Финал рассказа судьба человека

Судьба человека это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. каждый человек имеет свою судьбу, от которой он

Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не убежишь”. Судьба человеку дана с рождения, и каждый человек распределяется ей по-своему. Кто-то идет по верному пути, а кто-то нет. Как же правильно выйти на верный путь и не ошибиться с выбором? На самом деле это даже не очень просто. Рассмотрим несколько причин, которые выводят не на правильный путь.
По верному пути нужно идти от начало рождения, то есть начальный путь зависит
от воспитания ребенка. Как ты жил и как тебя воспитали в детстве родители, но есть и дети, воспитанные без родителей это дети сироты и мало кто из них выходит на верный путь. Так что воспитание напрямую зависит от правильного выбора, как идти в своей жизни дальше. Примером в жизни должны служить родители, пример с которых и должны брать дети.
Дальше следующий путь начинается, когда Человек переходит во взрослую жизнь. На этом этапе главное не допустить ошибки, видеть, где люди хорошие и адекватные, и никоем случае не попасть в дурную компанию, а то сразу же свернете не на правильный путь и сгубите себя.
Следующий
путь начинается с выбора себе партнера в жизни, то есть мужа или жену. Здесь нужно быть очень осторожным, можно просто от любви снести голову и вы забудете про все. И опять свернете не на правильный путь.
Последующий путь может произойти неожиданно, с течением неожиданных обстоятельств, которые впоследствии могут изменить всю вашу жизнь, но и здесь можно свернуть не на правильный путь.
Таким образом, на Судьбу человека влияет много факторов, такие как: воспитание, переход во взрослую жизнь, выбор себе своего путника жизни, но большое влияние оказывают случайные обстоятельства, которые называются судьбой. Значит судьбой человека можно считать неожиданные обстоятельства, которые возникли не откуда, но повлияли на жизнь человека. Человек и придумал такие обстоятельства называть судьбой…
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”) Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и…
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ В РОМАНЕ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении…
ПРОШЕДШИЙ ВСЕ КРУГИ АДА (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”) В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец…
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что…
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число…
Сочинение на тему: Жизненный выбор человека Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых…
В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в…
“Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве” (по роману Ю. Домбровского “Хранитель древностей”) “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А….
“Она – слепая и немая любовь – смысл человека” (по роману В. Гроссмана “Жизнь и судьба”) Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и…
Сочинение-размышление на тему: Наша судьба в наших руках Жизнь каждого человека – это выбор, который он должен сделать сам. Так уж сложилось, что каждый день мы должны принимать решения. И от того, какое решение мы примем, зависит, что…
Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным…
Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот…
Сочинение на тему “Наша судьба в наших руках” Почему одни имеют все, а другие – ничего? Почему одни становятся успешными, а другие тонут в реке неудач? Почему одни живут на полную, а другие просто существуют? Вы скажете: “У…
Сочинение на тему: Украшает ли скромность человека? С самого нашего детства нас учат, что нужно Быть скромным. А что же такое скромность? Скромные люди обычно стараются не привлекать к себе лишнего внимания, свое мнение они высказывают очень…
Сочинение на тему: Роль спорта в жизни человека Спорт это главным образом здоровья человека. Человек с помощью спорта увеличивает способности, становиться сильным и выносливым. Но когда спорт влияет положительно, а в каких случаях отрицательно? Почему спортом можно сгубить…
Сочинение на тему “В чем предназначение человека” Каждый человек хочет прожить свою жизнь не зря, хотя это понимает каждый по-своему. Нам дано очень много, перед нами лежат миллионы дорог. Трудно определить, по какой именно пойти, чему посвятить…
Сочинение на тему: Роль друзей в жизни каждого человека Я считаю, что в жизни каждого человека должны быть Друзья. Ведь друзья нужны всем, даже тем, кто говорит, что обойдется без них. Друг – это не просто человек, с которым…
Подвиг человека на войне сочинение Самое страшное, что может пережить человек – Это война. Она уничтожает человеческие души. А те, кто пережил ее, навеки будут помнить о таком страшном событии. Тема войны встречается во многих…
Сочинение на тему: Какого человека можно назвать скромным? Скромность – одна из добродетелей, что всегда ценится в людях. Ведь кому будет приятно общаться с человеком, который на все стороны нахваливает себя, не уважает других людей, прислушивается только к…
Сочинение на тему: Роль денег в жизни человека Что же такое деньги? Просто бумажки или куча возможностей? Наверное, все зависит от людей, которые их используют. Для кого-то деньги – это то, что можно обменять на еду, а кто-то…
Сочинение на свободную тему: Собака – друг человека Пожалуй, одно из первых животных которое приручил человек – Собака. Неизвестно, что стало причиной взаимной симпатии между человеком и собакой, возможно, вместе было легче выжить или не так одиноко, но…
Сочинение на тему: Как книги влияют на человека Книги – это источник неисчерпаемых знаний, бесконечных, захватывающих приключений, тайн. Книги – это что-то невероятное, неземное, великолепное. Они могут заставить нас смеяться, плакать, переживать, радоваться вместе с героями книги так,…
Сочинение на тему: первый полет человека в космос Юрия Гагарина Первый полет советского космонавта в космос. Юрий Гагарин совершил полет в космос, на борту космического корабля Восток-1 12 апреля 1961 года сделав один оборот вокруг орбиты Земли. Гагарин родился в…
Трагическая судьба Оливера Твиста Оливер Твист – мальчик, на долю которого выпало страшное испытание, но такова была тогдашняя реальность. Именно показать реальность желал автор, описывая приключения маленького Оливера. Криминальный мир Был жестоким, и чтобы…
Анализ стихотворения Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба как ракета летит по параболе Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого…
Проблема смысла жизни и назначения человека (по очерку В. Г. Короленко “Парадокс”) Для чего и во имя чего живет человек? Каково его назначение на земле? Такие вопросы хотя бы раз в жизни интересовали каждого человека. В своем очерке “Парадокс” В. Г. Короленко…
КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В РОМАНЕ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей…
Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии…
Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова) Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе…
ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАРОДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали…
Судьба человека сочинение

План
урока

Тема: 
Русский
характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».

Цель: раскрыть
через восприятие содержания рассказа  истинное назначение человека и смысл
человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»,
развивать навыки анализа текста.

Оборудование:
доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор,
презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу,
фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

Ход урока

I.                  
Организационный момент
(приветствие класса) Слайд № 1

II.               
Слово учителя.

Наш
урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как
молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке
целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище!
Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не
выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело
сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок
вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы
его только что назвали.»  «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла
прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил:
«Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть
настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?»
«Нет».

 «Надо
родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека,
значит человек?»…
—   А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную
душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие
писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал
настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой… А каким изобразил его М.
Шолохов, мы узнаем,  открыв страницы его рассказа «Судьба человека»  
Откройте тетради и запишите число, тему урока.  Эпиграфом являются слова
В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда

оставаться человеком
Гёте

— 
Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и
навыков.
Слайд
№ 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём
такие строки:  «Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о
героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть.
Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».

И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о
своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.

     —  Как
вы понимаете слово «характер»?
(индивидуальное задание: работа с толковым
словарём) Слайд № 5.

Характер
совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его
поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь
русского языка).

 —
  Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть
нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».

— Какие положительные черты характера вы
можете назвать?
Слайд № 6

(На экране и в тетради слова: стойкость,
великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить,
патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.
)

— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов,
главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем
рассуждать, доказывать,  опираясь на текст рассказа.

 —
Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника?
(«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая
образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза.  Итак, «высокий,
сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки,
сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные
такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание
глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

Почему
Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково
представление героя о счастье
? Слайд № 7

(Мы
замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется
малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье,
здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ
словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится
ясно).


Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (
В мир, построенный
бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических
событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.) Слайд № 8

— Как
сложилась военная судьба Андрея Соколова?

(Недолго
пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками.
Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И
здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня
задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное
задание
:
сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона
красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона
человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и
без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под
открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование
издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по
своей жестокости: “…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать
на обращение, достойное честного солдата…”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не
подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале
войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам
Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение
посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать
нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им
16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и
предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали
аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на
голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около
4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной
полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных
соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР,
оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её
ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

 — 
 Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской
литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену
русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё
тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь
нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех
друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в
груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…”)

— Какие черты характера Андрея Соколова
помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее
ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много
эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного
героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского,
пристального внимания — сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям:  эпизода с
условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД:
Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим
достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея
Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный
русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером
показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и
самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок.
Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть
войну, несмотря на техническое превосходство противника.
Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве
«языка».)

— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
Слайд № 11

(Герой рассказа стал думать об оставленной в
Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.)

— И что же впереди? Ученики читают: (“В июне
сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в
мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…” “Дальше получил я от
полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до
моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом
бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне,
браток!”)

— Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель
семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни,
счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он
остался один на один со всеми превратностями судьбы.

— Как может измениться человек, попавший в такую
трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех,
особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек
может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл
.)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Нет, не сломили героя рассказа
обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни
своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)
Слайд № 12

—    Кто кого нашёл?
Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с
Ванюшкой?
Мнение учащихся.

 — Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог
найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь
продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер
человека.

IV.    Анализ
финала рассказа.

 —  Какова
концовка рассказа?
 Слайд № 13

(Лирическая
концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки
настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот
русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча
вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на
своем пути, если к этому позовет его Родина».)

V.
Подведение итогов.

 —
Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а
потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от
фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим
именем Иван. 

— В чём смысл названия рассказа «Судьба
человека»? Слайд № 14

Судьба — 1. Стечение
обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2.
Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что
случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в
нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея
Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека,
способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель
показал поистине великую силу характера, духа.

—  Назовите те черты характера, которые мы
записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие
которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как
личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции
Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше,
стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за
идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я
счастлив”.

Слайд № 16

Д/З: 1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова
«Судьба человека». Слайд № 17

2.           
Прочитать
отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту
взаимоотношение человек и природа)

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы   русского народа

в годы Великой Отечественной войны

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание

  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

  4. Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова — героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», — так писала одна английская газета.

Эпиграф

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

— На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека, еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

— В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

— Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

— Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.
— Как Соколов попал в плен? (текст)
— Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
— В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа — всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

— Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

— Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

— Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

— Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“…А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

— Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

— Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах…

— «Словно присыпанные пеплом» — то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

— А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

— Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

— Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко — жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

— Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

— А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

— В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

— Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

— Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

— И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

 Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

 Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».

.

Урок
литературы по теме « М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Образ
главного героя. Судьба человека и судьба Родины».

Цели: познакомиться со страницами жизни и творчества М.А. Шолохова, содержанием
рассказа «Судьба человека»;

выявить значение образа главного героя
рассказа;

продолжить работу по  развитию навыков
анализа текста, умению выбирать главное, обобщать;

 воспитывать  уважение к подвигу солдата Великой
Отечественной войны, к героическому прошлому  нашей  страны.

Ход урока

1.Вступительное слово
учителя.

Здравствуйте. Сегодня мы обращаемся к самым славным страницам
истории нашей страны. Тема нашего урока:
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Образ
главного героя. Судьба человека и судьба Родины. ( запись темы в тетради) слайд
1

Наши цели: слайд 2 познакомиться со страницами
жизни и творчества М.А. Шолохова, содержанием рассказа «Судьба человека»;

выявить значение образа главного героя
рассказа;

продолжить работу по  развитию навыков
анализа текста, умению выбирать главное, обобщать;

 воспитывать  уважение к подвигу солдата Великой
Отечественной войны, к героическому прошлому  нашей  страны.

2.Чтение стихотворения

Обратимся к названию рассказа, в котором есть слово «судьба». Послушайте
стихотворение-размышление о судьбе человека, о смысле его жизни, которое прочет
_______________________

Вставал вопрос в любые
времена-

Что жизнь такое? Для чего
она?

Сто мудрецов на то ответ
искали

У звезд, богов, земли,
воды, огня.

А что известно? То же,
что вначале-

На старой тайне старая
броня.

Так, может, надо подойти
иначе

К известно не решаемой
задаче

И суть в другом аспекте
изложить-

Раз есть она, то как её
прожить?

3.Слово о
писателе.

-Действительно, во все
времена человек спрашивал себя: » Что такое жизнь, для чего я родился? Как
прожить жизнь? Что такое судьба человека?» Наверное, такими вопросами
задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему поднимал  и
в своих произведениях. И одно из них — рассказ «Судьба человека».
Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе.

Вся жизнь писателя — это
великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для
себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить
своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так:
 слайд 3 «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том,
чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику,
народу-строителю, народу-герою».

-М.А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905,
в хуторе Кружилин станицы Вешенской
области Войска Донского. Слайд 4

 Учился в Вёшенской гимназии,  затем уехал в Москву и сблизился с
молодыми литераторами, вступив  в литературную группу журнала «Молодая
гвардия».

В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову
литературную известность.

В 1926 году писатель вернулся в родные места. Слайд 5

Во время Отечественной войны Шолохов был военным
корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на
фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ
«Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность.
Слайд 6

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений,
которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.
 Талант писателя отмечен Ленинской
и Нобелевской премиями
в области литературы, ему присвоено было звание
 Героя Социалистического Труда. Слайд 7

4. Работа   над
рассказом

— Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых
замечательных и проникновенных рассказов Шолохова —  «Судьба
человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная
горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты рус
ского национального
характера. 
Рассказ был опубликован в «Правде» 31 декабря 1956
г. и 1 января 1957 г слайд 8.
 Он
получил всенародное признание.
Слайд 9 Рассказ Шолохова —
это повесть о том, какой страшной трагедией является война, о судьбах солдата и
мальчика-сироты.
Слайд 9.

Читатели и критики воспринимали этот рассказ по-разному, о
нем  спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных
читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка
каждому.  Слайд 10 :«У нас почти каждая семья пришла к
концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать
всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни,
города, видел опустошение, безлюдье», — говорил писатель.                                            
                                                                                  

  -Так вот об  этой
трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю
русского человека, рассказывает нам автор.

-Это особенно символично
в преддверии знаменательного юбилея Великой Победы над фашизмом. Слайд 11.

Мы, далекие
от тех лет, не можем остаться равнодушными от страшных и славных
страниц истории нашей страны. Слайд 12.

-Мы благодарим наших легендарных
соотечественников, погибших и вернувшихся домой.

Слайд
13. Это
 Самойлов Михаил Максимович, прошедший всю войну, потерявший на ней своих родных, как и герой рассказа Шолохова.

Слайд 14. Это рядовой Александр
Матросов,  закрывший  амбразуру
вражеского
дзота своим телом. 

Слайд
15.

Зоя Космодемьянская, замученная и повешенная фашистами.

Слайд 16.  (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ)  Герои  молодогвардейцы, их  подпольная комсомольская
организация, действовала в г. Краснодоне Ворошиловградской обл.  в период оккупации
немецко-фашистскими войсками Донбасса. Вот некоторые имена: Иван Туркенич (командир),
Олег Кошевой (комиссар), Ульяна Громова, Иван Земнухов, Василий Левашов, Виктор
Третьякевич, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. Члены организации уничтожали вражеские
автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 молодогвардейцы освободили
из фашистского концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20
советских военнопленных, находившихся в больнице. Подпольная партийная организация
города и «Молодая гвардия» готовили вооруженное восстание с целью уничтожить
фашистский гарнизон и выступить навстречу Советской Армии. Предательство провокатора
В фашистских застенках молодогвардейцы мужественно и стойко выдержали жесточайшие
пытки. 15, 16 и 31 января 1943 фашисты частью живыми, частью расстрелянными сбросили
71 чел. в шурф шахты № 5, глубиной 53 м.

-Все
эти люди выбрали свою судьбу, тесно связанную со свободой и счастьем Родины,
как и герой рассказа «Судьба человека».
Давайте обратимся к содержанию рассказа.

Слайд 17

— Кому и почему Шолохов
посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)

(Евгении
Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную
жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с
детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя
разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу
отдельно от судьбы народа и Родины.)

Какова же история
создания рассказа?
(Реализация индивидуального задания)

(Творческая история началась еще
задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече М.А. Шолохова с прототипом главного
героя.
Историю создания рассказа «Судьба
человека» поведал журналист М.Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности
журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов
повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский. 
Сюда
Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после
охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика,
идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В
завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе. 
Рассказ
сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже
забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел.
«Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», — повторял Шолохов. 
Десять
лет спустя  Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных
мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами
писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший
замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от
письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен)
 -Что
вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было
автору?

(Автор пользуется особым
композиционным приёмом — рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с
исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на
его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.) Слайд
18.

—  С какой целью  писатель ввел в произведение образ
рассказчика?

— В небольшом рассказе
Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского
человека». Каковы же  основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло
герою выстоять? (уч-ся называют основные вехи судьбы героя)

Слайд
19.    Довоенная жизнь

 Слайд 20.   Уход на фронт и
прощание с семьёй

» Слайд
21.  
Плен

-Судьба избрала для Соколова
самый горький вид испытаний — фашистский плен.

— Как Соколов попал в
плен?

-Как
ведет себя Андрей Соколов в плену?
(В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание,
высокое чувство собственного достоинства)

-В каком эпизоде мы
видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена
убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

-Несокрушимая
нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову
победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем
над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода?
(
фрагмент фильма «Соколов у Мюллера»)
     (Сцена с комендантом Мюллером имеет
символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа
русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений.
Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной
победе.)

— А о чём говорит тот
момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок
сала?  (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть
о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух
товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были
русскому солдату.)

—Почему Соколов решается
на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)Слайд
22.

-О чем узнает Соколов,
приехав домой?

Слайд 23. Гибель
семьи

-Какая страшная новость
сразила героя рассказа в самом конце войны?

Слайд 24. Гибель
сына.

— Что помогло пережить,
вынести всё это?  (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется
непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и
солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта
фраза — лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение),
схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об
Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения
Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего
духа».)

Слайд 25 Встреча с
Ванюшкой, ставшим герою сыном

Наверное, это
самая пронзительная сцена. Которая никого не оставляет равнодушным. Посмотрим
фрагмент из фильма. (
фрагмент фильма)

Как Соколов заботится о мальчике? Слайд 26.

— О чем мечтает Соколов в
отношении приемного сына? (Слайд 27).

-Эта мысль отразилась и в
финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности
поколений. Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово
«терпеть» почти в том же значении, которое придавал ему Соколов:
«…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё
вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Литературовед Рыбинцев считал, что в шолоховском контексте глаголы
«вытерпеть» и «преодолеть» являются синонимами. Так ли это?

Реализация
индивидуального  задания. (слайд 28)

(Народ часто слово
«вытерпеть» употреблял в значении «преодолеть». В толковом
словаре Даля слово «терпеть» определяется как «крепиться»,
«мужаться», «держаться», «стоять не изнемогая»,
«не унывая». Эти слова в устах А.Соколова не означают безропотности,
покорности. Это слова настоящего мужчины, солдата, мужественного и сильного.
Слово «вытерпеть» — ключевое, дополненное сначала словом
«снести», затем — «преодолеть».)

— Как вы думаете, почему
Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё
произведение «Судьба человека», а не «Судьба
солдата»?  слайд 29

 (Жизнь человека.
Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея
Соколова,  Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и
страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами
предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в
себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя
совместились черты, свойственные «не одному какому — либо социальному
слою, но — народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата»,
а «Судьба человека».)

    
— Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не
должны забывать об этом. (Слайд 30).Должны приложить все усилия
для того, чтобы сохранить мир, завоёванный нашими дедами.

Оценки.

     Д/з :  письменный
ответ на вопрос « 
Судьба
человека и судьба Родины в рассказе М. Шолохова».
   

Вопросы: -Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего
это нужно было автору?

—  С какой целью  писатель ввел в произведение
образ рассказчика?

— В небольшом рассказе Шолохова
прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского
человека». Каковы же  основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло
герою выстоять? (уч-ся называют основные вехи судьбы героя)

Слайд
19.    Довоенная жизнь

 Слайд
20.  
Уход на фронт и прощание с семьёй

» Слайд
21.  
Плен

-Судьба избрала для
Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.

— Как Соколов попал в
плен?

-Как
ведет себя Андрей Соколов в плену?

— А о чём говорит тот
момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок
сала? 

—Почему Соколов решается
на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

-О чем узнает Соколов,
приехав домой?

Гибель семьи

-Какая страшная новость
сразила героя рассказа в самом конце войны?

Гибель сына.

— Что помогло пережить,
вынести всё это? 

Встреча с
Ванюшкой, ставшим герою сыном

Как Соколов заботится о мальчике?

— О чем мечтает Соколов в
отношении приемного сына?

-Эта мысль отразилась и в
финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности
поколений. Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово
«терпеть» почти в том же значении, которое придавал ему Соколов:
«…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё
вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Литературовед Рыбинцев считал, что в шолоховском контексте глаголы «вытерпеть»
и «преодолеть» являются синонимами. Так ли это?

— Как вы думаете, почему
Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё
произведение «Судьба человека», а не «Судьба
солдата»?  

Многомудрый Литрекон подготовил итоговое сочинение на тему: Куда ведет жизненный путь человека? Аргументы, тезисы, вступление и заключение — вот содержание работы. Приятного просвещения!

Вариант 1

(431 слово) Все мы хотим знать, куда ведет наш жизненный путь? Считается, что эта тайна никогда не откроется человеку раньше срока. Однако умные люди всегда могут прогнозировать будущее и планировать свои шаги. Если не будет каких-то из ряда вон выходящих случаев, то целеустремленная личность окажется там, где и хотела оказаться. Есть литературные примеры, которые это подтверждают.

Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Герой все силы посвятил личному обогащению. Он жертвовал всем своим временем, лишь бы преуспеть и стать одним из тех, на кого он ровнялся. Автор делает намеки на то, что труд Господина был не самым легким и приятным, ведь ему приходилось даже бить своих работников. Ради чего все это? Герой мечтал о том, что сможет отойти от дел и насладиться роскошью. Так и произошло, расчеты оправдались: теперь Господин едет на шикарном лайнере рядом с наследными принцами на лучшие курорты мира. Однако финал этой истории успеха трагический: на Капри герой умирает от приступа. Вот куда его привел жизненный путь. Но разве этого нельзя было спрогнозировать? Итог вполне логичен: человек не отдыхал все 50 лет своей жизни, а тут вдруг начал много пить, ходить по притонам и предаваться всяким запретным удовольствиям. Конечно, его организм не выдержал. Если бы Господин подумал о последствиях своего отдыха, он бы понял, что его ждет. А если бы он поразмышлял о жизни в целом, то больше времени уделял бы себе и семье еще в молодости.

Человек всегда понимает, куда идет, но часто ему не хватает сил на решительные действия. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Дмитрий Старцев служил благородной цели — лечил людей. Он приехал в захолустье, чтобы помочь тем, кто не мог рассчитывать на качественную медицину. В первые годы работы он «горел» своей деятельностью, его интересовала наука. Но рутина, неудачи в личной жизни, окружение и слабость духа постепенно развратили молодого врача. Он потерял мотивацию трудиться и теперь имел дело с больными только ради личного обогащения. Все его идеалы испарились. И самое страшное в том, что он видит свое движение в тупик, но ничего не предпринимает, чтобы спастись. «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» — так говорит Дмитрий о своей судьбе. Он знает, что жизненный путь ведет к деградации, одиночеству, тоске, но не меняет направления.

Таким образом, люди знают, куда движутся, что получат в финале, если мыслят здраво. Все можно просчитать и запланировать, и зачастую прогнозы сбываются, если данные верны. Поэтому так важно думать о своей судьбе и корректировать ее постоянно, а не слепо надеяться на то, что «пронесет», и все наладится само собой. 

Вариант 2

(424 слова) Всем интересен вечный вопрос философского характера, который звучит так: «Куда ведет жизненный путь человека?». Совсем не нужно гадать на кофейной гуще или искать колдунью, чтобы узнать ответ. Достаточно проанализировать поступки людей и спрогнозировать их последствия. В эти размышления всегда полезно включить подробности о происхождении, характере и склонностях того, чью дорогу требуется изучить. Сделаем это на примере героев из литературы.

Проанализируем персонажей пьесы М. Горького «На дне». Судьба Актера была предрешена с самого начала его недуга. Когда герой увлекся алкоголем, его падение стало лишь вопросом времени. Всем известно, что пристрастие к спиртному лишает человека лучших способностей и качеств, а также подавляет волю. Поэтому артист не смог выступать, обеспечивать себя, а в финале свел счеты с жизнью, осознав полную зависимость от дурмана. Эта история позволяет убедиться, что дорога человека, который не управляет собой, всегда ведет в тупик. Определенная закономерность прослеживается и в судьбе Пепла. Даже Лука сказал ему, что Василиса доведет его до тюрьмы. Влияние Костылевых всегда вредило слабовольному герою. Из-за Михаила он уже не раз отбывал сроки. Да и сам вор понимает, что еще его отец направил его по наклонной плоскости, ведь с детства за Василием закрепилась репутация преступника из-за рода деятельности его папы. Из-за этого он и занялся криминальными делами. Но хитрость Василисы привела его к еще более тяжкому обвинению. Его участь была предсказуема, так как люди, запутавшиеся в преступных схемах, не могут выйти из этой западни и погибают в ней же.

Спасение от этих проблем есть. Человек может изменить направление жизни и прийти к другим результатам. Это доказал М. Горький в произведении «Мои университеты». Главный герой тоже был из бедной семьи и вращался в маргинальных кругах, как и Пепел. Но благодаря чтению книг он осознал, что эта кривая дорожка ведет в тупик. Окружение тащило его на дно, соблазняло легкими деньгами, но рассказчику удалось вырваться из этой среды и найти более добродетельное призвание. Он смог вовремя понять, где он окажется, если не изменит жизненный путь, направленный к каторге, нищете и ранней гибели. И герой стал учиться самостоятельно, развивать свои таланты, чтобы преуспеть честно и изменить свою судьбу, написанную ему на роду. И ему это удалось, ведь произведение автобиографическое, и мы знаем, что Алексей Пешков стал известным писателем. Вот так прогнозы помогают узнать и корректировать свою дорогу.

Таким образом, люди вполне могут узнать, куда ведет их жизненный путь, и добиться желаемого, если проанализируют свое поведение и дадут ему беспристрастную оценку. Если на этапе логического планирования уже очевидно, что дорога чревата рисками, опасностями, проблемами, то никогда не поздно свернуть с нее туда, где будет лучше. И свой итог всегда можно просчитать и предвидеть.

  • Фильтр множественное число как пишется
  • Фин национальность как пишется правильно
  • Фин и финка как правильно пишется
  • Финал романа дубровский сочинение 6 класс
  • Финал сказки спящая красавица