Фантастические образы в сказках

1. введение стр.3 4. заключение .16 5. список литературы 17 григ по праву может быть назван основоположником норвежской музыкальной классики.

1. Введение …………………………………………………стр.3
4. Заключение ………………………………………………….16
5. Список литературы …………………………………………17
Григ по праву может быть назван основоположником норвежской музыкальной классики. В его творчестве норвежская музыка впервые завоевала мировое признание. В этом смысле он занимает в истории своей отечественной культуры такое же место, как Глинка в России, Шопен в Польше, Сметана и Дворжак в Чехии. Подобно этим композиторам, он выразил в музыке лучшие черты духовного склада, мировоззрения и характера своего народа.
Музыкальные истоки творчества Грига многообразны. Впитав и претворив в своей музыке неоценимые богатства норвежского фольклора, усвоив лучшие традиции западноевропейской классики, он в то же время опирался на достижения совсем ещё юной норвежской композиторской школы. Родоначальниками её следует считать трёх выдающихся композиторов, старших современников Грига: Уле Булля [1]
, Хальфдана Хьерульфа [2]
и Рикарда Нурдрока [3]
.
В своей музыке Григ нередко воплощал фантастические образы сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии: гномы, тролли, эльфы, сильфы, кобольды… Всё это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ. Цель данной работы – попытка разобраться, с помощью каких выразительных средств Григ воплотил в своих произведениях эти сказочно-фантастические образы.
Прежде чем обратиться к анализу средств выразительности, с помощью которых Григ воплощал сказочных существ, необходимо знать, как выглядели эти сказочные персонажи.
Тролли – в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но очень глупы. Часто тролли бывают с двумя или тремя головами. Как правило, тролли вредят людям, похищают их скот, а иногда даже оказываются людоедами. Тролли не выносят солнечного света, под его лучами они умирают, превратившись в камень. По другим легендам тролли были маленькими, с противными морщинистыми тельцами и жили они в норах в лесу, или в пещерах в горах. Славу троллям создала драматическая поэма «Пер Гюнт» (1867) Генрика Ибсена [4]
.
«В это время где-то над соснами раздался треск, будто гром прокатился
по небу, и голос скрипучий, как сырое дерево, сказал:
Тут земля словно дрогнула и послышались чьи-то шаги.
Шаги были такие тяжёлые, что от них раскалывались камни, а корабельные сосны дрожали от верхушки до самого корня… появились тролли.
Они были огромные — выше самых высоких сосен — и шагали след в след, положив на плечи друг другу свои ручищи.
Их было трое, но глаз у них был только один. Один-единственный глаз был у них на всех троих, и они по очереди вставляли его в глазную впадину, которая была на лбу у каждого.» [5]

Кобольды – в немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев. Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо более злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают верёвки, гасят лампы на шлемах шахтёров. Что более любопытно, минерал кобальт получил своё название именно от кобольдов: по слухам он почему-то напоминает рудокопам о зловредных духах – видимо потому, что попадался часто, а ценности не имел никакой. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят – появляются перед людьми в виде коротышек в красных шапках.
«…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней Ганс заметил маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко-рыжая борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки.» [6]

Гномы – сказочные карлики из германского и скандинавского фольклора. Согласно сказаниям, они бородаты, живут под землёй и славятся богатством и мастерством. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. Но очень часто в сказках гномов изображают как добрых существ. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Гномы более древние, чем их название – оно греческое и возникло в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые. «Гносис» на греческом означает «знание». Существует гипотеза, что Парацельс изобрёл слово «гном» потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.
«Затем дверь отворилась, и на пороге показался маленький человечек с длинной бородой, ростом не выше колена. На нем был красный колпак и кожаный фартук… Несмотря на свое отличие от обыкновенных людей, он выглядел очень дружелюбным.» [7]

Эльфы (нем.elf от alb – белый) – волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названием альвы (alfr – сканд.), сиды (sidhe – др. ирландия). Как правило это красивые, светлые существа, духи леса, дружелюбные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, наряду с гномами и троллями. Во многих произведениях нет фактических различий между феями и эльфами.
«В саду красовался розовый куст, весь усыпанный чудными розами. В одной из них, самой прекрасной меж всеми, жил эльф, такой крошечный, что человеческим глазом его и не разглядеть было. За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну точь-в-точь хорошенький ребенок, только с большими крыльями за плечами. А какой аромат стоял в его комнатах, как красивы и прозрачны были их стены! То были ведь нежные лепестки розы.» [8]

Сильфы – в средневековом фольклоре духи воздуха. Женских особей называют сильфидами. Сильфиды выглядят как красивые девушки, с прозрачными, с радужным отливом крыльями, имеющими декоративную функцию т.к. для полёта не нужны. Их длинные волосы могут быть как обычного цвета, так и любого другого: голубого, лилового или зелёного. Сильфиды носят лёгкие свободные платья или накидки, обычно тог же цвета, что и волосы.
«Зала смолкла… О как тихо, как спокойно все вокруг.
Тишь ночную не тревожит ни один докучный звук.
И на землю, что под снегом спит в объятьях сладких снов,
Месяц дремлющий бросает из лучей своих покров.
Прочь отсюда! Но с тревогой, в этот час и в этот миг,
Средь фигур воздушных вижу я сильфиды нежный лик…
Гаснет месяц… Скоро будет сон умом овладевать,
И душа начнет свободно в море чудных грез витать…» [9]

Можно подметить, что не все сказочные существа, приведённые выше, присутствуют в скандинавском фольклоре. Так например в скандинавсих сказках и сказаниях не упоминается о сильфидах. И в сказках других народов очень мало о них говорится. Чаще всего сильфами называют эльфов. А эльфы чаще всего встречаются в английском фольклоре.
В следующей главе на примере пьес Грига «Шествие гномов», «Кобольд», «Сильфида», «Танец эльфов», «В пещере горного короля» проанализируем, с помощью каких выразительных средств музыки композитор создаёт сказочно-фантастические образы.
«ПЕР ГЮНТ» — «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ»
«Драму «Пер Гюнт» Григ, как и сам её автор, Генрик Ибсен, считал произведением «слишком национальным», доступным только норвежской публике, а потому с большим недоверием относился к её успеху за рубежом. Однако, в своей музыке он намеренно подчеркнул именно эти «слишком национальные» стороны Ибсеновской концепции. А это и создало его музыке мировую славу.» [10]

Три основные линии, определяющие характер музыки Грига, — народный быт, фантастика, лирика – выступают в едином органичном синтезе. Фантастика «Пера Гюнта» — мир троллей и горных волшебниц – воспринята Григом с большой непосредственностью, в духе народной норвежской сказки.
Из всех пяти действий «Пера Гюнта» второе наиболее насыщено музыкой. И не удивительно: воображение композитора пребывало в родной ему сфере сказочных образов, среди суровых, скалистых Рондских гор, в мрачных пещерах троллей. Тролли и горные волшебницы Грига, как и у Ибсена, говорят грубоватым народным языком; они обрисованы народными плясовыми мелодиями нарочито-заострённого, гротескного тона. Подлинным центром «фантастического акта» является знаменитое интермеццо «В пещере горного короля». «Доврская пещера» Грига – не только сказочная картинка. Это целый мир суровой и неприступной горной природы, таящей в себе могучую и страшную силу, — мир, о котором говорит Ибсен в одном из своих стихотворений:
Мрачное шествие «духов тьмы», подобно надвигающейся лавине развёртывается в музыке Грига.
«Оркестровая картинка «В пещере горного короля», быть может, самый яркий пример григовских вариаций на неизменную тему (melodia ostinata). Эта форма, истоки которой заложены ещё в старинной музыке добаховской эпохи, приобрела новое значение в музыке XIX – XX веков. У Грига она трактована как форма динамических вариаций с мощным нарастанием к концу. Эффект постепенного нарастания создаётся как усилением динамики (от pianissimo к fortissimo), так и ускорением темпа, а главное – последовательным «напластованием» тембров и сгущением красок оркестра. Этим достигается поистине странное впечатление надвигающейся «злой силы», готовой всё сокрушать на своём пути.» [11]

Вслед за проведением таинственной, зловещей темы низкими струнными и фаготом звучит первая вариация, в которой тема поручена скрипкам pizzicato, кларнету, гобою, а затем наиболее мощная вторая вариация tutti оркестра, с характерными свистящими фигурами у флейт и остинатным движением баса.В момент кульминации вступает хор в унисон:
Вопят тролли, и от этих криков сотрясаются стены доврского замка.
Неистовый разгул «подземной нечисти» показан далее в сцене Пера с троллями («Тролли преследуют Пера Гюнта»), в основе которой лежит всё та же тема «Доврской пещеры».
Картины подземного царства троллей дополняются пляской дочери Горного короля:
Скалы пусть дрогнут от пляски! [12]

Но танец горной девы – всего лишь острая пародия на народную пляску. Сухое и жёсткое звучание струнных, играющих col legno, резкое сопоставление крайних регистров оркестра, необычное сочетание тембров флейты-пикколо, ксилофона, арфы и фортепиано подчёркивают гротескный характер пляски. Причудливая каденция солирующего кларнета и стремительное glissando ксилофона в заключении рисуют уродливое кривлянье доврской девы.
Завершающая второй акт сцена с Великой Кривой оттеняет философскую линию драмы. Пер Гюнт вступает в борьбу с невидимой и жестокой силой, которая советует ему «обойти сторонкой». Торжественное хоральное звучание органа в E dur завершает музыку второго акта, знаменуя победу высоких человеческих чувств над тёмными силами царства троллей.
Таинственное «Шествие гномов» продолжает традицию фантастических сцен «Пера Гюнта». Однако Григ вкладывает в эту миниатюру оттенок тонкого, лукавого юмора, которого нет и не может быть в характеристике подземного царства ибсеновского «горного короля».
Здесь маленькие гномы – забавные существа – уже не напоминают «духов тьмы». В таинственное волшебное царство проникает лучик света: простой народный напев мажорного трио, журчащие пассажи, подобные струйкам ручейка, рисуют окружающую сказочных героев природу – вполне реальной, чарующей, светлой и прекрасной.
В этой пьесе рельефно очерчены два контрастных образа – фантастический и лирико-пейзажный, никоим образом не связанный с шествием. Основной раздел сложной трёхчастной формы построен на остинатной теме с нисходящим хроматическим ходом в объёме тритона. В этой причудливой, единственной в своём роде теме присутствует связь с норвежским танцем йольстринг, с характерной для него остротой ритмики и хроматических гармоний:
В основном разделе тема проходит в двух вариантах – скерцозно-таинственном и грозном с грохочущими басами и акцентированной линией среднего голоса ( нисходящее поступенное движение по звукам диатонического ре минора). От каденции первого раздела протянута тонкая мелодическая нить к трио в одноимённом ре мажоре. В его основе – светлая лирико-созерцательная тема с характерным мотивом I – VII – V ступени. Излюбленные григовские гармонии – большой мажорный септаккорд, доминантовый нонаккорд с секстой и квартой в каденции предстают здесь в своём кристально-чистом прозрачном звучании. Дополнением к основной теме трио служит гармоническая фигурация,основанная на сопоставлении нонаккордов ре мажора, си-бемоль мажора и соль мажора без разрешения. Это один из тех «импрессионистических» моментов звучания, которыми так богата гармония этого опуса:
Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» из op.71 (точнее маленький тролль – «Smartrold»).
Стремительность темпа, контрастность динамики (преобладающее pianissimo с проблесками внезапного forte) и тонкая игра гармонических красок создают впечатление сказочной таинственности. В момент кульминации Григ применяет великолепный эффект неожиданно вторгающегося «чуждого звука», находящегося в тритоновом отношении к ясной гармонии трезвучия E dur:
Здесь вспоминается острая целостность русской «фантастики леса» и волшебное очарование «колдовских» тритонов Римского-Корсакова и Лядова.
В этой пьесе Григ воплотил образ духов воздуха – сильфид в лёгком и воздушном танце. Музыка написана в очень светлых тонах несмотря на основную тональность h moll. Как и большинство миниатюр Грига эта пьеса написана в трёхчастной форме. Тенцевальность пьесе придаёт размер ¾, в левой руке – ритм вальса. Быстрый темп и пунктирый ритм придают музыке воздушность и лёгкость. Практически вся пьеса написана на piano, что придаёт музыке возвышенность, неприземлённость:
В средней части происходит усиление динамики и ускорение темпа, что создаёт ощущение стремительного, но лёгкого полёта или кружение в танце, а форшлаги рисуют лёгкие взмахи крыльев. Практически вся мелодия написана в высоком регистре, и это придаёт ещё большую фантастичность и таинственность танцу:
Пьеса «Танец эльфов» стилистически схожа с пьесой «Силифиды», т.к. в ней изображён танец маленьких, сказочных лесных духов – эльфов. Пьеса написана в тональности e moll. Благодаря отрывистому стаккато и быстрому темпу Григ очень точно передаёт изящные, порхающие движения эльфов. На протяжении всей пьсы происходит частая смена динамики от forte к piannisimo. В самом начале пьесы (16 тактов), в середине (31-37 такты) и в конце (52-63такты) в музыке отсутствует басовая партия. Тем самым композитор подчёркивает игривый характер танца и создаётся образ маленького, игривого существа:
В конце пьесы, в последних двух тактах два заключительных форшлага оканчивают игривый танец, имитируя взмахи крошечных крылышек:
Больше века назад жил и творил великий норвежский композитор Эдвард Григ. Но искусство его по-прежнему волнует миллионы людей.
«Творчество Грига формировалось по воздействием норвежской народной культуры. Фольклор каждой страны имеет своих собственных и неповторимых сказочных персонажей. И зачастую эти персонажи рождались либо в силу каких-то исторических условий, которые переживала страна, либо условий климатических и географических. В скандинавском фольклоре существуют свои герои и анти-герои. В суровых северных условиях родились гномы, эльфы, тролли. Григ настолько точно передал образы этих сказочных существ, что слушая его музыку, можно зримо представить себе эльфа или тролля. В произведениях Грига сказочные персонажи будто бы оживают, композитор своей музыкой дарит им жизнь, и даже не зная, как выглядит тот или иной персонаж, слушая произведения Грига можно «нарисовать» в своём воображении его портрет.
1. Асафьев Б.В. Григ. М.-Л., 1948г.
2. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. М., 1986г.
4. Кремлёв Ю. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1958г.
5. Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.
6. Лейтес Р. Песни Грига. М., 1967г.
8. Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ, 2004г.
9. Сеженский К. Генрик Ибсен – Эдвард Григ. «Пер Гюнт». М., 1995
10. Три волшебных листочка. Сказки народов Скандинавии. АСТ., 2004г.
[1]
Булль Уле (1810-1880) – норвежский скрипач и композитор, родственник Грига, концертировал в городах Европы и США. Талант Булля высоко ценили Лист и Шуман.
[2]
Хьерульф Хальфдан (1815-1868) – норвежский композитор, дирижёр, руководитель хорового общества, пианист, педагог. Наряду с Григом считается создателем норвежского классического романса.
[3]
Нурдрок Рикард (1842-1866) – норвежский композитор, учился в Берлине и Кристиании, был ревностным поборником идеи «норвежского возрождения». Автор музыки национального гимна норвегии на стихи Бьёрнсона («Да, мы любим эту землю», 1864).
[4]
Ибсен Генрик (1828-1906) – великий норвежский драматург и поэт; явился одним из создателей национального норвежского театра. Драмы Ибсена «Нора», «Привидения», «Дикая утка», «Гедда Габлер», «Пер Гюнт» и др. оказали сильнейшее воздействие на норвежскую литературу.
[5]
Подарок Тролля. Скандинавские сказки. АСТ., 2004г. Отрывок из сказки «Как два мальчика встретили в Хедальском лесу троллей»
[6]
Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ., 2004г. отрывок из сказки «Рудокоп Ганс».
[7]
Три волшебных листочка. Сказуи народов скандинавии. АСТ., 2004г. отрывок из сказки «Соседи».
[8]
Отрывок из сказки Андерсена Г. Х. «Эльф розового куста».
[9]
Отрывок стихотворения Андерсена Г. Х. «Возвращение с бала в лунную ночь»
[10]
Цит. По: Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.
[11]
Цит по: Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.
[12]
Отрывки из драматической поэмы «Пер Гюнт» Генрика Ибсена

Название: Сказочные и фантастические образы в творчестве Грига
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: реферат
Добавлен 01:07:26 29 августа 2011 Похожие работы
Просмотров: 2608
Комментариев: 14
Оценило: 4 человек
Средний балл: 4.3
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Реферат: Сказочные и фантастические образы в творчестве Грига
Сочинение Эссе На Тему Гроза
Реферат по теме Двоевластие. Три кризиса Временного правительства
Курсовая работа по теме Поєднання реалістичних та імпресіоністичних способів відображення дійсності в повісті М. Коцюбинського ‘Fata morgana’
Курсовая работа: Основні напрями підвищення ефективності використання потенціалу зернового господарства Херсонської області
Реферат На Тему Реализация Права
Сочинение: Правда о причинах изменения климата. Скачать бесплатно и без регистрации
Римский Корсаков Реферат 4 Класс
Национальные Проекты Курсовая
Содержание Правоотношений Курсовая
Защита Информации Реферат
Системи стрілецької зброї та засобів ближнього бою Збройних Сил та НГУ
Проблема Урбанизации И Экологии Реферат
Курсовая Работа На Тему Анализ Затрат Труда И Фонда Оплаты Труда На Предприятии Оао «Ессентуки-Аква»
Доклад: Рощин Михаил Михайлович
Сочинение На Английском Про Биг Бен
Статистический Анализ Уровня Жизни Населения Курсовая
Реферат по теме Українська література в другій половині ХХ століття
Косметические Средства Древнего Египта Реферат
Курсовая Работа На Тему Международные Стандарты По Планированию Аудита
Язвенные Кровотечения Реферат
Реферат: Наследие Запада
Курсовая работа: Учёт готовой продукции 8
Реферат: Wuthering Heights Essay Research Paper The Power

Сериал "Сказки Пушкина. Для взрослых " (2021): все 1-2-3-4 серии. Содержание, смотреть онлайн на More.tv

Год: 2021 (1 сезон), Россия

Жанр: комедия

Режиссер: Ксения Зуева, Оксана Карас, Наталья Кудряшова

В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Дарья Жовнер, Лолита Милявская, Павел Попов, Денис Шведов, Алена Свиридова, Жан-Мишель Щербак, Андрей Смоляков, Ирина Безрукова, Даниил Чуп

Сериал в жанре антологии «Сказки Пушкина. Для взрослых» (2021) расскажет о сказках писателя, адаптированные под современные реалии. Дата выхода сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых» была определена на 10 ноября 2021 года. Сериал выходит эксклюзивно на видеосервисе «more TV» по средам в 12:00 МСК.

Сюжет сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых»

Действие сказок великого русского писателя перенесет зрителей в нашу реальность. Классические произведения автора переосмысляются и наполняются новыми неожиданными смыслами. В основу сюжета легли пять произведений Пушкина в недетском прочтении. Классические тексты сохранят свою идею, но персонажи и образы станут более понятны современникам. Царевна окажется инстаблогером, королевич Елисей будет рэпером, а Золотой Петушок — нейросетью. Каждую сказку поставит разный режиссер, сообщает infonovosti

Идея сериала проста, все, что у Пушкина объясняется волшебством, в современной жизни технологиями. Старые пушкинские образы становятся понятнее, в двадцать первом веке ясно, в какое именно зеркальце смотрит царица, которая хочет проверить, она ли на свете всех милее и у нее ли больше всех лайков.

Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на More.tv с 10 ноября в 12:00. Добавлены новые серии сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых» — можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.

1-я серия. Рыбка (выход 10 ноября 2021)

Российская провинция 2010-х: семейная пара мошенников ловят будущих жертв в дейтинг-приложении. В их сети попадается крупная добыча — кинозвезда и продюсер Рыбка (Ингеборга Дапкунайте), но ограбление идет не по плану. Старик (Павел Попов) становится частым гостем в доме Рыбки, которая готова исполнять все новые и новые желания ревнивой Старухи (Дарья Жовнер). Что ждет мошенников: царские палаты или разбитое корыто?

Сериал "Сказки Пушкина. Для взрослых " (2021): все 1-2-3-4 серии. Содержание, смотреть онлайн на More.tv

2-я серия. Царевна (Выход 17 ноября 2021)

Наше время: Царица (Дарья Жовнер) рассказывает миллионам подписчиков в инстаграме о женской энергии и духовных практиках, но сгорает от зависти к своей падчерице Царевне (Полина Гухман). Та моложе, веселее и готовится записать фит с популярным рэпером Елисеем (OG Buda). Грозная Царица решает погубить прекрасную Царевну и остаться единственной инстадивой.

Сериал "Сказки Пушкина. Для взрослых " (2021): все 1-2-3-4 серии. Содержание, смотреть онлайн на More.tv

3-я серия. Балда (выход 24 ноября 2021)

2000-е. Поп — полковник ФСКН. Однажды на него прямо у церкви совершено покушение. Попа спасает только что вернувшийся со службы дембель Балда, который нанимается к нему в телохранители. Но не за деньги, а за идею. Она простая: в конце службы Балда даст Попу три сверхмощных леща.

Сериал "Сказки Пушкина. Для взрослых " (2021): все 1-2-3-4 серии. Содержание, смотреть онлайн на More.tv

4-я серия. Салтан (выход 1 декабря 2021)

По сюжету роковая случайность приводит к тому, что мир оказывается погребен под пеплом ядерной войны. Выжившие разделились на враждующие племена, поклоняющиеся технологиям прошлого. Салтан — вождь одного из таких племен. Его внимание пытаются привлечь жрец Бабарих и три сестры: Старшая, Средняя и Младшая. Последняя из них покоряет сердце Салтана. Но интриги Бабариха и остальных сестер вынуждают беременную Младшую покинуть племя, чтобы вырастить не по годам развитого сына Гвидона. Посреди постапокалиптической разрухи они встретят удивительное существо по имени Лебедь, обладающее знаниями о технологиях древних времен.

Сериал "Сказки Пушкина. Для взрослых " (2021): все 1-2-3-4 серии. Содержание, смотреть онлайн на More.tv

Фантастические образы в сказках

Читайте также


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Ксения


19.11.2021, 23:13

1 339

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Ксения Зуева, Оксана Карас, Наталья КудряшоваПродюсер:…


17.11.2021, 11:10

285

просмотров

Подробнее


Краткое содержание:Сюжет серии «Сказки Пушкина. Для взрослых»1 серия «Сказки …


27.11.2021, 15:23

106

просмотров

Подробнее


Дата выхода 10 ноября 2021Страна РоссияЖанр Драмы, Комедии, Фантастика, ФэнтезиКоличество …


16.11.2021, 18:35

242

просмотрa

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Ксения Зуева, Оксана Карас, Наталья КудряшоваПродюсер:…


24.11.2021, 19:01

333

просмотрa

Подробнее


Дата выхода 10 ноября 2021Страна РоссияЖанр Драмы, Комедии, Фантастика, ФэнтезиКоличество …


17.11.2021, 13:12

1 285

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: детективРежиссер: Николай БорцПродюсер:


21.11.2021, 10:57

626

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: триллер, драма, детективРежиссер:


25.11.2021, 10:57

1 251

просмотр

Подробнее


Жанры: ДрамаГод создания: 2020Режиссёр: Карин КусамаМировая премьера: 14 ноября 2021Дата выхода в РФ:…


19.11.2021, 07:08

1 690

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: комедияРежиссер: Данила ИвановПродюсер: Алексан Хачатурян, Данила Иванов,…


21.11.2021, 11:55

388

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: триллер, драма, детективРежиссер: Никита ГрамматиковПродюсер:…


23.11.2021, 11:29

1 643

просмотрa

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедия,


18.11.2021, 21:05

1 305

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: драма, триллерРежиссер: Ольга ФренкельПродюсер: Валерий Федорович,…


22.11.2021, 23:34

2 811

просмотров

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: детективРежиссер: Николай БорцПродюсер: Вячеслав МихайловВ ролях: Дарья Пармененкова,…


20.11.2021, 11:18

7 904

просмотрa

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: боевик, детектив, драма, исторический фильм, военный фильмРежиссер: Олег ФоминПродюсеры:…


14.11.2021, 11:09

13 734

просмотрa

Подробнее

Технологическая карта урока по литературному чтению — 2 класс.

Составили: Новикова С.А., Ефимова Ю. А. , Митрофанова О.А., Гусейнова Н.М., Куликова Т.А., Тюрина Т.В.

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

Предметная область «Литературное чтение», автор Свиридова В.Ю.

Тема урока: «Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазёры»

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I этап.

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: вхождение учащегося в пространство учебной де$ятельности

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

Организует и настраивает детей на совместную работу.

Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку:

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

$

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая.

-С каким настроением пришёл ты сегодня?

(карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.)

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проб$ном действии.

(2 минуты)

Цели:

— организовать актуализацию знаний;

— организовать выполнение учащимися учебного действия;

Высказывают своё предположение, рассказывают.

Я сам найду

$способ!

Организует составление совместного плана действий.

Предлагает обсуждение возникновения понятий.

Проверка домашнего задания

«Мое фантастическое животное» и рассказ детей о них.

Актуализируются требования к учени$ку со стороны учебной деятельности

(«надо»)

Устанавливаются тематические рамки («могу»)

Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребн$ости включения в учебную деятельность («хочу»)

Постановка проблемы: Что я не знаю?

Наш план действий: (2 слайд)

1. Сами найдём способ.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Выполним. Выскажи свое мнение.

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД$)

III. Выявления места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

— организовать выявление учащимися места и причины затруднения

Высказывают свои предположения. Отгадывают загадку. Вспоминают рассказ про Незнайку$ и то как он сочинял стихи.

Предлагает обсуждение возникновения понятий. Через подводящий диалог подводи т учащихся к имени автора нового произведения.

Ребята, у меня на голове шл$япа. Чья это шляпка? Какой герой любил носить эту шляпку? Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости?

Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки

Как зовут его ….. (Незнайка)

Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся к гости к Незнайке. Вспомните, в первом классе мы прочитали рассказ о Незнайке.

— Незнайка сочинял стихи.

-Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный. (1 слайд)

-Незнайка сочинял стихи про своих др$узей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет.

-Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя — про своих друзей?

Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям

-Каков, по-вашему, Незнайка?

Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки.

-Чему учила Мальвина Незнайку?

-Книгу, какого автора предложила Мальвина? (Н. Носова)

-Вам знаком этот писатель?

$Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

$

IV.Постановка проблемы.

( 3 минуты)

Цели:

— сформировать представления детей о понятии «фантазия»

Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.

Проговаривают ответы (о фантазии, выдумке, воображении)

Предлагает обсуждение возникновения понятий.

Я – небесный верхолаз, я по небу лазаю

$А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю.

Ты не веришь? Ну и что ж…

Все равно это не ложь, а моя фантазия.

-Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

(о фантазии, выдумке, воображении)

— Послушайте одну историю.

Миша был фантазёром. Он считал себя художником. Однажды он показал Маше свою картину. На ней ничего не было. Но Миша сказал: « На картине ты видишь зелёную траву». Маша закричала «Где же трава? Я не вижу травы». Миша сказал «Траву съела корова», « А где же корова? $Я не вижу коровы». Миша сказал. «Корова съела траву и ушла в другую картину»

Почему Маша ничего не увидел, а Миша рассмотрел целую картину?

Как ВЫ ДУМАЕТЕ, какую страну мы сегодня отправимся исследовать?

— Я Вас приглашаю в страну фантазии.

Умение ориентироваться в окружающе$м мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию.

(Познавательные УУД).

V. Работа по новой теме

(8 мин)

Цель: познакомить с произведением Н. Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и

ложью,

Работа с рисунками.

Портретом писателя.

Дети рассказывают то, что они знают об этом авторе.

Дети называют прочитанные книги Н .Носова

Из толкового словаря находят значения слов фантазёры, фантазировать, фантазия.

$Высказываю идеи, по поводу названия героев – фантазёрами.

Включает $учащихся в работу через игровую деятельность.

Устраивает выставку книг Н. Носова.

Использует приём «Корзина идей»

Рассмотрите выставку книг. Кто нам поможет в путешествии по стране ФАНТАЗИИ? (Н. Носов) Что вы о нём знаете?

Учитель обобщает всё сказанное детьми об авторе.

-Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком.

Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах $и недостатках. (3 слайд)

-О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы?

Приключения Незнайки и его друзей».

Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н. Носова – «Фантазёры». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали?

-Давайте подумаем: кто же такие фантазёры?$

Фантазия — нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное, способность к творческому воображению.

Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. (Выдумка, затея).

Фантазёры — люди, которые любят фантазировать, мечтать

Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать).

Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.

-Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)

Фантазёры — люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н. Носова.

$

-Почему Н. Носов назвал своих героев фантазёрами?

Предлагаю вам заполнить корзину идей. (Дети высказывают свои идеи, а учитель коротко их фиксирует на доске).

Уметь правильно определить ответ по описанию .

(Познавательные УУД).

VI$. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 10 минут)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

-придумывали интересные, смешные истории

Чтение по цыпочке, дети отвечают на вопросы по тексту.

Ставят цель своей работы с помощью учителя.

$

Учитель читает первый абзац рассказа.

Ставит проблему перед детьми.

Прочитаем рассказ по цепочке и выясним, какие фантазии рождались у героев?

Давайте ответим на вопросы:

-Кто же герои? Что вы можете о них сказать?

$-Какая выдумка кажется тебе самой интересной?

-Говорить неправду и фантазировать – это одно и то же? (ответы детей)

Какую цель мы перед собой поставим?

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

VII.

$

Физкультминутка

(1 мин)

На доске рисунок с изображением Незнайки

Встал Незнайка, потянулся,

Раз — нагнулся, два – нагнулся.

Три – присел, посидел. Встал.

Руки в стороны развел

И тихонько сел за стол.

$

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8-9 мин)

Цели:

организовать постановку цели урока; умение чита$ть по ролям

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя уточняю цель

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Ученики строят план достижения цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует подводящий диалог для осознания понятий врун и фантазёр, их разницы.

— Какая была цель?

-Определить, чем отличается неправда от фантазии?

— Кто нам поможет? $( Наши герои Мишутка и Стасик, Игорь).

-Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.

Читают по ролям.

(Читают до слов: — На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!)

$-Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?

— Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать).

-. Как называют человека, который врёт? (Врун).

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

-Чем отличается врун от фантазёра?

(Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)

-Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

— Что в этой истории, правда?

(Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни)

-Что в этой истории неправдоподобно?

(Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.)

— Как развивались$ события дальше?

(Тут пришёл соседский Игорь…)

— Что сказал ребятам Игорь?

-Что ответили ребята?

— Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Обманывать.)

— Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)

Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

— Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь реши$л сочинить историю?

— Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…»)

— Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?

— Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

— Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять?

— Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

— Как вы относитесь к поступку мальчика?$

— Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

— Как вы понимаете значение слова брехун?

— Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? ( Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить?

(Обманывает, врёт.)

— Зачем используется такое грубое слово?

— Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)

— Кого встретили мальчики?

— Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?$

— Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

— Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

-Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?

— Зачем он это делает?

— А как бы вы посочувствовали девочке?

— Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.

— Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие сло$ва в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)

-С кем из ребят вы хотели бы дружить?

Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования

(Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

$свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках

(Познавательные УУД).

IX. Включение в систему знаний и повторение.

( 3-4 минут)

Цель:

выявить границы применимости нового знания;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполняют задание на листочках.

.

$

Организует и контролирует работу детей

Работа в группах и парах.

Ученики получают карточки с заданием:

— Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие — для врунов.

Карточка для первой группы (работаем парами)

$Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Приду$мывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Карточка для 2 группы тоже работают парами.

-Поделите слова на две группы и объясните свое решение

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать

Вопросы учителя, если учащийся допустил ошибку:

  • Где у тебя ошибка?

  • $В чем ты видишь причину?

  • Какой ты видишь выход?

Рифмовка: Ошибок не пугайся,

С ошибками справляйся!

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие други$е люди.

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

X.Домашнее задание

(1 мин)

Обсуждают и записывают домашнее задание.

$

1 в. Пересказать содержание Н Носова «Фантазёры»

2в. Сочинять фантастические истории.

XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

( 2 – 4 минуты)

Цель:

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

оценить собственную деятельность на уроке;

$

С помощью подводящего диалога помогает детям сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения.

Ребята, обманывать и выдумывать – это одно и то же?

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики»

( Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры — безобидные выдумщики. А Игорь — обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев.)

-Чему хотел научить вас Н. Носов своим рассказом? В чём г$лавная мысль?

(С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.)

-В чем же секрет творчества писателя?

( У него развиты фантазия и воображение)

К какому жанру можно отнести это произведение? Вы$бирайте нужный ответ.

стихотворение

сказка

рассказ

Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем Н. Носову «Прощай!»

— Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке (Ответы детей)

— Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)

— Мне очень понравилась в$аша работа на уроке. Молодцы!

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

1. Сами найдём способ .

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Выполним.

4.Выскажи свое мнение.

Какие из слов$осочетаний, характерны для фантазёров, а какие — для врунов- соедини линией

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие. Вруны

Подготовьте чтение разговора Мишки и Стасика по ролям.

Задание для всех групп.

Составьте « Синквейн» по произведению.

Задание для всех групп.

Составьте « Синквейн» по произведению.

Третья – строка описание действ$ий в рамках этой темы тремя словами.

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме ( целое предложение).

Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Задание для всех групп.

Составьте « Синквейн» по произведению.

Конспект
открытого урока по теме: «Изображение и фантазия. Сказочная птица»

Педагогические задачи:
создать условия для ознакомления с понятием «фантазия», с изображениями
сказочных птиц на изделиях художественных промыслов; способствовать развитию фантазии у ребенка, умения подбирать
удачные цветовые сочетания в работе, формированию умения преображать реальные
формы в декоративные, навыков работы с гуашевыми красками, дружеских отношений в классе; содействовать воспитанию
бережного отношения к природе.

Оборудование:

•  для учителя: иллюстрации с изображением
сказочных птиц (Приложение 8) , учебник;

•  для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Проверка
готовности к уроку.

Прозвенел
звонок – начинается урок.

Порядок
на столе,

Порядок
в голове,

К
уроку мы готовы ВСЕ.

II.
Постановка учебной задачи.

– Мы живем в реальном мире, нас окружают настоящие
предметы и живые существа. Но человеку скучно было бы жить без тайн и секретов,
и он их начинает выдумывать, а помогает ему в этом… фантазия. Вспомните
легенды, сказки о привидениях, домовых, русалках и т. д. Их никто не видел, но
мы все о них знаем, представляем, как они выглядят. Что помогает нам их
представить? (Фантазия, воображение.)

– Приходилось ли вам выдумывать какое-либо существо?
Какое оно было?

– Человек очень часто боится темных комнат, дремучих
лесов, потайных уголков. Почему? (Воображает невиданных существ.) Что
помогает страхам человека разрастаться? (Фантазия.) Помните, не надо
бояться Бабу Ягу, домового, лешего и др. Это плод наших фантазий.

– Сделайте предположение о теме нашего урока.

– Тема урока – «Изображение и фантазия».

III.
Изучение нового материала.

– У творческих людей, а художники к
таковым относятся, очень развито воображение, их фантазия не имеет границ. Они
умеют изображать сказочный мир.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Что вдохновляет художников придумывать
фантастические образы? А помогаем им в этом наблюдение за природой, изучение
реальности.

– Я вам предлагаю игру «Реальность – фантазия». Если
мое высказывание – это реальность, вы хлопаете в ладоши, а если фантазия –
топаете ногами.

•  Учитель в классе.

•  Папа чинит табуретку.

•  В городском парке на дереве сидит русалка.

•  Продавец продает хлеб лешему.

•  Бабушка вяжет носки.

•  Баба Яга гуляет по городу и угощает детей
конфетами.

•  Самолет летит в небе.

– А теперь ваши варианты, кто готов продолжить?

– На прошлом уроке мы говорили о реальных животных и
рисовали павлина. Кто из наших мастеров нам помогал? (Мастер Изображения.)

– Сегодня мы продолжим работать с Мастером Изображения
и будем рисовать сказочных птиц.

– Давайте вспомним, какие птицы живут в сказках? (Жар-птица,
птица феникс, Царевна Лебедь, золотой петушок.)

– Я вам предлагаю рассмотреть изображения птиц (учебник,
с. 62).

– Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и
превратил ее в птицу сирин – волшебную птицу счастья. Докажите, какие черты
сходства есть у ястреба с сирин. Что необычного, сказочного внес в изображение
сирин художник?

– Мастер Изображения увидел в деревне индюка и создал
из глины эту нарядную дымковскую игрушку (учебник, с. 63). В чем
сходство с живой птицей? Какие элементы добавил художник?

– Посмотрите на щепные птицы счастья (Приложение 8) .
Мастер делает такую птицу из бруска обычного дерева. Для этого брусок
расщепляет на тонкие пластины-перышки. Образы каких реальных птиц использовал в
своей работе Мастер Изображения? (Лебедь, цапля.) В чем сходство, что
добавил художник?

– Создавая свою сказочную птицу, художник опирается на
реальные образы, на настоящих птиц и вносит элементы, которые делают работу
сказочной, а образ фантастическим. Вдохновляет художника природа, а создает
образ фантазия.

– Какие материалы использует в своих работах Мастер
Изображения? (Краски, глину, дерево, камень, железо, нитки, бумагу.) (Приложение
8.)

– Давайте рассмотрим примеры сказочных птиц (Приложение
8).
Какие необычные формы, фантастические элементы применили в работе
художники?

– Что можете сказать о цвете?

Физминутка

Глянул птенчик из гнезда –      Голова вниз.

Ух, какая высота!          Покачивание головой.

Пускай высота –            Взмах правой рукой.

Вылетай из гнезда         Махи обеими руками.

На мир посмотри –

Раз, два, три…               Повороты головы
вправо,

                                      влево, вперед.

IV.
Творческая практическая деятельность учащихся.

– Поймать нам птицу счастья не удастся, а вот создать
ее самим вполне реально. Помогут вам в этом природа и ваша фантазия.

– Какие материалы вам помогут достичь цели урока? (Гуашь.)

Советы Мастера
Изображения
(составляются совместно с детьми):

1. Продумать, какую птицу возьму за основу.

2. Сделаю эскиз.

3. Добавлю сказочные, фантастические элементы.

4. Продумаю цветовую гамму.

5. Раскрашу. Не забуду раскрасить фон или нарисовать
элементы окружающей среды.

– Возьмите за основу любую птицу и, соблюдая эти
советы, приступайте к работе. Желаю удачи. (Учитель во время работы
оказывает индивидуальную помощь.)

V.
Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм
самооценки
:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу?

– Ты справился с работой или есть недочеты?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились
оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

Работы вывешиваются на доску.

– Как будто в райском саду очутились! Сколько
замечательных птиц! Какие все красивые!

– Чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

– Кто удачно подобрал цвета в работе?

2.
Обобщение по теме урока.

– Что такое «фантазия»?

– Кто помог вам создать образ?

– Какие материалы использует Мастер Изображения для
создания сказочных образов?

– Какие материалы нужны были в работе вам?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 607

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

  • Фантастика рассказы читать бесплатно
  • Фантастические рассказы для детей 10 лет
  • Фантастика как пишется на английском
  • Фантан или фонтан как правильно пишется слово
  • Фантастика в сказках м е салтыкова щедрина как средство сатирического изображения действительности