— На прошедших уроках мы с вами
очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).
— Действительно, скоро сказка
складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с
этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.
Чтение статьи в хрестоматии.
Запись в тетради:
Композиция – построение художественного произведения.
Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.
— Давайте разберемся с этими
понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего
начинаются, как продолжаются – т.е. с
чем сначала разберемся? (с композицией сказки).
— Так как обычно начинается
сказка?
— Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова —
«жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот,
например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит
дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню
поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это еще не сказка, а присказка, а сказка
вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…».
— Как вы думаете, а зачем нужна
была присказка?
— Затрудняетесь ответить? А
когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?
— Правильно, слушается она лучше
в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит
голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не
давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы
подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.
— Часто присказки были
юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под
номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову
арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а
присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».
— А вот присказка дразнящая и
сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на
окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые
встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу
подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на
море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый,
а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще
не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и
куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье»
.
А это означает: приготовься ко
всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…
А вот присказка
ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В
Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова
в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель,
куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас –
не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»
Иными словами: перестраивай
душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не
удивляйся; тогда все и узнаешь…
А вот присказка
сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон.
«Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», — а сам как
лист трясется. «Ну, что ж за беда!» — «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!»
— «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» — «Не хочу говорить с
дураком!» — сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у
них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет
впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»
А это значит: вот смешаю тебе
все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины
небывальщины лучше поверишь…
А вот еще сказка, вводящая и
вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей
Анастасиею Прекрасною…»
Эта присказка как будто берет
душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда,
куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она
уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад
концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще
выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали
калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел
колпак, стали в шею толкать».
А это значит: сказка кончилась,
добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло,
а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех
нас с нашего сказочного пира…
— Итак, сказка начинается? ….
(присказкой), а кончается? (концовкой)
— А между присказкой и концовкой
– зачин и развитие действия.
Запись в тетради:
Композиция волшебной сказки.
— Присказка,
— зачин,
— развитие действия,
— концовка.
— Разберемся теперь с сюжетом
волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в
последовательности событий).
— Скажите, с какого события
начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с
момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).
— А в сказке «Царевна-лягушка»?
(отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)
— А в сказке «Гуси-лебеди»? (с
момента, когда гуси унесли братика)
— Что делали герои дальше во всех
этих сказках? (пускались в путь)
— Известный фольклорист
В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он
называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда
одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать
одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные
действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают
разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных
вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был
пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» — запрет не ходить на улицу, а смотреть
за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два
Ивана крестьянских сына» запрета не было.
— Давайте начнем заполнять
таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.
Сюжет волшебной сказки
Основные функции | |
1. | Запрет, нарушение |
2. | Отъезд или уход из |
3. | Задача, стоящая |
4. | Встреча с |
5. | Появление сверхсильного |
6. | Борьба с ним (три |
7. | Возвращение домой. |
8. * | Ложный герой. |
9. * | Вновь трудные |
10. * | Беда ликвидируется. |
11. * | Ложный герой |
12. | Свадьба. |
Значком * обозначаются
функции, которые не всегда бывают в сказках.
Сказка «Два Ивана крестьянских сына» | ||
1. | Седой старичок. | Встреча с |
2. | Испросив | Отъезд или уход из |
3. | Один из братьев | Свадьба |
4. | Бедная старушка с | Встреча с |
5. | Освободить город от | Задача, стоящая |
6. | Появление | Появление |
7. | Водовоз наказан. | Ложный герой. |
8. | Красная девица – | Появление |
9. | Борьба Ивана | Борьба со |
10. | Пир, счастливый | Пир |
Персонажи волшебной сказки.
— Герой волшебной сказки: два брата,
любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший
сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.
— Ложный герой*
— Сверхсильный противник: Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,
— Помощники героя:
Помощники-люди – старичок, бабушка
(которых встречают по дороге),
Помощники-звери – волк, заяц, конь,
сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.
Помощники-предметы – клубок,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и
др.
Помощники-слова «заветные» — 1)
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение
матери. 3) Наставление родителей.
Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.)
и сказки
«Гуси-лебеди» (2 вар.)
ÁÀØÍß
 êîíöå êîíöîâ, ìû íàøëè âðåìÿ è ïîñåòèëè-òàêè ýòó áàøíþ â Áîëîíüå. Âûñî÷àéøóþ òî÷êó ãîðîäà, ðàâíóþ äåâÿíîñòî øåñòè ìåòðàì, ïåøêîì. Ñïåðâà ëåñòíèöà, êàê íîðà â òåëåáàøíå, ïîòîì â ñòåíå ìåòðà òðè òîëùèíîé. Ïîòîì äåðåâÿííàÿ, ìåòðîâîé øèðèíû, î÷åíü êðóòàÿ, ñ íèçêèìè øàòêèìè ïåðèëàìè. Ìû äîøëè óæå äî ñåðåäèíû ïóòè âíèç îïóñêàëàñü øóìíàÿ ãðóïïà èíîñòðàííûõ ñòóäåíòîâ. Ìû ñïðàâà — íàä ïðîïàñòüþ. Ïðèõîäèëîñü æäàòü íà ëåñòíè÷íûõ ïëîùàäêàõ: ðàçìèíàòüñÿ íà ëåñòíèöàõ òàêîé øèðèíû è ñ òàêèìè ïåðèëàìè î÷åíü íåáåçîïàñíî. Åñëè äîáàâèòü ê ýòîìó, ÷òî ìû ñïðàâà íàä ïðîïàñòüþ, à îíè ëîìÿòñÿ ñâåðõó, íå çàáîòÿñü î ïðåäîñòîðîæíîñòÿõ. Äà, òåõíèêà áåçîïàñíîñòè ó íèõ âîâñå íå íà âûñîòå, ñóäÿ ïî ëåñòíèöàì è ýòîé áàøíå. Äà è íà ñòðîéêàõ ó íèõ êàñêè íå ïðèíÿòû. Èíñòðóêòàæà ïî òåõíèêå áåçîïàñíîñòè òîæå íåò. Ó íàñ â ñîâåòñêîå âðåìÿ ýòî áûëî ïîñòàâëåíî ïîëó÷øå. Âèäàòü, ìû ñåé÷àñ ïåðåíÿëè è ýòî ïëîõîå â èõ ñòðîèòåëüñòâå, íàðÿäó ñî ìíîãèì õîðîøèì. Ñîáåçüÿííè÷àëè, êàê îáû÷íî. Êàê è â óâëå÷åíèå èíîñòðàííîé ôðàçîé.
Äà, òàê âîò. Ïîêà âçîáðàëèñü, äî÷ü íå ðàç ïîêðûâàëàñü õîëîäíûì ïîòîì. Îò ñòðàõà. Ñôîòîãðàôèðîâàëèñü, ïîëþáîâàëèñü âèäîì
ãîðîäà è íàçàä.
Íà÷èíàÿ ñ ïîëîâèíû âûñîòû ðÿäîì, â óçåíüêèå oêîøå÷êè âèäíà ñîñåäíÿÿ íàêëîííàÿ áàøíÿ. Íåäîñòðîåííàÿ, áðîøåííàÿ, êàê è âàâèëîíñêàÿ. Äîìà âå÷åðîì ÿ ðàññêàçàë î íåé è òî, ÷òî ñ íåé ñâÿçàíî. Äî âàâèëîíñêîé áàøíè áûë «…îäèí ÿçûê è îäíî íàðå÷èå» è ëþäè ñêàçàëè ñåáå: «..ïîñòðîèì… ãîðîä è áàøíþ âûñîòîé äî íåáåñ
è ñäåëàåì ñåáå èìÿ…». Êàê ìíîãî çàêëþ÷åíî ïðîâèä÷åñêîãî â ýòèõ íåñêîëüêèõ ñòðîêàõ èç Áèáëèè. Îäèí ÿçûê, îäíî íàðå÷èå. Âñå åäèíî! Íî! Æåëàíèå âàâèëîíÿí ïðîñëàâèòüñÿ íà âåñü ìèð (èìåþùèé óõî äà ñëûøèò), íàøà «ðåâîëþöèÿ âî âñåìèðíîì ìàñøòàáå», «äîãîíèì è ïåðåãîíèì», «ïîñòðîèì ñàìîå ïåðåäîâîå êîììóíèñòè÷åñêîå îáùåñòâî» âñå ýòî óæå áûëî òàì, åùå ïðè ñòðîèòåëüñòâå Âàâèëîíñêîé áàíè. Åùå òàì, òîãäà, óæå áûë çàêëþ÷åí îòâåò âñåõ ýòèõ Ìàðêñîâ — Ëåíèíûõ — Ñòàëèíûõ. Âñå ýòî óæå áûëî è ðåçóëüòàò îäèí: ÊÐÀÕ ÂÑÅÕ ýòèõ èäåé. Ãîðäûíÿ íàêàçóåìà. È ìû êðè÷àëè íà âåñü ìèð, ÷òî ìû ñàìûå-ñàìûå». Òî íà òî è âûøëî! Òîëüêî ñî çíàêîì ìèíóñ. Êàê è ó äðåâíèõ âàâèëîíÿí: è áàøíþ íå äîñòðîèëè, è ðàçðóãàëèñü, è ñîâåðøåííî ïåðåñòàëè ïîíèìàòü äðóã äðóãà. À ìû ñ ñåìíàäöàòîãî ãîäà íå ñëûøèì è íå ïîíèìàåì äðóã äðóãà, ìû, îäíîãî ÿçûêà è îäíîé íàöèè.  ôèëüìå «Îïòèìèñòè÷åñêàÿ òðàãåäèÿ» ýòî ïðåêðàñíî ïîêàçàíî, êîãäà äâà ðóññêèõ îôèöåðà áåãóò èç íåìåöêîãî ïëåíà è ïîïàäàþò ê ðóññêèì àíàðõèñòàì-ìàòðîñàì è ïî êîìàíäå âîæàêà èõ ðàññòðåëèâàþò: îíè âðàãè, îíè áåëûå. À îôèöåðû ðàäîâàëèñü, ÷òî ïîïàëè ê ñâîèì ê ðóññêèì. Íà äåëå îêàçàëîñü, ÷òî íàøè ðóññêèå. ñâîè — õóæå ÷óæèõ, õóæå íåìöåâ, õóæå âðàãîâ. Èëè äðóãîé ïðèìåð, ëè÷íî ìíîþ íàáëþäàåìûé â ãîðîäå N âî
âðåìÿ ñîâåùàíèÿ ãëàâêîâñêèõ ñòðîèòåëåé ïî ðåêîíñòðóêöèè êîìáàéíîâîãî çàâîäà. Ñîâåùàíèå âåë óïðàâëÿþùèé òðåñòîì — âåñüìà òîëêîâûé è äåëüíûé ÷åëîâåê. Íî ïå÷àòü çàìîðäîâàííîñòè íàøåé ñîâêîâîé èäåîëîãèè â åãî ðå÷àõ ÿâíî âèäíà.
«Îí ñïðàøèâàåò ó îäíîãî èç ãîðîäñêèõ ðóêîâîäèòåëåé-ñòðîèòåëåé
— Ïî÷åìó âû íå âûêîïàëè êîòëîâàí ïîä êîðïóñ «Ä»?
— Òàê, Èâàí Èâàíîâè÷, âû æå âñå ýêñêàâàòîðû ëè÷íî îòïðàâèëè
— ß íå îá ýòîì ñïðàøèâàþ. ß ñïðàøèâàþ, ïî÷åìó âû íå âûêîïàëè
íà ìåòàëëóðãè÷åñêèé çàâîä. êîòëîâàí ïîä êîðïóñ «Ä»?
— ??!
Êóäà æ íàì ïëûòü? Ïðèïëûëè!! Òàê ÷òî ìîæåò ñ èíîñòðàíöàìè ïðîùå è ëåã÷å äîãîâîðèòüñÿ, ÷åì ñî ñâîèìè ðóññêèìè, êîòîðûå è íå âèäÿò, è íå ñëûøàò. Òî÷íî, êàê â äðåâíåì Âàâèëîíå: õîòåëè âûøå âñåõ ïîñòðîèòü, õîòåëè âñåõ óäèâèòü, à âûøåë ïøèê! È íå ïîñòðîèëè, è ñàìè ðàçðóãàëèñü, è ðàçáåæàëèñü ïî âñåìó ìèðó è ñîâåðøåííî ïåðåñòàëè ïîíèìàòü äðóã äðóãà è îòñþäà ïîÿâèëèñü íîâûå ÿçûêè è íàðîäû òàê áûëî çàäóìàíî Òâîðöîì. Âîò ýòî âñåîáùåå ïåðåìåøèâàíèå ëþäåé è ñîçäàíèå íîâûõ ñîòåí ÿçûêîâ è íàðîäîâ — çà÷åì-òî ýòî æå íóæíî áûëî ñäåëàòü. È ìû íå óäèâëÿåìñÿ ýòîé ðàçíîëèêîñòè, òîìó, ÷òî ñåé÷àñ íå îäèí ÿçûê è íàðîä, à ñîòíè. À ñåé÷àñ èäåò îáðàòíûé ïðîöåññ îáúåäèíåíèå ÿçûêîâ è íàðîäîâ. Êàê â Çàïàäíîé Åâðîïå. È ïðè÷åì — ìèðíî!
×ÅÍÒÎ
Çäåñü æå, ðÿäîì ñ ìåñòå÷êîì Ôóíî, ãäå ìû ðàáîòàëè, ïðîõîäèëà áîéêàÿ àâòîòðàññà íà ×åíòî — ãîðîäîê â òðèäöàòè êèëîìåòðàõ îò Áîëîíüè, ãäå ìû ñ äî÷åðüþ áûëè íà êàðíàâàëå . ß, êîíå÷íî, óçíàëè ýòó àâòîòðàññó, è íåâîëüíî âñïîìíèë òîò çàìå÷àòåëüíûé èòàëüÿíñêèé ïðàçäíèê. ×åíòî, ×åíòî. ×òî-òî íàïîìèíàåò ìíå ýòî ñëîâî, íå ìîãó âñïîìíèòü è ìó÷àþñü, ÷òî íå âñïîìíþ è, êàæèñü, âîò îíà ðàçãàäêà ýòîãî ñëîâà — ãäå-òî ðÿäîì, è òîëüêî êîãäà óâèäåë êèëîìåòðîâûé ñòîëá ñ öèôðîé äâàäöàòü è ïåðåâåë åãî íà èòàëüÿíñêèé — «âåíòè» — íå ñîâñåì ñòàíäàðòíîå èç ìíîãèõ äåñÿòêîâ è, íåâîëüíî ïåðåéäÿ ê ñ÷åòó ïî ñîòíÿì — òóò æå ïðîñèÿë â ðàäîñòíîì îçàðåíèè: âñïîìíèë, âñïîìíèë, êàê òîò ãåðîé èçâåñòíîãî ÷åõîâñêîãî ðàññêàçà «Ëîøàäèíàÿ ôàìèëèÿ», ÷eíòî ýòî æå ñòî ïî-èõíåìó! Õì, ñòðàííî, ïî÷åìó æå
òàêîå íàçâàíèå? Ìîæåò, ñîòíÿ? È îíî ñòðàííîâàñòåíüêî!
À ìàëî ëè íà ñâåòå ñòðàííûõ íàçâàíèé! È ó íàñ òîæå, êàçàëîñü áû, íè÷åãî íå îòðàæàþùèõ. Õîòÿ çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü èìååò ñâîè îáîñíîâàíèÿ. Âîçüìèòå íàâñêèä: Ðîñòîâ ïî èìåíè çíàìåíèòîãî ïàòðèàðõà Ðîñòîâêîãî, Ìèëëåðîâî ïî èìåíè îñíîâàòåëÿ åãî êàçà÷üåãî ãåíåðàëà, ãðàôà Ìèëëåðà, Âåøåíñêàÿ îò ñëîâà âåøêè, âåõè, óêàçàòåëè ïóòè â ñòàðèíó îò Àçîâà äî Âîðîíåæà: è, íàêîíåö, Îëüõîâûé Ðîã ìîÿ ìèëàÿ ìàëàÿ Ðîäèíà, íàçâàíèå ñåëà, ïîëó÷åííîå èç-çà îëüõîâîé ðîùè, êðóòûì ðîãîì âûïåðòîé â îñòðîì èçãèáå ðåêè Êàëèòâû.
À ñàìî íàçâàíèå ãîðîäà Áîëîíüÿ, íå ïî èìåíè ëè Íèêêîëî Áîëîíåòòè, èìåíåì êîòîðîãî íàçâàíà îäíà èç óëèö Áîëîíüè? Äî÷ü âîçðàæàë ïðîòèâ òàêîé âåðñèè, ÿ íàñòàèâàë, òàê êàê î÷åíü ìíîãèå ãåîãðàôè÷åñêèå íàçâàíèÿ ìåñòíîñòåé èìåþò ñâîþ èñòîðèþ íàçâàíèÿ. È äàæå ðàçäåë èñòîðè÷åñêîé íàóêè åñòü, íàçûâàåìûé òîïîíèìèêîé.
Íî âñå ýòî ê ñëîâó. Âñå «
ýòî ïðèñêàçêà, à âîò ñêàçêà ÷åðåäîì ïîéäåò», êàê ïèñàë Ï. Åðøîâ â ìîåì ëþáèìîì «Êîíüêå-Ãîðáóíêå». Ñêàçêà î ñòðàíå Ëèìîíèè, ðàéñêîé çåìëå Èòàëèè. Òîãäà, çèìîé, ïîõîæåé íà íàø àïðåëü, êîãäà ìû ì÷àëèñü â ×åíòî, ÿ áûë ïîðàæåí èõ ÿáëîíåâûìè ñàäàìè: êðîíû äåðåâüåâ ñïëþñíóòû, êàê ó êàìáàëû. Ýòî æå íàäî äîäóìàòüñÿ äî ýòîãî, áðàòöû! È ïðèäóìàþò æå, ÷åðòîâà ïàöàíâà, íàäî æå! Ñêîëüêî ïîëüçû âûãîäû è óäîáñòâà: óäîáíî òðàêòîðàì åçäèòü âäîëü òàêèõ ðÿäîâ è îáðàáàòûâàòü: óäîáíû ïîäõîäû ê äåðåâüÿì ëÿ âñåõ ìàíèïóëÿöèé, âêëþ÷àÿ îáðåçêó è óáîðêó. Êðîíû äåðåâüåâ íàñêâîçü ïðîñâå÷èâàþòñÿ ñîëíöåì. Êðàñîòà âî âñåõ îòíîøåíèÿõ, äà è òîëüêî!
Åäåì â ×åíòî. Àâòîáóñîì. Ñèäÿùàÿ íàïðîòèâ ìåíÿ èòàëüÿíêà âåñüìà ñèìïàòè÷íàÿ, ñ ëèöîì, òèïè÷íûì äëÿ ýòîãî êðàñèâîãî íàðîäà, âñå íèêàê íå ìîãëà ñïðÿòàòü îò ìîåãî âçãëÿäà íåóõîæåííûå, íàòðóæåííûå ðàáîòîé ðóêè, è ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ íåëîâêî, ïðèíèìàÿ íàñ çà èíîñòðàíöåâ, — à ìû òàêîâûìè è áûëè, òîëüêî ñëåãêà çàäðèïàííûìè. Íî íà òî îíà è æåíùèíà, ÷òîáû âñåãäà âûãëÿäåòü ïðèâëåêàòåëüíî âî âñåì, è åñëè îíà íå òàêîâà, òî îñòðî ÷óâñòâóåò ñâîþ íåïîëíîöåííîñòü. Êîëè÷åñòâî óêðàøåíèé íà ïàëüöàõ è óõîæåííîñòü ðóê îïðåäåëÿþò è ïîêàçûâàþò ñîñòîÿòåëüíîñòü, âîñòðåáîâàííîñòü ýòîé æåíùèíû ñî ñòîðîíû ìóæ÷èí. Îäíîãî èëè ìíîãèõ ýòî óæå íå ñòîëü âàæíî, âàæíî òî, ÷òî îíà âëàñòâîâàëà íàä íàøèì áðàòîì è èçîáèëèå óêðàøåíèé íà åå ðóêàõ, êàê çíàìåíà ïîâåðæåííûõ ãîðîäîâ äëÿ ìóæ÷èíû-ðûöàðÿ.
Àõ, êàêèå ÷óäåñíûå ìåñòå÷êè ìû ïðîåçæàëè. Êàêèå ñòàðèííûå çàìêè, äâîðöû è äîìà ìû âèäåëè. Âîèñòèíó, Èòàëèÿ ìóçåé ïîä îòêðûòûì íåáîì»
À ñàì ïðàçäíèê! Ýòî æå ïðåëåñòü! Îãðîìíîå ñêîïèùå íàðîäà íà íåøèðîê èõ óëî÷êàõ, ãäå ïî êâàäðàòó êâàðòàëà äðóã çà äðóãîì áåñ-
çàìêè ñ òîëñòûì ãðîìàäíûì íàáîáîì âî ãëàâå, òî öåëûé ïîäâîäíûé
êîíå÷íîé âåðåíèöåé äâèæóòñÿ èìïðîâèçèðîâàííûå òî âîñòî÷íûå
ìèð Íåïòóíà ñ áåñ÷èñëåííûìè íàðÿäíûìè ðóñàëêàìè êðàñàâèöàìè,
íà òîëïó êîíôåòòè, èãðóøêè è ïðî÷àÿ ïðàçäíè÷íàÿ ìèøóðà, ãäå, ê ñâîåé ðàäîñòè, è ÿ ïîéìàë ëåòÿùèé íàäóâíîé êðóã — äëÿ
âíó÷êà Ñòåïèêà.
È ñïëîøíîå âåñåëüå, ðàäîñòü, óëûáêè, ìóçûêà, îò êîòîðûõ è ìû ñ äî÷åðüþ íå ñìîãëè óñòîÿòü è îäíè èç ïåðâûõ ðèíóëèñü òàíöåâàòü, ñòåñíèòåëüíûõ èòàëüÿíöåâ! Ýõ-ìà — ðàçîøëàñü äóøà, ðàñïëÿñàëèñü, çàæèãàÿ è çàõâàòûâàÿ â ñâîþ îðáèòó âåñåëîãî ðóññêîãî ïåðåïëÿñà íîãè: çíàé íàøèõ! Âïåðâûå áåç ñïèðòíîãî, â îäíîì òîëüêî ýêñòàçå âåñåëüÿ ÿ áûë îïüÿíåí è óäèâëåí ñåìó ôåíîìåíó, ïðîèñøåäøåìó ñî ìíîé: äîìà áåç ñîòíè-äðóãîé-òðåòüåé ãðàììîâ è íîãè êàìåííûå, ÿçûê äåðåâÿííûé, à òóò, ïîäè æ òû ïüÿí áåç âñÿêîãî âèíà! Âåäü áóòûëêà ïèâà, ÷òî ÿ âûïèë ýòî òàê, â îäíîì ìåñòå ïîðîøèíà, à âåñåëüÿ õîòü îòáàâëÿé! È âñå îíè òàê æå: âåñåëû, ñ÷àñòëèâû, íî íå ïüÿíû. Íó, íè îäíîãî èç ìíîãèõ òûñÿ÷! È ïî÷åìó æå ìû â Ðîññèè
áåç âèíà è âîäêè òàêèå ñìóðíûå è íåâåñåëûå? Áåç äóðìàíà íåò ðàäîñòè? Ïî÷åìó?..
Äîðîãà íàçàä.  ïåðåïîëíåííîì àâòîáóñå. Ïðèøëîñü ñòîÿòü. Âèäèì, è ó íèõ â òðàíñïîðòå ñòîÿò. Çàêîí ñòèõèè. Âñå õîòÿò â îäíî âðåìÿ óåõàòü.  ÷åì æå îòëè÷èå îò íàñ?  òîì, ÷òî âîäèòåëü àâòîáóñà íè÷åãî íå êëàäåò ñåáå â êàðìàí: âñå ÷åðåç êàññó, ÷åðåç îïëàòó áèëåòîâ, âñå îôèöèàëüíî, âñå ïî çàêîíó. Ïîêà åõàëè — ãäå-òî ìåíÿ, âñïîòåâøåãî îò òàíöåâ-ìàíöåâ, ïðîòÿíóëî. Òî ñîïëè, òî ÷èõ. Ðèòà òî öûêàëà íà ìåíÿ, òî ïîðóãèâàëàñü, òî ïîñìåèâàëàñü. ß ïîëóøóòÿ îãðûçàëñÿ.
— Îé, çäðàâñòâóéòå, — æåíñêèé ãîëîñ ñ ëåâîãî ñèäåíüÿ, âû
ðóññêèå? ß ñëûøó ðóññêóþ ðå÷ü, óøè íàâîñòðèëà. È ïîøëà-ïîíåñëàñü ðå÷ü î Ðîññèè, îá Èòàëèè: êòî, ãäå, çà÷åì,
ïî÷åìó. Îíà: åé ëåò òðèäöàòü — ñ ìóæåì-ÿïîíöåì è äåòüìè òîæå áûëè íà êàðíàâàëå. Æèâóò â ßïîíèè, â Òîêèî, çäåñü ïðîåçäîì èç Ïàðèæà ïî åãî äåëàì; îí áèçíåñìåí — óëûáàåòñÿ, ïðèâåòëèâî êèâàåò ãîëîâîé. Îíà èç Õàáàðîâñêà, íî ðîäîì ñ Êóáàíè. Ñ÷àñòëèâà, ÷òî ïî÷òè çåìëÿ÷êà íàì. ß ïðèãëàñèë â Ðîñòîâ â ãîñòè. Îáìåíÿëèñü
àäðåñàìè, òåëåôîíàìè. Ìóæ ùåëêíóë ôîòîàïïàðàòîì, òóò æå âûäàë íàì ãîòîâûå ñíèìêè âî òåõíèêà! Òî æå â öåíòðå, âîçëå Íåïòóíà, êóäà ìû îò àâòîâîêçàëà øëè êèëîìåòðà ïîëòîðà ïî èõ ãëàâíîé óëèöå Èäíåïåíäåòå, ÷òî â ïåðåâîäå çíà÷èò Íåçàâèñèìîñòü.
Âñå âðåìÿ, íå óìîëêàÿ, ãîâîðèëà Àíÿ. Îíà òàê ñ÷àñòëèâà âèäåòü è ñëûøàòü íàñ, ðóññêèõ. Ýòî î÷åíü ïîíÿòíî òåì, êòî ïîáûâàë íà ÷óæáèíå. Îíà âåäàëà íàì î Òîêèî, îá îäèíî÷åñòâå òàì, ïîêà íå âçÿëà òóäà ñâîþ ìàìó; î âåæëèâîñòè è êóëüòóðíîñòè ÿïîíöåâ, â ñâîåé áåçáåäíîé, äàæå âåñüìà áîãàòîé æèçíè è çîëî÷åíîé êëåòêå. Âîò òîëüêî ìàòü, äà ïîåçäêà ñþäà â Åâðîïó çà ãîäû çàìóæåñòâà è âñÿ ðàäîñòü íà ôîíå îãðîìíîãî áîãàòñòâà ìóæà. Îõ, íåëåãêî ðóññêèì æåíùèíàì äàåòñÿ çàðóáåæüå, î÷åíü íåëåãêî: êòî â íèùåòå, êàê ìîÿ äî÷ü, êòî, êàê Àíÿ, â çîëî÷åíîé êëåòêå, à êòî è òîðãóÿ ñâîèì ìîëîäûì ñàõàðíûì òåëîì âèäûâàë ÿ èõ, íàøèõ ðóññêèõ äåâîê-ïóòàí ëåòîì â ïðåäâå÷åðíèé ÷àñ íà âûåçäàõ àâòîäîðîã â Áîëîíüå, ãäå îíè,
ðàçíàðÿæåííûå è ðàñêðàøåííûå, âû õîäèëè íà íî÷íóþ îõîòó. Ìû ñ Àíåé ñ óäîâîëüñòâèåì îáùàëèñü. Äî÷ü øëà ñçàäè ñ ìóæåì, ðàçãîâàðèâàÿ íà ñìåøàííîì ôðàíêî-èòàëüÿíñêîì. Îáìåíèâàåìñÿ âïå÷àòëåíèÿìè î ôåñòèâàëå, î âèäåííîì, óñëûøàííîì. ß Àíå óêàçàë íà ïÿòîå ÷óäî Áîëîíüè ñàäû è îãîðîäû. Íå çðÿ áîëîíñêàÿ êóõíÿ
ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øåé â Èòàëèè è âî âñåé Åâðîïå, à ñàìó Áîëîíüþ íàçûâàþò æèðíîé.
«À åùå êàêèå ÷åòûðå ÷óäà»? — ñïðîñèëà Àíÿ. ß íàçâàë:
À åùå, âîò ñìîòðèòå: ìû ñ÷èòàåì ïàëüöû ñãèáàåì, îíè ðàçãèáàþò. Ó íèõ êóëàêè âñå âðåìÿ ñæàòû, ó íàñ — ðàçæàòû. Îíè â êóëàêàõ äåðæàò äåíüãè îíè êóëàêè. Ìû â ðàñòîïûðåííûõ ïàëüöàõ íè÷åãî íå èìååì ìû íèùèå. Ìû ðàñòîïûðåííûå èâ ïàëüöàõ, è â õàðàêòåðå. Àíÿ è Ðèòà ñìåÿëèñü. Ðàññòàëèñü ñ óâåðåíèåì ïèñàòü è çâîíèòü è ñîçíàíèåì ñ îáåèõ ñòîðîí òîãî, ÷òî ýòî òîëüêî ëèøü ïðèëè÷íûå
äëÿ ðàññòàâàíèÿ ñëîâà. Âîò òàêîå áûëî ïðàçäíè÷íîå ×åíòî, ýòîò âåëèêîëåïíûé êàðíàâàë, ïðàçäíèê ðàäîñòè è âåñåëüÿ.
Меня всегда интересовал такой простой на первый взгляд вопрос: каким образом можно в сети быть абсолютно уверенным в том, что тот, кто сидит по ту сторону экрана является именно тем, кем представляется. И всегда казалось, что ответ на этот вопрос — никаким. Это в принципе невозможно. Или, кто-то способен подобный нюанс каким-то образом понять? И можно ли просто пробежавшись по тексту книги понять, а кто ее собственно писал мужчина или женщина? Мой ответ — нет, это так же невозможно, как невозможно предугадать, кто сидит по ту сторону экрана. А вот большинство мужчин уверены, что сделать это очень легко. А так ли это легко на самом деле, или достаточно посмотреть на ник автора, чтобы понять, о чем собственно книга?
Зачем сейчас была эта небольшая прелюдия? А вот зачем.
Присказка.
Собралась как-то небольшая компания близких друзей, чтобы посидеть за бокальчиками рома с колой. Это было летом прошлого года. Мы с Amarаnthe недавно вылезли из Красной зоны и теперь наслаждались коротким отдыхом и ничегонеделаньем.
Слово за слово, речь зашла о сетевой литературе и (это было просто неизбежно) скатилась до так называемой «битвы полов». Причем даже близкие друзья мужского пола уверяли, что писать интересно могут исключительно мужики. На вопросы: почему они так думают, и каким именно образом они умудряются опознать мужика за ником автора, ответ был один: «Вы ничего не понимаете!» Ну, где уж нам понять-то.
В процессе довольно оживленной дискуссии даже возникали попытки зачитывать куски текстов популярных авторов, входящих в первую десятков небожителей АТ. При зачитывании очередного куска shellina подняла руку:
— Стоп, это невозможно. Невозможно так произвести выстрел, как ты это только что прочитал.
— Да как невозможно-то? Ты просто ничего не понимаешь, ты ж женщина!
— А-а-а! И то, что я вообще-то КМС по пулевой стрельбе не учитывается? Ну, ок, логика, конечно, убойная.
Очередной кусок текста вызвал возмущение уже Amaranthe:
— Да что вы с несчастным, как-там-его, парнем с непроизносимым японским именем делаете? Вы вообще в курсе, что для того, чтобы совершить все эти балетные па, ему нужно сломать ногу в двух местах и выдернуть ее из тазобедренного сустава!
— Ты ничего не понимаешь!
— Да куда уж мне, я же всего лишь врач и зачем-то когда-то учила анатомию и физиологию, в том числе разделы о допустимых движениях в каждом конкретном суставе. Это, если выбросить то, что я занималась самбо.
За столом возникла пауза, которая очень быстро стала неловкой.
— Нет, это что же получается? — вот этот вопрос мы задали вместе. — Чтобы иметь хоть какой-то успех, и чтобы нас вообще просто читали, нужно сменить ники на мужские и торжественно передать все тексты нам же, только с мужскими позывными?
— Ну-у-у… возможно… — осторожно сказал Леха.
— С ума сойти, — мы обхватили головы руками. — Да нет, быть того не может. Ведь самое главное — это хорошо писать. Или это все-таки не самое главное. Вот что, а давайте проведем эксперимент. Мы напишем часть книги, а вы выложите ее под своими именами, у вас же есть акки на АТ. — Внезапное предложение заинтересовало почти всех, сидящих за столом, а двое особо сомневающихся закивали головами. — Условия простые — мы никак эту книгу не раскручиваем. Вообще никак. Написана она будет в нашем стиле, ничего мы менять в ней не будем, просто одна из книг про попаданца, ну, скажем, бывшего спецназовца, которому нужно спасти свою новую страну.
— Масштабненько, — произнес Nortox и опрокинул очередную рюмашка.
— Ну а как без этого? — мы синхронно хмыкнули. — Как мы поняли, сюжет не слишком важен на самом деле, главное, как пелось в известной песне Бахыт-компота, чтобы были телки и вода, ну и периодическое махалово, в перерывах между телками. И мужской ник на обложке — это самое важное!
— Еще должны быть эльфы-нацисты! — назидательно подняв указательный палец вверх, добавил Nortox.
— Зачем?
— Потому что эльфы-нацисты всегда в тренде!
— Ну, хорошо, будут вам эльфы-нацисты. Тогда мы начинаем, а вы выкладываете под своими именами?
— И никакой раскрутки? Просто два совершенно никому неизвестных хрена решили побаловаться писаниной?
— Абсолютно. При этом мы не будем ничего писать специально, это будет именно наша книга, в нашем стиле и с нашими приколами. Ну и эльфами-нацистами.
— И множеством телок, — хмыкнула Amaranthe.
— И что вы хотите увидеть в итоге?
— Мы хотим оценить в первую очередь посещаемость, количество просмотров, а также реакцию на сам текст. При этом никакой рекламы, никаких ежедневных прод — прода будет нерегулярная. Но книга будет идти под мужскими никами. Нам просто интересно, почувствует кто-то, что что-то здесь не так, и писалась книга женщинами?
— Срок?
— Думаю, с августа по март следующего года. Для чистоты эксперимента сделаем почти четырехмесячный перерыв между очередными продами. Просто, что поймать просмотры на выходе.
— По рукам.
Это была присказка. На следующий день началась сказка.
***
Эксперимент мы закончили и о его результатах сообщим в следующем посте, как только подобьем итоги. Но одно могу сказать абсолютно уверено, имя на обложке, точнее пол, узнаваемый в этом имени, действительно многое значит. И нет, никто не высказал сомнений в том, что как-то это подозрительно на женскую писанину смахивает.