Фамилия помещика из сказки дикий помещик

Сатира салтыкова-щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. яркие образы и смелые решения позволяли писателю

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Фамилия помещика из сказки дикий помещик

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Фамилия помещика из сказки дикий помещик

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное положение дикого помещика в
начале сказки.

— «Всего у него [у помещика] было довольно: и
крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов». Помещик, обращаясь к богу, говорит:
«Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден!»

2. На что помещик жалуется Богу?

— Помещик сетует на то, что слишком много развелось
мужика-крестьянина, который, по мнению помещика, может у него всё добро
«приесть». Кроме того, в окрестностях из-за присутствия мужика держится неприятный
запах.

3. Что предпринял помещик, прочитав в газете слово
«старайся»?

— Глупый помещик одолел
крестьян штрафами:

— «Курица ли
крестьянская в господские овсы забредет — сейчас ее, по правилу, в суп; дровец
ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется — сейчас эти
самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф».

— «Сократил он их так,
что некуда носа высунуть: куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не
ваше!»

— «И земля, и вода, и воздух — все его стало!
Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

4. О чем мужики попросили Бога?

— По мнению мужиков, им лучше пропасть, чем жить в
таких тяжелых условиях и всю жизнь маяться.

«Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и
не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

5. Как помещик развлекал себя, живя один в поместье?

— Помещик приглашает актера Садовского, чтобы тот
приехал показать представление вместе со своей театральной труппой.

— Помещик играет в карты: раскладывает гранпасьянс,
«дамский каприз».

— Приглашает четырех знакомых генералов «впятером
пульку-другую сыграть».

— «И вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и
посидит».

— Мечтает о том, как он хорошо обустроит свое
поместье.

— Спит и видит сны, в которых он становится министром,
гуляет в раю (ходит по берегам Тигра и Евфрата).

6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.

Глупым помещика называли:

— актер Садовский;

— четыре генерала, приехавшие играть в пульку;

— капитан-исправник;

— медведь.

7. О чем думает помещик, когда от него уезжает
капитан-исправник?

— Возможно, теперь его сошлют в Чебоксары или
Варнавин, однако в Чебоксарах, быть может, он увидит своего милого
мужика. Помещик понимает, что одному ему не прожить.

8. Как изменилась усадьба помещика с того момента, как
ее покинули крестьяне?

— «…видит
помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады
всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошел
медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается».

9. Опишите одичавшего
помещика.

— «Хоть в это время
наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже
холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти
у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все
больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой
способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность
произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный
клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.

Выйдет он в свой парк,
в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в
один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это,
заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, — а он
уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу,
разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест.

И сделался он силен
ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с
тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко».

10. Как мужик был водворен
на место?

— Отроившийся рой
мужиков, пролетавший над губернским городом, словили, посадили в плетушку и
послали в уезд.

11. Что случилось с
помещиком?

— «…хотя и с большим
трудом, но и его изловили. Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли
ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету
«Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал».

12. Что высмеивает М.
Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

— В своей сказке М. Е.
Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощность правящего общественного класса: хоть и
статус у помещика высок, но без крестьянина он ничего сделать не может.

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»

1. Опишите имущественное
положение дикого помещика в начале сказки.
2. На что помещик жалуется Богу? 3.
Что предпринял помещик, прочитав в газете слово «старайся»? 4. О чем
мужики попросили Бога? 5. Как помещик развлекал себя, живя один в
поместье? 6. Перечислите тех, кто назвал помещика глупым.
7. О чем думает помещик, когда от
него уезжает капитан-исправник? 8. Как изменилась усадьба помещика с
того момента, как ее покинули крестьяне?
9. Опишите одичавшего помещика. 10.
Как мужик был водворен на место? 11. Что случилось с помещиком? 12.
Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке?

————————————————————————————————————————————————————————————

Фамилия помещика из сказки дикий помещик

Текст: Ольга Разумихина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прославился благодаря произведениям «История одного города» и «Господа Головлёвы», однако для первого знакомства с его творчеством школьная программа предлагает три сатирические сказки: «Премудрый пискарь», «Дикий помещик» и, конечно, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Наряду с Н. В. Гоголем, Салтыков-Щедрин подметил множество грустных и даже жутких особенностей российского самоуправства, которые никуда не делись аж за полтора века. Если читать того же Пушкина — при всём благоговении к его таланту — иногда сложновато, потому что многие премудрости дворянского быта современному читателю уже неясны, а такие понятия, как бальный этикет или дуэльный кодекс, и вовсе канули в лету, — то в мире чиновников и простых трудяг мало что поменялось.

Помните, какие распоряжения в «Ревизоре» Н. В. Гоголя раздаёт городничий, опасаясь, что вот-вот нагрянет ревизор?

  • • «если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела»;
  • • «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование»;
  • • «если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? — чтобы говорили: „Всем довольны, ваше благородие“; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…»

Не такой ли образ мысли присущ и многим чиновникам XXI века? Они всё так же отмывают деньги, выделенные из государственного бюджета, и стращают тех, кто находится у них в услужении. А «соломенные вехи, похожие на планирование»? Если в какой-нибудь небольшой городок собирается президент или просто крупный чиновник, ветхие здания тут же завешивают зеленоватым полотном!

Вот только Николай Васильевич, придумав целый город, где «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», смеётся над населяющими его чиновниками по-доброму: в конце концов, городничий и компания сами себя наказывают, и, прими автор нравоучительный тон, произведение вряд ли выиграло бы.

Но не таков Салтыков-Щедрин — один из самых мрачных классиков русской литературы. Он раз за разом посылает своим нечестивым героям такие жуткие испытания и смеётся над ними так злобно… Впрочем, лучше один раз увидеть, не правда ли?

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Действие сатирической сказки о двух глупых генералах и мастеровитом, но не имеющем ни капли собственного достоинства крестьянине происходит на необитаемом острове:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: „Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности“.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат».

С горем пополам сообразив, что произошло, генералы решают подкрепиться, но вот беда: фруктов с деревьев не нарвать — слишком высоко, рыбу из реки не выудить, зайца или тетерева в лесу не поймать. Да и вообще, кто же знал, что булки, которые они привыкли есть по утрам, не «родятся» в природе в готовом виде? Впрочем, через несколько часов генералы мечтают уже не о булках, а о сапогах и перчатках, — и наконец дело доходит до драки:

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».

К счастью, на острове отыскивается мужик, то есть простой крестьянин, — и спасает ситуацию: он кормит генералов яблоками и картошкой, потом делает верёвку из собственных волос и ловит рябчика — и, наконец, варит суп в пригоршне (то есть в согнутой ладони). Генералы же, снова довольные и сытые, размышляют, не поделиться ли им с «тунеядцем», и привязывают мужика к дереву той же самой верёвкой, а тот не выказывает ни малейшего сопротивления.

В том-то и беда, рассуждает М. Е. Салтыков-Щедрин, что простой трудяга не только не может, но и не хочет постоять за себя. Никто не призывает к открытому бунту, но заявлять о своих правах необходимо! Увы, в XIX веке крестьяне считали сложившееся положение вещей естественным. Разумеется, рабская психология сформировалась у русского человека не в один миг — сказалась трёхвековая история крепостного права, — но тем печальнее Салтыкову-Щедрину было наблюдать, как сильные мира сего измываются над бедняками.

К счастью, крепостное право в 1861 году отменили. Но чтобы избавиться от пережитков прошлого на уровне менталитета, понадобится, судя по всему, ещё не одно столетие….

«Дикий помещик» (1869)

«Дикий помещик» — ещё одна сказка о том, как богачи оказываются беспомощны, словно малыши, если их не окружает привычный штат лакеев. Но если генералы из предыдущего произведения попадают на затерянный остров «по щучьему велению», то герой этого текста виноват в своих злоключениях сам. Этот помещик всегда жил в достатке, но потом начал, как говорится, беситься с жиру — и сделал жизнь своих крестьян, и так нелёгкую, невыносимой. За что и поплатился:

«Видит помещик, что мужика с каждым днём не убывает, а всё прибывает, — видит и опасается: „А ну, как он у меня всё добро приест?“ <…> И начал он стараться, и не то чтоб как-нибудь, а все по правилу. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт — сейчас её, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберётся — сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф. <…>

Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут — всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: „Моя вода!“; курица за околицу выбредет — помещик кричит: „Моя земля!“ <…> Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу:

— Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!

Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую <…>. Куда девался мужик — никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».

Поначалу помещик радуется, что в его владениях не осталось крестьян: богачу мнится, что воздух тотчас же стал чище. Однако вскоре выясняется, что без помощи слуг крепостник не может даже умыться, а есть ему приходится одни только пряники — и то их вот-вот растащат мыши.

Но помещик не молит небеса вернуть всё обратно. Вместо этого он уходит в лес и почти что превращается в дикого зверя (по крайней мере, обрастает шерстью и начинает понимать медвежий язык). Жить «на воле» ему оказывается не в пример приятнее, чем в особняке…

Как и в предыдущей сказке, ситуация, в которую попадает главный герой «Дикого помещика», утрирована донельзя. Такой литературный приём называется «гротеск». Вот какое толкование находим в словаре литературоведческих терминов (сост. С. П. Белокурова, 2005):

«Гротеск (от итал. Grottesco — «причудливый») — вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде».

«Премудрый пискарь» (1883)

Заключительная на сегодня сказка Салтыкова-Щедрина — «Премудрый пискарь» — построена на принципе аллегории, то есть представления какого-либо человеческого качества в виде животного. Главный герой этого произведения — пискарь, то есть мелкая рыбёшка, длина которой редко превышает 15 см. Как лиса чаще всего становится аллегорией хитрости, а волк — жестокости, пискарь у Салтыкова-Щедрина является воплощением трусости, инертности:

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. <…>

А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может <…>. Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать».

Испугавшись за свою жизнь, пискарь решает вырыть нору, в которой он будет жить один-одинёшенек. Ну и что, что у него не будет семьи, друзей и вообще ему придётся голодать, потому что безопаснее всего выходить на промысел ночью, когда «вся рыба уже сыта», но и съестного почти не останется? Главное — остаться целым и невредимым!

Внимательный читатель может задуматься: жизнь, конечно, непростая штука, но почему пискаря не убеждает пример отца, который, несмотря на все опасности, всё-таки дожил до «аридовых веков»? Автор даёт ответ и на этот вопрос. Всё дело в том, что во времена пискаря-старшего и трава, как говорится, была зеленее, и небо голубее, а опасности хотя и существовали, но не поджидали на каждом углу:

«Он рассуждал так: „Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он [отец главного героя] и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил!“»

Вот только пискарь, в отличие от голодных генералов или дикого помещика, в конце концов понимает, что прожил все сто с лишним лет впустую. Он понимает: если бы каждая мелкая рыбёшка забилась в такую же нору, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Но совершить над собой усилие и хотя бы в последний раз промчаться по реке, насладиться свободой он уже не может. Именно об этом герое одна из самых знаменитых фраз Салтыкова-Щедрина: «Жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Кстати, многие школьники задаются вопросом: как правильно писать — «пескарь» или «пискарь»? Ведь в разных учебниках встречаются оба варианта!

Согласно орфографическому словарю, корректное написание — «пЕскарь», но вот Салтыков-Щедрин писал «пИскарь». Но не по неграмотности: намеренное коверканье слов, допуск орфографических ошибок были популярным в XIX в. комическим приёмом.

И не правда ли, даже этот приём в XXI веке используется не так уже редко, особенно в подписях к смешным картинкам в интернете?

  • Фамилия малыша из сказки про карлсона кроссворд
  • Фамилия может содержать только буквы и дефис это как пишется
  • Фамилия малыша из сказки про карлсона 9 букв
  • Фамилия или фомилия как правильно пишется
  • Фамилия володи из рассказа чехова мальчики