Феликс кривин ученые сказки

В самом названии записки кощея бессмертного уже есть парадоксальное несоответствие. кощей в русских сказках часто бывает и змеем горынычем. он
  • a15903428ec2e98e2d24cdf668175ad5

    В самом названии «Записки Кощея Бессмертного» уже есть парадоксальное несоответствие. Кощей в русских сказках часто бывает и Змеем Горынычем.

    Он бессмертный.

    Записки для кого, для чего?

    Вот мы и начинаем фантазировать и размышлять. А потом, может быть, у нас родятся мысли о себе, о своих чувствах по возникающим ситуациям и возможных поступках. И это то, чего так хотел и что умел делать как никто другой Феликс Кривин — русский прозаик, поэт и сценарист, писатель-фантаст, радиожурналист, педагог, автор интеллектуальных юмористических произведений, автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза.

    А что же сами записки? А Это первый пример в жанре сказки: «сказка без героя»:

    «Записки Кощея Бессмертного» — первый опыт сказки без героя. В ней действует просто себе человек, обыкновенный человек, до того обыкновенный, что порой это даже становится опасным для окружающих. Обратите внимание, как он ходит по своему кругу. Это круг его интересов. Боже мой, куда девалась знаменитая сказочная романтика? Она исчезла. Разве может романтика существовать без героя? Ведь не только романтика рождает героев, но и герои рождают романтику.

    Сказка без героя — страшная сказка. И не пугайтесь, если вам станет грустно во время чтения. Это грусть по герою, по мечте, по романтике, без которой не мыслима сказка и не мыслима жизнь.»

    Вот мы и предлагаем вам эту сказку

    Мы будем публиковать её циклами по понедельникам.

    Ваша Ирина Иринова.

  • 8a0d6d51e5e77c39b68c7a6fc1bf0350

    Турнир по традиционной экипажной езде для русских троек «Крылатое сердце России» состоялся 14 августа 2021 года на Московском конном заводе №1 в Горках -10.

    На турнире выступали парадные тройки орловских рысаков и лошади разных пород из Москвы, Московской и Владимирской областей, Костромы.

    Русские тройки преодолевали препятствия, выполняли фигуры высшей школы, зрители увидели азартный «комбинированный паркур» русских троек и узнали историю национального символа.

    Парад участников открыла самая знаменитая тройка России с коренником (центральная лошадь) Александритом — та самая, которая долгие годы открывала программу «Вести»

    Визитной карточкой завода являются классические парадные тройки орловских рысаков.

    Русская тройка с XIX века — один из самых ярких символов России.

    «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?…

    Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади», — Николай Васильевич Гоголь.

    Родоначальником орловской рысистой породы лошадей, признанным национальным достоянием России, считаются потомки Сметанки — 240 лет назад принадлежавшей графу Алексею Орлову — Чесменскому.

    «Сохранить русскую тройку — наша общая задача — профессионалов-коневодов, наездников, любителей экипажной езды и всех, кому дорога история России и её традиции», — говорят организаторы турнира.

    Организаторы турнира — ассоциация «Росплемконзавод», ПАО «Акрон», Московский конный завод №1 и Общество любителей экипажной езды.

    Благодарим Марину Великанову, Президента Общества любителей экипажной езды за приглашение.

    Предлагаем вашему вниманию наш фильм с Первого чемпионата русских троек «Крылатое сердце России»

  • 3476c91bc123995d02952ec710fb8bb9

    Ежегодно в начале сентября столица России – Москва отмечает свой день рождения. Впервые Москва была упомянута в летописях в 1147 году. С этого года и начинается отсчёт. Широкое празднование дня рождения столицы стало традицией с середины ХХ века. В этом 2021 году Москва отметила свой 874-й день рождения.

    Москва – один из красивейших городов мира в свой день рождения становится ещё красивее: преображаются площади и скверы, улицы и парки. Москвичей и гостей столицы всегда ждёт множество интересных мероприятий и, конечно, вечерний великолепный праздничный салют.

    Из года в год к своему дню рождения Москва получает подарки – стихи, песни, театральные постановки, фильмы, выставки с посвящением любимому городу. Сентябрь 2021 года порадовал выставочными мероприятиями, приуроченными ко Дню рождения столицы. Выставки проходят на разных площадках города, в больших и малых выставочных залах, а также в виртуальном формате.

    Творческий Союз художников России (секция «Живопись») в партнёрстве с Московским домом национальностей и Русским домом в Валлетте (Мальта) подготовил коллективный виртуальный выставочный проект «Город и Человек», посвятив его Москве. В виртуальной выставке участвует 95 художников-членов ТСХР из разных городов России и мира. Выставка в формате онлайн транслируется как в России, так и в Республике Мальта.

    Друзья, посмотрим все вместе собранный с любовью виртуальный выставочный проект «Город и Человек» и почувствуем настроение каждой картины вместе с художниками.

    Коллектив портала «Свет Маяка / Надёжный ориентир» поздравляет Москву с Днём рождения и желает всем приятного просмотра.

  • 7bd10eed17b39c92a057edd7e283e8a1

    Недавно праздновали день Эколога — профессиональный праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей и экологов-активистов.

    В этот день проходила работа 12-й международной выставки органической, натуральной и экологичной продукции ЭкоГородЭкспо 2021.

    Уникальная выставка представляла собой целый город натуральной экологичной проверенной продукции отечественных и зарубежных производителей.

    Производители — люди, которые знают толк и используют в своей продукции только качественные и полезные ингредиенты.

    Предлагаем Вашему вниманию советы и рекомендации от участников выставки — больше 20 советов!

  • a32fabb48938c8a21c715fddcab3115e

    Предлагаем вашему вниманию восьмой выпуск избранных страниц из цикла «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева

    В этом, завершающем выпуске, в рубрике «Уроки жизни» прозвучат стихотворения «Молитва», «Русский язык»

    в исполнении Ирины Ириновой

    Все восемь выпусков избранных страниц из цикла «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева сопровождала музыка Петра Ильича Чайковского.

    Первый выпуск

Популярные Авторы

Ольга Галагуз

Голова Екатерина

Успешная Ксения

Светлана Монахова

Cahors

Новые Авторы

Популярные Рубрики

ПОРТАЛ

Взаимоотношения

ПРОФЕССИЯ

Природа и люди

Красота

Здоровье

Человек

Полезности

Новости

Партнёры

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от
друга по четырем основным признакам:

  1. грамматическое значение;
  2. вопрос, на который отвечает придаточное предложение;
  3. к чему оно относится;
  4. средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных
предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные,
присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении;
отвечают на вопрос какой?;
относятся к одному слову в главном
предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию
«существительное + указательное слово»);
присоединяются союзными
словами: кто, что, чей, какой, который,
где, куда, откуда, когда.
При этом в
главном предложении часто встречаются указательные слова: тот
(та, то, те), такой, всякий, каждый,
любой и др. 

Например:
Лес, в который мы вступили,
был чрезвычайно стар
(И. Тургенев);
Вновь я посетил тот уголок
земли, где я провел изгнанником два года незаметных
(А.
Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на
вопросы косвенных падежей;
относятся к одному слову в главном
предложении
— глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал,
спросил, подумал, вспомнил, удивился и
др.),
— к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к
прилагательным (рад, счастлив, горд и др.),
— к
наречиям (известно, ясно, видно и др.),
— к
словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад
тому
и др.);

присоединяются союзами что, чтобы, будто,
как и др.,
а также союзными словами что, чтобы, почему,
когда, где, куда, что за, зачем
и др.
При этом в главном предложении часто встречается указательное
слово то в разных падежных формах.

Например:
Я верю в то, что
человек есть творец своего счастья
(А. Чехов).
Читатель,
расскажу ль тебе, куда красавица
[Людмила] девалась?
(А. Пушкин);
За спором не заметили, как село солнце красное

(Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные имеют
собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных
обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени,
условия, причины, цели, сравнения, уступки,
следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в
главном предложении;
отвечают на вопросы как? каким образом? в
какой степени? насколько?
и др.;
относятся к словосочетаниям в
главном предложении: глагол + так;
полное прилагательное + такой;
полное прилагательное + существительное + такой;
присоединяются
союзами что, чтобы, будто и др.
и союзными
словами: как, сколько, насколько и др.
В
главном предложении могут быть указательные слова: так, столько,
настолько, в такой степени, такой и др.

Например:
Я люблю Россию так, что словами всего и
не скажешь
(С. Островой).
Воздух прозрачен до того, что
виден клюв у галки…
(А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы где? куда? откуда?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются союзными словами где,
куда, откуда.
В главном предложении им часто
соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду,
повсюду, везде и др.

Например:
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум

(А. Пушкин).
Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.;

относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому.
В
главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда,
теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например:
Пока он пел
, кот Васька все жаркое съел
(И.
Крылов).
Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти
из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых
куропаток
(С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное
в главном предложении;
отвечают на вопросы при каком условии? в
каком случае?
;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к
его сказуемому;
присоединяются условными союзами если, раз,
коли, коль, когда (в значении «если»), как
(в значении «если») и др.

Например:
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись
(А.
Пушкин);
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет

(И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют
также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме
повелительного наклонения, употребленной в значении условного:
Не
будь на то господней воли, не отдали б Москвы
(М. Лермонтов) (ср.: Если
бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы
).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении;

отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?;

относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому;

присоединяются причинными союзами: так как, потому что,
оттого что и др.

Например:
Мне грустно, потому что весело тебе
(М. Лермонтов);
Осетин-извозчик
неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на
Каурскую гору
(М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении;
отвечают на
вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.;

относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;

присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем
чтобы, для того чтобы и др.

Например:
Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье
(И. Крылов).

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
(А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Поясняют содержание главного предложения путем сравнения; 
отвечают на
вопрос подобно чему?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются сравнительными
союзами как, будто, как будто, точно, чем
(тем) и др.

Например:
Минуты две было тихо, точно обоз уснул
(А. Чехов).
И
колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый

(А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты.

Сравните:
Как дерево роняет тихо листья
, так я роняю
грустные слова
(С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с
придаточным сравнения);
Едва  заметно, будто капли
серебряной воды
, блестели первые звезды
(К. Паустовский)
(сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть
грамматическая основа.
От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения.

Например:
Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей

(И. Тургенев).
В выделенном предложении есть грамматическая основа, но
нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие,
названное в главном предложении;
отвечают на вопросы несмотря на
что? вопреки чему?
;
относятся ко всему главному предложению или к
его сказуемому;
присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть),
несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря
на то, что
и др.,
союзными сочетаниями: что ни, кто ни,
сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например:
Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу
(М.
Горький).
Хоть и холодно, да не голодно
(Пословица). Куда
ни кинь, всюду клин
(Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и
простое предложение с обособленным обстоятельством уступки.

Сравните:
Несмотря
на то, что вечер удался
, удовлетворения я не испытывал

(сложноподчиненное предложение с придаточным уступки).
Несмотря
на удавшийся вечер
, удовлетворения я не испытывал
(простое
предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания
главного предложения;
отвечают на вопросы что из этого следует?;

относятся ко всему главному предложению;
присоединяются союзами
следствия так что, поэтому.

Например:
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать

(И. Гончаров).
Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому
вместо него за водой должен был съездить кучер Потап
(И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и
степени.
Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам
образовались широкие рытвины
(И. Гончаров) (придаточное
следствия);
Дорогу размыло дождем так, что по горам
образовались широкие рытвины
(придаточное образа действия и
степени).

Придаточные присоединительные

Содержат добавочное сообщение; вопрос к ним не ставится;
относятся ко
всему главному предложению;
присоединяются союзными словами: что,
отчего, почему, зачем и др.

Например:
На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним
утром
(А. Чехов).
Ему надо было устроить кое-что в городе,
зачем он и выехал спешно
(А. Пушкин).
Вместо сахара подавался
сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный

(К. Паустовский).

Синтаксис Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс.

Честь и бесчестье

Жизнь – Отечеству, честь – никому

Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица)

Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека

Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь

Честность есть прямая линия: она ближе к истине, нежели кривые. К.Н.Батюшков

Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь

Честь, достоинство, самоуважение, сила духа и воли – вот основные показатели настоящего волевого человека. Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Такого человека трудно сломить, подчинить, сделать рабом. Это личность. Его можно уничтожить физически, но нельзя лишить чести. Достоинство в данном случае оказывается сильнее смерти. (60 слов)

Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата — Андрея Соколова. При описании довоенной жизни автор даёт понять читателю, что герой — самый обыкновенный человек, но на его долю выпало несчастье жить во время войны. Его история становится историей сотен тысяч ушедших на фронт во время Великой Отечественной войны. Сколько лишений ему пришлось пережить! Однако мужественно перенёс он все испытания: и плен, и голод, и потерю самых близких людей… Честь и достоинство – неотъемлемые черты нашего национального характера, и автор постоянно напоминает об этом читателю, рассказывая историю простого русского солдата.  Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, когда немцы, желая развлечься, заставляют измученного, голодного пленного выпить целый стакан шнапса. Соколов отказывается  пить за победу немецкой Германии — он предпочитает  выпить за свою погибель. Шолохов сумел показать непреклонность русского характера, презрение к врагу и презрение к смерти. Сила духа пленного настолько велика, что невольно проникаешься чувством гордости за Отечество. В конце сцены мы с неподдельной гордостью за русского солдата читаем, как немецкий комендант отпускает Соколова, да ещё даёт хлеба и сала: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я уважаю достойных соперников». Русский человек не утратил чувства собственного достоинства даже перед лицом смерти.

Вспомним повесть Василя Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовили удар , собирая силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге или дезертирстве. Честь русского солдата, русского человека – вот что нельзя убить. Он до последнего вздоха был готов защищаться, несмотря на жажду жить. Ведь ему было всего 19 лет. Он отчаянно хотел жить, пусть даже в таком аду, как война, но жить. И вдруг он услышал жалобное курлыканье. Посмотрел в небо – безграничное, бескрайнее, пронзительно живое. И проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог – он был обречён. Злоба овладела героем, он сжал в руке гранату и приготовился к своей последней  битве.

Человека можно убить, но отнять у него честь….увы. Русский характер бесчестья не терпит.  (Использованы материалы сочинения Анастасии Третьяковой)

Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»  (интернет)

Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский

В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Сегодня, в наше непростое время, она звучит особенно остро.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.

В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.

Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.

Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.

Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель восстания не был чужд понятиям чести. Кроме того, Гринев и Маша благодаря ему навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов, так как Пугачев не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Интересен и финал повести: Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали. И в самый последний момент справедливость восторжествовала: Маша обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, которая оказывается императрицей. И судьба возлюбленного Маши оказалась решена в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

К сожалению, сейчас очень мало таких людей как Петр Гринев, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.

Размышления на уроке.

1. Очень редко романы и повести, написанные в 19 веке, обходились без дуэли. Поединки (рыцарские турниры) были и в средние века, и в эпоху Людовика14 во Франции. В России поединки чести возникли при Петре I. Но царь запрещал дуэли, т. к. судить виновных мог только он. За дуэли полагалась смертная казнь, но чаще всего она заменялась ссылками или разжалованием в рядовые, если это были офицеры.

— В каких произведениях русской литературы описываются поединки?

(В “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; в “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова; в “Отцах и детях” И.С. Тургенева; в “Войне и мире” Л.Н. Толстого; в “Поединке” А.И.Куприна)

— С какой целью вызывали на дуэль? (Ответы учащихся: получить удовлетворение за оскорбление, защитить честь и достоинство)

Проблемный вопрос: Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

Яркое описание дуэли в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

— Почему Ленский вызвал Онегина на дуэль? Была задета его честь?

— Почему Онегин согласился?

-Честно или бесчестно поступил Онегин? Чиста ли у него совесть? (строфы 10-11, гл 6.).

— Какие правила дуэли нарушил Онегин и почему? (Он опоздал, не привез с собой секунданта, Зарецкий не попытался их примирить).

— Как переживал Онегин гибель друга? (строфа 35, гл.6)

Ленский убит. Значит, Онегин был прав? Можно быть ловким, лучше стрелять, быть более быстрым, удачливым и…честь спасена?

— Как он должен был поступить, если в глазах света нужно остаться честным и смелым человеком? Почему Онегин уезжает? Чиста ли у него совесть?

Объясните значение выражения: “Человек незапятнанной чести”, “Поступок, несовместимый с честью”.

2. Во многих произведениях сцена дуэли центральная, кульминация произведения. После нее сразу – развязка. В романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” дуэль Г.Печорина и Грушницкого закончилась трагически. Как? (причины дуэли: поступки героев, слежка за Печориным, интрига против него, клевета, козни противников Печорина, дуэль)

1. Честно или бесчестно ведет себя Печорин?

2. Почему дуэль была неизбежна?

3. Имеют ли право офицеры Печорин и Грушницкий сказать: “Честь имею”?

3. Дуэль считалась средством восстановления справедливости. Честь – внутреннее качество дворянина, отличающее его как нравственного человека. Цель дуэли – получение удовлетворения за оскорбление

— Какое оскорбление нанес Евгений Базаров Фенечке? Одобряете или осуждаете вы его поведение?

— Что сказал Базаров Павлу Петровичу о своем отношении к дуэли?

— Каково поведение героев во время дуэли?

В критической литературе часто иронически описывается поведение Павла Петровича, подчеркивается пустота “элегантно – дворянского рыцарства”.

— Согласны вы с такой трактовкой?

Почему плебей Базаров соглашается на дуэль?

4. В романе Л.Н. Толстого свыше пятисот героев. Мы знакомимся с Пьером Безуховым в первой же главе романа. Он молод, плохо знает жизнь и оказывается безоружным против лжи и коварства Курагиных, подлости Долохова, дуэль с которым заставила его задуматься над своей жизнью.

— Какая нравственная борьба происходила в душе Пьера, когда он получил анонимное письмо?

— Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль? Чью честь он защищал?

— Как сам Пьер отнесся потом к этому “светскому маскараду?”

Как раскрылся герой в сцене дуэли?

Можно ли сказать, что честь Элен восстановлена, защищена, справедливость восторжествовала?

5. Действие романа А.И. Куприна относится к середине 90-х годов 19 века. Дуэли вновь были введены между офицерами (май 1894 год). Прогрессивные читатели увидели в “Поединке” разоблачение и осуждение порядков царской армии, офицерского состава.

Но смысл повести не только в беспощадной критике армии и офицеров. Гуманный смысл проявляется в противопоставлении армейской среде героя “Поединка” Ромашова и его старшего друга офицера Назанского.

Ромашов привлекает нас душевной чистотой, это человек с богатым и ярким воображением, он умеет сострадать чужому несчастью (например, солдату Хлебникову), он понимает, что армейская среда не для него. Ромашов тяготится службой в армии, хочет уйти и заняться литературной деятельностью.

С этой способностью видеть в людях только хорошее Ромашов так и не понял, что Александра Петровна Николаева и Раиса Петерсон только на первый взгляд кажутся такими разными. Но ради денег, благополучия Шурочка Николаева отказывается от любви к Назанскому и предает Ромашова. Она отдается Ромашову, чтобы осуществить свой план, чтобы он не нарушил ее намерений.

Автору сама сцена дуэли между Николаевым и Ромашовым не давалась, поэтому он закончил ее рапортом о ней (чтение заключительных строк романа).

— Почему сцена дуэли А.И. Куприну не давалась? (Мнения учащихся)

— Кто отстоял свою “честь”?

— Николаев победил. Можем мы его назвать человеком чести?

— Каких людей в современном обществе можно называть честными и благородными? (Ответы учеников)

Выводы.

В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин писал: “Откуда взялись эти благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь?” Этим словам А.С. Пушкина уже более 170 лет. Как вы думаете, устарели они или нет? Как в современном обществе защищать свою честь и достоинство?

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно- воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы. Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? — говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования, так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его искренней любовью к мальчику. Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага. Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг. 

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром. Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В Белогорской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой. Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах. Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось, что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно. Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не думая о своей выгоде. Швабрин — полная его противоположность. Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем, что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес ему предательский удар шпагой. Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу. Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра Андреевича Гринева. Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить участь мужа, чтобы не сдаться врагу. Швабрин же циничен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты. Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него замуж. Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных родителей. Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича, просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина. Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга оберегать доверенного ему Петрушу. Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его, так как тоже имел милосердие и честь. Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с пренебрежением. Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества. Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом, заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило  в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести «Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки. Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал  презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей мести. Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был свидетелем его испуга. Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению к девушке и к своему товарищу, которому он завидует. Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство. Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама жизнь.

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души. Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,

наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении. «Для одного этого я живу», — думал князь Андрей. Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести. Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла. Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет. Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает. В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее неопытность и понимая также, что любит только ее. Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести. Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и естественность многому его научили. Нравственная чистота народа, способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны. В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Вполку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга. В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

         Завтра исполняется 230 лет со дня смерти композитора Вольфганга Амадея Моцарта. В канун этой даты мне хочется завершить очерк, посвященной его поистине трагической судьбе.

         Всякий, кто захочет поближе познакомиться с идеологией масонских лож, сможет без особого труда найти такую информацию в интернете, за исключением книги Уильяма Т. Стилла «Новый Мировой Порядок», доступ к которой до сего дня затруднен.Нам же важно понять, какие постулаты этой идеологии были опровергнуты и даже высмеяны создателями оперы «Волшебная флейта».
   Вступив, как мы помним в 1784 году в масонскую ложу «Вновь венчаная надежда», Моцарт менее, чем за полгода смог получить второй градус, став Подмастерьем. У многих на получение второго градуса уходила целая жизнь. Причиной могло стать то, что масоны, скупая таланты по всему миру, планировали заказать великому композитору рекламную вещь, в виде оперы, способной не только представить масонство в выгодном свете, но и привлечь в его ряды новых адептов. К этому сроку Моцартом уже было написано свыше 500 музыкальных произведений, включая оперы, симфонии, хоралы, оратории и концерты.
   Известно, что либретто оперы «Волшебная флейта» было написано членом масонской ложи, другом Моцарта — Эммануэлем Шиканедером на основе сказки К. Виланда «Лулу», и на нем, должна была в первую очередь лежать вся ответственность за искажение текста, согласованного с заказчиком. Что побудило Шиканедера отступить от главной линии либретто, в финале которого, по задумке заказчиков, злой волшебник Зарастро должен был предстать добрейшим хранителем вечных тайн? На мой взгляд, причина того, что автор либретто не хранил верность договору с заказчиком, кроется в том, что масоны, дабы подстраховаться, заказали такую же точно оперу, но с названием «Каспар-фаготист», другому театру. И эта опера уже была поставлена. Узнав об этом, Шиканедер уже на середине работы полностью переделал первый и второй акты своего либретто. И уже в увертюре оперы появились три мощных пунктирных аккорда, повторяющиеся на протяжении всей оперы. Хотя для масонской символики более характерна двойка. Две сущности. Одна добрая, а вторая злая.
     Представить мага Зарастро (итальянское звучание Зороастро) добрейшим парнем в отличии от злодейки Царицы Ночи мешает уже сами начало оперы. В первом акте злобный змей, образ которого, таясь от Бога, так любил принимать Люцифер-Сатана, был повержен на землю служанками Царицы Ночи. Да и сама Царица Ночи, которая по замыслу масонов должна была олицетворять собой курфюста Баварии – Карла Теодора, запретившего масонство в 1784 году, вышла очень демократичной. Она не только спасает принца Тамино от злобного змея, но и организует полный пансион для очень плотского во всех отношениях человека — Папагено. Отвергая постулат о том, что богам претит не только сама приземленная человеческая плоть, но даже ее естественный запах. Этим Царица Ночи более напоминает Софию, ту, что не погнушалась ухаживаниями низшего бога из девятого последнего круга. И, если это так, то вполне объяснимо то, что одну из трех дочерей Софии – Любовь, пленил магистр Зарастро. Сам же Папагено и его милая Папагена – это символ низкой плоти. Но в опере низкая плоть освящена великой силой любви. Прославляя плоть, создатели оперы следуют за Христом, Который, как мы знаем, вознесся на небо во плоти. И обещал, что в день последнего Суда люди восстанут из гробов во плоти. Этим создатели оперы отменяют принцип масонов-гностиков о том, что плоть — это смертельный враг духа. И поэтому плоть следует всячески изнурять. Но и сами жрецы в опере не слишком придерживаются масонских догм. Так, например, Папагено, прибудь он в древний египетский город Мемфис, чтобы стать посвященным, никогда не прошел бы даже отборочного тура, так как не смог бы ответить на вопрос: «Зачем ему нужны эти сакральные знания»? А посвящать кого-то против его воли, как это случилось с Папагено, или же по протекции, грозило архонту-экзаменатору неминуемой смертью. Обряд посвящения в опере напоминает обряд крещения, когда крещаемый не отдает себе полного отчета в том, что происходит с ним в ходе этого великого таинства.
   Памина разгуливает по святилищу, как если бы это был христианский храм. В древнеегипетские святилища при храмах женщин никогда не допускали, но одна из них появлялась там постоянно. Это был бесплотный образ Девы с розой, которая олицетворяла душу посвящаемого и являлась ему только тогда, когда он, замурованный в каменный гроб, выходил из собственного тела с помощью целого набора средств и снадобий.
   Памина прошла обряд посвящения, но масоны не посвящали женщин в свои таинства во времена Моцарта. Женские масонские ложи появились позже, но и до сего дня многие из них имеют статус «диких лож», не признанных Верховным советом Великой Английской ложи.
   Далее следуют колокольчики, звоном которых во время превращения вина и хлеба в тело и кровь Христа служка в католическом храме отгоняет злых духов. Кто вручает эти колокольчики нашим героям? Троица служанок Царицы Ночи.
   И самая главная ересь в глазах масонов, эта сама флейта. При ее звуках оживают все приметы, потерянного людьми рая. Того рая, который создал для человека библейский Бог. Милосердие и мудрость Которого отрицается масонами. Так библейский Давид усмирял звуками струн злых бесов, терзавших душу царя Саула. Звуки волшебной флейты – это те звуки, которые звучали в раю. И извлекает эти звуки в опере плотский во всех отношениях человек, а Бог слушает того, кто был им создан. Прославить Себя Сам Бог не в силах. Но это вполне доступно человеку. И глазами человека Бог видит землюя и ушами человека слушает Свою же музыку. И понимает, что это все очень хорошо.
      Если теперь мы опять вспомним жертвоприношения, то например, в Сатурналиях – игрища в честь римского бога Сатурна – жертва тоже играла на флейте. Музыка флейты символизировала дух жертвы, которую затем убивали и ее дух следовал к Великому Архитектору. Но в опере у звуков флейты иное назначение. Тамино и Помина не приносятся в жертву, как то следовало бы сделать, а восходят в рай во плоти и их путеводной нитью является любовь. Та земная любовь, которая так низко ценилась у масонов. Любовь и нравственность в их понимании ущербны. После всего сказанного нет причин удивляться тому, что в течение года при загадочных обстоятельствах погибли все те, кто, так или иначе, был причастен к созданию этой оперы. Даже землекоп, захоронивший тело Моцарта в общей могиле, и повязавший ему на шею свой шарф, чтобы потом Моцарта было легче найти среди мертвецов, вскоре бесследно исчезает. Это подтвердила вдова Моцарта — Констанца, приехавшая из Мангейма с целью отыскать могилу своего супруга.
     Интересную фразу в опере произносит Великий магистр Зарастро о том, что у масонов нет врагов, потому что масоны их всех прощают. От себя могу добавить, что не только прощают, но награждают избавлением своих врагов от греховной плоти. Убивают…
       О методах масонов говорит, в частности, и судьба Александра Пушкина. Несколько лет он состоял членом Кишиневской ложи, в которую его привел его дядя. А затем ложи при обществе, возглавляемым Петром Пестелем. Но после беседы с игуменом Святогорского монастыря поэт порвал с масонами, написав пьесу, в которой создал коллективный портрет масонства в образе композитора Сальери. Доказывая тем самым, что современные масоны – это духовные дети тех древних жрецов, которые убивали тех, кто лучше, умнее и привлекательнее их самих.
     Вскоре после выхода «Маленьких трагедий» Пушкин был убит сыном масона высокого посвящения – Луи Геккерена – бароном Дантесом. А порох в пистолет Пушкина не досыпал другой масон – Данзас, которого Пушкин, будучи масоном, считал своим братом. И в этом нет ничего странного. Ведь на высшей стадии посвящения масон узнает, что предательство, обман и убийство во имя идеи, злом и грехом не являются.
 

{{ rating.votes_against }}

{{ rating.rating }}

{{ rating.votes_for }}

Новости партнеров

  • Феликс кривин читать сказки
  • Фейхтвангер собрание сочинений в 12 томах
  • Федора егоровна сказка читать
  • Федор решетников за уроками сочинение
  • Федорино горе музыкальная сказка