Фантастическое и реальное в сказке черная курица или подземные жители 5 класс

Урок 24. антоний погорельский: страницы биографии. сказка черная курица, или подземные жителиурок 25. фантастическое и достоверно-реальное в сказке. причудливый сюжет.

Урок 24. Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Урок 25. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

УРОК 25
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

I. Проверка домашнего задания
Словарная работа

Просим детей прочитать выписанные слова и выражения, непонятные для них.

После каждого прозвучавшего слова просим класс объяснить его значение или догадаться из контекста. После того как дети сами поищут ответ, дадим свой комментарий.

Комментарии

Приезд его возвестила учительша. Возвестила — сообщила о приезде; учительша — жена учителя.
Извозчичьи сани — сани, которыми управлял извозчик.
Учительша начала приседать в ожидании столь почтенного гостя — по правилам этикета того времени, дамы должны были приседать в глубоком
реверансе в знак приветствия.
Шлем пернатый — шлем, украшенный перьями.
Десерт — сладкое блюдо.
Бергамот — здесь: сорт сочных сладких груш.
Бекеша — мужское пальто в талию со сборками.
Околыш (околышек) — часть головного убора, ободок, непосредственно облегающий голову.
Сон его преодолел — сейчас мы говорим сон одолел.
Я своего платья теперь не сыщу. Платье — в старину любая верхняя одежда; не сыщу — не найду, однокоренные слова — искать, ищу, сыщик.
Шандал — большой подсвечник.
Изразцы — плитки из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытые с лицевой стороны глазурью.
Нарисованы были синей муравой люди и звери. Мурава — состав, которым поливают глиняную посуду и изразцы; синоним — полива.
Кровать с белыми кисейными занавесками. Кисейный — сделанный из кисеи, прозрачной тонкой ткани.
В минеральном кабинете — в кабинете минералогии, где собраны различные минералы. В XVIII в. большое внимание уделялось изучению минералов, полезных
ископаемых.
Ростом не более как с пол-аршина. Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м.
Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща.
Шлейф — волочащийся сзади удлиненный подол платья.
В пунцовых платьях — в ярко-красных одеждах.
Сколь до Алеши ни было лестно — как бы ни было Алеше приятно.
Ему казалось неучтивым — ему казалось невежливым.
Изъявляя признательность — выражая признательность, благодаря.
Яхонт — старинное название рубинов или сапфиров.
Завтра начнутся классы, а я еще не успел выучить всех своих уроков. Классами в то время назывались занятия в классе с учителем,
т. е. то, что мы сейчас называем словом уроки. Уроками в то время назывались домашние задания; например, исторический урок — это домашнее задание по истории.

II. Фантастическое и достоверно-реальное
в сказке. Причудливый сюжет

Краткий пересказ

Вызывая учеников к доске, предупредим их, что пересказ нужен именно краткий. Будем следить, чтобы дети не сбивались на живописание деталей.
Одному человеку трудно пересказать такой большой отрывок, поэтому начинает один ученик, продолжают другие. Это поможет детям сохранять внимание
и следить за ответами товарищей.

Учитель, формулируя вопросы, может воспользоваться заданиями 2—4 учебника (с. 151—152).

— Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения.
Как вы понимаете, что такое сюжет?

Слушая ответы детей, будем учитывать, что в современном русском языке это существительное имеет не только традиционное для
литературоведения значение. Оно часто встречается в речи дикторов телевидения, ведущих, например, программы новостей: «Теперь посмотрим сюжет,
связанный с этой темой». В таком случае имеется в виду отснятый видеоматериал, сопровождаемый аналитическим текстом.

Литературоведческое определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре литературоведческих терминов»:

Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

— Трудно было вам подготовить краткий пересказ или легко? Почему?

Дети скажут, что трудно, но редко кто из них понимает причины этого. Можно нарисовать им простой рисунок: линия (назовем ее сюжетной линией),
которая идет «елочкой», т. е. имеет множество ответвлений. Пройдя по одному такому ответвлению, мы вновь возвращаемся к основному направлению.

Вот, например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и потому кухарке Трине был дан приказ зарезать черную курицу.
Этот факт имеет отношение к развитию сюжета. А вот рассказ о том, какие яства были приготовлены к приезду директора и как была украшена прическа
учительши, к развитию действия отношения не имеет, это ответвление, которое при кратком пересказе мы опускаем.

— Приведите еще примеры таких ответвлений.

Можно вспомнить описание забора из барочных досок с круглыми дырочками, в которые подолгу смотрел Алеша.

— Зачем же нужны такие ответвления? Для чего автор вставляет подобные описания в сказку?

Благодаря этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.

— Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?

Учитель может заранее приготовить или нарисовать на доске два узора: геометрический орнамент и причудливый узор восточного типа. Такая
визуализация для детей очень важна, поэтому постараемся проявить свой художественный талант. Дети скажут, конечно, что причудливый узор больше
соответствует характеру сюжета. Возможно, они перерисуют себе в тетради фрагмент второго узора и сделают подпись: причудливый сюжет.

На уже прочитанном фрагменте удобно отследить, как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы.

Это можно сделать с помощью вопросов уже в ходе краткого пересказа или задать вопросы отдельно.

— Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

Учебник предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):

— Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается
характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за
причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.

Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.

Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика
часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным,
воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали,
была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть
как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.

Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл
читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.

В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые
умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает
необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы,
писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять
разные явления — для этого мы учимся сравнивать.

— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по
географии либо придумать собственную компьютерную программу?

Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать
свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки

Выразительное чтение

Следующий отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть
самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 140—147) — ярко и динамично читает учитель. Чтение этого отрывка занимает около 10 минут.

— Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

Если время позволяет, попросим детей найти абзацы,

в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.

1) «Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях.
Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда» (с. 140).
2) «Сначала он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию, что она, вероятно, занята важными делами по своему
званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал» (с. 141).
3) «Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать,
и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед
другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился, из доброго, милого, скромного
мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).
4) «Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились
к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав» (с. 142).

— Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете,
к какому виду принадлежит эта сказка?

— Чему учит пример превращения Алеши?

— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.

1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе
принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься,
то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят
в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
3) «…Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147—151).

Приготовиться объяснить свое понимание выделенных наставлений.

Следующие уроки: Урок 26. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps» >>>

  • Воскресенье – мой любимый день недели, потому что этот день мы проводим всей семьей. Проводим этот день мы всегда по-разному: ходим в цирк, зоопарк или дельфинарий, недавно были в аквапарке и ездили на ферму где разводят страусов. Но чаще всего, если хорошая погода, мы с мамой и папой гуляем, и по воскресеньям ездим в парк на прогулку.
    В парке много развлечений: мы гуляем, катаемся на аттракционах, фотографируемся, а как то раз даже катались на лошадях. Этот день мне запомнился, лошади мне очень понравились. По воскресеньям в парке много людей, все гуляют целыми семьями. Мы тоже часто берем с собой на прогулку бабушку и дедушку. Они у меня очень активные и им нравится проводить с нами время, много гулять и везде ездить. Летом мы гуляем и едим мороженное, осенью собираем красивые листья для гербария, а зимой мы лепим снеговика, катаемся на горках и играем в снежки.
    Папа очень любит отдых на природе, по этому по воскресеньям мы часто выезжаем на природу на шашлыки. Пока папа жарит мясо, я и мама гуляем по лесу, собираем ягоды или грибы. А летом, в жаркую солнечную погоду, мы ездим на пляж. Там мы загораем и купаемся, играем с мамой и папой в мяч, гуляем по берегу и собираем ракушки и интересные камни. В любое время года воскресный день наша семья всегда проводит с пользой, а самое главное – все вместе.

    Сочинение Воскресная прогулка 5 класс по русскому языку

    В моей памяти храниться воскресная прогулка. У меня была возможность погулять с родителями по моему любимому парку. На улице стояла теплая осенняя погода. В воздухе пахло травой, а легкая прохлада напоминала о приближении зимних дней.
    Парк, в котором мы гуляли, был очень большим по площади. Там было очень много ухоженных зон оформленных в разных стилях.
    Первым делом мы направились в центр парка к небольшому озеру. На озере плавали дикие утки. Этих уток кормили все желающие. Посередине озера был сделан островок и домик для птиц. Работники парка на небольшой лодке подплывали к островку и насыпали в домик корм для птиц. Наблюдать за кормлением уток очень интересно.

  • Наш городской парк небольшой, но очень красивый. У самого входа расположены большие клумбы разных форм, с ранней весны до поздней осени они покрыты ярким цветочным ковром. Особенно красив этот ковер сейчас, летом: здесь и белые, и красные, и желтые, и голубые цветы. Стоит отцвести одним, как сразу же зацветают другие.
    Когда проходишь дальше по парковым дорожкам, окруженным аккуратными кустиками, попадаешь под тень многолетних деревьев. Здесь всегда немного прохладнее, чем в городе, и дышится легче, особенно после дождя. Листва у деревьев яркая, сочная, очень красиво смотрится она на фоне ясного голубого неба. Поднимешь голову к солнцу – залюбуешься!
    В дальней части парка есть небольшой пруд. Пейзаж там другой: уже нет аккуратных клуб и кустов, подстриженных по линеечке, местность больше похожа на лесной уголок, и в этом есть своя прелесть. На берегу пруда растут камыши, в воде плавают кувшинки. Иногда к воде прилетают дикие утки, и тогда на берегу собирается много народу, все хотят угостить пернатых обитателей водоема хлебом.
    Каждый день в парк приходит множество людей: и дети с родителями, и компании подростков, и пожилые люди. Каждый может найти себе здесь занятие по душе, особенно летом, когда возможностей для отдыха особенно много. Те, кто любит активно проводить время, катаются по парковым дорожкам на велосипедах, роликах и самокатах, занимаются на уличных турниках, играют в бадминтон, теннис и другие игры.

  • В выходные мы с родителями и друзьями ходим отдохнуть в нашем городском в парке. Сейчас лето и на улице очень жарко, но в парке в тени деревьев очень приятно прятаться от жгучего солнца. Вокруг огромное количество палаток с мороженым и другими вкусными сладостями. Вдоль парковых аллей стоят деревянные скульптуры, изображающие сказочных персонажей. Здесь есть Золушка и Белоснежка, Черномор со своей свитой, Буратино с Мальвиной, Курочка Ряба и Колобок, и много других любимых сказочных героев.
    Белка грызет шишкуКроме того, в парке очень много пушистых белок. Они совсем не боятся людей и берут орешки и семечки прямо из рук. Отбегают недалеко и смешно едят свою «добычу». А все что не могут съесть, запасают на зиму, хотя и зимой в парке им не придется голодать.
    На одной из аллей размещен маленький зоопарк, где дети могут посмотреть на диких животных. Все они появились в этом зоопарке после того как их раненных или заболевших находили в ближайших лесах егеря. Животных лечили и потом оставляли в вольерах, чтобы взрослые и дети могли ближе познакомится с обитателями лесов в нашем крае. Там можно увидеть лисиц, волков, дикого кабана, енота, зайцев, косуль, оленей и много других лесных жителей.
    Еще в нашем парке есть много интересных развлечений. Особенно нам нравится аттракцион с растянутыми канатами и подвесными лестницами. На нем можно ощутить себя в джунглях и представить, что мы с ребятами соревнуемся в ловкости с Тарзаном. Этот аттракцион называется «Веревочный парк». А кроме того, мне очень нравится колесо обозрения, которое поднимается выше деревьев и за парком можно увидеть березовую рощу, где можно собирать грибы и ягоды. А дальше до самого горизонта тянется бескрайнее поле, усеянное красивыми полевыми цветами: васильками, ромашками и маками.
    По нашему парку можно гулять без конца. Парк расположен на берегу озера. Вдоль озера растянулся пляж с чистым золотистым песком. Озеро не очень глубокое, вода в нем быстро прогревается и поэтому купаться разрешается хоть целый день. Озеро очень красивое и в нем водится рыба. На лодочной станции можно взять напрокат лодку, катамаран, надувной матрас. А также можно весело провести время на аттракционе «Зорб». Это огромный прозрачный шар, который спускают на воду, и ты внутри него можешь шагать по воде. Очень велело и захватывающе.
    А в камышах возле одного берега озера живет пара прекрасных белых лебедей. Они совсем ручные и берут еду прямо из рук людей,Белый лебедь которые отдыхают на пляже. Лебеди даже зимой остаются на озере и прячутся от стужи в красивом домике, построенном специально для них. Зимой в парке тоже много интересного. На озере замерзает лед и его превращают в огромный каток, а крутые берега используют в качестве горок для спуска на санках и лыжах. Все это можно тоже взять на прокат.
    Я очень люблю гулять в парке. Там никогда не бывает тоскливо, и всегда много людей. Летом купаешься в озере, зимой катаешься на санках, осенью и весной можно просто прогуливаться и любоваться красивыми деревьями и цветами.

  • В самом конце парка находится небольшое озеро, по нему плавает пара лебедей. Их присутствие добавляет романтики и живости в общий фон рощи. Влюблённые зачастую сравнивают свою любовь с лебединой, фотографируются на их фоне, а маленькие детки вовсе приходят в восторг от этих гордых птиц.
    Берег озера усыпан камнями, на которых гости парка пишут своё имя. Этот ритуал напоминает стену памяти, чтобы парк тоже запомнил своих гостей.
    Роща в парке разрастается с каждым годом. Ведь студенты, волонтеры, да и просто местные жители занимаются посадкой деревьев. Больше всего мне приглянулись берёзы – символ России. Они хрупкие, тонкие с зелёными листочками и чёрными насечками. Каждое дерево подписано, тем самым, мы можем посадить своё дерево и приходить к нему, следить за его ростом.
    Для человека важно иметь что-то своё, особенно если это связано с природой. Работники парка подготовили новые места в роще для посадки деревьев, кто знает, может завтра, именно ты захочешь посадить своё дерево. Это могло бы стать хорошей семейной традицией и примером для детей.
    Время в парке пролетает мгновенно. Кажется, что ты только пришёл, но вот уже город запылал фонарями, и машины несутся вдаль. Парк закрывается и людям спешат по своим делам. Завтра его ворота снова откроются для новых мечтателей.

  • Я очень люблю воскресенье, потому что этот день мы обычно проводим всей семьёй. Мы ходим в цирк, на различные концерты, в зоопарк, в кино, в дельфинарий, а недавно были в аквапарке. Также очень часто, если на улице стоит хорошая погода, мы с родителями гуляем по городу, отдыхаем в парке.
    В парке много развлечений на любой вкус: здесь можно и покататься на аттракционах, и сфотографироваться, а один раз я даже покатался на лошадях. Этот день я буду помнить долго, лошади были очень красивыми и я получил непередаваемые ощущения. По воскресеньям в парке можно встретить много знакомых, все отдыхают здесь целыми семьями. Часто и мы зовём с собой на прогулку бабушку и дедушку. Они у меня очень активные и любят проводить с нами время, да и так они много гуляют и путешествуют. Летом по воскресениям мы гуляем и едим мороженое, осенью собираем красивые листья для гербария, а зимой лепим снеговиков и снежных баб, катаемся с горок и играем в снежки.
    Папа очень часто устраивает нам отдых на природе, по крайней мере, один раз в месяц по воскресеньям мы выезжаем на природу на шашлыки. Папа везёт нас в лес, готовит мангал, ставит палатку, жарит шашлыки, в чём-то мы ему помогаем, но в основном он всё делает сам. Пока папа жарит мясо, мы с мамой гуляем по лесу, собираем ягоды или грибы. А летом, когда на улице стоит жаркая погода, мы ездим на пляж. Там всегда есть чем заняться: мы загораем и купаемся, играем с мамой и папой в разные активные игры и просто гуляем по берегу, собирая интересные камешки и ракушки. Любой воскресный день для нашей семьи – это настоящий праздник, который мы всегда проводим вместе!

  • Мы с родителями и нашим любимым псом часто ходим в парк, где наслаждаемся свежим воздухом и прекрасной природой в любое время года. Летом парк весь в зелёном цвету и невероятно красивый, осенью здесь в основном присутствуют жёлтые и оранжевые тона, что тоже выглядит очень красиво. Здесь есть всё, чтобы люди смогли хорошо отдохнуть: скамейки, аттракционы и прекрасные пейзажи.
    Иногда я замечаю, что люди просто стоят и вдыхают воздух, в утреннее время он особенно свеж. Действительно, воздух в нашем парке самый чистый во всём городе. Здесь не бывает запаха выхлопных газов и бензина, которые так надоели нам в городской жизни. В парке просто можно отдохнуть от городской суеты. Моя собака очень любит здесь резвиться, ведь только в парке можно побегать от души, погоняться за мячиком и поваляться в траве.
    В зимнее время парк становится сказочно белым. В это время года здесь почти нет людей, но очень красиво. Мы с родителями и зимой любим прогуливаться по парку и наслаждаться природой. Здесь можно поиграть в снежки, покататься на лыжах или слепить что-нибудь из снега. Как говорит мой папа, зимний парк – это настоящий рай для лыжников, так как здесь часто встречаются люди, любящие этот вид спорта. Жаль только, что зимой долго не погуляешь, так как на улице довольно холодно и уже через пару часов начинаешь сильно мёрзнуть.
    В эти выходные мы снова планируем пойти в парк и нагуляться на все будни. В здоровом теле, здоровый дух и это в большей степени зависит от прогулок на свежем воздухе.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Прогулка в парке» читают:
    Сочинение на тему «Природа»
    Сочинение на тему «Прогулка в лесу», 4 класс

  • Урок – викторина

    Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное

    содержание

    Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста,

    наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

    Задачи урока: 1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;

    2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;

    3) воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся.

    Формирование УУД

    Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, знать, что такое псевдоним, что такое сюжет, причудливый сюжет.

    Метапредметные

    Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала 19 века.

    Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

    Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока. Выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки

    Вид урока: урок — викорина.

    Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

    Оборудование: ноутбук; портрет автора; картинки, иллюстрирующие произведение.

    План урока:

    1.Организационный момент.

    1.1. Объявление темы урока.

    1.2. Целеполагание, планирование урока.

    2.Домашнее задание.

    3.Проверка ранее усвоенных учениками знаний.

    3.1. Проверка домашнего задания.

    3.2. Анализ текста.

    3.3. Просмотр отрывка из мультфильма «Черная курица, или Подземные жители»

    4.Физкультминутка.

    5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

    5.1. Викторина.

    6.Подведение итогов урока.

    6.1. Ответы на вопросы.

    6.2. Выставление оценок.

    6.3. Рефлексия.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Психологический настрой. Внутренняя мотивация учебно – развивающей деятельности.

    — Здравствуйте! Взгляните друг на друга и подарите улыбку. Возьмитесь за руки, почувствуйте прикосновение тепла товарища и пожелайте ему всего наилучшего. У каждого на парте лежат сердечки разных цветов, я вас попрошу определить, какие эмоции сейчас вас переполняют, выбирая сердце, которое соответствует вашему внутреннему состоянию: красный – положительный, розовый — волнение, желтый – беспокойство, и в конце мы проверим, изменится ли ваше настроение.

    1.1. Объявление темы урока

    1.2. Целеполагание, планирование урока

    1. Домашнее задание.

    Задача. Ознакомься с перечнем домашних заданий разных уровней сложности, выбери одно, которое тебе под силу выполнить.

    Средний уровень – составить план к сказке.

    Достаточный уровень – устно составить характеристику одного из персонажей.

    Высокий уровень – подготовить тестовые задания к сказке.

    (Слайд 1)

    1. Проверка ранее усвоенных учениками знаний

    3.1. Проверка домашнего задания.  Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках? 

    Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип.

    В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.

    3.2. Анализ текста

    Ответы на вопросы

    Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть

    из жизни мальчика XVIII века?

    (Волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей.)

    Какие события и явления можно назвать в этом повествовании

    сказочными, фантастическими? Подтвердите это примерами из текста.

    (Жители подземелья, сад, деревья в саду, зверинец, охота на лошадях.)

    Реальные события – жизнь в пансионе, отношения с детьми, учителями.

    — Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

    (Не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся.)

    — Почему изменилось отношение детей к Алёше?

    (Стал гордым, высокомерным, заносчивым.)

    — А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?

    (Он потерял волшебное зёрнышко.)

    Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”.

    — Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?

    (Навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания.)

    — А для нас это с вами урок?

    — Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?

    Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?

    (Хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным.)

    — Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?

    К чему привела неблагодарность Алёшу?

    (Он предал маленьких жителей.)

    — Как вы понимаете слова Чернушки:

    Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

    (Легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться.)

    — Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?

    (Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться.)

    3.3. Просмотр кадра мультфильма “Алёша прощается с Чернушкой”

    — Если так трагично заканчивается сказка, жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство, то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки?

    Побеждает ли добро над злом? (Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком.)

    3.4. Работа в парах

    — Разделите страничку на две части.

    Давайте запишем качества характера Алеши до получения волшебного зернышка и после.

    (Слайд 2, 3)

    4. Физкультминутка

    5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний

    Работа в группах (викторина)

    Класс поделен на три группы. Каждой группе на листочках раздается по 5 вопросов, над которыми они размышляют в течение 2 минут, после чего каждая команда отвечает на вопросы по очереди. Чья команда небрала больше очков, та и победила.

    (Слайд 4, 5)

    1 группа

    1.  Каков рост маленьких людей, живших в подземелье? 
    2. Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене? 

    3. «За обедом учительница между прочими разговорами заявила, что чёрная курица непонятно куда скрылась.
    — Впрочем, — добавила она, — беда невелика, если бы и пропала…». Почему «учительница» не расстроилась из-за пропажи чернушки? 
    4. Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?
    5. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

    2 группа
    1. Что такое “шандалы”? 
    2. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? 
    3. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку 
    4. Назовите спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? 
    5. Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

    3 группа
    1. Для кого Погорельский написал сказку?
    2. Чем любил заниматься Алёшенька в свободное время? 
    3. Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. 
    4. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”? 

    5. Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? 

    6. Подведение итогов урока

    6.1. Ответы на вопросы

    Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

    1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

    2.Слушать внутренний голос совести.

    3.Быть требовательным к себе.

    4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

    (Слайд 6)

    6.2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке

    6.3. Рефлексия

    1. сегодня я узнал…

    2. было интересно…

    3. было трудно…

    4. я выполнял задания…

    5. я понял, что…

    6. теперь я могу…

    7. я почувствовал, что…

    8. я приобрел…

    9. я научился…

    (Слайд 7)

    Выберите сердечко, которое сейчас соответствует вашему внутреннему состоянию.

    Задача. Написать на сердечке фломастерами одним предложением ответ на вопрос, чем понравился урок?

    После этого один из учеников, зачитывая записи, подводит итоги урока.

    Тема: «А. Погорельский.
    «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
    достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

    Цель урока: формирование
    нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.
    Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»;  развитие
      навыков   выразительного   чтения.   Сказочное   и
    реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
    ответственность за свои поступки.

    Задачи урока:

    — познакомить учащихся с личностью А.
    Погорельского;

    — показать, в чем нравоучительный смысл
    сказки;

    — повторить знания учащихся о сказке;

    — развивать умение грамотно и полно давать
    ответы на вопросы;

    — развивать умение обобщать
    проанализированный материал;

    — продолжить формирование умения
    определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за
    поступками героев литературной сказки;

    — духовно – нравственное воспитание учащихся.

    Предварительное задание:
    прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского,
    подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить
    сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

    Ход урока

    1.    
    Орг. момент.

    Оформление записей в
    тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и
    тему: 
    «Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители.
     Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет.
    Нравоучительное содержание

    Запишите эпиграф :
    «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
    Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать? В чём состоит главная
    особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?

    (Добро всегда побеждает зло. Зло всегда
    наказано).

    Как вы думаете, почему эпиграфом к
    сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
    учащимися целей урока)

    3.    
    Актуализация знаний.

    Что такое сказка? (
    Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических
    событиях и приключениях.)

    • Какие виды сказок вы знаете? Чем
      отличается литературная  сказка от народной? Какие народные сказки
      знаете?

    4. Слово учителя.

    — Народная сказка
    сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно
    встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к
    фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй
    половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму,
    повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и
    Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не
    перечесть…..

    — Со сказками этих писателей вы познакомились
    в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А.
    Погорельского?

    — Что вы знаете об авторе этой сказки?

    5. Сообщение о писателе (индивидуальное
    задание).

    Слово
    учителя

          В 1783 г. в Тульской губернии, в
    имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
    что после смерти отца он учился в частном пансионе.
          Еще один писатель, Алексей Алексеевич
    Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
    некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
    очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
    пансионы?
          Существительное пансион образовано
    от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
    пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
    содержании и обучались разным наукам.
          Представьте себе русских дворян, которые
    живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
    России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
    на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
    два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
    нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян
    в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских
    городах.
          В семьях рождаются дети. По закону того
    времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
    обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
    далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
    детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
    жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
    Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
    обычно возвращались домой, в свое поместье.
          Телефонов в то время не было, телеграфа
    тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
    Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
          — Какие бы чувства испытали вы,
    оказавшись в такой ситуации?
          Отдавали детей в пансионы и дворяне,
    которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
    Санкт-Петербурге.
          Мы сегодня будем читать сказку, в которой
    главный герой живет в таком пансионе.
          Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
    Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
    частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
    Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
    философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
    1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
    этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
          В 1817 г. у Алексея Перовского родился
    племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
    Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
    поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
    из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и
     в 1829 году сочинил для него сказку «Черная курица, или
    Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
          — Что такое псевдоним?

    Псевдоним — придуманное
    литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
    Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом
    Антония Погорельского. /Имение писателя называлось «Погорельцы», и
    это имя стало связано с ним навсегда.

    Итак, я хочу пригласить вас  в
    путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

    – В какое время происходят события? С тех
    прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли
    слова были понятны?

    Ребята, пояснения незнакомых слов есть на
    листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним
    обратиться.

    Кто же  главный герой этого
    произведения?

    Кто такой Алёша? Как он попал в пансион?
    (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

    Давайте сейчас вспомним, какая с ним
    произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с
    помощью  иллюстраций – слайдов к сказке.

    Работаем  в группах.

    1 группа готовилась к работе над эпизодом
    «Алеша в пансионе»

    1.   Расскажите
    о любимых занятиях Алеши.

    2.   Почему
    Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

    3.   Кого
    ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

    4.   Как
    Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на
    руке, и курочка убежала)

    2
    группа « Неудачная попытка»

    5.   Чего
    испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
    неё вышла курочка)

    6.   Куда
    Чернушка повела Алешу?

    7.   Кого
    испугался Алеша и почему?

    8.   Как
    Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
    большая, и отбивалась от рыцарей)

    9.   Почему
    в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

    3
    группа «Алеша в Подземном городе»

    10. Как
    Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

    11. Кем
    оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

    12. Что
    увидел мальчик в подземном царстве?

    13. Какое
    желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

    14. Какой
    предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

    15. Какое
    условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

    16. Как
    отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким
    ленивым)

    4
    группа «Алеша и жители Подземного города»

    17. Найдите
    в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

    18. Какие
    диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки,
    кроты)

    19. На
    кого охотятся в Подземном царстве?

    20. Что
    узнал Алеша о жителях Подземного царства?

    21. О
    чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что
    значит быть скромным?

    5
    группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

    22. Как
     ведёт себя Алёша  после подарка короля?

    23. Что
    произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

    24. Как
    был наказан мальчик?

    25. Расскажите
    о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

    26. Что
    произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
    предательства Алеши?

    Аналитическая беседа. Фантастическое
    и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

    Ребята, мы завершили обсуждение содержания
    произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами
    сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события
    и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -,
    (волшебное число “3” – три сна

    волшебный предмет – конопляное зёрнышко

    чудесные превращения

    курица разговаривает с Алёшей.

    А есть ли отличие этой сказки от народной?

    У нашей сказки есть автор, а у народной его
    нет.

     Это литературная сказка

    Ребята, еще в начале урока мы сделали
    акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К
    какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы
    детей)

    — Какие особенности сказки заставляют
    нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
          — Какие факты, описания показывают нам
    действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
    события и обычаи той эпохи?
          — Могла ли такая сказка быть народной?

    Сделаем вывод: сочетание
    реального и фантастического — одна из особенностей литературной
    сказки.
                — Похож
    ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
    отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
          Дети заметят, что герой народной сказки
    однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
    сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
    сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
    главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
    заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
    относиться к своей жизни.
          Есть еще один важный вопрос, на который
    могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
    двести лет назад. 
          Дети могут удивиться тому, какие уроки
    (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
    текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
    и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
    называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет
    начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века,
    когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это
    абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека
    состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не
    привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
          Несмотря на то что наука постепенно
    развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
    анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
    церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
    оказалась исключительно велика.
          В течение последних двух столетий
    педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
    Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
    те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
    Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
    объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
    мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
    анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
    Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
    сравнивать.
          — Если бы мы получили волшебное
    семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
    математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
    программу?
          Семечко помогало воспроизводить, повторять,
    от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную
    задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить
    можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

    III. Нравоучительное содержание
    сказки

    Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
    Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
    принадлежит эта сказка?
          — Чему учит пример превращения Алеши?
    (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое
    собственным трудом может приносить радость и счастье. )

    — Автор в этой сказке учит нас на
    примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые
    наставления. Найдите эти абзацы.
          1) «Совесть часто его в том упрекала,
    и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
    того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
    выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
    исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
    учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
          2) «— Не
    полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от
    пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь,
    а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и
    строго смотреть за собою» (с. 146—147).
          3) «…для исправления самого себя
    необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю
    самонадеянность» (с. 147).
    Подведение итогов урока.

    Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли
    вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

    Выставление оценок учащимся за работу на
    уроке.

    Домашнее задание

    Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить
    в подарок конопляное семечко? »

    Тема: Однородные члены предложения. Знаки
    препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово.

    Цели урока:

    Образовательные: Знать опознавательные признаки
    однородных членов предложения; уметь находить однородные члены в предложении;
    соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;
    обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

    Развивающие: Формирование языковой и
    коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения анализировать,
    сравнивать, обобщать и систематизировать предложенный материал;

    Воспитательные: Формирование аккуратности,
    усидчивости, внимательности, самостоятельности, уважения друг к другу, умения
    работать в команде; создание атмосферы творчества и успеха.

                                                    
    Ход урока

    1.
    Организационный момент:


    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем наш урок. Открыли тетради, записали
    число, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

    2.
    Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала  для
     наблюдения.


    Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его
    Михаилом.

    Выходил
    он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё
    лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились
    строки… Давайте их послушаем. Прочитай, пожалуйста, …

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел

    Постучал в окошко,

    Пробежал по крыше,

    Поиграл немного

    Ветками черёмух,

    Пожурил за что-то

    Воробьёв знакомых

    И расправил бодро

    Молодые крылья,

    Полетел куда-то

    Вперегонки с пылью.

           
                         
                         
                         
             ( Михаил Исаковский)

    3.
    Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.


    Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила
    Исаковского?

    Каким
    вы себе представили  образ ветра?  (Весёлым, подвижным, радостным…)

    Кого
    напоминает ветер?  ( Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле
    и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)

    -Молодцы,
    ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста

     И
    ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра?
    (Глагол)


    Что необычного в этом стихотворении? ( Всё стихотворение состоит из одного
    предложения)

    ВЫПИШИТЕ 
    грамматическую основу этого стихотворения ( Ветер вышел, постучал, пробежал,
    поиграл, пожурил и расправил, полетел)

    .
     Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (
    7 сказуемых и одно подлежащее)

    На
    какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? ( Что
    сделал? Прошедшего времени,  мужского рода, единственного числа)

    С
    какой интонацией  они читаются? ( С перечислительной интонацией)

     Как
    называются подобные предложения? Однородные члены предложения.  


    Молодцы, ребята .

    4.
    Формулирование темы и запись в тетради.


    Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.   Запишите
     тему
    урока  в тетради, где мы оставили две строчки для темы.

     5.
    Целеполагание.


    Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЗНАКИ
    ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ
    . Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных
    членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на таблицу и
    давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об
    однородных членах и чему мы хотим научиться?

    Чтение
    и работа  с таблицей.

    Что нужно знать?

    Что надо уметь?

    Признаки однородных членов
    предложения

    1.                
    Находить  в тексте однородные члены предложения

    2.                
    Правильно расставить знаки препинания

    3.                
     Употреблять их в  своей речи

     6.
    Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и
    индивидуальной работы с последующей проверкой.


    Давайте попытаемся наши знания и умения применить в работе с текстом

     
                         
                         
                         
                Осень.

     
                   Осень пришла и завладела
    садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы
    и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно.
     днём и ночью.

     
                    Начался листопад.
    Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы
    находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада  лежали
    жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.

     
                         
                         
                         
                         
             К. Паустовский.

    Работа
    с текстом.

    1.                
    Найдите в тексте предложения с однородными членами.

    2.                
    Какими членами предложения являются однородные члены предложения?
    ( любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение,
    обстоятельство.)

    3.                
    Какими  частями речи они выражаются? ( одной и той же частью
    речи)  

    4.                
    На какие вопросы  они отвечают? ( на один и тот же вопрос)

    5.                
    К какому члену предложения они относятся  (относятся к одному
    и тому же члену предложения)

    6.                
    С какой интонацией  произносятся? ( с перечислительной)

    7.
    Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.


     Мы проработали с текстом и увидели, что однородные члены предложения
     имеют признаки, например, отвечают на один и тот же вопрос

    -Вот,
    вы сами назвали все признаки однородных членов. Давайте  ещё раз уточним и
    закрепим. ( Дети читают по одному)

    Физминутка

    Контроль
    усвоения знаний с последующей проверкой.

    Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть
    грамматическую основу предложений и определения.

    Ст..ят последние дни поз..ней ос..ни. На
    синем неб… в..сят белые обл..ка. В пр..зрач..ном воздух.. плывут тонкие нити
    паутины. На высокой ел… уселась стайка ч..рных др..здов.

    — Какие члены предложения вы знаете?

    — Назовите главные члены предложения? А
    второстепенные?

    — Что вы знаете о подлежащем? Сказуемом?

    — Что знаете о дополнении, определении,
    обстоятельстве?

    Молодцы, все верно. Все вспомнили
    совершенно верно.

    Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую
    задачу
    :

    1.                
    из
    предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

    2.                
    из
    предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите
    обстоятельство

    3.                
    из предложения Я
    шагнула вперёд 
    возьмите сказуемое

    4.                
    из
    предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите
    определение

    5.                
    из
    предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите
    дополнение

    Полученное предложение записывается на
    доске, и один из учеников разбирает его по членам предложения.

    ·                    
     «Собери слово».

    ·                    
    Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте
    новое слово.

    ·                    
    Безрадостный  —  приставку

    ·                    
    Ошибка  —  корень

    ·                    
    Беспорядочный  —  суффикс

    ·                    
    Красная  —  окончание

    ·                    
    — Какое слово получилось?  (Безошибочная)

    ·                    
    Составь словосочетание с этим словом, выдели главное слово и
    зависимое.

    ·                    
    5. Подведение итогов урока

    ·                    
    – Давайте еще раз вспомним, какие члены предложения
    называются однородными.

    ·                    
    – Пред какими союзами всегда ставим запятую в предложениях с
    однородными членами?

    ·                    
    – В каком еще случае ставится запятая в предложении с однородными
    членам

    ·                    
    – Когда между однородными членами запятая не ставится?

     
        Рефлексия

    — Подведем
    итог: что мы знаем об однородных членах предложения?

    (Знаем
    признаки однородных членов предложения: отвечают на один и тот же вопрос;
    является одним членом предложения; относится к одному и тому же члену
    предложения; обычно выражены одной и той же частью речи; произносится с
    перечислительной интонацией)


    что мы умеем ?

    1.
    Находить в тексте однородные члены предложения.

    2.
    Правильно расставлять знаки препинания

    3.
    Определять их синтаксическую роль

    Домашнее
    задание:

    Заранее
    написать на доске

    Напишите
    небольшое сочинение на тему: «Я, мои одноклассники и моя школа», используя
    предложения с однородными членами.

    Осень.

         Осень
    пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В
    саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали
    в окно.  днём и ночью.

         Начался
    листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на
    книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада
     лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому
    снегу.

    К.
    Паустовский.

    Осень.

         Осень
    пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В
    саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и
    заглядывали в окно.  днём и ночью.

         Начался
    листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на
    книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада
     лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому
    снегу.

    К.
    Паустовский.

    Осень

          Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.
    Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз
    головой на ветках и заглядывали в окно.  днём и ночью.

         Начался
    листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на
    книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада
     лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому
    снегу.

    К.
    Паустовский.

    Осень.

         Осень
    пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В
    саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и
    заглядывали в окно.  днём и ночью.

         Начался
    листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на
    книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада
     лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому
    снегу.

    К.
    Паустовский.

    Осень.

         Осень
    пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В
    саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и
    заглядывали в окно.  днём и ночью.

         Начался
    листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на
    книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада
     лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому
    снегу.

    К.
    Паустовский.

    Осень

          Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.
    Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз
    головой на ветках и заглядывали в окно.  днём и ночью.

         Начался
    листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на
    книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада
     лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому
    снегу.

    К.
    Паустовский.

    Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

    Цель: продолжить обучение выразительному чтению и анализу литературной сказки, сделать выводы о необходимости самовоспитания.

    Целевая аудитория: 5 класс

    Ход урока

    1. Опрос по домашнему заданию
    2. Мотивация учебной деятельности
    3. Постановка целей и задач урока
    4. Работа над темой урока
    1. Слово учителя.

    — Антоний Погорельский – это имя, которым подписывался Алексей Алексеевич Перовский. Вымышленное имя он взял, из названия села Погорельцы, где жил.

    А.Погорельский был одним из образованнейших людей своего времени. По его инициативе в 1811 году при Московском университете было организовано Общество любителей российской словесности и фольклора. Он был участником Отечественной войны 1812 года. В 20-х годах 19 века Погорельский переехал в свое имение, где воспитывал племянника – будущего писателя Алексея Толстого, для которого была написана сказка «Черная курица».

              2. Работа с текстом.

    1) Выразительное выборочное чтение эпизодов (на выбор учителя)

    2) Вопросы и задания к тексту

    * сколько лет было мальчику, когда его отдали в пансион?

    * найдите и зачитайте описание мальчика в начале повествования.

    * какие чувства он испытывал, оторвавшись от дома?

    * что его утешало?

    * о чем мечтал Алеша? Найдите и зачитайте.

    * чем он любил заниматься в свободное время? Кто стал другом Алеши, кого он защищал?

    * платила ли курица ему тем же? Докажите текстом

    * как вы думаете, почему из всех, кто был рядом с ним, мальчик привязался к курице?

    * Расскажите, как Алеша спас Чернушку?

    * За что наградил король Алешу? Только ли за спасение Чернушки?

    * Зачитайте, каким стал Алеша, получив волшебное семечко.

    * почему он изменился?

    * представьте себя на его месте. Что бы вы попросили? Вы бы изменились? В какую сторону?

    * какие чувства испытал мальчик, когда потерял зернышко и не смог рассказать заданное?

    * почему он не смог исправиться сразу?

    * докажите, опираясь на собственный опыт, что слова Чернушки правдивы: «Не полагай, что легко исправиться от пороков (недостатков), когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

    * как вы понимаете слова из повести, прокомментируйте их: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть»; «Не для того дан ум, чтоб вы во зло его употребляли».

    * как вы считаете, справедливо ли был наказан мальчик?

    * какое более сильное наказание он получил?

    * кто оказался благороднее: Чернушка или мальчик? Обоснуйте ответ

    * ради себя ли министр просил мальчика исправиться?

    * какова идея этой повести?

    * как вы считаете, Алексей Толстой, для которого писал Погорельский это произведение, прочитав его, понял его идею?

    3. Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

    Если вы обратили внимание, мы называем произведение то сказкой, то волшебной повестью. Действительно, волшебством пронизан весь текст, поэтому и жанр четко определить здесь невозможно. Но есть в произведении и реальные события, места, о которых говорит автор.

    Заполните таблицу, указав 3-4 примера волшебного и реального в этом произведении.

    Реальное

    Сказочно-фантастическое

    Имена, места, события, чувства

    События, предметы

    1. Практическая работа

    Соедините стрелочками имена и понятия

    •  
    •  
    •  

    Алеша                                             Благородство                     Чернушка

    •  
    •  
    •  
    •  
    1. Рефлексия

    Какие выводы после прочтения произведения вы сделали?

    1. Домашнее задание

    — Прочитать сказку А.Платонова «Волшебное кольцо»

    — Нарисовать иллюстрацию к сказке «Черная курица»

    7. «На закуску»

    •  
    1. Город, в котором происходили события волшебной повести.
    2. Подземные жители, о которых читал в свое время главный герой повести.
    3. Должность, которую занимала Чернушка при короле.
    4. В средневековье: тяжело вооруженный конный воин, с такими сражалась Чернушка, их деяния наизусть знал мальчик.
    5. Вид походки лошади, этим видом езды воспользовались главные герои, возвращаясь на лошадях в зал.
    6. Волшебный предмет, помогавший главному герою отвечать уроки наизусть, не уча их.
    7. Чувство, которое не покидало мальчика, когда он попал в пансион.
    8. То, в чем участвовал главный герой, вместе с Чернушкой скача на «лошадках».
    9. Имя главного героя.

    Просмотр содержимого документа

    «А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.»

  • Фантастические рассказы русских писателей
  • Фантастические рассказы о космосе
  • Фантастические рассказы слушать бесплатно
  • Фантастические сказки для детей читать
  • Фантастические рассказы про время