Фантастический рассказ про муравьев

Слайд 1автор проекта: нужно ли охранять муравьев нечаев егор 7а класс руководитель проекта: учитель биологии гбоу сош 918 николайчик

Слайд 1

Автор проекта: НУЖНО ЛИ ОХРАНЯТЬ МУРАВЬЕВ Нечаев ЕГОР 7«А» класс Руководитель проекта: Учитель биологии ГБОУ СОШ № 918 Николайчик С. Н.

Слайд 2

Цель проекта: — Исследовательская работа о значении и использовании полезных муравьев. — Количество муравейников повсеместно уменьшается. Основной причиной является человек. Охрана муравьев должна стать эффективной уже сейчас, не дожидаясь занесения рыжих лесных муравьев в «Красную книгу». Мы, школьники, должны стать настоящими подвижниками в борьбе за сохранения муравьев. А чтобы стать их защитниками нужно познакомиться с удивительным миром – с миром вездесущих муравьев. — Изменить отношение общественности к проблеме охраны полезных муравьев.

Слайд 3

Муравьи Познакомьтесь с удивительным миром муравьёв

Слайд 4

В мире более 12000 видов муравьёв Медовые муравьи Огненные (красные) муравьи Рыжие муравьи В раздутых зобиках брюшка запасы жидкой углеводной пищи Обладают сильным жалом и ядом, чьё действие сходно с ожогом от пламени

Слайд 5

Где живут муравьи? Большинство видов муравьев живет в земляных норах, но у нас есть четкое представление о муравьином доме — муравейнике. Этот уникальный вид жилища свойственен только одному, но широко распространенному в средней полосе России виду — рыжему лесному муравью.

Слайд 6

Даже небольшое нарушение целостности надземной части муравейника (например, если поворошить муравейник палкой) полностью разрушает структуру муравьиного жилища, и на ее восстановление требуется немало времени. Муравейник внутри -это сложнейшая сеть лабиринтов и камер. Некоторые из них уходят на глубину 3-4 метра

Слайд 7

Муравьи- это общественные насекомые. Общество насекомых, как организм многоклеточного животного, состоит из отдельных элементов, каждый из которых не может существовать без остальных. Только здесь не клетки, а отдельные организмы. Если посадить муравья в банку, он скоро погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет.

Слайд 8

Муравьи-общественные насекомые КАЖДЫЙ ОГАНИЗМ-ЭЛЕМЕНТ ВЫПОЛНЯЕТ В СЕМЬЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ФУНКЦИЮ. Это первая и главная особенность такого общества. На начальной стадии оно делится только на три группы – самцов, осуществляющих функцию размножения, плодущих самок , или «цариц», выполняющих функцию размножения и расселения, и рабочих , которые выполняют все работы по уходу за половыми особями, по строительству и обороне гнезд, по добыванию пищи.

Слайд 9

самка

Слайд 10

Трофалаксис

Слайд 11

Трофалаксис- обмен пищей и информацией между всеми членами муравьиной семьи. Как показали лабораторные опыты, капля пищи, принесенная одним муравьем в гнездо, через 20 часов распределяется между сотнями особей. Самки всех общественных насекомых выделяют вещества, которые слизывают ухаживающие за ними рабочие а затем распределяют их среди всей общины. Стоит самкам исчезнуть, как поведение рабочих особей резко меняется. Рабочие муравьи начинают воспитывать из личинок не рабочих, а самок, рабочие особи рыжих лесных муравьев начинают откладывать яйца. Рабочие бурого лесного муравья могут принять самку любого вида того же рода, которую они убили бы раньше. С пищей передается и другая более сложная информация. Какие-то загадочные механизмы сигнализируют рыжим лесным муравьям о потребностях в новых самках при увеличении пищевых ресурсов..

Слайд 12

Нужно ли охранять муравьев

Слайд 13

Значение муравьев. Без муравейника невозможно представить себе полноценный сосновый лес. Колонии этих насекомых — необходимая часть лесной фауны, они выполняют множество экологических функций. Недаром муравьёв прозвали санитарами леса. Муравьи всеядны — это универсальные хищники и падальщики. Активно поедая личинок вредных насекомых — жуков, бабочек — они сохраняют лес. За сезон один большой муравейник лесных муравьев уничтожает от 100 тыс. до 1 млн. вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи — эффективные защитники насаждений от хвоегрызущих и листогрызущих вредителей. Для защиты плантаций лесопосадок лесники переселяют муравьев искусственным путем.

Слайд 14

Значение муравьев. Муравьи способствуют повышению плодородия почвы. Они перемешивают ее, насыщают кислородом и рыхлят на глубину 50-70 см, обогащают органическими веществами. Поедая семена растений, муравьи способствуют их распространению — ведь не всю добычу им удается дотащить до муравейника. Муравьи поедают отмершие части растений и деревьев.

Слайд 15

Значение муравьев. В медицине рыжие лесные муравьи используются как лекарственное средство животного происхождения. Сухих и живых муравьёв используют для приготовления медицинских препаратов — муравьиного спирта и настойки при лечении суставов и невралгий.

Слайд 16

Охранный статус Рыжие лесные муравьи включены в «Красный список угрожаемых видов» международной Красной книги Всемирного союза охраны природы в статусе Lower Risk/near threatened (таксоны, близкие к переходу в группу угрожаемых). Также включены в некоторые региональные Красные книги и списки редких животных, например в Красную книгу Москвы.

Слайд 17

Что нужно сделать для охраны муравейников: Запретить сбор куколок (так называемых муравьиных яиц). Необходимо вводить в практику вывоз в лесосек главного пользования всех имеющихся там муравейников. Спасенных муравьев переселять в другие участки леса, где их нет или численность гнезд слишком мала. Настоящими подвижниками в борьбе за сохранение муравьев должны стать школьные лесничества. Повсеместно развернуть массовые агитации : выпустить массовыми тиражами плакаты и листовки, выставлять тысячи аншлагов. Широко использовать радио, телевидение, областную и местную печать. Проводить работу по учету и инвентаризации муравейников. Оценивать общую численность гнезд. Необходимо огораживать муравейники в зеленых зонах городов, в местах массового отдыха, вдоль дорог и туристских троп, в массивах, где обитает большое количество кабанов, разоряющих гнезда. Пункт об охране муравьев должен быть включен в закон об охране природы.

Слайд 18

Есть ли вредные муравьи ? Муравьи как утилизаторы отмерших деревьев, могут нанести вред и стройматериалам , и человек защищает от них свой стройматериал. Не стоит заселять чёрными муравьями сад , так как они питаются медвяной росой, выделямой тлёй,а значит способствуют её расселению. Есть грозная армия муравьев кочевников, после нашествия которых на поверхности почвы не остается ничего живого. Они существуют на планете миллионы лет, они неистребимы, поэтому с ними нужно просто уживаться, изучая их удивительные тайны.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

Материал купола муравейника собран в Раменском районе Московской области 14.10.2012г. В средней полосе России к середине октября все насекомые уже приготовились к зимовке. Поиски активных муравьев, проведенные в Раменском, Можайском и Солнечногорском районах Подмосковья не принесли никаких успехов. Но в образце материала купола, помещенном в пластиковую банку с крышкой случайно оказалась рабочая особь и несколько мелких насекомых – мирмекофилов. Только двух из них удалось из гнездового материала.

Слайд 26

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: Мирмекология – наука о муравьях. Мирмекофилы – в переводе на русский означает «любящие муравьев». Полиэтизм – разделение труда между рабочими особями общественных насекомых. Симбиоз — сожительство организмов разных видов, приносящее взаимную пользу. Симфилы – нахлебники, живущие в гнезде общественных насекомых, питающиеся за счет хозяев. Трофалаксис – обмен пищей между отдельными членами, в которых вовлечена вся колония насекомых. Феромоны — вещества, выделяемые животными, которые изменяют поведения животных того же вида.

Ссылка на сообщение ,

Рассказ имеет необычную форму — это половинка диалога пожилого чудака-учёного со своим собеседником, слова которого в диалоге отсутствуют. Получился как бы монолог, речь от первого лица.

Читать было интересно хотя бы потому, что до этого я не знал, что изучением поведения муравьёв занимается отдельная научная дисциплина — мирмекология. Ну и написано это произведение было во времена, когда кибернетика и «компьютерная наука» делали свои первые шаги. Норберт Винер, Джон фон Нейман, Клод Шеннон ещё только-только закладывали основы, а первый электронный программируемый компьютер ENIAC был создан всего за полтора десятилетия до написания рассказа. В год написания рассказа в космосе побывал первый человек. Казалось, что наука и техника стоят на пороге экспоненциального, взрывного, безграничного роста. До мыслящего компьютера — рукой подать.

Сейчас, конечно, этот рассказ потерял часть своей привлекательности именно потому, что мы знаем о том будущем, которое наступило впоследствии. Но сама атмосфера тех лет с её одержимостью научными исследованиями, верой в безграничные возможностей науки, придают рассказу особый, непередаваемый оттенок.

Ссылка на сообщение ,

Сто лет не читала Лема. Да и вообще уже успела подзабыть, какая она, настоящая фантастика. Не жвачка про попаданцев и не сопли-с-сахаром про прекрасных эльфов. А то, с чего, собственно, и начинался наш с вами любимый жанр литературы. Научная фантастика. Кладезь идей, источник вдохновения и интересных знаний.

Итак, сюжет. Одержимый ученый бьется над созданием искусственного разума. Понимая, что все работы по данной проблеме ведутся неверными путями, начинает изучать работу эволюции на примере муравьев. И потратив миллион долларов и одиннадцать лет своей жизни, добивается успеха. Но осознав, ЧТО создал, он приходит в ужас.

Помнится, в Понедельнике АБС, была такая шутка: «…человек — это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона». А в каждой шутке, есть, как известно, лишь доля шутки. Что если homo sapiens – не вершина эволюционной пирамиды, а лишь ступень на пути к совершенству? Очередной неудачный эксперимент Природы. Всего лишь субстрат для технической эволюции, цель которой – чистый разум. Лишенный шелухи глупых эмоций, неуместных чувств и слабостей несовершенного физического тела. Та же концепция технологической сингулярности вполне допускает подобный вариант развития событий. Такое видение будущего может пугать. Кому понравится быть недолговечным (сравним со временем существования динозавров или насекомых) промежуточным звеном между биологией и технологией? Но и искусственные ограничения, как в данном рассказе, могут лишь временно задержать наступление этого момента. Так может стоит просто начать приспосабливаться?

Ссылка на сообщение ,

Станислав Лем гениален. Его попытка выйти за пределы мышления человеческого разума породили «Солярис», «Непобедимый» и «Формулу Лимфатера». Но если в «Солярисе» и «Непобедимом» описан разум, который заведомо не может быть человеческим, то в «Формулe Лимфатера» всё гораздо сложнее. Фактически, Лем описал человека, обладающего почти абсолютным знанием и являющегося абсолютным альтруистом.

Это, с одной стороны, попытка представить то состояние разума, к которому должен прийти человек в результате эволюции — и, с другой стороны, попытка представить существо, стоящее выше интересов своей личной судьбы.

Я считаю, что в данном рассказе Станислав Лем очень точно описал ряд черт человека далёкого будущего — вышедшего на принципиально новый уровень развития. Конечно, не в области всеведения, а в области отношения к другим существам и себе самому. И неважно, как выглядит этот человек — в виде обезьяноподобного Homo Sapiens или в виде коллоида. Вспомним «Двое лишних» Деймона Найта — не внешний вид определяет, кто является человеком, а кто нет — это определяют только мышление и поступки.

Дикарь не может понять логику действий человека феодального общества, поскольку он мыслит алогично. Человек феодального общества не может понять мышление человека буржуазно-демократического общества, поскольку у него в голове не укладываются идеи развития и прогресса, равенства людей перед законом независимо от их происхождения, идея свободы личности, право человека самому вершить свою судьбу, и т.д. А как понять, каким будет человек на следующей стадии развития, или даже ещё более высокой? Нам этого не понять — но то ощущение, пробирающее до дрожи, которое испытываешь при чтении данного рассказа, говорит о том, что Станислав Лем приоткрыл перед нами один из высоких уровней восприятия человека далёкого будущего. И, возможно, благодаря данному рассказу, приблизил это будущее, сделав его менее далёким.

Ссылка на сообщение ,

Рассказ при первом прочтении кажется выше среднего, но при перечитывании становится очевидной непроработанность основной идеи. Будучи тесно привязанным к реальным биологическим и кибернетическим знаниям, рассказ требует более аккуратного обращения с научными данными. Непроработанность скрыта туманными фразами и общими словами, поэтому при первом чтении она не очень заметна. Научный поиск одержимого идей ученого показан отлично, но сама его личность остается крайне схематичной. Один раз прочитать стоит, но, поверьте, лучше не перечитывать. Испортите первое впечатление.

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастический рассказ от классика мировой фантастики.

Рассказ ученого, одержимого идеей построить искусственный разум, основанный на совершенно новом принципе работы. Главному герою удается найти этот принцип и создать электронный мозг, но в результате получается не совсем то, что ожидалось и великий ученый приобретает новую идею-фикс.

:glasses:Примечательно, что в рассказе полностью изложен цикл проведения опытно-конструкторской разработки от научных изысканий и эскизного проекта, до создания и отработки опытного образца, и все это без занудных научно-технических подробностей и живым литературным языком, вложенным в уста главного героя.

Ссылка на сообщение ,

Как немного биологу, этот рассказ Лема показался мне достаточно наивным, в чем ни в коем случае нельзя винить самого автора, который, как известно, имел медицинское образование. Скорее это было сделано для читателя. У это произведения другая выдающаяся черта: рассказ поражает подробностью описания научного поиска, начатого фактически с нуля. Ради этого стоит его прочитать.

Ссылка на сообщение ,

Ученый Лимфатер пытался идентифицировать и затем катализировать химические реакции в мозгу, отвечающие за развитие у существа, так называемого, «шестого чувства». Выяснилось, что при катализе этих реакций происходит разрушение структуры и существо погибает. Таким образом, экстрасенсорный и сверхгениальный мозг возможно получить только умертвив его. Здесь на помощь ученому приходит кибернетика со своими «электронными мозгами», которые не привязаны к белковой структуре вещеста. Прежде чем создать свою сверх-машину, ученому пришлось её «умертвить», а затем она опять ожила…

Идея очень оригинальна, хотя читается сложно. Лем вообще сложно пишет. Поэтому, его литература не для всех…

Ссылка на сообщение ,

С моей точки зрения это, возможно, лучшее произведение теперь уже, увы, покойного мэтра. Суметь упаковать столько филосовских идей, концепцию сверхразума, ощущения гениального изобретателя и маленького человека в два десятка страниц… Великолепно!

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, одна из самых захватывающих вещей пана Станислава (самых, вообще-то, десятка два). Опубликованная у нас в 1963 году в одном флаконе с воспоминаниями Ийона Тихого, выделялась из ряда и произвела очень сильное впечатление, не изгладившееся за сорок с лишним лет. Не о многих книгах могу такое сказать. Факторы, влияющие на возникновение и развитие разума на примере маленького Акантиса, который вполне мог заменить нас с вами, да не повезло. И неизбежность нашего ухода… Гениально.

Ссылка на сообщение ,

Жуть. Это вам не вампирами пугать!

Пан Станислав — король ужасов! :)

Ссылка на сообщение ,

Феноменальной логики ппоизведение! Такую цепочку стройно и четко выложенных суждений, идей и выводов я не видел почти нигде… Потрясно, ТАКОЕ о разуме я еще, пожалуй, не читал…

9 баллов… =)

Ссылка на сообщение ,

А и впрямь, быть может, человек — это лишь переходный этап к венцу творения: рюмке коньяка с лимоном?:biggrin: Хотя всё это очень грустно:frown:

Ссылка на сообщение ,

Подробное описание хода мыслей ученого при рещении научной задачи. Есть о чём задуматься. Захватывает.


весь текст



4 086 зн., 0,10 а.л.

  • Аннотация
  • Статистика

Примечания автора:

Давно задумывал этот рассказ, но что-то не мог его написать. И вот всё-таки осилил.
Авторская деградация или эксперимент — не знаю, решайте сами.


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

andresla 636794611413324224

Занудкин


Сильно!

А слабо раскатать до повести?)

 раскрыть ветвь
 1

slava3333g 637732796209085057

 раскрыть ветвь
 0

evgenialobinceva 637472368297221677

julia


Вообще не мой жанр, но почитала бы роман на основе «Муравейника»! Единственное, о чем я готова поспорить — о том, что в муравейнике не должно быть песен и другого искусства. Должно и было бы! Весь вопрос в том, что это была бы за музыка. Если вы когда-то были на стадионе, где все поют хором, то знаете, какое бывает ощущение — нет «я» — один общий организм, охваченный одним настроением. 

 раскрыть ветвь
 1

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Кстати, да. Согласен. Я почему-то об этом не вспомнил. Причём в пример можно привести не только стадион, но и историю: становление СССР и Нацистской Германии.

Но опять же, песни должны быть пропагандистские. Либо вообще не быть песнями… а чем-то… типа криков на стадионе. Как «ББ» и минутка ненависти в «1984».

Но с другой стороны… я всё-таки орудовал муравьями. И в трилогии как раз-таки искусство было признаком «я». Типа, искусство — это абстрактное мышление и т.п. и т.д.

P.S. Я тоже хотел бы прочитать роман на основе «Муравейника». Надеюсь, такой человек найдётся.

 раскрыть ветвь
 0

ternovsky51 637658305297668151

Юрий Терновский


Роман написать, конечно, можно, взяв за основу рассказ с внедрением муравья, только зачем? Жизнь в своем кошмарном проявлении вокруг нас уже гораздо круче всякого сочинения… И вся дрянь в том, что это уже далеко не фантастика, не утопия и не… антиутопия.   

 раскрыть ветвь
 4

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Повторяю и буду повторять: всё всегда одинаково. Мы не жили раньше лучше и, скорее всего, не жили хуже. Всё всегда одно. А сейчас жизнь очень даже прекрасна. Можете немного полистать комменты к этому рассказу — я там всё-таки решил пообъяснять человеку.

А вообще не люблю в споры есть. Теряет истина достоинство своё, когда её мы защищаем рьяно.

Не хотите писать — не надо. Предложение было для тех, кто действительно заинтересован и любит писать антиутопии.

Возможно, немного грубо выразился, извиняюсь. Удачи)))

 раскрыть ветвь
 3

solvaty2 637537585310887545

Jain Solvaty


Вебер нервно курит в сторонке:) Мне рассказ понравился, люблю антиутопии ? Муравьи в голове это сильно, хорошо, что не тараканы, но тут сразу смысл бы сместился ? 

 раскрыть ветвь
 4

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

А причëм здесь Вебер?) 

Антиутопии — это, конечно, прикольно. Но было бы круто написать что-то крупное в этом мире. Но жаль, я такое не потяну… 

 раскрыть ветвь
 3

Podvalny


Я думаю, что не каждое последующее поколение лучше предыдущего. А учитывая, что жизнь развивается по синусоиде, то за подъемом следует падение…

 раскрыть ветвь
 3

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

А какая разница? 

Для людей это утопия, они свято верят в светлое будущее и счастье. На то и антиутопия

 раскрыть ветвь
 2

vstar 637601234401052266

Всеволод Стариков


Как антиутопия — ничего нового, но написано хорошо. Ещё, так, между делом, рекомендую тебе прочитать рассказ Анны Старобинец «Переходный возраст» — вспомнил в начале. 

Концовка в принципе… ну… канает. А вообще мы сегодня оба насекомые) 

 раскрыть ветвь
 2

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Есть новое. Это внешний разум, люди не сами к этому пришли.

Я сейчас ничего не читаю.

Я не насекомое. Я Волк. Всегда

 раскрыть ветвь
 1

id3619004541 637610278567845687

Явные Сказки


Сдаётся мне под муравьёв замаскировались тараканы)))

 раскрыть ветвь
 3

vstar 637601234401052266

 раскрыть ветвь
 0

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Не-не-не, тараканы — это уже совсем другая история)))

 раскрыть ветвь
 1

niipost 637204445349488889

Игорь Никонов


? +1

ПС. Возможно, опечатка: не «люди были глупы», а «люди не умели думать». ? 

 раскрыть ветвь
 2

slava3333g 637732796209085057

 раскрыть ветвь
 1

Написать комментарий

slava3333g 637732796209085057


46K



0



1 244

Критики и аудитория определились с лучшими играми сезона, а значит пора предвкушать новинки, которые будут нас развлекать уже через несколько месяцев. Среди самых ожидаемых проектов 2022 года — продолжение культовой серии S.T.A.L.K.E.R., которое вернет фанатов в мрачные декорации Чернобыля. А пока проект шлифуют и полируют, мы вместе с VOKA вспоминаем, как вообще в видеоиграх появился жанр постапокалипсиса и какие ключевые игры этого направления стоит успеть открыть для себя.

Человечество с момента своего появления шло нога в ногу с гипотетическим апокалипсисом — и если своими действиями не приближало стрелку часов судного дня к полуночи, то по крайней мере активно фантазировало на эту тему в различных произведениях искусства. Параллельно с этим авторы задумывались и о том, с чем столкнутся счастливчики, пережившие конец света.

Первым постапокалиптическим произведением по своей сути можно считать уже библейский рассказ о Ное и его ковчеге. Мужчина после всемирного потопа восстанавливает жизнь на Земле — чем вам не представитель жанра? Но формально, конечно, его отсчет начался чуть позже: в 1816 году в литературе появляется видение конца света от лорда Байрона в стихотворении «Тьма», благодаря которому в искусстве возникает архетипический сюжет о «последнем человеке».

К популяризации таких историй приложила руку и Мэри Шелли, королева готического романа, которая в произведении «Последний человек» рассказывала о мужчине, спасающем семью в охваченном чумой мире. Изучал тему и Герберт Уэллс, посвятивший постапокалипсису «Машину времени» и «Войну миров». А в ХХ и ХХI веках сюжеты и вовсе ушли в народ и получили множество вариаций: фантасты представляли гибель человечества от рук пришельцев, из-за экологической катастрофы, падения метеорита, пандемии, ядерной войны и даже восстания суперзлодеев.

Добрался жанра и до кинематографа. В картине «Пятерка» 1951 года выпуска Арч Оболер рассказывал о разномастной компании в традициях классических анекдотов (обычном жителе Нью-Йорка, беременной женщине, неонацисте, афроамериканце и банковском клерке), пережившей нуклеарную катастрофу. Джордж Ромеро еще в 1968 году привел на экраны зомби-апокалипсис в «Ночи живых мертвецов». А Джордж Миллер исследовал тревожное будущее, связанное с истощением природных ресурсов, в «Безумном Максе». У светлых умов кинематографа идей было немало, и с каждым годом они только эволюционировали.

Конечно, эта тема не могла миновать растущий рынок видеоигр, для которого это был оптимальный сеттинг: фантастические реалии здорово сочетались с оправданным насилием, против которого сложно было бы возразить даже самым ярым моралистам — на следующий день после конца света не приходится считаться с зомби и злобными мутантами, так и норовящими отгрызть голову случайному выжившему. И первые попытки исследовать плодотворный жанр начались уже в 80-х.

На грани катастрофы

Пожалуй, первой постапокалиптической игрой можно считать шутер для аркадных автоматов под названием Robotron: 2084. Проект, реализованный в 1982 году, предлагал пользователям спасти захваченную враждебными роботами Землю. Или, по крайней мере, помочь редким уцелевшим людям. Правда, сто процентов времени геймерам приходилось сражаться с пикселями на экране и только — ни о каком кинематографическом развитии событий речь не шла.

Годом позже появились и другие эксперименты в жанре. Экшн Ant Attack отправлял всех желающих на поиски выживших в город, захваченный гигантскими муравьями, причем выглядело это более чем достойно для 1983 года: разработчики в принципе позиционировали свой продукт как «первую трехмерную изометрическую игру». Среди серых декораций постапокалиптики разворачивалась пронзительная история любви — пользователь мог определить пол своего персонажа и спасти свою вторую половинку.

Впрочем, оба проекта в свое время никто не рассматривал как исследование постапокалипсиса. Robotron: 2084 вызывал восторг из-за сумасшедшего геймплея, построенного на максимальном вовлечении всех доступных человеку рефлексов, и таким образом оказал нешуточное влияние на индустрию. Ant Attack в принципе относили скорее к прародителям подходам survival horror. С этим несложно согласиться: кроме краткого синопсиса, обе игры вряд ли могли похвастаться детальным сеттингом, который так важен для жанра.

С другой стороны были проекты вроде WarGames, адаптации фильма 1983 года «Военные игры». Он подбирался к миру после ядерной катастрофы иначе, изучая скорее тот самый момент, когда человечество взяло курс в неизвестность с радиоактивным пеплом и румяными грибными шляпками. Разрушенных городов и полчищ мутантов там нет — потому что цель игры как раз и состоит в том, чтобы такой исход не допустить. Так или иначе, именно с этого момента тема нуклеарной катастрофы надолго пришла в индустрию.

Первые рейнджеры ядерных пустошей

В 1988 году в уже подготовленную почву попало зерно идеи Брайана Фарго — талантливого разработчика и основателя компании Interplay Entertainment. Как и многих, его безумно привлекал постапокалипсис: «Одна из вещей, которые, как мне кажется, делают постапокалиптическую фантастику интересной, — это то, что все происходящее кажется крайне правдоподобным — мы всего лишь на расстоянии одного нажатия кнопки от ядерной пустоши».

Именно такой сеттинг Брайан определил для своего грядущего хита Wasteland. Выпущенная сразу для трех платформ — ПК, Apple II и Commodore 64, — игра рассказывала о постъядерной Америке и «Пустынных рейнджерах» — потомках солдат США, которые даже спустя десятилетия пытаются всеми силами охранять порядок и спокойствие на радиоактивных территориях.

На просторах пустоши пользователи могли собирать персональные отряды из нескольких бойцов и отправляться в приключения по миру, который чутко реагировал на действия команды и сохранял все изменения. Бои проходили по типу других популярных ролевых игр того времени: со строками текста и тщательно выверенными показателями характеристик игроков. Новинкой для жанра стал тот факт, что неигровым персонажам из команды игрока можно было давать приказы, которые они без лишних слов выполняли.

Дополнительный антураж в весьма хардкорную игру привносили так называемые «Параграфы» — пространные блоки текста, которые сопровождали игру в бумажном виде и помогали раскрыть ее сюжет. История в принципе оказалась запоминающейся, вплоть до кратких боевых комментариев о том, что враги «превращаются в тонкий слой красной пасты» или «взрываются, как кровяная колбаса».

Wasteland стала мгновенным хитом, которому обязаны многие современные постапокалиптические игры. Увы, продолжение серии под названием Fountain of Dreams оказалось куда более глупым и нескладным — и почти поставило крест на проекте Брайана Фарго.

Но на самом деле почти убил сагу о рейнджерах в пустошах не этот своеобразный сиквел, а компания EA, которая отказалась делиться с разработчиками из Interplay правами на франшизу.

Дивный новый мир и бутылочные крышки вместо денег

Wasteland 2 в конечном счете вышла — уже в ХХI веке. А пока возможности поработать над ней не было, студия Interplays залечивала разбитое сердце и продумывала новый проект в знакомых декорациях ядерного постапокалипсиса. Им стала культовая сага Fallout.

Сюжет вселенной развернулся не в самом далеком и вполне понятном будущем Земли, в котором серия войн за ресурсы привела к тотальному ядерному Армагеддону. Малая часть населения спаслась благодаря технологичным бункерам компании Vault-tec и, проснувшись в новом мире, в котором Штаты превращены в выжженные Пустоши, вынуждена привыкать к новым обстоятельствам. Деньги заменили бутылочные крышки, биологическое оружие превратило чудом спасшиеся формы жизни в жутких мутантов, бывшие солдаты США трансформировались в своеобразный рыцарский орден, защищающий технологии и знания, а бандиты запустили свои руки в ростки новой цивилизации.

Если ранняя ядерная фантастика 70-х и 80-х ставила перед собой цель скорее предупредить новые поколения о гипотетических угрозах «мирного атома», то серия Fallout принимала такой вариант развития событий как данность. Катастрофа случилась, и авторы не хотели сюсюкать и читать доктрины о том, как это предотвратить. Вместо этого они сконцентрировались на дивном новом мире и правилах выживания в нем.

«Идея состояла в том, что Пустоши — новый дом для уцелевших людей, а мир, который был до катастрофы, почти не имеет к ним отношения, — делился своими впечатлениями вице-президент Bethesda Пит Хайнс. — Их реальность такова: „Это то место, где я живу, это моя жизнь, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы она была хороша…“».

Впрочем, сама серия, которая продолжает оставаться актуальной по сей день, эволюционировала из одной части в другую. Поначалу она продолжала изометрическое дело Wasteland с характерными диалоговыми экранами и системой найма помощников. Затем пересела на фирменный движок Bethesda с видом от третьего лица, заполучила большой открытый мир и фирменную систему прицеливания VATS, которой бы позавидовал даже самый прогрессивный шутер.

В 2018 году сага получила даже масштабное развитие в онлайн-режиме — и хотя Fallout 76 все еще остается сырым и совсем не обязательным, с этим можно смириться. Менялся и тон игр: если в третьей части серии атмосфера была донельзя безнадежной и депрессивной, то четвертый эпизод серии все чаще спешил подбодрить игрока.

Влияние Fallout переоценить сложно. Миссию, полученную от Wasteland, проект унес в массы и популяризировал по всему свету. В том числе благодаря ему, пожалуй, родился и горячо любимый на постсоветском пространстве проект S.T.A.L.K.E.R., более близкий, понятный и в то же время болезненный.

Декорации опустошенных Штатов сменила Зона отчуждения, ядерную войну — авария на Чернобыльской АЭС, а горстку уцелевших, стремящихся найти место под новым солнцем, — сталкеры, мужчины честной судьбы, ищущие финансовое благополучие и личностное развитие в богом забытом месте. И хотя кажется, за пределами периметра мир жив и более-менее здоров, внутри его рыщут мутанты, а пейзажи нагоняют тоску не меньше Пустоши.

Все сорта конца света

Сейчас постапокалипсис в индустрии видеоигр уже не кажется экспериментом: жанр ушел в мейнстрим, ярчайшие представители которого с завидным постоянством претендуют на звания игр года. И неумолимо меняют представление о том, какими вообще должны быть проекты в таком сеттинге.

Например, видеоигра Rage от id Software дерзко смешала узнаваемые черты Wasteland и Fallout с подходом классического «Безумного Макса»: герои будущего Земли, пережившие столкновение с астероидом, борются за каждый новый день жизни на унылой и разбитой планете с мутантами и бандитами, а адреналиновые перестрелки регулярно уступают место не менее адреналиновым гонкам на монструозных машинах, словно сошедших с кадров ленты Джорджа Миллера.

Экшн I Am Alive взял курс на исследование социальной катастрофы — после землетрясения американский город, срисованный с Чикаго, оказывается в руинах, а власть в нем переходит к бандам мародеров. Взаимопомощь оказывается немодной, и люди могут надеяться только на себя. В таких условиях герой должен воссоединиться со своей семьей, выживая и поступательно пробираясь к цели, сражаясь как с очевидными бандитами, так и с просто загнанными в угол горожанами. Игра на деле оказывается самым настоящим сурвайвалом: с постоянной нехваткой боеприпасов, голодом и усталостью.

Культовая серия The Last of Us, как бы ни пыталась мимикрировать под классический зомби-апокалипсис, в первую очередь рассказывает пронзительную историю отношений контрабандиста Джоэла и его новой «дочери» Элли. А заодно делает невеселые выводы о человечестве в духе «Ходячих мертвецов»: даже в мире после пандемии, превратившей бóльшую часть населения в кровожадных зомби, для человека зачастую куда более опасным противником остается другой человек.

А другой шутер с зомби в качестве пушечного мяса, Left 4 Dead, в свою очередь, концентрируется не столько на сюжете о последствиях эпидемии, сколько на ярком игровом процессе. Разработчики не рассуждают о нормах морали нового мира, его иерархии и философии, а просто бросают группу игроков в мясорубку войны с чудовищами — это здорово освежает на фоне заумных конкурентов проекта

Постсоветские геймеры получили свою альтернативу S.T.A.L.K.E.R. — шутер «Метро 2033», основанный на серии книг Дмитрия Глуховского. В нем ядерная перестрелка между главными мировыми сверхдержавами отправила жителей Москвы в подземку — единственное место, способное укрыть от опасностей новой радиоактивной реальности. Работали над серией «Метро» отчасти те же люди, которые выпускали «Тени Чернобыля», поэтому выглядит игра первоклассно, а одновременно знакомый и неуютный мир из книг Глуховского раз за разом искусно меняет понятия о том, кто в новых условиях друг, а кто враг.

В конце концов, благодаря гениальности Хидео Кодзимы мы увидели Death Stranding — притчу, позволяющую пересмотреть свое отношение к курьерскому делу, которое, оказывается, может быть единственной тропой к цивилизации даже в совсем потерянном мире. Но если серьезно: кажется, игра предложила одну из самых необычных постапокалиптических историй за все время существования жанра — с сырыми пейзажами, темпоральными дождями, жуткими Тварями из другого мира и младенцами в колбах, способными их обнаружить.

Кажется, пока что авторы из индустрии видеоигр и близко не исчерпали все идеи развития для жанра. Да и реальная жизнь подбрасывает только новые поводы — с некоторыми, например, мы живем уже два года. А значит, постапокалипсис на экранах компьютеров и консолей закончится совсем не скоро.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Фантастический рассказ про школу
  • Фантастический рассказ придумать самим
  • Фантастический рассказ календера царевича
  • Фантастические существа из русских народных сказок
  • Фантастический рассказ солдатики из посылки