Фамусовское общество сочинение для 9 класса

Сочиненияпо литературегрибоедовфамусовское общество в комедии горе от умав комедии горе от ума основная задача а.с. грибоедова была отразить нравы московского
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Фамусовское общество в комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» основная задача А.С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века. Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым.

Это и есть Фамусовское общество – минувший век. К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность — «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие. Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место — Франция. Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания. Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Рассуждение

Комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно по праву назвать прекрасной иллюстрацией дворянского общества XIX века. По этой причине пьесу ждала печальная судьба: она так и не была поставлена в театре из-за цензуры, а первая полная публикация вышла в свет спустя много лет после смерти автора.

Фамусов – один из центральных персонажей комедии. Он является типичным представителем московской аристократии. Вокруг его фигуры формируется светское общество, в котором нет места таким людям, как Чацкий. В идеологии Фамусова значительную роль играет чинопочитание, лицемерие и подхалимство. Если понимать и принимать эти законы, можно вполне комфортно существовать в таком обществе. Такую линию поведения выбирает Молчалин, который ухаживает за Софьей лишь потому, что она дочь его начальника. Чацкий же отвергает фамусовское мировоззрение, и поэтому оказывается отторгнутым этими людьми.

В ближайший круг Фамусова входят Скалозуб, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий и Репетилов. Все эти герои приезжают на бал, который сразу же превращается в ярмарку тщеславия и лицемерия. Этих людей интересуют последние сплетни, они рассыпаются в самых сладких комплиментах, хотя на самом деле испытывают неприязнь друг к другу. Они судят человека не по его поступкам, а по его знакомым, с которыми он проводит время. Например, идеалом хозяина бала является его покойный дядя Максим Петрович. В его высочайшую заслугу Фамусов ставит не военные подвиги, честность или служение родине, а то, что он смог рассмешить императрицу своей неловкостью, за что и был одарен всеобщей милостью. Дворянам старого порядка, к которым можно отнести гостей Фамусова, не интересны истинно положительные качества человека (доброта, отзывчивость, справедливость и др.), на первое место они ставят манеры, умение вести себя в обществе и заводить полезные знакомства.

Таким образом, фамусовское общество с его прогнившими идеалами в пьесе противопоставлено человеку нового времени – Чацкому. Ему нет места среди этих людей, поскольку их жизненные принципы устарели. С помощью иронии Грибоедов стремился показать своим современникам, что их представления о счастье и идеалы ложны. В такой среде нельзя нормально существовать и воспитывать детей. Автор выражает надежду, что в недалеком будущем передовое дворянство будет представлено людьми образованными, честными, трудолюбивыми.

Другие темы: ← Мое отношение к Молчалину↑ ГрибоедовПо произведению Горе от ума →

`

Фамусовское общество

А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.

Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.

Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.

В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.

Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.

Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».

Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

Сочинение на тему по каким принципам живет фамусовское общество

Сочинение: Фамусовское общество Фамусовское общество

Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками (людьми “века минувшего”). Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают!.. Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум, алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и суета”. Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу. Чацкий же стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, – говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время всегда “победительная”. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?..” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век нынешний”, сильный, умный, образованный.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Сочинение 4

Грибоедов А. С. написал широко известную комедию «Горе от ума» почти двести лет назад (1824). Даже в наши дни эта комедия актуальна. Писатель нам приоткрыл завесу и показал какое на самом деле во время крепостничества были люди из светского общества.

Главный герой — чиновник Фамусов, он богат. Читатель следит за его поведением на работе, с наукой он буквально враждует; считает, что она помеха для умного общества. Наблюдая за действиями Фамусова, всплывает полная картина всего его окружения, с кем он общается. Барин живёт среди народа, которые лишь купаются в своём богатстве и их интересует свой внешний вид. Вот и все их занятия.

Чацкий Александр Андреевич — ещё один главный герой произведения. Он жутко недоволен всем фамусовским обществом, в котором заложены все негативные черты. Чацкий в своих высказываниях ёмко и резко обличает весь светский круг Москвы. Нравы общества никуда не годятся, им чужды знания, учиться чему-либо они не хотят. Чацкий, имея свою точку зрения, считается фамусовским обществом «лишним человеком». Он словно рождён не в своё время, ему тяжело глядеть на то, что творится вокруг него и на приёмах высокопоставленного света.

Например, читатель встречается с ситуацией, когда «толстый кошелёк» решает проблему женитьбы. Нет, не любовь, а богатый родитель и много-много денег двигают прогресс. И становится страшно за будущее, за новое поколение. Не дети решают свой выбор любви, а отцы, которые держатся нестандартному правилу: бедные не пара для богатых. Так происходит порой и в нынешнее время.

В фамусовском обществе жив принцип: угождать людям. Они слепо подражают людям иностранного происхождения. А Чацкий, имея чуткое сердце, любовь к Отчизне и наукам, горел желанием полностью отдаваться настоящим делам, а не людям, с которыми у него происходили постоянные разногласия. Так что он совершенно не подходил под людей такого ума и уехал от всего чуждого из Москвы.

Сам Фамусов и его окружение были настоящими фанатиками своего статуса и огромной кучи денег. Они считали, что люди, не имеющие чин — никто, что в них нет ничего человеческого. На самом же деле получается наоборот. Гуляя на балах, проводя время беспутно, читатель сталкивается с их сплетнями, жестокостью, глупостью. Даже их работа проходит впустую.

Всё эти проблемы крепостных талантливо раскрыл в своём произведении Грибоедов. Точно и с иронией. Читать произведение очень увлекательно. Тем более эти проблемы живы и до сих пор.

Другие сочинения: ← Хрюмины в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОбраз Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума →

Сочинение: Характеристика фамусовского общества в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Характеристика фамусовского общества в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» помогает понять общественно-политическую жизнь, современную автору. И хотя содержание непосредственно связано с исторической эпохой, конфликт произведения намного шире — столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», двух поколений, абсолютно разных не столько по возрасту, сколько по взглядам, жизненным целям.

Комедия «Горе от ума» написана в 1824 г. В основе — бытовой сюжет: дворянин после путешествия возвращается к возлюбленной, но она, обиженная долгим отсутствием, распускает сплетню о его сумасшествии, поэтому герой вынужден уехать. Вторая сюжетная линия рисует морально-нравственное состояние русского дворянства.

Консервативный «век» представляет Павел Афанасьевич Фамусов (в его доме-то собственно и разворачивается действие комедии), а также знакомые и родственники этого богатого и знатного барина. Князья Тугоуховские с дочерьми, чета Горичей, старуха Хлёстова, полковник Скалозуб и другие — всех их объединяет одна точка зрения на жизнь. Законы этого общества построены на власти денег, лицемерии, связях.

Важнейший из них — чинопочитание. Неважны личные качества человека, умён он либо глуп, главное — он занимает более высокий чин. Тогда его необходимо уважать, «сгибаться вперегиб», «прислуживаться». И идеалом здесь, конечно, является покойник дядя Максим Петрович:

…не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!

Ради чинов и денег он забывает про стыд, достоинство, честь. Даже возраст не помеха в погоне за материальными благами: «старик» нарочно падает, веселя императорский двор. А окружающие, наоборот, восхищаются им: «Упал он больно, встал здорово».

И этот пример служит руководством к действию молодым. Так, Молчалин, секретарь Фамусова, старается быть незаменимым: он готов угождать «всем людям без изъятья» — хозяину, начальнику. Следуя этому правилу, он идёт по карьерной лестнице:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт…

Даже любовь не делает его лучше и чище. Молчалин оказывает знаки внимания Софье только потому, что она дочь начальника, а брак с ней сулит новые карьерные перспективы. Он не стесняется прямо сообщать об этом Лизаньке, за которой тоже пытается ухаживать, но тайно. Герой уверен, что та поймёт его, ведь служанка привыкла лгать и лицемерить.

Из чинопочитания вытекает ещё один порок — карьеризм. Особенно ярко он проявляется в образе Скалозуба, который «метит в генералы». Нельзя сказать, что полковник — трус (к примеру, он участвовал в Отечественной войне 1812 года и даже имеет награды). Но он безынициативен, меньше всего думает о пользе, что мог бы принести Отечеству. Его цель — новое звание, а «чтоб чины добыть, есть многие каналы…»

И тут же вырисовывается ещё один порок «тузов», как они сами себя называют, — кумовство. Важные должности раздают друзьям, родственникам, а не людям, действительно этого достойным. Тот же Скалозуб надеется сделать карьеру благодаря связям: «Довольно счастлив я в товарищах моих…»

У московской аристократии сильна власть авторитетов. Общественное мнение — главный судья, самое важное, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Интересный факт: верховодят здесь женщины. С каким восторгом вещает о них Фамусов (как тонко обыгрывает это Грибоедов — одни имена и восклицательные знаки, больше ничего, потому что и сказать-то про них нечего):

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

А что мужчины? Они под женским каблуком, превратились в «мальчиков», «слуг», «пажей». Отцы ищут дочерям мужей не просто с именем и деньгами, но и бессловесных, покорных. Чета Горичей демонстрирует нам типичный брак: Наталья Дмитриевна помыкает супругом, ставит его ниже то ли неразумного ребёнка, то ли лакея. Кстати, именно таким бы мог стать союз Софьи и Молчалина.

Невежество — ещё одна черта московского общества, которую обличает автор. Более того, мы видим презрение к образованию, даже страх перед науками: «Собрать все книги бы да сжечь». А в новом проекте, посвящённом школам, лицеям и гимназиям, по мнению Скалозуба, следует уделить внимание строевому шагу, оставив книги лишь «для большой оказии».

Именно поэтому на балу у Фамусова в центре оказывается французик из Бордо, которого «преподносят» гостям как нечто удивительное, изысканное. Дворяне слепо преклоняются перед всем иностранным.

А что же своё, русское? Простых крепостных не ценят, более того, даже как людей их не воспринимают. На одном уровне слуги и борзые, которых свободно обменивают между собой, не считаясь с тем, что разбивают семьи, отрывают детей от матерей. Старуха Хлёстова просит оставить подачки после ужина своей собачке и арапке, не видя между ними никакой разницы.

Конечно, этим «дельцам» абсолютно чужды взгляды Чацкого, который не желает прислуживаться, требовать «ни мест, ни повышенья в чин». Хотя герой пытается донести свои идеи, доказав их правоту, ему это не удаётся: его объявляют сумасшедшим и вынуждают покинуть не только бал, но и Москву.

Так детально разобрал А.С. Грибоедов все пороки фамусовского общества в знаменитой комедии «Горе от ума». Критику общественно-политического уклада продолжили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, указывая на несостоятельность подобных взглядов. Крепостное право, взяточничество, отсутствие патриотизма лишь тормозят развитие Отечества. Эти мысли выходят за пределы исторической эпохи, они актуальны и сегодня.

(646 слов) Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. Оно принесло небывалую славу писателю. В нем автор подверг осмеянию устои и нравы светского общества той эпохи. Известно, что Грибоедов задумал написать произведение ещё в 1816 году, однако работу над его созданием он завершил лишь в 1824 году, ведь задача была непростой. Уникальность данного произведения обусловлена тем, что оно совмещает в себе признаки сразу трех литературных направлений. Кроме того, своеобразие пьесы обусловлено наличием в ней двух конфликтов: социального и любовного. Социальный конфликт выражен в противостоянии двух разных мировоззрений. Главным героем данного произведения является Александр Чацкий. Он выступает за прогресс, в отличие от окружающих. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». 

Автор наглядно изобразил борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Консерватизм представителей «века минувшего» заключается в закостенелости взглядов, невежестве, предрассудках и ограниченности. Особое значение писатель придаёт описанию «старого общества». События разворачиваются в доме богатого чиновника, которого звали Павел Фамусов. Именно фамусовское общество олицетворяет в произведении «век минувший». 

В образе Павла Фамусова Грибоедов воплотил малообразованного человека. К собственной работе герой относился пренебрежительно, несмотря на то, что он занимал высокое положение в обществе. Свои обязанности Фамусов выполнял спустя рукава, зато старательно пристраивал своих родственников.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку? 

Павел Фамусов является жадным и корыстным человеком. Героя интересуют лишь те вещи, которые ему могут принести выгоду. Также Фамусов был очень зависимым от общественного мнения. Для него было главным, чтобы окружающие одобрили его поступки. На людях герой «монашеским известен поведением», зато он проявляет свою истинную сущность, пока никто не видит. Так, он пристает к служанке и грубо ругает крепостных, а для дочери ищет мужа не по заслугам, а по размеру кошелька. Поэтому весьма не удивительно, что Фамусов старается держать вокруг себя людей, которые похожи на него самого. 

Полковник Скалозуб входит в окружение Павла Фамусова. Это очень ограниченный и глупый человек. Однако в представлении Фамусова Скалозуб является достойным женихом, ведь он богат, а его движение по карьерной лестнице успешно. Скалозуб проявляет знаки внимания дочери Фамусова. В данном союзе Фамусов видит выгоду, и это главное для него. Чувства для Фамусова не имеют никакого значения: «Кто беден, тот тебе не пара» — вот что он говорит Софье.

Молчалин также входит в окружение Павла Фамусова. Этот персонаж имеет низкий чин. Но ради достижения своих целей он готов прислуживать людям, которые занимают более высокое положение. Молчалин начинает ухаживать за Софьей из-за корыстных намерений. Он не питает к девушке никаких чувств. Молчалин является очень хитрым и лицемерным человеком. Но его поведение — это применение морали Фамусова в действии. Павел и его семья оказываются жертвами этой хищнической идеологии.

Старуха Хлестова — тоже яркий персонаж из фамусовского общества. Богатая дворянка не видит разницы между арапкой и собачкой. Для нее крепостные и людьми то не являются. Перед ней лебезят такие люди, как Молчалин, ведь она влиятельна.

Репетилов — достойное продолжение фамусовского общества. Он лишь повторяет модные сентенции о прогрессе, не понимая их. Сам же он женат на богатой девушке и живет за счет того, что так ругает.

Даже Софья является органичной частью фамусовского общества, ведь она беспринципно оклеветала человека, пытаясь ему отомстить. Она еще не завершила трансформацию, но уверенно идет по стопам своего отца.

Александр Чацкий является лишним человеком в этом обществе. Взгляды и убеждения этого персонажа существенно отличались от идеалов фамусовского общества. В образе Чацкого перед читателем предстаёт умный, рассудительный и порядочный человек. Обучение Александр проходил за границей. Когда герой вернулся на Родину, то столкнулся с представителями консервативного дворянства, которые не признавали прогресс и развитие. Разочаровавшись в окружении, главный герой решает покинуть дом Павла Фамусова. 

Образы помещиков олицетворяют в произведении испорченное общество, для которого выгода является главной жизненной ценностью. Читатель презирает фамусовское общество из-за его нечеловеческого отношения к крестьянам, галломании, невежества, подлости. Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал картину дворянского общества в своем произведении. Автор высмеял ложные человеческие ценности, продемонстрировал борьбу, которая происходит между новым и старым поколением. Именно такому бездушному обществу бросает вызов Александр Чацкий.

Автор: Виктория Комарова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Всем известная комедия в стихах «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым в 1824 году и опубликована в 1825 году, вызвав неоднозначную реакцию читателей . Данное произведение обличает светское общество во времена крепостного права и охватывает сразу несколько проблем, актуальных и в наше время.

«Горе от ума» не даром является одним из самых цитируемых текстов в русской культуре, на эту комедию имеются театральные постановки и снято несколько фильмов.

Одна из проблем и одновременно главный герой комедии — Фамусовское общество, со всеми его негативным чертами, которыми упрекается Александром Андреевичем Чацким, ещё одним главным героем. В его красноречивых монологах бурно обличается московское общество, с его нравами, нежеланием чему-то учится, что-либо познавать. Чацкий играет роль «лишнего человека», родившегося не в своё столетие. Фамусовское же общество считает Чацкого сумасшедшим, и лишь только потому, что он имеет своё собственное, отличающееся от общепринятого мнение на то, что происходит на встречах московского высшего общества.

Главной фигурой произведения является Фамусов, богатый чиновник, в чью честь и названо Фамусовское общество. И не зря — читая произведение, мы намного больше узнаём московское общество именно от лица Фамусова. Видя, как он ведёт свои дела на службе, как относится к науке, считая её врагом разумных людей, легко понять, что в окружении барина нет наделённых настоящим умом и нравственностью людей, одни лишь особы, занимающиеся только своим внешним видом и богатством. Всё на показ.

«Кто беден, тот тебе не пара.» Отношение родителей к выбору пассии собственных детей иногда ужасает. Но чего ожидать от общества, которое заботят только деньги и чин? Любовь и чувства отходят на второй план, когда из кармана вытаскивается набитый купюрами кошелёк. А разве в современном мире мы не можем встретить такую же ситуацию?

Жизненно? Не то слово. Меркантильность некоторых людей и в наше время имеет место быть.

В произведении Фамусовское общество нам представлено не в самом выгодном свете. “Угождать всем людям без изъятья”, — вот принципы, по которым оно живёт, а “слепое подражанье” всему иностранному стало частью жизни людей того времени. Со своим пылким сердцем, любовью к Родине и просвещению, готовностью служить “делу, а не лицам”, Чацкий совсем не вписывается в это общество, оно чуждо ему, и из-за этих разногласий он вынужден покинуть Москву.

Таким образом, комедия “Горе от ума” даёт нам понять, как жило общество во времена жизни своего автора. Конец этого русского общества довольно печален, это и понимает главный герой, покидая столицу.

Вариант 2

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов хотел отразить нравы и образ мысли дворянства в первые годы 19 века, и у него это получилось. Автор смог выявить и показать читателям устаревшие, изжившие себя взгляды на важные проблемы общества, описав вечное противоборство всего старого с новым.

Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.

Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.

Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.

Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.

Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.

К сожалению, представители Фамусовского общества находятся  даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.

Сочинение на тему Фамусовское общество

Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.

В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.

Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал. Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.

Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение. Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой.

Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Тема свободы в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс

    Свобода – это то, о чем на протяжении многих веков писали «мастера слова». Михаил Лермонтов один из русских поэтов, поднимающих в своих произведениях не только вопросы любви, одиночества и привязанности к Родине.

  • Сочинение Забвению не подлежит (рассуждение)

    В чём ценность опыта, который мы наживаем, не проходя через испытания жизни сами, а благодаря произведениям, фильмам и т. п.? Их ценность заключается в том, что люди получают информацию

  • Сочинение по картине Финогеновой Каток для начинающих 9 класс

    На картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев

  • Анализ сказки Иван крестьянский сын и Чудо-юдо 5 класс

    В сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» с первых же строк привлекает образ главного героя. Несмотря на то, что парень самый младший среди братьев, он не собирается оставаться в стороне, когда все начинают готовиться к бою с неведомым чудищем.

  • Сочинение на тему Что такое история? рассуждение

    Что такое история? В книгах и учебниках мы можем встретить достаточно короткое определение, которое говорит, что история – это наука о прошлом. История, чаще всего в письменном, но иногда и в устном виде

Комедия в стихах «Горе от ума» — написанная А.С. Грибоедовым сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». Она сочетает в себе элементы классицизма, романтизма и реализма. Она описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808—1824-х годов. Само «действие происходит спустя десять лет после войны 1812 года, т.е. в 1822».

Замысел комедии возник в 1820 году. Большое влияние на автора произвели рассказы его подруги детства Греховой Евгении Борисовны. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально — «Горе уму»).

Создавая «Горе от ума» как сатирическую комедию нравов, Грибоедов использовал в качестве образца для подражания классическую пьесу Мольера «Мизантроп». Главного героя этой пьесы, Альцеста, роднит с главным героем «Горя от ума» Чацким амплуа «злого умника»: оба персонажа открыто и яростно обличают лицемерие и другие пороки общества, в котором живут.

В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них декабрист И. И. Пущин, лицейский друг Пушкина, привез поэту в Михайловское.

Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде. Впервые она со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора, в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1861 году.

Александр Сергеевич Грибоедов, написал свое произведение «Горе от ума» вложив в окружение главного героя комедии – Чацкого, слабости и пороки того общества, которое жило в начале 19 века. Раболепство, угодничество, чинопочитание, преклонение перед теми, кто стоит выше по социальной лестнице, лживость, изворотливость, лицемерие.

В этом окружении –

Фамусов (московский дворянин средней руки)

«…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку!…»

«…Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь…» Софья его дочь – мечтательна, сильна духом, умная, гордая, насмешлива и мстительна)

«…Что помнится?// Он славно, Пересмеять умеет всех// Болтает, шутит, мне забавно // Делить со всяким можно смех…»

«…Он слова умного не выговорил сроду, мне все равно, что за него, что в воду!…»

Молчалин (секретарь Фамусова, коллежский асессор – угодлив, скромен, делает вид, что согласен со всем, что скажут вышестоящие, при этом лицемерен и готов не считаться с другими ради достижения цели, эгоистичен)

«…В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…»

«…Мы покровительство находим, где не метим…»

Скалозуб (военный, офицер в отставке, критикует образование и науку, недалекий человек)

«…Не знаю-с, виноват // Мы с нею вместе не служили…»

Репетилов (псевдодруг Чацкого, хочет прослыть передовым человеком, но не имеет своего мнения повторяет за другими)

«…Да умный человек не может быть не плутом…»

Загорецкий (картежник и лгун)

несколько семейств – Горичи, Тугоуховские, Хрюмины,

Лиза и Петрушка (слуги)

«…Кому назначено-с, не миновать судьбы…»

«…Грех не беда, молва не хороша…»

и внесценические персонажи, о которых упоминают главные герои.

Фамусов – типичный представитель этого общества. Собирательный образ всех мелкопоместных дворян, которые не хотели принимать ничего нового, обязательно хотели выдать дочерей за людей с чинами и титулами, жили не хватая звезд с неба и воспитывали своих детей в таком же раболепстве и чинопочитании. Он уважает только тех, кто выше его или равен ему, всех ниже себя или тех, кто не собирается угодничать и раболепствовать перед вышестоящими – он не уважает и с их мнением не считается. Более того, считает, что они вредны для общества.

Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные герои — они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц на сцене.

Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. “Горе от ума” — комедия реалистическая, соответственно все действующие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Таких героев можно разделить на два больших лагеря — представители “века минувшего” и представители “века нынешнего”.

В Фамусовском обществе царит крайнее невежество, восхваление всего иностранного и уничижение всего исконно русского, все строится на знакомствах и полезных связях, браках по расчету, преклонении перед вышестоящими, общество – построенное на внешних удобствах, забывающее о духовности и моральных ценностях, не признающее науку, искусство, образование и при этом, влияющее на все последующие молодые поколения таким образом, чтобы оно повторяло тот же путь – за ними.

А.С. Грибоедов изобразил всех людей, входящих в «фамусовское общество» небрежно, нарочно показав все их слабые стороны очень четко, чтобы сразу же было заметно, насколько жалок и убог их маленький мирок, воображающий себя огромным, всезнающим миром. Автор сочувствует и сопереживает Александру Чацкому и высмеивает фамусовских персонажей. Это выражается в первую очередь в «говорящих фамилиях» многих персонажей, в контрасте – умный, образованный, благородный Чацкий и лицемерные, лживые, недалекие люди вокруг него.

О чем пьеса «Горе от ума»? Она о предательстве дружбы и любви, о лицемерии, о подхалимстве, о лжи. О том, что ради выгоды, связей, денег, места работы – человек способен изменить самому себе и самым близким людям.

Отношение к положению в обществе

Все фамусовское общество представлено в произведении такими людьми, которые ценят в своей жизни только положение в обществе, богатства и чины. Деньги для представителей «века минувшего» являются основной жизненной ценностью. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара. По мнению фамусовского общества, жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». А. С. Грибоедов демонстрирует то, что любовь для «века минувшего» не имеет значения, главенствует брак по расчету.

Чтобы показать свое значение, представители фамусовского общества все свое время тратили на балы и проведение роскошных мероприятий. Мотовство и стремление прыгнуть выше головы – отличительные черты «века минувшего».

Трагедия фамусовского общества

Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» отражает состояние русского дворянства 19 века. Он иллюстрирует средоточие всех отрицательных черт помещичества того времени. Такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение.

Фамусовское общество представляет собой круг богатых дворян, центральное место в котором занимает Павел Афанасьевич Фамусов. Члены этого общества ведут праздный образ жизни.

В календаре Фамусова запланированы только обеды, погребения и крестины, в нем нет места для работы. В комедии присутствует множество персонажей с говорящими фамилиями. К примеру, фамилия Молчалина полностью раскрывает его главную черту — бессловесность, отсутствие собственного мнения. Своей цели он добивается путем подхалимства и угодничества. Про своей жизненный принцип Молчалин говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он из личной выгоды делает вид, что любит Софью. Фамилия Фамусова происходит от латинского слова «молва». Действительно, реплики этого героя преобладают в комедии. Также фамилия Репетилова происходит от французского слова «повторять». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ведь он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет мысли, услышанные в обществе.

Идеалы членов фамусовского общества основываются на чинопочитании, корысти, лицемерии. Они ценят в людях лишь их социальное положение, не обращая внимания на личностные качества. Фамусов заявляет своей дочери Софии: «Кто беден тот, тебе не пара». Ему важно лишь материальное положение будущего мужа дочери и ничего больше. Дочери князя Тугоуховского, озадаченные поиском достойных спутников жизни, также ценят в людях деньги и высокий чин. Главной заботой фамусовского общества является сохранение порядков и законов, учиться, по мнению его членов, следует «на старших глядя». Кроме того, это общество презирает образование и науку. Чтение в нем является скучным занятием, не приносящим пользы: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Такое общество не способно двигаться к прогрессу. оно следует идеалам прошлого. Современна ли трагедия фамусовского общества? К сожалению, да. Ведь люди, склонные к чинопочитанию, алчности, лжи существуют и в наше время.

Таким образом, комедия «Горе от ума» актуальна и по сей день, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят место и в современном мире, и они вряд ли исчезнут в будущем.

Полезный материал по теме:

  1. Чацкий против фамусовского общества
  2. Характеристики членов «фамусовского общества»
  3. Отношение фамусовского общества к Чацкому
  4. Характеристика Фамусовского общества. Скалозуб, Тугоуховские, Хлестова.
  5. Проблемы светского общества Москвы

Отношение к службе

Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.

При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.

Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.

Сочинение на тему представители фамусовского общества

Сочинение: Фамусовское общество Фамусовское общество

Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками (людьми “века минувшего”). Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают!.. Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум, алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и суета”. Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу. Чацкий же стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, – говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время всегда “победительная”. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?..” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век нынешний”, сильный, умный, образованный.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Информационная Библиотека для Вас!

Отношение к образованию

Приверженцы старых порядков не принимают ничего нового. Преобразования для них – настоящая трагедия. Поэтому люди, которые имеют не похожие на их взгляды мнения, становятся настоящими врагами. С помощью рассуждения Фамусова по поводу образования А. С. Грибоедов показывает отношение «века минувшего» к книгам и обучению в целом: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь». Все образованные люди оцениваются фамусовским обществом негативно. Двоюродный брат Скалозуба, а также племянник княгини Тугоуховской Федор оказываются непонятыми обществом. Чацкого и вовсе принимают за сумасшедшего.

А. С. Грибоедов в «Горе от ума», показывая то, что фамусовское общество не ценило образование, а стремилось только к чинам и богатствам, подчеркивает нравственное падение представителей «века минувшего». За внешним блеском и красотой фамусовское общество скрывает ничтожность душ, их пустоту.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Фамусовское общество», даст краткое описание фамусовского общества, рассматривая отношение представителей «века минувшего» к положению в обществе, к службе и к образованию.

Сочинение Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

“В группе двадцати лиц отразилась. . . вся прежняя Москва. . . ” И. А. Гончаров Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания. Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “. . . у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат. Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”. Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”. Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”. Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. . . Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская. Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”. .

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

  • Фамилия мишки из денискиных рассказов
  • Фамилия удивительное все таки это слово сочинение
  • Фамилия писателя чью сказку мы будем изучать сегодня на уроке
  • Фамилия русского писателя написавшего рассказ человек в футляре 5 букв
  • Фамилия сказка склоняется или нет