Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Обновлено 23 сентября 2021 умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Фактическая ошибка в итоговом сочинении зачет или нет

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Жизненный путь – это дорога, которую проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.  ÐšÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¹ наш выбор или действие влияет каким путем мы пойдем дальше. Любой человек сам выбирает и строит этот путь и может на него повлиять только он сам.
Например, главный герой из романа И.А.Гончарова «Обломов» проходит свой жизненный путь. С самого детства он привык, что мама и няня заботятся о нем, отец сидит у окна, ничего не делая, а днем все спят. Учась в школе, он часто остается дома, вместо того, чтобы учиться. Поэтому во взрослой жизни он становится ленивым, не любил ничего делать, не имеет цели в жизни, а любимым занятием для него было лежание на диване. Он ничего не делает для изменения своей жизни, а наоборот все больше погружается в такой образ жизни. Ведь даже любовь не смогла пробудить желание изменить свою жизнь, и он отказывается от своих чувств. Этот пример показывает, что только человек вправе изменить свою судьбу.
Проблема жизненного пути затрагивается и в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Катерина выходит замуж и попадает в тот дом, в котором нет места светлым чувства, разнообразному образу жизни и все это угнетает ее. Позже она влюбляется в Бориса и оказывается перед выбором: рассказать все своему мужу или утаить это от него. Вскоре Катерина публично признается в измене и не найдя поддержки и защиты она не может нести этот тяжкий груз и видит единственный выход только в смерти.  Ð˜Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° принятое решение человеком может привести к трагедии.
Таким образом можно сделать вывод, что каждый человек вправе поступать так, как он считает правильным. Ведь жизненный путь складывается из принятых нами решений, который можно поменять в любой момент.

Здравствуйте, Даша!

Выбранная вами тема соответствует данному направлению, приведены литературные аргументы, поэтому по К1 и К2 вы получаете по 1 баллу.

К1 (соответствие теме)+ 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Даша, обратите внимание на часть  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ в первом аргументе, которое  Ð½Ðµ несет смысловой нагрузки. Без него можно обойтись.

С самого детства он привык, что мама и няня заботятся о нем, отец сидит у окна, ничего не делая, а днем все спят.

Важно!!! Прописывать имя героя. Вы ни разу его не назвали по имени. В первом аргументе  Ð½Ðµ упомянули ключевое слово темы — выбор. Не увлекайтесь пересказом! Будьте внимательны!

Во втором аргументе вы пишете о проблеме жизненного пути. В итоговом сочинении не нужно писать о проблеме.

Проблема жизненного пути затрагивается и в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Лучше начать так: Как выбрать правильный путь в жизни? Над этим вопросом размышляет А.Н.Островский в пьесе «Ð“Ñ€Ð¾Ð·Ð°».

К3 (логика и композиция)+ 1 балл

К4 (речь)+1 балл

Неоправданный повтор местоимений. Речевая недосказанность:…влияет каким путем мы пойдем дальше. Влияет на что? Влияет на нашу жизнь или на наш жизненный путь.

Жизненный путь – это дорога, которую проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни. Каждый наш выбор или действие влияет каким путем мы пойдем дальше. Любой человек сам выбирает и строит этот путь и может на него повлиять только он сам.

В первом случае можно местоимение убрать ( каждый), во втором оставить.Слово» строить» лучше взять в кавычки, строить можно маршрут, дорогу.

Указательное местоимение «ÑÑ‚Ð¾Ñ‚» лучше заменить на местоимение «ÑÐ²Ð¾Ð¹».

Речевые  Ð¿Ð¾Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹+ чрезмерное употребление местоимений

С самого детства он привык, что мама и няня заботятся о нем, отец сидит у окна, ничего не делая, а днем все спят. Учась в школе, он часто остается дома, вместо того, чтобы учиться. Поэтому во взрослой жизни он становится ленивым, не любил ничего делать, не имеет цели в жизни, а любимым занятием для него было лежание на диване. Он ничего не делает для изменения своей жизни, а наоборот все больше погружается в такой образ жизни. Ведь даже любовь не смогла пробудить желание изменить свою жизнь, и он отказывается от своих чувств.

Этот пример показывает, что только человек вправе изменить свою судьбу.

В этих предложениях нет конкретики, такое чувство,что вы плохо знакомы с произведением. Вы повторяете одну и ту же мысль: он ничего не любил делать.Есть недосказанность: в какой образ жизни погружается?

Фактическая ошибка: он учился в пансионе, а не в школе

Тавтология: учась — учиться, изменения — изменить.

Лучше перестроить предложения: С самого детства Илья привык, что о нем заботились взрослые. Он не имел цели в жизни, поэтому ни к чему не стремился, даже любовь к Ольге Ильинской не пробудила в нем желания жить по — другому.

Речевой повтор

Ведь даже любовь не смогла пробудить желание изменить свою жизнь, и он отказывается от своих чувств.

Ведь жизненный путь складывается из принятых нами решений, который можно поменять в любой момент.

Неудачное употребление местоимений

Катерина выходит замуж и попадает в тот дом, в котором нет места светлым чувства, разнообразному образу жизни и все это угнетает ее.

Позже она влюбляется в Бориса и оказывается перед выбором: рассказать все своему мужу или утаить это от него.

Речевая недостаточность
Что вы подразумеваете под «Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ð¼ образом жизни»? Что ее угнетает? Что всё?  Ð§Ñ‚о это?
Прописывайте конкретно, эксперты не должны сомневаться, что вы знаете произведение. Избегайте общих фраз, они затрудняют вашу речь.

Речевая шероховатость

Таким образом можно сделать вывод, что каждый человек вправе поступать так, как он считает правильным.

Лучше: нужным

К5 (грамотность) + 1 балл

Орфография
Ошибок не обнаружено
Пунктуация

Отсутствие запятых

Каждый наш выбор или действие влияет каким путем мы пойдем дальше.
Любой человек сам выбирает и строит этот путь и может на него повлиять только он сам.
Он ничего не делает для изменения своей жизни, а наоборот все больше погружается в такой образ жизни.
Катерина выходит замуж и попадает в тот дом, в котором нет места светлым чувства, разнообразному образу жизни и все это угнетает ее.
Вскоре Катерина публично признается в измене и не найдя поддержки и защиты она не может нести этот тяжкий груз и видит единственный выход только в смерти.
Таким образом можно сделать вывод, что каждый человек вправе поступать так, как он считает правильным.

Грамматика
Нарушение видо — временной соотнесенности глагольных форм

Поэтому во взрослой жизни он становится ленивым, не любил ничего делать, не имеет цели в жизни, а любимым занятием для него было лежание на диване.

Лучше: Поэтому во взрослой жизни он был ленивым, не любил ничего делать, не имел цели в жизни…

Нарушение согласования

Катерина выходит замуж и попадает в тот дом, в котором нет места светлым чувства, разнообразному образу жизни и все это угнетает ее.

Правильно: чувствам

Неверный порядок слов

Иногда принятое решение человеком может привести к трагедии.

Правильно: Иногда решение, принятое человеком, может привести к трагедии.

Нарушение согласования

Ведь жизненный путь складывается из принятых нами решений, который можно поменять в любой момент.

Правильно: которые
Итак, вы получаете «Ð·Ð°Ñ‡ÐµÑ‚», но будьте внимательнее, поработайте над речью и пунктуацией. Успехов вам, Даша!

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

В жизни каждого человека наступает тот момент, когда ты не понимаешь куда двигаться дальше. Нет осознания происходящего ,понимание своего положения . В такие моменты могут опускаться руки ,отсутствовать желание что-либо делать .Человек блуждает в своём сознание ,пытаясь найти ,хотя бы в чём то спасение . Не у всех есть тот человек ,который сможет тебя направить ,помочь . Жизненный ориентир нужно выбирать с умом ,ведь он должен тебе помогать выбрать правильный путь. Это может быть книга ,атмосфера ,которая помогает сконцентрироваться. Это может быть цитата,на которую ты опираешься при принятие важных решений. Это могут быть просто твои близкие и родные .Бывает такое ,что правильный путь на дороги жизни помогает выбрать человек ,с которым вас связывает судьба.
Нельзя не вспомнить произведение Фёдора Михайловича Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ и наказание «. Главный герой совершил ужасное преступление,за которое долгое время винил себя. Ему казалось ,что весь мир против него. Он выходил на улицу ,думая ,что сможет расслабиться ,найти выход из ситуации ,но Раскольников чувствует себя лишним ,как бы находясь в «Ð¾Ð±Ð¾Ð»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ «. Не зря его фамилия созвучна со словом «Ð¾ÑÐºÐ¾Ð»Ð¾Ðº «. Автор показывает тем самым ,что он отколовшийся кусок от общества. Главный герой смог бы остаться без наказания ,но физического. Морально сама его судьба наказала. Он ненавидел себя  Ð·Ð° то ,что погубил ни в чём невинную девушку. Справиться с душевными терзаниями ему помогла дочь Мармеладова Соня. Что у Раскольникова ,что у неё жизнь была не благосклонна к ним. Благодаря Сони ,главы Шурой смог выйти на верный путь. Его ориентиром стала девушка ,которая искрене верила в него.
Попытаюсь противопоставить ситуацию ,когда человеку не смогли окозать должную помощь , поддержку.В произведение «Ð‘ÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Лиза » мы узнаём историю несчастной любви. В Москве девушек познакомилась с молодым человеком ,который захотел купить у неё цветы. С того момента началась их любовная история ,но она не закончилась счастливым концом. В один день девушка узнаёт об измене Эраста ,с чем Лизе было трудно смириться .Сильная душевная боль подавила её создание ,поэтому она находит тольо один выход из ситуации -утопиться в море.
Из-за эмоций, которые взяли над ней вверх ,она не видела иных исходов. В такие моменты людям необходима помощь ,для избежания необдуманных действий. Возможно ,если тогда Лизу направили на верный путь ,жаль правильных наставлений ,то можно было избежать её смерти.
Каждому человеку необходим ориентир на выборе правильного пути. Каждый нуждается в поддержки ,в добром слове в трудную минуту. Надеюсь ,что все люди в этом мире найдут для себя то ,что будет им помогать не заблудиться при выборе жизненного пути.

Здравствуйте, Лиза!

Вам удалось в своем сочинении выполнить требование по количеству слов, написать сочинение с опорой на литературные примеры. Вместе с тем следует обратить внимание на логические и речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения. Работа изобилует повторами. В работе допущено много  Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ñ… ошибок. Кроме того, хочу обратить внимание на небрежное оформление: отсутствие пробелов, лишние пробелы и т.п.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Сочинение написано по теме, но тема раскрыта поверхностно. Чёткого ответа на вопрос не прозвучало.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Вы опираетесь в своих рассуждениях на роман Ф.М. Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание» и сентиментальную повесть Н.М. Карамзина «Ð‘ÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Лиза» , но, к сожалению, анализ произведений нельзя назвать удачным. Я не могу сказать, что Вы хорошо знаете роман Достоевского, понимаете авторскую позицию. Есть претензии и к анализу повести «Ð‘ÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Лиза».

Главный герой совершил ужасное преступление,за которое долгое время винил себя.

Это противоречит тексту романа.

Он ненавидел себя  Ð·Ð° то ,что погубил ни в чём невинную девушку.

Кого Вы имеете в виду?

Сильная душевная боль подавила её создание ,поэтому она находит тольо один выход из ситуации -утопиться в море.

Фактическая ошибка.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Грубые логические ошибки мешают пониманию смысла сказанного.

Ошибки

В жизни каждого человека наступает тот момент, когда ты не понимаешь куда двигаться дальше.

Это заявление безапелляционно: мы это не можем доказать. Не обобщайте. Советую аккуратнее обращаться с местоимениями «ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¹», «Ð²ÑÑÐºÐ¸Ð¹», «Ð²ÑÐµ» и т.д. Смягчайте категоричность вводными словами, например, может быть, наверное и т.п.

Человек (субъект действия) блуждает в своём сознание ,пытаясь найти ,хотя бы в чём то спасение . Не у всех есть тот человек (объект действия) ,который сможет тебя направить ,помочь . Жизненный ориентир нужно выбирать с умом ,ведь он должен тебе помогать выбрать правильный путь.Это может быть книга ,атмосфера ,которая помогает сконцентрироваться. Это может быть цитата,на которую ты опираешься при принятие важных решений. Это могут быть просто твои близкие и родные .Бывает такое ,что правильный путь на дороги жизни помогает выбрать человек ,с которым вас связывает судьба.

Нарушение логики. Логические «ÑÐºÐ°Ñ‡ÐºÐ¸»: человек (субъект) — человек (объект).
Вы постоянно меняете лицо (человек блуждает — от 3 лица; на которую Ты опираешься — уже от 2 лица).

Главный герой смог бы остаться без наказания ,но физического.

Не понимаю значение этого фрагмента для развития логики рассуждения.

Он ненавидел себя  Ð·Ð° то ,что погубил ни в чём невинную девушку. Справиться с душевными терзаниями ему помогла дочь Мармеладова Соня. Что у Раскольникова ,что у неё жизнь была не благосклонна к ним. Благодаря Сони ,главы Шурой смог выйти на верный путь. Его ориентиром стала девушка ,которая искрене верила в него.

Я совсем не поняла смысл. Создаётся впечатление, что Вы это  ÑÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ откуда-то.

Сильная душевная боль подавила её создание ,поэтому она находит тольо один выход из ситуации -утопиться в море.
Из-за эмоций, которые взяли над ней вверх ,она не видела иных исходов. В такие моменты людям необходима помощь ,для избежания необдуманных действий. Возможно ,если тогда Лизу направили на верный путь ,жаль правильных наставлений ,то можно было избежать её смерти.

Нарушение абзацного членения. Новый абзац не оправдан.

Возможно ,если тогда Лизу направили на верный путь ,жаль правильных наставлений ,то можно было избежать её смерти.

Предложение построено так, что невозможно понять, о чём Вы хотели сказать. К чему относится выделенная часть?

К 4 (речь)+ 1 балл

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Ошибки

В жизни каждого человека наступает тот момент, когда ты не понимаешь куда двигаться дальше.

Меняется лицо (3 на 2).

Человек блуждает в своём сознание ,пытаясь найти ,хотя бы в чём то спасение . Не у всех есть тот человек ,который сможет тебя направить ,помочь . Жизненный ориентир нужно выбирать с умом ,ведь он должен тебе помогать выбрать правильный путь.

Повторы.

Он выходил на улицу ,думая ,что сможет расслабиться ,найти выход из ситуации ,но Раскольников чувствует себя лишним ,как бы находясь в «Ð¾Ð±Ð¾Ð»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ «

Повторы.

Морально сама его судьба наказала

Неудачный порядок слов.

Что у Раскольникова ,что у неё жизнь была не благосклонна к ним.

Нарушение стиля. Неудачно построено предложение.
Возможный вариант: Жизнь не была благосклонна ни к Раскольникову, ни к Соне Мармеладовой.

С того момента началась их любовная история ,но она не закончилась счастливым концом.

Смысловая избыточность (тавтология).

В один день девушка узнаёт об измене Эраста ,с чем Лизе было трудно смириться

Неточно подобраны слова. Лучше сказать однажды.

В такие моменты людям необходима помощь ,для избежания необдуманных действий.

Канцеляризм (для избежания). Речевая шероховатость. Лучше сказать: необдуманных поступков.

Каждому человеку необходим ориентир на выборе правильного пути. Каждый нуждается в поддержки ,в добром слове в трудную минуту.

Повторы.

Каждый нуждается в поддержки ,в добром слове в трудную минуту.

Неудачный порядок слов. Лучше так: В трудную минуты каждый нуждается в поддержке.

Надеюсь ,что все люди в этом мире найдут для себя то ,что будет им помогать не заблудиться при выборе жизненного пути.

Смысловая избыточность.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 15

Ошибки

Орфография — 6

Человек блуждает в своём сознание ,пытаясь найти ,хотя бы в чём то спасение

Существительное среднего рода на -ие.В чём? В сознаниИ (П.п.).
Отсутствие дефиса перед суффиксом -то.

Он выходил на улицу ,думая ,что сможет расслабиться ,найти выход из ситуации ,но Раскольников чувствует себя лишним ,как бы находясь в «Ð¾Ð±Ð¾Ð»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ «

Окончание существительного 1 склонения в П.п.

Попытаюсь противопоставить ситуацию ,когда человеку не смогли окозать должную помощь , поддержку

ОкАзать — безударная проверяемая гласная (окАжет).

В произведение «Ð‘ÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Лиза » мы узнаём историю несчастной любви

Существительное среднего рода на — ие. В П.п. в произведениИ.

Сильная душевная боль подавила её создание ,поэтому она находит тольо один выход из ситуации -утопиться в море.

Опечатка (только).

Каждый нуждается в поддержки ,в добром слове в трудную минуту.

В чём? в поддержке (сущ. 1 скл. П.п).

Пунктуация — 3

В жизни каждого человека наступает тот момент, когда ты не понимаешь ЗПТ куда двигаться дальше.

Нет запятой перед придаточным предложением.

Человек блуждает в своём сознание ,пытаясь найти ,хотя бы в чём то спасение

Лишняя запятая.

В такие моменты людям необходима помощь ,для избежания необдуманных действий.

Лишняя запятая.

Грамматика — 6

Нет осознания происходящего ,понимание своего положения .

Нарушение управления. Нет (чего?) пониманиЯ.

В такие моменты могут опускаться руки ,отсутствовать желание что-либо делать .

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Можно было бы избежать ошибки, если слово «Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ» поставить во множественное число.

Автор показывает тем самым ,что он отколовшийся кусок от общества.

Нарушение порядка слов.
Отколовшийся от общества кусок.

Благодаря Сони ,главы Шурой смог выйти на верный путь.

Нарушение управления (предлог и существительное). Благодаря (кому?) СонЕ (Д.п.).

В Москве девушек познакомилась с молодым человеком ,который захотел купить у неё цветы.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Каждому человеку необходим ориентир на выборе правильного пути.

Нарушение управления (нужен другой предлог): ориентир при выборе пути.

Общий вывод по работе

Итак, Лиза, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над тезисно-доказательной частью, логикой, речевым оформлением и грамотностью.

Желаю удачи на итоговом сочинении!

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Именно сейчас у выпускников началась горячая пора и стартовали экзамены. В апреле пройдет итоговое сочинение. И в июле будет экзамен по русскому языку. Важно уже сейчас разобраться в его условиях и быть готовыми ко всему.

Допуск

В итоговом сочинении выпускник должен выбрать одну тему из пяти предложенных. Точная тема неизвестна, но в 2021 году одиннадцатиклассникам предлагают следующие направления:

  1. «Между прошлым и будущим»
  2. «Забвению не подлежит»
  3. «Время перемен»
  4. «Я и другие»
  5. «Разговор с собой»

За успешное написание сочинения школьник также получает «зачет» (вот критерии) и допускается к ЕГЭ.

Изменения в ЕГЭ 2021

Подробнее рассмотрим сам экзамен по русскому языку. Он пройдет 3-4 июня. В этом году крупных изменений в задания не внесли. Однако произошли следующие поправки:

  • Баллов (первичных) стало 59 (+1 за сочинение);
  • Изменился критерий К2 в сочинении (теперь в комментарии к проблеме недостаточно просто указать связь между двумя аргументами, нужно еще проанализировать причину их связи, то есть не просто сказать, что первая иллюстрация противопоставляется второй, а также объяснить, почему это происходит);
  • Изменилось задание 9: теперь в словах нет пропущенных букв (то есть придется сначала разобрать его по составу, потом понять, под какое правило подходит каждое слово, соотнести это с заданием).

Анализ заданий ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку включает 27 заданий: одно сочинение и 26 заданий с кратким ответом.

  1. В первом задании необходимо прочитать небольшой текст и найти варианты ответа, в которых отражена его главная мысль.
  2. Во втором номере нужно вписать пропущенное в тексте из прошлого задания слово.
  3. В третьем задании необходимо выбрать значение слово в контексте фрагмента из первого номера.
  4. В четвертом номере требуется вспомнить ударения и выбрать верный/неверный вариант.
  5. В пятом задании проверяется знание паронимов: нужно найти неверно употребленное выделенное слово и заменить его паронимом (представить – предоставить, годовалый – годовой, техничный – технический, эффективный – эффектный и так далее).
  6. В шестом номере нужно исправить лексическую ошибку – найти лишнее слово («неожиданный сюрприз», «свободная вакансия», «VIP персона», «период времени», «май месяц»), слово в несвойственном значении («упал навзничь на диван», «упал ничком на лед»), неверный фразеологический оборот («играла большое значение»), двусмысленность («Бабушка и Маша пошли домой, и она (кто именно?) посмотрела на дерево»).
  7. В седьмом задании необходимо вспомнить правила склонения, особенно стоит обратить внимание на падежные окончания существительных во множественном числе, а также числительных.
  8. В восьмом номере нужно установить соответствие между названием ошибки и ее воплощением в предложении. Стоит обратить внимания на сочетание слова с предлогом и подлежащим со сказуемым, правописание причастных и деепричастных оборотов, приложений (обычно это названия в кавычках). 
  9. В девятом задании просят выбрать проверяюмую/непроверяемую/чередующуюся гласную. Для выполнения этого задания нужно знать чередующиеся корни, а также уметь подбирать однокоренные слова. Если и корень не чередующийся, и слово не подбирается – значит, гласная непроверяемая. 
  10. В десятом номере нужно выбрать номер строки, где пропущена одна и та же буква. Здесь предлагают вспомнить правописание приставок (правописание «пре» и «при», а также верное написание гласной или согласной на стыке приставки и корня).
  11. В одиннадцатом задании вроде бы нужно опять искать пропущенную букву, но в этот раз в суффиксах или корнях. 
  12. В двенадцатом номере вновь пропущенные буквы, здесь проверяют правописание окончаний глаголов, отглагольных прилагательных и причастий. 
  13. В тринадцатом задании нужно найти высказывание, где «не» пишется слитно или раздельно. Даже знание самых простых правил здесь помогут: слитно будет, если слово не употребляется без «не» или его можно заменить синонимом без «не». Раздельное написание у глаголов и деепричастий, а также при наличии противопоставления (не зря же тут приводятся предложения, а не отдельные слова).
  14. В четырнадцатом номере необходимо правильно (слитно, раздельно, через дефис) написать производные предлоги, наречия и некоторые существительные. Знание написания этих слов сразу показывает Вас с лучшей стороны, ведь многие люди не только «заграницу» пишут неправильно (путают, когда это наречие, а когда существительное с предлогом), но даже во «вряд-ли» ошибаются и пишут именно так, через дефис (верное употребление – «вряд ли»). Некоторые из этих слов нужно просто запомнить, для других есть простой способ: если между частями слова можно вставить другое слово, значит, пишется раздельно («он уехал за границу страны» – «он уехал заграницу»)
  15. В пятнадцатом задании требуется выбрать, в каких случаях пишет «Н» или же «НН». Не забудьте повторить правописание «Н» в суффиксах прилагательных, полных и кратких причастиях.
  16. В шестнадцатом номере «любимое» многими задание – расстановка запятых. Здесь можно не стесняться, рисовать на КИМе схему предложения, подчеркивать подлежащее и сказуемое, отмечать причастные (выделяются после определяемого слова) и деепричастные обороты (выделяются всегда). 
  17. В семнадцатом задании такая же схема выполнения, отличаете лишь то, что нужно выписывать цифры, на месте которых должна быть запятая, а не выбирать номера предложений с определенным количеством запятых, как в прошлом номере.
  18. В восемнадцатом номере нужно опять вспоминать запятые, но в этот раз во вводных словах и конструкциях. Обычно, если их можно выбросить, то запятые ставятся («Однако, здравствуйте» – «Он был устал, однако (=но) продолжал готовиться к экзамену»).
  19. В девятнадцатом задании вновь расстановка запятых в сложноподчиненном предложении. Тут почти всегда есть запятая при союзе «который», не забудьте повторить.
  20. В двадцатом задании просят ставить запятые в последний раз. Перед выпускниками вновь сложноподчиненное предложение, здесь внимание уделяется запятым на стыке союзов. 
  21. В двадцать первом задании нужно вспоминать пунктуацию в бессоюзном сложном предложении. Здесь проверяют, знаете ли Вы, когда ставить запятую, тире или двоеточие.

Далее размещается текст, по которому делаются последние задания (в том числе, сочинение).

  • В двадцать втором номере нужно выбрать высказывания, описывающие смысл текста.
  • В двадцать третьем задании проверяется понимание выпускником типов речи (повествование, рассуждение, описание) и видов связи предложений в тексте.
  • В двадцать четвертом номере нужно выписать фразеологизм (устойчивых выражений), пару синонимов (слов со схожим значением) или антонимов (слов с противоположным значением). 
  • В двадцать пятом задании снова проверяется, как вы можете оценить связь предложений в тексте. 
  • В двадцать шестом задании ученик может блеснуть знаниями синтаксических и выразительных средств (троп). Нужно помнить, что такое эпитет, метафора, сравнение, гипербола, риторические вопросы и обращения, вопросительное и восклицательное предложение, лексический повтор, диалектизм, аллегория, метонимия, обращение, ряды однородных предложений.
  • В двадцать седьмом задании нужно написать сочинение. Именно за него вы получите 25 баллов. Критерии выставляются за каждый пункт плана сочинений: формулировка проблемы, комментарий проблемы с примерами из текста, отражение авторской позиции, собственного мнения. Вот их подробное описание. Также оценивается цельность и связность, точность и выразительность, грамотность (орфография, пунктуация, грамматика, речь, этика, фактическая точность). О том, как правильно написать сочинение на ЕГЭ, расскажет отдельная инструкция.

Более подробный разбор каждого задания расположен по соседству. Удачной подготовки!

Автор: Мария Копусова

Метки: 11 классЕГЭ по русскому языкуструктура

Читайте также:

ПЛАКАТ_вверху (1).jpg

Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачёт» или «незачёт».

Документы:

Федеральные документы:

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 26.10.2021 №04-416 о направлении в целях организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году методических документов и материалов:

Приложение 1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. 

Приложение 2.  Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. 

Приложение 3.  Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. 

Региональные документы:

Приказ Министерства образования Калининградской области от 29.03.2021 № 277/1 «О порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области».

Приказ Министерства образования Калининградской области от 17.11.2021 № 1393/1 «О порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области».

Приказ Министерства образования Калининградской области от 22.11.2021 г. № 1299/1 «О проведении итогового сочинения (изложения) в Калининградской области 01 декабря 2021 года». 

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • обучающихся, получающих среднее общее образование, в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования);
  • обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях и местах проведения, расположение, которых определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году:

  • итоговое сочинение (изложение) проводится 1 декабря 2021 года для обучающихся, выпускников прошлых лет;
  • для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (02 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

Продолжительность итогового сочинения (изложения):

  • продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут;
  • продолжительность проведения итогового изложения составляет 235 минут;
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее – участники с ОВЗ) продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении)

Порядок и сроки регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении), а также порядок проверки итогового сочинения (изложения) определяется на региональном уровне.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся текущего года, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в следующие сроки:

Расписание итогового сочинения (изложения) и необходимая информация о порядке проведения итогового сочинения (изложения) публикуются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования (obrnadzor.gov.ru), органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования.

Заявления подаются участниками итогового сочинения (изложения) текущего года в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных.

Участники итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а участники дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Проведение итогового сочинения (изложения)

В день проведения итогового сочинения (изложения) участник итогового сочинения (изложения) должен иметь с собой гелевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами черного цвета.

Участнику итогового изложения разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями, выданными членами комиссии.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой).

До начала проведения итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) проходят инструктаж и прослушивают информацию о порядке проведения итогового сочинения (изложения), о правилах оформления итогового сочинения (изложения), продолжительности проведения итогового сочинения (изложения), а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).

Не разрешается пользоваться любыми вспомогательными материалами (учебниками, пособиями, методическими разработками), использовать мобильный телефон и другие средства связи.

Участники итогового сочинения (изложения), завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) до объявления об окончании итогового сочинения (изложения), имеют право сдать бланки и покинуть учебный кабинет.

Порядок проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются участники итогового сочинения (изложения) и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ). По решению ОИВ места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения). Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).

Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Рекомендуется взять с собой на сочинение (изложение) только необходимые вещи: документ, удостоверяющий личность; ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); лекарства и питание (при необходимости); специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете месте для хранения личных вещей участников.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) вам выдадут черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения). Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.

Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения доставляются в школы и становятся общедоступными после 10.00 по местному времени.

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

Результаты итогового сочинения (изложения), ознакомление с ними его участников

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации в срок не позднее 12 дней после написания сочинения (изложения). По решению органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачёт».

Руководители образовательных организаций в день получения протоколов проверки обеспечивают информирование участников о результатах итогового сочинения (изложения).

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

В рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект будет сопровождаться следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе:

«Выберите только одну из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений».

Тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Критерий №1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, выбирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №3 «Композиция».

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №4 «Качество речи».

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №5 «Грамотность».

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Особенности текстов для итогового изложения

К текстам для изложения предъявляются следующие требования:

  1. В текстах для изложения должно преобладать повествование (описание и рассуждение не играют определяющей роли), поскольку глухие и слабослышащие школьники успешнее излагают сюжетные тексты.
  2. Текст должен обладать смысловой завершенностью.
  3. Текст должен быть корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности.
  4. Объем текста для изложения не должен превышать 450 слов.

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Изложение (подробное) оценивается по пяти критериям: содержание изложения, логичность изложения, использование элементов стиля исходного текста, качество письменной речи, грамотность.

Критерии №1 и №2 являются основными: для получения «зачёта за итоговое изложение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При оценивании изложения учитывается его объём. Выпускникам рекомендуется писать изложение в объёме 250-300 слов. Максимальное количество слов в работе не устанавливается: выпускник должен исходить из содержания исходного текста и времени, отводимого на всю работу.

Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».  

Критерий № 1 «Содержание изложения».

Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.

«Незачёт» ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Логичность изложения».

Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста».

Проверяется умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

«Незачёт» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 4 «Качество письменной речи».

Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

«Незачёт» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 5 «Грамотность».

Проверяется грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов). При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки. 

  • Файтинг на английском как пишется
  • Факт на лицо как пишется
  • Факт непроживания как пишется
  • Фактические ошибки в итоговом сочинении какой критерий
  • Факт самодовлеющ как пишется