Филиппок пословицы к рассказу

Мадоу детский сад 5 г. туймазы муниципального района туймазинский район республики башкортостанкомарова 39 бконспектоод по образовательной области речевое развитиечхлв

МАДОУ детский сад  № 5 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Комарова 39 б

Конспект

ООД по образовательной области  

«Речевое развитие»

(ЧХЛ)

в подготовительной группе

на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                 Габдулхакова Р.Р.

                                            Туймазы — 2017г.

Конспект ООД

по «Речевому развитию»

(чтение художественной литературы)

Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

Задачи:

образовательные:

— учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

— осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;

— познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;

— совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:

— продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

— способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

— развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

— формировать навыки исполнения танца;

воспитательные:

— воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра «Волны»). Практический метод (исполнение танца «Дружба»).

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу«Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход ООД:

Воспитатель.

 Дети вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов? А почему?

Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

Воспитатель. Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

(Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг)

Воспитатель. Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг? Дети называют знакомые рассказы: «Лев и собачка»«Косточка»«Котенок»«Умная галка»«Глупая жучка»«Филиппок»«Птичка».

Воспитатель. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляет портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Без друга на сердце вьюга. Без друга в жизни туго. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Воспитатель. Хорошо. А чему научил вас рассказ «Косточка»?        

Дети. Говорить всегда правду.

Воспитатель. Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

Дети. Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный. Все что правдиво красиво на диво. Честные глаза в бок не глядят. Доброе дело говори смело.

Воспитатель. Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»? Где птицы должны жить, где их дом?

Дети. Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

Воспитатель. Скажите, что общего между всеми этими книгами. Дети. Герои этих книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей.

Воспитатель. Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например«Рассказы для самых маленьких»«Косточка»«Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

Воспитатель. Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте. В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.

Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:

Палуба — горизонтальный пол корабля

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Расходилась – разыгралась

Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза.

Беседа по содержанию.

Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?

Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель. Где происходят все события?

Дети. События происходят на палубе корабля.

Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему? Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать. Воспитатель. Ругаем мы его за что? Дети. За то, что залез так высоко. Воспитатель. Хвалим его за что? Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

ИТОГ.

Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?

Чему вас научил этот рассказ?

Дети. Не делать необдуманных поступков.

Воспитатель. Есть такая пословица«Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось.

На чтение 21 мин. Просмотров 63 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Филипок» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Филипок» и их характеристика

  1. Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
  2. Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
  3. Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.

План пересказа рассказа «Филипок»

  1. Все ушли в школу
  2. Слишком мал, чтобы учиться
  3. Самостоятельный Филипок
  4. Нападение собак
  5. Бег до школы
  6. Много ребят в классе
  7. Добрый учитель
  8. Как писать свое имя
  9. Теперь ученик.

Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
  2. Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
  3. Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
  4. Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
  5. Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
  6. Филипок стал ходить в школу.

Главная мысль рассказа «Филипок» Учиться никогда не рано.Чему учит рассказ «Филипок» Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.Отзыв на рассказ «Филипок» Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.Пословицы к рассказу «Филипок» Не насытиться око зрением, а человек знанием. Знание — дело наживное. Век живи, век учись. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Если воля тверда, цели достигнешь всегда.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок» Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал. Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился. А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал. Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу. Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу. И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя. У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся. С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Филипок»

Опубликовано 11.12.2013 — 16:42 —

Урок второй по теме «Филипок»

Цели:

1.     Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;

2.     Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную     линию.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngurok_chteniya.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л. Н. Толстой «Филипок»         (урок 2)                                                  

Цели:

  1. Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;
  2. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную     линию;
  3. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в  группах, прислушиваться к мнению товарища;
  4. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
  5. Формировать читательскую деятельность;
  6. Увеличивать словарный запас учащихся;
  7.  Развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Постановка целей урока.

        О чем мы говорили с вами  на прошлом уроке?

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

Попробуем сформулировать тему урока.

Для того, чтобы поставить перед собой цели урока, я подготовила подсказки:

  1. Продолжим …
  2. Развивать …
  3. Воспитывать …
  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке каждый из вас получил карточки с вопросами.

Послушаем, как ребята смогли подготовить полные развернутые ответы.

(выслушиваются ответы детей)

1 вариант.                                      

4. Назвать главных героев 

  1. Работа по теме урока.
  1. Характеристика главного героя.

Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

  1. Составление сюжетной линии.

На уроках русского языка в начале учебного года мы с вами изучали части текста. Какие же части текста вы помните? (вступление, основная часть, концовка).

Сегодня мы будем изучать основные части текста более глубоко. Посмотрите на эту схематичную линию:

В________З_________К _______________Р__________З        

На этой линии изображены как раз основные части текста:

В – вступление

З – завязка

К – кульминация

Р – развязка

З — заключение              

Такую линию в литературе называют сюжетной.

Назовите уже знакомые вам понятия. Назовите незнакомые понятия.

Вступление — предварительная часть, введение, предисловие.

Завязка — одна из начальных стадий в развитии сюжета произведения. В З. создаются («завязываются») те моменты, к-рые будут развиваться в произведении.

Кульминация — в литературном произведении: самый напряженный момент в развитии действия, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-либо.

Развязка — конец, завершение каких-нибудь событий; заключительная часть литературного произведения.

Заключение — заключительная часть художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев, концовка, эпилог.

 Давайте построим сюжетную линию данного произведения.

Работаем в учебниках с карандашом, отмечаем основные части сюжетной линии.

  1. Итак, вступление.

 С чего начинается рассказ?

Прочитайте вступление. (скучно дома)

  1. Завязка.

Как начинаются или завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу)

Что приключилось с мальчиком по дороге?  Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога)   (Опасная часть дороги в школу)

Что произошло потом?  (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

  1. Кульминация.

Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного  момента. (Встреча с учителем).

Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

 — Как развивались события дальше?

 (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке).

  1. Развязка.

Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)

Как он начал складывать своё имя?  Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим?  (Автор, учитель, ученик)

 («Ты погоди хвалиться»)

  1. Заключение.

Чем закончился рассказ?  (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение.

А теперь сравните все части. Что вы заметили?

Да, все части сюжетной линии разные по размеру и по содержанию.  

Самая большая часть – это…, самые маленькие — …

  1. Составление плана. Подготовка к пересказу.

Работа в группах.

Теперь, имея перед собой схему сюжетной линии, попробуйте составить план и подготовиться к пересказу.

Каждой группе я даю отдельное задание по сложности.

1 группа (слабые ученики) получает тест:

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?

А) Постучался и вошел;

Б) Стоял на месте;

В) Убежал домой.

7. Как учитель встретил Филипка?

А) Посадил за парту;

Б) Прогнал;

В) Погрозил пальцем.

2 группа получает деформированный план произведения. Задание: составить план и подготовиться к пересказу.

1 часть. Филиппок заскучал дома.

2 часть. Трудный путь в школу.

3 часть. Встреча с учителем.

4 часть. Филиппок читает.

5 часть. Филиппок стал ходить в школу.

3 группа (сильные ученики): самим составить план рассказа и подготовиться к пересказу.

  1. Пересказ текста.
  1. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше? Почему?

Как вы думаете, у Филиппка уж всё закончилось? (нет, учёба – это тяжёлый труд, но очень интересный).

 Как можно было бы продолжить это произведение?

Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе? Почему?

  1. Рефлексия.

Соберите  пословицы.

Грамоте учиться  всегда пригодится

Друзья познаются  в беде

Век живи  век учись

Худой мир  лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой   тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт  к нашему произведению.

Оцените свою работу на уроке.

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

  1. Домашнее задание.
  1. Подготовить пересказ текста.
  2. Придумать свою историю, похожую на эту.
  3. Придумать продолжение рассказа.

Восстановление деформированного плана

Филипок отправляется в школу

Скучно дома

Опасная часть дороги в школу

 Знакомая дорога

Встреча с учителем

Раздумья на пороге школы

Филипок читает

«Ты погоди хвалиться…»

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?

А) Постучался и вошел;

Б) Стоял на месте;

В) Убежал домой.

7. Как учитель встретил Филипка?

А) Посадил за парту;

Б) Прогнал;

В) Погрозил пальцем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-106894.jpg

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат…

Урок чтения , 1 класс, тема:»Чтение слов, предложений с буквой Ш»

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме «Чтение слов, предложений с буквой Ш»….

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе» Звук и буква «Ф» (Закрепление) Чтение текста «Ферма»

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес…

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани…

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли …

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа «Еж» Е. Чарушина.

— познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен…

Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

Слайдовая презентация  соответствует теме и содержанию урока…

  • Мне нравится

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

Краткое содержание «Филипок» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет свое имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения, и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел, и даже написал свое имя.

Содержание:

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

План для пересказа

Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:

  • Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
  • Скука дома и смелый побег.
  • Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
  • Приход в школу и класс с ребятами.
  • Страх перед учителем и разговор с ним.
  • Зачисление в ученики и счастливый финал.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  1. Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  2. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  3. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  4. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Анализ и главные мысли произведения

Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.

Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.

Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.

Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.

Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную

Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • Знания — сила.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Человек сам кузнец своего счастья.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.

Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post8.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok-urok-2
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/filippok.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaz-filipok.html

Цель фрагмента
урока:
познакомить
учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Филипок».

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые
результаты
(относящиеся к
деятельности учащегося):

Обучающие

·       
Пополнять
активный словарный запас учащихся; развивать умение делить текст на части и
составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои
суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

Предметные

·      
Пополняют
активный словарный запас учащихся; развивают умение делить текст на части и
составлять план; дают характеристику герою произведения, высказывают свои
суждения по произведению, выражают эмоциональное отношение к прочитанному;

Развивающие:

·        
Способствовать умению выражать положительное отношение
к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

·        
Способствовать развитию
умения планировать деятельность

·        
Способствовать
ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее
результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты
деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать
на конкретный вопрос.

Метапредметные:

·       
Познавательные УУД: Выражают положительное отношение
к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

·       
Регулятивные УУД:
Планируют свою деятельность

·       
Коммуникативные УУД: Ставят новые учебные задачи,
удерживают цель деятельности до получения ее результата. Осуществляют
итоговый контроль деятельности, оценивают результаты деятельности, выполняют
задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на конкретный вопрос.

Воспитательные:

·       
Воспитывать  интерес к
литературному чтению, любовь к сказкам и умение работать в группе и
коллективе.

Личностные:

·       
Проявляют интерес к
литературному чтению, любовь к сказкам и умение работать в группе и
коллективе.

Оборудование: учебное
пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация),карточки,
иллюстрации, аудиоматериал.

Этап фрагмента урока.время

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,
И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р — регулятивные, К
коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности

Выработка на личностно
значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Беседа

(Художественное слово)

-Добрый день!

Литературное чтение –
прекрасный урок ,

Много полезного в
каждой из строк,

Стих это будет иль
сказка, рассказ —

Вы учите их, а они
учат вас!

— Давайте улыбнёмся
друг другу,

поделимся своим
теплом, добротой, хорошим настроением.

Каждый урок – это
урок новых открытий.

Готовы ли вы к
трудностям, не боитесь их?

Тогда в путь!

А еще ребята давайте сядем правильно, как показано на
слайде !

(Приветствуют учителя)

(улыбаются друг другу)

(отвечают на вопрос)

Ф

Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу.

Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
сказкам и умение работать в группе и коллективе.

2. Актуализация  и  фиксирование  индивидуального
затруднения  в пробном действии

Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими
внутренней потребности.

Беседа

(пословица)

Наглядность:презентация.

-Прочитайте пословицу на слайде.

-Где в
жизни мы можем использовать эту пословицу?

-Не
стыдно не знать, стыдно не учиться.

-Человек не может знать все в жизни в силу ограниченных
возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное —
учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями.

Высказывания
детей.

ф

Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

Объясняют смысл пословицы и связывают это с жизнью.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу.

Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
сказкам и умение работать в группе и коллективе.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема,
план, сроки, способ, средство).

Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа
разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Беседа

Наглядность: презентация.

Прием описание портрета, «найди автора»


Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А
кого, вы узнаете из рассказа-загадки.

-Сейчас
я вам продемонстрирую 3-х поэтов, вы видите их на экране, но расскажу лишь об
одном. Ваша задача – угадать о каком писателе идет речь.

Описание
портрета:

Высокий
морщинистый лоб, седая окладистая борода, грубоватый нос картошкой, большие
уши, большие губы, густые низкие брови. Перед нами боярин с огромной душой и
недюжинным умом. Одет очень просто, в темном пуловере и темных брюках, у шеи
виднеется белый ворот рубахи. Добрые и ясные глаза, клочки, торчащих из-за
ушей волос. Однотонный фон за сидящим в черном кресле. В руках книга совсем
не случайно. Перед зрителем русский писатель, который и сам читает очень
много книг, постоянно развивая свой кругозор, расширяя мировоззрение,
мировосприятие. Писатель черпает из книг свое вдохновение.

– О каком писателе идёт речь?

-Правильно, 
молодцы.

-А тема нашего занятия
Произведение Льва Николаевича Толстого «Филипок»

(Л.Н.
Толстой
).

Ф,и

Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

Коммуникативные УУД:

— вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— читать, извлекая нужную информацию;

Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
сказкам и умение работать в группе и коллективе.

5. Реализация построенного проекта

Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации
и пробуют применить его на практике.

Беседа

Наглядность: презентация.

Словарная работа. Интерактивное задание.

Работа по карточкам.

Аудиоматериал

-Ребята, знаете ли вы
что-нибудь о Льве Толстом?

-Сейчас я вам расскажу
интересные факты про Льва Николаевича Толстого.

1. Толстой не любил
вишню.
2. Лев Николаевич Толстой на протяжении всей своей жизни занимался
самообразованием. Высшего законченного образования у него не было.
3. Лев Толстой старался всю свою жизнь творить добро.

4. Невзирая на
собственную занятость, Лев Толстой всегда был хорошим папой.
5. У Льва Толстого было три брата и сестра.
6. Лев Николаевич Толстой был убежден, что богатство и роскошь губят
человека.
7. Лев Николаевич отличался скромностью,
застенчивостью, немногословностью
.

8. Лев Николаевич
Толстой был вегетарианцем.

-Интересно
ли вам было?


сейчас давайте познакомимся с самим произведением «Филипок», прослушаем
аудио.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

Подённая
работа 

 работа, которая оплачивается по отработанным дням.

Слобода — сторона, улица.
 (во время чтения)

Пострелёнок —  озорник, сорванец.

Во весь дух—  очень быстро.

Немой—  лишённый способности
говорить.

Бедовый — ловкий, сообразительный.

Давайте
перейдем по ссылке и выполним задание, нужно найти пары слов: https://learningapps.org/display?v=pon57dw8k21

-Молодцы.

На столе у вас лежат карточки со
словами. Выбирете те, которые характеризуют мальчика.

У детей карточки: маленький,
взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий,
любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый,
целеустремлённый.

Дети читают слова.

Объясните, почему вы выбрали
именно эти слова?

– Так каков же
Филиппок?

– Какая у него цель?

– Мог ли писатель
дать другое название рассказу?

– Что больше всего
интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

-ответы.

-Отвечают.

(Филиппок –
самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может
добиться своей цели).

(Хорошая, благородная –
учиться, получать знания).

(Внутренний мир
мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в
детстве, как у Филиппка).

Ф,г,и

Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

Знают, кто такой филипок, знают быль»филипок» и выполняют
задания по теме.

Коммуникативные УУД:

— вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— читать, извлекая нужную информацию;

Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
сказкам и умение работать в группе и коллективе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская
рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного
действия, применение нового знание в типовых заданиях

Беседа

Работа в группах.

— У каждой пары есть часть пословицы, соберите пословицы.
Объясните. Это поможет нам определить главную мысль произведения.

Грамоте учиться
— всегда пригодится.

Ум хорошо, а два
лучше.

Доброе братство
дороже богатства.

— Так какая главная мысль произведения?


А можно ли сказать, что у Филиппка всё закончилось? 

-ответ. Учёба — это тяжёлый, но очень интересный труд

Нет, всё только начинается.

Ф,г

Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

Проговаривают смысл данных пословиц(пословицы связаны по
смыслу с изучаемой темой.)

Регулятивные УУД:

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать
возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
сказкам и умение работать в группе и коллективе.

9. Рефлексия УД на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа
действия.

Беседа

Наглядность: презентация

Наводящие вопросы

Подошёл к концу наш урок.

С каким рассказом мы сегодня
познакомились?

Кто автор этого произведения?

Что нового узнали?

Какие бы черты характера вы хотели
бы воспитать в себе?

 «Чему учит нас это
произведение?».

Так чему же учит нас это
произведение?

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу.

-отвечают.

Ф,и

Презентация, интерактивная доска, интерактивные залания.

Производят рефлексию по изученному материалу.

Регулятивные УУД:

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать
возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Проявляют интерес к литературному чтению, любовь к
сказкам и умение работать в группе и коллективе.

  • Филипок рассказ л н толстого читать с картинками
  • Филипок сказки басни были и рассказы лев николаевич толстой книга
  • Филипок рассказ л н толстого текст
  • Филипок рассказ л н толстого план
  • Филипок толстой о чем рассказ