{{ info }}
Символов всего: {{ сharactersFull }}
Точки:
{{ infoService }}
Как воспользоваться программой?
Печатаете/вставляете ваш текст в рабочее поле.
Нажимаете кнопку «Расставить».
Программа самостоятельно расставит необходимые знаки препинания, выделив их жёлтым цветом.
Для исправления знака, нажмите на выделение — и вставленный знак исчезнет.
Для проверки пунктуации сравнивайте свои запятые и запятые, которые поставила программа (выделенные желтым цветом).
На данном этапе разработки программы производятся расстановки около 60% случаев необходимых знаков. Т.е. большое количество запятых Вам придется ставить самим, но надеемся, что программа все равно будет полезной.
Напоминаем, что буквы е и ё — две совершенно разные буквы. Этот момент существенно влияет на расстановку.
Текстовод.Пунктуация доступен для всех желающих.
Учтите, что для незарегистрированных пользователей существует ограничение — 1000 знаков.
Для пользователей, зарегистрировавшихся на нашем сайте, доступны 1500 тысячи знаков.
Для вашего удобства предусмотрена PRO-версия. В ней доступны 15 тысяч знаков с возможностью отключения рекламы и выделением отдельной очереди проверки.
Для чего нужны знаки препинания?
Пунктуация обеспечивает писателю и читателю однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Только грамотная пунктуация поможет правильно понять вас в любой переписке.
Для выделения конкретной мысли, предложения, их части отделяются разделяющими знаками препинания.
Если взять любой кусок текста и удалить из него все знаки препинания, получится каша, простой набор слов.
Знаки препинания украшают человеческую речь и служат облегчению чтения текста. Там, где предполагается запятая, мы делаем паузу. А в конце яркого, эмоционального предложения мы поставим восклицательный знак.
Запятые ставятся в следующих случаях:
- между независимыми предложениями, объединёнными в одно cложное, и между придаточными, относящимися к одному главному,
- разделяя главные и придаточные предложения,
- между однородными членами, обозначая при этом их границы,
- при перечислении предметов, действий (а также, между повторяющимися словами),
- при выделении сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов,
- при словах и группах слов, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в предложении,
- при вводных словах и предложениях,
- при обращении,
- при междометии,
- после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.
Двоеточия нужны:
- перед перечислением в конце предложения (а также, в оформлении списков),
- перед перечислением однородных слов (как с обобщающим словом вначале, так и без него),
- для разделения слов автора в прямой речи,
- после предложения, за которым идут одно или несколько предложений, не соединённых союзами с первым предложением. Например, для пояснения смысла или объяснения причины того, о чём была речь в первом предложении.
Тире необходимо:
- перед приложением в конце предложения, когда тире можно заменить на «а именно»,
- между словами, в качестве обозначения пространственных и других пределов, когда тире можно заменить на «от и до»,
- в бессоюзном сложном предложении, в котором 2-е предложение указывает на вывод, следствие первого,
- в предложении без союзов, в котором первое предложение содержит значение времени или условия,
- между 2-мя предложениями и 2-мя однородными членами с резко противоположным содержанием, которые не связаны союзами,
- в прямой речи, указывая окончание реплики одного участника и начало слов автора,
- между 2-мя именами собственными, которые вместе обозначают какое-либо название,
- для разделения пояснительных и дополнительных членов предложения,
- в качестве связующего между подлежащим и сказуемым. Где сказуемое выражено именем существительным в И.П. Исключение: тире в таком случае не ставится, если после подлежащего есть отрицающее «не»,
- после перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом.
В качестве дополнительного знака после запятой:
- перед повторяющимся словом, служащим для связки с другим предложением,
- если она отделяет основное предложение от предыдущей вспомогательной группы придаточных,
- для выделения перехода от повышения к понижению в периоде.
Точка с запятой употребляется:
- для более чёткого разграничения простых, осложнённых (однородными членами, оборотами, вводными словами, обращениями) предложений в составе сложносочиненного предложения, когда они уже выделены какими-либо знаками препинания,
- между простыми, не связанными по смыслу, содержащими много запятых предложениями, являющимися частью бессоюзного сложного предложения,
- промеж простых предложений, не зависимых друг от друга по смыслу, но связанных союзами,
- когда необходимо интонационно отграничить части предложения друг от друга, таким образом резюмируя конкретную мысль,
- при оформлении списков с осложнёнными предложениями.
толковый словарь
I прил.
1. Не имеющий крыши, непокрытый сверху или с боков.
2. Ничем не заграждённый, не защищенный; свободный для доступа; не закрытый.
3. Доступный для всех (в том числе и для посторонних).
4. Не имеющий покрова; обнажённый.
отт. Оставляющий что-либо видимым или обнажённым.
5. перен.
Искренний, откровенный, прямой.
отт. Общительный.
отт. Выражающий прямоту и искренность.
6. перен.
Нескрываемый, явный.
отт. Осуществляемый путём поднятия рук; не тайный (о голосовании).
7. перен.
Не доведенный до конца; незавершенный (о чём-либо обсуждавшемся).
8. Не подземный; наружный, наземный.
9. Видимый внешне; не внутренний, не закрытый (в медицине).
II прил.
Оканчивающийся на гласную (о слог) (в лингвистике).
ОТКРЫ́ТЫЙ — прил., употр. очень часто
Морфология: откры́т, откры́та, откры́то, откры́ты; нар. откры́то
1. Открытым называют объект, который не имеет крыши.
Открытая веранда. | Груз, помещённый в открытый кузов грузовика, должен быть прикрыт сверху брезентом.
2. Равнину, море и т. п. называют открытыми, если они простираются на огромное расстояние и ничем не ограничены сверху или сбоку.
Лодку унесло в открытое море. | Мы проезжали по плоской открытой равнине.
3. Заседание, собрание и т. п. называют открытыми, если в них может принять участие любой человек.
Судебный процесс был открытым. | Часть машин была выставлена на открытый аукцион.
4. Когда вы ходите с открытой головой, руками и т. п., вы их не закрываете одеждой.
В такую погоду нельзя ходить с открытой шеей. | Он ходит с открытой головой даже в сильный мороз.
5. Платье, туфли, а также ворот, рукава называют открытыми, если они оставляют обнажённой какую-либо часть тела, например, грудь, руки.
На вечер она пришла в открытом выходном платье.
6. Человека называют открытым, когда он говорит то, что думает и чувствует, любит общаться с людьми.
Человек он по натуре открытый. | нар.
Я хотел бы открыто выразить свою позицию.
= искренний, прямой
7. Когда о человеке говорят, что у него открытые душа, характер и т. п., то имеют в виду, что это простой, искренний человек, который любит людей.
Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать.
8. Когда о человеке говорят, что у него открытый взгляд, выражение лица и т. п., то имеют в виду, что они выражают искренность, общительность этого человека.
Он приблизился ко мне с видом открытым и дружелюбным.
9. Когда кто-либо испытывает открытую злобу, гнев и т. п., значит, они очевидны, их нельзя скрыть.
Она питала к отчиму открытую неприязнь. | Я боялся, что меня обвинят в открытой корысти. | нар.
Теперь они уже открыто спорили.
10. Проблему, вопрос и т. п. называют открытыми, если их не решили до конца.
Вопрос о торговле в палатках оставили открытым. | Проблема межличностной совместимости остаётся для психологов пока открытой.
11. Проводку, кабель и т. п. называют открытыми, если они располагаются снаружи, а не внутри стены.
Квартира с открытой проводкой.
12. Когда вы находитесь на открытом воздухе, вы находитесь на улице, не в помещении.
Игры на открытом воздухе.
13. Когда вы говорите о чём-либо, что обычно скрывают, открытым текстом, вы говорите об этом так, как есть на самом деле.
Он единственный, кто осмелился высказать начальнику правду открытым текстом. | Маша чуть ли не открытым текстом сказала ему, что не желает его больше видеть.
откры́тость сущ., ж.
Душевная открытость.
толковый словарь ушакова
ОТКРЫ́ТЫЙ
откры́тая, откры́тое; откры́т, откры́та, откры́то.
1. Прич. страд. прош. вр. от открыть.
2. только полн. формы. Отворенный, не запертый, раскрытый, свободный для доступа. Открытый ящик. Открытая дверь. Открытые глаза. Открытая книга.
|| Не имеющий крыши, непокрытый сверху, не укрытый ничем. «По открытой лестнице всходили и сбегали золотокафтанные стольники.» А.Н.Толстой. Открытая сцена.
|| Незагражденный, не стесненный ничем, широкий. Открытая степь. Открытая долина. Открытое море (водное пространство вдали от берегов).
|| Свободный, не стесненный. Открытый путь. Открытая дорога к знаниям. Открытое поле деятельности.
|| Не защищенный, доступный для нападения (воен.). Открытые фланги.
|| Обнаженный или обнажающий тело. Открытая шея. Открытое платье (с большим вырезом). Открытый ворот (широкий, незастегивающийся или незастегнутый).
3. только полн. формы. Такой, где принимают гостей, где можно бывать без особого приглашения (устар.). «В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты.» Пушкин. «Всякий божий день — для всех господ офицеров открытый стол» (у полкового командира). Салтыков-Щедрин.
4. только полн. формы. Такой, где могут присутствовать посторонние; доступный для всех. Открытое заседание суда. Открытое партсобрание.
5. только полн. формы. Искренний, откровенный, выражающий искренность, откровенность. «…Только в обстановке открытой и честной самокритики можно воспитать действительно большевистские кадры…» Сталин. «Приблизился ко мне с видом открытым и дружелюбным.» Пушкин.
6. только полн. формы. Ничем не скрываемый, явный. Открытая вражда. Открытая борьба.
7. только полн. формы. Не подземный, наружный. Открытые горные работы. Строить шахты для метро открытым способом.
• Открытое голосование — не тайное (обыкновенно — поднятием рук). Открытые выборы — производимые открытым голосованием. «Вместо открытых выборов для обеспечения большей свободы голосования вводятся тайные выборы в советы.» Молотов. Открытый лоб — большой крутой лоб. Открытый вопрос — нерешенный вопрос. Открытый слог (лингв.) — слог в слове, оканчивающийся на гласный звук. Открытая рана — незажившая рана. Открытое письмо — 1) незапечатываемая почтовая карточка, на сторонах к-рой пишется адрес и письмо; 2) письмо к кому-н. с сообщением, публикуемое в газете, журнале. При открытых дверях — о судебном заседании: с допуском публики. С открытыми глазами (делать что-н., идти на что-н.) — ясно сознавая цель, задачу и т.п. В открытую — 1) в карточной игре: показав свои карты (играть); 2) перен. не скрывая средств и приемов борьбы. Действовать в открытую. Под открытым небом — см. небо. На открытом воздухе — см. воздух. Политика открытых дверей — см. дверь. Ломиться в открытую дверь — см. дверь.
толковый словарь ожегова
ОТКРЫ́ТЫЙ, -ая, -ое; -ыт.
1. полн. Не заграждённый, не стеснённый ничем. Открытая степь. Открытая сцена (не в помещении). О. экипаж.
2. полн. Доступный для всех желающих. Открытое рассмотрение дела в суде. О. урок (в присутствии других учителей, методистов). О. дом (семья, дом, где живут открыто, часто принимают гостей; устар.).
3. полн. Явный, не скрываемый. Выступить с открытым протестом. Открыто (нареч.) признать свою ошибку. Открытое голосование (поднятием рук, не тайное).
4. Искренний, откровенный, выражающий прямоту. Открытое выражение лица. О. характер. Открытая душа.
5. полн. Наружный, не подземный. Открытая горная выработка.
6. полн. Об одежде: с вырезом или с большим вырезом. Открытое платье. Открытые туфли.
7. полн. Наружный; обнаруживающийся явно. О. перелом (с нарушением кожных покровов). Открытая форма болезни.
Открытый вопрос нерешённый.
Открытая рана незажившая.
Открытое письмо письмо публицистического характера, публикуемое в печати.
На открытом воздухе, под открытым небом не в помещении.
День открытых дверей день знакомства будущих абитуриентов с учебным заведением.
При открытых дверях с допуском посторонней публики. Судебное заседание при открытых дверях.
С открытыми глазами (делать что-н.) ясно сознавая цель, задачи.
В открытую (действовать, говорить) (разг.) открыто, не таясь, ничего не скрывая.
| сущ. открытость, -и, жен. (к 4 знач.).
энциклопедический словарь
ОТКРЫ́ТЫЙ -ая, -ое; откры́т, -а, -о.
1. только полн. Не имеющий крыши, не покрытый сверху или с боков. О-ая терраса, веранда. О-ая железнодорожная платформа. О. автомобиль (с незакрытым верхом кабины). О-ая сцена, эстрада (обычно в виде лёгкой постройки без навеса над местами для зрителей).
2. только полн. Ничем не заграждённый, не защищённый; не закрытый. О. простор. О-ое раздолье. О-ая местность, равнина. О. океан; о-ое море (вдали от берегов). О-ая бухта (имеющая широкий выход в море). О. фланг, фронт; о-ые позиции (доступные для нападения противника). На открытом воздухе (не в помещении). Под открытым небом спать, располагаться (вне закрытого помещения). О. лоб (также: большой и крутой). С открытыми глазами делать что-л., идти на что-л. (также: ясно сознавая цель, задачу и т.п.).
3. только полн. Доступный для посторонних, для всех. О. судебный процесс. Лекции были открытыми. О-ое письмо (=откры́тка). О-ое партийное собрание (в СССР: собрание членов партии и беспартийных). О. урок (в присутствии других учителей, методистов). О-ое учебное заведение (посещаемое также приходящими слушателями). О. дом (в котором можно бывать без особого приглашения; радушный, гостеприимный). День открытых дверей (день знакомства будущих абитуриентов с учебным заведением). При открытых дверях (с допуском посторонних). Ломиться в открытую дверь (также: утверждать, доказывать то, что очевидно, против чего никто не спорит).
4. Обнажённый, ничем не покрытый. О-ая шея. О-ые руки. Ходить с открытой головой. Ходить с открытым лицом (смело, не таясь). // Оставляющий что-л. видимым или обнажённым. О-ые туфли. О-ое платье; о. жилет (с большим вырезом). О. ворот (незастёгивающийся или незастёгнутый). С открытым забралом (также: не скрывая истинных намерений).
5. Искренний; откровенный, прямой. О. человек. О. характер, нрав. О. по натуре, по характеру. О-ая душа. С открытой душой, сердцем (искренне, доверчиво). // Проникнутый прямотой, искренностью; выражающий искренность, прямоту. О-ое лицо, выражение лица. О. взгляд.
6. только полн. Явный, нескрываемый. О. гнев. О-ая неприязнь, злоба. Дойти до открытой ссоры. Открытым текстом говорить, передавать что-л. (также: не прибегая к шифру). О-ое голосование (не тайное, поднятием рук).
7. Не доведённый до конца, не завершённый. О. вопрос. Тема осталась открытой.
8. только полн. Спец. Наземный, наружный. О. способ добычи ископаемых. О-ая выработка. О-ые горные работы.
9. только полн. Мед. Внешне заметный, не скрытый, не внутренний. О. перелом. О-ая форма туберкулёза (при которой больной с мокротой выделяет палочки Коха). О-ая рана (также: незаживающая).
10. только полн. Находящийся в общем пользовании. О-ое море. О-ые воды. О-ое небо.
◊ Откры́тый слог. Лингв. Слог, оканчивающийся на гласный звук. С откры́тыми глазами (делать что, идти на что). Ясно сознавая цель, задачу и т.п.
◁ В откры́тую, в зн. нареч. Разг. Не скрываясь, не таясь. Действовать в открытую. В открытую продавал всё. Откры́то, нареч. (2-3, 5-6 зн.). Фланги располагались о. Суд проходил о. О. целоваться. Действовать о. Выражать о. своё недовольство. Жить о. (принимать много гостей, устраивать званые вечера, обеды). Откры́тость, -и; ж. (5 зн.). Душевная о. Состояние открытости перед кем-л.
академический словарь
-ая, -ое.
1. прич. страд. прош. от открыть.
2. в знач. прил.
Ничем не заслоненный, не загражденный, доступный взору (о местности, пространстве).
Открытая местность. Открытый океан (водное пространство океана вдали от берегов).
◊
В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит. А. К. Толстой, Курган.
Почему же меня не подобрали [санитары]?
Ведь здесь, на поляне, открытое место, все видно. Гаршин, Четыре дня.
||
Доступный для нападения противника, ничем не защищенный.
Открытые фланги.
◊
[Командир] доносил, что вследствие открытых позиций вторая, третья и четвертая роты терпят большие потери в людях. А. Н. Толстой, Сестры.
3. в знач. прил.
Не имеющий навеса или покрытия сверху, с боков.
Открытая железнодорожная платформа. Открытая веранда.
◊
Для больного старика, для моей матери и кормилицы дали открытую линейку. Герцен, Былое и думы.
У входа в сад «Эрмитаж» я увидел большой открытый автомобиль. Никулин, Лариса Рейснер.
4. в знач. прил.
Обнаженный, ничем не покрытый.
Впереди подводы шел с открытою головою рыжий, приземистый мужик. Григорович, Четыре времени года.
[Маша] сидела боком к лампе, свет золотил ее щеку, маленькое ухо, открытую шею. Березко, Ночь полководца.
||
Оставляющий обнаженным что-л., с большим вырезом.
Открытый ворот (незастегивающийся).
Открытые туфли.
◊
На ней [Ирине] была утренняя блуза, с широкими открытыми рукавами. Тургенев, Дым.
Она была в голубом открытом платье. Лебеденко, Тяжелый дивизион.
5. в знач. прил.
Такой, который является доступным для всех, на котором могут присутствовать все желающие.
Открытый судебный процесс. Открытое партийное собрание. Открытый урок (урок, проводимый с целью обмена опытом, на который приглашаются другие учителя).
◊
[Профессор Мале] читал вечером, его лекции были открытыми, и в аудитории, рядом со студентами, сидели люди постарше. Эренбург, Падение Парижа.
|| устар.
Такой, где часто принимают гостей, где можно бывать без особого приглашения.
Долговременная опытность заслужила ему доверенность товарищей, а открытый дом, славный повар, ласковость и веселость приобрели уважение публики. Пушкин, Пиковая дама.
6. в знач. прил.
Чуждый скрытности; искренний, откровенный.
Гробовщик просил сапожника садиться и выкушать чашку чаю, и, благодаря открытому нраву Готлиба Шульца, вскоре они разговорились дружелюбно. Пушкин, Гробовщик.
[Нехлюдов] беспрестанно вспоминал недобрый, холодный, отталкивающий взгляд когда-то милого, открытого, благородного Селенина. Л. Толстой, Воскресение.
||
Исполненный прямоты, искренности; выражающий прямоту, искренность.
Открытое лицо.
◊
Иван Петрович вошел твердой поступью, с приятным и открытым видом, исполненным немедленной готовности. Куприн, Негласная ревизия.
Мы вошли в чистую горницу. Хозяин, мужчина лет сорока, с энергичным сухим лицом и открытым взглядом, сразу мне понравился. Г. Линьков, Война в тылу врага.
7. в знач. прил.
Нескрываемый, ничем не замаскированный; явный, прямой.
Открытое столкновение классов.
◊
Кто же вас гонит, судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Лермонтов, Тучи.
Благоразумнее других оказалась Харитина, удерживавшая сестер от открытого скандала. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
Майор смущал ее своей откровенной, открытой требовательной влюбленностью. Конецкий, Еще о войне.
8. в знач. прил. спец. Находящийся на земной поверхности; наземный, наружный.
Открытая выработка. Открытый способ добычи ископаемых.
9. в знач. прил. мед. Внешне заметный, не скрытый, не внутренний.
Открытый перелом. Открытая форма туберкулеза (при которой у больного при кашле выделяется мокрота, содержащая палочки Коха).
◊
открытый вопрос
нерешенный вопрос.
открытое голосование
не тайное голосование (осуществляемое обычно путем поднятия рук).
открытый лоб
большой и крутой лоб.
открытое море
море, находящееся в общем пользовании всех государств.
открытое письмо
1) незапечатываемая почтовая карточка, на одной стороне которой пишется адрес, а на другой — собственно письмо;
2) письмо к кому-л., публикуемое в газете, журнале.
В областной газете появились открытые письма фрезеровщиков, токарей и лекальщиков других заводов края. В этих письмах они — сообщают о своих победах и достижениях. Гладков, Клятва.
открытая рана
незажившая рана.
открытый слог
лингв.
слог, оканчивающийся на гласный звук.
в открытую {(делать что, действовать)}
не таясь.
Держал он товары в зимовье под полом. Но скоро осмелел и начал сбывать в открытую все, что привозил Никифор. Седых, Даурия.
— на открытом воздухе
под открытым небом
вне помещения, на улице.
[Дудукин:] Часто по ночам его выталкивали из дому, и ему приходилось ночевать под открытым небом. А. Островский, Без вины виноватые.
— при открытых дверях
с открытыми глазами {(делать что, идти на что)}
ясно сознавая цель, задачу и т. п.
— с открытым забралом
— с открытым сердцем
— день открытых дверей; ломиться в открытую дверь
орфографический словарь
формы слов
откры́тый, откры́тая, откры́тое, откры́тые, откры́того, откры́той, откры́тых, откры́тому, откры́тым, откры́тую, откры́тою, откры́тыми, откры́том, откры́т, откры́та, откры́то, откры́ты, откры́тее, пооткры́тее, откры́тей, пооткры́тей
синонимы
прил., кол-во синонимов: 112
прил.
1.
откровенный
чистосердечный
такой, который не пытается что-либо скрыть)
2.
искренний
прямой
нелицемерный
3.
явный
откровенный
нескрываемый
неприкрытый
прямой
очевидный
обнаженный
ОТКРЫТЫЙ
ОТКРЫТЫЙ, декольтированный, разг. откровенный
тезаурус русской деловой лексики
Syn: явный, откровенный, нескрываемый, неприкрытый (обр.), прямой, очевидный, ясный
Ant: скрытый, прикрытый, неявный, неочевидный, темный
синонимы
Отверстый, зияющий, обнаженный, гласный, публичный, всенародный, официальный, явный.
У него все двери настежь. ..
Прот. покрытый, тайный.
Ср. откровенный.
См. гостеприимный, откровенный, явный…
антонимы
идиоматика
открытый вызов
открытый протест
пятиязычный словарь лингвистических терминов
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
глагольная сочетаемость
оставлять открытым вопрос => существование / создание
остаётся открытым вопрос => существование / создание, субъект, продолжение
полезные сервисы
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
- С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
- С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
- С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
- С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
- Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
- Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
- Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
- Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
- Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
- В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
- После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
- НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
- НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
Автор: Смирнова Ольга Александровна
Организация: Средняя школа №1
Населенный пункт: Ярославская область, г. Данилов
Цель урока: Познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием не с причастиями.
Ход урока
1.Орг.момент
У. Доброе утро. Прошу вас занять свои места, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы. Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.
2.Актуализация имеющихся знаний
У. Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела. А поможет вам в этом стихотворение, которое вы видите на экране.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Уч. «Причастие»
У. Верно. Мы с вами продолжаем работать над темой «Причастие». И с одним из них вы встретитесь в следующем задании. Перед вами на доске записано предложение. Давайте прочитаем его . Как вы понимаете, о чем в нем говорится.
Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.
Уч. Это значит, что человек, не желающий учиться и думать, сам себе закрывает двери ко многим открытиям и своему успешному будущему.
У. Ребята, давайте выполним синтаксический разбор этого предложения, расставим знаки препинания, объясним их постановку.
Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее. ( повеств., невоскл., двусост., полн., распр., осл. прич. оборотом.)
У. В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
Уч. В причастии.
У. Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно и объяснить свое решение?
Уч. Нет
У. Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?
Уч. Правило, как пишется НЕ с причастиями.
У. Итак, давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.
Уч. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
(Запись на доску и раб. лист)
У. Какой же будет цель нашего урока?
Уч. Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и научиться применять его на практике.
У. Как будем добиваться цели? Где мы можем найти подсказки к открытию новых знаний?
Уч. В учебнике или самостоятельно попробовать вывести это правило.
У. Что выберете вы? Я предлагаю вам попробовать самим вывести правило «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» с помощью таблицы, которую вы видите у себя на рабочих листах и на доске. Давайте проанализируем примеры предложений, где используются причастия с НЕ и сделаем выводы о слитном и раздельном написании.
НЕ с причастиями
СЛИТНО (все комментарии и обозначение орфограмм происходит в процессе совместной работы с детьми) | РАЗДЕЛЬНО |
(без НЕ не употребляется) |
(крат. Причастие) |
2)Непрочитанная книга ( нет зав.слов и противопоставления) |
(есть зав.слово) |
(противопоставление с союзом А) |
У. Итак, теперь, когда мы уже познакомились с правилами написания Не с причастиями, давайте построим алгоритм действий, который поможет вам в дальнейшей работе. У вас на партах, в конвертах, перепутанные шаги алгоритма, работая в паре, соберите их в нужной последовательности.
НЕ с причастиями
Не употребляется без НЕ Употребляется без НЕ
Пишу слитно полное краткое
Недоумевающий взгляд Раздельно Слитно Пишу раздельно
- Есть противоп. 1.Нет противоп.и зав.сл. Письмо не отпра
С союзом А Насжатая полоса влено
Не купленная,
а подаренная книга
2.Есть зав.слова ( Не купленная мною книга)
У. Сверьте, пожалуйста , ваш алгоритм с эталоном (на слайде). Давайте еще раз проговорим, как с ним нужно работать. Если у вас есть ошибки, исправьте их.
Проговаривание образца работы с алгоритмом.
У. А теперь давайте вернемся к нашему первому предложению и проверим, как работает наш алгоритм.
Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.
Уч. Причастие (не)желающий употребляется без НЕ, полное, есть зав.слово ДУМАТЬ, значит, пишется с частицей Не раздельно.
У. Молодцы. Наш алгоритм действительно помогает нам в опрделении слитного и раздельного написания Не с причастями. Теперь, пользуясь алгоритмом, выполним упражнение на доске (с объяснением выбора орфограммы и обозначением)
Ненавидевший ложь(не употр.), тетрадь не исписана (крат.прич.), не законченное, а начатое собрание(противопост.), не подаренная мною книга (зав.сл.), неостывший камин (нет зав.сл. противопост), задача не решена (крат.прич.), не запечатанное мною письмо (зав.сл.).
У. А теперь немного усложним задачу и поработаем с текстом. Ваша задача списать текст , раскрыть скобки и объяснить графически выбор орфограммы.
(Не)осмысленные понятия легко забываются .Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены ,а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное ,осознать (не)осознанное. И главное ,расстаться с ни чем (не)оправданной уверенностью ,что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру- ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.
Проверка выполненной работы с комментированием
У. А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, пользуясь алгоритмом. Это задание будет оцениваться, критерии у вас записаны на рабочем листе.
0 ош. –«5»
1 ош. –«4»
2 ош. – «3»
- Еще (не) тронутые увядание георгины высились перед окном.
- (Не) умолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
- Легко взбираться на гору, (не)заросшую кустарником.
- Река, (не) скованная льдом, пенилась и бушевала.
- В воздухе закружилась (не)опавшая, а сорванная листва.
- (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
Давайте проверим ваши работы. Объясним орфограмму Не с причастиями и постановку знаков препинания. (Проверьте, пожалуйста ,свои работу по эталону, представленному на слайде). Выставьте себе отметки.
У. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока?
Уч……
У. Что было трудным? Что осталось непонятным?
Выскажите, пожалуйста, свое впечатление от урока, используя метод незаконченных предложений.
Сегодня на уроке я ….
Мне было трудно…..
Мне удалось….
Я могу себя похвалить….. Мне нужно….
У. Сдайте, пожалуйста, рабочие листы, я выставлю вам отметки за сам.работу. Д.з. упр
Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.
- Резерв.упр. Работаем в парах.
1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями
2 ряд подчеркивает с зависимыми словами
3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов
(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано;
работа (не)закончена; (не)законченное сочинение;
еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.
Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.
1 ряд — Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;
2 ряд — Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;
3 ряд — Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.
Приложения:
- file1.ppt.zip.. 464,5 КБ
- file0.docx.. 24,8 КБ
Опубликовано: 04.11.2021
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Глагол и его формы (причастие, деепричастие) Наречие Служебные части речи Развитие речи * *
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
* * Глаголы изменяются по временам, лицам и числам в изъявительном наклонении Глагол обозначает добавочное действие Причастие – несклоняемая форма глагола
4 слайд
Описание слайда:
* * Глаголы изменяются по временам, лицам и числам в изъявительном наклонении Глагол обозначает добавочное действие Причастие – несклоняемая форма глагола
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже: 1) если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: купил молока; 2) если при глаголе имеется отрицание: не писал письма; * *
8 слайд
Описание слайда:
* * разыграть ходить улыбаться напевать обедать рассмеяться спать жить
9 слайд
Описание слайда:
* * разыграть ходить улыбаться напевать обедать рассмеяться спать жить
10 слайд
Описание слайда:
* * Безличные глаголы (нет и не может быть лица)
11 слайд
Описание слайда:
* * написали бы будете думать взглянете живите крикните напишите говорите хотел бы
12 слайд
Описание слайда:
* * написали бы будете думать взглянете живите крикните напишите говорите хотел бы
13 слайд
Описание слайда:
А. Землю подморозило. Б. Морозец освежает лица. В. Ветерок за собой манит. Г. Снег поскрипывает под ногами. * *
14 слайд
Описание слайда:
А. Землю подморозило. Б. Морозец освежает лица. В. Облако за собой манило. Г. Снег поскрипывает под ногами. * *
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
* * спать полоть постелить увидеть разогнать пересмотреть захотеть приклеить
17 слайд
Описание слайда:
* * спать полоть постелить увидеть разогнать пересмотреть захотеть приклеить
18 слайд
Описание слайда:
* * Ь в глаголах в повелительном наклонении Суффикс инфинитива в прошедшем времени глагола Суффиксы -ова—ева—ыва- -ива- в глаголах Сядь – сядьте Нарежь — нарежьте Клеить — клеил Сеять – сеял Видеть-видел Развивать-(я)развиваю Исключение Ляг — лягте Баловать – (я) балую
19 слайд
Описание слайда:
* * забуд..те это немедленно тихо, не тревож..те осторожно разреж..те бумагу участв..вать в концерте прикле..ли крепко увид..ли в лесу приказ..вать кому-то оказ..вать воздействие кашл..л долго
20 слайд
Описание слайда:
* * забудьте это немедленно тихо, не тревожьте осторожно разрежьте бумагу увидели в лесу приклеили крепко кашлял долго участвовать в концерте оказывать воздействие приказывать кому-то
21 слайд
Описание слайда:
* * А Как вы это терп..те? Крикн..те погромче! Б Умолкн..те хоть на минутку! В Если вы крикн..те, я ничего не скажу. Г Принес..те, пожалуйста, воды.
22 слайд
Описание слайда:
* * А. Как вы это терпите? Крикните погромче! Б. Умолкните хоть на минутку! В. Если вы крикнете, я ничего не скажу. Г. Принесите, пожалуйста, воды.
23 слайд
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
а) посаженный весной; б) опавшие с дерева; в) сидящая девочка; г) засыпанные аллеи; д) расколовшийся орех; е) уважаемый человек * *
26 слайд
Описание слайда:
а) посаженный весной; б) опавшие с дерева; в) сидящая девочка; г) засыпанные аллеи; д) расколовшийся орех; е) уважаемый человек * *
27 слайд
Описание слайда:
а) посаженный весной; б) опавшие с дерева; в) сидящая девочка; г) засыпанные аллеи; д) расколовшийся орех; е) уважаемый человек * *
28 слайд
Описание слайда:
* * Действи-тельные причастия Страда-тельные причастия Право-писание зависит от… Настоящее время ущющ ащящ емом им От спряжения глагола Прошедшее время вшш енн нн т От суффикса инфини-тива
29 слайд
Описание слайда:
* * Какие причастия образованы неправильно? а) бросить — брошенный; б) обещать — обещенный; в) потерять — потеренный; г) победить — побежденный; д) разбить — разбитый.
30 слайд
Описание слайда:
* * Какие причастия образованы неправильно? а) бросить — брошенный; б) обещать — обещанный; в) потерять — потерянный; г) победить — побежденный; д) разбить — разбитый.
31 слайд
Описание слайда:
* * . Стро…щиеся дома ущ Пол…щие сорняки ющ Маш…щую крыльями ащ Увлека…мый в сени ящ Под цвет..щей вишней ем Та…щего снега ом Вид..мый издалека им
32 слайд
Описание слайда:
* * . Строящиеся дома ущ Полющие сорняки ющ Машущую крыльями ащ Увлекаемый в сени ящ Под цветущей вишней ем Тающего снега ом Видимый издалека им
33 слайд
34 слайд
Описание слайда:
(Не)осмысле(ннн)ые понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубре(ннн)ы, а осмысле(ннн)ы. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное, осознать (не)осозна(ннн)ое. И главное — расстаться с ничем (не) оправда(ннн)ой уверенностью, что все произойдет само собой. (Не) ослабевающий интерес к миру — ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому. * *
35 слайд
Описание слайда:
Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они не вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять непонятное, осознать неосознанное. И главное — расстаться с ничем не оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий интерес к миру — ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт любому. * *
36 слайд
37 слайд
Описание слайда:
Обработанная удобрениями земля дала хороший урожай. Сад тянувшийся позади дома выходил за село. Летящая с большой скоростью стрела поразила противника. За село выходил сад тянувшийся позади дома.
38 слайд
Описание слайда:
Обработанная удобрениями земля дала хороший урожай. Сад, тянувшийся позади дома, выходил за село. Летящая с большой скоростью стрела поразила противника. Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.
39 слайд
Описание слайда:
* * Стрела, которая летела с большой скоростью, поразила противника. Дорога, что освещена бледной луной, уходила в лес. Письмо, в которое вложена фотография, меня очень напугало.
40 слайд
Описание слайда:
* * Стрела, летящая с большой скоростью, поразила противника. Дорога, освещенная бледной луной, уходила в лес. Письмо, в которое вложена фотография, меня очень напугало.
41 слайд
Описание слайда:
* * Деепричастие
42 слайд
Описание слайда:
* * Какое из деепричастий может стать наречием? Об этом она рассказывала смеясь
43 слайд
Описание слайда:
* * а) выполнив, наклонившись б) надеяться, требовать в) летающий, видимый а) прочитавший, напросившийся б) пробежать, научиться в) прилетев, улыбнувшись
44 слайд
Описание слайда:
* * а) выполнив, наклонившись б) надеяться, требовать в) летающий, видимый а) прочитавший, напросившийся б) пробежать, научиться в) прилетев, улыбнувшись
45 слайд
46 слайд
Описание слайда:
* * Слушая шум дождя, 1) глаза сами собой закрываются, и незаметно приходит сон. 2) почему-то становится грустно. З) мне представляется море. 4) я вспоминаю тот осенний вечер и наш разговор.
47 слайд
Описание слайда:
* * Слушая шум дождя, 1) глаза сами собой закрываются, и незаметно приходит сон. 2) почему-то становится грустно. З) мне представляется море. 4) я вспоминаю тот осенний вечер и наш разговор.
48 слайд
Описание слайда:
* * Не находя нужных слов, грусть заполонила мое сердце. Из глубины памяти слышу голос мамы, напевая слова сказки. Смотря на пролетавших журавлей, особенное чувство возникало у меня . Спрятавшись в траве и цветах, потерялась корзинка с грибами.
49 слайд
Описание слайда:
* * Грусть заполонила мое сердце, потому что я не нашел нужных слов . Из глубины памяти слышу голос мамы, напевавшей слова сказки. Когда я смотрю на пролетавших журавлей, особенное чувство возникало у меня . Спрятавшись в траве и цветах, я потерял корзинку с грибами.
50 слайд
Описание слайда:
* * ВСЕГДА: не думая, не считать Книга (не)читаннна; (не)прочитаннная повесть; ничего (не)делая; (не)вычитаннные редактором статьи; (не)кланяясь в пояс; никем (не)решеннная задача; (не)думая, (не)рассуждая; еще (не)написаннная книга; (не)хвастая силой. Выписать деепричастия с НЕ
51 слайд
Описание слайда:
* * ВСЕГДА: не думая, не считать Ничего не делая; не кланяясь в пояс; не думая, не рассуждая; не хвастая силой. Выписать деепричастия с НЕ
52 слайд
53 слайд
54 слайд
Описание слайда:
* * Наглухо, вскачь, плачь, пускай; Играя, никогда, так, столько; Давным-давно, залеплены, однако; В-третьих, по-итальянски, никак
55 слайд
Описание слайда:
* * Наглухо, вскачь, плачь, пускай; Играя, никогда, так, столько; Давным-давно, залеплены, однако; В-третьих, по-итальянски, никак
56 слайд
Описание слайда:
* * На конце пишется а в слове А вправ.. В занов.. Б сначал.. Г запрост..
57 слайд
Описание слайда:
* * На конце пишется а в слове А вправ.. В занов.. Б сначала Г запрост..
58 слайд
Описание слайда:
* * Запишите наречия, написанные с ошибкой, правильно Удалиться прочь, находился не далеко, ударить наотмаш, выйти замуж, отворить окно настежь, свернуть вправо, поглядывать изредка, вовсе не трудно сделать, справо от площади, держаться запросто, прийти затемно, испуганно посвистывал, горячё светит, певуче говорить, выглядел нелепо
59 слайд
Описание слайда:
* * Запишите наречия, написанные с ошибкой, правильно Удалиться прочь, находился не далеко, ударить наотмаш, выйти замуж, отворить окно настежь, свернуть вправо, поглядывать изредка, вовсе не трудно сделать, справо от площади, держаться запросто, прийти затемно, испуганно посвистывал, горячё светит, певуче говорить, выглядел нелепо
60 слайд
61 слайд
62 слайд
Описание слайда:
* * 1) нестерпим (по)прежнему , (в)новь запел 2) говорить (по)корейски, жить (вслепую) 3) как (то) понимали , (по) египетски раскрашенная 4) (вот)вот выскочит, (в)начале подумай
63 слайд
Описание слайда:
* * 1) нестерпим (по)прежнему , (в)новь запел 2) говорить (по)корейски, жить (вслепую) 3) как-то понимали , по-египетски раскрашенная 4) (вот)вот выскочит, (в)начале подумай
64 слайд
Описание слайда:
* * Имя прилагательное Наречие Обозначает признак предмета Обозначает признак действия Относится к имени существительному Относится к глаголу Отвечает на вопросы какой? каков? Отвечает на вопросы как? каким образом? В предложении выступает в роли сказуемого В предложении выступает в роли обстоятельства
65 слайд
Описание слайда:
* * Предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени, А. Эта программа лучше предыдущей. Б. Этот проект здания построен наиболее удачно. В. Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем. Г. Мария еще более красива, чем прежде.
66 слайд
Описание слайда:
* * Предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени, А. Эта программа лучше предыдущей. Б. Этот проект здания построен наиболее удачно. В. Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем. Г. Мария еще более красива, чем прежде.
67 слайд
Описание слайда:
* * Пишутся через дефис или слитно Пишутся через раздельно
68 слайд
Описание слайда:
Поезда ходят (по) прежнему расписанию. У нас всё (по) прежнему. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии.. Недавно мы ходили (на)встречу с актерами театра и кино.(На)встречу мне бежали люди. * *
69 слайд
Описание слайда:
* * У нас всё по-прежнему. Они вплотную подошли к главному вопросу дискуссии. Навстречу мне бежали люди Поезда ходят по прежнему расписанию. Книги были завернуты в плотную бумагу. Недавно мы ходили на встречу с актерами театра и кино
70 слайд
Описание слайда:
* * На силу не надейся Насилу нашел В глубь веков Копать вглубь На веки веков Навеки исчезнуть Надеяться на удачу Действовать наудачу Во время экскурсии Подоспеть вовремя
71 слайд
Описание слайда:
Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояния человека, природы, окружающей среды. Мне грустно. В лесу тихо. Категории состояния употребляются только в безличных предложениях выступают в роли сказуемого часто употребляются со связкой: было радостно. * *
72 слайд
73 слайд
Описание слайда:
* * Родительный Кого?чего? Близ, ввиду, возле, в отношении, вокруг, впереди, кроме, около, по мере, после, прежде, против, в продолжение, вследствие, в течение Дательный Кому?чему? Благодаря, согласно, вопреки, соответственно
74 слайд
Описание слайда:
* * Винительный Кого?что? Несмотря на, сквозь, через Творительный Кем?чем? В соответствии, согласно с, в связи с Предложный О ком?чём? При
75 слайд
Описание слайда:
* * Вопреки ожидани.. Говорить по мере поступлени.. Ехать несмотря на решен.. В течени.. дня Согласно решени.. В продолжени.. часа В соответстви.. с планом Вследсти.. непогоды
76 слайд
Описание слайда:
* * Вопреки ожиданию Говорить по мере поступления Ехать несмотря на решение В течение дня Согласно решению В продолжение часа В соответствии с планом Вследстие непогоды
77 слайд
78 слайд
79 слайд
Описание слайда:
* * Выпишите предлоги
80 слайд
Описание слайда:
* * соединительные противительные разделительные
81 слайд
Описание слайда:
* * Синичка все видела … долго не решалась слететь на окно. Я собрал еще несколько разных цветков … связал из них маленький букетик. На старой порубке … здесь … там чернели пни. …… я садился за работу …читал вслух.
82 слайд
Описание слайда:
* * Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Я собрал еще несколько разных цветков и связал из них маленький букетик. На старой порубке то здесь, то там чернели пни. Когда я садился за работу, то читал вслух.
83 слайд
84 слайд
Описание слайда:
* * Я незаметно от всех спрятался (за)то дерево, (за)то меня не побили. (От) того дерева оторвался огромный сук, (от)того что был сильный ветер. Что(бы) пополнеть, сначала надо подумать, что(бы) такое сладенькое съесть. Я кричал так(же) громко, как и вчера; мой сосед, глядя на меня, так(же) принялся вопить.
85 слайд
Описание слайда:
* * Я незаметно от всех спрятался за то дерево, зато меня не побили. От того дерева оторвался огромный сук, оттого что был сильный ветер. Чтобы пополнеть, сначала надо подумать, что бы такое сладенькое съесть. Я кричал так же громко, как и вчера; мой сосед, глядя на меня, также принялся вопить.
86 слайд
87 слайд
88 слайд
89 слайд
90 слайд
91 слайд
92 слайд
93 слайд
Описание слайда:
* * Утка была (н..)одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и (н..)прерывно свистел. Утенок был ростом с (н..)большой огурец. Как(же) мог такой(то) воин перелезть через стену корзинки высотой сантиметров в тридцать? А утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и (н..)чего (н..)могли сделать: (н..) перевернуть корзинку, (н..) выпрыгнуть.
94 слайд
Описание слайда:
* * Утка была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Утенок был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть через стену корзинки высотой сантиметров в тридцать? А утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и ничего не могли сделать: ни перевернуть корзинку, ни выпрыгнуть.
95 слайд
96 слайд
97 слайд
Описание слайда:
* * Заполни пропуски
98 слайд
Описание слайда:
* * Определи, какой частью речи являются выделенные слова
99 слайд
100 слайд
101 слайд
Описание слайда:
Цепная Параллельная * * Дворец трех толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями ручейки. Смолой пахнут весенние почки.
102 слайд
Описание слайда:
* * Определи способ связи предложений в тексте
103 слайд
Описание слайда:
* * Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Определи способ связи предложений в тексте
104 слайд
Описание слайда:
* * Построй таблицу по данному тексту После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого в) в суффиксах имен существительных: должок, медвежонок, книжонка, г) в суффиксах имен прилагательных: ежовый, смешон; д) в суффиксах наречий, например: свежо, горячо
105 слайд
Описание слайда:
* * Построй таблицу по данному тексту 2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о: а) в окончаниях личных форм глаголов, лжёт, течёт; б) в глагольном суффиксе — ёвыва-, например: размежёвывать; в) в суффиксе отглагольных существительных — ёвк-, размежёвка; г) в суффиксе существительных — ёр, например: стажёр, тренажёр д) в суффиксе страдательных причастий — ённ-(-ён-), например: сражённый
106 слайд
Описание слайда:
* * Части речи с основой на шипящую Ь знак пишется Ь знак не пишется Существ. 3 скл.: рожь 1.2 скл.: (нет) туч, меч Краткое прилаг. никогда всегда: колюч Глагол всегда: ешь, печь никогда Наречие всегда: прочь Уж, замуж, невтерпеж
107 слайд
Описание слайда:
* * Построй текст по схеме
108 слайд
Описание слайда:
* * Знания, как известно, лишними не бывают. Тем более — языковые. Тут как про масло в каше — чем больше, тем лучше. Только масло не должно быть несвежим, а знания — поверхностными.
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 310 человек из 63 регионов
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация предназначена для повторения програмного курса по русскому языку для школ с украинским языком обучения и состоит из следующих тем: Глагол. Причастие. Деепричастие.Наречие. Предлог. Союз. Частица. Междометие. Развитие речи:способы связи предложений в тексте; составление таблицы по тексту, составление текста по таблице, по схеме.
Презентация состоит из слайдов — повторения основных вопросов теории + практических заданий, в том числе тестовых, и ответов к ним.
Учитель может использовать материал для повторения как отдельных тем, так и всего курса в целом.
В тексте презентации использованы ментальные карты, некоторые таблицы из материалов, размещенных в Интернете в свободном доступе.
Идея презентации также принадлежит не мне, однако компеляция различных материалов (отдельная благодарность всем авторам, кто увидить свои «кусочки» в презентации)+ мои собственные слайды, обработка под заданный программой план дали в результате материал, с которым удобно работать.