Краткое содержание для читательского дневника
- Зимним вечером Денисы было скучно, мама и папа ушли в кино.
- Дениса позвал в гости Мишка. Вместе с другими ребятами они решили сыграть в прятки.
- Сначала они играли только в комнате Миши, потом стали играть и в коридоре.
- Денис увидел раскрытую дверь, зашел в нее и спрятался под кроватью.
- Он готовился к моменту, когда его найдут, но Ефросинья Петровна захлопнула дверь, легла на кровать.
- Денис фантазировал как его потеряют, и, что возможно он 20 лет просидит под кроватью. Он со злостью стукнул по корыту, которое тоже стояло под кроватью.
- Ефросинья Петровна проснулась. А Денис начал чихать, чем очень напугал женщину.
- Денис выскочил из-под кровати, хотел найти выключатель и не нашел. Повернул ключ, но это отказался ключ от шкафа, провалившись в шкаф, Дениса засыпало одеждой.
- В настоящую дверь постучал Мишка, попросил Ефросинью Петровну вернуть Дениса, потому что за ним пришел его папа.
- Когда включили свет на Денисе было 3 платья и 2 шляпы.
- На вопрос, что с ним приключилось, Денис гордо промолчал, у него было ощущение, что он и вправду просидел под кроватью 20 лет.
Читайте по теме:
Полный список рассказов Драгунского для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.
Образец оформления читательского дневника для 1 класса
Краткий пересказ 20 лет под кроватью. Двадцать лет под кроватью: Денискин рассказ Драгунского
(иллюстрации В. Чижикова)
Н икогда я не забуду этот зимний вечер. На дворе было холодно, снег вертелся со страшной быстротой. Тоскливо было и скучно, а тут еще папа и мама ушли в кино.
И когда Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе, я тотчас же оделся и помчался к нему. Там было светло и тепло и много народу: пришла Алёнка. за нею Костик с Андрюшкой — и очень скоро нас собралась целая компания. Мы играли во все игры, и было весело и шумно. И под конец Алёнка вдруг сказала: — А теперь в прятки! Давайте в прятки!
И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, а сами всё время прятались. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате, и это довольно скоро нам стало надоедать, потому что комната была маленькая, тесная. В конце концов, мы стали потихоньку выплёскиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий, длинный коридор квартиры. В коридоре было лучше играть в прятки, потому что возле каждой двери стояли вешалки, а на них висели пальто и шубы. Это было гораздо лучше для нас, потому что например, кто водит и ищет нас тот. уж конечно, не сразу догадается, что я притаился за Марьсемёниной шубой и встал на валенки как раз под шубой. И вот, когда водить выпало Костику, он отвернулся к стене и стал громко выкрикивать:
-Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Тут все метнулись в разные стороны. А Костик немножко подождал и крикнул снова: -Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Опять! Это считается как второй звонок. Мы с Андрюшкой выскользнули в коридор. Тут Андрюшка недолго думая полез под шубу Марьи Семёновны. Я хотел дать Андрюшке подзатыльник, чтобы он освободил моё место, но тут Костик крикнул третье предупреждение: -Пора не пора, я иду со двора! И я испугался, что он меня сейчас засалит, потому что я совершенно не спрятался.
Я заметался по коридору туда-сюда, как подстреленный заяц. И вдруг я увидел раскрытую дверь, и я в неё вскочил. Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак, и довольно много вещей и я стал сейчас же их рассматривать.
Во-первых, под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а ещё стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто кверху тормашками, и я устроился очень удобно: голову — на корыто, чемодан — под поясницу, очень ловко и уютно. Я рассматривал разные тапочки и шлёпанцы и всё время думал, как это здорово я спрятался и сколько смеху будет, когда Костик меня тут найдёт. И я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до земли и закрывало от меня всю комнату: я хотел глядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдёт. Но в это время в комнату вошёл никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на бабу-ягу. Она вошла, вытирая руки о полотенце; волосы у неё были зачёсаны наверх, сверху был такой волосяной рог или шиш — не знаю, как называется такая причёска. В общем, очень некрасиво.
Вот она вошла в комнату и повесила полотенце на крючок. Я всё время потихоньку наблюдал за нею из-под кровати, потому что я думал, как она обрадуется, когда увидит, что Костик тащит меня из-под кровати. А я ещё для смеху возьму какую-нибудь её туфлю в зубы — она тогда наверняка скиснет со смеху.
И так мне было тепло и уютно лежать под кроватью и слушать, как ребята топают в коридоре. У меня было чудесное настроение! И я всё время поглядывал на Ефросинью Петровну. А она тем временем очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула дверь. А потом — глянц-глянц! — повернула ключик, и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота. В комнате сразу стало как-то тихо и зловеще! Но тут я подумал, что это она заперлась ненадолго, а на минутку и сейчас отопрёт дверь, и всё пойдёт как по маслу. Поэтому я хотя и оробел, но не до конца и всё продолжал посматривать на Ефросинью Петровну: что же она будет делать дальше? А она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я увидел её ноги, как она одну за другой скинула с себя туфли и осталась босиком и прямо в одних чулках подошла к двери, и у меня от радости заколотилось сердце. Я был уверен, что она сейчас отопрёт замок, а она — чик! — и погасила свет. Я услышал, как опять завыли пружины над моей головой, и кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью, и я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке — хуже, чем в тюрьме! Дверь заперта, свет погашен, а я под кроватью!
Под кроватью надолго! Навеки! Навсегда! Сколько я буду так лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой целую ночь, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придёт с собакой-ищейкой. По имени Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдёт? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдёт в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрёт меня, уходя? Тогда как? Я. конечно, поем немножко из её буфета, и когда она придёт, придётся мне лезть под кровать, потому что я съел её продукты и она отдаст меня под суд! И чтобы избежать позора, я буду жить под кроватью целую вечность?
Ведь эта Ефросинья Петровна свободно может ещё двадцать лет прожить на этом свете! А я? Двадцать лет под кроватью? Ведь это самый настоящий кошмар! Тут я не выдержал и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова. Раздался ужасный грохот. И в этой страшенной тишине, при погашенном свете и в таком моём жутком положении мне этот стук показался раз в двадцать сильнее: он просто оглушил меня, как взрыв или как обвал в горах — трах-барабах! И у меня сердце замерло от испуга.
А Ефросинья Петровна надо мной, видно, проснулась от этого грохота. Она наверное, давно спала мирным сном, а тут пожалуйте — тах-тах из-под кровати.
Вот она когда проснулась, испугалась, полежала маленько, отдышалась и вдруг спросила темноту слабым и испуганным голосом: — Ка ра-ул?! Я хотел ей ответить: «Что вы. Ефросинья Петровна, какое там караул? Спите дальше, это я. Дениска!» Я всё это хотел ей ответить, но вдруг вместо ответа как чихну во всю ивановскую, да ешё с хвостиком: «Апчх! Чхн! Чхи! Чхи!..»
Там, наверное, пыль поднялась, под кроватью-то, ото всей этой возни, но Ефросинья Петровна после моего чихания убедилась, что под кроватью происходит что-то неладное, здорово перепугалась и закричала уже не с вопросом, а совершенно утвердительно: -Караул! И я, совершенно непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так: «Апчхи-уу!» Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала ещё тише и слабей: -Грабят!.. И, видно, сама подумала, что если грабят, так это ничего. Подумаешь, отнимут шлёпанцы или жакетку — это ерунда, не страшно. А вот если с ножом!.. И тут она довольно громко завопила дребезжащим голосом: -Режут! Вот какое враньё! Кто её режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она всё равно не спит, мне надо вылезать! Больше, чем сейчас, она не испугается. И всё подо мной загремело, особенно корыто, — ведь я же в темноте не вижу; грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова: -Грабаул! Караулят! А я выскочил и по стене шарю, где тут выключатель, и нашёл вместо выключателя ключ и обрадовался, что это дверь, и отпер этим ключом, но это оказалась дверь от шкафа, а я этого не знал и перевалился через порог этой двери и стою и тычусь в разные стороны и только слышу, как мне на голову разное барахлишко падает. И Ефросинья Петровна пищит, и я совсем онемел от страха, а тут кто-то забарабанил в настоящую дверь: -Эй, Дениска! Выходи! Сейчас же! Ефросинья Петровна! Отдайте Дениску, за ним его папа пришёл! И папин голос: -Скажите, пожалуйста, у вас нет моего сына? Тут вспыхнул свет. Открылась дверь. И вся наша компания ввалилась в комнату. Они стали бегать по комнате — меня искать, а когда я вышел из шкафа, на мне было две шляпки и три платья. Папа сказал: Что с тобой было? Где ты пропадал? И Костик и Мишка сказали тоже: Где ты был, что с тобой приключилось? Рассказывай! Но я молчал. У меня было такое чувство, будто я и в самом деле просидел под кроватью ровно двадцать лет.
Двадцать лет под кроватью (иллюстрации В. Чижикова)
Рассказ В. Драгунского с иллюстрациями В. Чижикова.
В. Драгунский
Никогда я не забуду этот зимний вечер. На дворе было холодно, снег вертелся со страшной быстротой. Тоскливо было и скучно, а тут еще папа и мама ушли в кино.
И когда Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе, я тотчас же оделся и помчался к нему. Там было светло и тепло и много народу: пришла Алёнка. за нею Костик с Андрюшкой — и очень скоро нас собралась целая компания. Мы играли во все игры, и было весело и шумно. И под конец Алёнка вдруг сказала:
А теперь в прятки! Давайте в прятки!
И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, а сами всё время прятались. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате, и это довольно скоро нам стало надоедать, потому что комната была маленькая, тесная.
В конце концов, мы стали потихоньку выплёскиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий, длинный коридор квартиры.
В коридоре было лучше играть в прятки, потому что возле каждой двери стояли вешалки, а на них висели пальто и шубы. Это было гораздо лучше для нас, потому что например, кто водит и ищет нас тот. уж конечно, не сразу догадается, что я притаился за Марьсемёниной шубой и встал на валенки как раз под шубой.
И вот, когда водить выпало Костику, он отвернулся к стене и стал громко выкрикивать:
Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать!
Тут все метнулись в разные стороны. А Костик немножко подождал и крикнул снова:
Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Опять!
Это считается как второй звонок. Мы с Андрюшкой выскользнули в коридор. Тут Андрюшка недолго думая полез под шубу Марьи Семёновны. Я хотел дать Андрюшке подзатыльник, чтобы он освободил моё место, но тут Костик крикнул третье предупреждение:
Пора не пора, я иду со двора!
И я испугался, что он меня сейчас засалит, потому что я совершенно не спрятался.
Я заметался по коридору туда-сюда, как подстреленный заяц. И вдруг я увидел раскрытую дверь, и я в неё вскочил. Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать.
Там был приятный полумрак, и довольно много вещей и я стал сейчас же их рассматривать.
Во-первых, под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а ещё стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто кверху тормашками, и я устроился очень удобно: голову — на корыто, чемодан — под поясницу, очень ловко и уютно.
Я рассматривал разные тапочки и шлёпанцы и всё время думал, как это здорово я спрятался и сколько смеху будет, когда Костик меня тут найдёт. И я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до земли и закрывало от меня всю комнату: я хотел глядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдёт.
Но в это время в комнату вошёл никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на бабу-ягу. Она вошла, вытирая руки о полотенце; волосы у неё были зачёсаны наверх, сверху был такой волосяной рог или шиш — не знаю, как называется такая причёска. В общем, очень некрасиво.
Вот она вошла в комнату и повесила полотенце на крючок. Я всё время потихоньку наблюдал за нею из-под кровати, потому что я думал, как она обрадуется, когда увидит, что Костик тащит меня из-под кровати. А я ещё для смеху возьму какую-нибудь её туфлю в зубы — она тогда наверняка скиснет со смеху.
И так мне было тепло и уютно лежать под кроватью и слушать, как ребята топают в коридоре. У меня было чудесное настроение! И я всё время поглядывал на Ефросинью Петровну.
А она тем временем очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула дверь. А потом — глянц-глянц! — повернула ключик, и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота. В комнате сразу стало как-то тихо и зловеще! Но тут я подумал, что это она заперлась ненадолго, а на минутку и сейчас отопрёт дверь, и всё пойдёт как по маслу. Поэтому я хотя и оробел, но не до конца и всё продолжал посматривать на Ефросинью Петровну: что же она будет делать дальше?
А она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я увидел её ноги, как она одну за другой скинула с себя туфли и осталась босиком и прямо в одних чулках подошла к двери, и у меня от радости заколотилось сердце. Я был уверен, что она сейчас отопрёт замок, а она — чик! — и погасила свет. Я услышал, как опять завыли пружины над моей головой, и кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью, и я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке — хуже, чем в тюрьме! Дверь заперта, свет погашен, а я под кроватью!
В рассказе «Двадцать лет под кроватью» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» главному герою, мальчику по имени Денис, было скучно и грустно. Его родители ушли в кино, а на улице была отвратительная погода. Но тут позвонил Мишка, друг Дениса и позвал его к себе в гости.
У Мишки было шумно и весело. Пришла еще Аленка, ровесница Дениса и Мишки, а также малыши Костя и Андрей. В какой-то момент Аленка предложила играть в прятки. Поначалу играли в Мишкиной комнате, но в ней особо не спрячешься, и вскоре игра переместилась в большой коридор коммунальной квартиры. Искать, в основном, приходилась по очереди малышам Костику и Андрюшке, а Дениска, Мишка и Аленка предпочитали прятаться.
Когда в очередной раз Костик объявил, что сейчас он пойдет искать, Денис обнаружил, что его любимое место под шубой соседки уже занято. Времени было в обрез, и Дениска, увидев открытую дверь, влетел в чью-то комнату и залез под кровать. Там он принялся поджидать, когда его найдет Костик. Но вместо Костика в комнату вошла старушка, которая в ней жила. Она заперла дверь на ключ, выключила свет и легла спать. Денис оказался в ловушке.
О чем он только не думал, лежа под кроватью. В конце концов, он додумался до того, что пролежит под этой кроватью лет двадцать, пока сможет выбраться из-под нее незамеченным. От злости Дениска стукнул кулаком и нечаянно попал по корыту, что лежало под кроватью. Раздался ужасный грохот. Старушка проснулась, а после того, как Дениска чихнул, она начала кричать: «Караул!». Потом хозяйка комнаты стала громко вопить, что ее грабят и режут.
Дениска решил выбраться из темной комнаты. Он вылез из-под кровати и стал искать дверь. Нащупав на стене ключ, мальчик обрадовался, что сейчас сможет выскочить в коридор. Но вместо этого попал в платяной шкаф. На крики старушки прибежали жильцы квартиры и вскоре Дениса извлекли из шкафа. На вопросы, как он тут очутился, герой рассказа не мог сказать ничего вразумительного. Ему казалось, что он действительно просидел под кроватью у старушки долгие годы.
Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа «Двадцать лет под кроватью» состоит в том, что прежде чем совершить какое-либо действие, следует подумать о его последствиях. Денис, особо не озадачившись, забежал в чужую комнату и спрятался под кроватью. В результате он сильно напугал пожилую женщину и вызвал переполох во всей квартире. Рассказ учит всегда думать о целесообразности и необходимости любого действия.
В рассказе мне понравился друг Дениса, Мишка, который в плохую погоду не растерялся и не стал грустить, а позвал в гости знакомых ребят и устроил всеобщее веселье.
Какие пословицы подходят к рассказу «Двадцать лет под кроватью»?
Думаешь — поймал, а тут сам попался. Поспешишь — людей насмешишь.
Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку «Двадцать лет под кроватью» Драгунский В. Ю. и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Бытовая проблематика — невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Сказка «Двадцать лет под кроватью» Драгунский В. Ю. читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы — рады за малышей!
Н икогда я не забуду этот зимний вечер. На дворе было холодно, ветер тянул сильный, прямо резал щеки, как кинжалом, снег вертелся со страшной быстротой. Тоскливо было и скучно, просто выть хотелось, а тут еще папа и мама ушли в кино. И когда Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе, я тотчас же оделся и помчался к нему. Там было светло и тепло и собралось много народу, пришла Аленка, за нею Костик и Андрюшка. Мы играли во все игры, и было весело и шумно. И под конец Аленка вдруг сказала:
– А теперь в прятки! Давайте в прятки!
И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Аленке, – а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате, и это довольно скоро нам стало надоедать, потому что комната была маленькая, тесная и мы все время прятались за портьеру, или за шкаф, или за сундук, и в конце концов мы стали потихоньку выплескиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий длинный коридор квартиры.
В коридоре было интереснее играть, потому что возле каждой двери стояли вешалки, а на них висели пальто и шубы. Это было гораздо лучше для нас, потому что, например, кто водит и ищет нас, тот, уж конечно, не сразу догадается, что я притаился за Марьсемениной шубой и сам влез в валенки как раз под шубой.
И вот, когда водить выпало Костику, он отвернулся к стене и стал громко выкрикивать:
– Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать!
Тут все брызнули в разные стороны, кто куда, чтобы прятаться. А Костик немножко подождал и крикнул снова:
– Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Опять!
Это считалось как бы вторым звонком. Мишка сейчас же залез на подоконник, Аленка – за шкаф, а мы с Андрюшкой выскользнули в коридор. Тут Андрюшка, не долго думая, полез под шубу Марьи Семеновны, где я все время прятался, и оказалось, что я остался без места! И я хотел дать Андрюшке подзатыльник, чтобы он освободил мое место, но тут Костик крикнул третье предупреждение:
– Пора не пора, я иду со двора!
И я испугался, что он меня сейчас увидит, потому что я совершенно не спрятался, и я заметался по коридору туда-сюда, как подстреленный заяц И тут в самое нужное время я увидел раскрытую дверь и вскочил в нее.
Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак и лежало довольно много вещей, и я стал сейчас же их рассматривать. Во-первых, под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а еще стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто вверх тормашками, и я устроился очень удобно: голову на корыто, чемодан под поясницей – очень ловко и уютно. Я рассматривал разные тапочки и шлепанцы и все время думал, как это здорово я спрятался и сколько смеху будет, когда Костик меня тут найдет.
Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола и закрывало от меня всю комнату: я хотел глядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в это время в комнату вошел никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на бабу-ягу.
Она вошла, вытирая руки о полотенце.
Я все время потихоньку наблюдал за нею, думал, что она обрадуется, когда увидит, как Костик вытащит меня из-под кровати. А я еще для смеху возьму какую-нибудь ее туфлю в зубы, она тогда наверняка упадет от смеха. Я был уверен, что вот еще секунда или две промелькнут, и Костик обязательно меня обнаружит. Поэтому я сам все время смеялся про себя, без звука.
У меня было чудесное настроение. И я все время поглядывал на Ефросинью Петровну. А она тем временем очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула ее. А потом, гляжу, повернула ключик – и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота.
В комнате сразу стало как-то тихо и зловеще. Но тут я подумал, что это она заперлась не надолго, а на минутку, и сейчас отопрет дверь, и все пойдет как по маслу, и опять будет смех и радость, и Костик будет просто счастлив, что вот он в таком трудном месте меня отыскал! Поэтому я хотя и оробел, но не до конца, и все продолжал посматривать на Ефросинью Петровну, что же она будет делать дальше.
А она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я увидел ее ноги. Она одну за другой скинула с себя туфли и прямо в одних чулках подошла к двери, и у меня от радости заколотилось сердце.
Я был уверен, что она сейчас отопрет замок, но не тут-то было. Можете себе представить, она – чик! – и погасила свет. И я услышал, как опять завыли пружины над моей головой, а кругом кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью. Я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке.
Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придет с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдет? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдет в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрет меня, уходя? Тогда как? Я, конечно, поем немножко из ее буфета, и, когда она придет, придется мне лезть под кровать, потому что я съел ее продукты и она отдаст меня под суд! И чтобы избежать позора, я буду жить под кроватью целую вечность? Ведь это самый настоящий кошмар! Конечно, тут есть тот плюс, что я всю школу просижу под кроватью, но как быть с аттестатом, вот в чем вопрос. С аттестатом зрелости! Я под кроватью за двадцать лет не то что созрею, я там вполне перезрею.
Тут я не выдержал и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова! Раздался ужасный грохот! И в этой страшной тишине при погашенном свете и в таком моем жутком положении мне этот стук показался раз в двадцать сильнее. Он просто оглушил меня.
И у меня сердце замерло от испуга. А Ефросинья Петровна надо мной, видно, проснулась от этого грохота. Она, наверное, давно спала мирным сном, а тут пожалуйте – тах-тах из-под кровати! Она полежала маленько, отдышалась и вдруг спросила темноту слабым и испуганным голосом:
– Ка-ра-ул?!
Я хотел ей ответить: «Что вы, Ефросинья Петровна, какое там „караул“? Спите дальше, это я, Дениска!» Я все это хотел ей ответить, но вдруг вместо ответа как чихну во всю ивановскую, да еще с хвостиком:
– Апчхи! Чхи! Чхи! Чхи!..
Там, наверное, пыль поднялась под кроватью ото всей этой возни, но Ефросинья Петровна после моего чиханья убедилась, что под кроватью происходит что-то неладное, здорово перепугалась и закричала уже не с вопросом, а совершенно утвердительно:
– Караул!
И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так:
– Апчхи-уу!
Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала еще тише и слабей:
– Грабят!..
И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если… И тут она довольно громко завопила:
Вот какое вранье! Кто ее режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она все равно не спит, мне надо вылезать.
И все подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова:
– Грабаул! Караулят!
А я выскочил, и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает.
Ефросинья Петровна пищит, а я совсем онемел от страха, а тут кто-то забарабанил в настоящую дверь!
– Эй, Дениска! Выходи сейчас же! Ефросинья Петровна! Отдайте Дениску, за ним его папа пришел!
– Скажите, пожалуйста, у вас нет моего сына?
Тут вспыхнул свет. Открылась дверь. И вся наша компания ввалилась в комнату. Они стали бегать по комнате, меня искать, а когда я вышел из шкафа, на мне было две шляпки и три платья.
Никогда я не забуду этот зимний вечер. На дворе было холодно, ветер тянул сильный, прямо резал щеки, как кинжалом, снег вертелся со страшной быстротой.
Тоскливо было и скучно, просто выть хотелось, а тут еще папа и мама ушли в кино.
И когда Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе, я тотчас же оделся и помчался к нему. Там было светло и тепло и собралось много народу, пришла Аленка, за нею Костик и Андрюшка. Мы играли во все игры, и было весело и шумно. И под конец Аленка вдруг сказала:
– А теперь в прятки! Давайте в прятки!
И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Аленке, – а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос.
Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате, и это довольно скоро нам стало надоедать, потому что комната была маленькая, тесная и мы все время прятались за портьеру, или за шкаф, или за сундук, и в конце концов мы стали потихоньку выплескиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий длинный коридор квартиры.
В коридоре было интереснее играть, потому что возле каждой двери стояли вешалки, а на них висели пальто и шубы. Это было гораздо лучше для нас, потому что, например, кто водит и ищет нас, тот, уж конечно, не сразу догадается, что я притаился за Марьсемениной шубой и сам влез в валенки как раз под шубой.
И вот, когда водить выпало Костику, он отвернулся к стене и стал громко выкрикивать:
– Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать!
Тут все брызнули в разные стороны, кто куда, чтобы прятаться. А Костик немножко подождал и крикнул снова:
– Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Опять!
Это считалось как бы вторым звонком. Мишка сейчас же залез на подоконник, Аленка – за шкаф, а мы с Андрюшкой выскользнули в коридор. Тут Андрюшка, не долго думая, полез под шубу Марьи Семеновны, где я все время прятался, и оказалось, что я остался без места! И я хотел дать Андрюшке подзатыльник, чтобы он освободил мое место, но тут Костик крикнул третье предупреждение:
– Пора не пора, я иду со двора!
И я испугался, что он меня сейчас увидит, потому что я совершенно не спрятался, и я заметался по коридору туда-сюда, как подстреленный заяц. И тут в самое нужное время я увидел раскрытую дверь и вскочил в нее.
Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак и лежало довольно много вещей, и я стал сейчас же их рассматривать. Во-первых, под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а еще стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто вверх тормашками, и я устроился очень удобно: голову на корыто, чемодан под поясницей – очень ловко и уютно. Я рассматривал разные тапочки и шлепанцы и все время думал, как это здорово я спрятался и сколько смеху будет, когда Костик меня тут найдет.
Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола и закрывало от меня всю комнату: я хотел глядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в это время в комнату вошел никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на бабу-ягу.
Она вошла, вытирая руки о полотенце.
Я все время потихоньку наблюдал за нею, думал, что она обрадуется, когда увидит, как Костик вытащит меня из-под кровати. А я еще для смеху возьму какую-нибудь ее туфлю в зубы, она тогда наверняка упадет от смеха. Я был уверен, что вот еще секунда или две промелькнут, и Костик обязательно меня обнаружит. Поэтому я сам все время смеялся про себя, без звука.
У меня было чудесное настроение. И я все время поглядывал на Ефросинью Петровну. А она тем временем очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула ее. А потом, гляжу, повернула ключик – и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота.
В комнате сразу стало как-то тихо и зловеще. Но тут я подумал, что это она заперлась не надолго, а на минутку, и сейчас отопрет дверь, и все пойдет как по маслу, и опять будет смех и радость, и Костик будет просто счастлив, что вот он в таком трудном месте меня отыскал! Поэтому я хотя и оробел, но не до конца, и все продолжал посматривать на Ефросинью Петровну, что же она будет делать дальше.
А она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я увидел ее ноги. Она одну за другой скинула с себя туфли и прямо в одних чулках подошла к двери, и у меня от радости заколотилось сердце.
Я был уверен, что она сейчас отопрет замок, но не тут-то было. Можете себе представить, она – чик! – и погасила свет. И я услышал, как опять завыли пружины над моей головой, а кругом кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью. Я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке.
Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придет с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдет?
А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдет в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрет меня, уходя? Тогда как? Я, конечно, поем немножко из ее буфета, и, когда она придет, придется мне лезть под кровать, потому что я съел ее продукты и она отдаст меня под суд! И чтобы избежать позора, я буду жить под кроватью целую вечность? Ведь это самый настоящий кошмар! Конечно, тут есть тот плюс, что я всю школу просижу под кроватью, но как быть с аттестатом, вот в чем вопрос. С аттестатом зрелости! Я под кроватью за двадцать лет не то что созрею, я там вполне перезрею.
Тут я не выдержал и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова! Раздался ужасный грохот! И в этой страшной тишине при погашенном свете и в таком моем жутком положении мне этот стук показался раз в двадцать сильнее. Он просто оглушил меня.
И у меня сердце замерло от испуга. А Ефросинья Петровна надо мной, видно, проснулась от этого грохота. Она, наверное, давно спала мирным сном, а тут пожалуйте – тах-тах из-под кровати! Она полежала маленько, отдышалась и вдруг спросила темноту слабым и испуганным голосом:
– Ка-ра-ул?!
Я хотел ей ответить: «Что вы, Ефросинья Петровна, какое там “караул”? Спите дальше, это я, Дениска!» Я все это хотел ей ответить, но вдруг вместо ответа как чихну во всю ивановскую, да еще с хвостиком:
– Апчхи! Чхи! Чхи! Чхи!..
Там, наверное, пыль поднялась под кроватью ото всей этой возни, но Ефросинья Петровна после моего чиханья убедилась, что под кроватью происходит что-то неладное, здорово перепугалась и закричала уже не с вопросом, а совершенно утвердительно:
– Караул!
И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так:
– Апчхи-уу!
Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала еще тише и слабей:
– Грабят!
И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если… И тут она довольно громко завопила:
Вот какое вранье! Кто ее режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она все равно не спит, мне надо вылезать.
И все подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова:
– Грабаул! Караулят!
А я выскочил, и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает.
Ефросинья Петровна пищит, а я совсем онемел от страха, а тут кто-то забарабанил в настоящую дверь!
– Эй, Дениска! Выходи сейчас же! Ефросинья Петровна! Отдайте Дениску, за ним его папа пришел!
– Скажите, пожалуйста, у вас нет моего сына?
Тут вспыхнул свет. Открылась дверь. И вся наша компания ввалилась в комнату. Они стали бегать по комнате, меня искать, а когда я вышел из шкафа, на мне было две шляпки и три платья.
Папа сказал:
– Что с тобой было? Где ты пропадал?
Костик и Мишка сказали тоже:
– Где ты был, что с тобой приключилось? Рассказывай!
Но я молчал. У меня было такое чувство, что я и в самом деле просидел под кроватью ровно двадцать лет.
Отзыв
Рассказ «Двадцать лет под кроватью» очень веселый. Денис думал, что он самый хитрый, что спрятался под кроватью. Представлял, как весело будет, когда его найдут. Он совсем не ожидал, что комнату закроют на ключ. Эта ситуация заставила его задуматься о смысле жизни и представить, что он провел под кроватью 20 лет. Как вовремя пришел папа Дениса, чтобы забрать домой. Думаю, эта история послужила для Дениса уроком на будущее.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса.
Аннотация книги «Денискины рассказы»
Это цикл рассказов русского писателя Виктора Драгунского о мальчишке Дениске, который всё время попадает в неловкие комические ситуации. Прототипом образа Дениса Кораблёва стал сын писателя, у которого даже имя совпадает с главным героем произведений. Из краткого содержания «Денискиных рассказов» википедии мы узнаём, что действие происходит во времена СССР, а именно в 50–60-х годах в городе Москве.
Курьёзные ситуации то и дело преследуют Дениску. Он попадает в них везде: в школе («Главные реки»), дома, во дворе. Мальчишка обладает огромной фантазией и находчивостью. У него существует свой оригинальный подход к каждой проблеме, он проявляет смекалку и пытается найти верные решения.
- Сборник рассказов состоит из 70 юмористических историй.
- Повествование ведётся от имени главного героя, коим является Денис Кораблёв.
- Написаны рассказы в юмористическом жанре, простым и понятным языком.
Каждый ребёнок будет представлять себя на месте главного героя и переживать с Дениской неприятные моменты. А также в книге Драгунского наглядно показано, что такое «хорошо», и что такое «плохо», поэтому ваш малыш будет учиться совершать правильные и обдуманные поступки, чтобы не попасть в неприятные ситуации подобно Денису Кораблёву.
Ни для кого уже давно не является секретом тот факт, что если вы решили завести личный дневник, с которым поделитесь своими переживаниями, а также выплесните накопившиеся стресс и эмоции — это станет практически аналогичным походу к бесплатному психологу. В сегодняшних реалиях вести дневник стало даже модно, особенно, после ажиотажа, вызванного публикацией знаменитого романа Николаса Спаркса «Дневник памяти», когда каждый второй стал задумываться о ведении тайной тетради.
О том, какие популярные книги-дневники должны украсить вашу книжную полку, и насколько тяжелые тайны и исповеди несут их страницы, узнаете из нашей подборки.
1. «Герой нашего времени», М. Лермонтов
Читать отрывок
Яркий социально-психологический роман многим известен по школьной программе. На страницах книги разворачиваются истории пяти рассказов, каждый из которых носит свое название и, на первый взгляд, никак не связаны между собой хронологической цепью событий. Однако читатель сразу замечает, что их объединяет тонкая логика, красивый слог и главный герой — офицер Григорий Печорин. Это невероятно сложный и рефлексирующий персонаж, за время своей службы многое повидавший и умело показанный автором разносторонним человеком, который каждый момент жизни проживает на грани.
Глава-эпизод в форме дневника «Княжна Мери» знакомит нас с тем промежутком времени, когда Печорин, получив ранение, приезжает в Пятигорск на лечение. Роковое знакомство с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери невольно запускает цепь событий, которые приводят к непоправимым последствиям как для главного героя, так и для окружающих.
2. «Цветы для Элджернона», Д. Киз
Читать отрывок
Первый культовый роман «Цветы для Элджернона» писателя Дэниела Киза родился, как ни странно, из рассказа, идею которого автор вынашивал целых 14 лет! В 1957 году Киз работал преподавателем английского языка в школе для детей с отклонениями в развитии и не раз вспоминал, что своеобразным толчком к развитию сюжета послужил вопрос одного из его учеников о том, сможет ли он учиться в обычной школе среди сверстников, если приложит все усилия стать самым умным в классе.
Перед читателями в форме отчета-дневника разворачивается фантастическая история тридцатисемилетнего Чарли Гордона — умственно отсталого человека, работающего уборщиком в хлебопекарне. Несмотря на свой недуг, он всеми силами старается стать умным, даже ходит в специализированную школу Бикман, где учится под чутким руководством Алисы Кинниан. Однажды мисс Кинниан знакомит трудолюбивого парня с докторами из исследовательского университета, которые предлагают ему поучаствовать в рискованном научном эксперименте.
3. «Убежище. Дневник в письмах», А. Франк
Читать отрывок
О войне всегда тяжело говорить, однако записки незавершенного дневника Анны Франк смогут вывернуть душу читателей наизнанку. Палитра мыслей, чувств, эмоции Анны позволяют нам стать другом этой умной и жизнерадостной девочки, которая не боится показать себя такой, какая она есть. В 1991 году с одобрения Фонда, основанного в честь дочери Отто Франка, были опубликованы ранее изъятые пять фрагментов рукописи, а в 2009 году произведение было признано объектом реестра ЮНЕСКО «Память мира».
Дневник еврейской девочки Анны, который ведется от первого лица, повествует нам об уникальной жизни семьи, которая в течение двух лет прячется от нацистов в офисных помещениях-убежищах. Главная героиня получает дневник в подарок на тринадцатилетние от своего отца Отто в 1942 году. Свои записи она адресует вымышленной подруге Китти, рассказывая ей об одноклассниках, быте, о любви к учебе и мечте стать журналисткой и писательницей. Заметки в дневнике позволяют также узнать об Убежище, куда переехала семья Анны с целью скрыться от нацистов.
4. «Коллекционер», Дж. Фаулз
Литературный дебют с элементами ужаса английского писателя и романиста Джона Фаулза прочно смог занять 86 строчку в списке Британской ассоциации «100 лучших детективных романов всех времен». События психологического триллера «Коллекционер» разворачиваются недалеко от Лондона и знакомят нас с историей Фредерика Клегга — одинокого и замкнутого молодого человека, ничем не выделяющегося среди остальных. Единственной его отдушиной является любимое хобби, интерес к которому тянется еще с детства — энтомологическая коллекция редких бабочек.
Со временем привычный ритм жизни главного героя меняется, ведь Клегг влюбляется в соседскую девушку Миранду — студентку художественной академии. Фредерик восхищается ею на расстоянии, ведь понимает, что у него просто не хватит смелости заговорить с ней, да и вряд ли девушке понравится такой человек, как он. Но однажды судьба преподносит Клеггу «щедрый» подарок — огромный выигрыш на скачках и, купив в сельской местности дом, главному герою неожиданно на ум приходит мысль о том, что в его коллекции бабочек недостает самого ценного экземпляра.
5. «Толстая тетрадь», А. Кристоф
Венгерско-швейцарская писательница Агота Кристоф впервые публикует свой роман на французском языке в Швейцарии в 1986 году. Вскоре он был расширен до трилогии и переведен на более чем тридцать языков. В 2013 году режиссер Янош Сас экранизировал «Толстую тетрадь», получив в Карловых Варах награду — «Хрустальный глобус».
Действие книги разворачивается в Венгрии, во времена Второй мировой войны. Близнецы Клаус и Лукас переезжают к бабушке по просьбе матери, которая надеется, что на новом месте безопаснее, и ужасы войны не коснуться ее детей. Пожилая женщина в черном платке и темно-серой одежде пугает мальчиков, и не зря, ведь она абсолютно не испытывает к ним никаких теплых чувств, а все остальные жители называют ее Ведьмой. Главные герои начинают вести дневник — толстую тетрадь, в которую записывают лишенные каких-либо эмоций события, ведь стоит хоть немного показать на бумаге груз мерзкой жизни и войны, которую они проживают день за днем, он просто похоронит их под своими обломками.
6. «Один литр слёз», Ая Кито
2005 год многим запомнился выходом одиннадцатисерийного пронзительного японского сериала, основанного на реальных событиях, «Один литр слёз», который снял известный режиссер Мураками Масанори. История школьницы Аи Кито, блестяще исполненная актрисой Эрикой Савадзири, заставила телезрителей плакать, ведь жизнь этой девочки, ее мудрые советы и борьба со страшной болезнью стала символом веры и бесконечной любви к жизни. Опубликованный в 1986 году дневник Аи был признан бестселлером и стал известен не только в Японии, но и за ее пределами.
Жизнь красивой и доброй четырнадцатилетней Аи Кито ничем не отличалась от остальных подростков: учеба в престижной школе (хотя она и выросла в небогатой, но заботливой семье), друзья, увлечения и нелюбимые уроки физкультуры, которые ей даются с трудом. Свои мысли и чувства Ая тщательно описывает в дневнике, нередко называя себя плаксой. Впервые девочка задумывается о том, насколько скоротечна жизнь, когда умирает ее любимая собака. Списывая все на стресс, главная героиня не обращает внимание на первые симптомы проявляющегося недуга и даже не догадывается о том, что совсем скоро начнется ее утомительная борьба с болезнью, которая сделает Аю узником в собственном теле.
7. «Дневник Бриджит Джонс», Х. Филдинг
Читать отрывок
В 1990 году Хелен Филдинг вела колонку в журнале «The Independent», где описывала все, что волнует современных женщин и зачитывала до дыр любимейшее произведение — «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, отсылки к которому и воплотила в «Дневнике Бриджит Джонс». Хелен решила создать вымышленного персонажа-прототипа женщину, живущую в свое удовольствие, от лица которой и будет вестись колонка. Остроумно высмеивающая своих соотечественниц с их идеальным миром, внешностью и диетами, обаятельная в своей простоте героиня настолько понравилась читателям, что Филдинг создала из своих колонок роман, который позже был успешно экранизирован.
Англичанке Бриджит Джонс слегка за тридцать. Она одинока, курит и пытается подогнать себя под стандарты красоты, периодически борясь с лишним весом. Несмотря на собственное одиночество и вечные нарекания со стороны босса, к жизненным неурядицам Бриджит относится с иронией. Главная цель героини — отыскать настоящую любовь. На этом сложномпути девушка не раз ошибается и даже начинает отношения со своим начальником, совершенно не догадываясь о том, что ее настоящий идеал мужчины находится гораздо ближе, чем она предполагала.
8. «P.S. Я люблю тебя», С. Ахерн
Читать отрывок
Ирландская писательница Сесилия Ахерн точно знает, как заинтересовать поклонников. Дебютный роман «P.S. Я люблю тебя» Сесилия написала, когда ей исполнился всего 21 год. История любви главных героев Холли Кеннеди и ее мужа Джерри настолько полюбилась читателям, что книга сразу заняла первые строчки в рейтингах бестселлеров. 2007 год подарил нам одноименную экранизацию, главные роли в которой исполнили Хилари Суонк и Джерард Батлер.
В жизни Холли есть все, о чем только можно мечтать, — верные друзья,семья и невероятно любящий муж Джерри, с которым она иногда ссорится по пустякам. Холли довольно рано вышла замуж, ни разу не жалея о своем решении: с первой минуты знакомства с супругом она знала, что нашла правильного человека. Но совсем скоро влюбленных ждет серьезное испытание, которое разделит их жизни на до и после.
Вести дневник — это как открыть душу и сердце новому другу, который останется с вами надолго. Начать делать записи никогда не поздно, ведь здесь вы не встретите ограничений по возрасту, никто не осудит вас за отсутствие литературного таланта или наличие ошибок в пунктуации и орфографии. Главное, чтобы эти записи были честными и открытыми, ведь только тогда груз тяжелых мыслей сможет отпустить вас и поможет взглянуть на себя со стороны.
Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»
представляет выставку
современного искусства
ЛЕОНИД ТИШКОВ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ЧАСТНОЙ ЛУНЫ.
АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК»
Даты: 30 сентября 2021 – 28 ноября 2021
Открытие выставки: 29 сентября в 18.30
Место: Художественная галерея МВК «Музей Норильска»
(Норильск, Талнахская, 78)
МВК «Музей Норильска» продолжает знакомить норильчан с яркими представителями современного российского искусства и открывает на площадке Художественной галереи выставку работ художника Леонида Тишкова. Авторское название выставочного проекта «Частная Луна/Private Moon». В основе экспозиции – световая инсталляция, фотографии, рисунки и видео из частной коллекции автора.
«Создать поэтическое переживание, тонкое, иногда нежное и еле уловимое, — задача моего искусства. Не обязательно обладать луной, чтобы наслаждаться ее светом! “Частная луна” не только моя – она принадлежит каждому. Я дарю возможность видеть ее и любить, так же, как настоящая Луна дарит нам свою красоту. Реальная луна путешествует вокруг Земли, освещая своим волшебным светом прекрасные пейзажи нашей любимой планеты – и поэтому я решил совершить со своей “Частной луной” такое же путешествие. Это будет немного более долгое путешествие, чем один оборот луны вокруг Земли. Путешествие длиной в мою жизнь!» — раскрывает художественный концепт Леонид Тишков.
«Частная луна» – мобильная световая инсталляция, открытая для взаимодействия с человеком и пространством. Впервые была показана на подмосковном фестивале современного искусства в 2003 году, а через год начала свое странствие по миру. Она побывала в Сибири и на Урале, в Петербурге, Львове и Риге, в Париже, Японии, Сингапуре, Австрии, Берлине и Франкфурте, в Цюрихе, Бельгии, Гааге, Праге, Лондоне, Италии, США, Китае и на Тайване, даже на архипелаге Шпицберген в Арктике. Из Новой Зеландии она направилась в Румынию, Трансильванию и Валахию, летом 2016 года гостила в восточной Словакии, в городе Левоча, после в Нижнем Новгороде, Липецке, Риге, Нидерландах, Южной Корее и Китае. Осенью 2021 года ее свет зажжется в Норильске, волшебный лунный свет. Необычно располагаясь в пейзаже на открытой местности, на балконах и в садах горожан, на стенах клубов, заброшенных помещений или электростанций, освещая окружающие предметы, искусственный месяц предлагает пережить ощущения сказочности существования. Зритель оказывается внутри инсталляции, становясь персонажем и соучастником события, переживая поэтическое состояние в наше прозаическое время. «Частная луна» – это возвращение романтического в актуальное современное искусство, которому сегодня явно не хватает поэзии и человечности. Городской однообразный пейзаж, необозримые квадратные пространства, узкие улицы и наступление блочного строительства, исчезновение интимности городской среды создают дефицит поэтического. Поэтому «Частная луна» приходит к нам и приносит в своем серебряном кулачке горсточку поэзии.
Подробнее расскажет норильчанам историю одного лунного путешествия авторский «Арктический дневник». В сентябре 2010 года Леонид Тишков вместе с международной экспедицией, состоящей из ученых, художников, писателей и музыкантов, совершил путешествие на шхуне в Арктические широты на острова Шпицбергена и Северо-Восточной Земли. Эта экспедиция была организована лондонским независимым сообществом Cape Farewell, главной целью которого является привлечение общественности к проблемам изменения климата на Земле и поиск выхода из экологического кризиса. Арктика сегодня стала полем битвы транснациональных энергетических компаний, они активно стремятся «разморозить Арктику», чтобы включить ее в зону своих экономических интересов. Но никто не задумывается, какой катастрофой может обернуться эксплуатация этого удивительно прекрасного и, к тому же, безусловно, хрупкого полярного мира. Может быть, это единственное место на нашей Земле, где цивилизация еще не разрушила гармонию природы. Художники не могут остановить ход вещей и закрыть программу по «утилизации» Арктики, но в их силах обратить внимание людей на эту проблему, на то, что ледники тают, что даже небольшое исчезновение снежного покрова на полюсах принесет неисчислимые беды человечеству – наводнения, тайфуны и засухи в средних широтах. Ледяной дождь и миллионы сгоревших деревьев — все это звенья одной цепи, и все это – эхо тающей Арктики. «Арктический дневник» Леонида Тишкова – это рассказ о невероятно красивом, волшебном арктическом мире. В нем возможны разные чудеса: луна спускается с небес, сияющие полярные медведи гуляют по льдинам, в море среди синих китов плывут белые облака, а в небе – голубые айсберги, лед поет, снег излучает свет, а тающий ледник взывает к нам, людям, безмолвно говоря: «Я еще жив».
Леонид Тишков – неоромантик постиндустриального общества, использующий в своем творчестве опыт московского концептуализма, но преодолевающий ироническую деконструкцию через новую искренность и поэзию. Его искусство обращается к вечным темам и архетипам, в котором соединяется фольклор, семейные воспоминания, сюрреалистические образы, романтическое видение и русская сказовая традиция. Участник персональных, коллективных выставок, биеннале, международных проектов. «Частная луна» участвовала в нескольких биеннале современного искусства – в Сингапуре, 2007, Красноярской музейной биеннале, 2012, 2014, 2017, Уральской индустриальной биеннале, 2011, 2014, 2017, Ichihara, Япония, 2014, 2017, 2020, Setouchi триеннале, Япония, 2019.
Работы художника хранятся в Государственном центре современного искусства в составе ГМИИ им. Пушкина, Московском Мультимедиа Музее, Московском Музее Современного Искусства, Третьяковской галерее, Художественных музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Красноярском музейном центре, а также в Музее Современного искусства (MoMA, New York), Nasher Museum of Art Дьюкского университета, Block Museum, США, Художественной галерее Западной Австралии, Центре Гетти, США, Центре современного искусства Луиджи Печчи, Прато, Италия, Центре Современного искусства «Уяздовский замок» в Варшаве, Художественном музее Каосюня, Тайвань, Savina Museum, Сеул, и Wooyang Museum of Contemporary Art, Кёнджу, Южная Корея.
Выставка «Путешествие Частной Луны. Арктический дневник» впервые представит автора и его творчество в Норильске. Актуальное российское искусство с мировым именем. Вход на открытие свободный. В Художественной галерее действует масочный режим и социальная дистанция.
Художественная галерея МВК «Музей Норильска»
Адрес: 663318, г. Норильск, ул. Талнахская, 78.
Тел. (3919) 43-35-69, (3919) 43-35-68 E-mail: priem@norilskmuseum.ru
Часы работы: с 11.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника. В пятницу – с 13.00 до 21.00.