Фантастический рассказ календера царевича

Scheherazade, op. 35 композитор дата премьеры 03.11.1888 жанр страна россия симфоническая сюита состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя,

Scheherazade, Op. 35

Композитор

Дата премьеры

03.11.1888

Жанр

Страна

Россия

Симфоническая сюита

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, струнные.

История создания

Scheherazade Went on with Her Story, illustration from Arabian Nights (1928) by Virginia Frances Sterret.

«В середине зимы (1887—1888 годов. — Л. М.), среди работ над «Кн[язем] Игорем» и прочим у меня возникла мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады»…» — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. Лето 1888 года композитор с семьей проводил в Нежговицах — имении своего знакомого в Лужском уезде Петербургской губернии. Оттуда он писал Глазунову: «Я задумал выполнить во что бы то ни стало затеянную давно оркестровую сюиту на «1001 ночь»; припомнил все, что у меня было, и заставил себя заняться. Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь».

Нерадостный тон письма вызван тем, что 80-е годы были для композитора трудным временем. Росла семья, которую нужно было содержать. Чрезвычайное количество различных обязанностей — профессура в консерватории, исполнение должности помощника управляющего Придворной певческой капеллой, участие в издательском деле М.П. Беляева, в концертах РМО, редактирование музыки ушедших из жизни друзей — все это почти не оставляло ни времени, ни душевных сил для творчества. Тем не менее, именно в эти годы им создаются прекрасные произведения, в том числе «Шехеразада», которая стала одной из вершин симфонического творчества композитора. На автографе партитуры сохранились даты написания каждой из четырех частей сюиты: в конце первой части — 4 июля 1888 года, Нежговицы. В конце второй — 11 июля, в конце третьей — 16 июля, в конце всей партитуры — 26 июля. Таким образом, все произведение было написано менее, чем за месяц.

Римский-Корсаков в основу сюиты, посвященной В. Стасову, положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь», широко распространенных в разных (как в полном, так и в сокращенных и адаптированных) изданиях. Этот сборник — памятник средневековой арабской литературы, источники которого восходят к персидским сказаниям IX века, окончательно сложился в XV веке, а с XVII века довольно широко распространился на Востоке в списках. В 1704—1717 годах появился его первый перевод на французский язык А. Галла- на. На русский язык перевод с французского издания впервые был осуществлен в 1763—1777 годах. Таким образом, русским читателям уже более ста лет были широко известны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря Шехеразады.

Партитуре композитор предпослал программу, составленную им самим по началу сборника: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.

Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально композитор дал название каждой части: «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», однако нигде не дал указаний, к каким именно сказкам отсылаются слушатели. Впоследствии он решил снять эти дополнительные разъяснения к программе: «Нежелательное для меня искание слишком определенной программы в сочинении моем заставило меня впоследствии, при первом издании, уничтожить даже и те намеки на нее (программу. — Л. М), каковые имелись в названиях перед каждой частью…» Следуя пожеланию композитора, исследователи его творчества никогда не занимались уточнениями программы по сказкам «1001 ночи». По свидетельству самого авторитетного исследователя творчества композитора А. Соловцова, «остается неясным, какие же именно эпизоды прославленного издания арабских сказок вдохновили Римского-Корсакова и как, в каких музыкальных образах воплощены они в сюите. <…> Римский-Корсаков вполне обоснованно подчеркивает… что в основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды… Действительно, картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом, это не повествование о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».

Первое исполнение «Шехеразады» состоялось в Петербурге 22 октября (3 ноября) 1888 года в первом из Русских симфонических концертов, состоявшемся в Дворянском собрании под управлением автора.

Музыка

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

Пролог сюиты открывается могучими и грозными унисонами, рисующими, как принято считать,образ Шахриара. После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает прихотливая мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада. Отзвучала скрипка, и на фоне мерного фигурационного движения у виолончелей, у скрипок снова появляется начальная тема. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы, непревзойденным певцом которых был автор — моряк, совершивший кругосветное плавание и как никто из композиторов умевший воплощать образы водной стихии. Вторая тема, звучащая в аккордовом изложении духовых, на миг (всего четыре такта) прерывает мерное движение накатывающихся волн. Нежное соло флейты выдержано в том же движении. Это плавно скользит по волнам корабль Синдбада-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части (реприза). В ее заключении тема моря звучит спокойно и ласково.

Вторую часть начинает тема Шехеразады, вслед за которой солирующий фагот исполняет прихотливую восточного склада мелодию, богато орнаментированную, развивающуюся вариационно в тембрах других инструментов. Это рассказ о восточных чудесах, все более взволнованный и увлекающий. Центральный раздел рисует события, о которых повествует рассказчик. Разворачивается картина битвы, в которой основная тема — бывшая тема султана, теперь потерявшая связь с первоначальным образом. Ритмически острый возглас тромбонов, интонационно сходный с ней, — тема битвы. Батальный эпизод прерывается развернутой каденцией кларнета. С пронзительным свистом высоких деревянных инструментов, звучание которых перекрывает флейта-пикколо, начинается следующий эпизод: проносится сказочная птица Рух. Повторяется картина битвы, а в заключительном разделе тему царевича Календера прерывают каденции. «Кажется, будто слушатели не могут сдержать волнения и горячо обсуждают описываемые события» (А. Соловцов).

Третья часть в спокойном темпе Andantino quasi allegretto имеет две основные темы: Царевича — лирическую, плавную, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммо- образными пассажами, — и Царевны, сходную с первой интонационно, но более оживленную, кокетливую, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры. Эти темы повторяются, варьируются, обогащаются новыми оркестровыми красками. Развитие прерывает тема Шехеразады, исполняемая скрипкой соло, но и далее продолжается ее рассказ о Царевиче и Царевне, который завершается угасанием звучности и нежным арпеджиато струнных.

Четвертая часть — самая продолжительная и богатая различными образами. Ее вступление — первая тема Пролога, которая здесь вновь меняет свое значение. Это уже не грозный Шахриар и не морские просторы, а радостный сигнал к началу праздника. После генеральной паузы звучит его последний мотив. Снова генеральная пауза. И капризная, усложненная каденция Шехеразады у солирующей скрипки не в одноголосии, как ранее, а в двухголосии, с аккордами в заключении. Еще более бурно, неистово вступает первая тема. Теперь она звучит более длительно, развернуто. Второе проведение темы Шехеразады также становится более возбужденным (в трех- и четырехголосных аккордах солирующей скрипки). А далее на остинатном ритме разворачивается картина праздника с различными сменяющими одна другую темами. В общее движение вплетаются и ранее звучавшие темы: мотив из рассказа Календера, мелодия
Царевны, воинственный возглас сцены битвы — как будто знакомые персонажи мелькают среди веселящейся толпы. Внезапно, на кульминации праздника, меняется картина: начинается буря. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны. Взвиваются и ниспадают пассажи арф, хроматические гаммы у высоких деревянных. Звучит тема битвы из второй части. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу. Успокаивается движение волн, все постепенно затихает. Задумчиво и спокойно исполняет каденцию Шехеразады скрипка. На пианиссимо у струнных проходит некогда грозная, а теперь смягчившаяся тема Шахриара. И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, тема прекрасной султанши.

Л. Михеева

Записи

Публикации

Ссылки по теме

Инфоурок

Музыка
Презентации«Что за прелесть эти сказки» Презентация к уроку музыки в 5 классе по программе «Музыка в школе» авторов Критской, Сергеевой

Тема урока музыки в 5 классе : «Народное творчество как часть общей культуры...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема урока музыки в 5 классе : «Народное творчество как часть общей культуры

Описание слайда:

Тема урока музыки в 5 классе : «Народное творчество как часть общей культуры народа. Фольклор в музыке русских композиторов.» «Что за прелесть эти сказки.» Программная музыка Н.А.Римского — Корсакова Выполнила учитель музыки БОУ СОШ № 10 МО Динской район станицы Васюринской, Краснодарского края Ткачёва Ирина Юрьевна

2 слайд

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композитора Н. А. Римского-Ко

Описание слайда:

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композитора Н. А. Римского-Корсакова – как музыкального сказочника;.ю. • расширить понятие «симфоническая сюита». Задачи: Образовательные: — познакомить детей с жанром “программной музыки” и её строением; -с жанром симфонической сюиты. Воспитательные: — воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки; -формировать музыкальный вкус; -приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики. Развивающие: — развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев. Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.

3 слайд

Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с ре

Описание слайда:

Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с реальностью, привлекал многих русских композиторов. Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи. Ни один из русских композиторов не отдал сказке столько души, сколько Николай Андреевич Римский-Корсаков. Языком сказки он рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал живописные картины природы. Но не меньше чем сказка, манило композитора море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей он бывал в походах на Балтике, а молодым морским офицером три года провел в плавании. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. Назовите оперы – сказки композитора?

4 слайд

Музыкальные произведения, созданные композиторами на основе литературного сю

Описание слайда:

Музыкальные произведения, созданные композиторами на основе литературного сюжета называются программными. Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание. Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Но не только русскими сказками был увлечен композитор. Сказки востока воплотились яркими образами в симфонической сюите «Шехерезада».

5 слайд

Музыкальный сказочник На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные

Описание слайда:

Музыкальный сказочник На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки «Тысяча и одна ночь», хорошо знакомые ему с детства. Сборник сказок «1001 ночь» — памятник средневековой арабской литературы, в котором собраны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря- Шехеразады. Сюита напоминает симфонию, состоящую из 4 частей. «Шахерезада» — одно из лучших симфонических произведений Н. А. Римского-Корсакова, сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора.

6 слайд

Средневековый тот арабский край Имел свои причуды и мораль…

Описание слайда:

Средневековый тот арабский край Имел свои причуды и мораль…

7 слайд

Царь Шахриар, обманутый женой, Искоренить решил неверность радикально, Чтоб о

Описание слайда:

Царь Шахриар, обманутый женой, Искоренить решил неверность радикально, Чтоб обрести утраченный покой, Он начал поступать… оригинально. Любая девушка, проведшая с ним ночь, На утро казнена была. Примером Та казнь служила. И никто помочь Ей был не в силах. Злость его душила. Была у мудрого визиря дочь — Придумала, как девушкам помочь. Тот план несложен, и лукав — Шехеразада, сказочку начав Ее закончить, вовсе не спешила. До первых петухов была мила С зорей, и дозволеньем шаха, спать ушла… Отсрочил казнь на день, затем, еще на срок, А сказок не кончается поток! Так, день за днем, история ткалась Без малого почти три года длилась Кто ж будет расточать немилость Коль жизнь и в интерес, и всласть…

8 слайд

Невесты подросли, но шах о них забыл, К Шехеразаде он поныне не остыл - Так в

Описание слайда:

Невесты подросли, но шах о них забыл, К Шехеразаде он поныне не остыл — Так велика у сказочницы сила, Гарем ему, единственная заменила… В основу симфонической сюиты легли отдельные, не связанные друг с другом эпизоды сказок… В «Летописи» Н.А. Римский-Корсаков прямо указывает на программность каждой из четырех частей сюиты:

9 слайд

Программным является любое произведение искусства, имеющее определённую основ

Описание слайда:

Программным является любое произведение искусства, имеющее определённую основу или сюжет. Симфоническая сюита «Шехеразада» состоит из 4 частей: Шахриар и Шехеразада. Море и Синдбадов корабль. Рассказ царевича Календера. Царевич и Царевна. Багдадский праздник. Корабль с медным всадником, разбивающийся о скалы.

10 слайд

I часть «Море. Синдбадов корабль». Эта часть сюиты построена на образах сказк

Описание слайда:

I часть «Море. Синдбадов корабль». Эта часть сюиты построена на образах сказки о Синдбаде-мореходе. Синдбад, путешествуя по морю, попадает в кораблекрушение. Мужество и твёрдость характера помогают ему преодолеть грозную морскую стихию.

11 слайд

Вступление. Шахриар и Шехеразада. Мелодия скрипки вьется извилистым тонким уз

Описание слайда:

Вступление. Шахриар и Шехеразада. Мелодия скрипки вьется извилистым тонким узором и напоминает изысканный восточный орнамент. Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения. Они предстают перед нами в самом начале сюиты, в ее вступлении. Сюита открывается воинственной музыкальной фразой, которая исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами. Она звучит грозно-величаво, напоминая слушателю о свирепом нраве восточного повелителя Шахриара. Но вот слышится совсем иная мелодия: мягко задушевное пение солирующей скрипки под нежные аккорды арфы. Это — прекрасная Шехеразада. (звучит тема Шехеразады из 1 части Симфонической сюиты)

12 слайд

II часть – «Фантастический рассказ Календера-царевича» «Дошло до меня, о вел

Описание слайда:

II часть – «Фантастический рассказ Календера-царевича» «Дошло до меня, о великий царь….» — так начинает Шехеразада каждую свою новую сказку. Этим словам соответствует появляющаяся в начале каждой части сюиты вдохновенная мелодия скрипки – тема Шехеразады. Во 2 части рассказчица ведет повествование от имени героя – Календера-царевича. Календерами на Востоке называли бродячих монахов, живущих подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевается в монашескую одежду. Музыка воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя.

13 слайд

III часть «Сказка о царевиче и царевне» Ее главные персонажи обрисованы с пом

Описание слайда:

III часть «Сказка о царевиче и царевне» Ее главные персонажи обрисованы с помощью двух тем восточного характера – мечтательной и нежной темы влюбленного царевича и грациозно-кокетливой темы царевны. Схожестью интонаций композитор подчеркивает общие нежные чувства между героями.

14 слайд

В IV части сюиты 2 картины: «Багдадский праздник» и «Корабль разбивающийся о

Описание слайда:

В IV части сюиты 2 картины: «Багдадский праздник» и «Корабль разбивающийся о скалу с медным всадником». Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником. В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады. Таким образом, в сюите нет единого сюжетного развития, то есть в каждой из частей композитор творит новую сказку, объединяющей нитью которых является тема очаровательной сказочницы Шехеразады, рассказывающей грозному султану свои чудесные сказки. «…Дошло до меня, о счастливый царь», — начинает новую сказку Шехеразада. Но теперь ее мелодия звучит взволнованно, ведь она собирается рассказать не только о радостных, но и о страшных событиях. Яркая картина народного праздника в Багдаде — грандиозный финал сюиты — объединяет многие ее темы, словно «собирает» героев произведения на веселом празднике. Но неожиданно веселье сменяется картиной грозного, бушующего моря.

15 слайд

Эпилог. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивает

Описание слайда:

Эпилог. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание. Мелодия главной партии , основанная на теме Шахриара. переливается медленными, ровными волнами на фоне могучего и мерного колыхания сопровождения. Временами возникают и мгновенно гаснут короткие «всплески»

16 слайд

Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - цветным с

Описание слайда:

Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром — цветным слухом. Выбор тональности Ми-мажор для темы Моря не случаен. Ми мажор в восприятии Корсаковым цветозвуковых соотношений окрашивался в темно-синий, сапфировый тон — цвет морской воды. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение. Вывод: Симфоническая сюита – это многочастное произведение, объединённое единым сюжетом.

17 слайд

Фантастический рассказ календера царевича

18 слайд

Фантастический рассказ календера царевича

19 слайд

Вокально – хоровая работа: «Добрые Сказки Детства» музыка Евгения Мартынова,

Описание слайда:

Вокально – хоровая работа: «Добрые Сказки Детства» музыка Евгения Мартынова, слова Роберта Рождественского 1.В детстве мы жили-были, Сказочно были-жили, В детстве все звезды ярче светили, Были дома большими. 2.Шли мы легко за днями, Щедрой была дорога. Ах, как сияло солнце над нами, Как его было много! 3.Как наше сердце билось! Как нам светло мечталось! Что-то исчезло, что-то забылось, Многое в нас осталось. 4. Солнце по небу катит, Вновь ему в небе тесно. Пусть в человеке светят, не гаснут Добрые сказки детства!

20 слайд

Рефлексия. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? - тема урока доступн

Описание слайда:

Рефлексия. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? — тема урока доступна и понятна; — тема не совсем понятна, надо повторить ещё раз; -тема совсем не понятна.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Фантастический рассказ календера царевича

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Фантастический рассказ календера царевича

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов

Фантастический рассказ календера царевича

  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДБ-346095

Вам будут интересны эти курсы:

Урок музыки с применением интерактивной доски и с использованием интерактивных приемов в 5 классе.

Тема урока: «Восточный фольклор в музыке Н.А. Римского-Корсакова»

Цель урока: познакомить детей с симфонической сюитой «Шехеразада», выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальное произведение.

Задачи:
Образовательные:

  • Продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творчество и исполнительскую деятельность детей.

  • Познакомить с понятием «программная музыка».

  • Дать характеристику образам Шахриара и Шехеразады.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки и творческой активности учащихся.

  • Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.

  • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического интереса, эмоциональной отзывчивости и любви к искусству.

  • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

Оборудование урока:

1. Мультимедийная доска, компьютер, проектор.
2. Презентация.
3. Синтезатор.
Межпредметные связи: Музыка, литература.

Ход урока:

I. Вход под музыку из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити» муз. Г. Гладкова

Эмоционально-психологический настрой на урок

Учитель: Ребята! Улыбнитесь друг другу, начинается наш урок, я рада вашим улыбкам и надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного.

Музыкальное приветствие

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

II. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель: Взаимосвязи каких искусств мы с вами раскрывали на протяжении прошлых уроков?

Дети: Взаимосвязи музыки и литературы.

Учитель: Правильно. И одной из граней этого соприкосновения было воплощение в музыке литературного фольклора – сказок, легенд, преданий. Давайте вспомним, с каким музыкальным произведением Вы познакомились на прошлом уроке? (Методический прием «Светофор». Светофор – это длинная полоска картона ( длиной — 9 см, шириной – 4 см), с одной стороны оклеенная красной бумагой, с другой – зеленой. Во время проведения устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают они ответ на вопрос (зеленая сторона – готов отвечать, красная – не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. После проведения устного опроса учитель имеет четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке (теме) дети усвоили хорошо, а что следует повторить еще раз).

Дети: С симфонической миниатюрой «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.

Учитель: Что же послужило литературной основой «Кикиморы»?

Дети: Литературной основой «Кикиморы» стало одно из сказаний русского народа.

Учитель: Верно. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов в музыке передал своё видение этого произведения. А как вы представили образ Кикиморы?

Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой «Шехеразада» известного русского композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова, учителя А.К.Лядова.

98671991 1

Учитель: В основе этой сюиты тоже лежит фольклор, но уже восточный.

Итак, тема нашего урока: «Восточный фольклор в музыке Н.А.Римского-Корсакова»

98671991 2

Учитель: Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять во все времена. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (Ответы детей – пустыня, змея, верблюд, солнце, песок)

Затем показывается слайд №

Учитель: Глядя на эти картинки, я думаю, вам будет легко подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении?

98671991 398671991 4

98671991 598671991 6

Ответы детей — верблюды, караван, песок, знойное солнце, пальмы, море, экзотические цветы и фрукты, шумный рынок, ковры и посуда с затейливым узорчатым орнаментом, индусы, причудливая мозаика дворца султана, восточные сказки…

Учитель: Восточные сказки… они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада – морехода, Алладина, Али-бабы… Это герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Учитель: Влечет Восток сияньем красок,
Зовет базарной суетой,
С Али-Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для падишаха свой рассказ,
Багдадский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шелковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живет красавица одна

Она зовется Шехеразадой

Она прекрасна и умна.

98671991 7

Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского – Корсакова, который по их мотивам написал симфоническую сюиту «Шехеразада», состоящую из 4-х частей. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Н.А.Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

98671991 8

С жанром сюита мы знакомы. Слово «сюита» нам уже встречалось на предыдущих уроках. Вспомните, что это за жанр и какое знакомое вам произведение написано в жанре сюиты? Дети вспоминают «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского и отдельные его части-пьесы, которые объединены одной темой.

Учитель: Да, действительно, сюита это цикл из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

98671991 9

Симфоническая сюита «Шехерезада» была написана Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение.

98671991 10

Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая словесную программу. Программой может служить название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения.

У Н.А.Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию и тоже состоит из четырёх частей. Сюита и части сюиты имеют названия, т.е. имеют программу. Можно сказать, что композитор настраивает слушателей на определённые сюжеты и образы.

Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шехаразада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Эту симфоническую сюиту можно сравнить с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин Востока.

98671991 11

Сейчас мы послушаем I часть симфонической сюиты «Шехеразада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шехеразаду. Хочу заметить, что музыка сюиты – это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады. Я попрошу определить характеры этих героев и их оружие.

98671991 12

98671991 13

Звучит музыка 1 части сюиты.

98671991 14

IV. Решение учебных задач

Учитель: Каковы характеры главных героев? Приём “Жокей и лошадь”. (Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами: Шахриар – какой? Шехеразада – какая?, вторые – с прилагательными, отвечающими на эти вопросы. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения).

По окончании все заносится на доску в таблицу. Приём “Создай паспорт” (Приём интерактивного обучения, использован для создания характеристик героев музыкальных произведений).

98671991 15

После заполнения таблицы опрос с применением методического приема «Светофор».

Учитель: Как звучит тема Шахриара? (Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь).

Учитель: Каково оружие же Шахриара? (грубая сила), а Шехеразады? (ее поэтический дар и безграничная фантазия).

Учитель: Похожи ли их характеры? (Нет. Они контрастны)

Учитель: Какие инструменты исполняют темы главных героев? (Шехеразада – скрипка соло; Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре).

Учитель: Какие особенности музыки придают теме Шехеразады восточный колорит? (мелодия Шехеразады напоминает затейливый восточный орнамент, как бы «вьется»)

Учитель: А сейчас послушайте 4-ю, заключительную часть сюиты и попытайтесь определить, какую картину нарисовала музыка. Движениями рук передайте образ могучего моря – то зачарованно-спокойного, то бурно-величественного. Композитор назвал эту часть «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем, игре ритмов, тембров. Обширный финал, который служит заключением всего цикла, рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. (В эпилоге сюиты тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита).

98671991 16

Учитель: Свои впечатления о прослушанной музыке я попрошу выразить в рисунках, которые вы нарисуете дома к следующему уроку.

Исполнение песни.

Учитель: Конечно, каждому из нас хочется, чтобы чудеса встречались не только в сказках, но и в реальной жизни. Давайте вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке и исполним ее. Исполнение песни «Волшебники» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити» муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового

V. Контроль знаний, обратная связь

Прием «Светофор»:

  • На каком музыкальном примере мы сегодня рассматривали связь музыки с литературой?

  • Что явилось основой этого музыкального произведения?

  • Какая музыка называется программной?

  • Назовите основные музыкальные темы сюиты.

  • Сколько в сюите частей?

  • Какими инструментами пользуется композитор для создания музыкальных образов Шехеразады и Шахриара?

Учитель: «Шехеразада» — одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это — рассказ одного лица — очаровательной сказочницы Шехеразады.

Домашнее задание.

Учитель: Нарисуйте, пожалуйста, дома свои впечатления от прослушанной 4-ой заключительной части сюиты. В классе мы устроим выставку ваших рисунков.

VI. Рефлексия

Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом – посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите тот, который соответствует вашему. А я посмотрю, с каким настроением вы уходите в свой класс…

98671991 17

Учитель: Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания.

98671991 18

Анализ работы учащихся на уроке и результаты урока. Урок проводился с использованием интерактивной доски, что способствовало активизации внимания детей, лучшему усвоению программного материала. Для снятия напряжения в урок было включено пластическое интонирование. С помощью приемов интерактивного обучения развивала внимание, мышление, речь. Ребятам очень нравится такая форма проведения урока. Все активно работали, урок прошёл в непринужденной обстановке. Ученики высказывали своё мнение, с желанием выполняли все предложенные задания.     Считаю, что урок решает триединую задачу: является обучающим, развивающим, воспитывающим. Дети справились с предложенным материалом, так как при подборе материала учитывались индивидуальные способности. Доброжелательная обстановка, взаимопомощь, оборудование урока оказали положительный эффект на результат урока. Урок достиг своей цели. Поставленные задачи были реализованы.

wahe

Начиная с XVIII  века искусство Востока воспринималось в России как явление экзотическое, а «художественная этнография» занималась тем, что более или менее удовлетворяла интерес культурного слоя общества к далеким странам и народам. В связи с этим в  русском искусстве XVIII –XIX веков Восток выступает как один из символов явлений неведомых, далеких и загадочных.

«Восточные сказки» Михаила Врубеля
М. Врубель (1856-1910) – один из величайших русских художников, творивших в русле экспрессионизма. На рубеже столетий он, как и многие его коллеги, обратился к романтизму, который в тот момент «не упустил случая приникнуть к Востоку». Вполне закономерно, что Восток рисовался в сознании мастера как сказочная страна, исполненная неповторимой загадочности и фантастической красоты. В частности,  это отразилось в его акварели «Восточная сказка», где все тонет в неистовом великолепии красок.
В такой же манере написано и большое полотно, выполненное маслом – «Девочка на фоне персидского ковра». Его можно назвать портретом-фантазией: художник изобразил знакомую девчушку как героиню восточной сказки: она находится в окружении тяжёлых красно-бордовых ковров, одета в атласное розовое платье, ее хрупкая шея увешена жемчужными ожерельями. Малышка смотрит грустными глазами в тот момент, когда её детские ручки, отягощенные перстнями, с трудом удерживают белую розу…
Завораживающие фантазии Николая Римского-Корсакова (1844-1908)
В 1868 году Римский-Корсаков по подсказке Балакирева и Мусоргского   обратился к сказке Сенковского (1800-1858) «Антар», задумав написать на ее сюжет симфонию или симфоническую поэму. Для композитора тематическая канва сочинения Сенковского оказалась чрезвычайно привлекательной: блуждая в пустыне, юный Антар видит коршуна, преследующего газель, и убивает его. Коршун оказывается злым джином, а газель – доброй Пери. В награду за свое спасение Пери выполняет три желания Антара: дает ему испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть).
Идею воплотить в музыке образы сказок «Тысячи и одной ночи» подсказал Римскому-Корсакову Стасов. Эта мысль также увлекла композитора – маэстро выбрал из этого сочинения не связанные друг с другом картины и положил их в основу сюжета четырехчастной сюиты. Между тем, композитор не пошел по пути конкретного изображения сюжетной канвы, его «Шехеразада»  –  повествование о многочисленных и разнообразных сказочных чудесах Востока вообще.
В «Антаре» и «Шехеразаде» в полной мере воплотились черты, свойственные композиторскому почерку Римского-Корсакова: в них особая чистота лирического высказывания перемежается с яркими живописными картинами природы. Особой убедительности достигает автор, живописуя картины моря, их непредсказуемая мощь действует на слушателя в той же мере, что и полотна известнейшего российского мариниста Айвазовского (1817-1900).
Между тем, только из первого издания «Шехеразады» можно узнать, какие именно эпизоды «Тысячи и одной ночи» вдохновили Римского-Корсакова – там присутствуют названия частей: I часть – «Море и корабль Синдбада-морехода»; II часть – «Рассказ Календера-царевича о чудесах, виденных им в путешествиях»; III часть – лирическая сцена «Царевич и Царевна». В основе IV части – две самостоятельных картины: «Праздник в Багдаде» и «Корабль, разбивающийся о скалу».
«Роковой ориентализм» русского балета
С начала XIX века в европейском балетном театре также стало проявляться тяготение к восточной культуре и искусству. Одним из первых балетмейстеров на русской сцене, обратившихся к восточной тематике, был Ш. Дидло (1767-1837). Интерес к Востоку проявился и в балетах М. Петипа (1818-1910): «Баядерка», «Дочь фараона», «Корсар», которые иллюстрировали загадочную атмосферу далёких стран. Однако традиционные элементы в этих работах выражались лишь в некоторых жестах и позах.
Истинным новатором в хореографии, создающим новый пластический язык, в который вплетались характерные черты восточного танца, стал Михаил Фокин (1880-1942) – руководитель балетной труппы «Русских сезонов» в Париже. Позже стилизация, ориентированная на Восток, получила распространение в постановках многих советских хореографов: К.Я. Голейзовского, Л.В. Якобсона, В.М. Чабукиани, Ю.Н. Григоровича, Б.Я. Эйфмана и др. Нашла она отражение и в спектаклях таких выдающихся балетмейстеров, как Дж. Баланчин, М. Бежар, Р. Пети, Дж. Ноймайер.
Впервые «сущность и тайну» нового подхода к балетному действу в 1910 году попытался  определить Сергей Дягилев (1872-1929) – организатор «Русских сезонов»: «Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно». «Тайна нашего балета заключается в ритме, – вторил ему художник Бакст (1866-1924). – Мы нашли возможным передать не чувства и страсти, как это делает драма, и не форму, как это делает живопись, а самый ритм чувств и форм. Наши танцы,  декорации, и костюмы – все это так захватывает, потому что отражает самое неуловимое и сокровенное – ритм жизни».
В тот период в  русском балетном искусстве сформировался так называемый «роковой ориентализм». В нем «женщина представала как эротичный вампир, пожирающая мужскую энергию. Появился также и новый тип любовника-премьера. Часто он раб или объект сексуальных домогательств властных роковых  красавиц, для которых чувственная сиюминутная любовь дороже жизни…» Этот принцип нашел своеобразное преломление и в «ориенталиях» Михаила Фокина.  «Шехерезада» – самая известная из них. Она создана по мотивам  сказок «Тысяча и одна ночь». Для балета были использованы отдельные части из одноименной сюиты  Римского-Корсакова, которая стала для него благодатным фоном.
«Терпки, красочны, ослепительно экзотичны были эти «балетные ориенталии», явственным лейтмотивом которых была откровенная эротика» – отмечали музыкальные критики Франции. Сам Фокин об этих постановках писал: – Знаю, что не так танцуют на Востоке, не так живут… Наш Восток, хотя и основанный на настоящих арабских, персидских и индийских движениях, был все-таки Востоком вымышленным…
Между тем,  «Шехеразада» стала не только «гвоздем» второго Русского сезона в Париже, она оказала огромное влияние как на культуру, так и на моду своего времени. Несмотря на это, «Шехеразада» вызвала бурные протесты вдовы и детей Римского-Корсакова – их возмущал не только сам факт использования музыки симфонической сюиты в балетном действе, но и навязанный ей кровавый сюжет. Тем не менее, о «дивном зрелище, которое как нельзя лучше переносит тебя в атмосферу гениальной музыки «Шехеразады», писали и Стравинский, и Прокофьев. В данном случае важно понимать главное: музыка «Шехеразады» столь картинна, что допускает вольную сюжетную интерпретацию при условии верности духу романтизированного «арабского Востока».
Совершенно особое место в «Русском сезоне» 1909 г. заняли «Половецкие пляски» Бородина. Танцевальный финал II акта оперы «Князь Игорь» был воспринят аудиторией как самостоятельное произведение. Французская критика объявила «Половецкие пляски» «лучшим в мире балетом» (Э. Лало) и указала на принципиальную новизну их музыкально-образного содержания. «Половецкие пляски» были музыкально-хореографическим воплощением массовой стихии пляса, – писал Э. Лало. – Бородин создал коллективный образ половцев, обладающий такой монолитностью музыкально-тематического содержания, такой масштабностью симфонического обобщения и единством формы, что впору было говорить о новом типе музыкальной композиции балетной сцены, лишенной признаков традиционного балетного дивертисмента».
– Откуда брались мои pas? Я бы сказал – только из музыки, – вспоминал Фокин.
Подобный подход к музыке как к образному источнику и конструктивной основе хореографии был типичной эстетической установкой дягилевского балета. В творчестве многих мастеров, оформлявших дягилевские постановки (Л. Бакста, В. Серова, А. Бенуа, Н. Рериха), восточные мотивы звучали как некая компонента стиля. Между тем, особенного успеха добился Бакст: почувствовав «общеевропейскую жажду нового прочтения восточной культуры, он как бы вернул Европе свой «восточный долг» в виде ярких сценографических находок, удовлетворив потребности парижской публики». (Д. Сарабьянов).
Обаяние и нега восточного дизайна
В настоящее время в сфере оформления домашнего интерьера господствует минимализм, однако постепенно в моду входит и так называемый арабский или марокканский стиль. Его особый комфорт и шик заключен в использовании множественных декоративных элементов: подушек и мягких ковров, разнообразных кальянов, изысканных редкостных серебряных украшений, красивых тканей и замысловатых драпировок.
Возьмем, к примеру, гостиную. Восточный стиль требует помещения в нее особой мебели: сундуков, обитых кожей, с украшениями из кости, напольных светильников, облаченных в кожу, расписанную красками.
Индийская чеканка и берберская керамика вносят в гостиную экзотику восточного марокканского интерьера. «Арабский стиль уникален еще и тем, что сочетает несочетаемые вещи. В нем легко уживаются современная аудиоаппаратура, телевизоры и непременные атрибуты неподражаемого восточного уюта. Получается великолепный тандем диванно-кроватного изобилия с дорогостоящей и респектабельной техникой» – считают специалисты.
Марокканский интерьер обозначен основной цветовой гаммой насыщенных бордово-коричневых тонов. В восточной гостиной должны преобладать всевозможные оттенки желтого, терракотового, песочного, оранжевого, красного, сочетающиеся со сдержанными тонами зеленого, коричневого и синего.
Для создания дорогого восточного интерьера гостиной выбирают только природные материалы. В него идеально вписываются авторские изделия из дерева и кованого железа. Наличие множества оригинальных аксессуаров пропитывает атмосферу гостиной духом восточной неги и роскоши.

Материал подготовила Наталья Белага

2 четверть — Мир наших вещей. Натюрморт

Урок 9. Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника

Цели деятельности учителя

Формирование представлений о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ. Формирование самостоятельности в эстетических суждениях.

задачи

1. Познакомить учащихся с понятиями «реальность» и «фантазия» в творчестве художников; рассказать об условности и правдоподобии в изобразительном искусстве; .Дать представление о нераз­рывности восприятия реальности и творческой фантазии в произведениях искусства на любые темы, в том числе при изображении предметного мира. Научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников

2. Развивать творче­ские способности учащихся

3. Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, гуашь, кисти,

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация. Репродукции картин: Марк Шагал «Прогулка», Леонардо да Винчи. «Проекты»; В.М. Васне­цов «Иван-царевич на Сером Волке», М.Врубель «Царевна Лебедь»; Хруцкий «Цветы и плоды»;

УНП « Сказочно- былинный жанр».

Основные понятия

Условность, реальность в изображении, фантазия в творчестве

реальность и фантазия, правда искусства

Ход урока.

1. Организационный момент. (Приветствие, подготовка готовности учеников к уроку.)

У Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В нем говорится о том, как два товарища рассказывали друг другу небылицы:

– Я раньше летать умел, – говорил один.

– А я был в Африке, и меня там крокодил съел, – соврал другой.

– Почему же ты теперь живой? – спросил его друг.

– А он меня потом выплюнул! – засмеялся мальчик.

Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошел еще один мальчик. Послушал он разговор мальчишек и сказал:

– Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Я съел варенье, а спящей сестре губы вареньем испачкал. Ей досталось от мамы, а мне ничего.

Мальчики назвали его вруном и не захотели с ним дружить.

– Как вы думаете ребята, что такое фантазия? Допустим ли вымысел в науке? Возможен ли вымысел в искусстве? Чем фантазия отличается ото лжи? Что общего между фантазией и воображением?

2. Беседа. Введение в тему « Реальность и фантазия в творчестве художника».

— Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? (Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, де­лать открытия.)

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ не­обходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.

  • Изображение как познание окружа­ющего мира и отношение к нему чело­века. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.

  • Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.

Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фанта­зировать. Он может сочинять, изобра­жать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и дале­кое будущее. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни лю­дей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и не­мыслимые механизмы (Леонардо да Винчи. «Проекты). А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реаль­ностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусст­ве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что ре­ально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явле­ние жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторона­ми, которые выбрал художник, которые взволновали его.

  • Правда искусства как ре­альность, пережитая человеком.

Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.

Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.

Ответьте на вопросы:

— Как вы думаете, был ли Суриков оче­видцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, ви­дел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы?

— Встречал ли Васнецов Ива­на-царевича на Сером Волке?

— Опускался ли Репин в подвод­ное царство?»

В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно путем не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.

Воображение И. И. Левитан не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения.

Ещё одна важная мысль: ценность произведения искусства не в том чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природы выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.

3. Рассмтривание и анализ репродукций Задание: участие в диалоге об осо­бенностях реальности и фантазии в творчестве художников.

1) Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка».

Представлена картина Марка Шагала «Прогулка» (название картины не сообщать).

Вопросы классу

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:

а) жанр картины;

б) сюжет и композиция;

в) рисунок, ритм, колорит… .

Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»

Разве может быть так, чтобы люди летали? Люди не могут, а художник в юности ускользнул в небо из своего родного города Витебска, устроился на облаке и начал писать. Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобрази сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой и фигурой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом, ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.

Фантазия — это не просто нереально сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.

Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.

Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам — зрителям — свое настроение.

2) . Анализ картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» см. папку Жанры живописи, текст на репродукции

Сегодня на уроке мы будем говорить о картине В.М. Вас­нецова «Иван-царевич на Сером Волке» (рис. 11), На приме­ре данной работы мы познакомимся с фантастическим миром в живописи.

Картина была написана в 1889 г., в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. После завершения работа была выставлена на передвижной художественной выставке. Эта карти­на представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на волке сквозь темный лес, спасаясь от по­гони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 г. этюд с племянницы СИ. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой». Посмотрите на картину внимательно. Иван-царевич гордо восседает на волке, взгляд его устремлен вдаль, он верит в спасение.

Главный герой бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.

Обратите внимание на одежду Ивана-царевича. Он одет в пар­човый кафтан и подпоясан зеленым кушаком. На его голове — царская шапка, отороченная мехом, а на руках — узорчатые рука­вицы. Червленый меч будто догоняет хозяина на лету.

Образ Елены олицетворяет чистоту и покорность. Ее голова лежит на плече Ивана-царевича, а руки сложены на коленях. Гу­стые шелковые волосы героини развеваются на ветру. Елена одета в шелковое платье салатного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.

Хотя картина выдержана в темных тонах, она производит ра­достное впечатление. Возможно, между героями возникает чув­ство любви, а белые цветы символизируют их счастливую буду­щую жизнь.

Ответы на вопросы

  • Какой эпизод запечатлел художник на картине? {На кар­тине запечатлен эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой
    Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.)

  • Что мы видим на переднем плане картины? {На переднем плане картины мы видим болото с кувшинками, старую кривую яблоню с цветущей веткой.)

  • Что изображено в центре картины? {В центр художник по­местил всадников на волке.) ,

  • Что изображено на дальнем плане? {Могучие стволы вековых дубов.)

  • Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? {Примерный ответ. Васнецов использовал в основном темные тона, так как всадники мчатся по темному ночному лесу, их преследуют. Темная гамма передает состояние страха, чувство опасности. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. А белые кув­шинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.)

3). Анализ картины М.Врубель «Царевна Лебедь»;

4). Анализ картины Хруцкий «Цветы и плоды»;

5) Условность и правдоподобность в искусстве. Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как и всякий не художник он смотрит на окружающий мир — на природу, на людей, предметы — при помощи своего физического зрения, но , когда он вглядывается во все это как художник, притом не просто для того, чтобы полюбоваться, а с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное. В этот момент он не только смотрит но и создает образ.

Как бы ни был совершенен этот образ, он ни когда не будет совпадать с природой, а всегда будет являться некоторым вольным или не вольным видоизменением ее, иногда даже преображением.

4) Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

5) Ценность произведений искусства. Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из поколения в поколение. Для некоторых людей рисование превращается в главное дело жизни. И если чувства и мысли художника будут интересны многим людям — получится произведение искусства, Только нужно много знать и уметь. Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Но самые лучшие картины собирают в музеях искусства для того, что бы люди свободно могли приходить к ним в гости и беседовать с ними. Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле.

Предметы изображенные на картинах помогают нам лучше понять обстановку, условия жизни людей. Художник передовая в картинах предметы, рассказывал о людях, изображал ту среду в которой они жили, и конечно передавал свое отношение к изображаемому. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только, что вышел и может вернутся в любой момент. Содержание натюрморта всегда отражает характер человека, время в котором он живет, его интересы и т.д.. В натюрморте художник выражает не только свое отношение5 к окружающему миру, но и свое чувство и понимание прекрасного. Через натюрморт мы можем понять духовный мир его автора.

4. Объяснение порядка работы.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, кото­рые помогают нам жить, мы называем их — предметы быта, т.к. они не­обходимы для нашего удобства и комфорта. Но случайно ли именно эти вещи попали к вам в дом? Каждую из них выбирали вы или ваши роди­тели, а может быть, и более старшие представители вашей семьи. Выби­рали их по принципу удобства, красоты, общего стиля вашего дома. У каждой вещи, как и у человека, есть своя судьба с момента рождения и до «смерти».

Творческие задания

Вариант – 1. Написать маленькую новеллу о ценной для вас вещи. Нарисовать ее на этом же листе. Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, аква­рель или гуашь.

Вариант –23 На этом занятии вам предлагается изобразить фантастический мир. Используйте краски разных цветов. Замысел своей работы вы можете позаимствовать из русских народных сказок.

5. Рассматривание и анализ работ нарисованных учащимися в прошлые годы .

6. Практическая работа.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка; 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

7. Итог.

ВОПРОСЫ

  1. Как ты понимаешь роль фантазии в жизни человека?

  2. Помогает ли искусство развитию фантазии?

  3. Как ты думаешь, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя?

На примере данных картин мы увидели, как художники запечатлели фантастический образ, выразив свою мысль при помощи различных художественных средств; искусство в це­лом представляет собой игру образов, а не реальных объектов, сотворение вымышленного мира, в котором живут выдуманные

Рассматривание и анализ нарисованных работ. – Придумай сюжет своей будущей картины. Расскажите так, чтобы ребята смогли составить о ней представление! Предлагает придумать поэтичное название для изложенного сюжета.

– Ваши сюжеты очень интересны, и хочется вам сказать:

Рисование – дело такое,
Что фантазии не удержать…
Нарисуй мне зарю над рекою,

Поспеши кисть к листочку прижать.

Рисовать – это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.

Болдышев Сергей

Рефлексия

8. Домашнее задание:

Подобрать репродукции н-тов с различными состояниями, освещением колоритом. Принести бумагу, краски и начатый на этом уроке натюрморт. Найти дома памятные вещи для вашей семьи, узнать их историю,

поговорив с родителями.

  • Фантастические существа из русских народных сказок
  • Фантастический рассказ солдатики из посылки
  • Фантастическое и реальное в сказке дикий помещик
  • Фантастический рассказ беляева 4 буквы сканворд
  • Фантастическое и достоверно реальное в сказке нравоучительное содержание урок в 5 классе