Философский смысл сказки притчи маленький принц

Автор на чтение 31 мин. просмотров 58 опубликовано 05.03.2021 в сказке сент-экзюпери маленький принц герой золотоволосый мальчик, изучающий мир

На чтение 31 мин. Просмотров 58 Опубликовано

В сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц” герой – золотоволосый мальчик, изучающий мир людей, ищет смысл в их занятиях, поступках и взглядах на жизнь. Рассказ автора-лётчика – совсем не детское произведение: мысли-истины, вложенные в уста маленького героя, способен правильно понять только взрослый человек. Это не умаляет ценности сказки-повести для маленьких читателей, в каждом возрасте книги Экзюпери воспринимаются по-разному. В произведении “Маленький принц” главный герой символизирует детскую чистоту и непосредственность, наивность, доброту и искренность.

malenkiy-princ-glavnye-geroi-47188.jpg

Характеристика героев “Маленький принц”

Главные герои

Маленький принц

Маленький золотоволосый мальчик, хозяин небольшой планеты, на которой есть 1 роза и три вулкана. По-взрослому умный, мыслящий малыш. Он одинок. Путешествует по планетам и удивляется “странностям” взрослых людей. Чтобы вернуться на свою планету, просит змею укусить его, это вынужденный шаг. Символ верности, мудрости, чистоты, вечного детства.

Автор

Лётчик, вынужденный приземлится в пустыне, чтобы починить неполадки самолёта. Он знакомится с маленьким принцем и привязывается к нему. Вместе они находят воду, спасаются от жажды.

Лис

Зверёк, желающий быть приручённым. Подружился с мальчиком, научил его приручению и раскрыл главный секрет.

Роза

Гордая, обидчивая, капризная. Её семя занесло на планету маленького принца случайно, она долго “прихорашивалась”, прежде чем раскрыться. У розы трудный характер, она любит себя и ждёт заботы и комплиментов. Просит помощи для защиты от ветра, боится насекомых и зверей (которых на планете нет). Много кокетничает и манерничает. Когда понимает, что маленький принц покидает планету, признаётся ему в любви, желает счастья, ни в чём не винит. Просит уходить, не желая, чтобы он видел её слёзы.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Господин с багровым лицом

Живёт на отдельной маленькой планете. Всю жизнь складывает цифры, повторяя, что он серьёзный человек. Никого не любил, не радовался цветам, не замечал звёзд.

Король

Живёт один на небольшой планете, его мантия покрывает её полностью. Гордый, но добрый. У него нет подданных, только старая крыса. Король мыслит логически, однако считает, что ему повинуются все небесные светила. Предлагает маленькому принцу остаться с ним, стать министром и судить себя (ведь это – самое сложное). Монарх предлагает судить крысу, приговаривать к смертной казни, а потом – миловать. Ведь крыса одна, нужно её беречь.

Честолюбец

Живёт один на маленькой планете, встречает принца с радостью, он рад, что кто-то будет ему поклоняться. Объясняет, что такое честолюбие, просит аплодировать много раз подряд.

Пьяница

Его планету маленький гость посетил после честолюбца. На ней не было ничего, кроме пустых и полных бутылок. Пьяница рассказал, что пьёт, потому что ему совестно за то, что он пьёт…Эту планету мальчик покинул быстрее всех остальных.

Деловой человек

Всё время считает звёзды, очень занят. Живёт на планете 54 года, ему некогда болеть, и нет времени для отдыха. За все эти годы его отвлекали от работы 2 раза: майский жук, случайно залетевший к нему, и приступ ревматизма. Важность работы серьёзного человека заключается в том, что он подсчитывает звёзды, записывает их количество и владеет ими, закрывая в сейфе на ключ. Маленький принц видит в нём сходство с пьяницей.

Фонарщик

Зажигает и гасит фонарь каждую минуту согласно уговору.

Географ

Старик-географ, который не знает ничего о своей планете, так как не путешествует по ней. Записывает данные планеты Маленького принца и советует ему посетить Землю.

Змея

Первая, кого встретил мальчик на Земле. Она не кусает его, но предлагает обратиться к ней, когда он устанет от всего. К её “услугам” обращается малыш, чтобы вернуться на свою планету.

</tr></table>

Для читательского дневника будет полезно ознакомиться с описанием основных и второстепенных персонажей сказки. В этом списке есть герои, проживающие на всех планетах, которые посетил Маленький принц, а так же те, кого он встретил и приручил на Земле.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 14

    В каком году впервые было издано произведение А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?</h3>

    • <label>1931</label>
    • <label>1936</label>
    • <label>1941</label>
    • <label>1943</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания и краткое содержание

Сказка-притча была написана в 1942 году. Автор был профессиональным лётчиком и часто смотрел на всё происходящее на земле с высоты полёта. Возможно, поэтому все персонажи и образы сказки прописаны маленькими.

Впервые сказка была опубликована в английском журнале «Reynal & Hitchcoc», спустя целый год после её написания. Впоследствии произведение было переведено на множество языков. В русскоязычном варианте читатели смогли познакомиться с героями «Маленького принца» лишь в 1958 году.

Иллюстрации к книге выполнены самим автором и являются не просто рисунками по теме. Они основа всего рассказа. С них начинается повествование и ими оно заканчивается. Автор, как бы ненавязчиво вписал их в сказку. Без этих рисунков всё произведение сразу теряет свою образность и смысл.

По сюжету автор-лётчик терпит аварию и его самолёт падает в пустыне. Через какое-то время он встречает мальчика, который появился неизвестно откуда. Рассуждения странного ребёнка о смысле бытия и его ви́дение жизни наталкивают автора на мысль, что это существо с другой планеты. Так и оказалось.

Странник рассказал своему новому знакомому о своей планете, которая очень крошечная. Поведал он и о том, как и почему решил путешествовать, о людях, которых встретил во время своего странствия.

Вместе с новым знакомым автор совершает поход по пустыне в поисках воды. Всё это время мальчик поражает его своими суждениями и рассказами. Автор привязывается к странному неземному ребёнку и очень печалится, когда приходит время расставаться, ведь чтобы вернуться на свою планету, маленький путешественник должен умереть.

Образы и характеристика главных героев

Несмотря на то что персонажей в сказке очень много и все они имеют огромное значение для общего развития сюжета, главных героев в «Маленьком принце» можно выделить всего несколько:

  • Автор — лётчик, чей самолёт упал в пустыне.
  • Маленький принц — странный мальчик, который неизвестно откуда оказался в безлюдной местности.
  • Лис — мудрое животное, повстречавшееся юному страннику на земле.
  • Роза — красивый цветок, чьё семя случайно попало на планету принца и проросло. Персонаж, с которого, собственно, и началось всё путешествие.

Каждый из этих действующих лиц по-своему харизматичен. Несмотря на то что все они играют важную роль в развитии сюжета в целом, их образы по отдельности также очень интересны.

Маленький принц

О внешности этого персонажа можно судить по отдельным строчкам из всей сказки. Автор не даёт чёткого портрета и описания, каким был его новый знакомый и как он мог выглядеть. Но если сложить все отрывки из книги, в которых упоминается описание внешности, то можно представить русоволосого мальчика среднего роста с умными глазами и в обычных одеждах.

Планета Маленького принца была настолько крошечной, что можно было наблюдать за закатом солнца 43 раза за день просто переставляя стул. Но на его планете было всё для жизни:

  • травы:
  • кустарники;
  • вулканы;
  • вода.

Но за всем этим нужно было следить. Особенно за баобабами, корни которых могли прорасти и разорвать всю планету на части. Возможно, что принц так бы и прожил на одном месте всю жизнь, но случайно попавшее семечко розы и выросший из него цветок заставили главного героя задуматься о смысле жизни. Он понял, что вряд ли найдёт ответы на свои вопросы, оставаясь на месте, поэтому и пустился в опасное путешествие по другим планетам.

Встречаясь с разными людьми и животными, общаясь с ними, герой пытается понять их мысли и действия. В целом этот персонаж — собирательный образ любого мыслящего человека, ищущего смысл своего существования.

То, что этот герой представлен в образе ребёнка, тоже неслучайно. Разум детей не забит стереотипами, поэтому они всё видят так, как оно есть на самом деле.

Автор, он же лётчик

Нужно отметить, что сюжет этой сказки имеет реальную предысторию. Автор, будучи профессиональным лётчиком действительно однажды потерпел крушение в пустыне. Но тогда он там оказался не один, а с другом-механиком.

Возможно, бескрайние просторы и бесконечность пустынного ландшафта сподвигли Экзюпери к написанию этой детской сказки со смыслом, который может понять только взрослый.

Этот главный герой сказки «Маленький принц» олицетворяет понимание и сдержанность. Он не навязывает ребёнку своё ви́дение жизни и старается понять чужое. Даже когда в голову закрадываются «взрослые» мысли, он пытается их гнать от себя, выделяя важность текущего момента.

Капризная Роза

Цветок, семя которого случайно попало на планету, поразил принца своей красотой. Он был рад выполнять все капризы красавицы Розы, пока те не стали очень навязчивы. Все рассказы цветка о себе и о своей родной планете принц воспринимал как должное пока не понял, что знать она этого не может, так как никогда сама там не была.

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.

Роза рассказывала, что она единственная в своём роде. Что её шипы — это грозное оружие, способное защитить даже от тигра, при этом боялась сквозняков и просила накрыть её на ночь колпаком. Это несоответствие побудило мальчика отправиться в путешествие, чтобы узнать всё самому.

Однако цветок оказался вовсе не таким бессердечным. Осознав свою вину в том, что принц начал сомневаться в её словах, Роза отпустила юного путешественника в странствие. Хотя ей очень не хотелось оставаться одной.

Именно это качество — жертвовать своими интересами в пользу другого — характеризует персонаж с положительной стороны. Благодаря этому (хоть и поздно) принц понял, что несмотря на все капризы он был влюблён в этот цветок. Герой жалел, что оставил Розу одну. Он даже пожертвовал жизнью, чтобы вернуться к своей любимой.

Мудрый рыжий Лис

Персонаж-животное, которое повстречал главный герой на земле, научил странника дружбе, называя её приручением.

Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

Мудрый Лис также открыл глаза на то, что у дружбы есть две стороны: радость и грусть. Радость при встрече и общении и грусть при расставании. Ещё Лис поведал своему новому знакомому секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Мудрость Лиса не заключалась в его философских размышлениях, она шла от сердца и восприятия жизни такой, какая она есть. Но он смог доходчиво, на примерах показать и рассказать о главном её смысле — взаимных чувствах:

  • любви;
  • дружбе;
  • тоске.

Лис олицетворят образ простого человека. Он не тратит время на мудрёные размышления о смысле бытия, а делает выводы из само́й жизни.

Второстепенные персонажи

Назвать остальных персонажей второстепенными можно лишь с большой натяжкой, так как из их образов и складывается смысл всей сказки. Каждый из них олицетворяет какую-то черту характера человеческой личности:

  • Король — властолюбие. Ему главное не владеть, а править, чувствовать подчинение, быть выше остальных.
  • Честолюбец — честолюбие. Для него главное, чтобы им восхищались, при этом неважно чем. Это может быть внешность или умные мысли.
  • Пьяница — лень. Человек оправдывает своё бездействие замкнутым кру́гом. Он пьёт, чтобы заглушить свою совесть, которая вечно напоминает ему, что он пьёт.
  • Деловой человек — скупость. Он только и делает, что считает. Ему неважно, что считать, лишь бы этим владеть. Само обладание доставляет ему радость, даже если это совершенно для него бесполезные вещи.
  • Фонарщик — ответственность. Его планета была настолько мала, что за несколько минут день сменял ночь. Фонарщику приходилось включать и выключать фонарь, он не успевал поспать. Но он дал обещание, поэтому не мог перестать.
  • Географ — важность. Его работа была действительно важна — описание гор и океанов в книги. Однако он настолько предавал важности своей работе, что принижал полезность других.
  • Змея — мудрость. Этот персонаж не так однозначен. С него начинается и заканчивается путешествие мальчика по планете Земля. Кажется, что уже с первой встречи Змея знает, чем всё в итоге закончится, но предпочитает молчать и ждать.

Это произведение — не просто сказка с печальным концом. В ней заложен глубокий философский подтекст. Смысл её можно воспринимать по-разному, всё зависит от возраста и внутреннего мировоззрения человека. Однако это нисколько не уменьшает интерес к ней читателей вот уже несколько десятков лет.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Главные герои сказки Маленький принц Экзюпери

Данная сказка очень интересна по своему содержанию. Дети почерпнут в ней одно, а взрослые люди – другое. Автор показывает два взгляда на жизнь. Взгляд мужчины и мальчика. Однако, те мысли, которые говорит ребенок очень глубокие, верно их истолковать и понять смогут только взрослые люди. В мальчике сосредоточены все положительные качества ребенка: чистота, открытость, доверчивость и искренность.

Маленький принц

Мальчик с золотыми волосами, он обладает собственной планетой. Она маленькая по размере, на ней есть всего одна роза и вулканы. Мальчик очень любит розу и заботиться о ней, несмотря на ее шипы и резкую реакцию. Малыш очень умен и способен понимать глубокие истины, о которых детям не свойственно задумываться. Мальчик переживает одиночество. Он отправляется в путешествие, хочет посмотреть, как живут другие планеты. Там он знакомится с разными странностями, которые не хочет понимать и принимать. Мальчик верен своей розе, всегда думает о ней. Образ малыша наполнен многими положительными качествами: разумом, способностью постигать глубокий смысл, преданностью и наивностью.

Автор

Читайте также:  Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Автор предстает в виде летчика, который оказался в знойной пустыне из-за поломки самолета. Именно поэтому он встречается с мальчиком. Это взрослый человек со своими пониманиями и убеждениями. Общение с мальчиком способствовало тому, что летчик быстро к нему привязался. Вдвоем они смогли достать воду и спастись от изнурительной жажды.

Лис

Маленький зверек, который одинок и хочет иметь друга и хозяина. Он быстро находит общий язык с мальчиком. Он объяснил ему, что значит приручение и открыл свою тайну.

Роза

Отличается чрезмерной гордостью и независимостью. Самонадеянная и самодостаточная, вечно капризничает и выказывает свое недовольство. Она оказалась на этой планете чисто случайно и долго приводила себя в порядок. Роза не собиралась мгновенно раскрываться. Роза обладает тяжелейшим характером. Самовлюбленная и манерная кокетка. Постоянно просит, чтобы принц заботился и защищал ее. Перед уходом принца сообщает, что любит его.

Господин с багровым лицом

У него маленькая планета. Всегда занят расчётами, имеет очень важный, серьезный и независимый вид. Никого не видит и не замечает. Этому герою чужда любовь.

Король

Гордый, самовлюбленный и милосердный. Кроме крысы никого не имеет. Страдает манией величия.

Честолюбец

Ожидает почитания и поклонения. Требует этого от маленького принца.

Пьяница

Пьяница только и делает, что пьет. Кроме бутылок на его планете ничего не было. Мальчик удалился с нее, как можно скорее.

Деловой человек

Очень сильно поглощен работой, кроме нее не видит ничего. Он не отдыхает и отвлекался от нее только два раза. Работа очень похожа на наркотик.

Читайте также:  Краткий пересказ романа «Дубровский» А.С.Пушкина

Географ

Записывает данные других планет, рекомендует маленькому принцу отправиться на Землю.

Змея

Встречает ребенка на Земле. Говорит, что поможет вернуться. Для возвращения домой прибегает к ее помощи.

Чему учит?

История Маленького принца – удивительно проникновенная и поучительная. Творение Экзюпери повествует о том, как важно иметь верного друга рядом и как важно нести ответственность за тех, кого ты «приручил». Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг. Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя.

Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сквозь призму фантастической фабулы проливает свет на простые общечеловеческие истины, которые были актуальны как во времена писателя (произведение датировано 1943-м годом), так и сейчас.

Глубокие философские идеи постижения душой человека мудрости, добра, любви и прекрасного раскрыты полностью благодаря системе образов этой притчи-сказки.

Примечательно, что главным героем является ребенок – Маленький принц. По мнению автора, именно дети своей непосредственностью, чистотой и искренностью способны воспринимать мир во всей полноте. “Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…” Серьезно воспринимая вещи, которые взрослым кажутся нелепыми и неважными, Маленький принц тем самым ставит под сомнение возможность людей испытывать простые радости жизни: благоухание розы, любование звездами, что в итоге превратило их в черствые механизмы.

Кардинально жизнь Маленького принца меняет Роза – цветок взбалмошный и капризный, “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”. Принц заботится о ней, ухаживает, но она все же ранит душу маленького героя, и он покидает ее, отправляясь в далекий путь.

Путешествие Маленького принца по соседним планетам принесло ему много встреч с разного рода взрослыми, считающими себя значимыми и серьезными людьми, а на самом деле всего лишь захваченными собственными слабостями: тщеславием, яростью, пьянством, жадностью. По сути, все эти образы являются олицетворением пороков человечества, которые мешают увидеть истину и превращают жизнь в бессмысленное существование.

Сомнения в правильности своих взглядов одолевают и принца, когда он попадает на Землю и видит целый сад точно таких же роз, как у него на планете. «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»

Открыть правду и восстановить душевную гармонию принцу помогает Лис. Недаром в сказках он часто символизирует житейскую мудрость, ведь именно Лис помогает Маленькому принцу увидеть истину и вернуть утраченную чистоту сознания: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»

К пониманию простой мудрости о важности любви, дружбы и чистоты сердца, героя также приводит еще один персонаж – Змея – простой, но очень емкой характеристикой человечества в целом:

Читайте также:  «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова

«А где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц. — В пустыне все-таки одиноко… — Среди людей тоже одиноко, — заметила змея»

Именно она, древний символ тайных знаний и мудрости, отправляет героя обратно на свою планету при помощи своего яда.

Удивительно глубокая и такая наивно простая идея сущности жизни, как высшей ценности, как пути в стремлении души к развитию и духовному прозрению, многогранно раскрыта именно благодаря героям сказки.

«Маленький принц» характеристика главного героя с повести Экзюпери изложена в этой статье.

«Маленький принц» характеристика главного героя

Маленький принц — главный герой сказки, кото­рый прилетел со своей маленькой планеты на Зем­лю. Перед тем он совершил долгое путешествие по самым различным планетам, которые были населе­ны «странными взрослыми». У Маленького принца свой мир, по­этому столкновение с миром взрослых рождает у него массу вопросов и недоумений. Потерпевший аварию летчик занят устранением неполадок в са­молете. На рассвете задремавший пилот слышит то­ненький голос ребенка: «Пожалуйста… нарисуй мне барашка!» Так рассказчик знакомит читателя с Маленьким принцем, столь чудесным образом появившимся среди пес­ков Сахары.

Путешествие Маленького принца, которое он пред­принял, поссорившись со своей розой, встречи с ко­ролем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, географом — единственными обитателями малень­ких планет — позволили автору сделать вывод: «Да, странный народ — эти взрослые! Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят. Вместо того, чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других лю­дей, и сушат свои мозги дурацкой цифирью, и те­шатся жалкой мишурой, и оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Нет, не так надо жить!»

Маленький принц не встретил на планетах никого, кто бы мог быть его другом. Лишь образ фонарщика выгодно отличается от дру­гих образов тем, что он верен своему долгу. И эта верность хоть и бессмысленная, но надежная. Маленький принц встречается на Земле с Лисом и по его просьбе по­степенно приручает его. Они становятся друзьями, но расстаются. Мудрой заповедью звучат слова Ли­са: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Самыми дорогими в этой жизни для Маленького принца становятся Лис и покинутая им ро­за, потому что они — единственные в мире. Появле­ние Маленького принца в пустыне, его явление летчику, потерпе­шему аварию, — это символическое напоминание взрослому о его «внутренней родине», а его «смерть», исчезновение и горе, вызванное этим, — трагедия взрослого, в душе которого погибает ребенок. Именно ребенок воплощает в себе все самое доброе, чистое, прекрасное. Поэтому писатель с горечью говорит о том, что взрослые, расставаясь с детст­вом, нередко забывают о вечных, нетленных цен­ностях; они озабочены важными, на их взгляд, ве­щами и ведут скучное, унылое существование. А люди должны жить по-другому, им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе. И оттого, что Сент-Экзюпери не уверен, удастся ли ему внушить людям свою — их соб­ственную! — правду, сказка так грустна, так пе­чальна.

Образ Маленького принца

– образ человеческой души в идеале. Он воплощает в себе все лучшие черты, которые могут быть присущи человеку – открытость, чистота, возвышенность над материальным, мудрость. Вместе с тем, Маленький принц одинок. Его планета настолько мала, что там едва ли хватит места кому-то еще. А ведь по сути планета Маленького принца – символ внутреннего мира человека. С этой позиции особенный смысл приобретают слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Они характеризуют принца, как человека, способного очищать свои помыслы и наводить порядок, прежде всего в душе.

Этот тонкий, одинокий, ранимый и мечтательный ребенок, который любит наблюдать закаты, переживает о судьбе капризного цветка и верит, что ему еще многое стоить познать, по-настоящему раскрывается, познав любовь к Розе и дружбу с Лисом. Именно они внесли в его душу тот необходимый штрих способности жить для другого, заботясь о нем и ничего не требуя взамен, который сделал его и без того чистую душу квинтэссенцией идеальной человеческой сущности, к которой следует стремиться каждому из нас. Ведь только любовь и преданность способны излечить от одиночества и помочь обрести жизни смысл.

Главные герои «Маленький принц» Экзюпери знакомы не только детям, но и взрослым.

Содержание

Сент-Экзюпери «Маленький принц» главные герои

Главные герои рассказа «Маленький принц» это:

  • Лётчик — от его имени ведется рассказ
  • Маленький принц — главный герой, который совершенно иначе воспринимал окружающий мир. Он способен был оценить всё его многообразие, замечал необычное в самом неприметном.
  • Лис — символ мудрости и знания жизни
  • Пьяница
  • Фонарщик
  • Баобаб
  • Торговец
  • Роза — символ красоты
  • Змея — символ мудрости и бессмертия
  • Стрелочник
  • Географ
  • Честолюбец — человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
  • Король
  • Турецкий астроном
  • Деловой человек
  • Цветок о трех лепестках

Маленький Принц – главный герой произведения, это ребенок, живущий на астероиде Б-12,— символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира.

Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.

Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.

Характеристика Маленького принца

Маленький принц — это символ человека — странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не ско­вана льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открыва­ется истинное видение мира: он узнаёт цену истинной друж­бы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную пла­нету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных пла­нетах, окажется так близко — на его родной планете. Малень­кий принц немногословен — о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимохо­дом обронённых слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называ­ется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубо­кие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую пла­нету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать её, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказ­ки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» — говорит он лётчику. И немного по­годя добавляет: «Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…» Ребёнок ощущает себя части­цей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках дру­зей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в своё путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в беско­нечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними наде­ется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, ко­торого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определённым жизненным явлением, воплощённом в обита­телях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдо­учёностью… Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Малень­кий принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранён от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умираю­щему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дво­рянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лу­натиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы на­верно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — ко­гда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Характеристика Розы «Маленький принц»

Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух за­хватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза — это символ люб­ви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разгля­дел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разгово­ра с Лисом ему открылась истина — красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содер­жанием. «Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький нринц. — Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…» Рассказывая эту исто­рию о Розе, маленький герой признаётся, что ничего тогда не понимал. «На/до было судить не по словам, а по делам. Она дари­ла мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы гак непоследовательны! Но я был слишком мо­лод и ещё не умел любить!»

Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло — им­пульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «ма­ленький сальвадорский вулкан». Кстати, в оригинале автор всегда пишет не «Роза», а «1а Аеиг» — цветок. Но во француз­ском языке это слово женского рода. Поэтому в русском пере­воде Нора Галь заменила цветок Розой (тем более что на ри­сунке это действительно Роза). А вот в украинском варианте ничего заменять не пришлось — «ля флёр» без труда стала «квггкой».

Характеристика Лиса «Маленький принц»

Издавна в сказках Лис (не лиса!) является сим­волом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что ис­кал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Не­даром цветок говорит О ЛЮДЯХ: «Их носит ветром». А стрелоч­ник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звёзды, любоваться красотой закатов, ис­пытывать наслаждение от благоухания Розы. Они подчини­лись суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Ес­ли любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звёзд, — это довольно: смот­ришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Малень­кому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.

Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было много. Вот что пишет переводчица Нора Галь в статье «Под звездой Сент-Экса»: «Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в редакции: Лис в сказке или Лиса — опять-таки женский род или мужской? Кое-кго считал, что лисица в сказке — соперница Розы. Здесь спор уже не об одном слове, не о фразе, но о понимании всего образа. Даже больше, в известной мере — о понимании всей сказки: её интонация, окраска, глубинный внутренний смысл — всё ме­нялось от этой «мелочи». А я убеждена: биографическая справ­ка о роли женщин в жизни Сент-Экзюпери понять сказку не помогает и к делу не относится. Уж не говорю о том, что по- французски 1е гепагс! мужского рода. Главное, в сказке Лис — прежде всего друг. Роза — любовь, Лис — дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувст­вовать себя в ответе за любимую и за всех близких и люби­мых». Можно добавить ещё одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навея­ны маленькой пустынной лисичкой фенек — одно из много­численных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко.

Скачать:

В 1943 году состоялась первая публикация повести-сказки, ставшая самым известным произведением автора. В ней писатель попытался раскрыть темы близкие каждому. Это любовь, верность, дружба и ответственность за близких людей. Образ и характеристика Маленького принца из сказки Экзюпери «Маленький принц» трогательный и немного грустный. Это история о маленьком мальчике, прибывшем на Землю с крошечной планеты.

  • Маленький принц – златокудрый мальчик, после конфликта с цветком, покинувший свою планету, что позволило ему увидеть мир с непривычной для него стороны.

Образ

Сколько лет Маленькому принцу трудно сказать. Автор не уточнял возраст главного героя. Если судить по внешнему виду, то можно предположить, что мальчику лет 7-8. Невысокий, щупленький. Взгляд серьезен. Смех звонкий, заразительный. Златокудрый ангелочек, с милым голоском, спустившийся на Землю с крошечного астероида.

«И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал»

«Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы»

Характеристика

Семьи у принца нет. Рассчитывать приходится только на себя. Несмотря на юный возраст, Маленький принц является хозяином небольшой планеты, на которой кроме розы и трех вулканов, ничего нет. Он ответственен и мудр. Деятелен и трудолюбив. Свой день мальчик начинает с уборки территории. Обязанности включают в себя прополку сорняков, чистку вулканов, уход за розой. Он понимает, что за домом необходимо ухаживать. Если этого не делать, то баобабы корнями разорвут его на части. Его правило: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Отправиться путешествовать Маленького принца побудила ссора с цветком, единственным живым существом на его планете. Видимо осознавая свою значимость, роза была слишком капризна и требовательна, требуя постоянного внимания и заботы. Случайно занесенная на астероид, она изменила привычный ход жизни на планете принца. Устоявшийся порядок был нарушен, но именно благодаря розе и происшедшей между ними ссоре, принц отправился путешествовать, где познакомился с разными людьми, посмотрел мир, нашел новых друзей.

На каждой из шести планет, принц знакомится с удивительными персонажами. Каждый из них олицетворяет какую-либо страсть. Они заняты свои делом и не могут от него оторваться. Хотя по сути это никому не нужно. Пустая трата времени. Лишь на планете Земля мальчик встретил единомышленника в лице летчика, взрослого мужчины, сумевшего найти с ним общий язык и понять внутренний мир главного героя.

Жизнь принца скучна и однообразна. Неудивительно, что он решился сбежать из дома. Единственным развлечением на астероиде было любование закатами. Он мог любоваться ими вечно. В такие моменты, ощущая себя частицей мира природы, единение с ней. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!». 

Принц одинокий и несчастный человек. На его планете не было места для других людей. Слишком крохотного размера она была.Ему не хватало общения. Он надеялся, что знакомство с новыми людьми на других планетах поможет ему понять себя, этот мир, приобрести недостающий опыт.

Знакомство с Лисом заставило его понять и осмыслить, что значит жить для другого, заботиться о нем, ничего не требуя взамен. Тогда и появилась тоска по розе, оставленной на далекой планете. Он осознал, что без него цветок умрет. Приручив ее, он несет ответственность за нее. Так учил его Лис. Избавиться от одиночества и обрести смысл жизни способны лишь любовь и преданность.

Принц понял, что пора домой. Ядовитая змея помогла осуществить его желание. После ее укуса он просто исчез, отправившись туда, откуда пришел в этот мир.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/malenkiy-princ/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-malenkiy-prints.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/personazhi-malenkogo-princa.html
  • https://kratkoe.com/malenkiy-prints-glavnyie-geroi/
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2851-malenkiy-princ-harakteristika-malenkiy-princ.html



В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.

Ключевые слова: Маленький принц, философская притча, любовь, дружба, смысл жизни.

Философский смысл сказки притчи маленький принц

Иллюстрация с сайта SNEG5.com [3]

Феномен сказки «Маленький принц» в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения.

Русский перевод «Маленького Принца» нам знаком благодаря замечательной переводчице Норе Галь. Именно она первой представила эту философскую притчу русскоязычным читателям. Так начинается посвящение в её переводе:


«Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки.


<…>


Ведь все взрослые сначала были детьми только мало кто из них об этом помнит». [1, c. 253]

Не всё доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми, и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением.


«Маленький принц» и


его автор

«Маленький принц» — это философская притча о юном мальчике, странствующем по Вселенной. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. Он пытается познать не только окружающий мир, но и самого себя. Самопознание — его основная задача. Мальчик еще развивается, он олицетворяет нежные и невинные детские годы, потому писатель назвал его «маленьким».

Но по какой причине принцем? На собственном астероиде он живёт сам, вся эта территория принадлежит только ему. Он ответственно исполняет свою хозяйственную роль и, невзирая на детский возраст, уже научился ухаживать за собственной землей. Такое поведение наталкивает на мысль, что перед читателем благоразумный молодой человек, который управляет своей планетой, а как его еще можно назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Антуан де Сент-Экзюпери, будучи военным летчиком, в один из вылетов попал в авиационную катастрофу, это случилось в 1936 г. в пустыне в Ливии. Новости о начале войны, воспоминания об авиакатастрофе и бередившие скрытые психологические детские травмы вдохновили Антуана де Сент-Экзюпери на создание сказки.

Сказка была написана в 1942 г. в Америке, через год она уже была доступна для прочтения. Книга стала последним творением писателя и принесла Экзюпери мировую популярность.

Посвящение книги своему приятелю с детских лет (Леону Верту) сделано не случайно. Тот был евреем, страдавшим от гонений во время Второй мировой войны. Он (как и маленький принц) вынужден был покинуть свой астероид — свою родину. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму.

Философская притча «Маленький принц» была переведена с французского на 360 языков мира. С 2020 года Франция ежегодно отмечает День “Маленького Принца”. Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя (29 июня 1900 г.), чтобы отдать дань уважения его роману. [3]


Два мира в


повести

Два мира представлено в сказке «Маленький принц» — взрослые и дети. В этом произведении деление сделано вовсе не по возрастным признакам. Например, пилот — уже не ребёнок, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. В этом их смысл жизни.

А детская душа жаждет другого — дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения — противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув свой дом, маленький принц на своем пути встречает «странных взрослых», понять которых он не в силах. [4]


Главные герои и


их характеристика

  1. Маленький принц — образ частично автобиографичный, хоть и очень сложно себе представить, что молодой летчик когда-то был маленьким мечтателем. Главный персонаж — маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась дома. В то же время он все еще растет и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на Земле, а свою любовь осознал лишь после разлуки.
  2. Роза. Прототипом Розы стала жена автора — Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Она была хрупкой и уязвимой, поэтому мальчик накрывал ее стеклянным колпаком. Зато характер этой дамы был взрывным и капризным: она повелительно обращалась к собеседнику и часто настаивала на чем-то своем. Дружба с ней никак не складывалась.
  3. Летчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он опытный мужчина, ему удаётся в одночасье найти общий язык с Маленьким принцем. Все потому, что в детстве он отличался от всех людей, да и позже так не нашел способа понять их и стать таким же, как они. Он лишь приспособился к их порядкам. Непонимание автор показал через рисунки и их трактовку. Рассказчик рисовал одно, а окружающие видели другое. В итоге он разуверился в себе и перестал рисовать, стал летчиком. Но вот гость с другой планеты сразу его понял. Это вселило в сердце пилота надежду, что это не он бездарен, просто все остальные не поняли его. Таким образом, перед нами человек тонкой душевной организации, чутко воспринимающий критику и умеющий ценить духовное родство.
  4. Лис — дикий зверь, который стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно он научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто проскальзывают мудрые советы и нравоучения, вероятно, это универсальный образ наставника, которого каждый из нас рано или поздно встречает на своем пути.
  5. Деловой человек. Ему принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки «Маленький принц», смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Бизнесмен считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания. [5]
  6. Фонарщик. Лишь на пятой планете Маленький принц находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако его астероид — совсем крохотный. Дружба с ним не сложилась, поскольку для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого [4], однако именно его Маленький принц выделил среди всех, встреченных им на разных планетах:


«Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе». [2, глава 14, с. 57]

Если описывать кратко, в путешествиях Маленький принц встретил «странных взрослых»:

  1. Честолюбца, главная цель которого — чтобы его персоной восхищались.
  2. Правителя, уверенного в своей безусловной власти над всеми планетами.
  3. Делового человека — его основное занятие — подсчет астероидов.
  4. Пьяницу, пьющего из-за ощущения вины за злоупотребление спиртным, насколько бы это парадоксально ни прозвучало.
  5. Географа, который за целую жизнь не видел ничего, помимо собственной звезды.
  6. Фонарщика, который постоянно зажигал и тушил фонарь.

Последним местом была Земля, на которой он обрел настоящего друга.


Темы и


проблемы

  1. Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорит о многих глобальных проблемах. Прежде всего, его беспокоит вопрос смысла жизни. Именно на него ищет ответ маленький путешественник, пробираясь через космические пространства. Очевидно, что большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы маленьких и несчастных мирков. Только Маленький принц отважился идти дальше и взглянуть в душу себе самому. Ведь в общении с обитателями Земли он понял и признал свои ошибки, а в финале вернулся к Розе.
  2. Также автор повествует о любви, дружбе и ответственности. Экзюпери не просто раскрыл тему дружбы или же любви, но и донес до читателя важность ответственности за близкого человека, да и за мир в целом. Герой ежедневно трудился, обороняя свою планету, очищая ее и ухаживая за ней. Также он любил и лелеял Розу, лишь его заботами она осталась жива.
  3. Проблему всепоглощающего зла Экзюпери обозначает на примере баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят все живое. Это символ любого паразитизма на Земле. Нужно жить своим трудом, а не нападать на чужие земли, искореняя все живое. Описание жизнедеятельности баобабов — это воплощение антивоенной темы, ведь в образе агрессивных деревьев легко можно увидеть гитлеровскую армию.
  4. Экзюпери в своем произведении остро ставит проблему одиночества, о котором знал не понаслышке, сидя в кабине пилота. Чтобы показать одиночество, автор помещает летчика в пустыню, но, как говорит Маленький принц, одиноким можно быть и среди людей. Эта проблема актуальна в современном обществе как никогда.
  5. Тема разума и чувств. Устами Лиса Экзюпери пытается донести до читателя, что нельзя все увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце», как говорит Лис. [6]


Художественные особенности

Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения.

Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения. Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.

Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем. [6]


Аллегории философской притчи

— Вода — символ жизни, которая утоляет жажду затерянных в пустыни людей и является источником всего живого на Земле. В своей книге Экзюпери придаёт воде особый философский смысл: она является основой жизни и одновременно одной из главных, вечных истин. Одновременно с этим пустыня — символ духовной жажды. Она удивительно прекрасна, потому что именно в пустыне скрываются родники, помочь которые человеку помогает одно лишь сердце.

— Пустыня — символ мира, опустошённого, разрушенного и обезображенного хаосом, войнами, жестокостью, эгоизмом, равнодушием. В этом мире человек погибает от духовной жажды.

— Особое глубинное значение несёт в себе образ планеты, с которой и начал своё путешествие Маленький принц. Она символ дома, символ души человеческой, всего того, что так бережно и трепетно хранит человеческое сердце. Этим автор хотел подчеркнуть, что у каждого человека есть то, чем он больше всего дорожит на свете — своя Родина, своя Роза, свой Барашек и своя путеводная звезда — Мечта, о которой ни в коем случае нельзя забывать. [7]


Немного о


дружбе

О дружбе Сент-Экзюпери говорит ещё на первой странице повествования (в посвящении). В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.


«Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг», —

говорит герой сказки.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. «Нет в мире совершенства», — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности.


— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.


<…>


И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:


— Пожалуйста… приручи меня!

[2, глава 21, с 76]

Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить.


Роза


— это символ любви, красоты, женского начала

Лис научил Маленького принца тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, верен в любви и предан в чувствах.

Антуан де Сент-Экзюпери говорит о том, что люди должны научиться взаимно доверять и нести ответственность за всё то, что любят. Смысл книги заключается во фразе:


«Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».

Проблему взаимоотношений мужчины и женщины Экзюпери показывает через отношения Маленького принца и Розы. Более того, в реальной жизни — это отражение отношений автора и его жены. Жить вместе непросто, особенно если характеры не сходятся. Но настоящая любовь вдохновляет людей на самоотречение, заставляет заботиться друг о друге, что бы ни случилось. [6]

Говорящая роза предстаёт нам в образе красивого цветка, который распустился лишь спустя долгое время, ввиду «неподходящих» для условий обитания. Семечко попало на планету ребёнка случайно, из-за чего роза долгое время пребывала в ужасном настроении и отказывалась цвести. Героиня постоянно критикует мальчика и просит всесторонней помощи в защите от ветра, погодных условий и диких зверей, насекомых, хотя тех никогда и не было на планете принца.

Несмотря на скверный характер розы, мальчик всячески пытается угодить ей, выполняя все её прихоти. Лишь когда главный герой собирается в путешествие, эгоистичная особа смягчается и искренне желает счастья своему спасителю, признаваясь тому в любви. Когда мальчик уходит, роза просит его не смотреть на неё, ведь по лепесткам цветка текли слёзы раскаяния за содеянное.

И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. А смысл жизни, призвание человека — в бескорыстной любви к тем, кому он нужен. И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.


Заключение

Характерная особенность философской притчи «Маленький принц» в том, что у неё простая и фантастическая сюжетная линия, однако она имеет поучительный характер, позволяет детям сформировать моральные качества, а взрослым подумать над поведением и мировоззрением.

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать деньги в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца:


— На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…


— Не находят, — согласился я.


— А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды…


— Да, конечно, — согласился я. И Маленький принц сказал:


— Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

[2, глава 25, с. 89]

Помимо этого, не нужно запираться в своем мирке, отделяясь от остальных. Необходимо найти себя, узнавать новое, выйти из зоны комфорта.

Мы видим, что главная цель написания детской сказки для взрослых «Маленький Принц» — внушение детям простой истины: надо быть верным в любви и дружбе, прислушиваться к голосу сердца, не быть равнодушным к окружающему тебя миру в любой ситуации. [4]

Сент-Экзюпери указывает, что все должны доверять друг другу и быть ответственными за тех, кого любят. История Маленького принца — назидательна и чувствительна. Сказка говорит, что нужно иметь верного друга рядом с собой. Произведение предостерегает от одиночества, учит дружить и ценить любовь. [3]

Через сказочную повесть Экзюпери доносит и до маленьких, и до взрослых читателей о необычайно сложных и философских вещах, от понимания которых зависит мир и благополучие нашего дома — планеты Земля. О необходимости беречь его, а не терзать войнами и конфликтами. Эта мысль была актуальна во время написания книги, и остаётся актуальной по сей день.

Литература:

  1. Галь Нора. Слово живое и мертвое / Нора Галь. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 384 с. — (Эксклюзив: Русская классика). ISBN 978–5–17–112658–2
  2. Сент-Экзепери А. и др. Маленький принц: Сборник сказок / Перевод с французского Нора Галь, художник В. Лесников — М.: Эксмо, 2008. — 464 с., ил. — (Детская библиотека). ISBN 978–5–699–16346–5
  3. Безруков, Вадим Темы любви и дружбы в «Маленьком Принце» Антуана де Сент-Экзюпери / Вадим Безруков. — Текст: электронный // SNEG5.com — Общественно-образовательный портал: [сайт]. — URL: https://sneg5.com/nauka/literatura/malenkij-princ.html (дата обращения: 29.07.2021).
  4. Калинина, А. С. Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в философском аспекте / А. С. Калинина. — Текст: электронный // studbooks.net — Студенческая библиотека онлайн: [сайт]. — URL: https://studbooks.net/773181/literatura/problema_izucheniya_skazki_antuana_de_sent-ekzyuperi_malenkiy_prints_v_filosofskom_aspekte (дата публикации: 2011 г.; дата обращения: 29.07.2021).
  5. Кириллова, Екатерина «Маленький принц»: анализ. «Маленький принц»: произведение Сент-Экзюпери / Екатерина Кириллова. — Текст: электронный // FB.ru — образовательный портал: [сайт]. — URL: https://fb.ru/article/198117/malenkiy-prints-analiz-malenkiy-prints-proizvedenie-sent-ekzyuperi (дата публикации: 03.08.2015; дата обращения: 29.07.2021).
  6. Анализ произведения «Маленький принц» / Полина Чернышова, Елизавета Буркова. — Текст: электронный // Слово+: [сайт]. — URL: https://ozhegova-slovar.ru/russkij-yazyk/malenkij-princ-analiz.html (дата обращения: 29.07.2021).
  7. Малиновская, Маргарита Сказка «Маленький принц»: анализ произведения, тема, жанр Сказка «Маленький принц» / Маргарита Малиновская. — Текст: электронный // Na5.club: [сайт]. — URL: https://na5.club/literatura/sochineniya/skazka-malenkij-princz-analiz-proizvedeniya-tema-zhanr.html (дата обращения: 29.07.2021).

Тема. Антуан де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц». Философский смысл

произведение.

Цель: завершить аналитическое исследование
сказки «Маленький принц» (от XVI раздела до конца —

пребывания главного героя на Земле); выяснить
жанровые особенности произведения; выяснить роль аллегории и

символа в воплощении авторского замысла;
раскрыть философское содержание произведения; обобщить и

систематизировать характеристики главных
героев произведения; способствовать формированию мировоззренческих и

нравственных ценностей учащихся.

Оборудование: фрагменты мультипликационного
фильма «Маленький принц» (1979), тексты произведения, портрет

писателя, иллюстрации к произведению.

Детство-это огромный мир,

откуда приходит каждый! Откуда я родом?

Я родом из моего детства, будто из какой-то
страны…

Есть только одна истинная ценность –

это связь человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери

Течение урока

I. Организационный момент. Актуализация опорных
знаний учащихся.

Кросенс.

Составив кросенс, объяснить, какие истины
открыл для себя Маленький Принц, путешествуя по Вселенной.

1 — был себе Маленький принц, и жил он на
планетке, немножечко большей от него самого, и очень потому

принцу хотелось иметь друга…. Он видел закат
солнца всякий раз, когда только желал, достаточно было передвинуть

своего стула на шаг, второй. На его планете
росла роза, о которой он нежно заботился. Также каждого

дня Маленький принц прочищал вулканы и
выпалывал баобабы.

2-ближе всего к планете маленького принца были
астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330.

отправился туда: надо же найти какое-то дело
да и чему-то научиться. На первом астероиде жил король. Облеченный

в шарлат и горностай, он сидел на престоле —
очень простом, а все же величественном. Непослушания он не стерпел

бы. Был абсолютный монарх. Посетив планету
короля, Маленткий принц понял: «себя судить

гораздо труднее, чем других. Если ты сумеешь
правильно судить самого себя, то ты действительно мудр».

3 — на второй планете жил шанолюб, который
ждал поклонника. Тот требовал от своего гостя почитания.

Чтить-значит признавать, что я самый лучший,
самый замечательный, самый богатый и самый умный на

планете.

-Но ведь на твоей планете ты сам-один!

— Ну, так сделай мне одолжение, все равно
почитай меня!

— Я почитаю, — сказал маленький принц и слегка
пожал плечами.- Но какая тебе из этого радость?

4 — на дальней планете жил пьянчуга. Маленький
принц пробыл там совсем недолго, а все равно его поняла

глубокая печаль. Пьяница молча сидел перед
целой батареей бутылок — пустых и полных. Ему было

очень стыдно, что он пьет, что попал в
замкнутый круг: пьет, чтобы забыть, что ему стыдно от того, что

этот человек был слабонервным, а со своими
слабостями нужно бороться.

5-четвертая планета принадлежала дельцу. Этот
мужчина был так озабочен, что когда пришел Маленький

принц, даже головы не свел. Он владел звездами
и хотел быть богатым. Маленький принц ему заметил:

«У меня есть цветок и я поливаю его
каждое утро. У меня три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все прочищаю: и
действующие,

и погасший. Мало ли что может случиться. И
моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от

тебя нет никакой пользы»

6-пятая планета была весьма интересна. Она
оказалась из всех самая маленькая. На ней только и становилось места

для фонаря и фонарщика. Маленький принц никак
не мог сообразить, зачем Среди небес, на планетке, где нет

ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
Но он подумал: «возможно, этот человек здесь и

неуместный. А тем не менее он не так
неуместен, как король, шанолюб, делец и пьянчуга. Его труд имеет все же

какой-то смысл. Когда он зажигает свой фонарь
— будто рождается еще одна новая звезда или цветок. Когда

гасит фонарь-будто усыпляет звезду или цветок.
Хорошая работа! И он не думает о себе. Она таки действительно

полезная, потому что красивая. Вот с кем я мог
бы подружиться подумал он. Но его планетка совсем крошечная.

Там нет места для двоих.

7-шестая планета была в десять раз больше
предыдущей. На ней жил дед, он писал толстенные книги.

Книги по географии-самые ценные из всех книг.
Они никогда не устареют.Именно на этой планете Маленький

принц понял:«Моя рожа недолговечна— ей нечем
защищаться, кроме тех четырех колючек. А я

оставил ее дома одну-самую!»

8 – последней планетой была Земля, на которой
он познакомился с пилотом, змеей, много чего увидел и

понял. Поэтому захотел вернуться домой, где
без него скучает и постепенно умирает его роза.

9-Маленький принц в процессе путешествия по
Вселенной понял некоторые истины, среди которых — » мы отвечаем

за тех, кого приручили», » Зорко
лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

II. Объявление темы и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся

III. Аналитическое исследование разделов XVI —
XXVII

Герменевтическая беседа

Учитель. «Итак, седьмая планета была Земля».

— Внятно прочитайте второй абзац шестнадцатой
главы («Земля — планета незаурядная! На ней сто

одиннадцать королей (не поминая, конечно, и
Муринских), семь тысяч географов, девять тысяч дельцов, семь из

половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать
миллионов уважаемых, то есть где-то с два миллиарда

взрослых»). Как вы думаете, кто дал Земле
такую характеристику — пилот или маленький принц? Аргументируйте

свой ответ.

— Какой смысл среди характеристик Земли имеют
рассуждения об армии земных фонарщиков?

— Кого и зачем искал на Земле маленький принц?
(Людей. Он искал себе друзей.) Кто был первым, кого

встретил на Земле маленький принц? (Гадюка.)
Где именно и почему там состоялась эта встреча? Объясните

символическая нагрузка образа пустыни. Вспомните
смысл этого образа в начале произведения в истории с

пилотом, потерпевшим крушение именно в
пустыне.

— Внятно прочитайте диалог маленького принца с
гадюкой?

— Какие афоризмы из разговора маленького
принца с гадюкой вы выписали? («Среди людей также одиноко»,

»Я решаю все загадки».) Объясните их
смысловую нагрузку.

— Объясните смысл фразы, сказанной
гадюкой:»…Моци у меня больше, чем в пальце короля»? Почему гадюка не

укусила маленького принца?

— Как гадюка могла услужить маленькому принцу?
Понял ли он смысл ее намека? Почему сразу не

воспользовался ее услугами?

— Что о людях узнал маленький принц из
разговора с пустынной цветком? Попробуйте истолковать

подтекстовый смысл рассуждений о людях:
«Люди? Ага, их, кажется, всего шестеро или семеро. Я

видела их много лет назад. Да где их
искать-как знать. их гонит ветром. Они без корней, это очень неудобно».

— Какой опыт вынес маленький принц из
пребывания в горах? («Какая чудная планета!») Почему он так говорил?

Какую роль в этом сыграло эхо от его собственных
слов?

— Определите главное событие XX раздела
текста. Докажите, что именно этот раздел является кульминацией произведения.
Какие

важные цитаты из этой главы вы записали в свою
«копилку важных мыслей на всю жизнь»? («А все

дороги ведут к людям»).

— Почему после встречи с розами маленький
принц чувствовал себя еще более несчастным?

Вывод: главное отличие во внутренней сущности
образов; земные розы, красивые и совершенные внешне,

были чужими маленькому принцу, хотя он сначала
этого не понял (до объяснений лиса). Сначала

он принял их как обман цветка с астероида
В-612, почувствовал опустошение и обиду и еще большую

одиночество. В этот момент он не думал, чем
для него был цветок с его планеты. В нем говорил

эгоизм, а сердце молчало.

— Как вы думаете, почему автор приводит к
Маленькому принцу лису именно в минуту его отчаяния? (Лис становится

для маленького принца проводником в мир
нравственных ценностей, он объясняет ему сущность простых вещей

— дружбы, ответственности, духовности, восприятия
сердцем. Именно они образуют духовный стержень

личности, именно они являются основой для
построения взаимоотношений человека с человеком, они являются основой
становления

личности.)

— Внятно прочитайте в лицах диалог маленького
принца с лисом (раздел XXI) (или просмотрите

соответствующий фрагмент в одной из
экранизаций произведения). Раскройте символическую нагрузку образа лиса.

— Что значит «быть прирученным»? Как это
связано с одной из центральных проблем произведения-проблемой

дружбы и поисков друга?

— Какие цитаты из этого диалога стали всемирно
известными афоризмами? Прокомментируйте их. («Ты для меня пока

лишь маленький мальчик, точно такой же, как
сто тысяч других. И ты мне не нужен. И я тебе тоже

не нужен. Я для тебя всего только лис, как сто
тысяч других Лисов. Да как ты меня приручишь,

мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня
единственный на всем свете. И я буду для тебя единственный на

целом мире… », «Пожалуйста… приручи
меня!», «Язык — это источник недоразумения», «А как ты будешь ходить когда
попало, то я никогда не буду знать, на какой час готовить свое сердце… Должны
быть

обряды», «Ты поймешь, что твоя роза —
единственная на свете», «Вы очень красивые, но пустые, — сказал еще

маленький принц. — Ради вас не захочется умереть.
Конечно, случайный прохожий и про мою розу

подумает, что она такая же, как и вы. Но она
одна-единственная, превыше всего самая дорогая. Я-потому что полил ее. Я-потому
что накрыл

ее стеклянным колпаком. Я-потому что заслонил
ее ширмой. Я-потому что уничтожал ради нее гусеницу, оставил только двух или
трех,

чтобы повыводились бабочки. Я слышал, как она
роптала и как хвасталась и даже как умолкала. Роза эта —

моя», «Вот моя тайна. Она очень проста: только
сердце хорошо видит. Самого главного не увидишь

глазами», «Твоя роза дорога тебе потому, что
ты посвятил ей столько времени», «Люди забыли эту истину, —

молвил лис, — но ты не забывай. Ты навсегда
берешь на себя ответственность за тех, кого приручил. Ты

отвечаешь за свою розу».)

— Как вы думаете, почему после «приручения»
лиса маленький принц встречает стрелочника (раздел XXIII) ?

— Какую смысловую нагрузку несет в себе
движение людей в пространстве?

— Выделите самые важные, на ваш взгляд, цитаты
из разговора главного героя со стрелочником. Попробуйте

их истолковать и связать с ведущими проблемами
произведения. («Люди вечно недовольны там, где живут»,  

  • Философское сочинение марк аврелий
  • Философский смысл рассказа господин из сан франциско сочинение
  • Философский смысл рассказа бунина господин из сан франциско
  • Философский рассказ для детей короткие
  • Философский рассказ 4 класс орксэ придумать короткий