Этапы работы над сочинением в начальной школе

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся,

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Следует отметить, что применение групповой работы требует от учителя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

Я комплектую группы только тремя способами:

  1. По желанию
  2. Случайным образом
  3. По определенному признаку

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по … человек.
  • Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы.

Видов групповой работы много.

Например:

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Я использую лишь некоторые из них.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Игра основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.

На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.

Памятка «Правила работы в группах».

  • Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп.
  • Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
  • Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
  • Каждый ученик уважает мнение оппонента.
  • Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, поэтому хорошо начать урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. На уроке каждая группа, получая распечатанный свой круг домашних вопросов, совместно обсуждает выполненное домашнее задание. Под руководством консультанта сами ученики выбирают вопросы, которые они будут раскрывать, опираясь на текст. Предварительно ученик, получивший вопрос, знакомится с ответами на данный вопрос домашнего задания у участников своей команды, добавляя в случае необходимости изменения или дополнения в свой ответ. Роль учителя на этом этапе урока заключается в обеспечении режима «саморегуляции» в работе групп. Он наблюдает за подготовкой к ответам учащихся и может оказать помощь при необходимости, если у кого-то возникли трудности или вопросы. Подходя по очереди к каждой группе, учитель задает наводящие вопросы, рекомендует четче формулировать выводы, но не диктует, а лишь помогает ученику найти ответ. Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Он становится координатором, консультантом. У каждой группы на партах обязательно лежит памятка «Правила работы в группах», которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе. После 7-10-минутной подготовки в группах учеников к ответам они выступают перед классом. Публичное выступление каждого ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, конспектируя основные положения выступления (в 3-4 классах), дополняя и исправляя ответы и подводя итог. Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде. На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат «Листы учета работы ученика на уроке», ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с учителем оценки каждого члена группа. Учитель благодарит всех за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию.

Групповая работа как одна из форм отработки умений по решению ключевых задач

Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М.Поташник) – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития. Все они по очереди учатся исполнять определенную функцию в группе: «лидер», «слушатель», «исполнитель», «координатор», «делегат». Чтобы организовать активную познавательную деятельность каждого обучающегося, входящего в группу, можно ввести правило отчета за каждое выполненное задание с элементами игры или соревнования. Так, выполнив и обсудив задание в группе, один из членов группы может достать из коробки жетон, на котором написано: «Делегат», что обозначает отчет о выполненной работе или письменное решение задачи, жетон со словом «На доверии» предусматривает зачет задачи автоматически, без какого-либо отчета. При такой форме организации групповой работы дети учатся оказывать помощь друг другу, формируют личностные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива. Учителю следует следить за созданием доброжелательной рабочей атмосферы, когда дети ведут учебный диалог.

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  • Он может контролировать.
  • Организовывать.
  • Оценивать работу учеников.
  • Участвовать в работе группы.
  • Предлагать участникам разные варианты решений.
  • Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Все это заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:

  • Инициативный, любознательный; Искренний, доброжелательный;
  • Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;
  • Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;
  • Может оценивать свои и чужие поступки;
  • Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело

Ожидаемые результаты

ЕСЛИ Я:

  • вижу свою цель;
  • планирую её достижение;
  • выполняю задуманное;
  • делаю выводы из оценки сделанного, значит, я – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ.

Матиенко Элико Годердзевна, учитель начальных классов, МАОУ «Лянторская СОШ№7», Сургутский район, ХМАО-Югра

«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»

Слайд 2

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.

Задача:

  1. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

Слайд 3

Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности. Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию.

Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Слайд 4

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

Слайд 5

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Слайд 6

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Слайд 7

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).

Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Представленные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

Слайд 8

Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Приемы для формирования функциональной грамотности

Слайд 9

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма.

Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Слайд 10

Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма.

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.

Слайд 11

Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

— Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему?

Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Слайд 12

Прием «Ассоциации»

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.

Слайд 13

Способ «вхождения» в урок — прием «Отсроченная отгадка»

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Вопрос классу: С какой темой соотносятся эти слова? У учащихся возникают версии самые невероятные

Слайд 14

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» — приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы»

Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили — были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.

А И Ж М Н Щ Ы У Д О

Одни в группу сестры, вторые — брата.

Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

Слайд 15

Приём «Да — нет»

Этот игровой приём способен увлечь и маленьких, и взрослых. Можно использовать на уроках русского языка и литературы. Загадывается литературный герой, ученики, пытаясь найти ответ, задают вопросы. На них можно ответить только словами «да» — «нет». Вывод делают дети.

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? — да;

Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Слайд 16

Прием «Ложная альтернатива»

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?

  • Что растет не березе — яблоки или груши?

  • Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?

  • Кто быстрее плавает — котенок или цыпленок?

  • Столица россии — париж или минск?

  • Какие звери живут в африке — мамонты или динозавры?

Слайд 17

Приём «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Слайд 18

Приём «Я беру тебя с собой»

Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру мандарин.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой малину.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты?

Д: Он начинается с буквы «М»?

У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Слайд 19

Прием «Добавь следующее»

Хороший приём, который нацелен на развитие речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Слайд 20

Прием «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Однако, знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе. При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.

3.Учите детей учиться.

4.Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Желаю успехов в работе и грамотных учеников!

Спасибо за сотрудничество. Обучая других, учишься сам. Творческих успехов вам!

Этапы работы над сочинением в начальной школе
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Как делать проекты, от которых в восторге будут и ученики, и учителя?  Какова роль учителя в этом процессе? Какие типы проектов подойдут для «началки»?.  Отвечаем на эти вопросы вместе с экспертом курса Учи.ру «Проекты в начальной школе» кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юнонной Архиповой.

Что такое проектная деятельность

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. 

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Чем отличается от творчества

Творчество — это создание нового. В этом смысле оно, конечно, связано с проектной деятельностью. Но чтобы творчество «превратилось» в проект, необходимо:

  • определить цель;
  • четко представлять себе результат, который мы хотим получить;
  • проработать этапы реализации замысла;
  • выделить определенное количество времени на эту деятельность. 

Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная. 

Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования. 

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания. 

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях. 

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса. 

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Из каких этапов состоит проектная деятельность

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги. 

1. Определение проблемы

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять. 

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например: 

Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде. 

 2. Поиск способов решения проблемы

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт. 

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку. 

В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы. 

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы. 

3. Подведение итогов

Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. 

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту. 

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться. 

Что почитать по теме

  • Александр Горячев. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы).

Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.

  • Катерина Поливанова. Проектная деятельность школьников.

Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.

  • Нинель Пахомова. Проектная деятельность (серия книг).

Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками

  • Курс »Проектная деятельность» на Учи.ру. 

Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.


Материалы по теме:

  • Александра Теплицкая: «Если в школе проектируют, значит в ней есть жизнь»

  • Зачем нужны проекты на удаленке


Этапы работы над сочинением в начальной школе

20210413 vu tg sbscrb2

Класс: 4
Тема: Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев,
И. Бродский).
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с рождественскими рассказами и стихотворениями в родной литературе.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с творчеством Н.Шмелева и И. Бродского, изучить рассказ (фрагмент) Н.Шмелева «Рождество»; изучить стихотворение И. Бродского «Рождество», читать выразительно;
Развивающая: развивать умение выразительно читать стихотворение; развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, воображения, творческих способностей;
Воспитательная: воспитывать тёплое и бережное отношение к матери — самому дорогому человеку.

Этапы работы над сочинением в начальной школе

Предмет: Литературное чтение на родном языке

Класс: 4

Тема: Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев,

И. Бродский).

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить с рождественскими рассказами и стихотворениями в родной литературе.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с творчеством Н.Шмелева и И. Бродского, изучить рассказ (фрагмент) Н.Шмелева «Рождество»; изучить стихотворение И. Бродского «Рождество», читать выразительно;

Развивающая: развивать умение выразительно читать стихотворение; развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, воображения, творческих способностей;

Воспитательная: воспитывать тёплое и бережное отношение к матери — самому дорогому человеку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию Н.Шмелева и И. Бродского, знают рассказ Н.Шмелёва «Рождество»; умеют читать выразительно стихотворение И. Бродского «Рождество».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение; владеют приемами выразительного чтения, использовать речь для регуляции своего действия;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют известные знания и умения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем;

коммуникативные: умеют грамотно формулировать мысли в устной форме; аргументируют свою точку зрения; строят монологические высказывания.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формирование учебно-познавательной мотивации, уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле.

Средства обучения: презентация, компьютер, аудиозапись.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНО — ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Садитесь. Начнем наш урок.

-Ребята, какое сейчас время года?

-Какой праздник отмечают 7 января?

-Ребята, что вы знаете об этом празднике?

-А хотите узнать что-то новое?

-Надеюсь, сегодня на уроке вы узнаете много интересного о Рождестве в России.

Приветствуют учителя

Отвечают.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

— Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведем речевую разминку.

1. «Воздушный шарик»

На 4 счета делаем вдохи, «надуваясь» как воздушные шарики, потом медленно выдыхаем под счет (от 1 до 8).

2. «Выдох со счетом».

Сделайте глубокий вдох. На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

-Хорошо, ребята. Поработаем над пословицами.

-Наши предки в течение долгих лет отслеживали природные явления, поведение животных, а также действия и поступки людей в Рождество. Из этих многолетних наблюдений и складывались народные поговорки, прибаутки и пословицы, в которых заключен глубокий смысл. Рассмотрим некоторые из пословиц.

-Предположите тему нашего урока.

-Чтобы раскрыть тему урока, предположите цель.

-Для достижения цели, поставим задачи.

Выполняют дыхательные упражнения.

Работают над пословицами.

Высказывают мнения.

3.Подготовка к восприятию произведения

-Для решения первой задачи, работая в парах, изучите текст о творчестве Ивана Сергеевича Шмелева и ответьте на вопросы.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) – русский писатель. Все его творчество пронизано добротой к простому русскому человеку, ностальгией по красоте родной России.

Иван Сергеевич воспитывался в разумной строгости, послушании, почитании религиозных традиций.

В детстве очень любил читать, и все свободное время проводил за книгами. Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Свой первый рассказ «У мельницы» написал во время обучения в университете.

Широкую известность Шмелев приобрел после публикации повести «Человек из ресторана».

Иван Сергеевич не принял Октябрьскую революцию и смену власти, поэтому, как и многие писатели 20 века переехал во Францию.

Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье». Они отличались высокой поэтичностью, одухотворенностью, невероятно живым народным языком.

Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах.

Вопросы.

-Когда Иван Сергеевич начал проявлять писательские способности?

-Когда он написал свой первый рассказ? Как он назывался?

-В какую страну переехал писатель и из-за чего?

-Сколько раз номинировался на Нобелевскую премию?

-Познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Шмелева «Рождество», для этого прослушаем аудиозапись.

(Аудио)

-Какую задачу вы выполнили? Прочитайте.

Физкультминутка

Слушают рассказ.

Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Свой первый рассказ «У мельницы» написал во время обучения в университете.

Во Францию, из-за несогласия со сменой власти во время Октябрьской революции.

Дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе

Слушают аудиозапись.

Читают: познакомились с творчеством И. Шмелева и его рассказом «Рождество».

Проводят физкульминутку.

4.Аналитико-синтетическая работа над произведением

-Чтобы решить вторую задачу послушайте мой рассказ о творчестве Леонида Николаевича Андреева.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в памяти поэта и оказал влияние на его творчество.

Своё первое произведение написал в возрасте 18 лет. Он много читал и учился, на творчество его вдохновляло творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

Иосиф Александрович писал провокационные стихотворения, потому в России их не публиковали. В последствии из-за этого его отправили в ссылку заграницу, а именно в Финляндию. Там он продолжил своё творчество, публикуясь в местных журналах.

Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

-Проверим, как внимательно вы слушали. Ответьте на вопросы по содержанию.

-Познакомимся со стихотворение И. Бродского «Рождество». Однажды в возрасте 20 лет Иосифу Александровичу пришла мысль писать стихотворения на каждое Рождество.

-Разберем непонятные слова.

-Найдите в стихотворении олицетворение. (Что такое олицетворение?)

-Прочитаем стихотворение выразительно.

-Выполним словесное рисование. Какая картина предстаёт перед вами?

Разбирают:

Буран – сильная вьюга или метель.

Вздымали – поднимали.

Караваны – группа людей, путешествующих на верблюдах.

Отвечают: буран выматывал душу, выл ветер, звезда смотрела.

Читают .

Воображают, описывают.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Над какими произведениями мы работали на сегодняшнем уроке?

-Какие задачи мы решили?

-Оцените свою работу на уроке словами: отлично, хорошо, удовлетворительно.

— Запишите домашнее задание: прочитать о Рождестве.

Урок окончен.

Рассказ И. Шмелева «Рождество» и стихотворение И. Бродского «Рождество».

1. Познакомиться с творчеством И. Шмелева и рассказом «Рождество».

2. Узнать биографию Л. Андреева. Стихотворение «Рождество».

Оценивают деятельность.

Записывают домашнее задание.

Отметка: ________________________-

135701 618a53fd3c76b

-75%

Сохранить у себя:

Этапы работы над сочинением в начальной школе Конспект урока чтения по теме: : «Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев, И. Бродский)». (415.86 KB)

icon visionoff

icon visionon

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка для развития речи учащихся в начальной школе

Развитие речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Важнейшим качеством  речи является логичность, То есть  умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Именно с этим у большинства школьников возникают трудности.

Одним из средств, способствующих формированию развития речи у  учащихся начальной школы, является работа с деформированным текстом.

Деформированный текст — это искаженный текст: с нарушением последовательности изложения мыслей, с пропуском или искажением каких-то слов, предложений, без которых текст непонятен. На уроках русского языка и на уроках обучения грамоте используются такие деформированные единицы языка, как слова, предложения и текст.  

Виды работ с каждой деформированной единицей языка.

         Виды работы с  деформированными словами:

-восстановить слово:  мроковь – морковь;  локояб – яблоко;

-добавить буквы в начало слова:  .кола – школа,

-добавить буквы в конце слова:  огоро.,

-превратить одно слово в другое: ворона – ворота, карп-парк (можно заменять буквы, можно не заменять, а только переставлять местами).

Виды работы с деформированными  предложениями:

-восстановить предложение из группы слов,

-поменять слова местами,

-заменить слово, чтобы изменился смысл,

-исправить предложение, опять же заменив неправильно употреблённое слов,

-вставить слово, без которого смысл предложения неясен.

-досказать слово: Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния … (сверкнула).

Виды работы с текстом:

-восстановить деформированный план,

-восстановить деформированный текст, если в нём перепутаны части,

-восстановить содержание, если оно передано неверно,

-восстановить порядок предложений в тексте,

-восстановить предложения в соответствии с темой текста.

Значение работы с деформированным текстом заключается в том, что   умение восстановить его позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.

Такая работа уточняет, углубляет читательские переживания, формирует умения переносить мысли на другие тексты.

Также работа с деформированным текстом дается с целью  научить правильно  строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом оформлять восстановленный письменно. То есть обучает связной речи.

К приемам использования работы с деформированным текстом относятся такие приемы как:

1)»Найди неверное слово»

     Цель – формировать внимание к значению слов.

Возле  дома  на  дорожке

Воробьи  клевали  брошки.

Мал  соловей,  да  колос  велик.

2) «Лови ошибку»

   Цель: формировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения. 

Пример: Наступила осень. Солнечные дни чередуются с холодными, дождливыми. Подошло время осенних перелётов. Ласточки, скворцы, сороки, вороны собираются улетать на юг. Белка, лиса и медведь  меняют шубки на более тёплые и густые. На полях посеян хлеб. В садах собраны фрукты и овощи.

3) «Восстанови текст».

     Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

           Существует приём антиципация (лат. anticipatio) — это предвосхищение, предугадывание содержания. Это один из важнейших приёмов работы с текстом. При работе нам нужно угадывать содержание деформированных предложений  и текстов, так как в них слова и предложения расположены не по порядку. Угадали – нам легче восстановить порядок.

 При систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам — фразу, по начальным фразам — содержание текста.

Разновидности антиципации:

а) Прогнозирование содержания текста по названию.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Угадывание хода мысли автора при начале работы.

         Выполняя упражнения на антипацию, дети должны ответить на следующие вопросы:

— Как вы думаете, что произойдёт дальше?  

— Как будут развиваться события?

 — К какому выводу придёт автор?

Рекомендации для учителей начальных классов:

          1) Работа над деформированным текстом  будет более эффективной, если проводить ее систематически.

          2) Материал для работы с деформированным текстом должен быть  познавательным, соответствовать возрасту детей и теме урока.

          3) Необходимо вести работу не только с деформированным текстом, но и с другими деформированными единицами.

В завершении можно сделать вывод, что работа с деформированным текстом  имеет высокую эффективность при развитии речи на уроках русского языка, так как он помогает  обучать детей связно, последовательно и логично излагать свои мысли.

  • Этапы духовного возрождения героя рассказа шаламова сентенция
  • Эта странная женщина рассказ на дзен
  • Эталоном философского сочинения в период жизни и творчества канта был
  • Этапы написания сочинения в начальной школе
  • Этажом как пишется через о или через е