ребенка очень важно ощущать умение взрослого говорить с ним на одном языке, а сказка как раз и учит этому языку..

Но, естественно, нужно помнить, что сказка — всего лишь некий «инструмент» воздействия на маленького человека. И только умелое использование и правильный выбор сказок в соответствии с возрастом и имеющейся проблемой или задачей педагога (родителя) способно оказывать нужный воспитательный или лечебный эффект. А еще необходимо взаимопонимание и доверие между ребенком и тем, кто читает сказку.

Как закрепить эффект?

Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.

Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.

Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.

Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.

При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа. Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком

Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму

Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком

Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму

Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:

  • острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
  • недостаточная мотивация;
  • церебрально-органические синдромы;
  • недостаточное интеллектуальное развитие.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!

Чем сказки могут быть полезны родителям

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.

Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.

Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.

Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет

По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка»

Откуда пришла идея воспитания через сказку?

Классик русской педагогики К.Д. Ушинский писал, что сказки — это «первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.» Такого же мнения придерживался исследователь русского фольклора В. П.Аникин, который говорил, что «в мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение».

С ценностью сказки нельзя поспорить еще и потому, что читать их начинают детям в том возрасте, когда у малышей только начинают формироваться зачатки нравственности, доброжелательности, принципиальности и трудолюбия.

Сказка, проходя века народной мудрости, как снежный ком накапливает все самое ценное для детской дошкольной педагогики. Это уникальный способ воспитывать ребенка не с помощью увещеваний и абстрактных суждений, а помощью непосредственного опыта и действия героев, которые могут быть любимы или не любимы, но все же очень значимы для ребенка

Важно только грамотно распорядиться этим сокровищем

В настоящее время, несмотря на явный интерес к сказке как к воспитательному «инструменту», существует много сложностей — одно отсутствие системности влечет за собой отсутствие способов педагогического воздействия, и, следовательно, влияет на эффективность педагогического использования сказок. Некоторым педагогам и воспитателям и по сей день трудно представить, что с точки зрения воспитания нравственных установок потенциал сказки гораздо серьезнее, чем ее художественная и историческая значимость.

Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам

Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют

Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке

В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?

Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.

Анна Кольчугина

Верит ли ваш ребенок в чудеса? Узнайте вместе!ПРОЙТИ ТЕСТ!

А морковка уплыла

(Учимся делиться)

Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.

Какой должна быть терапевтическая сказка?

Для каждого возраста — свои герои. Детям 3-4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5-летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.

Сказка должна иметь четкий сюжет.

Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.

Финалом какой сказки являются слова сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.

Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения. Например, это может быть дождик или даже ураган.

Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).

Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.

Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.

Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.

Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.

Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.

  • Финал рассказа чистый понедельник
  • Финальная музыка для сказки
  • Финал рассказа судьба человека
  • Фильтр множественное число как пишется
  • Фин национальность как пишется правильно