Философия как правильно пишется

Вп:именавп:имвп:варнапэта страница относится к правилам русской википедии.изложенному здесь должны следовать все участники. прежде чем редактировать, убедитесь, что вносимые изменения соответствуют
↱
  • ВП:Имена
  • ВП:ИМ
  • ВП:ВАРНАП
✔

Эта страница относится к правилам русской Википедии.

Изложенному здесь должны следовать все участники. Прежде чем редактировать, убедитесь, что вносимые изменения соответствуют консенсусу. Если есть сомнения, обсудите на форуме или странице обсуждения.

В этом разделе Википедии используется русский язык. Однако язык с течением времени изменяется, поэтому в любой момент времени может существовать несколько возможных написаний для одного и того же слова или разных названий для одного и того же предмета, причём необязательно все варианты, кроме одного, являются ошибочными.

Вопросы именования часто вызывают жаркие споры у участников и войны переименований и изменений статей. При этом в некоторой части статей (а иногда — и в некоторой части одной статьи) понятие называется одним образом, а в другой части — иным, что приводит к тому, что статьи выглядят не совсем последовательно и аккуратно. Особенно это относится к именам собственным, например к названиям стран, именам иностранцев, другим иноязычным именам, а также терминам, недавно заимствованным русским языком, написание которых ещё не устоялось.

Для предотвращения споров и войн правок ниже предлагается список рекомендуемых вариантов написания некоторых названий, выработанный в ходе различных обсуждений. Рекомендуемых вариантов следует придерживаться во всех статьях Википедии, отступление от них возможно в следующих случаях:

  1. Когда иное написание названия (в том числе в составе какого-либо другого названия) отвечает принципу энциклопедической точности, утверждённому правилом ВП:ЧНЯВ на основании Первого Столпа Википедии. Например: однократное указание официального названия государства (региона, города, организации и т. п.) в преамбуле статьи об этом предмете, первое упоминание официальной должности государственного деятеля в статье о нём, первое упоминание названия нормативного акта в качестве источника приводимых сведений или основания описываемых событий и т. п. Во всех подобных случаях написание должно соответствовать авторитетным источникам на русском языке.
  2. В оформленных цитатах должно использоваться написание оригинала.

Топонимы

Государства

↱
  • ВП:Бел
  • ВП:БЕЛ
  • ВП:БЕЛОРУССИЯ
  • ВП:МОЛДАВИЯ
  • ВП:КИРГИЗИЯ
  • ВП:ТУРКМЕНИЯ
  • государство в Восточной Европе: Белоруссия[1];
  • государство на востоке Средней Азии: Киргизия[2];
  • государство на юго-востоке Европы: Молдавия[3];
  • государство на юго-западе Средней Азии: Туркмения[4];
  • государство в Африке: Буркина-Фасо[5] (через дефис).

Города

↱
  • ВП:АЛМАТЫ
  • ВП:Алматы
  • ВП:Таллин
  • город в Казахстане, бывшая столица: Алма-Ата (но Алматинская область[6]);
  • город в Казахстане, административный центр Актюбинской области: Актобе[7];
  • город в Восточно-Казахстанской области: Семей[8];
  • закрытый город в Казахстане: Байконур[9];
  • столица Туркмении: Ашхабад;
  • столица Молдавии: Кишинёв;
  • столица автономной республики в составе Азербайджана: Нахичевань[10];
  • столица Абхазии: Сухум[11] (но столица Автономной Республики Абхазии в составе Грузии: Сухуми);
  • город во Франции, центр исторической области Эльзас: Страсбург[12];
  • столица Эстонии: Таллин[13];
  • столица Южной Осетии: Цхинвал[14] (но административный центр Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР: Цхинвали);
  • город в Индии: Калькутта (официальное написание — Колката).

Субъекты Российской Федерации

↱
  • ВП:БАШКОРТОСТАН
  • ВП:ТАТАРСТАН
  • ВП:Тыва
  • республика в составе Российской Федерации: Башкортостан;
  • республика в составе Российской Федерации: Северная Осетия;
  • республика в составе Российской Федерации: Татарстан;
  • республика в составе Российской Федерации: Тыва[15][16].

Другое

  • специальный административный район Китайской Народной Республики: Гонконг[17];
  • специальный административный район Китайской Народной Республики: Макао[18].

Названия организаций и учреждений

  • Британская вещательная корпорация — Би-би-си[19][20][21];
↱
  • ВП:Госдума
  • одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации: Государственная дума[22];
  • подразделение НКВД и МВД СССР: ГУЛАГ[23].

Названия должностей

↱
  • ВП:Должности

В общем случае названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы. Например: президент, председатель, премьер-министр, заместитель министра, мэр, королева.

  • Дмитрий Медведев — президент России в 2008—2012 годах. Символы президента России. Пресс-секретарь президента России.
  • ..выборы президента, выступление председателя Госдумы, распоряжение премьер-министра…

Если в названии или тексте статьи используется полное официальное название высшей государственной должности или титула, то оно пишется с прописной буквы. Например: Президент Российской Федерации, Председатель Государственной думы[24].

  • Дмитрий Медведев вступил в должность Президента Российской Федерации. Кубок Президента Российской Федерации по тяжёлой атлетике. Почётная грамота Президента Российской Федерации.
  • …как заявил пресс-секретарь Президента Российской Федерации… (пресс-секретарь не является высшей государственной должностью)
  • …доверенное лицо кандидата в Президенты Российской Федерации…

Термины

  • стандарт кодирования символов: Юникод;
  • блюдо традиционной японской кухни: суши[25];
  • глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов: Интернет и интернет (и с прописной, и со строчной буквы)[26],
    • как часть сложных слов: интернет- (со строчной буквы)[26];
  • промежуточный буфер с быстрым доступом (в вычислительной технике) — кэш[27][28][29].

Грамматические формы

↱
  • ВП:НаУкр
  • ВП:НАУКР
  • ВП:КрымТат
  • предлог, используемый для объекта, расположенного на территории Украины: на Украине (причина: традиционность написания для русского языка[30][31][32][33][34]; в русском языке употребление предлога «в» или «на» в сходных случаях определяется исключительно традицией, а не значением слова, например: в школе, в институте, в аптеке, на работе, на почте, на курорте и пр., политические процессы не могут влиять на выбор одного из этих предлогов[35]). То же касается и названия законов Украины, поскольку статус официальной публикации имеет текст на украинском языке, а перевод на русский язык носит информационный характер[36][37] (например: укр. «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» = рус. «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности на Украине»);
  • предлог, используемый для указания движения или направления на территорию Украины: на Украину (причина: традиционность написания для русского языка)[38];
  • предлог, используемый для указания движения или происхождения с территории Украины: с Украины (причина: традиционность написания для русского языка)[39];
  • словосочетание «советская власть» пишется со строчной[40];
  • прилагательное от слов большевик и большевизм: большевистский[41][42] (причина: стилистически более нейтральное слово);
  • прилагательное от словосочетания крымские татары: крымскотатарский[43].

Названия, связанные с религией

↱
  • ВП:Бог или бог
  • ВП:Бог

Слово Бог пишется с прописной буквы, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны[44]. Более подробно о правописании религиозных слов, см. цитату из «Правил русской орфографии и пунктуации», разработанных Институтом русского языка им. В. В. Виноградова:

Правила орфографии для слов, связанных с религией[45]

§ 180

С прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях). С прописной буквы пишутся имена Бога в разных религиях, напр.: Иегова, Саваоф, Яхве, Иисус Христос, Аллах, Шива, Брахма, Вишну; имена языческих богов, напр.: Перун, Зевс, Молох, Осирис, Ра, Астарта, Аврора, Вакх, Дионис. Так же пишутся собственные имена основателей религий, напр.: Будда, Мухаммед (Мохаммед, Магомет), Заратуштра (Заратустра); апостолов, пророков, святых, напр.: Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец (но: Николай-угодник), Георгий Победоносец.
Примечание. Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

§ 181

С прописной буквы рекомендуется писать: слово Троица (триединый Бог у христиан; также Святая Троица), имена Божии лиц Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и слово Богородица; все слова, употребляющиеся вместо слов Бог (напр.: Господь, Создатель, Всевышний, Вседержитель, Творец, Спаситель, Богочеловек) и Богородица (напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия); прилагательные, образованные от слов Бог, Господь, напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля, храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном значении — строчная буква, напр.: божественный ‘восхитительный’; то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья коровка).

Слова апостол, пророк, святой, преподобный, мученик, блаженный и т. п. перед собственными именами пишутся со строчной буквы, напр.: апостол Павел, преподобный Сергий Радонежский, мученик Ириней, святой Василий Великий, блаженная Ксения Петербургская, но: Пресвятая Богородица, Пресвятая Троица.

Примечание 1. В позиции после собственных имен те же слова могут писаться по-разному, и это определяется в словарном порядке. Ср., напр.: Илья-пророк, но Василий Блаженный.

Примечание 2. В церковно-религиозных (молитвах, проповедях и т. п.) и религиозно-философских текстах с прописной буквы пишутся местоимения, заменяющие слова Бог, Божий, напр.: Да святится имя Твое; да будет Его святая воля.

Примечание 3. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, рекомендуется писать бог (а также господь) со строчной буквы. К ним относятся: (не) бог весть или (не) бог знает (кто, что, какой) — ‘о ком-, чём-н. не очень важном, незначительном’, бог (господь) его знает — ‘неизвестно, не знаю’, бог с ним (ней, тобой, вами) — ‘пусть будет так, ладно, согласен (хотя мне это и не нравится)’, бог с тобой (вами) — выражение несогласия, бог знает что — выражение возмущения; не дай бог, ради бога, убей (меня) бог, как бог на душу положит и др.

Не следует писать с прописной буквой междометия ей-богу, боже, боже мой, господи, господи боже мой, бог ты мой, боже сохрани, боже упаси в отличие от тех случаев, когда формы Боже, Господи выражают обращение к Богу. В некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так, может быть написано слава Богу (если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Господа Бога) и слава богу (если по контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот: В тот раз он, слава богу, пришёл вовремя!). Но в сочетании не слава богу ‘неблагополучно’ прописная буква невозможна (У него всё не слава богу).

Заключение

Рекомендация принята с целью предотвратить малоконструктивные «священные войны» и для большей унификации текстов статей. Обычно предпочтительным вариантом является тот, что преобладает в использовании в русском языке. При этом статистика от поисковых систем имеет важное значение, но не является однозначно решающим фактором.

Данный список формируется по итогам обсуждений именования статей (Википедия:К переименованию), пересматривать которые имеет смысл лишь в том случае, если имеются существенные аргументы, не учтённые в предыдущих обсуждениях.

См. также

  • Википедия:Именование статей

Примечания

  1. Арбитраж:2012.05 Расформирование рабочей группы по белорусской тематике/Итог рабочей группы
  2. Вопрос № 187566 Архивная копия от 6 ноября 2012 на Wayback Machine, № 240863 Архивная копия от 6 ноября 2012 на Wayback Machine, № 255022 Архивная копия от 6 ноября 2012 на Wayback Machine на сайте Грамота.ру
  3. Вопрос № 195586 Архивная копия от 6 ноября 2012 на Wayback Machine на сайте Грамота.ру
  4. Википедия:К переименованию/11 июня 2009#Туркмения в Туркменистан
  5. Написание через дефис даётся согласно итогам обсуждения. В картах Роскартографии приводится написание через пробел: Новые названия на карте мира. Роскартография. Дата обращения: 30 мая 2010.. Дефисное написание Буркина-Фасо зафиксировано в словаре: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 91. — 512 с.
  6. Википедия:Запросы на проверку географических названий#Алматинская область
  7. Википедия:К переименованию/13_июля_2011#Актюбинск → Актобе
  8. Википедия:К переименованию/13_июля_2011#Семипалатинск → Семей
  9. Википедия:К переименованию/14 ноября 2008#Байконур (город) —> Байконыр
  10. Википедия:К переименованию/10 марта 2009
  11. Википедия:К переименованию/9 апреля 2009
  12. Википедия:К переименованию/6 июля 2008
  13. Иностранные удвоенные согласные вовсе не обязаны оставаться такими и при русской передаче (обычно удвоение сохраняется только между гласными: Tallinn → Таллин).
  14. Википедия:К переименованию/9 апреля 2009
  15. Википедия:К переименованию/9 июня 2008#Тува → Тыва
  16. Википедия:К переименованию/25 ноября 2008#Тыва → Тува
  17. Википедия:К переименованию/18 июня 2008#Сянган -> Гонконг
  18. Википедия:К переименованию/15 октября 2009#Аомынь -> Макао
  19. Википедия:К переименованию/29 марта 2009#Би-би-си → BBC
  20. Википедия:К переименованию/14 августа 2009#Би-би-си → BBC
  21. Википедия:К переименованию/9 декабря 2009#Би-би-си → BBC
  22. Википедия:К переименованию/8 июня 2015
  23. Итог обсуждения на общем форуме
  24. Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К. § 196. Названия должностей, званий, титулов // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / В. В. Лопатин. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с. — ISBN 978-5-699-18553-5. Архивная копия от 18 июля 2020 на Wayback Machine
  25. Википедия:Голосования/Переименование статьи суши в суси
  26. 1 2 [1] Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine на сайте Грамота.ру
  27. Википедия:К переименованию/29 мая 2008#Кэш → Кеш
  28. Википедия:К переименованию/9 апреля 2009#Кэш → Кеш
  29. Википедия:К переименованию/28 мая 2009#Кеш → Кэш
  30. Грамота.ру. Дата обращения: 11 февраля 2008. Архивировано 18 февраля 2009 года.
  31. Предлог для ссоры: «На Украине» или «в Украине»?. Дата обращения: 24 августа 2014. Архивировано 23 сентября 2014 года.
  32. Википедия:К переименованию/1 августа 2008
  33. Обсуждение проекта:Русский язык/Грамотность/2015#Розенталь и Украина
  34. В Украине? На Украине? А может, в Малороссии? Архивная копия от 12 декабря 2016 на Wayback Machine Алексей Шмелев, «Учительская газета», № 46 от 15 ноября 2011 года.
  35. Натитник А. «Речь выдает нас с головой»: [Интервью с заместителем директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН М. Л. Каленчук] // Harvard Business Review Россия. — 6 июня 2013.
  36. Органы официального опубликования. Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 4 июля 2014 года.
  37. Указ Президента Украины о порядке официального публикования нормативно-правовых актов. Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 18 августа 2014 года.
  38. Грамота.ру
  39. Грамота.ру
  40. Вопрос №249560. Грамота.ру. Дата обращения: 27 февраля 2016. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  41. Обсуждение
  42. Вопрос №255311. Грамота.ру. Дата обращения: 16 сентября 2018. Архивировано 17 апреля 2016 года.
  43. По этому поводу консенсус менялся. См. решение Арбитражного комитета по заявке № 99 от 26 декабря 2006 «крымскотатарский vs крымско-татарский», а затем обсуждение на КПМ и обсуждение обратного переименования
  44. См. итог в теме Правописание в статье Атеизм
  45. Правила русской орфографии и пунктуации : Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М. : Эксмо, 2006. — 480 с. — Онлайн-версия.

Философия, её смысл и значение.

Философия – (от греч. Phileo – люблю; sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – древнейшая из наук, европейская философия возникла в Древней Греции в V1 веке до н. э. Впервые слово «philosophos» встречается у Пифагора (580 – 500 гг. до н. э. ), но, сама философия, гораздо древнее своего названия. С тех далеких времен человечество ставит и пытается решать сложнейшие мировоззренческие вопросы: Что есть человек? В чем смысл жизни? Кто управляет миром? Познаваем ли мир? Что есть истина? Что есть добро и зло? Эти вопросы придумывают не философы, их «придумывает» жизнь. Вот почему каждый сколько – нибудь духовно развитый человек «немножко» философ. Из стихийного философствования, т. е. умозрительных помыслов о высших смыслах и ценности жизни, родилась философия как уникальная форма культуры и общественного сознания.

Философия – это специфическая система знаний, в отличие от стихийного, любительского философствования, опирается на собственные многовековые традиции, хранит и постоянно переосмысливает свою историю. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

На протяжении веков она разработала свой, присущий только ей способ аргументации, а так же особые методы и принципы, которые стали достоянием всех без исключения наук.

Философия – праматерь всех наук! Изначально существовал своего рода «пласт знаний» (мудрость) в результате развития знаний из него возникали, «выросли» науки.

2.eps

Философия – это «корни и ствол древа», а другие науки «ветви и листья» этого «древа познания».

3.jpg

Философия – это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. Немецкий философ Г. Гегель говорил: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли». Каждая философская система – это «дитя своего времени», в этом аспекте философия выступает как духовно – практическая форма освоения действительности. Но в любой философской системе всегда есть что – то актуальное, современное. Философия – это взгляд в вечность. Анализируя мир, философия выступает в конструктивной роли – как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальное место человека во Вселенной.

Особенность философского знания в том, что оно не предлагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при любых обстоятельствах. В философии важен сам процесс поиска истины! Вот почему в философии могут уживаться вместе различные, порой противоположные теории, это лишь обогащает философию, расширяет поле её деятельности.

Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании. Вот почему отношение к философии среди не философов очень противоречиво. Одни, от философии ожидают чрезвычайных откровений, другие – равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление, третируют её как бесполезные раздумья о чем – то призрачном; третьи взирают на философскую науку с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей – гениев, изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. А может в этом и есть «тайна философии»? Однако без философского понимания – нет истинной научной картины мира.

Философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления. Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании.

Философия – есть общее знание, принципы которого не могут быть выводами из какого – нибудь другого знания, еще более общего. Исходя из этого, предмет философии – «всеобщее». Специфическим для философии является не знание о мире как таковом, хотя она включает и такое знание, а знание об отношениях, отношениях человека к миру. При этом речь идет не о любых, а о всеобщих отношениях. Это такие общие (всеобщие) понятия, которые употребляют все науки, но не анализируют их как понятия (например, что есть «качество», «причина», «истина», «время», «пространство» и другие), а просто их используют. Философ, словно ювелир, собирает лучшие жемчужины в ожерелье, чтобы ими могли насладиться все без исключения.

Важнейшая функция философии – методологическая. Философский метод есть система наиболее общих принципов подходов к теоретическому исследованию действительности. Изучая «всеобщее», философия предлагает общие принципы теоретического мышления. Это диалектика – теория развития, универсальный метод взаимосвязи явлений и процессов; а так же принципы: историзма, причинности, системности и др. Кроме того, философия предлагает всеобщие приемы и методы мышления: анализ, синтез, дедукцию, индукцию и др. Таким образом, философия выступает как общая методология для всех отраслей науки, при этом философия призвана обращать достижения научного знания, прежде всего на благо человека, «там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия» (К. Ясперс – философ – экзистенциалист).

Философия – «ядро» мировоззрения (мировоззренческая функция), своего рода духовный каркас полноценной личности. Г. Майер писал: «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о космосе, но также и оценки, переживаемые субординацией ценностей, формы жизни». Философию интересует мир не сам по себе, а мир, как сфера деятельности человека. В этом аспекте можно говорить и о гуманистической функции философии, т. е. о «человеческом измерении» всех основных философских проблем.

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Философия вводит новые представления о желательном (идеальном) образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она может функционировать как идеология. Философия способна вырабатывать новые, нестандартные решения и мировоззренческие идеи.

В философии выделяют ряд наиболее важных проблем (вопросов). Основным вопросом философии (ОВФ) считается вопрос о начале мира. Однако в современной философии важность ОВФ спорна, многие современные философы отрицают его значение. Впервые его попытался выразить Платон в 5 веке до н. э. , затем его переформулировал в 19 веке Ф. Энгельс. Основной вопрос философии состоит из 2 частей: 1 – Что есть основа Мира: материальное или духовное начало (сознание)? И вторая часть: познаваем ли мир? В зависимости от решения первой части вопроса все философы делятся на материалистов, которые считают, что Вселенная – это результат саморазвития материи.

Философов, которые считают, что основа мира есть сознание, т. е. дух, Бог, абсолютный разум – называют идеалистами. К идеалистам относят Платона, Гегеля, Канта. Есть и третья точка зрения – дуализм. Дуалисты высказывают идею о единстве материального и идеального в основе мироздания (например, Р. Декарт).

Вторая часть ОВФ – это проблема познаваемости мира. Познаваем ли мир? «Да», – говорят философы – гностики (марксисты), «нет», – считают агностики (И. Кант), скептики сомневаются в точности, истинности знания, сомневаются в методах познания, в самой истине. (Пиррон).

В современной философии есть точка зрения, отрицающая ОВФ (позитивизм, экзистенциализм, например), эти философы не признают ни ОВФ, ни деления философов на материалистов и идеалистов. Дискуссия по проблеме ОВФ продолжается. Сейчас актуально решение вопроса о смысле человеческого существования. В чем смысл жизни? Что есть человек? Каково его предназначение? Все философы с древности до сегодняшнего дня думают над этими мировоззренческими вопросами, предлагают свой путь познания человека.

Значение философии. Философия – это «гимнастика для ума». Философия позволяет познать непостижимое, осуществить невозможное, заглянуть в неведомое. А если серьезно, то философия – это:

1. Фундамент развития культуры.

2. Философия синтезирует различные области знания.

3. Все научные достижения философия преломляет через «человеческое измерение»

4. Философия – это целостный взгляд на мир и место в нем человека

5. Философия критически осмысляет действительность и дает ценностные ориентиры

Великий философ И. Кант считан философию не только высочайшим уровнем теоретической мысли, но и вместе с тем «естественной склонностью души», присущей в той или иной степени всем людям, каждому человеку. «Не хлебом единым» живет человек: он стремиться подняться над обыденностью, взглянуть на мир, на себя как бы со стороны, он думает о смысле жизни, о конечности происходящего. Цивилизованный человек ищет ответы не в мифе, и не в религии, а в доводах и умозаключении науки, прежде всего в философии.

Основные понятия

Философия, «всеобщее», функции философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм.

Эссе по философии

Содержание:

  1. План написания эссе по философии
  2. 1. Внимательно изучите предмет
  3. 2. Организуйте идеи в логическую структуру
  4. 3. Дополните свой аргумент
  5. 4. Покажите понимание
  6. 5. Критически оценить философскую теорию
  7. 6. Разработайте свои собственные ответы на философские вопросы
  8. 7. Проверить ошибки
  9. Как написать эссе по философии
  10. Философское эссе как рецензия
  11. Эссе по философии как размышление
  12. Объем эссе по философии
  13. Оформление эссе по философии
  14. Пример эссе по философии
  15. Скачать готовые эссе по философии
  16. Образцы эссе по философии

Эссе по философии — это самостоятельная письменная работа по предмету «Философия», на тему предложенную преподавателем или тема может быть предложена и самим студентом, но должна быть согласована с преподавателем).

Написание эссе по философии является одним из важнейших элементов учебного процесса, формой обучения и в то же время творческой работой студента.

Целью эссе по философии является развитие у учащихся таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логическое выражение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения.

При написании эссе по философии студенты должны:

  • понимать философские вопросы и концепции, аргументы и теории, которые философы используют для их решения
  • критически относиться к аргументам и теориям
  • разработать свои собственные ответы на философские вопросы

Написание философских эссе является ключевой частью изучения философии.

Большинство тем эссе по философии попросят продемонстрировать своё понимание предмета с помощью изложения аргументов и теорий, и многие из них также проверят способность оценивать эти аргументы и теории, написав критическую оценку их.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице «что такое эссе и как его написать» я подробно рассказала.

План написания эссе по философии

1. Внимательно изучите предмет

Прежде чем написать эссе, вам необходимо понять предмет «Философия». Философские произведения нужно читать медленно и с пристальным вниманием. Читая, задайте себе следующие вопросы:

  • К какому философскому вопросу обращается автор?
  • Что именно подразумевается под ключевыми идеями или концепциями в тексте (например, «Формы» Платона, «сущность» и «случайность» Аристотеля, «категорический императив Канта»). Каждая дисциплина имеет свой собственный философский язык, который студенты должны изучать.
  • Какие аргументы автор приводит (например, пять аргументов за существование Бога).
  • Какие теории предлагает автор (например, дуалистическая теория разума и тела или один из ее конкурентов — физикалистская теория разума).

2. Организуйте идеи в логическую структуру

Делайте заметки, когда вы читаете. Затем разместите свои идеи для эссе в логическом порядке. Поскольку философские эссе основаны на логическом аргументе, создание точной схемы, которая отражает структуру вашего аргумента, как правило, является хорошей стратегией. Схема позволит вам легче определить проблемы в вашем аргументе.

3. Дополните свой аргумент

Большинство эссе потребует от вас представить четкое утверждение тезиса, которое подводит итог позиции, за которую вы спорите. Во введении вы также должны предоставить «план» — это несколько предложений, в которых последовательно объявляется, что вы намерены выполнить на каждом из ключевых этапов вашего эссе. План часто выдвигается на первое лицо («Во-первых, я буду анализировать …»), но если ваш преподаватель предпочитает, чтобы вы не использовали первое лицо, вы можете вместо этого описать, чего достигнет ваше эссе («Во-первых, эссе проанализирует… «).

4. Покажите понимание

Постарайтесь сделать изложение понятным и точным, насколько это возможно, и постарайтесь показать логические связи между различными частями философской системы. Избегайте расплывчатых или чрезмерно коротких изложений, серьезных упущений или недоразумений.

Преподаватель может попросить вас написать небольшое эссе с изложением, но без оценки концепции или теории. Например: «Объясните, что Платон подразумевает под формами». Последующие эссе в обычно включают оценку, а также изложение (например, «Изложить и оценить теорию форм Платона»). Преподаватель может требовать подробной интерпретации текста, а не его оценки. «Был ли Юм идеалистом?», «Витгенштейн был бихевиористом?» и «Был ли Маркс нигилистом о морали?».

Такие вопросы ставятся, когда среди ученых возникают разногласия по поводу того, как интерпретировать философа. В таких эссе вам нужно будет очень внимательно изучить тексты, найти отрывки, которые подтверждают ответ «да» или «нет», выбрать место в дебатах и ​​защитить свой ответ.

5. Критически оценить философскую теорию

При изучении философской теории вам нужно будет подумать о ее сильных и слабых сторонах. Например, является ли конкретная теория искусства (например, представление о том, что искусство является выражением эмоций) всеобъемлющей: применима ли она ко всем видам искусства или только к некоторым? Является ли это логическим последованием или содержит противоречия? Есть ли примеры к этому?

Размышляя о своей теме, читая материалы и делая заметки, вы должны выработать и собрать следующее:

  • сильные стороны философской теории
  • аргументы, которые философ приводит в поддержку теории, и те, которые философ не приводил, но которые все еще могут поддержать ее
  • возможная критика этих аргументов
  • как философ ответил или мог ответить на эту критику

Наконец, спросите себя, как бы вы оценили эти ответы: они работают или нет? Будьте избирательны, особенно в коротком эссе. Например, в эссе из 1000 слов обсудите один или два аргумента за и один или два против. В эссе объемом 2000 или 2500 слов вы можете включить больше аргументов и возможных ответов. Наконец, планируйте внимательно: оставьте достаточно места для вашей оценки.

Другой тип задания по критической оценке может потребовать сравнительной оценки двух или более теорий. Например, «Какой учет принятия решений человеком сильнее: теория свободной воли X или теория детерминизма Y?» В таких эссе ваш тезис может заключаться в том, что один лучше другого или, возможно, что ни один явно не лучше. Вы можете утверждать, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны.

6. Разработайте свои собственные ответы на философские вопросы

В приведенном выше типе критических оценок вы уже в какой-то степени формулируете свои собственные философские позиции. Когда вы читаете тексты, скажем, философии разума или философии искусства, вы должны задаться вопросом, исходя из того, что вы прочитали, какая теория является лучшей? Не надо просто понимать теории и знать их сильные и слабые стороны. Заставь себя придумывать свой собственный ответ.

Некоторые задания по эссе для старших классов могут поставить перед вами фундаментальный философский вопрос: «Что такое искусство?», «Есть ли у нас свободная воля?», «Что такое мораль?» Или «Что такое реальность?». Здесь вы представите свой собственный ответ, объясняя причины, отвечая на возражения и критически оценивая альтернативные подходы. Ваш ответ может быть существующей теорией или синтезом двух или более теорий или (реже) совершенно новой теорией. Теперь вы не только излагаете теории или критически оцениваете их, вы также развиваете свою собственную философию!

7. Проверить ошибки

Когда вы закончите написание эссе по философии, самое время проверить ошибки. Но вы должны подождать несколько дней, прежде чем вернуться к рассмотрению. Это важно, чтобы иметь свежий взгляд. Думайте критически о своем эссе и думайте с точки зрения преподавателя.

Читая предложение, спросите себя, имеет ли это смысл? Актуально ли добавление ценной информации в абзац? Убедитесь, что все написанное вами полезно и удалите, если что-то не так. Когда вы прочитаете, вы сможете быстро понять суть, тогда только это сделает то же самое для читателей.

Обратите внимание, что рецензирование — это не только исправление таких вопросов, как грамматические или орфографические ошибки. Речь идет о том, чтобы сделать ваше эссе по философии лёгким к пониманию. Поэтому вы должны быть готовы внести исправления и значительные изменения, где это необходимо. Возможно, вам придется удалить или улучшить целые абзацы, чтобы сделать их осмысленными. Вы также должны убедиться, что ваш текст сосредоточен на центральной теме эссе.

Текст эссе должен быть отточенным и безупречным с точки зрения качества информации и качества написания и должно быть легко читаемым и понятным для преподавателя.

Как написать эссе по философии

Можно написать эссе по философии:

  1. как размышление на определенную тему или на высказывание (афоризм) философа;
  2. как рецензию на философскую книгу (или фрагмент текста работы — глава, параграф и т.д.), которая была прочитана. Каждый из этих видов сочинений имеет свои особенности как в процессе подготовки, так и непосредственно в письменной форме. Поэтому, прежде чем приступить к написанию сочинения, учащийся должен ознакомиться с этими рекомендациями и понять, какой тип сочинения ближе, доступнее, интереснее и позволит ему максимально проявить свои творческие способности.

Философское эссе как рецензия

Рецензия (от лат. resensio — обзор) обычно означает критический анализ научной или художественной работы, фильма, спектакля и т.д. Студенческое эссе рецензия по философии — это краткая аннотация прочитанного текста, которая должна содержать личную оценку студента и его отношение к идеям, представленным в тексте. Студент должен помнить, что рецензия не должна быть написана по принципу «мне нравится — мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализ текста с использованием философских категорий и философских концепций, которые были изучены.

При написании рецензии на эссе рекомендуется следовать следующему примеру плана работы:

  1. Желательно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно описать ваше первое, непосредственное личное впечатление от ознакомление с текстом и краткое изложение его содержания. (Следует помнить, что подробный пересказ текста является отходом от жанра произведения и снижает его ценность).
  2. Следующим важным шагом является анализ текста произведения. Здесь необходимо, например, объяснить значение его названия (в том виде, в каком вы его поняли), изложить основные идеи произведения, ваше понимание цели рецензируемого произведения и т.д.
  3. Заключительная часть рецензии на эссе должна быть посвящена аргументированной оценке идей, содержащихся в рецензируемой работе, и личным размышлениям студента об актуальности этой философской работы.

Эссе по философии как размышление

Эссе по философии как размышление — это свободное размышление на философский вопрос или афоризм известного философа. Афоризм — это завершенная мысль, выраженная в лаконичной форме — это отличный материал для написания эссе, поскольку он допускает различные интерпретации, поиск ответа на вопрос «Что имел в виду философ?» позволяет учащемуся максимально проявить свое творчество.

Несмотря на определенную (по сравнению с абстрактной) свободу самовыражения, эссе не должно быть написано спонтанно. Хорошее эссе может выйти только из серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Следует помнить, что философское эссе — это образовательная работа, в которой для анализа проблемы должны быть использованы изучаемые философские концепции и основные философские категории.

Следующие этапы написания эссе могут быть рекомендованы студентам в качестве размышлений над проблемой:

  1. Необходимо понять проблему, которую намереваетесь решить в эссе, и четко определить свою позицию по данному вопросу.
  2. Найдите в литературе или сформулируйте свои собственные альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему.
  3. Изучите дополнительную литературу, чтобы найти примеры и цитаты, которые помогут обосновать вашу точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь вы можете использовать не только тексты философских работ, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарах и т. д.;
  4. В заключение не забудьте сформулировать заключение, обобщающее вашу точку зрения.

Эссе, в силу их небольшого объема, обычно не имеют формальной структуры (т.е. не разделены на главы, абзацы и не выделены в специальные разделы «Оглавление», «Введение», «Заключение» или «Список литературы»). Однако содержание текста должно включать введение, основную часть и заключение.

Эссе начинается с описания того, как студент сам понимает суть проблемы, поставленной в работе, и обоснования выбора этой темы,

Из ответов на вопросы «о чем?» и «почему?». (Это, по сути, «введение«). Если эссе маленькое (3 — 5 страниц), то введение может быть в пределах 0,5 страниц, при размере сочинения до 8 — 10 страниц, введение может быть до 1 страницы.

Основная часть эссе, посвященная анализу основной проблемы — занимает большую часть сочинения. Студенты должны помнить, что работа, которую они выполняют, не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты могут быть необходимы для подтверждения точки зрения, но не следует злоупотреблять ими и использовать слишком громоздкие цитаты. Если используются кавычки, то в нижней части страницы есть сноски, нумерация сносок — постраничная. Основной частью сочинения должен быть сам написанный текст, выражающий личное мнение и субъективную позицию студента, написавшего сочинение.

Заключительная часть эссе (по объему почти совпадающая со вступлением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, при этом допускаются повторения мыслей и позиций, выраженных в основной части. Основная цель данного раздела — дать преподавателю (или любому другому читателю данного сочинения) понять, к каким выводам пришёл студент и почему.

Объем эссе по философии

Объем эссе по философии составляет от 3 до 7 страниц — это примерно от 4 до 11 тыс.

Нет четких критериев для объёма эссе по философии. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие — высоко оцениваются. Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

Оформление эссе по философии

Гарнитура шрифта – Times New Roman. Размер шрифта– 14 кегль.

Параметры страницы:

  • верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3,5 см, левое – 1,5 см; абзац – 1,25 см.

Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы.

Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.

Пример эссе по философии

Эссе на тему: «Философия и современность»

Во все времена философская наука связывала между собой общее и частное, коллективное и индивидуальное, научное и обыденное. Философская наука всегда являлась посредником между науками, специальностями, людьми и нациями. Она дает человечеству средства для определенного диалога.

Мы знаем, что философия в Древней Греции начала с вопрошания об устройстве мира и человека и с поиска ответов на вопросы о бытии и познании. Диалог непосредственно являлся некой формой и способом поиска ответов на поставленные вопросы.

С изменением исторических условий существования людей изменялась, конечно же, и сама философия, а также ее методы. Но неизменным являлось желание мыслителей приподнять завесу тайны, которая скрывает от нас истинное положение вещей.

Что же смогло измениться в современном мире и что призвана делать философия сегодня?

При всех происходящих изменениях, которые творятся с миром в целом и жизнью отдельного человека, потребности живого существа остаются прежними: надобность взаимопонимания и любви, достижение желаемого, поиски смысла бытия. И философская наука, как и ранее, старается не столько найти ответы на данные вопросы, сколько снабдить мыслящего человека инструментами для бесконечных попыток дать самостоятельно ответы на них.

Глобальные изменения смогли коснуться в настоящее время жизни каждого человека, они очень сильно смогли изменить нашу жизнь на протяжении одного поколения. Доступ к всевозможным благам цивилизации стал намного проще, а единственным препятствием стало непосредственно число денежных знаков.

Просвещение с большой буквы, вот то, что всегда могла делать философская наука. А просвещение, как и диалог, являются возможными лишь между человеком и человеком, но не между человеком и машиной. Об этом совершенно забывают чиновники от образования, целью которых выступает приведение к некоторому соответствию учебных планов с сформированными целями.

Также философская наука не нуждается в том, чтобы изобрести нечто такое невиданное в угоду окружающим. Она только должна продолжить делать то, что всегда делать умела, для всей наглядности одеваясь якобы в наиболее привлекательные одежды.

По моему мнению, философская наука никак не должна предлагать себя всем и каждому, но философия всегда должна стараться привлечь тех, кто к ней имеет стремление.

Не нужно стараться везде зажигать костры во имя любви к мудрости, но необходимо поддержать уже создавшееся горящее пламя, давая ему пищу. Стремление человека к познанию является безграничным, важно его вовремя распознать и направить.

Таким образом, философская наука должна уметь поддержать и удовлетворить некую жажду к познанию, без какой-либо устали заниматься просвещением и налаживать диалог между самыми различными участниками. Выполнение данных задач должно мыслиться не в качестве самоцели, а в виде чего-то единственно возможного, что реально сделает для интеллектуала в современное время господством власти, денег и безразличия.

Скачать готовые эссе по философии

  1. Скачать эссе по философии на тему: Возможные варианты встречи человека/студента с философией
  2. Скачать эссе по философии на тему: Проблема соотношения Мышления и Бытия
  3. Скачать эссе по философии на тему: Материальна ли мысль
  4. Скачать эссе по философии на тему: Жизнь дана на добрые дела
  5. Скачать эссе по философии на тему: Философия эпохи Возрождения
  6. Скачать эссе по философии на тему: Что есть истина?
  7. Скачать эссе по философии на тему: Проблемы творчества в истории философии

Образцы эссе по философии

  1. Независимость и свободомыслие – суть творчества – Ф. Миттеран
  2. Что такое свобода?
  3. Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды – Паскаль
  4. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя – Л.Н.Толстой
  5. Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать – Ф. Бэкон
  6. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением – М. Ломоносов
  7. Юность – весеннее время человека, в которое засеиваются семена на будущие годы жизни
  8. Наряду с законами государственными есть законы совести, восполняющие упущения в законодательстве – Г.Филдинг
  9. Семья является первичным лоном человеческой культуры – И.А.Ильин
  10. Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. Для этого появилась монета – Аристотель
  11. Что такое любовь
  12. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.Ж. Руссо
  13. Без борьбы нет прогресса – Ф. Дуглас
  14. Цивилизация есть стадия умирания культуры – О. Шпенглер
  15. Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое – Л.Левинсон
  16. Объявить себя гением легче всего по радио – Дон Аминадо
  17. Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются – Б. Теплов
  18. Наши взгляды как часы – все показывают разное время, но каждый верит только свои
  19. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться – Карл Краус
  20. Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов – И. Ньютон

  • Философский рассказ владимира тарасова 4 класс
  • Философская лирика лермонтова сочинение литература
  • Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет владимир тарасов книга
  • Философия любви в рассказе чистый понедельник
  • Филиппок картинки к рассказу распечатать