Это присказка а вот сказка чередом пойдет

- на прошедших уроках мы с вами очень много узнали о сказке. так, например, мы узнали, что .ответы ребят. -

— На прошедших уроках мы с вами
очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).

— Действительно, скоро сказка
складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с
этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.

Чтение статьи в хрестоматии.

Запись в тетради:

Композиция – построение художественного произведения.

Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.

— Давайте разберемся с этими
понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего
начинаются, как продолжаются  – т.е. с
чем сначала разберемся? (с композицией сказки).

— Так как обычно начинается
сказка?

— Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова —
«жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот,
например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит
дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню
поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это еще не сказка, а  присказка, а сказка
вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…».

— Как вы думаете, а зачем нужна
была присказка?

— Затрудняетесь ответить? А
когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?

— Правильно, слушается она лучше
в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит
голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не
давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы
подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.

— Часто присказки были
юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под
номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову
арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а
присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».

— А вот присказка дразнящая и
сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на
окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые
встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу
подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на
море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый,
а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще
не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и
куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье»
.

А это означает: приготовься ко
всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…

А вот присказка
ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В
Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова
в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель,
куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас –
не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»

Иными словами: перестраивай
душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не
удивляйся; тогда все и узнаешь…

А вот присказка
сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон.
«Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», — а сам как
лист трясется. «Ну, что ж за беда!» — «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!»
— «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» — «Не хочу говорить с
дураком!» — сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у
них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет
впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»

А это значит: вот смешаю тебе
все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины
небывальщины лучше поверишь…

А вот еще сказка, вводящая и
вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей
Анастасиею Прекрасною…»

Эта присказка как будто берет
душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда,
куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она
уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад
концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще
выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали
калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел
колпак, стали в шею толкать».

А это значит: сказка кончилась,
добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло,
а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех
нас с нашего сказочного пира…

— Итак, сказка начинается? ….
(присказкой), а кончается? (концовкой)

— А между присказкой и концовкой
– зачин и развитие действия.

Запись в тетради:

            Композиция волшебной сказки.

            — Присказка,

            — зачин,

            — развитие действия,

            — концовка.

— Разберемся теперь с сюжетом
волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в
последовательности событий).

— Скажите, с какого события
начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с
момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

— А в сказке «Царевна-лягушка»?
(отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)

— А в сказке «Гуси-лебеди»? (с
момента, когда гуси унесли братика)

— Что делали герои дальше во всех
этих сказках? (пускались в путь)

— Известный фольклорист
В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он
называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда
одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать
одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные
действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают
разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных
вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был
пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» — запрет не ходить на улицу, а смотреть
за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два
Ивана крестьянских сына» запрета не было.

— Давайте начнем заполнять
таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.

            Сюжет волшебной сказки

Основные функции
действующих лиц.

1.

Запрет, нарушение
запрета

2.

Отъезд или уход из
дома. Дорога.

3.

Задача, стоящая
перед героем.

4.

Встреча с
помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.

5.

Появление сверхсильного
противника.

6.

Борьба с ним (три
раза). Победа.

7.

Возвращение домой.
Часто свадьба.

8. *

Ложный герой.

9. *

Вновь трудные
испытания.

10. *

Беда ликвидируется.
Узнавание истинного героя.

11. *

Ложный герой
наказывается.

12.

Свадьба.

Значком * обозначаются
функции, которые не всегда бывают в сказках.

Сказка «Два Ивана крестьянских сына»

1.

Седой старичок.
Отдача поклона. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.

Встреча с
помощником-дарителем. Даритель испытывает героя.  Волшебные дары.

2.

Испросив
благословения матери, отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек.
Разъезжаются по разным дорогам.

Отъезд или уход из
дома. Волшебный предмет. Дорога.

3.

Один из братьев
женится, становится царевичем.

Свадьба

4.

Бедная старушка с
худой квартиркой.

Встреча с
помощником.

5.

Освободить город от
двенадцатиглавого змея.

Задача, стоящая
перед героем.

6.

Появление
двенадцатиглавых змеев. Борьба с ними (три раза). Победа.

Появление
сверхсильных противников. Борьба с ними (три раза). Победа.

7.

Водовоз наказан.

Ложный герой.
Узнавание истинного героя. Ложный герой наказывается.

8.

Красная девица –
страшная львица проглатывает царевича.

Появление
сверхсильного противника. Беда.

9.

Борьба Ивана
крестьянского сына со страшной львицей.

Борьба со
сверхсильным противником.

10.

Пир, счастливый
конец.

Пир

            Персонажи волшебной сказки.

            — Герой волшебной сказки: два брата,
любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший
сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.

            — Ложный герой*

            — Сверхсильный противник: Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,

            — Помощники героя:

        Помощники-люди – старичок, бабушка
(которых встречают по дороге),

        Помощники-звери – волк, заяц, конь,
сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.

        Помощники-предметы – клубок,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и
др.

            Помощники-слова «заветные» — 1)
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение
матери. 3) Наставление родителей.

  Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.)
и                                                            сказки
«Гуси-лебеди» (2 вар.) 

ÁÀØÍß
 êîíöå êîíöîâ, ìû íàøëè âðåìÿ è ïîñåòèëè-òàêè ýòó áàøíþ â Áîëîíüå. Âûñî÷àéøóþ òî÷êó ãîðîäà, ðàâíóþ äåâÿíîñòî øåñòè ìåòðàì, ïåøêîì. Ñïåðâà ëåñòíèöà, êàê íîðà â òåëåáàøíå, ïîòîì â ñòåíå ìåòðà òðè òîëùèíîé. Ïîòîì äåðåâÿííàÿ, ìåòðîâîé øèðèíû, î÷åíü êðóòàÿ, ñ íèçêèìè øàòêèìè ïåðèëàìè. Ìû äîøëè óæå äî ñåðåäèíû ïóòè — âíèç îïóñêàëàñü øóìíàÿ ãðóïïà èíîñòðàííûõ ñòóäåíòîâ. Ìû ñïðàâà — íàä ïðîïàñòüþ. Ïðèõîäèëîñü æäàòü íà ëåñòíè÷íûõ ïëîùàäêàõ: ðàçìèíàòüñÿ íà ëåñòíèöàõ òàêîé øèðèíû è ñ òàêèìè ïåðèëàìè î÷åíü íåáåçîïàñíî. Åñëè äîáàâèòü ê ýòîìó, ÷òî ìû ñïðàâà íàä ïðîïàñòüþ, à îíè ëîìÿòñÿ ñâåðõó, íå çàáîòÿñü î ïðåäîñòîðîæíîñòÿõ. Äà, òåõíèêà áåçîïàñíîñòè ó íèõ âîâñå íå íà âûñîòå, ñóäÿ ïî ëåñòíèöàì è ýòîé áàøíå. Äà è íà ñòðîéêàõ ó íèõ êàñêè íå ïðèíÿòû. Èíñòðóêòàæà ïî òåõíèêå áåçîïàñíîñòè òîæå íåò. Ó íàñ â ñîâåòñêîå âðåìÿ ýòî áûëî ïîñòàâëåíî ïîëó÷øå. Âèäàòü, ìû ñåé÷àñ ïåðåíÿëè è ýòî ïëîõîå â èõ ñòðîèòåëüñòâå, íàðÿäó ñî ìíîãèì õîðîøèì. Ñîáåçüÿííè÷àëè, êàê îáû÷íî. Êàê è â óâëå÷åíèå èíîñòðàííîé ôðàçîé.
  Äà, òàê âîò. Ïîêà âçîáðàëèñü, äî÷ü íå ðàç ïîêðûâàëàñü õîëîäíûì ïîòîì. Îò ñòðàõà. Ñôîòîãðàôèðîâàëèñü, ïîëþáîâàëèñü âèäîì
ãîðîäà è íàçàä.
Íà÷èíàÿ ñ ïîëîâèíû âûñîòû — ðÿäîì, â óçåíüêèå oêîøå÷êè âèäíà ñîñåäíÿÿ íàêëîííàÿ áàøíÿ. Íåäîñòðîåííàÿ, áðîøåííàÿ, êàê è âàâèëîíñêàÿ. Äîìà âå÷åðîì ÿ ðàññêàçàë î íåé è òî, ÷òî ñ íåé ñâÿçàíî. Äî âàâèëîíñêîé áàøíè áûë «…îäèí ÿçûê è îäíî íàðå÷èå» è ëþäè ñêàçàëè ñåáå: «..ïîñòðîèì… ãîðîä è áàøíþ âûñîòîé äî íåáåñ
è ñäåëàåì ñåáå èìÿ…».  Êàê ìíîãî çàêëþ÷åíî ïðîâèä÷åñêîãî â ýòèõ íåñêîëüêèõ ñòðîêàõ èç Áèáëèè. Îäèí ÿçûê, îäíî íàðå÷èå. Âñå åäèíî! Íî! Æåëàíèå âàâèëîíÿí ïðîñëàâèòüñÿ íà âåñü ìèð (èìåþùèé óõî äà ñëûøèò), íàøà «ðåâîëþöèÿ âî âñåìèðíîì ìàñøòàáå», «äîãîíèì è ïåðåãîíèì», «ïîñòðîèì ñàìîå ïåðåäîâîå êîììóíèñòè÷åñêîå îáùåñòâî» – âñå ýòî óæå áûëî òàì, åùå ïðè ñòðîèòåëüñòâå Âàâèëîíñêîé áàíè. Åùå òàì, òîãäà, óæå áûë çàêëþ÷åí îòâåò âñåõ ýòèõ Ìàðêñîâ — Ëåíèíûõ — Ñòàëèíûõ. Âñå ýòî óæå áûëî è ðåçóëüòàò îäèí: ÊÐÀÕ ÂÑÅÕ ýòèõ èäåé. Ãîðäûíÿ íàêàçóåìà. È ìû êðè÷àëè íà âåñü ìèð, ÷òî ìû ñàìûå-ñàìûå». Òî íà òî è âûøëî! Òîëüêî ñî çíàêîì ìèíóñ. Êàê è ó äðåâíèõ âàâèëîíÿí: è áàøíþ íå äîñòðîèëè, è ðàçðóãàëèñü, è ñîâåðøåííî ïåðåñòàëè ïîíèìàòü äðóã äðóãà. À ìû ñ ñåìíàäöàòîãî ãîäà íå ñëûøèì è íå ïîíèìàåì äðóã äðóãà, ìû, îäíîãî ÿçûêà è îäíîé íàöèè.  ôèëüìå «Îïòèìèñòè÷åñêàÿ òðàãåäèÿ» ýòî ïðåêðàñíî ïîêàçàíî, êîãäà äâà ðóññêèõ îôèöåðà áåãóò èç íåìåöêîãî ïëåíà è ïîïàäàþò ê ðóññêèì àíàðõèñòàì-ìàòðîñàì è ïî êîìàíäå âîæàêà èõ ðàññòðåëèâàþò: îíè âðàãè, îíè áåëûå. À îôèöåðû ðàäîâàëèñü, ÷òî ïîïàëè ê ñâîèì ê ðóññêèì. Íà äåëå îêàçàëîñü, ÷òî íàøè ðóññêèå. ñâîè — õóæå ÷óæèõ, õóæå íåìöåâ, õóæå âðàãîâ. Èëè äðóãîé ïðèìåð, ëè÷íî ìíîþ íàáëþäàåìûé â ãîðîäå N âî
âðåìÿ ñîâåùàíèÿ ãëàâêîâñêèõ ñòðîèòåëåé ïî ðåêîíñòðóêöèè êîìáàéíîâîãî çàâîäà. Ñîâåùàíèå âåë óïðàâëÿþùèé òðåñòîì — âåñüìà òîëêîâûé è äåëüíûé ÷åëîâåê. Íî ïå÷àòü çàìîðäîâàííîñòè íàøåé ñîâêîâîé èäåîëîãèè â åãî ðå÷àõ ÿâíî âèäíà.
«Îí ñïðàøèâàåò ó îäíîãî èç ãîðîäñêèõ ðóêîâîäèòåëåé-ñòðîèòåëåé
— Ïî÷åìó âû íå âûêîïàëè êîòëîâàí ïîä êîðïóñ «Ä»?
— Òàê, Èâàí Èâàíîâè÷, âû æå âñå ýêñêàâàòîðû ëè÷íî îòïðàâèëè
— ß íå îá ýòîì ñïðàøèâàþ. ß ñïðàøèâàþ, ïî÷åìó âû íå âûêîïàëè
íà ìåòàëëóðãè÷åñêèé çàâîä. êîòëîâàí ïîä êîðïóñ «Ä»?
— ??!
 
 Êóäà æ íàì ïëûòü? Ïðèïëûëè!! Òàê ÷òî ìîæåò ñ èíîñòðàíöàìè ïðîùå è ëåã÷å äîãîâîðèòüñÿ, ÷åì ñî ñâîèìè ðóññêèìè, êîòîðûå è íå âèäÿò, è íå ñëûøàò. Òî÷íî, êàê â äðåâíåì Âàâèëîíå: õîòåëè âûøå âñåõ ïîñòðîèòü, õîòåëè âñåõ óäèâèòü, à âûøåë ïøèê! È íå ïîñòðîèëè, è ñàìè ðàçðóãàëèñü, è ðàçáåæàëèñü ïî âñåìó ìèðó è ñîâåðøåííî ïåðåñòàëè ïîíèìàòü äðóã äðóãà è îòñþäà ïîÿâèëèñü íîâûå ÿçûêè è íàðîäû — òàê áûëî çàäóìàíî Òâîðöîì. Âîò ýòî âñåîáùåå ïåðåìåøèâàíèå ëþäåé è ñîçäàíèå íîâûõ ñîòåí ÿçûêîâ è íàðîäîâ — çà÷åì-òî ýòî æå íóæíî áûëî ñäåëàòü. È ìû íå óäèâëÿåìñÿ ýòîé ðàçíîëèêîñòè, òîìó, ÷òî ñåé÷àñ íå îäèí ÿçûê è íàðîä, à ñîòíè. À ñåé÷àñ èäåò îáðàòíûé ïðîöåññ – îáúåäèíåíèå ÿçûêîâ è íàðîäîâ. Êàê â Çàïàäíîé Åâðîïå. È ïðè÷åì — ìèðíî!

×ÅÍÒÎ
Çäåñü æå, ðÿäîì ñ ìåñòå÷êîì Ôóíî, ãäå ìû ðàáîòàëè, ïðîõîäèëà áîéêàÿ àâòîòðàññà íà ×åíòî — ãîðîäîê â òðèäöàòè êèëîìåòðàõ îò Áîëîíüè, ãäå ìû ñ äî÷åðüþ áûëè íà êàðíàâàëå . ß, êîíå÷íî, óçíàëè ýòó àâòîòðàññó, è íåâîëüíî âñïîìíèë òîò çàìå÷àòåëüíûé èòàëüÿíñêèé ïðàçäíèê. ×åíòî, ×åíòî. ×òî-òî íàïîìèíàåò ìíå ýòî ñëîâî, íå ìîãó âñïîìíèòü è ìó÷àþñü, ÷òî íå âñïîìíþ è, êàæèñü, âîò îíà ðàçãàäêà ýòîãî ñëîâà — ãäå-òî ðÿäîì, è òîëüêî êîãäà óâèäåë êèëîìåòðîâûé ñòîëá ñ öèôðîé äâàäöàòü è ïåðåâåë åãî íà èòàëüÿíñêèé — «âåíòè» — íå ñîâñåì ñòàíäàðòíîå èç ìíîãèõ äåñÿòêîâ è, íåâîëüíî ïåðåéäÿ ê ñ÷åòó ïî ñîòíÿì — òóò æå ïðîñèÿë â ðàäîñòíîì îçàðåíèè: âñïîìíèë, âñïîìíèë, êàê òîò ãåðîé èçâåñòíîãî ÷åõîâñêîãî ðàññêàçà «Ëîøàäèíàÿ ôàìèëèÿ», ÷eíòî — ýòî æå ñòî ïî-èõíåìó! Õì, ñòðàííî, ïî÷åìó æå
òàêîå íàçâàíèå? Ìîæåò, ñîòíÿ? È îíî ñòðàííîâàñòåíüêî!
         À ìàëî ëè íà ñâåòå ñòðàííûõ íàçâàíèé! È ó íàñ òîæå, êàçàëîñü áû, íè÷åãî íå îòðàæàþùèõ. Õîòÿ çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü èìååò ñâîè îáîñíîâàíèÿ. Âîçüìèòå íàâñêèä: Ðîñòî⠖ ïî èìåíè çíàìåíèòîãî ïàòðèàðõà Ðîñòîâêîãî, Ìèëëåðîâî – ïî èìåíè îñíîâàòåëÿ åãî – êàçà÷üåãî ãåíåðàëà, ãðàôà Ìèëëåðà, Âåøåíñêàÿ – îò ñëîâà âåøêè, âåõè, óêàçàòåëè ïóòè â ñòàðèíó îò Àçîâà äî Âîðîíåæà: è, íàêîíåö, Îëüõîâûé Ðî㠖 ìîÿ ìèëàÿ ìàëàÿ Ðîäèíà, íàçâàíèå ñåëà, ïîëó÷åííîå èç-çà îëüõîâîé ðîùè, êðóòûì ðîãîì âûïåðòîé â îñòðîì èçãèáå ðåêè Êàëèòâû.
         À ñàìî íàçâàíèå ãîðîäà Áîëîíüÿ, íå ïî èìåíè ëè Íèêêîëî Áîëîíåòòè, èìåíåì êîòîðîãî íàçâàíà îäíà èç óëèö Áîëîíüè? Äî÷ü âîçðàæàë ïðîòèâ òàêîé âåðñèè, ÿ íàñòàèâàë, òàê êàê î÷åíü ìíîãèå ãåîãðàôè÷åñêèå íàçâàíèÿ ìåñòíîñòåé èìåþò ñâîþ èñòîðèþ íàçâàíèÿ. È äàæå ðàçäåë èñòîðè÷åñêîé íàóêè åñòü, íàçûâàåìûé òîïîíèìèêîé.
Íî âñå ýòî ê ñëîâó. Âñå «… ýòî ïðèñêàçêà, à âîò ñêàçêà ÷åðåäîì ïîéäåò», êàê ïèñàë Ï. Åðøîâ â ìîåì ëþáèìîì «Êîíüêå-Ãîðáóíêå». Ñêàçêà î ñòðàíå Ëèìîíèè, ðàéñêîé çåìëå Èòàëèè. Òîãäà, çèìîé, ïîõîæåé íà íàø àïðåëü, êîãäà ìû ì÷àëèñü â ×åíòî, ÿ áûë ïîðàæåí èõ ÿáëîíåâûìè ñàäàìè: êðîíû äåðåâüåâ ñïëþñíóòû, êàê ó êàìáàëû. Ýòî æå íàäî äîäóìàòüñÿ äî ýòîãî, áðàòöû! È ïðèäóìàþò æå, ÷åðòîâà ïàöàíâà, íàäî æå! Ñêîëüêî ïîëüçû âûãîäû è óäîáñòâà: óäîáíî òðàêòîðàì åçäèòü âäîëü òàêèõ ðÿäîâ è îáðàáàòûâàòü: óäîáíû ïîäõîäû ê äåðåâüÿì ëÿ âñåõ ìàíèïóëÿöèé, âêëþ÷àÿ îáðåçêó è óáîðêó. Êðîíû äåðåâüåâ íàñêâîçü ïðîñâå÷èâàþòñÿ ñîëíöåì. Êðàñîòà âî âñåõ îòíîøåíèÿõ, äà è òîëüêî!
Åäåì â ×åíòî. Àâòîáóñîì. Ñèäÿùàÿ íàïðîòèâ ìåíÿ èòàëüÿíêà âåñüìà ñèìïàòè÷íàÿ, ñ ëèöîì, òèïè÷íûì äëÿ ýòîãî êðàñèâîãî íàðîäà, âñå íèêàê íå ìîãëà ñïðÿòàòü îò ìîåãî âçãëÿäà íåóõîæåííûå, íàòðóæåííûå ðàáîòîé ðóêè, è ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ íåëîâêî, ïðèíèìàÿ íàñ çà èíîñòðàíöåâ, — à ìû òàêîâûìè è áûëè, òîëüêî ñëåãêà çàäðèïàííûìè. Íî íà òî îíà è æåíùèíà, ÷òîáû âñåãäà âûãëÿäåòü ïðèâëåêàòåëüíî âî âñåì, è åñëè îíà íå òàêîâà, òî îñòðî ÷óâñòâóåò ñâîþ íåïîëíîöåííîñòü. Êîëè÷åñòâî óêðàøåíèé íà ïàëüöàõ è óõîæåííîñòü ðóê îïðåäåëÿþò è ïîêàçûâàþò ñîñòîÿòåëüíîñòü, âîñòðåáîâàííîñòü ýòîé æåíùèíû ñî ñòîðîíû ìóæ÷èí. Îäíîãî èëè ìíîãèõ – ýòî óæå íå ñòîëü âàæíî, âàæíî òî, ÷òî îíà âëàñòâîâàëà íàä íàøèì áðàòîì è èçîáèëèå óêðàøåíèé íà åå ðóêàõ, êàê çíàìåíà ïîâåðæåííûõ ãîðîäîâ äëÿ ìóæ÷èíû-ðûöàðÿ.
Àõ, êàêèå ÷óäåñíûå ìåñòå÷êè ìû ïðîåçæàëè. Êàêèå ñòàðèííûå çàìêè, äâîðöû è äîìà ìû âèäåëè. Âîèñòèíó, Èòàëèÿ – ìóçåé ïîä îòêðûòûì íåáîì»
À ñàì ïðàçäíèê! Ýòî æå ïðåëåñòü! Îãðîìíîå ñêîïèùå íàðîäà íà íåøèðîê èõ óëî÷êàõ, ãäå ïî êâàäðàòó êâàðòàëà äðóã çà äðóãîì áåñ-
çàìêè ñ òîëñòûì ãðîìàäíûì íàáîáîì âî ãëàâå, òî öåëûé ïîäâîäíûé
êîíå÷íîé âåðåíèöåé äâèæóòñÿ èìïðîâèçèðîâàííûå òî âîñòî÷íûå
ìèð Íåïòóíà ñ áåñ÷èñëåííûìè íàðÿäíûìè ðóñàëêàìè êðàñàâèöàìè,
íà òîëïó êîíôåòòè, èãðóøêè è ïðî÷àÿ ïðàçäíè÷íàÿ ìèøóðà, ãäå, ê ñâîåé ðàäîñòè, è ÿ ïîéìàë ëåòÿùèé íàäóâíîé êðóã — äëÿ
âíó÷êà Ñòåïèêà.
  È ñïëîøíîå âåñåëüå, ðàäîñòü, óëûáêè, ìóçûêà, îò êîòîðûõ è ìû ñ äî÷åðüþ íå ñìîãëè óñòîÿòü è îäíè èç ïåðâûõ ðèíóëèñü òàíöåâàòü, ñòåñíèòåëüíûõ èòàëüÿíöåâ! Ýõ-ìà — ðàçîøëàñü äóøà, ðàñïëÿñàëèñü, çàæèãàÿ è çàõâàòûâàÿ â ñâîþ îðáèòó âåñåëîãî ðóññêîãî ïåðåïëÿñà íîãè: çíàé íàøèõ! Âïåðâûå áåç ñïèðòíîãî, â îäíîì òîëüêî ýêñòàçå âåñåëüÿ ÿ áûë îïüÿíåí è óäèâëåí ñåìó ôåíîìåíó, ïðîèñøåäøåìó ñî ìíîé: äîìà — áåç ñîòíè-äðóãîé-òðåòüåé ãðàììî⠗ è íîãè êàìåííûå, ÿçûê äåðåâÿííûé, à òóò, ïîäè æ òû — ïüÿí áåç âñÿêîãî âèíà! Âåäü áóòûëêà ïèâà, ÷òî ÿ âûïèë — ýòî òàê, â îäíîì ìåñòå ïîðîøèíà, à âåñåëüÿ — õîòü îòáàâëÿé! È âñå îíè òàê æå: âåñåëû, ñ÷àñòëèâû, íî íå ïüÿíû. Íó, íè îäíîãî èç ìíîãèõ òûñÿ÷! È ïî÷åìó æå ìû â Ðîññèè
áåç âèíà è âîäêè òàêèå ñìóðíûå è íåâåñåëûå? Áåç äóðìàíà — íåò ðàäîñòè? Ïî÷åìó?..
  Äîðîãà íàçàä.  ïåðåïîëíåííîì àâòîáóñå. Ïðèøëîñü ñòîÿòü. Âèäèì, è ó íèõ â òðàíñïîðòå ñòîÿò. Çàêîí ñòèõèè. Âñå õîòÿò â îäíî âðåìÿ óåõàòü.  ÷åì æå îòëè÷èå îò íàñ?  òîì, ÷òî âîäèòåëü àâòîáóñà íè÷åãî íå êëàäåò ñåáå â êàðìàí: âñå ÷åðåç êàññó, ÷åðåç îïëàòó áèëåòîâ, âñå îôèöèàëüíî, âñå ïî çàêîíó. Ïîêà åõàëè — ãäå-òî ìåíÿ, âñïîòåâøåãî îò òàíöåâ-ìàíöåâ, ïðîòÿíóëî. Òî ñîïëè, òî ÷èõ. Ðèòà òî öûêàëà íà ìåíÿ, òî ïîðóãèâàëàñü, òî ïîñìåèâàëàñü. ß ïîëóøóòÿ îãðûçàëñÿ.
      — Îé, çäðàâñòâóéòå, — æåíñêèé ãîëîñ ñ ëåâîãî ñèäåíüÿ, — âû
ðóññêèå? ß ñëûøó ðóññêóþ ðå÷ü, óøè íàâîñòðèëà. È ïîøëà-ïîíåñëàñü ðå÷ü î Ðîññèè, îá Èòàëèè: êòî, ãäå, çà÷åì,
ïî÷åìó. Îíà: åé ëåò òðèäöàòü — ñ ìóæåì-ÿïîíöåì è äåòüìè òîæå áûëè íà êàðíàâàëå. Æèâóò â ßïîíèè, â Òîêèî, çäåñü ïðîåçäîì èç Ïàðèæà ïî åãî äåëàì; îí áèçíåñìåí — óëûáàåòñÿ, ïðèâåòëèâî êèâàåò ãîëîâîé. Îíà èç Õàáàðîâñêà, íî ðîäîì ñ Êóáàíè. Ñ÷àñòëèâà, ÷òî ïî÷òè çåìëÿ÷êà íàì. ß ïðèãëàñèë â Ðîñòîâ â ãîñòè. Îáìåíÿëèñü
àäðåñàìè, òåëåôîíàìè. Ìóæ ùåëêíóë ôîòîàïïàðàòîì, òóò æå âûäàë íàì ãîòîâûå ñíèìêè – âî òåõíèêà! Òî æå â öåíòðå, âîçëå Íåïòóíà, êóäà ìû îò àâòîâîêçàëà øëè êèëîìåòðà ïîëòîðà ïî èõ ãëàâíîé óëèöå Èäíåïåíäåòå, ÷òî â ïåðåâîäå çíà÷èò Íåçàâèñèìîñòü.
  Âñå âðåìÿ, íå óìîëêàÿ, ãîâîðèëà Àíÿ. Îíà òàê ñ÷àñòëèâà âèäåòü è ñëûøàòü íàñ, ðóññêèõ. Ýòî î÷åíü ïîíÿòíî òåì, êòî ïîáûâàë íà ÷óæáèíå. Îíà âåäàëà íàì î Òîêèî, îá îäèíî÷åñòâå òàì, ïîêà íå âçÿëà òóäà ñâîþ ìàìó; î âåæëèâîñòè è êóëüòóðíîñòè ÿïîíöåâ, â ñâîåé áåçáåäíîé, äàæå âåñüìà áîãàòîé æèçíè è çîëî÷åíîé êëåòêå. Âîò òîëüêî ìàòü, äà ïîåçäêà ñþäà â Åâðîïó çà ãîäû çàìóæåñòâà è âñÿ ðàäîñòü íà ôîíå îãðîìíîãî áîãàòñòâà ìóæà. Îõ, íåëåãêî ðóññêèì æåíùèíàì äàåòñÿ çàðóáåæüå, î÷åíü íåëåãêî: êòî â íèùåòå, êàê ìîÿ äî÷ü, êòî, êàê Àíÿ, â çîëî÷åíîé êëåòêå, à êòî è òîðãóÿ ñâîèì ìîëîäûì ñàõàðíûì òåëîì — âèäûâàë ÿ èõ, íàøèõ ðóññêèõ äåâîê-ïóòàí ëåòîì â ïðåäâå÷åðíèé ÷àñ íà âûåçäàõ àâòîäîðîã â Áîëîíüå, ãäå îíè,
ðàçíàðÿæåííûå è ðàñêðàøåííûå, âû õîäèëè íà íî÷íóþ îõîòó. Ìû ñ Àíåé ñ óäîâîëüñòâèåì îáùàëèñü. Äî÷ü øëà ñçàäè ñ ìóæåì, ðàçãîâàðèâàÿ íà ñìåøàííîì ôðàíêî-èòàëüÿíñêîì. Îáìåíèâàåìñÿ âïå÷àòëåíèÿìè î ôåñòèâàëå, î âèäåííîì, óñëûøàííîì. ß Àíå óêàçàë íà ïÿòîå ÷óäî Áîëîíüè ñàäû è îãîðîäû. Íå çðÿ áîëîíñêàÿ êóõíÿ
ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øåé â Èòàëèè è âî âñåé Åâðîïå, à ñàìó Áîëîíüþ íàçûâàþò æèðíîé.
«À åùå êàêèå ÷åòûðå ÷óäà»? — ñïðîñèëà Àíÿ. ß íàçâàë:
À åùå, âîò ñìîòðèòå: ìû ñ÷èòàåì ïàëüöû ñãèáàåì, îíè ðàçãèáàþò. Ó íèõ êóëàêè âñå âðåìÿ ñæàòû, ó íàñ — ðàçæàòû. Îíè â êóëàêàõ äåðæàò äåíüãè – îíè êóëàêè. Ìû â ðàñòîïûðåííûõ ïàëüöàõ íè÷åãî íå èìååì – ìû íèùèå. Ìû ðàñòîïûðåííûå èâ ïàëüöàõ, è â õàðàêòåðå. Àíÿ è Ðèòà ñìåÿëèñü. Ðàññòàëèñü ñ óâåðåíèåì ïèñàòü è çâîíèòü è ñîçíàíèåì ñ îáåèõ ñòîðîí òîãî, ÷òî ýòî òîëüêî ëèøü ïðèëè÷íûå
äëÿ ðàññòàâàíèÿ ñëîâà. Âîò òàêîå áûëî ïðàçäíè÷íîå ×åíòî, ýòîò âåëèêîëåïíûé êàðíàâàë, ïðàçäíèê ðàäîñòè è âåñåëüÿ.

Меня всегда интересовал такой простой на первый взгляд вопрос: каким образом можно в сети быть абсолютно уверенным в том, что тот, кто сидит по ту сторону экрана является именно тем, кем представляется. И всегда казалось, что ответ на этот вопрос — никаким. Это в принципе невозможно. Или, кто-то способен подобный нюанс каким-то образом понять? И можно ли просто пробежавшись по тексту книги понять, а кто ее собственно писал мужчина или женщина? Мой ответ — нет, это так же невозможно, как невозможно предугадать, кто сидит по ту сторону экрана. А вот большинство мужчин уверены, что сделать это очень легко. А так ли это легко на самом деле, или достаточно посмотреть на ник автора, чтобы понять, о чем собственно книга?

Зачем сейчас была эта небольшая прелюдия? А вот зачем.

Присказка.

Собралась как-то небольшая компания близких друзей, чтобы посидеть за бокальчиками рома с колой. Это было летом прошлого года. Мы с Amarаnthe недавно вылезли из Красной зоны и теперь наслаждались коротким отдыхом и ничегонеделаньем.

Слово за слово, речь зашла о сетевой литературе и (это было просто неизбежно) скатилась до так называемой «битвы полов». Причем даже близкие друзья мужского пола уверяли, что писать интересно могут исключительно мужики. На вопросы: почему они так думают, и каким именно образом они умудряются опознать мужика за ником автора, ответ был один: «Вы ничего не понимаете!» Ну, где уж нам понять-то.

В процессе довольно оживленной дискуссии даже возникали попытки зачитывать куски текстов популярных авторов, входящих в первую десятков небожителей АТ. При зачитывании очередного куска shellina подняла руку:

— Стоп, это невозможно. Невозможно так произвести выстрел, как ты это только что прочитал.

— Да как невозможно-то? Ты просто ничего не понимаешь, ты ж женщина!

— А-а-а! И то, что я вообще-то КМС по пулевой стрельбе не учитывается? Ну, ок, логика, конечно, убойная.

Очередной кусок текста вызвал возмущение уже Amaranthe:

— Да что вы с несчастным, как-там-его, парнем с непроизносимым японским именем делаете? Вы вообще в курсе, что для того, чтобы совершить все эти балетные па, ему нужно сломать ногу в двух местах и выдернуть ее из тазобедренного сустава!

— Ты ничего не понимаешь!

— Да куда уж мне, я же всего лишь врач и зачем-то когда-то учила анатомию и физиологию, в том числе разделы о допустимых движениях в каждом конкретном суставе. Это, если выбросить то, что я занималась самбо.

За столом возникла пауза, которая очень быстро стала неловкой.

— Нет, это что же получается? — вот этот вопрос мы задали вместе. — Чтобы иметь хоть какой-то успех, и чтобы нас вообще просто читали, нужно сменить ники на мужские и торжественно передать все тексты нам же, только с мужскими позывными?

— Ну-у-у… возможно… — осторожно сказал Леха.

— С ума сойти, — мы обхватили головы руками. — Да нет, быть того не может. Ведь самое главное — это хорошо писать. Или это все-таки не самое главное. Вот что, а давайте проведем эксперимент. Мы напишем часть книги, а вы выложите ее под своими именами, у вас же есть акки на АТ. — Внезапное предложение заинтересовало почти всех, сидящих за столом, а двое особо сомневающихся закивали головами. — Условия простые — мы никак эту книгу не раскручиваем. Вообще никак. Написана она будет в нашем стиле, ничего мы менять в ней не будем, просто одна из книг про попаданца, ну, скажем, бывшего спецназовца, которому нужно спасти свою новую страну.

— Масштабненько, — произнес Nortox и опрокинул очередную рюмашка.

— Ну а как без этого? — мы синхронно хмыкнули. — Как мы поняли, сюжет не слишком важен на самом деле, главное, как пелось в известной песне Бахыт-компота, чтобы были телки и вода, ну и периодическое махалово, в перерывах между телками. И мужской ник на обложке — это самое важное!

— Еще должны быть эльфы-нацисты! — назидательно подняв указательный палец вверх, добавил Nortox.

— Зачем?

— Потому что эльфы-нацисты всегда в тренде!

— Ну, хорошо, будут вам эльфы-нацисты. Тогда мы начинаем, а вы выкладываете под своими именами?

— И никакой раскрутки? Просто два совершенно никому неизвестных хрена решили побаловаться писаниной?

— Абсолютно. При этом мы не будем ничего писать специально, это будет именно наша книга, в нашем стиле и с нашими приколами. Ну и эльфами-нацистами.

— И множеством телок, — хмыкнула Amaranthe.

— И что вы хотите увидеть в итоге?

— Мы хотим оценить в первую очередь посещаемость, количество просмотров, а также реакцию на сам текст. При этом никакой рекламы, никаких ежедневных прод — прода будет нерегулярная. Но книга будет идти под мужскими никами. Нам просто интересно, почувствует кто-то, что что-то здесь не так, и писалась книга женщинами?

— Срок?

— Думаю, с августа по март следующего года. Для чистоты эксперимента сделаем почти четырехмесячный перерыв между очередными продами. Просто, что поймать просмотры на выходе.

— По рукам.

Это была присказка. На следующий день началась сказка.

***

Эксперимент мы закончили и о его результатах сообщим в следующем посте, как только подобьем итоги. Но одно могу сказать абсолютно уверено, имя на обложке, точнее пол, узнаваемый в этом имени, действительно многое значит. И нет, никто не высказал сомнений в том, что как-то это подозрительно на женскую писанину смахивает.

  • Это рассказ о человеке возвращающемся после войны в свой город
  • Это несправедливо как пишется
  • Это несрочно как пишется
  • Это нечестно как пишется
  • Это несложно как пишется