Феликс Кривин. Сказки с моралью
—
Эге, отстаешь, отстаешь! — подгоняет Большая Стрелка Маленькую. — Я уже вон
сколько прошла, а ты все топчешься на месте! Плохо же ты служишь нашему
времени!
Топчется
Маленькая Стрелка, не успевает. Где ей за Большой Стрелкой поспеть!
Но
ведь показывает она часы, а не минуты.
ДВА
КАМНЯ
У
самого берега лежали два камня — два неразлучных и давних приятеля. Целыми
днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море
шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
Но
вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей:
одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в
море.
Другой
камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог
прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей.
Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра
до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой
подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю,
Камень в конце концов почувствовал себя героем.
Шли
годы… Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем
не отличался от своих друзей — комьев глины.
Но
вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали
в этих краях.
—
Здравствуй, дружище! — крикнул он Растрескавшемуся Камню.
Старый
Камень был удивлен.
—
Извините, я вас впервые вижу.
—
Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом
берегу, прежде чем меня унесло в море?
И
он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и
как все-таки там было здорово интересно.
—
Пошли со мной! — предложил Кремень. — Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь
настоящие бури.
Но
его друг. Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове
«бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
—
Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.
—
Что ж, как знаешь! — Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
…Долго
молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
—
Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же
правда? Где справедливость?
И
комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
ИГОЛКА
В ДОЛГ
Не
дают Ежу покоя.
Только
он свернется, уляжется в своей норе, чтобы соснуть месяц-другой, пока холода
отойдут, а тут стук.
—
Разрешите войти?
Выглянет
Еж за порог, а там — Хомяк-скорняк, шубный мастер.
—
Простите, что побеспокоил, — извиняется Хомяк. — Не одолжите ли иголочку?
Что
ему ответишь? Мнется Еж — и дать жалко, и отказать совестно.
—
Я бы рад, — говорит, — я бы с удовольствием. Да у меня самого их маловато.
—
Мне только на вечер, — просит Хомяк. — Шубу заказчику кончить нужно, а иголка
сломалась.
С
болью вытаскивает ему Еж иголку:
—
Только прошу вас: кончите работу — сразу верните.
—
Конечно, а как же! — заверяет Хомяк и, взяв иголку, торопится заканчивать шубу
заказчику.
Еж
возвращается в норку, укладывается. Но едва начинает дремать, снова стук.
—
Здравствуйте, вы еще не спите?
На
этот раз явилась Лиска-модистка.
—
Одолжите иголочку, — просит. — Где-то моя затерялась. Искала-искала, никак не
найду.
Еж
и так и сяк — ничего не получается. Приходится и Лисе одолжить иголочку.
После
этого Ежу наконец удается заснуть. Лежит он, смотрит свои сны, а в это время
Хомяк уже шубу кончил и спешит к Ежу, несет ему иголку.
Подошел
Хомяк к норке Ежа, постучал раз, другой, а потом и внутрь заглянул. Видит: Еж
спит, посапывает. «Не стану его будить, — думает Хомяк. — Воткну ему
иголку на место, чтоб зря не беспокоить, а поблагодарю в другой раз, при
случае».
Нашел
на ежовой спине место посвободнее и сунул туда иглу. А Еж как подскочит! Не
разобрался, конечно, со сна.
—
Спасите! — кричит. — Убили, зарезали!
—
Не беспокойтесь, — вежливо говорит Хомяк. — Это я вам иголку вернул. Большое
спасибо.
Долго
ворочался Еж, не мог уснуть от боли. Но все-таки уснул и, забыв о Хомяке, снова
за свои сны принялся. Как вдруг…
—
Ай! — завопил Еж. — Спасите, помогите!
Пришел
немного в себя, смотрит — возле него Лиска-модистка стоит, улыбается.
—
Я вас, кажется, немного испугала. Это я иголочку принесла. Уж так спешила, так
спешила, чтобы вы не беспокоились.
Свернулся
Еж клубком, брюзжит себе потихоньку. А чего брюзжать-то? С болью давал, с болью
и назад получает.
«ИСТОРИЯ КАПЛИ», —
написал
я и посадил на бумаге кляксу.
—
Вот хорошо, что ты решил обо мне написать! — сказала Клякса. — Я так тебе
благодарна!
—
Ты ошибаешься, — ответил я. — Я хочу написать о капле.
—
Но ведь я тоже капля! — настаивала Клякса. — Только чернильная.
—
Чернильные капли разные бывают, — сказал я. — Одни пишут письма, упражнения по
русскому языку и арифметике, вот такие истории, как эта. А другие, вроде тебя,
только место занимают на бумаге. Ну что я могу написать о тебе хорошего?
Клякса
задумывается.
В
это время возле нее появляется маленький Лучик. Листья деревьев за окном
пытаются не пустить его в комнату. Они шуршат ему вслед:
—
Не смей водиться с этой неряхой! Ты испачкаешься!
Но
Лучик не боится испачкаться. Ему очень хочется помочь чернильной капле, которая
так неудачно села на бумагу.
Я
спрашиваю у Кляксы:
—
Ты действительно хочешь, чтобы я о тебе написал?
—
Очень хочу, — признается она.
—
Тогда ты должна это заслужить. Доверься Лучику. Он заберет тебя, освободит от
чернил, и ты станешь чистой, прозрачной каплей. Для тебя найдется дело, только
смотри не отказывайся ни от какой работы.
—
Хорошо, — соглашается Капля. Теперь ее уже можно так называть.
Я
стою у окна и смотрю на тучи, которые уплывают вдаль.
Где-то
там, среди них, и моя Капля. И я машу ей рукой:
—
До свидания, Капля! Счастливого пути!
А
далеко-далеко, в знойной степи, качается на ветру Колос. Он знает, что должен
вырасти большим и что для этого ему нужна влага. Он знает, что без дождя
высохнет на солнце и ничем не отблагодарит людей, которые так заботливо за ним
ухаживают. Об одном только не знает Колос: о нашем уговоре с Каплей.
А
Капля летит ему на помощь, и спешит, и подгоняет ветер:
—
Скорее, скорее, мы можем не успеть!
Какая
это была радость, когда она Наконец прибыла на место! Капля даже не подумала,
что может разбиться, падая с такой высоты. Она сразу устремилась вниз, к своему
Колосу.
—
Ну, как дела? Еще держишься? — спрашивает она, приземляясь.
И
мужественный Колос отвечает:
—
Держусь, как видишь. Все в порядке.
Но
Капля видит, что не все в порядке. Она с большим трудом прогрызает черствую
землю и доходит до самого корня Колоса. Потом она принимается его кормить.
Колос
оживает, распрямляется, чувствует себя значительно бодрее.
—
Спасибо, Капля, — говорит он. — Ты мне очень помогла.
—
Пустяки! — отвечает Капля. — Я рада, что была тебе полезна. А теперь — прощай.
Меня ждут в других местах.
В
каких местах ее ждут, Капля не говорит. Попробуй теперь ее найти, — сколько на
земле рек, озер, морей и океанов, и, можете себе представить, сколько в них
капель!
Но
свою-то Каплю я должен найти! Ведь я сам отправил ее в далекий путь, да еще
пообещал о ней написать.
Паровоз,
тяжело дыша, останавливается на узловой станции. Здесь ему нужно отдохнуть,
запастись водой и горючим, чтобы с новыми силами двинуться дальше.
Журчит
вода, наполняя его котлы. И — смотрите: в струе воды показалось что-то
знакомое. Ну да, конечно же, это наша Капля!
Трудно
Капле в паровозном котле! Жаркая здесь работа! Капля не только упарилась, но
совсем превратилась в пар. И все же она неплохо справляется со своим делом.
Другие
капли даже начинают прислушиваться к ее мнению по различным вопросам,
обращаются к ней за советом, а она, собрав вокруг себя товарищей, командует:
—
Раз, два — взяли! Ну-ка, еще поднажми!
Капли
нажимают еще, и паровоз мчится, оставляя позади одну станцию за другой.
А
потом Капля прощается со своими товарищами: кончилась ее смена. Паровоз
выпускает пары, и она покидает котел, а ее товарищи кричат ей вслед:
—
Не забывай нас. Капля! Может, еще встретимся!
Стоит
суровая зима, земля мерзнет и никак не может согреться. А ей нельзя мерзнуть.
Ей нужно сохранить свое тепло, чтобы отдать его весной деревьям, травам,
цветам. Кто защитит землю, кто прикроет ее и сам не побоится холода?
Конечно,
Капля.
Правда,
теперь ее трудно узнать: от холода Капля превратилась в Снежинку.
И
вот она медленно опускается на землю, прикрывает ее собой. Охватить Снежинка
может очень небольшое пространство, но у нее много товарищей, и всем вместе им
удается уберечь землю от холода.
Снежинка
лежит, тесно прижавшись к земле, как боец в белом халате. Злобно трещит Мороз,
он хочет добраться до земли, чтобы ее заморозить, но его не пускает отважная
Снежинка.
—
Погоди же! — грозится Мороз. — Ты у меня запляшешь!
Он
посылает на нее сильный Ветер, и Снежинка действительно начинает плясать в
воздухе. Ведь она очень легка, и Ветру с ней справиться нетрудно.
Но
только Мороз, торжествуя победу, отпускает Ветер, как Снежинка опять опускается
на землю, припадает к ней, не дает Морозу отобрать у земли тепло.
А
потом ей на помощь приходит Весна. Она ласково согревает Снежинку и говорит:
—
Ну вот, спасибо тебе, уберегла ты мою землю от Мороза.
Очень
приятно, когда тебя хвалят. Снежинка буквально тает от этой похвалы и, снова
превратясь в Каплю, бежит со своими товарищами в шумном весеннем потоке.
— Вот досада! Опять я кляксу посадил на бумагу! Ну скажи, чему ты улыбаешься.
Клякса?
—
Теперь-то ты напишешь обо мне, как обещал?
—
Ах, это опять ты! Но я ведь предупреждал тебя, что ты должна заняться полезным
делом. А ты, как была, так и осталась Кляксой.
—
Ну, нет! Теперь я — настоящая Капля. И я занималась полезным делом.
—
Почему же ты опять стала Кляксой?
Клякса
хитро подмигивает мне:
—
Иначе ты бы меня не узнал и не стал бы писать обо мне.
На
этот раз я подмигиваю Кляксе:
—
А ведь я написал о тебе. Так что ты зря волновалась. Вот послушай.
И
я читаю Кляксе эту историю.
—
Ну как, все правильно?
—
Правильно, — с удовольствием соглашается Клякса. Но больше ничего не успевает
добавить: появляется наш общий знакомый Лучик и начинает ее тормошить:
—
Пойдем, Капля! Нечего здесь рассиживаться на бумаге!
И
они улетают.
А
я опять стою у окна и смотрю на тучи, уплывающие вдаль.
Где-то
там, в этих тучах, и моя Капля. И я машу ей рукой:
—
До свидания, Капля! Счастливого пути!
ШКОЛА
Пошел
Гусь в огород посмотреть, все ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то
сидит.
—
Ты кто? — спрашивает Гусь.
—
Гусеница.
—
Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница!
Он
гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда
встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
—
А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
—
У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
—
У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
—
А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
—
Ага, — припомнил Гусь, — рожденный ползать летать не может. Жаль, жаль, тем
более, что мы почти однофамильцы…
Они
помолчали. Потом Гусь сказал:
—
Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть
способности, ты быстро научишься.
Гусеница
охотно согласилась.
Занятия
начались на следующий день.
—
Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь,
а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь…
Так
говорил Гусь. Он был силен в теории.
Из-под
капусты высунулась чья-то голова:
—
Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
—
Ты что — тоже Гусеница?
—
Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного
смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.
—
Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на
небе…
Они
занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не
шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и
даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог
безошибочно показать, где находится небо.
Гусеница
не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела
паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в
какую-то восковую куколку.
—
Так у нас дело не пойдет, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты,
Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк
и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и
прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятерки.
И
вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
—
А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что — больна?
—
Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь
посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это —
Гусеница, только теперь у нее выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе,
и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силен в
теории, но все-таки был домашней птицей.
—
Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк
сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
—
Итак, — сказал Гусь, — о чем мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на
небе?..
СКАЗКА
ПРО КОЗЛИКА
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Пошел
он однажды в лес погулять — зверей посмотреть, себя показать. А навстречу ему —
волки.
—
Привет, старик! — говорят. — Куда топаешь?
Козлик
чуточку струхнул, но ему было приятно, что такие взрослые волки с ним, как с
равным, разговаривают, и это придало ему смелости.
—
Здравствуйте, ребята! — сказал он, по примеру волков клацнув зубами. — Вот
вышел немного проветриться.
—
Прошвырнемся? — спрашивают волки.
Козлик
не знал, что такое «Прошвырнемся», ни догадался, что волки приглашают
его в компанию.
—
Это можно! — тряхнул он едва пробивающейся бородкой.
—
Тогда подожди здесь, — говорят волки. — Тут одно дело есть. Мы — мигом.
Отошли
в сторонку и советуются, как с козликом быть: сейчас сожрать или на завтра
оставить?
—
Вот что, мальчики, — говорит один. — Жрать его нет смысла. Каждому на зуб — и
то не хватит. А в селе у него приличные связи, они нам всегда сгодятся.
Отпустим его. Хорошо иметь своего козла отпущения.
Вернулись
волки к козлику.
—
Слушай, старик, нужна помощь. Мотнись в село, приведи кого-нибудь из приятелей.
Пошел
козлик, привел двух баранов.
—
Вот, знакомьтесь, — говорит, — это мои приятели.
Стали
волки с баранами знакомиться — только шерсть с баранов полетела. Козлик хотел
было остановить волков, но побоялся, что они его засмеют, что скажут: «Эх
ты, бабушкин козлик!», и не остановил, а только сердито боднул баранью
тушу.
—
Ишь ты, какой кровожадный! — с уважением заметили волки и этим окончательно
покорили козлика.
—
Подумаешь — два барана! — сказал он. — Я могу еще больше привести, если надо.
—
Молодец, старик! — похвалили его волки. — Давай, веди еще!
Побежал
козлик.
Но
едва прибежал в село, его схватили и бросили в сарай: кто-то видел, как он
баранов в лес уводил.
Услышала
бабушка, что козлика ее посадили, и — в колхозное правление.
—
Отпустите его, — просит, — он еще маленький, несовершеннолетний.
—
Да он двух баранов загубил, твой козлик, — отвечают бабке в правлении.
Плачет
бабушка, просит, домой не идет. Что с ней делать — отдали ей козлика.
А
козлик, не успел еще на порог дома ступить — снова в лес. Волки его уже ждали.
—
Ну что, где твои бараны? — спрашивают.
Стыдно
было козлику рассказывать, как бабушка его выручала.
—
Я сейчас, — говорит он волкам. — Вы только подождите. Я их приведу, вот
увидите.
Опять
привел, опять попался. И опять его бабушка выручила. А потом бараны умнее
стали: не хотят водиться с козликом, не верят ему.
Злятся
волки, подтягивают животы. Смеются над козликом:
—
Тоже, герой нашелся! Сказано — бабушкин козлик!
Обидно
козлику, а что делать — не знает.
—
Ты нас к бабке своей сведи, — предлагают волки. — Может, она нас хоть капустой
угостит. Да и неудобно, что мы с ней до сих пор не знакомы.
—
И верно! — обрадовался козлик. — Бабка у меня хорошая, она вам понравится.
—
Конечно, — соглашаются волки. — Еще как понравится!
—
И капуста понравится, — обещает козлик.
—
Ну, это тебе видней, — уклончиво отвечают волки.
Привел
их козлик домой.
—
Вы пока знакомьтесь с бабушкой, а я сбегаю в огород, капусты нарву.
—
Валяй, — говорят волки. — Мы здесь сами найдем дорогу.
Побежал
козлик. Долго не возвращался. Известное дело — пусти козла в огород!
Когда
принес капусту, волков уже не было. Не дождались они — ушли. Не было и бабушки.
Бегал козлик по дому, искал ее, звал — да где там!
Остались
от бабушки рожки да ножки.
ХИТРАЯ
КОШКА
Бежит
Мышка по коридору, вдруг кто-то ее цап за шиворот! Скосила Мышка глаза, глядь —
Кошка. От Кошки добра не жди, и решила Мышка сделать вид, будто она не узнала
Кошку.
—
Скажите, пожалуйста, вы не видели Кошку?
Кошка
прищурилась:
—
А вам что — нужна Кошка?
—
Д-да, — пискнула Мышка.
«Что-то
тут не то, — подумала Кошка. — Но всякий случай правды говорить не
следует».
—
Кошка сидит в кабинете, — схитрила Кошка. — Она там всегда сидит… У нее там
работа.
—
Может, мне ее там поискать? — предложила Мышка, не совсем уверенная, что ее
отпустят.
—
Что ж, поищите, — разрешила Кошка, а про себя подумала: «Беги, беги, так
ты ее и найдешь. Вот так дураков учат!»
Побежала
Мышка. Сидит Кошка, ухмыляется: «Ай да я, ай да Кошка! Хорошо Мышку за
хвост провела!»
А
потом спохватилась: «Как же так? Выходит, я ее за здорово живешь
отпустила? Ладно, попадешься ты мне в другой раз!»
И
в другой раз попалась Мышка.
—
Ну как, нашли вы тогда Кошку? — спросила Кошка, зло радуясь.
—
Да, да, не беспокойтесь, — заторопилась Мышка, а сама так и смотрит, куда бы
улизнуть.
«Ну,
погоди, — решила Кошка. — Сейчас я тебя поймаю!»
—
Значит, Кошка в кабинете сидит?
—
В кабинете.
—
И вы можете ее привести?
—
М-могу…
—
Ну-ка приведите.
Побежала
Мышка.
Час
прошел, и два, и три — нет Мышки. Конечно, где ей Кошку привести, когда Кошка —
вот она! — здесь сидит.
Хорошо
Кошка Мышку обхитрила!
ХВОСТ
Надоела
Зайцу нужда, и решил он продать свой хвост.
Пришел
на базар, взобрался на холмик и ждет покупателей. Увидели Зайца лисицы,
выстроились в очередь. Задние нажимают на передних, спрашивают друг дружку:
—
Чего дают?
—
Да вот — хвост выбросили. Не знаю только, всем ли хватит.
—
Ты, гляди, не помногу давай, — кричат Зайцу. — Чтобы всем хватило!
—
Да я не помногу, — косится Заяц на свой хвостик, — только не жмите так,
пожалуйста!
Жмут
лисицы, мнут друг дружке бока, каждая боится, что ей не достанется.
—
Трудно нынче с хвостами, — жалуются лисицы. — Слыхано ли дело — за хвост две
морковки!
—
Нет, не слыхано, — соглашается Заяц. — Просто этот хвост мне дорог как память.
Я его от родителей получил… Ой, не жмите, пожалуйста!..
Но
его уже никто не слушал. Покупатели сбились в кучу, каждый норовил вцепиться в
хвост. А когда куча рассеялась. Заяц куда-то делся и на земле остался только
его хвостик.
Только
хвостик — и никакой возле него очереди.
ПОЛУПРАВДА
Купил
Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за нее три
дурацких вопроса да еще два тумака сдачи получил и — пошел.
Но
легко сказать — пошел! С Правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот
знает. Большая она. Правда, тяжелая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе
нести — далеко ли унесешь?
Тащит
Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за нее заплачено.
Добрался
домой еле жив.
—
Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил
ей Дурак все, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта
Правда, как ею пользоваться.
Лежит
Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет —
как с нею быть, как ее приспособить в хозяйстве.
Крутили
и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде.
Что
ты будешь делать — некуда Правды деть!
—
Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько
дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.
Потащился
Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:
—
Правда! Правда! Кому Правду — налетай!
Но
никто на него не налетает.
Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от
друга по четырем основным признакам:
- грамматическое значение;
- вопрос, на который отвечает придаточное предложение;
- к чему оно относится;
- средство связи (чем присоединяется).
По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных
предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные,
присоединительные.
Придаточные определительные
Обозначают признак предмета, названного в главном предложении;
отвечают на вопрос какой?;
относятся к одному слову в главном
предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию
«существительное + указательное слово»);
присоединяются союзными
словами: кто, что, чей, какой, который,
где, куда, откуда, когда.
При этом в
главном предложении часто встречаются указательные слова: тот
(та, то, те), такой, всякий, каждый,
любой и др.
Например:
Лес, в который мы вступили,
был чрезвычайно стар (И. Тургенев);
Вновь я посетил тот уголок
земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А.
Пушкин).
Придаточные изъяснительные
Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на
вопросы косвенных падежей;
относятся к одному слову в главном
предложении
— глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал,
спросил, подумал, вспомнил, удивился и
др.),
— к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к
прилагательным (рад, счастлив, горд и др.),
— к
наречиям (известно, ясно, видно и др.),
— к
словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад
тому и др.);
присоединяются союзами что, чтобы, будто,
как и др.,
а также союзными словами что, чтобы, почему,
когда, где, куда, что за, зачем
и др.
При этом в главном предложении часто встречается указательное
слово то в разных падежных формах.
Например:
Я верю в то, что
человек есть творец своего счастья (А. Чехов).
Читатель,
расскажу ль тебе, куда красавица [Людмила] девалась?
(А. Пушкин);
За спором не заметили, как село солнце красное
(Н. Некрасов).
Придаточные обстоятельственные
Придаточные обстоятельственные имеют
собственную классификацию.
Различают следующие виды придаточных
обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени,
условия, причины, цели, сравнения, уступки,
следствия.
Придаточные образа действия и степени
Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в
главном предложении;
отвечают на вопросы как? каким образом? в
какой степени? насколько? и др.;
относятся к словосочетаниям в
главном предложении: глагол + так;
полное прилагательное + такой;
полное прилагательное + существительное + такой;
присоединяются
союзами что, чтобы, будто и др.
и союзными
словами: как, сколько, насколько и др.
В
главном предложении могут быть указательные слова: так, столько,
настолько, в такой степени, такой и др.
Например:
Я люблю Россию так, что словами всего и
не скажешь (С. Островой).
Воздух прозрачен до того, что
виден клюв у галки… (А. Чехов).
Придаточные места
Обозначают место действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы где? куда? откуда?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются союзными словами где,
куда, откуда.
В главном предложении им часто
соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду,
повсюду, везде и др.
Например:
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум
(А. Пушкин).
Там, где кончалась чаща, белели березы.
Придаточные времени
Обозначают время действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому.
В
главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда,
теперь, всегда, однажды, иногда и др.
Например:
Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И.
Крылов).
Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти
из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых
куропаток (С. Огнев).
Придаточные условия
Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное
в главном предложении;
отвечают на вопросы при каком условии? в
каком случае?;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к
его сказуемому;
присоединяются условными союзами если, раз,
коли, коль, когда (в значении «если»), как
(в значении «если») и др.
Например:
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А.
Пушкин);
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет
(И. Крылов).
Придаточные причины
Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении;
отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?;
относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому;
присоединяются причинными союзами: так как, потому что,
оттого что и др.
Например:
Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов);
Осетин-извозчик
неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на
Каурскую гору (М. Лермонтов).
Придаточные цели
Обозначают цель действия названного в главном предложении;
отвечают на
вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем
чтобы, для того чтобы и др.
Например:
Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов).
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).
Придаточные сравнения
Поясняют содержание главного предложения путем сравнения;
отвечают на
вопрос подобно чему?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются сравнительными
союзами как, будто, как будто, точно, чем
(тем) и др.
Например:
Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов).
И
колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый
(А. Плещеев).
Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты.
Сравните:
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю
грустные слова (С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с
придаточным сравнения);
Едва заметно, будто капли
серебряной воды, блестели первые звезды (К. Паустовский)
(сравнительный оборот).
В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть
грамматическая основа.
От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения.
Например:
Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей
(И. Тургенев).
В выделенном предложении есть грамматическая основа, но
нет значения сравнения.
Придаточные уступки
Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие,
названное в главном предложении;
отвечают на вопросы несмотря на
что? вопреки чему?;
относятся ко всему главному предложению или к
его сказуемому;
присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть),
несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря
на то, что и др.,
союзными сочетаниями: что ни, кто ни,
сколько ни, когда ни, как ни и др.
Например:
Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М.
Горький).
Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда
ни кинь, всюду клин (Пословица).
Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и
простое предложение с обособленным обстоятельством уступки.
Сравните:
Несмотря
на то, что вечер удался, удовлетворения я не испытывал
(сложноподчиненное предложение с придаточным уступки).
Несмотря
на удавшийся вечер, удовлетворения я не испытывал (простое
предложение с обстоятельством уступки).
Придаточные следствия
Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания
главного предложения;
отвечают на вопросы что из этого следует?;
относятся ко всему главному предложению;
присоединяются союзами
следствия так что, поэтому.
Например:
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать
(И. Гончаров).
Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому
вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).
Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и
степени.
Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам
образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное
следствия);
Дорогу размыло дождем так, что по горам
образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и
степени).
Придаточные присоединительные
Содержат добавочное сообщение; вопрос к ним не ставится;
относятся ко
всему главному предложению;
присоединяются союзными словами: что,
отчего, почему, зачем и др.
Например:
На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним
утром (А. Чехов).
Ему надо было устроить кое-что в городе,
зачем он и выехал спешно (А. Пушкин).
Вместо сахара подавался
сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный
(К. Паустовский).