Фесюкова л б воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста

в современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста.




В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обогащают свой язык. Одной из задач чтения и рассказывания сказок является обогащение словаря ребенка.



Ключевые слова:



дошкольное образование, сказка, культура речи, чтение.

Дошкольное образование — важное время для формирования речи ребенка. В процессе своего формирования речь ребят тесно объединена с характером их деятельности и общения. Формирование языка идет в разнообразных направлениях: улучшается его утилитарное применение в общении с другими людьми, в то же время язык становится основой перестройки психических процессов, инструментом мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей является одним из насущных вопросов дошкольной педагогики. В наше время наблюдается повышенный интерес к формированию личности ребенка. Он совмещает в себе потенциал обновления и качественного совершенствования своего языкового развития. Языковые показатели и черты личности взаимосвязаны и должны быть в центре внимания взрослых, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

В наши дни тяжело найти наилучший способ воспитания детей, чем приобщать их к устному народному искусству с раннего детства. Сказка дает нравственные уроки сострадания, преданности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образ мышления, выразительность речи, так как она богата лирическими вставками, яркими чертами характера, ритмичным напевом, диалогами. Сказка способствует любви к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, образом русской жизни. Слушая сказки, ребенок узнает звуки родного языка, их мелодику.

Совокупность разнообразных методов и приемов, тематическая среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и интеллектуального развития дошкольников. Необходимо полагаться на сказку, которая исключает мораль и включает в себя игровое общение.

Сказка привносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из наиболее эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит игре.

Необходимо научить детей слушать сказки и следить за развитием сюжета в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается словами и выражениями, которые ему запоминаются.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, страдающими нарушениями речи. Многочисленные исследования педагогов в области дошкольного и коррекционного создания показали, что проблему общественного недоразвития речи дошкольников можно решить с помощью самоката, поскольку дошкольное образование является стороной периода развития речи и творчества детей.

Необходима систематичная, целеустремленная работа по ознакомлению детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются вербальные и методические приемы в сочетании с визуальными: беседы после знакомства с произведением помогают определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; чтение фрагментов из произведения; разговоры о книгах, которые раньше любили дети; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о произведении, просмотр книг, иллюстраций к ним; просмотр полос, фильмов, диапозитивов по литературным произведениям; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам дети выражают во время рисования, поэтому рассказы из литературных произведений можно предложить в качестве тем для рисования.

Привлекая сказку для работы над формированием языка, употребляются образы — наглядное представление вещей, их свойств, а также ситуаций, событий, эпизодов. Рассуждая по картинкам, педагогу легче вести с детьми оживленную, непосредственную беседу, активизировать свой словарный запас.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, миром предметов, пытаются понять, что такое мужество и выносливость, добро и зло.

Чтение сказок превращается в увлекательную игру, путешествия вместе с героями сказки и косвенно формируют ребенка, проясняют представления детей об окружающей среде, расширяют кругозор, формируют психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей, поступки и поступки героев открывают детям мир человеческих отношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каждой подходящей фразой дети учатся думать, определять смысл каждого произведения, находить в нем урок, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой — чтение, просмотр иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образными характеристиками. Чтение сказок можно дополнить небольшими фольклорными формами — загадками, детскими стишками.

В работе для ознакомления со сказками можно использовать различные виды игр, например, драматизирующие игры.

За основу драматизации игры можно взять те же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее яркие, они притягивают детей динамикой, четкой мотивацией поступков, действия явно заменяют одно на другое, а дети их воспроизводят. Дети легко драматизируют все сказки «Репка», «Колобок», «Заюшкина изба» и другие.

Знакомство со сказками не может ограничиваться уроками. В процессе работы в детском саду чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей, это связано с играми и прогулками, с будничными занятиями и работой.

В воспитательной работе особую роль играет воспитание родителей. Расскажите родителям о роли сказки в развитии речи и личностном формировании детей. Чтобы объяснить им важность семейного чтения, подчеркните его высокий вклад в формирование у ребенка морально ценных ориентаций на основе морально позитивных эмоций. Эта работа в будущем повлияет на формирование словесного творчества будущих учеников, если они захотят сочинять свои личные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать хорошей семейной традицией, создать в доме теплую, душевную атмосферу.

Проблема включения дошкольников в русскую народную сказку занимает одно из главных мест в нынешней педагогике и психологии. Обучая детей чтению, мы формируем личность каждого ребенка, которая несет в себе черты русского характера, русского менталитета. Недостаток внимания к чтению сказок особенно поражает детей, которые теряют связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой стоит задача пересмотреть ценностные ориентации системы образования, в частности системы воспитания дошкольного детства.

Итак, в заключение можно сказать о том, что русская народная сказка представляет собой разностороннее развитие образовательных и средств, с помощью которых ребенок воспитывается вне непосредственно воспринимаемого, погружается в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и создает в них богатую языковую среду.

Речевая функция — одна из главных функций человека. В процессе формирования речи развиваются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Изучение языков способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение основывает необходимые условия для развития разнообразных форм деятельности и участия в общественном труде. Известно, что основными функциями языка являются коммуникативные и обобщающие, и регулирующие. Коммуникативная и обобщающая функции языка развиваются в тесном единстве: с помощью языка человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. В то же время язык является средством регуляции высших психических функций человека. Обычно регуляторная функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Развитие регуляторной функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Сказка — это главный источник развития правильно сформированного языка. Чтение не только обогащает интеллект, словарный запас, оно заставляет думать, понимать, формирует образы, заставляет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны сделать взрослые, родители и педагоги, занимающиеся воспитанием ребенка и прививать ему любовь к чтению сказок.

Литература:

  1. Берлина Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников // Начальная школа + до и после. — 2012.- № 7.- С.67–70.
  2. Обора Н. Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. — С.37–40.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. 2010. — № 4. — С.15–19.
  4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT», 2010. — 464 с.
  5. Филиппов Ю. В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 160–173.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, чтение сказок, дошкольное образование, русская народная сказка, время, дошкольный возраст, семейное чтение, формирование языка, функция речи.

Воспитатель, МБОУ «Излучинская ОНШ» дошкольная ступень №1, пгт. Излучинск Нижневартовский район, МАО-Югра

Романова С.С. Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 10.01.2022).

Заказ № 200110


Дошкольное детство – это период усвоения нравственных и моральных норм и способов поведения. Это время, когда ребенок начинается активно включаться в жизнь общества, и здесь он сталкивается с проблемами и трудностями. Эти проблемы возникают из-за того, что у ребенка недостаточно информации об общении людей, их взаимоотношениях, не сформированы представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т.д. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, понимает суть взаимоотношений между людьми в обществе, учится оценивать свои и чужие поступки. Соответственно ребенок должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствии с ними свое поведение

И поэтому воспитывать нравственные качества, прививать моральные нормы поведения необходимо с детского сада.

Нравственное воспитание – это сложный процесс, так как должна быть сформирована положительная мотивация поведения. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по формированию мотивов осознанного и обоснованного поведения у детей.

Ребенок – дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и духовных ценностях, но еще не умеет следовать им. Выполняя нравственные нормы и требования он стремиться избежать наказания или заслужить поощрение, он не понимает и не осознает нравственного смысла действий и поступков. Поэтому ребенка необходимо учить понимать поступки других людей, оценивать их и применять на практике только положительный опыт.

Чтобы добиться понимания детьми нравственных понятий можно использовать народную сказку, так как она приобщает детей к общечеловеческому опыту предыдущего поколения, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций.

  1. Рассказывать сказки следует в спокойной обстановке, которая помогает более глубокому восприятию образов, с помощью музыки можно создать эмоциональный фон.
  2. Сказки, выбранные педагогом для раскрытия какого-либо нравственного понятия должны быть короткими и яркими.
  3. Не нужно давать множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному.
  4. Ребенку необходимо дать время подумать, осмыслить новое и неизвестное, поэтому его необходимо учить не только слушать слово воспитателя, но и молчать (в этот момент он осмысливает, обдумывает происходящее в сказке).
  5. Необходимо показать детям одну и ту же ситуацию с разных сторон.
  6. Учить детей сравнивать и сопоставлять, доказывать свою точку зрения: почему это так, а не иначе.
  7. При работе над сказкой необходимо ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.
  8. Провести аналогию между услышанным фольклорным произведением и опытом ребенка (выстраивается систематизированная модель формирующихся нравственных представлений и моральных суждений).
  9. Упражнять детей в выражении чувств, для того чтобы обеспечить более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев (например, «Как бы ты поступил на месте…», можно использовать игру «Хорошо — плохо», для того чтобы развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления).
  10. Задавать детям не только вопросы по тексту сказки, но и проблемные поискового характера (например, почему, каким образом, зачем, а что было бы если…).
  11. Дать детям возможность самим придумать новый, свой сюжет сказки (например, для того, чтобы злого и невоспитанного героя превратить в доброго или добавить персонажа, который поможет или научить как поступить правильно).
  12. Вызвать у ребенка желание поиграть в данную сказку.

Работая со сказкой, ребенка необходимо учить 

  • не только слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту произведения, пересказывать ее, но и учить сопереживать героям, оценивать их поступки, искать пути для решения каких-то проблем;
  • примерять роль героев на себя, что бы понять какие чувства испытывает герой сказки и хотелось бы чтобы с ним, поступили тем или иным образом.

И только когда ребенок приобретет необходимые знания и представления о нравственных качествах, поймет мотивы тех или иных поступков, будет высказывать свое отношение к ним, сопереживая, жалея или горюя вместе с персонажем, появится привычка делать добрые дела или совершать добрые, правильные поступки, только тогда нравственное качество станет частью личности.

Литература:

1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. 464 с.

              Рудный қаласы әкімдігің
Коммуналдық Мемлекеттік

Қазыналық Кәсіпорны «№9 балабақшасы»

КГКП «Ясли-сад №9» акимата города Рудного

Описание: C:UsersПользовательDesktopЭМБЛЕМА 9 сад.png

Методическая
разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»

    5dadf8ed25d31e8dd2d20a5d37f90a5a1c

                                           
Выполнила: Игнатьева С.И.

2019-2020 уч г.

Введение

В государственном
стандарте  дошкольного воспитания и обучения показатель представления  детей о
нравственных нормах  выделен в социальной компетентности. Ребенок от 5 до 6 лет
усваивает этические нормы и ценности, проявляет эмпатию, понимает ценности   культуры
казахского и других народов, проживающих в Казахстане, проявляет только  познавательная
компетентность позволяет проявлять интерес к окружающему миру, выбирать способы
деятельности, адекватные поставленной задаче, добиваться поставленной цели.

 О важности приобщения
ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на  знание истории своего народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям друг В
связи с этим  определилась цель  работы : помочь детям познавать окружающий
мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять
индивидуальность каждого ребенка, формировать нравственные качества и нормы
средствами сказкотерапии на основе казахского фольклера

Разделы казахских
сказок:

1.Сказки о
животных

2.Бытовые сказки

3.Волшебные
сказки

4.Сказки про
Алдара -Косе

Основная часть

История персонажа

Алдар-Косе — казахский
персонаж, который имеет амплуа хитрого и находчивого человека с миссией борца
за справедливость. Однако писатель Табыл Бекказыулы уверен, что у героя есть
реальный прототип, живший в Казахстане. Такое прозвище мужчина получил из-за
того, что презирал жадность и высокомерие. А еще потому, что по неведомой
причине у него не росли волосы на лице. Так его и прозвали Алдар-Косе —
«безбородым обманщиком».

Образ Алдара-Косе в народном
фольклоре

У многих народов в сказаниях
прослеживаются персонажи с благородной миссией защищать несправедливо
обиженных. Не стали исключением и казахские предания. Как водится, Алдар
родился в бедной семье и всю жизнь презирал богачей с набитыми карманами.

Но вот поступки его
заслуживали почестей и признания. В отличие от Робина Гуда, судя по описанию
приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения. Словно по
волшебству, он всегда появлялся там, где был нужен.

Идея неуловимого добряка проникла
в народное творчество повсеместно. Анекдоты, сказки, мультфильмы и даже кино —
везде хитрый плут выступает на стороне бедных. Правда, инструментом добра стало
слово, а не стрелы и ножи. Благодаря уму и смекалке казахский герой легко
расправляется с несправедливостью.

Согласно преданию, такой путь
мужчина выбрал, поскольку его отец был обманут одним жадным баем. И совершал
поступки не во славу, а чтобы обличить человеческую скупость, лицемерие и
другие пороки. Сын бедняка стал эпическим персонажем. Ему приписывают
способность побеждать словом не только ханов, но даже чертей. Народная любовь
сделала его бессмертным и одним из узнаваемых борцов за справедливость у
казахов

Инсценировка казахской народной сказки

«Чудесная шуба»

Цель: воспитывать интерес к казахским народным
сказкам.

Задачи.

Образовательные:

— познакомить детей с
фольклором  казахского народа — сказками;

— расширять представления о
природе, труде, быте казахского народа.

Развивающие:

— развивать гуманные, добрые
чувства друг к другу;

— развивать умение держаться
на публике, владеть собой;

— развивать артистические
способности, выразительность речи.

          Воспитательные:

—  воспитывать интерес к казахской народной культуре;

—  воспитывать
доброжелательное отношение детей к людям разных  национальностей, проживающим в
нашем стране.

Оборудование: Платковый театр казахские
национальные костюмы  для автора и земляков Алдара-Косе; лисьи шуба и шапка для
бая; шуба в заплатах и старая шапка Алдара-Косе; две камчи (плётки); два коня
(головы лошадок на палочке); пиалы; мультимедийное оборудование для изображения
на экране казахской степи; аудиозапись казахских народных мелодий; магнитофон.

Структура игры:

1) Водная часть: сюрпризный
момент.

2) Основная часть:
обыгрывание сказки

3) Заключительная часть: рефлексия

Методы организации
совместной деятельности:

-Словесный (беседа, сопровождение);

-Наглядный (Платковый театр
,декораций для обыгрывания сказки, просмотр мультфильма «Чудесная шуба») );

-Практический
(инсценировние сказки «Чудесная шуба»
Дидактическая игра «Кто какой?»)

Применяемая технология:

— Игровая технология.

Предворительная  работа:
изготовление платкового  театра,
чтение и пересказ сказки «Чудесная шуба»

Полингвальный компонент:  сказка – ертегі-  fairy tale

Действующие лица:
Автор, Алдар-Косе, Бай, мальчик и девочка 

Звучит казахская народная мелодия.

Автор:
Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное казахским народным сказкам, которые
вы знаете и любите. У меня есть волшебный сундучок – я буду доставать оттуда
вещи, а вы назовите – чья это одежда?

   -Вот мы и разгадали все. С помощью этих вещей я  хотела узнать,
какие казахские народные сказки мы знаем. А теперь наши гости – герои из
сказки. А из какой, мы с вами отгадаем, когда посмотрим инсценировку.

    Автор.   

    — Только в лисьей шубе в такую холодную зиму нельзя было
замерзнуть! А в дырявой-предырявой шубёнке Алдар-Косе мёрз каждый день.

— Ехал он раз по степи —
руки, ноги озябли, нос посинел, скорей бы до теплой юрты добраться!

(Алдар Косе «едет» медленно на лошади, «греет» своим дыханием
руки, потирает «озябшие» нос, плечи, топает ногами.)

— Ветер
свистит, за уши хитреца хватает.

(Алдар-Косе трёт уши.)

— А в
степи нигде не видно дыма над аулом.

(Алдар-Косе смотрит из-под руки по
сторонам)


Напрасно махал камчой Алдар-Косе: старый тощий конь не мог бежать. Взмахнет он
гривой и опять шагом идет.

(Алдар-Косе останавливается.)

Алдар-Косе.

— Плохой конь — долгая
дорога.

(Алдар-Косе качает головой.)

Автор.

— Качая головой, говорил
сам себе всадник.

Алдар-Косе.

— Ехать еще далеко,
собачьего лая не слышно.

(Прикладывает поочерёдно руки к ушам, как бы прислушиваясь)

— И ни одной юрты в степи
нет.

(Алдар Косе смотрит из-под руки по
сторонам, как бы ищет юрты.)

— Пропадешь при таком
морозе!

(Ёжится от холода.)

Звучит весёлая музыка

Автор.

— Вдруг увидел он: едет
навстречу всадник.

(Алдар-Косе внимательно присматривается.)

— По хорошему бегу коня
Алдар-Косе догадался, что едет бай. Хитрец сразу же смекнул, что делать. Он
распахнул свою дырявую шубенку, выпрямился в седле и запел веселую песенку.  

(Алдар Косе изображает всё то, о чём говорит автор.)

(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)

 Автор.

— Встретились путники,
остановили коней и поздоровались.

Алдар-Косе.

Тпру! Салем аллейкум!

Бай.

Тпру! Салем!

Автор.

  — Бай в теплой
лисьей шубе ёжится от холода.

(Бай ёжится от холода.)

 — Алдар-Косе
шапку набок сдвинул, отдувается, точно сидит на солнцепеке в летний жаркий
день.

(Алдар-Косе проделывает соответствующие
движения.)

Бай.

 — Неужели ты не
замерз?

Алдар-Косе.

— Это в твоей
шубе холодно, а в моей очень жарко.

(Обмахивает себя рукой, «вытирает» пот со
лба.)

Бай.

— Как же может
быть в такой шубе жарко? 

Автор.

— Не понимает
богач.

Алдар-Косе.

— А разве не
видишь?

Бай.

— Вижу, что
вороны рвали твою шубёнку и в ней дыр больше, чем меха!

Алдар-Косе.

— Вот и хорошо,
что дыр много. В одну дыру холодный ветер входит, в другую выходит. А мне тепло
остается.

(Показывает на своей шубёнке.)

Бай.  (Думает):

  — Надо у него
эту чудесную шубу выманить.

Алдар-Косе.  (Размышляет):

 — Вот тепло
будет, если байскую шубу надеть! 

Бай. (Обращается к Алдару-Косе):

  — Продай мне твою шубу!

Алдар-Косе.

— Не продам. Я
без своей шубы сразу замерзну.

Бай.

— Не замерзнешь! Возьми в
обмен мою лисью шубу. Она тоже теплая.

Автор.

— Алдар-Косе сделал вид,
что и слышать не хочет. А сам одним глазом смотрит на тёплую шубу, а другим на
байского скакуна любуется.

(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)

    Бай.

— Шубу отдам и денег
прибавлю!- стал соблазнять бай.

    Алдар-Косе.

— Денег мне не надо. Вот если
коня дашь в придачу, тогда подумаю.

Обрадовался бай, согласился.
Снял свою шубу и отдал коня.

   Автор.

— Надел Алдар-Косе  лисью
шубу, пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер.

(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)

—  Хорошо теперь было Алдару-Косе ездить от аула к аулу в тёплой
шубе, на хорошем коне.

   В каждой юрте спрашивали у хитреца:

   Мальчик и девочка
казахских  национальных костюмах):

— Откуда у тебя лисья шуба
и конь-бегунец?

Алдар-Косе.

— Сменял на чудесную шубу,
в которой было семьдесят дыр и девяносто заплат…

   Автор.

Потешая людей, Алдар-Косе
рассказывал, как бай накинулся на его дырявую шубёнку и отдал ему свою лисью.

Смеялись люди, угощая
кумысом хитреца.

Мальчик и девочка  протягивают Алдару-Косе пиалу.

Алдар-Косе  («Пьёт» кумыс из пиалы, возвращает её):

— Рахмет!

   Автор.

— Когда смех ослабевал,
Алдар-Косе каждый раз повторял:

Алдар-Косе. 

— Далек путь или близок,
узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!

Артисты выходят на поклон. Затем каждый участник
спектакля называет свою фамилию и имя. Зрители аплодируют.

                                       Спектакль окончен

Заключение

— Кто из героев сказки вам
больше понравился – бай или Алдар Косе? Почему?

— Как вы охарактеризуете
Алдара Косе? (Находчивый, хитрый, смекалистый.)

— А каков бай? (Жадный,
завистливый.)

Ребята, как вы понимаете слова Алдара
Косе: «Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой
отличит тот, кто поест!»? (Ответы).

Дидактическая
игра «Кто какой?»

Цель:
закрепить умение детей давать характеристику героям сказок используя в речи
антонимы и синонимы.

  
Алдар Косе

        
Бай

Без названия

добрый

Без названия

злой

Хитрый

orig

Глупый

orig

Щедрый

0eec86ca8b92dfd63d9e91ebd27642d4ff

 


7ab62ece119c9a15167afdf9377a51ee0dСкупой

b6ee5e52832aa406233e9efeabbf120d25372fdd58749b07fbb6f3705685761de664bc522d58fcf0de4539bcbf4a9ccff7553d

Хороший

11

Плохой

 11

Справедливый

Несправедливый

Список использованной
литературы и источников:

1.Государственный стандарт
дошкольного воспитания и обучения.

2.Л.Б.Фесюкова: «Воспитание
сказкой».

3.О.Алябьева: «Нравственные
беседы с детьми».

4. «Казахские народные
сказки». Алматы  «Балауса».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫФесюкова л б воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1279 «ЭВРИКА»

117149, Москва, Азовская улица, д.2, корп.2

  Тел.: 8(499)619-39-43, e-mail: 1279@edu.mos.ru   http://sch1279.mskobr.ru

 ОКПО 11351978, ОГРН 1037739181402, ИНН/КПП 7727123537/772701001

Дошкольные группы ГБОУ Школа 1279 «Эврика»

По адресу: ул. Болотниковская, д.36 «Б»

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

в старшей группе № 17 — Б на 2020 – 2021 учебный год.


Фесюкова л б воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста

Воспитатель:

Гаева О.В.

                                 Москва 2020г

Актуальность:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазии — это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста  показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Одним из средств нравственного воспитания является сказка.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.

Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

— проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

— оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;

— способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;

— поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.

Предполагаемый результат работы над темой:

Дети научатся:

  • Внимательно слушать литературное произведение.
  • Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
  • Устанавливать причинные связи в тексте.
  • Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
  • Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
  • Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
  • Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.

Список литературы:

1.        Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002.

2.        Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.

3.        Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4.

4.        Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. — Владос, 2001.

5.        Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

6.        Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.

7.        Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. —

Фолио, 1996.

Интернет – ресурсы:

1.        «Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:

http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В процессе работы над темой были проведены следующие мероприятия:

— Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок».

— Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

— В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».

— Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).

В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:

— В начале учебного года проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.

— Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».

— Подготовлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».

— Организована фотовыставка «В мире сказок».

— Проведено родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».

Произведен обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».

Результат (чего достигли):

В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга в области «Социально – коммуникативное развитие» (нравственное воспитание).

Фесюкова л б воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста

Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на начало учебного года.

Фесюкова л б воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста

Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на конец учебного года.

Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.

Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.

Перспективы на будущий год:

По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.

Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.

Формирование навыков безопасного поведения детей
средствами сказки

Соболева Любовь Петровна

Актуальность.
Самое ценное у человека – это жизнь. Но повсюду мы можем встретиться с опасностями, угрожающими нашему здоровью и жизни. Дети не всегда могут определить всю меру опасности в различных ситуациях, поэтому необходимо с ранних лет учить ребенка правилам безопасного поведения. 
Предметом моей работы является: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников средствами сказки». Они дают возможность познакомить с источниками опасности в быту, сформировать представления и способах безопасного поведения.
Исходя, из этого я определила для себя цель: «Формировать навыки безопасного поведения для детей средствами сказки».
Для овладения определенным объемом знаний, умений и навыков поставила следующие задачи:
1.Формировать защитное поведение ребенка в экстремальных ситуациях
2.Закреплять умения детей соблюдать правила безопасности в возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
3.Показать детям, что не всегда теплые доброжелательные обращения окружающих людей совпадают с их намерениями и поступками.
Работу начала с того, что подобрала литературу, наглядный материал, собрала и изучила близкие и интересующие по этой теме статьи из журналов и газет.
В центре по формированию основ безопасности жизнедеятельности подобрала атрибуты для сюжетных и творческих игр к сказкам. В работе с детьми выбираю эффективные формы и методы, которые дают почувствовать им ценность своей жизни и быть готовыми к четким действиям в опасных ситуациях. Дошкольники не любят строгих назиданий, поучений, предупреждений. Вот поэтому использую более продуктивный способ воздействия на них художественное слово, а именно сказки, в которых есть поучительные пословицы, поговорки и стихотворные строки.
В этой работе мне помогает тесное взаимодействие с библиотекой.
Примером для детей служат литературные произведения:
— «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — не послушался сестрицу  попил из  копытца.
— «Волк и семеро козлят» — отворили дверь козлята и пропали все куда-то.
— «Гуси – лебеди»
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Реченька спаси меня.
— «Маша и медведь»
А дорога далека
А корзинка нелегка
Сесть бы на пенек
Съесть бы пирожок.
Сказки детям стараюсь не читать, а рассказывать. В беседе по сказкам задаю вопросы требующие объяснения:
— Почему произошла опасная ситуация?
— Что должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар?
— Почему попал в беду герой сказки, когда отправился гулять один без взрослых?
— Как можно было избежать опасности?
А вопросы такого типа «Что если …» позволяют выявить как дошкольники,
скорее всего, поступили бы в той или иной ситуации.
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке. А также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
В модели сказочные герои спрятаны в обычные геометрические фигуры, соответствующие величине и цвету – волк серый, медведь коричневый, поросята круглые, розовые.
Для усвоения определенной последовательности событий использую мнемотаблицы, отражающие поступки героев.
Ежедневные минутки безопасности, включаемые в режимные моменты, помогают закреплять знания о безопасности в быту.
Не менее значимы для усвоения детьми правил безопасного поведения пословицы и поговорки, которыми обычно заканчиваются сказки:
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
— Не зная броду, не суйся в воду.
— Не всякая водица для питья годится.
— Сказку слушай, разумом смекай, да на ус мотай.
— Мал золотник, да дорог.
Часто используем игровой тренинг. Он дает ребенку побывать в ситуациях, подобным жизненным, самостоятельно или с помощью других детей найти правильное решение. Игровые тренинги с телефоном, помогают запомнить номера служб спасения.
Специально организованная непосредственно образовательная деятельность по формированию у дошкольников правил безопасного поведения направлена на воспитание нетерпимости к порокам людей. С учетом нравственной направленности сюжета сказки разыгрываем сценки.
— «Лисичкины проделки». Каждый должен знать теперь, не открывай чужому дверь. «Мне обманщице не верь, запри свое окно и дверь».
-«Сериал смотри мой друг, только выключи утюг».
— «Какой  добрый Бармалей. Угощает всех детей.
Чтоб детишек усыпить, фанту дам я им попить,
Или вкусные конфетки, в них же сонные таблетки.
Процесс детского творчества выявляет умения детей давать оценку поступкам героев сказки.
Анализ проведенной работы по формированию навыков безопасного поведения средствами сказки показал, что дети усвоили такие правила:
— Не пускай незнакомых в дом.
— Не ходи никуда с незнакомыми.
— Не садись в чужую машину.
— Не бери угощение из чужих рук.
— Будь осторожен с электроприборами.
Воспитанники научились делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, уверенно называть правила безопасности. Работа со сказкой помогает нашим детям овладеть навыками безопасного поведения и чувствовать себя более уверенно в непредвиденных ситуациях.
 
Литература:
1.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: «Для работы с детьми дошкольного возраста» Харьков: Фалио, 1996 г.
2. Большева Т.В. «Учимся по сказке» СПб: Детство – Пресс, 2001 г.
3. «Книжки, нотки игрушки для Катюшки и Андрюшки» №5 – 2006 г.
    Л.А.Копаева «По дорогам сказок».
4. Начальная школа №12 – 2012 г.

  • Фестиваль сказок в детском саду
  • Ферсман рассказы о самоцветах
  • Фестиваль света в японии на английском рассказ
  • Феодосийская сказка смотреть полностью
  • Феникс ясно солнышко сказка