Филипок рассказ л н толстого краткое содержание для читательского дневника

котенок читательский дневник толстой читательский дневник толстой котенок читательский дневник жанр: рассказ сколько страниц 6 котенок главная мысль если

«Котенок» читательский дневник Толстой

котенок читательский дневник толстой

Читательский Дневник

Толстой «Котенок» читательский дневник

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

«Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

«Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.

Главные герои

Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.

Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.

Краткое содержание

У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.

Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.

Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.

Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.

Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.

Отзыв для читательского дневника

Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.

На чтение 8 мин. Просмотров 114 Опубликовано

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

Александр Куприн — Изумруд:
Краткое содержание

Изумруд, 4-летний беговой жеребец стальной масти, из-за кобылки Щеголихи вступает в стычки со старым злым жеребцом Онегиным, размышляет о конюхах. Их тут четыре. Василий грубый трус. Старый Назар добрый, но явно не лошадник, Андрияшка – мальчик. Опытнее всех кривоглазый, но он жестокий. Профессионал тут только наездник-англичанин, сам как «лошадь – мудрая, сильная и бесстрашная».

Глава 2

Изумруд во сне видит себя счастливым 7-месячным стригунком, то бегущим, то рядом с матерью, под чудесным солнцем, или у кормушки с овсом.

Глава 3

«Был день бегов». Под надзором наездника-англичанинина, высокого, самоуверенного человека в золотых очках, шла подготовка лошадей к выходу на ипподром. С особым тщанием был запряжен красавец Изумруд.

Глава 4

На «проминке» (разминке) между бегами, Изумруд под чутким руководством наездника, сидящего в американке (легкой повозке с оглоблями), делает круги по плацу, приветствует соперников, слышит шум толпы с трибуны.

Глава 5

Соперников у Изумруда два: белый и вороной жеребцы. Повинуясь волшебным рукам наездника, Изумруд побеждает. Он счастлив. Его окружают люди. И вдруг все кричат, проверяя его клеймо и масть: «Фальшивый рысак! Обман, деньги назад!» Хозяин и наездник – мошенники.

Глава 6

После скандала хозяин избавился от Изумруда, его перевезли в незнакомую конюшню. И однажды зловещий конюх накормил скучающего без движения коня отравленным овсом. Последнее, что почувствовал умирающий конь, удар каблука в бок. «Потом все исчезло – навсегда».

Читательский дневник по рассказу «Изумруд» Куприна

Сюжет

Жеребец Изумруд в свои 4 года – перспективный конь. Его мир – конюшня, ревнивый конь-сосед Онегин, милая кобылка Щеголиха. Ухаживают за ними 4 конюха. Среди них добрый Назар, грубиян Василий, мальчонка Андрияшка и опытный, но жестокий лошадник. Радость Изумруда – бега с идеальным наездником-англичанином. После победы Изумруда на бегах хозяина и наездника обвиняют в обмане. Изумруд – «фальшивый рысак». Чтобы замять скандал, коня травят овсом на чужой конюшне. Он умирает.

Отзыв

Рассказ о доверии и предательстве. Люди оказались мошенниками, но погиб из-за этого конь. Он мог быть не чистопородный. Или же его, американского рысака, обманом выставили на бега с орловскими рысаками, и он с легкостью их победил. Заработать на нем больше нельзя. И репутация хозяина и наездника запятнана. Им проще его убить, чтобы замести следы. За честный труд и победу конь был убит нечестными владельцами. Но конь – не вещь, он по-своему мыслит, чувствует. Рассказ учит ценить доверие, взаимопонимание, любить все живое, быть благодарным, не гнаться за деньгами, отвечать за свои поступки, жить по совести.

Краткое содержание Куприн Изумруд

Повествование ведётся о безупречном, статном и красивом беговом жеребце. Изумруд, так зовут лошадь, проводит свои дни в тесной конюшне, рядом с достаточно вредными и капризными жеребцами. Которые еле-еле терпят присутствие друг друга. Агрессия других лошадей всё больше усиливается после того, как в их, и без того маленькое стойло привели молодую кобылу.

Изумруд, как фаворит среди других лошадей, проходит тщательную подготовку к соревнованию, под руководством английского наездника. По итогу, которого Изумруд одерживает победу, но вместо того чтобы получать похвалу его окружают и начинают презрительно рассматривать. Во круг кричат люди и утверждают, что всё обман, конь не настоящий, где наши деньги. И ничего не понимающую лошадь отводят обратно в конюшню.

После соревнования в стойло снова приходят странные люди и грубыми резкими движениями проверяют, теребят бедного Изумруда. Далее люди зачем-то уводят его из конюшни и отправляют на поезде в деревню. Там его помещают отдельно от других жеребцов, снова проверяют. И злой человек, к которому Изумруд испытывает большое чувство страха даёт ему сено.

Изумруд чувствует, что сено плохое и резкая боль охватывает его живот. Рассудок мутнеет, земля уходит из-под ног, и молодой и красивый конь падает замертво на землю. Итог данного рассказа очень жесток, ведь человек ради выгоды способен порой творить самые страшные вещи, даже не обращая внимание на сострадание других.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

Изумруд. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Музыкант Сильвен Понс начал свою творческую карьеру с игры в парижском бульварном оркестре, а затем получил место капельмейстера в театре Парижа

Пятиклассник Геннадий (Геша) Черемыш живет в детском доме и переходит учиться в новую школу. Для того чтобы расположить к себе одноклассников, Геша говорит, что он брат Героя Советского Союза летчика Климентия Черемыша.

Старый казак, работающий паромщиком, перевозит через Дон демобилизованного солдата. По дороге Микишара рассказывает историю своей жизни в надежде услышать мнение человека не местного, «не свойского», способного к непристрастному анализу.

В данной книге описываются секреты финансового благосостояния самого богатого жителя Вавилона. И по сей день эти устои не потеряли своей актуальности. Большинство жителей этого богатого государства были и остаются финансово грамотными

Этот рассказ начинается с празднования победы салютом. Герои (моряк и доктор) вспоминают военные действия в Севастополе… Тут к ним приходит женщина – медсестра, которая работает с этим доктором.

«Изумруд» — краткое содержание и пересказ рассказа А. И. Куприна

Здесь даны основные сведения о рассказе А. И. Куприна «Изумруд», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Изумруд» Александр Иванович Куприн написал в 1907 году . Это грустное повествование о судьбе беговой лошади, которая стала жертвой жадности, бессердечия и зависти. Основано оно на реальных событиях.

Главный герой рассказа

  • Изумруд — рослый четырёхлетний жеребец, участвующий в бегах, игривый и наивный. Автор наделил его способностью мыслить, рассуждать.

Другие персонажи

  • Англичанин — главный наездник конюшни, строгий, но прекрасно понимает лошадей.
  • Назар — старший конюх, любящий лошадей и заботящийся о них.
  • Василий — грубый молодой конюх, не любит свою работу, и лошади это чувствуют.
  • Третий конюх — жестокий человек, не любит лошадей.
  • Андрияшка — мальчик, работающий в конюшне и обожающий коней.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Беговой жеребец Изумруд выиграл скачки, заработав этим много денег для хозяина. Но завистливые люди добились того, чтобы этого рысака признали непригодным для скачек. Хозяин распорядился увезти Изумруда в деревню, так как он ему стал не нужен. Там рысаку дали отравленный овёс, и он умер.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Изумруд — беговой жеребец, рослый, с телом и ногами безупречных форм. В конюшне жил не только он, но и другие беговые жеребцы. Все они не терпели друг друга. Когда из-за недостатка места к ним поселили молодую кобылу, вражда между жеребцами усилилась.

За лошадьми ухаживали конюхи: пьяница и курильщик Василий, старый Назар, очень заботившийся о лошадях, другой конюх, имя которого автор не назвал, и мальчик Андрияшка.

Изумруда готовили к предстоящим соревнованиям. Главный наездник, англичанин, прекрасно чувствовавший лошадей, тщательно проверил готовность коня к бегам. Соревнование началось. Изумруд под руководством англичанина выиграл его.

Через несколько минут жеребца подвели к трибунам. Люди стали рассматривать его бока, ноги, шерсть. Затем закричали, что это мошенничество и обман, так как рысак поддельный, фальшивый, и стали требовать назад деньги.

Изумруд не понимал, почему они кричат — ведь он выиграл. Рысака отвели в конюшню. Через несколько дней пришли люди, осмотрели его зубы, ноги и стали кричать друг на друга. Потом его вывели из конюшни, повели на вокзал, посадили на поезд и привезли в деревню. Там жеребца поместили в конюшню отдельно от других лошадей.

Снова какие-то люди стали его осматривать. Человека, который в этой конюшне был главный, рысак очень боялся. Однажды этот человек положил Изумруду в кормушку овёс, у которого был странный вкус.

После еды конь почувствовал резь в животе. Она всё увеличивалась, ноги подкосились, бедное животное упало и погибло. Люди не хотели содержать коня, который больше не принесёт на скачках прибыли.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе А. И. Куприна «Изумруд» раскрыта тема несправедливого, жестокого отношения некоторых людей к животным.

Главная мысль (идея) произведения заключается в том, что из-за бессердечия и алчности человек теряет связь с миром природы, не ценит жизнь животных.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

На чтение 17 мин. Просмотров 32 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Лев и собачка» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Лев и собачка» и их характеристика

  1. Лев, огромный, страшный, верный и добрый.
  2. Собачка, маленькая, веселая, добрая.

План пересказа рассказа «Лев и собачка»

  1. Плата в зоопарк
  2. Маленькая собачка
  3. Знакомство собачки и льва
  4. Новый друг
  5. Старый хозяин
  6. Год вместе
  7. Смерть собачки
  8. Горе льва
  9. Смерть льва

Кратчайшее содержание рассказа «Лев и собачка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Один человек принес в зоопарк собачку и ту бросили в клетку льва на съедение
  2. Лев не тронул собачку, а дал ей кусок мяса
  3. Лев и собачка подружились и часто вместе играли.
  4. Лев не позволил забрать собачку, которую узнал старый хозяин
  5. Собачка умерла, а лев в горе метался по камере и разорвал другую собаку
  6. Лев пять дней лежал возле тела собачки, а на шестой умер.

Главная мысль рассказа «Лев и собачка» Нет на свете никого более дорогого, чем верный друг.Чему учит рассказ «Лев и собачка» Сказка учит верности и дружбе. Учит быть добрым и сострадательным. Учит любить животных и заботиться о них.Отзыв на рассказ «Лев и собачка» Это очень трогательный рассказ о дружбе, которая возникла между огромным львом и маленькой собачкой. Мне очень понравилось благородное поведение льва, который подружившись с собачкой никому не хотел ее отдавать. И мне очень жаль бедных животных, которые умерли вместе.Пословицы к рассказу «Лев и собачка» На вкус и на цвет товарищей нет. Старый друг лучше новых двух. Не годы сближают друзей, а минуты. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Верному другу цены нет.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Лев и собачка»: Когда-то в Лондоне с людей, пришедших в зоопарк, плату брали собаками и кошками, которые шли на корм крупным хищникам. Один англичанин поймал маленькую собаку и принес ее в зоопарк. Собачку бросили в клетку ко льву и она забилась в угол. Лев подошел к собачке и понюхал ее. Собачка легла на спину и стала махать хвостом. Лев перевернул собаку лапой и та встала на задние лапы. Лев не тронул собачку, а когда в клетку бросили кусок мяса, то оторвал от него кусок и отдал собачке. Вечером собачка легла спать на огромную лапу льва. Так и стали жить лев и собачка вместе и часто играли. Однажды другой англичанин узнал собачку и стал требовать вернуть ее, но лев грозно зарычал и не позволил никому приблизиться к собачке. Прошло несколько лет. Собачка заболела и умерла. Когда лев понял, что собачка мертва, он вышел из себя, стал метаться по клетке, рычать, рвать засовы. Потом лег возле собачки и затих. Он никому не дал забрать тело своего друга. Хозяин попытался бросить в клетку другую собаку, но лев тут же развал ее. Потом опять лег возле мертвой собачки и лежал неподвижно пять дней. А шестой день лев умер.Ответы на вопросы к рассказу «Лев и собачка»:

  1. Как ты думаешь, почему лев умер? — Лев так сильно полюбил собачку, что без нее жизнь для него потеряла всякий смысл. Он умер от горя.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Лев и собачка»

Автор: · Опубликовано 27.01.2020 · Обновлено 27.01.2020

Все знают Льва Толстого, как автора крупных и всемирно известных произведений — таких, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы». Но мало кто знает, что писатель создавал очень простые и поучительные рассказы для детей. «Лев и собачка» — произведение Льва Толстого, способное тронуть любого человека до глубины души. Подробнее о нем расскажет Многомудрый Литрекон в анализе по плану.

История создания

Лев Николаевич Толстой с детства был очень чувствительным и впечатлительным. Мог долго плакать над грустной историей, когда видел мертвого утенка или котенка со сломанной лапой. Эту черту характера он пронес сквозь года, через множество испытаний и жизненных впечатлений. Она же отразилась в некоторых рассказах, например, «Лев и собачка». Рассказ был написан в 1880 году.

В тот период писатель уже выработал свою философскую позицию, которая коснулась и его творчества. Он понял, что люди должны придерживаться минимализма во всех сферах жизни. Обременение материальными благами, хитросплетениями слов и мод делало человека несчастным. Поэтому он стал исповедовать «опрощение» даже в творчестве. Вместо больших романов автор начал писать небольшие рассказы с притчевой основой — такие, какие могли понять даже крестьянские дети. Поэтому рассказ «Лев и собачка» так не похож на ранее творчество Толстого.

Жанр, направление

Произведение Льва Толстого относится к жанру рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, которое содержит малое количество лиц, и, как правило, имеет одну сюжетную линию. Некоторые исследователи называют жанр книги «былью», но существенной разницы между понятиями нет. Слово «быль» лишь акцентирует внимание на том, что события, описанные в тексте, действительно произошли.

Многие читатели все же задумываются: ««Лев и собачка» — это сказка или рассказ?». Верно лишь второе утверждение, так как произведение не имеет важнейших признаков сказки: счастливого финала, сказовой манеры повествования, фантастического элемента. Рассказ, напротив, относится к реализму и имеет все основания быть описанием реального случая. Такие феномены известны и наблюдаются по сей день.

Суть: о чем рассказ?

Когда-то давно в Лондоне для того, чтобы пройти в зоопарк, можно было привести кошку или собаку на съедение крупным хищникам. Один англичанин решил воспользоваться этим, чтобы попасть в зоопарк, и привел маленькую собаку. Ее отдали в клетку со львом в качестве обеда.

Собачка перепугалась, забилась в дальний угол. На удивление, лев спокойно подошел, понюхал ее. Собачка перевернулась на спину, замахала хвостом. Лев не тронул пленницу, а стал ее верным другом, делился с ней куском мяса. Так началась их дружба.

Однажды по зоопарку ходил богатый англичанин, он узнал дворняжку в клетке со львом и попросил ее вернуть ему. Но лев не собирался расставаться со своим другом, он рычал и никого не подпускал к клетке.

Прошло время, собачка заболела и умерла. Лев не понимал, что происходит, почему собачка не играет с ним. Он начал метаться по клетке, грызть ее, биться об стены. Чтобы утихомирить хищника, ему в клетку бросили другую собачку, но он разорвал ее на куски.

Лев никак не мог смириться с потерей своего близкого друга. Он обнял ее лапами. Не ел и не пил, а на шестой день умер.

Главные герои и их характеристика

Основными героями рассказа являются лев и собачка.

Лев огромный хищный зверь, который оказался верным другом собачки. Лев жил в неволе и был одинок, а ласка собачки развлекла его и скрасила жизнь в клетке. От боли потери лев ожесточился (разорвал другую собаку) и умер.
Собачка маленькая, игривая, верная спутница льва. Автор все время называет ее уменьшительными формами слова «собака», чтобы подчеркнуть ее слабость и незначительность. Именно доброта, а не села расположила к ней льва.

Темы

Тематика в рассказе «Лев и собачка» так же проста, как и ее содержание.

  1. В данном произведении можно выделить одну главную тему – это тема большой, искренней дружбы. Лев и собачка поддерживали друг друга и играли, противопоставляя свой хрупкий мир жестоким нравам людей.
  2. Доброта. Лев и собачка проявили по отношению друг к другу доброжелательность, чего не встретить даже в человеческом обществе, где люди готовы приносить жертвы вместо денег, чтобы получить услугу. Лев и собака, опасные звери, заключенные в клетке, были добрее, чем те, кто их туда запер.
  3. Взаимовыручка. Лев защищал свою подругу от тех людей, которые готовы были бросить ее хищнику в качестве обеда.

Проблема

Проблематика рассказа «Лев и собачка» может быть описана более подробно, если Вы напишите Многомудрому Литрекону, чего не хватает?

  1. Проблема жестокости людей, которые бросили собачку на съедение льву, является основной в тексте. Ради зрелища герои готовы были пожертвовать чужой жизнью и обрекали собак и кошек на мученическую гибель. Не зря автор описал именно английский зоопарк, ведь Европа является символом и главным носителем цивилизованности, а вместо этого господа ведут себя не лучше средневековых варваров.
  2. Отсутствие сострадания у людей и равнодушие. Все приходят посмотреть, как звери томятся в клетках, но никто не думает, каково им там живется? Никто не желает понимать, как льву одиноко ходить по загону, как ему больно и страшно находиться среди людей и вдали от родины и свободы? Зрители думают лишь о своих наслаждениях, но совершенно игнорируют нужды животных.
  3. Одиночество. Лишившись друга, лев заболел от горя и не смог смириться с утратой. А ведь его трагическая смерть — лишь одна из многих таких же смертей в этом зоопарке, так как все животные содержатся в одиночных камерах.

Главная мысль

Большое счастье в жизни — повстречать верного и настоящего друга, и абсолютно неважно, как он выглядит — это и есть основная идея рассказа «Лев и собачка». Автор всячески указывает на ничтожность и слабость животного, но зато подчеркивает его нежность, дружелюбие и игривость по отношению к опасному хищнику, который всем внушает лишь страх. Животным хватило мудрости не судить по одежке, а взглянуть в сердце того, кто стоит напротив, и обрести друга, а не врага или добычу.

Смысл рассказа «Лев и собачка» заключается еще и в том, что люди порой оказываются более жестокими и злыми, чем хищные звери. Все они, такие цивилизованные и культурные, пришли смотреть, как лев убивает животных, случайно попавших в руки несостоятельных посетителей зоопарка. Получается, что дикий лев гуманнее, добрее и выше тем, кто смотрит на него по ту сторону решетки. Люди должны быть достойны того, что имеют, иначе они деградируют и скатываются ниже всех ступеней эволюции, пройденных их предками.

Чему учит рассказ?

Рассказ «Лев и собачка» учит верности и настоящей дружбе. А также он заставляет задуматься о том, что нужно с любовью, добротой и состраданием относиться к животным, иначе мы сами превратимся в кровожадных зверей. Герои рассказа в состоянии преподать читателю нравственные уроки: нужно уметь дружить и любить, ведь это естественно для каждого живого организма.

Автор осуждает жестокость людей, а мы можем сделать вывод из рассказа «Лев и собачка». Судя по поведению, в клетке должен быть не лев, а те, кто кормит его чьими-то кошками и собаками.

Критика

Об этом произведении писали филологи Е.Н. Янсарина и Н.В. Кожушкова в статье «Воспитание гуманизма в были Толстого «Лев и собачка»»:

В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Содержание:

Действующие лица

В рассказе есть несколько центральных персонажей. Прежде всего, это лев и собака. Грозный хищник жил в зоопарке. Это огромный и опасный зверь, которого не зря называли царем всех животных.

Собачка же была беспородной. Она принадлежала богатому господину, но потом убежала. Она имела несколько характерных поведенческих черт:

  • веселый нрав;
  • игривость;
  • верность.

В рассказе есть и люди, но писатель намеренно не называет их имена. Он акцентирует внимание на животных, именно они главные герои произведения.

Главная мысль «Льва и собачки» Толстого — дружба не зависит от внешности, даже самые неказистые существа могут быть преданными. Писатель хотел показать, как важно заботиться о животных и относиться к ним с состраданием.

В читательский дневник можно внести следующую информацию:

  • автор и название произведения;
  • краткое содержание;
  • впечатления от прочитанного.

Краткое содержание «Льва и собачки» Толстого не передает всех особенностей произведения. Рассказ небольшой по объему, поэтому лучше прочитать его полностью.

Появление собачки

В Англии существовал один обычай — для бесплатного посещения зоопарка нужно было принести собаку или кошку. Животных скармливали крупным хищникам. У одного англичанина не было денег на билет в зоопарк, и он был вынужден искать другие варианты попасть внутрь. Ему удалось поймать маленькую собачку, беспородную, но очень активную. Ее сразу же бросили в клетку ко льву.

Как-то раз зоопарк посетил богатый господин. Он узнал собаку и потребовал ее вернуть, так как это был его питомец. Служащий зоопарка попробовал зайти в клетку и забрать животное, но лев едва не напал на человека. Поэтому пришлось оставить собачку неприкосновенной.

Потеря друга

Лев продолжал оберегать своего маленького товарища. Они вместе играли, ели и спали. Но однажды собачка заболела и умерла. Лев не понимал, почему его друг перестал реагировать на происходящее. Хищник трогал лапой своего товарища, приглашал его поиграть или поесть. Когда до царя зверей дошло, что произошло, то в ужасе он взвыл и заметался по клетке. Хищник грыз прутья, рычал и сходил с ума.

Владелец зоопарка подкинул ему другую собаку. Но лев сразу понял обман и разорвал несчастное животное. Работники зоопарка не знали, что сделать и как утихомирить зверя. Неожиданно хищник успокоился, обнял лапами своего любимца и улегся. В таком положении он провел пять дней, а на шестой день умер от горя.

Рассказ Л. Толстого учит, что настоящая дружба бесценна, и поэтому ее нужно беречь. Крупный хищник всем сердцем привязалась к маленькому товарищу и не смог пережить разлуку. Именно это и есть настоящая дружба.

Отзывы читателей

Печальный рассказ, удивительно, что его считают детским. Как мне кажется, он максимум для подростков, а то и взрослых людей. Жестокий конец, непростая история, красочная и поучительная.

Очень хороший рассказ, который учит человечности. Часто люди не задумываются о том, что испытывают животные. Описание героев рассказа позволяет лучше понять эмоции зверей. Грозный хищник оказался преданным и добрым существом. Толстой показал в образе царя животных важную идею — не стоит судить людей по внешности.

Очень грустное и тяжелое произведение! Оно наглядно демонстрирует, как животные похожи на людей. Они тоже могут чувствовать и страдать. Поэтому нужно всегда об этом помнить. Крупный хищник не смог обидеть маленького песика, а смерть друга заставила его испытывать муки. Это урок всем людям: потеря дружбы может привести к печальным последствиям.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

«Лев и собачка» – трогательное, печальное произведение о дружбе огромного льва и маленькой собачки. Их нежная привязанность друг к другу была так сильна, что лев не выдержал смерти собачки и умер от тоски.

Краткое содержание «Лев и собачка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Лев и собачка

Число страниц: 16. Толстой Лев Николаевич. «Лев и собачка». Издательство «Детская литература». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1880 год

Главные герои

Лев – огромный, сильный хищник, который оказался верным другом.

Собачка – маленькая, веселая игривая, верная спутница льва.

Сюжет

Когда-то давно в Лондоне существовал обычай – брать в качестве оплаты за посещение зоопарка кошек или собак, которых затем скармливали крупным хищникам. Один англичанин, который очень хотел попасть в зоопарк, но не имел денег на билет, решил найти бездомную собаку. Он поймал маленькую дворняжку, которую сразу бросили в качестве «обеда» в клетку ко льву.

Собачонка очень испугалась, и забилась в дальний угол. Все ожидали, что царь зверей тут же накинется на нее и съест, но лев спокойно подошел и обнюхал ее. Неожиданно собака перевернулась на спину и радостно замахала хвостом, предлагая льву поиграть. Лев был не против нового друга, и даже поделился с собачкой куском мяса, который ему кинули. Так началась их дружба.

Однажды богатый господин, прогуливаясь по зоопарку, увидел в клетке со львом собачку и узнал ее. Он потребовал вернуть своего питомца, но лев ни за что не собирался расставаться со своим другом – он грозно рычал и никого не подпускал к клетке.

Спустя время собачка заболела и умерла. Поначалу лев не понимал, что произошло, но затем в страшном отчаянии принялся метать по клетке и грызть решетку. Чтобы утихомирить разбушевавшегося хищника, владелец зоопарка подкинул ему другую собаку, но лев тут же разорвал ее на куски. Он нежно обнял лапами свою любимицу, и пролежал с ней пять дней. На шестой день, не выдержав горя, царь зверей скончался.

План пересказа

  1. Плата в лондонском зоопарке.
  2. Маленькая собачка на съедение льву.
  3. Странная дружба.
  4. Старый хозяин собачки.
  5. Болезнь и смерть собачки.
  6. Страшное горе.
  7. Смерть льва от тоски.

Главная мысль

Большая удача встретить настоящего верного друга, и совсем неважно, как он выглядит.

Чему учит

Рассказ учит верности, дружбе. Учит с добротой и состраданием относиться к животным, которые во многом зависят от человека.

Отзыв

Эта история удивительной дружбы крупного грозного хищника и беззащитной собачки еще раз доказывает, что истинный друг может иметь разное обличье, но всегда – любящее, верное сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лев и собачка.

Пословицы

  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Верному другу цены нет.
  • На вкус и на цвет товарищей нет.
  • Не годы сближают друзей, а минуты.

Что понравилось

Понравилось, как лев отреагировал на смерть единственного друга: он не признавал никакой подмены, отказывался от еды. В итоге он умер от сильной тоски, чем доказал сильную привязанность к умершей собачке.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    Где показывали диких зверей?</h3>

    • <label>в Лондоне</label>
    • <label>в Москве</label>
    • <label>в Риме</label>
    • <label>в Париже</label>

(новая вкладка)avatar.png

9 месяцев назад3 ответа:

Рассказ «Лев и собачка» заканчивается грустно, лев умер, не пережив потери своего друга. Лев дружил с маленькой собачкой и когда она умерла, Лев заболел. Рассказ «Лев и собачка» учит преданности и настоящей дружбе, Лев показал, что такое настоящая дружба, друзей нельзя менять, друг всегда остается один на всю жизнь.

Рассказ Льва Николаевича Толстого » Лев и собачка » учит тому что:

Даже у дикого и хищного зверя может быть привязанность, чувства и переживания , даже животные могут и умеют дружить и быть преданными .

Главная мысль рассказа :

Рассказ «Лев и собачка » — о верной и переданной дружбе хищного зверя и маленькой беззащитной собачки.

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post15.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lev-i-sobachka-tolstoj/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/lev-i-sobachka.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lev-i-sobachka.html
  • https://otvet.ws/questions/2958573-chemu-uchit-rasskaz-lev-i-sobachka-glavnaja-mysl-rasskaza.html

Толстой – мастер
психологизма, романов. Чехов же – мастер краткости. Чехов не шел путями
Толстого. Он предпочитал краткость и объективность. Можно сказать, что он
перевернул стиль Толстого. Замечено, что если у Толстого любое явление и
человек — это сцепление характерных деталей и подробностей, то у Чехова —
деталь не является частью целого, а сама становится носителем целого.

Мировоззрение самого Чехова было сложным и
противоречивым единством, и оно определяло содержание и направление всех
компонентов творческого процесса писателя (наблюдение, отбор фактов жизни, их
осмысление и типизация, работа подсознательной сферы по заданию разума и
прочее). Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы
заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ
жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных
изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до
вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного
физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически
полный отказ от собственности.

Субъективация
же это характерный для Чехова конца 80-х годов ХIX века прием насыщения слова
повествователя эмоциями и мотивациями персонажа с помощью «пульсирующих
изменений» дистанции между повествователем и персонажем. С ее использованием
повествование Чехова достигает особого эффекта: сам того не замечая, читатель
испытывает воздействие автора, который включает его мысли и воображение в самую
суть проблемной ситуации.

Существуют
различные версии о том, что послужило поводом к написанию рассказа «Каштанка».
По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на
истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его
книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от
писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева. Произведение
«Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему
творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П.
Чехова как таковых рассказов не существовало. «Каштанка» относится к
направлению «
реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе,
то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все
чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного. Рассказ «Филипок» Л.Толстого предназначен для
чтения младшими школьниками, он несёт в себе обучающий и воспитательный посыл.
В произведении дети учащиеся могут узнать себя и свои стремления.

История создания
 –
рассказ был предназначен для изучения в сельских школах и входил в сборники
чтения.

Жанр – быль или рассказ, направление – реализм, назначение (для
чего) – учебная литература.
Основная идея – если человек поставил себе цель учиться, его ничто
не остановит.
Тема – учиться
можно начинать в любом возрасте.
Проблема –
важно заметить в ребенке познавательную активность и поддержать ее, а не
сдерживать, как это делала мама Филиппка.

Композиция – рассказ описывает один день из жизни
крестьянского мальчика, который стал поворотным в его судьбе.

Изобразительные- выразительные средства в
произведениях.

«Каштанка» А.П. Чехова:

Эпитеты: Озябшую лапу; рыжая собака; в резиновых
калошах; пушистый снег.

Метафоры: Лисье ухо; опьянела от еды; зеленело в
глазах; очень умный гусь.

Сравнения: Жизнь потекла как по маслу;
пошатывался, как пьяный; большого странного дома, похожего на опрокинутый
супник;  парик с пробором и с двумя вихрами, похожими на рога.

Олицетворения: Жизнь потекла;  сани
остановились.

«Филипок» Л.Н.Толстого:

Эпитеты:
сердитыми глазами, страшный сон, чистенький человечек, тайные мысли, дрожащим
голосом, задушевную мысль, пунктуальный Фока, по мрачной и свирепой наружности,
блестяще-желтое поле

Фразеологизмы:
изо всех сил (брыкал ногами), удержаться от смеха, не смыкая глаз, рука об
руку,

Метафоры: слезы
воображения, вопрос этот решен был в нашу пользу, Воображение мое ушло далеко
вперед действительности,

Олицетворения:
сколько ни ходили тучи, пальцы прыгали, одни тучки побледнели, подлиннели и
бежали на горизонт; зрачок этого глаза прыгал беспрестанно, паутины носились в
воздухе, легкий ветерок, пробегая по листве деревьев…

Гиперболы:
помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели; Он был такого
большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было
нагнуть голову, но и согнуться всем телом.; тысячи различных цветов и теней, которые
разливало палящее солнце…

Сравнения: Около
задних ног его лошади пестрым, волнующимся клубком бежали сомкнутые гончие. Две
борзые собаки, напряженно загнув хвост серпом…; пот катился с меня градом; Я
наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге.

Ведя повествование от третьего лица, автор может
комментировать как внутренние процессы, так и внешнее поведение: «Особенно мучителен был
следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его
Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его
обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее
скулила Каштанка
». Как уже говорилось выше, данная форма повествования
дает писателю возможность наиболее свободно обращаться с течением
художественного времени. « не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец
гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причем гусь должен был прыгать
через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и
махать лапками. Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от
восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем».

«Нейтральность» повествования «от третьего лица»
в рассказе компенсируется активным включением в текст прямой речи, причем речи
не только «человеческой»: «Но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил
ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его
был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий,
пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не
разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и
проворчала:

— Ррррр… » А в I главе
мы находим возможные мысли «очеловеченной» Каштанки: «Когда стало совсем темно,
Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала
горько плакать. <…> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала
бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» 
А в 6-й главе
собака, принявшая кличку Тетка, практически «заговорила»: «Она даже не понюхала лапки, а
пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:

— Ску-ску-ску…»

Особой повествовательной формой является несобственно-прямая
речь. Ее тоже можно встретить в данном рассказе. Она слита с авторской в одно
целое: автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а
говорит или думает за него, при этом остается в позиции «вненаходимости», в
отличие от героя, который одновременно выступает субъектом, объектом и
предметом речи: «Когда
думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как
она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной
между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы
теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин
нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило».

Понаблюдав за изменением формы повествования в «Каштанке»,
можно увидеть, что в монологической речи собаки несобственно-прямая речь
появляется чаще остальных. Она помогает Чехову стереть границу разделения между
голосом автора и голосом героя.

Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр —
рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно
хотел учиться.

Писатель затронул
темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для
читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную
мысль.

Образная система рассказа
строится на том, что какие-то герои препятствуют Филипку, а какие-то помогают.

·        
Мама не пускает, бабушка
присматривает за мальчишкой, но обе слишком переживают за ребенка: «Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила
его дома»
.

·        
Учитель кажется строгим и
сердитым поначалу, но потом показывает себя как добрый понимающий
наставник: «Он
посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его
по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик»
.

·        
Также помощником можно считать
мужика, который помог малышу, отогнав собак.

В этом поучительном рассказе очень важны символы, которые
переносно показывают важность поступка Филипка.

Главные символы в
рассказе:

·        
Дорога в школу
Она олицетворяет то, что к цели всегда ведет некий путь, что цель именно
достигается, а не получается из ниоткуда. Трудная дорога придает ценность
занятиям в школе.

·        
Препятствия на пути
Филиппка много препятствий: отсутствие шапки, злобные собаки, расстояние,
запрет мамы, побег без спроса, пока бабушка спит, растерянность, неуверенность,
боязнь, что учитель прогонит.

Все они показывают, что путь к желаемому результату может быть не
таким уж простым.

Также в рассказе можно увидеть психологизм – выражение внутреннего
состояния героев.

Например, вот как автор описывает переживания мальчика:

На Филипка нашел страх:
что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.

или

Филипок так напугался,
что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и
рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло.

Главный конфликт – между запретом мамы и целью ребенка. Мальчик
нарушает правила (ему по возрасту пока учиться нельзя), но получает желаемое. В
итоге оказывается, что юный возраст – не помеха учебе.

Финал рассказа открытый, читатель знает только, что «с тех пор Филипок стал ходить
с ребятами в школу»
, но тем самым писатель подчеркивает, что с этого
момента у мальчика стало все хорошо. Впереди героя ждет хорошее будущее.

В сюжеты
произведений «Каштанка» А.П. Чехова и «Филипок» Л.Н. Толстого положены истории,
которые могли бы на самом деле произойти в реальной жизни. Авторы используют
одинаковые  художественные приёмы (сравнения, эпитеты, метафоры), чтобы донести
до читателя главную мысль.

  • Филип имя или филипп как пишется правильно
  • Филимоновская игрушка рассказ для детей
  • Филе миньон как пишется
  • Фиктивная жена рассказ на дзен
  • Филатов сказки для взрослых ру