1. классицизм

2. портрет

3. «онегинская строфа»

4. эпитеты

5. внутренний монолог

6. романтизм

7. рассказ

8. анапест

9. комедия

10. конфликт

11. баллада

12. амфибрахий

13. реализм

14. экспозиция

15. хорей

16. кульминация

17. ямб

18. элегия

19. фабула

20. амфибрахий

21. композиция

22. дактиль

23. классицизм

24. тема

25. анапест

26. идея

27. сатирический

28. лирические отступления

29. модернизм

30. психологизм

31. дактиль

32. классицизм

33. подтекст

34. юмор

35. проблематика

36. символизм

37. сарказм

38. хорей

39. гротеск

40. деталь

41. лирический герой

42. пейзаж

43. диалог

44. ремарка

45. футуризм

46. сатира

47. реплика

48. сравнение

49. акмеизм

50. метафора

51. ирония

52. гипербола

53. рифма

54. аллегория

55. антитеза

56. повтор

57. монолог

58. анафора

59. афоризмы

60. олицетворение

61. роман

62. аллитерация

63. метонимия

64. ассонанс

65. строфа

66. повесть

67. ямб

68. постмодернизм

К разделу «Как повторять литературные произведения»

Из древнерусской литературы

1. ХП век

2. Боян

3. Игорь / князь Игорь

4. Всеволод

5. Путивль

6. Святослав / князь Святослав

7. постоянный эпитет

8. риторический вопрос

Из литературы XVIII века

1. «Недоросль»

2. Стародум

3. Митрофан

4. отрицательные

5. сатирическая

6. Скотинин

7. классицизм

8. «К Мельпомене»

9. А. С. Пушкин

Из литературы первой половины XIX века

1. романтизм

2. Светлана

3. «Светлана»

4. Чацкий

5. Софья

6. Фамусов

7. Лиза

8. внесценические

9. романтизм

10. «Пророк»

11. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

12. «Капитанская дочка»

13. Савельич

14. Маша Миронова

15. Пугачев

16. Петербург (Санкт-Петербург)

17. Евгений

18. Петр I

19. «Евгений Онегин»

20. Татьяна Ларина

21. «Евгений Онегин»

22. Ленский

23. Евгений Онегин

24. М. Ю. Лермонтов

25. «Родина»

26. «Песня про… купца Калашникова»

27. Кирибеевич

28. романтизм

29. Мцыри

30. М. Ю. Лермонтов

31. Печорин

32. «Тамань»

33. Печорин

34. фаталист

35. Вера

36. «Ревизор»

37. Немая сцена

38. «Шинель»

39. «Мертвые души»

40. Чичиков

41. Плюшкин

42. Ноздрев

43. лирическое отступление

Из литературы второй половины XIX века

1. А. Н. Островский

2. Калинов

3. Катерина

4. Кулигин

5. паровоз / железная дорога

6. «обломовщина»

7. Обломов

8. Ольга / Ольга Ильинская

9. Захар

10. Штольц

11. И. С. Тургенев / Тургенев

12. нигилизм

13. Катя

14. Павел Петрович / Павел Петрович Кирсанов

15. Николай Петрович / Николай Петрович Кирсанов

16. Базаров

17. Ф. И. Тютчев

18. молчание

19. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»)

20. А. А. Фет

21. «Шепот, робкое дыханье…»

22. А. А. Фет

23. Н. А. Некрасов

24. Н. А. Некрасов

25. поэма «Кому на Руси жить хорошо»

26. Савелий

27. «Крестьянка»

28. Гриша Добросклонов

29. М. Е. Салтыков-Щедрин

30. «Дикий помещик»

31. «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил»

32. М. Е. Салтыков-Щедрин

33. «Преступление и наказание»

34. Раскольников

35. Свидригайлов

36. Соня Мармеладова

37. Катерина Ивановна

38. Лужин

39. «Война и мир»

40. Отечественная война 1812 года

41. Платон Каратаев

42. Пьер / Пьер Безухов

43. Наташа / Наташа Ростова

44. Князь Андрей / Андрей Болконский

45. Княжна Марья / Мария Болконская

Из литературы конца XIX — начала XX века

1. «Дама с собачкой»

2. Червяков

3. «Человек в футляре»

4. Ионыч

5. «Вишневый сад»

6. «Вишневый сад»

7. Лопахин

8. Петя / Петя Трофимов

9. Гаев

10. И. А. Бунин

11. «Атлантида»

12. «Господин из Сан-Франциско»

13. «Темные аллеи»

14. «Чистый понедельник»

Из литературы XX века

1. «Старуха Изергиль»

2. «На дне»

3. «На дне»

4. Блок / А. А. Блок

5. «В ресторане»

6. «Двенадцать» / поэма «Двенадцать»

7. «Двенадцать» / поэма «Двенадцать»

8. В. В. Маяковский

9. «Послушайте!»

10. «Хорошее отношение к лошадям»

11. поэма «Облако в штанах» / «Облако в штанах»

12. С. А. Есенин

13. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»

14. «Письмо матери»

15. 0.Э. Мандельштам

16. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

17. «Песня последней встречи»

18. «Мужество»

19. «Реквием» / поэма «Реквием»

20. «Реквием» / поэма «Реквием»

21. «Бабушке»

22. «Тоска по родине! Ддвно…»

23. Б. Л. Пастернак

24. «Зимняя ночь»

25. «Гамлет»

26. «Быть знаменитым некрасиво…»

27. «Судьба человека»

28. «Тихий Дон» / роман «Тихий Дон»

29. Григорий Мелихов

30. Аксинья

31. Григорий Мелихов

32. Наталья

33. «Мастер и Маргарита» / роман «Мастер и Маргарита»

34. «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа», «Погребение»

35. Воланд

36. Мастер

37. Мастер

38. Маргарита

39. «Белая гвардия» / роман «Белая гвардия»

40. Турбины / семья Турбиных

41. Елена

42. А. Т. Твардовский

43. «Я знаю, никакой моей вины…»

44. «Василий Теркин» / поэма «Василий Теркин»

45. «Переправа»

46. А. И. Солженицын

47. «Один день Ивана Денисовича»

48. «Один день Ивана Денисовича»

49. Шухов / Иван Денисович Шухов

50. «Матренин двор»

51. Матрёна / Матрёна Васильевна

К обобщающим заданиям

Вариант 1

81. реализм

82. Ильинская

83. диалог

84. психологизм

85. сравнение

86. деталь

87. метафора

88. эпитет

89. олицетворение

В10. анафора

Bll, метафора

В12. ямб

Вариант 2

81. комедия

82. подтекст

83. монолог

84. ремарка

85. сравнение

86. метафора

87. повтор

88. элегия

В9. олицетворение

810. аллитерация

811. эпитет

812. белый стих

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Кодификатор элементов содержания и требований
к уровню подготовки выпускников общеобразовательных
учреждений для единого государственного экзамена
по литературе[III]

Кодификатор составлен на основе следующих норматив­ных документов:

1) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе (Приказ Миноб­разования России № 1089 от 05.03.04).

2) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базо­вый и профильный уровень (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04).

3) Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).

4) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999).

Кодификатор, как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важней­ших тем, которые всегда присутствовали как в государствен­ном (итоговом) контроле, так и в программах для поступаю­щих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII ве­ка, значительная часть произведений первой половины XIX века и др.).

Приведение Кодификатора в полное соответствие с нор­мативными документами привело к исключению из него не­скольких произведений, не названных ни в стандарте 2004 г., ни в образовательных минимумах 1998-1999 годов:

— А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник»;

— С. А. Есенин «Отговорила роща золотая…»;

— В. В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»;

— М. И. Цветаева. Стихотворения: «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»;

— О. Э. Мандельштам. Стихотворение «Батюшков»;

— А. А. Ахматова. Стихотворения: «Творчество», «Я нау­чилась просто, мудро жить…».

В Кодификатор прошлых лет данные произведения были включены на основе Примерных программ по литературе ос­новного общего и среднего (полного) общего образования и с учетом того, что государственный образовательный стандарт по литературе позволяет расширять перечень произведений малых жанровых форм.

При разработке кодификатора опора на нормативную базу 1998-1999 гг. осуществлялась в минимальной степени, однако полный отказ от нее представляется преждевременным, т. к. она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изер — гиль», конкретизировать перечень сказок М. Е. Салтыкова — Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 года ми­нимальный перечень стихотворений дан с установкой на до­полнительный самостоятельный выбор 3-5 стихотворений). В приложении 1 дан Перечень элементов содержания, включен­ных в кодификатор на основе Обязательного минимума со­держания основного общего образования по литературе (При­казы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и №56 от 30.06.99 г.).

Вместе с тем ЕГЭ по литературе в большей степени ори­ентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции едино­го государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

— в стандарт профильного уровня полностью включен стан­дарт базового уровня;

— большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена’; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профиль­ного курса литературы предполагает не столько расшире­ние круга писательских имен и произведений, сколько ос­воение литературного материала на ином, углубленном уровне).

Кодификаторы последних трех лет во многом были сори­ентированы на профильный уровень образовательного стан­дарта по литературе. Кодификатор в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязатель­ном минимуме содержания среднего (полного) общего обра­зования, включенного в стандарт профильного уровня. В при­ложении 2 дан Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор с учетом требований государственного стан­дарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть, что Кодификатор элементов содер­жания формируется в первую очередь на основе Перечня про-

1Список изучаемых произведений, включенный в образователь­ный стандарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базо­вого уровня расширен прежде всего за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например, трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов», по­эма М. Ю. Лермонтова «Демон», роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», рассказы И. Э. Бабеля, роман «Мы» Е. И. Замятина и др.) изведений, который включен в Обязательные минимумы со­держания основных образовательных программ. Названные минимумы входят составной частью в Федеральный компо­нент государственных стандартов основного общего и средне­го (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материа­ла в названном перечне, отличающиеся разной степенью дета­лизации материала:

1. названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

2. названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены, например, ро­ман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и ро­ман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака);

3. названо имя писателя без указания конкретных произ­ведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено, например, творчество Н. С. Лескова и А. П. Платонова);

4. предложен список имен писателей и указано минималь­ное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен, например, раздел «Литература второй половины XX века»).

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменаци­онной работы. В остальных случаях задания формулируются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на кон­кретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в другом — формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осу­ществляет экзаменуемый).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых
на едином государственном экзамене по литературе

В первом столбце кодификатора указан код раздела и эле­мента содержания, для которого создаются проверочные зада­ния. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Романы М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнитель­ным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку эк­заменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1

Сведения по теории и истории литературы

1.1

Художественная литература как искусство слова.

1.2

Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества.

1.3

Художественный образ. Художественное время и пространство.

1.4

Содержание и форма. Поэтика.

1.5

Авторский замысел и его воплощение. Ху­дожественный вымысел. Фантастика.

1.6

Историко-литературный процесс. Литера­турные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, мо­дернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, бал­лада; лирическое стихотворение, элегия, по­слание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, тра­гедия, драма. Песня.

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1.8

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблемати­ка. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, куль­минация, развязка, эпилог. Лирическое отступ­ление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж[IV]. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные те­мы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.9

Деталь. Символ. Подтекст.

1.10

Психологизм. Народность. Историзм.

1.11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12

Язык художественного произведения.

Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-вырази­тельные средства в художественном произ­ведении: сравнение, эпитет, метафора, (включая Олицетворение) метонимия. Ги­пербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс.

1.13

Стиль.

1.14

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

1.15

Литературная критика.

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

2

Из древнерусской литературы

2.1

«Слово о полку Игореве».

3

Из литературы XVIII века

3.1

Д. И. Фонвизин.

Пьеса «Недоросль».

3.2

Г. Р. Державин.

Стихотворение «Памятник».

4

Из литературы первой половины XIX века

4.1

В. А. Жуковский.

Стихотворение «Море».

4.2

В. А. Жуковский.

Баллада «Светлана».

4.3

А. С. Грибоедов.

Пьеса «Горе от ума».

4.4

А. С. Пушкин.

Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаа­даеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгнове­нье…»), «19 октября» («Роняет лес багря­ный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя до­рога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Ту­ча», «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подра­жания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».

4.5

А. С. Пушкин.

Повесть «Капитанская дочка».

4.6

А. С. Пушкин.

Поэма «Медный всадник».

4.7

А. С. Пушкин.

Роман «Евгений Онегин».

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

4.8

М. Ю. Лермонтов.

Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я дру­гой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинст­венной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда вол­нуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В ми­нуту жизни трудную…»), «И скучно и гру­стно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в до­лине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».

4.9

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про… купца Калашникова».

4.10

М. Ю. Лермонтов.

Поэма «Мцыри».

4.11

М. Ю. Лермонтов.

Роман «Герой нашего времени».

4.12

Н. В. Гоголь.

Пьеса «Ревизор».

4.13

Н. В. Гоголь.

Повесть «Шинель».

4.14

Н. В. Гоголь.

Поэма «Мертвые души».

5

Из литературы второй половины XIX века

5.1

А. Н. Островский.

Пьеса «Гроза».

5.2

И. С. Тургенев.

Роман «Отцы и дети».

5.3

Ф. И. Тютчев.

Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун под­нялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, приро-

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

Да…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано пре­дугадать. ..», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»), «Природа — сфинкс. И тем она верней…».

5.4

А. А. Фет.

Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

5.5

И. А. Гончаров.

Роман «Обломов».

5.6

Н. А. Некрасов.

Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иро­нии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражда­нин», «Элегия» («Пускай нам говорит измен­чивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».

5.7

Н. А. Некрасов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

5.8

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий поме­щик», «Премудрый пискарь».

5.9

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзорное изучение).

5.10

Л. Н. Толстой.

Роман-эпопея «Война и мир».

5.11

Ф. М. Достоевский.

Роман «Преступление и наказание».

5.12

Н. С. Лесков

Одно произведение (по выбору экзаменуе­мого).

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

6

Из литературы конца XIX — начала XX веков

6.1

А. П. Чехов.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чи­новника», «Хамелеон».

6.2

А. П. Чехов.

Пьеса «Вишневый сад».

6.3

И. А. Бунин.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

7

Из литературы первой половины XX века

7.1

М. Горький.

Рассказ «Старуха Изергиль».

7.2

М. Горький.

Пьеса «На дне».

7.3

А. А. Блок.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресто­ране», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».

7.4

А. А. Блок.

Поэма «Двенадцать».

7.5

В. В. Маяковский.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «По­слушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседав­шиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

7.6

В. В. Маяковский.

Поэма «Облако в штанах».

7.7-

С. А. Есенин.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шагаю ты моя, Шагаю…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О крас­ном вечере задумалась дорога…», «Запели те­саные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

7.8

М. И. Цветаева.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Дав­но…», «Книги в красном переплете», «Ба­бушке», «Семь холмов — как семь колоко­лов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

7.9

О. Э. Мандельштам.

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доб­лесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

7.10

А. А. Ахматова.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Запла­канная осень, как вдова…», «Приморский со­нет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

7.11

А. А. Ахматова.

Поэма «Реквием».

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

7.12

М. А. Шолохов.

Роман «Тихий Дон».

7.13

М. А. Шолохов.

Рассказ «Судьба человека».

7.14.А

М. А. Булгаков.

Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).

7.14.Б

М. А. Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

7.15

А. Т. Твардовский.

Стихотворения: «Вся суть в одном- единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

7.16

А. Т. Твардовский.

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

7.17

Б. Л. Пастернак.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных — тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».

7.18

Б. Л. Пастернак.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

7.19

А. П. Платонов

Одно произведений (по выбору экзаменуе­мого).

7.20

А. И. Солженицын.

Рассказ «Матренин двор».

7.21

А. И. Солженицын.

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

8

Из литературы второй половины XX века

8.1

Проза второй половины XX века.

Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафь­ев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков,

Код раздела

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Конд­ратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Рас­путин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

8.2

Поэзия второй половины XX века.

Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Воз­несенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мар­тынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский (стихотво­рения не менее трех авторов по выбору).

8.3

Драматургия второй половины XX века.

А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Воло­дин, В. С. Розов, М. М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по литературе

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов со­держания, но с опорой на Требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего обра­зования по литературе, базовый и профильный уровень (При­каз Минобразования России № 1089 от 05.03.04):

В названном документе сказано, что в результате изучения литературы на профильном[V] уровне ученик должен

1. Знать/понимать

1.1. Образную природу словесного искусства;

1.2. Содержание изученных литературных произведений;

1.3. Основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. Историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

1.5. Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; чер­ты литературных направлений и течений;

1.6. Основные теоретико-литературные понятия;

2. Уметь

2.1. Воспроизводить содержание литературного произве­дения;

2.2. Анализировать и интерпретировать литературное про­изведение, используя сведения по истории и теории литерату­ры (художественная структура, тематика, проблематика, нрав­ственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно­выразительные средства языка, художественная деталь); ана­лизировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяс­нять его связь с проблематикой произведения;

2.3. Соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. Раскрывать конкретно-историческое и общечеловече­ское содержание изученных литературных произведений; свя­зывать литературную классику со временем написания, с со­временностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направле­ний и течений при анализе произведения;

2.6. Определять жанрово-родовую специфику литератур­ного произведения;

2.7. Сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интер­претации;

2.8. Выявлять авторскую позицию, характеризовать осо­бенности стиля писателя;

2.9. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. Писать рецензии на прочитанные произведения и со­чинения различных жанров на литературные темы.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. Создания связного текста (устного и письменного) на не­обходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. Участия в диалоге или дискуссии;

3.3. Самостоятельного знакомства с явлениями художест­венной культуры и оценки их эстетической значимости;

3.4. Определения своего круга чтения и оценки литератур­ных произведений.

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, перечислены в соответствующем раз­деле спецификации КИМ ЕГЭ по литературе.

Не все умения, соответствующие Требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государствен­ном образовательном стандарте по литературе, могут быть про­верены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выра­зительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно­исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и др). Кроме того, часть знаний и умений, сфор­мулированных в Требованиях, прямо не отражаются в форму­лировках заданий, но могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутыми ответами (например, зна­ние основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XlX-XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой исто — 281 рии изучаемых произведений; умение соотносить художествен­ную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном разви­тии общества; сопоставлять различные художественные, кри­тические и научные интерпретации литературных произведе­ний, умение подать материал в дискуссионной форме, включить в сочинение анализ самостоятельно прочитанного произведения, оценить его эстетическую значимость и др.).