Эзоповский язык в сказках м е салтыкова щедрина

Михаил евграфович салтыков-щедрин занимает одно из ведущих мест среди писателей-демократов. он был учеником белинского, другом некрасова. в своих произведениях салтыков-щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из веду­щих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинско­го, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй Рос­сии второй половины девятнадцатого века.

Ни один писатель Запада и России не нарисовал в своих произ­ведениях таких страшных картин крепостничества, как это сделал Салтыков-Щедрин. Сам Салтыков-Щедрин считал, что неизменным предметом его «литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пус­тословия».

Расцвет творчества Салтыкова-Щедрина пришелся на семиде­сятые — восьмидесятые годы девятнадцатого века,
когда в России сформировались благоприятные условия для развития капитализ­ма. Реформа, которую проводило в то время царское правительст­во, не улучшила положения крестьян. Салтыков-Щедрин любил крестьян и весь русский народ и искренне желал помочь ему. Поэ­тому произведения Салтыкова-Щедрина всегда были наполнены глубоким политическим смыслом
. В мировой литературе нет про­изведений, равных по политической остроте роману «История од­ного города» и сказкам Салтыкова-Щедрина. Любимым его жанром был придуманный им жанр политической сказки. Основная тема таких сказок — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на царскую Россию: на помещиков, бюрократию, чиновничество.

Всего Салтыков-Щедрин написал три­дцать две сказки

.

Перед читателями предстают образы правителей России
(«Мед­ведь на воеводстве», «Бедный волк»), помещиков, генералов
(«Ди­кий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей
(«Премудрый пискарь»).

Особенно яркое выражение в сказках получила любовь Салты­кова-Щедрина к народу, уверенность в его могуществе
. Образ Ко­няги («Коняга») — это символ крестьянской России, вечно трудя­щейся, замученной угнетателями.

Коняга — это источник жизни для всех: благодаря ему растет хлеб, но сам он всегда голоден. Его удел — работа.

Почти во всех сказках образы угнетателей даются в противопос­тавлении
угнетенному народу. Очень яркой в этом отношении яв­ляется сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил».
В ней показана немощность дворян, трудолюбие и умение мужика трудиться. Мужик честен, прямодушен, уверен в своих си­лах, сметлив, умен. Он может все: сварить суп в пригоршне, пере­плыть шутя океан. Генералы в сравнении с ним жалки и ничтож­ны. Они трусливы, беспомощны, глупы.

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению обывательщины в лице трусливых либералов.
В сказке «Премудрый пискарь»
главный ее герой Пискарь был «умеренный и либеральный». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться и побольше беречь себя. Пискарь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не попасть в пасть щуки. Прожил он более ста лет, а когда пришло время умирать, то оказалось, что он ничего хо­рошего людям не сделал и никто его не помнит и не знает.

Во многих сказках Салтыков-Щедрин изображает тяжелую жизнь народа
и призывает уничтожить несправедливый, бесчело­вечный строй. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил» Щедрин обвиняет такой строй, который отстаи­вает интересы генералов, принуждающих работать на себя силь­ного, смышленого мужика. В сказке генералы изображены как два тунеядца; это бывшие чиновники, дослужившиеся до генеральско­го чина. Всю жизнь они жили бездумно, на казенном довольствии, служили в какой-то регистратуре. Там они «родились, воспитались и состарились» и, следовательно, ничего не знали. Очутившись на необитаемом острове, генералы даже не смогли определить, где ка­кие стороны света находятся, и впервые узнали, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». В результате оба генерала чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами. Но после настойчивых и долгих поисков генералы обнаружили наконец мужика, который, положив под голову кулак, спал под деревом и, как им показалось, «самым нахальным образом уклонялся от работы». Негодованию генералов не было предела. Мужик в сказке олицетворяет весь трудовой многострадальный народ России. Щедрин в своем произведении отмечает его сильные и слабые стороны. Слабая сторона народа — безропотность и го­товность народа подчиняться при его огромной силе

. Мужик на не­справедливость генералов отвечает не протестом, не возмущением, а терпением и покорностью. Жадные и злые генералы называют мужика «лежебокой», а сами пользуются его услугами и жить без него не могут. Возвратившись домой, генералы загребли в казна­чействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером опи­сать», а мужику лишь выслали «рюмку водки да пятак серебра: ве­селись, мужичина!». Традиционные сказочные приемы приобрета­ют у Щедрина новое применение: они получают политическую окраску
. У Щедрина вдруг оказывается, что спасший генералов от гибели и накормивший их мужик «мед-пиво пил», но, к сожале­нию, «по усам у него текло, только в рот не попало». Таким обра­зом, сатира
Щедрина направлена не только на представителей пра­вящих кругов. Сатирически изображен и мужик. Он сам вьет вере­вочку, чтобы генералы связали его, и доволен своей работой.

Создавая яркие политические сказки, Щедрин не загромождает их обилием персонажей и проблем, строит ее сюжет обычно на од­ном остром эпизоде. Само действие в сказках Щедрина развертыва­ется быстро и динамично. Каждая сказка представляет собой не­большой рассказ-повествование с использованием диалога, реплик и рассказов персонажей, авторских отступлений-характеристик, пародий, вставных эпизодов (например, снов), традиционных фоль­клорных приемов и описаний
. Повествование в сказках ведется почти всегда от лица автора
. Так, в основе сюжета уже рассмотрен­ной сказки о двух генералах лежит борьба двух генералов с мужи­ком. Из вступления читатель узнает, что генералы служили в реги­стратуре. Но вот генералы «по щучьему велению» оказались на не­обитаемом острове. Они вынуждены искать мужика. Первая встре­ча генералов с мужиком является завязкой сюжета сказки. Далее действие развивается стремительно и динамично
. Мужик за корот­кое время обеспечил генералов всем необходимым. Кульминацией сказки является приказ генералов мужику: свить для себя веревоч­ку. Отсюда вытекает идея сказки: довольно труженикам мужикам, создателям всех материальных благ на земле, терпеть унижение и рабство. Развязка сказки наступает, когда мужик отправляет гене­ралов в Петербург, на Подьяческую улицу. Он получил за свой не­легкий труд жалкую подачку — пятак.

В сказке есть резко очерченные детали внешнего облика генера­лов: веселые, рыхлые, сытые, белые, в глазах их светился злове­щий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. В этом описании проявляется юмор, переходящий в сатиру
. Важным композиционным приемом в сказке являются сны
генералов, а так­же описание природы
.

Широко используется Щедриным и прием художественной ан­титезы
. Так, генералы, попав на необитаемый остров, несмотря на изобилие еды, беспомощны и едва не умирают с голоду. Зато му­жик, хотя и ест мякинный хлеб, почти ничего не имеет, кроме «кислой овчины», создает на острове все необходимые для жизни условия и даже строит «корабль».

В сказках сатирик часто прибегает к иносказаниям
: в образах Льва и Орла-мецената он обличал царей; в образах гиен, медведей, волков, щук — представителей царской администрации; в образах зайцев, карасей и пескарей — трусливых обывателей; в образах му­жиков, Коняги — обездоленный народ.

Характерной чертой сатиры Щедрина является прием сатириче­ской гиперболы
преувеличение
некоторых поступков персона­жей, доводящий их до карикатуры, до нарушения внешнего прав­доподобия. Так, в сказке о двух генералах гипербола полнее рас­крывает неприспособленность царских чиновников к жизни.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский политехнический колледж» г. Спасск-Дальний Приморского края

hello html m3dab3450

hello html m4545167f

Разработала преподаватель

русского язы и литературы Шустерова Л.М.

2015 г

Тема: «Проблематика и

поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Цели

:

    Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.

    Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.

    Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».

Задачи:

    проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;

    развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

    совершенствовать умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

    развивать интеллектуальные способности;

    воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.

Оборудование

: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Форма проведения урока
: презентация.

Форма организации учащихся
: индивидуальная, коллективная.

Тип урока
: объяснение нового материала

Ход урока

.

    Оргмомент.
    Тема урока. Целеполагание. Слайды.

    Вступительное слово учителя
    . У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX
века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше.

Чтение эпиграфа с доски и работа с ним
: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).

    Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам.
    Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд.
    Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион)

    : медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла.
    В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»?

    («Орёл-меценат»).
    Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков?

    (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.)
    Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»?

    (Кисель из одноимённой сказки).
    Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»?

    (Вяленой воблы.)
    Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»?

    («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)

    Биография писателя.
    Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.

Предлагаем конспект


учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок — Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 — участие в революционном кружке



(идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

1848 — повесть «Запутанное дело». В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848-55 — жизнь в Вятке.

1856-1857 — по возвращении из Вятки опубликовал «Губернские очерки», принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.

1858-1862 — М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 — вышел в отставку, вступил в редакцию журнала «Современник».

1864 — вернулся на государственную службу.

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868 — получил отставку и стал одним из редакторов, а после

смерти Некрасова — ответственным редактором «Отечественных записок» (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 — «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.

1880 — «Господа Головлевы», «Современная идиллия» и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1889, 28 апреля (10 мая) — М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное сообщение первого ученика.
Слайды.

Записи в тетрадях.

«Сказки»
это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

    Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.

    Сказки русского народа

Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.

Проблематика сказок.

    Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

    Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

    Положение народа («Коняга», «Кисель»)

    Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

    Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

    Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Поэтика. Художественные особенности сказок (с примерами из текста).

    Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

    Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

    Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

    Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

    Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

    Гиперболизация

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.

Сатирические приёмы.

    ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,

где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

    сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

    гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

    иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

    гипербола — чрезмерное преувеличение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).

6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).

Вопросы.

1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную… и звание… предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

ОТВЕТЫ.

1. Царскосельский лицей.
2. Кружка М. В. Петрашевского.
3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.
4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848-1855).
5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.

6. «Современник» и «Отечественные записки».

7. Пенкосниматели.

8. Смех сквозь негодование.

9. «…литературу», «…литератора».

10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

7. Подведение итогов. Выводы.

Рефлексия
. Заключительное слово учителя.

8. Домашнее задание.

    Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе «Сатирические приёмы».

    Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.

Использованная литература

    М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. – 4-к изд., М. Дрофа, 2002.

    Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М., Просвещение, 2007.

    Русская литература XIX
    века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной, М., Дрофа, 2006.

    Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина, 2011.

«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на ост-рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос-пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже-ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси-лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи-тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире-пые, невежественные правители народа и простые му-жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант-ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про-кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про-изведениях писатель выступает не только как защит-ник народных интересов. Он пытается внушить про-стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев-ший народ и неожиданно для самого себя без него оди-чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча-тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери-альных, но и духовных.

В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатири-ку иносказательно говорить о многих пороках обще-ства. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кро-вопролития», и режим их не менее жесток, чем суще-ствовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хле-ба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он уте-шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слы-шал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щед-рин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, си-дят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по мень-шей мере бесполезные пискари», — пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе-рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра-ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен-ности, гражданственности.

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья…

Н.А.Некрасов

Тема цикла сказок (1869 — 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества — семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы. В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости — вот главный идейный пафос сказок.

Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки. По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д. Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью. В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».

Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Поскольку в сказке «Повесть о том, как…» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов». Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними — ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.

В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки — «Премудрый пискарь»). Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами. Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася. Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором — позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку. Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?

В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному — Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д. Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.

Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр — литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных. Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла). Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму — Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.

В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы — народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски — просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей. Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).

Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.

Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»). При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.

В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл. 7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки. Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал). Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», — заявлял автор.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора — соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина — это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.

В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку — одним словом, художественное совершенство.

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Проблематика сказок писателя.

2. Художественные приемы в сказках.

3. Сюжетная канва произведений.

Щедрин в своих сказках во главу угла ставит бедственное положение народа в царской России. Отсюда вытекает несколько основных тем: сатирическое описание правительственных верхов самодержавия («Медведь на воеводстве»); изображение жизни народных масс в царской России («Коняга»); обличение интеллигенции («Премудрый пескарь»); разоблачение собственников жизни («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Однако, несмотря на все изобличительную проблематику в сказках, в какой-то мере, показана тщетность народных апелляций. Коняга все равно, как бы ему не было тяжко, снова выйдет на работу. Но простой мужик остается непримиримым противником угнетения хозяев: «Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! легче нам пропасть с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»«(«Дикий помещик»). Получается, что в любом случае мужик и барин останутся непримиримыми врагами. Щедрин как раз и развенчивает иллюзии на счет социальной гармонии. Даже на необитаемом острове в «Повести о том, как…» мужичина должен подчиняться.

Все это создается с помощью художественных образов. И каждая сказка в результате становится живой и красочной картиной общества.

Слова и образы, воссозданные в произведениях, Щедрин заимствовал из сказок и легенд: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» («Дикий помещик»). Для их обработки он использует такие приемы как художественное преувеличение, иносказание, фантастика. Художественное преувеличение выражается в том, что простой мужик, словно волшебник, становится способным на большие подвиги. Например, кате в «Повести о том, как…»: «Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика… до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Фантастическое проявляется в том, что два генерала «по щучьему велению, по моему хотению» очутились на необитаемом острове».

Для иносказания Щедрин использует образы животных. Это сказочная традиция помогает сохранить натуру образов. Например, в одноименной сказке: «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин».

Сближение персонажей с животным миром носит как иронический, так и тра-гический характер. Дикий помещик становится новым видом необыкновенного животного: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». А вот Коняга стал своеоб-разным символом трудяги-крестьянина. Сколько на бедном коне возят, пашут, а без него нельзя — семью не прокормить. Так и мужик «пашет» от зари до зари: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Сюжетами в сказках Щедрина становятся темы, которые ребром встают в той, современной, жизни. Например, неуместное, а подчас неоправданное кровопролитие. Так считают в «Медведе на воеводстве». О чем бы с Топтыгином 1-м «не заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли — он все на одно поворачивал: «Кровопролитнее… кровопролитнее… вот чего нужно»«.

Другой сюжет взят из пословицы: «Царь умен до тех пор, пока умный у него секретарь». Щедрин обыгрывает его в «Медведе на воеводстве»: «Осел в ту пору у него (Льва) в советах за мудреца слыл».

В «Карасе-идеалисте» показана попытка наладить гармонию в отношениях между людьми путем морального перевоспитания: «Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить…». Однако попытка не увенчалась успехом, что Щедрин ловко обыгрывает в случайных движениях щуки. «Знаешь ли ты, что такое добродетель», — выдал свой последний козырь Карась. «Щука разинула рот от удивления. Машинально втянула она воду, и вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».

В сказках Щедрина не только добродетель, но и науки не приносят героям пользы. Так орел-меценат в одноименной сказке попытался наладить у себя просвещение, которое в итоге не дало положительных результатов: «Сие де послужит орлам уроком!»

Сюжетная тематика непременно захватывает и народную проблематику. Мало того, что простой мужик может просто не обращать на себя внимание, но он еще добровольно лезет в петлю. Так мужичина свил для себя веревку в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». «Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать». Или самоотверженный заяц в одноименной сказке сидит у волчьего логова словно на привязи: «Не могу, — говорит, — волк не велел» бежать.

В своих сказках Щедрин показывает беспросветный мрак и тяжкие условия, создаваемые самодуром-помещиком: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть — все нельзя, да не позволено, да не ваше… И земля, и вода, и воздух — все его стало!» («Дикий помещик»).

И все это доведено до абсурда в сказке «Дурак», где объясняется, что лучше ос-таваться дураком, чем осознавать весь ужас окружающей жизни. «Совсем он не дурак, — говорит проезжий, — а только подлых мыслей у него нет — от того он и к жизни приспособиться не может… А впрочем, несомненно, что настанет минута, когда наплыв жизни силою своего гнета заставит его выбирать между дурачеством и подлостью. Тогда он поймет».

И по концу сказки можно догадаться, что он понял всю подлость и гадость окру-жающей жизни: «Но от прежнего цветущего здоровьем дурака не осталось и следов. Он был бледен, худ и измучен… Пришел домой и замолчал». В этой не нормальной обстановке, в которой он жил, только ненормальное могло казаться нормальным».

Можно сказать, что заветной целью Щедрина было и оставалось освобождение угнетенной массы от любого вида рабства. И какие бы образы и идеи писатель не поднимал в своих сказках, все они для народа и о народе. Прошла эпоха отмены крепостного права, но вместе с этим не ушли накопившиеся проблемы, нашедшие отражение в сказках.

Образы из легенд и сказок, реальности и действительности помогают нам вос-становить ужасные, нечеловеческие, годы написания произведений. Каждый персонаж, взятый из жизни и воплощенный в сказке, представляется нам в виде определенного типичного образа. Ими Щедрин показывает ошибки своего времени. Надо всего лишь приглядеться и понять, что надо для народа, а не нам от народа.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринСатирические сказки.(10 класс)

Текст слайда:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Сатирические сказки.

(10 класс)


Слайд 2

Обращение писателя к сказочному жанруТворчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии,

Текст слайда:

Обращение писателя к сказочному жанру

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали А.С.Пушкин: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и др.

Сказки Салтыкова-Щедрина современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры».


Слайд 3

Обращение писателя к сказочному жанруСказки вышли в 1866г под названием «23 сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина». Сейчас в сборнике 32

Текст слайда:

Обращение писателя к сказочному жанру

Сказки вышли в 1866г под названием «23 сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина». Сейчас в сборнике 32 произведения – в него включены сказки, не пропущенные в своё время цензурой. Создавая «Сказки для детей изрядного возраста», Салтыков-Щедрин надеялся открыть народу глаза на окружающую действительность и сделал этот в привычной и доступной людям форме. К тому же эзопов язык (иносказание) помог писателю избежать многих запретов цензуры.


Слайд 4

Традиции и новаторствоАвтор вводит традиционных сказочных персонажей (говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка), использует характерные сказочные зачины, присказки, троекратные

Текст слайда:

Традиции и новаторство

Автор вводит традиционных сказочных персонажей (говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка), использует характерные сказочные зачины, присказки, троекратные повторы, просторечную лексику, постоянные сказочные эпитеты.

Сказки обильно пересыпаны пословицами и поговорками.

Автор умело пользуется гротеском, гиперболой, антитезой.

Темы, герои, художественные приёмы, которые он накапливал на протяжении 40-летнего творческого пути, сконцентрировались на 3 – 5 страницах текста.


Слайд 5

Традиции и новаторствоОднако все сказочные сюжеты связаны с проблемами современности, введены канцелярские обороты, французские слова, общественно-политическая лексика.Смешение

Текст слайда:

Традиции и новаторство

Однако все сказочные сюжеты связаны с проблемами современности, введены канцелярские обороты, французские слова, общественно-политическая лексика.

Смешение стилей создаёт комический эффект.

Так автор обогатил сказку новыми сатирическими приёмами и превратил её в орудие социально-политической сатиры.


Слайд 6

«Диагност наших общественных зол и недугов», - так отзывались о Салтыкове-Щедрине современники.ЗначениеВ небольших по объёму произведениях писатель

Текст слайда:

«Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о Салтыкове-Щедрине современники.

Значение

В небольших по объёму произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических.

В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества.

Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донёс до людей резкую критику существующего порядка.


Слайд 7

«Дикий помещик» (1869)План анализа:1. Краткий пересказ.2. Элементы народной сказки.3. В чём отличие от сказок народных.4. Какие пороки

Текст слайда:

«Дикий помещик» (1869)

План анализа:
1. Краткий пересказ.
2. Элементы народной сказки.
3. В чём отличие от сказок народных.
4. Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся?
5. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

Работа 1 группы


Слайд 8

«Дикий помещик»Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»Лексика

Текст слайда:

«Дикий помещик»

Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат.

Сказочные словосочетания: сказано-сделано, по щучьему велению.

В сказке нелепа фигура помещика: жизнь за счёт народа превратила его в паразита. Весь смысл его существования — «понежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое».

Живёт за счёт своих Сенек, презирает их, ненавидит, не выносит «холопьего духу». Считает себя опорой Российского государства.


Слайд 9

«Дикий помещик»Он князь Урсус Кучум-Кильдибаев.Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий

Текст слайда:

«Дикий помещик»

Он князь Урсус Кучум-Кильдибаев.

Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощённый народ.

Подобно сказочной Бабе-Яге, князь не переносит русского духа, холопьего запаха и радуется, когда мужика не стало в его владениях.

С исчезновением мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание.

Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу и ест со всеми внутренностями.


Слайд 10

«Дикий помещик»Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель материальных и духовных ценностей.Без народа не только

Текст слайда:

«Дикий помещик»

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель материальных и духовных ценностей.

Без народа не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры.

Русский мужик – поилец и кормилец.

Горечью проникнуты слова, посвящённые народу. Терпит он притеснения помещика и только к Богу обращается за помощью.

В конце сказки летит отроившийся рой мужиков. Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью.


Слайд 11

«Премудрый пискарь» (1883)План анализа:1. Краткий пересказ.2. Как вы понимаете смысл заглавия?3. Каково значение эпитета «премудрый»?Работа 2 группы

Текст слайда:

«Премудрый пискарь» (1883)

План анализа:
1. Краткий пересказ.
2. Как вы понимаете смысл заглавия?
3. Каково значение эпитета «премудрый»?

Работа 2 группы


Слайд 12

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель и

Текст слайда:

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель и берётся своей сказкой напомнить о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

«Премудрый пискарь»

Историческая справка

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм открыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».


Слайд 13

Горько и больно не только ему, но и за него – за русского человека, чьи судьба и

Текст слайда:

Горько и больно не только ему, но и за него – за русского человека, чьи судьба и характер так похожи на судьбу и характер этого пескаря.

«Премудрый пискарь» (1883)

В этой сказке писатель показывает нам жизнь обывателя, который боится всего на свете. Премудрый пескарь сидит взаперти, страшась с кем-нибудь заговорить или познакомиться.

Только перед смертью задумывается пескарь о своей прожитой жизни: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал, и умирал — дрожал». Лишь перед смертью осознаёт этот жалкий обыватель, что никто его не знает, никто его не вспомнит и что никому он не нужен.


Слайд 14

Вывод: «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.«Премудрый пискарь»Умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительныйПодберите синонимы к слову «премудрый».

Текст слайда:

Вывод: «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.

«Премудрый пискарь»

Умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный

Подберите синонимы к слову «премудрый».

Подберите антонимы к слову «премудрый».

Глупый, неумный, несообразительный, бестолковый.


Слайд 15

«Премудрый пискарь»Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным: «И отец, и мать у него

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным: «И отец, и мать у него были умные…»; «А у молодого пескаря ума палата была…»).

Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об «обычных» сказочных рыбах, о рыбьем царстве. Здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескаря целыми стадами водятся. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человеческий манер, и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок – говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»


Слайд 16

«Премудрый пискарь»С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив, уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив, уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он пескарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать».

Этот эпизод даёт прямой намёк на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни.

Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским пословичным изречениям, маскирующим рыбью обывательскую мораль: «с сильным не борись», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «моя изба (хата) с краю», «уши выше лба не вырастут».


Слайд 17

«Премудрый пискарь»Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический.Бытовая деталь – пескарь даже

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический.

Бытовая деталь – пескарь даже жениться не рискнул, и «детей не имел, хотя у отца его была большая семья…»

Тут же следует сугубо сказочное продолжение: «Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас мелюзгу, не зарились… Так уж не до семьи, а как бы только самому прожить!»

Сразу вслед за этим сугубо иронический переход: «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьёт, табаку не курит…»


Слайд 18

«Премудрый пискарь»В сказке «Премудрый пискарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый пискарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь и совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.


Слайд 19

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»В сказке писатель восхищается силой и выносливостью русского мужика.

Текст слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

В сказке писатель восхищается силой и выносливостью русского мужика. Вот его портрет: «громаднейший мужчина», на все руки мастер. Оказавшись на необитаемом острове, он и яблок с дерева достал, и картофель из земли добыл, и силок для рябчиков из собственных волос смастерил, и огонь извлёк, и еды наготовил, и пуха лебяжьего набрал. Всё умеет мужик – даже суп в пригоршне сварить.


Слайд 20

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»Беспомощным генералам мужик готов покорно служить. Им мужик по

Текст слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Беспомощным генералам мужик готов покорно служить. Им мужик по десятку яблок дал, а себе – одно кислое оставил… Да ещё готов «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися».


Слайд 21

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»Генералы же ничего не умеют и, привыкнув жить за

Текст слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Генералы же ничего не умеют и, привыкнув жить за чужой счёт, даже полагали, что булки на деревьях растут. Много едкой иронии в этой сказке и не только в изображении генералов. Не щадит автор и здоровенного мужика, которого генералы заставляют вить для себя верёвку, чтобы ночью не убежал.

Писатель наводит читателей на мысль, что пора уже мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться.


1

Первый слайд презентации

Сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда

Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он узнан и по поводу его уже раздаётся смех.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда

3

Слайд 3: Сатирические сказки

«Сказки» – это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Сатирические сказки

Изображение слайда

4

Слайд 4: Причины обращения писателя к жанру сказки

сатира имела уже более обобщённый характер;
общественное зло измельчало, широко проникло в быт;
жанр сказки давал возможность увидеть за жизнью её главных героев жизнь всего человечества;

Причины обращения писателя к жанру сказки

Изображение слайда

5

Слайд 5: Проблематика сказок

Самодержавие и угнетённый народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь »)
Правдоискательство (« Дурак », «Христова ночь»)

Проблематика сказок

Изображение слайда

6

Слайд 6: Связь с народными сказками

В основе сказок Салтыкова-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как об уже сложившемся характере.

Связь с народными сказками

Изображение слайда

7

Слайд 7: Связь с народными сказками

ОБРАЗ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Медведь
глупый, неуклюжий
Лиса
коварная, хитрая
Заяц
боязливый, трусливый
Щука
хищная, прожорливая
Волк
жадный, жестокий
Осёл
беспросветно тупой

Связь с народными сказками

Изображение слайда

8

Слайд 8: Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Гротеск (переплетение фантастики и реальности)
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Обличение через отрицание (показ дикости и  бездуховности )
Гиперболизация

Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда

9

Слайд 9: Сатирические приёмы

Ирония  — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
Сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
Гротеск  — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
Аллегория  — иносказание, иной смысл, скрытый за внешней формой.
Эзопов язык  — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
Гипербола  — чрезмерное преувеличение

Сатирические приёмы

Изображение слайда

10

Слайд 10: Сопоставительный анализ

Народные сказки
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному

Сопоставительный анализ

Изображение слайда

11

Слайд 11: Премудрый пескарь»

Написание « пискарь » связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук.
«Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.

«Премудрый пескарь»

Изображение слайда

12

Слайд 12: Историческая справка

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой» Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».
Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Историческая справка

Изображение слайда

13

Слайд 13: Советы отцов

Молчалин из комедии
А. С. Грибоедова «Горе
от ума»: «Угождать
всем людям без
изъятья».
Чичиков из поэмы Н.
В. Гоголя «Мёртвые
души» : «Копи копейку,
копейка не выдаст».
Пётр Гринёв из повести
А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» :
«Береги платье снову, а
честь смолоду».
Премудрый пискарь : «Гляди в оба! »

Советы отцов

Изображение слайда

Фольклорные элементы и обороты речи
Современные понятия
Жил-был пескарь
Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный
Мотив отеческих наставлений
Жалованья он не получает и прислуги не держит
Ума палата была
Моцион делал
Ни в сказке сказать, ни пером описать
А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выиграл
Во все лопатки – домой
Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья
Ни жива ни мертва выглядывает
Ни друзей у него, ни родных
На ус себе намотал
Ни он к кому, ни к нему кто
Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать
В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняется
Думу думает
Не чуждается общественности
Стал умом раскидывать
Достойные граждане
Хлеб-соль водить
Жизненный процесс завершает
Ни тепло ни холодно

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда

15

Слайд 15: Философская проблематика сказки

В чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться?

Философская проблематика сказки

Изображение слайда

16

Слайд 16: Философская проблематика сказки

Вся жизнь пескаря
укладывается в формулу:
«Жил – дрожал и умирал
дрожал».
А положительные идеалы,
иная жизненная программа
раскрывается в вопросах,
возникающих в уме
умирающего пескаря:
Какие были у него радости?
Кого он утешил?
Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?
Кто слышал о нём?
Кто об его существовании вспомнит?

Философская проблематика сказки

Изображение слайда

17

Слайд 17: Философская проблематика сказки

Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит как рыба; нем как рыба.

Философская проблематика сказки

Изображение слайда

В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.

Вывод

Изображение слайда

19

Последний слайд презентации: Сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина

источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Изображение слайда

  • Эдгар по рассказы отзывы
  • Эйч в английском алфавите как пишется
  • Эзотерика сказка о царе салтане
  • Эвенские сказки комар и мошка
  • Ы алтынсарин щедрый человек читать рассказ