Философское сочинение марк аврелий

размышления это личные записи римского императора марка аврелия антонина, сделанные им в 70-е гг. ii в. н.э. они отражают

«Размышления» – это личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, сделанные им в 70-е гг. II в. н.э. Они отражают упорное стремление Марка Аврелия руководствоваться в своём мироощущении стоическим учением. Благодаря исключительному положению Марка Аврелия и его развившемуся литературному дарованию этот документ, позволяющий (редчайший случай в истории античной литературы!) наблюдать не столько даже личную жизнь, сколько напряженную личную работу над освоением достижений многовековой стоической традиции, стал впоследствии одним из наиболее читаемых памятников мировой литературы.

Современники называли Марка Аврелия праведником на троне, равного которому еще не было. Император был преисполнен глубочайшей любви к людям, смирения, доброты и великодушия. Несмотря на то что ему приходилось быть всегда на виду, вести государственные дела, участвовать в военных походах, он часто искал уединения, находя его внутри себя. Так родилась книга размышлений «Наедине с собой», которую он писал всю жизнь. Это история его души: рассуждения, отдельные мысли, советы потомкам. Попытка разобраться в себе, в сущности человеческой жизни.

Марк Аврелий Антонин. «Наедине с собой. Размышления» – сборник афористических мыслей Марка Аврелия, написанный им на греческом языке (койне) в 70-е годы II века во время войны на дунайской границе. Он пользовался несомненным успехом в позднеантичное время, а в XVI веке возродился в европейских философских кругах. Эти личные записи отражают упорное стремление императора не только руководствоваться в своем мироощущении учением стоиков, но и развивать его дальше, назвав ведущим началом в человеке не душу, но разум, который нужно привести в согласие с природой целого, достигнув таким образом бесст.

Скачать книги бесплатно и без регистрации в популярных форматах (fb2, epub, pdf, txt и др.) можно в электронной библиотеке BookZIP.ru Тут можно читать книгу полностью онлайн или загрузить полную версию. Возможно вы скажете: что может быть лучше, чем жить в игре? В чём-то я с вами соглашусь, это невероятные ощущения, вот только. по жанрам.

Антонин Марк Аврелий. О книге «Наедине с собой. Размышления». «Размышления» (называемые также «К самому себе» или «Наедине с собой»), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре (впервые изданы в 12 книгах в 1558 г. с параллельным латинским переводом), в кратких афористических высказываниях формулируют стоические воззрения императора-философа. Потомки называли Марка Аврелия «философом на троне» – за всю долгую мировую историю он оказался единственным философом и писателем, носившим императорское звание.

Медитации Марка Аврелия имеет русскую озвучку девичьим голосом, Экхарта практически не слышно, а нет ли где-нибудь русских субтитров к этому видео? С сабами, и слыша голос учителя, воспринимается глубже. [Профиль] [ЛС]. Мало того, что аффтор прорекламировал свою книжицу, используя как предлог тему о великом философе-императоре, так и увёл разговор в сторону восточной философии о восприятии — невосприятии, осознанности-неосознанности, как какой-нибудь Оши. Сама по себе это интересная философия, только причём тут Марк Аврелий? Философия Аврелия несравнимо практичнее, и не подразумевает «уход в астрал», а напротив, зачастую являет обычную житейскую мудрость.

В нашей электронной библиотеке можно скачать книги автора Марк Аврелий Антонин в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Метки: размышления о жизни, античная философия, стоицизм, литературные памятники, древние философы, вечные вопросы, размышления о духовном, сборник рассказов, философские концепции, великие философы, размышления, просто о сложном, аудиокниги на английском языке, великие мыслители, мудрые изречения, человеческая мудрость, знаменитые философы, крылатые фразы и выражения, общественные науки, развитие об.

Антонин Марк Аврелий: Интересные epub книги. Всего книг: 10. Язык: любой русский английский украинский абхазский азербайджанский албанский баскский башкирский белорусский болгарский боснийский венгерский голландский греческий грузинский датский исландский испанский итальянский казахский китайский латинский литовский немецкий норвежский польский португальский румынский сербский словацкий таджикский узбекский финский французский хорватский церковнословянский чаморро чешский шведский эсперанто японский. Формат . Книга римского императора и философа Марка Аврелия (121–180 гг.) – не просто мысли, обращенные к себе самому, но путь к себе, восхождение к. Admin. 10 Мар 14. Классическая проза.

Автор: Марк Аврелий Антонин Составитель: Эльвира Вашкевич Перевод: Семен Роговин Издательство: АСТ ISBN: 978-5-17-086494-2 Жанр: Античная литература, Книги по философии Формат: EPUB Качество: Изначально электронное (ebook) Иллюстрации: Черно-белые. Описание: Современники называли Марка Аврелия праведником на троне, равного которому еще не было. Император был преисполнен глубочайшей любви к людям, смирения, доброты и великодушия. Несмотря на то что ему приходилось быть всегда на виду, вести государственные дела, участвовать в военных походах, он часто искал уединения, находя его внутри себя.

Отец Марка Аврелия умер молодым, и молодой Марк был взят под опекунство дядей — императором Антонием Пием («пий» в пер. означает «прекрасный»). Марк Аврелий хотел стать философом. И по Марку Аврелию, он похож на капитана большого судна, который дал человеку место на берегу, но он же в должный час призывает того, и человек должен вернуться к богу. Другая идея, которую можно найти в «Медитациях», состоит в том, что все происходящее — хорошо, ибо бог не позволит чему-то случиться, если бы это было не хорошо.

Марк Аврелий — уникальный правитель. Современники называли его «философом на троне», но правильнее сказать, что это был праведник на троне. Чтобы понять это, достаточно купить книги Марка Аврелия и ознакомиться с изложенными в них идеями. Это действительно мысли философа, а не правителя крупнейшей в мире империи. Во всех книгах Марка Аврелия нет ни слова об упоении властью, силой. Подробнее. Рецензии The Meditations Of The Emperor.

Марк Аврелий и конец античного мира. Ренан Эрнест. Категория: Религиозная литература. Марк Аврелий Олимпий Немесиан. Эклога II (отрывки) (Пер.Ф.А.Петровского). 6 Kb.

Марк Аврелий. Книга римского императора и философа Марка Аврелия (121–180 гг.) – не просто мысли, обращенные к себе самому, но путь к себе, восхождение к тому идеальному образцу, по которому сотворен каждый человек. Новый перевод и комментарий придают труду знаменитого «философа на троне» дополнительную ценность. Перевод: В. Черниговский.

«Роздуми» Марка Аврелія — записки з мандрівки до самого себе. Посідаючи владу над величезною державою, римський імператор Марк Аврелій Антонін наполегливо шукає себе як простого громадянина Всесвіту. Спомогою в цьому — філософія, зокрема вчення стоїків: з одного боку — послідовно матеріалістичне, з іншого — одне з найодухотвореніших у європейській інтелектуальній історії. «Роздуми» Марка Аврелія — записки з мандрівки до самого себе. Посідаючи владу над величезною державою, римський імператор Марк Аврелій Антонін наполегливо шукає себе як простого громадянина Всесвіту. Спомогою в цьому — філософія.

Марк Аврелий. Книга римского императора и философа Марка Аврелия (121–180 гг.) – не просто мысли, обращенные к себе самому, но путь к себе, восхождение к тому идеальному образцу, по которому сотворен каждый человек. Новый перевод и комментарий придают труду знаменитого «философа на троне» дополнительную ценность. Перевод: В. Черниговский.

Марк Аврелий Антонин. Современники называли Марка Аврелия праведником на троне, равного которому еще не было. Император был преисполнен глубочайшей любви к людям, смирения, доброты и великодушия. Несмотря на то что ему приходилось быть всегда на виду, вести государственные дела, участвовать в военных походах, он часто искал уединения, находя его внутри себя. Так родилась книга размышлений «Наедине с собой», которую он писал всю жизнь. Это история его души: рассуждения, отдельные мысли, советы потомкам. Попытка разобраться в себе, в сущности человеческой жизни.

Марк Аврелий пишет, что хоть все и предначертано, но мы способны строить наше будущее, выбирать свое отношение к тем условиям, в которых мы сейчас находимся. Логос закаляет наше сознание, делая нас действительно непобедимыми перед лицом жизненных испытаний и трудностей. Марк Аврелий пишет, что очень важно постоянно сохранять спокойствие, быть в гармонии со своим разумом и эмоциями. Понимание того, что все предначертано и у нас слишком мало времени на то, чтобы тратить его впустую, дает силы контролировать свои негативные мысли и быть стойким к любым жизненным испытаниям. Главная мысль книги.

«Размышления» римского императора и философа Марка Аврелия являются одним из самых читаемых памятников мировой литературы. Не обладающий воинственной натурой Марк Аврелий провел большую часть своей жизни в военных походах, в своем главном труде он размышляет, что есть долг и честь, почему не стоит бояться смерти, в чем опасность гнева и каковы важнейшие проблемы современного общества. Данное издание является собранием важнейших идей последнего из пяти хороших императоров Рима.

Марк Аврелий. Здесь можно купить и скачать «Марк Аврелий — Размышления» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Наука, год 1993. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами. На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте.

Размышления» – сборник афористических мыслей Марка Аврелия, написанный им на греческом языке (койне) в 70-е годы II века во время войны на дунайской границе. Он пользовался несомненным успехом в позднеантичное время, а в XVI веке возродился в европейских философских кругах. Эти личные записи отражают упорное стремление императора не только руководствоваться в своем мироощущении учением стоиков, но и развивать его дальше, назвав ведущим началом в человеке не душу, но разум, который нужно привести в согласие с природой целого, достигнув таким образом бесстрастия.

Все книги Марк Аврелий Антонин доступные для скачиванив в fb2, а также для чтения онлайн • Сортировка по дате добавления ⇣. Марк Аврелий Антонин — римский император (161 — 180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Подготовка к власти. Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север, а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль. ЛКИ, 2-е издание. Ж. М. Гюйо. Думай как римский император : стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия. Эксмо. Дональд Робертсон.

«Размышления» Марка Аврелия являются могущественной книгой, прошедшей проверку временем. Она предлагает своим читателям много полезных и важных жизненных уроков. Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.), также известный как «Философ», был императором Рима с 161 по 180 гг. н.э. Всемирно известный полководец провел большую часть своего императорства, участвуя в военных кампаниях. Марк Аврелий слыл умным правителем и одним из самых мудрых императоров, которого часто можно было встретить в своем шатре, склонившимся над листом бумаги в глубоких размышлениях.


Елена Исупова

Елена Исупова

Понять, для чего жить, видеть радость в каждом дне и по возможности избегать страданий. Стоики задумались об этом гораздо раньше нас. И преуспели. Современный философ Уильям Ирвин предлагает позаимствовать у античных мудрецов принципы, актуальные для XXI века. Делимся некоторыми из них.

Дихотомия контроля. Как стать неуязвимым?

Мы пытаемся контролировать все на свете. А когда не получается, нас накрывает разочарование. Поэтому стоики советуют разносить элементы жизни по трем категориям: полностью подвластные, подвластные отчасти и находящиеся вне нашей власти.

Неподвластное смело откладывайте в сторону — это источник терзаний. Заботьтесь о том, над чем имеете полную или хотя бы частичную власть.

Философское сочинение марк аврелий
Иллюстрация из книги

Над чем же у нас есть полная власть? Прежде всего над целями, которые мы ставим перед собой. От нас зависит, захотим мы стать Папой Римским, миллионером или монахом. Важно отметить: под нашим контролем находятся только наши цели, но не вероятность их достижения. Невозможно контролировать победу в матче, а вот отличную подготовку к нему и игру с полной отдачей — вполне.

От нас целиком зависят наши ценности. Мы выбираем, чему отдать предпочтение — славе, богатству, удовольствию или спокойствию. Кроме того, мы контролируем свой характер. В наших силах не ныть и не ворчать, проявлять уважение к другим людям, сдерживать гнев, не читать нотации и держать себя с достоинством.

Интернализация целей

Важно целиться не во что-то внешнее, над чем у нас мало контроля, — стоит обратиться внутрь себя. Это позволит снизить психологические издержки негативного сценария и тем самым повысить шансы на успех в следующей попытке.

Например, молодая писательница получает отказ от издателя. Разумеется, она уязвлена. Как интернализация цели поможет ей снизить накал обиды? Если поставить целью не публикацию книги в конкретном издательстве, а создание такого текста, которым она будет гордиться и благодаря которому будет общаться с другими людьми, то отказ ее не выбьет из колеи: она будет рассылать рукопись дальше, а также начнет изучать self-pub платформы, что существенно увеличит ее шансы быть изданной.

Отпустить прошлое… и настоящее

Один из способов сохранить безмятежность — занять фаталистическую позицию по отношению к происходящему. Согласно Сенеке, нужно отдаться судьбе, поскольку «большое утешение — знать, что тебя тащит вместе со всей Вселенной».

Казалось бы, такой подход должен был сделать из древних римлян апатичных аскетов: зачем беспокоиться, раз будущее уже определено. Однако, несмотря на их детерминизм, они не были фаталистами в отношении будущего. Напротив, проводили свои дни в постоянных попытках повлиять на исход грядущих событий.

Это противоречие только кажущееся, ведь фатализм фатализму рознь. Стоики были фаталистами в отношении прошлого: его не изменить (но извлечь из него уроки можно). А еще они советовали фаталистически принимать настоящее, ведь мы не можем повлиять на этот самый момент: едва мы захотим сделать это, как он ускользнет в прошлое. Нужно просто принять его.

Став фаталистами в отношении настоящего и прошлого, мы отказываемся сравнивать свое положение с другими вариантами. И не терзаемся вопросами: «Что было бы, поступи я иначе?»

Философское сочинение марк аврелий
Источник

Темная сторона удовольствий

Негативная визуализация — одна из самых известных стоических техник (прочитать о ней можно здесь). Сенека рекомендует модернизировать ее: не просто представлять неприятности, но порой жить так, как если бы они уже произошли. «Практикуйте бедность»: довольствуйтесь скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем.

Добровольный дискомфорт закалит вас против будущих бедствий и научит дорожить тем, что у вас есть.

А еще иногда стоит воздерживаться от удовольствий. Ведь у них есть темная сторона. Погоня за удовольствием, предупреждает Сенека, подобна охоте на дикого зверя: загнанное, оно может наброситься на человека и разорвать на куски. Если мы не сможем сопротивляться ему, говорит Марк Аврелий, то уподобимся рабу, которым «помыкают противоборствующие стремления», проведя всю жизнь в жалобах «на свой настоящий удел и приходя в ужас пред будущим». Чтобы избежать этой участи, необходимо позаботиться о том, чтобы страдания и удовольствия не подавляли наше разумное начало.

Кажется, будто стоицизм против удовольствий, но это не так. Стоики не видят ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от дружбы, семейной жизни, еды или даже богатства, но советуют быть бдительными. В конце концов, между наслаждением едой и обжорством тонкая грань. И потому полезно практиковать техники самоотречения — это позволит вам стать человеком выдающегося мужества и самоконтроля, ведь чем больше тренируешь силу воли, тем она сильнее.

image5 1 e1620109161469
Скачайте чек-лист для релакса→

Активная медитация

Чтобы помочь нашему продвижению в стоицизме, Сенека рекомендует иногда медитировать о повседневных происшествиях, нашей реакции на них и том, как мы должны были бы отреагировать в соответствии со стоическими принципами. Стоическая медитация перед сном, конечно, совсем не похожа на ту, которую практикует дзен-буддист. Во время своих медитаций дзен-буддист может часами сидеть с максимально пустым сознанием. Сознание стоика, напротив, будет весьма активным во время медитации. Он будет возвращаться мыслями к событиям дня.

Превращаясь из участника в наблюдателя, задавайте себе вопросы: чем был продиктован этот мой поступок, что я достиг таким образом, чем рисковал, что мною двигало (разум или эмоции)?

Помимо событий дня часть медитации можно посвятить прохождению своего рода мысленного чек-листа. Практикую ли я психологические техники, рекомендованные стоиками? Занимаюсь ли периодически негативной визуализацией? Провожу ли различие между подконтрольными мне вещами, неподконтрольными и находящимися под частичным контролем? Не забываю ли интернализировать свои цели? Не зацикливаюсь ли на прошлом и сосредоточен ли вместо этого на будущем? Ограничиваю ли себя сознательно в чем-либо? Такая медитация позволит вам понять, насколько вы прокачались как стоик.

Как относиться к другим людям?

Стоики стоят перед дилеммой. Общаясь с людьми, они рискуют потерять спокойствие, которым дорожат; избегая их — не могут выполнить свой долг. Как оставаться спокойным, продолжая вести социальную жизнь? Вот несколько советов.

  • Прежде чем начинать коммуникацию, подготовьтесь к ней. Эпиктет говорит: пока вы наедине с собой, определитесь со своим «характером и типом» поведения.
  • Стоит быть избирательным в отношении того, с кем дружить. Стоики призывают избегать дружбы с теми, чьи ценности порочны.
  • Сенека советует избегать не только порочных людей, но также угрюмых и во всем отчаивающихся, у которых все является поводом для жалоб. «Неспокойный и на всё сетующий попутчик враждебен безмятежности».
  • Негативное влияние людей можно уменьшить, контролируя мысли о них. Марк Аврелий советует не занимать себя мыслями о том, что делают, говорят, думают или замышляют окружающие.
  • Когда люди ведут себя бесчеловечно, нельзя отвечать им тем же. Если ощутили гнев, ненависть и желание отомстить, лучшая форма мести злопыхателю — не быть похожим на него.

Философское сочинение марк аврелий
Источник

Тщеславие

Одна из ошибочных целей — слава. Люди стремятся к ней в разной степени: некоторые хотят быть всемирно известными, другие ищут признания в профессии и почти все ждут восхищения друзей и соседей. Они не осознают, что слава, будь то всемирная или межсоседская, имеет свою цену. Добиваясь всеобщего одобрения, вы вынуждены будете делать что-то, чтобы вызвать восхищение других, и не делать того, что вызовет их неодобрение. Тем самым вы начнете угождать другим и поработите себя.

Безразличие к мнению окружающих — единственный способ сохранить себя.

Марк Аврелий говорил: глупо переживать из-за того, что думают о нас окружающие, и еще глупее искать одобрения тех, чьи ценности нам чужды. Нашей целью должно быть безразличие к чужому мнению. Достигнув его, мы заметно повысим качество своей жизни. С какой стороны ни посмотри: если вы достигнете успеха, люди будут вам завидовать и обесценивать ваши достижения; а если потерпите фиаско, будут испытывать злорадство. Так что не ищите чужого одобрения, оставайтесь невозмутимыми.

По материалам книги «Радость жизни»

Обложка поста — unsplash.com

Европа — это лишь небольшой полуостров, занимающий небольшую часть суши. Однако именно здесь сосредоточены главные экономические ресурсы Земли, культурные объекты и научные центры. Какую роль в становлении Европы сыграли Карл Великий, Наполеон и Горбачев? Уникальное содружество нескольких государств, объединенное общими идеями и целями, возникло благодаря ярким личностям мировой истории, на которых и сосредоточил свое внимание известный британский писатель Саймон Дженкинс. Этот автор умеет рассказывать о сложных исторических процессах так увлекательно, как никто иной.

Саймон Дженкинс — британский писатель, член Королевского литературного общества, газетный обозреватель и редактор. Был редактором Evening Standard  с 1976 по 1978 год и The Times с 1990 по 1992 год.

Знаменитый физик Митио Каку проделает вместе с читателем путь от рождения Вселенной до сегодняшнего дня в поисках ответа на вопрос: «Как появился наш мир?» «Уравнение Бога» — это попытка найти физическую теорию, которая объяснит все многообразие Вселенной. От рисунка на крыльях бабочки до гигантских звезд: мы окружены удивительными творениями. Больше полувека физики пытаются понять: как все это возникло? Находимся ли мы на пути к верному ответу? Об этом и рассказывает новая книга Каку.

Митио Каку — профессор физики в Городском колледже Нью-Йорка, один из создателей теории струн, автор бестселлеров «Физика невозможного», «Будущее разума», «Гиперпространство» и др. Ведущий телепрограмм на канале «Дискавери» и радиопрограмм Science Fantastic and Exploration.

«Философский экспресс» — это остроумное путешествие по урокам мудрости великих мыслителей прошлого. Эрик Вейнер, автор этой книги, уверен, что людям нужны вовсе не информация и знания, а именно мудрость, которой порой так не хватает в решении самых разных жизненных задач. Если вы интересуетесь: «Зачем в современном мире Аристотель, когда на все есть алгоритмы?», эта книга определенно для вас. Вы научитесь просыпаться как Марк Аврелий, гулять как Руссо и смотреть на современный бушующий мир с точки зрения величайших мыслителей древности. «Философский экспресс» — не очередной сделанный как под копирку гид по саморазвитию, а большой и важный урок мудрости от того, кто по-настоящему попытался постичь Вселенную.

Эрик Вейнер — журналист, мыслитель-путешественник. Работал корреспондентом Национального общественного радио и писал статьи для The New York Times, Slate, Quartz, Los Angeles Times, Foreign Policy, BBC, AFAR, The Best American Travel Writing и других изданий. Его перу принадлежат книги «География счастья» (бестселлер из рейтинга The New York Times) и «Человек ищет Бога».

Эта книга входит в серию «Научно-популярные задачи» от редакции сайта «Элементы», который более десяти лет заставляет читателей ломать головы над увлекательными и необычными задачами по лингвистике, физике, химии, биологии и другим дисциплинам.

«Три склянки пополудни» — это сборник задач, посвященных разным языкам мира. Для их решения не нужно быть полиглотом, достаточно развивать логику, нестандартное мышление и чувство языка. Книга знакомит читателей не только с азами лингвистики, но и с культурами народов мира. Она будет полезна школьникам, регулярно принимающим участие в различных олимпиадах, и всем, кто неравнодушен к гуманитарным дисциплинам. Подсказки и подробное решение сопровождают каждую задачу.

Материалы сборника публиковались на научно-популярном сайте «Элементы», но были специально переработаны и дополнены для этой книги.

«Как ломаются спагетти и другие задачи по физике» — еще одна книга из серии «Научно-популярные задачи» от редакции сайта «Элементы». Задачи, вошедшие в сборник, далеки от тех, что вы могли встретить в школьных учебниках. Каждая задача — это миниатюра, которую авторы выстроили вокруг одного физического вопроса.  Необычные явления, загадки оптики и атомной физики встретят вас на страницах этой книги. Несмотря на то что представленные задачи не имеют легких решений, они окажутся под силу ученикам старших классов и студентам начальных курсов университета. Книга заинтересует всех, кто увлекается физикой.

Игорь Иванов — физик-теоретик, сотрудник Лаборатории ядерных проблем Объединенного института ядерных исследований, специалист в физике элементарных частиц, автор более 80 научных публикаций. Окончил Новосибирский государственный университет, защитил диссертацию в Боннском университете, работал в научных центрах Германии, Италии, Бельгии, Португалии. Помимо научной работы, свыше 20 лет занимается популяризацией физики, на его счету сотни научно-популярных новостей и десятки просветительских лекций.

«Время вышло» — это попытка тринадцати известных современных российских писателей осмыслить наше будущее. Антиутопии — это воображаемые миры, которые ждут наших потомков. Они не всегда свободны от ошибок прошлого, кроме того, мы будем совершать новые оплошности в будущем. Кто-то из авторов сборника рассуждает о том, что ждет нас совсем скоро, кто-то предпочитает «бег на длинные дистанции», объединяет эти тексты высокое качество литературы и способность увлечь даже самого искушенного читателя.

«Другой» — это роман признанного классика метафизического реализма о поисках своего места в Универсуме. Сам Юрий Мамлеев называл эту книгу логическим продолжением «Шатунов». Она рассказывает о духовных поисках героя, которые начинаются в момент его клинической смерти. Он видит себя пассажиром поезда, следующего в неизвестном направлении. Его попутчики выходят на нужных им станциях, и ему тоже предстоит найти свое место в иных мирах. Верный ли выбор он сделает? И как каждому из нас оказаться на нужной «станции» в положенное время?

Юрий Мамлеев — российский писатель, драматург, поэт и философ. Лауреат премии Андрея Белого (1991). Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ», член американского, французского и российского Пен-клуба, Союза писателей, Союза литераторов и Союза драматургов России. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

«Крылья ужаса» — это очередная попытка мастера метафизического реализма Юрия Мамлеева осмыслить нашу жизнь. В ней нередко встречается ужасное — разочарования, болезни и сам факт того, как она коротка. Герои Мамлеева пытаются спасти свое внутреннее «Я» в потоке трудных испытаний. Перед читателем раскрываются скрытые в душе человека «черные дыры», бесконечные духовные поиски и попытки найти ответы на вечные вопросы: «Кто мы?» и «Куда ведет нас жизненный путь?».
 

Эпикурейцы, киники и стоики появились в IV – III вв. до н.э. Они использовали сократический метод и считали, что цель философии – наставлять людей, сохранять достоинство и терпеть невзгоды. Но в понимании того, как это делать они отличались друг от друга. 

Эпикур жил в 4 веке до н.э. с 341 по 270 год до н. э. Родился на острове Самос, родители были из знатных афинян. В 306 году основал в Афинах школу «Сад Эпикура», где и обучал своей философии в окружении друзей, детей, не прогоняя ни рабов, ни гетер. Кто такие гетеры надеюсь знаете.  Из сочинений его сохранились лишь отдельные фрагменты и книга изречений «Главные мысли».

Сторонник атомизма, Эпикур в отличие от досократиков Демокрита и Левкиппа считал, что атомы имеют вес и могут отклоняться от заданных траекторий, значит, думал он, не всё в мире предопределено, человек может принимать решения по своей воле и быть свободным. 

Эпикур не считал богов создателями мироздания: боги просто пребывают в вечном блаженстве и ни на что не влияют. Эпикур признавал существование души как временное соединение тонких атомов, душа смертна как и тело и распространена она по всему телу!  Основной частью души является ум, расположенный в сердце. (!)  Источником познания  являются наши ощущения, сны он тоже считал разновидностью ощущений. Эпикур конечно же и материалист и атеист.

В этике он сторонник эвдемонизма, согласно которому основная цель жизни – достижение счастья, а единственное добро в жизни – удовольствие. Но не всякое, как считает гeдoнизм, а умное, так как излишества и крайности приводят к страданиям. Надо вести себя так, чтобы каждое достигнутое удовольствие не могло уменьшить общую сумму всех удовольствий, доступных в жизни. Высшая ценность – здоровье и спокойствие души.

Нам мешают три вида страха:

1. Страх перед небесными явлениями. Он преодолевается  знанием физики, космологии, астрономии.

2. Страх перед богами. Но он напрасен, так как боги находятся в состоянии блаженства и не собираются вмешиваться в жизнь людей.

 3. Страх перед смертью. Но он не имеет смысла так как загробной жизни нет, наша душа материальна и умирает вместе с телом, а мы со смертью никогда не встречаемся: «Пока мы живы – смерти нет, когда смерть есть – нас нет».

Так что не следует бояться смерти и богов. Высшая ценность – физическое здоровье и спокойствие души:

«Я ликую от радости телесной… я плюю на дорогие удовольствия, — не из-за них самих, но за неприятные последствия их», — писал Эпикур.

К неестественным потребностям Эпикур причислял занятия политической и общественой деятельностью:  его девиз «Проживи незаметно»

Философским наследником Греции стал Рим. Последователи Эпикура ценили радости жизни, эпикурейцем стал римский философ Тит Лукркеций Кар, который донёс до нас многие мысли Эпикура в произведении «О природе вещей». Но в средневековой Европе произведения Эпикура запрещались.  Не исключено, что церковники причастны к исчезновению  его трудов, ведь века тогда были средние, времена тёмные, фанатики рьяные.

Киники

 Слово это  происходит от греч. «Киносарг», что означает «Зоркий пес». Так назывался в Афинах холм и «гимнасия», где преподавал ученик Сократа и Горгия  Антисфен (444 – 368 гг. до н.э.), известный как основоположник кинимзма в философии   Он развивал сократовскую линию философствования как образа жизни, но делал это методом протестного эпатажа, отвергая традиционные моральные нормы и общепринятые ценности.

Антисфен дискредитирует избирательные процедуры, говоря, что избрание глупцов стратегами подобно решению считать ослов конями. Он выдвинул идею космополитизма, идею гражданина мира, не имеющего никвкой социальной укорененности. Всякие социальные принадлежности, лицемерные нормы приличия и традиции считал иллюзией. Человек неуязвим, если он не продается за иллюзорные блага, он должен быть «нагим и свободным». Отсюда аскетизм, вплоть до нищенства, что позволило, используя этимологию слова «киникос» (собачий) понимать киников как ведущих собачью жизнь. Показное самоуничижение киников – не смирение, а эпатажное проявление гордости. Работы Антисфена не сохранились.

Самый известный представитель кинизма – Диоген Синопский (ок. 410 – 323 гг. до н.э. (Не путать с Диогеном Лаэртским, историком античной философии который жил позже, примерно с 180 до 240 года уже н.э. и увесистый том его жизнеописаний всем доступен.

Древнегреческое имя Диоген означает «рождённый Зевсом» и было почетным среди свободных граждан Греции. По мнению Диогена для человека главное – понять себя, свои переживания, а через себя и других. Противник догм и схоластики, Диоген теоретизирование не жаловал, считал бесполезными математику, физику, астрономию, даже музыку…  Спекулятивные метафизические построения он тоже считал абсурдными, что впрочем недалеко от истины. Жил он, правда, не в бочке, как принято считать, а в лежащем на боку старом глиняном пифосе, то есть большом чане, в котором ногами давили виноград.

Диоген иронизировал по поводу обывательских потребностей и выражал презрение согражданам, объявлял их калеками, стыдящимися собственных естественных желаний, и в то же время приспосабливающимися к обычаям, теряющими свободу ради призрачных благ. Этим он хотел показать, что люди стыдятсяне того, чего не надо стыдиться. Он был популярен, весел и ироничен, ценил сексуальную независимость и не вступал в брак. Несмотря на его неухоженность, афинские девушки не тяжелого поведения проявляли к нему особое расположение. Диоген – далеко не аскет, всякое самоистязание он считал глупостью.

 «Надо радоваться жизни, не напрягаясь, это важнее чем написание трудов». Он свободен говорить что думает даже царям. Однажды, наслышанный о нем властитель подошел к нему и сказал: «Я великий царь Александр. Проси, что хочешь». И услышал в ответ: «А я собака Диоген. Прошу тебя, отойди, не заслоняй мне Солнце». Александр оценил отличие философа от придворных лизоблюдов и  сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Доведение киниками сократического метода до абсурда дало повод Платону назвать Диогена безумствующим Сократом. Выходки Диогена – яд и лекарство, текст в поступках, он воплотил свое учение в свою жизнь, у него действительно философия совпадала с мировоззрением. Он прокладывал путь к тому, что считал подлинной жизнью в довольстве. По преданию – умер задержав дыхание.

Стоики. 

Основателем стоицизма был Зенон из Китона. (4 век до н.э.)   Он понимал философию как упражнение в мудрости, начинающееся с логики, которая изучает риторику, правила ведения беседы, выяснение критериев истины, грамматику. По Зенону познание начинается с ощущений, которые порождают представления, переходящие в понятия и построение умозаключений. Тут не возразишь.

В физике Зенон принимал два начала:  бескачественную материю-субстанцию и активное божественное начало, Демиург, создающий всё и Логос, закон всех вещей существующий во всём. Мир произошел из огня, затем возник воздух, вода и земля. Затем всё снова превращается в огонь и этот цикл периодически повторяется. Причём всё это сотворено во благо и в мире царит фатум или Судьба…

В этике Зенон утверждает что счастье – высшая цель человека, а центральная часть души – это разум. И надо жить в согласии со всей природой вообще и со своей природой в частности, сохраняя здоровье и развивая разум. Мудрый не должен допускать страстей нарушающих покой души. Идеалом стоика является атараксия (покой) или на худой конец анатея ( терпение).

 Просуществовал стоицизм долго, до 3 века нашей эры. К поздним стоикам принадлежали Сенека и Марк Аврелий. С их точки зрения мир – это единый организм, Бог не отделен от мира, а наполняет его. Части мира не ведают единого плана устройства мира, поэтому он для них выступает как судьба. Человек должен отрешиться от волнений и уйти в себя. Идеальное состояние мудреца – апатия по собственной воле, тогда он становится подобным Богу-Логосу. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же тащит судьба. (Позже Гегель повторит эту безысходную мысль)  По мнению стоиков люди должны  стоически терпеть удары неотвратимой судьбы.  Так формируются взгляды характерные для эпохи упадка Римской империи и распространения христианства. Это уже не философия, а религия «спасения», религия страха, безропотности перед неизбежностью страдания. Это основание для повиновения судьбе и воле Бога, то есть фактически Церкви. Это проповедь пессимизма и фатализма, когда главное – покаянная апатия, молитвенное безразличие. Осевое время античности заканчивалось.

Если античная философия возникла как свободное размышление и любознательное стремление к знаниям, то на закате античности идет перерождение и разложение философии, которая всё больше пронизывалась мистикой и всё больше подчиняется религии. Это было проявлением социального гниения и упадка античного мира, который и завершился, в конце концов, его крахом. Рим слабел, разлагался, испытывал напор варваров извне. Император западной Римской империи Константин Великий решил использовать религию для спасения империи и в 313 году н.э. издал Миланский эдикт, по которому доселе преследуемое христианство объявлялось государственной религией.

Наступали тёмные и очень средние века. Но о них — завтра

Не забудьте поставить + и (или)  высказать своё мнение

  • Философский смысл рассказа бунина господин из сан франциско
  • Философский рассказ для детей короткие
  • Философский рассказ 4 класс орксэ придумать короткий
  • Философские рассказы для детей тарасова 4 класс распечатать
  • Философские рассказы для детей 4 класс короткие