24 декабря 1946 года родился Леонид Филатов, актер и писатель.
Личное дело
Леонид Алексеевич Филатов (1946–2003) родился в Казани. Отец Алексей Еремеевич Филатов, радист по профессии, много времени проводил в разъездах, семья часто переезжала. Когда будущему артисту было семь лет, родители развелись, и мальчик с матерью Клавдией Николаевной оказался в Ашхабаде у родственников. Еще во время обучения в городской школе №6 начал печататься в ашхабадской прессе.
Окончив школу, Филатов в 1965 году приехал в Москву. Попытка поступить на режиссерский факультет ВГИКа окончилась неудачей, и Леонид по совету одноклассника решил сдать экзамены на актерский факультет Щукинского училища. Здесь он был принят на курс Веры Львовой и Леонида Шихматова.
Окончив театральное училище в 1969 году, успешно прошел прослушивание в Театре на Таганке, главный режиссер которого Юрий Любимов еще раньше отметил актерский талант Филатова.
Этот театр стал его главным «сценическим домом». Первой главной ролью был Автор в спектакле «Что делать?», за ней последовали Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея», эпизодические роли в «Десяти днях», «Часе пик» и центральные – в спектаклях «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачев», «Антимиры», «Мастер и Маргарита» и «Товарищ, верь».
В Театре на Таганке Филатов также познакомился с обеими своими супругами. В начале 1970-х он вступил в брак с Лидией Савченко. Но вскоре здесь же состоялось его знакомство с актрисой Ниной Шацкой, которая была замужем за Валерием Золотухиным и на тот момент только что стала матерью его сына Дениса. Некоторое время роман двух актеров оставался тайной. После развода Филатов оставил квартиру супруге и женился в 1982 году на Шацкой. Общих детей у них не было (актрисе запретили рожать врачи), но Филатов принял деятельное участие в воспитании пасынка.
С 1985 по 1987 год, когда «Таганку» возглавлял Анатолий Эфрос, Филатов служил в театре «Современник». После возвращения на Таганку и раскола в театре вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актерами создал творческое объединение «Содружество актеров Таганки».
Почти одновременно с началом работы в театре Филатов стал сниматься в кино – «Город первой любви» с его участием вышел в 1970 году. Однако настоящего успеха ждать пришлось почти десятилетие – но и был он феноменальным. Филатов проснулся знаменитым после выхода на экраны «Экипажа» Александра Митты, где сыграл роль бортинженера Игоря Скворцова. В первом советском фильме-катастрофе Филатовым и Александрой Яковлевой была сыграна одна из первых в советском кинематографе эротических сцен.
Всего же в фильмографии Филатова около тридцати картин, из которых самыми известными стали «Вам и не снилось…», «Из жизни начальника уголовного розыска», «Забытая мелодия для флейты» и «Сукины дети». В последней Филатов, отведший себе роль второго плана, выступил в качестве режиссера, картина была удостоена первой премии на фестивале «Кинотавр» в 1991 году.
Филатов никогда не порывал с литературой. С 1960-х годов он писал песни в соавторстве с Владимиром Качаном («Клавочка», «Оранжевый кот»), диск с которыми вышел в 1996 году. Несколько позже получили известность циклы пародий на советских поэтов, которые он сам впоследствии блистательно исполнял с эстрады, имитируя манеру чтения авторов. В 1985 году в журнале «Юность» была опубликована стихотворная сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Филатов является автором пьес «Пестрые люди», «Часы с кукушкой», «Художник из Шервудского леса» и автором песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни».
Последние годы жизни Филатов посвятил циклу телепередач «Чтобы помнили», выходившему с 1993 года на телеканале ОРТ. Программа была посвящена незаслуженно забытым, хотя и известным в прошлом артистам.
В 1994 году у Филатова случился микроинсульт. Назначенное лечение роковым образом повлияло на работу почек, и когда проблемы стали очевидны, время было уже упущено. В результате в 1996 году Филатову были удалены обе почки, и актер был прикован к аппарату гемодиализа до следующего года, когда ему был пересажен донорский орган. Именно невозможность адекватной терапии в таких условиях стала причиной смерти актера от воспаления легких в возрасте 56 лет.
Леонид Филатов скончался 26 октября 2003 года в результате двустороннего воспаления легких; похоронен на Ваганьковском кладбище.
Чем знаменит
Один из самых узнаваемых и любимых актеров советского кино. Несмотря на достаточно характерную внешность, не всегда помогающую актеру, Филатову удалось создать целую галерею разноплановых образов. С выходом сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца» широкая публика по-настоящему узнала и полюбила Филатова в качестве автора, текст мгновенно разошелся на цитаты.
Режиссерский дебют Филатова «Сукины дети» привлек к себе широкое внимание – отчасти потому, что был посвящен еще живому в памяти конфликту в Театре на Таганке после отстранения от театра Юрия Любимова.
О чем надо знать
Уже находясь в труппе театра на Таганке, Филатов написал пьесу, которая была поставлена в качестве дипломного спектакля курса Щукинского училища, где учился Константин Райкин.
Пришедший посмотреть на сына Аркадий Райкин позвал автора в гости, предложил ему переехать в Ленинград и начать работу в его театре. Хотя предложение было фантастически щедрое (к нему прилагалась квартира и прочие социальные блага), Филатов попросил время подумать, и не зря. Иван Дыховичный, его партнер по Таганке, объяснил Филатову, что от Райкина уходят Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильченко. «Ты хочешь заменить всех троих?» – поинтересовался Дыховичный. А на следующий день на Таганке Филатов увидел распределение ролей к спектаклю «Что делать?», что и стало последним аргументом.
Прямая речь
Об актерстве: «У меня ощущение, без кокетства, что я как бы не из тех людей, которые родились артистами. Я не родился, я сделался. Поэтому у меня все время такое чувство, что рядом с моей судьбой есть еще не сбывшаяся, не знаю что… Не думаю, чтобы это было писательство в чистом виде, нет. Не думаю, чтобы это была режиссура, я никогда этим не занимался! Но думаю, что это не актерство…»
О союзе с Ниной Шацкой: «У нас довольно долгое время был тайный роман, афишировать наши отношения было нельзя, тем более что наши мужья и жены несли моральный ущерб, все держалось в тайне, неприлично даже было вместе работать, чтобы не зародилась в их умах отгадка нашей загадки. Мы с ней долго противились себе… но в конечном итоге это оказалось сильнее нас, и мы стали жить вместе, чего нам это стоило – разговор отдельный. Нашим близким было несладко, когда все выяснилось».
О программе «Чтобы помнили»: «Россия всегда была беспамятная страна. Но сегодня беспамятство беспрецедентное. Такого извращения, такой полярной перестановки черного и белого за свою, может быть, не очень большую жизнь я, честно говоря, не помню. …Родине как было наплевать, так и осталось. И если где-то в актерской семье всплакнут: ну наконец-то вспомнили — это и есть для нас высшая награда. И наша сверхзадача, если хотите».
О супружестве и болезни: «Первая жена не стала бы так со мной нянчиться, поэтому провидение меня и передало в руки Нины. Откровенно говоря, я не ожидал от нее такого подвига. Красивые актрисы взбалмошные и беспечные, случись что со мной, они не будут возиться. Но произошло все наоборот. Нина оказалась решительной женщиной. Она единственная взяла на себя ответственность за операцию, которую врачи не решались делать».
О смерти: «Конечно, попав первый раз в реанимацию, я пришел в ужас. Потом пообвыкся, когда попал туда уже в четвертый раз. Однажды я чуть не умер. Помню, почувствовал невероятную легкость. Плакать не хотелось совсем, ничего не было жалко – просто была легкость. Помню, я тогда подумал: а ведь многие хорошие люди уже там, значит, там будет хорошая компания – что-то такое».
6 фактов о Леониде Филатове
- На заводе, где в войну работала мать Филатова, девушкам были розданы списки бойцов, которым нужно было написать письма на фронт, и Клавдия выбрала однофамильца – так и познакомились родители артиста
- В 1989 году Леонид Филатов был избран секретарем Союза кинематографистов СССР
- Филатова и Шацкую венчал Денис Золотухин, ставший к тому времени священником
- В 2010 году в честь Филатова назван Московский государственный театральный колледж
- В 2011 году о Леониде Филатове был снят документальный фильм «Чтобы помнили»
- В 2014 году учреждена литературная премия имени Леонида Филатова «Филатов-фест»
Материалы о Леониде Филатове
Статья о Леониде Филатове в Википедии
Сайт памяти Леонида Филатова
Биография любви. Леонид Филатов (фрагменты из воспоминаний Нины Шацкой)
Чтобы помнили. Леонид Филатов
Рафаэль Мирхатимович Марданшин (60 лет), заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Возглавлял Союз предпринимателей г. Октябрьский (Башкортостан). Избирался депутатом городского совета г. Октябрьский и Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Работал в ООО «ПО Тяжтрансмаш», ОАО «Трест Уфагражданстрой». Избирался депутатом Государственной Думы VI и VII созывов.
Ренат Исмаилович Сулейманов (56 лет), член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. Избирался депутатом Центрального районного Совета народных депутатов Новосибирска. Возглавлял постоянную комиссию по местному самоуправлению, общественной безопасности и взаимодействию со СМИ. Неоднократно избирался в городской совет, занимал должность заместителя председателя совета.
Николай Владимирович Новичков (47 лет), член Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Являлся заместителем руководителя Федерального агентства по туризму, советником министра культуры РФ. Занимал должности заместителя руководителя администрации губернатора Пермского края, советника губернаторов Кировской и Новгородской областей. Возглавлял министерство культуры Пермского края.
Николай Новичков — автор более ста научных трудов и публикаций.
А ещё в этот день родились:
Игорь Викторович Краснов (46 лет), генеральный прокурор Российской Федерации. Работает в органах прокуратуры с 1997 года. Был следователем центрального аппарата Генпрокуратуры РФ. В 2007 году перешёл на работу в Следственный комитет РФ (СК РФ): старшим следователем по особо важным делам при председателе СК РФ, заместителем председателя СК РФ.
В январе 2020 года по представлению Президента РФ Игорь Краснов был утверждён Советом Федерации на должность генерального прокурора РФ.
Мария Владимировна Захарова, директор Департамента информации и печати МИД России. В системе МИД РФ работает с 1998 года. Являлась редактором ежемесячного издания «Дипломатический вестник», исполняла обязанности начальника отдела оперативного мониторинга СМИ Департамента информации и печати. Возглавляла пресс-службу Постоянного представительства России при ООН в Нью-Йорке. Занимала должность заместителя директора Департамента информации и печати МИД России.
В августе 2015 года Мария Захарова была назначена директором Департамента информации и печати МИД России.
Борис Юрьевич Титов (61 год), уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Работал во Внешнеторговом объединении «Союзнефтеэкспорт», в совместном советско-голландском предприятии Urals, группе компаний Solvalub. Возглавлял ОАО «Интерхимпром», ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот», «Абрау-Дюрсо». Был председателем Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
В июне 2012 года был назначен уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Владислав Товарищтайович Ховалыг (54 года), глава — председатель Правительства Республики Тыва. Работал в Государственном комитете по имуществу Тывы, Федеральной службе РФ по финансовому оздоровлению и банкротству в республике, министерстве финансов Тывы. Возглавлял республиканское министерство земельных и имущественных отношений. Неоднократно избирался мэром города Кызыла. Занимал должность генерального директора АО «Тываэнергосбыт».
В апреле 2021 года указом Президента РФ Владислав Ховалыг был назначен временно исполняющим обязанности главы Республики Тыва. 19 сентября одержал победу на выборах главы региона. За него проголосовали 86,81% избирателей.
Ильхам Гейдар оглы Алиев (60 лет), президент Азербайджанской Республики. Преподавал в Московском государственном институте международных отношений. Занимал должности вице-президента, первого вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. Неоднократно избирался депутатом Милли Меджлиса (парламента) страны. Являлся премьер-министром Азербайджана.
15 октября 2003 года Ильхам Алиев был избран президентом страны. Трижды, в 2008, 2013 и 2018 годах, переизбирался на этот пост.
Олег Эдуардович Карпов (56 лет), генеральный директор Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. Член-корреспондент РАН. Работал в Рязанской областной клинической больнице. Возглавлял управление здравоохранения Рязанской области. Являлся директором Клинико-диагностического комплекса №1, директором административного управления Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова. В 2006 году занял пост генерального директора Пироговского центра.
Олег Карпов — специалист в области создания систем управления, информатизации и автоматизации работы медицинских организаций. Он является автором и соавтором свыше 200 научных и учебно-методических работ. Под его руководством были защищены две докторские и шесть кандидатских диссертаций.
Вадим Валерьевич Дуда (57 лет), генеральный директор Российской государственной библиотеки. Работал в библиотеке Московского авиационного института, возглавлял Департамент информационной политики и международных связей Минкультуры России. Участвовал в создании Национальной электронной библиотеки. Исполнял обязанности ректора Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Занимал пост генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино.
28 августа 2018 года был назначен генеральным директором Российской государственной библиотеки.
Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003), советский и российский актёр театра и кино, поэт, драматург, режиссёр и сценарист. Народный артист РФ. Работал в Театре на Таганке, «Современнике», «Содружестве актеров Таганки». Среди театральных работ актёра роли в спектаклях: «Вишневый сад», «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Павшие и живые».
Леонид Филатов — автор пьес «Часы с кукушкой», «Опасный, опасный, очень опасный», «Пёстрые люди», «Время благих намерений» и др.
Большим успехом у зрителей пользовались его стихотворные пародии из цикла «Таганка-75», а также сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
В кино Леонид Филатов дебютировал в 1970 году. Всего в его фильмографии 30 картин, среди них самые известные: «Экипаж», «Грачи», «Сукины дети» (также выступил автором сценария, режиссёром), «Исповедь его жены», «Забытая мелодия для флейты», «Алиса и букинист».
Леонид Филатов вёл авторскую телепрограмму «Чтобы помнили…», посвящённую забытым актёрам театра и кино.
Леонид Филатов — автор книг «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Любовь к трём апельсинам», «Я — человек театральный», «Голый король» и др.
Виктор Иванович Балашов (1924—2021), советский и российский теле- и радиоведущий. Народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны.
В 1944 году пришёл работать на Всесоюзное радио. Спустя три года перешёл на телевидение. Виктор Иванович вёл такие телепередачи, как «Время», «Голубой огонёк», «Эстафета новостей», «Требуются, требуются…» и другие. 12 апреля 1961 года именно он сообщил советским гражданам о полёте Юрия Гагарина в космос.
В 2000-х годах работал на радиостанции «Говорит Москва», где вёл авторскую программу «Поговорим по душам».
Африка. Палящее солнце. Американцы строят секретную военную базу. За этим делом из Нила наблюдают два крокодила. Один другому:
— Ну и жара сегодня…
— И не говорите, товарищ майор!
Возможно, американские военные этот анекдот скоро сделают былью. Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (Defence Advanced Research Projects Agency) еще 15 лет назад запустило программу создания гибридной микроэлектромеханической системы (Hybrid-Insect MEMS), спаренной с живым организмом. Начали они с «насекомых-киборгов», предназначенных для сбора и передачи информации при помощи датчиков, имплантированных на стадии закладки куколки.
Первые результаты появились еще в 2008 году. Тогда военные продемонстрировали моль со встроенными в грудную клетку имплантами, а также «управляемый полёт насекомых под контролем оператора». Электроникой удалось нашпиговать и тараканов: человек получил возможность управлять действиями этих насекомых, которые в теории могут пережить даже ядерный взрыв. А в настоящее время предполагается, что исследователи работают над алгоритмами и оснасткой для стрекоз, пчёл, крыс и голубей. Есть данные, согласно которым эксперименты с саранчой и кузнечиками завершились успехом. Из этих членистоногих можно штамповать «дистанционно управляемые детекторы взрывчатых веществ». Кстати, электричество для функционирования электроники вырабатывают сами насекомые.
Подполковник в отставке Алексей Филатов, экс-сотрудник Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России, сильно сомневается в достоверности этой информации:
— По поводу насекомых — это полная блажь. Это такие же сказки, как про умных дельфинов, которые подрывают корабли. Все о них слышали, но никто не видел, как они что-то подорвали или обезвредили бомбу.
Такая работа ведется на уровне беспилотных летательных аппаратов, так называемых «роботов в воздухе». Есть разведчики, они маленькие. Есть беспилотники, которые координируют действия войск. Они довольно медленно летают, зато могут долго находится в воздухе. Есть ударные БПЛА, которые поднимают большие веса, чтобы нанести противнику урон.
Беспилотник можно создать для любой цели, в том числе, для определения наличия в воздухе отравляющих веществ. И они вполне могут быть замаскированы под больших насекомых: стрекоз, бабочек, саранчу. Чтобы противник не обратил внимания на них и не сбил.
— Американцы деньги на ветер не выбрасывают. За искусственным интеллектом будущее, и вполне вероятно, что насекомые-киборги — очередная разновидность вооружения, считает генерал-майор армии РФ, попросивший не указывать его фамилию. — В любом случае, теории, работающие на уничтожение противника, будут развиваться, даже если они кажутся совершенно фантастическими. А рой насекомых, например, транспортирующий отравляющие вещества, такой урон нанести очень даже способен
Главная проблема сейчас заключается в том, что искусственный интеллект не всегда может адекватно оценить обстановку. Например, сейчас ИИ может отличать ребёнка от взрослого. Но если ребенок держит в руках палку, то ИИ с большой долей вероятности распознает палку как автомат. В условиях проведения спецопераций или боевых действий оценить обстановку будет еще сложнее.
Военный эксперт Алексей Леонков не видит особого смысла в том, чтобы начинять насекомых или другие живые существа «умной» электроникой.
— Использование животных в качестве боевого оружия известно еще со Средневековья. В частности, крысы, заражённые чумой, использовались крестоносцами для распространения этой болезни в осаждённых крепостях. Но для того, чтобы добиться от животного филигранного исполнения команд, и тем более — комплексной задачи, нужно проявить чудеса дрессировки (или науки), чтобы заставить его делать то, что нужно, например, бежать или лететь в заданном направлении.
А вот при работе с роботизированным комплексом всё гораздо проще. Даже при программировании сложной задачи достигается 100% результат. Не нужно подавлять инстинкты или условный рефлекс вырабатывать. Закладываешь определённые параметры — и готово. Но надо иметь в виду, что на полигоне с помощью роботизированного комплекса можно решать множество задач, а вот в условиях общевойскового боя эти же задачи окажутся нерешаемыми. Потому что бой — непредсказуем. Так что искусственному интеллекту еще развиваться и развиваться.
Роботизированные комплексы могут представлять опасность, если попадут в руки террористов, предостерегает эксперт. Они нередко используют квадрокоптеры для осуществления терактов. Пример тому — покушение на Николаса Мадуро. Но, по мнению Алексея Леонкова, роботизированные комплексы явно предпочтительные животных-киборгов.
Так почему же американцы вкладывают огромные деньги в сомнительные проекты?
— Когда мы говорим «американцы», то имеем в виду транснациональные сообщества людей, которые уже не вполне адекватны, — считает военный эксперт Леонид Ивашов. — Таких сумасшедших сейчас расплодилось очень много, и они лучшие исследования сознательно обращают во вред человечеству. У США есть более 20 программ особого доступа, к которым не могут подобраться ни конгресс, ни президент. Трамп попробовал получить к ним доступ, но у него ничего не получилось. Финансируются эти программы из госбюджета. Работы ведутся и над созданием искусственного интеллекта, и над созданием биологического оружия. Им вполне могут стать насекомые, которые буду служить разносчиками инфекций, или причинять любой другой вред.
Красивый, высокий. Умница. Бесконечно, пронзительно, ярко талантливый. Филатов такой разный и такой неоднозначный, что рассказывать о нем можно много, долго, почти бесконечно, и все равно останется какая-то из его граней нераскрытой. Так о каком вам рассказать?
О советском актере кино Филатове?
И тогда непременно захочется рассказать о фильме «Экипаж», после которого Леонид Филатов проснулся знаменитым, а миллионы советских женщин проснулись влюбленными в него. Его бортинженер Игорь Скворцов – цепляющий: своей страстью к героине Александры Яковлевой, своей изначальной неправильностью во всем контексте этого фильма, своей крепкой, сочной мужской харизмой.
Сыграть героя в первом советском фильме-катастрофе и сыграть в первой советской эротической сцене – одинаково опасно и ответственно.
Он был первопроходцем на очень вязкой и опасной поверхности: сыграть героя в первом советском фильме-катастрофе и сыграть в первой советской эротической сцене – одинаково опасно и ответственно. Тебе очень легко могут НЕ ПОВЕРИТЬ: одна фальшивая эмоция, одна недодержанная пауза, одна суетливая интонация – и все, вся магия рассеялась, а кино стало неудачным. Филатов все сделал правильно. И стал легендой.
Или вам рассказать о бесподобном театральном актере Леониде Филатове?
А ведь на сцене знаменитого «Театра на Таганке» Филатов был бесподобен! И хотя он не стал, как мечтал, мировой знаменитостью, — об этом он сам говорил в своих интервью, — он был счастлив в «Таганке»:
«Таганка» была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава… «Таганка» — это университет».
Филатов играл на одной сцене с Владимиром Высоцким, актеры сдружились, и именно Высоцкий, прочитав пародии Филатова, буквально силой заставил Леонида Алексеевича начать выступать с пародиями на публике.
А может вам рассказать о поэте и драматурге Филатове?
О драматурге Леониде Филатове, написавшем знаменитый сказ «Про Федота-стрельца, удалого молодца», который уже растащен на цитаты и еще долго будет декламироваться всеми самодеятельными театрами и СТЭМами, как, например, выдающийся монолог Бабы Яги «Я фольклорный элемент, у меня есть документ» — хит всех пионерских лагерей и студенческих театров?
Впрочем, Филатов прекрасно написал об этом сам:
В нашей пишущей стране
Пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота
Быть со всеми наравне!
В 1987 году, когда сказ «Про Федота-стрельца, удалого молодца» увидел свет, начался настоящий «стрельцовый» бум. Журнал «Юность» напечатал это стихотворное драматическое произведение, а потом сам Филатов выступил со своим «Федотом» в жанре «театра одного актера» — этот телефильм вышел на экраны в 1988 году, и именно авторское исполнение произведения до сих пор остается непревзойденным.
Но, конечно, рассказывая о поэте и драматурге Филатове, нельзя не упомянуть его знаменитые пародии: пародийный цикл «Таганка-75», «Ну-погоди!», где автор прошелся по сказкам Корнея Чуковского.
О каком еще Филатове вам рассказать? О влюбленном юноше и любящем мужчине Филатове?
Тогда стоит рассказать о его невзаимной, безответной любви к Наталье Варлей и его страданиях в пору, когда Наташа решила выйти замуж за другого, за Николая Бурляева, а Филатова считала только другом – надежным, хорошим, верным, но всего лишь другом.
А еще потребуется разболтать пару секретов о его тайном романе с Лидией Савченко. Лида была счастливой замужней женщиной, и Филатов, младше нее на пять лет, буквально не давал ей прохода. Филатов брал Лидию буквально измором, но своего добился: актриса, спустя месяцы тайных встреч и отношений, ушла от мужа.
Друзья утверждают, что Нина Шацкая была единственной настоящей любовью Леонида Филатова, его музой.
И сразу же открыла для себя другую сторону романтики Филатова: «добрые», как это водится, люди донесли о том, что у Филатова уже давно тайно есть отношения с еще одной замужней актрисой, Ниной Щацкой, женой актера Валерия Золотухина.
Все-таки свадьба состоялась, но счастливым этот брак не был: Савченко любила Лёню, и он был ей хорошим, надежным супругом, но, как позже выяснилось, в течение двенадцати лет скрывал от супруги отношения с замужней Ниной Шацкой.
С которой они после и поженились, а затем прожили вместе более тридцати лет. Друзья и коллеги, близко знавшие пару, утверждают, что Нина Шацкая была единственной настоящей любовью Леонида Филатова, его музой.
О каком еще рассказать? О кинорежиссере Филатове?
И тогда следует рассказать о его единственной режиссерской работе – о фильме «Сукины дети», драме, снятой в 1990 году по мотивам событий, связанных с отъездом Юрия Любимова из Советского Союза. Каким в этом фильме получился режиссер Филатов?
Жестким. Правдивым. Не боящимся острых и запретных тем. Рассказать об изгнании режиссера, сделавшего ряд антипартийных высказываний, о лишении его гражданства, а также о том бунте, который могли бы устроить после его отъезда актеры, об их голодовках и забастовках, угрозах самосожжения – все это могло бы быть, но такого не было.
Укоряющим режиссером и признающим за собой стыд и вину за те события, которые могли бы случиться, но не случились.
Он предстает сказочником и снова рассказывает сказку, признавая, что такое в реальности вряд ли когда-то могло произойти.
«Я хочу снять картину о братьях-актёрах — несчастных и зависимых, но прекрасных и добрых, чаще всего получающих по зубам, беззащитных, страдающих от невнимания и постановщиков, и публики. Это такой съёжившийся, но всё ещё трепыхающийся, живой народ, особенно в провинции, где могут работать только сумасшедшие подвижники. Хорошо, что они ещё не перевелись…».
А еще можно рассказать о телеведущем Леониде Филатове и его легендарной передаче «Чтобы помнили…», которая выходила на ТВ в течение десяти лет. После того, как работа над тяжелым и единственным фильмом «Сукины дети» довела до инсульта, Филатов-актер и Филатов-режиссер уже просто не могли быть: это было смертельно опасно для здоровья Леонида Алексеевича. И тогда появилась передача «Чтобы помнили»: об актерах, которых забыли несправедливо, которые ушли тихо в полном забвении. Но согласие на работу в такой передаче стало роковым: каждая новая история оседала новым шрамом на сердце, Леонид Алексеевич принимал близко к сердцу каждую разбитую и забытую актерскую судьбу. Но все равно упорно работал над каждым новым выпуском:
«…я почувствовал, что надо делать именно это. Чтобы понять, до какой степени все смертны. Чтобы перестать злиться и научиться прощать».
Памятник на могиле Л. Филатова
О каком вам рассказать Филатове?
О просто человеке по имени Леонид, прожившим так мало – всего-то немногим больше полувека. Но за эти пять десятков лет успевшим прожить больше, чем многие долгожители. Успевшим много сделать, много рассказать, много прочувствовать самому и помочь прочувствовать окружающим.
О каком вам рассказать Филатове?
Его много, и рассказывать о нем можно бесконечно. Но лучше, когда рассказывает он сам.
24 декабря 2021 года исполнилось бы 75 лет Леониду Филатову
Источник
Пирожное макарон в виде золотого снитча и маффин «Сова Букля»
Атмосферу сказки и волшебства могут создавать на Новый год не только елка и украшения дома, но и сами новогодние угощения. Как вам, например, такие десерты (или сладкие подарки гостям) — пирожные макарон в виде золотого снитча, который посчастливилось поймать Гарри Поттеру на турнире по квиддичу, и сова Букля в виде маффина?
Макарон «Золотой снитч»
12 «снитчей»
Для макарон:
- 45 г молотого миндаля
- 75 г сахарной пудры
- 1 яичный белок (36 г)
- 10 г сахара
- желтый пастообразный пищевой краситель
Для ганаша:
- 100 г темного шоколада
- 1 ч. л. цедры апельсина
- 100 мл охлажденных сливок для взбивания
- 24 тонкие полоски жевательного мармелада, нарезанные «крылышками»
Дополнительно:
золотой пищевой краситель-спрей в баллончике
Приготовление
- Миндаль и сахарную пудру измельчите с помощью погружного блендера. Просейте получившуюся смесь в миску через ситечко, чтобы отфильтровать крупные частицы.
- Взвесьте яичный белок, чтобы удостовериться, что вы взяли достаточное количество, переложите в большую миску и взбейте миксером до образования густой пены. Всыпьте сахар и продолжайте взбивать до образования устойчивых пиков. Добавьте желтый пищевой краситель и взбивайте еще 1 минуту.
- Постепенно добавьте к взбитому белку сухую смесь миндаля с сахарной пудрой, объединяя ингредиенты лопаткой. Перемешайте лопаткой так, чтобы смесь стала однородной, после чего наполните ею кондитерский мешок с круглой насадкой.
- Противень застелите пергаментной бумагой. С помощью кондитерского мешка отсадите кружки диаметром 2 см (оставьте между ними небольшой промежуток). Затем дважды осторожно постучите противнем по рабочей поверхности, чтобы вышли пузырьки воздуха. Дайте тесту постоять 30 минут.
- Разогрейте духовку до 150 ?C. Поставьте в нее противень с заготовками, уменьшите температуру до 145 ?C и выпекайте 12–14 минут. Достаньте из духовки, снимите макарон с противня вместе с пергаментной бумагой, переложите на прохладную поверхность и дайте остыть.
- Пока макарон остывают, приготовьте ганаш. Мелко нарезанный темный шоколад переложите в миску. В небольшой кастрюле на среднем огне, помешивая, доведите почти до кипения сливки с цедрой апельсина, затем перелейте горячую массу в миску с шоколадом. Дайте постоять 2 минуты и перемешайте смесь, чтобы не оставалось комочков. Затем дайте ганашу немного остыть и поместите его в холодильник минимум на 1 час.
- Охлажденный ганаш тщательно перемешайте и наполните им кондитерский мешок. Макарон отделите от пергаментной бумаги и половину выложите на рабочей поверхности. На каждую половинку отсадите ганаш из кондитерского мешка, прикрепите слева и справа «крылышки» из жевательного мармелада (зафиксируйте их в ганаше), затем накройте второй половинкой макарон и хорошенько прижмите. Поставьте в холодильник на ночь, чтобы начинка застыла. Затем покройте «снитчи» золотым пищевым красителем-спреем (распыляйте в хорошо проветриваемом помещении). Храните в прохладном месте 5–7 дней.
Маффин «Сова Букля»
12 маффинов
Для теста:
- 30 г размягченного сливочного масла
- 120 г арахисовой пасты
- 1 пакетик ванильного сахара (10 г)
- 130 г тростникового сахара
- 2 яйца
- соль по вкусу
- 1 ч. л. разрыхлителя
- 130 г пшеничной муки
- 70 мл молока
Для крема:
- 130 г размягченного сливочного масла
- 130 г сахарной пудры
- 130 г сливочного сыра комнатной температуры
Для украшения:
- 24 печенья Oreo или другого шоколадного печенья с ванильной начинкой
- 24 черных шоколадных драже
- 12 оранжевых шоколадных драже
Дополнительно:
- силиконовая форма для маффинов с 12 выемками
- 12 бумажных вкладышей для маффинов
Приготовление
- Разогрейте духовку до 180 °C. Вставьте бумажные вкладыши в силиконовую форму для маффинов и поставьте ее на противень.
- В миске взбейте сливочное масло и арахисовую пасту с ванильным и тростниковым сахаром до образования пышной пены. По одному вбейте яйца, добавьте соль, тщательно перемешайте до однородной консистенции.
- В отдельной миске смешайте разрыхлитель с мукой и просейте через сито. Частями добавляйте мучную смесь и молоко в миску с маслом и сахаром, помешивая, замесите кремообразное однородное тесто. Равномерно распределите его по выемкам формы для маффинов и выпекайте в духовке на среднем уровне 20 минут. Затем дайте маффинам немного остыть в духовке.
- В миске взбейте сливочное масло и сахарную пудру до легкой и воздушной консистенции. Добавьте сливочный сыр, еще раз взбейте и поместите в холодильник на 30 минут, чтобы крем охладился.
- Аккуратно снимите маффины с противня. Охлажденным сливочным кремом наполните кондитерский мешок или герметичный пакет с обрезанным уголком и равномерно выдавите крем на каждый маффин.
- Осторожно отделите половинки печенья Oreo одну от другой (в идеале — скручивающими движениями, чтобы ванильная начинка осталась на одной половинке). Вторую половину разрежьте острым ножом на две части. Аккуратно выложите на крем целые половинки печенья начинкой вверх, немного вдавливая: это будут глазки совы. Зрачки сделайте из шоколадных драже. Из половинок печенья сделайте брови совы, вдавив их в крем над глазами. Оранжевое шоколадное драже используйте в качестве клюва. Дайте сове постоять несколько минут.
Рецепты
Статья предоставлена издательством «ХлебСоль»
16.12.2021
Обновлено 16.12.2021