Фазиль искандер рассказы о чике

92 года назад родился фазиль искандер пожалуй, я имею полное право сказать, что из всех ныне здравствующих петербуржцев и москвичей

92 года назад родился Фазиль Искандер

Пожалуй, я имею полное право сказать, что из всех ныне здравствующих петербуржцев и москвичей лично узнал великого Фазиля Искандера самым первым. Удивлён, дорогой читатель? А всё дело в том, что более шести десятков лет назад, в августе 1957-го, меня из Ленинградского университета, где учился на журналиста, направили на практику в Сухуми, точнее — в редакцию газеты «Советская Абхазия». И там сразу же начались «впечатления»…

Во-первых, удивил хозяин квартиры, куда меня определили на постой. Имея собственный (это в ту-то хрущёвскую пору!) автобус, он каждое утро за хорошую денежку возил пассажиров от сухумского базара до сочинского и обратно. И при этом испытывал чёрную зависть к соседу, который никуда не ездил, но зарабатывал много больше: потому что собственный подъёмный кран (это тогда-то!) сдавал внаём разным строительным организациям…

Потрясённый всем этим, я было уже собрался писать фельетон, но редактор мою прыть быстро пресёк и тут же командировал в село Моква, дабы сделать репортаж о тамошних сборщицах чая. Ну а в этой самой Мокве директор чайсовхоза первым делом меня щедро накормил, ещё щедрее — напоил, потом перетащил в машину с открытым верхом, и мы помчались… Плантации тянулись по обеим сторонам дороги, но лиц сборщиц чая в широкополых шляпах из мчавшегося вихрем кабриолета разобрать я не мог. А директор, вскочив с сиденья и чапаевским движением (помните киношного Василия Ивановича на тачанке, рядом с Петькой, у пулемёта?), выбросив руку вперёд, в сторону очередной героини труда, говорил: «Запиши, дорогой: «Хороший человек»». И я, совсем осоловевший, записывал: «Хороший человек». Он опять: «Запиши дорогой: «Оч-чень хороший человек»». И я выводил в блокноте: «Очень хороший человек». А потом мы вернулись — и снова был пир, тосты…

Когда назавтра я принёс свой «репортаж» в редакцию, над ним хохотали все… И в это время к заведующему отделом культуры Роману Петрозашивили с улицы заглянул его знакомый — молодой, сухощавый, черноволосый, которому тут же поведали про мою командировку. Он улыбнулся, слегка потрепал меня по плечу: «Поздравляю с боевым крещением!» Когда гость ушёл, Петрозашвили пояснил: «Это Фазиль Искандер, редактор в сухумском отделении Госиздата, но главное — хороший поэт. Вот — только что вышедшая книжка его стихов «Горные вершины», очень советую!..»

Через несколько дней он тепло отозвался на мой стихотворный фельетон в адрес братьев Мгеладзе, которые незаконно в центре города открыли винный погребок, где открыто, в убыток соседнему гастроному, торговали чачей. (Потом я от разъярённых братьев, которые ввалились в редакцию, чтобы «разобраться с клеветником», нашёл спасение, лишь сбежав на пляж и там погрузившись в морские волны).

***

Минули годы, и в 1966-м на страницах «Нового мира» я прочёл его, без всякого преувеличения, гениальную, полную искромётного юмора и блистательного гротеска повесть «Созвездие козлотура». В ней рассказывалось о типичном явлении советского времени — очередном «почине»: абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. В селе, как могли, сопротивлялись: «Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» — эта формула осторожного и твёрдого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» сразу стала в стране крылатой. Причём самое прямое отношение к «почину» имела редакция газеты «Красные субтропики», в которой я мигом углядел родимую «Советскую Абхазию». И кое-кого из сухумских «мастеров пера», с которыми мне тогда довелось общаться, распознал в повести тоже…

С той поры Фазиль Искандер стал знаменит «всесоюзно», а потом, когда появились рассказы о мальчике Чике и роман «Сандро из Чегема», — всемирно. Почему же повсюду — в Европе, Америке, Японии — эти книги люди восприняли столь единодушно? Сам автор по сему поводу размышлял так:

– Наверное, людей привлекает то обстоятельство, что в «Сандро» воспета патриархальная Абхазия и звучит поэзия патриархального общества. Читатель тоскует по такому гармоничному миру, с одной стороны. С другой — в «Сандро» он узнаёт реалистические детали истинной жизни, в которой есть место и лукавству, и коварству, и обману. Поэтому «Сандро» — произведение и о современности, и о детстве человечества. Мне кажется, это соединение даёт чувство правды и чувство гармонической законченности, о которой тоскует каждый человек… Так что, между «Сандро», который — детство человечества, и «Чиком», который — тоже детство, но только одного мальчика, существует некая философская связь. Детство — это основа будущего взрослого человека…

***

Именно с этого же начался мой разговор с Фазилем Абдуловичем, когда на излёте семидесятых мы встретились во второй раз. Что знал о его прошлой жизни, направляясь в хорошо известный москвичам «писательский» дом на Красноармейской улице? Отец, иранец по происхождению, был выслан из СССР, и мальчик рос у родственников со стороны мамы. Окончив литинститут, сотрудничал в брянской и курской газетах. Затем — Сухуми, работа в Абхазском издательстве. И — стихи. Выпустил несколько поэтических книжек… Ну а уж потом читал я его строки и в «Юности», и в «Неделе», и в «Новом мире»…

И вот он — в домашней обстановке: в чёрном свитере, спокойный, немногословный… Включив диктофон, перво-наперво интересуюсь: мол, неужели только собственное детство, только земля, на которой мой собеседник рос, даёт ему темы для творчества? Что же, этот источник неиссякаем? И мыслит ли он для себя работу на, так сказать, «ином материале»?.. И слышу в ответ:

– Видимо, сказывается какое-то необъяснимое творческое чувство, заставляющее меня неизменно обрабатывать тот участок действительности, который зовётся Абхазией. А внутри Абхазии, за редким исключением, всё действие происходит в одной деревне — Чегем, в одном городе — Мухус… Если даже мои герои вдруг оказываются, допустим, в Москве, то это всё равно абхазцы, которых жизнь на время отлучила от родной земли… Не знаю, может, сказываются крестьянские гены, во всяком случае, хочу получше обработать свой собственный «участок». И, не обработав хорошенько, по-хозяйски, этот пласт действительности, который чувствую и знаю, переходить вдруг на другой — это мне кажется неинтересным и даже неестественным…

Тут я встреваю в его речь, напоминая хозяину квартиры, что, между тем, он от этого самого «участка земли» уже несколько лет живёт вдалеке. Значит, такая географическая удалённость не мешает?.. Фазиль Абдулович в очередной раз затягивается сигаретой:

– Живёшь ли ты рядом со своими героями или вдалеке от них — всё зависит от того, к чему стремится твоя душа, где твой идеал… Может, если бы я всё время находился в Абхазии, мне бы о ней с такой любовью и не писалось… Здесь, знаете, своя проблема: очень далеко отойти от родных мест, чтобы забыть корни, — конечно, это плохо, но и всё время находиться совсем близко, пожалуй, плохо тоже, потому что ты уже не можешь видеть эту землю в поэтическом свете. Мне кажется, что, живя в Москве, я нахожусь как раз на самом оптимальном расстоянии, во всяком случае, тоску по родине ощущаю постоянно…

И что же, все ситуации в его рассказах, повестях, романах — из жизни? Кивает головой:

– Из жизни, хотя в них некоторая смесь доли правды с долей фантазии…

Если за всеми героями — реальные прототипы, узнают ли они себя? Разводит руками:

– Ещё как узнают! И чаще всего — именно «отрицательные» прототипы, которых я, понимая возможность обобщения в художественной литературе, пытался замаскировать получше. Получается скандал. В этом, кстати, сказывается уязвимость моего маленького «участка земли»: в Абхазии всё просматривается очень легко. А особенность моего творчества, повторяю, — строить образ через какое-то очень реальное лицо…

Тут уж я никак не мог не спросить, существовал ли реальный козлотур. И Фазиль Абдулович мои предположения подтвердил:

– В конце пятидесятых прочитал в газете «Советская Абхазия» статью о козлотуре. Оказывается, домашнюю абхазскую овцу скрестили с диким туром. Потом в повести я почти целиком использовал оттуда цитаты — о «прыгучести» козлотура, о его «шерстистости»… В самом этом слове «козлотур» для меня с какой-то художественной точностью воплотилась идея совдеповский показухи и компанейщины…

С ответом на вопрос о его «литературных учителях» ни на мгновенье не помедлил:

– На писателя может подействовать лишь тот автор, который вызывает восторг. В связи с этим самое главное для меня имя — Лев Толстой. А еще — Исаак Бабель с его дьявольской завершённостью, который раскрыл мне красоту фразы…

Далее последовало такое признание:

– Когда работаю, сила вдохновения как бы меняет размеры времени, сжимает его. В среднем переписываю рукопись четыре раза, и, чем интереснее вещь, чем больше туда вложено сил, умения, сердца, тем обычно больше хочется её переписывать — сама вот эта доработка доставляет наслаждение…

Почему от поэзии перешёл к прозе?

– Наверное, потому, что поэзия и проза — это разные грани моей души…

Ну а в ответ на мои восторги по поводу юмора, которым столь насыщены его творения, молвил с лёгкой улыбкой:

– Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным движением, и будет настоящим юмором… В общем, юмор — это тоже, в конечном счёте, победа разума и, может быть, некие мгновенные вспышки счастья, которые доказывают человеку, что, в принципе, оно существует…

***

В НАЧАЛЕ 80-х я организовал его творческий вечер в питерском Доме журналиста. Перед этим весь день наш драгоценный гость провёл у Виктора Конецкого, который принял верного друга столь хлебосольно, что потом, к нам, Фазиль Абдулович заявился весьма весёленьким. И дальше наш с ним на сцене диалог проходил вот на такой же чуточку, ну, что ли, легкомысленной волне. Его ответы и на мои вопросы, и на записки из зала были воистину искромётными.

***

Позднее о прошедших годах он вспоминал:

– Когда забирали ни в чём не повинных людей, я, как и многие другие коллеги, старался им чем-нибудь помочь, писал письма «наверх». За это меня устрашали, вызывали, грозили, несколько раз переставали печатать. Поэтому «Сандро из Чегема» впервые был опубликован на английском, а не на русском. Но страха большого не испытывал. Так уж я устроен. Просто не терял надежды…

О своём деле размышлял:

– Мой долг — помогать человеку взбодриться в этой трудной жизни и быть достаточно добрым, достаточно честным. А вообще конечная задача искусства, как и религии, — очеловечивание человека.

Его мысли надо бы коллекционировать:

– Ничто так не нуждается в нравственности, как политика. И никто так не ненавидит политику, как нравственные люди.

– Власть — это такой стол, из-за которого никто добровольно не встаёт.

– Мудрость — это ум, настоянный на совести.

Он страдал за свою маленькую Абхазию и с горечью размышлял о бедах второй своей родины:

– Вся Россия — пьющий Гамлет.

Хотя был убеждён, что «детство не кончается никогда», всё ж с приходом очень зрелых лет признался:

– Когда почувствовал, что старею, понял для себя только одно: если есть что сказать, откладывать уже нельзя.

***

Поэтому за письменным столом Фазиль Абдулович Искандер, чей «ум был настоян на совести», оставался до конца. Его сердце остановилось летом 2016-го — 31 июля… После отпевания упокоился на Новодевичьем. В тот день, 2 августа, вся Абхазия погрузилась в траур…


Лев Сидоровский

В полной тишине Александра Ивановна читает классу «Капитанскую дочку». Старая любимая учительница, к которой Чик так привык, что думал, что она будет в его жизни всегда, вечно. Но всего через год литературе их стал учить директор Акакий Македонович, больше она не войдет в их класс. И это будет так странно, как если бы мама однажды с базара пошла в другой дом, а не к себе. Чик вспомнил, как пришел в школу самым маленьким первоклассником, как громко болтал на уроках. Над ним смеялись, но как он мог обижаться, если была Александра Ивановна и ее любящая улыбка. «Смеяться любя – это еще больше любить».

Когда она читает, кажется, что правда и добро победят в мире. Чику приятно, что все ребята чувствуют также. У Чика в классе есть друг Сева. Спокойный «глазастик» со светло-курчавой головой. Учится Сева хорошо, но в отличники не лезет. Он тонко чувствует смешное, часто раньше Чика. Вот и теперь оба любят верного ворчуна Савельича. Переглядываются, когда о нем идет речь.

У них есть игра: сверлить глазами новичка-жадину, который под партой ест свои завтраки. Сева подметил, как, поругавшись со своей женой в очках, учитель математики изводит у доски Анциферова в очках, как влюбленно грек-учитель говорит о древнегреческом полководце. Как-то, собирая молочай для свиньи, Сева сказал Чику, что их свинья сдружилась с собакой. И собака терпит «подружку», чтобы не обижать.

Чтение учительницы прервал артист Евгений Дмитриевич Левкоев. Он искал талантливых ребят для спектакля по сказке Пушкина. Учительница вызвала Чика. Он с чувством, играя голосом, прочел стихи о матери с сыном на баррикадах. Артист глядел на него как на коллегу. И Чик готов был читать «Парус» Лермонтова, но его попросили сесть.

Левкоев дал Чику роль Балды. А Жору Куркулия из-за акцента не взяли. Побороть свою «деревенскость» он не мог, и стал зрителем репетиций. Параллельно свое репетировали старшеклассники, и там главный герой пел с одной и той же ошибкой: «Я цыганский Байрон, я в цыганку влюблен» (вместо барон). Чик репетирует, но не может «ощутить себя Балдой». Вначале его выручали громогласность чтения и знание текста. Потом и Левкоеву стало ясно, что Чик как актер бездарен. Чик думал, что это не он плохо играет, а Балда нехорош. Обманывает, притесняет чертей своим оброком.

А тут еще Жора со своими грушами и рассказами про чачу (виноградный самогон). Жору вначале взяли на роль задних ног картонной лошади, так он бил копытами. А потом на роль «головы»: так мастерски Жора ржал. Вообще, Жора знал сказку наизусть. Даже Чику подсказывал. Чик понял, что Левкоев любит выпить.

А один раз вот что было. Чик играл с ребятами в футбол и увидел, как к нему бежит Жора. Совсем как противная библиотекарша, чью книгу он потерял. Тогда она нашла Чика на груше. Он отдал ей свою книгу. И перестал к ней ходить. Все равно она заставляла брать ненужные книги. И предчувствие оправдалось. Чик узнал, что его перевели на роль задних ног. А Куркулию сделали Балдой. И тот хорошо играл. А кавказский акцент даже украсил роль.

Теперь толстенький Жора скакал на Чике-лошади. И ладно бы, но как сказать об этом тете? Она на роль Балды сперва обиделась, а что уж говорить про лошадь. В день премьеры на олимпиаде Чик увидел в зрительном зале Александру Ивановну. Но и тетя была здесь. С мужем, подружкой и сумасшедшим дядюшкой Колей. Хоть бы уж пожар начался в театре, что ли. Вот уже старшеклассник спел своего «Байрона» (так и не выучил!).

Безумная мысль выдать тете Жору за себя на сцене Чику даже не приходила. «Уж лучше Чик – униженный, чем Чик – отрекшийся от себя». Наконец, его лошадь вышла на сцену. В зале раздался хохот. Чику это понравилось, он крутил хвостом лошадки. «Успех был огромный». И Левкоев сдернул с ребят картон. Смущенный Чик увидел смеющееся, любящее лицо дорогой Александры Ивановны. «Вот кто Чика никогда не предаст, и Чик ее никогда в жизни не забудет!»

Однажды после последнего урока Сева таинственно кивнул на свою тетрадку. У Чика тоже была такая – к столетию смерти Пушкина. На первой страничке – прощанье Олега с конем и сама «Песнь о вещем Олеге». В завитушках букв Сева прочел «долой его». Кого? Оба взглянули на портрет Сталина с девочкой Мамлакат. «Вредители!» Сам Чик их никогда не видел, но разговоры шли.

Раз был случай. Школьники пристали к одному приезжему, на вид – ну точно вредителю. Будто он – автор дурацкого рисунка. Чик шел тогда с дядей Колей. И дядя закричал им: «Нельзя!» и: «Сумасшедшие». Приезжий понял, что спасен. Он даже взял у дяди «справку»-разрешение. Милиционер не стал гнаться за «вредителем», поверил дяде.

И вот теперь Чик разоблачит вредителей. Он даже не стал играть в футбол, хотя его звали. Тем более там опять играла девчонка. Зачем она в мужской игре? «Фальшь!» Чик изучал буквы и хотел погонять мяч с Анести, Шуриком, Бочо. А потом вгляделся в картинку с конем, вчитался в строчки. И они стали оживать. Это была чистая поэзия, «поток чего-то горестного и прекрасного» о смысле жизни, о судьбе. И Чик понял, что Олег «оттуда» радуется за товарищей. «Слова засияли». Чик заплакал от наплыва чувств.

Он верил, что вредители есть, но теперь они «стали маленькими-маленькими». Он бросил искать «те слова». А тут еще тетушка позвала украинский борщ есть. Что ж, это можно. Ведь и дружина Олега пировала после всего, что произошло.

Читательский дневник по рассказу «Чик и Пушкин» Искандера

Сюжет

Александра Ивановна – учительница мальчика Чика. Он всегда чувствовал ее любовь, доброту. С ее помощью Чик полюбил литературу, Савельича из «Капитанской дочки» Пушкина. У него есть друг Сева. Он тонко чувствует юмор и на уроках поглядывает на Чика. Актер Левкоев выбирает Чика на роль Балды из сказки Пушкина. Но Чик читает хорошо, а играет плохо. Роль отдают Жоре Куркулия. Чику остается играть задние ноги лошади. Зрителям, и Александре Ивановне, нравится «лошадь», не рада только тетя Чика.

Однажды вместо футбола Чик ищет в тетрадке шифр «вредителей», врагов Сталина. Друг Сева его там разглядел. И зачитывается «Песнью о вещем Олеге» Пушкина. Впервые он чувствует красоту и мудрость поэзии. «Вредители» отходят на задний план, и Чик бежит есть тетушкин борщ.

Отзыв

Смысл названия: мальчик «растет» душой, читая, слыша произведения Пушкина. Искусство делает его чище, будит добрые чувства. Пушкин близок Чику. В рассказе упомянуты «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Тема светлых и темных сторон советской жизни. Даже дети заражены духом подозрительности, поиском врага среди чужих и своих.

Образ сумасшедшего, но доброго и честного дяди Коли. Яркие образы сверстников Чика. Тема детства, призвания учителя, семьи, дома, дружбы, внутреннего мира ребенка, счастья, юмора. Рассказ учит любить жизнь, прекрасное, ценить близких и друзей, вечные ценности вместо ложных, благодарить учителей, наставников.

План «Чик и Пушкин»

  1. Александра Ивановна – любимая учительница Чика.
  2. Савельич из «Капитанской дочки» – любимец друзей Чика и Севы.
  3. Друзья вместе подмечают смешное.
  4. Забавные случаи из жизни класса.
  5. Чик проходит отбор на роль Балды.
  6. Артист Левкоев и его тяга к выпивке.
  7. Жора Куркулия, его груши, чача и талант.
  8. Чик играет «лошадь», Жора – Балду.
  9. Успех спектакля, радость всех, кроме тети Чика.
  10. Случай с ехидной библиотекаршей.
  11. Друзья ищут вредителей.
  12. «Песнь о вещем Олеге»: красота и боль поэзии.
  13. Вредители забыты.
  14. Чик – чуткий, любящий мальчик.

Вопросы к рассказу «Чик и Пушкин»

  1. Какую книгу читает детям любимая учительница Чика? («Капитанскую дочку» Пушкина)
  2. Что самое замечательное во внешности Александры Ивановны? (любящая улыбка)
  3. Какие качества Савельича по душе Чику? (преданность и добрая ворчливость)
  4. Как зовут лучшего друга Чика? (Сева)
  5. В какие моменты друзья в классе переглядываются? (когда им смешно)
  6. С кем дружила собака Севы? (со свиньей)
  7. Почему на роль Балды взяли Чика? (из-за громкого голоса, выразительного чтения)
  8. Был ли у Чика актерский талант? (нет)
  9. Кого в итоге сыграл мальчик в спектакле? (лошадь)
  10. На каком дереве сидел Чик, когда его нашла библиотекарша? (на груше)
  11. Почему тете Чика не понравился спектакль? (она ждала племянника в главной роли)
  12. Чему была посвящена «вредительская» тетрадь? (100-летию со дня смерти Пушкина)
  13. Какие стихи отвлекли мальчика от поиска вредителей? («Песнь о вещем Олеге»)
  14. Чем угостила тетя Чика в финале рассказа? (украинским борщом)

Госпремия, учрежденная в 1992 году, стала официальной преемницей государственной премии РСФСР. Она является высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством, носит персональный характер и присуждается одному соискателю. Только в том случае, если решающая роль в достижении принадлежит нескольким лицам, она может быть присуждена коллективу соискателей, состоящему не более чем из трех человек. Повторно Госпремия может быть присуждена лишь в исключительных случаях — при наличии новых, особо значимых результатов. Предложения о присуждении премии представляются соответствующими советами при президенте РФ на основании заключений независимых экспертов. Решение о том, кто станет лауреатом, принимает лично глава государства. Лауреат Госпремии получает денежное вознаграждение, диплом и почетный знак.

Вручается ежегодно – 12 июня в День независимости России.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2021 год

12 июня 2021 года состоялась церемония вручения Государственных премий Российской Федерации 2020 года.

Для церемонии выбрали самый величественный зал Большого Кремлевского дворца – Георгиевский. Советник президента Владимир Толстой рассказал, что в области литературы и искусства на рассмотрение было представлено 27 кандидатов. 12 из них получили положительное заключение, затем остались шестеро. В результате тайным голосованием членов президентского Совета по культуре и искусству были отобраны три лауреата, указ об их награждении подписан Владимиром Путиным 9 июня. Всех лауреатов 2020 года Владимир Толстой назвал «мощными» персонами и отметил, что гордится «выбором нашего совета».

Размер премии с прошлого года был увеличен вдвое и теперь составляет 10 миллионов рублей.

Фазиль искандер рассказы о чике

Хибла Герзмава  ‒ за вклад в развитие оперного искусства.

Хибла Герзмава  ‒ народная артистка России и Абхазии, ведущий мастер сцены Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, обладательница премии «Триумф», а также премии «Casta Diva» в номинации «Лучшая оперная певица» и другие.

Певица блистала на лучших оперных сценах. Незабываемым стал и ее «Олимпийский вальс» на закрытии Зимних игр в Сочи.

Фазиль искандер рассказы о чике

Александр Рукавишников ‒ за вклад в развитие отечественной и мировой художественной культуры, эстетическое воспитание творческой молодежи.

Александр Рукавишников  ‒ скульптор, заведующий кафедрой скульптуры и композиции Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Является автором памятников писателю Федору Достоевскому у Российской государственной библиотеки, императору Александру II у храма Христа Спасителя, клоуну Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре.

Работы скульптора хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, многочисленных частных и корпоративных коллекциях. Среди наград скульптора Орден Почета за большой вклад в развитие изобразительного искусства, а также Сретенский орден первой степени Республики Сербия и другие.

Фазиль искандер рассказы о чике

Митрополит Иларион (в миру Григорий Алфеев) ‒ за вклад в развитие отечественной культуры и просветительскую деятельность.

Митрополит Иларион ‒ архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси, богослов, церковный историк, композитор и педагог.

Автор более 1000 публикаций, в том числе более 30 книг, посвященных жизни и учению Иисуса Христа и святых апостолов, Отцов Церкви эпохи Вселенских соборов, а также музыкальных произведений камерного и ораториального жанров.

Автор более 80 документальных фильмов, ведущий телевизионной передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2020 год

24 июня 2020 года в Екатерининском зале Кремля состоялась церемония вручения Государственных премий Российской Федерации 2019 года.

Лауреаты премии.

Фазиль искандер рассказы о чикеЕрмаков Александр Иванович – за создание музея-усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка» и просветительскую деятельность.

Александр Иванович Ермаков — выдающийся деятель российской музыкальной культуры, активный пропагандист творчества С. В. Рахманинова. Инициатор и организатор воссоздания в Ивановке усадебных построек конца XIX ― начала XX века.

Александру Ивановичу принадлежит заслуга приобретения многочисленных мемориальных экспонатов для комнат, залов и экспозиций, уникальных предметов старины, позволяющих воссоздать дух русской дворянской усадьбы.

Благодаря деятельности Александра Ивановича Ермакова, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» в настоящее время занимает одно из лидирующих мест в среде музыкальных музеев России и является крупнейшим мировым центром музыкальной культуры в российской провинции, связанным с жизнью и творчеством великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова.

Фазиль искандер рассказы о чикеКурбатов Валентин Яковлевичу – за вклад в сохранение и развитие традиций русской литературы.

Валентин Яковлевич Курбатов — советский и российский литературный критик, литературовед, прозаик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», член Союза писателей России. Член Общественной палаты России (2010—2014). Член Президентского Совета по культуре.

Автор предисловий к собраниям сочинений В. Астафьева, В. Распутина, к сочинениям Ю. Нагибина, Б. Окуджавы, В. Личутина, К. Воробьёва. Подготовил публикацию дневников и писем Ивана Афанасьевича Васильева.

Фазиль искандер рассказы о чикеМедведева Галина Витальевна – за вклад в сохранение, изучение и развитие традиционной вербальной культуры русских старожилов Байкальской Сибири.

Медведева Галина Витальевна родилась 6 июня 1958 года в Братске Иркутской области. Директор Иркутского регионального центра русского языка, фольклора и этнографии, доктор филологических наук, член Союза писателей России. Лауреат ряда общественных и профессиональных наград.

Галина Медведева – известный этнограф, автор произведений о фольклоре народов Сибири, словаря «Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина». Почти 40 лет своей жизни она посвятила исследованию бесценных образцов исчезающего фольклорного и этнографического наследия восточносибирского региона.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2019 год

Лауреаты Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за 2018 год:

Фазиль искандер рассказы о чикеБасинский Павел Валерьевич, российский писатель, литературовед и критик, —  за вклад в развитие отечественной литературы.

«Его книги о жизни и творчестве классиков отечественной литературы отмечены глубиной понимания таланта, характера. Это во многом определяет точность и проникновенность его художественных исследований», — заявил Владимир Путин, вручая награду.

Павел Басинский  родился 14 октября 1961 года в городе Фролово Волгоградской области. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького.

Книги Павла Басинского издаются и переиздаются многотысячными тиражами, неизменно входя в категорию бестселлеров.

Фазиль искандер рассказы о чикеЛуганский Николай Львович, пианист, солист Московской государственной академической филармонии, — за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры.

Николай Луганский – один из самых ярких пианистов своего поколения, музыкант международного класса, представляющий российское искусство во всём мире. Выдающиеся способности музыканта проявились в юном возрасте, уже в 16 лет он стал победителем I Всесоюзного конкурса юных музыкантов. С тех пор он выступил перед публикой более 2300 раз, сыграл в 490 городах 55 стран мира. Сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами и исполнителями России и мира.

Фазиль искандер рассказы о чикеШатковская Елена Флегонтовна, директор федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Кенозерский», — за вклад в сохранение российского культурного и природного наследия.

Елена Шатковская – первый  директор Кенозерского национального парка. Её усилиями принятое Правительством РСФСР 28 декабря 1991 года постановление о создании Кенозерского национального парка было в полной мере воплощено в жизнь, позволило Кенозерью стать эталонным объектом природного и культурного наследия нашей страны.

Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2018 года присуждена ЩЕДРИНУ Родиону Константиновичу.

Фазиль искандер рассказы о чикеЩедрин Родион Константинович родился 16 декабря 1932 года в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классам композиции и фортепиано (1955).

Композитор, автор семи опер, пяти балетов, трёх симфоний, четырнадцати концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной и хоровой музыки, а также музыки к кинофильмам и театральным постановкам.

Родион Щедрин – один из самых крупных и исполняемых композиторов второй половины ХХ века, виртуозно владеющий современным музыкальным языком. Его вклад в мировую культуру уникален, произведения отличает яркая самобытность, глубокое чувство драмы, блестящее остроумие.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2018 год

Лауреаты Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за  2017 год:

Фазиль искандер рассказы о чике

Сивкова Светлана Геннадьевна, генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Музей Мирового океана», — за вклад в изучение, сохранение и популяризацию морского наследия;

Фазиль искандер рассказы о чике

Темирканов Юра Хатиевич, художественный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д.Шостаковича», — за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры;

Фазиль искандер рассказы о чике

Эйфман Борис Яковлевич, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Академический театр Балета Бориса Эйфмана», — за вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства.

Фазиль искандер рассказы о чике

Лауреат в области гуманитарной деятельности: Антонова, Ирина Александровна, президент федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина».

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2017 год

Лауреаты Госпремии в области литературы и искусства в 2017 году:

Эдуард Артемьев, композитор, один из основоположников советской электронной музыки, автор саундтреков к таким фильмам, как «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Курьер» Карена Шахназарова. Эдуард Артемьев отмечен Государственной премией, —  за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства.

Юрий Григорович, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, —  за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа,  — а вклад в сохранение отечественного и мирового культурного наследия Госпремии удостоен

Госпремию за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности в этом году получил писатель и общественный деятель Даниил Гранин.

Президент России вручил ее в виде исключения еще 3 июня в Санкт-Петербурге. При этом Путин особо отметил талант Гранина и его вклад в моральное воспитание не одного поколения граждан.

Даниил Гранин — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, ветеран Великой Отечественной войны. Он начал литературную деятельность в 1940-х годах, неоднократно удостаивался за свои произведения различных наград и премий — отечественных и международных.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2016 год

Фазиль искандер рассказы о чикеЛауреаты Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства в 2016 году:

Лев Додин, художественный руководитель, директор «Академического Малого драматического театра – Театра Европы», – за вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства;

Виктор Захарченко, художественный руководитель, генеральный директор «Кубанского казачьего хора», – за вклад в сохранение традиций и развитие отечественного музыкального искусства;

Сергей Урсуляк, кинорежиссёр, – за вклад в развитие отечественного киноискусства.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2015 год

Президент РФ Владимир Путин в День России вручил Государственные премии выдающимся гражданам России. Торжественная церемония награждения прошла в Георгиевском зале Кремля.

Фазиль искандер рассказы о чикеВ этом году госпремии были удостоены девять человек — ученые, изобретатели и деятели культуры.

Премии в области искусства достались режиссеру Александру Сокурову, актрисе Чулпан Хаматовой, композитору Александре Пахмутовой.

Президент отметил особый вклад этих людей в развитие и будущее страны. 

Чулпан Хаматова передала 5 миллионов рублей детям, страдающим серьезными заболеваниями.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2014 год

Фазиль искандер рассказы о чикеГосударственная премия 2014 года за вклад в развитие отечественной литературы присуждена писателю Фазилю Искандеру.

Писатель и поэт Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия) в семье иранца. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР; будущего писателя взяли на воспитание родственники матери. Школу закончил в Абхазии, затем поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 г. перевелся в Литературный институт им. А.М. Горького, окончив его в 1954 г.. В 1954-1956 гг. работал журналистом в Брянске (газета «Брянский комсомолец») и Курске (газета «Курская правда»). В 1956 г. переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, «Горные тропы», вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах «Литературная Абхазия», «Юность», «Новый мир», «Неделя». Жизнь каждого писателя воплощена в его книгах. Фазиль Искандер в этом отношении, как и во многих других, – особый случай. Невозможность уместить информацию об уникальной личности в традиционную «анкетную» форму («родился… учился… печатался») лучше всего передают слова самого Искандера: «Это так, но неточно».

Русский писатель, абхазец Фазиль Искандер пишет свои книги на русском языке. Художественный мир его прозы не просто связан, а почти весь умещается в Абхазии.

Ф. Искандер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II (2004) и III степени (1999), орденом «Честь и слава» I степени Абхазии (2002), Государственной премией СССР (1989), премией имени А.Д. Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), Государственной премией РФ (1993), премией «Золотой Остап», Малапарти (Италия), «Москва–Пенне» (Италия, 1996), фонда «Знамя» (1997), «Болдинская осень» (1998), «Триумф» (1998), премией имени Д. Гулия за достижения в области литературы (Абхазия, 2002), памятной медалью РАН «Шедевры русской литературы ХХ века» за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003). Искандер – почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия). Именем автора «Созвездия Козлотура» названа одна из малых планет.

Среди произведений Фазиля Искандера — стихи, рассказы, повести, романы, сценарии: «Горные тропы» (1957, сборник стихов), «Доброта земли» (1959, сборник стихов), «Зеленый дождь» (1960, сборник стихов), «Дети Черноморья» (1961, сборник стихов), «Молодость моря» (1964, сборник стихов), «Зори земли» (1966, сборник стихов), «Созвездие Козлотура» (1966, сатирическая повесть), «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966, сборник рассказов), «Запретный плод» (1966, сборник рассказов), «Начало» (1969, рассказ), «Лов форели в верховьях Кодора» (1969, рассказ), «Летним днем» (1969, рассказ), «Письмо» (1969, рассказ), «Встреча в поезде» (1969, рассказ), «Бедный демагог» (1969, рассказ), «Сандро из Чегема» (1973-1988, полное издание — 1989; роман на автобиографической основе; отдельные главы экранизированы в 1989 — фильм «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным»), «Морской скорпион» (1977, повесть), «О, Марат!» (1979, рассказ; экранизирован в 1992 — фильм «Маленький гигант большого секса», Россия, «Мосфильм»), «Кролики и удавы» (1982, США; в Москве напечатана в 1987, сатирическая повесть-сказка), «Защита Чика» (1983, рассказ), «Бармен Адгур» (1986, рассказ), «Чегемская Кармен» (1986, рассказ; экранизирован в 1988 – фильм «Воры в законе», СССР, киностудия им. М. Горького), «Сумрачной юности свет» (1990, повесть), «Человек и его окрестности» (1992-1993, роман), «Софичка» (1995, рассказ), «Думающий о России и американец» (1997, рассказ), рассказы о Чике, автор сценария к фильмам «Время счастливых находок» (1969-1970, сценарий фильма совместно с Г.С. Габаем, «Мосфильм»), «Чегемский детектив» (1986, СССР, «Мосфильм», «Грузияфильм»), «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989, СССР, киностудия им. М. Горького).

«Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором», – это неизменная позиция писателя Ф. Искандера.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2013 год

Фазиль искандер рассказы о чикеИмена лауреатов государственных премий за 2012 год были названы президентом 12 июня. Обладателем госпремии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности стал писатель Валентин Распутин. Лауреатами госпремии в области литературы и искусства — режиссеры Сергей Мирошниченко и Карен Шахназаров, а также художник Таир Салахов.

Путин признался, что вручение государственных премий всегда вызывает у него особые чувства. «Прежде всего, гордость за страну, за наш богатейший интеллектуальный, научный и культурный потенциал, и, конечно, огромное уважение к талантливым и преданным своему делу людям, к их блестящим достижениям, которые утверждают великую ценность творческой и просветительской деятельности, приносят огромную пользу нашему Отечеству, его развитию», — сказал президент. Путин назвал романы и повести Валентина Распутина «настоящим откровением о характере русского народа». «В своем творчестве он всегда поднимается до мировоззренческих вершин, возвращает истинный смысл таким понятиям, как Родина, память, совесть, милосердие, патриотизм. Его имя по праву стало символом ценностей, которые Валентин Григорьевич защищает всю свою жизнь», — отметил он. По словам президента, у Распутина всегда побеждает мысль о верности своим корням, о силе душевной красоты, о значимости взаимопонимания между людьми, а такие качества важны в любом деле.

Валентин Григорьевич РАСПУТИН — писатель, политический и общественный деятель. Родился в 1937 в поселке Усть-Уда Иркутской области. Красота природы Приангарья впечатлила парнишку с первых же лет жизни и навсегда поселилась в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета. Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях. В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью. Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2012 год

В День России в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца Владимир Путин вручил Государственные премии за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства и гуманитарной деятельности.

Государственной премии Российской Федерации в области литературы искусства в 2012 году удостоены Олег Добродеев, Сергей Шумаков, Святослав Бэлза – за вклад в популяризацию достижений культуры и науки, выдающуюся просветительскую деятельность; Олег Жаров, Елена Анкудинова, Николай Мухин – за вклад в возрождение и развитие традиционных культурных и исторических ценностей; Галина Маланичева – за вклад в сохранение отечественного культурного наследия.

Государственная премия за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности присуждена Владимиру Спивакову.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2011 год

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 8 июня 2011 г.подписал указ о присуждении Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2010 года и о присвоении почетного звания лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Лауреатами стали:

Гурьев Михаил Петрович, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов федерального государственного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»,

Зинатуллин Олег Загитович, ведущий конструктор, и Молотков Валентин Алексеевич, старший научный сотрудник, – из той же лаборатории, – за выдающийся вклад в сохранение и восстановление уникальных музейных часов и музыкальных механизмов, возрождение традиций российских мастеров;

Фазиль искандер рассказы о чикеМалышев Владимир Сергеевич, ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова», – за вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия, развитие традиций и модернизацию отечественного кинематографического образования;

Миронов Евгений Витальевич, актер, художественный руководитель федерального государственного учреждения культуры «Государственный театр наций», – за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2010 год — поэт Евтушенко Евгений Александрович

Фазиль искандер рассказы о чикеПрезидент РФ Дмитрий Медведев подписал указы «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2009 года» и «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий 2009 года».

В соответствии с указом президента России Дмитрия Медведева премия в области литературы будет вручена поэту Евгению Евтушенко.

В соответствии с текстом указа, Евтушенко получил премию «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры». Помимо премии, размер которой составляет 5 миллионов рублей, лауреатам присуждаются почетные звания. Вручение премий состоится 12 июня, в День России, в Кремле.

Е.Евтушенко родился 18 июля 1932 г. на станции Зима Иркутской области. Лауреат Государственной премии СССР за поэму «Мама и нейтронная бомба» (1984). Награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004). Лауреат ряда литературных премий, премии ТЭФИ за лучшую просветительскую программу «Поэт в России – больше, чем поэт» (1998). Имеет награды иностранных государств и общественных организаций. Почётный член нескольких иностранных академий искусств, почётный профессор ряда университетов в России и США.

За 60 лет творчества поэт стал уникальной фигурой не только в сфере словесности. Совокупность его работ в поэзии, прозе, публицистике, литературоведении и культурологии масштабна и многогранна. Поэт стремится соединить в своем творчестве прошлое и настоящее, показать, что традиции русской и мировой поэзии являются постоянным источником для живого ощущения литературы. Ярким подтверждением этому стали антологии «Строфы века», где собраны и прокомментированы поэтические исповеди почти тысячи русских поэтов XX века, а также «10 веков русской поэзии. В начале было Слово».

Е.Евтушенко известен также киноработами, драматическим произведениями, его стихи легли в основу ряда музыкальных произведений.

Поэт никогда не отделял свою судьбу от исторической судьбы России. В годы перестройки Е.Евтушенко занимал активную гражданскую позицию, выступал в защиту прав и свобод своих сограждан. Даже в последние годы, когда значительную часть времени поэт проводит в США, где преподает историю русской литературы, он активно участвует в российской общественной жизни.

Велика роль Е.Евтушенко как представителя русской словесной культуры. Долгое время он был фактически одним из немногих русских поэтов, хорошо известных и признанных за пределами нашей страны.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2007 год – лингвист Андрей Зализняк

Фазиль искандер рассказы о чикеАкадемик РАН, главный научный сотрудник института славяноведения Андрей Зализняк является автором грамматического словаря русского языка. Он сформулировал совершенно новый подход к его морфологическому содержанию. Без активных исследований лингвиста было бы невозможно прочитать, в частности, уникальные новгородские берестяные грамоты. Кроме того, благодаря лингвистическим изысканиям Зализняка удалось доказать, что рукопись «Слова о полку Игореве», вызывавшая ряд сомнений у ученых, является подлинником.

В нашей библиотеке имеются следующие книги Андрея Зализняка:

  • Зализняк, Андрей Анатольевич Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок 100 000 слов / А.А. Зализняк. — 2-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1980. — 879 с.
  • Зализняк, Андрей Анатольевич «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста / А. А. Зализняк ; РАН, Ин-т славяноведения. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 350, [2] с. — Studia philologica. Series minor.
  • Зализняк, А Берестяные грамоты из Новгородских раскопок 2005 г. / А. Зализняк, В. Янин // Вопросы языкознания. — 2006. — N 3. — С. 3 — 13.

Фазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чикеФазиль искандер рассказы о чике

2006 год – Александр Солженицын

Фазиль искандер рассказы о чикеПремию Александр Солженицын получил за «выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». Как сказала во вторник «Интерфаксу» жена и помощник писателя Наталья Солженицына, комментируя сообщения о присуждении ему Госпремии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, Солженицын расценил это как знак внимания к его работе и делу, которому он посвятил всю свою жизнь. «Александр Исаевич считает, что эта премия — знак внимания к трудам всей его жизни. Она дает определенную надежду, и Александр Исаевич был бы рад, если бы эта надежда действительно воплотилась в жизнь, надежда на то, что наша страна извлечет урок самоистребления в 20-м веке и больше его не повторит», — сказала Наталья Солженицына. «Всю жизнь Александр Исаевич изучал безумную историю России 20 века, породившую самоистребительную революцию, которая сделала возможным существование «архипелага ГУЛАГ». И внимание, проявленное к его работе, к сути того, чему он отдал жизнь, очень обнадеживает. Такова была его реакция на присуждение премии», — отметила она.

Представляет интерес проект Русской литературной Сети http://www.solgenizin.net.ru/, посвященный творчеству А. Солженицына.

В нашей библиотеке имеется большое количество изданий и публикаций Александра Солженицына, вот лишь некоторые из них :

  • Солженицын, А. Угодило зернышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Ч. 4(1987 — 1994) / А. Солженицын // Новый мир. — 2003. — N 11. — С. 33 -97.
  • Солженицын, А. Василий Белов: Из «Литературной коллекции» / А. Солженицын // Новый мир. — 2003. — N 12. — С. 154-169.
  • Солженицын,, А. Георгий Владимов — «Генерал и его армия» / А. Солженицын, // Новый мир. — 2004. — N 2. — С. 144-151.
  • Солженицын, Александр Исаевич Один день Ивана Денисовича: Рассказы 60-х годов / А.И. Солженицын. — СПб.: Азбука, 2000. — 349, [2] с.
  • Солженицын, Александр Исаевич Матренин двор: Рассказы / А.И. Солженицын. — Курган: Зауралье, 1996. — 477,[2] с. — Современная русская классика.
  • Солженицын, А.И. Поживши в ГУЛАГе: Сб. воспоминаний / Сост. А.И. Солженицын. — М.: Русский путь, 2001. — 406,[1] с. — Всероссийская мемуарная библиотека).-( Наше недавнее; Выпуск 7. Солженицын, Александр Исаевич.. — М.: Воениздат, 1993. — 463 с.
  • Солженицын, Александр Исаевич Красное колесо: Повествование в отмер.сроках : [Ист.эпопея : В 10 т.] / А.И. Солженицын; [Репринт. воспроизведение с Собр.соч. А. Солженицына (YMCA-PRESS, Вермонт — Париж, тт. 11-20, 1983-1991) с последними поправками авт., которые впервые использ. в этом изд.]. Солженицын, Александр Исаевич На изломах: Малая проза / А.И. Солженицын;[Крат.пояснение Н.Д. Солженицыной]. — Ярославль: Верхняя Волга, 2000. — 604,[1] с.:[1] л. портр.
  • Солженицын, Александр Исаевич В круге первом: Роман / А.И. Солженицын. — М.: Худож.лит., 1990. — 765, [1] с., [1] л. портр.
  • Солженицын, Александр Исаевич Собрание сочинений: В 9 т / А.И. Солженицын.

  • Уэда акинари рассказы о весеннем дожде
  • Фазиль искандер рассказы читать
  • Ф сказка на ночь фиалка
  • Ушинский гуси рассказ читать
  • Ушинский к д избранные педагогические сочинения к д ушинский м