Ф м достоевский преступление и наказание аргумент к сочинению

Сочинения материалы к сочинению по роману ф. м. достоевского преступление и наказание подготовительные вопросы к сочинению: какую теорию разработал раскольников?

Сочинения Далее

Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Подготовительные вопросы к сочинению:

  1. Какую теорию разработал Раскольников?
  2. Как Достоевский рисует в романе «Преступление и наказание» мир униженных и оскорбленных?
  3. Какая роль отводится в романе Петербургу?

Ответы

  1. Образ Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, раскрывает главную идею романа. Раскольников не имеет возможности продолжать образование в университете, влачит нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завляадевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

    Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому мнению приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, «сверх-человеки» типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительными наименованиями – «тварь дрожащая» и «муравейник».

    Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием, Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он – сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей «кровь по совести», нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним. Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие недладное,пытаются открыть запертую дверь, Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

    Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

    Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает это ради своей несчастной, голодающей семьи, не считая и самоубийство возможным выходом из тупиковой ситуации. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

  2. Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман «Бедные люди», в котором молодой автор решительно встал на защиту «маленького человека» – бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

    И в идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Люди вокруг разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что любимая дочь живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

    Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых – постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Теория Раскольникова порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. Но писатель показывает, что в этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. Изображая мир петербургских трущоб, автор не только испытывает жалость к обездоленным и униженным людям, но и восхищается замечательными человеческими качествами, свойственными, например, Соне и Дуне, сохранить которые в невыносимых условиях сложнее всего.

  3. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе. И все бедствия происходят «в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Петербург Достоевского – полноправный герой романа, его влиянию подвержены все герои, он внушает противоречивые чувства и толкает людей на необъяснимые поступки.

Отрывки из статьи Н. П. Анциферова «Петербург Достоевского»

В «Преступлении и наказании» разворачивает Достоевский пейзаж города в целую панораму Невы.

«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста (Николаевского. — примеч. авт.), не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо рассмотреть даже каждое его украшение».

Здесь так четко очерчен пейзаж города, и можно ожидать, что Достоевский отдастся пушкинскому восторгу, но «необъяснимым холодом веяло на него (Раскольникова) всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Еще не настали сроки, когда город заговорит властно и раскроются глаза его обитателей на его несравненную единственную красу, и Достоевский своим углублением и обогащением души Петербурга подготовил это время возрождения.

(…) Мокрый снег вновь и вновь проступает в глубине пейзажа, на котором развертывается жуткое действо. Это постоянный аккомпанемент к основной мелодии действия.

В этом падающем снеге Достоевский чувствовал выражение какой-то таинственной силы. Прозаические картины города одухотворяются им какой-то особой поэзией.

Не доходя до Сенной, встретил Раскольников черноволосого шарманщика с девушкой в кринолине, в мантилье, в перчатках и в соломенной шляпке с огненным пером, – все это было старое и истасканное; и она выпевала романс дребезжащим, но приятным голосом. Раскольников любил, «как поют под шарманку в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают».

В этом соприкосновении с мокрым снегом происходит какое-то общение с затаившейся водной стихией. Она заставляет останавливаться проходящих через многочисленные петербургские мосты и всматриваться упорно в мутные воды, она приковывает внимание к мокрому снегу, дождю и туману, как к какой-то манящей силе, но силе темной. В ненастную петербургскую ночь обнажается бездна со всеми страхами и мглами. (Парафраз строк из стих. Ф. И. Тютчева «День и ночь», 1839, «И бездна нам обнажена / С своими страхами и мглами».) (…)

Дремлющие в недрах города силы хаоса сообщают жизни Петербурга, столь суетной и пошлой, исключительную напряженность. И этот город, «полный пошлости таинственной» (Из стих. А. А. Блока «Там дамы щеголяют модами…», 1906-1911.), оказывается городом фантастики, превращается в призрак, в видение.

Эта фантастика не заключается в дуалистическом рассечении жизни на явь и сон, прозу и поэзию, быль и сказку. Нет, ее особенность в неразличимости противоположных начал, в их нераздельной слитности, но только не в их механическом смешении. Чем петербургская жизнь привычнее, пошлее, тем полнее незримо присутствующей тайной.

Материалы: Н. П. Анциферов. «Непостижимый город… Лениздат, 1991.

Автор:
Guru
·

«Мечты и реальность» — такие близкие душе человеческой понятия. Каждому хочется укрыться от мирской суеты в мире грёз. Это не всегда возможно, но можно обратиться к литературе, которая содержит немало аргументов, раскрывающих эти понятия.

  1. Ф.М. Достоевский назвал свой роман “Преступление и наказание” “психологическим отчётом одного преступления”. Произведение повествует о человеке с «неправильной мечтой». Родион Романович Раскольников, главный герой романа, не смог правильно воплотить свою идею в жизнь. Бедный студент, живущий в комнатушке, похожей на гроб, просто не справился с обстоятельствами окружающего его мира. Герой полагал, что убив старуху-процентщицу, сможет изменить реальность. Он поддался «наполеоновской» мечте: разделить всех людей на «материал» и «право имеющих». Казалось бы, убийца-идеолог должен совершить преступление ради улучшения собственного положения, либо для «униженных и оскорблённых». Но украденные деньги никому не помогли, а исчезновение ростовщика лишило бедняков возможности получить сиюминутную финансовую помощь. В этом и заключается суть «неправильной мечты»: нельзя сделать добро людям, истребляя кого-то из них. Поэтому не все грёзы должны сбываться, ведь мечтатель может ошибиться и воплотить совсем не то, что хотел.
  2. Реальность, описанная в романе, сама подталкивает героя к убийству. Мрачный, бедный, пьяный и распутный Петербург давит на Родиона со всех сторон. Отправной точкой преступления становится разговор двух молодых людей о жадной старухе — процентщице, которая обманывает своих клиентов. Раскольникову кажется, что смерть этой алчной старухи изменит реальность. Он поставил на себя клеймо убийцы дважды (от его руки пала сестра процентщицы Лизавета) и разрушил свою и без того неспокойную личность. Убийство — не та мера, которая может привести к положительному преобразованию реальности. Это всего лишь путь к саморазрушению. Этого Родион не учёл, поэтому ему так и не удалось изменить окружающую действительность. Если человеку хочется изменить мир, то ему надо начать с себя, а не с тех, кого он считает лишними.
  3. Одним из обитателей бедной и безысходной реальности стал Мармеладов, который пропивал деньги, так необходимые его семье. Раскольников познакомился с ним в одной из грязных распивочных. Мармеладов вызвал у Родиона сострадание, потому что герои очень похожи. Оба они мечтатели не от мира сего. Только вот бывший чиновник погубил себя и близких, когда его грёзы стали расходиться с реальностью. Когда-то герой был преуспевающим человеком, который захотел помочь бедной вдове, оставшейся с детьми и без средств к существованию. Его мечта была такой же радужной утопией, как и теория у Родиона: изменить людей, не любя их. Семён Захарович взял в жены нелюбимую женщину, желая лишь помочь ей материально, а не создать семью. В итоге он сам же запил, потерял работу, опустился на дно жизни и потащил за собой всех своих близких, а все потому, что его пленительная грёза воплотилась в кошмар наяву. Мармеладов изначально ошибся, пытаясь воплотить то, что неосуществимо.
  4. Пострадала от мрачной и жестокой реальности и Соня Мармеладова. Девушка была вынуждена жить по “жёлтому билету”, чтобы прокормить свою семью. В глазах Раскольникова она стала воплощением “всего страдания человеческого”, которое так тяготило героя. Когда-то совсем еще девочка выбежала из дома и отправилась продавать себя. Поздно она возвратилась к мачехе, а с собой принесла 30 рублей – такова цена ее позора. Но, несмотря на такую убогую и грязную жизнь, героиня не разочаровалась в себе и в том, что ее окружает. Она не винила во всем жестокий мир и его законы, ведь вера помогла ей вырваться из лап порока и смириться с тем, что происходит. Кротость нрава помогла ей научиться понимать людей и бескорыстно помогать им, улучшая мир по мере возможностей. Именно Соня помогла Родиону покориться мукам совести и признаться в убийстве, приняв наказание. Именно она содержала всю семью, спасая детей мачехи от голодной смерти. Эта девушка – живое доказательство, что мир можно изменить своими силами, но начать нужно с того, что тебе по силам.
  5. Воплощать мечты нужно, но отнюдь не всеми способами. Существуют методы, которые любую грёзу превратят в кошмар наяву. К примеру, благородное стремление Родиона улучшить мир не привело его к желаемому результату. Петербург остался во власти бедности и бесправности, несмотря на исчезновение Алёны Ивановны. Значит, вовсе не она была причиной всех бед, и убивать ее уж точно не стоило. Поступок Раскольникова – не спасение и не допустимая месть, а жестокое преследование самого общества, которое после каждого убийства теряет веру в собственную безопасность и становится еще несчастнее. Услышав об очередном насилии, любой горожанин задумается: «Неужели власть ничего не может сделать? Тогда и я пойду и сделаю, что хочу». Значит, насильственные и противоправные методы никак не подходят для воплощения светлой и нравственной мечты, так как они лишь вредят людям.
  6. Мечты всегда должны быть взаимосвязаны с реальностью, иначе человек сделает совсем не то, что ему нужно на самом деле. Примером может послужить намерение Дуни Раскольниковой. Она хотела спасти семью от бедности и обеспечить брату достойное образование, но работать она не могла, так как барин, у которого она служила гувернанткой, домогался до нее и опозорил на весь уезд. В итоге для женщины того времени оставался один выход: выйти замуж за богатого человека. Так и решила сделать героиня, найдя жениха — расчетливого и эгоистичного мужчину. Лужина она не любила, да и он видел в Дуне лишь покорную рабу, обязанную ему во всем подчиняться. Но, в конце концов, девушка разочаровалась в избраннике и поняла, что никто из членов ее семьи не хочет этой жертвы. Несчастный брак Дуни сделает их несчастными, и никакие деньги не помогут. Девушка просто не хотела видеть этого, считая, что ее решение — самое лучшее и благородное средство от бед. Видя ее ошибку, читатель должен сделать вывод: нельзя уходить из реальности в область иллюзий, даже мечты должны корректироваться в соответствии с тем, что нас окружает.

Автор: Ксения Митрошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Подготовка к Итоговому сочинению.

Требование № 1.  «Объем итогового сочинения»

  • Рекомендуемое количество слов – от 350.
  • Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения»

  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
  • Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
  • Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  • «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»;
  • «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
  • Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

Универсальная литература

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой.
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
  • «Шинель» Н.В. Гоголь
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголь
  • «Вишневый сад» А.П. Чехов
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтов
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
  • «Судьба человека» М.А. Шолохов
  • «На дне» М. Горький
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев
  • «Гроза» А.Н. Островский
  • «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыков-Щедрин
  • «Обломов» И.А. Гончаров
  • «Матренин двор» А.И. Солженицын
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
  • «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
  • «Уроки французского» В.Г. Распутин
  • «Обелиск» В.В. Быков
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизин

Общий план сочинения имеет вид:

I. Вступление.
II. Основная часть.

1. Тезис.
2. Первый аргумент.
3. Второй аргумент.

III. Заключение.Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

  • Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  • Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  • Ответ-тезис на главный вопрос темы

Вступление

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:

  • тема-вопрос
  • тема-утверждение
  • тема — назывное предложение.

Тема в виде вопроса

Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»

Ключевые слова темы: Любовь, радость, страдание…

Общие рассуждения на тему

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)

Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.

Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».

Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Тема — назывное предложение (ключевые слова)

Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.

Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Формулировка тезиса

Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Тема-вопрос

Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?»

Тезисы:

Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»

Тема-утверждение (в том числе цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)

Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

Тема в виде назывного предложения

или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

«Ваш выбор: книга или компьютер?» (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу?»)

Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!

Способы формулировки тезиса

Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»

Образ-аналогия

Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»

Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»

Вопросно-ответная форма

(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.

Основная часть Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию:

здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише  типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод

(он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв.

Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату

Заключение — выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Источник: vk.com

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

В 2021 году одним из направлений итогового сочинения названо «Преступление и наказание — вечная тема». Оно вызывает затруднения у многих школьников. В статье разберем некоторые теоретические моменты, а также произведения художественной литературы, которые необходимо прочитать перед написанием сочинения. 

«Преступление и наказание»: суть направления

Итоговое сочинение «Преступление и наказание» предлагает порассуждать над темой с нравственной и социальной точки зрения. Требуется соотнести направление с терминами «закон», «совесть», «стыд», «ответственность», «раскаяние».Темы сочинения позволяют порассуждать над поступками с правовой и этической точки зрения. Вопросы тематического направления — ответственность за сделанный выбор, последствия для окружающих, возмездие. По словам экспертов ФИПИ, основным источником выступает одноименный роман Федора Михайловича Достоевского.

Направление делят на несколько аспектов. Среди них: 

  • правонарушение как социальное явление;
  • правонарушение как нравственное явление;
  • ответственность человека за свои поступки;
  • последствия для окружающих и самого преступника;
  • совесть, муки, угрызения совести;
  • раскаяние, чувство вины;
  • возмездие за совершенные поступки.

Для написания сочинения необходимо изучить теорию. Преступление — противоправный поступок, опасный для личности, общества, государства. За ним следует уголовное наказание, предусмотренное законом. Бездействием называется отсутствие действий, предусмотренных нормами права в определенных ситуациях. Проступок — противоправное деяние, имеющее меньшую опасность по сравнению с преступлением. Синонимами считаются слова: «правонарушение», «преступное деяние», «беззаконие», «злодеяние», «злодейство», «грех», «ошибка». В качестве эпитетов используются слова «умышленное», «неосторожное», «тяжкое», «страшное», «чудовищное», «серьезное», «опасное». Наказанием называют последствия, наступающие после совершения злодеяния. Им бывает: 

  • введение санкций со стороны государства. Например: ограничение свободы, увольнение с работы;
  • реакция общества, связанная с нарушением нравственных законов — осуждение и отчуждение;
  • «внутренний суд», то есть осознание человеком своих ошибок — раскаяние, самонаказание, самобичевание. 

Аргументы для написания сочинения

VlZOCayWmAR O7MSdogU5EopXa1lqDzQ0MlK4Lk9iYxBAFRKZ8BmWNYZf g6uRGWdGXmlxZF2 fXdBCBibRE03LtU8YR59Yf 27gHc6fzyH899 6S3RoVBNGnyct NSkMQXsOwbfАргументы стоит искать в следующих произведениях: 

  • А. С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»;
  • М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»;
  • Л. Н. Толстой — «Воскресение», «Крейцерова соната», «Война и мир»;
  • Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»;
  • Н. С. Лесков — «Человек на часах», «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • А. П. Чехов — «Драма на охоте», «Пари»;
  • М. Горький — «Старуха Изергиль»;
  • Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба», «Портрет»;
  • М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»;
  • В. В. Быков — «Сотников»;
  • М. А. Шолохов — «Тихий Дон», «Родинка»;
  • В. Г. Распутин — «Живи и помни»;
  • В. П. Астафьев — «Людочка»;
  • К. Г. Паустовский — «Старый повар», «Телеграмма»;
  • О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем»;
  • У. Шекспир — «Отелло»;
  • Р. Брэдбери — «Вельд», «И грянул гром».

Распределим аргументы по темам, к которым они подходят: 

Вопросы

В каких произведениях искать аргументы

Какие чувства могут заставить человека пойти на нарушение закона? 

Что толкает человека на беззаконие? 

Каковы причины преступлений? 

Почему люди совершают преступные деяния? 

Н. С. Лесков — «Леди Макбет Мценского уезда»

А. И. Куприн — «Суламифь»

А. Н. Островский — «Бесприданница»

А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

Л. Н. Толстой — «Война и мир»

М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»

М. Горький — «Старуха Изергиль»

У. Шекспир — «Отелло»

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание»

А. И. Куприн — «Чудесный доктор»

Н. С. Лесков — «Человек на часах» 

Р. Брэдбери — «Вельд»

О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем»                            

Оправдывает ли высокая цель совершенное во имя ее преступление? 

Можно ли оправдывать противоправные действия? 

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

Н. С. Лесков — «Человек на часах» 

М. Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова»    

Что может остановить человека, задумавшего совершить злодеяние? 

А. П. Чехов — «Пари»

А. И. Куприн — «Чудесный доктор»    

В чем проявляется ответственность человека за совершенный поступок?

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

А. С. Пушкин — «Капитанская дочка» 

В. Г. Распутин — «Живи и помни»   

Может ли человек совершить преступление против самого себя? 

Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза» 

Л. Н. Толстой — «Анна Каренина» 

А. Н. Островский — «Гроза» 

В. Г. Распутин — «Живи и помни» 

А. П. Чехов — «Пари»

Н. В. Гоголь — «Портрет»       

Муки совести или решение суда — какое наказание сильнее? 

Как влияет злодеяние на душу человека?

В чем заключается опасность преступления для души человека? 

Что такое наказание? 

Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза»

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»

К. Г. Паустовский — «Старый повар»      

Как должно общество относиться к совершившим преступление? 

М. Горький — «Старуха Изергиль»

А. С. Пушкин — «Капитанская дочка»

Н. С. Лесков — «Человек на часах»

В. Г. Распутин — «Живи и помни»     

Может ли преступник вызвать сострадание? 

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступникам? 

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

Теперь вы знаете, на какие произведения обратить внимание для итогового сочинения «Преступление и наказание». Обязательно прочитайте их перед написанием работы! А если вы хотите дополнительно изучить произведения, подготовиться к экзамену по русскому или литературе, записывайтесь на курсы «Уникум» при РУДН. Вашими учителями будут опытные преподаватели вуза и эксперты ЕГЭ. Они помогут набрать высокие баллы на экзамене.

Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!

  • Ф x кессиди этические сочинения аристотеля
  • Ф и зыков сказки
  • Ф м достоевский преступление и наказание краткое содержание для сочинения
  • Уютные зимние сказки стрекоза
  • Ф и буслаева перехожие повести и рассказы