Эзопов язык в сказке дикий помещик

Сатира салтыкова-щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. яркие образы и смелые решения позволяли писателю

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Эзопов язык в сказке дикий помещик

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Эзопов язык в сказке дикий помещик

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

анализ дикий помещик

Салтыков-Щедрин написал великое множество произведений, все его работы прозрачны и понятны. Он не умел прятаться за слова: даже в стиль эзоповых сказок вплелась беспощадная прямота образов и мыслей. Ведь смысл и идеи его сказок открыты, словно на ладони. Анализ сказки Щедрина «Дикий помещик» – это напрямую цитировать писателя. Но она далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Мы сейчас отстраненно воспринимаем сказки Салтыкова-Щедрина, а в позапрошлом веке, в дни своего рождения, они были больше публицистикой, чем художественными произведениями.

Материалы, которые лежат в основе «Дикого помещика»

анализ сказки щедрина дикий помещик

После благодатной реформы Александра Освободителя империя, тем не менее, не бросилась догонять европейские страны. Она буксовала и тужилась кровавыми революциями, но те, кому по должности положено было заниматься анализом сложившейся ситуации, ничего не замечали. Богатая ресурсами страна обеспечивала безбедную жизнь огромной армии бездельников, которые жировали на незаработанные средства. Писатели также начали проводить экономический анализ. «Дикий помещик» свои тайны раскрывает именно в данном русле.

До него Щедрин создал публицистическое произведение «Пошехонская старина», в котором изобразил 20 разных помещиков нового, пореформенного времени. Казалось бы, как еще яснее сказать тем, кто управляет огромным государством, о назревших и перезревших проблемах. Далее появляются «Господа Головлевы» — концентрированный ужас и дикость, что разъедают сами основы жизни. Последовало гробовое молчание от тех, для кого были написаны произведения. Нет, явно не для широкой публики создавал Щедрин произведения, которые лишены и фабулы и интригующего сюжета.

дикий помещик содержание

Писатель устал и изнемог

Но его душа не могла оставаться безразличной к судьбе Родины. Начинают рождаться сказки – короткие, емкие рассказы по конкретной волнующей человека теме. Так родилась сказка «Дикий помещик». Содержание ее не подразумевает никакой иносказательности.

Усредненный русский помещик в своем воображении видит себя элитой, вершиной общества. И соответственно высказывается. А слово не воробей, может и реализоваться.

Щедрин намеренно упрощает и гиперболизирует ситуацию. Лишенный по слову своему крестьянства, помещик дичает, с его облика сходит вся цивилизация, и он взбирается, в конце концов, на дерево. Не может быть такого, но именно так оно и случилось. И не за большой срок – за каких-то два поколения.

Мораль сказки проста – если уж тебя освободили от забот о хлебе насущном, то ты должен мыслить, чтобы отрабатывать хлеб, вот и анализ. «Дикий помещик» — произведение на века!

Хотел оскорбить, чтобы стали мыслить

Не тут-то было. Выходит одна за другой около полусотни сказок. И оскорбились за бездумных именно думающие. Как так, искажение действительности! Но писатель и не скрывал, что пишет сказку, в которой ложь с намеком. Анализ сказки Щедрина «Дикий помещик» полезно проводить на досуге от трудов тяжелых государственным деятелям. Это произведение для них писано, а не для тех, кто ежедневно о хлебе насущном печется. И нельзя элите себя сравнивать с теми, кем они управляют, и которые для животов своих живут. Ведь помещика в дикое состояние привело именно жирование жизнью и игнорирование своих прямых, как более развитого члена общества, обязанностей.

Анализ «Дикий помещик»: глубина и поверхностность

сказка дикий помещик

Щедрину не умел создавать слабых сказок. Тот же «Богатырь», который славу свою проспал, пока его тело змея не съела. «Тризор» — о собачьем геройстве, а не человечьем. Целый цикл сказок «Медведей на воеводстве» о неверных методах управления, но сказка «Дикий помещик» получилась особенной, в которой описана как раз та духовная инфантильность, которая похуже всяких страшных воеводств. В тех сказках на персонажей в разной степени действуют посторонние факторы, а в этой – внутренняя разрушающая сила, от которой даже убежать тяжело.

И взял-то писатель не совсем уж пропащего человека: и друзья у него есть, и волнуются они о нем. Когда в конце сказки одичавшему помещику возвращают человеческий облик, то в это почему-то смутно верится. Да и Щедрин на то же открыто намекает.

Как сказки перепрыгивают через столетия

Концентрированная правда, концентрированная мысль способна через поколение-другое возвращаться в общественную жизнь нового уровня. Мощные произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», в котором он проявил себя гениальным художником, через 10-15 лет изжило себя. Жизнь поменялась, и понять, о чем писал, и что волновало писателя без специальной подготовки современному читателю тяжело. Но анализ «Дикий помещик» (небольшого произведения) дается почти всем без исключения. Время ушло и увело за собой те обстоятельства, которые были поводом для создания сказки, но она удивительным образом полнится смыслом и для ныне живущих россиян. А так происходит потому, что Щедрин выхватил одну нашу нехорошую черту и предъявляет ее нам, чтобы мы изживали ее. Это – духовная лень, которая есть родная мать одичанию.

анализ дикий помещик

Салтыков-Щедрин написал великое множество произведений, все его работы прозрачны и понятны. Он не умел прятаться за слова: даже в стиль эзоповых сказок вплелась беспощадная прямота образов и мыслей. Ведь смысл и идеи его сказок открыты, словно на ладони. Анализ сказки Щедрина «Дикий помещик» – это напрямую цитировать писателя. Но она далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Мы сейчас отстраненно воспринимаем сказки Салтыкова-Щедрина, а в позапрошлом веке, в дни своего рождения, они были больше публицистикой, чем художественными произведениями.

Материалы, которые лежат в основе «Дикого помещика»

После благодатной реформы Александра Освободителя империя, тем не менее, не бросилась догонять европейские страны. Она буксовала и тужилась кровавыми революциями, но те, кому по должности положено было заниматься анализом сложившейся ситуации, ничего не замечали. Богатая ресурсами страна обеспечивала безбедную жизнь огромной армии бездельников, которые жировали на незаработанные средства. Писатели также начали проводить экономический анализ. «Дикий помещик» свои тайны раскрывает именно в данном русле.

До него Щедрин создал публицистическое произведение «Пошехонская старина», в котором изобразил 20 разных помещиков нового, пореформенного времени. Казалось бы, как еще яснее сказать тем, кто управляет огромным государством, о назревших и перезревших проблемах. Далее появляются «Господа Головлевы» — концентрированный ужас и дикость, что разъедают сами основы жизни. Последовало гробовое молчание от тех, для кого были написаны произведения. Нет, явно не для широкой публики создавал Щедрин произведения, которые лишены и фабулы и интригующего сюжета.

Писатель устал и изнемог

Но его душа не могла оставаться безразличной к судьбе Родины. Начинают рождаться сказки – короткие, емкие рассказы по конкретной волнующей человека теме. Так родилась сказка «Дикий помещик». Содержание ее не подразумевает никакой иносказательности.

Усредненный русский помещик в своем воображении видит себя элитой, вершиной общества. И соответственно высказывается. А слово не воробей, может и реализоваться.

Щедрин намеренно упрощает и гиперболизирует ситуацию. Лишенный по слову своему крестьянства, помещик дичает, с его облика сходит вся цивилизация, и он взбирается, в конце концов, на дерево. Не может быть такого, но именно так оно и случилось. И не за большой срок – за каких-то два поколения.

Мораль сказки проста – если уж тебя освободили от забот о хлебе насущном, то ты должен мыслить, чтобы отрабатывать хлеб, вот и анализ. «Дикий помещик» — произведение на века!

Хотел оскорбить, чтобы стали мыслить

Не тут-то было. Выходит одна за другой около полусотни сказок. И оскорбились за бездумных именно думающие. Как так, искажение действительности! Но писатель и не скрывал, что пишет сказку, в которой ложь с намеком. Анализ сказки Щедрина «Дикий помещик» полезно проводить на досуге от трудов тяжелых государственным деятелям. Это произведение для них писано, а не для тех, кто ежедневно о хлебе насущном печется. И нельзя элите себя сравнивать с теми, кем они управляют, и которые для животов своих живут. Ведь помещика в дикое состояние привело именно жирование жизнью и игнорирование своих прямых, как более развитого члена общества, обязанностей.

Анализ «Дикий помещик»: глубина и поверхностность

Щедрину не умел создавать слабых сказок. Тот же «Богатырь», который славу свою проспал, пока его тело змея не съела. «Тризор» — о собачьем геройстве, а не человечьем. Целый цикл сказок «Медведей на воеводстве» о неверных методах управления, но сказка «Дикий помещик» получилась особенной, в которой описана как раз та духовная инфантильность, которая похуже всяких страшных воеводств. В тех сказках на персонажей в разной степени действуют посторонние факторы, а в этой – внутренняя разрушающая сила, от которой даже убежать тяжело.

И взял-то писатель не совсем уж пропащего человека: и друзья у него есть, и волнуются они о нем. Когда в конце сказки одичавшему помещику возвращают человеческий облик, то в это почему-то смутно верится. Да и Щедрин на то же открыто намекает.

Как сказки перепрыгивают через столетия

Концентрированная правда, концентрированная мысль способна через поколение-другое возвращаться в общественную жизнь нового уровня. Мощные произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», в котором он проявил себя гениальным художником, через 10-15 лет изжило себя. Жизнь поменялась, и понять, о чем писал, и что волновало писателя без специальной подготовки современному читателю тяжело. Но анализ «Дикий помещик» (небольшого произведения) дается почти всем без исключения. Время ушло и увело за собой те обстоятельства, которые были поводом для создания сказки, но она удивительным образом полнится смыслом и для ныне живущих россиян. А так происходит потому, что Щедрин выхватил одну нашу нехорошую черту и предъявляет ее нам, чтобы мы изживали ее. Это – духовная лень, которая есть родная мать одичанию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринСатирические сказки.(10 класс)

Текст слайда:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Сатирические сказки.

(10 класс)


Слайд 2

Обращение писателя к сказочному жанруТворчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии,

Текст слайда:

Обращение писателя к сказочному жанру

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали А.С.Пушкин: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и др.

Сказки Салтыкова-Щедрина современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры».


Слайд 3

Обращение писателя к сказочному жанруСказки вышли в 1866г под названием «23 сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина». Сейчас в сборнике 32

Текст слайда:

Обращение писателя к сказочному жанру

Сказки вышли в 1866г под названием «23 сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина». Сейчас в сборнике 32 произведения – в него включены сказки, не пропущенные в своё время цензурой. Создавая «Сказки для детей изрядного возраста», Салтыков-Щедрин надеялся открыть народу глаза на окружающую действительность и сделал этот в привычной и доступной людям форме. К тому же эзопов язык (иносказание) помог писателю избежать многих запретов цензуры.


Слайд 4

Традиции и новаторствоАвтор вводит традиционных сказочных персонажей (говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка), использует характерные сказочные зачины, присказки, троекратные

Текст слайда:

Традиции и новаторство

Автор вводит традиционных сказочных персонажей (говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка), использует характерные сказочные зачины, присказки, троекратные повторы, просторечную лексику, постоянные сказочные эпитеты.

Сказки обильно пересыпаны пословицами и поговорками.

Автор умело пользуется гротеском, гиперболой, антитезой.

Темы, герои, художественные приёмы, которые он накапливал на протяжении 40-летнего творческого пути, сконцентрировались на 3 – 5 страницах текста.


Слайд 5

Традиции и новаторствоОднако все сказочные сюжеты связаны с проблемами современности, введены канцелярские обороты, французские слова, общественно-политическая лексика.Смешение

Текст слайда:

Традиции и новаторство

Однако все сказочные сюжеты связаны с проблемами современности, введены канцелярские обороты, французские слова, общественно-политическая лексика.

Смешение стилей создаёт комический эффект.

Так автор обогатил сказку новыми сатирическими приёмами и превратил её в орудие социально-политической сатиры.


Слайд 6

«Диагност наших общественных зол и недугов», - так отзывались о Салтыкове-Щедрине современники.ЗначениеВ небольших по объёму произведениях писатель

Текст слайда:

«Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о Салтыкове-Щедрине современники.

Значение

В небольших по объёму произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических.

В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества.

Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донёс до людей резкую критику существующего порядка.


Слайд 7

«Дикий помещик» (1869)План анализа:1. Краткий пересказ.2. Элементы народной сказки.3. В чём отличие от сказок народных.4. Какие пороки

Текст слайда:

«Дикий помещик» (1869)

План анализа:
1. Краткий пересказ.
2. Элементы народной сказки.
3. В чём отличие от сказок народных.
4. Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся?
5. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

Работа 1 группы


Слайд 8

«Дикий помещик»Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»Лексика

Текст слайда:

«Дикий помещик»

Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат.

Сказочные словосочетания: сказано-сделано, по щучьему велению.

В сказке нелепа фигура помещика: жизнь за счёт народа превратила его в паразита. Весь смысл его существования — «понежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое».

Живёт за счёт своих Сенек, презирает их, ненавидит, не выносит «холопьего духу». Считает себя опорой Российского государства.


Слайд 9

«Дикий помещик»Он князь Урсус Кучум-Кильдибаев.Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий

Текст слайда:

«Дикий помещик»

Он князь Урсус Кучум-Кильдибаев.

Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощённый народ.

Подобно сказочной Бабе-Яге, князь не переносит русского духа, холопьего запаха и радуется, когда мужика не стало в его владениях.

С исчезновением мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание.

Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу и ест со всеми внутренностями.


Слайд 10

«Дикий помещик»Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель материальных и духовных ценностей.Без народа не только

Текст слайда:

«Дикий помещик»

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель материальных и духовных ценностей.

Без народа не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры.

Русский мужик – поилец и кормилец.

Горечью проникнуты слова, посвящённые народу. Терпит он притеснения помещика и только к Богу обращается за помощью.

В конце сказки летит отроившийся рой мужиков. Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью.


Слайд 11

«Премудрый пискарь» (1883)План анализа:1. Краткий пересказ.2. Как вы понимаете смысл заглавия?3. Каково значение эпитета «премудрый»?Работа 2 группы

Текст слайда:

«Премудрый пискарь» (1883)

План анализа:
1. Краткий пересказ.
2. Как вы понимаете смысл заглавия?
3. Каково значение эпитета «премудрый»?

Работа 2 группы


Слайд 12

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель и

Текст слайда:

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель и берётся своей сказкой напомнить о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

«Премудрый пискарь»

Историческая справка

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм открыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».


Слайд 13

Горько и больно не только ему, но и за него – за русского человека, чьи судьба и

Текст слайда:

Горько и больно не только ему, но и за него – за русского человека, чьи судьба и характер так похожи на судьбу и характер этого пескаря.

«Премудрый пискарь» (1883)

В этой сказке писатель показывает нам жизнь обывателя, который боится всего на свете. Премудрый пескарь сидит взаперти, страшась с кем-нибудь заговорить или познакомиться.

Только перед смертью задумывается пескарь о своей прожитой жизни: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал, и умирал — дрожал». Лишь перед смертью осознаёт этот жалкий обыватель, что никто его не знает, никто его не вспомнит и что никому он не нужен.


Слайд 14

Вывод: «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.«Премудрый пискарь»Умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительныйПодберите синонимы к слову «премудрый».

Текст слайда:

Вывод: «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.

«Премудрый пискарь»

Умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный

Подберите синонимы к слову «премудрый».

Подберите антонимы к слову «премудрый».

Глупый, неумный, несообразительный, бестолковый.


Слайд 15

«Премудрый пискарь»Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным: «И отец, и мать у него

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным: «И отец, и мать у него были умные…»; «А у молодого пескаря ума палата была…»).

Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об «обычных» сказочных рыбах, о рыбьем царстве. Здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескаря целыми стадами водятся. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человеческий манер, и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок – говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»


Слайд 16

«Премудрый пискарь»С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив, уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив, уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он пескарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать».

Этот эпизод даёт прямой намёк на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни.

Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским пословичным изречениям, маскирующим рыбью обывательскую мораль: «с сильным не борись», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «моя изба (хата) с краю», «уши выше лба не вырастут».


Слайд 17

«Премудрый пискарь»Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический.Бытовая деталь – пескарь даже

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический.

Бытовая деталь – пескарь даже жениться не рискнул, и «детей не имел, хотя у отца его была большая семья…»

Тут же следует сугубо сказочное продолжение: «Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас мелюзгу, не зарились… Так уж не до семьи, а как бы только самому прожить!»

Сразу вслед за этим сугубо иронический переход: «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьёт, табаку не курит…»


Слайд 18

«Премудрый пискарь»В сказке «Премудрый пискарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете

Текст слайда:

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый пискарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь и совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.


Слайд 19

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»В сказке писатель восхищается силой и выносливостью русского мужика.

Текст слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

В сказке писатель восхищается силой и выносливостью русского мужика. Вот его портрет: «громаднейший мужчина», на все руки мастер. Оказавшись на необитаемом острове, он и яблок с дерева достал, и картофель из земли добыл, и силок для рябчиков из собственных волос смастерил, и огонь извлёк, и еды наготовил, и пуха лебяжьего набрал. Всё умеет мужик – даже суп в пригоршне сварить.


Слайд 20

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»Беспомощным генералам мужик готов покорно служить. Им мужик по

Текст слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Беспомощным генералам мужик готов покорно служить. Им мужик по десятку яблок дал, а себе – одно кислое оставил… Да ещё готов «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися».


Слайд 21

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»Генералы же ничего не умеют и, привыкнув жить за

Текст слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Генералы же ничего не умеют и, привыкнув жить за чужой счёт, даже полагали, что булки на деревьях растут. Много едкой иронии в этой сказке и не только в изображении генералов. Не щадит автор и здоровенного мужика, которого генералы заставляют вить для себя верёвку, чтобы ночью не убежал.

Писатель наводит читателей на мысль, что пора уже мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться.


Краткое содержание сказки

Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Сочинение-анализ 2

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги. Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Тема, идея, суть, смысл

Анализ сказки Коняга

В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы. Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий. Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Дело мастера боится.
  • Под лежачий камень вода не течет.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — отклик на социально-общественные события, происходившие в России второй половины 19 века. В них воплощена вся боль писателя о судьбах народа, о его бесправии и бессилии, о гнете со стороны тех «градоначальников», о которых писал сатирик в «Истории одного города».

Живые образы служили основой всех произведений Салтыкова-Щедрина. Его сказки не стали исключением: за животными, главными персонажами многих сказок писателя, скрыты вполне реальные человеческие лица. Любопытно, что и сейчас сказки великого сатирика не утрачивают своей актуальности, они по-прежнему востребованы читателем как произведения высоко художественные и злободневные.

Одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина является «Коняга» — сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией. Деревенское зеленеющее поле радует глаз, труд – источник довольства и самоуважения для крестьянина. Так должно быть, по мнению Салтыкова-Щедрина, но так никогда не было на самом деле.

Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, «обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Никто другой никогда не писал об этих полях так, как это делал Щедрин. Просторы этих полей не раскрывали дороги в мир, а держали мужика, как в тюрьме. Их зелень сулила сытость кому угодно – барину, чиновнику, купцу, зарубежному покупателю, но только не мужику, не Коняге. Для Коняги и мужика эти поля были каторгой, длящейся из года в год, без передышки и без надежды на будущее: «Нет конца полям: всю жизнь и даль они заполнили, даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные – они железным кольцом охватили деревню и нет у нее выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей… Для всех поле — раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала». Не было конца работе Коняги, и ничего он не получал за эту работу, кроме боли, усталости и злосчастия.

Был у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры. Разговоры эти, занимающие всего-навсего страницу, сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в восьмидесятые годах 19 века.

Пустоплясы сами поражались несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет!». Либерал видел причину несокрушимости Коняги в следовании либеральным правилам: «уши выше лба не растут», «плетью обуха не перешибешь». Славянофил объяснял безмерную выносливость Коняги тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Народник видел в Коняге осуществление идеала «настоящего труда»: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью, и с совестью масс, и наделяет его устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!»

Четвертый пустопляс, выражая «идеологию» кулака чумазого, считал, что мужик обязан доставить все, что потребуется. Он думал, что единственным верным средством, обеспечивающим неистощимость труда Коняги, является взбадриванье кнутом. И пустоплясы, независимо от своих идеологических оттенков, понукали Конягу, все вместе приходили в восторг от картины его непосильного, надрывного труда.

Народ – великая сила, но кто освободит ее, кто даст ей свободно проявиться? Россия – великая страна, но кто раскрепостит ее, укажет ей путь на простор? Всю жизнь бился Щедрин над этими вопросами – и все же не мог дать на них ответа: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, — писал он, — словно силу сказочную в плену в себе сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, — той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила наболевшие плечи».

Cалтыков-Щедрин, нередко прибегавший к приемам иносказания, не мог не поддаться искушению наполнить привычные образы народной сказки политическим и злободневным содержанием. Фантастика его сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор.

В фантазии народных сказок Щедрин чувствовал нечто родственное с собственными художественными приемами. Народные сказки полны юмора, они обличают и поучают. Нередко они являются настоящими сатирами, проникнутыми сочувствием к простому человеку, к социальным низам, из которых эти сказки и вышли. Сатирический элемент жанра делал его особенно удобным для реализации замыслов Щедрина.

анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» и получил лучший ответ

Ответ от Елена Рудаковская[гуру] В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело. Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни. Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь. Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое. Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.

Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.

В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.

Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами. Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.

На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.

В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага. Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.

Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.

Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.

  • Эдуардович на английском как пишется
  • Эдуардовна на английском языке как пишется
  • Эдинбург как пишется на английском
  • Эдуард успенский рассказ про веру и анфису
  • Эдик на английском как пишется