Оглавление
Абстракт……………………………………………………………….1-2
Введение……………………………………………………………….. 3
1.Исследовательская часть……………………………………………4-12
1.1.Образ Бабы-Яги в сказках…………………………………………4
1.2Жилище Бабы-Яги………………………………………………….5
1.3.Яга-костяная нога.………………………………………………….5-6
1.4.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках…………………6-10
1.5.Баба-Яга на экране…………………………………………………11-12
Заключение………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………..14
Приложение………………………………………………………………15-24
Абстракт
Цель данного исследования – проследить образ Бабы-Яги, определить ее роль в сказке, попытаться определить происхождение образа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- найти истоки образа Бабы-Яги;
- Установить генеалогию образа;
- Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы-Яги в волшебной сказке.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно, наблюдение, классификация, обобщение).
Гипотеза: если изучить литературные произведения и научные материалы, то можно узнать происхождение образа Бабы-яги.
Если проанализировать образ бабы – яги, ее поступки, то можно получить опыт, который поможет в жизни избежать критические ситуации, либо находить выход из них.
Этапы, процедуры исследования: поиск, планирование действий по изучению материала, обработка полученной информации, анализ литературных произведений и научных статей, систематизация и обобщение материала, анкетирование.
Степень самостоятельности: поиск обширного количества материала на данную тему.
Результаты работы и выводы: В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям».
1
Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
В заключении можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Область практического применения: применять можно как дополнительный материал по литературе, для самостоятельного изучения.
2
Введение
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Сказки — прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, Бабе Яге, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.
В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве, как только начинаем говорить. Русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Топор сам рубит лес ; печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей- лебедей.
— Кто же это Баба – Яга?
Слушая сказки, мы привыкли , что Баба –Яга необходимый персонаж.
Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт , притягивает к сказкам. Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
3
1.Исследовательская часть
1.1Образ Бабы — Яги
Кто же эта Баба – Яга?
Баба — Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.
Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря энциклопедии Britannica – найдешь информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга — это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребенок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира, есть персонаж, родственный русской Бабе Яге. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определение, плохая эта женщина или хорошая. Она просто оставалась желанной Бабой Ягой на великом протяжении множества и моих любимых сказок.
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба-Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна- сказочный персонаж;» род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи.
Баба-Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных сказок. Исторические корни этого образа недостаточно выявлены. Установлено, что истоки образа Бабы-Яги кроются в мифологии – славянской богини смерти. Богиня эта – одна из древнейших. У Яги есть прототипы в других странах. У греков ей соответствует Геката – страшная трехликая богиня смерти, ночи, колдовства и охоты. У германцев – Перхта, Хольда (Хель,Фрау Халлу).
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом, и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи – чехи и словенцы. У индийцев – не менее жуткая Кали.(Приложение 1).
4
1.2. Жилище Бабы-Яги
Согласно сказкам, Баба – Яга живет в лесу на курьих ножках , вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа… («Финист – ясный сокол»);
Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках ( «Иван — Быкович») .
Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит — поворачивается
(«Гуси – Лебеди»)(Приложение 2)
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще.
1.3.Баба-Яга-костяная нога
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила(например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Я узнала из сказок, её основные черты: это женщина старуха.
5
Баба – первая часть имени показывает, что она преклонного возраста. Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.У неё необычная чаще всего – костяная нога.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога.(«Иван – Быкович»)
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»).
Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).
Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе- образ одноногой Яги. Уже её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.
1.4.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга(Приложение 3)
Яга-воительница.
В некоторых славянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша, иногда – мать, жена лил сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится «за тридевять земель в тридесятом царстве», часто – в подземном мире. Она владеет табунами волшебных коней и , чтобы получить такого коня, герой нанимается пастухом к Яге. В некоторых сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается с богатырями, а в случае поражения проваливается под землю, в подземное царство. В основу подобных сказок-легенд о воинственной Яге-воительнице, обитающей где-то очень далеко, вероятно, легли сказания о войнах с царством амазонок. Амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать, как «ура!». (Приложение 4)
6
Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. (Приложение 5)
В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка»,
совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.
Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
Яга-дарительница, тип которой целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов:
«Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
— Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:
7
— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?
— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
— Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
— Спасибо тебе, бабушка!
— Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу – ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).(Приложение 6)
Такой нам с детства знакома Баба-Яга.
а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
Послушай же,ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем);
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
— Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба Яга»
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
— Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. ( «Василиса Прекрасная»)
в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
8
Яга-прародительница; (мать- бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба Яга» )
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей — в роли воителя и похитителя.
Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:
-Ягишна, ведьма
— старуха, колдунья, бабка ,а иногда — мужские:
— Кощей, колдун, Старик-сам с ноготок, борода с локоток, леший,
— Сильный Идолище, «Морозко» .
Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстает как похититель девицы, а иногда как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.(Приложение 7)
Стражница потустороннего мира
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводницей в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
Очень интересен в плане происхождения образ «избушки на курьих ножках». Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на пнях, которые можно обнаружить, при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины, для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Ужас обуревает героя сказки при виде жилища Бабы-Яги: «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?».
9
Иван заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Это, конечно, ритуал. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (царство мертвых), а другой – к лесной опушке (царство живых).
Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван – живой человек, он не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.(Приложение
Хозяйка леса
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-
знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим его миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.(Приложение 9)
Змеиха
Первоначально образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного – черной змеи. Предположительно, само слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи: известно, что общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло, вероятно, по связи со словом «земля». Связью со змеей объясняется и «хромоногость» Бабы-Яги. Одноногие или хромые существа издревле соотносились с образом змеи: в сказках Баба-Яга летает, как мифический змей, к тому же однонога или хромает. Подобно мифическому змею, она поедает человеческое мясо и чует «человеческий дух» (В сказке, когда Яга возвращается домой, где притаился герой, она восклицает: «Фу-фу! Человеческим духом пахнет!») Подобно змеям, Баба-Яга во многих сказках сторожит источники живой и мертвой воды. Также змеи издревле считались существами, сопричастными к стране мертвых, а Баба-Яга соотносится со смертью и с потусторонним миром. (Приложение 10)
10
1.12.Баба-Яга на экране
Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:
- Морозко
- Драгоценный подарок
- Конёк-Горбунок
- Марья-искусница
- Кощей Бессмертный
В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельцер.
В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.
В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.
В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт.
В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.
В фильме «Лиловый шар» роль Бабы-Яги исполнила Светлана Харитонова.
В фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова.
Сказки
Баба-Яга Гуси-лебеди
Царевна-лягушка Василиса Прекрасная
Иван-царевич и Белый Полянин Марья Моревна
11
«Родина» Бабы-Яги
В 2004 г. Село Кукобой было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начина
12
Заключение
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Мною было проведено анкетирование. Я решила узнать, знают ли мои одноклассники сказки, в которых встречается Баба-яга; встречается ли похожий образ в казахском народном творчестве.(Приложение 11)
Проанализировав анкеты, я узнала, что в казахских народных сказках есть тоже похожий образ — Жалмауыз-кемпир («Жаныдыль», «Каражай»).
В дальнейшем мне бы хотелось продолжить эту работу и провести сравнительный анализ образа Бабы-Яги в русских сказках и казахских сказках.
В заключении можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
13
Список используемой литература.
1 .А.Н.Афанасьев.Баба Яга. Русская народная сказка.- М.: ООО «Изд-во Эксмо», 2002.
2.М.Власова. Русские суеверия.- СП «Изд-во «Азбука-классика»,2001.4.Е.Грушко, Ю.Медведев. Словарь славянской мифологии.«Русский купец» и «Братья славяне» из Н-Новгорода, 1996.
3.Журнал «Наука и жизнь», №3,2003. 8.Журнал «Природа и
человек.Свет».№1,2005.
4.Журнал «Чудеса и приключения», №8,1998.
5.Ю.К.Д.Лаушкин. Баба Яга и одноногие боги. Фольклор и этнография.-Л., 19708.Мифологический словарь (под редакцией 6.Е.М.Мелетинского)-М.:Современная энциклопедия, 1990.
7.В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986. 8.В.Я.Пропп. Русская сказка.- Л.: Изд-во ЛГУ,1984.
9.Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Терра»,1996.
10.Информация из интернета. http://ru.wikipedia.org
14
-
Скачать презентацию (1.67 Мб)
-
0 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Исследовательский проект Тема: «Баба-Яга – удивительная героиня русских народных сказок»», включающую в себя 17 слайдов. Скачать файл презентации 1.67 Мб. Для учеников 2 класса. Большой выбор powerpoint презентаций
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
17
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Выполнила: ученица 4 класса Вишникина Дарья
Руководитель: Зотова Н.Е.
Исследовательский проект
Тема:
«Баба-Яга – удивительная героиня русских народных сказок»
МБОУ лицей №4 г. Чехов -
Слайд 2
Актуальность темы
Сказки – прекрасное творение искусства. Русская народная сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно.
Одним из главных героев русских народных сказок является Баба-Яга. -
Слайд 3
Цель исследования
Изучение образа Бабы-Яги в русских народных сказках.
-
Слайд 4
Задачи исследования
1. Выяснить:
— Как появился образ Бабы-Яги?
— Как произошло имя Бабы-Яги?
— Почему у Бабы-Яги избушка на курьих ножках?
— Почему у Бабы-Яги «костяная нога»?
— Зачем Бабе-Яге ступа и помело?
— Зачем Баба-Яга детей в печь хотела посадить?
— Где Родина Бабы-Яги? -
Слайд 5
Объект исследования
Русские народные сказки.
-
Слайд 6
Предмет исследования
Образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
-
Слайд 7
Методы исследования
Чтение книг.
Анализ русских народных сказок.
Описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение)..
Анализ результатов. -
Слайд 8
Гипотеза
Я предполагаю, что Баба-Яга является многообразной героиней русских народных сказок.
-
Слайд 9
Структура исследовательской работы
Подготовительный: изучение проблемы; чтение русских народных сказок.
Основной: сбор информации о Бабе-Яге в различных источниках (сказках, энциклопедиях).
Заключительный: подведение итогов; оформление стенда «Кто же она такая, Баба-Яга?». -
Слайд 10
Происхождение образа Бабы-Яги
Во всех сказках дорога в Тридевятое царство трудна и полна опасностей, а вход в таинственный мир находится в дремучем лесу. Отважному герою самому не справиться, нужен помощник, который и дорогу покажет и с нечистой силой справиться поможет.
Так и появился в сказках образ Бабы-Яги, живущей ровно посередине между двумя мирами и знающей путь в неизвестное. -
Слайд 11
Портрет Бабы-Яги
Чаще всего она представлена с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке.
-
Слайд 12
Как произошло имя Бабы-Яги.
У Бабы-Яги очень много имён – Яга, Ягая Баба, Ягинишна, Ягобова, Ягишна, Ягиха, Ягая.
Происхождение имени «Баба-Яга» неясно, но вариантов объяснения множество:
то ли оно произошло от места жительства Бабы-Яги – соснового таёжного бора, в котором растёт ягель;
То ли от простого словосочетания – Баба в яге (мохнатой шубе без рукавов);
А может быть потому, что на Руси Ягишною называли злую бабу, которая всё время ругалась;
Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она из Индии;
И, наконец, есть предположение, что Баба-Яга – существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. -
Слайд 13
Разнообразие образов Бабы-Яги
Яга-воительница сражается с героями . Во многих сказках сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. В других сказках – ругает и колотит своих помощников (собак, ворота, берёзку, мышей и т.д.).
Яга-похитительница – наиболее распространённый тип сказочной героини. В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный обряд «перепекания ребёнка».
-
Слайд 14
Яга-дарительница дарит подарки и волшебные вещи, чтобы помочь героям сказок в дальнейшем пути.
Яга-советчица: Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью.
Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьём. -
Слайд 15
Заключение
Читая русские народные сказки, я анализировала образ Бабы-Яги. Во всех сказках она играет важную роль.
-
Слайд 16
Выводы
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы-Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о её сущности:
она ведает судьбой;
Она связана со смертью и потусторонним миром;
Она повелительница зверей и леса;
Она связана с воздушной стихией;
Она повелительница времени;
Она связана с огнём. -
Слайд 17
Моё исследование показало, что Баба-Яга – многообразный сказочный персонаж русских народных сказок. Её прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы-Яги в сказках имеет более глубокий смысл, нежили просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала русские народные сказки, узнала значение непонятных мне слов, провёла опрос среди обучающихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе-Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы-Яги.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
КОУ «Ларьякская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Творческий проект
«Сказочная героиня: Баба Яга. Кто она?»
Авторы исследования:Корба Никита
Гусейнова Севан
Ёгина Александра
Руководитель: воспитатель
Ибрагимова Гузаль Наильевна
с.Ларьяк 2017 г.
Содержание:
-
Введение
-
Цель
-
Задачи
-
Заключение
-
Источники
Тема проекта: «Сказочная героиня: Баба-Яга.Кто она?»
Учебное заведение: КОУ «Ларьякская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Класс: 2-4
Руководитель проекта :Ибрагимова Гузаль Наильевна
Тип проекта
-
Творческий
Методы, использованные в работе над проектом
-
Аналитический
-
Статистический
Форма представления проекта
-
Реферат
-
Презентация
Этапы исследования:
-
Сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги.
-
Чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных сказок; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги.
-
Анализ её поступков; составление таблиц.
-
Выводы по результатам исследования.
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки добрые, веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках ее образ очень разносторонний. Временами она — злобная ведьма — налетает похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. А что мы знаем о Бабе Яге и кто же она такая?( Слайд )
Слайд № 2 — песня
Гипотеза: мы думаем, что Баба Яга может быть разной. ( Слайд )
Цель: познакомиться с личностью Бабы Яги, раскрыть интересные факты об этой героине. Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла. ( Слайд)
Задачи( Слайд)
-
Познакомиться с русскими народными сказками для выбора тех произведений, в которых встречается Баба Яга.
-
Познакомиться с личностью Бабы Яги,
-
Узнать интересные факты об этой сказочной героине.
-
Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом.
-
Создать классификационную таблицу для выбора преобладающей роли Бабы Яги в сказках.
-
Изучить отношение детей и взрослых к сказкам и их мнение об образе Бабы Яги.
Методы исследования: (Слайд № )
1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).
2) Работа с Интернет- ресурсами.
3) Социологический опрос (анкетирование).
4) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).
Глава I. История возникновения образа Бабы — Яги
1.1 Откуда пришла Баба Яга
Отправившись на безкрайние просторы интернета, мы выяснили, что жила когда-то прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми волосами– Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. И были у неё прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Люди знали её как, Добросердечную Богиню-Покровительницу детей-сирот. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. (Слайд )
Мы обратились к различным словарям, чтобы дать точное определение. И вот, что нашли: (Слайд № )
-
«Толковый словарь Владимира Ивановича Даля» — «Яга – род ведьмы, злой дух под личиной безобразной старухи. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей».
-
«Толковый словарь Ефремовой» – Баба Яга мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (в русских народных сказках), недобрая, сварливая женщина.
1.2 Портрет Бабы Яги (Слайд)
Внешность Бабы Яги неприглядна. Это страшная сгорбленная древняя старуха с косматыми лохмами седых волос, крючковатым носом, железными зубами и длинными руками.
Возраст Яги точно не установлен: некоторые сказки утверждают, что ей от трёхсот до семисот лет, другие говорят – больше тысячи.
Живёт баба Яга отшельницей в дремучем лесу, в небольшой избушке на курьих ножках. В избе у себя баба Яга или лежит на печи, или прядет шерсть. Избушка бабы Яги не простая, а волшебная, могла поворачиваться вокруг своей оси, но почти всегда была обращена передом к лесу. Любому путнику было известно: чтобы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».
Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. (Слайд № )
Служат ей лягушки, черные коты, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом Бабы Яги во многих сказках является клубок. Кроме клубка баба Яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой: если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щётка – в огненную реку.
Из дома Баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы заметает.
Глава II. Практическая часть
Исследовательская работа строилась следующим образом: (Слайд № )
1. Была проведена оценка знаний обучающихся о героине русских народных сказок Бабе Яге.
2. Сделан анализ полученных данных.
3. Анализ характера Бабы Яги и характера современной женщины.
В анкетировании приняло участие 30 человек.
Сначала мы провели опрос среди учащихся, им было предложено ответить на следующие вопросы: (Слайд )
Кто такая Баба Яга?
Какой вы себе ее представляете?
Где она живет?
Чем занимается?
Дает ли добрые советы?
Может ли понимать язык зверей и птиц, повелевает ими?
Кто служит Бабе Яге?
-
Вымышленный персонаж-7
-
Ведьма колдунья- 6
-
Старая женщина в косынке с метлой- 13
-
В избушке на курьих ножках -13
-
Летает в ступе , страх наводит- 7
-
Не дает — 9
-
Нет — 6
-
Филины, вороны, гуси- лебеди — 11
С целью дополнительной информации, нами было проанкетированы взрослые. Им предложены были следующие вопросы. (Слайд )
1. Как вы относитесь к образу Бабы – Яги?
Положительно
Отрицательно
-
Баба Яга – это…
Вымышленный сказочный персонаж
Древнеславянская богиня
3. Какие ассоциации у вас возникают от образа Бабы – Яги?
Древняя старуха, колдунья
Нормальная старуха, которая знает жизнь
4. Выберите подходящие черты характера Бабы — Яги?
Вредная
Злая
Непредсказуемая
Странная
Мудрая
5. Что полезного может принести Баба — Яга
Наградить волшебством
Поддержать слабого
Пожалеть
Научить жить
Заставить думать
6. С какими природными стихиями символизируется Баба Яга…
ветры и вихри –
метели и бури –
7. Можно ли назвать современную деловую женщину Бабой – Ягой?
Да
Нет
Не знаю
По результатам опроса взрослого населения видим следующее: (Слайд )
Отношение к образу Бабы Яги
Положительно
100%
Отрицательно
Не знаю
Образ Бабы Яги выявленный из литературных источников
Вымышленный сказочный персонаж
90%
Нормальная старуха, которая знает жизнь
60%
Древняя старуха, колдунья
10%
Характерные черты Бабы Яги
Злость, вредность, непредсказуемость
70%
Мудрая, странная
30%
Возможная польза в современном мире
Наградить волшебством
10%
Заставить думать
70%
Женщина, которая может чему – то научить
20%
Можно ли назвать современную деловую женщину Бабой Ягой
Отрицательный ответ
30%
Положительный ответ
60%
Остались в сомнениях
10%
Далее прилагаем ответы взрослых. (Слайд № )
Мы с детьми анализировали образ Бабы Яги. Для этого они должны были прочитать около 10 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»– мы записали в таблицу. (Слайд № )
Название сказки
Место обитания Бабы Яги
Внешний вид
Волшебные вещи в сказках и др. чудеса
Животные, служащие Бабе Яге
Положительный или отрицательный персонаж
«Гуси-лебеди»
«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»
«…морда жилиная, нога глиняная»
Золотые яблочки
Мышка, гуси-лебеди
Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть
«Царевна-лягушка»
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»
«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»
Клубок
__________
Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)
«Баба Яга»
«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»
Баба Яга – костяная нога
Гребешок, полотенце
Кот, собаки, быки
Отрицательный, так как хотела съесть девочку
«Василиса Прекрасная»
«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»
«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»
Куколка, три всадника (белый, красный, черный);три пары рук
__________
Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)
«Марья- Моревна»
«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»
«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»
Волшебный платочек
Волшебные кони
Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Избушка на курьих ножках
Сидит седая старуха, прядет кудель
Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.
Лягушка
Положительный, так как помогла Андрею-стрелку
Таким образом, в прочитанных сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»).
Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Глава III. Анализ результатов исследования.
Кто же она Баба Яга или добрая Йогиня?
Баба Яга испытывает людей, наказывает их, дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, имеет костяную ногу, она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов. Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса. Баба Яга летает на ступе, она поднимает ветер помелом, а значит, она связана с воздушной стихией. Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Глава IV. Заключение.
В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, провели опрос среди учащихся и взрослых по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы Яги.
Еще многие поколения маленьких детей вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
ВЫВОД: (Слайд № )
Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле.
Без неё никуда. Баба Яга скорее волшебный помощник, просто помощь она осуществляет особую и по своему «по бабыягинскому».
Баба – Яга учит нас быть смелыми, добрыми,искать правду, Рассудительными, трудолюбивыми,не хамить – вот атрибуты победы, которыми делится с нами людьми , сказочная древняя богиня – Йогиня, в простонародии Баба Яга.
Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post154808448/
http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post172770133/
http://www.pvz.by/2010/08/03/почему-баба-яга-летает-в-ступе/
http://blogs.privet.ru/community/darin/52331802
http://ru.wikipedia.org/wiki/Баба-Яга
http://mithology.ru
http://www.zankovcom/lit—met3.htm — статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ – история и современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm — картинки по теме
http://welemudr.ru/?m=20110919 картинки по теме
http://myfhology.narod.rub/heroes/b/baba—yaga.htm — о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах