Это семен он рисует картину продолжить рассказ 1 класс

Умк школа россии. 4 классконспект урока. этап урока слайда ход урока деятельность учителя деятельность учащихся организационный момент постановка проблемы

УМК «Школа России». 4 класс

Конспект урока.

Этап урока

№ слайда

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Постановка проблемы урока

Актуализация

знаний

1

2

3

4

Учитель читает стихотворение:

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохранённое во всей красе

Слово это- древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте все!

Слово это сразу не обманет,

В нём сокрыто жизни существо.

В нём- исток всего.

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его! -МАМА!

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Надеюсь, что наше с вами сотрудничество будет интересным!

— Ребята, вы , наверное, уже догадались, что сегодня мы затронем тему материнства.

-Что для вас значит МАМА?

-Как вы думаете, материнскую любовь может проявлять только человек?

-Посмотрите на доску и разгадайте ребус (лебедь).

— Что интересного вы знаете о лебедях?

— Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

— Сегодня вы продолжите знакомство с творчеством С.А Есенина.

— Давайте вспомним что нам известно о его жизни.

(на доске календарь с опорными датами и словами)

  1. 21.сентября 1985г- дата рождения
  2. …бедные крестьяне- родители
  3. В 9 лет…. –написал первые стихи
  4. В 21 год…..- выпущен первый сборник стихов
  5. 28.декабря 1925 – дата смерти

Ребята высказывают своё мнение.

Учащиеся рассказывают информацию о лебедях. Лебёдушка. Высказывают своё предположение.

Подготовка к восприятию стихотворения.

Первичное выразительное чтение стихотворение учителем

5-6

7

8-23

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди. Послушайте стихотворение и подумайте какие чувства у вас вызывает это произведение, а презентация поможет ярче представить эту картину.

Постарайтесь определить тему и главную мысль произведения.

( Учитель выразительно читает стихотворение.)

Слушают стихотворение.

— Какие чувства, настроение вызвало у вас это стихотворение?

— Автор использует слова: лебёдушка, лебежатушки. Как вы думаете, какие чувства он испытывает к этим героям?

-Не напоминает ли вам стихотворение народную песню или сказку?

— Это произведение написано в жанре древне- русской былины .

Чувство грусти, печали.

-Он их любит, относится к ним с нежностью, с лаской.

Физмиутка

24

Гуси лебеди летели

На полянку тихо сели

Головою повертели

Встели-сели

Встали-сели

И обратно улетели

Словарная работа (работа в группах)

25

Словарная работа.

— Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Давайте вспомним литературные приёмы, которые помогают сделать произведение лиричным, поэтичным и выразительным. Объясните значение таких словосочетаний:

Э П И Т Е Т Ы

— покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

— гладь зеркальная — водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

— тихая заводь — небольшой залив в реке с замедленным течением;

— молчаливый затон — длинный нетронутый залив реки;

— трава шелковая – нежная;

— тихозвонные ручейки — спокойно протекающие;

— росинки серебристые — роса прозрачная, под серебро;

— цветы лазоревые — светло-синий тон;

— волны пряные — издающие запах;

О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Я

— зорюшка рассыпала,

— сосны наряжали,

— камыши шепталися,

— перешёптывались лилии,

— цветы улыбались.

С Р А В Н Е Н И Я

-Словно зоренька

-Словно жемчуг

— Как стрела

-Словно брызги

Эпитет, олицетворение, сравнение.

Ребята в группах соединяют подбирают части лебедей и узнают значения слов и сл/сочетаний.

Анализ текста (решение проблемы)

Работа в группах

25

Как вы думаете, на сколько частей можно разделить стихотворение?

— О чём будет говориться в первой части?

— О чём будет вторая часть?

— О чём третья часть?

— На три части.

— Описывается картина раннего утра.

— Лебедь позвала своих лебежатушек гулять, а сама за ними присматривает.

— О гибели лебёдушки.

— Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

— Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Каждая группа выполняет своё задание, а потом его комментирует.

Выборочное чтение

— Прочитайте отрывок, где надвигается беда.

— Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

— Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?

— Могла ли она спастись от смерти?

— Почему она этого не сделала?

— О чём говорит поступок матери – лебеди?

— Такой поступок называется самопожертвованием.

— Мог ли кто-то другой так пожертвовать собой ради лебежат ? Какой еще темой пронизано стихотворение? МАТЕРИНСТВО

— Чему учит это стихотворение?

Учитель подводит итог:

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

Строфы 20 – 21

Строфы 23, 25

Строфа 27

Да

Ради спасения своих детей, ради любви к ним.)

Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.

Дети высказывают своё мнение.

— Учит любить Родину, природу, все живое, учит видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.

Игра

«Если был бы я волшебником»

26

— Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

Дети высказывают свои версии.

Рефлексия урока

27

28

— Ребята, о чём заставил вас задуматься наш урок?

— Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!

Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

Ребята, если урок задел ваши самые трепетные чувства по отношению к матери-лебеди, напишите на сердечках слово МАМА и приклейте на доску на белую лебедь.

— Всех благодарю за работу на уроке.

Домашнее задание

Привести примеры самопожертвования матери ради своих детей.

Урок внеклассного чтения по миниатюре В.Г. Короленко «Огоньки».

Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в светлые начала жизни

Цели:

образовательная — вызвать интерес к творчеству писателя, углубление читательских представлений о художественном тексте, как о знаковой системе и общих подходов к его анализу; углубить представление о жанровой особенности «стихотворение в прозе»;

развивающая — развивать у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов, словесное рисование, отработка понятий: идея, тема произведения, олицетворение;

воспитательная — помочь увидеть позицию автора и его отношение к смыслу жизни.

Оборудование:

Портрет В.Г. Короленко;

Иллюстрации учащихся к миниатюре «Огоньки»;

Раздаточный материал.

Предварительные задания:

  1. что такое стихотворение в прозе

  2. стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Мы еще повоюем!».

Ход урока

Но все-таки… все-таки впереди – огни!

Короленко В.Г.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Рассказы, очерки и повести Короленко давно известны большинству читателей. Уже давно такие произведения писателя, как «Слепой музыкант», «В дурном обществе», «Судный день», «Мороз», «Черкес» и другие, стали любимым чтением нескольких поколений. В чем же сила и значение Короленко? В том, что через все произведения Короленко – большие и малые, через его очерки, записные книжки, письма и через его огромную, блестящую общественную деятельность проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума. (А.П. Платонов)

— С каким произведением вы уже знакомы?

— Определите тему и идею очерка «Парадокс»

— Назовите главных героев.

В.Г. Короленко (1853-1921) прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба, и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей. Герои его книг по натуре своей – борцы. Но они не штурмуют крепости и не сражаются на баррикадах. Они совершают каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами жизни, порой очень жестокими, и не теряют веру в людей и в будущее. Именно таким человеком был и сам Короленко. До своих последних дней он сохранил веру в торжество светлых начал жизни, убежденность в необходимости усилий, чтоб отстоять добро и свет.

3. Целеполагание. Мотивация к действию.

  1. Прослушивание диалога.

Автор: случайно М. Горький услышал разговор 2-х студентов перед экзаменом в коридоре МУ словесного факультета.

1-ый: Ты читал Короленко?

2-ой: Да, меня он восхищает своей верой.

1-ый: Время, когда он жил, было трудное: унижения, преследования, а надо было выживать, а Короленко всегда был великим оптимистом.

2-ой: Слушай, ты прав. Прочитал его рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.

1-ый: Каждый человек имеет право на счастье. Вот человек феномен-калека обделен природой. А какая в нем вера. Здорово.

2-ой: Да, кстати, еще меня поразили его “Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”. Что имел автор этим словом?

1-ый: Я читал, но все-таки еще раз нужно перечитать, чтобы понять позицию автора, его отношение к жизни.

2-ой: Недаром Илья Репин благодарил Короленко за его прекрасную жизнь.

1-ый: Да, в огнях есть надежда.

Автор: Эта встреча надолго оставила след в душе М. Горького, который понял, что Короленко остается идеалом добра, правды.

  1. Слово учителя.

Мы прослушали диалог двух студентов о Короленко. В нем были затронуты некоторые вопросы, требующие ответа.

– О каком произведении шла речь, с которым познакомимся на уроке?

– Назовите проблемные вопросы, на которые мы должны найти ответ?

(В результате анализа текста мы должны ответить на вопросы:

– поразмышлять о назначении “жизни”;

– научиться видеть позицию автора в художественном тексте.)

  1. Из истории создания миниатюры «Огоньки»

«Огоньки» написаны 4 мая 1900 года экспромтом в альбом писательницы М.В. Ватсон. Созданная в классических традициях стихотворений в прозе Тургенева, миниатюра Короленко сразу же завоевала огромную популярность и стала любимым произведением передовых русских читателей предреволюционных лет. Оно ходило по рукам в списках, исполнялось на литературных вечерах, студенческих и рабочих собраниях, его знали наизусть. Заключительные слова:»…жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла… Но все-таки… все-таки впереди — огни!» — воспринимались как прямой призыв к борьбе с силами

реакции и выражали оптимистическую уверенность в светлом будущем.

4. Первичное восприятие

Продолжить ассоциативный ряд к слову «огоньки»: радость, жизнь, тепло, уют, свет, мерцание, надежда.

— Каковы ваши первые впечатления?

— Какую картину рисует ваше воображение? Цвет, музыка?

— Какие чувства вы испытывали, слушая миниатюру?

— Понравилось ли вам произведение? Почему?

5. Работа с текстом

  1. Чтение учителем миниатюры «Огоньки».

— Оправдались ли ваши надежды?

— Как вы думаете, о чем это произведение? Определим тему произведения. (Человеку нужно постоянно стремиться к «огням» — значительным целям, чтобы ощутить себя счастливым).

— Каким чувством проникнуто все произведение? Какова его идея? (Верой в достижение целей).

  1. Литературоведческий анализ

Определить:

Стили речи (художественный)

Жанр речи (Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к. небольшое по объему, бессюжетная композиция). Это лирическое произведение в прозаической форме, т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о красоте, о будущем.

Тип речи (Это повествование, есть элементы рассуждения).

Вывод: В этом рассказе явно присутствует бытовой факт, случай из давнего прошлого перерастает в философское суждение о будущем.

– А как показан автор? Перед нами или нет?

Вывод: В тексте действующее лицо — автор показан не подчеркнуто, а как-то за кадром, как бы ослабляя его активность.

  1. Поразмышляем над текстом

Исследовательская работа

  1. Найдите ключевые слова-образы и дайте ассоциации движения:

ОГОНЕК

ТЬМА

ЖИЗНЬ

ОГНИ

РЕКА

мелькает

пугает

течет

приближаются, побеждая мглу

течет

двигается

несет страх

бывает плохо

сверкают, обещают

бурлит

несет тепло

должна кончиться

дорожит ею

манят

разливается

  1. Какие художественно-выразительные средства использовал автор?

  2. Определите символический смысл слов и выражений:

Путь по реке — ______________________________

Тьма – _____________________________________

Огонек – __________________________________

Ущелья и скалы – _________________________

Приходится налегать на весла -______________

— На сколько частей можно разделить данный текст? (На две части: 1. Мелькнул огонь – недосягаемый свет будущего; 2 – Этот свет можно приблизить своим трудом.)

— От чьего лица ведется повествование? Докажите текстом, что автор-рассказчик оказался в пути не по своей воле. (Случалось мне плыть.)

Вдруг появляются огоньки. Как они воспринимаются и нами, и автором? (И мы, и автор обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они возникают как надежда на тепло, на свет, на окончание пути по мрачной реке.) Докажите текстом. (Вдруг на повороте реки…)

А уместно ли слово “вдруг”? (Я считаю, что да, т.к. оно уместно для начала этого предложения. Указано точно, где мелькнул огонек – впереди, под темными горами, и указывается, что мелькнул ярко, сильно, совсем близко).

— Найдите контрастные образы. (Тьма – свет)

— Итак, произведение построено на контрасте. А каково его назначение? (Я считаю, что этого нетрудно понять, с каким желанием и надеждой скорее закончить плавание, ожидая, автор этого огонька, вдруг благодарственно вздохнул:

Ну, слава богу!”, – напряжение спало и с нас.

Но тут остудил гребец:

Далече!” (читаем).

Гребец повернулся… Далече. Слово “далече” в какой форме дано автором?

Почему так ответил гребец? (Не впервые он совершает нелегкий, небезопасный путь и реплику своего спутника воспринял нерадостно, т.к. знал, что огонек в темени осенней ночи очень обманчив. Поэтому он медлит.)

Назовите глаголы, показывающие неторопливость лодочника. (повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла).

Что означает слово «апатично»? Это слово иностранного происхождения, подберите к нему синонимы из русского языка. (Безразлично, лениво, медленно).

Кто такой гребец?(Это человек опытный, знающий, спокойный, потому что выполняет привычное дело). (читаем) (Я не поверил… Но гребец…)

Какие художественно-выразительные средства использованы автором? (Эпитеты, олицетворения, развернутые метафоры, сравнения).

Прочитаем, как автор говорит о свойствах огней? (Свойство этих ночных огней… А между тем далеко!…. Свойство этих огней говорит о приближении, о надежде).

— Да какие же огоньки? (Автор отличает своеобразие огней: они яркие, обещающие, влекут, манят, движение к светлому).

Найдем и прочитаем картину ночного долгого пути по темной реке. С точки зрения лексики, что же передают глаголы в следующем абзаце? (И долго мы еще плыли… Они передают движение богатое, разнообразное. Меняются ночные картины).

— Сюжет произведения содержит двоякий смысл – прямой и иносказательный, потаенный. Найдите слова, в которых заключен иносказательный смысл. (Иносказательный смысл выражен сдержанно: «Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко» По мнению писателя, люди все же приблизятся к манящим и влекущим к себе «огням».)

— Определите символический смысл слов и выражений: путь по реке (жизненный путь), тьма (тяжелое и беспросветное в жизни: обиды, потрясения, утраты), огонек (надежда на счастье в будущем), ущелья и скалы (преграды, трудности, препятствия), приходится налегать на весла (жить несмотря ни на что; преодолевать трудности, идти к намеченной цели).

6. Сравните миниатюру Короленко со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Мы еще повоюем!». Что их объединяет? (Общая идея и жанр произведения.)

7. Наш урок мне бы хотелось закончить стихотворением М.В. Михайловой:

У каждого из нас своя гора,

В которую необходимо влезть.

Настанет час, и вы, поняв: пора!

Отправитесь. С друзьями или без…

И будет долог или краток путь;

И будет труден или слишком прост,

Но вы настигните когда-нибудь

Свою мечту, поймав ее за хвост.

У одного вершина до небес,

И он стремится всей душою ввысь.

Другому – табурет как Эверест —

Лишь усидеть и не свалиться вниз.

И кто-то, стоя на своей горе,

Увидит новую и выше и трудней.

А кто-то свой на ней поставит крест

И никуда не тронется, ей-ей!

Определите идею стихотворения. (О цели в жизни.)

Действительно, у каждого человека своя цель в жизни: одни мечтают достичь определенных рубежей и быть полезным своей Отчизне, другие ставят более глобальные цели: сохранение мира на Земле, третьи творят и созидают. И мне бы очень хотелось, чтобы и вы ставили цели и достигали их, брали новую планку — стремились к новым победам, имели цель в жизни и надеялись на счастливую жизнь, так как «человек создан для счастья, как птица для полета».

8. Домашнее задание (дифференцированное):

1. Составить синквейн к одному из ключевых образов.

Например:

Огоньки

Сверкающие, манящие

Приближаются, обещают, побеждают тьму,

Приходится налегать на весла,

Впереди — огни.

2. Написать эссе на тему «Но все-таки…все-таки впереди — огни!»

Литеровед предлагает познакомиться с антивоенными произведениями Л. Н. Толстого, объединенными названием «Севастопольские рассказы».

Севастополь в декабре месяце

Произведение состоит из трех отдельных произведений, связанных между собой темой Крымской войны и обороны Севастополя.

Главные герои

Рассказчик – военнослужащий, офицер

Краткое содержание

Произведение начинается с утренней пейзажной зарисовки, тишина которой нарушается «раскатистыми выстрелами».

Повседневные дела сменяют ночное спокойствие. Автор обращается к читателю, описывая свои действия. Он приходит на пристань, выбирает лодку и отправляется на Графскую пристань. Там снуют толпы солдат в серых шинелях, матросы, женщины в пестрых нарядах.

Рассказчик выходит на площадь. Справа расположились баррикады, слева – красивый дом. Рядом с домом стоят солдаты, видны окровавленные носилки. Это «смешение лагерной и городской жизни» создает неприятное впечатление. Автор просит вглядеться в лица людей, чтобы понять главное. Каждый из них выполняет свое дело спокойно и уверенно, «как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске». В этом спокойствии заключается героизм. Если есть сомнения, то нужно прогуляться на бастионы. Там перед глазами предстанут ужасные, грустные, великие, забавные картины.

В здании Собрания расположился госпиталь. Автор говорит о том, что не нужно бояться подойти к раненым. Они рады будут любому общению. Старый солдат ранен в ногу. Он размышляет о том, что не нужно много думать, тогда и больно не будет. «Все больше оттого, что думает человек», — говорит он. Становится совестно отчего-то перед этим человеком.

На полу лежит пухлый, бледный человек. Из-под одеяла виднеется остаток его руки, глаза его закатились кверху, он умирает.

Если нервы крепкие, можно зайти в операционную. Здесь война не с развевающимися знаменами и барабанным боем, здесь война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Страдания этих людей помогают ощутить свое ничтожество.

На улице вы можете увидеть похороны. Пройдя церковь и баррикады, попадаешь в город. Здесь трактиры, лавки, красивые женщины и щеголеватые офицеры. Приходят мысли о твердости их духа, силе воли, самоуверенности. В трактире, послушав разговоры моряков и офицеров, воодушевляешься желанием идти на бастионы. Особенно много говорят о четвертом бастионе, о котором сложилось впечатление, что это верная гибель.

Пройдя еще одну баррикаду, выходишь на большую улицу и поднимаешься по ней. Слышится недалекий свист ядер и бомб. При виде опасности внутри раздается подленький голос, говорящий о том, что лучше бы туда не идти. Нужно заставить этот голос молчать и продолжить путь. Уже совсем рядом слышатся звуки пуль, удары ядра. Мелькает мысль, что это и есть четвертый бастион. На самом деле, это Язоновский редут. Здесь сравнительно безопасно.

Пройдя шагов триста, выходишь на батарею. Офицер покажет все, что заинтересует. Он спокоен, когда свертывает цигарку, когда переходит от одного орудия к другому, когда разговаривает. Вы сами, глядя на него, становитесь спокойным, внимательно слушаете его рассказы, задаете вопросы. Вы узнаете, что этот вал, который находится совсем рядом и откуда то и дело прилетают пули, неприятельский.

Офицер, чтобы удовлетворить тщеславие, постреляет немножко. Матросы зарядят пушку. В их облике видны черты, составляющие русскую силу, простота и упрямство. На каждом лице видны не только злоба и страдание, но и сознание достоинства.

Когда мимо пролетает ответный вражеский снаряд, который мог убить, но не убил, «какое-то отрадное, невыразимо приятное чувство, …, овладевает вами».

Все эти картины рождают убеждение, что невозможно взять Севастополь и поколебать силу русского народа. Причина этого кроется в том чувстве, которое лежит «в глубине души каждого, — любовь к родине». Эти люди на передовой – герои. Они возвысились духом и с наслаждением готовятся к смерти за родину.

Заканчивается рассказ красивым вечерним пейзажем.

Севастополь в мае

Главные герои

Михайлов — штабс-капитан, пехотный офицер, честный, смелый человек.

Краткое содержание

Шесть месяцев идут бои под Севастополем. Порох и кровь не помогают решить проблемы между правителями государств. Если вопрос должен решаться именно дракой, то почему бы не выслать от каждой армии по одному воину. Пусть бы один осаждал город, другой – защищал.

Война – это сумасшествие. Люди не такие уж разумные существа, если воюют.

В осажденном Севастополе играет полковая музыка, по бульвару прогуливаются военные, женщины. Пехотный офицер направился к бульвару. По выражению его лица можно говорить о низком интеллекте, рассудительности и честности этого человека.

Он шел и думал о письме, которое получил от своих друзей из Т. губернии. Товарищ, отставной военный, писал о том, как его жена Наташа живо интересуется тем, что происходит в Севастополе. Михайлов с грустью вспоминал о том, как они сиживали когда-то в беседке по вечерам. Его прежний круг был выше нынешнего. Он танцевал на балах, играл в карты с генералами. Постепенно штабс-капитан перешел к мечтам, в которых он сам становился генералом.

Михайлов подошел к павильону. Ему захотелось поговорить с адъютантом, чтобы узнать последние новости. Он не сразу решился это сделать. Причиной тому было деление на аристократов и неаристократов, которое автор считает нелепым. Особенно странным это было перед лицом смерти. Поэтому пехотный офицер несколько раз прошел мимо кружка аристократов, не решаясь подойти. Кружок этот составляли адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов, ротмистр Праскухин.

Калугин был в хорошем расположении и встретил Михайлова с улыбкой и даже подал руку. Они немного поговорили о фронтовых делах. Аристократы заинтересовались женщинами и ушли. Михайлов прошелся с ними и даже забыл о милом письме.

Как только он переступил порог своей квартиры, увидел маленькую комнату, он вспомнил, что идти на целую ночь в орудийный окоп. Он думал о смерти, ему казалось, что его непременно сегодня убьют. Он пожалел, что пошел не в свою очередь. У него есть чувство долга, он не может иначе. Немного успокоившись, он сел писать письмо отцу. Через десять минут с мокрыми от слез глазами, читая молитвы, он стал одеваться. Он поругал Никиту за нерадение и пьянство. Тот разразился фальшивыми рыданиями и кинулся «целовать руки своего барина».

Михайлов благополучно достиг ложементов, выпил водки и, помолившись, решил вздремнуть.

Аристократы, которых штабс-капитан встретил на бульваре, отправились к Калугину на чай. С них сошла высокомерность, здесь они стали «милыми, веселыми и добрыми ребятами». Князь Гальцин сел за фортепьяно, они с Праскухиным спели цыганскую песню. Потом Гальцин высказался о том, что пехотные офицеры не могут быть храбрыми людьми. Калугин же назвал их героями.

В комнату вошел пехотный офицер с донесением. Присутствующие заторопились по своим местам. У Калугина остался только Гальцин, с которым они наблюдали из окна за светящимися взрывами и выстрелами. Гальцин с содроганием думает о том, что ему придется идти туда, где стреляют. Калугин отправляется на бастион верхом.

С передовой несли и вели под руки толпы раненых. Гальцин пошел на перевязочный пункт. Войдя в первую комнату, он тут же развернулся и выбежал вон. «Это было слишком ужасно!»

В большой зале стоял смрад. Горели несколько свечей. Доктор у входа вносил в список пятьсот тридцать второго раненого. Среди них поступил и Нефердов, у которого было ранение в голову.

Калугин по пути встретил много раненых, но не стал обращать на них внимание, так как такое зрелище плохо действует на психику. У него возникло плохое предчувствие, мысли о смерти. Он стал ободрять себя. Спустившись с лошади. Калугин пошел по траншее в гору. Он пригибался, когда его никто не видел. На людях он шел бравой походкой.

Добравшись до места, Калугин выпил вина и закурил. Он вспомнил о проявленной им слабости и удивился. Пришел капитан, который все шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей. Калугин попросил проводить его, но тот отказался. Калугин пошел один.

Праскухин прибежал к месту и встретил Михайлова. В этот момент враг стал стрелять чаще. Пройдя несколько сот шагов, они столкнулись с бодро шагающим Калугиным. Штабс-капитан описал обстановку и они разошлись. Калугин пошел в блиндаж дожидаться генерала. Он подумал, что Михайлов не отличается смелостью.

Через некоторое время стало известно, что ложементы были отбиты. Калугин с бароном Пестом вышел из блиндажа. Юнкер рассказал, как он заколол француза, как был убит ротный.

От Песта Калугин узнал о смерти Праскухина. Оказавшись в своей комнате, он почувствовал себя в безопасности. Лежа в постели он рассказал Гальцину все подробности.

Бомба летела прямо на батарею. Все упали на землю. Праскухин был рядом с Михайловым. Он испугался и зажмурился. «Целый мир чувств, мыслей, надежд, воспоминаний промелькнул в его воображении». Он задумался, кого убьет, вспомнил, что должен Михайлову двенадцать рублей. Ожидание смерти не покидало его. Когда разорвалась бомба, ему показалось, что он только контужен. Он попробовал дотянуться до груди, но не смог. Праскухин страшно застонал, сделал некоторое усилие и вытянулся. Он был убит осколком в грудь.

Михайлов упал на землю, зажмурился и стал твердить слова молитвы. Он был ранен камнем в голову. Когда он очнулся, кто-то взял его за плечи. Его перевязали и повели к медпункту. Михайлов считал, что должен остаться с ротой. Тут он вспомнил Праскухина и пошел проверить, жив ли он. Убедившись, что товарищ убит, он отправился догонять батальон.

На другой день на бульваре опять играла музыка. Офицеры, солдаты, женщины гуляли около павильона. Адъютанты рассуждают о том, кто был в более опасном месте. Встретившись с раненым Михайловым, они посмотрели на него пренебрежительно. Штабс-капитан не последовал за ними, он сел и закурил.

Враждующие стороны выставили белые флаги. Долина была полна смрадных тел. Люди, исповедующие закон христианской любви, упадут на колени перед ликом господа. После этого белые тряпки будут спрятаны, снова засвистят пули и прольется невинная кровь.

Автор размышляет о том, кто злодей, а кто герой. Он приходит к выводу, что «все хороши и все дурны». Ни Калугин, ни Праскухин, ни Михайлов, ни Пест не могут быть героем повести. Прекрасный  и любимый автором герой повести – это правда.

Севастополь в августе 1855 года

Главные герои

Михаил Козельцов – поручик, получивший ранение в голову и возвращающийся в действующую армию.

Владимир Козельцов – его младший брат, добровольно приехавший воевать в Севастополь.

Краткое содержание

В конце августа из госпиталя ехал поручик Козельцов. В жизни он делал все, что ему хотелось. Он был умен, талантлив, «любил первенствовать над людьми». Козельцов подъехал к станции в Дуванкой, она была полна народа. Он вошел в комнату, оглянулся и не увидел ни одного знакомого лица. С любопытством он стал прислушиваться к разговорам.

Один офицер признался, что едет в Севастополь по собственному желанию. Другой возмущался по поводу того, что дорога к Севастополю занимает много времени. Он уже все деньги потратил, а до места еще не добрался. Он словно оправдывался, что наводило на мысль о его трусости. Полгода назад он не был трусом, напротив был патриотом. Когда же на пятой станции услышал рассказы об ужасах войны, раскаялся в своем легкомыслии.

Хозяйка спросила, кто хотел борща. Молодой офицер стал будить своего товарища Козельцова, совсем юного, лет семнадцати. Поручик узнал в нем младшего брата и подошел к нему. Он удивился, почему Владимир не в гвардии. Брат рассказал, что получил взыскание за нарушение. Когда же ему предложили в гвардию, он не хотел уже сам. «Как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество», — сказал он. Когда он оказался в непосредственной близости от войны, ему стало страшно. Его поддерживала мысль, что он теперь поедет вместе с братом.

Братья ехали, трясясь в повозке, думали друг о друге и молчали. Они приехали к месту, узнали, где стоит батарея. Им сказали, что Севастополь уже не тот. Нет ни музыки, ни женщин, ни трактиров. Все разрушено бомбами.

Братья договорились идти порознь. Николаев должен был проводить Володю на Корабельную, а старший брат зайдет к нему завтра. Николаев довел юношу до батареи и ушел, «сознание одиночества в опасности» сдавило сердце. Володю мучил стыд за свою трусость, он разочаровался в самом себе. Володю определили в грязную комнату, откуда выгнали какого-то человека, спавшего на кровати.

Старший Козельцов направился к пятому бастиону. Он принял под командование свою прежнюю роту. Солдаты встречают его радостно.

На следующий день бомбардировка возобновляется с новой силой. Володя сближается с сослуживцами. Особенно ему симпатизирует Вланг. На мортирную батарею требуется офицер. Никто не хочет идти по доброй воле, решили тянуть жребий. Он достался Володе. Его ожидали двадцать артиллерийских солдат. Руководство по артиллерийской стрельбе» здесь бесполезно. Володя бодро шагал впереди, сердце его бешено колотилось. Вланг напуган, Володя подчиняется судьбе.

Юноша не чувствует опасности. Он радуется тому, что хорошо исполняет обязанности, что он не трус. В 12 часов начался штурм Малахова кургана.

Во время французского штурма старший Козельцов смертельно ранен. Он не боится смерти и умирает с мыслью о том, что выполнил долг и ему не в чем упрекнуть себя. Он думает о брате и желает ему «такого же счастья».

Но младшего брата ожидала «не такая участь». Володя командует солдатами и не замечает, что попал в окружение. Он не хочет быть похожим на трусливого Вланга, поэтому упустил возможность спастись, когда юнкер звал его за собой. Вланг свалился в траншею, а когда выглянул посмотреть, где же «его обожаемый прапорщик», увидел что-то в шинели лежащее на том месте, где он стоял.

Юнкер присоединился к своей батарее, в которой от двадцати человек осталось восемь. Вспомнив о Володе, он заплакал.

Войско двигалось прочь от того места, которое отстаивало одиннадцать месяцев. «Чувство самосохранения» и желание скорее выбраться отсюда было в душе каждого. Солдаты снимали шапки и крестились. И все же за этим скрывалось и нечто другое.  Чувства, похожие на стыд и злобу, сжимали сердце. Они оглядывались и грозили врагам.

Стихотворение и анализ «Густой зелёный ельник у дороги»

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг – прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Краткое содержание

%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9 %D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Ж. Баринова. Олень в лесу. 2010

Буквально с первой строчкой произведения мы попадаем в пейзаж зимнего леса: перед нами возникают непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Неожиданно из-за зелёного ельника, выходит великолепный олень. Ступает он неторопливо, с гордостью неся свои роскошные рога. Бунин описывает следы, по которым идёт олень: мы «видим» согнутую еловую ветку, обсыпанную на снег хвою и шерсть оленя, сбитые высокими рогами ветви и следы.

На основании этих следов автор делает заключение о том, что сначала олень ступал неторопливо, а затем принялся стремительно бежать. Возникает закономерный вопрос: от кого мог бежать гордый олень? Ответ лежит на поверхности: он спасался от людей, которые желали его убить. В заключении произведения Бунин выражает искреннее восхищение красотой и могуществом оленя, который сумел выжить и спастись. Благодаря своему стремительному бегу, олень сохранил не только собственную жизнь, но и красоту природы, частью которой он является.

История создания

Автор написал это замечательное стихотворение в 1905 г. Первые читатели смогли ознакомиться с ним спустя год. Изначально произведение носило иное название – «Олень». Некоторое время спустя Бунин решил отказаться от данного названия, посчитав, что оно существенно исказит смысловое восприятие стихотворных строк. Ведь олень, являясь главным героем произведения, выступает лишь неким способом передачи основной идеи.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий пример пейзажной лирики, созданной в свойственной для Бунина манере реализма. Вместе с тем, в произведении очевидны черты литературного направления «модернизм»: автор запечатлевает всего лишь мгновение смертельной опасности. Таким способом он подчёркивает хрупкость жизни, а это свойственно именно модернизму. Стихотворение написано пятистопным ямбом, что помогает передать эмоции лирического героя. Рифмовка перекрёстная: она придаёт произведению особый динамизм.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение включает в себя четыре катрена:

Первая строфа — автор живописует идеалистический пейзаж зимнего леса. На фоне этого пейзажа появляется главное действующее лицо — великолепный олень.

Вторая строфа — мы вдруг осознаём, что лирический герой лично не видел оленя: он судит о животном лишь на основании оставленных им следов. Таким образом, начиная с этой строфы, герой собственной персоной появляется в произведении: он словно ведёт читателей по оленьему следу, периодически указывая на важные детали.

Третья строфа — в ней возникает конфликт, а также присутствует подобие кульминации эпического произведения. К примеру, олений прыжок связан с атакой собачий стаи. Возникает ощущение, словно лирический герой, выйдя на заснеженный луг, собственными глазами наблюдает собачий гон. А быть может, герой просто строит предположение на основании следов оленя: будто бы он побежал в долину, а следом за ним — собаки. Последняя строфа таит в себе загадку: либо лирический герой видит спасающегося бегством оленя, либо он лишь только представляет себе его поведение?

Образы и символы

Чтобы донести до читателей основную идею произведения, Бунин создал прекрасные смысловые образы:

образ оленя — центральный. Он выписан предельно детально и ярко: мы видим его сильные рога, ощущаем его стремительную силу, видим его бег. Из описания мы понимаем: животное невероятно красивое, сильное и молодое: «…олень могучий, тонконогий. К спине откинув тяжкие рога…». Олень является символом природного могущества и свободы;

образ лирического героя — романтический герой смотрит на природу зимнего леса с позиции опытного следопыта: он буквально «читает» историю гордого оленя, которая отражена в природе, словно в зеркале. Герой воспринимает жизнь, словно краткий миг, всячески подчёркивая её хрупкость и ранимость;

образ зимней природы — великолепный олень является важной частью этого образа. Природу лирический герой видит в деталях, в мельчайших подробностях. В лесу он видит не только ельник, но и осинки, крестики, снега сугробы, макушки ёлок и пр. Природа выступает в роли важного действующего лица, наравне с оленем.

Темы и настроение

Основная тема произведения — красота природы. Автор подчёркивает: красота природы не просто восхищает человека, а заставляет его, замерев, любоваться ею. Воплощением природной красоты является гордый олень. Произведение насквозь проникнуто настроением восхищения природной красотой. Широкие просторы, белоснежные снега, хвойные вечнозелёные деревья — это всё заставляет читателей испытывать искреннюю радость и восторг.

Основная идея

В стихотворении автор доносит до нас важную мировоззренческую мысль — человек обязан оберегать, защищать природу. Охотники, идущие по оленьему следу, видели в этом гордом, красивом животном всего лишь добычу, не более того. Они не рассматривали оленя, как важную часть прекрасной дикой природы. Охотники не замечали красоты животного: его красивые рога, смелость, силу… Люди нередко используют природу в корыстных целях, нанося непоправимый вред окружающему миру.

Разработка урока по теме «И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»» по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель:

  • Выявление художественной идеи стихотворения.
  • Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.
  • Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть

1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И.А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья.
Вся молодость моя-скитанья
Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?

(“Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним — как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем — синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю краску, он видит десятки полутонов и оттенков”)

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

— Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

— Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

Биография И. А. Бунина Мои замечания об услышанном
Предки И. А. Бунина
Симеон Бунковский
Анна Бунина, Василий Жуковский
Отец И. А. Бунина, Алексей Николаевич Бунин
Яркие впечатления детства
Книга в жизни И. А. Бунина
Начало литературной деятельности

— Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.

— Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

2. Анализ стихотворения И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Выразительное чтение стихотворения. (прослушивание аудиозаписи). Чтение с учащимися вслух. Какие слова показались незнакомыми? Остинок. Ость — длинный жесткий волос в шерсти животного.

Мы уже неоднократно употребляли слово “тема”. Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.

— В первой строфе шел, натоптал, гнул,

— Во второй строфе скреб

— В четвертой уходил, уносил

— Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.

Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям (осыпались крестики и остинки с макушек елей). Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении. Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен (“натоптал тропинок”), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов (“белым зубом скреб”). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.

Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.

Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире). Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды. Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: “И далеко в лугу/ Теряется собачий гон. ”

Третье четверостишие заканчивается многоточием.

Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:

— задержись на предыдущем слове;

— обрати особое внимание на следующее слово;

— написанное здесь значит больше, чем просто слова;

— я очень взволнован;

— я не могу подобрать нужного слова;

Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

— Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь “ветки”, обитые рогами на бегу” является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: “Я очень взволнован”.

— Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение “литературоведа” о символическом значении образа оленя в мифах.

Сообщение “искусствоведа” о картине Клода Лоррана “Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя”.

Исследовательская работа с текстом.

— Запишите лексическое значение слов.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

— Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “красота”. Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

— Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “смерть”. Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

— Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень-это красота.

Прочитаем последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили. Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.

Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

— В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?

Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

— Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество.

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова “Олень”.

Лексическая работа.

— Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

— К чему стремится душа поэта?

Вопреки всем “словам – мучительным трубам”, приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к “огненным берегам” — творению красоты.

— Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”?

— Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Домашнее задание:

  • подготовить рисунок на выставку
  • или выучить стихотворение наизусть

Урок литературы И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги» (5 класс)

Урок литературы 5 класс

Тема: Диалог с поэтическим текстом.

(И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок – исследование

Обучающие: Выявление художественной идеи и подтекста стихотворения;

Развивающие: Формирование навыков выразительного чтения, лингвистического анализа текста, самостоятельной исследовательской работы с учебником и дополнительным материалом;

Воспитательные: Воспитание любви к родной природе, нравственно- эстетических представлений о красоте;

Оборудование урока: Портрет И.А. Бунина, рисунки учащихся; видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е.Крылатова на слова Юрия Энтина;

аудиозапись стихотворения И. А. Бунина;
учебник Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель Г.С. Меркин.- М.: «Русское слово»;

Рабочие листы урока.

На доске эпиграф: «Человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…» (И.А. Бунин «В деревне»)

Лексическая работа: красота, символ, антитеза, аллитерация лирический герой

Создание эмоционального настроя (музыкальный эпиграф — видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е.Крылатова на слова Юрия Энтина; ) – определение формы урока (урок- исследование)

I . Актуализация изученного:

Работа с эпиграфом (определение автора и произведения, из которого взят эпиграф, — рассказ «В деревне»)

Краткие сведения о Бунине (Индивидуальное сообщение « И.А.Бунин -трижды лауреат Пушкинской премии, лауреат Нобелевской премии)

II . Мотивация деятельности:

Слово учителя: Тема урока необычная. Как вы думаете, почему? (это диалог не с человеком, а с текстом).

Обратимся к определению (на доске):

Художественное произведение – это диалог автора с читателем.
Художественный текст – это целый неповторимый мир, живущий по своим законам, это сложно построенный смысл. В нём есть как ясно видимое, так и загадочное, тайное. Читая, мы стремимся понять, что хотел сказать автор, то есть ведем с ним разговор (диалог). Научиться вести диалог с текстом призывает читателя поэтесса М.Цветаева: «А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?»

Запись темы урока в рабочий лист. Определение цели урока учащимися.

(построение алгоритма работы с тестом стихотворения: определить тему, ключевые образы, провести лексическую работу, выявить художественно-изобразительные средства, сформулировать идею).

Слово учителя: Сегодня мы будем работать с художественным текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного лирика И.А.Бунина. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. В гимназии он начал писать стихи и писал их до конца жизни. Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.

III . Работа с текстом стихотворения И.А.Бунина

«Густой зелёный ельник у дороги»

Прослушивание аудиозаписи стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (Читает Игорь Петренко).

— К какому роду литературы вы отнесёте это стихотворение? (Лирика)

— Почему? Каковы задачи лирики?

Групповая работа ( анализ текста):

1 группа определяет тему (выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг); все существительные, относящиеся к образу оленя;

— Сколько слов относятся к образу природы? (12)

— Сколько слов относятся к образу оленя? (12)

(Слов одинаковое количество, значит тема – олень в лесу. Ключевые образы – природа и олень как ее часть). Вывод записывается в таблицу.

2 группа рисует словесную картину каждой строфы, определяет тип речи.

1 строфа – описание (преобладают прилагательные: густой, зеленый, глубокие, пушистые, могучий, тонконогий, тяжкие; из 7 4 являются эпитетами: пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога).

2-3 строфа – повествование (преобладают глаголы: натоптал тропинок, ветку гнул, зубом скреб, много остинок осыпалось, теряется собачий гон)

4 строфа – рассуждение (объясняется, почему так случилось)

3 группа объясняет значение непонятных слов с помощью толкового словаря.

1 строфа Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота

Парная работа

1. Найти кульминацию в стихотворении, определить роль многоточия (3 строфа, повествование и спокойный ритм нарушает слово «вдруг». Многоточие в конце строфы сигнализирует: «я очень взволнован, написанное здесь значит больше, чем просто слова»)

2. Каким представляется рассказчик? Определите тип рассказчика. Кто он? Как это можно доказать?

Рассказчик — повествователь – тут нигде нет «я», «мне». Особенность рассказчика-повествователя в том, что он одновременно везде и нигде. Он всё видит, всё знает, но сам не появляется, а рассказывает о других героях. Кто же тогда является героем этого стихотворения? (олень).

Где же здесь герой-олень? Мы видим его? (нет, рассказчик видит). И не просто видит, он идет по следам оленя. И всё, что он нам об олене рассказывает происходит на самом деле? (в воображении рассказчика).

-Так как это лирическое произведение, то как мы называем рассказчика? (Лирический герой.)

Беседа с классом:

— Разберёмся в настроении лирического героя. Какое же оно? Меняется ли?

СТРОФА 1. Любование и ожидание

СТРОФА 2. Ожидание, вглядывание, поиск

СТРОФА 3. Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг – прыжок!»

— Поменялось ли настроение? Что произошло? Изменилось ли расстояние между лирическим героем и оленем? Как происходит смена действий? Что помогает автору создать стремительность повествования? (знак тире). То есть автор использует поэтический синтаксис.

— Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий? Какой звук? (р-р) :

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил (аллитерация)

СТРОФА 4. Глубокий вздох любования – лирический герой не видит, но в воображении выстраивает картину: «как легко», «как бешено, в избытке сил», «стремительно», «радостно-звериной». «Он красоту от смерти уносил»- высшая точка чувства лирического героя.

— Можно на этом закончить наш диалог с текстом?

А как же тайна? Есть она в стихотворении?

Найти строки, в которых заключена идея (4 строфа)

Он красоту от смерти уносил

Тайный смысл (подтекст) стихотворения

-Помогут вам его понять ключевые слова строфы. Какие? (красота _ смерть)
Только ли о природе стихотворение? (о победе красоты над смертью, добра над злом)

Заключительная беседа:

Почему размышление о красоте Бунин связывает с образом оленя?

(олень не просто образ, это символ, который часто использовался в мифологии, в сказках, в геральдике)

Индивидуальное опережающее задание (презентация «Образ оленя в геральдике»)

Красота – это все прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Построение ассоциативного ряда из понятий, составляющих представление о красоте (динамическая таблица на доске).

Слово учителя: Теперь мы разобрались в содержании, изобразительных средствах стихотворения и готовы к выразительному чтению

(конкурсное чтение – 2 ученика)

Защита творческих проектов (иллюстрации к стихотворению)

5. Рефлексия:

Понравилось стихотворение? Были ли затруднения на уроке? В чём они? Чему научились? Что нового узнали? Что было интересным?

6. Домашнее задание:

Выучите наизусть стихотворение

Составьте сенкан об олене в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…» или сочините стихотворение о природе самостоятельно, использовав в качестве названия слова И.А. Бунина «Мир везде исполнен красоты…»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Исторический роман А. Н. Толстого «Пётр I

Исторический роман «Петр 1″ — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего- это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни. Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя, писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени. Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал- применения своим силам. Здесь было взаимодействие. Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа — Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных изменений .в жизни. Это-ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки зрения художественного раскрытия роли личности в истории, противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий. Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского времени доживают под пером замечательного художника. Центром своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы. Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое: ропща и осуждая царя — «мироеда», «антихриста», простые люди видят в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра 1 ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе — эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину петровской эпохи. Художественным мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое широкое признание в нашей стране.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Это неправда как пишется слитно или раздельно
  • Это неспроста как пишется
  • Это оляпка как пишется
  • Это произведение смешное или грустное рассказ чехова мальчики
  • Это одно и тоже как пишется