Философская лирика лермонтова сочинение литература

Сочинения по литературе лермонтов философская лирика лермонтова михаил юрьевич лермонтов великий русский поэт. несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Философская лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой. Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом,  Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».

Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.

Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.

Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..

Философская лирика Лермонтова — неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

2 вариант

Философия в темах затрагиваемых Лермонтовым совсем не редкая гостья.

Михаил Юрьевич Лермонтов описывался большинством критиков как ярчайший писатель своей эпохи. Также, большинство критиков, в том числе Ромашин, отмечали большие философские настроения, которые он развивает в своих произведениях.

Михаил Юрьевич сторониться всех наград и привилегий высшего общества. Ему больше по нраву простые русские вечерние гулянья и прекрасная природа. Также во всем его творчестве, как клинком,  проходит тема одиночества.

Он активно  развивает ее. Лермонтов действительно  не сильно радовался своей жизни. В раннем возрасте он потерял обоих родителей и по-сути остался сиротой. Все свое детство и дальнейшую жизнь он провел в дворянских домах и был лишен всех радостей простой и свободной жизни крестьянских людей, о чем он очень жалел.

Многие философские размышления автор пытается раскрыть через  тематику любовных чувств. Все жизнь Лермонтов искал чистую душою женщину, чтобы скрасить любовью с ней эту жизнь. О своих поисках он часто повествует в своих же произведениях. Он крайне озабочен этим вопросом, что совсем не удивительно.  Также интересно наблюдать заходом мысли Лермонтова и тем, как в его произведениях сплетаются любовь и одиночество.

Важную проблематику в жизни Лермонтова, которую он транслировал через свои произведения – это недопонимание его, как творца и народа. Он не противопоставляет себя ему, но показывает, что его идеи не нравятся населению и в том числе от этого он становится одиноким.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова под названием пророк также раскрывается именно эта тема. Лермонтов показывает, что общество не может принять идеи пророка о несовершенстве мира и изгоняют его. Пророк становится одиноким странником, но даже при всех тех неудобствах, что нанесли ему народ он все равно готов к самопожертвованию ради его спасения.

Философские идеи встроены в произведения Лермонтова одна за другой, и без них просто невозможно представить его творчество. Он определенно является выдающимся философом своего времени.  Своей, пусть и недолгой жизнью, он привнес через свои произведения множество новых философских идей.

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Родину Лермонтов разделяет на обычный люд и дворян. Он не может найти себе место ни с теми, ни с другими. Поэтому презирает всех. И считает себя изгоем. В стихотворении «Пророк» это отношение явно заметно. Автор видит все пороки общества, пытается показать их окружающим. Но его не признают, насмехаются над ним. Поэтому он, поникнув головой, вынужден влачить свое бренное существование. Четко прослеживается связь поэта с этим стихотворением. В образе пророка явно читается, что Лермонтов рассказывает о себе.

Он – покинутый странник. В его произведениях явно видны страдания и муки одиночества. Пока другие писатели посвящают свои работы поискам смысла жизни, рассуждениям, для чего был создан человек и мир в целом, Лермонтов ищет ответы на другие вопросы. Он обращается именно к себе, хочет узнать не о судьбе человечества, а о своей собственной жизни. Для него весь мир слишком тесен, нет в нем места для одного такого человека как автор. К этому выводу он приходит в стихотворении «Монолог». Он особо выделяет, что душа сильно подвержена порокам, что в мире нет места для любви и дружбы.

Поэт часто обращает свой взор к Богу, высшим силам. В его «Благодарности» явно видно, что он не рад дару жизни. Что существование гнетет его. Что Всевышний виновен в людских пороках. При этом в некоторых произведениях автор восторгается его творениями.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Рассуждение

Философия как особая форма восприятия мира была присуща всем представителям Золотого века. За писателями и поэтами ХІХ столетия даже утвердился статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов – таинственная «луна» на небосклоне русской литературы, представитель Золотого века, который был не только поэтом, но и философом по своей сути.

Он, слишком молодой, и слишком талантливый человек своей эпохи, искал золотую середину не только в своей поэзии, но и в личной жизни. Он, мятежен и тих, лиричен и резок, благочестив и порочен, порою трагичен, находился в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно же о человеке, об его внутренней борьбе, отношение к жизни, борьбе добра и зла, гармонии. Поэзия «Парус» именно о такой борьбе, поиске себя. Лирический герой «не ищет счастья, и не от счастия бежит», он мятежен и просит бури, но есть ли в бурях покой? Где золотая середина? Ее нужно искать. Ведь «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…». Возможно, для кого-то счастье – это штиль и простое созерцание красоты, а кому-то нужен всплеск эмоций и буря.

В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему сложной жизни поэта и вечного странника, которого не смогло до конца понять и принять общество: «провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья». И как следствие пишется стихотворение «Молитва», где лирический герой обессилен и печален, он просит Бога забрать у него талант, избавить «от страшной жажды песнопенья», он желает пойти трудным путем спасения и поиска истины. Но стоит ли боятся жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием «мечта». М. Лермонтов сумел ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я жизни не боюсь». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, ведь «своим бодрящим шумом она дает гореть, дает светиться думам».

Отдельное внимание также следует уделить библейской философии Михаила Лермонтова. В чем ее суть? Наверное, в борьбе добра и зла, светлого и темного начала в душе каждого человека. В стихотворении «Я не для ангелов и рая» лирический герой некоторое время борется с неверием в себя, темными силами, утверждая, что лишь всесильный Бог знает для чего он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова поменялись на более светлые и жизнеутверждающие.  В стихотворении «Молитва» (В ми -нуту жизни трудную…) лирический герой от всего сердца твердит молитву и вдруг «с души, как бремя скатится сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко…».

 Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Философская лирика Лермонтова

Философская лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мой любимый писатель Есенин 11 класс

    С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза».

  • Сочинение Директор в рассказе Уроки французского

    В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» героев мало, но все занимают особое место в повествовании. Среди второстепенных персонажей выделяется образ директора школы, Василия Андреевича.

  • Сочинение Набережные Челны — мой любимый город

    Любой город для своих жителей любим, какой бы он ни был со своими прелестями и недостатками. Так и мой город Набережные Челны — любимый.

  • Сочинение на тему Всякая любовь великое счастье

    Любовь — это особенное чувство, присущее человеку и только ему. Она выражается в стойкой привязанности к объекту любви, стремлении позаботиться о нем, помочь ему в трудную минуту.

  • Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой очень любил семейные ценности, поэтому в романе «Война и мир» и он описывает не одну семью. Семья Ростовых очень дружная, все друг друга поддерживали и никогда не осуждали. Все три поколения жили в одном доме.

М. Ю. Лермонтов — один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова — философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и. т. д.

В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот

мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?

Библейская философская лирика М. Ю. Лермонтова

Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.

Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» , которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;

/>
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство. Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он…

Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя.

Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:

От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Таким образом, проблемы веры и неверия являются центральными в философской лирике М. Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

Тема борьбы противоположностей

Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь — это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.

«Может ли человек на земле обрести счастье?» — спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.

«Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадет,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был — мечта,
И что она — не наша!

Поиски гармонии бытия

Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.

Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..

Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.

Анализ творчества поэта, проведенный в этой статье, поможет учащимся 9-10 классов при подготовке сочинения на тему «Философская лирика Лермонтова».

Сочинение — Философская лирика Лермонтова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Тема философии в текстах поэтов, встречается не редко.

М.Ю.Лермонтов является ярчайшим представителем того времени, в чьих произведениях присутствует нотка философии. Критик Белинский В.Г. описывал Лермонтова как поэта совсем другой эпохи.

Автор пропитывает свои лирические произведения национальным духом и характером одиночества и грусти. Причина этому — веяния той эпохи. Автор переплетает с философской лирикой, патриотическую, разделяя жителей Руси на крестьян и дворян. Поэт показывает, что ему чужды награды и победы, радуют его простые гуляния крестьян и русская природа.

Одними из главных в произведениях Лермонтова являются мотивы одиночества, мук и страданий. Автор не был особо доволен своей жизнью, он рано потерял мать и отца «…Один я здесь, как царь воздушный…». Вырос в обществе дворян, в жизни его не было обычных людских радостей «…Страданья в сердце стеснены, и вижу, как судьбе послушно, года уходят, будто сны…».

Тесно связана с философией тема любви. Автор всю жизнь пытался найти в возлюбленных чистоту души, редко встречающуюся в том времени. Произведения Лермонтова это больше рассуждения о самой любви, чем рассказ о возникающем светлом чувстве. В стихотворениях о любви, автор затрагивает важные философские темы.

Проблема общества и поэта, является основной в лирике писателя. Автор показывает отношения между всем людским обществом и творческим человеком, как неприятные, даже вызывающие отвращение. Стихотворение «Пророк» — главный пример вражды с предвзятостью в обществе. Автор выступает здесь в роли пророка, неверующего в лучший мир. Он считает долгом вразумить общество, но ощущение изгоя, никак не оставляет его до конца жизни и автор окончательно убеждается в недопонимании среди народа.

Философская лирика М.Ю.Лермонтова о покинутом страннике, которого не хотело понимать общество, но, несмотря на это, согласным за это общество погибнуть. Автор не обращает внимания на то, что может вылечить его встревоженную душу, когда доходит дело до современности. Лишь легкую улыбку вызывает у автора поколения современников.

Философией пропитано все, о чем повествовал Лермонтов в течении своего пусть не длинного, но блестящего творческого пути с его раздумьями и ощущениями, ошибками и просветлениями. Автор по своей натуре был явным философом и никогда не писал бездумно. Он осознавал полное переплетение происходящих в жизни событий с его Родиной.

Лишь спустя сотни лет творчество М.Ю.Лермонтова стало узнаваемым и почитаемым, многие начали следовать примеру в его лирике и встали на правильный путь в поиске верной дороги жизни.

Вариант 2

Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.

Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.

Трагизм бытия проскальзывает в очень многих стихах, а лирические персонажи Лермонтова говорят, очень часто, за него. Подчеркивая ничтожность общественной жизни, поэт не отделяет и своего причастия к этому. Даже не находя себе места в мире, он все же живет обычной жизнью. Так, в «Молитве» обращается он к Всевышнему с просьбой простить ему то, что он так редко всуе вспоминает Господа. Осознание поэтом греховной действительности и своего участия в ней только добавляют его  рассуждениям грусти.

Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться  свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить. Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.

В «Монологе» ведутся рассуждения поэта о  судьбе человека и о предназначении его. Здесь и подмечает он ничтожность и бессмысленность бытия. Подчеркивает поэт, что очень быстро душа человеческая поддается дурным влияниям и что нет в этом мире ни любви, ни дружбы настоящей.

И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций – творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.

Сочинение Философская лирика Лермонтова 10 класс

Лермонтов Михаил – это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….

Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.

Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова – это ответы, на так называемые «вечные вопросы».

Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.

К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.

Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….

Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон». И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.

Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».

Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.

Вторая группа стихотворений – это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».

Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.

10 класс

Все сочинения

shkololo2

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Как написать сочинение на тему — Родина в лирике Лермонтова?

Как написать сочинение на тему — Родина в лирике Лермонтова?

Для написания сочинения на тему «Родина в лирике Лермонтова» необходимо сначала составить последовательный план — вот такой например:

Ob1jMD3WqSqgh0YF5oFUro51BGaund3r

Теперь в начале сочинения хорошо будет привести цитату из стихотворения Лермонтова, а затем, следуя приведённому выше плану, писать сочинение взяв, за основу то сочинение, которое предложено ниже. Конечно, полностью один в один списывать сочинение нехорошо, но использовать его как образец вполне возможно — просто нужно взять саму суть предложенного сочинения и описать её своими словами:

CsCSJydrXsEDCIBuJjrFvVn7F3uH48a6

С именем Лермонтова в русской литературе открылась новая страница. Жизнь и творчество поэта протекали в мрачное и тяжелое для России время, время реакции и засилья «голубых мундиров». Поэтому стремление Лермонтова к прекрасному переплелось с огромным желанием воспеть Россию, какой бы она ни была.

ap6810tNjBoPpoMZTnW3eRCuIXQZHaaF

bXB2PZj6OE2XlBqJNKDEVL85901avQHs

CW3edymw7LBkkPF0hMt3IbuYwCC3R3

E3d6E056OWs0CvGLbnliitbdqlQLh4y

План предлагаю такой.

1.Описание места, где находится школа. Сколько лет работает. Чем известна.

2 Описать, почему мне нравится ходить в школу.

3 Рассказать о любимых предметах, учителях.

4 Для чего надо ходить в школу?

Моя школа находится в большом посёлке. Её построили почти у самого озера и идти к ней надо по дубовой аллее, где можно увидеть настоящих белок. А зимой можно скатится с горки, которая тоже по пути к школе. Весело! Школа работает очень давно, её построили сразу после войны. Здесь всегда были хорошие учителя и те кто хотел, поступали в институты и там тоже хорошо учились.

Мне нравится ходит в школу. Там же все мои друзья и не только с моего класса. Особенно интересно, когда нас возят на разные экскурсии — на пекарню, на стекольный завод и даже на ферму, где доят коров. Нас там молоком угощали!

Больше всего мне интересна физкультура и домашнего задания по ней не задают. А ещё люблю литературу и Татьяну Ивановну, которая ведёт этот предмет. Она самая добрая и справедливая.

Иногда не хочется вставать рано, идти в школу. Но чтобы быть умным человеком, а не дурачком — надо учится. Если хочешь получить хорошую работу, когда станешь взрослым — надо учится.

Посмотрим, как красиво завершает свое стихотворение «Русь» поэт Иван Никитин:

Но написать четверостишие собственного сочинения о Родине может любой ребенок. Просто надо в таком стихотворении попытаться передать свои чувства и свое отношение к родной земле, ну а рифма как получится. Не все сразу становятся поэтами.

Вот пример такого четверостиший о Родине, которое получилось у меня:

Как прекрасна родная земля

Как прекрасна родная природа

Я люблю тебя, ты вся моя

От земли и до небосвода.

В задании для 3 класса по литературном чтению так же предлагается сделать иллюстрацию для своего четверостишия о Родине. К моему четверостишию можно нарисовать что-нибудь такое:

referat5vip.ru

Тема отношения к Родине, любви к родной земле стала сквозной в творчестве многих писателей и поэтов. Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведения великих гениев русской литературы, таких как М. Ю. Лермонтов. Стихотворениями «Прощай, немытая Россия» и «Родина» Лермонтов выражает свое презрение к отсталой, «немытой», далекой от цивилизации и демократии России. Это презрение выражает оскорбительный эпитет «немытая». Перед ссылкой на Кавказ поэт высказывает свою ненависть к рабской психологии современников, смирившихся с реакцией, как и в позднем стихотворении Россия в представлении поэта — замученная страна, которую заполонили жандармы. Лермонтов не щадит и народ за его слепую преданность властям. Поэт также раскрывает угнетающую атмосферу на Родине, используя для этого выразительные эпитеты-неологизмы, например, «всеслышащие уши». В шестидесятые годы эту мысль подхватит Чернышевский, заявив о рабской натуре русской нацииСтихотворение Лермонтова «Родина» поражает уникальной трактовкой чувства патриотизма. О любви к стране Лермонтов пишет почти интимно, говоря с самого начала о том, что любовь его к России необычна. Поэт любит Родину не за то, что она огромна и богата историческим прошлым, не за славу, «купленную кровью» парадной официальной России он противопоставляет Россию народную. Прежде всего поэт любит родину за ее удивительную природу, скромную и трогательную В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает размышлять о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». Родные простор, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богомТогда смиряются души моей тревоги. Тогда расходятся морщины на челе,И счастья я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога. В стихотворении «Бородино» раскрывается тема патриотизма простых людей В этом поэтическом произведении Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение войны Особый демократический пафос «Бородино» состоит в том, что Лермонтов впервые в своей поэзии вкладывает повествование событий в уста простого человека из народа, солдата, раскрывая богатство его внутреннего мира, скромность, патриотизм, умение осознавать величие события. Автор восхищается поколением десятых годов девятнадцатого века, на плечи которых легла основная тяжесть войны.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри — не вы!

Как простой офицер, умирающий за Родину, даст наказ товарищу в стихотворении «Завещание» умирающий лирический герой. Перед смертью он просит лишь сообщить.

Что полк в поход услали,
И чтоб меня не ждали

Таким образом, мы видим, что любовью к Родине проникнуты думы всех лирических героев Лермонтова в его лирике, посвященной Отечеству. Для самого автора любовь к Родине хоть и была совершенно неоднозначным чувством, однако, поэт без сомнения любил Россию, посвящая родному Отечеству многие и многие проникнутые тонкими думами стихотворения Как никто другой, осознавая всю порочность государственного устройства российского Лермонтов оставался истовым патриотом, хранившим любовь к России в своем сердце, осознавая всю неразрывную связь с родной страной

На чтение 17 мин. Опубликовано

86193-e1577220830292.jpg

Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Непосредственно одиночеству посвящены стихотворения «И скучно, и грустно», «Одиночество» (Как страшно жизни сей оковы), «Пусть я кого-нибудь люблю…», «На севере диком стоит одиноко» и др.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

Screenshot_13.jpg

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми  встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север.  Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъём национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое «я» предстаёт центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху романтизма, в своих произведениях сумел не только воплотить основные эстетические идеи, но и дополнить их неповторимым авторским виденьем. Основные темы лирики Лермонтова полностью соответствуют эстетической парадигме романтизма.

Одна из самых важных тем – тема одиночества. Одиночество понималось Лермонтовым как естественное состояние. В концепции мира лирический герой романтизма противопоставлен реальному миру и толпе, этот конфликт оказывается неразрешимым. Одиночество лирического героя можно трактовать по-разному. Во-первых, это некая плата за движение к внутреннему комфорту. Лирический герой Лермонтова постоянно находится в поисках покоя для своей души, и именно поэтому не желает контактировать с обществом. Тогда одиночество – всего лишь этап, который нужно достойно пройти. Здесь стоит оговориться, что в поэтической концепции Лермонтова герой так и остаётся одиноким, не сумев обрести покой.

«А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!»«Парус», 1832.

Во-вторых, одиночество может рассматриваться как способ побега от шумного внешнего мира в мир иллюзий («Отрывок», 1830; «Один среди людского шума», 1830). В-третьих, ощущение одиночества усиливается за счёт неутешительного вывода: оно присуще характеру героя, и, соответственно, лирический герой не сможет преодолеть его ни на земле, ни где-либо ещё. Острое ощущение отчуждённости в лирике Лермонтова вырастает до космических масштабов (например, в стихотворении «И скучно и грустно»).

Появляется тема воли и неволи. Свобода для поэта оказывается одной из главных ценностей. Право быть свободным нужно отстаивать и бороться за него, что и делает главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри». Также эти мотивы прослеживаются и в стихотворениях «Воля» и «Узник».

Темы и мотивы лирики Лермонтова тесно взаимосвязаны между собой. Так, тема одиночества и мотив отчуждённости связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. Стоит заметить, что пейзажи, которые контрастны по отношению к чувствам героя, в творчестве М. Ю. Лермонтова практически не встречаются.

«Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка… Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога».«Когда волнуется желтеющая нива», 1837.

Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как «Гусар», «Он был рождён для счастья, для надежд», «Нередко люди и бранили», «Дума» можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает всё то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.

С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: «Пророк», «Поэт» (оба варианта), «На смерть поэту». В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обречённости, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своём даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путём к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.

С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие «родина» и «государство», автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:

«Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…»«Прощай, немытая Россия», 1841.

При этом из стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу» и «Русская мелодия» видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.

Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной, более того, любящий и любимый понимают её по-разному. Для лирического героя чувство любви бывает только настоящим, оно, как и чувство одиночества, обостряется и раскрывается во всей своей полноте. Но для дамы сердца любовь – всего лишь небольшая интрижка, несерьёзное увлечение, позволяющее не скучно провести время. Наиболее ярко это иллюстрируют следующие строки:

Безусловно, творческое наследие М. Ю. Лермонтова велико, и, конечно, не ограничивается обозначенными выше рамками. В лирике поэта витиевато соединяются романтические тенденции и реалистические подробности, любовные драмы, мысли о Родине и о месте человека в этом мире. Если конкретизировать всё творчество автора, основными направлениями лирики Лермонтова можно назвать философские размышления (о самой природе человека и взаимоотношений с окружающей действительностью) и целостное отображение гражданского и личностного начал.

Представленный список тем и мотивов лирики поэта может быть полезен учениками 9-10 классов при подготовке презентации или сочинения на тему «Основные темы лирики Лермонтова».    Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Сочинения по лирике Лермонтова М.Ю.

1.Мотивы протеста и отрицания. Образы маски и демона.2.Разочарование. Тема смерти.3.Обращение к истории и легендам.4.Природа в лирике Лермонтова.5.Любовные переживания лирического героя Лермонтова.6.Раздумья о судьбе незаурядной личности.7.Тема родины в лирике Лермонтова.Не встретит ответаСредь шума мирскогоИз пламя и светаРожденное слово;Но в храме, средь бояИ где я ни буду,Услышав, его яУзнаю повсюду.Не кончив молитвы,На звук тот отвечу;И брошусь из битвыЕму я навстречу.М. Ю. ЛермонтовВ творческом наследии М. Ю. Лермонтова лирика занимает значительное место. Лирические произведения поэта отличаются как по тематике, так и по настроению. Всю совокупность этих произведений можно разделить на несколько больших групп. Разделение это достаточно условно, ведь зачастую в одном стихотворении затрагивается целый комплекс проблем, и отнести это произведение к той или иной тематике можно, руководствуясь лишь собственным субъективным восприятием. И все же легко заметить, что для творчества Лермонтова характерно несколько основополагающих мотивов. Пожалуй, главнейшим из них можно назвать мотив протеста и отрицания, острой неудовлетворенности окружающей действительностью:Но вере теплой опыт хладныйПротивуречит каждый миг,И ум, как прежде безотрадный,Желанной цели не достиг;И сердце, полно сожалений,Хранит в себе глубокий следУмерших — но святых видений,И тени чувств, каких уж нет…В лирике Лермонтова мы находим образ маски, который может выступать либо как символ притворства и неискренности, светских условностей, либо как символ обманчивой мечты. Под маской с равным успехом могут скрываться душевная пустота и мелочные расчеты, либо кокетство красавицы:Как часто, пестрою толпою окружен,Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,При шуме музыки и пляски,При диком шепоте затверженных речей,Мелькают образы бездушные людей,Приличьем стянутые маски…Из-под таинственной, холодной полумаскиЗвучал мне голос твой отрадный, как мечта,Светили мне твои пленительные глазкиИ улыбалися лукавые уста.Мотив отрицания в лирике Лермонтова нередко воплощается в образе демона, «духа отрицанья» («Пир Асмодея», «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», поэма «Демон»). Однако демон — это еще и воплощение беспредельного одиночества и тоски, преодолеть которые кажется невозможным:Как демон мой, с гордою душой,Я меж людей беспечный странник,Для мира и небес чужой…Порой любовь или умиротворенное созерцание природы обращает взор лирического героя Лермонтова к небу и Богу («Молитва», «Я, матерь божия, ныне с молитвой…», «Когда волнуется желтеющая нива…»). Но зачастую в стихотворениях Лермонтова звучат мотивы усталости и разочарования («Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «Печально я гляжу на наше поколенье…», «И скучно и грустно, и некому руку подать..,», «Гляжу на будущность с боязнью…»).Словно предвиденье собственной ранней гибели, в лирике Лермонтова звучит тема смерти («Сон», «В полдневный жар в долине Дагестана…», «Не смейся над моей пророческой тоской», «Пленный рыцарь»):Мчись же быстрее, летучее время!Душно под новой бронею мне стало!Смерть, как приедем, подержит мне стремя;Слезу с сдерну, с лица я забрало.Не испытывая иллюзий по отношению к современности, Лермонтов обращался к истории и древним легендам, стремясь найти в них образы сильных личностей и романтические сюжеты, порой кровавые и зловещие («Новгород», «Бородино», «Тамара», «Атаман»). Так в коротком стихотворении «Новгород» поэт воспевает борьбу жителей Новгорода за древние права и вольности; «Бородино» посвящено сражению, ставшему поворотным в войне 1812 году, в стихотворении «Тамара» Лермонтов обращается к старой грузинской легенде о сладострастной и жестокой царице; в «Атамане» нашли отражение народные предания о вольнице Степана Разина.Картины природы в лирике Лермонтова не только | помогают увидеть красоту окружающего мира, они также подчеркивают и усиливают значение переживаний лирического героя. Например, созерцание типичного русского пейзажа помогает лирическому герою приблизиться к Богу и пониманию мирозданья («Когда волнуется желтеющая нива…») или же заставляет острее ощутить свое одиночество («Выхожу один я на дорогу…», «На севере диком стоит одиноко…»). Любовную лирику Лермонтова характеризует глубина переживаний лирического героя, однако его чувство зачастую не понято и безответно. Лирический герой Лермонтова очень горд, он не станет унижаться перед любимой женщиной; не находя счастья в любви, он всей душой устремляется к творчеству («Я не унижусь пред тобой…», «Любил с начала жизни я…», «Я не достоин, может быть…»).С темой одиночества и мотивами демонической тоски тесно соприкасается тема судьбы незаурядной личности. Лермонтов в своем творчестве не раз обращается к образам Наполеона и Байрона, чьи мрачные, титанические масштабы как нельзя лучше отражают особенности его собственного мировосприятия («Наполеон», «Воздушный корабль», «Нет, я не Байрон…»):Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Продолжая тему талантливой личности, Лермонтов размышляет о высоком предназначении и трагической судьбе поэта («Смерть Поэта», «Кинжал», «Пророк»):Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья.Лермонтов не обходит молчанием и тему родины; однако его отношение к ней противоречиво, как он сам признается в стихотворений «Родина»:Люблю отчизну я, но странною любовью!В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт с горечью называет свою родину «страной господ, страной рабов», указывая на плачевные реалии современной ему России. Но едкий сарказм этого стихотворения лишь подчеркивает истинную любовь поэта к родине. В гневных, презрительных строках звучит боль за прекрасную страну и народ, ввергнутый в нищету и унижения.

Просмотров: 68925Стихи классиков > ♥ Анализ стихотворений > Анализ стихотворений Лермонтова

Все стихи Михаила Лермонтова

Список стихотворений:

 Михаил Лермонтов — Утес

</li>

 Михаил Лермонтов — Дума

</li>

 Михаил Лермонтов — Тучи

</li>

 Михаил Лермонтов — Смерть поэта

</li>

 Михаил Лермонтов — Бородино

</li>

 Михаил Лермонтов — Пророк

</li>

 Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий)

</li>

 Михаил Лермонтов — Одиночество

</li>

 Михаил Лермонтов — Нищий

</li>

 Михаил Лермонтов — Листок

</li>

 Михаил Лермонтов — Поэт

</li>

 Михаил Лермонтов — Сон

</li>

 Михаил Лермонтов — Когда волнуется желтеющая нива

</li>

 Михаил Лермонтов — Кинжал

</li>

 Михаил Лермонтов — Я не унижусь пред тобою

</li>

 Михаил Лермонтов — Родина (Люблю отчизну я, но странною любовью)

</li>

 Михаил Лермонтов — Кавказ

</li>

 Михаил Лермонтов — Осень

</li>

 Михаил Лермонтов — И скучно и грустно

</li>

 Михаил Лермонтов — Ангел

</li>

 Михаил Лермонтов — Валерик

</li>

 Михаил Лермонтов — Узник

</li>

 Михаил Лермонтов — Три пальмы

</li>

 Михаил Лермонтов — Завещание

</li>

 Михаил Лермонтов — Два великана

</li>

 Михаил Лермонтов — Морская царевна

</li>

 Михаил Лермонтов — Монолог

</li>

 Михаил Лермонтов — Мой демон

</li>

 Михаил Лермонтов — Кавказский пленник

</li>

 Михаил Лермонтов — Демон

</li>

 Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу

</li>

 Михаил Лермонтов — Воздушный корабль

</li>

 Михаил Лермонтов — Ветка Палестины

</li>

 Михаил Лермонтов — Русалка

</li>

 Михаил Лермонтов — Беглец

</li>

Михаил Лермонтов — Нет, я не Байрон, я другой

</li>

Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю

</li>

Михаил Лермонтов — На севере диком стоит одиноко

</li>

Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную)

</li>

Михаил Лермонтов — Прощай, немытая Россия

</li>

Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен

</li>

Михаил Лермонтов — Из-под таинственной, холодной полумаски

</li>

Михаил Лермонтов — Тамбовская казначейша

</li>

Михаил Лермонтов — Желание

</li>

Михаил Лермонтов — Жалобы турка

</li>

Михаил Лермонтов — Небо и звезды

</li>

Михаил Лермонтов — Гроза

</li>

Михаил Лермонтов — Незабудка

</li>

Михаил Лермонтов — Она не гордой красотою

</li>

Михаил Лермонтов — Умирающий гладиатор

</li>

Михаил Лермонтов — Предсказание

</li>

Михаил Лермонтов — Отчего

</li>

Михаил Лермонтов — Опасение

</li>

Михаил Лермонтов — Они любили друг друга так долго и нежно

</li>

Михаил Лермонтов — Благодарю

</li>

Михаил Лермонтов — Мцыри (Поэма)

</li>

Михаил Лермонтов — Благодарность

</li>

Михаил Лермонтов — Любовь мертвеца

</li>

Михаил Лермонтов — Казачья колыбельная песня

</li>

Михаил Лермонтов — Исповедь

</li>

Михаил Лермонтов — Из Гёте

</li>

Михаил Лермонтов — Звезда

</li>

Михаил Лермонтов — Дары Терека

</li>

Михаил Лермонтов — Весна

</li>

Михаил Лермонтов — Я не для ангелов и рая

</li>

Михаил Лермонтов — Я видел раз ее в веселом вихре бала

</li>

Михаил Лермонтов — Тамара

</li>

Михаил Лермонтов — Стансы

</li>

Михаил Лермонтов — Чаша жизни

</li>

Михаил Лермонтов — Пленный рыцарь

</li>

Михаил Лермонтов — Мой дом

</li>

Михаил Лермонтов — Спор

</li>

Михаил Лермонтов — Сашка

</li>

Михаил Лермонтов — Не верь себе

</li>

Михаил Лермонтов — Крест на скале

</li>

Михаил Лермонтов — Земля и небо

</li>

Михаил Лермонтов — Боярин Орша

</li>

Михаил Лермонтов — Ангел смерти

</li></ol>

Анализ стихотворений Лермонтова: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Используемые источники:

  • https://lermontovm.ru/zhizn-i-tvorchestvo/osnovnye-motivy-liriki-lermontova
  • https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/osnovnye-temy-liriki-lermontova
  • https://m.lit-helper.com/p_osnovnie_temi_liriki_m__yu__lermontova
  • https://rustih.ru/analizy-stixotvorenij/analiz-stixotvorenij-lermontova/

  • Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет владимир тарасов книга
  • Философия любви в рассказе чистый понедельник
  • Филиппок картинки к рассказу распечатать
  • Филиппок сказка или рассказ
  • Филиппок читать рассказ полностью с картинками для детей