Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91.
УКМ «Школа России»
1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.
Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.
2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Главные героини сказки: царица и царевна.
Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.
Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.
Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.
4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?
Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».
Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».
Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».
Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.
Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.
5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.
Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним
- Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
- Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
- Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
- Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
- Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
- Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
- Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
- Царевна оживает. «Свадьба».
Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»
- Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
- Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
- Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
- Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
- Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
- Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
- Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
- Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.
6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.
Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.
Злая царица.
Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.
Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.
Соперница.
Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.
И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.
Жалость Чернавки.
Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.
В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.
Елисей собрался на поиски невесты.
Семь богатырей.
Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.
Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.
Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.
В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.
Отравленное яблоко.
Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку.
Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.
Хрустальный гроб.
Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.
Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.
Поиски Елисея.
Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.
Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.
Свадьба.
Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.
А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.
7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?
С народными сказками произведение Пушкина роднит:
- Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
- Борьба добра со злом, победа добра.
- Наличие волшебных предметов — зеркальца.
- Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
- Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
- Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
- Народный язык, который использовал Пушкин.
Отличие сказки Пушкина от народных:
- Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
- Стихотворная форма.
- Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.
8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.
Одна из самых частых тем, затрагиваемых Александром Сергеевичем Пушкиным — любовь между мужчиной и женщиной. Он создал немало произведений, в которых рассказывается как о счастливых отношениях, так и о тех, что имеют трагический, горький конец. Многомудрый Литрекон предлагает для ознакомления анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” по плану ниже.
История создания
Данное стихотворение Пушкин создал в 1829 году, когда пребывал на Кавказе после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой. Конечно, молодой гений не слишком надеялся на хороший исход из-за молодого возраста и не лучшей репутации, но, получив завуалированный отказ, был заметно огорчен. Пушкин был беден, имел не очень заметный чин, а вот его предполагаемая невеста сделала завидную карьеру при дворе — стала фрейлиной императрицы. Отказ был предсказуем. Родители хотели для дочери совсем другую партию.
Желая справиться с разочарованием и набрать материала для завершения романа “Евгений Онегин”, он отправился в знакомые места (до этого Пушкин приезжал на Кавказ в 1820 году). Пережитое и вдохновило поэта на написание нового произведения.
Есть и другая точка зрения: Мария Волконская (дочь генерала Раевского, с которой Пушкин также был знаком) утверждала, что стихотворение было посвящено именно ей (ох уж эти музы, нет им счета!). Но большая часть исследователей считает, что все же гений выразил свои переживания из-за отвергнутого предложения Гончаровой.
Впервые “На холмах Грузии…” было напечатано в 1831 году в альманахе “Северные цветы”. К слову, издавался литературный сборник самим поэтом, который взял на себя руководство после смерти Дельвига — предыдущего главного редактора “Северных цветов”.
Жанр, направление, размер
Относится стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» к жанру элегии. Здесь можно найти следующие его признаки: скорбные, несколько жалобные, печальные мотивы, пейзажность (кратко изображаются красоты Грузии), наличие воспоминаний о прошлом и философских настроений (размышления о любви в жизни человека, эмоциях личности).
Обычно элегии относятся к сентиментализму или романтизму, ибо в центре внимания автора находятся сильные чувства, неподвластные разуму. Кроме того, изображается природа, которая служит фоном для переживаний лирического героя.
Размер стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — в строках чередуется четырехстопный и шестистопный ямб с пиррихием; рифмовка перекрестная (А-В-А-В).
Композиция
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» не имеет деления на четверостишия, но можно назвать две сюжетных части: краткое введение читателя в атмосферу через окружающий мир (две строки, описывающие горы и реку) и личные размышления на тему тоски по другому человеку (шесть строк).
Таким образом, затрагиваются сразу два мира: внешний (природа) и внутренний (личность).
Образы и символы
Всего в произведении можно различить три образа.
Лирический герой — очевидно, в его образе воплощен сам автор. Он полностью поглощен противоречивыми чувствами, которые не дают спокойно жить. Навязчивые воспоминания о прекрасной даме, огорчение, горячая влюбленность — все это тревожит героя. Но и отбросить эмоции он не может, так как живое сердце не поддается строгому рассудку.
“И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может…”
Прекрасная дама, возлюбленная — она не называется прямо и не появляется как отдельный персонаж, но ее присутствие обозначено словами лирического героя. О ней говорят с грустью, так как дама и становится настоящей причиной уныния.
Природа — этот образ появляется лишь в самом начале, но задает тон всему стихотворению. Ночь, шум реки, который так похож на хаотичные мысли и чувства героя, просторы Грузии становятся фоном для изображения внутренних переживаний личности.
Темы, проблемы, настроение
Главная тема, безусловно, это любовь — одна из самых частых в творчестве Пушкина. Но в данном случае она имеет несколько печальную окраску. Об этом автор говорит прямо, когда обращается к объекту воздыханий.
“Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…”
Любовь здесь — непреодолимая сила, совладать с которой человек не способен.
Кроме того, видны мотивы одиночества.
Несмотря на то, что любовь, по сути, явление прекрасное, она может нести с собой и боль. Лирический герой морально страдает. Да, это не сравнится с сильнейшими душевными терзаниями, так как сам влюбленный отмечает лишь “светлую печаль”, но все же это остается для него довольно негативным опытом. И полностью избавиться от неприятных неоднозначных чувств невозможно, остается их только пережить.
Настроение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» печальное.
Основная идея
Главная мысль, которую хотел донести поэт до читателей, содержится в двух последних строках произведения. Человек не может повелевать сердцем так, как ему вздумается — истинные чувства не удастся скрыть или сдержать. И даже если любовь будет приносить одни огорчения, она все равно будет внутри, с каждым днем разгораясь все сильнее.
Смысл стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» заключается в том, что сердце «не любить не может», а значит, нужно научиться принимать это чувство и быть за него благодарным.
Средства выразительности
Благодаря различным средствам выразительности Пушкин наиболее точно и полно показывает эмоции лирического героя (самого себя) в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Вот тропы с примерами:
- для красочных образов он употребляет эпитет (“печаль светла”),
- метафоры (“лежит ночная мгла”, “сердце горит”, “печаль полна”),
- олицетворение (“сердце любит”, так как сердце — орган, который не наделен возможностью испытывать чувства подобно человеку).
Автор: Инна Колокольникова
Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.
История создания
Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского». На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто.
Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан.
Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.
Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма.
Жанр, направление, размер
Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом.
Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика.
Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года.
Суть: о чем поэма?
В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.
Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами.
История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.
В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.
Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул.
В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.
Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.
Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.
В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.
В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.
Главные герои и их характеристика
В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.
Руслан | Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. |
Людмила | Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера. |
Черномор | Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. |
В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай. Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает, как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни.
Темы
Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:
- Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
- Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
- Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
- Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.
Проблемы
Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.
- Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
- Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
- Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили.
- Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.
Основная идея
Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.
Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого.
Чему учит?
Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели.
Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.
Художественные особенности
Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:
- Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
- Гипербола: «благодарю сердечно бога»
- Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
- Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.
Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:
Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»
Критика
Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький:
«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко.
С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди.
Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека.
Автор: Виктория Комарова
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Э. Бовине. Клод-Виктор Перрен
Этого наполеоновского маршала от других отличает уже то обстоятельство, что он единственный известен всем не по фамилии (Перрен), а по имени. Причиной стало значение этого имени, которое, в буквальном переводе с латинского языка, означает «Победитель». Именно так и стал представляться и подписываться этот человек. Вероятно, вы догадались, что речь пойдёт о маршале Викторе, который в армии имел любопытное прозвище Beau Soleil – буквально «Прекрасное Солнце». Впрочем, предлагается другой, более ироничный и верный вариант перевода – что-то вроде «Красно Солнышко»: так рядового, а потом – сержанта Клода-Виктора сослуживцы прозвали всего лишь за красный цвет его лица. И самому Перрену это прозвище не нравилось.
Юность героя
Наш герой родился 7 декабря 1764 года в городе Ламарш в семье почтенного нотариуса.
Бюст маршала Виктора, город Ламарш
При рождении ему было дано имя Клод-Виктор. Мальчик с раннего возраста проявлял интерес к военному делу. Родители были не в восторге, но в 1781 году он всё же поступил в артиллерийский полк, расквартированный в Гренобле, где уже служил его старший брат. Правда, вакантной оказалась лишь должность барабанщика, но Виктор согласился и на неё. Любопытно, что, согласно преданию, по пути в полк юноше встретился не узнанный им Людовик XVI, который, немного поговорив, пожелал ему удачи в службе (короля будто бы узнали попутчики будущего маршала).
Как вы помните из статьи Луи-Никола Даву. Непобедимый маршал Бонапарта, после известия о падении Бастилии, два будущих маршала, а тогда – сержант Виктор и лейтенант Даву оказались в составе делегации, отправленной в Париж для заявления о приверженности своего полка идеалам революции.
В 1791 году Клод-Виктор, поддавшись уговорам матери, вышел в отставку. Он поселился в Валансе и устроился на работу в уголовный суд местного муниципалитета. Тогда же Клод-Виктор познакомился с дочерью своего начальника – Жанной Жозефиной Мюге. На ней он и женился – 16 мая 1791 года. Но уже в октябре того же года Виктор поступил волонтером в Третий батальон департамента Дром.
Начало службы в республиканской армии
Воевать Клод-Виктор начал в Альпах – против войск Первой антифранцузской коалиции. В республиканской армии дела у него пошли значительно успешнее, чем в королевской: через год мы видим его подполковником и командиром батальона.
Жорж Руже. Подполковник Клод-Виктор Перрен, 1792 г.
В этой должности он и отправляется под Тулон. Здесь Виктор впервые встретился с капитаном Бонапартом, составившим план штурма Тулона. Ключом к Тулону, по мнению Бонапарта, был мыс Кэр: его захват позволял обстреливать британский флот, который после этого был бы вынужден уйти с тулонского рейда (именно так и случилось). В ночь на 17 декабря во время атаки на важный форт «Малый Гибралтар» ранения получили и Бонапарт, и Виктор.
Форт Малый Гибралтар. Фото: randojp.free.fr
Рана Виктора (картечью в живот) была столь тяжела, что мало кто надеялся на его возвращение в строй. Тем не менее 20 декабря 1793 года он получил повышение – чин бригадного генерала. Одновременно с ним генералом становится и Бонапарт. Позже Наполеон напишет о Викторе:
«Это человек надежный… которому я доверял.»
Войны в Италии
В следующий раз Виктор и Бонапарт встретились во время знаменитой Итальянской кампании 1796-1797 гг. Виктор тогда возглавлял 57-ую полубригаду, которая участвовала в сражениях при Лоди, Дего, Риволи. В бою у Ла Фавориты, имевшем большое значение в захвате Мантуи, 57-я полубригада штыками опрокинула линию австрийцев, и в армии её стали называть «Грозной». А Виктор после этого был повышен до звания дивизионного генерала.
В 1799 году Виктор уже командует дивизией, которая сражается против русско-австрийских войск, возглавляемых Суворовым. Вначале под командованием генерала Макдональда Виктор принимает участие в трехдневном сражении при Требии. Затем была битва у Нови, которую у французов начинал генерал Жубер (убитый в самом начале сражения), а заканчивал – Моро. Оба эти сражения, как вы помните, закончились поражением французской армии.
Вернувшись во Францию, Клод-Виктор был назначен комендантом Нанта.
Во время Итальянской кампании 1800 года он отличился в сражении у Монтебелло. Здесь Ланн, имея под командованием всего 8 тысяч бойцов, вступил в бой с 18-тысячным австрийским корпусом генерала Отта. Виктор с 5 тысячным отрядом обошёл один из флангов австрийцев, что и принесло французам победу. Отт с большими потерями отошёл к Алессандрии.
Затем была знаменитая битва при Маренго (14 июня 1800 года), в которой австрийская армия генерала Меласа едва не опрокинула французские войска. Первый удар австрийцев пришёлся по дивизиям Гардана и Шамборлака, входившим в корпус Виктора. Некоторое время они держались, потом начали медленно отступать, и Наполеон отправил на помощь части Мюрата и Ланна. В это время около 2000 австрийских кавалеристов генерала Пилати, переправившись через ручей, стали рубить французских пехотинцев, но были отогнаны конными полками Келлермана. Солдаты генерала Отта под картечным огнём навели мосты через ручей и ворвались в Маренго, вытеснив оттуда 44-ую полубригаду французов. Бонапарт ввёл в бой последние резервы – консульскую гвардию и дивизию Монье. Изменить ситуацию они не смогли, и французы уже были близки к поражению. Командующему австрийской армией, Михаэлю Фридриху Бенедикту Меласу, было уже 70 лет, к тому же он получил лёгкое ранение случайной пулей. Отправив в Вену известие о победе, он покинул поле боя, передав командование начальнику штаба – генералу Заху. В это время подошла дивизия Дезе – около 6 тысяч человек. Оценив ситуацию, 31-летний генерал сказал тогда:
«Первое сражение проиграно. Но еще есть время выиграть второе.»
Удар его дивизии коренным образом изменил ход битвы. Но не бездействовали и другие генералы Бонапарта. Кавалеристы Келлермана в это время опрокинули эскадроны австрийских драгун. Ланн, перегруппировав свои силы, ударил по центру, Мармон поддержал его атаку картечными ударами 12 выдвинутых вперёд артиллерийских орудий. Австрийцы бежали до Алессандрии. А генерал Дезе погиб в самом начале атаки своей дивизии.
Генерал Луи Шарль Антуан Дезе на гравюре Р. Лефевра
«Затишье перед бурей»
В 1801 году, после заключения Амьенского мирного договора, Виктор был назначен на должность посла в Дании.
В 1802 году он развёлся с первой женой, а 1803-м – заключил брак с голландкой Вильгельминой Юлианой Восх ван Авесаат. Позже она стала придворной дамой императрицы Жозефины.
Кампании 1806-1807 гг.
В армию генерал Клод-Виктор Перрен вернулся в 1806 году. Он был назначен начальником штаба V корпуса и получил тяжёлое ранение в сражении у Йены. В январе 1807 г. Виктор получил приказ сформировать X корпус, который должен был осаждать Данциг. Но по пути в Штеттин (буквально за несколько дней до битвы у Прейсиш-Эйлау) попал в плен вместе с адъютантом и ординарцем – был окружён неожиданно появившимися прусскими кавалеристами. В результате французские войска под Данцигом возглавил маршал Лефевр. А Виктора 8 марта 1807 года обменяли на генерала Блюхера, который был взят в плен у Любека в 1806 году.
Обмен Виктора на Блюхера
А затем Виктору представился шанс отличиться, которым он прекрасно воспользовался. Вернувшийся из плена генерал получил под командование I корпус, заменив раненого маршала Бернадота. В решающем сражении той войны под Фридландом Виктор удачно поддержал движение корпуса Нея, атаковавшего левый фланг русской армии. Успех принесло смелое решение выдвинуть вперёд артиллерию корпуса, которая с расстояния 200 шагов буквально расстреливала колонны противника. Под артиллерийским прикрытием войска Виктора и Нея сумели продолжить наступление и ворваться в горящий Фридланд. В результате, в июле 1807 года Виктор получил звание маршала.
Антуан-Жан Гро. Портрет маршала Виктора
Это решение императора, кстати, вызвало неудовольствие у некоторых людей из его близкого окружения, которые считали, что есть и более достойные кандидатуры. Тем более что корпус Виктора был известен своей недисциплинированностью, и даже сам маршал признал в одном из писем к Бонапарту:
«Дух неповиновения растет, несмотря на усилия офицеров поддерживать дисциплину. В результате, в строю находится чуть более четверти солдат. Остальные рассеялись в ходе кампании и творят ужасы, которые превосходят все, что только можно вообразить.»
После окончания этой кампании, по пути из Польши солдаты корпуса Виктора в 1808 году «прославились» своими бесчинствами в Майнце, не только ограбив ряд лавок и домов, но и убив несколько горожан. В таком поведении солдат обвиняли Виктора, считая его недостаточно требовательным командиром, неспособным поддерживать среди своих подчинённых элементарную дисциплину.
Однако Наполеон своего мнения не изменил, а в 1808 году дал Виктору ещё и титул герцога Беллуно (Belluno).
Недоброжелатели, кстати, вспомнив солдатское прозвище маршала, придумали довольно удачный каламбур, уверяя, что император на самом деле «понизил Виктора в звании»: мол, раньше его звали Beau Soleil, а теперь – Belle Lune (то есть был «Красным Солнцем», стал «Красивым Месяцем»).
Виктор в Испании
В 1808 году Виктор получил назначение в Испанию, где вначале действовал неудачно. Так, получив после битвы у Панкорбо приказ преследовать вражескую армию Блейка, он растянул свои войска и поставил под контрудар дивизию генерала Виллата. За это он удостоился выговора, который от имени Наполеона передал ему Бертье:
«Его Величество крайне недоволен, что вы оставили генерала Вилатта одного сражаться с противником, не придя к нему на помощь; ваша вина усугубляется тем, что вы знали об аналогичной ошибке, сделанной маршалом Лефевром, оставив вашу одну дивизию без прикрытия.»
Через 5 дней Виктор исправил свою ошибку, разгромив центр армии Блейка в бою у Эспиносы.
В мае 1809 года в битве при Меделине Виктору удалось разбить армию генерала Куэсте.
В битве при Чиклане (5 марта 1811 года) Виктор отразил атаку англичан, пытавшихся деблокировать Кадис.
А вот бой при Баросе оказался для Виктора неудачным: потерпел поражение в столкновении с войсками генерала Грэхема.
1812 год
Летом 1812 года Виктор возглавил IX корпус Великой армии. Однако в бой вступить ему пришлось лишь на последнем этапе той кампании – при отступлении от Москвы. Ему было приказано занять Полоцк, в котором в тот момент находились войска Витгенштейна. В ожесточённом бою солдаты Виктора смогли захватить лишь деревню Смольная, из которой они скоро были выбиты и вынуждены были отступить к Черее.
Между тем остатки Великой армии двигались к Борисову, где находился мост через Березину. Сюда же пришли войска Чичагова, которым 22 ноября удалось выбить из Борисова польские части Домбровского. Таким образом, Великая армия Бонапарта оказалась в мешке: путь вперёд ей преграждала армия Чичагова, сзади и с флангов накатывала армия Кутузова, с севера надвигались войска Витгенштейна.
В районе Студенок кавалеристами из корпуса Удино был найден брод, и саперы стали наводить мосты. IX корпус Виктора получил приказ сдерживать продвижение Витгенштейна. Части Нея и Удино в это время, переправившись на другой берег, приняли на себя удар армии Чичагова.
Британский историк Дэвид Чандлер считал главными героями Березины с французской стороны трех человек. Это маршал Никола-Шарль Удино, подчинённые которого нашли место для переправы, а потом – защищали её от армии Чичагова.
Река Березина около Студенки в ночь 25 ноября. Рисунок из походного журнала гренадера Пильса
Памятник Удино на площади Реджо города Bar le Duc
Генерал Жан-Батист Эбле, руководивший наведением мостов через Березину (он умер от переохлаждения и истощения 31 декабря 1812 года).
Бюст генерала Эбле в Сен-Жан-Рорбахе
Лоуренс Альма-Тадема. «Понтонеры генерала Эбле»
И маршал Виктор, сражавшийся против Витгенштейна.
H. Rousseau. Маршал Виктор
«Славные дела и подвиги маршала Виктора», гравюра Л.Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине, 1823 г.
В Молодечно Мишель Ней попросил Виктора, у которого ещё сохранялся достаточно сильный отряд, занять его место в арьергарде. Однако Виктор ночью втайне от всех увёл своих людей, чего Ней ему никогда не простил.
Последние сражения маршала Виктора
В 1813 году Виктор участвовал в битвах при Дрездене и Лейпциге. Закончилась та кампания уходом французских войск из Германии. Война вступала в последнюю стадию. В 1814 году, несмотря на явное превосходство сил антифранцузской коалиции, Наполеон нанёс союзникам ряд поражений. Однако его маршалы уже не верили в победу. Характерный случай произошёл в городе Люневиль, где Виктор, в ответ на просьбу мэра об эвакуации раненых, ответил ему:
«Не все ли равно, где их захватят враги – здесь или в другом месте. Так или иначе, всем нам конец.»
Получив приказ Наполеона о захвате важного моста в Монтеро, Виктор двинулся к нему слишком медленно и даже остановился на ночь в Вильнёве, хотя до цели оставалось всего несколько миль. В результате мост был занят союзниками, что привело императора в ярость. Мост пришлось теперь брать с боем, который продолжался 6 часов, и в котором погиб зять Виктора – генерал Шато. После этого Наполеон отстранил Виктора от командования корпусом, который теперь возглавил генерал Жерар. Виктора же, немного остыв, Бонапарт поставил во главе двух гвардейских дивизий.
Последним для этого маршала стало сражение у Краона, где Виктор был ранен и выбыл из строя.
Маршал Виктор на службе Бурбонам
После отречения Наполеона от престола (6 апреля 1814 года) и воцарения Людовика XVIII, Виктор принёс ему присягу на верность, получив в качестве благодарности титул пэра и должность командующего войсками в Мезьере. Виктор остался верен королю и после высадки Наполеона в бухте Жуан 1 марта 1815 года. Он даже писал антибонапартистские прокламации, а потом сопровождал Людовика XVIII до Гента. Правда, оттуда он вернулся во Францию, но Наполеона поддержать отказался, и 10 апреля был исключён из списка маршалов.
После поражения Наполеона и возвращения Бурбонов, Виктор оказался одним из немногих сторонников репрессий и, как говорят, способствовал аресту ряда прежних знакомых, поддержавших императора во время его «Ста дней». Он вошёл в число судей маршала Нея и голосовал за казнь этого маршала. Людовик отблагодарил его, назначив генералом Королевской гвардии.
В 1821 году Виктор достиг вершины своей карьеры, получив пост военного министра Франции. Этой должности он лишился в 1823 году. Причиной стал скандал, вызванный исчезновением из казны 22 миллионов франков, выделенных для войны в Испании (французская армия участвовала в подавлении революции в этой стране и восстановлении на престоле короля Фердинанда VII). Виновным в растрате был признан знаменитый ещё со времён революции финансист Уврар, который был отправлен в тюрьму. Подозреваемому в соучастии Виктору пришлось уйти в отставку.
Карл X, последний король из династии Бурбонов, сделал Виктора членом Высшего военного совета Франции.
Последние годы жизни Клода-Виктора Перрена
После окончательного падения династии Бурбонов в 1830 году, Виктор новому монарху присягать не стал, и полностью отошёл от светской и общественной жизни. Отказался он даже от участия в церемонии захоронения останков Наполеона в Доме инвалидов, которое состоялось 15 декабря 1840 года. Единственное, к чему он оказался неравнодушен – так это творчество известного фальсификатора Александра Дюма (Старшего). Возмущённый наглым искажением исторических фактов (некоторые из которых касались и самого Виктора) он даже написал мемуары о событиях 1792-1796 гг.
Клод-Виктор Перрен, почти забытый всеми, умер в 1841 году в возрасте 76 лет и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Могила маршала Виктора на кладбище Пер-Лашез
Рональд Делдерфилд в своей работе «Маршалы Наполеона» написал:
«Быть может, кто-нибудь и оплакивал его, но, даже если это и было так, сведений об этом не сохранилось.»