Окончив школу, многие из нас забывают изложенные в учебниках правила русского языка, но тем не менее пишут грамотно. В некоторых случаях это врожденное чувство речи, в других – приобретенное ощущение, которое сформировалось на основе тщательно вызубренных и доведенных до автоматизма правил. И порой эти неясно сформированные остатки школьных знаний могут сыграть с нами злую шутку. Как правильно писать: считали или счетали, вытирать или вытерать, замирать или замерать?
Проверочные слова
Счетали или считали, если проверочное – «счет»? Многие со школьных лет помнят правило о проверочных словах. Если корень глагола имеет безударную гласную, а на слух практически невозможно ее определить, то необходимо воспользоваться проверочным словом. Требования к нему очень просты: оно обязано быть однокоренным, а ударение должно падать на неизвестную букву. Например: поглощение – гло́тка, умалять – ма́ло и т. д.
В разговорной речи слово «поглощение» чаще всего звучит как «поглАщение», а «умалять», то бишь, принижать, имеет брата по звучанию, но совсем не родственника по смыслу – это слово «умолять», что значит молить, упрашивать. Первое проверяется словом «мАло», а второе – «мОлится».
Если это правило не помогает…
Как пишутся слова «считать», «протирать», «умирать»? Чувствуется, что во всех примерах присутствует буква И, но ведь проверочные слова – «счет», «терка» и «смерть». В чем же дело?
Все слова, в которых гласная в корне безударная и вызывает сомнения относительно ее написания, разделяют на три основные группы:
- можно проверить с помощью однокоренного слова с ударной гласной;
- гласная в корне чередуется (эти правила нужно запомнить);
- никак не проверяется.
Проверяемые гласные в корне слова, к сожалению, не всегда нас могут выручить.
Например, «апельсин», «коридор», «критерий», «капюшон» и многие другие заимствованные слова чаще всего вызывают вопрос у русского человека касательно их написания. Естественно, если порыться в этимологии, то проверочные слова найдешь, но это намного сложнее, чем запомнить.
Когда гласная И чередуется с Е в корне?
Если в слове присутствуют корни: пер-, дер-, тер-, мер-, бер-, жег-, блес-, чет-, стел-, стер-, то буква Е сменится на И, если после корня будет стоять суффикс -а-.
Как пишутся слова: «считать», «забирать», «упираться», «обжигаться»? С буквой И! Потому что после корней чит-, бир-, пир- и жиг- следует суффикс -а-. Подсчет, но считать; заберет, но забирать; упертый, но упираться и т .д.
Фактически в таких случаях корень бер- видоизменяется на бир-; пер- меняется на пир-; дер- замещается дир-; тер- на тир-; мер- на мир-; жег- на жиг-; стел- на стил-; стер- на стир-, блес- на блис-; чет- на чит-.
Как видим, проверяемые гласные в корне слова здесь не помогут никак, это правило нужно выучить или научиться чувствовать русский язык.
Примеры
Чтобы больше никогда не путать, как правильно: считали или счетали, убирали или уберали, стилили или стелили, нужно запомнить вышеперечисленные корни.
Корень бер-: берет, вберет, взберется, выберет, отберет, переберет, заберет, доберет, изберет и т.д. Но брать, вбирать, взбираться, выбирать и т. д.
Корень пер-: выпереть, допереть, запереть, напереть, подпереть, отпереть, опереть, перила, взаперти. Но допирать, запирать, напирать, подпирать, отпирать, опираться и т.д.
Корень дер-: выдерет, задерет, отдерет, раздерет, сдерет, придерется, подерется. Но выдирать, задирать, раздирать, сдирать, придираться и т. д.
Корень блес-: блеснуть, проблеснуть, блесна, проблеск, блестеть. Но блистать, блистание, блистательный и т. д.
Корень жег(ч)-: выжегшая, выжечь, поджег, ожег (что сделал?), ожог (след на коже, рана). Но зажигать, обжигаться, пережигать, выжигание, зажигание и т. д.
Корень мер-: замереть, умереть, смерть, омертветь, умертвить, мертвец, замертво, смертельная. Но умирать, замирать, отмирать, вымирать и т. д.
Корень стел-: застелить, перестелить, простелить, настелить. Но выстилать, перестилать, подстилать, расстилать, устилать и т. д.
Корень стер-: простереться, но простираться.
Корень тер-: вытереть, дотереть, затереть, натереть, подтереть, протереть, растереть. Но вытирать, дотирать, затирать, натирать, подтирать, протирать, растирать и т. д.
Корень чет(с)-: счет, чета, вычесть. Но считать, насчитать, отсчитать, рассчитать, пересчитать, почитание, предпочитать и т.д.
По этом же принципу нужно формировать и другие слова.
Проверочное слово
К слову «считать», как и к остальным все-таки можно подобрать проверочное слово, например «пересчИтывать». Но это ловушка, так как мы привыкли, что такие «выручалки» более короткие и часто состоят лишь из одного корня. Вряд ли сразу на ум придет такое длинное слово с префиксом и несколькими суффиксами. Скорее всего, в голову взбредет слово «счет» и собьет нас с верного пути.
ПерБер ТерДер МерЖегЧетСтел блестит. Такую незамысловатую считалку предлагают запомнить ученикам в школе, чтобы в дальнейшем подобных трудностей не возникало.
Другие чередования букв в корне слова
Не только Е может меняться на И, но и О может меняться на А. Загар, но загорать; наклон, но накланяться, изложения, но излагать. Как же все запутанно…
Не стоит пугаться. Во-первых, О и А лучше прослушиваются, а, следовательно, шансов сделать ошибку гораздо меньше, во-вторых, есть несколько четко сформулированных правил, которые помогут в этом вопросе.
Без ударения пишется буква О в корнях: гор-, клон-, твор- и плов- (и лишь в корне зор- в безударном положении пишется А). С ударением — буква А (в случае с корнем зар- все наоборот).
Иногда О меняется на А, опираясь на тонкий контекст слова: вымокнуть, но обмакнуть; равные условия, но ровная тропа.
Если объект пропитался жидкостью, пропустил ее через себя, то используется корень мок-; если объект погружают в жидкость, то используется мак-.
Корень равн- присутствует в том случае, если существует два объекта или величины, которые нужно сравнить: сравнивать, уравнять (но поровну и ровесник); если речь идет о поверхности, то корректнее использовать корень ровн-: ровная дорога, сровнять с землей (но равнина).
Напомнив себе данные правила, вы больше не будете задаваться вопросом о том, как правильно — счетали или считали, затирать или затерать, зажигать или зажегать.
Почему? Правописание, правило.
Как правильно пишется слово: «не считая» или «несчитая»?
Как правильно писать слово: «не считая» или «несчитая»?
Какая часть речи слово не считая?
Пример предложения со словом не считая?
3 ответа:
3
0
Сочетание » не считая» часто кажется одним словом. После «не» не происходит паузы. «Не» дополняет семантику «считая», делая значение отрицательным. Не считая некоторых других ложных (несущественных в нашем случае) признаков.
Но при написании слова «не считая» нужно рассуждать так:
- Попробуем сначала отбросить «не«. Морфологически «считая» — это нефинитная (особенная) форма глагола, то есть деепричастие. Эта форма происходит от глагола «считать». При этом глагол «несчитать» не существует.
- Также не существует и особой формы «несчитая», поскольку мы видим, что она используется без частицы «не«.
- Следовательно, нельзя «несчитая» писать слитно. А написанное раздельно — это верное написание.
На изображении наглядно показано соответствующее правило:
Таким же способом пишется и «не считаясь» (с чем-либо или с кем-либо).
Например.
- «В зале сидели три или четыре сотни человек, не считая членов президиума».
0
0
Вы сами правильно и написали. Единственно верный вариант — «не считая». Ибо частица «не» с деепричастными оборотами, коим является слово «считая», пишется раздельно. Действует то же правило, что и в случае с глаголами. Если можно писать деепричастия без «не», значит, пишем раздельно. Не можем употреблять без этой частицы — значит, только слитно. Пример предложения: Девушка совершала покупки, совершенно не считая своих трат.
0
0
Добрый день. Может показаться, что слово «(не)считая» нужно писать слитно, так как хорошо звучит при произношение.
Но если разобраться подробно, то можно узнать, что данное слово является деепричастием и всегда правильно писать раздельно с частицей «не».
Правильный ответ: «не считая».
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
- С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
- С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
- С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
- С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
- Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
- Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
- Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
- Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
- Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
- В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
- После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
- НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
- НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!