Фантастические рассказы про время

я не стараюсь предсказать будущее, я пытаюсь его предотвратить р. брэдбери заканчивается 2021 год, прошедший под знаком науки и

AVvXsEijOoaLG71HBfKRAI0Fvk7LbVGPL2nvdzVoFR99MbAtC3hQ046NeyBE8XW4ksc2Pvtxm9UEFJXh6hlgzS7nt4wSzTeejHgrirNmRMfy54BIOCouZWq6n ZNGktjTvRRZeaWZ YbTF FaUj7 nT e0gVOTqsa 

«Я не стараюсь предсказать
будущее, я пытаюсь его предотвратить»

Р. Брэдбери

Заканчивается 2021 год,
прошедший под знаком науки и технологий. Сегодня наука многое может, вчерашние мечты
сбываются. Немало научных достижений были предсказаны гениальными писателями-фантастами.
Если перечитать фантастические романы прошлых веков, можно изумиться тому,
сколько всего удивительного придумали авторы. Не верите? Тогда давайте вспомним
самые яркие примеры.

AVvXsEgu46wJqYanNP95bGVkXoNU U53HZzUEfHuCelSPN l TTO3myH4d986kGUnEtvRTyxSSxitIP51sJVtzK NzM797vpOZdUznGNkn62iQIHWBH1BXkAkMZOu98WRDK3djqoDizLkkbV30CiDLnzIjKJy ZKzZzwRCYfKsWOSHybDz1F5MjakEkYY4g=s320

 Один из самых талантливых писателей-фантастов
Рей Брэдбери
подарил читателям свои добрые фантазии и воспоминания. Роман «451° по
Фаренгейту» был написан в 1953 году и признан одним из лучших романов ХХ века.
Описывая мир будущего, Брэдбери придумал немало современных устройств. В романе
не раз упоминались «телевизионные стены», цветное телевидение, переносные
миниатюрные экраны, механические роботы, которые обслуживают клиентов банка.
Все это стало реальностью: круглосуточные банковские автоматы, плоские ЖК-экраны,
3D телевидение. Когда вышла книга Брэдбери, наушники уже существовали, но были
громоздкими.

AVvXsEiw5ocF7HVTDtswGnsdxTbivBTp3FrIM41E5f6jxkh CSpXgciJnrf3GyB0CWNe1X5klufEe7tgqPJEl8cJ6TuJPHj3oe2aVfGID5DUiW5mV4aFYBcgzsunaDMxgFCiAI R3MbdGr72GKNdG2yVeWBvaoPSVPwXlQeyv0tAMHLxleLtyFfVk246j1w=w164 h200

Писатель описывал
«миниатюрные «Ракушки», с которыми не расставалась жена главного героя. Такие
наушники-вкладыши появились лишь через сорок восемь лет после опубликования
романа. Придумал их дизайнер Джонатан Айв. Интересно, что само произведение
было напечатано на пишущей машинке, взятой напрокат в публичной библиотеке.

AVvXsEhNWif22pPov2e0o3ZwPDJ 6P6srlz9IAW8zPjjOUzKYutxt3Mq9zJ2kIdZ5F jzdujHbiyLcAAoGIRRZrXUGdKA0tmT Zyr3gvby8QkpTRX5mHvWaoZyKwm7XJUFEhSUk3qo4jWNhNZ099FhjB5zM4lgn ThwZ6uWm 8ogr9gsfbc6emLmUoPAPoQ=s320

В «Марсианских хрониках» Рей
Брэдбери описывает безупречный дом, который заботится о своих хозяевах даже
после их гибели. В рассказах «Убийца», «Вельд» тоже есть описания домов,
которые разговаривают, сообщают погоду, поют песни, убаюкивают, готовят еду. В
сегодняшнее время активно ведутся разработки «умного дома».

AVvXsEid0TiTqq1S W092ZtFrcII5RKCskq9hVxu vFxJLTtJPZkhKK2SG vUG5Q

В наш быт внедряются
роботы-пылесосы, мультимедийные телевизоры. Появляются программируемые
холодильники, голосовые помощники, умные видеокамеры и другие гаджеты,
облегчающие жизнь домохозяек. Фантастика, которая становится реальностью!

Пожалуй, самый плодовитый
на предсказания – французский писатель Жюль Верн,
который выпустил немало произведений, где описываются невероятные для того
времени механизмы. Список предсказанных изобретений поражает: вычислительная
машина, автомобиль, небоскреб, сверхскоростной электропоезд, факс и даже
электрический стул!

AVvXsEh3aH8pPzpZwNi177ez ZN fsczAlGg8r2xlgvEgt7NQ4L9 XXFOA5hk3GXBVyCOgVNSJv 3

В романе «Из пушки на
Луну» фантаст подробно описал идею солнечного паруса. И что вы думаете? В 1993
году в космосе на российском корабле «Прогресс М-15» было реализовано первое
развертывание солнечного паруса.

AVvXsEhlzFgD oQtoUouTubImRvzot7GdXVvTYS0bojCXK kctWQGy8F4DJ7FCXCtvD2WewnnTleBfKpNyBjwAejHLSF3FnnbN184VxRBaeKOWmZsc29pn6UB8QBKcgw1YfbuAIGVMvHmo3sdkM0bP8KBe2r

Читатели прошлых веков с
недоверием относились к предсказаниям Жюля Верна, считая, что «этого не может
быть, потому что не может быть никогда». Но сколько открытий было сделано учеными,
которые брали идеи писателя! Возможно в недалеком будущем ученые все же
изобретут тот самый «Наутилус», описанный в произведениях фантаста, ведь до сих
пор ни одна подводная лодка не обладает характеристиками субмарины Жюля Верна.

AVvXsEh5jythLWiG2hY6K632SoirHBAyIQ2WsFQP4f5HfzHRDKTAY69fMsa 7XwfrOcvbsKsnNczAi8F0iV9oFupXiHXS4GoxxxuzbB er9JRl UJ7q7kVlho3JJBlPEY 7WfO8vwcFLVAbjUNzXzrQQABkVScNhjLKU i 3JjhzQeHdQUPqOKDyyn7vT0=s320

Идею для знаменитого
романа «О
дивный новый мир» английский писатель Олдос
Хаксли
вынашивал долго, вдохновляясь от всего, что его окружало. В
антиутопии, вышедшей в 1931 году, описывается будущее, где торжествовала генная
инженерия. Люди там выращиваются в бутылях на специальных заводах, где им
присваиваются качества, от которых зависит положение в обществе. Но структура
спирали ДНК была сформулирована впервые только в 1953 году, а первые
эксперименты в генной инженерии были сделаны в начале семидесятых ХХ века. Первый
ребенок, зачатый благодаря ЭКО, появился на свет в 1978 году.
 

AVvXsEj6bPHLYgbrBXHHSNCfvhO3 4QVAXK1nWRxmUqJDTaMftc2d5QDqgV DAIxm1jXrlKIadpGm8hOSWSxARFbWCYNqyBzTgdWuuMq uzGag0TkU4JzLp7387OvFk2PYk1K8ioyR8rDTmBuX2fkIpUMOs9TY35nmeTwZRP6B9OKCj7m9B2fWezEnB1EZI=s320

Сегодня же биотехнология
бурно развивается. Еще одна идея Хаксли воплотилась в жизнь. Герои романа, кому
стало грустно, жуют сома – таблетки для поднятия настроения. Писатель
предсказал появление антидепрессантов, изобретенных через двадцать лет после
опубликования романа. Один из героев произведения Хаксли собирается лететь в «ощущалку»,
где можно посмотреть ленту, погрузившись в нее всеми органами чувств. Сегодня
5D-кинотеатры есть во многих городах, зрители получают там объемные изображение
и звук. Кажется, в дивном новом мире мы все давно живем.

AVvXsEh7eLhRYJ3hGiNTQazp7jnNJnis fEznbnZs Z5 wGFN3tRRczMxzv63YPqsEE5u3Li5QCtaqvIqI0Q6nq2zOu5hMyGX sgU1BZCbVfn 9

Каждая книга американского
фантаста Нила Стивенсона становится
событием. Так произошло и с романом «Лавина», вышедшим в 1992 году. Он описывает
будущее, в котором человечество живет в виртуальном мире Метавселенной. Там
люди переписываются, обмениваются информацией в пространстве. Автор спрогнозировал
появление социальных сетей, виртуальной реальности, хотя в 1992 году немногие
представляли даже, что такое сам интернет.

AVvXsEgqftb22U14B1gOVIKKaDL4koKgTvlQLouR9jj5d0j84j1covYPzk AVd8A7QhKI2SCPVQk xCKG7IgwPhT ykjTFrjwjAV3FkJYQ1nz1f4OusCQ1Z04ekHWqR hClc5j5hTlgr BoXfvNk5A5rwmJBlqzX AQVfVuT5w55LcGbyvGHLzHT9wUtMGI=s320

«Эта книга заставила меня понять, насколько близка виртуальная
трехмерная реальность
», – так говорил один из создателей очков виртуальной
реальности Oculus Rift Майкл Абраш. А вот воплотятся ли в жизнь множество
различных нанотехнологий, описанных в романе Стивенсона «Алмазный век», покажет
время. Может и это произведение станет пророческим.

AVvXsEhGC7ufW8OFplTc8uXmCemiJxJ23Un0ZLMILJwfGuCzFhybttRCRNTMEDwzmco5Nv42LlP7jLZaaBWawhjMEXGNZ5C3k85VrMd5S a6miZuToBr8MSevaRutj7Bq51Wk4qSxB4QAhavYeOSMo3JJqU4

В 1979 году в свет выходит
роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», в котором
описываются путешествия землянина Артура Дента по Вселенной. Идея книги пришла
к автору вовремя его поездки автостопом из Лондона в Стамбул, когда он лежал в
чистом поле и смотрел на звезды. О путеводителе, напоминавшем будущий iPad, Адамс
говорил с Ником Гейманом, который сказал, что, если нечто подобное изобретут,
печатным книгам придет конец. Адамс не согласился с ним. И был прав.

AVvXsEgLQd62UT8y4nxnEnsc6gALujykvlwiAiQF01l7 xmJ8CIScxKI1M 7zMqfQ FPIBm5P8GCOSC7vT1T1RmUtsrERcJ6aF 4C8lY6NW120guPMHHHm7Z2Jejj3alhPjgBz3iMZPtsMuh

Через двадцать лет
появились электронные книги, но бумажный вариант не исчез и все также любим
читателями.

Еще в 1961 году, когда
впервые человек полетел в космос, английский писатель Артур
Кларк
предсказал, что люди будут летать в космос как туристы.

AVvXsEgFmqrdZqo7624ixfp7MlmguCWO0ryKba140enNchXO Q1u 8odmBBdI oPoz5ZbPNMuo8boYbyx9Rs e10JD3EVOCJPCxEyDhB

В фантастическом романе
«Лунная пыль» он рассказал о людях, которые путешествуют на Луну как туристы.

AVvXsEi9bDW0tXVYBxccRcWj7MkcrPwJUOkS1f2CH6zFJHGBIPMKactw9TI1iIrjBRNsZCPNrB7b0ZkStg 1tZrwlytjyfjK9BW5MDRILDKOjqnxHKFEppSoRUjSqYQ8Nv6OEoKvqmkcVAN1j95c0yI6z5k6hl5BmCzGjsLZle6dU8A6g li7waLY TG1YU=s320

Прошло сорок лет и в
космос отправился первый турист. Им оказался миллионер из Америки Денис Тито,
который провел на околоземной орбите восемь суток. Успехи наших ученых в
космонавтике неоспоримы. И хоть российские туристы в космосе еще не бывали,
зато осенью 2021 года в космической миссии приняли участие кинематографисты.

AVvXsEgZnuUTRWY9Rn1f6C8VMEdgBowD8LdfnFR gVAkHMMgIQyqW9P13z19JBY Q9qtl vTkU mUlMvNNHQp3suqW1ePQmwemFPhIjCZaw p2ivaFKk6hMV2Pj DmsBogwvQMMcAmi8VDwcas xvtkLP2abRUlSd8E8RnbT7pfHNP31 

Кстати, ученые
ракетостроения воплотили в жизнь предсказание Евгения
Замятина
, который в 1920 году в романе «Мы» писал о послании Внеземным
цивилизациям. С 1977 года на борту автоматической межпланетной станции «Вояджер-1»
закреплен золотой футляр с посланием для инопланетной жизни. Оно содержит
фотографии людей и Земли, приветствия на 55 языках, голоса людей, звуки природы,
чтобы внеземные цивилизации смогли узнать о жизни на Земле.

Научная фантастика
позволяет взглянуть на наш мир другими глазами. Перечитывая любимые книги,
можно обнаружить много других удивительных изобретений, опередивших своё время.

Все издания есть в фондах
библиотек города Челябинска. Ждем вас!

Литература:

Адамс Д. Автостопом по
Галактике: [фантастические романы] /Дуглас Адамс; [перевод с английского В. И.
Баканова и др.]. – Москва: АСТ, 2018. – 638. – (Мастера фэнтези)

Брэдбери Р. 451° по Фаренгейт;
Вино из одуванчиков; Марсианские хроники; Рассказы / Р. Брэдбери. – Москва: АСТ:
Пушкинская библиотека, 2003. – 798 с. – (Золотой фонд мировой классики).

Верн Ж. Собрание сочинений:
в 8 томах / Жюль Верн; составление Н. Н. Жегалова. – Москва: Правда, 1985.

Кларк А. Ч. Лунная пыль. –
Москва: Детская литература, 1969. – 623 с.- (Библиотека приключений, вып.16)

Стивенсон Н. Лавина / Нил Стивенсон;
перевод с английского А. Комаринец. – Москва: Fanzon: Эксмо, 2019. – 541 с. – (Большая
фантастика).

Хаксли О. О дивный новый мир; Гений и богиня: повесть / Хаксли О. – Москва: АСТ:
Транзиткнига, 2006. – 352 с. – (Книга на все времена)

Источники:

https://fishki.net/3087758-mehanizmy-i-pribory-izobretennye-pisateljami-fantastami.html?utm_source=aab&sign=302548952075071%2C929806460647241

https://news.rambler.ru/other/38380397/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

https://www.livelib.ru/translations/post/33646-16-neozhidannyh-faktov-o-romane-reya-bredberi-451-po-farengejtu

https://trends.rbc.ru/trends/futurology/60118aa59a79477e61ea6430

Читайте также

Эффект
Брэдбери

Рэй
Брэдбери. «Каждый человек должен что-то оставить после себя»

Буктрейлер «451
градус по Фаренгейту»

День
российской науки и предсказания Жюля Верна

Великий
путешественник и предсказатель – Жюль Верн

«О
дивный новый мир» Олдоса Хаксли

Дуглас
Адамс «Автостопом по Галактике»

Фантаст
и футуролог Артур Кларк

Космическая
одиссея: 2001. Книга vs Кино

Доступный
и малознакомый Е. И. Замятин

Электронная
книга – преимущества и недостатки

Писатели-предсказатели:
Станислав Лем

Писатели-предсказатели: Джордж Оруэлл

Александр
Беляев – русский Жюль Верн

Писатель-провидец
Александр Беляев

Галина Евдокимова, библиотека №22 им.Д.Н.Мамина-Сибиряка

В России, по данным демографов, недавно была зафиксирована самая высокая смертность с 1945 года: число умерших в России за последние 12 месяцев превысило 2,4 млн человек. Естественная убыль населения, без учета миграции, за последний год почти достигла 1 млн человек (более 990 тысяч).

С самого начала пандемии коронавируса родные погибших в России сталкивались со сложностями при организации похорон: очередями в моргах, длинными сроками ожидания выдачи тел, ростом цен на похоронные услуги и нехваткой мест на кладбищах. Как изменилась работа похоронного бизнеса в России за пандемию? Журналисты Север.Реалий расспросили об этом родных умерших и самих похоронных агентов.

«В похоронном агентстве я взяла последний гроб и два венка»

Виктория Соколова из Петрозаводска похоронила свою маму в начале 2021 года. В посмертном эпикризе женщины указано три диагноза: инфаркт мозга, инсульт мозга, ковид. Маме Виктории было 85, но она, по словам Виктории, была «полна энергии».

Соколова вспоминает, что в тот момент местные власти «деликатно молчали» про масштабы смертности в регионе. Поэтому для Виктории было полной неожиданностью, что ждать похорон пришлось больше недели.

«В больницу я звонила сама, узнавала про документы. Мне никто не звонил, видимо, врачи сильно загружены были. Похоронили маму только на восьмой день. Везде были очереди, – рассказывает Соколова. – В морг я пришла к 15:00, но заключение получила только в 19:00. На кладбище тоже была небольшая очередь. И это Сулажгора, где только возможно подзахоронение. Думаю, что в Вилге очередь больше. И это все зимой, в морозы».

«В мэрии, на почте все то же самое. Много умерших. В похоронном агентстве я взяла последний гроб и два венка», – рассказывает Виктория.

Только в Карелии, где живет Соколова, смертность за два неполных коронавирусных года выросла почти на 40%. Такие выводы можно сделать из статистики, опубликованной региональным управлением ЗАГС. В 2019 году в республике было зарегистрировано 8814 смертей – в среднем 735 в месяц. А за десять месяцев 2021 года в Карелии зарегистрировали уже 10138 смертей, что означает, что умирают более тысячи человек в месяц. Таким образом, средняя месячная смертность в регионе выросла на 37%. В столице республики, Петрозаводске, дела обстоят еще хуже: там средняя месячная смертность выросла на 48%, или в полтора раза за два года.

Аналогичная ситуация и в других регионах России. В Калининградской области за 2020 год зарегистрировали 13 289 смертей, при том, что в 2019 году, до эпидемии, этот показатель составлял лишь 12 011. В Москве количество захоронений во время эпидемии коронавируса выросло на 25-30%, как и смертность, рассказывал в интервью РБК глава похоронной службы «Ритуал» Артем Екимов: за 9 месяцев 2020 года в городе произошло 87,2 тысячи погребений. В 2021 году смертность немного снизилась – до 85,5 тысячи погребений. Но до эпидемии коронавируса, с января по сентябрь 2019 года, в Москве похоронили лишь 77,7 тысячи человек, а в 2018 году еще меньше – 76,1 тысячи.

«Хороним по три-четыре человека в день, в некоторые дни покойные – только жертвы COVID-19»

Высокий скачок смертности подтверждают все руководители муниципальных похоронных контор Петрозаводска. Как рассказал местному изданию «Петрозаводск говорит» директор предприятия «Ритуал» Сергей Гриненко, из-за роста смертности им пришлось изменить график работы агентства: похороны агенты вынуждены начинать раньше, а заканчивать позже.

«У заведующих кладбищами раньше было время заняться бумагами, а сейчас они работают, как на конвейере. Недавно одна заведующая жаловалась, что у нее перегорела лампочка, а времени оформить заявку на ее замену нет», – говорит Гриненко.

По словам руководителя муниципального предприятия «Мемориал» Дмитрия Данильева, из-за коронавируса между ними и частными конторами почти исчезла конкуренция, которая раньше была весьма жесткой.

«И у них переполнен траурный зал, и у нас. Расписание очень плотное. Настолько, что погребения не успевают проводить на третий день, как положено по традиции. Некоторые похороны переносятся на выходные дни – так тоже раньше не делали, – говорит Данильев. – Коронавирус стал одной из главной причин смертности. МУП «Мемориал» хоронит по три-четыре человека в день, и в некоторые дни покойные – это только жертвы COVID-19″.

О таком же напряженном графике сообщают похоронные службы и в других регионах.

«Количество ритуальных агентств за год увеличилось на 20%. И ритуальные агенты покупают себе хорошие машины, так как никто без работы не сидит, – рассказывает представитель похоронного агентства из Калининградской области Алексей Татаренков. – Как умирало какое-то количество людей до пандемии: домашние трупы, суицид, ДТП, онкология, сердечники, так они и умирают. Но к ним прибавилось такое же количество людей, умерших от пандемии».

По его словам, в этом году к высокой смертности минздрав Калининградской области подготовился лучше, чем в прошлом.

«Если в том году мы даже не знали, куда складывать трупы, не было даже подготовлено помещение под такое количество умерших, то в этом году привезли и установили большой холодильник, – рассказывает Татаренков. – Бригады, которые перевозят тела, снабжены индивидуальными пакетами для трупов, чего в прошлом году не было. По вскрытиям нет таких больших задержек. Судмедэксперты работают в три смены, а еще год назад работали в одну».

Очередь в морг, польские гробы и нехватка мест на кладбищах

В прошлом году Калининградская область также столкнулась с нехваткой гробов. Раньше их завозили в регион из Москвы, Новосибирска и соседней Польши. Но в Польше, как и в России, смертность тоже резко выросла, в результате чего польские производители перестали продавать гробы в соседние страны. Из-за нехватки гробов родственникам умерших еще недавно приходилось ожидать поставок по несколько дней, замечает Татаренков. Все эти факторы увеличивали сроки захоронения вплоть до двух недель.

В этом году польские компании увеличили мощности производства, поэтому перебоев с поставками гробов нет. Единственная проблема, которая ожидает Калининград, по словам Татаренкова, – нехватка мест на кладбищах. Об этой проблеме ранее говорили агенты и в других регионах:

«У нас есть устное распоряжение власти не продавать дополнительный участок земли под захоронение. По федеральному законодательству о похоронном деле, муниципальное кладбище (а они все в Калининграде муниципальные) обязано предоставить дополнительный метр земли под родственные захоронения. А в Калининграде кулуарно решили не продавать второй участок земли, что есть прямое нарушение закона о похоронном деле, идет ущемление прав населения, – объясняет Татаренков. – Но народ у нас не возмущается, никуда не пишет, ни в прокуратуру, ни в органы власти, поэтому как-то так. Это все произошло именно во время пандемии: у нас просто не хватает земли под захоронения».

Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) России Елена Андреева подтверждает, что все объекты инфраструктуры, связанные с ритуальными услугами и хранением тел, в том числе и медицинские объекты, например морги, уже почти два года работают в напряженном режиме из-за увеличенной смертности.

«Эта проблема по всей России существует, особенно когда идут волны. В период лета мы все наблюдали эту ситуацию, – говорит Андреева. – У нас есть необходимость расширять материально-техническую базу: строить хранилища и увеличивать количество моргов. В настоящий момент это проблема, потому что тел очень много. Мы говорили и до пандемии о том, что нам надо развивать инфраструктуру, но сейчас это очевидно: у нас не хватает объектов, чтобы справляться с периодами нагрузки».

Андреева подчеркивает, что в России необходимо улучшать количество и качество работы моргов.

«В Петербурге в бюро судебно-медицинской экспертизы (морг №1) начала действовать электронная очередь. Теперь нет такого, чтобы ждали на улице, – рассказывает она о нововведениях. – Конечно, время ожидания увеличилось, но город справляется. В некоторых регионах ситуация гораздо хуже, возникают вопросы с очередями, качеством и количеством хранения тел».

Полностью текст опубликован на сайте Север.Реалии

Что значит клеймо «иноагент», будет ли изменен закон о СМИ-«иноагентах», стала ли Нобелевская премия мира бронежилетом для редакции «Новой газеты», когда будет создан международный трибунал против пыток? Об этом мы поговорили с лауреатом Нобелевской премии, главредом «Новой газеты» Дмитрием Муратовым.

– Дмитрий Андреевич, во-первых, поздравляем вас с Нобелевской премией, всю редакцию «Новой». Скажите, пожалуйста, вы, наверное, видели реакцию в российских соцсетях – и часть реакции была такой достаточно негативной: кто-то обвинял вас в том, что вы не все вещи называете своими именами. Почему есть такая реакция, как вы на нее отреагировали?

– Вы знаете, я вот что сделаю: я учту их замечания и в следующий раз непременно произнесу то, что они хотят.

Были объявления кровной мести

– В последние годы журналисты «Новой газеты», отдельные журналисты или редакция, испытывают ли какое-то давление со стороны властей?

– Я думаю, это вполне общеизвестно. Знаете, любые серьезные публикации вызывают, к сожалению, вещи, которые как минимум можно назвать агрессивными. Когда после расследований Лены Милашиной целый полк имени Кадырова строится в казарме и они требуют у президента прекратить деятельность «Новой газеты», а затем говорят, что если это не будет сделано, то один из них возьмет на себя грех на душу, типа что убьет, значит, видимо, да, я так интерпретирую. К сожалению, такое было. Были объявления кровной мести.

Несколько месяцев назад, и, кстати, никого снова не нашли, сюда подъехал велосипедист, у которого был хорошо оснащенный электровелосипед, и был обрызган вход в редакцию ядовитым веществом, после чего институт, который с нами соседствует, вынуждены были эвакуировать. Там, по-моему, неделю никто не работал, был невыносимый запах специальной вони. Честно сказать, это затратное дело, нам даже пришлось асфальт срубать и новый класть для того, чтобы можно было тут продолжать работать в офисе. Все это говно творится регулярно. Мы к нему относимся прагматично, понимаем, что к чему, откуда что, откуда что летит. Это, наверное, просто часть работы.

Это же медаль, а не бронежилет

– А получение Нобелевской премии, на ваш взгляд, может повлиять на уровень повышения безопасности отдельных сотрудников редакции или всей редакции?

– Это же медаль, а не бронежилет. И, по-моему, всем разъяснил Владимир Путин о том, что никто не получит никаких особых условий. Так нам они и не нужны, мы о них и не просили. Поэтому будет ли Нобелевская премия защитой или нет – не знаю. А вот то, что на самом деле эта премия принесла нам много дополнительной работы, – это правда.

Потому что мы получаем невероятное количество писем с просьбой посмотреть на неправосудный приговор, помочь с лекарством, с квартирой, с инвалидными колясками, с тем, что арестован в Казахстане предприниматель, – это только то, что прямо буквально за последние какие-то часы. И сейчас рождественские и новогодние праздники, а после них мы, видимо, будем создавать такую волонтерскую группу, которая возьмет на себя вот эту функцию отвечать и пытаться помочь. Ведь если люди обращаются к человеку, который по какой-то причине получил Нобелевскую премию мира, значит, они не могут обратиться к местной власти, они не могут искать справедливости в местных судах, это означает, что у них нет никаких местных депутатов, которым они доверяют. Это вообще показывает, что вертикаль у нас, конечно, крепкая, но люди не знают, куда реально обратиться. Просто не знают. Значит, она построена не для них. Не то что это открытие, просто теперь это свалилось на нас такой достаточно большой, могучей лавиной.

Объявлять «иноагентами» журналистов – это не доверять собственному народу

– А что сейчас, в 2021 году, представляет собой диалог власти и медиасообщества?

– Я там какого-то особого диалога структурированного не вижу. Существуют известные встречи, которые проводятся в формате «без записи», куда приглашаются редакторы газет на встречу с президентом и ближайшими руководителями его администрации. Это откровенные просто на грани возможного разговоры про все темы. В этом году эта встреча тоже была, она была в феврале, в этом году она была дистанционная, но от этого накал ее не был меньше. А какой это диалог, если в России же понятно, что когда говорят «иноагент», это имеется в виду враг народа – мы же не будем друг другу голову дурить и говорить, что нет, это просто такой закон?

Это не такой закон, это клеймо, это поганое клеймо, которым любых своих оппонентов власть пытается наградить. И когда у нас только за последние 2,5 месяца свыше 100 медиа, правозащитников и журналистов фактически получают запрет на профессию, кто-то продолжает работать, а кто-то не может эту работу продолжать: не приходят спикеры, больше не предлагается реклама, если тебе помогают читатели, а ты «иноагент», то ты должен вообще-то понимать, какие риски несут уже читатели за тебя. У людей отнимают их медиа, это же не просто журналистов гнобят. Это же читателю говорят: «Слышь, это неправильно, ты туда ходи, сюда не ходи, ты вот это читать не можешь», – это же огромное недоверие к народу. Вот что такое объявлять «иноагентами» журналистов – это не доверять собственному народу.

– За 30 лет после падения Советского Союза журналистов убивали, сидит сейчас в СИЗО Иван Сафронов. Вашего заместителя Сергея Соколова в 2012 году, насколько помню, люди увозили в лес. Это скорее какие-то из ряда вон выходящие эпизоды или они характеризуют отношение определенных представителей власти к журналистскому сообществу?

– Вы знаете, то, что рассказали вы, то, что связано с Сафроновым, то, что после кавказской командировки Александр Бастрыкин вывез и угрожал Сергею Соколову, вот его кабинет, он там сидит за этой дверью, это, безусловно, особые события. Но если посмотреть, как реагируют государственные органы власти на запросы медиа, например, в какой степени выполняют они закон «О СМИ» и Кодекс об административных правонарушениях, вовремя отвечая на запрос информации со стороны средств массовой информации, мы увидим, что эта связь разрушена, что сословное государство, которое у нас построено, фактически считает, что оно само для себя важно, а общаться посредством медиа с народом – это ему западло. Это мы видим, к сожалению, абсолютно регулярно, да.

И чего там, читали же приказ ФСБ, где 60 пунктов, о чем рекомендовано и не рекомендовано писать медиа? Я такого не припомню даже в советские времена, засекречено все: космос весь, морально-психологическая обстановка в вооруженных силах. Вот полковник Захарченко украл сколько-то, 9 или 11 миллиардов, так нельзя же теперь говорить, что это полковник Захарченко, потому что он полковник. А военнослужащего мы не можем теперь, по их мнению, упоминать.

И полковник Черкалин, который украл больше все-таки, чем украл его коллега из МВД, потому что Черкалин все-таки из ФСБ и поэтому положено больше. Мы не можем говорить, что Черкалин курировал весь банковский сектор Российской Федерации, потому что он у нас военнослужащий.

Мы не можем писать об этих самых тюремщиках, которые пытают людей, потому что они же тоже военнослужащие, они же тоже на довольствии, они люди в погонах. Вот эти ограничения, которые пытаются ввести для СМИ, прикрываясь заботой о защите персональных данных, это выходит за все разумные рамки так же, как и огромная симпатия к сталинским следователям-палачам, фамилии которых из уголовных дел, с которыми знакомят тех, кто может до сих пор еще воспользоваться своим правом посмотреть на дела своих родственников, тогда пострадавших, в годы репрессий, эти имена у них тоже, значит, вымарываются.

Значит, теперь мы не сможем узнать, что начальник, например, томского НКВД Овчинников, пытаясь овладеть женщиной, забрал ее мужа, знаменитого ученого немецкого, ученого-лингвиста, расстрелял, а потом долго еще у нее принимал для него посылки. Мы теперь не можем сказать, что это Овчинников, комиссар НКВД, потому что он теперь у нас о-го-го, теперь мы задеваем честь его оставшихся в живых родственников. Да, эти ограничения системны, мы их видим, мы вынуждены работать в таких условиях.

– После вашего заявления о непризнании сроков давности по делу об убийстве Анны Политковской к вам обращались ли из каких-то кремлевских структур или администрации президента или люди, связанные с властью?

– Мы получили официальный ответ из Следственного комитета Российской Федерации, что следствие по делу Анны Политковской будет продолжено. Это письмо. Но продолжается ли оно в реальности – у нас нет никакой уверенности по этому поводу.

– На ваш взгляд, есть ли сейчас необходимость создавать такую своего рода офшорную журналистику, когда редакции российских медиа вывозятся за границу для того, чтобы обеспечить безопасность журналистов?

– У нас таких денег нет. У Настоящего Времени если есть, значит, вы молодцы. А у нас этих денег нет. Я помню, Moscow Times, что ли, посоветовал, что хорошо бы, чтобы «Новая газета» и человек сто журналистов уехали куда-нибудь в страны Балтии и там пожили. Мне любопытно, а они как бы там квартиры купят или будут помогать снимать жилье? Это на какую экономику рассчитано? На экономику медиа или это ля-ля языком с тем, чтобы показать, что кто-то там тоже поборник свободы слова? Это же ля-ля.

– То есть здесь основная проблема скорее в финансах или есть этические, профессиональные какие-то аспекты, которые не позволяют этого делать?

– Я вам скажу так: вот эти благие пожелания типа «вы все уезжайте и там работаете» – это просто сразу же разбивается вопрос: «Простите, пожалуйста, это на какие же деньги, как полагаете, ваше это проектное мышление, оно на какие деньги опирается?» Это первое. Второе: у нас, я полагаю, если жизни журналиста будет грозить опасность, мы найдем возможность этого журналиста спрятать. Но о массовой эмиграции, отъезде из России по разным соображениям речи, конечно, не идет.

– Один из самых обсуждаемых законов в этом году – закон о СМИ-«иноагентах». Вот несколько думских партий внесли поправки с требованием смягчить. А есть еще фракция, например, «ОВД-Инфо» признаны «иноагентом», запустили петицию с требованием полностью отменить. На ваш взгляд, здесь какая стратегия: диалога или непримиримости и требования полной отмены в перспективе?

– Проходить там какие-то двойные сплошные линии, поэтому было две таких петиции. Одну делал независимый союз журналистов, писал один из руководителей этого независимого союза журналистов, сотрудник «Коммерсанта», на нее была вполне такая деловая реакция, поскольку в выработке этой петиции участвовали юристы. Кстати говоря, в том числе и наши юристы, которые говорили о том, что должен быть срок попадания в этот список и срок выхода из него, что должна быть судебная процедура, а не просто так. И должно быть предупреждение, а не по радио ты узнаешь, что уже тебя, значит, назначили «иноагентом».

Вторая петиция была пламенной и публицистичной, и, по-моему, она была расценена как невозможная. Но все равно мне кажется, что и та петиция, и другая полезны. Они показывают, что профессиональное сообщество не готово мириться с участью жертвы, которую им отводят. Поэтому по мне так – и та, и другая имеет право на существование. Что будет дальше – мне неизвестно.

Когда-то в начале 2000-х у медиа действовал свой индустриальный комитет, там, где обсуждались все вопросы, связанные с медиа. Теперь такого нет, теперь есть петиции. Внесет ли Государственная Дума в результате эти поправки или нет – не знаю. Внесены ли они сейчас – неизвестно. По-моему, пока нет. Самое важное, если будут внесены поправки, то те, кто уже подпал под действие этого закона, чтобы они имели возможность оспорить и выйти оттуда. Потому что «Дождь», например, уже туда попал. И вот теперь будут приняты поправки – они коснутся «Дождя» или «Важных историй», например, или не коснутся? Я не буду там про вас или еще про кого-то говорить. Если не коснутся, тогда не нужно, тогда ничего не надо. Тогда вы уже свыше 100 скопом фактически замочили, а теперь типа изменили закон. Нет, он должен иметь, безусловно, влияние на дальнейшую судьбу тех, кто попал в этот список.

Пытаться лавировать невозможно. Поэтому мы работаем как работали

– Скажите, пожалуйста, в связи с тем списком, про который вы говорили, о запрете на публикацию несекретных сведений от ФСБ, в котором действительно более 60 пунктов. C ним есть ли риски у «Новой», которая часто пишет и про какие-то военные операции, попасть в этот список «иноагентов»? Или это полностью исключено?

– Я не знаю про это. Видите ли, это же вопрос не ко мне. Я не включаю в список «иноагентов» и не исключаю из него. И кто включает и как – это тоже тайна, покрытая мраком. Как я понимаю, этим занимается тайная полиция, а тайная полиция – это такая специальная организация, которая решения принимает, но за последствия ответственности не несет. Что они решат? На что они обидятся? Гадать об этом невозможно. Предугадывать их действия бессмысленно. Пытаться как-то лавировать невозможно. Поэтому мы работаем как работали.

К сожалению, мы должны учитывать маркировку, и мы вынуждены маркировать дорогих нашему сердцу коллег, что государство вынуждает называть их, упоминать, что они признаны государством «иноагентами». В остальном мы пока работаем так, как мы работали. Конечно, мы видим увеличенное количество штрафов в отношении нас. Но мы не любим про это много разговаривать, но фактически регулярно, чуть ли не раз в две недели, мы подпадаем под какие-то санкции Роскомнадзора, у нас сильные юристы, и мы благодарны в том, что они вовремя находят для нас какие-то приемлемые выходы, которые упасают. У нас есть предварительное чтение материалов юридической службой для того, чтобы просто не попасть на деньги. А как будет дальше – честно, горизонта планирования нет.

– На ваш взгляд, россияне заинтересованы в сохранении независимых медиа в России?

– Это самый важный вопрос. Из всех существующих вопросов это самый важный вопрос. Я помню, что в советское время «Московские новости», «Известия», «Литгазета», «Комсомольская правда», «Огонек» не пользовались любовью начальства, но они пользовались любовью народа. И в этом как раз и был феномен советской прессы перестроечного времени. Есть ли интерес к независимым медиа у общества сейчас? Конечно, есть, но, прямо скажем, это не входит в приоритеты, это не входит в общественный и в социальный приоритет. Даже люди, которые в разных социальных сетях находятся, у них устроено по-разному отношение к медиа. Те, кто у нас условный фейсбук, – это у нас люди, для которых медиа является свободой слова и базовой ценностью. Те, кто у нас «ВКонтакте», для них важнее благополучие семьи, безусловно, ипотека, рост цен. Вот так это происходит, равновесия эта система не достигла, и часто власть пользуется тем, что народ, что люди, что общество равнодушно к этой базовой ценности, да как и к демократии в целом.

Этот год реально кошмарен

– Как бы вы оценили 2021 год для независимых медиа: совсем плохо или будет еще хуже?

– Этот год кошмарен, он реально кошмарен. Я уже назвал цифру в сто человек и медиа за 2,5-3 месяца, всего там уже более 200, если я не ошибаюсь. Процесс этот неуклонно продолжается. Это осложняет работу медиа очень сильно, особенно в глазах части читателей. Более того, читатели лишаются очень важного сервиса – тех медиа, к которым они привыкли. Думаю, что это переломный в буквальном смысле год для российских медиа.

– Можете ли вы рассказать, проанонсировать какие-то расследования или рассказать о ближайших профессиональных планах редакции?

– Расследования мы никогда не анонсируем, и тут причина абсолютно понятна: поскольку мы никому подарков не делаем. Могу точно сказать, я говорил об этом в Осло во время церемонии. На днях я встречаюсь с господином Каляпиным, с рядом волонтеров, и мы будем создавать международный трибунал против пыток. Это важнейшая вещь, это явление стало просто повсеместным в нашей стране: и в тюрьмах, и в СИЗО. И вот это то, что действительно, реально входит в ближайшие планы.

– Просчитывали какую-то реакцию на создание этого трибунала со стороны властей? Или вы вообще не оглядываетесь на это?

– Когда ты смотришь на эти видео, когда-то мы первые написали про ИК-13 в Ярославской области, заключенный Макаров и то, что делали с ним, – смотреть на это невозможно, мы живем в XXI веке, у тебя в километре, в полутора-двух страшно издеваются над людьми. Мне кажется, это унижение, которое в шаговой доступности от тебя происходит, нуждается в абсолютно срочной реакции, независимо от того, нравится это кому-то, не нравится это кому-то – мы будем этим заниматься, да.

– Несмотря на все сложности, вы и еще десяток, наверное, редакций успешно занимаетесь тем, чем занимаетесь. В чем сила российских независимых медиа?

– Есть ли она – это большой вопрос. Есть ли влияние? Да, есть. Есть ли сила? Не знаю. Но в первую очередь это влияние и возможность что-то сделать, возможность оштрафовать «Норникель» или сделать так, что власть обращает внимание, меняет свою оптику на детей с орфанными заболеваниями, в том числе со спинально-мышечной атрофией, или то, что мы сделали, например, сумев помочь многим-многим-многим людям из числа тех, кто были людьми с нетрадиционной ориентацией в Чечне, чеченскими геями – это зависит, конечно, от аудитории. У нас аудитория как бы передает часть своей влиятельности нам.

Мы являемся для нашей аудитории своеобразным парламентом. Когда их интересы никто не представляет, помните, ровно 10 лет назад на Болотной площади был главный лозунг: «Вы нас даже не представляете»? Я не думаю, что сейчас нашу аудиторию многочисленную, там у нас только в соцсетях свыше 30 миллионов, никто не представляет в этом парламенте. Мы представляем эту аудиторию, и, соответственно, мы сила друг для дружки. Вот именно на читателях основана влиятельность газеты.

О присуждении Дмитрию Муратову Нобелевской премии мира – за «усилия по сохранению свободы мысли как непременного условия для демократии и мира» ​– было объявлено 8 октября. Владимир Путин лично не поздравлял журналиста, ставшего четвертым гражданином России, отмеченным этой наградой. От имени Кремля главного редактора «Новой газеты» поздравил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. На сессии «Российской энергетической недели» в Москве Путин прокомментировал возможность включения Муратова в список «иноагентов». Президент тогда заявил, что Муратов не должен «прикрываться» Нобелевской премией, а если он нарушит закон, «она его не спасет».

«Новая газета» занимается журналистскими расследованиями и репортажами. Так, с ее страниц россияне узнали об убийстве и изнасиловании чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, за которое был осужден полковник российской армии Юрий Буданов. Журналисты «Новой» расследовали действия российских властей во время освобождения заложников «Норд-Оста» и Беслана. За время существования издания были убиты четыре журналиста «Новой», включая Анну Политковскую, а также сотрудничавшие с газетой адвокат и правозащитница. Дмитрий Муратов заявил, что посвящает им свою премию.

Студия Warner Bros. выпустила первый полноценный трейлер фильма «Фантастические твари: Тайны Дамблдора». По сюжету Альбус Дамблдор просит мага-зоолога Ньюта Саламандера возглавить команду, которой предстоит выполнить опасную миссию против тёмного мага Геллерта Грин-де-Вальда, желающего захватить мир. В ленте вновь сыграют Джуд Лоу и Эдди Редмэйн, а роль главного антагониста от Джонни Деппа перешла к Мадсу Миккельсену. В российский прокат картина выйдет 7 апреля 2022 года.

На официальном канале студии Warner Bros. в YouTube опубликован первый трейлер фильма «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» — третьей части приквела и спин-оффа серии фильмов о Гарри Поттере.

По сюжету Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) обращается к магу-зоологу Ньюту Саламандеру (Эдди Редмэйн) с просьбой возглавить миссию против могущественного тёмного волшебника Геллерта Грин-де-Вальда (Мадс Миккельсен), который собирается захватить власть над миром. Героев ждут новые приключения и встречи с разнообразными фантастическими тварями, а также с последователями Грин-де-Вальда.

В трейлере Ньют Саламандер знакомится с братом Дамблдора, а будущий директор школы Хогвартс посвящает мага-зоолога в планы Грин-де-Вальда. В последующих кадрах зрителю представляют команду друзей Саламандера. Одному из них — маглу Якобу Ковальски — Дамблдор на время миссии даёт волшебную палочку, а на последних кадрах он оказывается в стенах школы для волшебников, среди учеников Хогвартса.

Ролик позволяет предположить, что новая часть франшизы будет не менее красочной и динамичной, чем предыдущие ленты. В трейлере также присутствует доля юмора: герои с оптимизмом проходят встречающиеся им испытания. Тизер наполнен качественными спецэффектами и впечатляющей графикой, благодаря которой сцены битв и магических сражений выглядят особенно зрелищно.

Над фильмом работал режиссёр Дэвид Йейтс — постановщик двух предыдущих «Фантастических тварей». Он также снял последние четыре ленты о приключениях Гарри Поттера. За сценарий отвечали автор волшебной вселенной Джоан Роулинг и Стивен Кловз, приложивший руку к созданию почти всех фильмов о Гарри Поттере.

Основной актёрский состав претерпел изменения: после того как Джонни Депп проиграл в суде против британского таблоида The Sun, студия попросила его отказаться от роли Грин-де-Вальда. В третьей картине тёмного волшебника сыграл датский актёр Мадс Миккельсен. Ещё в конце 2020 года он сообщил, что ему необходимо переработать роль антагониста. По словам артиста, его Грин-де-Вальд будет отличаться от версии Деппа, но при осмыслении образа будут учтены наработки коллеги.

Миккельсена в роли Грин-де-Вальда можно было оценить в опубликованном несколько дней назад видео, анонсирующем трейлер: как минимум есть внешние различия. В ролике видно, что у актёра зачёсанные набок волосы с седой прядью и выбритое лицо, а в исполнении Деппа у персонажа были белые волосы и такого же цвета усы.

«В данном случае мы имеем дело с более прямым сравнением… поскольку это следующий фильм (франшизы. — RT). Мы сделали ряд отсылок, чтобы связь прослеживалась, однако мы также говорили, что хотим привнести в образ что-то своё»‎, — рассказал Миккельсен в интервью журналу Total Film.

В отличие от серии фильмов о Гарри Поттере, действие в «Фантастических тварях»‎ разворачивается не только в Великобритании. В первой ленте герои были в Нью-Йорке, во второй — в Париже, а в третьем фильме они окажутся, в частности, в Берлине и Рио-де-Жанейро. События происходят в 1930-х — примерно за 60 лет до того, как Гарри Поттер впервые оказался в Хогвартсе.

Съёмки «Тайн Дамблдора»‎ должны были начаться в середине марта 2020 года, однако их перенесли из-за пандемии коронавируса. В результате производство стартовало в сентябре того же года. По словам Эдди Редмэйна, его роль предполагала ночные съёмки в воде на открытом воздухе, которые должны были пройти летом, однако сцены снимали в декабре.

Также по теме

5fbf6a0bae5ac979d910e83f
Вместо Джонни Деппа: Мадса Миккельсена утвердили на роль Грин-де-Вальда в «Фантастических тварях»

Компания Warner Bros., занимающаяся производством лент франшизы «Фантастические твари», подтвердила, что в третьем фильме серии…

Как пишет обозреватель портала ScreenRant, в третьей части «Фантастических тварей»‎ авторы ленты должны объяснить серьёзную сюжетную дыру — в этой волшебной вселенной Ньюта Саламандера знают как выдающегося мага, в частности награждённого орденом Мерлина. При этом ранее не упоминалось, что Саламандер сыграл важную роль в борьбе с Грин-де-Вальдом. Такое сюжетное решение может означать, что создатели фильма отходят от основной концепции с фантастическими тварями, ставя в приоритет историю Дамблдора, а не Ньюта.

Известно, что «Тайны Дамблдора»‎ станут не последними в серии спин-оффов «Гарри Поттера»‎. В 2016 году Джоан Роулинг рассказала, что в рамках франшизы будет снято пять фильмов. Тогда же писательница сообщила о планах принять участие в написании сценариев для всех картин. Предполагается, что они охватят период с 1926 по 1945 год.

Фильм «Фантастические твари: Тайны Дамблдора»‎ выходит в российский прокат 7 апреля 2022 года. Дата премьеры несколько раз переносилась: например, после ухода Деппа релиз передвинули с ноября 2021 года на июль 2022-го. Однако в сентябре стало известно, что поклонники увидят фильм на несколько месяцев раньше — в апреле.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

  • Фантастические рассказы про апокалипсис читать
  • Фантастические детские аудио рассказы
  • Фантастические образы в сказках
  • Фантастика рассказы читать бесплатно
  • Фантастические рассказы для детей 10 лет