Филимоновская игрушка рассказ для детей

Управление образования администрации сергиево посадского муниципального района московской области. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

Управление 
образования  администрации  Сергиево – Посадского

муниципального
района  Московской области.

Муниципальное 
бюджетное  дошкольное

Образовательное
учреждение

«
Детский сад  общеразвивающего вида №  28»

Конспект
непосредственно – организованной образовательной деятельности в старшей группе

ОО «Социализация»

«Богородская игрушка»

 

 

Григорьева
Е.В.

20.
04.2019г.

Тема:  Богородская
игрушка.
(старшая группа)

Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с
народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии
изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению.

Материал:  богородская
игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят
капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком,

Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан,
лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки,
иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты
(топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт
мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской
игрушками, экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов
«Народная игрушка».

Ход занятия:

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады,
какими словами мы встречаем гостей?
Дети: — здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите
пожалуйста.
— Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых
улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его
получает».
(вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко
с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)
— Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
— Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А
чтобы это значило?

— Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема.  Проводится игра «Назови
пословицы» (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит
пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и
берутся за руки, в конце получается круг)
— Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не
повторяются. Молодцы!
— Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
— Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце.

 Солнце – это
жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.
— Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
-Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим,
что у нас в сундучке.  (дети садятся)
— Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?

— Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это
каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.
Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.
— Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?
Дети: — о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из
которого они сделаны.
— Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить
радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки
вдохновили на сочинение стихотворений

Света:  Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
На столе моём охотно отыскали уголок.
За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
Удивительно живые – не попросят лишь поесть.

— Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные
игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает
детям иллюстрацию Богородской игрушки)
— Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется
она Богородская.
(рассказ воспитателя)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди
лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно
в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из
чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и
закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит:
Возьму-ка я «Ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще.
С тех пор и появилась резьба игрушки  в Богородском и стала она называться
Богородская игрушка.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому
что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие
детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только
потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые.
(показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок)
— Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
(показ презентации).
Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает
что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем
острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт
название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская
игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты
повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.

— Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра
написана здесь?
— Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3
девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя.
— А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок,
сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской
игрушке, а вы мне будете помогать.
(воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку,
предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).

Сказка.
Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ
игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень
в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала
носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки.

«На улице 3 курицы
с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки
клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила,
ухаживала за ними.

Жили, дед с бабкой
поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у
них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь
нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой.

Прибежали зайцы,
помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за
зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту)

 Пришла
лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день
лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает
белье).

 Потом пришли три
медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал.
«Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог
подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А
Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка
умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся
роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так,
целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой.

 Пока звери
занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой.
Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с
пылу с жару из печи, все румяны горячи».
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в
этом лесу.

 _ Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку?
— Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем
похожи эти игрушки? — А чем они отличаются?
— У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это
игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение,
оживляет ее, делает более занимательной.
— Вспомним, как называются эти игрушки?

— Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

— Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое
умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд
народ сложил пословицы и поговорки.

— А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, презентацию  как работают настоящие
мастера.
— Понравилась вам работа мастеров?
— Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них
двигаются игрушки)
— Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами
сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали.
— Что вам больше всего понравилось?
— Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой,
чем мы занимались и покажите свои игрушки

.

Инфоурок

ИЗО, МХК
ПрезентацииПрезентация по ИЗО на тему «В мастерской мастера игрушечника. Филимоновская игрушка»

Филимоновская игрушка.В мастерской мастера игрушечника

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Филимоновская игрушка.В мастерской мастера игрушечника

    Описание слайда:

    Филимоновская игрушка.

    В мастерской мастера игрушечника

  • 2 слайд

    Истоки развития промыслаФилимоновская игрушка – разновидность национальных ху

    Описание слайда:

    Истоки развития промысла
    Филимоновская игрушка – разновидность национальных художественных промыслов, которыми весьма богата наша страна. Ее родиной является Тульская область, Одоевский район. Деревня Филимоново, где в середине прошлого столетия несколько мастериц возродили традиции едва не утраченного ремесла, дала ему свое имя. Есть также легенда о беглом преступнике Филимоне, который скрывался в этих местах. Он-то якобы и научил односельчан лепить фигурки из глины.

  • 3 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 4 слайд

    Возникновение промыслаГлиняные игрушки в этих краях начали делать в середине

    Описание слайда:

    Возникновение промысла
    Глиняные игрушки в этих краях начали делать в середине XIX века. Но слава о мастерстве местных гончаров распространилась задолго до этого. Еще в XVI веке белую глину, добываемую здесь, стали использовать для изготовления посуды. Промысел укоренился, появились целые династии, специализирующиеся на гончарном деле. Постепенно сложилось неписаное правило: посуду делали исключительно мужчины. А женщины взяли на себя лепку игрушек и положили начало филимоновской росписи.

  • 5 слайд

    Филимоновская роспись и узоры. История филимоновской игрушки История филимоно

    Описание слайда:

    Филимоновская роспись и узоры. История филимоновской игрушки

    История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного. Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

  • 6 слайд

    Предназначение свистулекСчитается, что в древние времена, во времена язычеств

    Описание слайда:

    Предназначение свистулек
    Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

    Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона.

    Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

    В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

  • 7 слайд

    Работа над игрушкой Впоследствии из синей глины стали делать горшки практичес

    Описание слайда:

    Работа над игрушкой

    Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

    Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

  • 8 слайд

    Обжиг в печиВ течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предм

    Описание слайда:

    Обжиг в печи
    В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

  • 9 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 10 слайд

    Элементы орнамента

    Описание слайда:

    Элементы орнамента

  • 11 слайд

    Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичам

    Описание слайда:

    Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

    Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

    Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. Обожженная глина уже подготовлена для работы.

  • 12 слайд

    Филимоновские игрушки.Их образы.Принято считать, что филимоновские игрушки им

    Описание слайда:

    Филимоновские игрушки.Их образы.
    Принято считать, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение.

    Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

    Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа.

  • 13 слайд

    Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину

    Описание слайда:

    Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц.

    Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

    У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины – яркая рубаха и штаны.

    Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном – о связи человека с природой.

  • 14 слайд

    Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет

    Описание слайда:

    Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

  • 15 слайд

    Филимоновская роспись. Раскраска лицаЛицо всегда было одинаковым. На белом фо

    Описание слайда:

    Филимоновская роспись. Раскраска лица
    Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. Форма глаз всегда была одинаковой. Глаза – черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

    Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура – это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

  • 16 слайд

    Основные цветаОдна из отличительных черт, которой обладала филимоновская росп

    Описание слайда:

    Основные цвета
    Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

    Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, – животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а цветовая гамма использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

    Интересно, что свистулька — филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

  • 17 слайд

    Обряд «свистопляски»Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выр

    Описание слайда:

    Обряд «свистопляски»
    Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то. На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

  • 18 слайд

    Филимоновская лепка в наше времяДля многих филимоновская игрушка, раскраска г

    Описание слайда:

    Филимоновская лепка в наше время
    Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

    Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

    Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия – характерная особенность синей глины.

    Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

  • 19 слайд

    Особая форма филимоновской игрушкиИзделия одоевских мастериц славятся на всю

    Описание слайда:

    Особая форма филимоновской игрушки
    Изделия одоевских мастериц славятся на всю страну своими тонкими, изящными формами. Но мало кто знает, что их внешний вид не случаен. Дело в том, что местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру. Во время сушки она начинает трескаться и деформироваться, поэтому мастеру приходится разглаживать и выравнивать фигурки мокрыми руками. От этого игрушки приобретают непропорциональные, вытянутые формы, что и делает их необычными и легкоузнаваемыми.

  • 20 слайд

    Музей филимоновских игрушекПо всей России находится множество музеев с филимо

    Описание слайда:

    Музей филимоновских игрушек
    По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

    Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное – опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

  • 21 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 22 слайд

    Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и росписьУсловно филимоновские игрушки

    Описание слайда:

    Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и роспись
    Условно филимоновские игрушки можно разбить на четыре тематические группы. Их особенности представлены в таблице ниже. Почти все филимоновские игрушки являются свистульками. Исключение составляют петухи и индюки.
    Типы игрушек

  • 23 слайд

    Роспись игрушек и филимоновская палитраПри обжиге местная глина «синька» дает

    Описание слайда:

    Роспись игрушек и филимоновская палитра
    При обжиге местная глина «синька» дает красивый и ровный белый цвет, поэтому грунтовать фигурки перед нанесение узора не требуется.

    Для росписи используются анилиновые краски, которые имеют яркие насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный, зеленый. Тем не менее, изделия получаются очень пестрыми и веселыми.

    Технология росписи филимоновской игрушки довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

  • 24 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 25 слайд

    Традиционные узорыДля разных видов игрушек используются разные элементы филим

    Описание слайда:

    Традиционные узоры
    Для разных видов игрушек используются разные элементы филимоновской росписи. У животных и птиц грудь обычно закрашивается одним цветом, чаще всего малиновым или зеленым. Затем по контуру наносится несложный орнамент, состоящий из разноцветных полос, капель, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или остаться белыми. Глаза намечаются схематично, могут и вовсе отсутствовать.

    Фигуры людей одеты очень нарядно: дамы — в пышные яркие юбки, кавалеры – в пестрые штаны. Рубахи у тех и у других чаще всего однотонные, с орнаментом по периметру, изображающим украшенные вышивкой воротники и широкие пояса. Лица у них остаются белыми, глаза намечаются голубой краской, губы – красной или малиновой.

  • 26 слайд

    Символика филимоновских узоровОсобенностью филимоновской игрушки, как и любог

    Описание слайда:

    Символика филимоновских узоров
    Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.

    Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.

  • 27 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 28 слайд

    Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственнос

    Описание слайда:

    Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственность поколений, неустанный рост.

  • 29 слайд

    История развития промыслаXIX век – время большой популярности игрушек-свистул

    Описание слайда:

    История развития промысла
    XIX век – время большой популярности игрушек-свистулек и филимоновской росписи. Этот промысел был известен во всей России и за ее пределами. Но в начале XX века наступил период кризиса. Ремесло оказалось почти на грани исчезновения, осталось лишь несколько хранителей, которые не бросили свое дело.
    В середине прошлого века интерес к искусству филимоновской росписи начал постепенно возвращаться, достигнув нового пика в 80-е годы. В это время усилиями нескольких энтузиастов была организована творческая группа, в состав которой вошли потомки хранителей ремесла и выпускники художественного училища из Абрамцево.
    С начала 90-х годов в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». Техника лепки, тайны росписи, символика филимоновских узоров – эти и другие темы освещают на своих занятиях муж и жена Кехаиди. Обучение длится 4 года. Выпускники получают звания мастеров.
    В 2009 году состоялось открытие Музея филимоновской игрушки, где хранятся материалы о мастерицах прошлого, некоторые примеры их работ, а также лучшие образцы филимоновского промысла

  • 30 слайд

    Изучение промысла на уроках ИЗОСледует отметить, что занятия по филимоновской

    Описание слайда:

    Изучение промысла на уроках ИЗО
    Следует отметить, что занятия по филимоновской росписи проводятся во многих школах России. Ведь промысел имеет не только местное, но и общероссийское значение, демонстрируя богатство и разнообразие русской культуры.

    Элементы росписи дети осваивают легко и с большим интересом. В ней нет узоров, сложных по технике исполнения. Обладая минимальным набором навыков и творческим воображением, можно создать необыкновенно живые и яркие рисунки.

  • 31 слайд

    Главное, что должен объяснить педагог, - это то, что роспись делается в неско

    Описание слайда:

    Главное, что должен объяснить педагог, — это то, что роспись делается в несколько этапов:

  • 32 слайд

    Этот промысел составляет часть культурного наследия нашей страны. Наряду с ды

    Описание слайда:

    Этот промысел составляет часть культурного наследия нашей страны. Наряду с дымковскими, каргопольскими, богородскими, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян. Не случайно иностранные туристы любят покупать их в качестве сувениров.

  • 33 слайд

    После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками пр

    Описание слайда:

    После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянтству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины.

    Конечно, филимоновская игрушка не в состоянии конкурировать с китайской продукцией. Сегодня небольшой рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

  • 34 слайд

    Сегодня филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей

    Описание слайда:

    Сегодня филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимонове ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.
    Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки:

  • 35 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 36 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 37 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 38 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 39 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 40 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 41 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 42 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 43 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 44 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 45 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 46 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 47 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 48 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 49 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 50 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 51 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 52 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 53 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 54 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 55 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 56 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 57 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 58 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 59 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 60 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 61 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 62 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 63 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 64 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 65 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 66 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 67 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 68 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 69 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 70 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 71 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 72 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 73 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 74 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 75 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 76 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 77 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 78 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 79 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 80 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 81 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 82 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 83 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 84 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • 85 слайд

    Филимоновская игрушка рассказ для детей

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • Сейчас обучается 240 человек из 64 регионов

Филимоновская игрушка рассказ для детей

  • Сейчас обучается 398 человек из 70 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

Тема:
Урок 8. В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров

Похожие материалы

  • Презентация к уроку изобразительное искусство на тему «Пейзаж» 1 класс

  • Конспект учебного занятия Тема: «Создание театральных масок по мотивам работ Пикассо»

  • «Что такое декоративно-прикладное исскусство.»

  • Внеклассное мероприятиие по ИЗО и музыке «Фестиваль искусства»

  • Рабочая программа по ИЗО 5-7 классы

  • Труд художника на улицах твоего города. Презентация к уроку

  • Труд художника на улицах твоего города. Технологическая карта урока

  • Презентация по изобразительному искусству «Народные промыслы России».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454851 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Тема урока: Филимоновская игрушка.

Цели урока:

1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • филимоновские игрушки
  • плакаты «Филимоновская игрушка»
  • презентации «Филимоновская игрушка»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией филимоновских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока: Запись на доске: Филимоновская игрушка.

Учитель: Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!

(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)

Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой — филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её — в руках — получилась птичка, проткнул дырочки — запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

(В. Василенко)

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой».  При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не «глушит» краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют «маленькой радугой» или «солнышком».

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи)

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Ответ: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Учитель: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика — свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Вопрос: А где же свисток?

Ответ: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).

 Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами  и расписать модели филимоновской игрушки. Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской?

Вопрос: Особенности филимоновской игрушки?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего?

  • Филе миньон как пишется
  • Фиктивная жена рассказ на дзен
  • Филатов сказки для взрослых ру
  • Филатов сказка про царя
  • Фиксированно или фиксировано как пишется