Фабрично заводской как правильно пишется

Фабричное законодательство трудовое законодательство свод правил или законов, регулирующих права и обязанности фабрично-заводских рабочих и их отношения с нанимателем

Фабричное законодательство (трудовое законодательство) — свод правил или законов, регулирующих права и обязанности фабрично-заводских рабочих и их отношения с нанимателем на территории Российской империи. В сфере фабричного законодательства находятся порядок найма и увольнения рабочих, регулирование рабочего времени, заработной платы, условий труда и расчёта с рабочими, охраны труда и техники безопасности, урегулирования трудовых конфликтов. Хотя в отношении XIX века можно говорить о том, что трудовое законодательство практически идентично фабричному законодательству, для более позднего времени это неверно, потому что позднее принимались законодательные акты, регулирующие трудовой договор и для других, помимо промышленных рабочих, категорий наёмных работников.

Предыстория[править | править код]

Несмотря на сравнительно слабое развитие промышленности в России, сознание необходимости фабричного законодательства понималось уже в середине XIX века. Начиная с комиссии 1859 года, пересматривавшей устаревший и уже в то время не отвечавший требованиям жизни устав о промышленности, все последующие комиссии, разрабатывавшие вопрос регулирования найма рабочих, предполагали ограничение работы детей, подростков и женщин. В исследовательской литературе комиссии по разработке проектов трудового законодательства известны по именам возглавлявших их деятелей: комиссия Штакельберга (1859—1862), комиссия Игнатьева (1870—1872), комиссия Валуева (1874—1875). Проекты, разработанные всеми этими комиссиями, не получили законодательной санкции и, если не считать правила о десятичасовой работе в день в ремесленных заведениях, установленного ещё при Екатерине II в 1785 г., до начала XIX века остающегося «мёртвой буквой», то первым шагом в фабричном законодательстве следует признать закон 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», изданный с подачи министра финансов Н.X.Бунге.

Законы 1882 и 1885 гг. (в основном, о детском труде)[править | править код]

Закон 1 июня 1882 г. устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Первоначально предполагалось распространить закон о работе детей на все промышленные заведения, но Государственный совет признал более осторожным на первое время ограничить сферу его действия фабриками. Закон должен был войти в силу с 1 мая 1883 г., но по просьбе московских фабрикантов введение его было отсрочено до 1 мая 1884 г., причём ещё два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет. Одновременно с этим был основан институт фабричной инспекции для наблюдения за выполнением закона и назначены главный инспектор (Е. Н. Андреев) и два окружных, в Москве (профессор И. И. Янжул) и во Владимире (доктор П. А. Песков), занимавшиеся на первых порах изучением фабричного быта. Вслед за тем был издан закон 12 июня 1884 г. о школьном обучении детей, а также было сделано первое изменение в законе 1882 г., допускавшее шестичасовую непрерывную работу детей вместо восьмичасовой, по четыре часа с перерывом. Тогда же состав инспекции был увеличен до девяти окружных с десятью помощниками. Хотя надзор инспекции распространялся только на европейскую часть Российской империи, тем не менее недостаточность её состава заставила прибегнуть к помощи акцизных надзирателей, на которых был возложен надзор на фабриках, уплачивавших акцизные сборы.

Следующим был закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г. Министр финансов мог распространять действие закона и на другие отрасли, но это было сделано ещё только для вредных работ в фарфоровом и спичечном производствах. В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство, то есть дополнительно на предприятия льняной промышленности и по обработке смешанных тканей (хотя в административном порядке это было установлено ещё с марта 1886 г.).

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил; министру финансов было предоставлено право внести в Государственный совет окончательные предположения через два и три года. Этот срок был продолжен до 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. министром финансов И. А. Вышнеградским, несколько ослаблял значение первоначальных законов. Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы. Законодательно определённое ночное время в определённых случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

Закон 1886 г. (Правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих)[править | править код]

Введение только что названных законов совпало с промышленным кризисом, а так как никаких правил, регулирующих взаимные отношения предпринимателей и рабочих, в российском законодательстве не существовало, то этот кризис особенно тяжело отразился на рабочих. Чрезвычайное разнообразие установившихся на фабриках порядков, дававших широкий простор произволу, привело на фабриках Владимирской и Московской губерний к крупным беспорядкам, потребовавшим вмешательства военной силы.

Вскоре после этого был издан закон 3 июня 1886 г. Он состоял из двух частей: общие правила найма, распространяющиеся на всю Российскую империю, и «особые правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», представляющие частью развитие сказанных правил, частью же новые постановления, непосредственно связанные со вновь образованными органами надзора — губернскими и столичными присутствиями по делам фабричного законодательства.

Законом 1886 г. устанавливался порядок найма и увольнения рабочих: каждому рабочему в течение недели выдавалась стандартная расчётная книжка, и принятие её рабочим считалось актом заключения договора о найме на условиях, изложенных в книжке. Регулировался ряд важных аспектов взаимоотношений администрации предприятий с рабочими. В частности, запрещалось расплачиваться с рабочими условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами (кроме купонов), а также брать с рабочих проценты за деньги, выданные им в долг. Запрещалось взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и использование орудий производства. Упорядочивалась деятельность харчевых лавок для снабжения рабочих важнейшими продуктами: фабричная инспекция ограничивала ассортимент товаров и утверждала расценки. С рабочих разрешалось взыскивать штрафы только «за неисправную работу», «за прогул» и за «нарушение порядка»; разъяснялась сущность этих поводов и устанавливались максимальные размеры штрафов. Общая сумма штрафов к расчёту не могла превышать трети заработка рабочего. Перевод штрафных денег в прибыль запрещался, составлялся особый штрафной капитал, который можно было расходовать только на пособия рабочим. Устанавливалась ответственность фабрикантов за нарушение правил (штрафы или судебное разбирательство). На фабричную инспекцию возлагались задачи контроля за соблюдением всех правил, регулирующих трудовые отношения, рассмотрения жалоб рабочих и урегулирования конфликтов, а также рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписаний и правил внутреннего распорядка на фабриках и заводах.

Первоначально особые правила были введены только в наиболее развитых в промышленном отношении губерниях — Санкт-Петербургской, Московской и Владимирской, причём только в них и были образованы учреждения (Присутствия) по трудовым законодательным делам с одновременным увеличением состава инспекции на 10 помощников окружных инспекторов; затем они постепенно были распространены на все остальные губернии. В 1891 г. они были введены в Петроковской и Варшавской губерниях, причём Варшавский округ разделили на два, и число инспекторов увеличено было на одного окружного и пять помощников. Законом от 14 марта 1894 г. «О преобразовании фабричной инспекции и должностей губернских механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» применение особых правил было распространено на 13 новых губерний, а вся структура инспекции изменена. Должности главного инспектора и 10 окружных упразднены: в 18 губерниях, на которые распространялось действие особых правил, были назначены старшие инспектора и при них большее или меньшее число участковых инспекторов; остальные 42 губернии составили 42 участка, из которых каждым заведовал инспектор, подчиняясь непосредственно департаменту торговли и мануфактур. При департаменте были учреждены три должности ревизоров, а для подготовки инспекторов по труду основан институт кандидатов (10 лиц), распределяемых, смотря по требованиям, по наиболее промышленным губерниям. Для облегчения государственных расходов на содержание трудовой инспекции были упразднены должности губернских механиков, паровые котлы обложены особым налогом и наблюдение за ними возложено на инспекторов. Через два года особые правила закона 1886 г. были распространены ещё на восемь губерний, а в следующем 1897 г. — на все прочие губернии Европейской России и Царства Польского, одновременно с изданием закона 2 июня того же года, положившего начало нормировке рабочего времени подростков и взрослых рабочих.

На горные заводы и промыслы (добыча полезных ископаемых), находящиеся в ведении министерства земледелия и государственного имущества, правила, регулирующие время и продолжительность работы и закон 1886 г., были распространены в 1892 г. сначала в европейской части Российской империи, а затем повсеместно. Для горных промыслов учреждение по делам фабричного законодательства заменялись учреждениями по горнозаводским делам при шести горных управлениях; обязанности старших инспекторов были возложены на начальников горных управлений, обязанности участковых инспекторов — на окружных горных инженеров.

Закон 1897 года (об ограничении рабочего времени)[править | править код]

Только 2 июня 1897 года, после долгой истории проектов и дебатов, был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этим законом было введено ограничение времени рабочего дня на фабриках и заводах 11,5 часами для мужчин, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Для женщин и детей было установлено ограничение рабочего дня в 10 часов. Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 году к ним было добавлено ещё 3 дня). По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного. Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить ещё и сверхурочные работы по особому договору. Закон вступил в силу с 1 января 1898 го и был разом распространён на 60 губерний Европейской России и охватил все промышленные заведения и горные промыслы, частные и казённые заводы (хотя на практике на казённых заводах уже и так в основном был установлен более короткий рабочий день). Установленная продолжительность рабочего дня во Франции в тот период составляла 12 часов, в Англии, Германии, Соединённых Штатах, Бельгии она не ограничивалась, в Италии 12-часовое ограничение существовало только для женщин. Норма ниже российской была только в Австрии (11 часов) и в Швейцарии (10,5 часов). Предупреждая нежелательные для экономики массовые выступления рабочих, правительство распорядилось расширить кадры фабричных инспекций, чтобы защищать их права[1].

Законы XX века[править | править код]

История фабричного законодательства Российской империи не ограничивается XIX веком. Важнейшими законодательными актами периода 1901—1917 гг. являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» от 2 июня 1903 г. и комплекс из четырёх законов о страховании рабочих на случай болезни или несчастного случая, принятый 23 июня 1912 года.

Литература[править | править код]

  • Дементьев Е. М., Иващенко Н. И. Фабричное законодательство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Нисселович Л. Н. История заводскофабричного законодательства Российской империи. — СПб.: М-во финансов, 1883—1884. — 2 т.

Ссылки[править | править код]

  • Тексты ряда фабричных законов Российской империи
  • Сборник фабричных законов и постановлений, актуальных к сентябрю 1908 г. (сост. М. С. Балабанов, СПб., 1909)
  • Устав о промышленном труде по состоянию на 1 марта 1915 г. (сост. В. В. Громан, Пг., 1915) (недоступная ссылка)
  • В. П. Литвинов-Фалинский «Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России» (М., 1904)
  • И. И. Янжул. «Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва» (СПб., 1907)
  • Л. Н. Нисселович. «История заводско-фабричного законодательства Российской Империи. Ч.2. Законодательство императора Александра I (СПб., 1884)
  • Историю рассмотрения думой законов о страховании рабочих на случай болезни или несчастного случая см. в книге А. Я. Авреха П. А. Столыпин и судьбы реформ в России.//Глава IV. Столыпин и рабочий вопрос
  • Катульский Е. Д., Меньшикова О. И. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в России: эволюция, критерии оценки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 8 — Экономика и право.
  • Закон о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. 03.06.1886. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Примечания[править | править код]




Статья посвящена изучению становления и развития системы трудовых резервов в СССР в первой половине 1940-х гг. Значительное внимание в статье уделено процессу создания системы трудовых резервов.



Ключевые слова:



трудовые резервы, ремесленные училища, школы ФЗО, железнодорожные училища,

молодежь,

подготовка рабочих кадров.


The article is devoted to the study of the formation and development of the manpower reserve system in the USSR during the Great Patriotic War of 1941–1945. Considerable attention was paid to the process of creating a system of labor reserves.



Keywords:



manpower Reserves, vocational training, workschools, railway schools’,youth, training of workers.

Подготовка квалифицированной рабочей силы в СССР проводилась с первых дней Советской власти. Коммунистическая партия и правительство придавали огромное значение делу подготовки молодого рабочего класса. Требования быстро развивающейся социалистической экономики, чрезвычайно обостренная международная обстановка конца 1930-х годов обусловили создание в 1940 году системы государственных трудовых резервов.

2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» было положено начало организации училищ и школ трудовых резервов. На основе Указа были утверждены новые типы учебных заведений: двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища, и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с шестимесячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий. В школы ФЗО принимались юноши в возрасте 15–17 лет и девушки 16–18 лет. В училища принимались юноши 14–15 лет и девушки 15–16 лет [15].

В школах ФЗО подготавливались рабочие массовых профессий: слесари, забойщики, плотники, столяры, штукатуры, маляры. Ремесленные и железнодорожные училища готовили рабочих таких профессий, как токарь-универсал, подручный столяр, аппаратчик, моторист, электромонтер, помощник паровозных машинистов.

В школы ФЗО металлургической, угольной и горнорудной промышленности принимались главным образом юноши. Все учащиеся со дня приема в училища и школы находились на полном государственном содержании. За счет государства они получали трехразовое питание, рабочую и выходную одежду, учебники и учебные пособия, имели право бесплатного проезда по железной дороге [13].

За подготовку рабочих кадров отвечало Главное управление трудовых резервов СССР (ГУТР СССР), к основным задачам которого относились:

  1. «подготовка государственных трудовых резервов для промышленности и транспорта;
  2. распределение по решению Совнаркома СССР государственных трудовых резервов, подготовленных в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения» [9, с. 775–776].

2 октября 1940 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О призыве (мобилизации) городской и сельской молодёжи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО». В соответствии с вышеуказанным Постановлением в стране ежегодно объявлялся призыв молодежи от 14 до 17 лет в ремесленные училища и школы ФЗО [12]. Их выпускники ежегодно направлялись на государственные предприятия. Таким путем обеспечивался постоянный приток в промышленность и на транспорт квалифицированных кадров.

13 ноября 1940 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление «О массовой политической работе в связи с призывом городской и колхозной молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища и школы фабрично заводского обучения». Основным содержанием агитационной работы среди населения, а также призываемой молодёжи, были:

  1. «широкая популяризация Указа Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах», разъяснение значения и необходимости создания мощных трудовых резервов в нашей стране;
  2. ознакомление с правилами приёма в училища и школы ФЗО;
  3. ознакомление с профилем и профессиями этих учебных за-ведений» [13, c. 3].

С целью усиления ответственности за нарушения трудовой дисциплины наводился порядок в ремесленных училищах и школах ФЗО, где имели место факты опозданий, прогулов и дезертирства. На основании Постановления Президиума Верховного Совета от 28 декабря 1940 года «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)» дезертиров разыскивали, возвращали на место учебы или передавали суду. За грубое нарушение дисциплины учащиеся оправлялись в трудовые колонии сроком на один год [10, с. 245].

Для привлечения учащихся ФЗО к активной борьбе за укрепление учебно-производственной дисциплины и правил социалистического общежития 8 мая 1941 г. был создан Товарищеский суд школ ФЗО, Ремесленных и Железнодорожных училищ. Товарищеский суд был призван «воспитывать у учащихся социалистическое отношение к труду и прививать учащимся нетерпимость к проступкам» [12. Л. 1].

15 мая в 1941 г. состоялся первый выпуск учащихся школ фабрично-заводского обучения. Выпуск дал народному хозяйству страны 250 тыс. квалифицированных рабочих. Организация ремесленных и железнодорожных училищ, школ ФЗО накануне Великой Отечественной войны имела стратегически важное значение для государства. Еще до начала войны школы и училища дали промышленности и транспорту четверть миллиона молодых рабочих, среди них 49 тысяч рабочих угольных и горностроительных профессий, 101 тыс. рабочих строительных профессий, 41 тыс. слесарей разных специальностей, свыше 12 тыс. станочников, 7 тыс. рабочих металлургических специальностей, свыше 5 тыс. электрогазосварщиков, свыше 14 тыс. железнодорожников [11, с. 3].

В условиях начавшейся войны 27 июля 1941 г. Государственный комитет обороны СССР принял решение о переключении учебно-производственной деятельности школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленных и железнодорожных училищ на выполнение государственных оборонных заказов. Газета «Правда» писала: «Необходимо быстро и решительно перестроить всю работу, подчинив ее нуждам и интересам фронта. Ни малейшего промедления!» [6, C. 1]. Это призыв быстро нашел отражение в деятельности трудовых резервов. Училища и школы развернули в своих мастерских и на предприятиях производство боеприпасов, оружия и инструментов, необходимых для армии и флота, авиации и транспорта.

Константин Вишняков-Вишневицкий в своей работе «Нам открыты все пути» описал трудовые дни молодых ребят на предприятиях: «На заводе имени Кирова, как и на большинстве ленинградских предприятий, производство перестраивалось на нужды фронта. Перед коллективом была поставлена задача — обеспечить бесперебойный и современный ремонт легких танков. Работа предстояла большая и трудоемкая, а специалистов на заводе становилось все меньше.

В цехах ребята становились на освободившиеся рабочие места. Останавливались. Привыкали. Слушали опытных людей внимательно, серьезно. Озорства и баловства как не бывало» [5, c. 97].

Особую роль трудовые резервы сыграли в обеспечении квалифицированной рабочей силой промышленных предприятий восточных районов. В районы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Казахстана и Средней Азии было направлено 1313 тыс. квалифицированных рабочих, подготовленных в училищах и школ ФЗО [8, c. 36]. «22 июня 1941 г. была проделана большая работа, трудились все без исключения. Демонтировались станки и перевозились на площадку, где уже были поданы вагоны. Тут же быстро и организованно шла погрузка. Оборудование было вывезено полностью. На станции Голиковка всех сотрудников и учащихся училища посадили в вагоны и отправили в Свердловск» — вспоминает учащийся училища № 2 г. Петрозаводска Сорокин Виктор Иванович [2, с. 73].

Выполнение плана подготовки кадров в 1942 г. потребовало от учебной сети еще больших усилий, максимального использования всех источников пополнения рабочей силы. В целях обеспечения рабочей силой предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства 13 февраля вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». От мобилизации освобождалось население в возрасте от 16 до 18 лет, которые призывались в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища [18]. Подготовленные квалифицированные рабочие кадры направлялись в основном в промышленность, на строительство и транспорт.

Коллегией Главного управления трудовых резервов и ЦК ВЛКСМ 2 июня 1942 года было принято совместное Постановление об организации Всесоюзного социалистического соревнования. В ходе соревнования только учащиеся школ ФЗО и ремесленных училищ в 1943 году дали фронту продукции на сумму 95 миллионов рублей. Партия нацеливала молодёжь на борьбу за высокую производительность труда, на самоотверженную работу, на усиление помощи фронту. С каждым днем возрастало число передовиков среди рабочей молодежи [7, c.1].

Важную роль в улучшении работы учебных заведений в системе профтехобразования сыграло соревнование за успешное овладение профессией. Победителям присваивалось звание «Лучшее ремесленное», «Лучшее железнодорожное училище». Одним из победителем этого соревнования явилось железнодорожное училище № 1 Московской области, а также больших успехов добилось ремесленное училище № 5 Свердловской области [3, c. 3].

Трудовой подвиг и самоотверженная работа учащихся училищ нашли отражение во фрагменте дневника Всеволода Вишневского: «На военных заводах нарастают темпы производства. На радиозаводе 14-летняя девочка дает пятнадцать единиц, а до войны на этом же месте давали три. Огромный напор, конвейерная система. Девушки обучились работе за девять-десять месяцев. Знают две-три детали в совершенстве: свою и соседей справа и слева. Дают точную сборку» [4, c. 62].

За образцовое выполнение задания по производству и за отличные успехи в организации учебного процесса в училищах и школах учащиеся и работники государственных резервов награждались знаком «Отличник Государственных резервов, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». За успешное выполнение задания по выпуску специальной продукции для нужд фронта и для нужд обороны страны училища награждались орденами «Трудового Красного Знамени», «Красной звезды», «Знак почета» [1, с. 181].

В годы войны среди молодежи велась активная политическая и культурно-просветительская работа. Проводились лекции и беседы, встречи с фронтовиками, писателями, поэтами, деятелями искусства, развивалась художественная самодеятельность, проводились спортивные соревнования. Все было направлено на то, чтобы будущие рабочие росли подлинными патриотами и культурными людьми.

Газета «Комсомольская правда» за 1944 год писала: «Во многих наших училищах и школах молодежь живет культурной, интересной жизнью. В свободные дни учащиеся ходят в театры, музеи, стадионы. Частые гости в училищах и общежитиях — лекторы, агитаторы, беседчики. Художественные ансамбли и кружки воспитали много талантливых певцов, музыкантов» [7, с. 3]. Всеволод Вишневский в «Дневниках военных лет» привёл пример того, как прошел литературный вечер на Кировском заводе в Ленинграде 6 марта 1943 года: «С подъемом провели литературный вечер. Зал-подземелье заполнен главным образом молодежью. Хороший вечер!» [4, c. 63].

С 1943 года в системе трудовых резервов были созданы специальные ремесленные училища для воспитания, профессионального и общего обучения детей возрастом 12–13 лет, оставшихся без родителей. Дети за 3–4 года получали семилетнее образование и рабочую специальность [14].

В результате целенаправленной и напряженной работы с 1940 по 1945 год в промышленность, на строительство и транспорт из государственных трудовых резервов было направлено 2 миллиона 250 тысяч квалифицированных рабочих и рабочих массовых профессий. Общее количество училищ и школ ФЗО в стране с 1940 по 1945 год увеличилось с 1550 до 2570 шт. [16, c. 1].

Война потребовала высоких темпов подготовки рабочих кадров, их количественного роста. В годы войны система трудовых резервов, несмотря на трудности и недостатки в организации ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, справилась с подготовкой рабочих кадров для различных отраслей промышленности, в т. ч. оборонной.

Литература:

  1. Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: 3 т. / С. Я. Батышев и др. — М.: Профобразование,1999. Т. 3. 488 с.
  2. Грибанова, Н. А. Трудовыерезервы: годы и судьбы: (воспоминания ветеранов начального профессионального образования Карелии) / сост. Н. А Грибанова, Т. А. Гусева. — Петрозаводск: VERSO, 2010. 175 с.
  3. В главном управлении трудовых резервов при СНК СССР и центральном комитете ВЛКСМ // Известия. № 295 (7981). 1942. 4 с.
  4. Вишневский В. В. Дневники военных лет (1943, 1945 гг.) — М.: Советская Россия, 1974. 432 с.
  5. Вишняков-Вишневецкий, К. А. Нам открыты все пути: История профтехобразования в Ленинграде и Ленинградской области / В. В. Шапкин. — М.: Лениздат, 1982. 260 с.
  6. Все подчинить интересам обороны! // Правда. 1941. № 180 (8588). 4 с.
  7. За знамя государственного комитета обороны! // Комсомольская правда. 1942. № 154 (8925). 4 с.
  8. Митрофанова, А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.). / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 486 с.
  9. Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917–1967 гг.: сб. Документов. — М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929–1940 гг. С. 776–777.
  10. Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы) (указ от 28 декабря 1940 г.). — М.: Ведомости Верховного совета СССР, 1945. С. 245.
  11. Подготовка трудовых резервов // Правда. 1941. № 263 (8681). 4 с.
  12. Положение о Товарищеском суде школы, фабрично-заводского обучения, ремесленного и железнодорожного училища. Центральный Государственный Архив Историко-политических Документов Санкт-Петербурга. (ЦГАИПД СПб). Ф. Р‑24 Оп. 7. Д. 603. Л. 3.
  13. Постановление СНК СССР от 02.10.1940 N 1852 «О призыве городской и колхозной молодежи в Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично-Заводского Обучения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
  14. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» // MIL. PRESS FLOT [сайт]. [2010]. URL: https://flot.com.
  15. Призыв в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО // Правда. 1940. № 317 (8383). 4 с.
  16. Трудовые резервы Советского Союза // Правда. 1945. № 236 (10007). С. 1.
  17. Указ Президиума ВС СССР ОТ 2.10.1940 «О государственных резервах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
  18. Указ Президиума ВС СССР от 13.02.1942 «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): училище, школа, резерв, подготовка рабочих кадров, рабочий, фабрично-заводское обучение, профессия, СССР, учащийся, Главное управление.

  • Уютный вечер у камина рассказы
  • Ф решетников мальчишки сочинение 5 класс написать по русскому языку
  • Ф м достоевский преступление и наказание аргумент к сочинению
  • Ф x кессиди этические сочинения аристотеля
  • Ф и зыков сказки