Философские мотивы в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Сочинения по литературе лермонтов философская лирика лермонтова михаил юрьевич лермонтов великий русский поэт. несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Философская лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой. Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом,  Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».

Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.

Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.

Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..

Философская лирика Лермонтова — неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

2 вариант

Философия в темах затрагиваемых Лермонтовым совсем не редкая гостья.

Михаил Юрьевич Лермонтов описывался большинством критиков как ярчайший писатель своей эпохи. Также, большинство критиков, в том числе Ромашин, отмечали большие философские настроения, которые он развивает в своих произведениях.

Михаил Юрьевич сторониться всех наград и привилегий высшего общества. Ему больше по нраву простые русские вечерние гулянья и прекрасная природа. Также во всем его творчестве, как клинком,  проходит тема одиночества.

Он активно  развивает ее. Лермонтов действительно  не сильно радовался своей жизни. В раннем возрасте он потерял обоих родителей и по-сути остался сиротой. Все свое детство и дальнейшую жизнь он провел в дворянских домах и был лишен всех радостей простой и свободной жизни крестьянских людей, о чем он очень жалел.

Многие философские размышления автор пытается раскрыть через  тематику любовных чувств. Все жизнь Лермонтов искал чистую душою женщину, чтобы скрасить любовью с ней эту жизнь. О своих поисках он часто повествует в своих же произведениях. Он крайне озабочен этим вопросом, что совсем не удивительно.  Также интересно наблюдать заходом мысли Лермонтова и тем, как в его произведениях сплетаются любовь и одиночество.

Важную проблематику в жизни Лермонтова, которую он транслировал через свои произведения – это недопонимание его, как творца и народа. Он не противопоставляет себя ему, но показывает, что его идеи не нравятся населению и в том числе от этого он становится одиноким.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова под названием пророк также раскрывается именно эта тема. Лермонтов показывает, что общество не может принять идеи пророка о несовершенстве мира и изгоняют его. Пророк становится одиноким странником, но даже при всех тех неудобствах, что нанесли ему народ он все равно готов к самопожертвованию ради его спасения.

Философские идеи встроены в произведения Лермонтова одна за другой, и без них просто невозможно представить его творчество. Он определенно является выдающимся философом своего времени.  Своей, пусть и недолгой жизнью, он привнес через свои произведения множество новых философских идей.

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Родину Лермонтов разделяет на обычный люд и дворян. Он не может найти себе место ни с теми, ни с другими. Поэтому презирает всех. И считает себя изгоем. В стихотворении «Пророк» это отношение явно заметно. Автор видит все пороки общества, пытается показать их окружающим. Но его не признают, насмехаются над ним. Поэтому он, поникнув головой, вынужден влачить свое бренное существование. Четко прослеживается связь поэта с этим стихотворением. В образе пророка явно читается, что Лермонтов рассказывает о себе.

Он – покинутый странник. В его произведениях явно видны страдания и муки одиночества. Пока другие писатели посвящают свои работы поискам смысла жизни, рассуждениям, для чего был создан человек и мир в целом, Лермонтов ищет ответы на другие вопросы. Он обращается именно к себе, хочет узнать не о судьбе человечества, а о своей собственной жизни. Для него весь мир слишком тесен, нет в нем места для одного такого человека как автор. К этому выводу он приходит в стихотворении «Монолог». Он особо выделяет, что душа сильно подвержена порокам, что в мире нет места для любви и дружбы.

Поэт часто обращает свой взор к Богу, высшим силам. В его «Благодарности» явно видно, что он не рад дару жизни. Что существование гнетет его. Что Всевышний виновен в людских пороках. При этом в некоторых произведениях автор восторгается его творениями.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Рассуждение

Философия как особая форма восприятия мира была присуща всем представителям Золотого века. За писателями и поэтами ХІХ столетия даже утвердился статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов – таинственная «луна» на небосклоне русской литературы, представитель Золотого века, который был не только поэтом, но и философом по своей сути.

Он, слишком молодой, и слишком талантливый человек своей эпохи, искал золотую середину не только в своей поэзии, но и в личной жизни. Он, мятежен и тих, лиричен и резок, благочестив и порочен, порою трагичен, находился в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно же о человеке, об его внутренней борьбе, отношение к жизни, борьбе добра и зла, гармонии. Поэзия «Парус» именно о такой борьбе, поиске себя. Лирический герой «не ищет счастья, и не от счастия бежит», он мятежен и просит бури, но есть ли в бурях покой? Где золотая середина? Ее нужно искать. Ведь «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…». Возможно, для кого-то счастье – это штиль и простое созерцание красоты, а кому-то нужен всплеск эмоций и буря.

В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему сложной жизни поэта и вечного странника, которого не смогло до конца понять и принять общество: «провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья». И как следствие пишется стихотворение «Молитва», где лирический герой обессилен и печален, он просит Бога забрать у него талант, избавить «от страшной жажды песнопенья», он желает пойти трудным путем спасения и поиска истины. Но стоит ли боятся жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием «мечта». М. Лермонтов сумел ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я жизни не боюсь». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, ведь «своим бодрящим шумом она дает гореть, дает светиться думам».

Отдельное внимание также следует уделить библейской философии Михаила Лермонтова. В чем ее суть? Наверное, в борьбе добра и зла, светлого и темного начала в душе каждого человека. В стихотворении «Я не для ангелов и рая» лирический герой некоторое время борется с неверием в себя, темными силами, утверждая, что лишь всесильный Бог знает для чего он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова поменялись на более светлые и жизнеутверждающие.  В стихотворении «Молитва» (В ми -нуту жизни трудную…) лирический герой от всего сердца твердит молитву и вдруг «с души, как бремя скатится сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко…».

 Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Философская лирика Лермонтова

Философская лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мой любимый писатель Есенин 11 класс

    С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза».

  • Сочинение Директор в рассказе Уроки французского

    В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» героев мало, но все занимают особое место в повествовании. Среди второстепенных персонажей выделяется образ директора школы, Василия Андреевича.

  • Сочинение Набережные Челны — мой любимый город

    Любой город для своих жителей любим, какой бы он ни был со своими прелестями и недостатками. Так и мой город Набережные Челны — любимый.

  • Сочинение на тему Всякая любовь великое счастье

    Любовь — это особенное чувство, присущее человеку и только ему. Она выражается в стойкой привязанности к объекту любви, стремлении позаботиться о нем, помочь ему в трудную минуту.

  • Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой очень любил семейные ценности, поэтому в романе «Война и мир» и он описывает не одну семью. Семья Ростовых очень дружная, все друг друга поддерживали и никогда не осуждали. Все три поколения жили в одном доме.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 17. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Мечта
о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений

Урок 18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как
выражение мироощущения поэта

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским
обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного
произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

УРОК 17
Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова
Мечта о гармоничном и прекрасном
в мире человеческих отношений

Цель:


ознакомить учащихся с философскими мотивами в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»;
проанализировать композицию стихотворений «Выхожу один я на дорогу…» и «Парус», определить их специфику; развивать умения проникать
в подтекст лирического стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения; эстетически и нравственно
воспитывать учащихся.

Оборудование:
портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, таблица, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из
истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ


(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов

(работа в парах)

• Прочитайте высказывания критиков, философов о лирике М. Ю. Лермонтова. Определите позицию каждого из них. Согласитесь или опровергните одно
из мнений.

а) Педагогический успех поэзии Лермонтова может показаться неожиданным. Принято думать, что Лермонтов — поэт байроновского направления, певец
разочарования, а разочарование — настроение, мало приличествующее школьному возрасту и совсем неудобное для педагога как воспитательное средство.
Между тем после старика Крылова, кажется, никто из русских поэтов не оставил после себя столько превосходных вещей, доступных воображению и сердцу
учебного возраста без преждевременных возбуждений, и притом не в наивной форме басни, а в виде баллады, легенды, исторического рассказа, молитвы или
просто лирического момента…
(В. О. Ключевский)

б) Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
…В личности и творчестве Лермонтова различаются, без особого усилия, две противоположные тенденции. Первая: линия богоборческая, обозначающаяся
уже в детских его стихах и поверхностным наблюдателям кажущаяся видоизменением модного байронизма. Если байронизм есть противопоставление свободной,
гордой личности окованному цепями условностей и посредственности человеческому обществу, то, конечно, здесь налицо и байронизм…
В интеллектуальном же плане эта бунтарская тенденция приобрела вид холодного и горького скепсиса, вид скорбных, разъедающе-пессимистических раздумий
чтеца человеческих душ… И, наряду с этой тенденцией, в глубине его стихов, с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой до неповторимо
дивных звучаний, вторая струя: светлая, задушевная, тёплая вера…
(Д. Л. Андреев)

в) Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии, при этом литературные истоки её были далеко не однородными. В
стихах Лермонтова — особенно ранних — есть отзвуки произведений Рылеева и русских поэтов философско-романтического направления;
в творчестве Лермонтова заметно сильное воздействие романтических произведений Пушкина и романтической поэзии Байрона. Молодой Лермонтов был похож
на многих, но даже в молодости больше всего он походил на самого себя. Его связи с разнообразными романтическими литературными традициями совсем
не мешали резкой определённости и индивидуальности его поэтических исканий.
В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто более других отличался «лица не общим выраженьем», отличался характерно стью
поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса…
(Е. А. Маймин)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Лирическое произведение чаще всего изображает не события и поступки, а выражает чьи-то чувства, мысли и настроения. Эти чувства, мысли и настроения
автора заражают и нас, и в этом заключена особенность поэзии великого поэта. Поэтические образы лермонтовских стихов глубоки и многообразны, часто
связаны с биографией поэта.

В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания. В его стихах
всегда обнаруживается сложная психологическая, этическая и религиозная проблематика. Лермонтов воплощает и «поэзию мысли», и «поэзию чувства»
одновременно, его лирика представляет как бы синтез этих двух начал.

И сегодня на уроке мы постараемся увидеть за поэтическими образами лермонтовских стихотворений самого поэта, передавшего в них тоску, отчаяние
и боль своего времени…

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Всё творчество поэта — это размышления о смысле жизни, судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, смерти и бессмертии, вечности
и природе. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа.

Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов
приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир,
ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому всё внимание поэта сконцентрировано на духовном пути героя, который всегда
стремится к гармонии с миром.

Человек, по Лермонтову, должен:

• сознавать, чувствовать, культивировать в себе это высшее начало, понять его соотношение с другими силами своей души;
• свято хранить это высшее начало наперекор житейским нуждам, заботам, тревогам в безнадёжных и трагических ситуациях, проявляя нравственную
составляющую и верность себе;
• должен отстаивать высшие нравственные ценности;
• быть готовым к самопожертвованию и борьбе во имя их утверждения, проявляя жажду деятельности:

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать…
(«1831-го июня 11 дня»)

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

1) Сообщение об истории создания стихотворения

У ч е н и к.

Пейзажная лирика раскрывает ещё одну грань раздумий Лермонтова — о роли природы в духовной жизни человека. Поэт испытывает
воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, «златого» утреннего часа, когда волнуется нива, кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ.

Но поэт, ощущая трагический характер своего одиночества, порой не чувствует слияния и с природой. Особенно выразительно это раскрывается в стихотворении
«Выхожу один я на дорогу…», относящемся к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Состояние души, которое, казалось бы, трудно
выразить словами, занимает главное место в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…».

Философское содержание этого произведения заключено в сопоставлении спокойной и величественной природы и страдающего
человека, задающегося извечными вопросами.

Стихотворение написано за несколько дней до 15 июля 1841 г., за несколько дней до дуэли и смерти… В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному
склону Машука. В небесах — южная голубая ночь, в туманном синем свете — земля.

Звёзды мерцают, их далёкие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, ведётся таинственная беседа.

2) «В Литературной гостиной»:
выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»

(В качестве музыкального сопровождения звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена (06:10).)

3) Беседа

• Как вы думаете, почему в качестве музыкального сопровождения звучала «Лунная соната» Л. ван Бетховена?
• Какое чувство доминирует в этом стихотворении?
• Что, на ваш взгляд, в этом стихотворении символизирует образ дороги?
• Как соотносятся в стихотворении состояние природы и психологическое состояние лирического героя?
• Какие образы-символы созданы поэтом в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

4) Обобщение учителя

— В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» показана красота окружающего мира. Мир принимается Лермонтовым, но лишь в согласии любви, свободы и
покоя. Состояние души уподоблено гармонии природы. Поэт отвергает смерть, потому что трепет жизни для него прекрасен и таинственен. И потому
просветление, а не горечь несёт читателю это грустное стихотворение. В нём в полной мере проявилось мастерство поэта. Особую выразительность
стихотворению придают перекличка вопросов и ответов, повтор выражений, неизбежный в диалоге даже с самим собой.

3. Сопоставительный анализ стихотворений
«Парус» и «Выхожу один я на дорогу…»

(работа в парах)

Сопоставительный анализ стихотворений

Критерии

     «Парус»     

«Выхожу один я на дорогу…»

Состояние пейзажа и поэтика цвета

Состояние лирического героя

Особенности синтаксиса

Образец анализа

«Парус» относится к ранним стихотворениям Лермонтова (1832),
«Выхожу один я на дорогу…» — к самым поздним (1841).

Мы имеем возможность рассмотреть один из сквозных образов, значимых для поэта на протяжении всего творчества;

1) в пейзаже
выражена мысль о гармонии и покое, ощущаемых в природе:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
(«Парус»)

В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в тумане голубом…
(«Выхожу один я на дорогу…»)

Характерна гамма красок (белый, золотой, голубой) и космический масштаб пейзажа — вид от земли до неба и пространство между ними как «туман».

Туман — романтический образ (мир, видимый как бы сквозь дымку);

2) одинокая фигура, странствующая в тумане:

в «Парусе» — парус, то есть корабль — романтическая эмблема лирического героя. Начало стихотворения:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…

В «Выхожу один я на дорогу…» — сам лирический герой, говорящий от первого лица. Начало стихотворения:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит…

В заключительной части каждого из стихотворений появляется указание на романтический идеал, которого нет в реальности.

Этот идеал внутренне противоречив, подчёркнуто парадоксален: «буря» («свобода») — но в ней «покой»; «сон» — но волшебный, вечный, не жизнь
и не смерть. Такое понимание идеала характерно для Лермонтова;

3) философский конфликт
задаётся в форме двух одинаковых по синтаксису риторических вопросов о месте героя в пространстве:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(«Парус»)

или во времени:

Жду ль чего? Жалею ли о чём?
(«Выхожу один я на дорогу…»)

На эти вопросы получаем трагический ответ: идеала нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в начале, ни в конце пути:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит…
(«Парус»)

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
(«Выхожу один я на дорогу…»)

Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд жизни в целом.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— У поэтессы М. И. Цветаевой, которая с детства была увлечена музыкой, есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки — ноты.
В воле читателя осуществить или исказить…»

Любое поэтическое произведение — это диалог с читателем. Общение это обычно предопределяется степенью духовного настроя читателя на сопереживание,
его желанием и умением «осуществить», а не «исказить».

Сегодня вы ещё раз убедились в том, что восприятие поэтического текста как процесс творческий находится в зависимости от читательского искусства,
от умения вступать в диалог в процессе общения с текстом, а поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, неразделимые с
разочарованием и страданием. Мы прикоснулись к «словесной ткани» стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу…», искали путь к постижению его
содержания, авторского замысла.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Какое из изученных стихотворений М. Ю. Лермонтова вы бы предложили в качестве визитной карточки поэта?».
Своё мнение аргументируйте.

2. Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

Следующий урок: Урок 18. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как
выражение мироощущения поэта >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы — темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад — прошедшее ужасно; Гляжу вперед — так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.

Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» — шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы.

Подожди немного

Отдохнешь и ты.

Для Лермонтова оказываются неразрывна свя­занными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинс­кой, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:

Уж не жду от жизни ничего я

И не жаль мне прошлого ничуть.

Я ищу свободы и покоя,

Я б хотел забыться и заснуть…

Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».

Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, — еще один аспект темы одино­чества. Лермонтов пишет:

Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»

Но в ответ «чинара молодая» произносит сло­ва, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».

Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».

Лирический герой произведения, провозглаша­ющий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мне­нию автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.

Один из известных русских поэтов Николай Гу­милев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя све­тилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцаю­щий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние ли­рика поэта сохранила и до наших дней.

Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ïîíÿòèÿ «ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà», îïðåäåëåíèå å¸ ðîëè â ðàçâèòèè ëèòåðàòóðû. Èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû ïîýòà è îáùåñòâà â ôèëîñîôñêîé ëèðèêå Ëåðìîíòîâà. Àíàëèç íàöèîíàëèçìà è ïàòðèîòèçìà êàê õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòåé òâîð÷åñòâà ïîýòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/

Ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà â òâîð÷åñòâå Ì.Þ. Ëåðìîíòîâà

Îñîáóþ ðîëü â ðàçâèòèè ëèòåðàòóðû èãðàåò ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà. Ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà ïîäðàçóìåâàåò ñîáîé ïðîèçâåäåíèå, îñíîâîé êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ ðàçäóìüÿ î ñìûñëå æèçíè èëè î âå÷íûõ ÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòÿõ.

Ðàçìûøëåíèÿ î áóäóùåì è ïðîøëîì, î ñìåðòè è âðàæäå, íåñ÷àñòüå è ðàäîñòè, íåðåäêî âñòðå÷àþòñÿ â òâîð÷åñòâå ðàçëè÷íûõ ïîýòîâ è ïèñàòåëåé. Ñ ôèëîñîôèåé ìû ñòàëêèâàåìñÿ íå òîëüêî â ëèòåðàòóðå, íî è â îáûäåííîé æèçíè. Êàæäûé èç íàñ î÷åíü ÷àñòî çàäà¸òñÿ âîïðîñàìè, íà êîòîðûå íå ñóùåñòâóåò îòâåòîâ. ×òî òàêîå æèçíü? Çà÷åì ðîæäàþòñÿ è óìèðàþò? Ïî÷åìó îäèíî÷åñòâî ãóáèò ÷åëîâå÷åñêóþ äóøó? Èìåííî òàêèå âîïðîñû ñòàâÿò ïåðåä ñîáîé ÷åëîâåê, è òåðÿåòñÿ â ñâîèõ ðàçäóìüÿõ.

Ðàññóæäàÿ î ôèëîñîôèè ÷åëîâåê, óõîäèò â ñåáÿ, èùåò ïóòè âûõîäà, äà¸ò îïðåäåë¸ííóþ ñàìîîöåíêó. Ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà èìååò ðàçëè÷íîå îñìûñëåíèå ðåàëüíîñòè è ñàìîé ñóòè æèçíè. Êàæäûé âîñïðèíèìàåò æèçíü ïî ñâîåìó, èìåííî èñõîäÿ èç ýòîãî, ìíîãèå ïîýòû ïèøóò ñòèõîòâîðåíèÿ íà ôèëîñîôñêóþ ëèðèêó, ÷òîáû âûÿâèòü îïðåäåë¸ííûé ñòàíäàðò â ôèëîñîôèè.

Ãîâîðÿ î ôèëîñîôñêîé ëèðèêå, ñðàçó ïðèõîäèò íà óì òàêîé ïîýò, êàê Ì.Þ. Ëåðìîíòîâ. Ì.Þ. Ëåðìîíòîâ, êàê ïèøóò â ðàçëè÷íûõ ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêàõ, î÷åíü çàìûñëîâàòîå ÿâëåíèå â èñòîðèè ëèòåðàòóðíîé æèçíè Ðîññèè. Ïîýò, êîòîðîãî çà÷àñòóþ íàçûâàþò ëóíîé ðóññêîé ïîýçèè, åãî ïðîèçâåäåíèÿ î÷åíü çàãàäî÷íû, ìðà÷íû è èìåííî ýòè ÷åðòû ïðîíèêëè â ãëóáü åãî òâîð÷åñòâà. Ïîýò, êîòîðûé îñòàâèë ñîâñåì íåçíà÷èòåëüíîå ëèòåðàòóðíîå äîñòîÿíèå, äî ñèõ ïîð îñòà¸òñÿ íåðàçãàäàííîé è äî êîíöà íå ïîíÿòîé ëè÷íîñòüþ. Åãî òâîð÷åñòâî íåðåäêî ïîääà¸òñÿ êðèòèêå è ïîõâàëàì. Â.Ã. Áåëèíñêèé ïèñàë î Ì.Þ. Ëåðìîíòîâå òàê: « Ëåðìîíòîâ — ïîýò ñîâñåì äðóãîé ýïîõè è ÷òî åãî ïîýçèÿ — ñîâñåì íîâîå çâåíî «â öåïè èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàøåãî îáùåñòâà»».

Â.Ã. Áåëèíñêèé óâèäåë â Ëåðìîíòîâå, òî, ÷òî íå çàìå÷àëè ïðåæäå ìíîãèå.  ñâîèõ ñòàòüÿõ îí ÷àñòî ñðàâíèâàë À.Ñ. Ïóøêèíà è Ì.Þ. Ëåðìîíòîâà, íàçûâàÿ Ìèõàèëà Þðüåâè÷à ïðååìíèêîì òâîð÷åñòâà Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà, è ðàññóæäàÿ î òîì, ÷òî, Ëåðìîíòîâ — îäíî èç ñàìûõ íåîáû÷íûõ «ÿâëåíèé» ðóññêîé ëèòåðàòóðû.

Àõ, íàñòîëüêî îäèíàêîâûå, íî òîæå âðåìÿ ðàçíûå, Ïóøêèí è Ëåðìîíòîâ, ñîëíöå è ëóíà, ãëàâíûì ðàçëè÷èåì â èõ ïîýçèè ÿâëÿåòñÿ, òî, ÷òî â òâîð÷åñòâå Ìèõàèëà Ëåðìîíòîâà, êàê ïèñàë Áåëèíñêèé, «íèãäå íåò ïóøêèíñêîãî ðàçãóëà íà ïèðó æèçíè; íî âåçäå âîïðîñû, êîòîðûå ìðà÷àò äóøó, ëåäåíÿò ñåðäö养.

Ïî÷åìó æå áîëüøèíñòâî ïðîèçâåäåíèé Ëåðìîíòîâà ñâÿçàíû ñ ãðóñòüþ è îäèíî÷åñòâîì? ×òîáû îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ ïåðåíåñ¸ìñÿ â ýïîõó þíîñòè ïîýòà. Âñÿ æèçíü ïîýòà ïðîõîäèëà â ïîëíåéøåì îäèíî÷åñòâå, ìàëü÷èê ðîñ áåç îòöà è ìàòåðè, â îêðóæåíèè ñâîåé áàáóøêè. Îí ñòðàäàë íåêîé íåèçëå÷èìîé áîëåçíüþ, êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ «çàïðåò ñâîáîäû ñëîâà». Íåò òîé ñàìîé âîçìîæíîñòè «èçëèòü êîìó-òî äóøó», áåññòðàøíî çàÿâèòü î ñâîèõ èäåàëàõ, ìûñëÿõ è æåëàíèÿõ.

Ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà Ì.Þ. Ëåðìîíòîâà ïðîïèòàíà íàöèîíàëüíûì äóõîì è õàðàêòåðîì. Îí ñâÿçûâàåò ôèëîñîôñêóþ ëèðèêó ñ ïàòðèîòè÷åñêîé, âûÿâëÿåò äâà îáùåñòâà ðóññêîé æèçíè: äâîðÿíñêóþ è êðåñòüÿíñêóþ. Ïðîàíàëèçèðîâàâ ñòèõîòâîðåíèå «Ðîäèíà», ïîíèìàåì, ïîýò îòêðûòî, çàÿâëÿåò, ÷òî åìó íå âàæíû íè ðàçëè÷íûå ïîáåäû, íàãðàäû, åãî ñåðäöå ðàäóþò ñîçåðöàíèå ðóññêîé ïðèðîäû è íåÿðêèå ñâîèì âåëè÷àåì, îáûäåííûå, êðåñòüÿíñêèå ãóëÿíüÿ. Âîò ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèííîé öåííîñòüþ ïîýòà:

«È â ïðàçäíèê, âå÷åðîì ðîñèñòûì,

Ñìîòðåòü äî ïîëíî÷è ãîòîâ

Íà ïëÿñêó ñ òîïàíüåì è ñâèñòîì

Ïîä ãîâîð ïüÿíûõ ìóæè÷êîâ».

Ì.Þ. Ëåðìîíòîâ — ïîýò, êîòîðûé íå òîëüêî âîçâûøàåò ñâîþ ñòðàíó, íî è îòêðûòî çàÿâëÿåò î å¸ ñêóäíîñòè è ìèçåðíîñòè, íî â íåì ãîâîðèò íå äóøà, à ãëóáîêî çàòàèâøàÿñÿ áîëü:

«Ïðîùàé, íåìûòàÿ Ðîññèÿ,

Ñòðàíà ðàáîâ, ñòðàíà ãîñïîä,

È âû, ìóíäèðû ãîëóáûå,

È òû, èì ïðåäàííûé íàðîä».

 ñâî¸ì ñòèõîòâîðåíèè Ìèõàèë Þðüåâè÷ îáâèíÿåò ñòðàíó â òîì, ÷òî òâîðèòüñÿ íåêèé ñóìáóð, íåò ÷åëîâå÷åñêîãî ðàâíîïðàâèÿ, ñîñëîâíîå äåëåíèå, êîòîðîå òâîðèò òîò ñàìûé õàîñ, âñåëÿåò â ÷åëîâå÷åñêèå äóøè ýãîèçì è âåðõîâåíñòâî.

Òâîð÷åñòâî Ëåðìîíòîâ, êàê áû ýòî ãëóïî íå çâó÷àëî, íåêèì îáðàçîì èìååò ñõîæåñòü ñ ó÷åíüÿìè äðåâíåêèòàéñêîãî ìûñëèòåëÿ Ëàîçöû, êîòîðûé âûÿâèë îñíîâíûå èäåè äàîñèçìà, ñîãëàñíî åãî ó÷åíèþ Äàî — ýòî ïóòü ðàçìûøëåíèÿ è ñîçåðöàíèÿ, êîòîðûé äîëæåí ïðèâåñòè ÷åëîâåêà ê ãàðìîíèè ñ ñàìèì ñîáîé. Òàê æå è Ì.Þ. Ëåðìîíòîâ â ñâîåé ëèðèêå èùåò ñâî¸ «ÿ», âñòóïàåò ãàðìîíèþ ñ ñàìèì ñîáîé è ðàñêðûâàåò ñâîþ äóøó â ñòèõîòâîðåíèÿõ.

Ïðîõîäÿò ãîäû, ïîýò âñå ãëóáæå è ãëóáæå óõîäèò â ñåáÿ, â ñâîè ðàçìûøëåíèÿ. Ëåðìîíòîâ íà÷èíàåò ïèñàòü î ìóêàõ è ñòðàäàíèÿõ, êîòîðûå èñïûòûâàåò ÷åëîâåê â òå÷åíèå âñåé ñâîåé æèçíè. Æèçíü âî âñåé ñâîåé âåëè÷èè îñîáî íå ðàäîâàëà ïîýòà, ðàíî îñòàëñÿ áåç ìàòåðè, ëèøèëñÿ îòöà, äà è ðîñ â òîì ñàìîì äâîðÿíñêîì îáùåñòâå, â åãî ñóäüáå îòñóòñòâîâàëè òå îáû÷íûå ÷åëîâå÷åñêèå ðàäîñòè. Åãî æèçíü áûëà ïðåðâàíà íà 26 ãîäó æèçíè, íî ýòî æå òàê ìàëî, ÷òîáû â ìó÷åíèÿõ è ñòðàäàíèÿõ íàéòè åäèíûé ñìûñë æèçíè:

«Îäèí ÿ çäåñü, êàê öàðü âîçäóøíûé,

Ñòðàäàíüÿ â ñåðäöå ñòåñíåíû,

È âèæó, êàê ñóäüáå ïîñëóøíî,

Ãîäà óõîäÿò, áóäòî ñíû».

Ãîâîðÿ î ëþáâè, òî ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî âñþ ñâîþ æèçíü Ëåðìîíòîâ èñêàë â ñâîèõ âîçëþáëåííûõ òó ÷èñòîòó äóøè, êîòîðàÿ ðåäêî âñòðå÷àëàñü â òîãäàøíåì îáùåñòâå. ×óâñòâî îäèíî÷åñòâà íå ïîêèäàëè þíîãî ïîýòà äàæå òîãäà, êîãäà îí áûë âëþáë¸í. Âû ñêàæåòå, ÷òî ëþáÿ ÷åëîâåê çàáûâàåòñÿ, ñòàíîâèòüñÿ ñ÷àñòëèâûì, ïàðèò â îáëàêàõ è ñâîèõ ìå÷òàõ, íî ó Ëåðìîíòîâà âñå ñîâñåì èíà÷å. Îí áûë, êîãäà áåçóìíî âëþáë¸í, íî îáñòîÿòåëüñòâà ñëîæèëèñü òàê, ÷òî åãî îòíîøåíèÿ ê íåé áûëè óíè÷òîæåíû òÿæêèìè ÷óâñòâàìè. Êàê æàëü, ÷òî ñàìàÿ ðàííÿÿ ëþáîâü Ëåðìîíòîâà íå áûëà, íàïîëíåíà ñâåòëûìè è ÿðêèìè ÷óâñòâàìè:

ôèëîñîôñêèé ëèðèêà Ëåðìîíòîâ

«Ïóñòü ÿ êîãî-íèáóäü ëþáëþ:

Ëþáîâü íå êðàñèò æèçíü ìîþ «.

Îñíîâîé â ôèëîñîôñêîé ëèðèêå Ëåðìîíòîâà, ÿâëÿåòñÿ ïðîáëåìà ïîýòà è îáùåñòâà.  åãî ïðîèçâåäåíèÿõ òàêàÿ òåìàòèêà äîâîëüíî ÷àñòî ïðèîáðåòàåò îòòåíîê íå òîëüêî íåïðèÿçíåííûõ, íî è íåíàâèñòíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòüþ è âñåé ëþäñêîé îáùèíû. ßð÷àéøèì ïðèìåðîì áîðüáû ñ íåñïðàâåäëèâîñòè â îáùåñòâå ÿâëÿåòñÿ ñòèõîòâîðåíèå «Ïðîðîê». Ëåðìîíòîâ, âñåãäà ñêëîííûé ê ìåëàíõîëèè, â ýòîì ñòèõîòâîðåíèè îò÷¸òëèâî âûðàæàåò íåâåðèå â ëó÷øèé ìèð íà çåìëå. Ëåðìîíòîâ ñòàâèò ñåáÿ â ðîëè ïðîðîêà, ñ÷èòàåò ñâîèì äîëãîì ïðîñâåòèòü ëþäåé, íî ÷óâñòâî èçãîÿ îáùåñòâà, íå ïîêèäàþò åãî âñþ îñòàâøóþñÿ æèçíü, è âïîñëåäñòâèè ïðåäïèñûâàåò ñåáå íåäîïîíèìàíèÿ ñðåäè ëþäåé. Îí îñòà¸òñÿ â óâåðåííîñòè, ÷òî ëþáîãî ïîýòà — íàñòîÿùåãî ïîýòà — ïîñòèãíåò òà æå ó÷àñòü.

Ëåðìîíòîâñêèé «Ïðîðîê» íà÷èíàåòñÿ èìåííî ñ òîé ñòðî÷êè, íà êîòîðîé îñòàíîâèëñÿ À.Ñ. Ïóøêèí â ñâî¸ì «Ïðîðîêå»: «Ñ òåõ ïîð êàê âå÷íûé ñóäèÿ ìíå äàë âñåâåäåíüå ïðîðîêà …». Ïóøêèí ïîêàçûâàåò íàì, ïðîöåññ ñîçäàíèÿ Òâîðöîì Ïðîðîêà, à Ëåðìîíòîâ, óïîòðåáëÿåò èíîé ïðè¸ì, îí âûÿâëÿåò óæå ñîçäàííûé ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè Ïðîðîêà.

Ëåðìîíòîâ — îäèí èç ïèñàòåëåé-ðåàëèñòîâ, êîòîðûé, íå áîÿñü íèêàêèõ ðåàêöèé îáùåñòâà è âëàñòè, ïèøåò ïðàâäó, áåç ïðèóêðàøèâàíèÿ ðåàëüíîñòè, ñâîáîäíî âûðàæàåò ñâîè ìûñëè. Ìíîãèå ñêàæóò, ÷òî ãëóïî ðèñêîâàòü ñâîåé æèçíüþ è ðåïóòàöèåé, ðàäè òîãî, ÷òîáû ëþäè çíàëè âñþ äåéñòâèòåëüíîñòü, íî ñîãëàñèòåñü, ÷òî ëåã÷å æèòü ñ ÷èñòîé äóøîé è ñîâåñòü, ÷åì ïðèòâîðÿòü è ñóùåñòâîâàòü ñ «çàêðûòûìè ãëàçàìè», íåâçèðàÿ íà òîò áåñïðåäåë, êîòîðûé òâîðèòüñÿ êðóãîì, ãîâîðèòü, ÷òî âñå õîðîøî, íî îñîçíàâàòü î ïîëíåéøåì, ïðîèñõîäÿùåì õàîñå.

Ëåðìîíòîâ — ñîçäàòåëü òðàãè÷åñêîé êîíöåïöèè ÷åëîâåêà, îáðå÷¸ííîãî æèòü â âå÷íîì è íåóñòðàíèìîì êîíôëèêòå ñ îáùåñòâîì, îí ñîïîñòàâëÿåò ÷åëîâåêà ñ ìàëåéøèì ñóùåñòâîì, êîòîðûé íàñòîëüêî ìàë, ÷òî íå èìååò ïðàâà âûñêàçàòüñÿ â òàêîì îãðîìíîé ìèðå. Ìèõàèë Þðüåâè÷ îñîçíàåò, ÷òî ÷åëîâåêó ñóæäåíû íå òîëüêî ðàäîñòíûå âïå÷àòëåíèÿ, íî è ñîçíàíèå ãîðåñòè. Ëþäÿì íå ñâîéñòâåí âå÷íûé îïòèìèçì, ñóäüáà ñàìà äà¸ò íàì òðóäíîñòè, êîòîðûå íóæíî ïðåîäîëåâàòü, ïðîõîäÿ ÷åðåç ñòóïåíü îäèíî÷åñòâà, òîñêè, ìû ñòàíîâèìñÿ åù¸ ñèëüíåå, îòäà¸ì ñåáå îò÷¸ò, îñìûñëÿåò âñþ ñóòü, ïðîæèòîé æèçíè.

Ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà Ëåðìîíòîâà îá îäèíîêîì ñòðàííèêå, êîòîðîãî íå ñìîãëî äî êîíöà íå ïîíÿòü îáùåñòâî, íî, òåì íå ìåíåå, ãîòîâûì çà ýòî ñàìîå îáùåñòâî ñëîæèòü ãîëîâó. Êîãäà ðå÷ü äîõîäèò î ñîâðåìåííîñòè, òî Ëåðìîíòîâ íå çàìå÷àåò, âñåãî òîãî, ÷òî ìîãëî èçëå÷èòü åãî ìÿòóùóþñÿ äóøó. Ïîêîëåíèÿ ñîâðåìåííèêîâ âûçûâàåò ó íåãî ëèøü ãîðüêóþ óëûáêó. Ñïóñòÿ ñòîëåòèÿ, ÷åëîâå÷åñòâî óçðåëî è ñòàëî ïî÷èòàòü òâîð÷åñòâî Ì.Þ. Ëåðìîíòîâà, ìíîãèå ñòàëè ïîäðàæàòü åãî ëèðèêå è âñòàëè íà ïóòü èñòèíû, âûèñêèâàÿ äëÿ ñåáÿ âåðíóþ æèçíåííóþ äîðîãó.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич – известный русский романтик, чьи произведения навсегда останутся не только в школьной программе, но и в умах людей, в истории человечества. Это грустный человек, чьи стихотворения были пропитаны печалью и бунтарским духом, всё в стиле романтизма. В лирике Лермонтова несколько главных вечных мотивов, которые поэт раскрыл по-своему.

Главный мотив творчества Михаила Юрьевича – это, конечно, одиночество. Это чувство сопровождало поэта на протяжении всей его жизни. Мало кто понимал этого сложного человека, мало кто мог с ним дружить. Об одиночестве он пишет в одноимённом стихотворении и приходит к выводу, что люди будут радоваться его смерти больше, чем рождению. Поэт всегда чувствовал себя одиноким, и это отражалось на его творчестве, видимой нитью проходя через все его этапы.

Как и большинство одиноких людей, Лермонтов был индивидуалистом и умеющим говорить правду в лицо. Михаил Юрьевич ненавидел лицемерие и притворство, и, оказываясь в месте, где концентрация людей с этими чертами зашкаливало, он стремился им об этом сказать, а потом и «бросить в лицо железный стих», за что и имел множество ссор и дуэлей. Лермонтов, как и любой другой романтик, остро переживает несправедливость во всех аспектах жизни, он пытается бороться с этим.

Ещё один мотив лирики поэта – мотив любви. Однако, в отличие от Пушкина, в его стихотворениях любовь была показана с иной стороны. Лермонтов уважал только любовь недостижимую, ту, на которую можно смотреть, от которой можно только страдать. Однако, сам поэт любил очень страстной любовью, как и многие деятели искусства. В его стихотворениях очень часто проскальзывает мотив неразделённой любви. И снова, — печаль, страдания и надежды.

Мотив природы также характерен для лирики Лермонтова. Он обращается к пейзажной миниатюре, плавно переходя в философские размышления о жизни. Этот мотив часто сопоставляется и с мотивом Родины. Родина для Лермонтова в начале его жизни было местом, которое дало жизнь и вместе с тем страдание, а позже стало обителью рабства и ужасов, он стал воспринимать родину как государство.

Мотив поэта и поэзии тоже характерен для Лермонтова. Он считает, что стихотворения – это то, что может изменить не только человека и его внутренний мир, но и то, что находится вне его, то есть всю неидеальную окружающую действительность.

Итак, в лирике Лермонтова множество мотивов, все они знакомы каждому человеку, многие понимают Лермонтова и его бесконечную грусть, именно поэтому творчество этого поэта вечно, как и он сам.

Рассуждение 2

Михаил Юрьевич Лермонтов творил в непростой период. 1830-е годы характеризуются строжайшей цензурой и политическим гнётом. Не все события общественной жизни изображались в литературе и искусстве. Михаил Юрьевич Лермонтов не принимал эти условия и выражал в своём творчестве несогласие с существующим порядком. Это обстоятельство повлияло на темы в творчестве писателя.

Одна из самых главных тем в его творчестве — это тема свободы. С ней связаны образы неволи, узника. Примерами таких стихотворений служат «Желание» и «Узник». Они характеризуются образом человека, который стремится выйти на волю из заключения. С этим связаны образы тюрьмы, которые создаёт автор для передачи своих чувств и переживаний. Все стихотворения о свободе и неволе проникнуты грустью и тоской.

Тема свободы неразрывно связана с темой одиночества, которая часто возникает в произведениях автора. Многие герои Лермонтова одиноки. Да и сам писатель не мог найти единомышленников. Тема одиночества прослеживается в стихотворениях «Утёс», «На севере диком», «Парус». Лирический герой этих произведений остаётся один на с собой, поэтому погружается в глубокий самоанализ. Это отражает специфичность души самого писателя.

Важное место в творчестве занимает и тема судьбы поколения Лермонтова. Писатель разочарован в своих современниках, которые не развиваются, не придумывают что-то новое, а развлекаются. В стихотворении «Дума» он предполагает, что будущие поколения будут смеяться над поколением 1830-х годов, которое так и не смогло развить свои таланты. Эта тема связана с темой одиночества, ведь писатель не смог найти себе друзей из-за разных взглядов на жизнь.

Михаил Юрьевич Лермонтов уделяет внимание и исторической теме. Он пишет «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». Первое произведение обращено к 1812 году, а второе — к эпохе опричнины. В прошлом писатель искал честных, смелых и храбрых людей, которых не мог найти в своём времени. Таким примером стала русская армия в войне 1812 года и купец Калашников, который не побоялся опричника и защитил честь своей жены на кулачном бою.

Михаил Лермонтов размышлял и о судьбе поэта, об его важной социальной роли, об взаимоотношениях творца с народом. В стихотворении «Смерть поэта» писатель размышляет о смерти Пушкина. Литератор убеждён, что умершего погубила власть, общественное мнение. Тема антитезы поэта и общественности по-своему раскрывается и в стихотворениях «Пророк», «Поэт». Писатель убеждён, что они никогда не могут понять друг друга.

В творчестве Михаила Лермонтова выделяется множество тем, взаимосвязанных друг с другом.

`

Основные мотивы лирики Лермонтова

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Саня Маликов (Пластов)

    Картина Пластова «Саня Маликов» довольно таки трогательна и мила. Основным героем на холсте является рыжеволосый мальчик лет 12-ти от роду. Узенькое и бледное лицо ребенка указывает на то

  • Сочинение про Благородство

    Благородство – человеческое качество, которое очень ценится в обществе. Характерно далеко не для каждого. Благородство подразумевает высокий уровень таких черт характера, как честь

  • Сочинение Мой кумир — мама

    Когда у нас спрашивают о кумирах, мы почему-то всегда начинаем прокручивать в голове супергероев, спортсменов или музыкантов с актёрами, но разве наша любимая мама не достойна звания «кумир»?

  • Философ из сказки про мумий тролля кроссворд
  • Философ из сказок про муми троллей 6 букв сканворд
  • Филосовствовать или философствовать как правильно пишется
  • Философия в рассказе господин из сан франциско
  • Филлип или филипп как правильно пишется имя